Отметь клетки которые бьет шахматный конь. Как ходит конь в шахматах

Итак, начинается самое интересное - надо определить, как же можно совершать ходы фигурами.
В данном уроке мы рассмотрим две первые фигуры: пешку и коня.

Пешка

Ходят пешки только вперед. Это единственная фигура, которая НЕ может ходить и наносить удар назад или по горизонтали. Когда пешка находится в начальной позиции (2-я горизонталь для белых, 7-я для черных) своим первым ходом она может по желанию играющего пойти на одно или на два поля вперед.


После своего первого хода пешка передвигается только на одну клетку вперед за один ход.

Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали вправо и влево


Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по другому. У остальных фигур траектория хода и удара совпадает. Ниже приведены две позиции. В позиции «A» белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур. В позиции «B» пешка не имеет ни одного возможного хода - впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

A B


С пешкой связано одно из самых интересных правил в шахматах - правило превращения. Заключается оно в следующем. Если пешка доходит до последней горизонтали (8-я для белых пешек и 1-я для черных), она превращается в любую другую фигуру (кроме короля). Наглядно это видно в позициях ниже.

Пешка своим ходом шагнула на последнюю вертикаль и превратилась в ферзя. Важно понимать, что такое превращение является одним ходом. То есть после такого превращения очередь хода переходит к сопернику.

Ещё одно правило, связанное с пешкой - правило взятия на проходе - является по сути самым сложным и рассмотрено отдельно в уроке 7 .

Конь

Конь - самая «вертлявая» фигура на шахматной доске. Он ходит по необычной траектории по сравнению с другими и является единственной фигурой, которая может перепрыгивать через другие фигуры. Номинальная ценность коня - 3 очка.

«Сделать ход конем» - в реальной жизни, как известно, так называют какой-то необычный или особо хитрый шаг.

Конь ходит буквой «Г». Траектория его хода указана ниже на диаграмме:


То есть конь своим ходом передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону, образуя букву «Г». Таким вот образом конь может передвигаться и наносить удары в любую сторону. Находясь в центре доски, он имеет восемь возможных ходов, а в самом углу только два.



В общем и целом это все, что можно сказать о пешках и конях.

Ниже указаны два небольших задания для того, чтобы Вы запомнили принципы ходов пешки и коня. Если вы прочитали урок полностью проблем возникнуть не должно.

Как ходят слон и ладья мы рассмотрим в

Конь – шахматная фигура, которая относится к категории легких. В начале партии игроки располагают двумя конями. Находятся они в начале партии на клетках b1, g1 (у белых) и b8, g8 (у черных). В записи шахматной партии конь обозначается буквой К.

Много веков назад конница была важнейшим родом войск. Она могла решить исход любого сражения. Не была исключением в этом плане и Индия, родина шахмат. Как нетрудно догадаться, именно от конницы и произошла данная шахматная фигура. И в шахматах конь может решить исход партии.

У шахматного коня есть одна особенность – он может перескакивать через фигуры (через свои и чужие). Поэтому, ему не страшны закрытые позиции. Если вокруг него будут находиться фигуры, он может без труда выбраться из этого загромождения.

Есть у коня еще одна интересная особенность. Во время ходов он попеременно меняет цвет полей. То есть, находясь на белой клетке, он после следующего хода окажется на черной. И наоборот. Если он расположен на белом поле, то снова на белом поле он окажется через четное число ходов, а на черном – через нечетное.

Многие, кто так или иначе знаком с шахматами, слышали, что конь ходит буквой “Г”. На шахматной доске эта буква “Г” состоит из трех клеток в длину и двух – в ширину.

На данном рисунке красными клетками помечены поля, на которые может пойти конь с поля e4. Он может пойти на клетки d6, f6, c5, g5, c3, g3, d2 и f2. Причем, даже если на соседних клетках будут находиться фигуры, конь, все равно, сможет ходить на эти поля. Если на указанных клетках будут находиться фигуры противника, конь может их побить.

На данном рисунке показано, что, несмотря на наличие фигур рядом, конь, все равно, может ходить на указанные поля.

На этом рисунке показаны поля, на которые могут ходить кони у белых и у черных в начале партии. Перед тем, как сделать ход, необходимо убедиться в его безопасности. Бывают такие ситуации, при которой поле, на которое может пойти конь, находится под ударом. Поэтому, сначала необходимо обезопасить это поле.

Здесь на одном рисунке наглядно показаны все возможные ходы коня с c3. Он может пойти на поля a2, b1, b5, d1, d5. На поля a4 и e2 ему ходить нельзя – там расположены свои фигуры. А вот, на поле e4 он передвинуться может. Там находится пешка противника. Но, конь может ее побить и стать на ее место.

На этом рисунке белый конь, находящийся на f3, может пойти на d4, g5, h4 или побить пешку черных на e5. Однако, все эти поля находятся под боем. Поэтому, нужно либо предварительно поставить эти поля под удар своими фигурами, либо подождать, пока какая-либо клетка перестанет быть опасной для хода.

Если королю поставлен шах конем, он не может прикрыться другой фигурой – нужно только отходить на другое поле. Таким образом, если король со всех сторон закрыт фигурами, конем можно поставить мат. Такой мат называется спертым. Король находится под ударом, а отступать ему некуда. Конь – единственная фигура, которая может угрожать ферзю, сам не находясь под боем.

По своей ценности конь примерно равен слону. В одних ситуациях более выгоден конь, в других – слон. Ладье конь уступает. Однако, 2 коня сильнее одной ладьи. Ферзь по силе примерно равен трем коням. Эти соотношения являются условными. Здесь все зависит от конкретной позиции на доске. Конь может сказать свое веское слово, когда фигуры противника заперты и у них мало места для маневра. В таких ситуациях конь даже более уместен, чем ладья.

Конь, как никакая другая фигура, умеет ставить “вилки” (одновременно угрожать двум и более фигурам противника). “Вилки” можно делать и другими фигурами, однако, от коня это часто получается неожиданно. Вот пример “вилки”:

Здесь конь, находящийся на c7, угрожает одновременно ладье на a8, ладье на e8 и слону на e6. Вот пример еще одной вилки:

На этом рисунке конь на c7 одновременно угрожает королю и ферзю черных. Учитывая то, что часто во время вилки конь находится на безопасном поле (ему не угрожает ни одна из фигур, которые он может побить, кроме коня), поле, на которое он становится, не нужно предварительно защищать. Бывает ситуация, когда вместо пешки, дошедшей до крайней горизонтали, лучше взять именно коня, а не ферзя или ладью.

Конь более эффективен, когда он располагается в центре доски. В центре он может ставить под удар сразу 8 полей, в то время, как на краю доски – меньше. Если он находится в самом углу доски (на полях a1, a8, h8, h1), под его ударом находятся всего 2 клетки. Поэтому, если того не требует ситуация, не загоняйте коня в угол. Он там чувствует себя неуютно. Старайтесь, чтобы кони располагались ближе к центру.

Эффективно использовать коней вместе. Можно расположить их так, чтобы они прикрывали друг друга. Даже, если им угрожает фигура противника, можно этого коня разменять на угрожающую фигуру. Ладья или ферзь в такой ситуации не осмелятся напасть на коня – получится неравноценный размен. Главное, чтобы им не угрожала пешка противника. Иначе, потеряв коня, вы заберете, всего лишь, пешку противника.

Говорят, что любимой фигурой нынешнего чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена является слон. Однако, есть прославленные гроссмейстеры, у которых любимая фигура – конь. В их числе был Михаил Таль. Он, как никто другой, умел мастерски использовать конницу. Его атаки с использованием кавалерии вошли в шахматные учебники.

И в заключении, несколько советов начинающим шахматистам:

  1. Помните о том, что конь может перескакивать через свои и чужие фигуры. С помощью этой особенности можно преподнести сопернику неприятный сюрприз.
  2. Старайтесь располагать коней в центре доски – его эффективность здесь является максимальной. Без необходимости не загоняйте коня в угол.
  3. Старайтесь использовать коней вместе. Пара гнедых может навести шороху в оборонительных порядках соперника.
  4. Помните о возможности поставить конем вилку. Не прозевайте вилку от чужого коня.

Удачи за шахматной доской!

Самая любимая фигура всех детей – шахматный конь . Многих родители уже научили ходить конем. Наша задача помочь вам научиться еще лучше прыгать этой шахматной фигурой .
Известно, что конь ходит буквой «Г» . Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и шахматный конь может оказаться совсем не там, где нужно.

Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону. Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7 ).
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7 ).

Или так: ход ЛАДЬИ + ход СЛОНА . Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3 ) или цифре 4 (поле f3 ).

Поиграем в Цветочки. Вы видели когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему шахматному коню спутали ноги на поле е5 (диаграмма выше). А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7 .
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

Шахматные ходы коня


Наш сытый шахматный конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол по шахматной доске . Захотелось белому коню, живущему на поле а1 , сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8 . Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3: с5 – d7 – e5 – f7: h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5 , а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2: a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7 , g8 , h7 . А вот оттуда в угол не попасть.

Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры . Постарайся попасть конём в угол доски.
Смотри не свались с доски!
Для коня с6 :
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8 3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7 :
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2 :
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1 :
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня ? При прыжке он всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.
Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры , стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?
Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Чтобы вы стали настоящим шахматным джигитом , выполните такие задания.
1. Дома немного попрыгай конём по доске.
2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачите на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.
3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.
4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки . Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?
5. Обойти конем всю доску нелегко! Нарисуй в тетради квадрат размером 8x8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2» , на а5 – пишем «3» , b7 «4» ).
Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Конь в шахматах отличается от многих других фигур из-за того, как он ходит (см. ниже), поэтому это очень важная шахматная фигура. Конь в шахматах равнозначен слону, хотя у них и очень разные роли. У каждой стороны (белые и черные) по два коня.

Конь - единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры. По этой причине конь особенно полезен, когда большинство центральных клеток шахматной доски уже заполнены другими фигурами, что ограничивает передвижение.

Конь лучше всего проявляет себя на центральных клетках доски. На краях доски конь гораздо менее эффективен, и он уж совсем неэффективен в углах доски. Старайтесь всегда держать коней ближе к центру доски. Желательно, чтобы одними из первых фигур для развития также были кони.

Конь в шахматах ходит в форме буквы «Г» в любом направлении. Другими словами можно сказать, что конь ходит либо на две клетки вбок, и затем на одну клетку вверх или вниз, либо на две клетки вверх или вниз, и затем на одну клетку вбок. После каждого хода цвет клетки, на которой стоит конь, меняется. Поэтому, если в начале хода конь стоял на клетке светлого цвета, то по завершении хода он оказывается на клетке темного цвета. На диаграмме внизу конь может передвинуться на любую из подсвеченных красным цветом клеток.

Как и настоящий конь, конь в шахматах может перепрыгнуть через препятствия (в виде других фигур). Поэтому на следующей диаграмме конь белых может передвинуться на любую из подсвеченных клеток.

Урок седьмой. Скачем на шахматном коне.

Создано 30.05.2012 15:15

Урок седьмой. Как ходит шахматный конь.

Сегодня у нас самая любимая фигура всех детей – шахматный конь . Многих родители уже научили ходить конём. Наша задача помочь тебе научиться ещё лучше прыгать этой фигурой.
Известно, что конь ходит буквой «Г». Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и конь может оказаться совсем не там, где нужно.

Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону . Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7) .
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7) .

Или так: ход шахматной ладьи + ход шахматного слона . Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3) или цифре 4 (поле f3) .

Поиграем в Цветочки. Ты видел когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему коню спутали ноги на поле е5. А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7.
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

Наш сытый конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол. Захотелось белому коню, живущему на поле а1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3: с5 – d7 – e5 – f7: h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2: a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7 . А вот оттуда в угол не попасть.

Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры. Постарайся попасть конём в угол доски. Смотри не свались с доски!
Для коня с6:
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8
3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7:
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2:
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1:
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня? При прыжке шахматный конь всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.

Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?

Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Чтобы ты стал настоящим шахматным джигитом , выполни такие задания.

  1. Дома немного попрыгай конём по доске.
  2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачи на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.
  3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.
  4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки . Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?
  5. Нарисуй в тетради квадрат размером 8x8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме чуть повыше показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2» , на а5 – пишем «3» , b7 – «4» ).

Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника "Шахматы для детей, родителей и учителей" Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .

С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх