О чем произведение 19 октября. А. С. Пушкин "19 октября": анализ стихотворения

Эти строки дружеского послания поэта, который жил в ссылке в Михайловском с августа 1824-го по сентябрь 1826-го, написаны в 1825 году. Священный день лицея - 19 октября - Пушкин отмечал один. В его «келье» вынужденного отшельника горел камин, на столе лежало перо, стояла чернильница, и на бумагу ложились строки. Они начинались с эпиграфа из Горация, который поэт потом убрал: «Теперь надлежит выпить» (Nunc est bibendum).

Лицейское братство

19 октября Пушкин и еще 29 мальчиков в возрасте от 11 до 14 лет в 1811 году пришли в классы. Первый выпуск лицея дал России разных людей, но по большей части неординарных:

  • В. Вольховский, первый ученик, участвовал в войне с Турцией и Персией;
  • А.М. Горчаков, светлейший князь, министр;

  • А. А. Дельвиг, поэт, издатель;
  • Н. Корсаков, поэт, композитор, дипломат;
  • В. Кюхельбекер, поэт, декабрист;
  • Ф. Матюшкин, адмирал;
  • И. Малиновский, предводитель дворянства;
  • И. Пущин, самый близкий человек к Пушкину, декабрист.

Все они занимались и проводили каникулы только в лицее. Так создалась их уникальная близость, родство душ. На их выпуске впервые был разбит чугунный колокол, который собирал учеников на уроки. Для каждого лицеиста из осколка было отлито кольцо, которое Пушкин хранил как талисман.

Дружеское послание

История создания стиха «19 октября» проста и сложна одновременно. Уже более года поэт провел в одиночестве в селе Михайловском. Старый деревянный барский дом был одноэтажным. В нем всего пять комнат.

В одной из них А. Пушкин устроил себе рабочий кабинет и спальню. Все было до такой степени просто, что у кровати одну из ножек заменяло полено. В 10-20-х числах октября поэт сосредоточился на воспоминаниях о друзьях.

Кто посетил Пушкина в Михайловском

Первым был И. Пущин, который заехал всего на один день, 11 января 1825 года. Поэт был счастлив поговорить с ближайшим другом. Пущин рассказал о существовании тайного общества. Поэт догадывался о нем и хотел быть с друзьями на площади 14 декабря.

В начале апреля приехал А. Дельвиг. А. М. Горчакова поэт встретил в конце лета на проселочной дороге. Они только молча обнялись. Эти встречи способствовали появлению мысли написать «19 октября». Анализ стихотворения будет дан ниже.

Кому еще из одноклассников уделил внимание Пушкин в стихотворении

Н. Корсаков, поэт и композитор, окончивший лицей с серебряной медалью и похвальным листом, уехал на работу в дипломатическую миссию в Рим и умер во Флоренции от туберкулеза в возрасте 20 лет.

В тексте говорится, что нет над его могилой ни одного русского слова. Пушкин просто не мог знать, что в последний час Корсаков сочинил себе эпитафию по-русски и велел резчикам, которые не знали русского языка, просто перекопировать ее на памятник.

В строфах 8-й и 9-й поэт говорит о Ф. Матюшкине, который на следующий день после окончания лицея вступил на палубу фрегата «Камчатка» и уже третий раз находился в кругосветном плавании.

Последние строфы, как оказалось, были посвящены А. М. Горчакову. 19 октября 1882 года он один провел последний день лицея. А в феврале 1883 года он скончался в Германии. В его бумагах была найдена неизвестная поэма Пушкина «Монах». А. Горчаков, несмотря на свое высокое положение в обществе, всегда проявлял большой интерес к творчеству Пушкина, что видно из его писем к родственникам.

Многое закодировано для наших современников в произведении «19 октября». Анализ стихотворения просто необходим. Пока же рассмотрим его содержание.

Стих «19 октября»: краткое содержание

Сюжет открывается описанием великолепного осеннего леса, покрытых инеем полей и чувством глубокого одиночества в «печальной келье». Лирический герой мечтает оказаться на берегах Невы в кругу друзей и пытается догадаться, кто пришел на встречу и кого на ней нет. Поэт уверен, что те, кто пришел, обязательно его вспомнят.

Он уверен, что не забудут уже ушедшего из жизни юного Н. Корсакова и мореплавателя Ф. Матюшкина. Дальше он пишет, как прекрасен их союз, и отечеством для них было, есть и будет только Царское Село. Многие люди, встретившиеся на жизненном пути поэта, стали предателями. В частности, он имеет в виду Ф. Толстого и А. Н. Раевского. Три следующих строфы Пушкин посвящает Пущину, Дельвигу и Горчакову, которых он видел в Псковской глуши. Поэт задумчиво рассуждает о том, что истинная поэзия не терпит суеты, но молодость радуется шумным мечтам. «Вильгельм, - обращается он к Кюхельбекеру, - с нами было именно так».

В следующей строфе Александр Сергеевич предается мечтам о встрече с Кюхлей, с которым возможны разговоры о Кавказе, славе, Шиллере, любви. «Пируйте, друзья, - продолжает поэт, - наливайте полные чаши и пейте за наставников, за царя, взявшего Париж и основавшего лицей». «Пируйте, - продолжает он, - наш круг редеет». «Кому придется праздновать этот день одному?» - задается горьким вопросом поэт. Лишь время ответило ему более чем полвека спустя - светлейший князь Горчаков остался в полном одиночестве. Сам для себя поэт дал неожиданно мажорный ответ: он провел этот день без забот и горя.

Вот так звучит стих «19 октября». Краткое содержание, изложенное прозой, немного может рассказать об искренних дружеских чувствах, которые связывали крепче морских узлов первых лицеистов.

Начинаем литературный анализ

Черновики стихотворения не дошли до нас. Остался лишь последний вариант, который мы представляем вашему вниманию.

И этот автограф имеет поправки. Он - последний этап работы. Первая строфа звучит отнюдь не в миноре. Она печальна и светла и задает общий тон. Стих Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» - пяти- и шестистопный ямб, сопряжен с элегическим настроением поэта, который пишет стихотворение в жанре дружеского послания. Оно состоит из 19 строф, в каждой из которых 8 строк.

1-я строфа. Одинокий, поэт сидит перед пылающим камином и раздумывает. А за окном багряный лес - пурпур, торжественный цвет императоров, символизирующий могущество и власть. В строфе много эпитетов (багряный убор, увянувшее поле, пустынная келья ), метафор (день проглядывает поневоле, вино - друг осенней стужи ). Первая строфа готовит переход к следующей.

2-я строфа. Поэта сковало одиночество, и лишь воображенье зовет товарищей. Он перечеркивает строфу, которая начинается со слова «Товарищи!». Пушкин ищет другие слова. Многое из написанного и счастливо найденного не вошло в стих «19 октября» по композиционным и цензурным соображениям. Появляется тема пира, на котором нет поэта. Она сопровождается темой дружбы и построена на предложениях с инверсией.

3-я строфа. Указывает на одиночество лирического героя. Отсюда начинает преображаться его душевное состояние. Он вступает с лицеистами в воображаемый разговор.

4-я строфа посвящена Николаю Корсакову.

5-я и 6-я строфы. Горечь потери друга смягчена воспоминанием о вечном страннике, будущем адмирале Ф. Матюшкине. Он из дальних стран, то знойных, то полярных, протягивает свою дружескую руку лицеистам и с ними всей своей душой.

Гимн лицейской дружбе

7-я строфа неслучайна в композиции. Дружба, сплотившая лицеистов, свята для поэта: неразделимая и вечная, свободная и беспечная. Лицей для Пушкина остался источником вольности и свободы мысли. Это смысловой центр произведения. Это главная идея стиха «19 октября». Томление духа ушло. Поэт радостно поет песнь лицею, навеки связавшему всех неизменной дружбой. Праздничные, торжественные, очень значимые слова сказаны о лицейских узах.

Горькие и приятные воспоминания

8-я строфа. Сначала идет антитеза - новые знакомства, доверчивость лирического героя, его разочарование. Коварство и предательство новых друзей сильно испортили жизнь Пушкина. Ф. Толстой, шулер и бретер, удививший своими безобразиями 4 части света, распускал о нем сплетни. А.Н. Раевский, как и Пушкин, увлекавшийся Е. К. Воронцовой, очень успешно приложил усилия к ссылке поэта из Одессы в Михайловское.

9-я, 10-я и 11-я строфы. В Михайловском, в этой забытой глуши, «в обители пустынных вьюг» его ждала отрада: нежданная встреча с лицеистами. Он уделил им три строфы, написав, что их голоса пробудили в нем сердечный жар. Он по-новому взглянул окрест: «душевных наших мук не стоит этот мир».

12-я - 14-я строфы связаны с Дельвигом. Возникает тема общего творчества: «Служенье муз не терпит суеты».

Что ждет лирического героя в будущем

15, 16, и 17-я строфы описывают радостную встречу через год. "Полнее наполните стаканы и все «до капли выпивайте»!" - восклицает поэт далеким друзьям, которыми его уже окружило воображение. Лирический герой как наяву видит радость встречи. Так переменчива душа поэта в произведении «19 октября». Анализ стихотворения подходит к завершению. В конце поэт быстро переключается на пролетающую жизнь и заключает: «Наш круг час от часу редеет».

Финал

18-я строфа. Поэт задается вопросом: кто будет тот последний, кто проведет один день лицея, закрыв рукой лицо?

Поэт желает ему провести этот день за чашей с печальной отрадой.

19-я строфа неожиданно заканчивает стих «19 октября» тем, что унылый затворник провел весь день «без горя и забот», и возвращает нас к началу стихотворения, где он сидит с бокалом вина. Так фантазия победила горькую реальность: одиночество и хмурый день. Явь отошла в сторону, дав место празднику дружбы.

Произведение «19 октября» все построено на контрастах смыслов, настроений, интонаций и образов. Поэт рисует гармоничный круг жизни, в котором всему есть место: печали и радости, утратам и обретениям, унынию и восторгу, одиночеству и братству.

Во время пребывания в ссылках А. Пушкин написал произведения, которые выделяются на фоне его творчества. Условия оторванности от привычного мира диктовали поэту строки, наполненные страданиями и надеждой. К этому пласту творчества относится и «19 октября». В школе его изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.

Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.

Композиция – Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Метафоры - «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».

Эпитеты «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».

Сравнения - «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».

История создания

А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.

Тема

В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.

Лирический герой стиха одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что в то время как он пьет в одиночестве, друзья вспоминают о нем на Ниве. Сердце мужчины сжимается, но он беспокоится за товарищей: все ли пришли.

Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец» , который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.

Несколько восьмистиший стихотворения посвящены трем лицейским товарищам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.

В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей» . В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей» . Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».

Главная мысль произведения - настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.

Композиция

Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция - разделение на октавы.

Жанр

Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер - пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки - перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры - «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»; эпитеты - «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»; сравнения - «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный». Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.

Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.

Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:

Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.

Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе».

Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение - это гимн дружбе.

Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.

  1. Какое впечатление складывается у вас об ав-торе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир?
  2. Об авторе складывается впечатление как о человеке порывистом, эмоциональ-ном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти на-вечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдель-ности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной», из-за чего он часто получал «небратский привет».

    Пушкина, при всей его эмоциональнос-ти и порывистости, характеризует строгое и требовательное отношение к созданию произведений искусства, — а среди лице-истов было много поэтов. В стихотворе-нии мы читаем такие строки:

    Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты… Опомнимся — но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там.

    Эмоциональный мир поэта включает в себя и грустные раздумья об ударах судь-бы, о своем будущем и будущем своих то-варищей. Грустно звучит вопрос:

    Кому ж из нас под старость день Лицея Торжествовать придется одному?

    И он называет человека, которому суж-дено пережить всех, прожить долгую жизнь, несчастным другом («средь новых поколений докучный гость и лишний, и чужой»), когда, казалось, можно только за него порадоваться, что судьба препод-несла великолепный подарок — долгую жизнь. Однако для поэта жизнь без дру-зей, после их потери, уже горька. Таков эмоциональный мир поэта как человека и друга, раскрывшийся в стихотворении «19 октября» (1825).

  3. Что ценит Пушкин в своих друзьях? Что можно сказать о тех людях, которые упомянуты в стихотво-рении?
  4. А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интере-сов, готовность прийти на помощь в труд-ную минуту, эмоциональную отзывчи-вость. В стихотворении упомянуты не-сколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опаль-ный… первый посетил». С добрыми чувст-вами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Гор-чакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, кото-рый под старость вместе с поэтом и дипло-матом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного ста-туса России после провала Крымской кам-пании. Но это в будущем, а пока «форту-ны блеск холодной не изменил души тво-ей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «брат-ски обнялись». Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — ог-ромная духовная ценность, приобретен-ная с отроческих лет. Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина, впоследствии главный ге-рой романа Ю. Н. Тынянова «Кюхля».

  5. Какие раздумья, связанные с лицейской го-довщиной, возникают у поэта? Какие настроения пробуждает она в нем? Какие мотивы, кроме моти-вов дружбы и лицейского союза, звучат в стихотво-рении? Какой тональностью окрашены раздумья поэта?
  6. В послании к друзьям в честь лицей-ской годовщины звучат и раздумья о жиз-ни, современности и будущем. Горькие раздумья о последнем, единственном уча-стнике празднований Лицея было уже сказано. Вместе с тем в стихотворении звучит тема изгнания, столь актуальная для А. С. Пушкина и декабристов. Но есть и уверенность в скором освобождении, что поэт будет следующую годовщину отме-чать с друзьями. И, конечно, вечная тема искусства и поэзии. Материал с сайта

  7. Усматриваете ли вы связь «19 октября» (1825) с другими произведениями Пушкина? В ка-ких из них отражаются близкие этому стихотворе-нию чувства и настроения поэта?
  8. У Пушкина много стихотворений по-священо дружбе и друзьям. Наиболее близкие чувства и настроения, выражен-ные в «19 октября» (1825), мы находим в стихотворении «Была пора: наш празд-ник молодой…», последнее, посвященное лицейской годовщине, 1836 года. В нем отразились настроения зрелого Пушкина о быстротечности жизни и ее вечного дви-жения, смены поколений. Поэт вспомина-ет прошлые встречи, когда «жили все и легче и смелей», Пушкин призывает дру-зей принять «судьбы закон»: «Вращается весь мир вкруг человека, — Ужель один недвижим будет он?» В этом последнем стихотворении «лицейского цикла» много воспоминаний: и об открытии Лицея («И встретил нас Куницын приветстви-ем меж царственных гостей…»), и о том, как воспринимали юные лицеисты Оте-чественную войну 1812 года, об охватив-шем их патриотическом порыве. Как и в «19 октября» Пушкин вспоминает Алек-сандра I. В 1825 году он, провозглашая тост за царя, говорил:

    Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей.

    В 1836 году он вспоминает вновь уже покойного императора в связи с победой над Наполеоном и сравнивает его с пред-водителем греков Агамемноном:

    Вы помните, как наш Агамемнон Из пленного Парижа к нам примчался. Какой восторг тогда пред ним раздался! Как был велик, как был прекрасен он, Народов друг, спаситель их свободы!

    Сказано и о начале царствования Нико-лая I, принесшем «новы тучи и ураган их». Завершается стихотворение обры-вом последней строфы.

    Меньше стало веселья на лицейских го-довщинах, больше подчиненности общему закону судьбы и размышлению над за-конами и фактами истории. Это стихо-творение не было опубликовано при жиз-ни А. С. Пушкина, и только по хода-тайству В. А. Жуковского перед графом С. С. Уваровым напечатано с некоторыми изменениями в томе V журнала «Совре-менник».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • видеоурок по литературе а. пушкин 19 октября
  • как в стихотворении 19 октября пушкин описывает дружбу
  • 19 октября 1825 пушкин историко-литературное сведение
  • крылатое выражение в стихотворении 19 октября
  • какие качества ценит пушкин в стихах


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх