Определение болезни по воз. Понятие о здоровье и болезни. Норма в социокультурном и медицинском измерении

Заболева?емость - медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Является одним из критериев оценки здоровья населения. Болезнь по ВОЗ - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и (или) морфологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов. Популярно также определение нормы как оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях среды (А.Д.Степанов, 1975). По мнению А.Д. Степанова саму болезнь следует в некоторых случаях рассматриваться как форму адаптации организма. Организм приспосабливается к среде через различные состояния, такие как здоровье, болезнь, недомогание, и даже смерть. И. В. Давыдовский (1971) писал, что «между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим». Размытость границ между принятыми в медицине понятиями «здоровье» и «болезнь» явилась причиной появления термина «третье состояние», обозначающее неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза. В связи с этим появилось и понятие «практически здоровый человек», под этим подразумевается, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся существенно на самочувствии и работоспособности человека, не могут еще расцениваться как состояние болезни. Вместе с тем отсутствие видимых признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о полном здоровье, так как болезнь, например в скрытом периоде, может и не иметь внешних проявлений. Третье состояние или предболезнь - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизиологическими возможностями своего организма. Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формирования новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений. Третье состояние характерно не только для людей, у которых по причине инфекции, травмы, наследственной предрасположенности развивается патологический процесс. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические средства, ведущие нездоровый образ жизни. Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств. В третьем состоянии, будучи «практически здоровыми», люди могут находиться годами или провести всю жизнь, так и не использовав полностью все возможности своего организма. Умение распознать третье состояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задача валеологии как науки. Между здоровьем и болезнью нет резких граней. Это отметили еще древние медики. По Галену, существует три состояния человеческого тела: «здоровье - состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь - противоположное состояние; третье состояние - ни здоровье, ни болезнь». На первых страницах своей книги «Канон врачебной науки» Авиценна писал, что врачебная наука исследует тело человека - как оно бывает здоровым и как болеет, и призывал к знанию «причин здоровья». По его мнению, степеней здоровья и болезней существует шесть. Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика. Основные методы: 1. По данным обращаемости. 2. По данным медицинских осмотров. 3. По причинам смерти. 4. По данным специальных научных исследований. Все методы изучения заболеваемости дополняют один другой и в целом дают наиболее полное и объективное представление о состоянии здоровья населения по одному из критериев, т.е. заболеваемости. Метод обращаемости характеризуется учетом всех первичных случаев заболеваний, а также первичных обращений в поликлинику больных с хроническими заболеваниями, дает наиболее полное выявление острых заболеваний. По данным медицинских осмотров активно и наиболее полно должны выявляться хронические заболевания и патологические состояния в начальной стадии. Необходимо иметь ввиду, что патологические состояния и заболевания выявляются только на момент проведения осмотров, что затрудняет сравнение данных заболеваемости в динамике. По причинам смерти – изучение заболеваемости этим методом дает возможность сплошного учета всех случаев смерти с указанием диагнозов, а также пола и возраста, места жительства умерших и позволяет учесть заболевания, которые не были диагностированы при жизни.

Здоровье - это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всего человечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Оно, выступая в качестве основы активной, творческой и полноценной жизни, участвует в формировании интересов и идеалов, гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия.

Последние десятилетия отмечены резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. Ведущий показатель, интегрально характеризующий состояние здоровья и отражающий наиболее полно уровень развития и благосостояния государства, - продолжительность жизни. Сегодня в России она составляет 64,2 года, что является самым низким показателем среди европейских государств. Последние опубликованные данные свидетельствуют о том, что почти половина мужчин РФ умирают в трудоспособном возрасте и средняя продолжительность их жизни составляет 57,3 года.

Одним из показателей цивилизованности государства является детская смертность. В России она составляет 17,4 % (что примерно в 4 раза больше, чем в Японии). Материнская смертность также почти в 4 раза превышает показатели стран Западной Европы.

В Российской Федерации отмечается высокая общая заболеваемость, 60-70 % населения нуждается в реабилитации физического или психического состояния. На фоне снижения адаптивно-защитных функций организма человека возросли качественные и количественные показатели нервно-психических, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний. Имеется устойчивая тенденция к росту болезней щитовидной и половых желез, аллергической патологии.

В органах социальной защиты сегодня состоит на учете 4,4 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами 800-900 тыс. человек, причем 20 % из них относятся к молодому возрасту.

За последнее десятилетие резко сократилось число относительно здоровых детей, школьников и молодежи. По последним данным к концу обучения в школе доля здоровых детей не превышает 20-25 %, к концу обучения в вузе - 10-15 %.

К основным понятиям валеологии относятся понятия "здоровье" и "здоровый образ жизни".

В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия "здоровье". Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье - очень сложное понятие, которое трудно определить кратко и однозначно.

Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия "здоровье" основан на принципе прямого противопоставления двух качественно различных состояний: нормального физиологического (синоним "хорошее здоровье") и патологического (синоним "плохое здоровье"). Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение.

Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Встречаются определения, в которых подчеркивается роль сознания человека, энергетических показателей силы и выносливости, параметров информационного потока.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),

"здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым:

"Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни".

Здоровье в валеологии рассматривается, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторных и инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения человека.

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья. Здоровье - это гармоничное единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др.

Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество новых методов диагностики состояния здоровья, среди которых большой удельный вес составляют нетрадиционные методы и приемы.

Основными критериями здоровья являются:

Генетический - особенности строения и функционирования генотипа человека;

Физиологический - особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека;

Психический - особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека;

Социальный - социальная активность человека.

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют несколько групп факторов сохранения и укрепления здоровья, имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

Генотип;

Наследственно детерминированные особенности организма и психики.

2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

Социально-экономические условия жизни;

Экология мест проживания;

Уровень развития здравоохранения.

3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

Физическая активность;

Питание;

Режим труда и отдыха;

Отсутствие вредных привычек;

Соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм;

Сексуальное здоровье;

Психологический климат в семье, на месте учебы, работы или службы;

Удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни.

По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% - экологическими факторами, на 15-20% - генетическими особенностями организма, на 5-10 % - состоянием и уровнем развития здравоохранения.

Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезней. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные и биохимические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара.

Промежуточное состояние между здоровьем и болезнью именуется "третьим состоянием".

Третье состояние - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизическими возможностями своего организма.

Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формировании новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений.

Третье состояние характерно не только для людей, пребывающих в специфическом психофизиологическом состоянии - предродовом или послеродовом периоде, климаксе, престарелом возрасте. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические и токсические средства, ведущие нездоровый образ жизни. Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств.

В третьем состоянии, будучи практически здоровыми, многие люди могут находиться годами и даже всю свою жизнь. Умение распознать третье состояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задача валеологии как науки.

По предложению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье следует понимать как состояние полного физического, психического и социального благополучия, что не обусловлено лишь отсутствием заболевания и слабости.

Однако можно дать и более глобальное определение этого понятия, учитывая то, что человек входит к единой системе не только всего живого на планете Земля, но и составляет часть всего космоса (по В.И. Вернадским - биосферы). На человека влияют разного рода геопланетарні и космические поля, излучения, создающие различные циклические колебания физиологических процессов и способны единовременно влиять на структуру и функцию различных систем организма (особенно на центральную нервную систему 1 ЦНС). В свою очередь трудовая деятельность человека влияет на состояние нашей планеты, а с выходом в космос все больше влиять и на него (по крайней мере на ближайший космос). В результате такой деятельности, изменяющей природу, люди создают предпосылки для нарушения своего здоровья и, что особенно важно, ухудшению условий жизни следующих поколений.

С этой точки зрения болезнь - процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно детерминированными изменениями оптимальной саморегуляции живых систем (Словарь физиологических терминов.- М., 1987).

Большая медицинская энциклопедия (1976) дает такое определение: "Болезнь-это жизнь, нарушенное в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов и характеризующаяся общим или частичным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного".

Во время развития болезни и ее перебігів немало реакций как в патологически измененных органах и системе, так и в других системах организма, считаются приспособительно-компенсаторными. К тому же под влиянием чрезвычайных раздражителей внешней или внутренней среды или генетической неполноценности они могут сами по себе приобретать опасного для организма значение.

Во время болезни в организме одновременно происходят три взаимосвязанных процессах, направленных как на повреждения (обусловлено действием патологического агента) и компенсацию при появлении структурно-функциональных изменений, так и на адаптацию организма к новым условиям, связанным с соответствующим патологическим состоянием. Все они успеют развиться в случае перехода болезни в хроническую стадию. Вместе с тем необходимо учитывать, что указанные выше процессы происходят не только в органе(ах) или системе(ах), непосредственно причастному(ых) к развитию патологического очага, но и в других. И такие процессы могут иметь не меньшие, а порой и тяжелые последствия для организма, чем в органе, пораженном болезнью.

Достаточно наглядно это можно продемонстрировать на примере последствий остановки сердца и реперфузии. При острой тканевой аноксии после короткого латентного периода, когда клетки за счет резервов кислорода, креатинфосфатного и гліколітичного ресинтеза АТФ функционируют еще нормально, наступает период нарушения функций. Сначала клетки теряют способность к выполнению своих функций, в то же время структура клеток может сохраняться еще относительно долго: от нескольких минут в нейронах ЦНС до 3-4 ч в большинстве других органов. В конце концов наступают структурные изменения клеток, то есть они погибают. Предел оживления органов при реперфузии разная и зависит от того, где происходит эта процедура - в условиях изолированного органа или в организме в целом. Так, клетки серого вещества головного мозга сохраняют способность к восстановлению своей функции при обычной комнатной температуре в течение 10 мин. А в организме во время восстановления деятельности сердца предел оживления нейронов ограничивается 4-5 мин. Такое двукратное снижение жизнеспособности обусловлено тем, что сердце, восстановив свою функцию более чем через минуту после остановки, как минимум в течение 4-5 мин еще не способно поддерживать прежнюю производительность и создает величину артериального давления, недостаточную для формирования нормального мозгового кровотока. Дело в том, что полное восстановление функции органов после ЕЕ потери вследствие аноксии требует значительно больше времени, чем латентный период начального восстановления. К примеру, если ишемия мозга длилась около 1 мин, то время восстановления составляет 15 мин, тогда как появление биотоков происходит значительно раньше. Деятельность ишемизированного в течение 4 мин мозга восстанавливается через несколько часов или даже дней, хотя латентный период начального восстановления составляет около 10 минут. Таким образом, предел реанимации организма в целом, что составляет около 4 мин, лимитирует самая чувствительная его звено - серое вещество головного мозга.

Наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Патология акушерская -раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Патология военная -раздел П. и военной медицины, изучающий боевые поражения людей, а также особенности возникновения, развития и течения у них различных патологических процессов в условиях войны и прохождения военной службы в военное и мирное время.

Патология географическая -раздел П., изучающий закономерности возникновения болезней, патологических процессов и состояний, связанные с географическими факторами.

Патология гуморальная (истор.; р. hurnoralis)-направление в П., объясняющее возникновение болезней изменениями состава внутренней среды организма.

Патология клеточная (истор.)-см. Патология целлюлярная.

Патология клиническая -см. Патология частная.

Патология констелляционная (истор.)-направление в П., рассматривавшее возникновение болезней как результат воздействия сочетания (констелляции) различных внешних и внутренних факторов без четкого выделения главных этиологических моментов.

Патология кортико-висцеральная (истор.) -- направление в П., объяснявшее возникновение ряда болезней нарушением корково-подкорковых взаимоотношений и нейрогуморальной регуляции функций внутренних органов.

Патология молекулярная (р. molecularis)-раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития патологических процессов на молекулярном уровне.

Патология общая (р. generalis) - раздел П., изучающий общие закономерности возникновения, течения и исхода болезней, патологических процессов и состояний.

Патология реляционная (истор.) - направление в П., ограничивавшееся при исследовании болезней анализом связей между различными защитными и патологическими реакциями организма.

Патология солидарная (истор.; лат. solidus плотный) - направление в П., согласно которому сущность всех болезней (в отличие от гуморальной П.) состоит в первичных изменениях состава плотных частей организма; разновидностью П. с. является целлюлярная П.

Патология специальная - см. Патология частная.

Патология функциональная (р. functionalis) - направление в П., согласно которому доминирующее значение в патогенезе имеют функциональные нарушения.

Патология целлюлярная (истор.; р. cellularis; син.: Вирхова целлюлярная патология, П. клеточная) - направление в П., рассматривавшее клетку как материальный субстрат болезни, а саму болезнь как некую сумму поражений множества отдельных клеток.

Патология частная (р. specialis; син.: П. клиническая, П. специальная) -- раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития отдельных болезней, патологических процессов и состояний.

Патология эволюционная -- раздел П., изучающий в сравнительном аспекте болезни, патологические процессы и состояния представителей животного и растительного мира, находящихся на разных стадиях эволюционного развития.

Патология экспериментальная (р. experimentalis) - направление в П., основным методом которого является моделирование патологических процессов и болезней на экспериментальных животных.

Общая патология служит прежде всего для изучения биологических аспектов медицинских проблем и самой сущности болезней человека. Главной целью как общей патологии в целом, так и отдельных ее разделов является разработка стройного учения о болезни. В этом остро нуждается прежде всего практическая медицина: только опираясь на такое учение, можно разработать научные основы профилактики болезней, дать правильную оценку первым клиническим проявлениям недуга, ясно представить себе сущность различных его периодов, в том числе рецидивов, и в итоге -- повысить рациональность и эффективность врачебного вмешательства.

Общая патология на современном этапе развития состоит из трех разделов. Один из них включает сведения о таких вопросах, как периодизация болезни, причины ее возникновения, механизм развития и выздоровления, значение конституции, наследственности, реактивности и др.

Изучение патологии в курсе спортивной медицины необходимо для студентов институтов и факультетов физической культуры университетов прежде всего потому, что у спортсменов и школьников нередко встречаются самые различные заболевания и изменения опорно-двигательного аппарата. В одних случаях это связано с тем, что при недостаточном врачебном контроле начинают заниматься физкультурой и спортом лица, уже имеющие те или иные заболевания или отклонения в состоянии здоровья; в других -- отклонения в состоянии здоровья возникают уже в процессе занятий спортом. Появлению травм и заболеваний у спортсменов способствуют тренировки без учета состояния их здоровья и функционального состояния, возраста, пола и других факторов.

Чтобы правильно решить вопрос, Продолжать ли тренировки или немедленно их прекратить, обратиться ли за консультацией к врачу или оказать спортсмену какую-либо первую помощь и т.д., преподавателю важно знать основные проявления патологии, понимать причины и механизмы развития болезней.

Не зная общих закономерностей возникновения патологических процессов, нельзя понять изменения, происходящие в организме спортсменов при тех или иных заболеваниях. Знакомство с частной патологией необходимо и при изучении применения средств физической культуры с лечебной целью в системе реабилитации при различных травмах и заболеваниях и пр.

Знание того, что такое здоровье, что такое болезнь и при каких условиях она возникает, является существенным фактором профилактики заболеваний и травматизма при занятиях физкультурой и спортом.

Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Высокая приспособляемость организма к изменениям внешней среды необходима спортсменам при тренировках и участии в соревнованиях.

Следует отметить, что границы между нормой и патологией нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам либо когда снижены приспосо-бительные функции. Тогда и возникают морфофункциональные изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме ОДА.

Болезнь - это процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно-детерминированными изменениями степени компенсаторно-приспособительной саморегуляции живых систем. Норма есть мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической саморегуляции. Болезнь связана с превращением нормального состояния живой системы в патологическое, то есть с переходом в новое качественное состояние.

Любая болезнь есть поражение всего организма. По характеру протекания болезни делят на острые, подострые и хронические. Острое заболевание начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы. Подострое заболевание протекает более вяло. Хроническое заболевание продолжается много месяцев или лет. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение, а в спорте - раннее возобновление тренировок или участие в соревнованиях.

Понятие о болезни включает в себя представление о патологическом процессе и патологическом состоянии.

Патологический процесс - это реакция организма на болезнетворное раздражение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры. При болезни могут возникать различные патологические процессы, например повышение температуры и воспаление желез при ангине, повышение температуры и кашель при пневмонии и т.п.

Патологическое состояние - один из этапов патологического процесса или его следствие. Примером патологического состояния может быть ревматизм, который приводит в дальнейшем к пороку сердца, миокардиту и т.д.

Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики. Чаще всего болезни возникают в результате воздействия внешних факторов. Однако болезни могут возникать и от внутренних причин, лежащих в самом организме. Внешние причины - переохлаждение, перегревание, радиация, недоедание и др. - изменяют внутреннее состояние организма, в результате чего снижается иммунитет, сопротивляемость болезнетворным факторам. Внутренние причины болезни связывают с наследственностью, конституцией, реактивностью, иммунитетом и др.

Патогенез - это учение о механизмах возникновения, развития и течения болезни. Патологический процесс может развиваться на различных уровнях: молекулярном, тканевом, органном, наконец, захватывать целую систему. Следует отметить, что в организме все клетки, ткани и органы неразрывно связаны. Поэтому нет местных болезней, всегда болеет весь организм. Отсюда вытекает основной принцип лечения: надо лечить не болезнь, а больного.

В течении каждой болезни различают следующие периоды: 1 - скрытый, или латентный; 2 - продромальный, или период предвестников болезни; 3 - период развернутого течения болезни; 4 - период завершения болезни.

Скрытый период - это время от внедрения болезнетворного агента в организм до первых проявлений болезни. При инфекционных заболеваниях скрытый период называют инкубационным.

Продромальный период проявляется в недомогании, головной боли, ознобе, повышении температуры и т.д.

Период развернутого течения для каждой болезни имеет определенные проявления, характеризуется сочетанием некоторых симптомов. Совокупность симптомов называется симптомокомплексом или синдромом.

Период завершения болезни бывает различным: выздоровление с восстановлением функций, переход в хроническую форму, осложнение или смерть.

При нарушениях метаболизма в организме возникают различные изменения. Известно, что всем тканям требуются кислород и питательные вещества при своевременном выведении метаболитов. Процесс усвоения питательных веществ называется ассимиляцией, процесс распада -диссимиляцией. Питание тканей обеспечивается адаптационно-трофическим влиянием ЦНС.

Ассимиляция- это совокупность следующих процессов создания живой материи: прием из внешней среды необходимых для организма веществ; превращение веществ в соединения, приемлемые для тканей организма; синтез клеток, ферментов и других регуляторных соединений и замена устаревших новыми; синтез простых образований в более сложные соединения; отложение запасов.

Диссимиляция - совокупность следующих процессов распада живой материи: мобилизация запасов организма; расщепление более сложных соединений до более простых; распад устарелых тканевых и клеточных элементов; расщепление энергобогатых соединений вместе с высвобождением энергии; устранение продуктов распада из организма.

Другими разделами основ патологии человека являются дистрофия, нарушение кровообращения, воспаление, регенерация и т.п.

Дистрофия проявляется в нарушении тканевого обмена, ведущем к структурным изменениям тканей и клеток. Поэтому дистрофия рассматривается как один из видов повреждений. Непосредственной причиной развития дистрофии могут стать нарушения клеточных или внеклеточных механизмов. Среди них можно выделить такие, как: расстройства ауторегуляции клетки, ведущие к ее энергетическому дефициту и нарушению ферментативных процессов в клетке; нарушение работы транспортных систем трофики, обусловливающие гипоксию, которая становится ведущей в патогенезе дисциркуляторных дистрофий; расстройства эндокринной или нервной регуляции трофики, лежащие в основе эндокринных и нервных дистрофий.

Дистрофии разделяют на паренхиматозные, мезенхимальные и смешанные; на белковые, жировые, углеводные и минеральные; на приобретенные и наследственные; на общие и местные.

Известно, что различные травмы и заболевания нервной системы вызывают различные изменения в тканях. Атрофия -- уменьшение в объеме и понижение функциональной активности органов и тканей вследствие гибели клеточных и тканевых элементов при каком-либо патологическом процессе из-за нарушения питания тканей либо длительного снижения степени их вовлеченности в общий физиологический процесс.

Гипертрофия - увеличение органа или его части вследствие увеличения объема и числа клеток. Может быть гипертрофия викарная; гормональная; истинная; компенсаторная; коррективная, при изменении функции другого органа, находящегося с ним в единой функциональной системе; ложная; нейрогуморальная; регенерационная; физиологическая.

У спортсменов, систематически тренирующихся в циклических видах спорта, может развиться гипертрофия миокарда, то есть увеличение сердечной мышцы. Более того: сегодня считается, что у каждого спортсмена имеется гипертрофия миокарда в начальной стадии. Гипертрофия миокарда, переходящая определенные границы, способствует усилению работы сердца, как это считали раньше.

В развитии гипертрофии миокарда у спортсменов определяющую роль играют различные неблагоприятные факторы: участие в соревнованиях и тренировках в болезненном состоянии или после перенесенных заболеваний, наличие хронических очагов инфекций. В основе патологической гипертрофии лежит ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы, дистрофические изменения, которые приводят к ухудшению сократительной способности миокарда и, следовательно, к снижению спортивной работоспособности.

Довольно часто при тренировках в зонах с жарким и влажным климатом, чрезмерном увлечении баней в организме спортсмена возникает нарушение водного и минерального обмена. Проявляется это в изменениях кислотно-щелочного состояния, электролитного, водно-солевого и других показателей гомеостаза.

Кислотно-щелочное состояние обеспечивает нормальное функционирование клетки при постоянстве объема, состава и рН жидкостей организма. Кислотность или щелочность растворов зависят от концентрации Н4, увеличение ее делает раствор кислым, уменьшение - щелочным. Внеклеточная жидкость слегка щелочная, и рН ее находится в пределах 7,35-7,45.

Водно-солевой обмен - совокупность процессов распределения воды и электролитов между, вне- и внутриклеточным пространством организма, а также между организмом и внешней средой. Распределение воды в организме неразделимо связано с электролитным обменом.

Водно-электролитный гомеостаз-поддержание постоянства осмотического объемного и ионного равновесия вне- и внутриклеточных жидкостей организма с помощью рефлекторных механизмов.

Водный баланс - соотношение между количествами поступившей в организм и выведенной из него воды.

У спортсменов, особенно тренирующихся в циклических видах спорта, встречаются маршевые переломы костей, судороги и т.п. У спортсменов, сгоняющих вес фармакологическими средствами и баней, возникают нередко серьезные нарушения минерального обмена.

Некроз-омертвление части живого организма, необратимое прекращение жизнедеятельности его элементов. Это не просто местная реакция клетки, ткани или органа на повреждение, а полное прекращение их жизнедеятельности.

Некроз как биологическое явление нельзя считать только патологическим процессом, поскольку он является необходимым моментом в развитии и функционировании организма. Постоянно отмирают клетки эпидермиса кожи, эпителия слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, некоторых железистых органов. В организме широко распространен физиологический аутолиз как необходимая часть самообновления системы на клеточном, тканевом и органном уровнях, но имеющая различное биологическое значение.

Некроз как патологическое явление может вызвать необратимые изменения в организме вплоть до смерти. Клинически некроз выражается в конкретных заболеваниях: инфаркт миокарда, гангрена конечности и др. Кроме того, некроз может явиться составной частью, патогенетическим звеном другого процесса или болезни.

Переход органа, ткани или клетки из одного качественного состояния в другое следует рассматривать в целом, совокупно, а не по оценке и регистрации изменений части.

Тема 3. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ

В ходе занятия студент должен

знать:

    дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения и отечественных ученых и определение «болезнь»,

    понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез»; исходы болезней; составляющие здоровья;

    группы факторов, определяющих здоровье и критерии, его характеризующие,

    современную классификацию состояний здоровья;

    значения понятий «оценка здоровья», «уровень здоровья», «качество здоровья»;

уметь

    анализировать и оценивать внутренние и внешние условия возникновения и развития болезней; современное состояние здоровья населения.

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на различия в понятиях «причины болезней» и «условия возникновения и развития болезней», «факторов риска».

2.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

    Назовите дефиниции «здоровья» Всемирной организации здравоохранения, из Большой Медицинской Энциклопедии, отечественных авторов: Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988, Казначеева В.П., Апанасенко ГЛ., 1985, Воронцова И.М., 2000.

    Какие общие и отличительные признаки различных определений здоровья можно выделить?

    Перечислите качества здорового организма согласно И.Р.Петрову и В.Б. Лемусу.

    Назовите признаки здоровья по П.И. Калью (1988).

    Что такое оценка здоровья?

    Что такое уровень здоровья?

    Что такое качество здоровья?

    Перечислите составляющие здоровья.

    Какие группы факторов, определяющих здоровье, Вы знаете?

    Назовите критерии, характеризующие здоровье.

    Дайте характеристику пяти группам здоровья.

    Назовите дефиниции понятий: «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Перечислите исходы болезней.

    Какая разница существует между «причинами болезней» и «условиями возникновения болезней»?

    Приведите примеры внутренних и внешних условий возникновения и развития болезней.

    Назовите группировку определений «болезни» (Лисицын Ю.П.).

«Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка».

Современные аспекты оценки уровня здоровья человека. Современные дефиниции «здоровья». Понятия: оценка здоровья, уровень здоровья, качество здоровья. Составляющие здоровья. Факторы, определяющие здоровье. Критерии, характеризующие здоровье. Группы здоровья. Понятия «болезни», «хронические заболевания», «этиология», «патогенез». Исходы болезней. Причины болезни. Условия возникновения болезни: внутренние и внешние. Состояние здоровья населения России, основные тенденции.

Тема нормы, здоровья и болезни, безусловно, является самой специфичной, самой важной, но и самой спорной проблемой медицины. Прежде чем осознать и по достоинству оценить научный смысл поставленной проблемы, надо определиться с понятиями: «норма», «здоровье», «болезнь». Это - базовые, фундаментальные понятия медицины.

Определение основных понятий (Терехова М.В.)

Норма. Естественно, что для построения любой иерархии необходимо определить точки отсчета. В частности, это звучит как проблема соотношения нормы и патологии. Однако возможны различные понимания термина «норма» (табл. 1).

Таблица 1. Разное понимание нормы (по М.Перре, У.Бауманн, 2003)

Статистическая норма

Идеальная норма

Социальная норма

Субъективная норма

Функциональная норма

Определяется посредством опытных среднеарифмети-ческих данных – анормальное – значит необычное

Имеет философ-ское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» и постулирована как общезначимая – анормальное –значит несоответствующее идеалу

Предписан-ные обществом нормы поведения – анормальное – значит отклоняющееся

Масштабом для оценки изменений служат индивидуальные данные – анормальное – значит неподходящее для индивида

Как промежуточные функции (или дисфункции) для желаемых состояний «более высокого уровня» – анормальное – значит вредное

В зависимости от точки зрения на уровни ≪континуума состояния здоровья≫, конкретный человек будет оценивать свое состояние, исходя из субъективной нормы, а исследователь в зависимости от целей и специфики исследования может выбирать статистическую, социальную или функциональную норму.

В медицине чаще всего дается следующее определении нормы.

Норма - количественное выражение качественного состояния живого организма в каждый отдельный момент времени. Обычно под нормой понимают средние значения показателей, встречающихся в популяции, как, например, рост, вес и т.д.

Традиционно в медицине для определения нормы проводят измерения того или иного параметра на достаточно большой (или, как говорят в статистике, репрезентативной ) популяции, после чего производится расчет среднего значения и допустимого диапазона нормальных значений.

После этого нормальные величины или диапазоны их значений заносятся в справочники, и отклонения от этих величин рассматриваются врачами как проявление некой патологии.

К примеру, нормальное содержание гемоглобина в периферической крови у женщин - 120-140 г/л. Снижение этого показателя наблюдается при анемии, которая может быть как самостоятельным заболеванием, так и признаком (симптомом ) другого заболевания.

Однако содержание гемоглобина в периферической крови не является постоянной величиной. В зависимости от различных факторов она может меняться величин с нормативными необходимо стандартизировать условия проведения измерения. Так, общий анализ крови берется в утренние часы натощак. Прием пищи вызывает выход форменных элементов крови из депо, что приводит к увеличению их содержания в периферической крови и, соответственно, повышается число эритроцитов. Так как в эритроцитах содержится гемоглобин, то после приема пищи его уровень в крови может быть ошибочно определен как повышенный.

При определении нормальных величин существует целый ряд проблем, связанных с выбором исходной популяции людей, у которых происходит измерение показателя.

Так как нормальные значения зависят от выбора исходной популяции, то в клинической практике эти величины не следует воспринимать как абсолютные. Нельзя ставить диагноз только по результатам анализов, не сопоставляя их с клинической картиной заболевания. Тем более нельзя ставить диагноз только на основании одной измененной величины.

Представления о норме как средней статистической величине были дополнены функциональным подходом к определению «норма». При функциональном подходе к определению понятия ≪норма≫ под нормой понимается количественное значение показателя, обеспечивающего максимальную адаптацию к окружающей среде. Так, у лиц, проживающих в высокогорных районах, из-за разреженного воздуха с низкой концентрацией кислорода увеличено содержание эритроцитов и гемоглобина в периферической крови. Уровень гемоглобина 150-160 г/л может рассматриваться у этих лиц как норма, а 120-130 г/л - как анемия. Однако этот уровень содержания гемоглобина является нормальным для жителей Среднеевропейской равнины.

Заканчивая обсуждение понятия «норма», необходимо отметить, что понятия не-норма и аномалия - различны. Человек может иметь некоторую аномалию развития (например, декстракардию - сердце, расположенное справа). Но если эта аномалия не уменьшает адаптации человека к окружающей среде, то ее можно рассматривать в качестве нормы для данного индивидуума.

Многие представления о норме были пересмотрены с развитием концепции доказательной медицины.

Здоровье.

Прежде чем обсуждать следующие понятия – здоровье и болезнь, нужно остановится на сущности самого человека и вспомнить определение, сформулированное в БМЭ в статье "Человек" (Ю.П. Лисицын): "Человек (Homo sapiens, человек разумный, относящийся к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих) - высшая ступень развития животных организмов на Земле, общественное (социальное) существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью".

Понимание сущности человека - ключ к пониманию категорий болезни и здоровья. Это четко представляли себе основоположники социальной гигиены в нашей стране. Они не отрывали социальное от биологического, подчеркивали приоритет социального, которое опосредует биологическое, преобразует его.

Следует отметить, что удовлетворившей бы всех дефиниции здоровья пока не найдено (их существует более 100), однако с несколькими аксиоматическими положениями большинство авторов соглашается:

В абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье - идеал;

Каждый человек здоров условно; ни один человек не бывает на протяжении всей жизни вполне здоровым;

Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд); есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека; условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

В трактовке понятия «здоровье» существует и по настоящее время много толкований. Чаще всего, давая характеристику здоровья, одним из важнейших его компонентов считают просто отсутствие болезни.

В Большой Медицинской Энциклопедии говорится, что «здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных явлений».

Очевидно поэтому представление о том, что «здоровье» - это состояние, характеризующееся отсутствием болезни, до сих пор преобладает у медиков нашей страны. Хотя вряд ли отсутствие болезни можно считать основным и тем более единственным критерием здоровья. «Здоровье следует рассматривать не в статике, а в динамике изменений внешней среды и в онтогенезе, то есть в процессе индивидуального развития от зарождения до смерти».

По мнению Лищука В.А., 1994; Лисицына Ю.П.,1988«Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и способность полноценно адаптироваться к условиям окружающей среды». В этом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.

Некоторые авторы (Казначеев В.П., Матросов Л.Г, 1978;Alonzo, 1985; Dubos 1985) при определении понятия «здоровье» предлагают учитывать степень приспособляемости к различным условиям жизни, в том числе и сохранение трудоспособности. Многие авторы (Апанасенко ГЛ., 1985; Воробьева Е.И, 1986; Щедрина А.Г. 1989) подчеркивают, что «здоровье - это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой, процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

В многотомном руководстве по патологической физиологии Сироткина Н.Н., 1966, И. Р. Петров и В.Б. Лемус пишут, что для здорового организма обязательным является наличие трех следующих качеств:

1) адекватное взаимодействие человека с окружающей средой, постоянное уравновешивание организма и среды, то есть способность организма легко приспосабливаться, т.е. адаптироваться к условиям своего существования.

2) сохранение высокой трудоспособности, понимая под этим выполнение профессионального долга на своем рабочем месте;

3) сохранение целостности организма, что подразумевает отсутствие у человека серьезных физических дефектов, повреждений, которые бы ограничивали его трудовую деятельность, нарушали бы адаптивные возможности организма.

Проведя анализ определений понятия «здоровье», П.И. Калью (1988) выделил шесть наиболее значимых признаков здоровья:

Нормальная функция организма на всех уровнях его организации;

Отсутствие болезни;

Динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды;

Способность к полноценному выполнению социальных функций;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов и систем;

Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

По мнению И.М. Воронцова (2000), «здоровье ребенка - это еще и отсутствие признаков отставания или дисгармоничности развития по всем его направлениям, а также наличие комплекса факторов и условий для оптимального последующего развития, гарантии достижения к взрослому периоду жизни высоких биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, реального обеспечения длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни».

Как правило, определения сущности здоровья относятся ко всей популяции населения (Агаджанян Н.А. и др., 1990; Антонова Н.Н., 1998; Зелинская Д.И., 1990; Казначеев В.Н., 1995; Мамчур Н. Н., 1993; Сердюковская Г. Н. и др., 1979).

Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ дается определение: ≪здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма≫.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (1946). Таким образом, понятие ≪здоровье≫ является более широким, чем ≪не-болезнь≫, так как включает в себя не только случай отсутствия болезни, но и социальный, душевный и физический компоненты.

При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Определение ВОЗ подразумевает, что в различных обществах, разных культурах восприятие здоровья может быть неодинаковым. Так, в обществе потребления под социальным здоровьем понимают наличие материальных благ, а в духовном обществе (например, религиозной общине) - душевную чистоту, близость к Богу и т.д.

Определение здоровья ВОЗ не подвергалось пересмотру со времен основания ВОЗ и критикуется за идеальность цели. Но следует подчеркнуть, что эксперты Всемирной организации здравоохранения смогли путем консенсуса выработать краткое, но очень емкое на данный период определение понятия здоровья. Сущность этого определения заключается в том, что для действительно здорового человека характерна гармония в отношении физической (природной) и социальной среды обитания. Другими словами, здоровый человек способен полноценно с удовольствием жить, трудиться, сохраняя при этом душевное равновесие. Хотя, согласиться с тем, что, наверно, немного найдется в мире людей, которые полностью соответствуют этому определению. Вот почему с практической точки зрения желательно более конкретная характеристика здоровья.

Учитывая вышесказанное, а также определение здоровья, принятое ВОЗ, можно рассматривать некое пространство - от неблагополучия до полного благополучия - как многоуровневый континуум состояния здоровья человека с полюсами ≪смерть≫ как полное прекращение жизнедеятельности и ≪абсолютное здоровье≫ как раскрытие актуального максимума потенциальных возможностей человека.

ВОЗ предлагает различать личное и общественное здоровье:

1. Личное здоровье характеризует состояние индивидуума. Соответствие различных показателей гомеостаза норме и отсутствие признаков болезни необязательно означает, что человек здоров. Поэтому в своей лечебной деятельности врач обычно ограничивается заключением ≪практически здоров≫.

Данное выражение подразумевает, что на некотором ближайшем отрезке времени человек может быть здоров и трудоспособен, однако он не гарантирован от заболеваний при изменении условий в его окружении, например в быту или не работе.

Состояние здоровья группы индивидуумов (например, учащихся одной школы) характеризуется групповым здоровьем.

2. Общественное здоровье - состояние общества в целом. Характеризуется такими показателями, как рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни и т.д.

Здоровье жителей определенного региона, территории называется региональным здоровьем

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей - социальное понятие, поэтому для оценки общественного здоровья рекомендуется использовать следующие показатели:

Отчисление валового национального продукта на здравоохранение;

Доступность первичной медико-санитарной помощи;

Уровень вакцинопрофилактики населения;

Степень обследования беременных квалифицированным персоналом;

Состояние питания детей и подростков;

Уровень детской смертности, особенно первого года жизни;

Средняя продолжительность предстоящей жизни;

Гигиеническая грамотность населения.

ВОЗ считает своим основным принципом ≪достижение здоровья по самым высоким стандартам≫ для всего населения Земли.

Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. (2013) дают следующие определения:

Здоровье - динамичное состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Норма здоровья - оптимальное состояние живой системы, при котором обеспечивается максимальная адаптивность, т.е. приспособляемость к условиям жизни.

Норма здоровья - форма жизнедеятельности организма, обеспечивающая ему наилучшую возможность функционировать и адекватные условия существования.

Здоровье населения - медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Индивидуальное здоровье - динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

Общественное здоровье - медико-социальный потенциал развития общества, включающий физическое, репродуктивное, психическое и духовное здоровье, измеряемый показателями состояния здоровья населения.

Выделяют следующие составляющие здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития человека.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это физическая активность и физическая готовность ребенка, параметры, отражающие физическую работоспособность и толерантность к физическим нагрузкам, общая выносливость и двигательная активность человека.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов. Психическое здоровье определяется через успешность социальной адаптации и отсутствие признаков психических заболеваний.

Психологическое здоровье - комплекс интересов человека в жизни, свобода мысли, инициатива, увлеченность своим делом, активность, самостоятельность, ответственность.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок мотивов поведения индивида в обществе.

Репродуктивное здоровье - отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостаточностей, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

Сексуальное здоровье - есть комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных факторов, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви. В соответствии с критериями, разработанными Сексологическим институтом в Гамбурге, к норме можно относить все формы сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, которые имеют место между двумя зрелыми лицами разного пола, принимаются ими обоими и направлены на достижение наслаждения, которое не вредит их здоровью и не нарушает норм общежития.

Таким образом, можно выделить следующие концептуальные подходы (5) к выделению различных групп дефиниций (определений) здоровья:

1) функционально-биологический подход

В основе лежит нормальное функционирование организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном). Такой подход определяет здоровье как нормальное течение физиологических и биохимических процессов.

2) здоровье рассматривается с позиции динамического равновесия организма, его функций и факторов окружающей среды

Здоровье при таком подходе представляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статического (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.

3) социально-биологический подход

В данном случае биологические и социальные признаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается приоритетное значение.

4) адаптационный подход

Приоритетным в определениях здоровья является способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям в окружающей среде.

5) ценностный подход.

Здоровье выступает как ценность для человека, необходимой предпосылкой для полноценной гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности.

Наличие достаточно большого количества определений здоровья еще раз подтверждает что здоровье – это очень сложный объект познания.

Оценка состояния здоровья.

Оценка здоровья - это количественная и качественная характеристика здоровья с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма.

Уровень здоровья - обобщенный (интегративный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход).

Необходимо четко представлять, что такое качество здоровья - это наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др.

В настоящее время в основу современной оценки состояния здоровья положены:

Три группы факторов, обусловливающих здоровье :

    наличие патологического признака или болезни в семье, в роду и степень его влияния на уровень здоровья (генеалогический анамнез).

    особенности онтогенеза (биологический анамнез),

    условия роста и развития ребенка (социально-средовой анамнез).

Пять критериев, характеризующих здоровье:

    физическое развитие и степень его гармоничности (определение массы, длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей).

    нервно-психическое развитие.

    уровень резистентности (сопротивляемости) организма, определяют по кратности острых заболеваний за прошедший год.

    функциональное состояние организма и поведенческие реакции, определяют по показателям: частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, уровня артериального давления и гемоглобина в периферической крови, и т.д.

    хронические заболевания или врожденные пороки развития.

В зависимости от характеристик критериев здоровья и наличия факторов риска выделяют 5 групп здоровья дети (С.М. Громбах, 1982).

I группа - здоровые, не имеющие отклонений по всем шести критериям, то есть здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющих уродств, увечья, функциональных отклонений;

II группа - дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания.

III, IV, V группы - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации соответственно.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх