Порядок и сроки регистрации общественной организации. Что такое некоммерческая организация. Куда обращаться для регистрации общественной организации

Ликвидация некоммерческой организации - пошаговая инструкция 2018-2019 годов, которой посвящена наша статья. Мы расскажем обо всех основных действиях при ликвидации и особенностях, предусмотренных для НКО. Они касаются имущественных вопросов.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018-2019 годах

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия - формирование, состав, полномочия» .
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

НКО (некоммерческая организация) — это организация, которая не преследует цели извлечения максимальной прибыли из своей деятельности. Основные цели НКО — это реализация благотворительных, социокультурных и образовательных целей. Такие организации выполняют важные социальные функции и являются необходимыми для общества, его развития и прогресса. При этом существует несколько разновидностей таких обществ, которые необходимо учитывать при регистрации НКО. Об этом мы и поговорим далее.

В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

  • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
  • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
  • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
  • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
  • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
  • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
  • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
  • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
  • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
  • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
  • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

Кто может стать учредителем НКО?

Учредителями некоммерческих организаций могут быть:

  • физические лица граждане РФ или юридические лица;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые законно находятся на территории РФ (кроме случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством).

Кто не может быть учредителем и участником НКО?

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:

  • Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
  • Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
  • Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
  • Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  • Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.

Регистрация НКО: пошаговая инструкция

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Рассмотрим подробно процесс регистрации некоммерческих организаций.

Определение направления и целей работы

Производится подбор видов экономической деятельности в соответствии с законами РФ, целей, ради которых создается объединение. В отличие от коммерческих, НКО вправе заниматься не всеми видами деятельности, перечисленными в ОКВЭД.

Определение юридического адреса

По гражданскому законодательству регистрировать объединение нужно по месту нахождения его исполнительного органа. Работу НКО контролирует Минюст. Он может проверить юридический адрес. При обнаружении нарушений к организации могут применить санкции в виде штрафов, ограничений, обращения в суд для принудительной ликвидации.

Подготовка уставной документации

Уставные документы некоммерческой организации должны содержать следующие данные:

  • полное наименование НКО;
  • характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
  • юридический адрес организации;
  • цель и задачи;
  • особенности управленческой политики;
  • права и обязанности учредителей и членов;
  • данные о представительствах и филиалах (если они есть);
  • правила приема и выхода из объединения;
  • особенности изменения учредительной документации;
  • регулирование вопросов собственности НКО.

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Подготовка заявления

Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:

  • личные данные заявителя;
  • его контактные данные;
  • место жительства.

Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.

Оплата государственной пошлины за регистрацию НКО

По налоговому законодательству при регистрации НКО оплачивается пошлина. По законодательству предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Размеры госпошлины за регистрацию НКО

  • Некоммерческие организации — 4000 рублей
  • Политические партии и региональные отделения политических партий — 3500 рублей
  • Общероссийский общественные организации инвалидов — 1400 рублей
  • Внесение данных в госреестр саморегулируемых организаций — 6500 рублей

Перечень необходимых документов

Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:

  • учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах
  • решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра
  • паспортные данные учредителей – 2 шт.
  • данные о территориальной принадлежности организации , подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия)
  • заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.

Подача документов и следующие шаги

Последующие шаги выглядят так:

  • Представление документов в Минюст. Полный перечень нужных бумаг приведен в Законе. Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
  • Получение свидетельства.
  • Получение кодов статистики. Обратиться в Росстат может учредитель или его представитель по нотариально заверенной доверенности. Нужно представить свидетельство, выписку из ЕГРЮЛ и написать соответствующее заявление.
  • Учет в фондах. НКО обязана встать на учет в пенсионном, медицинском фондах и соцстрахе.
  • Изготовление печати.
  • Открытие счета . Объединение подбирает банк и открывает в нем расчетный счет. Он потребуется для осуществления безналичных расчетов.

Сроки принятия решения

Согласно практике, сроки регистрации НКО в Минюсте составляют не более 30 рабочих дней .

Если все документы в порядке и причины для отказа в регистрации НКО отсутствуют, Минюст или его территориальное отделение принимает финальное решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения пакета документов.

После этого сведения и документы направляются в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

На основании полученных данных в течение 5 рабочих дней сведения о новом НКО вносятся в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС сообщает об этом в Минюст, который в свою очередь не позднее трех рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации его некоммерческой организации.

Отказ в регистрации НКО

Причины отказа

Самые распространенные причины, по которым может быть отказано в регистрации НКО:

  • учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием
  • наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан
  • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган
  • если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с федеральным законом
  • в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.

Что делать в случае отказа

В случае если получен отказ в регистрации некоммерческой организации, у учредителя НКО есть выбор: согласиться с принятым решением или добиваться его изменения.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не запрещает повторно подавать документы для госрегистрации при условии, что устранены основания, вызвавшие отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О некоммерческих организациях».

Особенности регистрации АНО (автономной некоммерческой организации)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум - 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Особенности перерегистрации некоммерческой организации

Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.

В статье будет раскрыта основная информация, касающаяся регистрационного процесса предприятий некоммерческого типа.

Каким образом происходит процесс, необходимые документы и куда обращаться в этих случаях – далее. Любая деятельность организаций должна быть зарегистрирована.

Некоммерческие типы предприятий не стали исключением. Самостоятельно регистрируя такой тип организации, можно столкнуться со множеством проблем.

Процесс этот нелегкий, требует внимания и ответственности. Важно знать некоторые моменты и особенности регистрации.

Основные сведения

Организации некоммерческого типа пользуются спросом у юридических лиц из-за своего правового статуса, особенностей открытия и порядка регистрации.

От коммерческих отличаются тем, что организации некоммерческого типа не считают своей целью извлечь прибыль из деятельности. Они могут преследовать и другие цели.

Открывать подобное предприятие могут как гражданские лица, так и юридические. Обладает следующими правами:

  • открывать банковский счет как в Российской Федерации, так и за ее пределами;
  • иметь печать, на которой содержится название организации;
  • создавать бланки, штампы, эмблему.

Имущество формируется благодаря:

  • вкладам участников организации;
  • пожертвованиям, взносам благотворительного характера;
  • выручке от товаров;
  • доходам от деятельности, процентам.

Организации некоммерческого типа могут открываться в любой форме:

  1. Потребительский кооператив.
  2. Группировка общественного типа.
  3. Организация духовного характера.
  4. Фондовый Фонд.
  5. Агентство.
  6. Некоммерческое партнерство.
  7. Независимая организация.
  8. Объединение лиц юридического типа.

Более подробная информация о каждом типе будет приведена далее.

Необходимые понятия

Некоммерческая организация – тип предприятия, целью которой не является извлечение дохода и распределение его между участниками.

Создаются такие организации для достижения целей культурного, благотворительного, образовательного характера.

Они призваны удовлетворять потребности людей, защищать их права и интересы, оказывать помощь в решении конфликтов.

Созданной такая организация считается с момента регистрации. Срок деятельности ее неограниченный, она должна иметь собственный капитал и .

Внебюджетный фонд Фонд финансовых средств, который формируется вне бюджета государства. Цель – реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, страхование различных типов, помощь медицинского характера
Пошлина от государства Сбор денежных средств, которые взимаются официальными органами государства. Размер ее устанавливается законодательством
Министерство юстиции Исполнительный орган власти, функции которого заключаются в выработке и реализации политики государства, регулировании прав
Пожертвование Поступление денежных средств от тех лиц, которые не являются основателями НКО. Это также могут быть ценные бумаги, вещи или предметы
Смета Документ, содержащий информацию о стоимости выполненных организацией программ, доходах и расходах

Разделение на виды

Неторговая организация может открываться в любой форме, если это не перечит Закону.

Законодательство Российской Федерации допускает такие типы НКО:

Религиозная организация Это не вынужденная группировка граждан, направленная на удовлетворение всех нематериальных потребностей. Такой тип создан для того, чтобы достигать цели нематериального характера
Фонд Организация, которая не имеет участников. Создается благодаря добровольным взносам имущественного типа. Преследует социальные цели, духовные, благотворительные
Потребительский кооператив Объединение граждан или юридических лиц на добровольной основе. Капитал формируется благодаря взносам, которые могут вносить все лица, достигшие 16-ти лет. Из документов у организации имеется Устав, который принимает высший орган – собрание всех учредителей
Учреждение Создается собственником в целях управленческой, культурно-социальной и прочих функций. Финансируется организация им же. Собственником может быть лицо физического или юридического типа, держава, образование муниципального характера. Учреждение может создаваться несколькими собственниками
Ассоциация или союз В организации такого типа объединяются частные или юридические лица. Представляют они собственные интересы, выполняют полезные для общества функции
Автономная организация некоммерческого типа В автономной некоммерческой организации объединяются граждане различных слоев с целью оказания услуг населению в сферах, которые играют для них роль и оказывают влияние
Партнерство В такие организации объединяются, юридические лица, предприятия. Оказывают услуги по защите прав людей, оказанию помощи различного характера

С какой целью создаются

Организации некоммерческого типа имеют множество целей. Основные из них:

  • охрана здоровья населения;
  • защита прав и интересов незащищенных слоев граждан;
  • развитие физической культуры, спортивных достижений;
  • разрешение спорных вопросов, конфликтных ситуаций;
  • оказание помощи юридического, медицинского характера;
  • благотворительность;
  • другие цели, способствующие достижению благ населения.

Действующая законодательная база

Носит оно название «О мерах реализации положений законов, регулирующих деятельность НКО».

Важно учесть тот момент, что квитанция должна содержать имя того человека, который подает документы. Еще одна причина отказа – неправильно оформленный .

Какие нужны документы

После принятия решения об открытии организации неприбыльного типа в течение трех месяцев необходимо подать документы, которые включают в себя:

Все документы подаются в 2-х экземплярах – оригинал и его ксерокопия.

Куда обращаться

Осуществить регистрацию организации некоммерческого типа может только Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган.

Сделать это нужно не позднее 3-х месяцев с момента принятия решения об открытии НКО.

Внебюджетные фонды

Это необходимо для осуществления предоставления отчетности по ведению бухгалтерии. Если предприятие не осуществит постановку на учет, то на него налагается штраф.

Видео: регистрация юридических лиц

Также в процессе своей деятельности организация некоммерческого типа обязана извещать внебюджетные фонды обо всех изменениях.

После этого фонды выдают организациям извещения, которые подтверждают факт регистрации.

Взыскание госпошлины

Перед процессом регистрации необходимо уплатить государственную пошлину. Размер ее составляет 4 тысячи рублей.

Выдача свидетельства

После предоставления пакета документов Министерство Юстиции Российской Федерации в течение месяца выдает свидетельство. Оно дает гарантию того, что организация некоммерческого типа прошло регистрацию.

В данном документе упоминается название организации, место ее расположения, а также присваивается код – номер регистрации.

Если нужно внести изменения

Внесение поправок является распространенным среди учредителей некоммерческих предприятий.

Чтобы внести изменения, понадобятся такие документы:

  • ксерокопия свидетельства в реестре об изменениях;
  • выписка из него;
  • договор организации, Устав;
  • документ, подтверждающий постановку на учет в органы налоговой инспекции;
  • данные об учредителе НКО.

Подаются ксерокопии всех перечисленных документов. Также необходимо указать данные о всех поправках. Если меняется генеральный директор, то изменения в документах не отображаются.

Если планируется изменить Устав, то необходимо будет предоставить новый образец. Также изменения вносятся при смене личных данных учредителя, вида деятельности.

Особенности создания общественных организаций в Москве

Особенности следующие:

Создание Для этого необходимо не меньше трех лиц о типа. Также могут входить и юридические лица
Членство Члены такой организации не вправе претендовать на долю имущества. Также они не отвечают за обязательства организации. Количество участников не ограничено. Учредительный документ – Устав. Взносы членов общества не подлежат уплате налогов
Управление Высший орган – конференция или собрание. При исключении участника из общества нет необходимости менять учредительные документы
Территориальное деление Организация может быть общероссийской, региональной, межрегиональной и местной
Регистрационный процесс Осуществляется Министерством Юстиции. Законом предусмотрен срок регистрации в Минюсте – 45 дней. После регистрации необходимо встать на учет в налоговую службу и все внебюджетные фонды
В названии должны отображаться вид деятельности Расположение и правовая форма

При открытии общественной организации необходимо учитывать требования, которые устанавливает Законодательство.

Таким образом, процесс открытия и регистрации организации некоммерческого типа – нелегкий.

Прежде чем приступить к нему, необходимо ознакомиться с нормативной базой. Пакет необходимых документов предоставляется в органы Министерства Юстиции в течение месяца.

Основная цель таких организаций не носит материальный характер. Она направлена на достижение благосостояния населения.

Здравствуйте друзья! Разговор пойдет об НКО - Некоммерческих организациях. Мы постоянно регистрируем и сопровождаем НКО (более 200 в год), это наша главная специализация и любимая работа. На просторах интернета по теме создания НКО полно старой, не профессиональной и банально устаревшей информации. Если Вас интересует тема связанная с оформлением в 2018 году и дальнейшей работой НКО, тут Вы найдете ответы на главные вопросы. Или узнаете ответы, которые обязательно надо знать.

Вот список вопросов людей, которые задумались об оформлении НКО:

НКО - что это и нужно ли оно мне? В чем суть НКО?

Некоммерческие организации следуя из названия являются организациями, цель которых, некоммерческая деятельность в определенных направлениях. У НКО нет бенефициаров или собственников, которые получают проценты, доход или дивиденды. НКО не может иметь в целях ведение предпринимательской деятельности, действует в некоммерческом поле по направлениям, которые закон четко описывает.

Если проще НКО действует в области: образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, экологии, благотворительности, защиты законных прав и свобод и.т.д. Все эти виды деятельности являются социально-ориентированными и полно прописаны в статье 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Некоммерческие организации подчиняются двум главным законам, Закон о некоммерческих организациях и ГК Глава. А главным контролирующим органом является Министерство юстиций.

НКО имеет также ряд преимуществ. Она действуя в некоммерческом поле, во многих случаях, имеют преимущество перед коммерческими организациями. Часто поступления полностью освобождаются от налогообложения. Имеет преимущество при взаимодействии с государственными органами. Возможность участие в грантах и получение государственной поддержки выделенных специально для НКО. Получение площади от государства, например офисной или спортивной, для реализации своих целей. Наличие социального вычета НДФЛ, который могут получить физические лица спонсирующие некоммерческие организации.

По сути цели государства и НКО часто совпадают, например развитие науки или спорта. И если Некоммерческая организация добивается в своей деятельности успехов, то в интересах государства помочь ей, через гранты, премии или субсидии. Это в свою очередь помогает некоммерческим организациям реализовывать свои программы.


Особенности некоммерческих организаций и какие они бывают?

Следствием отсутствия собственников НКО, является то, что всё имущество Некоммерческой организации принадлежит только ей. Фактически управлением занимается Руководитель, которым может называться председателем, директором, президентом или как либо еще. Главное, что Руководителя выбирают члены НКО, все члены равны, и ограничивать кого либо из членов законом запрещено.

Важно сказать, что видов НКО довольно много. Разделить их можно по двум главным признакам. Первый - место регистрации, куда подается пакет документов на регистрацию и в дальнейшем изменения в уставных документах. Это Федеральная налоговая служба или Минюст. Второй признак - основана ли организация на членстве. Когда Вы создаете НКО не основанную на членстве, это Ваш проект, и Вы имеете возможность его контролировать, вкладывая в него ресурсы и силы. В основанной на членстве НКО это сделать очень сложно, Вы, по сути, являетесь инициатором проекта, который в будущем будет развиваться силами и видением многочисленной группы людей. Удержать управление можно лишь оставаясь лидером движения и своим авторитетом.

1 Группа. Регистрируемые в Минюсте не основанные на членстве:

  • (Автономная некоммерческая организация)

2 Группа. Регистрируемые в Минюсте основанные на членстве:

  • Казачьи общества

3 Группа. Регистрируемы в ФНС основанные на членстве.

  • Потребительские кооперативы

4 Группа. Регистрируемы в ФНС не основанные на членстве.

  • Государственные учреждения
  • Казенные учреждения
  • Муниципальные учреждения

Важно сказать, что очень сложно, вернее в большинстве случаев невозможно. Проще учредить новую НКО. Ответственно подойдите к выбору формы НКО.

Что необходимо для создания Некоммерческой организации?

Необходимо ответить себе на несколько главных вопросов и иметь необходимые документы.

Необходимо определиться, в какой некоммерческой области Вы будете действовать и главное как вы будете реализовывать свои цели.

Ответив на первый вопрос, Вы сможете определиться с формой НКО, которую Вам необходимо создать.

В зависимости от формы, Вам потребуется минимум от одного до трех паспортов учредителей.

Определиться с составом органов управления НКО, их должности и копии паспорта.

Полное и сокращенное название Вашей будущей НКО.

Иметь данные для юридического адреса, это может быть офис (Гарантийное письмо от собственника офиса) или домашний адрес одного из учредителей (при условии, что он владелец квартиры).

4000 рублей на государственную пошлину

Примерно 3600 рублей на услуги Нотариуса.


Пошаговая инструкция действий для регистрации НКО.

Вы решили создать НКО, и первый вопрос с чего начать:

Для регистрации необходим как минимум один учредитель, в некоторых формах два, но необходимо три человека в обязательный коллегиальный орган управления. Т.е. один человек может быть учредителем, руководителем и членом коллегиального органа управления и еще двое только членами коллегиального органа управления. Все главные вопросы решает именно коллегиальный орган управления, а не учредитель.

- Выбираем название для нашей НКО.

Вопрос сложнее, чем Вам может показаться. Во первых, наименование должно быть уникальным. Во вторых состоять из трех частей: организационно-правовой формы, отражением характера вашей деятельности, само название. Например: АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ И ИССКУСТВА "ЗАРЯ", как видите оно состоит из трех обязательных частей. Название должно определять характер вашей деятельности, как следствие ваши цели и состав будущего Устава. Отсюда следует важное ограничение, фактически названием будут определены виды вашей деятельности и заниматься всеми социально-ориентированными видами деятельности вы не сможете. Например спортивная организация не сможет заниматься экологией. Также нельзя просто так международный, всевозможные названия органов государственной власти, другие формы (фонд, союз, ассоциация) и т.д. Не допускаются иностранные символы и слова. Если используется редкое название или малоизвестное русское слово, лучше приложить пояснительное письмо с его описанием. Не каждый знает что такое Фарахруд, в том числе сотрудники Минюста, которые могут принять его за иностранное слово.

- Определяемся с юридическим адресом.

Юридический адрес является официальным местом нахождения организации, и регистрация АНО происходит по месту нахождения юридического адреса. Так где его взять? Есть несколько путей.

Самый простой способ, юридический адрес предоставляет один из учредителей на свою квартиру, обязательное условие, квартира должна быть в собственности. Если в собственности доля, то обязательно согласие остальных участников.

Второй способ - юридическим адресом будет офис по договору аренды, т.к. организация еще не создана, собственник офиса выдает Вам гарантийное письмо, что заключит с вами договор аренды и согласен с тем, что там будет юридический адрес организации.

Существует на практике третий способ, самый сомнительный - "покупка юридического адреса", собственник предоставляет Вам гарантийное письмо, но после регистрации обеспечивает Вам лишь почтовое сопровождение организации. Это дешевле чем снимать офис, но идти по этому пути стоит только с проверенными партнерами. Можно попасть на " черный-резиновый" адрес и получить отказ в Минюсте или после оформления НКО иметь возможности открыть расчетный счет.

- Оформление документов для подачи в Министерство юстиции.

Далее самый сложный этап. Оформление пакета документов для регистрации НКО. Этот пакет документов подается в региональный Минюст, не путать с Минюстом России. Например в Москве, это Минюст Москвы. Минюст по Московской области находится тоже в Москве.

Минимальный пакет для регистрации состоит из:

  • Устав 3 экземпляра
  • Решение (Протокол) 2 экземпляра
  • Заявление заверенное нотариусом - 1 экземпляр
  • Заявление подписанное заявителем - 1 экземпляр
  • Квитанция об уплате госпошлины (оригинал)

Отдельно хотелось бы уделить внимание Уставу НКО.

Устав должен отражать именно ваш характер деятельности, цели и задачи организации, виды деятельности. Все эти пункты формируются в согласии с наименованием организации! В Уставе указывается: Наименование некоммерческой организации, место нахождения, цели и предмет деятельности, сведения о филиалах и представительствах. Также устав определяет порядок внесения изменений, реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, порядок контроля деятельности организации.


Процедура регистрации НКО в Минюсте

Процедура регистрации НКО в Министерстве юстиции в корне отличается от регистрации ООО. Сама регистрация состоит из четырех этапов, и часто Вы можете слышать только сроки некоторых, что вводит людей в заблуждение.

Скажу проще, полный срок регистрации, с момента подачи документов в Минюст, занимает не меньше 1,5 месяца. И эти полтора месяца состоят из пяти этапов, в которых принимают участие минимум 4 человека. Это одна из причин, почему ускорить регистрацию очень сложно, и если у вас это получится, это будет всего несколько дней. Опишу эти этапы:

1. Подаются документы в Министерство юстиции, принимает их в окошке "специалист на приемке".

  • Первый вариант "Отказ" в регистрации, с этим все понятно. Все с начала, повторная оплата государственной пошлины и почти всегда повторные затраты на Нотариуса.
  • Второй вариант "Доработка", если присутствуют незначительные замечания по Уставу, специалист звонит заявителю по указанному в заявлении номеру и просит внести изменения. Важно, если пропустите звонок и не найдете своего специалиста сегодня, завтра будет отказ!. Так, что лучше узнать назначенного специалиста и его телефоны заранее. Соответственно повторные расходы на нотариуса и пошлину не возникают. После "Доработки" экспертиза может занять опять 3 недели, и сроки регистрации резко увеличиваются.
  • Третий вариант положительное решение, УРА. Но это только середина пути.

3. Минюст сам отправляет пакет документ в ФНС (Налоговую), идут они около недели.

4. Документы проходят проверку в ФНС, она не такая строгая как в Минюсте. И тут решений может быть только два. Положительное или отрицательное решение. Если отрицательное, то вы попадаете в начало пути. В случае положительного решения присваиваются регистрационные номера ИНН и ОГРН, с внесением в единый реестр юридических лиц. С этого момента НКО существует. Вы можете взять выписку из ЕГРЮЛ и на основании нее совершать некоторые действия.

5. Документы созданной организации еще неделю едут обратно в Минюст.

6. Минюст получив документы из ФНС, выпускает дополнительно Свидетельство о регистрации некоммерческой организации. Важно сказать, что это свидетельство подписывает лично начальник Минюста. В связи с чем этот этап может легко растянусь с одной до двух или трёх недель, и любые взывание к совести специалиста в "окошке" или на телефоне, ситуацию не изменят. Он просто не осмелится доложить ваше недовольство высшему руководству.

Получив пакет документов в Минюсте обязательно проверьте, не допущено ли ошибок при внесении основных данных в ЕГРЮЛ, например в Ф.И.О. учредителей и руководителей, адресе, названии, и.т. д.

Потом изготавливаете печать, это сделать обязательно. Освобождены от печатей могут быть только ООО и ИП. И обязательно получаете в РОССТАТЕ (Статистике) "Уведомление" с кодами статистики.

Собираем, что получилось в красивый пакет и открываем расчетный счет в понравившемся нам банке. Делает это руководитель и лучше это сделать сразу. Без расчетного счета НКО редко может существовать, и с течением времени делать это становится все сложнее. НКО без расчетного счета, это вообще отдельная статья для разговора.

Расходы связанные с регистрацией НКО.

Пройдем по мере возникновения. После незначительных расходов связанных с подготовкой документов, бумага и чернила. Идут нотариальные расходы и составляют минимум 3500р, если у нас 1-2 учредителя. Далее государственная пошлина составляет 4000р., которую необходимо оплачивать в банке по квитанции. Расходы связанные с открытием расчетного счета составляют примерно 2-3 т.р., надо заметить, что в государственных банках цены выше чем в коммерческих, но и надежность их не вызывает сомнений. Учтите, что при отзыве лицензии у банка, организация в 95% случаев теряет свои денежные средства на расчетных счетах.

Отдельно хотелось бы сказать. После создания организация будет нести постоянные расходы связанные с ведением расчетного счета 1-3,5 т.р. в зависимости от банка. А также ведение бухгалтерского учета НКО достойным бухгалтером выйдем минимум в 2000р в месяц.

Правила работы и обязанности НКО.

Эта тема очень объемная, постараемся разобрать соответственно три главных вопроса:

  1. Где может работать НКО?
  2. Кто контролирует работу НКО?
  3. Принцип деятельности НКО.

Где может работать НКО?

В Уставе любой НКО прописывается территориальная сфера деятельности, если попроще - это те регионы в которых НКО может действовать. По умолчанию главным регионом будет тот, в котором находится Ваш юридический адрес. В дополнительных регионах НКО действует на основании филиалов или отделений. В зависимости от формы НКО, можно открыть отделения, филиалы или одновременно оба этих вида. Важно сказать, что для каждой формы расширение территориальной сферы деятельности реализуется по разному. Об этом необходимо читать отдельно. Я обозначу в чем их отличие.

Филиалы это независимые структурные единицы со своими регистрационными данными и расчетными счетами в банках. Их создание приводит к новой редакции устава НКО. Структура организации и принцип управления при наличии филиалов полностью меняется. Филиалы открывают например АНО.

Отделения создаются внутренними документами, не приводят к созданию новой редакции устава и не приводят к коренным изменениям в НКО. Но не во всякой форме НКО, возможно открытие отделений. Отделения например можно открыть в Общественной организации.

Есть формы, которым территориальный признак не так важен, например фонды. Фонды по своей сути, собирают и распределяются средства. Их деятельность построена на содействии или совместной реализации социальных проектов с другими НКО. У них как правило, просто нет необходимости в филиалах или отделениях. Они отлично достигают своих целей, опираясь на один единственный регион, перераспределяя собранные ресурсы.

Отдельно нужно сказать про Общероссийские организации и НКО, которые Просто так, его использовать нельзя, для каждой формы НКО существуют свои правила. Для общественной организации, это действие на территории более 43 регионов России, например открытие более 43 отделений. Для Ассоциации (союза), это срок деятельности более 5 лет, более трети регионов и уникальная деятельность, которую еще надо доказать.


Международный статус и использование соответствующего названия. Для этого надо сделать три шага. Создать НКО. Потом создать представительство вашей НКО в другой стране по её законам. Третий шаг, имея все документы на созданное представительство, подать документы в МИНЮСТ РОССИИ на новый устав, наименование и статус. Часто спрашивают, как создать "ВСЕМИРНУЮ НКО", ответ никак, сделать это невозможно и понятия такого в законе нет.

Кто контролирует работу НКО?

Деятельность НКО несколько сложнее, чем деятельность коммерческих организаций. НКО контролирует в основном Минюст и Налоговая (ФНС). Принцип и цели контроля сильно у них отличается. Если описывать все тонкости не хватит и книги, но главные принципы, постараемся обозначить.

Минюст контролирует, соответствует ли деятельность НКО, закону о некоммерческих организация. Проверяется соответствует ли деятельность НКО её уставу и правомерно ли расходуются средства. Именно Минюст принимает жалобы на деятельность НКО и принимает решение о её принудительной ликвидации. Ежегодно получает отчетность от НКО о подтверждении деятельности, основных финансово-экономических показателях и составе органов управления. Проверяет целевое использование полученных денежных средств и законность их использования в рамках некоммерческого поля. По сути Минюст несет надзорную функцию, в случае несоответствия, выносит предписание устранить недочеты или ликвидирует НКО.

Налоговая (ФНС) исполняет несколько другие функции. Все НКО, в рамках своего устава, могут заниматься деятельностью приносящий доход, которая облагается налогами. В налоговую ежеквартально предоставляются отчеты и декларации. На основании отчетности и анализа состава операций расчетного счета, ФНС проверяет правильность начисления и уплаты налогов. Другими словами ФНС исполняет фискальные функции контроля. И в случае выявления нарушений штрафует НКО, блокирует расчетные счета, требует пояснений от руководителя, если данные были предоставлены неполные, противоречивые или недостоверные.

Также всеми НКО отчетность предоставляется в ПФР, ФСС и РОССТАТ, даже в том случае, если деятельности или сотрудников НКО не имеет.

Принцип деятельности НКО

После создания или ежегодно НКО проводит общее собрание членов. На этом собрании в рамках устава НКО, определяется план развития НКО в текущем году. Проще говоря, члены решают главные принципы и цели деятельности их НКО, определив цели следующего года, возможно разработав определенную программу. Возможно определяется механизм реализации социально-ориентированных мероприятий.

Второй важный вопрос, как заданные цели будут достигаться, за счет каких средств. Определяются приорететные источники формирования поступлений. Соответственно для привлечение денежных средств, могут быть запланированы мероприятия и акции, например приуроченные к праздникам или торжественным датам. Возможно главным источником средств предполагается деятельность приносящая доход, и необходимо описание развития этого направления.

Третий вопрос, это смета на текущий год. Определив, цели некоммерческой организации и источники за счет которых, они будут реализовываться. Члены собрания формируют смету с планируемыми размерами поступлений по каждой статье и их целевое использование на планируемые цели. Важно сказать, что смета не должна точно исполниться в течении года, это лишь план. По итогу года, составляется фактическая смета, члены собрания изучают сметы планируемую и фактическую, с тем чтобы учесть опыт прошедшего года и иметь возможность качественнее спланировать следующий год.

Хотелось бы заметить, что сметы в НКО может и небыть вовсе, т.к. финансовые операции отсутствую полностью, а уставная деятельность, цели и задачи, полностью реализуются. Например Общественная организация действует за счет своих членов и волонтеров, которые безвозмездно действуют или за свой счет, полностью реализуя цели по просвещению и консультированию населения о его правах. Как видите финансовые операции могут быть минимальны или даже полностью отсутствовать.

Отдельно замечу, что налогами в основном облагается деятельность приносящая доход (доход от реализации товаров и услуг), которая является источником формирования поступлений НКО. Получать доход, допустимо только в рамках тех видов деятельности, которые есть в уставе (записать чисто коммерческие виды деятельности в устав, как торговлю, агенские услуги, строительство зданий и сооружений и т.д. Минюст Вам не даст при регистрации или изменениях). Сама по себе эта деятельность не может быть целью НКО. Исключением является построение деятельности некоторых АНО. Когда они осуществляют деятельность приносящюю доход, например предоставление услуг по занятиям спорту, а секции по себестоимости. Не получая какого либо финансового результата, АНО сразу же исполняет свою главную уставную цель - развитие спорта, т.е. цели у такого АНО не меняется, это развитие спорта, просто получается, что и уставная деятельность и деятельность приносящая доход, сливается в исполняются пораллельно.

Заключение.

Здесь были описаны основы знаний о некоммерческих организациях, которые надо знать каждому, кого интересует эта тема. Отдельно по каждой форме НКО, у нас есть свои разделы, также стоит ознокомиться с развернутыми статьями по вопросам, которые здесь подняты в общих чертах.

Если у Вас есть, что сказать, пишите в комментариях, с радостью ответим.

Также оставляйте ниже свои комментарии, обсудим вместе.

Для многих граждан становится все более актуальной информация о том, как выглядит регистрация некоммерческой организации. Инструкция, при помощи которой можно открыть любую НКО, достаточно проста, но при этом сопряжена с некоторыми важными нюансами, достойными внимания. Подобные сведения важны по той причине, что много социальных задач и других проектов можно реализовать при помощи именно такой формы неприбыльной структуры.

Некоммерческая организация: регистрация

Под структурой подобного типа стоит понимать организацию, деятельность которой не сосредоточена на получении прибыли и не подразумевает распределения финансовых средств между ее участниками.

Что же может рассматриваться в качестве основной цели создания? Ответ на этот вопрос имеет несколько граней:

Достижение образовательных, культурных, управленческих, благотворительных и научных целей;

Развитие спорта и физической культуры;

Охрана здоровья граждан;

Защита законных интересов и прав как организаций, так и конкретных людей;

Оказание юридической помощи;

Разрешение споров и конфликтов;

Любые другие цели, ориентированные на достижение общественных благ.

Виды некоммерческих организаций

Перед тем как открывать любую организацию, которая не ориентирована на получение прибыли, нужно определить тот факт, чему именно будет посвящена ее дальнейшая деятельность.

Принять верное решение поможет перечень организационно-правовых форм, которые разрешены российским законодательством. Это:

Потребительские кооперативы;

Учреждения;

Объединения юридических лиц (союзы и ассоциации);

Религиозные и общественные объединения.

Важно изучить все вышеприведенные виды структур и сделать верный выбор, поскольку порядок регистрации некоммерческих организаций подразумевает отражение в уставе всех видов деятельности, которые будут осуществляться в будущем.

Общая схема действий

Изначально стоит отметить, что все действия, которые направлены на создание неприбыльной структуры, должны соответствовать требованиям, описанным в административном регламенте РФ.

Сама же пошаговая регистрация некоммерческой организации выглядит следующим образом:

Подготовка необходимых документов, их последующее подписание и ;

Заверение заявления о регистрации юрлица у нотариуса;

Предоставления собранной и заверенной документации в местный орган Министерства юстиции РФ;

После рассмотрения регистрирующий орган принимает решение;

Постановка на учет в налоговой инспекции той организации, которая была зарегистрирована;

Получение документов, которые будут являться официальным подтверждением государственной регистрации НКО.

Алгоритм, согласно которому происходит государственная регистрация некоммерческих организаций,дает возможность выступать в качестве заявителя как руководителю юридического лица, так и учредителю самой организации.

Более подробно о сроках

Если попытаться разобраться в том, сколько придется ждать решения от регистрирующего органа, то изначально стоит отметить, что количество дней в этом случае напрямую зависит от типа организации.

Если речь идет о структуре с религиозным контекстом, то актуальный срок будет определен только после проведения соответствующей государственной экспертизы. В итоге ждать придется либо месяц и 3 дня, либо в два раза дольше. Когда приходится регистрировать общественные объединения, Минюст будет думать 33 дня, а вот для основания политических организаций нужно ждать на трое суток меньше - 30.

Если создается любая другая некоммерческая организация, регистрация продлится 17 дней.

Для того чтобы поставить новую структуру на учет в налоговой службе, также потребуется время. Если говорить более конкретно, то от 2 до 4 недель.

Что касается общего последующей постановки на учет, то он будет равен приблизительно 2 месяцам. Причем в этот период ожидания не входит время, которое необходимо потратить на подготовку документации.

Тем, кто намерен регистрировать огороднические, дачные, садоводческие некоммерческие объединения и потребительские кооперативы, можно облегченно вздохнуть, поскольку им ждать решения регистрирующего органа придется значительно меньше.

Какие документы нужно собрать

Данный этап является одним из важных в процессе регистрации. Ведь если вместе с заявлением подать не все бумаги, которые требует Министерство юстиции, то придется начинать все сначала.

Прежде всего нужно оформить заявление о регистрации некоммерческой организации. Причем в нем должна содержаться информация о лицах, являющихся учредителями НКО. Составлять его нужно внимательно с учетом будущей структуры объединения.

Грамотно сформированный устав - это следующее, без чего не будет проведена регистрация некоммерческих организаций. Документы также должны включать и квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины.

Стоит помнить о необходимости предоставления протокола создания НКО. Альтернативой может быть решение об утверждении организации, в котором необходимо указать, какие органы были избраны.

Последний документ, без которого не обойтись - это подтверждение места, где будет расположена организация. Оно может быть оформлено в письменной форме и предоставлено как арендатором, так и собственником с подтверждением того факта, что обе стороны готовы заключить договор аренды.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что описанный выше комплект бумаг является общим. Это означает, что, в зависимости от территориальной сферы деятельности и организационно-правовой формы, набор документов может изменяться.

Какие документы подтверждают государственную регистрацию

Любому, кто планирует создавать НКО, стоит понимать, как именно можно подтвердить тот факт, что его организация действует законно.

Итак, для того чтобы чувствовать себя уверенно перед любыми проверками, нужно иметь следующие документы:

Свидетельство, которое подтверждает постановку на учет в ФНС;

Правильно составленный устав;

Уведомление о том, что организация поставлена на учет во внебюджетных фондах;

Непосредственно само свидетельство о регистрации.

Тем, кого беспокоит вопрос начала деятельности, стоит знать о том, что, как только было вынесено положительное решение регистрирующего органа, и выданы все необходимые документы, можно смело проявлять активность в рамках выбранного профиля.

Работа с финансами

Помимо всех вышеперечисленных шагов, без которых не сможет начать свое существование любая некоммерческая организация, регистрация также косвенно подразумевает открытие банковского счета. Эту нужно сделать для того, чтобы без труда производить все необходимые расчеты. При этом важно донести информацию о счете представителям налоговой службы и фондов.

Если затянуть с этим шагом и несвоевременно предоставить такие сведения, то можно столкнуться с необходимостью платить штраф.

О бухгалтерской отчетности тоже не стоит забывать. После регистрации каждая организация некоммерческого типа обязана ее предоставлять в налоговые органы не позже установленных сроков. Здесь все так же строго, как и в случае с предпринимателями. Подача специальной отчетности является не менее важной, чем бухгалтерская.

Как производят изменения в учредительной документации

Так может случиться, что в процессе деятельности иногда возникает необходимость внесения определенных корректив. Регистрация изменений некоммерческой организации имеет определенный алгоритм, который позволяет без труда выполнить подобную задачу:

Заявление;

Устав, представленный в новой редакции, и прежняя версия;

Документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;

Решение о том, что в будут внесены конкретные изменения.

Все перечисленные выше бумаги нужно предоставить в двух экземплярах. В случае с уставом понадобится 3 копии. Платежное поручение или квитанция об уплате должны предоставляться в подлиннике. Что касается заявления, то оно в обязательном порядке заверяется нотариально. А вот решение об изменениях нужно оформить в виде протокола.

В рамках темы: «Регистрация некоммерческих организаций: пошаговая инструкция» нужно коснуться и такого вопроса, как причины проведения изменений в уставе. Коррективы становятся актуальны вследствие воздействия разных факторов. В качестве примера можно привести изменение адреса или добавление нового вида деятельности.

Что нужно знать о госпошлине

Какая бы ни создавалась некоммерческая организация, регистрацияподобной структуры всегда будет включать уплату государственной пошлины, размер которой может отличаться в зависимости от профиля деятельности.

При создании НКО потребуется 4000 руб., в случае с формированием политической партии нужно приготовить 2000 руб., а одну тысячу должны заплатить те, кто намерен регистрировать общественную общероссийскую организацию инвалидов.

Если речь идет об изменении устава, то платеж будет составлять 20% от стандартной госпошлины, которая взимается при регистрации.

Как проводить ликвидацию

Не стоит исключать такие обстоятельства, при которых деятельность конкретной организации становится неактуальной и возникает необходимость в ее нейтрализации. Для того чтобы данная процедура был проведена грамотно, также необходима точная информация.

Прежде всего нужно поставить в известность о подобном решении управление Министерства юстиции, местные отделения фондов (социальный, пенсионный) и, конечно же, налоговую службу.

Следующим шагом будет размещение информации о закрытии организации в СМИ. Затем бухгалтер составляет промежуточный баланс, отражает наличие должников, равно как и задолженностей, после чего производится уплата всех актуальных налогов.

В качестве завершающего этапа можно определить погашение задолженности и работу с кредиторами.

Когда все перечисленные этапы выполнены, учредители получают 2 месяца для того, чтобы подготовить всю необходимую документацию для ликвидации.

Заключение

Если внимательно изучить все существующие требования и основательно отнестись к сбору пакета документов, то можно без труда как зарегистрировать некоммерческую организацию, так и ликвидировать ее.

Другими словами, законодательство, которое действует на данный момент, создает благоприятные условия для подобной деятельности. А это является очень важным моментом в деле развития социальной позиции определенных гражданских групп.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх