Око за око - что значит? «Око за око, зуб за зуб» и другие выражения, которые пришли из Библии

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает оно равноценное воздействие за нанесенный ущерб, несет негативный оттенок, связанный с местью, борьбой, дракой, выяснением отношений и тп.

Известная всем фраза око за око, зуб за зуб приписывается библии, но на самом деле имеет значительно более древнее происхождение. У всех народов, у всех людей на земле есть понятие справедливости и справедливого возмездия, которое предполагает равноценный ответ за нанесенную обиду, оскорбление или любой другой ущерб. В основе своей это выражение образное и не предполагает впрямую выбивание зубов или лишения зрения, а лишь говорит о том, что «отниму у тебя столько же, сколько и ты у меня». Хотя в дикие времена средневековья и ранее, возможно такая мера суда, точнее, самосуда, и имела место. То есть преступнику, выбившему человеку зуб, сломавшему руку, нанесшему увечья должно было понести телесное наказание точно такое же. В ответ на причиненное зло причинялось точно такое же зло.

Интересно, что призывающее к справедливому возмездию выражение «зуб за зуб» имеет только негативный оттенок, его никогда не используют в смысле «платить добром за добро в равной мере».

С выражением зуб за зуб впрямую связано выражение иметь зуб . Иметь зуб на кого-то означает злиться, сердиться, замышлять недоброе, вынашивать планы мести и тп. Иными словами, «мне выбили зуб, и я дождусь удобного момента, чтобы выбить зуб тебе», то есть отомщу.

Лингвисты утверждают, что выражения похожие на зуб за зуб можно встретить и в других языках мира.

Другие интересные выражения из русской речи:

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

Русский язык богат, выразителен и всеобъемлющ. Вся полнота духовных и душевных переживаний народа отражена в нем. Немалую роль в жизни русского люда всегда занимала вера, поэтому и неудивительно, что значительное количество современных крылатых выражений и пословиц возникло на основе Библии.

«В поте лица»

Это слова Бога, которые Он произнес во время изгнания первых людей Адама и Евы из Рая:

«Проклята земля за тебя… терния и волчцы (сорняки) произрастит тебе… В поте лица твоего будешь есть хлеб твой». (Быт. 3,19)

«Вернуться на круги своя»

Взято из книги мудреца Екклезиаста:

«Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится…,и возвращается ветер на круги свои». (Еккл. 1:6)

«Власть предержащие»

В своем послании к римским христианам апостол Павел говорит о гражданских обязанностях христианина.

«Всякая душа да будет покорна власть предержащим, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». (Рим. 13:1)

«Волк в овечьей шкуре»

В Евангелии от Матфея, Иисус Христос так называет лжепророков, которые проповедуют ложное учение о спасении:

«Берегитесь же лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри есть волки хищные: по плодам их узнаете их». (Мф. 7:15-16).

«Не оставить камня на камне»

Это пророческие слова Иисуса Христа о предстоящем разрушении Иерусалима, которые сбылись через 70 лет.

«Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истин­но говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». (Мф. 24: 2)

«Книга за семью печатями»

Образ недоступного за семью печатями взят из пророческой книги Нового Завета «Откровение святого Иоанна Богослова»:

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее». (Откр. 5:1-3)

«Око за око, зуб за зуб»

Фраза встречается еще в Ветхом Завете. Данный закон, устанавливал степень ответственности за преступление. Виновному, не должно было быть установлено наказание больше содеянного. Этим законом также ограничивалась распространенная в древние времена кровная месть, когда за преступление одного человека мстили всему роду, зачастую смертью. Данный закон предназначался судьям, поэтому тот смысл, который мы вкладываем в эти слова сегодня искажен. В Новом Завете Иисус Христос повторяет эти слова, отменяя этот закон и дает новое наставление вместо него.

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Мф.5: 38-39).

«Хранить, как зеницу ока»

Это слова 16 псалма:

«Сохрани меня, Господи, как зеницу ока» . (Пс. 16: 8).

«Бог дал, Бог и взял»

Слова праведного Иова, веру которого Господь проверял, посылая ему всякие жизненные испытания. Когда Иов узнал, что погибли его дети, то упав на землю произнес:

«Господь дал, господь отнял» . (Иов. 1: 21).

«Не рой другому яму, сам в нее попадешь»

Также имеет библейское происхождение, это цитата из книги Притч Соломовых:

«Кто роет яму другому, тот сам в нее упадет» . (Притч. 26: 27).

Не так давно мое внимание привлекло расследование одного из израильских телеканалов в отношении возможности приобретения арабскими жителями Израиля квартиры в строящемся новом проекте центра страны. Поводом послужила жалоба представителя нац. меньшинства мусульманского вероисповедания о, якобы, отказе продать последнему единицу жилья рядом с евреями.

«Расследование» было неутешительным для нашей либеральной общественности. Под видом потенциального покупателя тележурналист допытывался у представителя отдела продаж, может ли тот быть уверен, что его соседями не окажется арабская семья. На что «представитель» уверенно заявляла, что волноваться не стоит, поскольку «двоюродным братьям» здесь не продают.
Негодующая общественность потребовала немедленного ответа и послала официальный запрос в строительную компанию, после чего из руководства поступил заикающе-размытый ответ, о том, что, мол, «представитель» была неправильно понята и покупка доступна любому, кто принесет деньги.

А ведь оправдываться не надо. И продавать не надо по одной простой причине: В Палестинской автономии (ПА) арабу грозит смертная казнь за продажу недвижимости еврею. «Око за Око»-закон из Пятикнижия Моисея. Читали? Нет? Читали, но забыли? В любом случае очень рекомендую пройтись.

Я думаю не требует особого доказательства тот факт, что, если бы закон о запрете продажи земли евреям не свирепствовал в ПА, значительная часть Восточного Иерусалима и Хевронa с арабским населением были бы уже давно выкуплены и заселены израильтянами. То же касается и земель Иудеи и Самарии.

Как можно добиться отмены людоедского закона? Введя собственный закон о запрете продажи арабам-мусульманам недвижимости в еврейских населенных пунктах. И тогда, естественно, возмутится весь либеральный запад. Ну что ж мы отменим дискриминационный закон, но пусть и ПА отменит свой. И тогда посмотрим у кого воли и любви больше в освоении земли Израиля.

Впрочем, это из области фантастики. Никогда преступные главари Хамаса, Фатха или мучеников еще какой-нибудь Аль-Хрени, простите за выражение, не пойдут на разрешение евреям скупать «мусульманскую», как они считают, недвижимость. Поэтому наиболее простой вариант отмены дискриминирующего евреев закона распустить «законодателей». Не надо силком держать власть Абу Мазена или «преемника», который придет за ним. Хаос сам сметет и законодателей и оппозицию, как это было в Ливии, Сирии, Йемене. Ну а нет «автономии», нет и закона. Поможем, страдающим от распрей между Хамасом и Фатхом, бедным «палестинцам» найти приют в благословенной Европе, предварительно выкупив дома и участки, обеспечив тем самым благополучный переезд.

Впрочем, статья не об этом. А о той самой заповеди «Око за Око, Зуб за Зуб»

В статье «Кома Христианства» я уже писал, что не одна из синайских заповедей, бывших некогда столпом христианства не исполняется. Это же относится и к «Око за Око». Ни Европа, ни Америка не должны были допускать строительство мечетей на своей территории пока в Саудовской Аравии, где находится краеугольный камень мусульманской цивилизации и куда совершают хадж миллионы страждущих исмаилитов, не разрешат строить церкви.

На самом деле не только церкви с синагогами строить там запрещено, но и за ввоз Библии, как мы знаем, грозит тюремным сроком. «Око за око, зуб за зуб» говорите? Нет. Это как будто вам выбили все зубы, чтобы вы шмякали там что-то невразумительное за ценности демократии, пока зеленое чудовище с аппетитом, белыми, здоровыми и крепкими зубами медленно и верно пожирает вашу цивилизацию. Да в придачу выкололи то самое «око», что бы не видели и не догадывались добрые европейцы, как медленно и верно их переваривают в утробе, под воздействием псевдолиберальных и «мирноисламских» пищеварительных соков.

Как работает закон «Око за око» показывают последние успехи еврейского государства по борьбе с террором, когда, количество терактов и жертв намного уступают европейским показателям. Это и снос домов террористов, и лишение гражданства, недавно подписанное главой МВД Арье Дери в отношении израильского араба-убийцы Раеда Ахмада. Конечно, это еще не «зуб за зуб», но уже где-то удар под дых и потенциальные террористы тысячу раз подумают, а стоит ли ставить под вопрос благоденствующее существование себя и своей семьи.

Мне вполне разумно могут возразить, что заповедь «Око за окоб зуб за зуб» уже давно не воспринимается буквально и была интерпретирована мудрецами Талмуда в том духе, что, если тебе выбили зуб, необязательно выбивать зуб обидчику. Можно получить денежный выкуп и разойтись с миром.

Кстати, сознательно или нет, используя такое же толкование, действуют и сегодняшние либералы. После терактов в Америке или Европе, часто, Саудовская Аравия и Катар жертвуют миллионы долларов напрямую или через подставные фонды с целью умиротворение ситуации. Взявшие деньги начинают петь песни о мирном характере Ислама, не забывая при этом подчеркнуть о необходимости вести «бескомпромиссную войну с террором». А между тем количество мечетей и экстремистски настроенных проповедников на деньги тех же саудитов только растет. Но либералы, не успокаиваются и снова пытаются при помощи тех же денег откупиться от террора: дадим шекели/евро/доллары на школы, мечети, исламские университеты, да тому же Арафату, как это решили Рабин с Пересом, и все уладится. Да как-то не улаживается.

Я где-то понимаю мудрецов Талмуда, вынужденных в течении многих веков творить в изгнании. Представим себе ситуацию, что зверствующий антисемит, скажем во времена Богдана Хмельницкого, подошел к еврею и со злостью выбил тому зуб. Допустим наш еврей решил действовать буквально заповеди. Собрал друзей и братьев (а это необходимо, ибо злодей хорошо вооружен), поймал антисемита и выбил тому зуб. Что последует дальше? Наиболее вероятно, погром, который уничтожит не только зубы, но и как минимум половину населения местечка. Разумнее подать жалобу гетману или шляхтичу, смотря кто главенствует, с просьбой заставить юдофоба возместить ущерб.

В общем то подход рациональный, но в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, проблемы не решает. И история тому подтверждение. Заплативший деньги антисемит затаит злобу и при первой возможности поднимет бучу, так или иначе спровоцировав новый погром.

А уж тем более сейчас, когда вот уж как более 70 лет еврейский народ вышел из изгнания и вернулся на свою землю, негоже и недолжно следовать галутным толкованиям прямых заповедей Торы. Основываясь на череде чудес, начиная с процесса голосования в ООН о создании еврейского государства, анализируя события Шестидневной Войны, а также множество других эпизодов современной израильской истории, я бы не стал отрицать вероятности помощи Небес в процессе становления Израиля.


А если это так, то более, чем логично предположить, что для процветания и успешного развития еврейского народа на Святой земле наши действия должны соответствовать тем заповедям, которыми напутствовал устами Всевышнего Моисей двенадцать израильских колен перед переходом реки Иордан. К слову, это все описано в разделе Торы под названием Дварим, который мы читаем сейчас, перед наступлением праздника Рош-ха-Шана.

P.S. А в конце вопрос на засыпку. Если бы все-таки закон «Око за Око» имплементировался в полную силу, какой пропорциональный ответ должен быть на тот факт, что евреи, фактически, не могут под страхом смерти проживать на территории ПА и Иордании, где подавляющее большинство населения составляют палестинские арабы?

Знаменитое библейское «око за око, зуб за зуб» имеет и другое название, принятое в юриспруденции, — талиона принцип. Что он подразумевает, как возник, как и где используется в наши дни?

Определение

Талиона принцип предполагает наказание за преступление, мера которого должна воспроизводить вред, который им причинен.

Он может быть материальным и символичным. В первом случае причиненное зло воспроизводится наказанием в точности, а во втором — равенство преступления и возмездия проводится в идее.

Появление принципа талиона связывают с ростом правосознания человека, когда неконтролируемая уже не соответствует требованиям правосознания. Таким образом, его целью является охрана правонарушителя и членов его рода от попыток причинения им чрезмерного ущерба со стороны потерпевшего и его семьи.

Наказание по принципу талиона в доисторические времена

Истоки идеи уравнять наказание преступника с ущербом, который им причинен, появились еще в первобытном обществе много тысячелетий назад. В примитивном виде этот принцип сохранился у некоторых народов до наших дней. Так, у жителей Гвинеи мужчина, жена которого была уличена в прелюбодеянии, имел право переспать с супругой виновного, а в Абиссинии брат или другой родственник человека, умершего в результате чьего-либо неосторожного падения с дерева, мог в тех же условиях сам спрыгнуть с высоты на невольного правонарушителя.

Принцип талиона в законах Хаммурапи

Этот вавилонский царь, известный своей мудростью и дальновидностью, создал свод правил, по которому должно было осуществляться правосудие в его стране и на территории завоеванных земель. В законах Хаммурапи есть 3 разновидности наказаний:

  • наказание по типичному талиону, т. е. по принципу «око за око»;
  • по символическому правилу (сыну, который ударил отца, отсекали руку, врачу за неудачную хирургическую операцию — палец и др.);
  • по зеркальному правилу (если крыша дома обвалилась и убила кого-то из членов семьи хозяина, предавали смерти родственника строителя).

Интересно, что за ложное обвинение человеку также могло грозить умерщвление. В частности такая кара предполагалась, если оклеветанный был подвергнут смертной казни.

В Иудее и в Древнем Риме

Известный богослов защищал принцип уравновешенного возмездия как единственно справедливый способ подвергнуть наказанию виновного. Он же являлся одним из первых иудейских мыслителей, кто рассматривал вопрос о возможности компенсации за ущерб.

Ответственность по принципу талиона была зафиксирована и в законах Древнего Рима. В этот же период в Иудее потерпевший мог выбирать между нанесением такого же ущерба виновному и денежной компенсацией, что было прописано в Ветхом Завете (ср. Исх. 21:30). Однако через некоторое время законоучители Талмуда решили, что достойным талионом за телесное повреждение может быть признана только денежная компенсация. Они обосновали это тем, что справедливость талиона нельзя рассматривать как истинную, так как глаз может быть меньшего или большего размера, зрячим или слабовидящим и т. п.

Таким образом, изначально нарушался талиона, а также предписанное в Ветхом Завете единство закона для всех.

В Библии

В Ветхом Завете принцип талиона был введен с целью остановить цепочку преступлений из-за кровной мести между семьями, которая могла продолжаться в течение многих десятилетий. Вместо нее применялся принцип равного возмездия. Причем этот закон предназначался для использования судьями, а не отдельными людьми. Именно поэтому ученые призывают не рассматривать библейский принцип правосудия «око за око» как призыв к отмщению, так как в ветхозаветной Книге Исхода (21:23-21:27) речь идет лишь о соответствии меры наказания тяжести совершенного преступления.

Позже Христос призвал «подставлять правую щеку», тем самым сделав революцию в сознании людей. Однако талиона принцип не исчез, а трансформировался в «золотое правило этики», в изначальной формулировке гласящее, что нельзя поступать с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой, а позже подававшееся в виде призыва к положительному действию.

В Коране

В исламе наказание по принципу талиона означает в некоторых случаях возможность возместить ущерб выкупом.

В частности Кораном предписано зеркальное возмездие за убитых (женщина — за женщину, раб — за раба), но если убийца был прощен родственником (обязательно мусульманином), то ему следует уплатить достойный выкуп потерпевшим. Последнее правило преподносится как «облегчение и милость», а за его нарушение полагается мучительная кара.

При этом поведение прощающего в суре 5 считается поступком, искупляющим грехи. Однако прощение в ней только рекомендуется, но не требуется. В то же время в последующих сурах можно найти идею о том, что воздаяние злом за зло само является таковым, поэтому мстящий сам себя приравнивает к злодею.

Таким образом, в исламе талион не отвергается столь же решительно, как в христианстве. Особенно резки требования делать различия при решении вопросов со «своими» и в отношении неверных, на обиду которых требуется отвечать тем же.

В русском праве

Идея талиона в нашей стране сохранялась вплоть до 18-го века. Так, в 1649 года наказание по принципу талиона означает, что должно поступать с преступником так же, как и он. В законе прямо сказано, что за выколотый глаз следует «самому ему то же учинить». Более того, преступников можно было пытать в праздники, так как творили лихие дела они во все дни недели.

Как ни странно, но талион сохранился и в законах Петра I. В частности в Артикуле воинском от 1715 года предписывалось прожигать каленым железом язык богохульников, за лжеприсягу отсекать два пальца, а за убийство отрубать голову.

Однако с течением времени такие формы талиона перестали применяться. Прежде всего это было связано с тем, что усложнились формы преступлений, и зеркальное наказание стало невозможным.

С точки зрения морали

Считается, что талиона принцип является первым в ряду норм, посредством которых люди задают наиболее общие формулировки о том, как должно регулироваться соотношение добра и зла. Иными словами, он предваряет появление Однако возникновение государства, которое приняло на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток прошлого и вычеркнуло его из списка базовых принципов регуляции на основе нравственности.

Теперь вам известно моральное содержание принципа талиона, а также его толкование и суть использования в разных религиозных и культурных традициях.

1 Люди часто в своей повседневной речи используют крылатые фразы и выражения, смысл которых не совсем им понятен. К сожалению, сегодня образование находится на столь низкой отметке, что мало кто знает об их происхождении и значении. На сайте сайт мы стараемся растолковывать самые различные выражения, пословицы и сленговые слова, поэтому вы без труда найдёте ответы нас свои вопросы. Добавляйте нас в закладки, ведь мы постоянно выкладываем полезную инфу . Сегодня мы будем говорить про довольно известную в широких кругах поговорку, это Око за око , что значит вы можете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем вы продолжите, я бы хотел ознакомить вас с моими новыми публикациями по тематике фразеологизмов . Например, что значит Вечер в хату ; как понять Накручивать себя ; что означает Аршин проглотить ; что такое Авгиевы конюшни и т. п.
Итак, продолжим, что значит Око за Око ?

Око за Око - это принцип возмездия, иначе называемый принципом Талиона, то есть наказание тебе назначается такое же, какой ты вред принёс


Око за Око - это цитата из Библии, особая формула закона возмездия


Синоним выражения Око за Око : сквитавшийся, рассчитавшийся, расквитавшийся, посчитавшийся, оплатившей той же монетой, отомстивший, невестке в отместку, как аукнется, так и откликнется; кровью за кровь; расплатившийся, припомнивший, поквитавшийся.

Происхождение фразеологизма Око за око, своими корнями уходит в историю Израиля. Этот принцип был сформирован в качестве гражданского закона, и он гласил: "Кто нанесёт повреждение на теле ближнего своего, тому необходимо сделать то же самое - зуб за зуб, око за око, перелом за перелом".

Хотя не стоит так буквально трактовать эту фразу. Она вовсе не означает, что если кто-то выбил вам глаз, то вы должны сразу же бить в ответ. Если какой-нибудь человек, по злому умыслу или случайно нанёс вам увечья, то вам следует обратиться в судебные органы, в которых необходимо рассказать о произошедшей беде.
После того, как в суде решали, что обвиняемый вами индивидуум, действительно виновен, и он не смог помириться с заявителем, то только в этом случае, обвиняемому наносили такое же повреждение. Как мне думается, это было весьма справедливое правило, и нам нужно снова взять его на "вооружение".

Данными законами руководствовались многие древние народы. Хотя существовал такой момент, что имелась вероятность, откупиться от возмездия деньгами. Впрочем, у нас всё то же самое, если человек богат, то он способен "залить" любой пожар своими денежными средствами, невзирая на лица и положение.

Прочтя эту небольшую статью, вы теперь будете знать, что значит Око за Око , и откуда пошла эта любопытная фраза.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх