Подходы к изучению социологии. Формационный и цивилизационный подходы к обществу. Понятие общества. Основные подходы к его пониманию в истории философской мысли

Профессор Калифорнийского университета в Беркли, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер определил пять основных подходов используемых социологами при изучении и объяснении различных фактов :

Первый подход – демографический (демография – от греческого слова demos – народ). Демография – изучение населения, процессов рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей . (Например, демографический анализ мог бы объяснить экономическую отсталость стран третьего мира тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население).

Второй подход – психологический . Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

Третий подход – коллективистический . Он применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию . Например, этот подход можно использовать при изучении таких групп, как семья, армия, спортивная команда, поскольку они являются коллективами индивидов.

Четвертый подход выявляет взаимоотношения . Общественная жизнь рассматривается не через определенных, участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, ожидаемое от человека, который занимает определенную позицию в группе. В обществе существуют сотни ролей: политик, служащий, потребитель, милиционер, студент. И поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей.

Пятый, последний подход – культурологический . Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения или нормы рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование, ограбление считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы: не указывай пальцем на людей, не жуй с открытым ртом и т.д.

Общественное мнение как объект социологического анализа.

Общественное мнение - усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума.

Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений. В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей

Этапы формирования общественного мнения

1.Восприятие информации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

2.Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний,опыта, умения анализировать, уровня информированности.

3.Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.

4.Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

5.Возникновение общенародного мнения.

Субъектом общественного мнения могут выступать общности различного уровня от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом.

Объектом общественного мнения может быть:

1) явление, событие, факт, который связан с интересами субъекта (и не только в материальной, но и в политической, культурной, социальной сферах жизни) и имеет высокую степень актуальности;

2) явление, событие, факт, которые допускают многозначность толкования и небезусловность оценочных суждений;

3) что информационно доступно субъекту.

Особенности формирования:

Общественное мнение очень чувствительно к значительным событиям.

Общественное мнение, как правило, быстрее формулируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае, пока устные заявления не станут реальностью.

Общественное мнение не предвидит критических ситуаций, оно лишь реагирует на них.

С психологической точки зрения , общественное мнение главным образом управляется корыстными интересами людей. События, слова и любые другие стимулы влияют на мнение настолько, насколько очевидна связь с личным интересом .

Общественное мнение будет долго находится в возбужденном состоянии, если люди не почувствуют, что затронуты их собственные интересы, или же мнение, пробужденное словесно, не подтвердится развитием событий.

Если мнение разделяется незначительным большинством людей или же оно еще существенно не сконструировано, свершившийся факт может склонить общественное мнение к его одобрению.

Общественное мнение, так же как и личное мнение, всегда эмоционально окрашено. Если общественное мнение базируется главным образом на эмоциях, в таком случае оно будет готово к особенно резким изменениям под влиянием событий.

9. Микросоциология

Раздел социологии, объектом изучения к-рого являются т. наз. малые группы (малочисленные по составу социальные группы, члены к-рых находятся в устойчивом личном общении друг с другом). К малым группам относятся семья, первичный трудовой, научный, спортивный, воинский и др. коллективы, школьный класс, религиозная секта и др. М. возникла в 30-х гг. 20 в. как одно из направлений буржуазной социологии. Ее методологической основой послужили философские принципы позитивизма, теоретической основой - работы Г. Зиммеля, Ч. Кули, Дюркгейма, Ф. Тенниса и др., эмпирическим базисом стали данные исследований раза личных социальных проблем буржуазного об-ва (необходимость разрешения межклассовых, межнациональных и межрасовых конфликтов, поиск резервов повышения производительности труда, эффективность пропаганды, борьба с преступностью, разложением буржуазной семьи, ростом психических заболеваний и т. д.). Теоретическая М. представлена работами Морено, Дж. Хоманса, Р. Бейлса (США), Гурвича (Франция), Р. Кенига (ФРГ) и др. Прикладная М., тесно связанная с социальной психологией, синтезировала в себе разные направления: социометрическое, идущее от психиатрии (школа Морено), психологическое, или «групповая динамика» (школа К. Левина), и бихевиористское, представленное социологами школы Мэйо. В рамках этих направлений разработаны соответствующие методики и техника исследования малых групп и контактных коллективов, различные виды наблюдений, опросов, интервью, социометрическая техника (построение шкал, матриц, графическое изображение структуры малых групп и т. п. Методологический недостаток микросоциологических исследований в рамках буржуазной социологии заключается в неправомерных попытках перенести выводы, полученные от изучения малых групп, рассматриваемых как базисный элемент об-ва, на большие социальные группы и об-во в целом.

Причина подобных ошибок - идеалистическая абсолютизация буржуазными социологами первичности психологических факторов в анализе социальных явлений. Марксистская социология признает как существование малых групп, так и социальную обусловленность их образования и деятельности. Исследование проблематики малых групп (микросреды, взаимодействия коллектива и личности, коллектива и об-ва, психологических взаимоотношений в группах - «психологического климата», особых групповых ценностей и норм поведения - «морального климата» и т. п.) имеет большое значение для развития социологической теории и социальной практики.

10.Социализация личности.

Человек с самого начала взаимодействует с соц. средой, с обществом. Процесс этого взаимодействия характеризуется понятием социализация.

Социализация – процесс освоения человеком окружающей соц. среды и превращение его в личность, т.е. соц. качество.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные задатки. Общество при этом создает условия для саморазвития личности . Процесс социализации проходит ряд этапов. В современной литературе в качестве основного критерия социализации бралась трудовая деятельность, в соответствии с этим выделяли 3 основных этапа социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой (связанный с выходом на пенсию). Однако эти этапы не учитывали особенности первой и последней стадий. Третий этап не учитывал процесс ресоциализации , т.е. освоения человеком новых ролей.

В западной литературе выделяют 2 этапа социализации : первичная (от рождения до формирования зрелой личности); вторичная или ресоциализации. Под последним этапом понимается своеобразная перестройка личности в период ее соц. зрелости.

Социализация происходит под влиянием соц. окружения условий и соц. институтов. К соц. институтам социализации относят семью (родителей), школу (в широком плане), СМИ, формальные и неформальные организации.

11.Прогностическая функция социологии.

Практическая направленность социологии выражается в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такие прогнозы в переходный период развития общества, который переживает Россия в настоящий момент. В этом плане социология способна:

· определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;

· представить альтернативные сценарии развития будущих социальных явлений и процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от конкретных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран, кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных производств, предприятий и коллективов.

12.Этносоциология.

Этносоциология - отрасль социологической науки, исследующая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Иными словами, этносоциология изучает явления и события социальной жизни, так или иначе связанные с проблемами этносов, влиянием особенностей этнической культуры и традиций на социальную жизнь, межэтническими взаимоотношениями и конфликтами.«Любая этническая общность опирается на традиционные стандарты, нормы, образцы, стереотипы поведения, которые прочно утвердились в той или иной этнической нравственной культуре». Культура каждого этноса неповторима, ее развитие происходит в контексте взаимодействия с другими этническими культурами, и накопленный социокультурный опыт этноса становится отправной точкой в понимании инонациональных ценностей - языка, традиций и т.п. Это актуализирует вопросы и проблемы межэтнического взаимодействия, межэтнической адаптации в современном российском обществе.

Если этнография рассматривает, описывает и анализирует обычаи и традиции, образ жизни и культуру, язык и фольклор различных этнических групп, то этносоциология представляет собой специальную социологическую дисциплину среднего уровня, которая исследует этнические группы, их взаимоотношения в более широком контексте социальных отношений, рассматривая их как части общества, более или менее интегрированные в него и включенные в социетальные процессы. Правомерность такого подхода определяется тем, что все происходящее с этническими группами всегда вписано в динамику общества в целом и ею же в значительной степени объясняется.

В истории социологии изначально исследование этнических традиций и обрядов имело большое значение и было сопряжено со становлением собственно социологических классических парадигм. Так, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун и другие крупные социологи и социальные антропологи прошлого обращались к исследованию этнической культуры первобытных племен, чтобы лучше понять истоки социальности как таковой. Современная этносоциология ориентирована на изучение социальных параметров взаимодействия этносов и этнических групп, происходящего в настоящее время.

Параллельно существует родственная социологическая дисциплина - историческая эгносоциология, предметом которой является этническая проблематика прошлого.

В предметную область этносоциологии входят исследования, связанные со следующими вопросами:

· традиции как фактор, влияющий на социальное поведение индивидов и этнических групп;

· динамика этносоциокультурных изменений, возникающих вследствие модернизации;

· социокультурные различия между современным городом и селом;

· социальные составляющие процесса этнической идентификации и самоидентификации;

· динамика межэтнических отношений, в частности развитие и протекание межэтнических конфликтов;

· мобильность этносов, межрегиональная и межгосударственная миграция;

· происхождение и социальные особенности этнических диаспор, в том числе недавно образовавшихся русских диаспор в границах постсоветского пространства;

· особенности языковой коммуникации в различных этнических средах, в частности процессов вытеснения русского языка и замены его языками титульных наций в республиках бывшего СССР, а также проблемы билингвизма и полилингвизма;

· специфика внутрисемейных отношений в различных этнических группах;

· этническая культура, межкультурные взаимодействия, роль религии вформировании межкультурных дистанций, выработка этнических стереотипов и их социальное функционирование;

· толерантность и нетерпимость в межэтнических отношениях;

· становление и развитие национальных и националистических движений и особенности социальных движений в этнической среде.

13.О.Конт - основатель функционализма.

У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Создатель социологии Огюст Конт провозгласил главной задачей социологии поиск объективных, не зависящих от конкретного человека законов общественного развития.

Конт опирался на методы анализа естественных наук. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную интеграцию . В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения «всеобщего согласия». Эти идеи Конта впоследствии будут развиты учеными, представляющими структурный функционализм в социологии и изучающими главным образом институты и организации общества.

Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным словам, «абстрактную историю» без имен и без отношения к конкретным народам.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ.

С его именем связано развитие первого этапа позитивизма - "первого позитивизма".

Главное произведение О. Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

"Закон трех стадий" , согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

14 .Классические концепции развития личности.

Основные теории развития личности.

Теория «зеркального "Я"» Чарльза Кули. Человек оценивает себя в соответствии со следующими критери­ями:

а) взгляд на него других людей, их оценка;

б) ответная реакция на их мнение и взгляды.

Эти факторы и влияют на формирование личности.

Теория формирования личности Джорджа Герберта Мида. Личность формируется в процессе взаимодействия с людьми . Этот процесс включает в себя следующие этапы:

а) подражание чужой деятельности;

б) игровая стадия;

в) коллективные игры детей.

На последней стадии усиливается взаимодействие между индивидами.

Теория Зигмунда Фрейда. Желания индивида ограничиваются принятыми в обществе нормами, отсюда возникает конфликт человека и общества. Структура личности такова: «Оно» (стремление человека к полу­чению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем

мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценно­стей).

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона. Лич­ность формируется в соответствии со стадиями раз­вития. Эти стадии связаны с преодолением индиви­дом кризисов различного характера.

Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере спо­собности человека осваивать новые навыки. Эти эта­пы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с тру­дом, но в строго определенной последовательности.

Теория нравственного развития Лоренса Колберга. Этот ученый большое внимание уделял нравственно­му аспекту развития личности. Человек преодолевает несколько стадий развития, причем на протяжении всей жизни, а не только в детстве . Чем выше уровень, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступ­ки по отношению к другим людям.

15 Дюркгейм - представитель социологизма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом . Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества. Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. П Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Общество - это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п.

Учение об обществе Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего - структурно- фун кционал ьного анализа.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».

При этом различают два аспекта этого понятия:

онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия): а) социальная реальность; б) общество - реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;

методологический (вытекает из онтологического): а) поскольку социология - часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).

Центральная социологическая идея учения Дюркгейма - идея общественной солидарности. Отталкиваясь от двух типов общества - традиционного и современного, он выделяет два типа социальной солидарности:

механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу.

органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов.

Если первая предполагает поглощение индивида коллективом, то вторая предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.

Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.

16 Социология города

Возникновение социологии города связано с именами таких авторов, как М. Вебер, Г. Зиммель, Ф. Теннис. Главной задачей, которая стояла пе­ред основателями социологии города, стал критический анализ идеи чужеродности городского образа жизни и его противопоставление сельскому общинному укладу.

Среди теоретических подходов к изучению города можно выделить территориально-поселенческий (город как особый вид поселения экологический (город как соотношение естественных и искусственных компо­нентов среды;

экономический (типологии городов по производственно-экономическим функциям и выявление морфологической структуры городской территории; градос­троительный (город как система социально-функционального расселения;

историко-культурный (город в эволюционном развитии и го­родская ментальность;

социологический (город как место развития социальных отношений и коммуникативное пространство, струк­тура и особенности города как среды обитания; особенности городского об­раза жизни;

Город - это, прежде всего, особое пространство, которое упорядочивает и саму жизнь горожан, задавая им траектории поведения и жиз­ненного пути. М. Вебер и Ф. Теннис сфор­мировали представление о городе как о пространстве коммуникации, отличном от традиционного (общинного).

Жизнь города определяется градообра­зующими и градообслуживаюшими фак­торами. К градообразующим факторам относятся промышленность, транспорт, связь, наука, санаторно-курортное дело и т.д. С социологической точки зрения, эти факторы отражают взаимодействие города и общества, предопределяя коли­чество рабочих мест и структуру занятости в целом, а также социальные аспекты функционирования жителя в его трудовой и повседневной жизни. К градообспужи-вающим факторам относятся качественно-количественные характеристики рабочих мест, связанные со сферой социальных услуг. Это общественный транспорт, детские и образовательные учреждения, бытовое и медицинское обслуживание, торговля, учреждения культуры и т.д.

Социальное развитие города предпо­лагает осуществление мер по планомерно­му воздействию на негативные процессы: преступность, детскую безнадзорность, проступки против правил и норм пове­дения.

Таким образом, социология города - это социологическая дисциплина, объектом изучения которой является социальная жизнь города, городская жизнедеятель­ность. В рамках социологии города изу­чается происхождение городов, урбани­зация, городская морфология, городские системы, проблемы управления городом, городские сообщества и структуры власти. Социологический взгляд на данный объект подразумевает анализ форм и ви­дов деятельности индивидов и сообществ в городском пространстве, а также изу­чение специфики организации городско­го пространства.

17 Токвиль - политическая социология

3. Токвиль Алексис Де, 1805-1859. О демократии.

Токвиль Алексис Де (1805-1859) - фр. социолог, историк и политический деятель. Главная тема его исследований и размышлений - исторический генезис, сущность и перспективы демократии, которую он понимал как принцип социальной организации современного общества, противоположного феодальному.

Предметом наибольшего интереса для Токвиля Алексиса Де была демократия, которую он усматривал, как самое значительное явление эпохи. По Токвилю –сердцевина демократии –принцип равенства. Всеобщее равенство, взятое само по себе, автоматически не приводит к установлению такого политического режима, который твердо оберегает индивида, исключает произвол со стороны властей.

Для Токвиля очевидна величайшая социальная ценность свободы . В конечном итоге, только благодаря ей человек получает возможность реализовать себя в жизни . Токвиль убеждён, что современная демократия возможна в союзе равенства и свободы. Проблема по Токвилю состоит в том, чтобы, с одной стороны избавиться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы. С другой - развить политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание такого баланса. Токвиль считал, что одна из самых серьезных проблем свободы и демократии в целом –централизация государственной власти. Чтобы этого избежать Токвиль предлагал разделение властей.

Токвиль понимал под демократией отсутствие сословных различий, гражданское (политическое) равенство.

Токвиль полагал, что цель демократии как власти большинства - благосостояние населения . Мир идет к обеспечению равенства условий существования для всех. Его политическая форма - демократия, которая основывается на равенстве условий. Результатом является свобода, составляющие которой: 1) отсутствие произвола (законность);

2) федеративность (учет интересов отдельных частей государства);

3) наличие общественных объединений (гражданского общества);

4) независимость прессы; 5) свобода совести.

18Социально-территориальные общности.

Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов . Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве . Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы. Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений. Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах – отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой. Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении. По большей части территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. По большей части городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню. Также важно и расселение людей, ведь региональные различия оказывают существенное влияние на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека – существует свой стиль жизни. На это все влияет и движение мигрантов. Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень – национальные территориальные общности. Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима. Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды. Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).

19В.Парето - представитель психологизма в социологии.

По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита - руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. В своих работах Парето скептически относился к демократическим режимам, называя их «плутодемократическими» или «демагогической плутократией», полагая, что в политической жизни есть универсальный закон, при котором элита всегда обманывает массы.

Успешное развитие общества, однако, возможно лишь при своевременном обновлении элит, что понималось у Парето, в выдвинутой им концепции «циркуляции элит», как абсорбирование и включение наиболее мобильных представителей неэлит или контр-элит в элиту по директивному «избранию сверху» со стороны самой же правящей элиты. В противном случае, согласно его концепции, общество ждет застой и замена, в результате революции, старой элиты - новой.

Важное научное значение имел осуществленный в трудах Парето анализ человеческих действий и их мотивов. Термины и, и впоследствии практически не использовались в социологии. Тем не менее, анализ самих явлений, обозначаемых этими терминами, открыл для социологов существенную роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположений, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно и бессознательно маскируемых и рационализируемых в, верованиях и т. п. Тот факт, что именно такого рода эмоциональные факторы часто гораздо эффективнее, чем логическая аргументация, побуждают человека массы к активным действиям, в настоящее время широко признан в политологии, теории пропаганды и массовой коммуникации.

Парето впервые разработал развернутую теорию элиты. Он описал некоторые социально-психические характеристики элитарных групп и такие черты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофобия. В своей концепции циркуляции элит он обосновал необходимость социальной мобильности для поддержания социального равновесия и оптимального функционирования социальных систем.

Разработка теории элиты парадоксальным образом способствовала углублению и уточнению представления о демократии, столь нелюбимой самим Парето. Понимание истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных и туманных положений о демократии как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о демократии, в частности, как о специфической открытой системе формирования элит, публично и в равных условиях конкурирующих между собой за авторитет и власть в обществе.

Правда, теория элиты у Парето отчасти входит в противоречие с его системной ориентацией. Он склонен не столько из социальных систем выводить особенности элит, сколько, наоборот, рассматривать социальные системы как следствие психических черт и деятельности элитарных групп. Между тем, способы рекрутирования, функционирование и смена элит - это не самодовлеющие явления и процессы. Они различны в различных социальных системах, поскольку обусловлены последними; вершина социальной пирамиды определяется ее основанием, всей ее конфигурацией.

20.Социальная мобильность.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

характеру - трудовая и по политическим мотивам:

продолжительности - временная (сезонная) и постоянная;

территории - внутренняя и международная:

статусу - легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильностьпредполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

У разных людей самые различные представления об обществе. Зачастую этим термином обозначается определенная совокупность людей, объединенных какими-либо интересами, взаимными симпатиями, образом жизни и совместной деятельностью. Социология по-своему подходит к пониманию этой категории. Что такое общество и какими чертами оно характеризуется, являясь объектом изучения социологии?

Современные подходы к пониманию общества.

Вся история социологической мысли есть история поисков научных подходов и методов построения теории общества. Это история теоретических подъемов и спадов. Она сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории “общество”.

Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый XVIII века Сен-Симон считал, что общество - это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины XIX века Прудона – это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости. Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность: 1) как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество; 2)как автоматически действующий “механизм”, состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, “атомов” и т.д.

Среди современных концепций общества выделяется “атомистическая” теория , согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Ее автором является Дж.Девис. Он писал: ”Все общество в конце концов можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром”.

Крайним выражением этой концепции была теория Г.Зиммеля. Он считал, что общество представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие – это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Социальные связи – это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем, такое представление об обществе как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответствует социологическому подходу.

Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в “сетевой” теории общества . Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

В теориях “социальных групп” общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общины. Если в “атомистической” или “сетевой” концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в “групповых” теориях – группы людей. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие “общество” с понятием “человечество”.

В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к изучению общества: функционалистский и конфликтологический. Теоретические рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений:

1) общество – это система частей, объединенных в единое целое;

2) общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;

3) дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе;

4) изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер;

5) социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К.Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Таким образом, общество – это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.

Социологический анализ общества .

В широком смысле понятие “общество” – “общество вообще” – характеризует то общее, что имеется в любых социальных образованиях. Исходя из этого, можно дать общее определение этой сложной категории. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Нетрудно заметить, что это универсальное определение, под которое подходит и ваша учебная группа, и общество книголюбов, и общество более высокой степени сложности. Поэтому социологический анализ общества предполагает многоуровневый характер. Модель социальной реальности может быть представлена по крайней мере на двух уровнях: макро- и микросоциологическом.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые можно назвать структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. На макросоциологическом уровне общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество), основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Микросоциологический уровень анализа представляет собой изучение микросистем (кругов межличностного общения), составляющих непосредственное социальное окружение человека. Это системы эмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Различные скопления таких связей образуют малые группы, члены которых связаны друг с другом позитивными установками и отделены от других неприязнью и безразличием. Исследователи, работающие на этом уровне, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое в свою очередь оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

В реальной жизни “общества вообще” нет, как нет “дерева вообще”, есть вполне конкретные общества: российское общество, американское общество и т.п. В этом случае понятие “общество” используется в узком смысле слова как эквивалент современных наций-государств, имея в виду человеческое наполнение (“народ”) внутреннего пространства в государственных границах. Пополняемое таким образом общество американский социолог Н.Смелзер определял как “объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность”.

Для более полного и глубокого понимания сущности общества на макроуровне выделим несколько его отличительных черт (признаков):

1) территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором осуществляются взаимодействия, складываются социальные связи и отношения;

2) наличие собственного названия и идентификации;

3) пополнение преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4) устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаимодействия;

5) автономность, которая проявляется в том, что оно не является частью какого-либо другого общества, а также в способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставления им широких возможностей для самоутверждения и самореализации. Жизнь общества регулируется и управляется теми социальными институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые вырабатываются и создаются внутри самого общества;

6) большая интегрирующая сила: общество, имея общую систему ценностей и норм (культуру), приобщает к этой системе каждое новое поколение (социализирует их), включая в сложившуюся систему социальных связей и отношений.

При всех различиях в определении понятия “общество” социологи от О.Конта до Т.Парсонса рассматривали его как целостную социальную систему, включающую в себя большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Социальная система – это структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование. Составными элементами общества как социальной системы являются социальные институты и организации, социальные общности и группы, вырабатывающие определенные социальные ценности и нормы, состоящие из отдельных людей , объединяемых социальными связями и отношениями и выполняющими определенные социальные роли. Все эти элементы связаны между собой и составляют структуру общества.

Социальная структура – это определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей. При этом структура общества может рассматриваться в различных ракурсах, в зависимости от основания выделения структурных частей (подсистем) общества.

Так, важным основанием для выделения структурных элементов общества служат естественные, природные факторы, разделившие людей по полу, возрасту, расовым признакам. Здесь можно выделить социально-территориальные общности (население города, региона и т.п.), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь и т.п.), социально-этнические (род, племя, народность, нация).

На макроуровне социального взаимодействия структура общества представлена в виде системы социальных институтов (семья, государство и т.п.). На микроуровне социальная структура формируется в виде системы социальных ролей.

Общество структурировано и по другим параметрам, связанным с вертикальным расслоением людей : по отношению к собственности – на имущих и неимущих, по отношению к власти – на управляющих и управляемых и т.д.

При рассмотрении общества как целостной социальной системы важно выделять не только его структурные элементы, но и взаимосвязь этих разнородных элементов, подчас как будто и не соприкасающихся друг с другом.

Существует ли взаимосвязь между социальными ролями фермера и учителя? Что объединяет семейные и производственные отношения? и т.д. и т.п. Ответы на эти вопросы дает функциональный (структурно-функциональный) анализ. Общество объединяет свои составные элементы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости. Функциональная зависимость – это то, что порождает совокупность элементов в целом, а также свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. Американский социолог, создатель структурно-функциональной школы, Т.Парсонс, анализируя социальную систему, выделил следующие основные функции, без осуществления которых система не может существовать:

1) адаптация – потребность приспособления к окружающей среде;

2) целедостижение – постановка задач, стоящих перед системой;

3) интеграция – поддержание внутреннего порядка;

4) поддержание образца взаимодействий в системе, т.е. возможность воспроизводства структуры и снятия возможных напряжений в социальной системе.

Определив основные функции системы , Т.Парсонс выделяет четыре подсистемы (экономика, политика, родство и культура), обеспечивающие выполнение этих функциональных потребностей, – функциональные подсистемы. Далее он указывает те социальные институты, которые осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, школа, семья, церковь и др.).

Социально-исторический детерминизм.

Выделение функциональных подсистем поставило вопрос об их детерминационной (причинно-следственной) связи. Иначе говоря, вопрос о том, какая же из подсистем определяет облик общества в целом. Детерминизм – это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Исходный принцип детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.

Однако в вопросе о том, что же определяет облик общества в целом, нет единства среди социологов. К.Маркс, например, отдавал предпочтение экономической подсистеме (экономический детерминизм). Сторонники технологического детерминизма усматривают определяющий фактор общественной жизни в развитии техники и технологий. Сторонники культурного детерминизма считают, что основу общества составляют общепринятые системы ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества. Сторонники биологического детерминизма утверждают, что все социальные феномены необходимо объяснять исходя из биологических или генетических характеристик людей.

Если подойти к обществу с позиций исследования закономерностей взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может быть названа теорией социально-исторического детерминизма. Социально-исторический детерминизм - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Человек - не только объект, но и субъект социального действия.

Социальное действие – простейшая единица социальной деятельности. Это понятие разработал и ввел в научный оборот М.Вебер для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей.

Сущность общественной жизни кроется в практической человеческой деятельности. Человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому в какой бы сфере общественной жизни его деятельность не осуществлялась, она всегда имеет не индивидуальный, а социальный характер. Социальная деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя их достижения различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

История и социальные отношения не существуют и не могут существовать в отрыве от деятельности . Социальная деятельность, с одной стороны, осуществляется по объективным закономерностям, не зависимым от воли и сознания людей, а с другой, в ней участвуют люди, избирающие в соответствии со своим социальным положением различные пути и способы ее осуществления.

Главная особенность социально-исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектом деятельности. Таким образом, социальные законы – это законы практической деятельности людей, образующих общество, законы их собственных социальных действий.

Типология обществ.

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы обществ от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

В середине XIX вв. К.Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на пять основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытно-общинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

К.Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К.Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К.Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д.Беллом на основании изменения технологического базиса – совершенствования средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

Термин индустриальное общество ввел А.Сен-Симон, подчеркивая его новый технической базис. Индустриальное общество (в современном звучании) – это сложное общество , с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, развитие средств массовой коммуникации, урбанизация и т.д.

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале XXI в. в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации , четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.

Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной (“зернистой”) социальной структуры формируется функциональная (“готовая”). Вместо руководства принципом управления становится согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечения в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в

1. Понятие общества. Общество как система

Раздел философии, изучающий общество, закономерности его появления и развития, называется социальной философией (от лат. «социо» – соединять, объединять). Общество изучает не только социальная философия, но и целый ряд социально-гуманитарных наук: социология, история, политология, археология и др. Однако эти науки изучают определённые конкретные стороны общественной жизни, социальная философия же помогает формировать целостное представление об обществе как сложном социальном организме.

Общество – это совокупность всех форм объединения людей (например, семья, коллектив, класс, государство и др.) и отношений между ними.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество является системой с упорядоченными связями и отношениями, закономерностями функционирования и развития. Элементами общества являются сферы общественной жизни; различные социальные группы; государства и т.д.

Сферы общественной жизни :

1. материально-производственная сфера – это сфера производства, обмена и распределения материальных благ (промышленное и аграрное производство, торговля, финансово-кредитные учреждения и т.п.);

2. политико-управленческая сфера осуществляет регулирование деятельности людей и отношений между ними (государство, политические партии, правоохранительные органы и др.);

3. социальная сфера – это сфера воспроизводства человека как члена общества. В ней создаются условия для деторождения, социализации людей, отдыха и восстановления дееспособности. К ней относятся здравоохранение, образование, система социального обеспечения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, семейная жизнь и др.;

4. духовная сфера – это сфера производства знаний, идей, художественных ценностей. К ней относятся наука, философия, религия, мораль, искусство.

Все сферы тесно взаимосвязаны, рассматривать их по отдельности можно только в теории, что помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, их роль в общей системе.

2. Социальная структура общества

Вступая в отношения друг с другом, люди образуют разнообразные социальные группы. Совокупность этих групп образует социальную структуру общества . Группы выделяются по разным признакам, например:

1. социально-классовыми группами являются сословия (например, дворянство, духовенство, третье сословие), классы (рабочий класс, класс буржуазии), слои (выделяются в зависимости от уровня благосостояния) и др.;

2. социально-этническими группами являются род, племя, народность, нация и др;

3. демографические группы – половозрастные группы, трудоспособное и нетрудоспособное население и др.;


4. профессионально-образовательные группы – работники умственного и физического труда, профессиональные группы и др.;

5. социально-поселенческие группы – городское и сельское население и др.

Все социальные группы тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга, совместными усилиями они обеспечивают обществу необходимые условия существования, их деятельность является движущей силой развития общества. Каждая группа имеет определённый статус в обществе, своё место в социальной иерархии, которые предопределяют потребности, интересы, цели деятельности её членов. Поскольку потребности, интересы и цели деятельности представителей разных социальных групп могут совпадать, а могут и не совпадать, в обществе наблюдаются разные формы социальных отношений – как социальное согласие (консенсус), сотрудничество, гармония, так и социальный конфликт . Обществу постоянно приходится искать механизмы согласования интересов различных социальных групп, предотвращения острых социальных конфликтов (войн, революций и т.п.), ведущих к дестабилизации социума, несущих серьёзные испытания и лишения. Предпочтительнее развитие на основе конструктивных реформ, используя которые можно планомерно и поступательно осуществлять качественное преобразование общества в его же интересах.

3. Основные подходы к исследованию общества

Существуют различные подходы к исследованию общества, среди основных – идеалистический, материалистический, натуралистический. Спор между ними возникает по вопросу о той роли, какую играют в обществе духовные, материально-производственные и природные факторы.

Представители идеалистического подхода общественную жизнь объясняют воздействием духовных по своей природе факторов. Причиной происходящих в обществе событий они считают идеи, рождающиеся в головах людей. И поскольку все люди уникальны, действуют произвольно, постольку нет никаких закономерностей общественной жизни, она представляет собой совокупность случайных и неповторимых событий. Часть философов-идеалистов считает, что в общественной жизни всё-таки есть закономерности, так как люди реализуют план, замысел каких-либо сверхъестественных духовных сил – Бога, Мирового Разума и т.п. Такой точки зрения придерживался, например, Г.В.Ф.Гегель.

Представители противоположного, материалистического подхода считают, что в обществе действуют такие же объективные законы, как и в природе. Эти законы не зависят от воли и желания людей. Развитие общества представляет собой не сверхъестественный, а естественноисторический процесс, который можно так же изучать, как и законы природы. Знание объективных социальных закономерностей даёт возможность реформирования, усовершенствования общества.

Философы-материалисты подчёркивают значение материальных факторов общественной жизни. По их мнению, основой общественной жизни является материальное производство, и именно там нужно искать причины происходящих в обществе событий, так как материальные интересы людей решающим образом влияют на их сознание, на те идеи, которых они придерживаются в жизни. Подобной точки зрения придерживался К.Маркс.

Разновидностью материалистического подхода к объяснению общественной жизни является натуралистический подход. Его представители закономерности развития общества объясняют природными факторами. Различные природные факторы существенно влияют на образ жизни, производственную деятельность человека, обусловливают хозяйственную специализацию различных регионов, психический склад наций, их духовную культуру и тем самым предопределяют формы и темпы исторического развития разных обществ. Одним из наиболее существенных факторов является климат. Установлено, что локальные ухудшения климата – похолодания, иссушения – всегда совпадали с возникновением великих империй, взлётами человеческого интеллекта, а в периоды потеплений происходил распад империй, застой духовной жизни. На общественное развитие большое влияние оказывают и космические факторы, например, 11-летние циклы солнечной активности. На пики солнечной активности приходится рост социальной напряжённости, социальных конфликтов, преступности, психических расстройств, возникновение эпидемий и другие негативные явления.

Тема 18.Интерпретации исторического процесса


Предметом социальной философии является

1) общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т. е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т. е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы.

2) взаимодействие между собой различных обществ.

3) исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.

3) практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей практической деятельности – производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической – люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

Основные подходы к изучению общества

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.

1) натуралистический(17-18 века). Он связан с развитием естествознания. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. Эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескье, русский историк Л.Н. Гумилёв. Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

2) Культурно-исторический подход к изучению общества (конец 19- начала 20 в). Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский учёный Н.Я. Данилевский.

3) Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. (Т. Гоббс и Дж. Локк.)

4) Идеалистический подход. Целостность и единство общества в его духовной жизни.. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели.

5) материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители XIX в. К. Маркс(1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) полагали, что её основой выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть как материальные, так и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.

Сущность материалистического понимания истории

Исторический материализм – марксистская наука об обществе, исследующая общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм утверждает материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех других её сторон. Взяв за исходный пункт добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел основу – реальный базис каждого определенного общества – которая облекается политико-юридическими облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. «Нищета философии» 1847 – основы исторического материализма.

Единство и различие природы и общества

Под природой в самом широком смысле слова понимается вся материя, Вселенная. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, т.е. всё, что является объектом изучения естественных наук. В самом узком смысле под природой понимается географическая среда. Географическая среда – это среда обитания человека, часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном этапе развития и которая вовлечена в его деятельность. Под обществом понимаются люди и те взаимоотношения, которые существуют между ними.

Природа и общество взаимосвязаны, между ними существуют единство и различия. Единство заключается в следующем:

1) общество есть продукт саморазвития природы;

2) общество является частью природы в широком смысле, и как часть оно подчиняется целому, подчиняется законам природы;

3) природа и общества взаимодействуют, влияют друг на друга.

Между природой и обществом существуют различия. Общество является относительно обособленной частью природы. В обществе действуют люди, обладающие сознанием и способные трудиться. Общество характеризуется социальной формой движения, которая качественно отличается от низших форм движения материи. Социальное движение подчиняется собственным законам: экономическим, политическим, социально-психологическим и др. Если законы природы складываются из действия слепых сил, то законы общества складываются из действия людей, обладающих сознанием и волей. Люди не могут отменить социальные законы, как и законы природы, но они могут на них активно влиять (ускорить или затормозить действие закона, усилить или ослабить его). Таким образом, в отличие от законов природы, законы общества – это законы деятельности людей и результаты этой деятельности. Специфика общественных законов, их отличие от природы состоит в том, что по времени действия они значительно более кратковременны. С заменой одного общества на другое нередко отмирают те или иные законы, и возникают новые.

Взаимодействие человека и общества со средой обитания изучает социальная экология. В 20 веке это взаимодействие поднялось на новый уровень, для описания которого появилось понятие «ноосфера» (В.И. Вернадский). Ноосфера (сфера разума) – это оболочка Земли, в пределах которой определяющей геологической силой выступает разумная человеческая деятельность. Но могущество разума противопоставило человека природе. Стихийный рост производства привёл к нарастанию экологического кризиса.

Географический и демографический факторы в развитии общества

Географическая среда оказывает существенное влияние на развитие общества:

1) она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства;

2) она влияет на темпы развития общества, может быть боле или менее благоприятной;

3) географическая среда опосредованно влияет на политическую систему;

4) географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика общества.

В тоже время необходимо помнить, что географическая среда не является определяющим фактором развития общества. Как именно скажется её влияние на общество, будет зависеть от самого общества. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества.

Важную роль в развитии общества играет также демографический фактор. Главные показатели: численность населения, половозрастная структура, плотность расселения, миграционная подвижность, здоровье. Демографические показатели с одной стороны влияют на характер и темпы развития общества, а с другой стороны сами становятся результатом этого развития.

Материальная жизнь общества представляет собой производство материальных благ и услуг, их распределение, обмен и потребление. Материальное производство – процесс взаимодействия общества и природы, в ходе которого люди преобразуют природную среду для получения необходимых материальных благ. Наиболее известный анализ материальной сферы жизни общества принадлежит марксизму. Центральное понятие марксистской социологии – производительные силы: это – система элементов, необходимых для осуществления обмена веществ между обществом и природой. В производительные силы входят: человек, его знания и опыт – главная производительная сила; орудия труда – то, чем человек непосредственно влияет на природу; предметы труда – то, на что направлен труд человека; средства труда – все остальное, необходимое для процесса производства (транспорт, производственные здания). Также, согласно К.Марксу, в процессе общественного производства и движения общественного продукта между людьми складываются производственные отношения. Они включают отношения людей при производстве (включая организацию экономики), распределении, обмене и потреблении. Основа производственных отношений – это отношения собственности на средства производства и на произведенный продукт.

Ведущая сторона способа производства – производительные силы, которым соответствуют определенные производственные отношения. В то же время, производственные отношения могут оказывать влияние на производительные силы, ускоряя или тормозя их развитие. Производительные силы непрерывно развиваются, и, наконец, приходят в противоречие с сохранившимися производственными отношениями, которые превращаются в тормоз для их развития. Противоречие усиливается, и разрешается революцией – уничтожением устаревших производственных отношений и установлением новых. Общественная жизнь, согласно К.Марксу, имеет две стороны – объективную, или общественное бытие, и субъективную, или общественное сознание. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе. Они объективны, то есть существуют независимо от сознания людей. К общественному бытию относятся: материально-техническая база общества – совокупность орудий и средств труда, технологий и приемов организации производства; географические условия – климат, полезные ископаемые, растения и животные т.п.; демографические характеристики – численность народонаселения, его плотность и т.п.; производственные отношения. Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, характерных для общества в целом; осознание обществом самого себя и окружающей действительности. К.Маркс утверждал, что сознание не может быть чем-либо иным, чем осознанным бытием, т.е. осознанием реальной жизни: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»1. Из комплекса общественных отношений К.Маркс ведущими считал производственные, называя их базисом, «на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»2. Базис – это совокупность производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и обмена материальных благ.

Каждое общество имеет сложную структуру: оно представляет собой систему взаимосвязанных групп, различающихся своими социальными функциями. Элементами социальной структуры являются: национальные общности, классы и социальные слои, профессиональные группы, демографические, религиозные и т.п. Эта структура постоянно меняется. В современном обществе наиболее важны национальные и классовые общности.

Национальная общность – обладающая неповторимым своеобразием совокупность людей, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми связями и отношениями. Она возникает независимо от воли и сознания людей, меняется по ходу истории и представлена в форме основных типов:

1. Род и племя – данные общности характерны на ранних стадиях развития, они невелики и обеспечивают совместное противостояние внешним природным силам. Род – первичная форма социальной организации, основанная на кровнородственной связи, носитель всей совокупности общественных отношений (производственных, бытовых, идеологических, религиозных и т.д.) Для рода характерны общий труд, общее имущество, уравнительное распределение. Несколько родов объединялись в племя, имевшее территорию и самоуправление, а также общность языка, религии, обычаев, самосознания.

2. Народность – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единые территорию, язык, культуру, религию. Ни экономическая, ни политическая общность для народности не обязательны. Эта форма возникает в классовом обществе.

3. Нация – общность людей, характерная для современности. Ее признаки – общность экономической жизни (хозяйственная специализация различных районов и прочные торговые связи между ними), общность политическая, языковая, культурная, территориальная (включая свободу перемещения людей по территории) и единое национальное самосознание (основанное уже на национальной идее, а не на религии).

Для человеческого общества характерно разделение труда: постепенно определенные виды деятельности закреплялись за отдельными группами. Различное место в системе общественного производства и управления вело к различиям в жизни людей. Основные общественные разделения труда – отделение скотоводческих племен (кочевых) от земледельческих (оседлых), ремесла от сельского хозяйства, торговли от производства, умственного труда от физического. Возникновение частной собственности разделило людей по их отношению к средствам производства. Уже к концу первобытного строя внутри общины выделились социальные слои – группы людей, объединяемых характером труда, размерами доходов и способами их получения, доступом к власти, социальным престижем.

По отношению к структуре общества, отражающей общественное разделение труда, имеются два основных подхода:

классовый – общество делится на большие группы людей с антагонистическими интересами – общественные классы, между которыми постоянно идет борьба;

стратификационный – общество состоит из многочисленных социальных групп, которые сотрудничают и дополняют друг друга, конфликты между ними временны.

Социальная общность (или группа) – это общественное образование, складывающееся на основе устойчивых связей между людьми и выражающаяся в единстве образа жизни, общей направленности развития, проявляющейся в характере взаимоотношений с другими социальными группами

Социальная структура – это совокупность социальных групп конкретного общества, различающихся в зависимости от их положения в обществе. Они разделяются на пять видов:

по социально-экономическому положению (классы, слои, сословия);

по этническому основанию (нации, народности);

по социально-демографическим характеристикам (поло-возрастные, профессиональные группы);

по отношению к. семье (многосемейные, малосемейные, не имеющие семьи, одиночки);

по отношению к религии (атеисты, неверующие, приверженцы различных религий).

Этническая структура общества и её составляющие:

Род, как первое объединение людей, представлял собой единство кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья.

Общество развивалось, и на смену роду пришло племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Племя выполняло лишь часть общественных функций, а например, хозяйственные выполняла родовая община.

В основу следующей, более высокой формы общности – народности – легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Еще более сложной народностью является нация. Нация характеризуется следующими признаками. Во-первых, это общность территории. Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Третьим признаком нации является общность экономической жизни. На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической жизни формируется четвертый признак нации – общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа.

Особого внимания требует такой признак как национальное самосознание, или сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней.

Природа и ее конкретные условия определяют общую структуру социальной жизни – форму собственности и тип взаимоотношений необходимого и прибавочного труда, форму организации человека в обществе. Либо данное общество- совокупность индивидов, либо – система, определяющая отношение между различными коллективами. Природа включается в производительные силы общества, составляет содержание предметов нашей духовной жизни, природа является основой и условием возникновения мира культуры.

Природа и общество тождественны в некоторых аспектах или совпадают по своему содержанию. Человек является личностью, социальным индивидом + составной частью мира живого, подчиняется фундаментальным законам жизни. Наличие этих оснований обусловило существование различных подходов к объяснению содержания и сущности социальн. организации человека.

Основные подходы к пониманию природы общества в настоящее время:

1.Натуралистический подход

Впервые сформулирован в Др.Греции, продолжил развитие в эпоху нового времени во Французском материализме (Спиноза,Руссо,Фейербах + социобиология -> Аррент, Огасси)

Фейербах: Общество возникает на определенном уровне развития природы и не выходит за сферу природной организации. Общество стало высшей формой развития природной организации, когда сумело подняться до удовлетворения духовного или идеального интереса человека.

Поэтому общество абсолютно подчиняется природным закономерностям и не может существовать вне природы. Все, что производится обществом, существует в виде природного материала.

Основной недостаток подхода – во внимание не берется уровень развития социализации, когда социальн. законы взаимоотношения между людьми господствуют над естественными. Духовн. момент развития человека не берется во внимание: человек может существовать только в сфере культуры, главным содержанием которой является духовный интерес и духовная потребность, определяющие сам процесс нашего существования.

Григорий Сковорода: «Человек живет не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить.»



2.Идеальный подход к пониманию общества.

Общество – форма духовного образования и духовного взаимодействия человека, и под духовными основаниями понимаются Бог, идея, духовная потребность, духовное знание.

Гельвеций (ХVIII век): «Мнения управляют миром.»

Общество создано Богом и в основе связи между людьми – любовь, долг и др. ценные основания.

Бердяев: Общество- форма организации людей, предполагающая существование некой исторической традиции или прошлого, а прошлое существует только в виде идеального. Человек живет в обществе -> у него постоянно возникает доминирующая потребность в совершении карьеры, достижении общественного положения. Человек ставит перед собой цель, это говорит о том, что идеальное является основой общественной организации.

Почему одни идеи воплощаются в жизнь, а другие – нет? Ответ один: воплощение и реализация идеи зависит от условий общественного бытия, уровня развития этих идей. -> В основе общественной связи лежит материальное производство, создающее основание для возникновения соответствующих идей и их реализации. Этот момент был впервые сформирован Сенсионом и получил дальнейшее развитие в трудах Маркса, который является основателем 3-его подхода – социального.

3. Социальный подход.

Суть Марксизма в понимании общества: Маркс определил фундаментальное основание общественной жизни.

Общество – форма существования человека, -> в основу понимания общества необходимо положить социального индивида. Первой необходимой потребностью человека и первым историческим фактом является самих физических индивидов – людей, которые должны питаться, иметь одежду и жилище, удовлетворять свои потребности. Следовательно, первым шагом социальной организации является организация материального производства, создающего средства существования человека. Вторая потребность – необходимость создания условий безопасности своего существования и развития. Человек нуждается в социальной организации, которая является условием его бытия. Только после этого у человека появляется потребность в культуре, искусстве и т.д. Это определяет уровень духовного развития как самого человека, так и социума.

Маркс: Основой социальной жизни является материальное производство, основными элементами которого являются:

· Производство средств существования (пища, одежда, жилье)

· Производство условий существования (социальные коммуникации)

· Производство самого человека (в его физическом и культурном типе)

Материальное производство становится основой возникновения и развития духовного производства, создающего творческую индивидуальность человека.

Маркс впервые определил: особенностью развития человека является то, что он для своего становления требует наличия исторически определенного коллективного труда. Человек формируется под действием всего общества как исторической формы существования индивида.

Сагатовский: «Общество – совокупность общественных отношений, в которые вступают взаимодействующие друг с другом индивиды, коллективно производя самих себя и условия своего существования».

1. История – естественный исторический процесс развития общества, его основа – социальная закономерность.

2. В основе исторического процесса – процесс развития способа производства, определяемого взаимоотношением производительных сил и производственных отношений.

3. Развитие способа производства определяет становление общественно-экономических формаций.

4. Движущей силой исторического процесса является борьба классов; целью является завоевание политической власти, создание государства.

5. Основой исторического процесса является не личность, а народные массы, движение которых и определяет содержание исторического процесса.

Определив это, Маркс переходит к определению содержания духовного производства, которое основано на взаимодействии развития форм общественного сознания, в основе которых лежит идеальный фактор/идея. Идея является основой социальной значимости и выступает в виде источника социального развития.

Социальная идея реализуется в виде:

· Закона производственной деятельности человека

· Эстетического идеала, дающего понимание красоты/безобразия

· Норм морали, нравственности и права

· Общезначимой социальной идеи, воплощающей основные принципы социальной организации (свобода, равенство, справедливость и т.д.)

Сагатовский считает, что социальная идея выступает в форме религиозной нормы - определяется понятием «святое» , обозначая меру либо культурного развития человека, либо меру социальной допустимости его поведения, за нарушение которых человек изгоняется из общества.

Вторая форма развития духовного производства – развитие внутреннего мира человека, оно осуществляется в двух аспектах:

· Развитие познавательной деятельности человека, в основе которого – стремление отобразить истину, создать адекватную модель действительности или научную картину мира;

сформулировать необходимые знания для ориентации в существующем пространстве,

высшей формой деятельности которой является научная деятельность в области естествознания, математики и философии.

· Развитие ценностей парадигмы (= основания) человека, когда он формирует систему ценностей/идеалов, на основе которой происходит включение его в мир социума.

Сейчас этот подход доминирует в социально-философской литературе, основан на классическом анализе работ Маркса и Энгельса.

В наше время выявляются недостатки данного понимания общества:

1. Маркс утверждает, что в основе общественной организации лежит социальная связь, определяющая духовно-нравственное мировоззрение человека, но Маркс не исследует обратный процесс их взаимодействия.

Достоевский: «Сводить человека к его социальным основам – значит искажать их содержание».

2. Маркс саму социальность сводит к экономическим основаниям; экономика становится определяющим фактором общественного развития, хотя показывает, что возможны исключения.

В истории России определяющим был экономический, а не политический фактор, т.к. экономических ресурсов не хватало на реформы и преобразования, мы вынуждены всегда дополнять их на основе политической воли и социального насилия.

3. Уровневый подход (современный) к пониманию природы общества выражен в работах Сагатовского.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх