Образцы жалоб на отказ в лекарственном обеспечении и рекомендации по их составлению. Льготные и бесплатные лекарств: куда жаловаться на отсутствие? Не дают лекарства федеральному льготнику

Мы уже знаем, что льготные лекарства онкобольным предоставляются по федеральной и по региональной льготе в зависимости от статуса льготника. При этом, назначаются лекарства, входящие в стандарт лечения и в льготные Перечни. Напомню, что при амбулаторном лечении основанием для получения льготных лекарств инвалидам является Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», а перечень льготных лекарств содержится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, куда входят все льготные лекарства. То есть смотрите, входит ли в указанный Перечень назначенное вам лекарство.

Основанием для получения льготных лекарств гражданам, страдающим онкозаболеваниями, но не имеющим группы инвалидности, является Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в приложении № 1 которого указано право лиц с онкозаболеваниями на льготное получение всех лекарственных средств. В свою очередь Перечень этих лекарственных средств содержится в приложении к территориальной программе государственных гарантий области (см. региональный перечень лекарств называется: «в соответствии с перечнем групп населения и категориями заболеваний»).

Всегда узнавайте, входит ли в федеральный и региональный перечень назначенное Вам лекарство (можно узнать в страховой компании, ТФОМС, из приложения к территориальной программе государственных гарантий, опубликованной в интернете вместе с Перечнями лекарств).

Бывает, что лекарство не входит в стандарт и в льготный перечень, но и в этом случае оно также может быть назначено пациенту по медицинским показаниям, хотя получить его гораздо сложнее.

Пункт 5 статьи 37 Федерального закона РФ от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».

Пункт 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255): « В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» (для инвалидов) .

Теперь почему инвалидам с онкозаболеваниями отказываться от социального пакета нельзя. Лекарства для лечения онкологии дорогостоящие и обеспечить пациента, отказавшегося от соц.пакета, лекарством по региональной льготе не всегда возможно по причине регулярного отсутствия денег у бюджета субъекта РФ. Тем более, что очень многие лица с онкозаболеваниями не имеют группы инвалидности, но при этом им требуется дорогостоящее противоопухолевое лечение, и они должны быть обеспечены льготными лекарствами в первую очередь. Хотя и на них, как говорят в Минздравах, нет денег. Право на получение медицинской помощи и на получение льготного лекарства не зависит от финансирования. Однако ссылки на отсутствие финансирования являются основным препятствием для получения льготного лекарства, которое врач онколог не назначит, лечащий врач не выпишет рецепт, Минздрав области не закупит. Денег и правда, может быть недостаточно, но может быть и так, что деньги имеются, а онкопациента просто не хотят лечить и тратить на закупку дорогого лекарства федеральные денежные средства, не говоря уж о деньгах региона. Но пациентам тоже хочется жить, как, впрочем и не жалующимся на здоровье чиновникам и врачам, которые отказывают пациентам в лекарствах. В таком случае онкобольные вынуждены бороться за свою жизнь и за гарантированное им государством лекарственное обеспечение. Некоторым это удается. Можно в связи с этим предложить пациентам, которым отказывают в льготных лекарствах, обращаться с жалобами на отказ в лечении.

Для начала на отказ в лекарственном обеспечении нужно написать жалобу в Минздрав области, при этом желательно получить письменный ответ. (Правда, у данного метода предварительного обращения в Минздрав есть минус - срок рассмотрения в течение одного месяца). Обычно из областного Минздрава следует отказ в лечении со ссылками на отсутствие финансирования и по федеральной и по региональной льготе, что уже становится официальной и «уважительной» причиной отказа в лечении онкопациента. После получения такого ответа можно писать жалобу в контролирующий лекарственное обеспечение (правда лишь инвалидов) территориальный орган Росздравнадзора по субъекту РФ. Росздравнадзор обязан отреагировать на жалобу пациента. При получении жалобы, обычно, Росздравнадзор отсылает в Минздрав области письмо с просьбой «разобраться в ситуации, обеспечить пациента лекарством и сообщить о принятых мерах». Если, несмотря на это, льготное лекарство не получено, то жаловаться придется в органы прокуратуры. Но следует иметь в виду, что если пациент не приложил к жалобе в прокуратуру ответ из Минздрава, то прокурор перенаправит жалобу пациента в Минздрав области и все может этим закончится, поскольку Минздрав просто не ответит. Если же пациентом будет приложен письменный ответ об отказе из Минздрава, то жалобу в прокуратуре обязаны рассмотреть и принять меры прокурорского реагирования. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в статье 1 к полномочиям прокуратуры относит надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека. Статья 10 предусматривает обязанность разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений с составлением мотивированного ответа. При этом «запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются». Но, к сожалению, часто прокуратура пересылает жалобы в Минздрав области, хотя оттуда уже был получен ответ об отказе в лечении пациента, что не соответствует статье 10 Закона о прокуратуре.

Если в лекарственном обеспечении отказано лицу с онкозаболеванием, не имеющим группы инвалидности, то после отказа Минздрава области в лечении, жалобу нужно адресовать органам прокуратуры. Можно, конечно, написать обращение и в территориальный Росздравандзор, который контролирующих мер не примет, но может высказать свое мнение по сложившейся ситуации. Так, по одному из обращений регионального льготника в территориальный Росздравнадзор, он высказал свою позицию о праве пациента с онкозаболеванием получать лекарства по региональной льготе, что также может пригодится пациенту при дальнейших обращениях.

При написании жалобы следует указывать, кроме фамилии и имени, также наличие группы инвалидности, где и кем назначено лекарство (в доказательство того, что Вы его на сами себе рекомендовали по собственному желанию), если лекарство уже предоставлялось, то указывать, сколько раз получали лекарство и при каких условиях (по льготному рецепту, в стационаре) и другую информацию. Или описать иную имеющую место ситуацию. В жалобе указываются все адресаты, можно приложить копию справки МСЭ, выписной эпикриз, документы о назначении лекарства. Если были получены ответы из Минздрава, то указать ссылки на них и приложить к жалобе в Росздравнадзор и прокуратуру. Один экземпляр жалобы остается у заявителя, на котором ставится отметка принявшего ее органа. Жалобу можно направить и заказным письмом с уведомлением о вручении. Копию жалобу, адресованной Минздраву области, можно направить и в прокуратуру, что не исключает, как указано выше, направление отдельной жалобы прокурору в случае отрицательного ответа из Минздрава, имеющей другой статус. Также жалобу в копии можно направить уполномоченному по правам человека региона, чтобы он знал о ситуации с отказом в лекарственном обеспечении на территории области. Для информации – упоминаемый в тексте жалоб «субъект Российской Федерации в сфере охраны здоровья» - это Минздрав области.

После того, как жалобы отправлены, придется ждать ответа. Иногда бывает, что чиновники затягивают срок ответа до 1 месяца или вообще не отвечают. Для того, чтобы все же получить ответ и, возможно, ускорит его сроки, нельзя просто его ждать.

По правилам делопроизводства жалобы передаются на исполнение конкретному лицу организации. Поэтому, нужно позвонить в приемную Минздрава, Росздравнадзора. Прокуратуры и спросить телефон лица, которому на исполнение передана направленная Ваши жалоба. Затем позвонить исполнителю и уточнить сроки и содержание ответа, в том числе, если на жалобу не отвечают более 1 месяца.

Ниже приводятся образцы жалоб на отказ в лекарственном обеспечении инвалида и на отказ в лекарственном обеспечении онкобольного, не имеющего группы инвалидности, которые можно направлять в региональный Минздрав, Росздравнадзор и органы Прокуратуры.

В тексте нижеприведенной жалобы основное внимание следует обращать на нормативные акты, предоставляющие право пациенту на льготное лекарственное обеспечение.

Инвалидам и онкобольным также должны предоставлять льготные лекарства по любому имеющемуся у него заболеванию (в зависимости от статуса льготника и от наличия лекарства в льготном Перечне). Убедившись, что назначенное Вам врачом лекарство входит в соответствующий статусу льготника Перечень, при общении с врачами, также можно ссылаться на указанные в жалобах нормативные акты. Например, требуя лекарства для лечения от гипертонии, сахарного диабета, артрита и др.

1. Образец жалобы



Копия: Прокуратура ______________________
Адрес:__________________________________
Заявитель ______________________________
Адрес:_________________________________

Жалоба
на отказ в предоставлении льготного лекарства

Я, Ф.И.О. 1946 года рождения, являюсь инвалидом 2 группы по заболеванию рак прямой кишки 4 стадии. В онкодиспансере № 1 г. К-ва мне было проведено хирургическое удаление опухоли и для дальнейшего лечения на консилиуме Онкодиспаснера № 1 05.09. 2013 года был назначен лекарственный препарат гливек

(МНН иматиниб). Но в поликлинике № 4 г. К-ва лечащим врачом было отказано в выписке льготного рецепта на указанный препарат. С жалобами на отказ в лечении я обращался в Администрацию г. К-ва, в Министерство здравоохранения г. К-ва. Причиной отказа в лечении были названо отсутствие денежных средств на лекарства для льготников и высокая стоимость препарата.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона РФ от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

На основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи» инвалиды являются получателями набора социальных услуг и имеют право на обеспечение их по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Иматиниб входит в стандарт лечения при оказании первичной медико-санитарной помощи при злокачественных метастатических и рецидивных новообразованиях ободочной и прямой кишки IV стадии (химиотерапевтическое лечение)", утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1531н ".

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и выписки лекарственных препаратов в рамках государственной социальной помощи осуществляется в соответствии положениями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". Согласно п.4.1. Приказа, инвалиды обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665).

Гливек под МНН Иматиниб входит в указанный федеральный Перечень льготных лекарств, поэтому по медицинским показаниям должен быть предоставлен мне по льготному рецепту за счет средств федерального бюджета в рамках переданных субъекту РФ указанных полномочий.

Также я являюсь «региональным льготником» и при отсутствии финансирования из федерального бюджета по программе ДЛО мне должны были предоставить лекарство за счет средств областного бюджета.

Об этом указано в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой": «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям».

Перечень групп населения и категорий заболеваний для региональных льготников, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1 к Постановлению, указано, что граждане, страдающие онкологическими заболеваниям, имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Кроме этого, злокачественные новообразования входят в Перечень социально значимых заболеваний (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715). В связи с чем статья 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Вышеуказанное означает, что назначенное льготное лекарство мне должны были предоставить по одному из указанных оснований за счет одного из двух вышеуказанных источников финансирования. Однако противоопухолевым препаратом гливек (МНН иманитиб) я не был обеспечен ни по «федеральной льготе», ни по «региональной льготе».

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья в РФ являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

Недостаточное финансирование не является основанием освобождения органа управления здравоохранением региона от лечения пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями и несоблюдение федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников. Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу для жизни.

Принять меры к обеспечению меня жизненно необходимым лекарственным препаратом «иматиниб» на весь курс лечения по программе «дополнительного лекарственного обеспечения» за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета региона.

Приложение:

Дата, подпись.

2. Образец жалобы на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Примечание: в жалобе приводятся некоторые лекарственные препараты, указанные в стандартах лечения при РМЖ и входящие в Перечень приказа № 665. В связи с чем, при написании жалобы можно выбрать лекарства, входящие в стандарт лечения и Перечень Приказа № 665 при указанном диагнозе

Куда: Министерство здравоохранения области
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор

Адрес:___________________________________
Адрес:__________________________________

Жалоба
на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Я, Ф.И.О. 1965 г.р. , страдаю злокачественным новообразованием молочной железы 4 стадии, являюсь инвалидом и включена в Федеральный регистр льготников. Для лечения заболевания консилиумом С - ого ОКОД 04.08. 2013г. по жизненным показаниям мне были назначены лекарственные препараты паклитаксел (МНН паклитаксел), герцептин (МНН трастузумаб), золадекс (МНН золедроновая кислота).

Я получала лечение указанными препаратами с 24.08.2013 по 20. 11.2013г.

Однако с октября 2013 года я не получаю лечение указанными лекарственными препаратами (примечание: указать название лекарства ) ни стационарно, ни амбулаторно путем выписки льготных рецептов. Отказ в лечении Министерство здравоохранения области обосновывает отсутствием финансирования лекарственного обеспечения по федеральной льготе (ответ № 545 от 24. 09. 2013г).

Считаю отказ в лечении меня жизненно необходимыми мне указанными препаратами незаконным исходя из нижеследующего.

Конституция Российской Федерации в статье 7 устанавливает, что Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета и других поступлений.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. При этом назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (п. 5 ст. 37 Основ – ФЗ № 323).

Препараты паклитаксел, трастузумаб, золедроновая кислота входят в Стандарт специализированной медицинской помощи при первично-генерализованных и рецидивных формах злокачественных новообразованиях молочной железы IV стадии - первично; I-IV стадии – прогрессирование (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 612н), а паклитаксел, трастузумаб входят в Стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н).

(примечание: если у пациентки стадия заболевания I-III (T1N0M0 - Т любая N3М0), то в жалобе нужно ссылаться на стандарт от 9 ноября 2012 г. N 723н).

Если стадия, IV - первично; I-IV – прогрессирование, то на стандарт от 7 ноября 2012 г. N 612н).

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды, как получатели набора социальных услуг имеют право на получение лекарственных препаратов в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом назначение и выписывание лекарственных препаратов для льготников производится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» . (Об этом указано в п.4.1 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н).

В Перечень приказа Минсоцздравразвития РФ № 665 входят лекарственные препараты паклитаксел, тратузумаб, золедроновая кислота.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Статья 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Из указанных нормативных актов следует. что я имею право на получение по жизненным показаниям указанных лекарственных средств в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета в рамках перееденных региону федеральных полномочий.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

Недостаточное финансирование не является основанием освобождения органа управления здравоохранением региона от лечения пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями и несоблюдение федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников. В результате необеспечения меня жизненно необходимым лекарственным средством были нарушены мои конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, предусмотренные ст. ст. 39 и 41 Конституции Российской Федерации и вышеуказанными федеральными нормативными актами. Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

На основании вышеизложенного, прошу:

1. Разобраться в ситуации с отказом в лечении, принять меры к обеспечению меня Министерством здравоохранением г. С- ва и подчиненных ему структур препаратами трастузумаб и золедроновая кислота на весь курс лечения.

Приложение:

Дата, подпись.

3. Региональная льгота (онкобольной без группы инвалидности)

Примечание: необходимо смотреть, содержится ли назначенное или рекомендованное пациенту лекарство в приложении к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий год в разделе: «перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно….». В некоторых областях региональный Перечень может содержаться в отдельно принятых нормативных актах, о чем должно быть указано в программе государственных гарантий. В тексте жалобы нужно ссылаться на то, что лекарство входит в это Перечень.

Куда: Министерство здравоохранения области
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор
Адрес:___________________________________
Прокуратура _____________________________
Адрес:___________________________________
Заявитель _______________________________
Адрес: __________________________________

От кого: ________________________________

Жалоба
на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе
(онкобольная без группы инвалидности)

Я, Ф.И.О. 1971 года рождения, страдаю злокачественным новообразованием: гормонозависимый HER2-положительныйо рак молочной железы, 3 стадия.

В качестве лечения была проведена хирургическая операция и лучевая терапия. Инвалидом не являюсь. Для продолжения лечения в Федеральном медицинском научно-исследовательском центре (примечание: указать, были ли такие рекомендации и где _) мне были рекомендованы и также назначены онкологами территориального онкодиспаснера г. В-ка лекарственные препараты герцептин (МНН трастузумаб) и тамоксифен (МНН тамоксифен). Однако указанные препараты для лечения я не получала. На мое обращение в Министерство здравоохранения региона (указать -устно, письменно ) был получен ответ об отказе в лечении по причине отсутствия денежных средств для лечения региональных льготников.

Считаю действия Министерства здравоохранения региона и подчиненных ему структур, отказывающих мне в лечении, незаконными на основании следующего.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) «медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. «Назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (п. 5 ст. 37 Основ).

Трастузумаб входит в стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (системное лекарственное, включая химиотерапевтическое, лечение») (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н ").

Тамоксифен в указанный стандарт не входит, но также должен быть мне предоставлен по медицинским показаниям на основании п.5 ст. 37 Основ.

Статья 16 Основ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Во исполнение указного, пункт 2 статьи 81 Основ к обязанностям органов государственной власти в сфере здравоохранения относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Законом В-ой области от 25.12.2012 № 143-ПК утверждена территориальная программа Государственных гарантий бесплатного оказания населению В-ой области медицинской помощи 2013 год и плановый период 2014 И 2015 годов.

В Приложение 3 « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят препараты трастузумаб и тамоксифен.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1 к нему «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» указано, что лица с онкозаболеваниями имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ ", основными принципами охраны здоровья являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказания в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьи 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, как житель В-ой области я имею право на получение включенных в региональный перечень препаратов трастузумаб и тамоксифен на основании Постановления Правительства РФ № 890 и территориальной программы государственных гарантий области на 2013 год.

Отсутствие финансирования на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан не может служить законным основанием для ограничения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

При указанных конституционных, федеральных и региональных гарантиях на лекарственное обеспечение пациента, со стороны медицинских работников имеет место отказ в оказании медицинской помощи онкобольному, страдающему социально - значимым заболеванием (онкологией) и являющемуся и региональным льготником.

Лекарственные препараты трастузумаб и тамоксифен имеет для меня жизненно важное значение, неполучение которых в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением В-ой области и подчиненных ему им структур препаратами трастузумаб и тамоксифен на весь курс рекомендованного лечения.

Приложение:

Подпись, дата.

4. Жалоба на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

(если лекарственный препарат не входит в стандарт лечения и льготные перечни

Куда: Министерство здравоохранения области
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор
Адрес:___________________________________
Прокуратура _____________________________
Адрес:___________________________________
Заявитель _______________________________
Адрес:__________________________________

От кого: ________________________________

Жалоба
на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Я Ф.И.О. являюсь инвалидом 1 группы по заболеванию: рак сигмовидной кишкиT4N2M1 . Консилиумом Н- ого ОКОД 26.02.2013г было принято решение о назначении мне препарата цетуксимаб. (или же указать, что данный препарат был рекомендован ___ где) .

Однако Министерством здравоохранения Н - ой области в предоставлении препарата «цетуксимаб» отказано, так как он не входит в стандарт лечения при моем заболевании и отсутствует в льготном федеральном перечне лекарств, а именно в перечне приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Препарат «цетуксимаб» действительно не включен в мой стандарт лечения и в Перечень лекарств для федеральных льготников, утвержденный Приказом Минздравсоцразития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665.

Однако о возможности применения лекарств, не входящих льготные Перечни, в частности, в перечень приказа Минсоцздравразвития РФ, указано в п. 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приложение 1 к приказу МИнздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255), содержащий положение, что терапевт, врач-специалист выписывает лекарственные препараты, предусмотренные "Перечнем лекарственных средств", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.12.2004 N 296 "Об утверждении перечня лекарственных средств" в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке. В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» (вместо приказа от 02.12.2004 N 296 действует вышеуказанный приказ Минсоцздравразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665 ).

Также часть 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ допускает по жизненным показаниям предоставление лекарственных препаратов, не входящих в стандарты.

На основании указанного, лекарство, не входящее в стандарт и перечень приказа Минздравсоцразвития РФ № 665 может быть мне предоставлено по решению врачебной комиссии лечебного учреждения по жизненным показаниям.

Лекарство, не входящее в перечень и стандарт, мне должны предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ как региональному льготнику на основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Имеющееся к нему Приложение N 1 «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» предусматривает, что «право на бесплатное получение лекарственных препаратов имеют инвалиды 1 и 2 групп и лица с онкозаболеваниями» и что бесплатно выписываются все лекарственные средства.

Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой" «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

Лекарственный препарат цетуксимаб назначен мне онкологами по жизненным показаниям и согласно действующему законодательству должен быть предоставлен мне по жизненным показаниям. Неполучение препарата в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

1.Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением С-ой области и подчиненных им структур препаратом цетуксимаб на весь курс рекомендованного лечения и выделить для этого необходимые денежные средства.

Приложение:

  1. отказ Комитета по охране здоровья населения области.
  2. решение о назначении цетуксимаба.
  3. выписка из истории болезни.

Подпись, дата.

5.Онкобольные, отказавшиеся от соц. пакета

Но если онкопациент отказался от соц.пакета, восстановить его не успел, при этом он находится в инкурабельном состоянии, то можно написать жалобу на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе на основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 и территориальной программе государственных гарантий области

Жалоба
на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе

Я ___________, ______года рождения, являюсь инвалидом ______ группы по заболеванию C20 Ca ректомигмоидного отдела (рак кишечника) с метастазами в головной мозг и множественными метастазами в легкие. Для обезболивания мне необходимы лекарственные препараты лазикс (МНН фуросемид), дексаметазон (МНН дексаметазон), кетарол (МНН кеторолак) , трамадол (МНН трамадол) .

Я отказалась от социального пакета, в связи с чем участковый врач поликлиники № ______ района ______ льготный рецепт на обезболивающие препараты не выписывает. Однако лица, страдающие онкозаболеваниями, являются одновременно региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 41 Конституции РФ установлено «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Статья 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Пункт 2 статьи 81 указанных Основ к обязанностям органов государственной власти субъектов РФ относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень региональных льготников в зависимости от «групп населения» и «категорий заболеваний» содержится в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения", предусматривающем право лиц с онкозаболеваниями получать бесплатно все лекарственные средства, при этом финансирование расходов по их оплате осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых на эти цели.

На назначение и выписывание лекарств для региональных льготников со ссылками на Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 указано в пункте 34 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Во исполнение указанных федеральных нормативных актов на территории области действует территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории К-ой области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" .

В ее Приложение 4 « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят препараты МНН фуросемид, дексаметазон, кеторолак, трамадол.

О праве федеральных льготников, отказавшихся от социального пакета, получать льготные лекарства по региональной льготе, разъяснено в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой". Указано, что при одновременном наличии права на получение лекарственного, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890.

На основании указанных федеральных и региональных нормативных актов лица, отказавшиеся от социального пакета, являются региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств согласно территориальной программе государственных гарантий и входящих в региональный перечень льготных лекарств.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и на облегчение боли, связанной с заболеванием доступными методами и лекарственными препаратами.

Согласно ст. 4, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий.

На основании вышеизложенного, прошу:

Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением области, подчиненных им структур указанными обезболивающими лекарственными препаратами для облегчения боли за счет средств регионального бюджета.

Приложение:

Дата, подпись.

Лариса Зверева, юрист

В нашу редакцию обращаются жители, которые сталкиваются с трудностями при получении льготных лекарств. К сожалению, эти трудности существуют уже не первый год, и из-за них льготники страдают не только в Сергиевом Посаде, но и по всей стране. О причинах столь неприятного явления и о том, как бороться за своё здоровье, мы расспросили заместителя главного врача Районной больницы, занимающуюся вопросами закупки лекарств для льготников, Татьяну Владимировну Крошихину.

- По каким причинам происходят задержки в поставке льготных лекарств?

Имеются две категории льготников: федеральные, имеющие группу инвалидности, и региональные. Сумма, выделяемая на каждого федерального и регионального льготника, каждый год утверждается постановлением правительства. Из этого складывается бюджетное финансирование по каждой льготе. Сумма небольшая: в 2017 году на каждого федерального льготника выделено в месяц 807 рублей, на регионального - чуть больше. Из этого складывается бюджет на льготное лекарственное обеспечение. У каждого федерального льготника, к тому же, есть право отказаться от льготы. В таком случае в Пенсионный фонд подаётся соответствующее заявление, и тогда эти деньги возвращаются льготнику как ежемесячная надбавка к пенсии. Финансирование на льготное лекарственное обеспечение для федеральных льготников складывается из количества лиц, не отказавшихся от льготного лекарственного обеспечения, умноженного на сумму, выделяемую на одного льготника, утверждённую постановлением правительства. Сумма в итоге при её озвучивании выглядит очень внушительно, но её всё равно недостаточно, потому что стоимость большинства лекарств гораздо выше, чем 807 рублей.

Все медицинские организации составляют заявки на льготное лекарственное обеспечение по обеим категориям льготников каждый месяц, и при составлении заявок по деньгам нет ограничений. Заявки составляются в полном объёме по реальной потребности в каждом лекарственном препарате. В поликлиниках ведутся регистры больных сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями, бронхиальной астмой. Заявки на следующий месяц заранее направляются в Минздрав Московской области, но сначала в территориальное управление № 6 Министерства здравоохранения Московской области по координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций, где заявки всех поликлиник формируются в сводную заявку по району. Корректировка заявок происходит на уровне Министерства здравоохранения области в соответствии с выделенными денежными средствами, наличием остатков на областном аптечном складе, а также ассортимента закупленных или закупаемых в настоящее время лекарственных препаратов. В связи с этим лекарств по некоторым позициям, к сожалению, приходит меньше, чем мы заказывали. Потом начинается составление дополнительных заявок, срочных, индивидуальных. Каждого обратившегося с проблемой мы берём на контроль и всеми возможными способами стараемся обеспечить.

- Может ли врач отказаться выписывать рецепт?

Отказать в выписке льготного рецепта на отсутствующее лекарство пациенту, имеющему право на льготное лекарственное обеспечение, лечащий врач в поликлинике не имеет права. Но есть понятие аналоговой замены лекарства, когда специалист может подобрать другой препарат с подобным действием, но с другим торговым наименованием. Уже несколько лет, в со-ответствии с действующими нормативно-правовыми актами, закупка и выписка лекарственных препаратов происходят по международному непатентованному наименованию. Например, ацетилсалициловая кислота - это международное непатентованное наименование, а торговое наименование может быть «Аспирин», «Кардиаск», «Аспирин-кардио», то есть названия, которые запатентовала фармацевтическая компания. Для пациентов приходится проводить разъяснительную работу, так как торговые наименования в аптеках при отпуске того или иного лекарственного препарата могут периодически меняться, а пациенты успевают привыкнуть к определённому наименованию и с недоверием воспринимают новое название одного и того же лекарства.

Если врач не смог подобрать аналоговую замену отсутствующему в данный момент препарату, льготный рецепт остаётся в аптеке на отсроченное обеспечение. В каждой аптеке, участвующей в системе льготного лекарственного обеспечения, есть журнал, где этот рецепт регистрируется. Срока давности отсроченный рецепт не имеет, до обеспечения его лекарством аннулировать его сотрудники аптеки не могут. Ответственность за обеспечение отсроченных рецептов несёт работник аптеки, который дол-жен взаимодействовать с менеджером аптечной сети, который, в свою очередь, взаимодействует с аптечным складом «Мособлфармация» в Подольске, куда поставляются препараты для льготников и откуда они развозятся по государственным аптечным пунктам. К сожалению, логистика поставки льготных лекарств по отсроченным рецептам не всегда срабатывает быстро. Лекарственный препарат в данный момент на складе может отсутствовать по разным причинам: не закуплен, не сыграны аукционы. Это иногда удлиняет время обеспечения рецепта, которое определено по нормативу в десять дней.

Как вы уже сказали, иногда закупаются аналоги препаратов. Что делать пациенту, если замена не подошла и возникли какие-то осложнения?

Это тоже вопрос лечащего врача. Таких случаев в нашей практике было немного. Чтобы подтвердить факт непереносимости или развития побочных неблагоприятных реакций на конкретный лекарственный препарат и именно на этом основании производить закупку конкретного торгового наименования препарата, есть алгоритм, прописанный в нормативных документах.

- Пока отсроченный рецепт лежит в аптеке, что делать пациенту, если лекарства нужны прямо сейчас?

Задача врача - лечить пациента, а если пациент относится к льготной категории населения, то ещё и обеспечить пациента необходимым лекарственным препаратом по льготному рецепту. При отсутствии препарата он должен решить вопрос, как и чем лечить, где лечить, вплоть до госпитализации в стационар или направления в дневной стационар при поликлинике. Проблема решается совместно с заведующим отделением, а также с ответственным за льготное лекарственное обеспечение сотрудником, который в каждой поликлинике назначается приказом главного врача. Когда лекарство есть, то пациент пришёл к врачу, выписал рецепт и по рецепту его получил, и проблем никаких нет.

В таких случаях встает вопрос индивидуальной закупки препарата. Задача врача и руководителя поликлиники - своевременно подать необходимый пакет документов и направить в Министерство здравоохранения Московской области. Мы это делаем быстро, так как механизм известен и отработан, но процесс индивидуальной закупки по существующей в настоящее время системе всё равно занимает определённое время. Любая возникающая проблема с льготным лекарственным обеспечением общего характера или по конкретному пациенту берётся в обязательном порядке на контроль ответственным за данный раздел работы сотрудником, руководителем поликлиники, главным врачом больницы.

С июля 2012 года практика предоставления лекарств под торговыми наименованиями была прекращена, а при закупках лекарств в документации об аукционе указывалось лишь его международное непатентованное наименование (МНН).

Для этого в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ внесли поправки, которые обязывали государственных и муниципальных заказчиков при проведении аукционов на закупку препаратов указывать только международное непатентованное наименование (МНН) лекарств, а при его отсутствии - химическое наименование. Во внесенных изменениях имелась, казалось бы, обнадеживающая оговорка - законом разрешались закупки лекарств по торговым наименованиям при условии, что они включены в отдельный федеральный перечень. Но - такой Перечень до настоящего времени Правительством РФ и Минздравом РФ не разработан и не утвержден.

И теперь вместо препарата «зомета», который привыкла получать пациентка, сейчас ей предлагается «золедроновая кислота», победившая на очередных торгах по приобретению льготных лекарств или препараты золерикс, резорба, тоже имеющие в своем составе золедроновую кислоту. Вместо аримидекс будет предоставлен МНН анастрозол. Но почему-то пациенты их очень плохо переносят.

В чем причина такого запрета и ограничения закупок? По мнению авторов законопроекта, это поможет избежать коррупционного ограничения количества участников аукциона, которое практиковалось ранее при размещении заказов по торговым названиям препаратов.

О назначении и выписывании лекарств под их МНН также указано в новомПриказе Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". На этот счет также имеется Письмо Минздрава РФ от 16 января 2013 г. "Рецепты на лекарственные препараты будут выписывать по МНН". В чем причина введения данного правила? В письме указано, что «Данная норма вводится с целью исключения возможности выписки пациентам определенных препаратов только на основании договоренности врача с фармкомпанией, что прямо запрещеноп. 2. ч. 1 ст.7 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", таким образом, устраняется коррупционный фактор».

Тоже причина уважительная.

Но жизнь не стоит на месте и Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ и Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" были отменены. Вместо них с 1 января 2014 г., за исключением некоторых положений, вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

Что же изменилось в части возможности закупки лекарств по торговым наименованиям?

Действительно, в статье 33 нового Закона указано право заказчика (т.е. Минздрава, ЛПУ) при гос. закупках указывать торговые наименования лекарств в 2 случаях:

Первое условие - если лекарство входит в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями по перечню, утверждаемому Правительством РФ, (который пока не принят, как мы уже писали и рассчитывать на него, по видимому – не стоит). Но следите, а вдруг все – таки примут?

Второе условие - при осуществлении закупки лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Вот она, возможность получить лекарство под торговым наименованием для пациента – индивидуальная непереносимость дженерика под МНН и решение врачебной комиссии .

Предположим, все это у онкопациента есть - и индивидуальная непереносимость подтверждена и решение ВК имеется. И на следующий курс введения (обычно через 21 день) пациент уже имеет право на получение лекарства под торговым наименованием. Но вот получит ли? Так как имеется небольшая сложность следующего этапа: лекарство необходимо для пациента закупить на торгах, так как его в наличии в ЛПУ и в аптеке или фармацевтической компании нет.

А нет его потому, что указанный закон № 44-ФЗ разрешает закупать лекарственный препарат под торговым наименованием не более того объема, который необходим конкретному пациенту в течение срока лечения. То есть закупка лекарства должна быть проведена после решения врачебной комиссии.

И еще - при закупках лекарств для этого пациента нельзя закупать лекарства для другого пациента с индивидуальной непереносимостью этого же дженерика. То есть запасы лекарства - оригинала исключены.

Возникает вопрос – а получит ли пациент в срок жизненно необходимое лекарство? Можно предположить отсутствие заинтересованности областного Минздрава или стационара больницы постоянно проводить закупки лекарств для каждого пациента с индивидуальной непереносимостью дженериков. Выходом для них и бедой для пациента,возможно, будет затягивание сроков закупок оригиналов лекарств на торгах или нежелание фиксировать индивидуальную непереносимость в медицинской документации пациента. А для онкопациента ждать длительной процедуры закупок со стороны Минздрава с обычными ссылками на «отсутствие финансирования», невозможно, так как без лечения болезнь быстро прогрессирует и вместо противоопухолевого лечения может потребоваться уже симптоматическое.

Лекарства из Перечня ЖНВЛП по торговым наименованиям.

А вот еще новость про торговые наименования лекарств. Правительство решило разрешить закупку лекарств по торговым наименованиям из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) для государственных и муниципальных нужд. Ведь в льготные перечни и стандарты входят те же самые лекарства. Но вот не всех, а только соответствующих одному из двух критериев: если химическая формула препарата защищена патентом или если производитель лекарства в ходе клинических исследований сумел доказать, что его препарат нельзя заменить аналогом.

Но получить патент на химическую формулу нельзя, удивляется исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков. Патентом защищаются действующее вещество или их комбинация, объясняет заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков, а химическая формула - это, по сути, способ их изображения. К тому же запатентованные лекарства и так имеют исключительный статус, продолжает Шипков.

Второй способ попасть в список, предлагаемый чиновниками, - доказать невозможность терапевтической замены. Не понятно, как производителю доказывать, что его препарат нельзя заменить, недоумевает Шипков: существует обратная процедура, когда производители дженериков или биоаналогов доказывают, что их препарат не уступает оригинальному. Сравнительные клинические исследования показывают, что один препарат эффективен, например, в 80% случаев, а другой - в 70%, утверждает Глушков: будут ли такие препараты считаться взаимозаменяемыми?

Правда, это неокончательный вариант критериев включения препаратов в перечень, отмечает Шаравская: сейчас они обсуждаются в правительстве, которое может частично их пересмотреть. Критерии отбора, по словам представителя Минздрава, планируется представить правительству в начале осени.

Из рецептов, выписываемых врачом, исчезнут торговые наименования препаратов .

За нарушение этого правила врачей ждет штраф.

Уже к ноябрю 2013 года Минздрав совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) должен подготовить приказ, согласно которому врачам запретят выписывать рецепты на конкретный препарат, разрешая указывать лишь химическую формулу или международное непатентованное название, говорится в «дорожной карте» по развитию конкуренции в России.

Это значит, что вместо торгового названия препарата, скажем, «Но-шпа» для инъекций врач будет обязан написать в рецепте только действующее вещество - дротаверин.

В чем же причина и этого ограничения? В сопроводительном письме Минздрава говорится, что это нужно для борьбы с коррупцией, а конкретно - исключит возможность выписки пациентам определенных препаратов только на основании договоренности врача с фармкомпанией.

К январю 2014 года Минздрав разработает федеральный закон, устанавливающий административную ответственность медработников за несоблюдение этих требований. Врачей, продолжающих выписывать рецепты на лекарства в соответствии с их торговыми наименованиями, ждут штрафы.

С одной стороны, по мнению пациентов, это позволяет им самим выбирать, какое лекарство покупать - дорогое или дешевое, и устраняет предвзятость врача, если он заинтересован в выписке конкретного лекарства. С другой стороны, подобные предложения уже неоднократно встречали критику от врачей - как правило, медики выписывают то лекарство, в эффективности которого уверены. И не все лекарства с одним и тем же действующим веществом, по их мнению, лечат одинаково.

Оригинальные препараты и дженерики

Оригинальное лекарственное средство – это новое лекарственное средство, впервые появившееся на фармацевтическом рынке и созданное крупнейшими фармацевтическими компаниями. Применяя оригинальный препарат мы получаем доказанные результаты в лечении, отработанные в клинических испытаниях дозировки и изученную безопасность, так как на всех стадиях клинических исследований фиксируются все неблагоприятные реакции, тоже самое происходит и в течение ряда лет после вывода препарата на рынок.

По истечении срока действия патента право на производство и продажи лекарства доступно всем фирмам, желающим производить препарат. Так появляются дженерики.

Дженерик - это препараты-аналоги патентованных лекарственных средств, продающиеся под химическими или генерическим (МНН) названиями после истечения срока патентной защиты на соответствующий защищенный патентом препарат. Дженерики всегда намного дешевле оригинала по причине того, что производители не тратятся ни на их разработку, ни на клинические исследования.

Оригиналы лекарств и дженерики отличаются по качеству субстанции действующего вещества и по наполнителям. Своего производства субстанций в России практически нет, в большинстве своем они импортируются и к нам попадают самые дешевые субстанции малоизвестного происхождения из Китая, Индии, Вьетнама и Украины, чье качество оценить бывает крайне затруднительно. Это же касается и вспомогательных компонентов. Требований к дженерикам насчет вспомогательных веществ вообще нет. То есть производитель дженерика имеет право использовать практически любые компоненты, главное, чтобы активное вещество было в необходимой концентрации.

Регистрация 90% дженериков идет без каких-либо клинических испытаний и занимает по времени 3-6 месяцев (время согласования протоколов, оформление разрешений государственных органов).

«Бюджетный маневр» Минфина РФ или получат ли пациенты вообще льготные лекарства?

Бюджетная комиссия при правительстве РФ рассмотрела основные бюджетные проектировки на 2014-2016 годы и обнаружила, что денег не хватает. В связи с чем к 2016 году планируется снижение федеральных расходов на здравоохранение. Сокращение должно будет компенсироваться из бюджетов субъектов Российской Федерации, большинство из которых дефицитные. Минфин РФ предложил «Бюджетный маневр» - схему финансирования российской медицины. В соответствии с ней, ежегодное сокращение расходов федерального бюджета на здравоохранение должно составить 25-35%. Вместо этого средства на содержание медицинских учреждений и зарплату врачам станут выделать региональные бюджеты и фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

По мнению экспертов Всероссийского союза пациентов, бюджеты субъектов РФ не в состоянии выделять требуемые деньги. Это значит, что объем платных медицинских услуг за 2014-2016 гг. может вырасти до 60%, причем в немалой степени за счет государственных больниц. Кроме того, согласно плановым показателям междбюджетных трансфертов, расходы федерального бюджета на программы ОМС также значительно сократятся. «В 2014 году это 7,5 млрд руб., а в 2015 году - уже 1 млрд руб. Где возьмет ФОМС средства, чтобы возместить выпадающие доходы? О значительном сокращении финансирование российского здравоохранения заявил и глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «41 статья Конституции гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи. Но у государства на это денег нет. Давно не секрет, что мы живем в небогатой стране. Давайте посмотрим на долю здравоохранения в общем ВВП. К 2016 году ожидается снижение до 2,6% с сегодняшних 3,7%. Но даже 3,7% - это в два раза ниже, чем в среднем в развитых странах. К сожалению, наше государство мало озабочено расходами на здравоохранение. У них другие приоритеты».

Источник: РИА Новости onoff49.livejournal.com/388107.html

Такие вот у нас перспективы. Так что не болейте и будьте здоровы, денег все равно в нашей бедной стране нет.

Что же остается делать пациентам, чтобы получить оригинальный препарат по торговому наименованию - по льготному рецепту или в стационаре?

Пытаться доказать индивидуальную непереносимость дженерика и получить решение врачебной комиссии.

Индивидуальная непереносимость

Для замены препарата по причине индивидуальной непереносимости необходимо, чтобы об этом были сделаны записи в медицинской карте пациента. Об этом указано в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг". Имеется Приложение № 2 к приказу « Медицинская документация Форма N 025/у-04»: « Медицинская карта амбулаторного больного», где в пункте 19 описывается « лекарственная непереносимость». Врачи при ваших жалобах на побочные эффекты должны отразить их в медицинской карте и связывать с применением, например, анастрозола.

При этом вопрос о замене препарата и выписке рецепта должен быть вынесен на решение врачебной комиссии лечебного учреждения.

Факт индивидуальной непереносимости препарата (например золедроновой кислоты) сохраняющейся в течение нескольких введений, обязательно должен быть зафиксирован в медицинской карте пациента, связан с применением препарата под МНН и подтвержден решением врачебной комиссии лечебного учреждения (в стационаре или в поликлинике). То есть индивидуальную непереносимость можно подтверждать в стационаре и дома. В стационаре это сделать проще. Для подтверждения индивидуальной непереносимости на лекарство можно вызывать на дом врача или скорую помощь.

Желательно, чтобы сведения о лекарственной непереносимости врач направил в органы территориального Росздравнадзора, заполнив «Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства», что и нужно напомнить врачу.

Вот что пишет суд, отказывая в иске истице, так как она не доказала лекарственную непереносимость препарата под МНН: : «Не соглашаясь с доводами истицы о том, что у нее имеется непереносимость препарата "Резорба", и его назначение привело к ухудшению состояния здоровья, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что синонимическая замена произведена при отсутствии объективных данных о непереносимости препарата, наличие побочных реакций не исключает возможность применения такого препарата, а доказательств ухудшения состояния здоровья в результате назначения таких препаратов не имеется. Соглашаясь с выводами суда в данной части судебная коллегия принимает во внимание, что извещение о непереносимости данного лекарственного препарата в установленном порядке, то есть после наблюдения и объективного выявления такой реакции У. не оформлялось».

Так что можно даже позвонить в органы территориального Росздравнадзора и проконсультироваться о возможности направления им лечащим врачом такого извещения.

Решение врачебной комиссии

Где же говорится о необходимости решения врачебной комиссии для получения (замены) препарата по его торговому наименованию (или иначе – не входящему в стандарт и перечень) ?

Небольшое примечание. О возможности назначения пациентам лекарств, не входящих в стандарты лечения (а в стандарты не входят лекарства под торговыми наименованиями, входят лишь их МНН) указано в пункте 5 статьи 37 Федерального Закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

О возможности назначения лекарств, не входящих в льготные перечни (для инвалидов) указано в пункте 6 «Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (Приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255).

В этом же приказе № 255 говорится, что замена производится на основании решения врачебной комиссии, а именно: « в случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии , утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения».

То есть, когда врач говорит, что необходимое вам лекарство не входит в стандарт или не входит в льготный перечень, нужно опровергать данное мнение врача ссылками на указанные нормы права.

1.О возможности получения лекарства под торговым наименованием - по решению врачебной комиссии указано в пункте 3 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

А именно: «При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов:не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии».

2. Аналогичные положения содержатся в Приказе МЗ РФ № N 502н «Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» , к полномочиям которой относятся принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Итак, получить лекарства под торговыми наименованиями, в том числе не входящих в стандарты и Перечни, можно: по жизненным показаниям, в случае индивидуальной непереносимости препарата под МНН - по решению врачебной комиссии.

Требуйте от врача внести запись в карточку о фактах нежелательных проявлений от применения дженериков или каких-либо лекарств. Так как, если такой записи не будет, то и не будет решения врачебной комиссии о замене лекарства. Попросите врача показать вам сделанную запись, можете попросить даже сделать копию, так как пациент имеет право знакомиться со совей медицинской документацией и получать копии, на основании статьи 22 Основ об охране здоровья граждан.

Кому - то эта процедура покажется сложной и длительной, но за свою жизнь и жизнь близких в нашей бедной стране приходится, да и нужно бороться.

Лариса Зверева, юрист

Не многие наши сограждане знают, что действующим российским законодательством предусмотрено определенное количество гарантий на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Тем не менее, на практики нередко возникают трудности при получении положенного лечения, но далеко не все продолжают отстаивать это свое право и по этой причине нередко платят приличные суммы денег для приобретения того, что они имеют полное право получить бесплатно или на льготных основаниях. Итак, нет льготных лекарств куда жаловаться?

Но перед этим необходимо понимать, кто имеет право на льготное и бесплатное обеспечение и что требуется для получения льготных или бесплатных лекарств.

Кто имеет право на льготное и бесплатное лекарственное обеспечение?

  1. В первую очередь, законодатель предоставил такое правом лицам, имеющим инвалидность 1 или 2 группы, инвалидам детства, а также ветеранам Великой Отечественной войны. Для этих категорий наших соотечественников на нужды лекарственного обеспечения выделяются денежные средства из федерального бюджета.
  2. Помимо вышеуказанных категорий граждан право на льготное или бесплатное лекарственное обеспечение имеют дети до 3 лет. В случае, если ребенок воспитывается в многодетной семье, то правом на льготы на лекарства он будет обладать вплоть до достижения им шестилетнего возраста. Эту информацию обычно не сообщают в районных поликлиниках, поэтому большинство наших граждан и не подозревают о наличии у них этого права.
  3. Также, существует так называемый региональный список льготников, который утверждается на уровне каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации.
  4. Льготное лекарственное обеспечение может предусматриваться для граждан, имеющих определенные законом заболевания, к которым относятся, например, ВИЧ, туберкулез, сахарный диабет и др. В этом случае уже не будет браться в учет возраст больного или же наличие у него инвалидности. Закон предусматривает как постоянные льготы, так и даваемые на лимитированный срок. В качестве примера можно привести обеспечение бесплатным лечением и лекарственными средствами лиц, перенесших инфаркт миокарда в течение полугода.

Что требуется для получения льготного лекарственного обеспечения?

В первую очередь, претендент на льготное лекарственное обеспечение в обязательном порядке должен посетить врача со следующим набором документов, которые потребуются для выписки необходимого препарата:

  • Любой документ, который подтверждает право на получение вами льготных лекарств. Это может быть пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана ВОВ и другие документы, предусмотренные в законодательстве;
  • Лица, имеющие подтвержденную группу инвалидности, должны в обязательном порядке предоставить справку из Пенсионного фонда Российской Федерации, которая является подтверждением того, что не было отказа от предусмотренного законом социального пакета для лиц с ограниченными возможностями, куда и включено право на льготное лекарственное обеспечение;
  • СНИЛС;
  • Полис обязательного медицинского страхования.

Для получения права на льготное лекарственное обеспечение в обязательном порядке должно быть подтверждено наличие определенного законом заболевания врачом узкой специализации. Также, в обязательном порядке запись в карточке о наличии заболевания должна быть сделана еще и терапевтом.

При наличии всех этих условий лечащий врач выписывает рецепт по специальной форме, которая установлена законом для получения льготной категории лекарственных препаратов. На бланке рецепта врач ставит свою личную подпись и печать. Помимо этого, на таком рецепте должна быть проставлена и печать поликлиники. Срок действия такого рецепта составляет 2-4 недели.

После этого делается заявка участковым терапевтом фармацевту районной (городской) больницы о том, что конкретному человеку требуется определенное лекарство по праву льготного обеспечения медикаментами.

После того, как полностью заверенный рецепт оказался на руках, льготнику следует обратиться в ближайшую аптеку, которая принимает участие в программе бесплатного обеспечения лекарствами. На практике нередко возникают ситуации, когда требуемого препарата на данный момент времени нет в наличии. В таком случае провизор должен вписать его в отсроченное обслуживание и сделать об этом соответствующую пометку в специализированном журнале.

К сожалению, на практике нередко возникают ситуации, когда врач отказывает в выписке соответствующего рецепта по причине того, что соответствующий лекарственный препарат на данный момент отсутствует в аптеке. Соответственно, такой отказ является незаконным, поэтому может быть обжалован в установленном законом порядке.

Врач не может не выписать льготный рецепт

В случае, если врач все-таки отказывается выписать вам льготный рецепт, требуйте от него, чтобы он сделал соответствующую запись в вашей карте с указанием причины такого своего решения, то есть отсутствие препарата в аптеке. По закону врач не имеет права делать таких записей в карте, то он либо все же выпишет рецепт, либо же продолжит настаивать на своем. В таком случае требуйте от него сделать пометку, что вы посетили его прием именно в этот день.


На подобные неправомерные действия врача можно написать жалобу на имя главного врача поликлиники . Такая жалоба составляется обычно в двух экземплярах, один из которых отдается секретарю главного врача. На втором экземпляре, который остается у вас, должна быть сделана соответствующая пометка о принятии у вас жалобы. Если же секретарь отказывается принимать вашу жалобу, то ее следует направить на имя главного врача заказным письмом . После получения жалобы главный врач обязан ее рассмотреть и принять по ней решение о привлечении врача к дисциплинарной ответственности и о выписке рецепта на льготный препарат.

Куда можно пожаловаться на непредоставление льготного или бесплатного лекарственного препарата?

В ситуации, когда льготного лекарства при поступлении соответствующего запроса в аптеке отсутствуют, оно должно быть заказано сотрудниками аптеки и быть доставлено в течение 10 дней. Если в указанный срок требуемый препарат так и не был доставлен в аптеку, то льготник имеет полное право обратиться в Департамент здравоохранения. Там действует специальная «горячая линия», куда можно свободно позвонить и объяснить суть своей проблемы. Также, можно попросить, чтобы данную ситуацию поставили на контроль.

Сам перечень льготных препаратов может найти любой желающий на официальном сайте Росздравнадзора. На этом сайте также предусмотрена возможность подачи жалобы на трудности, которые возникли в связи с получением льготного или бесплатного лекарственного обеспечения. Жалоба пишется в свободной форме, но в ней в обязательном порядке должны быть указаны следующие данные:

  • Паспортные данные заявителя;
  • Адрес его фактического проживания;
  • Характер льгот, дающих право на льготное лекарственное обеспечение;
  • Контактный телефон или же адрес электронной почты.

Помимо указанных выше обязательных реквизитов, должна быть четко изложена сама суть жалобы. Все факты должны быть описаны достаточно кратко, но емко. Обязательным является и хронологическая последовательность в их изложении. Является недопустимым хаотическая форма рассказа. От четкости и лаконичности изложения фактов напрямую зависит результат рассмотрения вашей жалобы, поэтому подойдите к этому вопросу с максимальной степенью серьезности.

Если какие-либо должностные лица или организации препятствуют осуществлению вашего права на льготное или бесплатное лекарственное обеспечение, вы можете составить соответствующую жалобу в органы прокуратуры. К такой жалобе в обязательном порядке должны быть приложены следующие документы:

  • Копия паспорта;
  • Копия документа, которым можно будет подтвердить наличие у вас права на льготу;
  • Выписанный врачом рецепт.

Таким образом, если не дают бесплатные или льготные лекарства то, по моему мнению, эффективнее всего обращаться в прокуратуру или в органы исполнительной власти в области здравоохранения.

  • 24. 11. 2016

Что делают врачи и чиновники, чтобы не выдавать пациентам положенные им бесплатные лекарства

«Вы не болеете». «Вы болеете не этим». «Вам не нужно это лекарство». «Вам нужно это лекарство, но другое, подешевле, тоже подойдет». «Вам нужен этот препарат, но его нет, подождите». Так отвечают врачи и чиновники тысячам людей, которым положено по закону льготное лекарство. Они обманывают. Они знают, что человек болен, и знают, какое лекарство ему нужно. Но на лекарственное обеспечение государству, по примерным оценкам, не хватает уже 45 миллиардов рублей . В некоторых регионах льготными препаратами могут обеспечить только 10% обратившихся. Чиновники и врачи отказывают больным так, чтобы нарушение закона было как можно сложнее доказать. Минздрав и Росздравнадзор регулярно отчитываются: ситуация с льготным лекарственным обеспечением в стране стабильная. Цифры, лежащие в основе этих отчетов, не имеют отношения к реальности. Истинный масштаб и жестокость войны пациентов с государством поражает воображение

«Они говорят всякий раз: “Извините, лекарств нет! Ничего не могу поделать!” Но они же мне положены по закону. Если их нет сегодня, государство должно завтра их закупить. Разве нет?»

Вероника повторяла этот вопрос уже много раз, но голос ее все равно звучит удивленно. Когда она говорит, ее руки с длинными, изящными пальцами слегка вздрагивают, будто тоже не в силах сдержать изумления. Она 15 лет принимает гормональные ингаляторы, не может без них дышать. У нее астма, множество сопутствующих заболеваний и инвалидность. Она имеет право бесплатно получить нужную ей дозу в аптеке, но уже полтора года лекарство не выдают.

«Выдавали всегда с перебоями, - рассказывает Вероника. - Надо было узнавать заранее день, когда появится препарат, бежать в поликлинику к открытию, чтобы успеть получить. Не успеешь - скажут, что закончилось, и делай что хочешь. Но с тем, что лекарств нет месяцами, я столкнулась только в прошлом году».

В аптеке сообщили, что просить бессмысленно - лекарств не будет

Тогда после полугода ожидания Вероника впервые обратилась в департамент здравоохранения Москвы. Достаточно было оставить заявку, и ингалятор, отсутствовавший в аптеке утром, нашелся вечером. Но волшебный эффект от звонка в департамент продолжался недолго. Уже через пару месяцев лекарства снова перестали выдавать. На этот раз, когда Вероника позвонила в департамент, ей сказали, что ситуация сложная. Заявку оставить можно, но когда будут препараты, никто не знает. В тот же день ей позвонили из аптеки и сообщили, что просить бессмысленно - лекарств не будет. Сейчас ингаляторы Веронике покупают родные, сумма составляет несколько тысяч рублей в месяц. По словам Вероники, для многих людей, сидящих в очереди к пульмонологу, эта сумма неподъемна. Слова «лекарств нет» звучат для них как приговор.

Случай Вероники - один из тысяч. Достаточно пролистать региональную прессу за последний месяц, чтобы прочесть с десяток таких историй. В Мордовии в аптеках для льготников нет не только преднизолона, но даже йода и бинтов. В Орловской области женщине с лимфомой удалось получить лекарство только после того, как об этом случае написали местные СМИ. В Хакасии из-за огромного числа жалоб пациентов ситуацию со льготными лекарствами будет расследовать контрольно-счетная палата. О растущем числе обращений постоянно говорят организации, занимающиеся защитой прав пациентов. Такой рост фиксирует, например, общество «Движение против рака». В сентябре этого года случаев отказа людям с онкологическими заболеваниями стало так много, что нарушениями законодательства в целом ряде регионов занималась Генеральная прокуратура . По данным онлайн-мониторинга на сентябрь 2016 года, проведенного руководителем общества «Лига пациентов» Александром Саверским, трудности с получением льготных лекарств испытывают более 80% опрошенных . Получить рецепт на препарат без проблем удается только 35% из них. Схожие цифры приводятся в прошлогоднем мониторинге Общероссийского народного фронта: половине пациентов, обращающихся за препаратами, не выдают лекарства в положенный срок.

Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

В отчете правительства 2016 года заявлено, что на лекарственное обеспечение не хватает около 45 миллиардов рублей . Это не удивительно: норматив затрат на одного гражданина, получающего бесплатные препараты, снизился с 849 рублей в месяц в 2011 году до 758 рублей в 2016 году. При этом, по данным Росстата, цены на лекарства в этом году выросли на 24%. В 2015 году правительство даже выделило дополнительные 16 миллиардов рублей на спасение ситуации - но они неожиданно оказались не востребованы . Минздрав заявил, что все необходимые лекарства закуплены. Росздравнадзор регулярно проводит мониторинг лекарственного обеспечения в стране и остается удовлетворен его результатами . Согласно отчетам этих ведомств, в Московской области, например, препараты получают около 98% льготников , да и в остальных регионах ситуация стабильная. Способность Минздрава заставлять чиновников здравоохранения формировать реальность в соответствии с целями отчетности удивляет даже президента .

Если не по-хорошему

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх