Определение остроты слуха с помощью речи. Влияние наушников на остроту слуха школьников Характеристика наушников и расчет уровня звукового давления

Лабораторная работа № 3.
Тема: Определение остроты зрения и остроты слуха человека.
Цель: Познакомиться с принципами методов определения остроты зрения и слуха человека. Научиться самостоятельно определять остроту своего зрения и слуха.
Оборудование: таблиц Сивцева – Головина, непрозрачная пластмассовая пластинка для закрытия глаза, механические часы, линейка, рулетка.
Порядок работы:
А) Определение остроты зрения
Для исследования остроты зрения у школьников определяется по таблице Сивцева - Головина. Таблицы помещают в аппарат Рота - специальный ящик с зеркальными стенками и осветителем. Таблицу следует поместить на такую высоту, чтобы нижний край знаков был на уровне глаз школьника. Ребенок сидит на стуле на расстоянии 5 метров от таблицы. Вначале определяется острота зрения при обоих открытых глазах, затем каждые глаза в отдельности. Для раздельного обследования сначала один глаз загораживается непрозрачной пластинкой из пластмассы специальным "язычком". При исследовании надо показывать буквы в разбивку, без лишней поспешности, начиная с десятой строчки таблицы (острота зрения = 1,0). Если школьник не видит или допускает ошибки в чтении букв 9-10й строк, то его надо направлять к офтальмологу.
Острота зрения рассчитывается по формуле Снеллена:
VISUS = d / D,

Где D - расстояние, при котором нормальный глаз видит знаки этого ряда (обозначено слева от оптотипов в каждом ряду таблицы), d - расстояние до места нахождения пациента.
К примеру:
пациент с расстояния 5 метров читает 1-й ряд таблицы. Глаз с нормальной остротой зрения идентифицирует знаки этого ряда с 50 метров.

То есть, следуя формуле:VISUS = 5/50 = 0,1.

Величина, обозначающая остроту зрения пациента, с каждой последующей строчкой таблицы увеличивается на одну десятую и исследования выполняются в десятичной системе на основании арифметической прогрессии

Б) Определение остроты слуха
Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.
Вариант 1.
1. Возьмите механические часы в руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
4. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см.).
5. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно.
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.

Орган слуха. 8 класс Скарзова Инесса Федоровна

План урока

Тема: «Орган слуха»

Цель урока: изучение особенностей строения органа слуха в связи с выполняемыми функциями.

Задачи урока:

    Обучающие: раскрыть значение органа слуха; познакомить со строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятия анализатор, дать представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике; разъяснить вред шума.

    Развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного текста;продолжить формирование навыков и умений работать с текстом, проводить самонаблюдения и делать выводы на основе полученных результатов; развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение работать в группе (компетенции: интеллектуальная, социальная).

    Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, акцентировать роль слухового анализатора как средства общения в нравственном становлении человека.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, видео, аудио, ватманы, маркеры, стикеры, наручные часы, линейки, модели – «орган слуха», «головной мозг», информационный раздаточный материал на каждую парту, индивидуальные оценочные и рабочие листы.

Тип урока: комбинированный; усвоение новых знаний с использованием технологий критического мышления.

Методические приемы: «Корзина понятий», «Мозговой штурм», «Маркировка текста», графический органайзер – «Кластер».

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: частично–поисковые, словесно-наглядные, дедуктивные (от общего к частному), самостоятельная работа с элементами беседы.

Структура урока (45 минут):

1.Организационные момент (2мин.)

2.Актуализация опорных знаний (7мин.)

3. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения (4 мин)

4. Стадия осмысления (получение новой информации) (15 мин)

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Лабораторная работа (10мин)

6. Стадия рефлексии (анализ, интерпретация изученной информации) (5 мин)

7. Подведение итого урока, задание на дом. (2мин)

Этапы:

1.Стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:

    Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

    Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

    Пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

2. На стадии осмысления задача – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

3. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексия).
Основные задачи деятельности на этой стадии:

    Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

    Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

    Анализ всего процесса изучения материала.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Целеполагание. Учитель зачитывает информацию для осмысления.
Организует прогнозирование задач урока.

Осмысление информации.

Предположения учащихся

Осмысление

Учитель
организует работу с текстом и рисунком.

Чтение текста и запись строение и функции органа слуха.
Составляют кластер.

Рефлексия

Предлагает ответить на вопрос урока.
Предлагает выполнить задание «Составьте трехзначное число» по теме урока.

Новое осмысление информации, предложенной в начале урока.
Составление трехзначных чисел

Итоги урока

Подводит итоги урока.

Записывают Д/З

Конспект урока:

1. Организационный момент:

Добрый день!

Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место.

Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет интересным, плодотворным и полезным!

Все мы очень разные и вместе с тем чрезвычайно похожи. Сейчас мы это проверим.

Кто любит лакомиться мороженым – поднимите вверх правую руку, у кого дома есть домашние животные – левую. Кто любит свою семью – хлопните в ладоши, у кого есть друзья - улыбнитесь.

Вот видите, мы теперь больше знаем друг друга.

Но, как растение не может существовать без своих органов, так и учитель – без своих учеников, поэтому я рассчитываю на вашу активную работу.

И надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом.

Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова Генриха Форда, которые я предлагаю взять в качестве девиза урока: Слайд 1 .

Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

2. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного)

    Стратегия «Корзина понятий» -

«Что Вы знаете о…»

Учащиеся в группах записывают на листочках все, что им известно по теме «Орган зрения» в течении 1-2 минуты. Группы по кругу называют сведения и факты, записывают на стикеры и приклеивают на корзину (ватман на доске). Подсчитывается количество стикеров, какая группа больше вспомнила фактов, получает высокую оценку.

2. Закончи предложения:

1. Вспомогательные органы глаза - …………………

2. Глазное яблоко имеет три оболочки - ………………..

3. Передняя часть белочной оболочки - ………………….

4. Передняя часть сосудистой оболочки - ………………..

5. Отверстие в центре радужки - …………………………

6. Двояковыпуклая линза - ………………………………

7. Фоторецепторы сетчатки - ………............... и …………………

8. Цветное зрение обеспечивают - …………………..

9. Рецепторы сумеречного света - ………………………

10. Внутренняя часть глаза заполнена - ………………………

Формативное оценивание – сигналы рукой.

Работа в парах – обмениваются листочками – взаимопроверка (используя ключ ответов) и оценка, записывают балы в оценочные листы.

3. Иллюзии

Работа с ОиТ: Сообщение об иллюзиях, и задания – загадки. (Баскакова Арина)

Физминутка для глаз

3. Стадия вызова

1. Мозговой штурм –

по предметам определите тему урока: модель уха, колонка, колокольчик.

Что объединяет данные предметы?

Мы продолжаем изучать органы чувств и анализаторы человека. И сегодня мы познакомимся со вторым по значимости анализатором - органом слуха.

Самая большая роскошь на земле -
роскошь человеческого общения” (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вопрос:

Играет ли какую-то роль слуховой анализатор в общении между людьми?

Распределение по группам

Итак, мы с Вами отправляемся в своеобразный полет за знаниями, а перед взлетом стюардессы дают пассажирам сосательные конфеты. Перед вами в чашечках лежат конфеты разных цветов, выберите те, которые вам больше понравились. (рассаживаются по новым группам)

Все мы с детства любим сказки, и сейчас давайте вспомним одну из них (видео фрагмент «Красной шапочки»)

Проблемные вопросы:

Прав ли был волк, когда ответил «Что бы лучше тебя слышать»?

Для чего же пассажирам раздают сосательные конфеты?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно знать строение и функции органа слуха.

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока - « изучение особенностей строения органа слуха в связи с выполняемыми функциями».

4. Стадия осмысления (получение новой информации)

Как и зрение, слух является дистантным органом чувств, то есть с его помощью можно воспринимать звуки на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека. Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речь – всё это звуковые колебания. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тыс. раз в секунду. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».

Звук может рождать в нашей душе, как прекрасные мысли, так и вызывать негативные реакции, действовать успокаивающе, или раздражать. Таким образом Значение слуха:

Слух способствует эстетическому воспитанию человека;

Является каналом общения;

Участвует в передаче и накоплении знаний, накопленных человечеством.

(Просмотр видео)

Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо. Каковы же особенности каждого отдела и гигиены слуха, вы познакомитесь самостоятельно работая с текстом в группах.

    Задание: Индивидуальная работа с источником информации.

Стратегии «Маркировка текста» и графический организатор «Кластер»

Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение и маркировка текста происходит индивидуально, а его обсуждение в группах. Далее группа составляет кластер: из нарезанных фраз, выбирает и сопоставляет нужные, составляя схему.

1группа - Наружное ухо.

2группа - Среднее ухо

3 группа - Внутреннее ухо

4группа - Гигиена слуха

Защита кластера. Представитель от каждой группы выступает с презентацией и защитой кластера по своей теме.

(проверка по образцу на доске, группа сама себя оценивает).

Вы хорошо поработали, и теперь я вам предлагаю прослушать небольшой фрагмент мелодии (Аудио фрагмент «Лунная соната»).

    Экспериментальное задание

Лабораторная работа «Определение остроты слуха»

(по инструктивным картам)

Определив строение органа слуха, определим остроту слуха, выполнив лабораторную работу. Как вы понимаете «острота слуха»?

Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Лабораторная работа № 6.
Тема: Определение остроты слуха человека.

Цель: Познакомиться с принципами методов определения остроты слуха человека. Научиться самостоятельно, определять остроту своего слуха.

Оборудование: механические часы, линейка.

Ход работы:

Определение остроты слуха
Вариант 1.
1. Возьмите механические часы в вытянутую руку.
2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук. (Измерьте расстояние между ухом и часами.)

Вариант 2.

1. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
2. Измерьте расстояние между ухом и часами (в см.).
3. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
(Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно)
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно снижена, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого высокая.

4. Сделать вывод

(Следующее задание выполняется дома)

5 . Прослушать громкую музыку в наушниках в течение 2 минут, а затем опыт повторить.

6. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их.

7. Сделать общий вывод.

5. Стадия рефлексии

Вы познакомились с предложенной информацией, вернемся к проблемным вопросам, каковы ваши версии? (обсуждение)

(Благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны)

    Задания на применение знаний

Индивидуальные задания по группам

Группы получают карточку с познавательной задачей, обсуждают и выносят решение.

1 группа. В средние века существовала казнь «под колокол».

Назовите палача?

    группа. Если выстрелить из пушки в космосе под самым ухом у

человека, то он не услышит этого выстрела.

Почему?

3 группа. Почему скрипачи глухие на левое ухо?

Почему?

Самонаблюдение.

Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях приводят к изменению давления в среднем ухе. (Зажать нос и попытаться надуть щёки. При этом в ушах возникает неприятное ощущение.)

А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал.

    Задание для проверки знаний на базовом уровне

Прочитайте текст, выпишите нужные слова по порядку через запятую :

Каждое ухо состоит из трех отделов: …, …, …. Наружное ухо заканчивается … …. В среднем ухе находятся … …. Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено…. Во внутреннем ухе находится полукружные каналы и …. Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в … зоне коры больших полушарий. Воспитанный человек не станет громко … в общественных местах. (проверка по образцу на слайде, результаты заносят в оценочный лист)

6. Итоги урока:

Рефлексия

К доске прикреплен Нотный стан.

Перед вами нотки, нарисуйте на них смайлики вашего настроения на сегодняшнем уроке, и наклейте их на нотный стан. Если Вы себя чувствовали хорошо на уроке, приклеивайте на верхние строки, если плохо на нижние. И мы посмотрим какая мелодия урока у нас получилась – грустная или веселая.

Домашнее задание:

(Два пункта обязательно, третий по желанию на выбор)

    Закончить лабораторную работу – исследование: «влияние шума на слух».

    Творческое задание (на выбор):

а) Дополнительные функции ушной раковины.

б) Влияние шума на организм. Что нужно сделать для защиты от шума? (презентация)

в) Информационные подборки (презентация)

А знаете ли Вы……

Благодарю всех за урок!

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотной речью. Рекомендуется составить 2 группы слов.

Первая группа слов включает гласные у,о и согласные м,н,в,р. Например, ворон, двор, номер и т.д.

Вторая группа слов – гласные а,и,э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т.д.

Цель работы: определить остроту слуха.

Оборудование: рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

Ход работы: работа проводится в группе. Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо заглушают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из 1 и 2 групп, постепенно при этом отдаляясь. Как только испытуемый начинает правильно называть 50% произнесенных слов, то это расстояние считают пороговой величиной. После чего расстояние между исследователем и испытуемым начинают быстро увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет та точка, с которой он не сможет услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.

Оценка полученных результатов: 1) слова 1 группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные); 2) слова 2 группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

Функциональное состояние вестибулярного анализатора.

Цель работы: определить функциональное состояние вестибулярного аппарата.

Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой

Проба Ромберга используется при определении функционального состояния вестибулярного анализатора.

Ход работы: работа проводится в парах. Один испытуемый выполняет команды, а исследователь фиксирует время и состояние испытуемого.

Вариант 1.

Испытуемый стоит, сомкнув ступни ног (пятки и носки вместе), глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько раз разведены. Исследователь определяет время устойчивости в этой позе до потери равновесия.

Вариант 2.

Испытуемый должен встать так, чтобы ноги его находились на одной линии; при этом пятка одной ноги касается носка другой, в остальном положение испытуемого такое же, как и в варианте 1, т.е. руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.

Оценка результатов: в варианте 1 у здоровых нетренированных людей такое положение может сохраняться обычно в пределах 30-55 с; дрожание пальцев рук и век отсутствует. У физкультурников может составлять 100-120 с и более. У подростков, не занимающихся спортом, в варианте 2 эти колебания составляют 13-53 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Составить таблицу строения анализаторов:

1. Решить ситуационные задачи:

а) Почему у детей чаще, чем у взрослых, наблюдается воспаление среднего уха? Дайте анатомическое обоснование.

б) При перелетах в самолете во время перепада давления воздушной среды пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства “закладывания ушей” предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.

в) При обследовании больного были выявлены нарушение центрального и со­хранность периферического зрения. О патологии в каком участке сетчатки глаза можно сделать вывод?

2. Составить кроссворд по теме «Сенсорные системы»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ПО ТЕМЕ: «Эндокринная система»

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 4 часа

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Научиться ориентироваться в топографии эндокринных желез по таблицам и муляжам.

Универсальность знания данной темы необходимо для будущих фармацевтов, так как во взаимодействии с нервной системой эндокринные железы регулируют все функции организма. При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, что влияет на функционирование желез внутренней секреции и вызывает патологическое изменение в них, при этом фармацевты должны знать механизм действия лекарственных веществ.

Для выполнения практических работ студент должен знать:

1. Виды секреции желез.

2. Гормоны, механизм действия, виды гормонов, свойства гормонов.

3. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, поджелудочная, вилочковая, половые железы, надпочечники - расположение, внешнее и внутреннее строение), гормоны и их физиологические эффекты, проявление гипо- и гиперфункции желёз.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Повторить строение и функции желез внутренней секреции: щитовидной, паращитовидной, вилочковой, поджелудочной, гипофиза, эпифиза, надпочечников, половых желез.

2. Составить сводную таблицу гормонов, желез внутренней секреции, заболеваний и нарушений при гипо- и гиперфункции.

ЖЕЛЕЗА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ ГОРМОНЫ ГИПОФУНКЦИЯ ГИПЕРФУНКЦИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ::

1. Составить схему «Эндокринная система» (выполняется при подготовке к практическому занятию)

2. Оформить проект санбюллетеня на тему: «Профилактика йододефицита», «Профилактика сахарного диабета»

3. Решить ситуационные задачи:

a. Больной жалуется на головные боли, резкое ухудшение зрения. Одновременно отмечается значительное увеличение размеров лицевого черепа, кистей и стоп. О патологии какого образования должен подумать врач? Дайте анатомическое обоснование.

b. Известно, что каждый надпочечник кровоснабжается 25-30 артериями, происходящими из разных источников. Одной из особенностей сосудистой системы надпочечника является то, что одни из артериальных ветвей питают преимущественно корковое вещество органа, другие - мозговое. Как можно анатомически объяснить этот феномен?

4. . Составить ситуационную задачу по теме «Эндокринная система»

ПРИМЕЧАНИЕ: Запишите полученные умения по теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

/ Лабораторная работа 7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И ОСТРОТЫ СЛУХА

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями зрительной и слуховой сенсорной систем, гигиеническими рекомендациями по охране зрения и слуха, методами профилактики сенсорных расстройств.

1) определить остроту зрения;

2) оценить остроту слуха;

Оборудование: таблицы для определения остроты зрения, рулетка

длиной 5 м, указка, сантиметровая лента

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился как минимум один невозбужденный фоторецептор. Так как диаметр, например, колбочек равен 3 мкм, то для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мкм, а такая величина изображения получается при угле зрения 1". При рассматривании под углом зрения менее 1" две светящиеся точки сливаются в одну.

Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками, которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1".

Остроту зрения можно оценить, пользуясь таблицами различного вида: для детей младшего возраста – таблицей Орловой; для определения остроты зрения в диапазоне от 1,0 до 2,0 ед. – таблицей О. М. Новикова. Также используется буквенная таблица Головина – Сивцева.

Таблицу повесьте на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно осветите ее электрической лампочкой. Испытуемого усадите на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предложите ему закрыть один глаз щитком или ладонью. Указкой покажите испытуемому буквы и попросите их назвать. Определение начните с верхней

строчки и, опускаясь вниз, найдите самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2–3 с и правильно называет. Если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда, острота зрения составляет 1,0 по таблице Головина – Сивцева и 2,0 ед. по таблице О. М. Новикова.

Затем определите остроту зрения другого глаза. Остроту зрения рассчитайте по формуле

где V – острота зрения; d – расстояние от испытуемого до таблицы; D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с нормальной остротой зрения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки, вызывающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наибольшая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет - в области 2000 Гц, а старше 60 лет - в области 1000 Гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, илипорогом слухового ощущения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем, стало быть, выше чувствительность уха к данному звуку. Из сказанного вытекает, что в области средних частот (от 1000 до 3000 Гц) пороги слухового восприятия оказываются наиболее низкими, а в области низких и высоких частот пороги повышаются.

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы.

Исследование слуха проводят в условиях полной тишины, в изолированном от посторонних шумов помещении. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров.

Для исследования различения шепотной речи может быть применена следующая примерная таблица слов (табл.).

Таблицы слов для исследования шепотной речи у детей

Слова с низкой частотной характеристикой

Больше информации

Цель : изучить строение и функции сенсорных систем.

Оборудование : , учебники .

Задание 1. Выполните работу «Определение остроты зрения».

Цель работы: освоить методику определения остроты зрения у каждого студента.

Материальное обеспечение: таблица Сивцева, указка, щиток для глаз.

Ход работы: таблицу для остроты зрения повесить на хорошо освещенную стену. Испытуемого поместить на расстояние 5 м от таблицы. Закрыть один глаз испытуемого специальным щитком, указывать определенные буквы, начиная с верхних строк и постепенно переходить к нижним. Последняя строка, которую испытуемый прочел без ошибок, служит показателем остроты зрения для данного глаза. Аналогичную операцию провести и для другого глаза.

Остроту зрения рассчитывают по формуле: V=d/D, где

V – острота зрения

D – расстояние от испытуемого до таблицы

d – расстояние, с которого данная строка правильно читается нормальным глазом (указана слева для каждой строки)

Например, если больной сидит на расстоянии 4 м от таблицы и видит буквы только первого ряда, которые в норме он должен был различать с расстояния 5 м, то его острота зрения 4:50 = 0,08, а не 0,1, как было бы, если бы он видел знаки первой строки с расстояния 5 м. В тех случаях, когда с расстояния 5 метров не различают и первого ряда букв, исследуемого для определения остроты зрения подводят ближе к таблице и учитывают расстояние, с которого он видит первую строку. Так, если он различает знаки первой строки только с расстояния 1 м, то острота зрения - 1:50, т. е. 0,02, если видит знаки с расстояния 2 м, то острота зрения равна 2:50 = 0,04 и т. д.

Форма отчетности. Результаты запишите для каждого глаза отдельно, высчитывая по формуле остроту зрения.

В заключении оцените полученные результаты в сравнении с общепринятой нормой. Изучите рисунок 17 «Схема глазного яблока при нарушении зрения» и сделайте вывод о возможных причинах нарушения остроты зрения. Сделайте рекомендации по профилактике нарушений зрения.


Рисунок 17 – Схема глазного яблока при нарушении зрения



Задание 2. Выполните работу «Наблюдение явления аккомодации»

Цель работы: убедиться, что при фиксировании взгляда на ближе расположенных объектах, отдаленные видятся нечетко и наоборот.

Материальное обеспечение: книга, предметное стекло с нанесенными на него тушью поперечными полосками.

Ход работы: расположите книгу с текстом перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Возьмите в руку предметное стекло и установите его на середине расстояния от глаза до книги. Направьте взгляд на книгу и, читая текст, попытайтесь подсчитать количество полосок на стекле. Наоборот, направив взгляд на предметное стекло и подсчитывая полоски, попытайтесь прочесть текст.

Форма отчетности. Результаты наблюдения опишите в тетради.

В заключении дайте понятие аккомодации и укажите ее основные механизмы.

Задание 3: Выполните работу «Определение поля зрения»

Цель работы: убедиться, что при фиксированном взгляде глаз воспринимает обширное пространство, различно удаленное от фиксируемой взглядом точки.

Материальное обеспечение: периметр Фостера, белые и цветные марки к нему, циркуль, линейка, бланки с контурами нормального поля зрения.

Ход работы: установить периметр на столе в хорошо освещенной комнате. Посадить испытуемого спиной к свету, подбородок установить на специальную подставку таким образом, чтобы скуловая кость со стороны исследуемого глаза находилась на уровне нижнего края визирной пластинки. Исследуемым глазом испытуемый фиксирует белую точку в центре периметра. Второй глаз должен быть закрыт пластинкой. При первом измерении дугу установить в горизонтальном положении. Для измерения границ черно-белого зрения использовать белую марку, которую надо медленно передвигать по внутренней поверхности дуги от ее наружного края к центру. Испытуемый при неподвижно-фиксированном взгляде сообщает о моменте, с которого становится видна подвижная марка, а экспериментатор отмечает соответствующее положение марки на дуге в градусах смещение от фиксируемой точки, а затем точкой на стандартном бланке (рисунок 18) с контуром нормального поля зрения. Местоположение каждой точки проверить дважды. Затем измерить поле зрения с другой стороны. Аналогичным образом проводить опыт при повороте дуги на 45º, 90 º, 135 º, 180 º.

Всего на бланке отмечают 8 точек. По окончании измерений все точки на бланке соединить друг с другом, образуя периметр одновременно видимых точек пространства при фиксированном взгляде. После определения поля зрения для белого цвета повторить работу с цветными марками, нанося найденные точки и периметры цветными карандашами или фломастерами на тот же лист бумаги. Размеры поля зрения для разных цветов различны: больше всего они для белого цвета, несколько меньше для синего, еще меньше для красного и всего меньше - для зеленого.

Иногда наблюдают нарушения полей зрения – скотомы . Скотомы – это постоянное или скоропреходящее ослабление зрения через частичное потемнение поля зрения.

Рисунок 18 – Схемы полей зрения правого (а) и левого (б) глаза

Форма отчетности. Результаты работы в виде полученных рисунков оформляются в тетради. Для построения нормального поля зрения на бланке можно воспользоваться таблицей 8.

Таблица 8 – Размеры нормального поля зрения для разных цветов

Заключение должно содержать сравнительную оценку размеров полей для разных цветов и сравнение их с нормой.

Задание 4: Выполните работу «Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта)»

Цель работы: убедиться в наличии слепого пятна в месте проникновения зрительного нерва через сетчатку в глазное яблоко.

Материальное обеспечение: рисунок 19 (варианты 1-3) и линейка.

Ход работы: поместите рисунок перед глазами на расстоянии вытянутой руки, закройте один глаз и медленно приближайте рисунок к глазу. На определенном расстоянии рисунка от глаза часть рисунка выпадает из поля зрения. Измерьте это расстояние от рисунка до глаза. Объясните получаемое явление.

Вариант 1 (смотри на маленькую точку правым глазом, левый закрыт)

Вариант 2 (смотрите на большую точку в центре двух кругов левым глазом, правый закрыт)

Вариант 3 (смотрите на круг правым глазом, левый закрыт)

Рисунок 16 – Обнаружение слепого пятна

А1 – слепое пятно

В1 – желтое пятно

С1 – середина расстояния между слепым и желтым пятнами

О – узловая точка глаза

А – центр точки, где фиксируете глаз

В – центр второй фигуры, которая исчезает при приближении рисунка к глазу

С – середина расстояния между центрами двух фигур на рисунке.

Из подобия треугольников вывести отношение АВ/А1В1=ОК/ОС1, где

АВ – измеряете на бумаге

ОК – расстояние от бумаги до глаза

ОС1 – расстояние от узловой точки глаза до сетчатки, которое в среднем равно 17 мм

А1В1=АВ*ОС1/ОК

Вывод сформулируйте в соответствии с поставленной целью.

Задание 5. Выполните работу «Значение бинаурального слуха»

Цель работы: определить значение бинауральности слуха для пространственной локализации звуковых сигналов.

Материальное обеспечение: камертон, резиновые трубки различной длины, соединенные со стеклянными воронками.

Ход работы: испытуемый вставляет в оба слуховых прохода данные ему экспериментатором резиновые трубки одинаковой длины. К раструбам воронок, обращенным друг к другу, экспериментатор, стоя позади испытуемого, подносит звучащий камертон. Испытуемый указывает точку пространства, из которой воспринимается звук. Повторить опыт, заменив одну из трубок другой более длинной или более короткой. Испытуемый отмечает точку пространства, в которой проецируется звучащий камертон.

Результаты занести в тетради. Отметить особенности восприятия звука в первом и втором опытах.

Выводы сделать в соответствии с поставленной целью. Указать, на основании каких особенностей в условиях звуковых раздражений слуховой анализатор способен локализовать в пространстве источник звука.

Задание 6: Выполните работу «Наблюдение костной проводимости звука»

Помимо обычной воздушной проводимости звуковых волн, возможен другой способ их передачи – непосредственно через кости черепа. Если приложить ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку, то звук слышен даже при полном поражении звукопроводящего аппарата (среднего уха). Врачи пользуются исследованием костной проводимости для диагностических целей.

Цель работы: убедиться в наличии костной проводимости звуков.

Материальное обеспечение: камертон, вата, резиновая трубка.

Ход работы:

1) Опыт Вебера.

· Ножку звучащего камертона поставить на среднюю линию головы испытуемого. Отметить, что испытуемый обоими ушами слышит.

· Повторить опыт, предварительно вложив в одно ухо ватный тампон. Оценить характер возникающих при этом ощущений (определить каким ухом – закрытым или открытым – звук воспринимается как более сильный).

· Соединить резиновой трубкой не заложенное ватой ухо первого испытуемого с ухом второго испытуемого и приложить звучащий камертон к средней линии головы одного из них.

2) Опыт Ринне – сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон ножкой приложить к сосцевидному отростку. Слышен звук, который постепенно ослабевает и, наконец, исчезает совсем. Как только звук перестает быть слышен, камертон переносят к уху и отмечают звуковые ощущения. Повторите этот опыт в обратной последовательности: поднесите камертон к уху, а когда звук перестанет быть слышен, приложите камертон к сосцевидному отростку.

Результаты наблюдений изложить в тетради.

Выводы сделать в соответствии с поставленной целью.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх