Палачи в истории. Палач. Настоящая история Тоньки-пулемётчицы

Смертная казнь, вокруг которой сегодня бушуют споры правозащитников и общественности, - наказание, появившееся в глубокой древности и дошедшее до наших дней.

В некоторые периоды истории человечества смертная казнь была едва ли не преобладающим наказанием в правоохранительной системе различных государств.

Для расправы над преступниками требовались палачи - неутомимые и готовые «трудиться» от зари до зари. Профессия эта овеяна зловещими мифами и мистицизмом. Кто же такой палач на самом деле?

Палачи не носили маски

Средневековые палачи, да и палачи в более поздние периоды истории, очень редко скрывали свои лица, поэтому укоренившийся в современной культуре образ палача в маске-капюшоне не имеет под собой реальных оснований. До конца XVIII масок вовсе не было. Палача в его родном городе все знали в лицо. Да и скрывать свою личность палачу было незачем, ведь в древние времена никто даже не помышлял о мести исполнителю приговора. Палач рассматривался всего лишь как инструмент.

Летописи о палачах. Убийство Феодора Варяга и сына его Иоанна. Радзивиловская летопись. Конец XV в.

У палачей были династии

«Мой дед был палач. Мой отец был палач. Теперь вот и я - палач. Мой сын и его сын тоже будут палачами», - наверное, именно так мог бы сказать любой средневековый кат, отвечая на вопрос о том, что повлияло на выбор им столь «необычной» профессии. Традиционно должность палача переходила по наследству. Все палачи, проживающие в одном регионе, знали друг друга, а часто даже были родственниками, поскольку для создания семей палачи часто выбирали дочерей других палачей, живодёров или могильщиков. Причиной тому вовсе не профессиональная солидарность, а положение палача в обществе: по своему социальному статусу палачи находились на городском «дне».
В царской России палачей выбирали из бывших уголовников, которым за это гарантировали «одежду и еду».

«Проклятье палача» действительно существовало

В средневековой Европе существовало понятие «проклятье палача». Ничего общего с магией или колдовством оно не имело, а отражало взгляд общества на данное ремесло. По средневековым традициям, человек, ставший палачом, оставался им на всю жизнь и сменить профессию по своей воле не мог. В случае же отказа от выполнения своих обязанностей палача считали преступником.

Орудия пыток. Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907)

Палачи не платили за покупки




Платили палачам во все времена немного. В России, например, по Уложению 1649 года жалование палачам уплачивали из государевой казны – «годового жалованья по 4 рубля каждому, из губных неокладных доходов». Однако, это компенсировалось своеобразным «социальным пакетом». Так как палач был широко известен в своей местности, он мог, приходя на рынок, брать всё, что ему было необходимо, совершенно бесплатно. В буквальном смысле палач мог питаться так же, как тот, кому он служил. Впрочем, традиция эта возникла не из-за благосклонности к палачам, а как раз наоборот: ни один торговец не хотел брать «кровавых» денег из рук убийцы, но поскольку палач был нужен государству, кормить его были обязаны все.

Впрочем, со временем традиция изменилась, и известен достаточно забавный факт бесславного ухода из профессии французской династии палачей Сансонов, существовавшей более 150 лет. В Париже долгое время никого не казнили, поэтому палач Клемон-Анри Сансон сидел без денег и влез в долги. Самое лучшее, что придумал палач – заложить гильотину. И как только он это сделал, по иронии судьбы, сразу появился «заказ». Сансон умолял ростовщика выдать гильотину на время, но тот был непоколебим. Клемон-Анри Сансон был уволен. А если бы не это недоразумение, то ещё целый век его потомки могли бы рубить головы, ведь смертная казнь во Франции была отменена только в 1981 году.

Палачу доставались вещи казнённого

Существует мнение о том, что палачи всегда снимали сапоги с тела казненного, на самом деле это верно лишь от части. Согласно средневековой традиции, палачу позволялось забрать с трупа все, что было на нем ниже пояса. Со временем же, палачам разрешили забирать все имущество преступника.

Верёвка висельника - самый популярный сувенир Средневековья

Палачи подрабатывали экзорцистами

В средневековой Европе палачи, как и все христиане, допускались в церковь. Однако, на причастие они должны были приходить последними, а во время службы должны были стоять у самого входа в храм. Впрочем, несмотря на это, у них было право проводить обряд венчания и обряд экзорцизма. Церковники того времени считали, что муки тела позволяют изгонять бесов.

Палачи торговали сувенирами

Сегодня это кажется невероятным, но нередко палачи торговали сувенирами. И не стоит тешить себя надеждой, что между казнями они занимались резьбой по дереву или лепкой из глины. Торговали палачи алхимическими зельями и частями тела казненных, их кровью и кожей. Все дело в том, что, по мнению средневековых алхимиков, подобные реагенты и зелья имели невероятные алхимические свойства. Другие же полагали, что фрагменты тела преступника являются оберегом. Самый безобидный сувенир - веревка висельника, которая якобы приносила удачу. Случалось, что трупы тайно выкупались средневековыми врачами для изучения анатомического строения тела.

У России же, как обычно, свои путь: отрубленные части тел «лихого» люда использовались как своеобразная «агитка». В царском указе 1663 года говорится: «Отсеченные руки и ноги у больших дорог прибивать к деревьям, и у тех же рук и ног написать вины и приклеить, что те ноги и руки - воров и разбойников и отсечены у них за воровство, за разбой и за убийство... чтобы всяких чинов люди знали про их преступления».

Казнь Пугачева. Художник Виктор Маторин

Мастерство палача - главное в профессии

Профессия палача была не так проста, как может показаться на первый взгляд. В частности, это касалось процедуры обезглавливания. Отрубить голову человеку одним ударом топора было нелегко, и особо ценились те палачи, что могли сделать это с первой попытки. Такое требование к палачу выдвигалось вовсе не из гуманности к осужденному, а из-за зрелищности, поскольку казни, как правило, носили публичный характер. Мастерству учились у старших товарищей. В России процесс обучения палачей проводился на деревянной кобыле. На неё клали муляж человеческой спины из берёзовой коры и отрабатывали удары. У многих палачей было что-то вроде фирменных профессиональных приёмов. Известно, что последний британский палач Альберт Пьеррпойнт проводил казнь за рекордное время - 17 секунд.

На Руси предпочитали рубить ноги и руки

На Руси способов лишения жизни был множество, и были они весьма жестокими. Преступников колесовали, заливали им в горло расплавленный металл (как правило, этого должны были опасаться фальшивомонетчики), подвешивали за ребро. Если жена по каким-то причинам решила извести мужа, её закапывали в землю. Умирала она долго и мучительно, а сострадательные прохожие могли оставлять деньги церковные свечи и на похороны.

Если в Европе палачами приходилось чаще рубить головы и поджигать костры, то в России судебные приговоры чаще указывали калечить, а не убивать. По Уложению 1649 года за кражу отрубали руку, кисть или пальцы. Лишиться конечностей можно было за убийство в пьяной драке, кражу рыбы из садка, подделку медных денег и незаконную продажу водки.

В 1792 году во Франции для исполнения смертного приговора введена гильотина. Инструмент носит имя изобретателя Джозефа-Игнас Гильотена.

Современные палачи не скрываются от общества

Современное общество, в котором декларируются принципы гуманизма, от палачей отказаться так и не смогло. Причём под их личиной часто скрываются политики. Так, летом 2002 года Кондолизза Райс, которая в то время была советником президента США по нацбезопасности, лично дала устную санкцию на использование «пытки водой» (waterboarding), когда человека привязывают и льют ему на лицо воду, как это делали террористу Абу Зубайде. Есть подтверждения и куда более жёсткой практики ЦРУ.

Самым же знаменитым палачом ХХ века является француз Фернан Мейсонье. С 1953 по 1057 им лично было казнено 200 алжирских повстанцев. Ему 77 лет, он и сегодня живёт во Франции, своего прошлого не скрывает и даже получает от государства пенсию. Мейсонье в профессии с 16 лет, и это у них семейное. Его отец стал палачом из-за предоставляемых «выгод и благ»: право иметь боевое оружие, высокая зарплата, бесплатные поездки и налоговые льготы по содержанию пивной. Орудие своей мрачной работы – гильотину «модель 48» - он хранит и сегодня.

Фернан Мейсонье - самый известный палач ХХ века и документ, удостоверяющий его личность

Мохаммед Саад аль-Беши - действующий Главный палач Саудовской Аравии. Ему сегодня 45. «Не важно, сколько у меня на день заказов: два, четыре или десять. Я выполняю божью миссию и потому не знаю усталости», - говорит палач, который начал работать в 1998 году. Ни в одном интервью он не обмолвился, сколько казней на его счету, и какие гонорары он получает, зато похвастался, что за высокий профессионализм власти премировали его мечом. Меч Мохаммед «держит острым, как бритва» и «регулярно чистит». Кстати, он уже обучает ремеслу своего 22-летнего сына.

Одним из самых известных палачей в постсоветском пространстве является Олег Алкаев, который в 1990-е году был начальником расстрельной команды и возглавлял СИЗО Минска. Он не только ведёт активную социальную жизнь, но и выпустил книгу о своих трудовых буднях, после чего его назвали палачом-гуманистом.

Морис Хисен никакого отношения к палачам не имеет и книг не писал. Но тема смерти его не оставила равнодушным. Он создал фотосессию, посвящённую смерти человека, и назвал её "Умирать с улыбкой"




Метки:

Ни одно государство мира в ходе своего развития не обошлось без института палачей. не исключение. На Руси, в Московском царстве, в Российской империи, выносились смертные приговоры, которые приводил в исполнение палач, или, как его называли наши предки, кат.

ПРАВОСУДИЕ ПО-РУССКИ

Самый старый свод законов Русская Правда от 1016 года мы бы сочли на удивление мягким. Смертная казнь предусматривалась только за убийство. Схваченного и изобличенного преступника должен был казнить кто-либо из родственников убитого. Если среди них такового не находилось, убийца отделывался штрафом в 40 гривен. Во всех остальных случаях предусматривался только денежный штраф.

Высшей мерой наказания считались «поток и разграбление» (высылка преступника или обращение его в рабство с полной конфискацией имущества). Согласитесь, такое законодательство кровожадным назвать никак нельзя.

По-серьезному смертная казнь упоминается только спустя почти четыре века в Двинской уставной грамоте от 1397 года. Московский князь Василий Дмитриевич считал, что холоп, не желающий работать, государству не нужен, и от таких Русскую землю надо избавлять. Убивать следовало и того, кто попался на краже в третий раз.

В Судебнике Ивана III (1497 год) смертная казнь предусматривалась за преступления против государства, убийства, разбой, грабеж и конокрадство (как вы насчет введения смертной казни за угон автомобиля?). Казнили смертью за воровство в церкви и святотатство (танцовщиц из Pussy Riot посадили бы на кол). Появились такие виды наказания, как битье кнутом, урезание ушей, языка, клеймение.

По мере того как развивалось государство, количество статей, предусматривающих смертную казнь, увеличивалось. По Соборному уложению 1649 года смертной казнью каралось около 60 преступлений. Расширился и список казней: к существовавшим ранее четвертованию и сажанию на кол добавились сожжение, залитие горла металлом, повешение и закапывание в землю. За курение и нюхание табака рвали ноздри. (Вот так боролись наши предки за здоровье нации!)

Такое разнообразие штрафных санкций предусматривало наличие специалистов, то бишь палачей. Они, конечно же, были всегда, но только в XVII веке любителям дали статус профессионалов и приравняли их тяжелое занятие к общественно полезному труду.

НЕПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ

16 мая 1681 года Боярская дума своим приговором определила: «В каждом городе без палачей не быти». Так что если возникнет вопрос о дате профессионального праздника русского ката — 16 мая подходит лучше всего. Назначать в палачи полагалось охотников (добровольцев) из посадских и вольных людей, считались они служилыми людьми МВД (Разбойного приказа), и полагалось им жалованье 4 рубля в год.

Однако объявленные вакансии не заполнялись годами. Воеводы постоянно жаловались, что охотников ломать кости, бить кнутом, клеймить и рвать ноздри нет. А выбранные принуждением или соблазнившиеся высоким жалованьем скоро убегают. Не хотели русские люди идти в палачи.

Православная церковь открыто выказывала свое неприязненное отношение к палачам: кат лишался духовного окормления, не допускался к причастию. Если церковь еще принимала раскаявшихся разбойников, то случай прощения церковью палача известен только один: в 1872 году Соловецкая обитель приняла бывшего ката Петровского.

Крепилась держава, росла и нужда в мастерах заплечных дел. В 1742 году Сенат предписал каждому уездному городу обзавестись палачом, губернскому городу — двумя, Москве и Санкт-Петербургу — тремя. Жалованье экзекуторам было увеличено вдвое, при императоре Павле I еще вдвое, и все же «специалистов» катастрофически не хватало. Во многих губернских городах некому было приводить в исполнение судебные приговоры.

ПРОБЛЕМА НЕХВАТКИ КАДРОВ

В 1804 году на всю Малороссию был всего один штатный палач. Губернатор края князь Алексей Куракин, как ему казалось, нашел выход из положения и направил в столицу предложение разрешить набирать в палачи из осужденных. В Сенате подивились смекалистости князя и дали добро.

В 1818 году ситуация повторилась в Санкт-Петербурге. Тогда почти одновременно в столице умерли два палача и тюремная администрация впала в ступор. В тюрьме копились осужденные, которые, прежде чем отправиться по этапу, должны были получить свою порцию кнута или клеймо на лоб. Петербургский градоначальник граф Милорадович вспомнил об инициативе Куракина и пошел тем же путем.

В 1833 году Государственный Совет распространил практику уже на всю Российскую империю. И скоро экзекуторы из осужденных повсеместно вытеснили редких доброхотов. Практически с 1833 года все палачи в Российской империи вербовались исключительно из преступников.

ОСОБЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ

Чаще всего в палачи вызывались преступники, приговоренные, помимо отсидки, к телесным наказаниям. 30-40 ударов кнута часто означали смерть, ведь после такого битья многие умирали на второй-третий день. Согласившийся на должность палача освобождался от порки, то есть спасал свою жизнь. Но срок ему за это не скашивали. Палач оставался осужденным и продолжал отбывать свой срок в тюрьме.

Первоначально каты из уголовников даже продолжали сидеть в общей камере с остальными сидельцами, но от этой практики скоро отказались: слишком часто палачей находили по утрам мертвыми. «Ночью взял и повесился, совесть, наверно, замучила», — ухмыляясь, объясняли сокамерники начальству. Палачей стали селить в отдельные камеры, а если была возможность — для них строили отдельные помещения в тюремных дворах. И все же кадровый голод на палачей оставался насущной проблемой до начала XX века.

ДЕФИЦИТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

В начале XX века Россию захлестнула волна революционного терроризма. В 1905-1906 годах было убито более 3,5 тысячи высокопоставленных государственных чиновников. В ответ власти в августе 1906 года ввели военно-полевые суды, предпочитавшие выносить для пойманных террористов очень скорые и исключительно смертные приговоры.

Из-за нехватки палачей повешение стали заменять расстрелом. Казнь выполняли солдаты, скованные присягой. Командующие округами докладывали, что частое привлечение к расстрелу вредно влияет на солдат, и требовали, чтобы гражданских согласно закону вешали штатные палачи. Только где их было столько взять?

Немногочисленные штатные экзекуторы теперь большую часть времени проводили в командировках, их под конвоем перевозили из одного города в другой. В тюрьме ката ожидала очередная партия кандальников.

ПАЛАЧИ-«СТАХАНОВЦЫ»

XX век перевернул мир. Миллионы людей прошли через войну и перешагнули заповедь «не убий». Формулировки «революционная необходимость», «классовый враг» освобождали человека от груза моральной ответственности. Появились сотни, тысячи добровольных палачей. Они перестали быть изгоями общества. Им давали звания и ордена. Наметились среди них и свои передовики производства.

Самыми выдающимися были братья Иван и Василий Шигалевы, Эрнст Мач, Петр Магго, которые, числясь сотрудниками для особых поручений, выполняли расстрельные приговоры. Сколько человек было ими казнено, наверняка не знают даже они сами, жертвы исчисляются сотнями и тысячами.

Однако всем им далеко до Василия Блохина. 29 лет, с 1924 по 1953 год, числясь на различных должностях, он занимался исключительно расстрелами. Ему приписывают от 10 до 15 тысяч расстрелянных. Работал Блохин в кожаном фартуке ниже колен и картузе, на руки надевал кожаные краги. За расстрелы получил семь орденов и окончил службу в звании генерал-майора.

Со смертью Сталина закончилась эпоха массовых репрессий, но расстрельные приговоры продолжали давать. Теперь казнили за убийства, изнасилования, бандитизм, шпионаж и за ряд экономических преступлений.

ЗАГЛЯНУТЬ В ДУШУ ПАЛАЧУ

Кто же они — люди, убивающие не по личным мотивам, а... по работе? Что чувствуют профессиональные вешатели и стрелки? Сегодня многие из тех, кто работал в 1960-1970-х, живы, давно нет государства, которому они обязались хранить молчание, и это дает им право говорить.

November 10th, 2013

Смертная казнь, вокруг которой сегодня бушуют споры правозащитников и общественности, — наказание, появившееся в глубокой древности и дошедшее до наших дней. В некоторые периоды истории человечества смертная казнь была едва ли не преобладающим наказанием в правоохранительной системе различных государств. Для расправы над преступниками требовались палачи — неутомимые и готовые «трудиться» от зари до зари. Профессия эта овеяна зловещими мифами и мистицизмом. Кто же такой палач на самом деле?

В раннем средневековье суд вершил феодал или его представитель, опираясь на местные традиции. Первоначально осуществления наказания должны были осуществлять сами судьи или их помощники (приставы), пострадавшие, случайно нанятые люди и т.д. Основой дознания был опрос свидетелей. Спорные вопросы решались с помощью системы ордалий («божьего суда»), когда человек как бы отдавался на волю бога. Это достигалось путем проведения поединка, по принципу «кто победил, тот и прав». Драться должны были или сами обвинитель и подозреваемый, или их представители (родственники, нанятые и т.д.)

Другой формой ордалий были физические испытания, например, взять в руку раскаленный метал или опустить руку в кипяток. Позднее по количеству и степени ожогов судья определял волю бога.

Понятно, что такой суд был не слишком справедлив

С усилением центральной власти и развитием городов, где местную власть осуществляли выборные власти, возникает система более профессионального суда.

С развитием судопроизводства усложняются и наказания. Наряду со старыми формами наказания, такими как вергельд (штраф) и простая казнь, появляются новые. Это бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование и т.д.. Определенную роль играло то, что в некоторых местах сохранялась идея «око за око», т.е., если человек нанес какое-либо телесное повреждение, например, если преступник сломал пострадавшему руку, то ему тоже нужно было сломать руку.

Теперь нужен был специалист, способный провести процедуру наказания, причем так, чтобы осужденный не погиб, если он был осужден только на наказание, или до того, как будут выполнены все назначенные судом пытки.

Как и раньше необходимо было провести процедуры допроса, заставив подозреваемого дать показания, но при этом не допустить потери сознания и особенно смерти подозреваемого во время допроса.

Первые упоминания должности палача встречаются в документах 13 века. Но монополия на выполнение приговоров установилась за ним только к 16 веку. До этого приговор могли выполнять, как и раньше, другие люди.

Профессия палача была не так проста, как может показаться на первый взгляд. В частности, это касалось процедуры обезглавливания. Отрубить голову человеку одним ударом топора было нелегко, и особо ценились те палачи, что могли сделать это с первой попытки. Такое требование к палачу выдвигалось вовсе не из гуманности к осужденному, а из-за зрелищности, поскольку казни, как правило, носили публичный характер. Мастерству учились у старших товарищей. В России процесс обучения палачей проводился на деревянной кобыле. На неё клали муляж человеческой спины из берёзовой коры и отрабатывали удары. У многих палачей было что-то вроде фирменных профессиональных приёмов. Известно, что последний британский палач Альберт Пьеррпойнт проводил казнь за рекордное время — 17 секунд.

Положение палача

Официально работа палача считалась такой же профессией, как и любые другие. Палач считался служащим, чаще городским, но иногда он мог находиться на службе какого-нибудь феодала.
Он отвечал за исполнение различных приговоров суда, а также проведение пыток. Следует отметить, что палач был именно исполнителем. Он не мог по своей воле провести пытку. Обычно его действиями руководил представитель суда.

Палач получал жалование, иногда дом, где он жил. В некоторых случаях палачам, как и другим служащим, оплачивалась и форменная одежда. Иногда эта была общая униформа городских служащих, иногда особая одежда, подчеркивающая его значение. Большая часть инструментов (дыба, другие приспособления и т.д.) оплачивались и принадлежали городу. Символом палача (во Франции) был специальный меч с округлым лезвием, предназначенный только для отрубания голов. В России — кнут.

Маску, которую так часто показывают в кино, реальный палач обычно не надевал. Маска была на палаче при казни английского короля Англии Карла 1-го, но это был единичный случай. Средневековые палачи, да и палачи в более поздние периоды истории, очень редко скрывали свои лица, поэтому укоренившийся в современной культуре образ палача в маске-капюшоне не имеет под собой реальных оснований. До конца XVIII масок вовсе не было. Палача в его родном городе все знали в лицо. Да и скрывать свою личность палачу было незачем, ведь в древние времена никто даже не помышлял о мести исполнителю приговора. Палач рассматривался всего лишь как инструмент.

Обычно должности палача занималась или по наследству, или под угрозой уголовного преследования.

Существовала практика что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать палачом. Для этого необходимо, чтобы место палача было вакантно, и не всем осужденным могли предложить такой выбор.

Перед тем как стать палачом, претендент должен был долгое время проработать подмастерьем. Претендент должен был обладать немалой физической силой и значительными знаниями о человеческом теле. Чтобы подтвердить свое умение, кандидат, также как и в других средневековых профессиях, должен был исполнить «шедевр», т. е., выполнить свои обязанности под присмотром старших. Если палач уходил на покой, он был обязан предложить городу кандидатуру на свой пост.

Иногда, кроме палача, были и другие смежные должности. Так, в Париже, помимо самого палача, в команду входили его помощник, отвечавший за пытки, и плотник, специально занимавшийся строительством эшафота и т.д.

Хотя по закону палач и считался обычным служащим, отношение к нему было соответствующим. Правда он нередко мог хорошо зарабатывать.

Платили палачам во все времена немного. В России, например, по Уложению 1649 года жалование палачам уплачивали из государевой казны – «годового жалованья по 4 рубля каждому, из губных неокладных доходов». Однако, это компенсировалось своеобразным «социальным пакетом». Так как палач был широко известен в своей местности, он мог, приходя на рынок, брать всё, что ему было необходимо, совершенно бесплатно. В буквальном смысле палач мог питаться так же, как тот, кому он служил. Впрочем, традиция эта возникла не из-за благосклонности к палачам, а как раз наоборот: ни один торговец не хотел брать «кровавых» денег из рук убийцы, но поскольку палач был нужен государству, кормить его были обязаны все.

Впрочем, со временем традиция изменилась, и известен достаточно забавный факт бесславного ухода из профессии французской династии палачей Сансонов, существовавшей более 150 лет. В Париже долгое время никого не казнили, поэтому палач Клемон-Анри Сансон сидел без денег и влез в долги. Самое лучшее, что придумал палач – заложить гильотину. И как только он это сделал, по иронии судьбы, сразу появился «заказ». Сансон умолял ростовщика выдать гильотину на время, но тот был непоколебим. Клемон-Анри Сансон был уволен. А если бы не это недоразумение, то ещё целый век его потомки могли бы рубить головы, ведь смертная казнь во Франции была отменена только в 1981 году.

Но работа палача считалась крайне малопочтенным занятием. По своему положению он был близок к таким низшим слоям общества, как проститутки, актеры и т.д.. Даже случайно соприкосновение с палачом было неприятно. Именно поэтому палач часто должен был носить форменную одежду особого покроя и/или цвета(в Париже — синего).

Для дворянина считалось оскорбительным сам факт поездки в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он проехал в телеге палача, наносил огромный ущерб его чести.

Известен случай, когда палач, назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее, узнав кто он, она подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя она проиграла процесс, сам факт весьма показателен.

В другой раз группа пьяных молодых дворян, услыхав, что в доме, мимо которого они проходили, звучит музыка, вломилась туда. Но узнав, что попали на свадьбу палача, сильно смутились. Только один остался и даже попросил показать ему меч. Поэтому палачи обычно общались и женились в кругу близких им по положению профессий – могильщики, живодеры и т.д.. Так возникали целые династии палачей.

Палач нередко рисковал быть избитым. Эта угроза возрастала за границей города или в период проведения крупных ярмарок, когда в городе появлялось много случайных людей, которые могли не бояться преследования местных властей.

Во многих областях Германии, существовало правило, что если кто-то, например, муниципалитет небольшого города, нанимал палача, он был обязан обеспечит его охраной и даже внести специальный залог. Бывали случаи, когда палачей убивали. Это могла сделать как толпа, недовольная проведением казни, так и преступники.

Казнь Емельяна Пугачева

Дополнительные заработки

Поскольку палач считался городским служащим, он получал фиксированную оплату по таксе, установленной властями. Кроме того, палачу отдавались все вещи, что надеты от пояса жертвы и ниже. Позднее в его распоряжение стала передаваться вся одежда. Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палача было не так чтоб очень много. Иногда городской палач выезжал в соседние небольшие городки для выполнения своих функций по заказам местных властей. Но это тоже случалось не часто.

Чтобы дать палачу возможность заработать и не платить ему за простой, за ним часто закреплялись и другие функции. Какие конкретно, зависело как от местных традиций, так и от размеров города.
Среди них наиболее часто встречались следующие.

Во-первых, палач обычно осуществлял надзор за городскими проститутками, естественно собирая с них фиксированную плату. Т.е., являлся содержателем борделя, отвечавшим также за поведение проституток перед городскими властями. Эта практика была очень распространена до 15 века, позднее от нее постепенно отказались.

Во-вторых, иногда он отвечал за чистку общественных уборных, выполняя работу золотаря. Эти функции были закреплены за ними во многих городах до конца 18 века.

В-третьих, он мог исполнять работу живодера, т.е., занимался отловом бродячих собак, удалял из города падаль и выгонял прокаженных. Интересно, что если в городе были профессиональные живодеры, они часто были обязаны выступать в качестве помощников палача. Со временем и ростом городов у палача появлялось все больше работы, и он постепенно избавлялся от дополнительных функций.

Наряду с этими работами палач нередко оказывал населению другие услуги. Он торговал частями трупов и снадобьями, изготовленными из них, а также различными деталями, относящимися к казни. Такие вещи, как «рука славы» (кисть, отрубленная у преступника) и кусок веревки, на которой был повешен преступник, часто упоминаются в различных книгах по магии и алхимии того времени.

Нередко палач выступал в роли лекаря. Следует учесть, что по роду своей деятельности, палач должен хорошо разбираться в анатомии человека. К тому же, в отличие от докторов того времени, он имел свободный доступ к трупам. Поэтому он хорошо разбирался в различных травмах и болезнях. Репутация палачей как хороших лекарей была общеизвестна. Так Екатерина II упоминает о том, что в молодости данцингский палач лечил ей позвоночник, т.е., выполнял работу мануального терапевта. Иногда палач выступал в роли экзорциста, способного причинив боль телу, изгнать овладевшего им злого духа. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа, завладевшего телом, считалась пытка. Причиняя боль телу, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть это тело.

В средневековой Европе палачи, как и все христиане, допускались в церковь. Однако, на причастие они должны были приходить последними, а во время службы должны были стоять у самого входа в храм. Впрочем, несмотря на это, у них было право проводить обряд венчания и обряд экзорцизма. Церковники того времени считали, что муки тела позволяют изгонять бесов.

Сегодня это кажется невероятным, но нередко палачи торговали сувенирами. И не стоит тешить себя надеждой, что между казнями они занимались резьбой по дереву или лепкой из глины. Торговали палачи алхимическими зельями и частями тела казненных, их кровью и кожей. Все дело в том, что, по мнению средневековых алхимиков, подобные реагенты и зелья имели невероятные алхимические свойства. Другие же полагали, что фрагменты тела преступника являются оберегом. Самый безобидный сувенир — веревка висельника, которая якобы приносила удачу. Случалось, что трупы тайно выкупались средневековыми врачами для изучения анатомического строения тела.

У России же, как обычно, свои путь: отрубленные части тел «лихого» люда использовались как своеобразная «агитка». В царском указе 1663 года говорится: «Отсеченные руки и ноги у больших дорог прибивать к деревьям, и у тех же рук и ног написать вины и приклеить, что те ноги и руки - воров и разбойников и отсечены у них за воровство, за разбой и за убийство… чтобы всяких чинов люди знали про их преступления».

Существовало понятие как «проклятье палача». Ничего общего с магией или колдовством оно не имело, а отражало взгляд общества на данное ремесло. По средневековым традициям, человек, ставший палачом, оставался им на всю жизнь и сменить профессию по своей воле не мог. В случае же отказа от выполнения своих обязанностей палача считали преступником.

Самым же знаменитым палачом ХХ века является француз Фернан Мейсонье. С 1953 по 1057 им лично было казнено 200 алжирских повстанцев. Ему 77 лет, он и сегодня живёт во Франции, своего прошлого не скрывает и даже получает от государства пенсию. Мейсонье в профессии с 16 лет, и это у них семейное. Его отец стал палачом из-за предоставляемых «выгод и благ»: право иметь боевое оружие, высокая зарплата, бесплатные поездки и налоговые льготы по содержанию пивной. Орудие своей мрачной работы – гильотину «модель 48» — он хранит и сегодня.

До 2008 года он жил во Франции, получал государственную пенсию и не скрывал своего прошлого. На вопрос, почему он стал палачом, Фернан отвечал, что вовсе не потому, что палачом был его отец, а потому, что палач имеет особый социальный статус, высокую зарплату. Бесплатные поездки по стране, право иметь боевое оружие, а также льготы по налогам при ведении бизнеса.


Фернан Мейсонье — самый известный палач ХХ века и документ, удостоверяющий его личность

«Иногда мне говорят: «Сколько же надо храбрости, чтобы казнить людей на гильотине ». Но это не храбрость, а самообладание. Уверенность в себе должна быть стопроцентная.
Когда приговоренных выводили во двор тюрьмы, они сразу же видели гильотину. Одни держались мужественно, другие падали без чувств или мочились в штаны.

Я залезал прямо под нож гильотины, хватал клиента за голову и тянул на себя. Если бы в этот момент мой отец случайно опустил нож, меня бы перерубило напополам. Когда я прижимал голову клиента к подставке, мой отец опускал специальное деревянное приспособление с полукруглым вырезом, удерживающее голову в нужном положении. Потом еще поднатуживаешься, хватаешь клиента за ушами, подтягиваешь голову к себе и кричишь: «Vas-y mon pere!» («Давай, отец!»). Если промедлить, клиент успевал как-то среагировать: поворачивал голову набок, кусал мне руки. Или голову выдергивал. Тут надо было беречься - нож опускался совсем рядом с моими пальцами. Некоторые заключенные кричали: «Аллах акбар!» В первый раз я, помню, подумал: «Так быстро!» Потом привык.»

“ Я был карающей рукой Правосудия и горд этим”- пишет он в своей книге. И никаких угрызений совести или ночных кошмаров.Орудие своего ремесла – гильотину – он хранил до самой смерти, выставлял ее в собственном музее под Авиньоном и порой разъезжал с ней по разным странам:
«Для меня гильотина – как для автолюбителя-коллекционера дорогой «феррари». Мог бы продать и обеспечить себе спокойную и сытую жизнь».

Но Мейсонье гильотину не продал, хотя «модель 48» рубила, по его словам, плохо, и приходилось «помогать руками». Палач подтягивал за уши голову обреченного вперед, поскольку «преступники втягивали ее в плечи и казнь по-настоящему не получалась».




Разборка гильотины на территории тюрьмы после казни. Последняя казнь во Франции была проведена в 1977 году




Публичная казнь. Публичная казнь во Франции существовала до 1939 года

Тем не менее, пишут, что Фернан был добрым малым, поклонником балета и оперного искусства, любителем истории и поборником правосудия, и вообще он по-доброму относился к преступникам.

И отец, и сын всегда следовали одному принципу: выполнить свою работу чисто и как можно быстрее, чтобы не продлевать и без того невыносимые страдания приговоренных. Фернан утверждал, что гильотина является самой безболезненной казнью. Выйдя на пенсию он тоже выпустил свои воспоминания, благодаря чему он тоже вполне известный человек.

Мохаммед Саад аль-Беши — действующий Главный палач Саудовской Аравии. Ему сегодня 45. «Не важно, сколько у меня на день заказов: два, четыре или десять. Я выполняю божью миссию и потому не знаю усталости», — говорит палач, который начал работать в 1998 году. Ни в одном интервью он не обмолвился, сколько казней на его счету, и какие гонорары он получает, зато похвастался, что за высокий профессионализм власти премировали его мечом. Меч Мохаммед «держит острым, как бритва» и «регулярно чистит». Кстати, он уже обучает ремеслу своего 22-летнего сына.

Одним из самых известных палачей в постсоветском пространстве является Олег Алкаев, который в 1990-е году был начальником расстрельной команды и возглавлял СИЗО Минска. Он не только ведёт активную социальную жизнь, но и выпустил книгу о своих трудовых буднях, после чего его назвали палачом-гуманистом.
[ http://infoglaz.ru/?p=37074

Люди никогда не жили в мире и согласии. Для урегулирования конфликтов они сами себе придумали суд. Если в древности вершить правосудие могли хозяева или феодалы, то с развитием судебной системы потребовалось расширение штата служащих. Так появляется новая профессия – исполнитель приговора. У него много названий: латинское «carnifex», греческое «speculator», литовское «kat», русское «мечник». Но чаще всего специалиста подобного рода называют «палач». Само это слово имеет две версии происхождения. По одной, от тюркского слова «пала», означающего большой нож или кинжал. Согласно другой, палач происходит от русского «палата» (имеется в виду царская палата, царские покои), и, таким образом, изначально является телохранителем царя.


Первое упоминание о палаче, как о профессии, относится к 13 веку. Средневековый палач – это сильный, физически развитый мужчина. Изображения палачей, скрывающих лица под масками, - это преувеличение. В небольших городах палач был личностью известной, и даже гордой. Известны целые династии палачей, которым удалось скопить немалое богатство. И все-таки, отношение людей к палачам всегда было неприятельским. Иной раз случались целые скандалы. Дворяне не принимали палачей в своих домах, а разбушевавшаяся толпа могла избить палача. Многим палачам приходилось выполнять и другие обязанности в городе: следить за чистотой общественных уборных, отлавливать бродячих животных. Палачу было трудно найти себе жену, поэтому нередко представитель одной династии сватался к дочери представителя другой. Женами палачей становились также проститутки.

Хорошо относились к палачам в средневековой Германии, о чем свидетельствует история мастера Франца. Франц Шмидт, сын палача, унаследовал от отца профессию и стал известным исполнителем приговоров в Нюрнберге. Он женился на дочери другого зажиточного палача, и жизнь его протекала в достатке и спокойствии. Мастер Франц был ответственным и добросовестным, и порой даже просил заменить мучительные казни заключенных быстрыми, безболезненными. После смерти Франц был удостоен пышного погребения на именитом кладбище.

Французские палачи не пользовались доброй славой. Люди попросту боялись их. Наиболее выдающаяся династия французских палачей – Сансоны. Шарль Сансон исполнял приговоры парижского суда, причем прямо в своем казенном особняке. Он пользовался немалыми привилегиями. Например, его слуги ежедневно могли брать для хозяина необходимое количество продуктов у торговцев бесплатно. Брали они предостаточно, так что избытки провианта распродавались в лавочке Сансона. Здесь же любой алхимик мог приобрести части человеческих тел, оставшихся от казненных.

Английские палачи были самыми неумелыми работниками. Все потому, что платили им мало. Завербовать человека на должность палача было нелегко. Например, граф Эссекс отменил смертный приговор преступнику Томасу Деррику только для того, чтобы тот согласился на работу палача. Деррик так и не научился владеть топором. Впоследствии граф Эссекс сам был осужден на смерть, и Деррик только с третьего раза смог отрубить ему голову. Другой лондонский палач, Джон Кетч, привел в ужас толпу зевак, когда не сумел одним ударом убить приговоренного лорда Рассела. Не убил его и второй удар. Пришлось палачу писать объяснительную, в которой он утверждал, что казненный сам неправильно положил голову на плаху. Чтобы убить другого заключенного, герцога Монмута, Кетчу понадобилось пять ударов топором, а затем он отпилил голову от тела ножом.

В Испании палачи носили знаки отличия. Они облачались в черный плащ с красной каймой и желтым поясом. На их шляпах был изображен эшафот. Дом палача красили в красный цвет.

В России в палачи, или заплечных дел мастера, завербовать было трудно. Во многих малых городах и вовсе не было своих профессиональных исполнителей приговоров. Но те, что были, должны были не только казнить, но и исполнять пытки и телесные наказания. В основном палачами насильно становились сами же преступники. Да и то, против воли работать палачом более трех лет запрещалось законом. Наемные палачи обучались профессии, получали жалованье и жили при тюрьмах.

В 18 веке революция во Франции больно ударила по кошельку палача. Мало того, что светлые умы взывали к отмене жестокой смертной казни, так еще и все привилегии палачей были упразднены. В то время в Париже работал представитель все той же династии Сансонов – Шарль-Анри. Как-то раз он узнал о хитрой машине для отрубания головы – творении Игнаса Гильотена. Задумка пришлась по вкусу палачу, которому теперь приходилось терпеть немалые расходы на содержание своих инструментов. И заработала. Многие люди даже были огорчены тем, что машина легко и просто рубит головы всем подряд, не создавая никаких представлений или конфузов.

Теперь казнь преступников приобрела вид конвейерного потока. В 19 веке профессия палача утратила свою уникальность. Если раньше этому ремеслу нужно было учиться, осваивая малейшие тонкости, то теперь управиться с гильотиной мог каждый. Отношение к палачам также изменилось. Они выглядели в глазах толпы диким и стыдным средневековым обычаем. Сами палачи стали тяготиться своим трудом. Последний представитель профессиональной династии Сансонов, Анри-Клеман, поставил жирную точку, разорив семейство и продав гильотину за долги.

Недавно мы писали о том, что на Шри-Ланке открылась вакансия палача, на которую успели откликнуться . Неизвестно, как сложится их карьера на этом поприще, да и сама должность палача в современном мире выглядит пережитком. Тем не менее палачи были всегда. Мы решили вспомнить самых знаменитых и, как бы дико это ни звучало, эффективных представителей этой профессии.

Франц Шмидт

За 45 лет работы казнил 361 человека

Франц родился в семье палача города Бамберга и впервые вздёрнул человека в 1573 году, отпраздновав тем самым своё 18-летие. Через пять лет он стал главным палачом города Нюрнберга и добросовестно выполнял эту работу в течение 40 лет. Всё это время Шмидт вёл дневник, где записывал, кого и за что казнил. Он был уверен, что помогает приговорённым искупить грехи, а посему старался свести их страдания к минимуму (в частности он настаивал, чтобы колесование заменили быстрым усекновением головы).

Шарль Анри Сансон

Обезглавил 2 918 человек

Шарлю Анри Сансону профессия также досталась по наследству. Он происходил из династии парижских палачей, работавших с 1688 по 1847 год. Началось всё с Шарля Сансона, которого Людовик XIV назначил главным палачом Парижа. В столице Франции он получил казённый дом (в простонародье «дворец палача»). Внутри находилась камера пыток, а рядом - лавка Сансона. Особой привилегией парижского палача было право брать с рыночных торговцев дань продуктами, поэтому в лавке всегда был товар. В 1726 году почётная должность перешла к восьмилетнему Шарлю Батисту, а в 1778 году за меч для обезглавливания взялся Шарль Анри Сансон, которого впоследствии прозвали Великий Сансон. К тому времени рыночные привилегии закончились, и разросшемуся клану Сансон пришлось самостоятельно оплачивать устройство казней. В 1789 году Великий Сансон сменил меч на более эффективную гильотину, и в 1793 году именно он обезглавил Людовика XVI, Марию-Антуанетту и Жоржа Жака Дантона (Максимилиана Робеспьера казнил уже его сын Габриэль). В 1795 году Великий Сансон ушёл в отставку и занялся мирными делами: ухаживал за садом и играл на музыкальных инструментах - скрипке и виолончели. На вопрос Наполеона, как тому спится, Шарль Анри ответил, что не хуже, чем королям и диктаторам. Интересный факт: последним палачом династии стал Клеман Анри Сансон, который в 1847 году заложил ростовщику гильотину, поэтому не смог привести в исполнение решение суда и был отстранён от должности.

Фернан Мейсонье

Казнил более 200 алжирских повстанцев

Потомственный палач, чья семья занималась этой профессией аж с XVI века. Работать на гильотине начал в 1947 году (уже в 16 лет помогал отцу Морису Мейсонье). Собирал вещи казнённых - всего в его коллекции было около 500 артефактов. Он планировал выставить их в музее наказаний и кар, который мечтал открыть, но эта задумка осталась нереализованной. Зато у Мейсонье были бар, высокая зарплата, право на ношение оружия и бесплатные путешествия по миру. На Таити в 1961 году он встретил будущую жену, а гильотину (модель № 48), которая лишила жизни стольких людей, он выставлял в различных музеях вплоть до своей смерти в 2008 году.

Последний палач во французском Алжире, с 1947 по 1961 год он казнил свыше 200 алжирских повстанцев. Мейсонье вспоминал, что многие кричали «Аллах акбар!», кто-то шёл на смерть мужественно, иные падали в обморок или пытались драться.

Джованни Батиста Бугатти

За 65 лет работы казнил 516 человек

Этот итальянский палач работал в Папской области с 1796 по 1865 год. Бугатти начал в те времена, когда приговорённых отправляли на тот свет при помощи топоров и дубинок, потом стал вешать и отрубать головы, а в 1816 года перешёл на «римскую» гильотину. Маэстро Титто, как прозвали Бугатти, именовал казнённых «пациентами» и мог покидать район Трастевере только в день казни, поэтому его фигура на мосту Святого Ангела знаменовала, что скоро кого-то обезглавят. Чарльз Диккенс, заставший маэстро Титто за работой, с ужасом описывал процедуру казни и ажиотаж, царивший вокруг этого кровавого шоу.

Джеймс Бэрри

Отрубил свыше 200 голов

В период с 1884 по 1892 год выполнял две, казалось бы, несовместимые работы - был палачом и проповедником. Любимой проповедью Бэрри считается та, где он призывает отменить смертную казнь. Вместе с этим британского палача можно назвать теоретиком в деле исполнения смертельных приговоров. Он писал о том, что приговорённому психологически трудно подниматься на казнь по лестнице, а спускаться намного проще (после реформы 1890 года висельницы строились с учётом этого нюанса). На Бэрри также ссылаются в разговоре о подготовке висельной верёвки: за день до казни на неё вешали мешок с песком, чтобы она не растягивалась в момент казни. По наблюдениям Бэрри, 90-килограмовый мешок с песком помогает канату, рассчитанному на вес в пять тонн, за день сделаться тоньше на 15%.

Альберт Пирпойнт

Повесил 608 осуждённых

Пирпойнта называют самым эффективным палачом Англии и обладателем звания «Официальный палач Соединённого Королевства». Пирпойнт приводил в исполнение приговор суда с 1934 по 1956 год, получая 15 фунтов стерлингов за каждого повешенного. В 1956 году он казнил собственного друга и ушёл на пенсию. После этого Пирпойнт стал трактирщиком и написал мемуары, которые послужили основой для фильма «Последний палач», заострившего внимание на истории с повешенным приятелем. Впрочем, в мемуарах раскрывают и другие интересные факты о Пирпойнте: тот мог повесить человека за 17 секунд, а ещё сообщил Английской королевской комиссии, что иностранцы неподобающе ведут себя перед казнью.


Василий Блохин

Лично расстрелял от 10 до 20 тысяч человек

С 1926 по 1953 год Блохин командовал расстрельной командой ОГПУ-НКВД-МГБ, дослужился до звания генерал-майора, которого был лишён в 1954 году. По разным данным, лично расстрелял от 10 до 20 тысяч человек (называют и совсем пугающую цифру в 50 тысяч), среди которых маршал Михаил Тухачевский, бывший начальник Блохина Николай Ежов, писатель Исаак Бабель и театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд. Руководил расстрелом польских офицеров под Катынью. По воспоминаниям экс-начальника Калининского УНКВД генерал-майора Дмитрия Токарева, Блохин перед расстрелом облачался в коричневое: кожаная кепка, длинный кожаный фартук, кожаные перчатки с крагами до локтя. Его любимым орудием считается Walther PP.

Роберт Грин

Отправил на тот свет 387 человек

Этот человек работал электриком в тюрьме Даннемора с 1898 по 1939 год, где следил не только за электроснабжением, но и отвечал за казни на электрическом стуле. Детская мечта о посте министра отправилась в утиль - сын выходцев из Ирландии стал совершенствоваться в профессии палача. Грин не пользовался классической схемой казни, согласно которой напряжение повышалось с 500 до 2000 вольт, чтобы изжарить человека в страшных муках меньше чем за минуту. Он действовал ровно наоборот, сразу выжигая внутренние органы приговорённых. Перед смертью Роберт Грин сказал, что ни о чём не жалеет, поскольку работал на благо общества и ответственно выполнял приказы сверху.

Джон Вудд

Казнил 347 уголовников и 10 осуждённых на Нюрнбергском процессе

В родном Сан-Антонио Джон Вудд вешал убийц и насильников, но миру стал известен как палач-доброволец Нюрнбергской тюрьмы. Младший сержант армии США, в ночь на 16 октября 1946 года он повесил менее чем за полтора часа Иоахима фон Риббентропа, Альфреда Йодля и ещё восемь приговорённых, причём Юлиуса Штрайхера ему пришлось додушить руками. Говорят, Вудд неплохо заработал, продавая куски от той верёвки, на которой были повешены руководители гитлеровской Германии.

Мохаммед Саад аль-Беши

Точная цифра неизвестна, но, видимо, счёт идёт на сотни

Карьеру палача начал в 1998 году, а мечтал об этом ещё в 1983-м, когда в тюрьме города Таиф скручивал руки и завязывал глаза приговорённым к смертной казни. Аль-Беши предпочитает пользоваться для усекновения голов скимитаром (традиционный изогнутый арабский меч более метра в длину), который ему подарило правительство за профессиональные заслуги, но нередко ему приходится и расстреливать людей (не только мужчин, но и женщин). Палач утверждает, что исполняет волю Аллаха. В Саудовской Аравии смертная казнь предписана за убийство, изнасилование, вооружённое ограбление, отступление от веры, торговлю наркотиками и их употребление. Он каждый раз молится за приговорённого, а также посещает его семью перед казнью, чтобы попросить прощения. После работы он возвращается домой, и семья помогает ему отмыть меч от крови. Аль-Беши, как и Великий Сансон, утверждает, что работа не мешает ему спокойно спать. По договорённости с государством Аль-Беши не может разглашать, сколько людей он казнил (и сколько убивает ежедневно), но это, вероятно, уже солидная цифра.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх