Понятие языка в различных философских системах. Функции, природа и сущность языка. Понятие современный русский литературный язык

Природа и сущность языка

1. Язык - явление социальное. Язык- как социальное явление возникает в обществе для обслуживания нужд людей, но в яз.есть много феноменов, которые невозможно объяснить только социальной природой языка. Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива

Биологический подход к языку.

Язык – общечеловеческое биологическое достояние как психофизический резерв в мозге людей. язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека. Он порождается в человеческом организме, в его речевом аппарате. Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него.

3. Психический подход к языку. Обнаруживается в том, что язык-речь есть не только форма выражения мыслей и эмоций, но и средство формирования мыслей, форма существования мышления.

Вывод : язык – сложное и многостороннее явление, которое немыслимо рассматривать лишь с одной стороны. Каждый из рассмотренных подходов по-своему верен, но чтобы определить природу языка как можно точнее, приходится обратиться ко всем его аспектам, помнить о его биологической природе, не забывать о социальной стороне и рассматривать с точки зрения человеческой психики.

Функции языка

Язык как общественное явление выполняет ряд функций:

1. Формирования и выражения мысли. Мысль формируется в форме слов и сочетании слов. Только будучи произнесенной глобальная нерасчлененная мысль приобретает ясность и четкость. Человеч. язык является наиболее адекватной формой выражения мысли. Мысль может быть выражена и др. средствами, напр. в образно-символических формулах, матем.знаках и др.

коммуникативная (или функция общения) -использование языка для передачи информации, быть средством общения между людьми Эта глобальная функция представлена субфункциями, которые могут использоваться в речи изолировано или в избирательной характеристике друг с другом:

когнитивная (или познавательная функция) - формирование мышления индивида и общества; возможность получения знаний с помощью языка в учебно-воспитательной деятельности чел.

Ф. собственно сообщения,реализуется в односторонних или двусторонних актах передачи информации (лекция,экзамен).

информативная (или аккумулятивная функция) - передача информации и её хранение (летописи,словари,дневники);

регулятивная и планирующая- возможность регулировать поведение чел. С помощью планов, распоряжений, инструкций;

эмотивная - способность языка-речи выражать чувства и эмоции с помощью разных языковых средств: междометий, эмотивной лексики, фразеологии;


метаязыковая - использование яз. как средства исследования и описания самого яз.

фатическая (или контактноустанавливающая)-способность яз.информировать коммуникантов об их социально-психологическом статусе и тем самым определять установление или прекращение контактов между ними. Эта функция реализуется прежде всего при использовании норм речевого этикета;

4. Язык - это естественно возникшая и закономерно развивающаяся система объективно существующих и социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание.

Язык является открытой, динамичной системой. Система языка – это внутренняя организация его единиц и частей. Каждая единица языка входит в систему как часть в целое, она связана с другими единицами и частями языковой системы непосредственно или опосредованно через языковые категории.

Система языка сложная и многоплановая, это касается как ее строения, так и функционирования, т.е. использования и развития. Система языка определяет пути его развития, но не конкретную форму, потому, что в любом языке, его норме можно обнаружить факты системные (структурные) и асистемные (деструктурные). Это возникает как в результате нереализованности всех возможностей системы, так и в результате влияния других языков и социальных факторов.

Например, существительные русского языка потенциально обладают 12 элементной парадигмой склонения, но не каждое существительное имеет весь комплект словоформ, и есть существительные, которые располагают большим количеством словоформ [ср.: о лесе и в лесу, когда предложный падеж распадается на изъяснительный и местный];

В современных теориях систем анализируются различные типы и виды систем. Для языкознания важны системы, которые обладают свойством оптимальности и открытости. Признак открытости и динамизма свойствен языку как системе. Динамизм системы проявляется в противоположности ее языковой традиции, закрепленной в литературном языке, стереотипу речевой деятельности. Потенциальность как проявление динамизма и открытости языковой системы не противопоставляет ее языку с его категориями и конкретными единицами.

5. Одноуровневые и разноуровневые единицы языка могут вступать в системные отношения двух видов – парадигматические и синтагматические.

Парадигм.(гр.-пример) отнош. – отношения между единицами оного и разных уровней, сгруппированными в мозгу человека на основе различных ассоциаций. Например, сходство или близость, смежность лекс.знач.служит основой синонимии. Сходство формы обнаруживает себя в таких категориях, как омономия, паронимия, полисемия. Противоположность значений формирует антонимию и др.

Синтагматические (гр.-вместе построенное, соединенное) отнош.-отнош.рядоположности, смежности языковых единиц одного уровня, которые актуализируются в конкретном речеупотреблении- в устных или письменных текстах. (постфикс, корень-основа, флексия).

Напр. у тюрк.постфиксов со знач. мн.ч. –лар/-лер в позиции слева находится корень-основа, в позиции справа – постфиксы с различными грамматич. значениями. Рус. потфикс –ник в позиции слева имеет корень (чай-ник), в позиции справа-различ. Флексии (чай-ник-и),

6. Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

В психологии различают два основных вида речи : внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Этот вид речи также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий.

Монологическая речь - связная, контекстная. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи .

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, этот вид речи не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

7. Внутренняя речь - это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи , с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Внутренняя речь имеет следующие особенности:

а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;

б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной и расторможенной артикуляции.

в) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.

8. ПСИХОЛИНГВИСТИКА, область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего.

Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А поскольку язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.

Человек рождается, наделенный возможностью полного овладения языком. Однако этой возможности еще предстоит реализоваться. Чтобы понять, как именно это происходит, психолингвистика изучает развитие речи ребенка.

Психолингвистика исследует также причины, по которым процесс развития речи и ее функционирование отклоняются от нормы. Психолингвистика изучает речевые дефекты детей и взрослых. Это дефекты, возникшие на ранних этапах жизни – в процессе овладения речью, а также дефекты, явившиеся следствием позднейших аномалий – таких, как мозговые травмы, потеря слуха, психические заболевания.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА- отрасль науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и изменения в речевых процессах, возникающие при локальных поражениях мозга головного.

Становление нейролингвистики как научной дисциплины связано с развитием нейропсихологии, а также лингвистики и психолингвистики. Согласно представлениям современной нейропсихологии, нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение уже сформировавшейся речи.

9. Речевая деятельность - взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т.д.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны, восприятиеязыковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка

Физиологической основой речи является условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий головного мозга Как раздражитель слово имеет три формы выражения: слово слышанное, слово увиденное, слово произнесенное

1) легких, бронхов, трахеи;

2) гортани;

3) глотки, полости носа, носоглотки, язычка, неба, языка, зубов и губ

Понятие речевой деятельности. Противопоставляя речь языку, речью называют и речевые умения, и речевой акт, и результат речи – текст, и даже саму речевую деятельность – языковую способность и речевое поведение.

Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит в том, что она является частью общественной деятельности человека, и в том, что и речевой акт, и речевая ситуация предполагают общественных говорящих, знающих единый язык общения, общую культуру, общую тематику.

Речевой акт как психофизический процесс есть связь между говорящим и слушателем, предполагающий 3 компонента- говорение, восприятие и понимание речи. Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Вообще, речевой акт – это единство передачи сообщения и совместного мышления.

10. Порождение речи происходит в процессе речевой деятельности, направленной на вербализацию мысли. Это путь от мысли к слову.

Путь от мысли к слову состоит главным образом в подготовке речевого высказывания. Известный психолингвист А.Р.Лурия выделяет на этом пути 4 этапа. Начинается он с мотива и общего замысла (1-й этап). Затем проходит через стадию внутренней речи, за ним следует этап формирования синтаксической структуры (3-й этап). Завершается порождение речи развертыванием внешнего речевого высказывания (4-й этап).

Различают две фазы порождения речи:

1) довербальную стадию речи; она связана с появлением у говорящего замысла;

2) вербальную стадию, когда личностные смыслы обретают словесное выражение.

Названные стадии затрагивают соответственно работу правого и левого полушарий коры головного мозга в их тесном взаимодействии.

Взаимодействие правого и левого полушарий подчиняется в процессе речепорождения одной главной цели: переводу мысли в речь. Преобразование мысли в речь сопряжено с трансформированием многомерного мыслительного образа в одномерное, линейное высказывание.

Восприятие речи - один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли.

Понимание речи - процесс не менее сложный, чем восприятие ее. Чтобы понять речь говорящего человека, надо прежде всего отчетливо слышать и понимать каждое слово. Но смысл слова часто выясняется только в составе фразы, предложения.

11. Языковые уровни располагаются по отношению друг к другу по принципу восходящей или нисходящей сложности единиц языка. Идея уровней предполагает иерархиче­ское строение языковой системы, доминирование одних единиц над другими и, наоборот, подчинение одних единиц другим.

Уровневое строение языка становится очевидным при сту­пенчатом линейном членении высказывания. Сперва вычленяют­ся предложения, в составе которых выделяются как их состав­ляющие слова, распадающиеся, в свою очередь, на морфемы. Морфемы расчленяются на фонемы. Единицы более низкого уровня входят в единицы более высоких уровней: фонема- морфема-лексема-с.сочет. и предложение.

Грамматические единицы - грамматически оформленные языковые образования, каждое из которых характеризуется своими отличительными признаками:

Морфема;

Слово (словоформа);

Словосочетание;

Предложение.

Морфема - минимальная значимая часть слова или словоформы; строительный материал слова. Морфемы выделяются путем специального морфемного анапиза.

Слово - одна из основных грамматических единиц, которая представляет собой единство формы (звуковая оболочка) и содержания лексическое и грамматическое значения).

Словосочетание - синтаксическая конструкция, которая состоит из двух или более знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью - согласованием, управлением, примыканием или в некоторых языках - соположением.

Предложение - синтаксическая конструкция, представляющая грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью, словосочетаниями, образуя разные виды простых предложений;

Сема - элементарный компонент значения, реализуемый внутри сенемы, то есть сема - минимальный кусочек смысла, неразложимый на части. Слова и разные значения слова отличаются набором таких компонентов.

Сема - компонент значения отражает признак объекта. Поскольку эти признаки могут иметь и наиболее общий специфический характер, то выделяют следующие виды сем: классемы (тематические; наиболее обобщенные признаки, соответствующие значению частей речи), архисемы (признаки, определяющие группу слов внутри части речи), дифференциальные (признаки, по которым противопоставляются слова, сгруппированной по одной архисеме и по которой можно отличить одну сему от другой).

12. Языковые значения можно подразделить на два типа по их отношению к единицам языка. В первом случае речь идет о семантике самих языковых единиц, их содержании – это структурные языковые значения. Во втором случае речь идет о понятии и других категориях и передаваемой информации, о семантическом назначении единиц языка и контекста – это информативные языковые значения. Языковые значения как содержание единиц языка подразделяют на лексическое и грамматическое значения.

Лексическое значение - содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нём представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр. Л. з. - продукт мыслительной деятельности человека, оно носит обобщённый характер. Обычно Л. з. сопоставляется с понятием.

Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление.

Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова ): синтаксис , тангенс , ватман ,потайной и др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными :

Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания. В области морфологии, напр.,это грамматич.знач.частей речи, падежей,рода, времени и др.

Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения, А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

13. Лексическое значение - соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности(т.н. концептуальное ядро). Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление.

Например, лексическое значение слова жираф определено так: «африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами», то есть перечисляются те признаки, которые отличают жирафа от других животных.

В структуру лексического значения слова включается также стилистическое значение, или коннотация, – это оценка, которая даётся предмету, явлению человеком в результате его познавательной.деятельности.

14. Лексические значения слов могут быть рассмотрены с разных сторон.

Типы значений классифицируются по следующим признакам:

1) по способу номинации, т.е. по характеру связи значения слова с предметом неязыковой действительности;

2) по степени семантической мотивированности;

3) по возможности лексической сочетаемости;

4) по синтаксическому поведению;

5) по характеру номинации.

1. По способу номинации

Выделяют два типа: прямое и переносное.

Прямое - это значение, в котором слово прямо указывает на предмет, действие, признак и непосредственно соотносится с понятием. Это основное значение, устойчивое наименование предмета.

Переносное значение - это результат переноса прямого обозначения предмета на новый предмет. Это значение появляется на основе сравнений, ассоциаций, которые объединяют один предмет с другим.

Существует несколько типов переносных значений слов: метафора, метонимия, синекдоха.

2. По степени семантической мотивированности

Выделяют значения мотивированные и немотивированные.

Немотивированное значение - это непроизводное значение, которым обладают слова в прямом значении с непроизводной основой. Например, лиственный лес, жилой дом.

Мотивированное значение - это производное значение, которым обладают слова в переносном значении и производные слова. Переносное значение объясняется через прямое, и слово производно в смысловом отношении. Например, курносый нос - прямое значение, нос корабля - переносное.

Значения производных слов возникают на базе производящих основ, т.е. слово производно в словообразовательном отношении. Например, нос - носик.

3. По лексической сочетаемости

Выделяют лексически свободные и фразеологически связанные.

Лексически свободные : у таких слов с точки зрения лексической сочетаемости наблюдается относительно широкая сочетаемость с другими словами. Например, высокий дом, высокий человек, высокие потолки (большой по протяженности). Но возможны ограничения по сочетаемости с другими словами. Сочетаемость может быть ограничена логикой, предметно-логическими отношениями. Это объясняется неязыковыми причинами. Например, нельзя сказать "высокий борщ".

Сочетаемость может быть ограничена и собственно языковыми отношениями. Эти слова обладают несвободными значениями или фразелогически связанными значениями.

Фразеологически связанные -это значения, которые реализуются только в условиях определенных сочетаний данного слова с ограниченным устойчивым кругом лексических единиц. Например, по логике вещей прилагательные, обозначающие цвет, могли бы сочетаться с любыми словами, способными определяться этими признаками: коричневый - карий - каурый. Но языковая норма не позволяет сочетать прилагательное "карий" со словом пальто, стол, дверь, в отличие от прилагательного "коричневый". Прилагательные "карий" и "каурый" сочетаются с узким кругом существительных. "Коричневый" - лексически свободный тип значения, у этого слова относительно широкая сочетаемость.

Иногда, особенно в поэтических произведениях, эти ограничения снимаются и увеличиваются возможности сочетаемости слов с другими словами. Например, плакать навзрыд - писать о феврале навзрыд (у Пастернака), стая товарищей (из анекдота).

4. По синтаксическому поведению

Выделяют синтаксически свободные, синтаксически обусловленные и конструктивно ограниченные значения.

Синтаксически свободные значения - это такие значения, которые имеет слово определенной части речи в обычной для него синтаксической функции.

Синтаксически обусловленные значения - это значения, которые проявляются при выполнении словом несвойственной для него синтаксической функции.

Например, ворона и ворон - разные птицы. Ворона - птица с серым оперением, ворон - полезная птица. Ворона - синтаксически свободное слово. Твоя сестра такая ворона (переносное значение "рассеянный человек"); синтаксически обусловленное. Как правило, в роли подлежащего в переносном значении это слово не употребляется. Возможно только в сочетании с указательным местоимением: эта ворона вечно все забывает.

Конструктивно ограниченные значения - это значения, которые реализуются только в условиях определенной синтаксической конструкции.

Мираж - оптическое явление. Мираж любви - обманчивый признак, иллюзия. Это переносное значение, которое слово "мираж" приобретает в конструкции "мираж+существительное в родительном падеже". Оно часто встречается в поэтической речи.

5.По характеру номинации

Выделяют номинативные и неноминативные.

Номинативные значения - это значения, которые используются для называния предметов, действий, признаков и не содержат их оценки, характеристики. В структуре лексического значения подобных слов нет дополнительных оценочных сем.

Неноминативные значения - это значения у слов, у которые не только называют, но и характеризуют. Значение включает и дополнительные эмоционально-оценочные признаки.

В науке известны различные точки зрения по вопросу о сущности языка.

1. Биологическая концепция языка. Эта концепция была распространена в 19 веке под влиянием успехов естественных наук. Представители этой концепции рассматривали язык как явление биологическое, природное, поскольку материальной основой языка являются нервная система, органы речи, органы слуха. Однако в истории известны случаи, когда маленькие дети попадали к диким зверям, росли среди них (например, среди волков), но вернувшись в человеческое общество, они не смогли научиться говорить, хотя их органы речи были вполне нормальны. Если ребёнок воспитывается без родителей в иноязычной среде, он заговорит на языке окружающего общества, а не на языке своих родителей. Всё это подводило исследователей к выводу, что язык по наследству не передаётся и не относится к биологическим явлениям.

2. Психологическая концепция языка. Согласно данной концепции, язык рассматривается как особая деятельность человеческой психики. Психологическая концепция языка, сложившаяся в 19 веке, оказала большое влияние на развитие языкознания. В наше время изучение связей языка и психической жизни человека осуществляется в рамках психолингвистики. Однако для понимания языка как средства общения психологический подход является недостаточным, необходим также анализ связей языка и общества, то есть необходимо рассматривать язык и как явление общественное.

3. Социальная концепция языка. Согласно данной концепции, язык представляет собой явление социальное, то есть общественное. Язык возникает и развивается только в обществе, человек усваивает язык в том коллективе, в котором данный человек растёт и воспитывается. Язык, в отличие от звуковых сигналов животных, не передаётся по генетической наследственности, а усваивается в процессе общения. Язык обслуживает общество и не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне общества.

Многие современные языковеды приходят к выводу, что язык – явление многокачественное, сущность которого определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов.

Следует различать понятия «язык» и «речь». Язык – система звуковых, словесных и грамматических средств, с помощью которой люди мыслят и общаются. Язык представляет собой явление социальное, он является общим для говорящего на нём народа. Речь – использование языка конкретным человеком в конкретной ситуации общения. В речи отражаются индивидуальные черты говорящего человека, но при этом взаимопонимание участников общения обеспечивается тем, что речь опирается на систему языка.

Основными функциями языка являются коммуникативная, мыслительная и кумулятивная функции. Коммуникативная функция состоит в том, что язык является средством общения. Наряду с языком существуют и другие средства общения (жесты, мимика, цифры, научные формулы, знаки уличного движения и т.п.), однако все они закреплены за какой-то определённой сферой человеческой деятельности и передают ограниченный диапазон информации. Язык является универсальным средством общения, он используется всеми людьми во всех сферах деятельности и способен выразить любую информацию, накопленную человечеством. В составе коммуникативной функции языка может быть выделен ряд разновидностей:

1. Информативная функция – передача адресату сведений об окружающей действительности.

2. Эмотивная функция – с помощью языка человек выражает свою оценку предметов и явлений, свое эмоциональное состояние.

3. Прагматическая функция – воздействие на поведение адресата, выражение побуждения к действию или запрета.

4. Фатическая (контактоустанавливающая) функция – язык служит средством установления и поддержания контакта между людьми; в этой функции используются языковые средства, позволяющие начать общение (приветствие, обращение), проверить наличие контакта (например, слово алло при телефонном разговоре), показать завершенность общения (прощание).

5. Эстетическая функция – речь может воздействовать на чувство прекрасного, доставлять удовольствие своей красотой, образностью.

Мыслительная функция выражается в том, что язык служит средством формирования мысли, то есть с помощью языковых средств люди думают, обрабатывают полученную ими информацию, планируют свои действия. Мышление неразрывно связано с познанием. Различаются два источника познания, называемые «сигнальными системами». Первая сигнальная система – это ощущения, то есть результат воздействия внешнего мира на органы чувств. На основе ощущений формируется представление – наглядный образ объекта в сознании человека. Первая сигнальная система свойственна как человеку, так и животным. Вторая сигнальная система – это язык. С помощью слова выражается понятие – обобщающая мысль о целом классе объектов, имеющих общие признаки. Поэтому человеческое абстрактное (обобщающее) мышление тесно связано с языком.

Кумулятивная функция языка – это функция сохранения общественного опыта, знаний, культурных традиций. Накопленный человечеством опыт сохраняется в языке, в текстах.

Вопрос 4. Проблема происхождения языка и его развития .

Известны различные теории происхождения языка.

1. Теория звукоподражания. Согласно этой теории, первые слова имели звукоподражательный характер, то есть звучание этих слов передавало звуки обозначаемых ими объектов. Данная теория восходит к античным философам-стоикам, в Новое время она развивалась немецким философом Лейбницем (17 – начало 18 века) и другими учёными. Эта теория опирается на тот факт, что в любом языке есть слова, основанные на звукоподражании, например, кукушка, жук, бубен, свист, шорох, гром .

2. Междометная теория (теория эмоционального происхождения языка). Согласно данной теории, язык возник на основе непроизвольных возгласов, выражавших различные эмоции, первыми словами языка были междометия. Эта теория восходит к античным философам-эпикурейцам, в 18 веке её развивал французский философ Руссо.

3. Теория социального (общественного) договора, согласно которой язык возник путём соглашения между людьми: первобытные люди, осознав необходимость иметь средство общения, стали договариваться о том, как называть окружающие предметы. Данная теория возникла в 18 веке (её сторонником был, например, английский экономист Адам Смит). Руссо объединял эту теорию с теорией эмоционального происхождения языка: по его мнению, на первом этапе первобытные люди издавали непроизвольные эмоциональные возгласы, а на втором этапе стали договариваться о значении слов, присваивая тем или иным предметам определённые названия.

4. Трудовая теория, согласно которой язык возник в процессе трудовой деятельности людей как средство её согласования. Трудовая деятельность первобытных людей имела коллективный характер и требовала согласования действий. В отличие от животных, человек создавал орудия труда и осваивал новые способы трудовой деятельности, что создавало необходимость обмена опытом. Трудовая теория создана в 19 веке немецким учёным Людвигом Нуаре. Нуаре считал, что древнейшими словами были глаголы – наименования действий, поскольку первые высказывания были побуждением к совершению того или иного действия. Трудовая теория происхождения языка разрабатывалась также Фридрихом Энгельсом, который считал, что трудовая деятельность сыграла ведущую роль как в формировании языка, так и в становлении человеческого сознания.

Все существующие концепции происхождения языка имеют гипотетический характер. В современной науке продолжается исследование данной проблемы.

Каждый живой язык находится в постоянном развитии. Историческое развитие языка вызывается различными факторами. Различаются внешние (социальные) и внутренние (внутриязыковые) факторы языковой эволюции.

К внешним факторам принадлежит отражение в языке изменений, происходящих в обществе. Внешние факторы сказываются прежде всего на развитии словарного и фразеологического состава языка. В лексике отражается всё новое, что появляется во всех сферах жизни общества: в общественно-политической жизни, в науке и технике, в быту, в искусстве и литературе. Возникновение новых предметов и явлений, формирование новых понятий приводят к созданию новых слов (например, в русском языке 19 века возникли слова пароход, паровоз, декабрист, западник, славянофильство, народник, обломовщина и др.), а также к появлению у старых слов новых значений (например, слово поезд , ранее означавшее ряд повозок, едущих друг за другом, в 19 веке получило новое, современное значение). Отражается в лексике и взаимодействие между разными народами и их языками, что приводит к заимствованию слов из одного языка в другой. Например, в русском языке многие религиозные термины заимствованы из греческого языка (ангел, икона, евангелие, епископ, митрополит, патриарх, монах и др.), потому что христианство заимствовано Киевской Русью из Византии. Многие слова, связанные с морским транспортом, заимствованы русским языком из нидерландского языка (например, матрос, руль, рейс, рейд ), так как в петровскую эпоху при создании русского флота широко использовался опыт Голландии.

К числу внутренних факторов языковой эволюции принадлежат тенденция к экономии языковых средств, и тенденция к изменениям по аналогии.

Тенденция к экономии языковых средств проявляется в том, что носители языка стремятся сократить время и усилия, нужные для передачи информации. В результате происходит сокращение объёма языковых единиц, замена бо́льших по объёму единиц меньшими по объёму. Например, в древнерусском языке инфинитив всех глаголов оканчивался гласным звуком и (например, видети, слышати ), затем этот звук сохранился в инфинитиве только под ударением, а в безударной позиции утратился. Существительные женского рода в форме творительного падежа единственного числа ранее имели окончание –ою, -ею , затем распространилось окончание -ой, -ей , (старый вариант окончания встречается значительно реже), в результате чего данная грамматическая форма сократилась на один слог. Сочетание слов может подвергнуться сокращению, слиться в одно слово: например, сочетание спаси бог превратилось в слово спасибо , сочетание есть ли превратилось в союз если , сочетание один на десять превратилось в числительное одиннадцать .

Тенденция к аналогии проявляется в тех случаях, когда одни языковые единицы изменяются по образцу других. Например, слова пальто, кашне, пенсне, тире, пюре, кафе во французском языке принадлежат к мужскому роду, в же русском языке эти слова перешли в средний род по аналогии с русскими словами, оканчивающимися на –о, -е . В немецком языке числительное zwo (два) получило форму zwei под влиянием следующего за ним в числовом ряду слова drei (три).


Вопрос 5. Классификация языков мира. Генеалогическая классификация .

Классификация языков – это их распределение по разрядам на основе тех или иных признаков. Наиболее известны генеалогическая и морфологическая классификации языков.

Генеалогическая классификация основана на родстве языков. Родственными называются языки, происходящие от одного и того же более древнего языка. Например, итальянский, испанский, французский и некоторые другие языки происходят от латинского языка. Английский, немецкий, шведский, нидерландский и некоторые другие языки происходят от прагерманского языка. Русский, украинский и белорусский языки происходят от древнерусского языка, сам же древнерусский язык, как и другие славянские языки (польский, болгарский и др.) происходит от праславянского языка – языка древних славян. В свою очередь, праславянский язык, а также прагерманский язык, латинский язык и ряд других языков произошли от индоевропейского праязыка, который существовал в 5 – 4 тысячелетиях до нашей эры.

Родственные языки объединяются в языковые семьи. Языковая семья – это совокупность языков, восходящих к одному и тому же праязыку (языку-предку). Языки, происшедшие от индоевропейского праязыка, объединяются в индоевропейскую семью. Существуют и другие языковые семьи: тюркская, монгольская, семито-хамитская (афразийская), уральская, китайско-тибетская и др. Тюркская семья включает в себя казахский, киргизский, туркменский, узбекский, азербайджанский, турецкий, татарский и ряд других языков. В монгольскую семью входят монгольский, калмыцкий, бурятский языки. Семито-хамитская (афразийская) семья включает в свой состав арабский язык, иврит, амхарский язык, хауса и ряд других языков, в том числе мертвые (то есть не употребляемые в настоящее время) древнеегипетский, ассиро-вавилонский, финикийский языки. В уральскую семью входят финский, эстонский, мордовский и ряд других языков. В китайско-тибетскую семью входят китайский, тибетский, бирманский и ряд других языков.

Языковое родство может быть близким или отдалённым. Поэтому в составе языковых семей выделяют группы языков. В группу объединяются языки, находящиеся в близком родстве. Так, в составе индоевропейской семьи выделяется ряд групп.

1. Славянская группа. В неё входят русский, украинский, белорусский языки (они составляют восточнославянскую подгруппу), польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий, нижнелужицкий языки (они составляют западнославянскую подгруппу), болгарский, македонский, сербохорватский, словенский языки (они составляют южнославянскую подгруппу).

2. Балтийская группа: литовский и латышский языки, а также мёртвый прусский язык.

3. Германская группа: немецкий, английский, нидерландский, шведский, датский, норвежский, исландский, а также мёртвый готский язык.

4. Кельтская группа: ирландский, шотландский, валлийский (уэльский), а также мёртвый галльский язык.

5. Романская группа: итальянский, испанский, португальский, французский, румынский, молдавский, а также их общий предок – мёртвый латинский язык.

6. Греческая группа: новогреческий язык и мёртвый древнегреческий язык.

7. Албанский язык (выделяется в особую группу).

8. Армянский язык (выделяется в особую группу).

9. Иранская группа: персидский, афганский, таджикский, осетинский, курдский и ряд других языков, а также некоторые мёртвые языки, например, скифский.

10. Индийская группа: хинди, урду, бенгали, цыганский и ряд других языков, а также мёртвый язык – санскрит (литературный язык Древней Индии).

11. Анатолийская группа. В неё входят мёртвые языки, известные по древним письменным памятникам, найденным на территории Малой Азии: хеттский, лидийский и некоторые другие.

12. Тохарская группа. В неё входят два мёртвых языка, которые известны по древним письменным памятникам, найденным на территории Центральной Азии. Их называют «тохарский А» и «тохарский Б».

Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений:

Язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека (Шлейхер)

Язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа – человеческого или божественного (Гумбольдт)

Язык есть явление психосоциальное, имеющее «коллективно-индивидуальное» или «собирательно-психическое» существование, при котором индивидуальное является является одновременно и общим, общечеловеческим (Бодуэн дэ Куртенэ)

Язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе (Ф. де Сюссюр)

Несомненно, что язык – явление социальное: он возникает и развивается только в коллективе благодаря потребности общения людей друг с другом.

Разное понимание сущности языка рождало и разные подходы к его определению: язык есть мышление, выраженное звуками (Шлейхер); язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (Ф. де Соссюр); язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс); язык есть важнейшее средство человеческого общения (В.И. Ленин); язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Н.Д. Арутюнова).

Вопрос 2.Язык как общественное явление

Язык всегда - достояние коллектива. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке, - это коллектив этнический. Языки некоторых этнических коллективов используются и как средство межэтнического общения. Так, русский язык является национальным языком русских и одновременно языком межнационального общения ряда других наций и народностей. Русский язык является также одним из мировых языков. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутрен¬ние различия: более или менее единый литературный язык обычно противостоит заметно различающимся между собой местным диалек¬там, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного языкового коллектива.

Вопрос 3. Основные теории происхождения языка. Со времен античности сложилось много теорий происх-я Я. 1) Теория звукоподражания – получила поддержку в XIX в. Суть теории – чел старался подражать звукам природы своим реч аппаратом. Противоречит с практикой. Звучащих слов немного, звукоподражать можно только звучащему, как тогда назвать безгласное. Звукоподр слов больше в развитых Я чем в примитивн, тк чтобы подражать нужно в совершенстве владеть реч аппартом, чего первобытный чел с неразв гортанью не мог сделать. 2) Теория междометий – XVIII в. Я произошел от междометий – модиф животн крики, сопров эмоции. 3) Теория трудовых выкриков – XIXв. Я возник из выкриков, сопр коллективн труд, однакоэти выкрики – средство ритмизации труда, они явл т внешним тех ср-во при работе. Они не коммуникативны, не номинативны, не экспрессивны. 4) Теория соц договора (сер XVIII) А Смит провозг ее первой возм-ю обр-я Я. Я обр в рез-те договоренности о тех или иных словах. Эта теория ничего не дает для объяснения первобытного Я тк для того чтобы договориться нужен еще один Я. Причина ущербности всех вышеизлож теорий в том что? о возникн Я ведутся изолированно от происх-я человека и обр-ем первичн чел коллективов. 5) Теория жестов – также несостоятельна, тк жесты всегда вторичны для людей имеющ звук Я. Среди жестов нет слов и жесты не связ с понятиями. Все подобн теории игнорир Я как обществ явл-е. Из главных положений Энгельса о происх-я Я: происх-е Я нельзя научно доказать, можно лишь построить гипотезы, только языковедческих данных недостаточно для решения этого вопроса.

Вопрос 4 Язык как система знаков.

Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление. Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:

1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.

Вопрос 5.Язык, его основные функции .Соотношение языка и мышления.Язык и речь. Язык -важнейшее средство человеческого общения(естественно возникшая и закономерно развивающаяся система объективно существующих и соц закрепленных лингвистических знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание). Функции языка: 1)Коммуникативная - основная социальная функция языка. Общение – передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определённой ситуации и при наличии общего средства общения.2)Ф-я храрнения инфы: язык выступает как форма отражения и хранения знаний о действительности 3)Экспрессивна – язык выступает как ср-во выражения чувств и эмоций.4)Метаязыковая- язык выступает одновременно и как ср-во и как объект исследования. 5)Когнитивная-(познавательная) язык выступает как элемент мышления,при помощи которого формируется мысль. 6) Эстетическая – язык выступает как ср-во выражения творческих потенций человека,соотносимое с эстетическими категориями ..

Вопрос 6 Свойства языкового знака

1. Произвольность: связь, посредством которой соединяется означающее с означаемым, произвольна, то есть никак и ничем не обусловлена. Так, понятие «сестра» не связано с последовательностью звуков soeur или sister, оно могло бы быть выражено любой другой звуковой оболочкой. Произвольный - то есть немотивированный, логической связи нет. Существуют слова, связанные с понятием (звукоподражательный фактор). Есть языки с большей или меньшей степенью мотивированности.

2. Линейный характер означающего: означающее воспринимается на слух, поэтому обладает протяженностью, одномерностью, то есть оно линейно. «Это весьма существенный признак, и последствия его неисчислимы». Знаки, воспринимаемые на слух, существенно отличаются от зрительных знаков, которые могут иметь несколько измерений.

3. Изменчивость/неизменчивость знака. Говорящие не могут вносить в язык изменения. Знак противится изменениям, так как его характер обусловлен традицией. В частности, обусловлены:

* произвольность знака - защита от попыток изменить его;

* множественность знаков;

* сложный характер системы;

* сопротивление коллективной косности инновациям.

Язык предоставляет мало возможностей для инициативы, революционные изменения в языке невозможны, так как в каждый конкретный момент язык - дело всех и каждого.

Тем не менее, время оказывает влияние на язык, поэтому с этой точки зрения языковой знак изменчив.

Часто изменения означающего приводят к изменениям означаемого.

Вопрос №7 Понятие языкового знака у Ф.де Соссюра(означаемое и означающее)

Язык представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных знаков.

Язык для большинства людей - это по существу номенклатура - перечень названий, каждое из которых для большинства людей соответствует одной определенной вещи. Например: «дерево» - arbor, «лошадь» - equos (лат.)

Соссюр: «Такое мнение ошибочно, так как оно предполагает наличие уже готовых понятий, предшествующих словам. Такое представление ничего не говорит о том, какова природа названия (звуковая или психическая), и позволяет думать, что связь, соединяющая названия и вещи, есть нечто простое, а это весьма далеко от истины. Тем не менее эта точка зрения приближает к истине, так как указывает на двойственность языка, на то, что он образован объединением двух компонентов».

«Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. При этом акустический образ является не материальным звучанием, вещью чисто физической, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым о нем посредством наших органов чувств».

Язык - это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба этих элемента в равной мере психичны.

В номенклатуре вещь и название связаны напрямую, в языке же существуют промежуточные звенья: знак связан с вещью через понятие и с материальной оболочкой через акустический образ. При этом акустический образ - означающее, а понятие - означаемое.

Вопрос 8. Структура и система языка

Вопрос 9.Уровни и единицы языка

Единицы языка - элементы, единообразные и неразложимые с точки зрения определённого уровня членения текста (фонологического, морфологического и т. д.) и противопоставленные друг другу в системе, соответствующей данному уровню. Под неразложимостью Е. я. следует понимать её нечленимость на меньшие единицы того же рода, это не исключает того, что на др. уровне ей может соответствовать комбинация единиц «низшего ранга». Так, слово (в терминологии некоторых лингвистов - лексема), рассматриваемое как «единица называния» (например, «рука»), не разложимо на меньшие единицы, обладающие самостоятельной номинативной функцией, хотя конкретные словоформы, которыми оно представлено в предложении («рука», «руки», «рукой» и т. д.), могут с др. точки зрения рассматриваться как сочетание меньших значимых элементов («рук-а», «рук-и», «рук-ой» и т. д.). Количество, типы (и соответственно - названия) Е. я., выделяемых разными лингвистическими концепциями, различны. Широко распространено отнесение к Е. я. основной единицы плана выражения (фонема) и простейшей знаковой единицы (морфема или монема). Более разнообразна терминология, относящаяся к единицам плана содержания (См. План содержания) (ср. Семема, плерема, Морфема, граммема,

Элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных Е. я. в узком смысле этого термина образуют определ. «уровни» языковой системы, напр. фонемы - фонемный уровень, морфемы - морфемный уровень н др. (см. Уровни языка). Термином «Е. я.> в широком смысле обозначают обширный круг неоднородных явлений, являющихся объектом изучения лингвистики. Выделяют материальные, имеющие постоянную звуковую оболочку единицы, напр. фонему, морфему, слово, предложение и т. д., «относительно-материальные > единицы имеющие переменную звуковую оболочку, напр. модели строения слов, словосочетаний, предложений, и единицы значения (напр., семы и др.), составляющие смысловую (идеальную) сторону материальных или относительно-материальных единиц и вне этих единиц не существующие

Вопрос№10 Функции единиц языка.

Язык как важнейшее средство общения и обобщения выполняет своё общественное назначение благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий.

Разные единицы языка различно участвуют в выполнении функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте речи сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка

Слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.п.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, от всего сердца). Предикативными единицами являются различного рода предложения.

1. Природа языка.

а) Натуралистический (биологический) подход к языку

б) Психический подход к языку

в) Язык - явление социальное

г) Язык как система знаков

    Функции языка.

    Язык и речь

    Язык и мышление.

1. Природа языка.

Выявление природы языка является одной из проблем языкознания. Выявить природу языка - это значит определить к каким явлениям он относится: биологическим, психическим, общественным (социальным). Существует много ответов на этот вопрос.

а) Натуралистический (биологический) подход к языку

Некоторые ученые считали язык явлением биологическим, то есть они поставили его в один ряд с такими явлениями жизни человека как способность есть, пить, ходить и т.д. Эта точка зрения возникла в середине XIX века под влиянием развития естественных наук, получалось так, что язык заложен якобы в самом биологическом существе человека и может передаваться по наследству.

Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как " Теория Дарвина и наука о языке"1863, " Значение языка для естественной истории человека" 1865. В работе "Теория Дарвина и наука о языке" Шлейхер прямо указывал, что "законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих и к организмам языков". Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном и животном мире на язык. Шлейхер убежден, что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени. Он переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.

Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных". Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшей ступени развития и их формы терпят ущерб.

При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.

Также ошибочным является утверждение сторонников этой теории, что язык может передаваться по наследству. Например, если новорожденного ребенка поместить на необитаемом острове и если он там выживет, то он будет прекрасно бегать, лазать, но говорить не будет. Ведь ребенок начинает говорить не на языке родителей, а на языке окружающих его людей.

Однако, несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект, обладающий собственной структурой.

б) Психический подход к языку

Другая известная точка зрения на природу и сущность языка - это то, что язык - явление психическое . Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе "Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения". Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии. Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Логику Шлейхер вовсе исключал, утверждая, что "категории языка и логики не совместимы, также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного". Таким образом, он категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штейнталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка.

Языковеды, поддерживающие эту теорию, утверждали, что язык возникает как результат психики человека. Но в таком случае язык должен быть индивидуальным у каждого человека, как и индивидуальна психика каждого человека. Между тем этого никогда не бывает. Язык отдельного человека возникает и развивается только в коллективе под влиянием речи коллектива.

в) Язык - явление социальное

Наконец, существует точка зрения, что язык явление социальное.

Ф. Энгельс: «Язык также древен, как и сознание… Подобно сознанию, язык возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое.

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Именно этой своей функцией он отличается от других общественных явлений - таких как, например, производство, техника, наука, мышление и др.

Датчанин Ельмслев в своей книге "Пролегомены к теории языка" дает исчерпывающую характеристику языку как явлению: "Язык человеческой речи - неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Язык - первичная и самая необходимая основа человеческого общества. Но он также конечная необходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества, когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разрождается монологом поэта или мыслителя. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти, унаследованное личностью и племенем. Язык настолько глубоко пустил корни в личность, семью, нацию, человечество и саму жизнь, что мы иногда не можем удержаться от вопроса, не является ли язык не просто отражением явлений, но их воплощением, тем семенем, из которого они выросли. В силу этих причин язык всегда привлекал внимание человека, ему удивлялись, его описывали в поэзии и науке".

г) Язык как система знаков

Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.

Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:

1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.

Язык как одна из наиболее таинственных мировых загадок уже не одно тыс. является предметом научного осмысления. Основными вехами на этом многотрудном пути могут служить такие наиболее яркие этапы в истории науки о языке:

    ведическое учение, сложившиеся в Древней Индии еще в IV в. до н.э.

    античная теория наименования, отражающая спор о том, как вещи получают свое название, и содержащая грамматическое искусство Греции и Древнего Рима, Китя, Арабского Востока (V-III вв. до н.э..- IV в. н.э.)

    всеобщие универсальные грамматики XVIII в., авторы которых стремились обнаружить общность в грамматике разных языков

    сравнительное языкознание, заложившее на базе описательных и сопоставительных исследований основа общего языкознания (XIX)

    системно-структурная лингвистика XXв., поставившая перед собой задачу объяснить внутреннюю организацию языка.

На каждом этапе развития лингвистической мысли были созданы оригинальные теории, приближавшие в борьбе мнений современное понимание природы и сущности языка. Все их многообразие обычно сводят к трем парадигмам, соответственно истолковывающим сущность языка как явление биологическое или психическое, или общественное. Каждый из этих подходов страдал обособленностью, односторонней трактовкой сущности языка и нетерпимостью к другим учениям. Это не могло не вызвать критического отношения к ним последующих поколений языковедов. Однако и сами теории, и их критика содержат немало ценного для современного понимая сущности языка и поэтому заслуживают обого внимания и изучения.

Билогическая теория языка.

Язык понимается, как явление врожденное, наследственное. Особенно бурно эта тема обсуждалась в XVII – XVIII вв. под влиянием так называемого философского натурализма, утверждавшего концепцию «естественного общества», «естественной морали» и т.п. Природа выступала как единственный и универсальный принцип объяснения всего сущего. Складывается представление о языке как о «естественном организме». Термин этот широко используется в трудах таких лингвистов, как Август и Фридрих Шлегели, Вильгельм Гумбольдт, Расмус Раск, Франц Бопп, Якоб Гримм, И.И. Срезневский. Наиболее признанным теоретиком биологической концепции языка, главой целого направления в языкознании XIX в. традиционно считается выдающийся немецкий лингвист Август Шлейхер, известный в истории науки о языке как крупный представитель сравнительно-исторического языкознания.

В труде Августа Шлейхера «Яхыки Европы в систематическом освещении» язык уподобляется естественному организму. В работе «Немецкий язык» автор признает этот утверждение.

Уподобление языка живому организму – дань лингвистической традиции прибегать к аналогиями, используя метафорические выражения. Это стиль века. Гумбольдт называл язык природным организмом, для Р. Раска язык – это явление природы, для И.И. Срезневского – естественное произведение, произведение природы.

Эта теория подразумевает естественное происхождение языка, и действие в языке определенных законов, подобно тем, которые существуют в природе, и понимание языка как целостного образования, в котором, подобно организму, все элементы находятся в закономерных связях и отношения, и способность языка к саморазвитию. При таком подходе натуралистическая теория языка не противоречит тем конкретным исследованиям и открытиям, которые оставили ее создатели лингвистам XX в.

Натуралистическое понимание языка укрепляется в трудах Макса Мюллера, в частности в книге «Наука о языке». В XX в. огромную популярность приобрела теория американского ученого Ноама Хомского о биологической врожденности языка: в организации речевого высказывания следует различать два уровня – глубинные грамматические структуры и поверхностные грамматические структуры языка. Глубинные грамматические структуры ученый считает врожденными и поэтому универсальными. Они суть компетенции человека, т.е. его языковой способности, подобно иным – способности понимать, способности думать, способности занимать и т.п. Грамматические структуры – совокупность немногочисленных правил построения речевого высказывания, промежуточное звено от мысли к речи (при речеобразовании) и наоборот, от речи к мысли (для процесса понимания высказывания). Биологическая теория врожденных языковых способностей вызвала огромную дискуссию и была подвержена строгой критике. Однако многие ее прогрессивные идеи и в наше время плодотворно используются в психолингвистике, в теории порождения речи и в нейролингвистике.

Психологические подходы к сущности языка.

Рассмотрение языка, как психологического явления. Сформировался в XIX – XX вв. и предопределил появление нескольких направлений лингвистического психологизма – социально-психологического, индивидуально-психологического и психолингвистического. Первые два развивались в рамках исторического языкознания, а третье своим возникновением обязано синхронному языковедению.

Сторонники социально-психологического направления пытались объяснить сущность языка, исходя из социальной природы психологии человека. Основание такого подхода – тезис теоретика лингвистического психологизма Вильгельма фон Гумбольдта о том, что язык является выражением народа, своеобразие национального сознания. Язык – продукт инстинкта разума, непроизвольная эманация духа, его главное порождение. Язык испытывает воздействие духа народа с нескольких сторон. Прежде всего он постоянно подпитывается духовной энергией, от силы и мощи которой зависят его богатство и гибкость. Во-вторых, характер языка зависит от духовного устремления народа, то есть от его замкнутой или открытой для внешней деятельности ориентации. Наконец, на него воздействует степень предрасположенности духа к языкотворчеству. Такая предрасположенность обусловливает яркое отражение в языке живого и творческого воображения, гармонии слова.

Идеи Гумбольдта нашли оригинальное развитие в трудах таких лингвистов второй половины XIX в., как Гейман Штейнталь, А.А. Потебня, Вильгельм Вундт. Сущность языка, по их мнению, скрывается в психологии народа. Язык – это такой продукт человеческого духа, который отличается и от логики, и от психологических категорий, специфический продукт истории духовной жизни, самосознание, мировоззрение и логика духа народа. Но истинный хранитель духа народа, по мнению Штейнталя, - язык в первозданном виде.

В. Вундт в «Психологии народов» утверждает:

    дух (психология народа наиболее ярко проявляется в языке фольклора, мифологии и древнейших формах религии

    народные обычаи отражены в пословицах, поговорках, исторических памятниках, манускриптах.

Данное направление в языкознании ценно тем, что сущность языка в нем рассматривалась с точки зрения его социальности, точнее – социальной психологии, общественного сознания. В последней трети XIX в. психологическое языкознание подвергается переориентации.

Индивидуально-психологическое направление получило название младограмматизма. Его теоретиками стали ученые лейпцигской школы языкознания Карл Бругман, Август Лескин, Герман Остгоф, Герман Пауль, Бертольд Дельбрюк и т.д., считавшие, что язык существует только в сознании отдельных людей, каждого говорящего индивида. Язык народа вообще как проявление его духа – миф. Вместе с тем они не отрицали общего языка как нечто среднего, суммарного от индивидуальных языков (узус). Будучи психофизиологическим явлением, язык подчиняется в процессе изменений и эволюции психическим законам ассоциации и аналогии.

Оба направления психологизма в лингвистике оказали влияние на становление современной психолингвистики, сформировавшейся в середине XX в. Это стало возможным благодаря устойчивой ориентации отечественной науки о языке, прежде всего в лице Ф.Ф. Фортунатова, И.А. Бодуэна де Куртенэ и Л.В. Щербы, на «фактор говорящего человека». Главный предмет психолингвистики – речевая деятельность, а ее конечная цель – описание психофизиологических механизмов порождения речи.

Язык как общественное явление.

Положение о том, что язык по своей природе социален, стало лингвистической аксиомой. Он социален по происхождению, поскольку возник в силу общественной потребности в средстве общения, Язык обслуживает общество и ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне его не может, Язык, который не используется обществом в качестве средства общения, умирает. Вне человеческого общества ребенок не способен овладеть языком.

Вопроса о том, в какой мере язык – явление общественное, не существовало. По утверждению создателя «нового учения о языке» Н.Я. Марра и его последователей, язык – явление исключительно социальное. Отсюда следующий постулат: все языковые ярусы социально обусловлены, отражают жизнь общества и всецело зависят от происходящих в нем процессов.

Само по себе правильное понимание языка как явления общественного приобретало одностороннее толкование, что искажало истинную природу языка.

Многокачественная природа языка.

Сущность языка может быть раскрыта лишь в процессе познания речевого онтогенеза человека, используя данные генетики, психофизилогии, нейропсихологии и т.д. О размахе и остроте споров об этом подходе может дать представление прежде всего дискуссия между Н. Хомским, Ж. Пиаже и Ф. Жакобом. Теоретической основой данного подхода служат исследования отечественных нейролингвистов под руководством А.Р. Лурия.

В центре обсуждения оказывается гипотеза Н. Хомского о врожденности глубинной грамматической структуры как специфического устройства человеческого разума, служащего механизмом овладения конкретным языком. Врожденную языковую способность он сравнивает с врожденностью зрительной системы. Биологические основания такого понимания находят в анатомии и функционировании человеческого мозга (Э. Леннеберг). Язык в таком случае предстает как средство выражения познавательных функций мозга, таких как категоризация (обобщающие обединения однородных явлений в крупные классы и разделы) и переработка информации (сведений), поступающих извне.

Информация извне поступает благодаря миллионам рецепторов человеческого организма, постоянно следящих за изменениями внешней и внутренней среды. Воспринимаемые раздражения передаются в клетки нашего организма. От рецепторов – к нейронам, от нейрона – к нейрону.

В процессе изучения патологии речи были открыты две основные речевые зоны. Зона П. Брока отвечает за производство речи (говорение), зона К. Вернике – за восприятие и понимание чужой речи. В лобной доле левого полушария спереди от зоны Брока расположено несколько речевых центров, которые управляют механизмами сцепления единиц речи, - реализуют способность звуков сочетаться в слоги, морфем – в слова, слов – в предложения, предложений – в связный текст. В задней части левого полушария за зоной Вернике расположены механизмы объединения однородных единиц в классы, разряды, категории на основе какого-либо общего признака. Правое полушарие ответственно за наглядное восприятие внешнего мира. Левое и правое полушарие работают, как единая система, и поэтому имеются биологические (нейрофизиологические) основания: полушария головного мозга связаны соединительными нервными нитями. По ним происходит обмен информацией, благодаря чему язык оказывается посредником между человеком и средой, в которой он живет. В этом заключаются биологические и психические предпосылки понимания сущности языка.

Социальные факторы включаются тогда, когда ребенок начинает реагировать на ласковый голос, мелодию, то есть когда начинается общение. С того момента наступает научение, подражание звуковой речи взрослых, произнесение слогов и уже не для самого себя, а для общения с другими. Возникает обратная связь.

Со второго полугодия закладываются основы речевой деятельности: формируется внутренняя речь и создается база для знакового общения.

На последнем этапе речевого общения внутренняя речь переводится во внешнюю. Ее задача – выразить мысль словесно, сделать ее достоянием других. В этом смысле речевое общение социально. Все это убеждает в том, что сущность языка в плане его возникновения и с точки зрения функционирования определяется тесным сплетением биологических, психологических и социальных факторов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх