Понятие "материя" в философии. Что такое антиматерия? Какое главное свойство материи

Ю. И. Кулаков. Проблема основ бытия и мир высшей реальности.

2. Что же такое материя?

Итак, что же такое материя?

В домарксовском материализме материя часто понима­лась как некоторая субстанция, из которой "вылеплены" все вещи. Например, многие материалисты XVIII-XIX веков-философы и естествоиспытатели, определяли ма­терию как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Но с открытием радиоактивно­сти (1896) и электрона (1897) стало ясно, что атом не является вечным и неделимым и поэтому не может играть роль субстрата (носителя) фундаментальных свойств первосубстанции.

Всё это потребовало переосмысления по­нятия материи. Материализму угрожал серьёзный кризис. Стремясь вывести материализм из этого кризиса, Ленин решил дать новое определение материи, не связанное с признанием существования достаточно наглядной первосубстанции.

Он понял, что бессмысленно определять материю через перечисление её известных видов и форм или рассматри­вать некоторые её виды в качестве последних "кирпичи­ков" мироздания. Ведь для этого надо предположить, что такие "первокирпичики" вечны, неизменны и не состав­лены из других более мелких объектов. Но где гарантия того, что наука не пойдёт дальше и не докажет, что и электрон в свою очередь состоит из частей? В ответ на подобные сомнения и возник известный ленинский афо­ризм:-"Электрон так же неисчерпаем, как и атом",-ко­торый явился ни чем иным как отказом от субстанциаль­ной модели материи. А что же было предложено взамен?

Оставалось определить материю только одним спосо­бом - сформулировать такой предельно общий признак, который годился бы для описания любых форм материи, независимо от того, открыты и познаны они уже или ещё не открыты. Другими словами, сформулировать такой признак материи, который не зависел бы от будущих на­учных открытий, то есть представлял бы собой утвержде­ние, которое нельзя было бы ни подтвердить, ни опровер­гнуть ни с помощью опыта, ни с помощью логического анализа. Такой общий признак был найден: "Материей называется всё то, что является объективной реальностью и существует независимо от нашего сознания" .

Но под такое определение материи с успехом может подойти и закон Ньютона, и понятия пространства и вре­мени, и даже абсолютная идея Гегеля,-все они в рамках соответствующих парадигм объективно существуют и не зависят от нашего сознания.

Что же касается другого ленинского определения мате­рии: "Материя есть философская категория для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независи­мо от них", то здесь необходимо сделать некоторое уточ­нение: О чём идёт речь? Если об абстрактной категории, то она, естественно не может действовать на наши органы чувств, а если о конкретных материальных объектах, то причём здесь абстрактная категория материи? (На наши органы чувств действует конкретный стол, а не абстракт­ная категория стола).

Таким образом, закрывая глаза на некоторые несурази­цы, можно сделать материалистическую модель неопро­вержимой, заранее объявляя любое естественно-научное открытие новой формой проявления материи. Но нужно ли это?

Короче говоря, нужно честно признать, что материи как универсального начала вещей, строго говоря, пока нет; есть лишь материальные объекты, действующие на наши органы чувств, и существующие независимо от нашего сознания. Нужно признать далее, что физика XX века уже давно требует радикального пересмотра понятия материи. После такого пересмотра от содержательного ранее поня­тия остаётся лишь пустая и высохшая оболочка, а родив­шаяся при этом бабочка-Мир Высшей реальности благо­получно приобретёт новое существование, но уже совсем в ином качестве. И нам лишь остаётся удивляться прозор­ливости слов Владимира Соловьёва, высказанных им в 1899 году в предисловии в книге Ф. Ланге "История мате­риализма и критика его значения в настоящем" (т. I, Киев -Харьков, 1899, С.IV): "Материализм как низшая эле­ментарная ступень философии имеет всегдашнее значе­ние, но как самообман ума, принимающего эту низшую ступень за всю лестницу. Материализм естественно исчезает при повышении философских требований,-хотя, конечно, до конца истории будут находиться умы элемен­тарные, для которых догматическая метафизика останется самою собственной философией. По природе для ума че­ловеческого привлекательна только истина. От древности и до наших дней начинающие философствовать умы пле­няются заключённой в материализме истиной-мыслью о единой основе всякого бытия, связывающей все вещи и явления так сказать снизу-в тёмной, бессознательной, "стихийной" области. Но материализм не останавливает­ся на признании этой истины, а также не ставит её логи­ческое развитие как свою дальнейшую задачу; вместо этого он сразу, априори признаёт материальную основу бытия саму по себе за всецелое, то есть допускает как самоочевидную истину, что всё существующее не только связано общей материальной основой (в чём он прав), но ещё и то, что всё в мире только ею только снизу и может объединяться, а все прочие начала и стороны всемирного единства суть только произвольные фикции. А затем, уп­ростив таким образом общую задачу миропонимания, ма­териализм естественно обнаруживает тенденцию упро­стить до крайности и самое содержание в представлении о единой основе бытия. С теоретической стороны всё сво­дится окончательно к совокупности простейших телец - атомов, с практической - к действию простейших мате­риальных инстинктов и побуждений. Ясно, что этим могут удовлетвориться лишь простейшие умы".

Итак, понятие материи в конце концов оказалось мало­эффективным. Оно сыграло свою положительную роль при построении классической физики, но наступил мо­мент, когда представление о материи становится серьёз­ным тормозом на пути познания природы.

МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ

Одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются , место в пространстве, вес, инерция, сопротивление, непроницаемость, притяжение и отталкивание, или какая-то этих свойств; внешняя чувственного опыта; то, что составляет «данный в ощущениях »; устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта); 2) физическое или не-умственное; 3) физическое, телесное или не-духовное; 4) неодушевленное, неживое; 5) естественное, не являющееся сверхъестественным; 6) полностью или частично непредопределенное; обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному; 7) источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом; 8) то, из чего состоит; то, из чего возникает или создается; 9) первосуществующее или изначальная основа; 10) то, что является предметом рассмотрения.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

В античные времена материя в философии отождествлялась с веществом, из которого сделаны окружающие предметы. Недаром Аристотель в своей «Метафизике», обобщая достижения предыдущих лет, писал о том, что большинство мыслителей более ранней эпохи считали началом всего какую-то конкретную субстанцию. Это мог быть камень, вода, земля, дерево, огонь или глина и так далее. Они полагали, что из этого первовещества сделаны все тела. Более того, когда предметы погибнут, они превратятся именно в эту изначальную субстанцию. Это вещество Аристотель назвал материальным началом. Его главным свойством он счел то, что сущность вещей при изменяется в своих проявлениях, но при этом остается. Так была впервые охарактеризована материя в истории философии.

Субстанция ли это?

В связи с тем, что мыслители античного мира поставили вопрос о том, является ли первоосновой вещество, из которого состоят все тела, они одновременно подняли проблему того, кто же его создал или породил. В связи с этим возникла теория о субстанциональности материи. То есть если посредством ее существуют все многообразные вещи, то каким образом возникла она сама?

В эпоху Средневековья материю считали не субстанцией, а низшим проявлением духовной природы. Всякий предмет тогда полагали единством формы и вещества, из которого он сделан. Только с приходом Нового времени понятие материи в философии приобрело новое значение. Бенедикт Спиноза очень четко определил ее как субстанцию, тождественную природе, которая развивается самостоятельно, без какой-либо внешней причины. Чуть позже против такого понимания материи резко выступил английский философ Беркли. Он считал, что подобной субстанции просто не может быть. Мы имеем дело даже не с конкретными вещами, а с их восприятием нашими ощущениями. Таким образом, мы нигде не сталкиваемся с материей - это плод человеческого воображения.

Определение

Тем не менее, в эпоху Нового времени и Просвещения эта проблема сделалась чрезвычайно модной и актуальной. Приближенное к нынешнему понятие материи в философии ввел Рене Декарт. Он дает ей определение. Материю Декарт называет субстанцией самосуществующего бытия. Ее главным атрибутом является протяженность. Кроме того, у нее есть еще специфические свойства - занимать какое-либо место, иметь объем и быть трехмерной. Большой вклад в развитие этого понятия внес Исаак Ньютон. Он расширил Декартово определение субстанции и высказал идеи о том, какие есть свойства материи в философии. Он предположил, что у нее есть еще три атрибута - это протяженность, непроницаемость (то есть ненарушимое единство тела), затем инертность (пассивность, неспособность самостоятельно изменять скорость, согласно законам динамики, а также вес, обусловленный действием гравитации). Позже Ньютон развил свое учение. Он объединил инертность и вес в понятие массы. Последнюю он тоже счел атрибутом материи, а также мерой ее количества.

Эпоха Просвещения

Этот период в истории также был благоприятным для развития понимания вещественности и субстанциональности. Категория материи в философии эпохи Просвещения разрабатывается многими мыслителями, но наиболее удачное определение дает Поль Гольбах. Он пишет о том, что так называют все, что можно познать с помощью ощущений. Проявления материи являются основой чувственного знания. Таким источником могут быть ощущения формы, цвета, вкуса, звука и тому подобное. Можно сказать, что Гольбах довел понимание материи до гносеологического обобщения. В то же время в этот период исчезает философское понятие субстанциональности. Мыслители эпохи Просвещения фактически редуцировали этот термин до «вещественного субстрата». Поэтому, к примеру, Дидро полагал, что материи как таковой нет. Она существует только и исключительно в многообразных вещах и предметах.

Категория материи в философии марксизма

Еще Гельмгольц сделал предположение, что главным качеством этой субстанции является ее независимость от нашего создания. Таким образом, существование материи объективно. Поэтому Гельмгольц называл так все, что бытийствует независимо от человека. Но это понятие приобрело в материалистической, и особенно в марксистской, философии очень высокий статус. Оно стало обозначать первоначало всего, в том числе и духа.

Материя в философии марксизма - это термин, обобщенно определяющий независимую от нас реальность, которую фиксируют органы чувств человека. Однако позднейшее развитие физики, которая говорит нам об атомах и элементарных частицах, поставило под вопрос эту формулировку. Ведь есть такие уровни развития и существования материи, которые наши органы чувств вообще не воспринимают.

Что же это такое?

Сейчас многие исследователи и ученые сомневаются в том, что некая подобная субстанция имеет реальное существование. Ведь ее невозможно экспериментально зафиксировать. Но все сходятся на том, что материя в философии - это такая категория, которой удобно обозначать предметы, феномены и процессы физического мира. Поэтому ее часто противопоставляют явлениям духа или же сознания. Она определяет наиболее сущностные качества реального бытия мира.

Свойства материи в философии - это целостность, неисчерпаемость, изменчивость, системная упорядоченность и другие. С развитием методологии современного научного познания некоторые качества стали пониматься как фундаментальные. К таким можно отнести системность. Кроме того, само это понятие проходит очень сложный путь становления - оно уточняется, углубляется, открываются новые его грани.

Атрибуты и уровни

Материя в философии существует во времени, пространстве и движении. Эти понятия являются ее атрибутами. Любые материальные вещи и предметы всегда подвижны, находятся в какой-либо точке пространства и в некий период времени. Иначе они не могут существовать. Кроме того, материя имеет структурные формы организации. Это прежде всего неорганический уровень. Сюда включены микро-, макро- и мегамиры. Затем различают органический уровень. Он охватывает все, что связано с живой природой и биологическим существованием. И, наконец, это социальный уровень. В нем учитываются различные человеческие общности и индивидуумы - личность, семья, племя, род, этнос, нация, группа, гендер и так далее.

Универсальность

Известное нам со студенческой скамьи определение уже давно подвергается критике со стороны современных мыслителей. Однако более удачного и общего определения еще никто не придумал. Поэтому материя в философии - это наиболее удобный способ отразить в научном термине объективно реальное бытие в его универсальности. Его применяют, когда следует описать некую субстанцию, которая не может быть уничтожена, она вечна во временных рамках и бесконечна в протяженности. Она развивается самостоятельно, исходя из внутренних причин, и постоянно переходит из одного состояния в другое. Все ее тела, вещи и явления детерминированы причинно-следственными связями, что позволяет наблюдать закономерности в процессах их взаимодействия. И это бытие изучает и продолжает познавать человек.

Из многообразия форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. Безусловно, для философии самый интересный предмет исследования - человек. Философы показывают специфику человеческого бытия через противопоставление сознания, духа материи. Понятие «материя», видимо, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе.

Из истории философии мы помним, что на роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), безграничное первовещество «апейрон» (Анаксимандр), вечный живой огонь (Гераклит), все 4 стихии (Эмпедокл), мельчайшие неделимые атомы (Демокрит), «эйдосы» у Платона так можно перечислять бесконечно. Демокрит был удачнее всех.

И так, что такое материя?

Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. В определении материи, решается основной вопрос философии о соотношении материи и сознания. Материалисты считают, что она первична по отношению к сознанию, а идеалисты считают в точности наоборот.

Философское понимание материи.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философии категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

Объективность и независимость от сознания человека;

Их абсолютность как атрибутов материи;

Неразрывная связь друг с другом и движением;

Единство прерывного и непрерывного в их структуре;


Зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

Количественная и качественная бесконечность

Универсальными свойствами материи являются:

Несотворимость и неуничтожимость материи - означает, что объективный мир самодостаточен, т. е. для его существования не нужно каких-то дополнительных сил. Никто материю не создавал и никто материю не может уничтожить.

Вечность существования во времени и бесконечность в пространстве - означает, что материя была всегда и будет всегда, что у материи нет начала и нет конца.

Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Под движением я понимаю не только механическое перемещение в пространстве, но и физические и химические превращения, биологические процессы и т. д. Переход материи из одной формы существования в другую (вещество-поле) - это тоже движение.

Детерминированность (причинность) - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Ничего в материальном мире не происходит просто так, случайно. Все подчинено определенным законам и последующее развивается из предыдущего.

Неповторимость материи означает, что в объективном мире нет двух одинаковых объектов. Любой материальный объект индивидуален, будь то атом или вселенная. Другими словами, в материальном мире невозможно существование одного объекта в разных точках мироздания.

Платон. В философии Платона большую роль играло представление о «мире идей», противопоставляемом «миру вещей» и предшествующем ему. С точки зрения Платона, материя – это субстрат вещей. Так вместе с понятием материи родилось противопоставление материального идеальному.

Как это ни парадоксально, философ, который вел понятие материи, был – считал идеальное первичным по отношению к материи. Но были в античности и философы-материалисты – в частности, Демокрит. Он не только объявил материю единственной существующей реальностью, но и задумался о ее структуре. По мнению Демокрита, материя состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц. Такое философское направление, рассматривающее материю как единственную реальность, называется материализмом.

Аристотель рассматривал материю как вечную, несотворимую и неуничтожимую субстанцию. Сама по себе материя – лишь потенциальное существование, реальной она становится лишь при соединении с формой. Такое представление о материи было унаследовано философией Средневековья.

Представления о материи в философии Нового времени весьма разнообразны. С точки зрения сенсуализма, материя – это все, что воздействует на органы чувств. Т.Гоббс различает материю, соотнесенную с формой (тело) и «материю без формы». Некоторые философы-идеалисты – в частности, Дж.Беркли – отрицают существование материи. С точки Просвещения, материя существует, проявляя себя в конкретных предметах и явлениях.

В начале 20 века, когда научные открытия заставили в корне пересмотреть представления о материи, существовавшие много лет в рамках классической физики, возникает множество идеалистичеких теорий, основанных на рассуждениях об «исчезновении материи»: если представления о природе материи могут так кардинально меняться, значит, материи как таковой не существует. Этим концепциям противостоял диалектический материализм. Согласно этой концепции, материя вечна, бесконечна и неисчерпаема, исчезнуть может не сама материя, а лишь предел человеческих знаний о ней.

В рамках диалектического материализма родилось материи, сформулированное В.И.Лениным: «Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в ощущениях». Это определение нельзя назвать безупречным, ведь не все уровни организации материи доступны ощущениям – например, на атомарной уровне они не действуют.

Современная философия рассматривает материю как объективную реальность, существующую в двух формах – вещество и поле. Фундаментальные свойства материи – пространство, время и движение. Под движением понимается все многообразие изменений. Выделяется пять форм движения материи: физическое движение, химическое, механическое, биологическое и социальное. Ни одна из этих форм не может быть сведена к другой. Например, восстания и войны можно объяснить с точки зрения социальных закономерностей, но не биологических.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх