План урока нервная и гуморальная регуляция. Нейрогуморальная регуляция. На верхних полюсах почек

МОУ Коляновская СОШ

Ивановский район Ивановская область

Урок биологии:

«Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций»

8 класс

(Мастер-класс по применению оборудования на обобщающих уроках при подготовке к ГИА и ЕГЭ)

Учитель биологии: Максимова Л.В.

Урок: « Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма»

Цели:

      показать максимальное использование оборудования кабинета при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ в процессе обобщения материала;

      обобщить знания о нейрогуморальной регуляции, роли нервной системы; строении нервной ткани, нейрона, нервной системы, значении синапсов; понятие рефлекс и рефлекторная дуга.

      Закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,

Оборудование: таблицы «Схема строения нервной клетки»; микроскопы, оборудование для приготовления микропрепаратов; кодоскоп, комплект фолий «Наркотики и организм человека», компьютер, проектор, телевизор, видеомагнитофон, цифровой микроскоп.

Ход урока

    Организационный момент

На сегодняшний день объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников 9-х и 11-х классов можно получить после государственной итоговой аттестации за среднюю и основную школы. В связи с большой ролью знаний об организме человека (ГИА – число заданий по блоку «Человек и его здоровье» составляет 50% от общего числа заданий) мы предлагаем обобщение материала в восьмом классе. Как показывает многолетний опыт, именно вопросы регуляции были и остаются наиболее трудными для понимания школьников. Задача нашего урока: обобщить материал по нейрогуморальной регуляции функций организма человека и закрепить умения выполнения заданий этого блока из разных уровней сложности- базовом, повышенном, высоком,при этом максимально используя оборудование кабинета биологии.

    Постановка проблемы

Демонстрация слайдов о «рекордах» человека.

Какие причины привели к нарушению процессов жизнедеятельности организма? (ответ: нарушение нейрогуморальной регуляции)

III . Обобщение материала

    Формулировка темы и целей занятия.

- Элементы содержания темы:

Нейрогуморальная регуляция. Роль нервной системы в регуляции физиологических функций.

Строение нервной ткани, нейрона, нервной системы. Значение синапсов.

Рефлекс. Рефлекторная дуга.

- Объекты контроля (виды знаний и умений, обязательных при усвоении раздела)

Знание строения нервной системы, её отделов; умения находить связи между строением отделов нервной системы и её функциями.

Знание механизмов работы нейрона

Знание значения нервной системы в регуляции деятельности процессов в организме.

Умение различать условные и безусловные рефлексы и применять это умение.

Теоретический материал будет представлен в виде отчёта работы групп обучающихся по плану повторения заданной темы.

Группа №1. Сравнение нервной и гуморальной регуляций организма.

Регуляция

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

    Механизм регуляции

Осуществляется с помощью нервной системы

Осуществляется с помощью химических веществ, поступающих в кровь (эндокринная система)

    Быстрота реакции

Нервные импульсы распространяются с большой скоростью (до 120 м/с)

Химические вещества передвигаются медленно (0,5 м/с)

    Направленность процесса

Чёткая локализация нервных влияний

Действие химического вещества не локализовано

    Эволюционный возраст

Эволюционно более молодой

Эволюционно более древний механизм

    Экономичность процесса

Требует минимальных затрат энергии, т.к.мгновенно включается и быстро выключается

Требует относительно много времени для своего осуществления и не может обеспечить быстрой и точной реакции организма на раздражители

Группа №2. Эволюция нервной системы.

Работа с фолиями на кодоскопе. Ребята будут повторять строение нервной ткани и нейрона, используя при этом комплект фолий «Цитология» для кодоскопа. Это даёт возможность одновременно целой группе учащихся черпать информацию для выполнения задания.

Строение нервных систем у животных

Тип нервной системы

Чем представлена нервная система

Примеры животных

    Сетчатая (диффузная)

Нервные клетки

    Стволовая

(лестничного типа)

Нервные узлы

Нервные стволы

Нервные ответвления

планария

Окологлоточный нервный узел

Узлы брюшной нервной цепочки

Майский жук

    трубчатая

Головной мозг

Спинной мозг

Позвоночные животные

Сравнение развития головного мозга у позвоночных животных

Классы позвоночных животных

Особенности развития головного мозга

    Надкласс Рыбы

Развитие мозжечка и переднего мозга с обонятельными долями

    Класс Земноводные

Более крупный передний мозг

    Класс Пресмыкающиеся

Развитие переднего мозга

    Класс Птицы

Передний, средний мозг и мозжечок

    Класс Млекопитающие

Передний мозг (большие полушария) с корой, бороздами и извилинами

Группа №3. Строение нервной системы.

Строение нервной системы по положению в организме

Нервная система

Периферическая

Центральная

Нервные окончания

Нервные узлы

Спинной мозг

Головной мозг

Функциональное деление нервной системы

Нервная система

вегетативная

соматическая

парасимпатическая

Симпатическая

Группа №4. Нервная ткань и нервные клетки под микроскопом.

При выполнении работы обучающиеся рассматривают микропрепараты под микроскопом. Всё необходимое оборудование находится в чемодане, являющемся микролабораторией для исследовательских работ.

Строение нейрона. Виды нейронов. Синапс.

Группа №5. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Работа на компьютере. Компьютер помогает не только быстро повторить материал, но и наглядно продемонстрировать результат работы всему классу.

Рефлекс – ответная реакция организма на действие раздражителей, осуществляемая при участии центральной нервной системы.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора и исполнительному органу: рецептор, чувствительный нейрон, центральная нервная система (вставочный нейрон), двигательный нейрон, рабочий орган.

Группа №6. Сравнение условных и безусловных рефлексов.

Признаки

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

Врождённые или приобретённые

врождённые

приобретённые

Видовые или индивидуальные

индивидуальные

Постоянны или непостоянны

постоянны

непостоянны

Раздражитель

Специфичный

Месторасположение

Спинной мозг и ствол головного мозга

Кора больших полушарий головного мозга

Биологическая роль

Обеспечивает приспособительное поведение к постоянным условиям среды

Помогает приспосабливаться к меняющимся условиям среды

Пищевые, половые, оборонительные, ориентировочные

Слюноотделение на запах пищи

В настоящий период времени обучающиеся продемонстрируют свои наработки, используя при этом интерактивную доску, цифровой микроскоп и кодоскоп.

IV . Закрепление темы:

Пробный вариант

Часть А

А1. Гуморальная регуляция функций организма заключается в:

    Передаче органам нервного импульса

    Химическом взаимодействии клеток, органов и их систем через кровь

    Удалении из клеток углекислого газа путём диффузии

    Поступлении питательных веществ с пищей

А2. Периферическая нервная система состоит из:

    Черепно-мозговых нервов

    Нервов, нервных сплетений, узлов

    Спинного мозга и отходящих от него нервов

    Спинного и головного мозга

А3. Какая деятельность человека может быть отнесена к условно-рефлекторной?

    Соблюдение привычного режима дня

    Поворот головы на шорох

    Публичное чтение стихов

    Решение математической задачи

А4. Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в

    Двигательных нейронах

    Нервных центрах

    Рецепторах

    Коре больших полушарий

Часть В

В1. Выберите все правильные ответы

На звонок с урока

    дети любого возраста реагируют одинаково

    сходно реагируют дети школьного возраста

    приобретается рефлекс в процессе жизни

    рефлекс предаётся по наследству

    рефлекс является врождённым

    рефлекс не передаётся по наследству

Часть С

С1. Используя знания о соматической регуляции деятельности скелетных мышц и вегетативной – внутренних органов, объясните следующее гигиеническое правило: утреннюю зарядку следует начинать с малых нагрузок, а затем понемногу их увеличивать.

С2. Прочтите текст «Рефлексы и рефлекторные дуги» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

Рефлексы и рефлекторные дуги

    Рефлексом называют ответную реакцию организма на раздражение. (2) Путь, по которому распространяется возбуждение, называется рефлекторной дугой. (3) Основные звенья рефлекторной дуги, отражающие последовательность прохождения нервного импульса, следующие: вставочный нейрон, чувствительный нейрон, участок ЦНС, двигательный нейрон. (4) Различают рефлексы соматические и вегетативные. (5) Соматические рефлексы регулируют функции внутренних органов. (6) Вегетативные рефлексы обеспечивают согласованность работы внутренних органов.

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант I

Часть А

А1. Регуляция функций в организме осуществляется:

    Только нервной системой

    Только эндокринной системой

    Нервно-гуморальным способом

    С помощью безусловных рефлексов

А2. Вегетативная нервная система участвует в:

    Осуществлении произвольных движений

    Восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений

    Регуляции обмена веществ и работы внутренних органов

    Формировании звуков речи

А3. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают

    Различение животными команд дрессировщика

    Освоение организмом новых двигательных умений

    Приспособление организма к новым внешним сигналам

    Приспособление организма к постоянным условиям среды

Часть В

В1. Определите правильную последовательность событий

В трёхнейронной рефлекторной дуге:

    Переход нервного импульса с аксона двигательного нейрона на управляемый орган

    Раздражение рецептора

    Переход нервного импульса с аксона вставочного нейрона на дендрит двигательного нейрона

    Переход нервного импульса с аксона чувствительного нейрона на дендрит вставочного нейрона

Часть С

С1. Перечислите свойства нервной ткани.

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант II

Часть А

А1. Передача нервного импульса с нейрона на нейрон происходит в

    нервных узлах

    нервных сплетениях

    синапсах

    телах нейронов

А2. Вегетативная нервная система человека, в отличие от соматической

    управляет произвольными движениями

    осуществляет восприятие внешних раздражений

    координирует функции скелетных мышц

    регулирует обмен веществ

А3 . Рефлекторная дуга заканчивается

    Исполнительным органом

    Чувствительным нейроном

    Вставочным нейроном

    рецептором

Часть В

В1. Какие признаки характерны для условных рефлексов, в отличие от безусловных?

    Передаются организмам по наследству из поколения в поколение

    Одинаковы у всех организмов данного вида

    Формируются в процессе индивидуального развития организма

    Вырабатываются в течение жизни человека

    Являются врождёнными

    Обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды

Часть С

С1. Часто в жизни употребляется выражение «Нервные клетки не восстанавливаются». Что вам известно о механизмах восстановления нервной ткани?

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант III

Часть А

А1. Регуляция уровня гормонов в крови здорового человека осуществляется

    Условно-рефлекторным механизмом

    Нейрогуморальным механизмом

    Волей человека

    Внутривенными инъекциями

А2. Основной функциональной единицей нервной ткани является

  1. Эффектор

  2. Рецептор

А3. Проводят нервные импульсы из центральной нервной системы к рабочему органу

    Чувствительные нейроны

    Вставочные нейроны

    Клетки спутники (глия)

    Двигательные нейроны

Часть В

В1. Какие из перечисленных образований относят к центральной нервной системе человека?

    Нервный узел

    Средний мозг

    Сетчатка

    Мозжечок

    Блуждающий нерв

    Гипоталамус

Часть С

С1. Прочтите текст «Условные и безусловные рефлексы» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

    Всю совокупность рефлексов И.П.Павлов разделил на безусловные и условные. (2) Безусловные рефлексы являются индивидуальными и передаются по наследству. (3) Условные рефлексы постоянны и сохраняются в течение всей жизни организма. (4) Безусловные рефлексы имеют постоянные рефлекторные дуги. (5) При образовании условных рефлексов в коре больших полушарий мозга образуются временные связи между центрами безусловного и условного рефлексов. (6) Безусловные рефлексы формируются на базе условных рефлексов.

Нейрогуморальная регуляция. Нервная система.

Вариант IV

Часть А

А1. По функции вся нервная система подразделяется на

    Соматическую и вегетативную (автономную)

    Симпатическую и парасимпатическую

    Центральную и периферическую

    Периферическую и соматическую

А2. Нейрон – клетка, имеющая

    Только один аксон

    По два- четыре аксона

    Обычно один аксон

    От одного до 15 аксонов

А3. Нервные импульсы поступают к скелетным мышцам по

    Аксонам вставочных нейронов

    Аксонам двигательных нейронов

    Белому веществу спинного мозга

    Серому веществу спинного мозга

Часть В

В1. Установите соответствие между признаками рефлексов и типами рефлексов

    Передаются по наследству А) условные

    Не передаются по наследству В) безусловные

    Врождённые

    Характерны для всех особей вида

    Приобретаются в течение всей жизни особи

    Индивидуальны для каждой особи

Перечислите функции нервной системы

Часть С

С1. Перечислите функции нервной системы

Тема урока: Регуляция функций в организме

Цели урока:

Образовательная: расширить знания учащихся о регуляции жизнедеятельности организмов, сформировать представление о нейроне, рефлексе, нейрогуморальной регуляции, рефлекторном принципе работы нервной системы.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления, через сравнение, обобщение, выделение главного, развития речевой деятельности, внимания.

Воспитательная: формировать навыки культуры общения, прививать любовь к своей малой родине.

Метапредметная: развивать понятие цели и задачи, знания и информация

Основные понятия: нейрон, рефлекс, нервная система, раздражимость, нейрогуморальная регуляция.

Тип урока: проблемно – поисковый с элементами ИКТ

Оборудование:

Компьютер, проектор, милицейский жезл, дирижерская палочка, модель мозга человека, презентация »Регуляция функций в организме», видеофрагмент «Раздражимость амебы и инфузории туфельки», карточки с заданиями, клей, бумага, мыслительные листы.

Ход урока:

I . Организационный момент

Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас в инновационный центр «Сколково». (слайд 1)

В этот центр входят 5 кластеров, целью которых является разработка новых вычислительных методов, новых методов управления знаниями, планирование биологических и клинических экспериментов. (слайд 2)

Сегодня вы станете кандидатами в резиденты одного из крупнейших кластеров- биомедицинских технологий. На ваших столах лежат зеленые кандидатские карточки. Впишите в правый верхний угол свою фамилию и имя. В ходе работы в нашей научной лаборатории вы будете получать бонусные баллы, которые я с помощью печати буду вносить в ваши карточки. Эти бонусные баллы в конце нашей работы можно будет обменять на оценку.

II .Погружение в тему

Посмотрите на два предмета в моих руках. Это милицейский жезл и дирижерская палочка. Эти предметы помогают людям двух разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности. На мыслительных листах напишите слова – ассоциации, которые характеризуют функции этих предметов.

Какие ассоциации у вас возникли? (запись слов – ассоциаций на доске)

Как вы думаете, как эти слова – ассоциации связаны с темой нашего исследования?

Как вы определите тему нашего научного исследования? (слайд 3)

Как вы считаете, только ли к живым организмам применимо понятие регуляция?

Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь понятием регуляция?

III . Постановка цели и определение задач урока

Любое исследование начинается с определения цели и задач.

Что такое цель?

Что такое задача? Как вы определите цель нашего исследования?

(Выяснить, как осуществляется регуляция функций в живых организмах)

Какие задачи вытекают из поставленной цели?

Определить, какие системы органов участвуют в регуляции функций.

Какие механизмы лежат в основе регуляции функций в организме.

Какие системы органов животных исполняют роль регулировщика и дирижера?(слайд4)

Из перечня имеющихся у вас ассоциаций подчеркните те, которые соответствуют функциям нервной и эндокринной систем.

IV . Актуализация знаний учащихся

1.Какая регуляция функций называется гуморальной?

2.Посмотрите внимательно на слайд. Чем обусловлена разница в росте одного из самых высоких и самого низкого человека планеты Земля? (слайд 5)

3.Республика Адыгея относится к разряду йододефициттных регионов России. Какую опасность несет недостаток йода в пище?

4.Какими путями можно решить эту проблему?

5.Просмотр видеофрагмета «Раздражимость амебы и инфузории туфельки». Какое свойство живых организмов иллюстрирует этот эксперимент? Всем ли живым организмам присуща раздражимость?

Привидите примеры раздражимости у растений и бактерий.

V .Изучение нового материала

1.Строение нейрона (слайд 6-7)

Посмотрите внимательно на слайд. Что вы там видите? Это клетки, которые есть в телах большинства животных и человека. Что это за клетки?

Чтобы ответить на этото вопрос откройте учебник параграф 27, прочтите второй абзац и ответьте на вопрос: «Как называются эти клетки?» Запишите определение понятия нейрон в тетрадь на печатной основе.

Дает ли определение нейрон полное представление о этих клетках? На основе прочитанного материала дополните схему в тетради на печатной основе подписями и сформулируйте понятие нейрон. Запишите его в тетради на печатной основе.

2.Рефлекс. (слайд 8)

Если тело гидры уколоть иголкой, то оно сожмется. Как вы думаете, как называется эта реакция? Найдите определение рефлекса в учебнике, прочтите определения рефлекса, которые даны в различных энциклопедических словарях. Проанализируйте эти определения. Сформулируте и запишите понятие рефлекс в тетрадь на печатной основе.

Чем отличается рефлекс от раздражимости?

Можем ли мы наблюдать рефлексы у амебы и инфузории туфульки? А у растений?

3.Минута мысли (слайд 9)

Каждый отдел нашей научной лаборатории получает карточки, на которых написаны примеры проявления различных ответных реакций организмов. Ваша задача, определить, где проявление раздражимости, а где рефлекса и записать соответствующие цифры в карточку (дети работают в парах). Затем проводим самопроверку и выставляем бонусные баллы.

4.Типы нервной системы (слады 10 -11)

С помощью, какой системы органов осуществляется рефлекс?

Работа со слайдом «Типы нервной системы». У каких организмов нервная система устроена наиболее сложно и почему?

Перед вами модель мозга человека. Можно ли эту объемную модель поместить на плоскости? В данном случае на обычном листе бумаги. Каковы цель и задачи решения этой проблемы?

Как можно решить данную проблему?

В конвертах на ваших столах лежат части общей картину строения мозга человека. Соберите их в единое целое и наклейте на белый лист бумаги. Как называется способ, который вы применили?

(слайд 12)

В момент окончания ответа учащихся вдруг внезапно звучит адыгейская мелодия и появляется картина одного из живописных уголков Адыгеи «Хаджохская теснина»

Какие эмоции возникли у вас? Можно ли считать эту реакцию рефлексом? Почему?

5.Рефлексы условные и безусловные (слайд 13)

Почему в одном случае у всех возникла одинаковая ответная реакция, вы подныли головы и посмотрели на экран, а эмоции проявились разные?

Составление схемы условные и безусловные рефлексы

Рефлексы

безусловные условные

врожденные приобретенные

6.Решение творческих задач (слайд 14)

Сейчас каждая группа получае карточку с творческими задачами. Вам необходимо определить цели изадачи и найти пути решения.

VI . Обобщение изученного материала (слайд 15)

Составление схемы регуляция функций в организме

нервная гуморальная

посредством нервных имульсов с помощью химических веществ

нейрогуморальная регуляция

2.И так мы с вами сегодня, в результате нашего иследования познакомились с 3 Р, что это за понятия? (слайд 16)

регуляция

Р раздражимость

рефлекс

Эти понятия являются ключевыми в биологии и помогут вам разобраться сновым понятием – поведение.

VII .Домашнее задание (слайд 17)

Каждое исследование должно обязательно иметь практический выход. Поэтому дома кроме изучения параграфа 27 я предлагаю тем, у кого есть домашние животные, выработать у них условные рефлексы.

VIII .Рефлексия

Ребята, посмотрите, на нашей доске появилось дерево. Это яблоня. Как вы думаете, почему именно она, а не груша или персик? Яблоня символ нашего города Майкопа. Я хочу с её пощощью, узнать с каким настроением вы покидаете наш урок. Если работать на уроке вам было интересно, выходя из класса повесте на неё розовые яблоки, если что -то было не понятно – желтые, ну а если урок вам совсем не понравился – зеленые.

Я благодарю вас за сотрудничество. До свидания.

В ходе этого урока мы ознакомимся с нейрогуморальной регуляцией, а также с понятиями прямой и обратной связей.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Нейрогуморальная регуляция

В нашем организме для постоянной регуляции физиологических процессов используется два механизма - нервный и гуморальный.

Нервная регуляция осуществляется с помощью нервной системы. Для нее характерна быстрота реакции . Нервные импульсы распространяются с большой скоростью - до 120 м/с по некоторым нервам. Нервная регуляция характеризуется направленностью процесса, четкой локализацией нервных влияний .

Гуморальная регуляция - это древнейшая форма взаимодействия между клетками многоклеточного организма. Химические вещества, образующиеся в организме в процессе его жизнедеятельности, поступают в кровь, тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, химические вещества действуют на деятельность его органов, обеспечивают их взаимодействие.

Гуморальная регуляция характеризуется следующими особенностями :

Отсутствие точного адреса, по которому направляется химическое вещество, поступающее в кровь и другие жидкости нашего организма. Действие этого вещества не локализовано, не ограничено определенным местом;

Химическое вещество распространяется относительно медленно (максимальная скорость - 0,5 м/с);

Химическое вещество действует в ничтожных количествах и обычно быстро разрушается или выводится из организма.

В целом организме нервной и гуморальный механизмы регуляции действуют совместно. Оба механизма регуляции взаимосвязаны. Гуморальные факторы - звено в нейрогуморальной регуляции. В качестве примера давайте вспомним регуляцию уровня сахара в крови. При избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В результате в кровь поступает больше гормона инсулина, и лишний сахар под его влиянием откладывается в печени и в мышцах в виде гликогена. При усиленной мышечной работе, когда повышается потребление сахара и в крови его становится недостаточно, усиливается деятельность надпочечников.

Гормон надпочечников адреналин способствует превращению гликогена в сахар.

Так нервная система, воздействуя на железы внутренней секреции, стимулирует или тормозит отделение ими биологически активных веществ.

Влияние нервной системы осуществляется через секреторные нервы. Нервы подходят к кровеносным сосудам эндокринных желез. Меняя просвет сосудов, они влияют на деятельность этих желез.

В эндокринных железах располагаются чувствительные окончания центростремительных нервов, сигнализирующих в центральную нервную систему о состоянии эндокринных желез. Главными центрами координации и интеграции функций двух регуляторных систем служат гипоталамус и гипофиз.

Рис. 1.

Гипоталамус расположен в промежуточном отделе головного мозга, играет ведущую роль в сборе информации от других участков головного мозга и от собственных кровеносных сосудов. Он способен регистрировать содержание различных веществ и гормонов в крови. Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества - нейрогормоны. Такие клетки называются нейросекретоными. Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу.

Гипофиз, в свою очередь, путем секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.

Между гипоталамусом, гипофизом и периферическими эндокринными железами существует прямая и обратная связь . Например, гипофиз вырабатывает тиреотропный гормон, который стимулирует деятельность щитовидной железы. Под влиянием действия тиреотропного гормона гипофиза щитовидная железа вырабатывает свой гормон - тироксин, который влияет на органы и ткани организма.

Тироксин влияет и на сам гипофиз, как бы информируя его о результатах деятельности: чем больше гипофиз выделяет тиреотропного гормона, тем больше щитовидная железа вырабатывает тироксина, - это прямая связь. Напротив, тироксин тормозит деятельность гипофиза, уменьшая выработку тиреотропного гормона, - это обратная связь.

Рис. 2.

Механизм прямой и обратной связи имеет очень важное значение в деятельности , так как благодаря ему работа всех желез не выходит за границы физиологической нормы.

Нейроскреторные ядра гипоталамуса являются одновременно нервными образованиями и эндокринной частью головного мозга. Сюда стекается обширный поток информации от и внутренних органов человека. Это достигается либо генерацией нервных импульсов, либо выделением специальных гормонов. Часть этих гормонов регулирует функции передней доли гипофиза, где вырабатываются гормоны, контролирующие другие железы внутренней секреции, такие как щитовидная железа, надпочечники и половые железы.

Рис. 3

Рис. 4.

Итак, каждый из двух основных механизмов в организме - нервный и гуморальный - тесно взаимодействуют. Оба вместе, дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма - саморегуляцию физиологических функций, приводящую к поддержанию гомеостаза - постоянства внутренней среды организма.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 301, задания и вопрос 3,4.

2. Приведите пример обратной связи.

3. Как взаимодействуют гипоталамус и гипофиз?

4. Подготовьте реферат о взаимосвязи гормонов с эмоциями.

8. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций

ГОМЕОСТАЗ (У. Кеннон, 1929г.) – способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств.

РЕГУЛЯЦИЯ – координирующее влияние на клетки, ткани и органы, приводящие их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.

Характеристика нервной и гуморальной регуляций

Способ регуляции

Характерные особенности

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

1. Механизм регуляции

Осуществляется с помощью нервной системы

Осуществляется с помощью химических веществ, поступающих в кровь

2. Быстрота реакции

Нервные импульсы распространяются с большой скоростью (до 120 м/сек – по некоторым нервам)

Химические вещества продвигаются медленно, частично по пути разрушаются или выводятся (максимальная скорость = 0,5 м/сек)

Четкая локализация нервных влияний (управление осуществляется избирательно, через определенные нервные волокна)

Действие химического вещества не локализовано, не ограничено определенным местом.

4. Эволюционный возраст

Эволюционно более молодой

Эволюционно более древний механизм

5. Экономичность процесса

Более экономична, требует минимальных затрат энергии, т.к. мгновенно включается и быстро выключается, если необходимость процесса отпадает, ответ кратковременный.

Требует относительно много времени для своего осуществления и не может обеспечить быстрой и точной реакции организма на раздражители внешней и внутренней среды; ответ продолжительный.

    Каждый из двух основных механизмов регуляции функций в организме – нервный и гуморальный - тесно взаимодействуют. Оба, вместе, дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма - саморегуляцию физиологических функций, приводящую к автоматическому поддержанию необходимых организму условий существования.

    Гуморальная регуляция – регуляция, осуществляемая при помощи химических веществ, выделяемых в кровь и тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма, вещества действуют на деятельность органов, обеспечивая их взаимодействие.

ПРИМЕРЫ: а) При избытке сахара в крови, нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше гормона инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При усиленной мышечной деятельности, когда возрастает потребность организма в сахаре и в крови его становится недостаточно, усиливается деятельность надпочечников. Гормон надпочечников адреналин способствует превращению гликогена в сахар.

б) Человек испытывает жажду. Повышается концентрация солей во внутренней среде организма. Обмен веществ при таких условиях не может протекать нормально. Это приводит к раздражению нервных окончаний, находящихся в стенках сосудов- возбуждение передается в ЦНС, оттуда к железе внутренней секреции ГИПОФИЗУ, и стимулирует выделение гормона гипофиза, который отвечает за регулирование выделения воды из организма, который попадая в кровь, приносится к почкам: почки начинают не столько выделять, сколько удерживать воду.

    Строение и функции нервной системы

Определение

Значение

Нервная ткань

Отделы нервной системы

Совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой

1.Согласование работы всех органов и систем организма.

2.Поддержание относительного постоянства внутренней среды гомеостаза

3.Ориентация организма во внешней среде и приспособительные реакции на ее изменения.

4.Организация деятельности, приводящая к удовлетворению потребностей.

5. Материальная основа психической деятельности.

Чувствительные

Двигательные

Вставочные


Принцип действия

Центральный НС

Головной мозг

Спинной мозг

Периферическая НС

Соматическая (произвольная)

Автономная (непроизвольная)

Парасимпатическая

Тема: «Гуморальная регуляция. Эндокринная система человека, его особенности»

Цель урока : Создать условия для эффективного усвоения знаний о гуморальной регуляции функций организма и особенностях эндокринной системы человека.

Задачи урока:

Образовательные: - сформировать понятие гуморальной регуляции функций организма и эндокринной системы;

Развивающие: -подвести к выводам об особенностях работы желёз внутренней секреции;

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету.

Ход урока:

    Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

    Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Дайте определение понятий:

Ткань – это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определённую функцию и соединённых между собой межклеточным веществом.

Орган – это часть тела, занимающая определённое место в организме, имеющая определённую форму, строение и выполняющая определённую функцию.

Система органов – это группа анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и выполняющих общую функцию.

    Изучение нового материала

В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующихся на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важные процессы. Это железы внутренней секреции или эндокринные железы. А их совокупность составляет эндокринную систему.

Имеющиеся в организме человека железы вырабатывают специфические вещества – секреты и делятся на три группы: внешней секреции, внутренней секреции и смешанной секреции.

Железы внешней секреции

(Экзокринные)

Продукты желёз внутренней секреции называют гормонами.

Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Они оказывают влияние на рост и развитие организма, на процессы полового созревания, участвуют в регуляции деятельности организма.

Свойства гормонов:

    Высокая биологическая активность (1 г. адреналина достаточно, чтобы усилить работу 100 000 000 изолированных сердец лягушек, т.е. для стимуляции деятельности 1 сердца достаточно 1/100 000 000 г. адреналина)

    Специфичность (это позволяет компенсировать недостаток того или иного гормона в организме человека введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желёз животных)

    Действуют только на живые клетки

    Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез.

Сейчас мы более детально познакомимся со структурой и функциями желёз внутренней и смешанной секреции.

Строение и функционирование эндокринной системы. (Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу)

Железа внутренней секреции

Таким образом, эндокринная система является специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост, развитие, поведение. Регуляцию активности многих эндокринных желёз осуществляют гипофиз и гипоталамус при помощи механизма прямой и обратной связи. Гипоталамус является одновременно и нервным центром, и своеобразной железой внутренней секреции. Он образован нервными клетками, но не совсем обычными: они способны вырабатывать особые вещества – нейрогормоны. Эти биологически активные вещества поступают в кровь, притекающую от гипоталамуса к гипофизу. Гипофиз, в свою очередь, путём секреции гормонов прямо или косвенно влияет на другие железы внутренней секреции.

4 Закрепление знаний

    Определите, о какой железе внутренней секреции идёт речь?

А) «Небольшая железа, расположенная под основанием головного мозга. Этот мозговой придаток состоит из трёх частей. В передней образуется шесть гормонов, четыре из которых регулируют работу других эндокринных желёз, пятый – ускоряет половое созревание, шестой – стимулирует рост тела».

    Подведение итогов

    Задание на дом: изучить конспект



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх