Открытый урок на тему "Роль гормонов в организме человека"(8 класс). Отклонения от нормы. Норма гормона Т4 свободный

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ГОРМОНОВ

Гормоны – это вещества, которые образуются в эндокринных железах, выделяются в лимфу или кровь и регулируют обмен веществ и развитие организма.

Гормоны способны воздействовать на прилегающие клетки данной ткани (паракринный эффект) а также на клетки, в которых они синтезируются (аутокринный эффект).

Для гормонов типичны три признака :

1) Дистантность действия – регулируют обмен веществ и функцию эффекторных клеток на расстоянии;

2) Строгая специфичность действия – по биологическим эффектам нельзя один гормон заменить другим.

3) Обладают очень высокой степенью биологической активности.

Для нормального функционирования многоклеточного организма необходима взаимосвязь между отдельными клетками, тканями и органами. Эту взаимосвязь осуществляют 4 основные системы ре­гуляции.

* Центральная и периферическая нервные системы через нервные импульсы и нейромедиаторы;

* Эндокринная система через эндокринные железы и гормоны, которые секретируются в кровь и влияют на метаболизм раз­личных клеток-мишеней;

* Паракринная и аyтокринная системы посредством различных со­единений, которые секретируются в межклеточное пространство и взаимодействуют с рецепторами либо близлежащих клеток, либо той же клетки (простагландины, гормоны ЖКТ, гистамин и др.);

* Иммунная система через специфические белки (цитокины, антитела).

ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ В ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЕ

Системы регуляции обмена веществ и функций организма обра­зуют 3 иерархических уровня .

Первый уровень - ЦНС . Нервные клетки получают сигналы, поступающие из внешней и внутренней среды, преобразуют их в форму нервного импульса и передают через синапсы, используя химические сигналы - медиаторы. Медиаторы вызывают изменения метаболизма в эффекторных клетках.

Второй уровень - эндокринная система. Включает гипоталамус, гипофиз, периферические эндокринные железы (а также отдель­ные клетки), синтезирующие гормоны и высвобождающие их в кровь при действии соответствующего стимула.

Третий уровень - внутриклеточный. Его составляют изменения метаболизма в пределах клетки или отдельного метаболического пути, происходящие в результате:

Изменения активности ферментов путём активации или ингибирования;

Изменения количества ферментов по механизму индукции или репрессии синтеза белков или изменения скорости их разрушения;

Изменения скорости транспорта веществ через мембраны клеток.

Роль гормонов в регуляции обмена веществ и функций

Интегрирующими регуляторами, связывающими различные регуляторные механизмы и метаболизм в разных органах, являются гормоны. Они функционируют как химические посредники, переносящие сигналы, возникающие в различных органах и ЦНС. Ответная клетки на действие гормона очень разнообразна и определяется как химическим строением гормона, так и типом клетки, на которую направлено действие гормона.


В крови гормоны присутствуют в очень низкой концентрации. Для того чтобы передавать сигналы в клетки, гормоны должны распознаваться и связываться особыми белками клетки - рецепторами, обладающими высокой специфичностью.

Физиологический эффект гормона определяется разными факторами, например концентрацией гормона (которая определяется скоростью инактивации в результате распада гормонов, протекающего в основном в печени, и скоростью выведения гормонов и его метаболитов из организма), егосродством к белкам-переносчикам (Стероидные и тиреоидные гормоны транспортируются по кровеносному pycлу в комплексе с белками), количеством и типом рецепторов на поверхности клеток-мишеней.

Синтез и секреция гормонов стимулируется внешними и внутренними сигналами, поступающими в ЦНС.

Эти сигналы по нейронам поступают в гипоталамус, где стимулируют синтез пептидных рилизинг-гормонов (от англ. Releasе - освобождать) - либеринов и статинов, которые, соответственно, стимулируют или ингибируют синтез и секрецию гормонов передней доли гипофиза. Гормоны передней доли гипофиза, называемые тропными гормонами, стимлируют образование и секрецию гормонов периферических эндокринных желёз, которые поступают в общий кровоток и взаимодействуют с клетками-мишенями.

Поддержание уровня гормонов в организме обеспечивает механизм отрицательной обратной связи. Изменение концентрации метаболитов вклетках-мишенях по механизму отрицательной обратной связи подавляет синтез гoрмонов, дей­ствуя либо на эндокринные железы, либо на гипоталамус. Синтез и секреция тропных гормоновподавляется гормонами эндокринныхпериферических желёз. Такие петли обратнойсвязи действуют в системах регуляции гopмo­нов надпочечников, щитовидной железы, по­ловых желёз.

Не все эндокринные железы регулируются по­добным образом. Гормоны задней доли гипо­физа (вазопрессин и окситоцин) синтезируют­ся в гипоталамусе в виде предшественников и хранятся в гранулах терминальных аксонов ней­рогипофиза. Секреция гормонов поджелудоч­ной железы (инсулина и глюкагона) напрямую зависит от концентрации глюкозы в крови.

В регуляции межклеточных взаимодействий участвуют также низкомолекулярные белковые соединения - цитокины. Влияние цитокинов на различные функции клеток обусловлено их взаимодействием с мембранными рецепторами. Через образование внутриклеточных посредни­ков сигналы передаются в ядро, где происходят активация определённых генов и индукция син­теза белков. Все цитокины объединяются сле­дующими общими свойствами:

Синтезируются в процессе иммунного ответа организма, служат медиаторами иммунной и воспалительной реакций и обладают в ос­новном аутокринной, в некоторых случаях паракринной и эндокринной активностью;

Действуют как факторы роста и факторы диф­ференцировки клеток (при этом вызывают преимущественно медленные клеточные ре­акции, требующие синтеза новых белков);

Обладают плейотропной (полифункциональ­ной) активностью.

1


Рисунок 1. Схема взаимодействия регуляторных систем организма.

1- синтез и секреция гормонов стимулируется внешними и внутренними сигналами;

2- сигналы по нейронам поступают в гипоталамус, где стимулируют синтез и секрецию рилизинг-гормонов;

3- рилизинг-гормоны стимулируют (либерины) или ингибируют (статины) синтез и секрецию тропных гормонов гипофиза;

4- тропные гормоны стимулируют синтез и секрецию гормонов периферических эндокринных желёз;

5- гормоны эндокринных желёз поступают в кровоток и взаимодействуют с клетками-мишенями;

6- изменение концентрации метаболитов в клетках-мишенях по механизму отрицательной обратной связи подавляет синтез гормонов эндокринных желёз и гипоталамуса;

7- синтез и секреция тропных гормонов подавляется гормонами эндокринных желёз;

Стимуляция синтеза и секреции гормонов;

Подавление синтеза и секреции гормонов (отрицательная обратная связь ).

Особенности гормонов заключаются в том, что человек нуждается в небольшом количестве каждого вещества, но при этом все они имеют огромную значимость для организма.

Основные функции гормонов: регулирование обменных процессов, клеточного роста, развития органов. Вырабатываются при помощи эндокринной системы, в структуру которой входит:

  • гипофиз;
  • гипоталамус;
  • щитовидная и поджелудочная железы;
  • надпочечники.

В случае сбоев в гормональной системе, человек начинает страдать от проявлений различных заболеваний.

Общие характеристики

Сколько видов гормонов вырабатывает организм человека? Медики насчитывают около 100 разновидностей основных гормонов и более десятка гормонов-активаторов. После выработки они выводятся в кровяное русло и направляются в сторону необходимого органа или ткани, где воздействуют на каждую клетку. Белковые компоненты способны функционировать на поверхности клеточных мембран, а жировые - проникают внутрь и воздействуют на органеллы.

По своим химическим свойствам делятся на несколько веществ:

  • белки;
  • производные аминокислот;
  • пептиды;
  • жиры;
  • стероиды.

В своей совокупности они способствуют физическому, умственному и половому созреванию человека. А также благодаря этим веществам организм легко приспосабливается к изменчивому внешнему миру и поддерживает постоянство своей внутренней среды. Каждый гормон имеет свою химическую структуру и физические свойства.

Все вырабатывающиеся организмом гормоны можно разделить на 5 групп:

  • ростовые и регуляторные (гипофиз);
  • половые (яичники и яички):
  • стрессовые (мозговая часть надпочечников);
  • кортикостероиды (корковая часть надпочечников);
  • обменные (поджелудочная и щитовидная железы).

Гормоны-активаторы не входят ни в одну из вышеперечисленных групп. Они не имеют прямого влияния на человеческий организм. Такие вещества стимулируют процессы синтеза основных гормонов. Синтезируются при помощи гипоталамуса и передних долей .

Ростовые и регуляторные

Концентрация половых гормонов в женском организме не является постоянной. Резкие скачки происходят под влиянием фаз менструального цикла. Самые большие изменения в гормональном фоне происходят в период беременности.

Стрессовые

Такие гормоны вырабатываются в организме при помощи надпочечников. Они оказывают влияние на обменные процессы и адаптацию человека к смене условий окружающей среды. Благодаря им мы можем бороться со стрессами и принимать важные решения в экстремальных условиях.

Дофамин

Или, другими словами, «гормон радости». Именно он помогает человеку испытывать чувство удовольствия и эйфории. Процесс выработки активизируется в конкретных ситуациях: когда человеку нравится определенный вид деятельности. При этом мозг пытается запомнить эти ощущения и заставляет человека возвращаться к нему снова и снова. Количество гормона может повышаться в стрессовых ситуациях, и даже при шоковом состоянии (в том числе и болевом).

Симптомы недостатка:

  • отсутствие эмоций;
  • безразличие ко всему происходящему;
  • быстрая утомляемость;
  • сильное желание плакать.

Симптомы переизбытка:

  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • большой прилив энергии;
  • повышенная активность.

Понижение приводит к депрессии, что, в свою очередь, может вызывать ожирение, хроническую усталость и прочие недуги.

Адреналин

Это гормон стресса. Он помогает «собраться с духом» в стрессовой ситуации. Он способен притуплять боль при травмах, блокировать страх и повышать выносливость.

В процессе того, как адреналин выбрасывается в кровь, происходит учащение сердцебиения, артериального давления, дыхания, что помогает насыщать мышцы кислородом и использовать их в полной мощи. А также это вещество увеличивает период бодрствования и ускоряет реакцию. Сколько длится действие адреналина? Ученые подсчитали, что около 5 минут.

Гормональный сбой может привести к психическим расстройствам, гипертонии, истощению, заболеваниям почек.

Кортизол

Это вещество регулирует углеводный обмен. Его максимальное количество вырабатывается в утренние часы. Минимальное количество припадает на вечернее время.

А также выброс кортизола в кровь происходит и в стрессовых ситуациях. Он помогает организму человека мобилизоваться путем уменьшения всасываемости кальция и изменения метаболизма, тем самым делая глюкозу более доступной. При нехватке в крови человек начинает ощущать раздражительность, его мучают головные боли и головокружение, пропадает аппетит, нарушается работа ЖКТ.

Избыток гормона вызывает:

  • ожирение;
  • бессонницу;
  • снижение защитных сил иммунитета;
  • снижение уровня тестостерона в организме.

Все это может стать причиной появления многих заболеваний: сахарного диабета, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний.

Кортикостероиды

Поддерживают минеральный баланс в организме. Гормоны этой группы вырабатываются в коре надпочечников. Их функциональность не ограничивается одним лишь конкретным органом или тканью.

Они регулируют все обменные процессы организма, поддерживают постоянный минеральный состав крови, способствуют выведению излишков веществ. Их применяют и в медицинских целях:

  • для лечения вирусного гепатита;
  • профилактики артрита;
  • лечения артроза;
  • профилактики бронхиальной астмы.

Обменные

В эту группу входят разные виды гормонов, но все они объединены общей функцией - регулирование обменных процессов организма. Они синтезируются при помощи поджелудочной, щитовидной, паращитовидной желез, - регулирует процесс мочеиспускания.

Баланс гормонов в организме человека - гарантия его полноценного развития.

Эти вещества очень важны в детском и подростковом возрасте, так как дают толчок росту и формированию организма. Гормональные нарушения в детском организме очень сложно компенсировать и они могут привести к необратимым последствиям. Состояние гормонов в организме влияет на состояние всех органов.

Пристального внимания заслуживают гормоны щитовидной железы.

При их дефиците затормаживается физическое и умственное развитие. Кроме того, тиреоидные гормоны тесно взаимодействуют с другими гормонами. Ярким примером этого процесса является связь с соматотропином, который отвечает за рост организма. Этот гормон в организме подростка незаменим.

Симптомы нарушений щитовидной железы:

  • проблемы с массой тела - избыточный или чрезмерный вес;
  • замедление роста;
  • плаксивость и раздражительность;
  • опухшая шея и увеличенные глазные яблоки;
  • бледность кожи;
  • повышенная утомляемость;
  • пониженная умственная активность.

При появлении этих признаков следует сдать анализы на гормоны щитовидной железы. В случае отсутствия вторичных половых признаков у подростка в возрасте 12-14 лет, необходимо проверить . А также в детском возрасте можно сдать анализ сахара крови и диагностировать наличие сахарного диабета.

Открытый урок в 8а классе по теме:

«Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»

Цели урока:

    Образовательные:

      обеспечить формирование знаний о симптомах болезней эндокринной системы, их причинах;

      закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях строения и функционирования желез внутренней секреции,

    Воспитательные:

      воспитывать умение работать в коллективе;

      формировать познавательный интерес к предмету;

      формировать ценностное отношение к своему здоровью посредством реализации принципов субъектности и ценности

    Развивающие:

      научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;

      развивать поисково-информационные умения;

      развивать учебно-организационные умения: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Оборудование : рельефная таблица «Железы внутренней секреции»,

карточки-задания, мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование

Этапы урока

    Оргмомент

    Проверка домашнего задания

    Какие железы организма человека обозначены на рисунке под цифрами 1 – 8?

    Какие вещества они выделяют?

    Охарактеризуйте свойства гормонов (слайд 1)

    Чем железы внешней секреции отличаются от желёз внутренней секреции? Какие железы относятся к железам смешанной секреции?

Вставив пропущенные буквы в слова, вы узнаете правильный ответ (слайд 2)

    Формулирование темы урока

Как называется врач, который занимается вопросами выявления, лечения, а также профилактики патологии эндокринной системы? (слайд 3, 4)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы учащихся) Учащиеся называют тему урока (слайд 5)

Эпиграфом нашего урока будут слова Томаса Мора (слайд 6)

Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать

средства против них.

Задачи нашего урока: (слайд 7)

    формирование знаний о симптомах болезней эндокринной системы, их причинах;

    показать последствия нарушения работы желез внутренней секреции;

    воспитание бережного отношения к своему здоровью

По ходу изучения темы вы будете заполнять таблицу «Эндокринные железы»

(слайд 8)

Воздействие на организм

гиперфункция

гипофункция

(слайд 9) Самый низкий и самый высокий человек в мире встретились в Лондоне по случаю проведения фотосессии для Книги рекордов Гиннесса. Фотография Султана Кёсена - самого высокого человека в мире (251 см ) рядом с Чандрой Бахадуром Данги (56 см ) - самым низким человеком в мире.

Почему возможна такая разница в росте?

Ответят на вопрос Минаева Ю. и Дегтярева О.:

    Минаева Юлия (слайд 10)

Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта желёзка массой 0,5 – 0, 6г, имеющая форму фасоли, располагается в костном углублении основания черепа, называемом турецким седлом. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов, но только 6 из них получены в чистом виде и хорошо изучены.

Гипофиз выделяет гормоны роста, стимулирующие работу рибосом, усиливают синтез белков в клетках. В результате клетки быстрее растут и делятся.

В случае избыточного выделения гормона у детей и подростков происходит ускоренный рост, иногда в такой степени, что приходится говорить о гигантизме. Гигантизм чаще всего проявляется в юношеском возрасте. При заболевании задерживается половое созревание, появляются головные боли, слабость, быстрая утомляемость. Рост, как правило, превышает 2м.

Гипофункция же приводит к задержке роста и возникновению карликовости.

Больные при этом имеют рост от нескольких десятков сантиметров до метра. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет её рост был 90 см. чтобы увеличить рост, ей вводили гормон роста в течение 8,5 месяца. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см (слайд 11)

    Дегтярёва Ольга (слайд 12)

Акромегалия возникает при избытке гормона гипофиза. Это заболевание известно ещё с древних времен. Название заболевания происходит от двух греческих слов «акрос» – конечность и «мегас» – большой, то есть болезнь, при которой увеличиваются конечности. Действительно, при акромегалии изменяется внешний вид, укрупняются черты лица, увеличивается размер стоп и кистей.

Морис Тилле родился во Франции в 1910 году. Это был одаренный и чрезвычайно интеллигентный человек: он мог говорить на 14 языках и выполнял с большим искусством всё, за что ему приходилось браться. Он мог выбрать любую карьеру, какую пожелал, если бы не одно ужасное обстоятельство…

В 12 лет врачи поставили ему диагноз «акромегалия» - редкое заболевание, вызывающее чрезмерный, непропорциональный рост конечностей и костей лица. Буквально за несколько месяцев из умного и привлекательного юноши, уверенного в себе, Морис превратился в безобразного человека. Болезнь буквально изуродовала его, а кроме того люди давали ему обидные прозвища…

Уставший терпеть насмешки он бежал в США, где использовал свою необычную внешность единственным возможным способом – он стал профессиональным боксером. Морис завоевал много титулов и наград.

Учитель: В сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? На этот вопрос нам ответят Павлова Светлана и Батищева Юлия и Данилова Ольга.

    Щитовидная железа (слайды 13, 14)

Это небольшой орган, расположенный на передней поверхности шеи. По форме она напоминает бабочку и, несмотря на свой скромный размер (до 18 мм у женщин и до 25 мм у мужчин), выполняет крайне важные задачи. Щитовидная железа вырабатывает важнейшие для организма гормоны тироксин и трийодтиронин, которые регулируют многие процессы в организме. Они стимулируют обмен веществ, поддерживают работу сердца, сосудов, головного мозга, мышц и репродуктивной системы. Следовательно, любые проблемы с щитовидкой влекут за собой сбои в работе всего организма. К сожалению, нарушения функции щитовидной железы в наше время встречаются очень часто. Неблагоприятная экология, наследственная предрасположенность, дефицит йода, стрессы – вот далеко не полный перечень факторов, влияющих на работу этого органа.

При гиперфункии щитовидной железы возникает слабость, повышенная утомляемость, раздражительность, учащенное сердцебиение, одышка, потливость, дрожание рук, чувство жара, снижение веса при нормальном аппетите, появление зоба, выпячивание глаз. Это признаки базедовой болезни. В 1840 году врач Базедов впервые описал болезнь, связанную с избыточной функциональной активностью щитовидной железы.

При сниженной функции щитовидной железы больным свойственна заторможенность, медлительность, ослабление памяти и умственных способностей. Как правило он жалуется на общую слабость, головную боль, отечность, сухость кожи, отсутствие аппетита, сонливость. Недостаточность функции щитовидной железы у человека в детском возрасте приводит к кретинизму.

Кретини́зм (от фр. cretín - идиот, малоумный) - эндокринное заболевание, вызываемое недостатком гормонов щитовидной железы, характеризуется выраженным снижением функции щитовидной железы, задержкой физического и умственного развития

Характерные признаки кретинизма :

    отставание физического развития,

    задержка роста и смены зубов, длительное незаращение родничков черепа,

    грубые черты лица: широкий плоский нос с западанием его спинки, далеко расставленные друг от друга глаза

    большой язык (часто он не вмещается во рту),

    непропорциональное строение тела: короткие конечности, большая голова,

    толстая и грубая кожа,

    недоразвитые вторичные половые признаки,

    нарушения психического развития и интеллекта

    малый рост (нередко - карликовость)

Микседема (или слизистый отек) является эндокринным заболеванием, которое возникает у взрослых при сниженной функции щитовидной железы или отсутствии поступления в кровь ее гормонов. Это заболевание является следствием тяжелой формы гипотиреоза. Заболевание микседемой чаще встречается в местах, где у населения ярко выражен дефицит йода в воде и пище.

Самыми частыми проявлениями микседемы являются:

слизеподобные отеки в верхней части туловища;

нарушение глотания твердой пищи, затруднение дыхания;

сухость кожи, ломкость волос и ногтей;

постоянная зябкость, понижение общего тонуса;

упорные головные боли.

    Данилова Ольга: (слайды 15, 16)

Все чаще и чаще мы слышим, что в питании современного человека не хватает йода.

Чем же так важен этот микроэлемент для здоровья, и чем грозит его отсутствие?

Йод – это единственный микроэлемент, который непосредственно участвует в синтезе гормона щитовидной железы – тироксина, на создание которого идет до 90 процентов потребляемого с пищей йода. Тироксин контролирует и усиливает интенсивность обмена веществ: водно-солевой обмен, обмен белков, жиров и углеводов. Также он регулирует теплообмен в организме, деление и рост клеток, работу печени и сердечно-сосудистой системы. Кроме того, именно от этого гормона зависят состояние нервной системы, эмоциональное состояние человека и его психологическое здоровье.

Если вместе с пищей поступает недостаточно йода, щитовидная железа вырабатывает мало тироксина. Такое состояние называется йододефицитом. В дальнейшем это может привести к недостаточной функции щитовидной железы – гипотиреозу.

Чаще всего первым недостаток йода влияет на работу нервной системы: человек становится забывчивым, у него снижаются внимание и реакция, появляется раздражительность, сонливость и дело иногда доходит даже до депрессии. Кроме того слабеет иммунитет, в организме застаивается жидкость, у женщин нарушается менструальный цикл, может развиться бесплодие. Появляются проблемы с сердцем и сосудами: аритмия, повышение давления, снижение уровня гемоглобина в крови. Повышается и вес тела – ведь тироксина слишком мало для того, чтобы процесс расхода энергии шел нормальным путем, и она с избытком откладывается в виде жировых запасов. Иногда замедленный обмен веществ оказывается одним из признаков йододефицита.

Больше всего йода содержится в морепродуктах: в морской капусте его встречается около 220 мкг на 100 г, а в креветках - 150 мкг на 100 г. Морепродукты и рыба должны стать неотъемлемой частью вашего питания. Два-три раза в неделю употребляйте рыбные блюда, лучше всего из морской рыбы. Прекрасным источником йода служит и рыбий жир.

Достаточное количество полезного йода есть в картошке, морковке, томате, баклажанах и луке. Из фруктов можно порекомендовать апельсины, фейхоа, клубнику, хурму и яблоки. Яблоки лучше съедать вместе с зернышками.

В мясе, молоке и молочных продуктах содержание йода всего 7–16 мкг/ 100 г. А в питьевой воде в большинстве регионов нашей страны его совсем мало – 0,2–2 мкг/л.

Все вышеперечисленные продукты питания содержат разное количество йода. Сбалансировав свой рацион, включая в него йодсодержащие блюда, можно уберечься от многих неприятностей, связанных с нарушением гормонального баланса.

Для того, чтобы обогатить рацион йодом, сейчас выпускаются специально маркированные пищевые продукты, в которые добавляется от 10 до 30 процентов суточной нормы этого микроэлемента.

Наиболее популярный среди них – йодированная поваренная соль, в которой содержится около 45 мкг/г йода. Если использовать ее в пищу вместо обычной, можно получить всю суточную норму йода. Требуемое количество соли составляет около 6 гр. в сутки. Но помните, что добавлять такую пищевую добавку надо в уже готовые блюда. Во время готовки этого делать не стоит, поскольку все полезные микроэлементы уничтожаются.

Батищева Юлия (слайды 17, 18)

В советской историографии Надежда Крупская упоминалась исключительно в статусе «жены и соратницы» Владимира Ленина .

Она была очень привлекательна в молодые годы, но эту красоту у неё отняло страшное аутоиммунное заболевание - базедова болезнь, поражающая женщин в восемь раз чаще, чем мужчин, и известная также под другим названием - диффузный токсический зоб. Одно из самых ярких её проявлений - выпученные глаза.

Надежде заболевание досталось по наследству и уже в юности проявлялось в вялости и регулярных недомоганиях. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению болезни.

Сотни лет не перестает восхищать людей портрет этой молодой женщины, знаменитой своей загадочной улыбкой. Её называют Джокондой, или Моной Лизой , хотя имя изображенной на портрете женщины до сих пор установить не удалось. Это одна из немногих завершенных картин величайшего художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

По мнению некоторых ученых, изображенная на портрете женщина страдала расстройством функции щитовидной железы – эндемическим зобом.

На картине Питера Рубенса «Дама в соломенной шляпке» изображенная красавица тоже имеет признаки Базедовой болезни.

Учитель: итак, давайте проверим, что вы записали в таблицу (слайд 20)

Учитель: О поджелудочной железе нам расскажет Анисимова Татьяна (слайды 21- 24)

Поджелу́дочная железа́ человека (лат. páncreas ) - орган пищеварительной системы; крупная железа, обладающая внешнесекреторной и внутреннесекреторной функциями.

Длина железы взрослого человека - 14-22 см. Масса органа - около 70-80 г.

Эндокринная часть поджелудочной железы образована панкреатическими островками, или островками Лангерганса. Эти островки выделяют гормон инсулин.

Производя гормоны, поджелудочная железа принимает важное участие в регуляции углеводного, жирового и белкового обмена. Инсулин способствует усвоению клетками глюкозы, поддерживает ее постоянство в крови, переводя глюкозу в гликоген, который откладывается в печени и мышцах.

При гипофункции поджелудочной железы возникает заболевание сахарный диабет.

Историки медицины находят первые упоминания о диабете ещё в трудах врачей I века; дальнейшее его изучение показало, что один из главнейших симптомов диабета, именно выделение больших количеств сахара с мочой, и обезвоживание организма.

Слово «диабет» в переводе с греческого означает «прохожу», «протекаю». В названии болезни оно указывает, что сахар проходит через организм.

Это заболевание довольно распространенное. Чаще всего оно выявляется у детей от 6 до 12 лет, т.е. в период наиболее быстрого роста. Обычно диабет обнаруживается у детей после различных острых инфекционных заболеваний. Психическая или даже физическая травма могут стать причиной заболевания. Нередко его развитию способствует переедание, в особенности богатой углеводами пищи (мучные продукты, сахар, сладости).

На территории Липецкой области более 35 тыс. больных сахарным диабетом.

По данным ВОЗ в настоящее время в мире страдают диабетом более 3 млн. человек. (слайд 25)

Статистические данные по России и Липецкой области (слайды 26, 27)

Продукты с наивысшим содержанием сахара (слайд 28)

«...Я заглянул в полуоткрытую дверь: темно, тихо, сухо; пахнет мятой, мелиссой. В углу приспособлены подмостки, и на них, прикрытая одеялом, какая-то маленькая фигура… Я пошел было прочь…
– Барин, а барин! Петр Петрович! – послышался мне голос, слабый, медленный и сиплый, как шелест болотной осоки.
Я остановился.
– Петр Петрович! Подойдите, пожалуйста! – повторил голос. Он доносился до меня из угла с тех, замеченных мною, подмостков.
Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?
Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, – но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим щекам, я вижу – силится… силится и не может расплыться улыбка.»

Что произошло с девушкой? (слайд 29)

Ответит на этот вопрос Барановская Кристина (слайд 30)

Надпочечники

Парные железы, расположенные у верхнего края почек. Их масса – около 12 г каждая, вместе с почками они покрыты жировой капсулой. В них различают корковое и мозговое вещество. В мозговом слое надпочечников вырабатывается гормон адреналин. Его действие многообразно: он увеличивает частоту и силу сердечных сокращений, повышает кровяное давление, усиливает обмен веществ. Адреналин является самым деятельным гормоном, особенно при возникновении различных опасностей.

Известен случай, когда в Японии хрупкая женщина легко подняла автомобиль, под которым оказался ее ребенок. Причем, когда ее шоковое состояние прошло, она не смогла объяснить, как это получилось. Еще пример: когда-то газеты писали об охотнике из Сибири, который, спасаясь от хищника, очутился на дереве, на вы-соте 3 метра от земли, причем с лыжами на ногах. А случаев, когда человек перепрыгивал заборы, побивая все существующие рекорды мира по прыжкам в высоту, спасаясь от собак, вообще великое множество

Еще выделяет норадреналин, обладающего обратным действием и кортикоиды.

Гиперфункция ведет к возникновению гипертонии – повышенного артериального давления. Гипофункция к развитию бронзовой болезни. Очень хорошо признаки этого заболевания описываются в произведении И. С. Тургенева «Живые мощи».

Учитель: У М. Булгакова в произведении «Собачье сердце» описывается интересный случай. Давайте послушаем Кузнецову Ксению.

«Зима 1924/25 гг. Москва. Профессор Филипп Филиппович Преображенский открыл способ омоложения организма посредством пересадки людям желёз внутренней секреции животных. Профессор Преображенский подбирает на улице беспородного пса, больного и с ободранной шерстью, приводит его домой, поручает домработнице Зине кормить его и ухаживать за ним. Через неделю чистый и сытый Шарик становится ласковым, обаятельным и красивым псом. Профессор проводит операцию - пересаживает Шарику железы внутренней секреции Клима Чугункина, 25 лет, трижды судимого за кражи, игравшего на балалайке по трактирам, погибшего от удара ножом. Эксперимент удался - пёс не погибает, а, напротив, постепенно превращается в человека: прибавляет в росте и весе, у него выпадает шерсть, он начинает говорить. Через три недели это уже человек небольшого роста, несимпатичной наружности, который с увлечением играет на балалайке, курит и сквернословит. Через некоторое время он требует у Филиппа Филипповича, чтобы тот прописал его, для чего ему необходим документ, а имя и фамилию он уже себе выбрал: Полиграф Полиграфович Шариков».

Возможна ли пересадка желез внутренней секреции?

Рефлексия

Итак, давайте вспомним все, что сегодня изучили (устный индивидуальный опрос)

Какие заболевания эндокринной системы изображены на фотографиях? (Слайд 32)

Игра «Веселое лото»

Перед вами лежит лист с вопросами и таблицей с терминами, разноцветные жетоны. Читаете вопросы, находите нужный термин в таблице и кладете цветной жетон, соответствующего цвета. Он указан в скобках около вопроса. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветовой орнамент. Начинаем.

1 вариант

Вопросы

    Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции (гормоны красный )

    Гормон щитовидной железы (тироксин желтый )

    У ребёнка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма. О каком заболевании идёт речь? (кретинизм оранжевый)

    При нехватке какого гормона возникает данное заболевание? (гормона роста синий )

    Железа внутренней секреции, расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез внутренней секреции (гипофиз фиолетовый )

    Врач, который занимается вопросами выявления, лечения, а также профилактики патологии эндокринной системы (эндокринолог зеленый )

КРЕТИНИЗМ

ГОРМОН РОСТА

ТИРОКСИН

ЭНДОКРИНОЛОГ

2 вариант

Вопросы

    Заболевание, возникающее при недостаточном выделении гормона поджелудочной железы (сахарный диабет - синий )

    Гормон, выделяемый надпочечниками (адреналин красный )

    К железам смешанной секреции относится… (поджелудочная железа желтый )

    Какое заболевание человека показано на фотографии? (кретинизм зеленый )

    Признаки какого заболевания перечислены: потемнение кожи, вялость, постоянная усталость, боли в суставах, бессонница? (бронзовая болезнь оранжевый )

    Какой гормон выделяет щитовидная железа? (тироксин фиолетовый )

КРЕТИНИЗМ

АДРЕНАЛИН

ТИРОКСИН

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

БРОНЗОВАЯ БОЛЕЗНЬ

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

Проверяем правильные ответы и оцениваем свою работу (слайд 33)

Рассказ учителя о необходимости вести здоровый образ жизни (слайды 34, 35)

Что сегодня мы узнали на уроке?

Домашнее задание: п. 45, конспект. Составить кроссворд «Эндокринная система»

В ходе этого урока мы ознакомимся с железами внутренней секреции. С теми гормонами, которые они вырабатывают, и с их влиянием на организм человека. А также поговорим о заболеваниях, связанных с нарушением секреции тех или иных гормонов.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Роль гормонов в обмене веществ, росте, развитии

Рост и развитие организма обеспечивают работа ряда желез внутренней секреции .

Еще одна важная железа, о которой необходимо поговорить, - это поджелудочная железа . Поджелудочная железа обладает смешанной секрецией: часть ее клеток выделяет ряд пищеварительных ферментов через протоки в двенадцатиперстную кишку. Это внешняя секреция. А скопления других клеток, называемые островками Лангерганса, выделяют гормон инсулин и глюкагон непосредственно в кровь. Это внутренняя секреция.

Непрерывное снабжение крови инсулином необходимо для того, чтоб глюкоза - основной источник энергии - могла свободно переходить из плазмы крови в ткани, а ее избыток - откладываться в печени в виде полимера гликогена (запасного питательного вещества).

При нехватке инсулина развивается сахарный диабет - болезнь, при которой глюкоза не проникает в ткани, а ее уровень в плазме крови сильно возрастает, что влечет за собой выведение глюкозы из организма почками. Но если в крови наблюдается избыток глюкозы, то ее катастрофически не хватает для питания мозга, ведь глюкоза практически единственное его «горючее». Если больному диабетом не вводить инсулин извне, то лишение мозга глюкозы приводит к потере сознания, судорогам и даже к смерти.

Второй гормон поджелудочной железы - глюкагон - необходим для образования глюкозы из гликогена при его нехватке в плазме крови. Таким образом, инсулин и глюкагон, оказывая противоположное действие на обмен углеводов, обеспечивает точное регулирование потребления организмом глюкозы.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 305, задания и вопрос 1,2,3,4,7.

2. Опишите функции гипофиза.

3. Как поджелудочная железа влияет на обмен веществ?

4. Подготовьте реферат об одном эндокринном заболевании на Ваш выбор.

МБОУ ВЫШКОВСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК

БИОЛОГИЯ

8 КЛАСС

ТЕМА:

Роль гормонов

в организме человека.

ПОДГОТОВИЛА:

Учитель биологии и химии

Сычёва А.Г.

2015 г.

Тема: Роль гормонов в организме человека.

Цель: Определить значение желез секреции в организме.

Задачи:

образовательные: Повторить и закрепить материал о железах секреции; показать особенности гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных процессах организма человека; ввести понятия гипо- и гиперфункция; познакомить с действием гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции желез эндокринной системы; показать взаимодействие желез внутренней секреции и их участие росте и развитии организма; ознакомить с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения. Сформировать понятия: мексидема, базедова болезнь, карликовость, гигантизм, акромегалия, кретинизм, инсулин, сахарный диабет.

развивающие: в процессе выполнения заданий с проблемными и другими трудными вопросами развивать интеллектуальные способности, творческое мышление учащихся; умение качественно работать с текстом; выделять главное; составлять схемы и таблицы.

воспитательные: показать успех медицины в лечении таких заболеваний, обратить внимание на зависимость своевременности диагностики заболеваний и успеха лечения; учить учащихся внимательно относится к своему организму; обратить внимание на необходимость прохождения диспансеризаций и своевременного обращения к врачу.

Тип и вид урока: комбинированный

Оборудование: КТ; рабочие листы; барельефы: «Поджелудочная железа», «Щитовидная железа»; «Надпочечники»; «Сагиттальный разрез головного мозга человека»; модель головного мозга человека разборная поперечный срез щитовидной железы.

Ход урока:

Сегодня мне хотелось бы начать урок с высказывания немецкого философа Артура Шопенгауэра (портрет и высказывание на доске)

Фраза дня: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»

Артур Шопенгауэр

Какое настроение и какие мысли вызвала у вас эта фраза.

    Актуализация знаний, определение проблемы урока:

Просмотрим видео фрагмент, а затем его обсудим.

    Демонстрация видеофрагмента о цирке лилипутов.

    Обсуждение:

    Цирк лилипутов – уникальный цирк. В чем его уникальность? (там работают люди очень маленького роста)

    Работа в цирке требует от человека хорошей физической подготовки, выносливости, умения работать с публикой. На ваш взгляд, есть ли отклонения в здоровье у артистов этого цирка? Ответ обоснуйте. (да/нет)

    Итак, какие отклонения вы обнаружили? (отклонения в росте – очень маленький рост)

    С работой, какой системы органов или органов они могут быть связаны? (эндокринной или желез внутренней секреции)

    Давайте вспомним, какая система органов в организме человека отвечает за нормальный рост и развитие (гуморальная или эндокринная)

    Следовательно, в работе какой системы возможен сбой в организме маленьких людей?

    Опишите принцип работы гуморальной системы (органы выделяют в кровь гормоны, а гормоны регулируют разнообразные процессы жизнедеятельности)

    Какие органы относятся к эндокринной системе? (печень, поджелудочная железа, щитовидная железа, половые железы, гипофиз)

Для того чтобы, точнее поставить диагноз, давайте выполним следующее задание:

Задание 1:

перед вами перечень понятий: слюнные железы, щитовидная железа; потовые железы; поджелудочная железа; сальные железы; надпочечники; половые железы; печень; гипофиз

    объедините эти понятия одну группу и дайте ей название;

    разделите понятия на три группы, назовите эти группы;

    исходя из пунктов 1 и 2 составьте схему

должны составить следующую схему (учащийся выполняет на доске, остальные в тетради)

Железы секреции

Внешней секреции Внутренней секреции Смешанной секреции

печень гипофиз поджелудочная железа

слюнные железы щитовидная железа половые железы

потовые железы надпочечники

сальные железы

Вернемся к истории о маленьких людях, какие же проблемы со здоровьем у них могут быть?

(нарушена работа желез внутренней секреции)

Поговорим о роли желез внутренней секреции

На доске написаны слова и цифры, схемы попробуем определить, что они означают:

100

«гармао» гормоны

0,0000003100015

маленькие органы большого значения

    Выполним задание 2 : осмыслите несколько фактов.

(читают факты; объясняют записи на доске)

    Постановка проблемы:

Какая железа неправильно работает у маленьких людей?

Давайте проанализируем схему и попробуем определить железу, которая неправильно работает у маленьких людей (какая точно из желез внутренней и смешанной секреции не знают)

Что мы знаем? (это железа должна выделять гормон)

Что нужно узнать? (какие гормоны выделяет каждая из выделенных нами желез, а также роль этих гормонов в организме человека)

    Определение темы и цели урока.

тема: Роль гормонов в организме человека.

цель урока: выявить роль гормонов в организме человека

    Ставим задачи:

    определить

а) гипофиза

б) щитовидной железы

в) надпочечников

г) поджелудочной железы

    познакомиться с заболеваниями, которые возникают при нарушении функций желез внутренней секреции

    выполняем задание 3.

Работа с книгой и рабочим листом:

Задание 3: заполни таблицу, используя материал §45 (стр. 174)

тема: Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

цель: изучить роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

учащиеся читают самостоятельно текст учебника, изучают презентацию, составляют таблицу:

(заполнение таблицы контролируется пошагово учителем, совместное обсуждение, анализ выбор главного)

Таблица:

Нормальная

функция

Пониженная функция

Повышенная функция

Гипо функция

Гипер функция

Гипофиз

Гормоны роста

Рост и развитие организма

Карликовость

Гигантизм, акромегалия

Щитовидная железа

Тироксин и др.

Регуляция обмена веществ

Микседема

(слизистый отек),

у маленьких детей - кретинизм

Базедова болезнь

Поджелудочная железа

Инсулин

Регуляция углеводного обмена

Сахарный

диабет

Слабость, сонливость, апатия

Надпочечники

Адреналин,

норадреналин

Повышают работоспособность организма при напряженной физической и психической работе.

Бронзовая

болезнь (Аддисонова болезнь).

Высокое давление, частое сердцебиение

Дополнительная информация для учащихся (тематические карты):

акромегалией

Эндемический зоб

Спорадический , или рассеянный, зоб

Поджелудочная железа.

Как демон, коварна и зла.»

Отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи".

Автор так описал болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос".

Это состояние ,известное как аддисонова болезнь ,характеризуется сильной слабостью ,похуданием , низким кровяным давлением ,желудочно- кишечными расстройствами ,повышенной потребностью в соли ипигментацией кожи .Аддисонова болезнь ,описанная в 1855 Т .Аддисоном ,стала первым распознаннымэндокринным заболеванием .

    Обратите внимание на экран, перед вами готовая таблица, сверьте с ней свои таблицы, исправьте недочеты. Выводы по задачам.

значение в организме человека:

а) гипофиза – рост и развитие

б) щитовидной железы – регуляция обмена веществ

в) надпочечников - мобилизация организма в стрессовых ситуациях

г) поджелудочной железы – регуляция углеводного обмена

Заболевания, которые возникают при нарушении функций желез внутренней секреции:

микседема, кретинизм, акромегалия, базедова болезнь, бронзовая болезнь, сахарный диабет, карликовость, гигантизм.

( понятия вывешиваются на магнитную доску )

    Решение проблемы. Ставим диагноз маленьким людям (карликовость- гипофункция гипофиза).

    На данный момент в цирке лилипутов появилась проблема– дефицит артистов. Маленьких людей становиться все меньше и меньше. Как вы думаете, с чем это может быть связано?

( научились лечить )

Действительно проблемы с работой желез внутренней секреции в современной медицине сейчас решаются. Достаточно сдать кровь на определение гормонального фона, если будут обнаружены какие- нибудь отклонения врач предложит план лечения. Для лечения гормональных заболеваний очень важно вовремя поставить диагноз, чем раньше выявлено отклонение, тем выше результат лечения. Поэтому очень важно следить за своим здоровьем, вовремя обращаться за медицинской помощью, а также проходить профилактические обследования. В нашем государстве действует программа по раннему выявлению у новорожденных отклонений в работе щитовидной железы. В течение первых дней жизни, еще в роддоме берут кровь на анализ, при обнаружении отклонений сразу же начинается лечение.

    Решение заданий на закрепление.

    по фотографии поставить диагноз (карликовость, базедова болезнь, акромегалия, мексидема, гигантизм)

    по названию гормона определить железу секреции (гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники, щитовидная железа, надпочечники

    выбрать верные суждения:

1.

3 . Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

5. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов.

10. Гормоны поступают в кровь.

Рефлексия.

В организме человека вырабатывается более 50 различных гормонов. Исследуя кровь, можно определить гормональный фон организма. Давайте сегодня, мы определим гормональный фон класса. Представим себе, что на уроке у каждого из вас выработался гормон:

гормон воодушевления

гормон удивления

гормон страха

Каждый из вас выберет себе цвет соответствующего гормона и наклеит его на доску.

Домашнее задание: §45, термины, вопросы. (по желанию) составить кроссворд

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА. Тема: Роль гормонов в организме человека.

Гиперфункция гипофиза. Акромегалия.

Если увеличение секреции гормона роста возникает в зрелом возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию, называемому акромегалией . У больных наблюдается общее ожирение, увеличение размеров нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом возрасте кости уже утрачивают способность к росту.

Роль правильного питания в функционировании щитовидной железы.

Гормоны щитовидной железы, тироксин и трийодтиронин, содержат в своем составе йод – элемент, поступление которого в организм ограничено. Эндемический зоб возникает из-за недостатка йода в питьевой воде и пище. В Швейцарии резко снизились заболевания зобом и кретинизмом, когда в обязательном порядке жителям стали прописывать йод, ввели в употребление йодированные соль или хлеб.

Спорадический , или рассеянный, зоб не связан с природными очагами. Он возникает как результат употребления пищевых продуктов или лекарств, которые блокируют усвоение йода. В Тасмании при употреблении молока коров, питавшихся растениями семейства барбариа, которые содержат антийодные вещества, у детей возникает зоб. Некоторые сорта капусты, репы, брюквы содержат естественные тиреостатические компоненты. Бездумное употребление преимущественно этих продуктов в ущерб другим может привести к спорадическому зобу. Питание должно быть разнообразным.

Поджелудочная железа.

Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии доцент А.А. Голубев, большой знаток литературы и музыки, всегда очень умело насыщавший свои лекции впечатляющими образами. О поджелудочной железе он с вдохновением говорил:

«Как нежащаяся пантера, уложила она голову в изгиб двенадцатиперстной кишки, распластала тонкое тело на аорте, убаюкивающей ее мерными движениями, а чуть изогнутый хвост беспечно отклонила в ворота селезенки - затаившийся красивый хищник, который неожиданно при болезни может нанести непоправимый вред; так и поджелудочная железа:

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.»

Гиперфункция поджелудочной железы

Стоит отметить, что данный недуг является достаточно редким и проявляется, как правило, целым рядом симптомов. Так, первоначально при возникновении гиперфункции появляется общая слабость, быстрая утомляемость, постоянная сонливость, апатия. Если на этом этапе не будет назначено соответствующее лечение, то заболевание продолжит прогрессировать, а состояние организма ухудшаться: появляются сильные и болезненные судороги, нередко появляются потери сознания, резкий набор веса.

Гипофункция надпочечников. Бронзовая болезнь (Аддисонова болезнь).

Отрывок из рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи". Автор так описал болезнь: "Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос".

Это состояние ,известное как аддисонова болезнь ,характеризуется сильной слабостью ,похуданием , низким кровяным давлением ,желудочно- кишечными расстройствами ,повышенной потребностью в соли ипигментацией кожи .Аддисонова болезнь ,описанная в 1855 Т .Аддисоном ,стала первым распознанным эндокринным заболеванием .

Гипофиз - эндокринный орган, находящийся на внутренней поверхности мозга.

Надпочечники - парные органы, прилегающие к верхушкам почек.

Применяем новые знания!!!

1________________________________ 4__________________________

2__________________________________ 5______________________________

3___________________________________

    По названию гормона определи железу секреции, выделяющую его:

гормон роста -____________________________________

инсулин-_________________________________________

норадреналин-_____________________________________

тироксин- _________________________________________

адреналин-_______________________________________

    Выбери верные суждения:

1. Гормоны – это высокоактивные химические вещества. Большинство гормонов вырабатываются железами внутренней секреции.

2. Поджелудочная железа выполняет только одну функцию – выделение пищеварительного сока.

3. Инсулин – гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.

4. Гипофиз –железа внутренней секреции.

5. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов.

6. Железы внутренней секреции имеют выводные протоки.

7. Секрет желёз внешней секреции выделяется в кровь.

8. Поджелудочная железа относятся к железам только внутренней секреции.

9. Щитовидная железа относится к железам смешанной секреции.

10. Гормоны поступают в кровь.

Рабочий лист _______________________________________________________

Задание 1. Перед тобой перечень понятий:

слюнные железы, щитовидная железа; потовые железы; поджелудочная железа;

сальные железы; надпочечники; половые железы; печень; гипофиз

    объедини эти понятия в одну группу и назови её;

    раздели понятия на три группы, назови эти группы;

    исходя из пунктов 1 и 2 составь схему, с использованием всех понятий.

Задание 2 . Осмысли несколько фактов, расшифруй записи на доске.

    Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100 г.

    Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества – гормоны (от латинского слова «гармао» - возбуждаю) в ничтожно малом количестве; например в сутки человеку требуется 0,0000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!)

    Гормоны очень активны, они сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывает болезненные изменения и пропорций частей тела (известны случаи, когда масса тела некоторых людей достигала 500-600 кг)

Тема урока ______________________________________________________________________

Таблица: «Деятельность эндокринных желез»

Нормальная

функция

Пониженная

функция

Повышенная функция

Гипо функция

Гипер функция



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх