Организация исследовательского обучения на уроках окружающего мира в начальной общеобразовательной школе. Исследование по предмету «Окружающий мир

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Конспект внеурочного занятия по проектно-исследовательской деятельности на тему:

«Путешествие по экспериментальным лабораториям».

Подготовила учитель начальных классов

Костерина Елена Юрьевна

Муром, 2015

Внеурочное занятие.

Исследовательская коллективная игра

«Экспериментальная лаборатория».

Цель : развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка; совершенствовать навыки исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;

Познакомить с понятием эксперимент, его структурой;

научить проводить эксперимент самостоятельно;

Расширять кругозор учащихся путём введения новых понятий.

Метапредметные:

Личностные: формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью;

позитивную самооценку;

стремление к успешности в исследовательской деятельности;

Регулятивные: учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

Понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий;

формулировать цель учебной задачи и с помощью учителя дифференцировать известное и неизвестное в процессе наблюдений,

Определять этапы эксперимента, формулировать итоговый результат.

Познавательные:

уметь анализировать ситуацию с точки зрения наблюдения, устанавливать пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, планировать ход проведения эксперимента.

Коммуникативные:

формировать умение уважать мнение собеседников;

задавать вопросы и отвечать на них;

входить в коммуникативную игровую ситуацию;

учить проявлять интерес к общению и групповой работе.

Технологии:

Проблемно-диалогическая технология;

Технология личностно-ориентированного обучения;

Информационно-компьютерная технология;

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, магниты, металлический предметы, стакан с водой, мандарин, яйцо, соль.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.

Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие необычным и запоминающимся

Звучит песня «Почемучки…».

Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыто знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.

Мы теперь непросто дети,

Мы – исследователи.

И узнаем всё на свете

Досконально о предмете.

Что? Когда? И как растёт?

Сколько раз в году цветёт?

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает?

Разгадаем мы секрет

И на всё найдём ответ! (читают дети)

II. Актуализация знаний.

А кто такой исследователь? (ответы детей)

Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

Сегодня мы продолжаем быть исследователями и отправляемся на экскурсию в экспериментальные лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами.

Чем занимаются в лаборатории?

(Проводят опыты, эксперименты.)

Важное дело эксперимент, в нём интересен каждый момент!

Что же такое эксперимент? (Ответы детей)

Вот какое определение прописано в словаре : « Метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности»

С какой целью проводится эксперимент, для чего?

Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.

- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперименты самостоятельно.

Чтобы не заблудиться и не запутаться в наших лабораториях, двигаться мы будем по определённому маршруту, который показан в ваших путевых листах.

III . Практическая работа.

1-ая лаборатория - Наблюдательная.

Проверим вашу наблюдательность.

Выполнение упражнений.

  1. Найдите ошибки художника.
  2. Какая буква повторяется много раз? Сколько раз повторяется эта буква?
  3. Найди спрятавшиеся предметы
  4. Почему поросёнок Наф-Наф так лукаво смотрит? Что-то здесь не так…

2-ая лаборатория- Плавательная «Научи яйцо плавать»

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Определение плавучести предметов.

Ребята, как вы думаете, какие предметы тонут в воде, а какие нет?

Давайте проверим ваши предположения.

Работа в парах . Возьмите мандарин и опустите его в воду. Что вы заметили? (Мандарин не тонет). А теперь очистите мандарин от кожуры и опустите в воду. Почему же мандарин без кожуры утонул?

Какой же вывод мы можем сделать? (Предметы, которые тяжелее воды тонут, а которые легче воды – плавают. А также не тонут предметы, которые наполнены воздухом. А почему плавает лёд? (В замороженной воде есть частички воздуха)

Возьмите зубочистку, опустите её в воду. Что вы заметили? (Зубочистка плавает). А теперь возьмите кусочек пластилина. Соедините зубочистку с пластилином. Получился кораблик, опустите в воду. Что вы теперь наблюдаете? (Плавает, как поплавок)

3-я лаборатория- Магнитная

Посмотрите! Я научилась двигать предметы!

* На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).

Почему стакан двигается?

* Потому что в стакане и в руке магнит. Правильно, в руке магнит.

Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.

Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.

Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)

Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.

Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?

Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.

На столах лежат предметы: гаечные ключи, скрепки, ложки из двух металлов, уголки от парт, медная проволока, завёртка для форточек.

Лаборанты, отложите в тарелку предметы, притянутые магнитом.

Магнит притянул чайную ложку, гаечный ключ, уголок для мебели, скрепку. Не притянул проволоку, хозяйственное кольцо, колокольчик, столовую ложку.

Каков результат эксперимента?

ВЫВОД : не все металлические предметы притягиваются магнитом.

Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?»

Возможно, они изготовлены из разных металлов. Магнит притягивает железо и сталь, не притягивает цинк, медь, алюминий.

4-ая лаборатория – Выборная.

Внимание, на экран. (слайд с изображением телефона, машины, барабана, самовара).

Нам предстоит выяснить, какие из этих предметов приносят пользу, а какие не во всех случаях полезны.

И так, ребята, перед нами стоит проблема. Давайте попытаемся её решить.

Я раздам вам карточки с изображением этих предметов. У меня есть вот такие 2 симпатичных солнышка, одно – весело улыбается, а другое грустит. Внимательно посмотрите на картинку, определите, что изображено на картинке, вредно это или нет и положите её к определенному солнышку. (Ребята выполняют задание)

Затем рассматривают содержимое двух коробок.

Интересно самовар и в этой, и в другой коробке? Ребята, а почему, так получилось?(Обговаривается каждый предмет с точки зрения пользы и опасности)

Что мы сделали, чтобы справиться с заданием? (подумали)

Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой. (на доске – глаза, ухо, голова)

Это мысленный эксперимент – смотрю, слушаю, думаю. (слова на доску)

5-ая лаборатория- Творческая

Попробуйте нарисовать на листочках свой предмет, который может быть полезным, но в то же время может принести вред. (Дети рисуют предмет, в это время звучит музыка).

Вызываются к доске 5 человек. Обсуждение нарисованных предметов.

Так что мы можем сказать о предметах, которые нам предложили для исследования? (все предметы приносят пользу, все они человеку необходимы, но со всеми нужно обращаться, соблюдая правила).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по экспериментальным лабораториям.

Что вы сегодня расскажете дома о нашем занятии? Интересно ли прошло наше путешествие и что особенно запомнилось?

В конце путевого листа вы видите три смайлика, выберите ту эмоцию, которая сопровождала вас в течение всего занятия.

А теперь встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за совместную работу. Как вы думаете мы были сегодня командой?

Спасибо за занятие. До новой встречи, ребята!


Урок разработан и проведен

во 2 классе

учителем начальных классов Лобановой В.В.

МБОУ Большетумановская ООШ

Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе.

Тема урока: «Про кошек и собак».

Цель урока:

1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.

2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

3. Освоить первичные навыки проведения исследований.

Планируемые достижения:

Обучающиеся научатся: определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями атласа-определителя; находить нужную информацию по теме.

Умения, характеризующие достижения результата: выдвигать гипотезу, проводить простейшие исследования и фиксировать их в виде записей, словесного описания, составлять план рассказа о питомце, работать в группе, делать обобщения, сравнивать, следовать плану рассказа.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действия.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас - определитель «От земли до неба», подключение компьютера к сети Интернет, учебник «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков, 2012г)

Структура урока:

    Организационный момент – 30 сек

    Актуализация знаний – 1 мин 30 сек

    Формулировка цели урока. Постановка учебной задачи – 1 мин

    Мотивация – 3 мин

    Физкультминутка – 30 сек

    Постановка проблемы – 2 мин

    Исследования в малых группах, открытие новых знаний – 20 мин

    Итог урока. Обмен информацией – 15 мин

    Домашнее задание – 1 мин

    Рефлексия – 30 сек

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I . Организационный момент

Придумано кем-то, просто и мудро,
при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Внимательно слушают учителя, настраиваются на работу

Коммуникативные УУД: слушать учителя

Регулятивные УУД: способность к волевой саморегуляции

II . Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Закончите предложение.

(на экране появляется запись)

Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются…

Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

(На интерактивной доске появляются слова)

Из перечисленных животных подчеркни красным цветом диких животных, а зелёным цветом – домашних животных:

белка, корова, курица, медведь, волк, овца, заяц, волк, лягушка, лошадь, собака.

Соедини стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек:

корова яйца

куры молоко, сыр, масло

пчёлы шерсть

дикие животные

Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

домашние животные

Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

Учащиеся цепочкой выходят и соединяют линией на доске, остальные проверяют.

Познавательные УУД: анализ, синтез, классификация

Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль

III . Формулировка цели урока.

Постановка учебной задачи.

На доске кроссворд.

Отгадайте загадки:

    Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла

    Четыре ноги, пятый хвост,

Шестая грива

    С бородой, а не старик

С рогами, а не бык

Доится, а не корова

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт

    Собой не птица, петь не

Кто к хозяину идёт, она знать даёт

Какое слово получилось в выделенной строке?

Значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Но не только мы сегодня будем говорить о кошках, но и еще об одном животном.

(Звучит запись песни «Пропала собака»).

О ком говорится в песне?

Сегодня мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Сформулируйте тему урока.

Правильно.

А зачем нам нужно изучать эту тему?

Значит цель нашего урока …

Учащиеся отвечают:

Сегодня на уроке, мы будем говорить о кошках

В песне говорится о собаке.

Про кошек и собак.

Чтобы больше знать об этих животных.

Как можно больше узнать о кошках и собаках, о породах кошек и собак.

Познавательные УУД:

принятие учебной задачи, анализ.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

IV . Мотивация.

Ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования.

(на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ », остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой»)

Вспомните, что это такое?

А в толковом словаре Ожегова говориться так:

«Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит:

    подвергнуть научному изучению;

    осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

Каждый из вас побывает в роли исследователя.

Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.

(на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ)

Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?

Каким образом мы можем еще добыть информацию?

В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные

имеют краткие, доступные тексты.

Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.

В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.

(открывается последние строчки схемы)

Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?

Алгоритм, план, программу исследования.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

СБОР ИНФОРМАЦИИ

ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

(варианты ответов детей)

(варианты детей)

(один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)

(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)

    из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.

    посмотреть по телевизору

    понаблюдать или провести эксперимент, опыт.

Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.

    спросить у другого человека

Коммуникативные УУД: слушать учителя, поиск и выделение необходимой информации

Личностные УУД: интерес

Познавательные УУД: поиск информации

Познавательные УУД: знаково-символические действия.

Познавательные УУД: составление алгоритма, для решения проблемы

V . Физкультминутка

Вот идёт черный кот,

Притаился – мышку ждёт.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет

Дети выполняют движения

Шаги с высоким подниманием ног

Приседания, руки к коленам

Встать, повернуться возле себя

Руки в сторону

VI . Постановка проблемы

- Подумаем!

Что мы знаем о собаках?

А все ли собаки имеют свой дом?

- Подумаем!

Что мы знаем о кошках?

А знаете вы о породах кошек и собак, как ухаживать за кошками и собаками?

Что мы можем предположить?

Что ж докажем это.

Ответы детей:

Это домашние животные, значит они имеют свой дом.

Нет, есть бездомные собаки.

Собаки бывают разного размера

Собаки имеют разный окрас шерсти.

Шерсть бывает гладкая, короткая, длинная, бывают без шерсти.

Имеют разный характер, бывают добрыми и злыми, ласковыми и агрессивными.

(Учащиеся по - этому же плану рассказывают о кошках, что знают.)

(Дети задумываются.

Нет, не знаем.

Кошки и собаки могут быть разных пород

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, осознанное построение речевого высказывания

Познавательные УУД:

выдвижение гипотезы.

VII . Исследования в малых группах, открытие новых знаний.

Здесь мы и воспользуемся сбором информации:

Из книг1 группа собирает информацию о кошках, 2 группа собирает информацию о собаках.

Обратимся к учебнику и атласу –определителю. Рассмотрим, как выглядят те или иные породы собак.

Обратимся к Интернету с вопросом «Как правильно ухаживать за кошками и собаками»

Прослушаем советы мудрой Черепахи «Как относиться к своим питомцам?»

Группы работают с атласом –определителем: находят породы кошек и собак, выбирают каждый себе породу кошки или собаки, делают соответствующие записи.

Рассматривание картинок в группе.

Каждая группа выписывает необходимые сведения, как ухаживать за кошками и собаками.

Учащиеся слушают советы мудрой Черепахи. Каждая группа записывает необходимые для них сведения.

Познавательные УУД: сбор информации, решение проблемы поискового характера.

Личностные УУД: интерес к поисковой деятельности.

Познавательные УУД: сбор информации, анализ, доказательство

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сбор информации

VIII . Итог урока. Обмен информацией.

Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы , и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.

Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.

Что мы можем рассказать о кошках и собаках?

Что нового и интересного узнали об этих животных?

Каким способом воспользовались выступающие?

Можем ли мы сказать, что мы узнали про породы кошек и собак?

Каким способом мы получили новую информацию?

У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д.

Но каждый из вас должен помнить, что прежде чем завести домашнего питомца, подумайте, сможете ли вы обеспечить ему надлежащий уход, обеспечить его вниманием и заботой.

От каждой группы прослушиваются сообщения, полученные в результате исследования.

Рассказ детей о породах собак и кошек;

Рассказ детей, как ухаживать за кошками и собаками.

Получение информации из книги, из Интернета.

Да, можем.

С помощью исследования.

Познавательные УУД: анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, составлять рассказ по теме.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

IX . Домашнее задание.

Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):

  1. Внешний вид.

    Особенности характера.

    Твое отношение к животному.

Познавательные УУД: принятие задачи.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя.

Регулятивные УУД: планировать свой ответ.

X . Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке

Я знал, но узнал лучше

Я запомнил.

Учащиеся закрепляют цветные фишки на доске в соответствии со своей работой на уроке.

Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения.

Литература:

    Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.

    Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие / Т.С. Фещенко. – М.: УЦ»Перспектива», 2013, - 224с.

    Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157с. – (Работаем по новым стандартам)

    Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013, - 152с. (Начальная школа)

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «Почему?».

С. Я. Маршак

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  • формирование у детей умения самостоятельного поиска информации.


Исследовательское обучение

  • Цель:

формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

Исследовательское обучение

ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • наблюдение и постановка вопросов;

  • построение предположительных решений;

  • исследование предположительных решений и выбор одного из них как наиболее вероятного;

  • проверка гипотезы и окончательное ее утверждение


Исследовательское обучение

Требования к постановке исследований в школе
  • перед учеником должна быть поставлена задача;

  • задача должна быть интересной, посильной, отвечать запросам ребенка; четко и определенно сформулирована.



Исследовательское обучение

Вариативность форм работы
  • Индивидуальная работа

формируются личностные универсальные учебные действия

(дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, на экскурсии собирают каждый свою информацию)
  • Групповая работа

формируются коммуникативные универсальные учебные действия

(в группах или всем классом анализируют и делают выводы)

Исследовательское обучение

Исследовательская компетентность

младшего школьника – это владение умениями и навыками исследовательской работы.

В качестве типичных элементов исследовательской компетентности учащегося выделяются способности человека осуществлять:
  • целеполагание , т.е. выделение цели деятельности;

  • целевыполнение , т.е. определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий;

  • рефлексию, анализ результатов деятельности , т.е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью.



ВЫВОД

В современном образовании большое внимание уделяется исследовательскому обучению. На первое место ставится мотивация младшего школьника, его заинтересованность в исследовании. Большое значение придаётся самостоятельности учащихся на уроках исследованиях. Это связано с тем, что для формирования исследовательских умений и навыков необходим личный опыт. На таких уроках учитель должен выполнять функции помощника, руководителя и не более того. Новые образовательные стандарты затрагивают исследовательское обучение и предъявляют соответствующие требования к образованию, а в частности к предмету окружающий мир.


Проблемно – исследовательский метод как основа исследовательского обучения


Проблемно - исследовательское обучение

Основные этапы методики проблемного исследования
  • Мотивация (создание проблемной ситуации)

  • Исследование

  • Обмен и организация информации

  • Связывание информации

  • Подведение итогов

  • Рефлексия

Дополнительные этапы методики проблемного исследования
  • Постановка новых вопросов

  • Практическое применение


Первый этап мотивация

  • Этап мотивации, или создания проблемной ситуации является ключевым этапом.

  • Если вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающий творческий поиск решения проблемы, возникшей у ребёнка.

  • Искусство педагога в данном случае заключается в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые с максимально высокой степенью вероятности обеспечат возникновение определённого рода вопроса или проблемы.

  • Причём вопрос должен возникнуть не у одного учащегося, а у всего класса или хотя бы большинства.

  • Создание учителем условий для возникновения вопроса, представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации.


Второй этап Исследование

  • Исследование направляется вопросом, который и регулирует поиск, осуществляемый ребёнком.

  • Для данного этапа подходит как индивидуальная работа, так и групповая. В первое время даже лучше использовать групповую работу, так как одному ребёнку ещё сложно самостоятельно осуществлять поиск.

  • Результатом данного этапа будет некоторый эскиз решения проблемы.


Третий этап обмен информацией

  • Дети обмениваются информацией, представляют свои идеи и в то же время соотносят свою работу с работами других учеников.

  • Важно то, что бы на данном этапе дети не только отчитались перед другими, но и сами что-нибудь усвоили из докладов других учеников

  • Возможные ошибки, недочёты, неточности – всё это можно исправить во время обмена информацией.


четвёртый этап организация или классификация информации

  • На этом этапе происходит сортировка данных, их сравнение, выявление сходств, различий. структуризация информации.

  • Данный этап не всегда может пройти удачно. Критерий качества этого этапа определяется по приближению к следующему шагу – обобщению.

  • Является важным на данном этапе, что бы учитель выделял достоинства работ всех детей и отмечал недостатки. Желательно предлагать различные варианты классификации информации, что бы выбрать оптимальный вариант.


Пятый этап связывание информации

  • Смысл этапа представляет собой нахождение идеи, которая относится ко всем изученным фактам.

  • Необходимо, чтобы роль учителя здесь была минимальной, иначе у детей не будет чувства открытия.

  • Как только идея найдена, начинается следующий этап.


шестой этап Подведение итогов

  • Достижение понимания решения, которое и является важнейшим результатом мыслительной деятельности.

  • Возвращение к началу исследования, а точнее к проблеме. Оценивается то, в какой мере она решена.

  • Предметом осознания является и сам процесс мышления: как осуществлялся поиск, каковы были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано заключение или обобщение


Особенности организации исследовательского обучения младших школьников на уроках окружающего мира

Технология построения урока – исследования



Шаг 1

  • Определить количество групп и количество учеников в каждой группе.

  • Учесть размер группы (опт. 4-5 человек)

  • Учесть наличие в каждой группе организатора или руководителя.

  • Оптимальное количество групп – 5-6


Шаг 2

  • Определить состав каждой рабочей группы.

  • При изучении нового материала лучше объединять детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. При обобщении и закреплении материала группы дифференцируются по успеваемости учеников.


Шаг 3

  • Спланировать организацию работы каждой группы.

  • В ходе данной работы дети учатся искать информацию, анализировать, сравнивать и т.п. Поэтому целесообразно использовать специальные рабочие листы, которые помогают выполнять работу с информацией, в соответствии с задачей, решаемой группой.

  • Для включения в процесс работы каждого ребёнка нужно давать детям соответствующие инструкции.

  • Нужно учесть и то, что детям нужно учиться самостоятельно распределять роли в группы


Шаг 4

  • Спланировать представление результатов работы с каждой группой.

  • Формы представления результатов деятельности:

  • Инсценировки

  • Доклады

  • Модели

  • Схемы

  • Рисунки

  • Устные

  • Отчёты


Рекомендации по организации и проведению урока исследования

  • При подготовке к уроку продумать, что будет конечной целью урока, то есть знания и умения, которые будут формироваться у обучающихся.

  • Заранее подобрать материал, с которым учащиеся будут работать, так, чтобы дети сами смогли выделить главное и нужное для себя.

  • Определить, какого характера будет урок – исследование: либо дети сами будут выходить на новое знание, либо будут доказывать или опровергать представленную вами информацию.

  • Продумать проблемную ситуацию, с которой должны будут столкнуться ученики. Лучше, если это будет жизненная ситуация.

  • Подготовить наводящие вопросы к ситуациям, когда у детей могут возникнуть трудности. Это сохранит чувство самостоятельности у детей.

  • Нужно подготовить необходимые материалы, для индивидуальной работы или же для работы в группах (зависит от темы Вашего урока).

  • При работе в группах заранее спланировать количество и состав групп.

  • Продумать доступную детям форму представления итогов исследования.

  • При проведении урока – исследования напоминать детям об этапах исследования. У детей должно доводиться до автоматизма умение следовать этим этапам.

  • С каждым последующим уроком – исследованием стараться меньше участвовать в детском исследовании. Активизировать у детей навыки, полученные на прошлом уроке.


Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды.

Задачи урока:

  • в процессе практической работы изучить свойства воды;
  • формировать у учащихся исследовательские умения;
  • развивать память, мышление, кругозор учащихся, умение работать в парах, группах;
  • прививать экологическую культуру;

Оборудование: плакат «Речные и морские обитатели», ватман, маркеры, клей, карточки с выводами. У учащихся: стакан с чистой питьевой водой, сахар, речной песок, фильтр, пустой стакан, воронка, полоски цветной бумаги, ложка, дневник наблюдений «Свойства воды» (Приложение 1 )

ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока

– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)

– Какая сегодня тема урока? (Вода)
– Постарайтесь поставить учебную цель урока. (Открыть новое знание о воде)

II. Актуализация знаний

– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.

1. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.

– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)

Карточка с выводом закрепляется на доске.

2. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды. Вода есть во всех частях растения.

Вывод. Вода входит в состав живого организма.

3. Посмотрите на плакат «Морские и речные обитатели» Что можете сказать о значении воды для них? (Рыбы, некоторые растения живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.

– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов. Вода входит в состав живого организма. Вода – среда обитания.)

III. Постановка проблемы

Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить)
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды, мы проведём исследование.

IV. Определение темы исследования, цели.

– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)
– Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)

V. Выдвижение гипотез

– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством … (Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

VI. Определение методов исследования

– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)

VII. Ознакомление с планом исследования

– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)

1. Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования

Физпауза

VIII. Проведение исследования

– Что нам предстоит сделать? (Исследовать свойства воды)
Проводить исследование свойств воды вы будите самостоятельно в парах. В дневнике наблюдений «Свойства воды» (Приложение 1 ) вам нужно познакомиться с заданием, провести опыт, зафиксировать результат наблюдения и сформулировать вывод.
Учащиеся самостоятельно проводят 6 опытов, затем выводы озвучиваются и карточками фиксируются на доске. (Вода не имеет цвета. Вода прозрачна. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода текуча. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются)
7 опыт проведём вместе. Соберите установку для опыта (в стакан поставьте воронку, в воронку установите фильтр) Медленно налейте загрязнённую воду в фильтр. Наблюдайте за водой. Заполните дневник наблюдений. Сделайте вывод (Воду можно очистить)
8 опыт демонстрирует учитель. Учащиеся наблюдают, делают вывод. (Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) Итак, что мы исследовали? Перечислите свойства воды.

Физпауза

IX. Отчёт о результатах исследования

– Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы переходим? (Отчёт о результатах исследования)
– Работать будите в группах. У каждой группы своё задание. Внимательно прочитайте задание, выполните его, выберите выступающего. (Учащиеся объединяются в группы и работают самостоятельно)

  • 1 группа. Представьте свойства воды: без вкуса, без запаха, бесцветна, прозрачна – в форме рисунка (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
  • 2 группа. Составьте схему «Свойства воды» (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
  • 3 группа. Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?

Что в руках не удержать.
В гору не выкатить,
В решете не унести?

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Я была грязна, черна
Через фильтр я пробежала,
Чистая опять я стала.

Я без вкуса и прозрачна,
Но всем и всегда нужна,
Больше, чем еда.

Составьте свою загадку о свойствах воды.

  • 4 группа. Составьте из ключевых слов схемы-опоры «Свойства воды» (Учащимся выдаются карточки с опорными словами: грязная вода, вода, нагрели, вода, охладили, фильтр, чистая вода, расширилась, сжалась; клей – карандаш, ватман)
  • 5 группа. Составьте схему-модель «Частицы воды при охлаждении» «Частицы воды при нагревании» (Учащимся выдаётся ватман, клей - карандаш, бумажные молекулы воды)

Представление отчётов об исследовании.

X. Итог

– Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды) Достигли мы её?
– Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы)
– На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) Как вы сейчас ответите на этот вопрос? (Уникальность воды определяется её свойствами)

XI. Рефлексия

– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

XII. Домашнее задание

– Составьте кроссворд «Свойства воды».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх