Навыки дрессировки собак. Основные команды для собак: список и как научить выполнению жестами в процессе дрессировки. Навыки и правила их выработки у собак

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Например, при навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне» первоначальное действие, отработанное у собаки, будет заключаться в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги или перед дрессировщиком.

Для первой стадии навыка характерны две особенности:

  • во-первых, наблюдаются явления обобщения условных раздражителей собакой. Она не может различать команды одну от другой. Иногда проявляет ошибочные действия. Например, по команде «Сидеть» ложится и т. д.

В подобных случаях дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки. И только лишь правильные ее действия закреплять дачей лакомства и поглаживанием;

  • во-вторых, первоначальная связь на команду только еще устанавливается, и дрессировщик не в состоянии преодолеть сразу влияние на собаку отвлекающих раздражителей. Поэтому первоначальные занятия следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. В этом периоде применять условные и безусловные раздражители средней силы.

Вторая стадия

Эта стадия заключается в усложнении первоначально выработанного условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному условному рефлексу добавляются новые действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс.

С этой целью усложняются условия дрессировки и меняется характер действий дрессировщика. Также применяются команды в повышенной интонации и безусловные раздражители большей силы.

Например, усложнением в процессе приучения собаки подходу к дрессировщику по команде «Ко мне» является закрепление определенного положения собаки перед дрессировщиком. Выработка условного рефлекса на жест, а также выработка выдержки в различных положениях.

В этом периоде следует добиваться от собаки четкой дифференцировки применяемых команд. Все ее ошибочные действия своевременно затормаживать принуждением. А в случае необходимости, механическим воздействием. Например рывком поводка, применением строгого ошейника, нажатием рукой и т. п.. Правильные же действия закреплять лакомством и поглаживанием.

Третья стадия

На данном этапе выработанный навык закрепляется до безотказности в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного проявления собакой вырабатываемых навыков в любых условиях. Для этого следует как можно чаще менять места занятий, проводить занятия в разное время суток, в разную погоду при наличии различных посто­ронних раздражителей вблизи (животных, проходящего транспорта, людей и т. д.).

При управлении поведением собаки в сложных условиях, дрессировщик должен применять более сильные раздражители, чем обычные. Увеличить силу применяемых механических раздражителей. При этом нужно уметь пользоваться угрожающей интонацией при подаче команды. Правильным воздействием на собаку добиваются закреплением вырабатываемого навыка, который должен четко проявляться на сигналы дрессировщика в разнообразной обстановке. В последующем навыки совершенствуют путем тренировки в различных условиях, при которых собака используется на службе.

Приемы дрессировки для приучения собак к розыскной, сторожевой и другим службам основаны на том, что животные постепенно усваивают сложные действия. Т.е. на базе одного выработанного навыка вырабатывается последующий.

Таким образом, образование навыка у собаки происходит не сразу, а постепенно (по стадиям), в результате последовательного воздействия на ее организм при помощи дрессировки.

Для того чтобы научить собаку следовой работе, необходимо выстраивать дрессировку, опираясь на одну из трех базовых потребностей: пищевую, социальную или игровую.

Выбор будет зависеть от характера, предпочтений и особенностей животного, а также от его опыта и имеющихся навыков. Начинать дрессировку нужно вовремя. Взрослую собаку уже вряд ли заставишь идти по следу без своевременной подготовки. Во время выслеживания даже охотничьи собаки опираются не только на нюх, но и на слух, а также на зрение.

Лучший возраст для начала тренировки щенков – два-три месяца.

Занятия нужно выстраивать в виде игрового процесса по поиску игрушек, еды или самого хозяина. В ходе таких игр щенок научится активно задействовать свое обоняние.

Дрессировка поисковых навыков собаки:

Для начала попробуйте, держа собаку на поводке, показать какую-нибудь интересную для нее вещь, например любимую игрушку. Можно подразнить питомца этим предметом, помахав у него перед носом, а потом бросить предмет. Для начала просто бросайте вещь на некоторое расстояние и идете с собакой его искать, выждав полминуты или меньше. Затем можно усложнять задание: бросив вещь, поверните собаку вокруг своей оси и отправляйтесь искать. По мере того как пес будет делать успехи, усложняйте задание. Бросайте предмет за спину собаки или закрывайте ей глаза рукой. Так питомец будет постепенно отучаться от поиска с помощью зрения, и научится использовать обоняние. Командой для выполнения задания будет « ». Сопровождающий жест – правой рукой указать желаемое направление поиска. Двигайтесь к предмету не по прямой, а по зигзагу. После нахождения предмета собаку нужно поощрить, поиграть с ней.


После того
как собака освоит такую поисковую игру , можно переходить к следующей стадии. Прячьте предмет на земле незаметно, пока животное не видит. Затем ищите предмет вместе с собакой, прицепив ее на поводок. В начале обучения предпочтительнее тренироваться в спокойных укромных местах, чтобы питомцу не на что было отвлекаться. Идеальные условия для начала дрессировки – поле или луг с низкой растительностью, не на открытой местности. На асфальте, песке или камнях искать по запаху будет значительно сложнее. На первых порах начало следа нужно отмечать, потоптавшись по земле, а идти мелкими шагами, слегка шаркая по земле. При этом нужно стараться не рыхлить землю подошвами и не ломать траву, так как это создаст лишние запахи, на которые собака будет потом ориентироваться при ведении следа. Постепенно можно переходить на более широкий и легкий шаг. Места для тренировок лучше регулярно менять, чтобы питомец не привыкал к одинаковым условиям и не терял интерес. В ветреную погоду лучше прокладывать свой маршрут по ветру.

Оптимальная длина следа для начала – 50 метров по прямой. Затем можно удлинять его время от времени на 20-30 метров. После того как собака научится легко справляться с такой работой, можно усложнить задачу следом с углами и поворотами. Сначала их должно быть мало. Их нужно располагать на достаточно большом расстоянии и при этом внимательно следить, чтобы собака не пропустила угол. В начале занятий длина поводка должна быть не более трех метров, со временем дистанцию необходимо увеличивать. Для работы по следу можно использовать команду «Нюхай».

Под использованием социальной потребности имеется в виду зависимость питомца от хозяина как вожака стаи, лидера. В возрасте 3-6 месяцев щенок лучше всего восприимчив для данного способа. Заниматься нужно в уединенном месте, где есть неровности, кусты, овраги и так далее. Спустив собаку с поводка, пока она бегает, хозяин прячется незаметно от животного и наблюдает. Не найдя хозяина глазами, собака постарается найти его с помощью обоняния. Когда поиск завершится успехом, питомец будет рад, его следует похвалить и приласкать. Каждый следующий раз можно немного усложнять задание, прячась на более дальнем расстоянии, более тщательно. Можно взять с собой помощника, который будет держать животное на поводке, пока хозяин прячется. Если собака не проявляет беспокойства, оставшись в одиночестве, хозяин может время от времени звать ее из своего укрытия.

Другим вариантом является использование игровых потребностей. В этом случае стимулом станет любимая игрушка, которую питомцу придется найти с помощью следа. Этот способ подходит для игривых животных и собак, имеющих любимую игрушку. Потребность в игре можно успешно развивать во время воспитания щенка. Перед тем как спрятать игрушку, предложите собаке несколько раз принести ее. Затем уже можно прятать вещь, постепенно удлиняя прокладываемый след и используя более сложные условия для поиска. После нахождения вещи собака должна получить в качестве вознаграждения игру с найденным предметом.

Для взрослых животных лучше всего использовать потребность в еде. Можно использовать что-то особенно вкусное и привлекательное для собаки. Чтобы она не погналась за угощением, можно привязывать ее к дереву, предварительно дав попробовать или понюхать угощение. На первых этапах приманку придется скармливать собаке после нахождения. Позднее можно поощрять ее небольшими порциями корма, а затем и вовсе кормить ее только по возвращению с занятий.

Чтобы заинтересовать собаку и не допустить потери ее внимания к запахам, можно применять усилители следа. Это некие вещества или продукты, пахнущие особенно привлекательно для собаки. Эти усилители выкладываются поверх человеческого следа, что заставляет питомца принюхиваться. Количество таких усилителей постепенно сокращают, а потом и вовсе исключают.


Учим собаку команде «голос»
Обучаем пса команде «Лежать!»
Собака – ваш спортивный партнер
Отучаем собаку кусать за ноги Обучаем пса команде «Ко мне» Правильное воспитание собаки

К чему необходимо стремиться (при желании)

Подготовительные приемы

  1. Установление контакта с дрессировщиком
  2. Приучение к кличке
  3. Приучение к ошейнику, поводку и привязи
  4. Приучение к наморднику
  5. Приучение к чистке
  6. Приучение к показу для осмотра
  7. Приучение к перевозке на автомашине
  8. Приучение к спокойному реагированию на сильные звуковые и световые раздражители
  9. Развитие злобы и недоверчивости к посторонним людям
  10. Развитие обонятельно-поисковой реакции
  11. Приучение к темноте, непогоде

Основные приемы

Предназначены для выработки общедисциплинарных и специальных навыков, обуславливающих пригодность собаки к определенной службе.

Общедисциплинарные

  1. Приучение переходить в свободное состояние
  2. Приучение подходить к дрессировщику
  3. Приучение к движению рядом с дрессировщиком
  4. Приучение садиться
  5. Приучение ложиться
  6. Приучение стоять
  7. Приучение к подноске предметов
  8. Приучение к преодолению препятствий
  9. Приучение к переползанию
  10. Приучение к прекращению нежелательных действий

Специальные

  1. Приучение к ведению борьбы с человеком
  2. Приучение к задержанию убегающего человека, окарауливание его на месте и в движении
  3. Приучение к поиску человека по запаховому следу
  4. Приучение к обыску местности и помещений
  5. Приучение к выборке вещей
  6. Приучение к выборке человека по запаху вещи и следа
  7. Приучение к сторожевке на месте и в движении
  8. Приучение к одорологической идентификации вещей, человека и запахового следа
  9. Приучение к обнаружению наркотиков, взрывчатых веществ, оружия, типографских изданий и др.
  10. Приучение к охране на блокпосту на короткой привязи и свободном окарауливании

Дополнительные приемы

  1. Приучение к проявлению лая
  2. Обучение плаванию
  3. Приучение к ускорению, замедлению темпа движения
  4. Приучение к обозначению обнаруженной вещи при работе по следу и обыске местности
  5. Приучение к работе без поводка
  6. Приучение к борьбе с вооруженным человеком
  7. Приучение к перевозке на верховой лошади, на вертолетах и др. транспортных средствах
  8. Приучение к управлению по радио
  9. Приучение к новым видам специального снаряжения
  10. Приучение не брать корм (лакомство), найденный или предлагаемый посторонним человеком
  11. Приучение к работе по запаховому следу в паре

Вспомогательные приемы

  1. Приучение к выдержке в различных положениях
  2. Обучение к возвращению на прежнее место
  3. Приучение к безотказной работе в группе и в строю
  4. Предварительное ознакомление с новой для собаки обстановкой и необычными раздражителями
  5. Кроссы для выработки выносливости при передвижениях различными темпами на большие расстояния (до 5-10 км и более)

Общий курс дрессировки для собак не служебного предназначения включает выработку условных рефлексов на следующие команды:

  1. «Ко мне». Собака подбегает к хозяину по первой команде (сигналу), обходит Вас с правой стороны и садится с левой. До следующей команды не изменяет положения корпуса
  2. Движение по команде «Рядом» с изменением темпа и направления движения. Собака движется с левой стороны от дрессировщика (у левой ноги), подстраивается под его темп и следит за изменением направления движения, при остановке занимает положение, сидя у левой ноги
  3. Выдержка в положении «Сидеть» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
  4. В положении «Лежать» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
  5. Выдержка в положении «Стоять» и отход от собаки на расстояние не менее 15 метров
  6. Работа собаки на расстоянии по голосу и жестам дрессировщика, комплекс упражнений («Сидеть», «Лежать», «Стоять»). Дрессировщик оставляет собаку в положении «Сидеть», отходит от собаки на расстояние не менее 15 метров и жестом или голосом дает команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять» в разном порядке. Собака должна выполнять эти команды по первой команде (сигналу), не продвигаясь вперед
  7. Работа собаки на расстоянии по звуковому сигналу. Собака находится на любом доступном расстоянии от дрессировщика, в свободном состоянии и не ожидает команды. По первому команде дрессировщика должна принять одно из положений «Сидеть», «Лежать», «Стоять» там, где услышала эту команду, не продвигаясь вперед
  8. Возвращение на место. По команде «Место» собака должно самостоятельно направиться быстрым темпом к любому предмету, оставленному Вами, на расстоянии не менее 15 метров и обозначить его укладкой
  9. Прекращение нежелательных действий
  10. Отказ от найденного корма
  11. Отказ от корма чужого человека
  12. «Апортировка»

Обязательным условием курса является — выполнение команд по первому сигналу (команде) дрессировщика.

III.5. Общие принципы и этапы формирования навыков

Несмотря на бытующее мнение, что формирование навыка представляет собой простой, «одноступенчатый» процесс, практика дрессировки подсказывает нам, что это далеко не так. На самом деле процесс формирования любого, даже самого элементарного навыка представляет собой совокупность сменяющих друг друга этапов. Игнорирование в процессе дрессировки этого положения в целом, так же как и пропуск одного из этапов, ведёт к грубым ошибкам. Нам кажется целесообразным выделить следующие этапы (каждый из которых в свою очередь делиться на более мелкие подэтапы):

первый этап - взаимные объяснения;

второй - автоматизация навыка;

третий - полная автоматизация.

Ниже, описывая принципы формирования навыка, мы попытаемся обосновать целесообразность такого подразделения.

Первый этап включает следующие подэтапы.

Занятия следует проводить дома или в безлюдных местах, с тем чтобы ограничить вероятность появления конкурирующих с базой мотивации: игровой, половой, оборонительной и т.д. Если не соблюдать это правило, то процесс обучения сильно затрудняется - собака теряет интерес к работе, возможны и нервно-психологические перегрузки.

2. Выбор и формирование базовой доминирующей мотивации.

Выбор мотивации, на базе которой будет строиться обучение собаки, зависит от характера и сложности формируемого навыка, а также от стиля работы и опыта дрессировщика. Мы рекомендуем на этом этапе обучения использовать в качестве основных пищевую мотивацию и мотивацию избирательного аппетита, а также различные формы игровой мотивации (имеется в виду общий курс дрессировки). Данные рекомендации обусловлены тем, что именно в рамках реализации указанных мотиваций мы наблюдаем со стороны собаки максимальную заинтересованность в выполнении приёма, что в свою очередь повышает устойчивость диады «собака-дрессировщик» и улучшает положительный эмоциональный контакт между её членами. Другими словами, чтобы достигнуть желаемого подкрепления, собака очень старается понять дрессировщика и выполнить те требования, которые он к ней предъявляет. Таким образом, выбор адекватно поставленной задаче мотивации и создание у собаки устойчивого мотивационного состояния, на основе которого будет формироваться навык, является на первом этапе обучения первоначальной задачей дрессировщика.

3. Собственно взаимные объяснения.

Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой будут эффективны лишь в том случае, если дрессировщик чётко формирует перед собакой поставленную задачу и ясно представляет себе тот результат, которого добивается. Любые воздействия на собаку с помощью поводка, рук, лакомства, интонаций, слов, команд и т.д. должны производится осмысленно и целенаправленно. Перечисленные воздействия на собаку со стороны дрессировщика и ответные действия собаки и её поведение в целом выполняют функцию передачи необходимой информации. Совокупность этих взаимодействий обеспечивает, таким образом, создание между ними своеобразного, но вполне определённого «языка». «Язык» между членами диады «человек-собака» создаётся в результате их «общения» ещё на стадии знакомства (контакта). В дальнейшем, в процессе дрессировки, он обогащается, так как при формировании практически любого нового навыка вводятся новые элементы «языка». В конечном итоге, «язык», существующий между дрессировщиком и собакой, позволяет им хорошо, часто с полуслова, понимать друг друга, сохранять взаимопонимание и взаимный интерес, что в свою очередь обусловливается тем, что каждая из сторон имеет возможность достигать своего программируемого результата.

4. Определение границ формирования навыка.

Дрессировщик должен иметь чёткое представление о том, что он подкрепляет, а собака - не менее чёткое представление о том, какое её поведение желательно для дрессировщика. В процессе взаимодействия двух функциональных систем дрессировщика и собаки должен всегда достигаться общий результат их деятельности, то есть поддерживаться взаимная заинтересованность на максимально высоком уровне. Иными словами, дрессировщика очень важно точно представить границы формируемого навыка и объяснить их собаке. Собака должна знать - её правильные действия подкрепляются положительными воздействия, неправильные - не подкрепляются вообще или подкрепляются отрицательными воздействиями, то есть усвоить границы между «черным» (ошибочным) и «белым» (правильным).

5. Введение санкционирующей команды, разрешающей выполнение навыка.

Для того чтобы собака выполняла навыки, которым её обучили своевременно, используются санкционирующие команды: «Сидеть», «Лежать», «Ко мне», «Стоять», «Рядом» и т.д. Санкционирующая команда подаётся всегда перед началом воздействий дрессировщика, направляющих собаку на выполнение навыка. В дальнейшем, на стадии автоматизации навыка, санкционирующая команда приобретает значение стимула, запускающего поведение.

6. Введение санкционирующей команды, отменяющей выполняемый навык.

На всех этапах дрессировки выполнение навыка должно всегда отменяться дрессировщиком либо командой «Гуляй» (в это время собака не выполняет никакой команды, а просто отдыхает на поводке или без поводка), либо другой командой. Например: команду «Сидеть» можно отменить либо командой «Гуляй». Либо командами: «Стоять», «Лежать», «Рядом», «Фас» и т.д. Произвольного «ухода» собаки с выполнения навыка без команды дрессировщика допускать нельзя.

7. Дрессировочный контроль.

Дрессировка собаки на всех этапах формирования навыка, вплоть до полной его автоматизации, должна осуществляться под постоянным контролем технических средств (поводка, длинной верёвки, радиоуправляемого электроошейника и т.п.), с помощью которых дрессировщик может всегда осуществлять коррекцию поведения, и именно в тот момент, когда в этом есть необходимость.

8. Условные подкрепляющие воздействия: «Хорошо» и «Фу».

В зависимости от характера формируемого навыка применяют положительные или отрицательные условные подкрепляющие воздействия или же те и другие. Условные воздействия служат для того, чтобы своевременно и быстро объяснить собаке, что она делает правильно, а что неверно, то есть что в её действиях является желательным, для дрессировщика, а что нет. Условные подкрепляющие воздействия применяются практически на всех стадиях формирования навыка.

9. Режим подкреплений.

На первом этапе формирования навыка применяют стопроцентный режим подкреплений. То есть каждое правильное действие собаки всегда подкрепляется кусочком пищи (или игрой).

10. Введение элементов контрастного метода дрессировки.

На первом этапе наряду с мотивацией (пищевой или игровой), в случае нежелательных действий со стороны собаки, следует формировать слабую форму мотивации активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. С этой целью вводятся направляющие и объясняющие, сравнительно слабые отрицательные воздействия: рывки поводком, нажатия и подталкивания руками, угрожающие интонации и др. При этом обязательным является соблюдение следующего правила: сразу после применения отрицательного воздействия (в том случае, если животное исправило свою ошибку) должно следовать положительное как в виде пищи, так и виде ласки. Это необходимо для снятия у собаки отрицательного эмоционального состояния. Применение контрастного метода дрессировки на этом этапе позволяет дрессировщику более чётко очертить границы формируемого навыка, оттенить контраст между «черным» и «белым».

11. Режим формирования навыка.

Короткие периоды интенсивной работы с собакой обязательно должны чередоваться с не менее интенсивными короткими периодами отдыха, что позволяет сохранить у собаки длительную заинтересованность в работе, постоянную готовность к выполнению навыка, а также предотвратит нервно-психические нагрузки.

Второй этап состоит из следующих подэтапов.

1. Автоматизация навыка.

а) Направленное обеднение дрессировочной обстановки.

Как и на первом этапе («взаимные объяснения»), обучение собаки должно проходить в безлюдных местах, в отсутствии других собак. Автоматизация навыка достигается многократным повторением навыка под «жёстким» контролем технических средств с использованием вероятностной системы подкрепления. Необходимым условием достижения автоматизации навыка является применение «контрастного» метода дрессировки (чередование положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий). Данный метод, на наш взгляд, противопоказан при обучении собаки навыкам апортировки, выборке вещей и др. и, наоборот, рекомендуется при отработке команд общего послушания: «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Рядом», «Ко мне» и т.д.

По мере автоматизации частота и вероятность положительных подкрепляющих воздействий (например, дача пищи) за выполнение навыка снижается, а степень отрицательных (в случае нечёткого выполнения навыка) возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться чёткого и быстрого выполнения навыка. Воздействия как направляющие, так и корректирующие производятся очень быстро и стереотипно.

б) Повышение требований к точности выполнения навыка.

На втором этапе обучения повышается требовательность со стороны дрессировщика к чистоте и точности выполнения навыка. Так, например, если на первом этапе обучения собака после команды «Ко мне» может подходить к дрессировщику с разной скоростью, порой отвлекаясь на обстановочные стимулы (собак, людей, различные шумы), то на втором этапе обучения от собаки нужно добиться, чтобы подходы совершались только бегом и без отвлечений на посторонние раздражители.

в) Усиление степени отрицательных подкрепляющих воздействий.

В качестве отрицательных подкрепляющих воздействий в основном используют рывки поводком различной степени силы.

Постепенно увеличение степени отрицательных воздействий в случае нежелательных действий собаки позволяет усилить мотивацию активного избегания воздействий дрессировщика, то есть создать мотивацию более конкурентоспособную, по сравнению с пищевой или игровой. То есть на этом этапе начинается постепенная замена исходной базовой мотивации (пищевой или игровой) на оборонительную (мотивацию активного избегания). При использовании отрицательных воздействий (особенно при их усилении) обязательным является соблюдение следующего правила: сразу после применения к собаке отрицательных воздействий (в том случае, если животное исправило свою ошибку) должно следовать положительное воздействие как в виде пищи (игры), так и в виде ласки. Это снимет у животного отрицательное эмоциональное состояние и оттенит контраст между «черным» и «белым» (то есть правильным и ошибочным).

г) Увеличение интенсивности работы дрессировщика.

Все воздействия на собаку - направляющие, корректирующие, положительные и отрицательные, а также условные - производятся дрессировщиком сразу после поданной команды, очень быстро и максимально стереотипно. Производя указанные воздействия, дрессировщик добивается выполнения навыка сразу после первой команды.

д) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

На этом этапе постепенно вводится вероятностный режим подкрепления (75-80 процентов). Применение такой схемы, в условиях которой собака не знает точно, когда она получит подкрепление (но знает точно, что получит), позволяет повысить её заинтересованность в работе (например, сформировать желание заработать кусочек корма), уточнять и видоизменять границы формируемого навыка, поскольку появляется возможность направленно отбирать и подкреплять желаемые элементы поведения собаки.

2. Автоматизация навыка в условиях обогащения дрессировочной обстановки.

а) На этом этапе окончательно определяются границы формируемого навыка.

б) Повышается требовательность к выполнению навыка скорости и точности его исполнения (в зависимости от обстоятельств, в том случае, если собака с большими нервно-психическими затратами справляется с работой в этих условиях, то дрессировщик должен сделать как бы шаг назад, снизив при этом предъявляемые к собаке требования).

в) Режим отрицательных подкрепляющих воздействий. Постепенное усиление степени отрицательных подкрепляющих воздействий приводит к усилению мотивации избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Суммарное количество отрицательных воздействий одновременно с их усилением снижается. То есть на этой стадии контраст между отрицательными и положительными воздействиями достигает максимума. Однако, несмотря на это, дрессировщик, умело чередуя положительные и отрицательные воздействия, должен добиться, чтобы общий эмоциональный фон у собаки в процессе работы оставался положительным.

г) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

Применяется 50-60 процентный вероятностный режим подкреплений (обязательным является применение положительных воздействий сразу после отрицательных). Такая схема приводит к усилению пищевой мотивации и желанию заработать вознаграждение.

д) Сохранение интенсивности работы дрессировщика.

Дрессировщик должен поддерживать высокую интенсивность работы во время дрессировки и при этом добиваться выполнения собакой навыка сразу после первой команды.

3. Заключительный этап автоматизации навыка.

Занятия проводятся в местах, где много отвлекающих факторов.

а) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

На этом этапе производят постепенное уменьшение вероятности получения подкреплений от 50 процентов до нуля.

б) Режим отрицательных подкрепляющих воздействий.

Отрицательные воздействия в случае отказа собаки от выполнения навыка применяются в 100 процентах случаев невыполнения и при этом достигают значительной силы. Постепенное усиление степени отрицательных воздействий позволяет осуществить плавный перевод сформированного навыка на базу мотиваций активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика и при этом сохранить общий положительный эмоциональный фон у собаки.

в) Постепенное уменьшение количества применения условных положительных подкрепляющих воздействий.

г) Постепенное увеличение количества и длительности выполнений навыков, с обязательным чередованием периодов работы и отдыха.

Третий этап - полная автоматизация навыка.

Критерием автоматизации навыка является быстрое, точное и стереотипное выполнение его сразу после первой команды дрессировщика (независимо от окружающей обстановки).

На этапе окончательной автоматизации навыка значение команды (санкционирующего стимула) резко возрастает и начинает играть решающую роль в управлении поведением собаки. Это, по-видимому, происходит за счёт обеднений функциональной системы, обеспечивающей навык. Обеднение функциональной системы связано с окончательным выбором собакой наиболее эффективной программы поведения, что обусловлено правильными, последовательными, стереотипными и прежде всего целенаправленными воздействиями на собаку со стороны дрессировщика. Другими словами, на стадии окончательной автоматизации навыка из структуры функциональной системы навыка, на начальном этапе его реализации, практически выпадает стадия принятия решения (стадия выработки оптимальной программы поведения). На этом этапе обучения у собаки полностью отпадает необходимость в принятии какого то ни было решения, так как лишь одна из программ поведения в процессе дрессировки всегда оказывалась высокоэффективной (то есть приводила к достижению цели и результата), а все остальные оказывались крайне неэффективными (так как либо вообще не подкреплялись дрессировщиком, либо подкреплялись отрицательными воздействиями).

Автоматизация навыка достигается следующими методическими приёмами.

а) Вероятностная схема положительных подкрепляющих воздействий с постепенным снижением их относительного количества от этапа к этапу формирования навыка.

б) Постепенная замена базовых подкреплений (на основе которых формировался навык, например пищевых) на не основные положительные подкрепляющие воздействия (различные варианты ласки, игры и т.п.) и на условные положительные воздействия (типа «Хорошо»).

в) Применение «контрастного» метода дрессировки (своевременного чередования отрицательных подкрепляющих воздействий с положительными), основной целью которого является создание помимо основной мотивации, на базе которой изначально формируется навык (пищевой или игровой), дополнительной мотивации активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Суть метода заключается в том, что в определённый момент времени за счёт целенаправленных воздействий со стороны дрессировщика мотивация избегания становится доминирующей, после чего её вновь сменяет базовая.

г) Введение постепенного и последовательного усиления отрицательных подкрепляющих воздействий со стороны дрессировщика при одновременном уменьшении их количества. Этот методический приём при водит к возрастанию контраста между положительными и отрицательными подкрепляющими воздействиями и практически к изменению взаимоотношений между дрессировщиком и собакой. При этом мотивация активного избегания собакой неприятных воздействий со стороны дрессировщика приобретает яркую социальную окраску и фактически трансформируется в поведении подчинения дрессировщику как вожаку (если она раньше на воспринимала дрессировщика как вожака) с появлением характерных поз подчинения. Это приводит также к тому, что происходит уточнение границ ролевых функций собаки в рамках отрабатываемого навыка и по отношению к дрессировщику.

д) Поэтапное увеличение требовательности к чистоте и точности исполняемого навыка (то есть соблюдение этапных границ его выполнения).

Это приводит к тому, что коренным образом перестраиваются отношения в диаде «человек-собака». В начале процесса формирования навыка устойчивость, основанная на взаимной заинтересованности друг в друге, была обусловлена со стороны собаки желанием в пище или игре, а со стороны дрессировщика заинтересованность в выполнении собакой определённого навыка.

Приведённая выше схема дрессировки коренным образом меняет эти отношения, у собаки и дрессировщика появляется взаимный интерес к «правильной» работе. Это объясняется тем, что в их отношениях совместной деятельностью посредством доставления друг другу положительных эмоций, которые в дальнейшем в значительной степени определяет устойчивость диады «дрессировщик-собака».

Таким образом, на данном этапе дрессировки для собаки, по-видимому, основным результатом, на который направлено её поведение, становится позитивно-эмоциональный результат, получаемый через социальный контакт с дрессировщиком на уровне эмоционального общения с ним. Другим, по-видимому, не менее важным результатом для собаки является получение ею позитивно-эмоционального подкрепляющего результата за счёт постоянного соответствия сличаемых программ - реализуемой и программируемой, - и, вследствие этого, само по себе безошибочное выполнение действия (навыка) начинает выполнять функцию подкрепления. Говоря другими словами, правильное выполнение собакой отработанного навыка доставляет собаке такую же радость, как если бы она за него получила пищевое или игровое подкрепление со стороны дрессировщика.

Приведём пример с формированием простого навыка у собаки - посадки по команде «Сидеть».

Соблюдая принцип «обеднение среды», обучение собаки лучше всего начинать дома. Перед кормлением возьмём собаку на поводок и расположим её перед собой. Подавая команду «Сидеть», мы придерживаем собаку за поводок левой рукой, а правой подносим к носу животного зажатый в ладони кусочек пищи. Как только собака коснётся носом ладони с кусочком пищи и попытается достать его, ладонь медленно уводится за голову собаки, вверх-назад (по касательной к голове). Собака тянется за лакомством, задирает голову вверх, и, если ей немного помочь - придержать за поводок или легко надавить на круп, - то собака сядет. Сразу после посадки собака получит порцию пищи, «условное подкрепление» - «Хорошо» и ласку. Несколько таких повторений, и собака будет садиться уже после команды «Сидеть». Однако нам необходимо, чтобы собака по команде не только садилась, но и оставалась в этом положении некоторое время. Поэтому определяем для себя, что подкреплять пищей мы будем не только посадку собаки после команды «Сидеть», но и выдержку её в этом положении вплоть до отменяющей выполнение приёма команды «Гуляй» (или какой-либо другой команды, например «Рядом»). Итак, границами навыка на данном этапе у нас будет посадка собаки сразу после команды «Сидеть» (желательно одной) и выдержка её в таком положении вплоть до отмены команды.

Теперь нашей главной задачей будет понятно объяснить собаке свои требования. Для этого, как только собака после команды «Сидеть» примет соответствующее положение, мы сразу дадим ей кусочек пищи и будем многократно повторять: «Хорошо», «Хорошо» и т.д., что означает в нашем с собакой «языке»: «Делаешь правильно». Если собака сохраняет нужное положение, то мы подкрепляем её действия - в данном случае выдержку - кусочком пищи и условным подкреплением «Хорошо». Если вдруг собака попытается встать без разрешения, то мы тут же дадим команду «Сидеть», а если она не сядет сама, усадим её с помощью поводка насильно. Как только собака примет прежнее положение, вновь последует условное подкрепление - «Хорошо» (делаешь правильно), но реального подкрепления (кусочка пищи) сразу после этого не последует. Реальное подкрепление собака получит лишь после некоторой выдержки в положении «сидеть». Так постепенно, но достаточно быстро мы сможем объяснить собаке, что она должна садиться по команде «Сидеть», так как за это получает кусочек пищи (положительное подкрепляющее воздействие), и находиться некоторое время в этом положении (за что она тоже получает подкрепление - пищу), и что вставать ей без разрешающей команды нельзя, так как за это её ругают (условное отрицательное подкрепляющее воздействие) и, воздействуют поводком, опять сажают на место (отрицательное подкрепляющее воздействие), да при этом пищу не дают.

Вот таким или примерно таким образом происходит формирование навыка, в процессе которого создаются новые элементы «языка» общения между дрессировщиком и собакой, определяются границы навыка, вводятся команды, санкционирующие выполнение и отмену приёма, используются элементы контрастного метода дрессировки. При этом следует напомнить, что вся проделанная работа, которую мы здесь описали, проводится исключительно на поводке (то есть под постоянным контролем технических средств).

Итак, мы завершили этап взаимных объяснений, на котором у собаки был сформирован и в достаточной степени закреплён навык посадки после команды «Сидеть». Однако если мы посчитаем, что навык уже отработан и подготовленную таким образом собаку поместим в незнакомую обстановку, насыщенную отвлекающими факторами, и попытаемся посадить её по команде, по-видимому, это у нас не получится. Собака вместо посадке после команды «Сидеть», скорее всего, будет демонстрировать ярко выраженную ориентировочно-исследовательскую активность, которая затем может перейти либо в игровое, либо в оборонительное поведение.

Чтобы избежать подобных сбоев, на следующие этапе - «автоматизация навыка», - продолжая работу в условиях обеднённой обстановки, постепенно с помощью воздействий поводка мы вводим более жёсткий контроль за соблюдением собакой грани сформированного навыка. Например, если на этапе «взаимных объяснений» собака соблюдала все наши требования лишь тогда, когда она находилась вблизи от нас, то на этом этапе мы добиваемся от неё устойчивой посадки независимо от нашего месторасположения. При этом значительно возрастает темп работы (команду «Сидеть» подаём своевременно, а следующие за ней направляющие и подкрепляющие воздействия производим очень быстро) и, кроме того, максимально стереотипизируются производимые нами действия. То есть, быстро перемещаясь по дрессировочной площадке, мы сразу же подбегаем к собаке в том случае, если она изменяет положение тела (например, встаёт, заваливает набок передние ноги и т.д.), и незамедлительно поправляем её, воздействуя поводком. В том же случае, если собака сразу выполняет команду, практически мгновенно подкрепляем её правильные действия, применяя условное подкрепляющее воздействие «Хорошо», кусочки пищи и ласку, после чего сразу же отходим от собаки. Все наши действия должны быть максимально однообразны.

Следующей нашей задачей является постепенный перевод собаки со стопроцентного режима положительных подкрепляющих воздействий на вероятностный. Для этого мы будем подкреплять пищей не каждую правильную посадку собаки, а в случайном порядке. При этом собака не должна знать, когда она получит пищу, выполнив требуемую работу (навык), а когда - нет. Это побуждает её вновь и вновь повторять выполнение навыка посадки. Так же постепенно мы уменьшаем количество отрицательных воздействий на собаку (с помощью поводка) в случае нарушений ею границ выполнения навыка (изменение позы, уход с места и т.д.) или явного нежелания его выполнять, но степень этих воздействий плавно увеличиваем.

После того как мы добились от собаки чёткого (сразу после команды) выполнения навыка в условиях обеднённой дрессировочной обстановки, можно переходить к работе с ней в усложнённых условиях: в присутствии других собак, посторонних людей, шумов и т.д. Делать это следует постепенно, по элементам. Так, например, сначала мы попробуем воспроизвести навык посадки собаки где-нибудь в углу тихого сквера (на тихой улице), затем в более людном месте, потом в месте для выгула собак (в их отсутствие), в присутствии одной посторонней собаки, относящейся к нашей собаке индифферентно, и т.д. Вне зависимости от сложности условий обстановки, в которой проходит дрессировка, мы должны всегда добиваться от собаки быстрого и чёткого выполнения навыка посадки сразу после первой команды. Однако в зависимости от характера этих условий степень усложнения границ выполняемого навыка (длительность выдержки в положении сидя, дальность ухода от собаки и т.д.), а также суммарное время работы с собакой, затрачиваемое на отработку навыка посадки, необходимо строго регламентировать. Так как в зависимости от характера условий, в которых проходит дрессировка, собака получает большую или меньшую нервно-психическую нагрузку, а работоспособность нервной системы не беспредельна, то нагрузку необходимо ограничивать. Собака всегда, вне зависимости от внешних условий, чётко и быстро должна выполнять навык посадки сразу после первой поданной нами команды, без применения как положительных (пищевых), так и отрицательных подкрепляющих воздействий. Только после этого снимается поводок и с собакой продолжают работать без поводка. Постепенно условное положительное подкрепляющее воздействие «Хорошо» применяется все реже и реже, а затем заменяется просто молчание дрессировщика. автора Котенкова Е В

Стадия формирования доминирующей мотивации 1. Излишне быстрое обогащение среды, в условиях которой происходят занятия с собакой (особенно на начальных этапах обучения), способствует сталкиванию мотивационных возбуждений, что не даёт возможности полноценно

Из книги Среднеазиатская овчарка автора Ермакова Светлана Евгеньевна

5 Этапы возрастного развития среднеазиатской овчарки Предваряя главу, где подробно описаны особенности воспитания и дрессировки среднеазиатской овчарки, необходимо ознакомиться с особенностями каждой возрастной категории щенков этой породы. Говоря о воспитании

Из книги Спаниели автора Куропаткина Марина Владимировна

Этапы возрастного развития спаниеля Воспитание собаки охотничьей породы, подразумевает выполнение владельцем определенных программ занятий с ней, соответствующих возрастным особенностям развития животного. Конечно, вашей целью должно стать не только обучение

Из книги Гриффоны автора Сергиенко Юлия

Этапы развития собаки Все щенки в период своего взросления проходят несколько этапов развития. Каждый этап характеризуется определенными особенностями в поведении щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.Первые 2 нед жизни щенка называются периодом

Из книги Ротвейлеры автора Сухинина Наталья Михайловна

Этапы возрастного развития ротвейлера Говоря о воспитании служебной собаки, подразумевают выполнение хозяином определенных программ занятий с ней в соответствии с возрастными особенностями развития животного. Разумеется, целью должно стать не только обучение

Из книги Допинги в собаководстве автора Гурман Э Г

Из книги Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних дел автора Министерство Внутренних Дел РФ

Из книги Все о голубях автора Бондаренко Светлана Петровна

Недостаточность формирования скорлупы яиц Заболевание связано с нарушением обмена веществ, в первую очередь минерального питания, и отсутствием витамина D; который влияет на формирование скорлупы. Снесение яиц без скорлупы или с мягкой скорлупой часто зависит от

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

Из книги Мыши автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Общие принципы кормления Кормление играет очень важную роль в жизни и развитии животных. Декоративные мыши практически всеядны, поэтому особых трудностей, связанных с кормлением, не будет. Можно давать зверькам пищу и со своего стола. Главное правило – разнообразие

Из книги Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов автора Гриценко Владимир Васильевич

Из книги Кожа и шерстный покров собаки. Научный, ветеринарный и косметологический аспекты автора Сотская Мария Николаевна

Из книги автора

Из книги автора

Этапы ухода за шерстью Процедура ухода за шерстью собаки включает в себя ряд последовательных

Приводя щенка в дом, каждый человек мечтает о послушном, управляемом и воспитанном домашнем любимце. Для этого хозяину требуется уделять определенное время

В результате питомец не только научится определенным навыкам, но и будет лучше чувствовать и понимать своего хозяина. Общие правила дрессировки, команды для собак, список, жесты рассмотрим далее.

Общий курс дрессировки основан на систематических тренировках с собакой. Сформированные умения и навыки в ходе общего курса составляют базу для формирования у животного условных рефлексов. Кстати, один из первых навыков, которому В процессе обучения необходимо отрабатывать команды жестами для собак, а не только голосом.

В общие умения и навыки входят:

  • отклик на кличку;
  • привычка к ошейнику, поводку, шлейке;
  • подход к дрессировщику;
  • ходьба рядом;
  • привычка собаки к позициям лежа, сидя, стоя, ползком;
  • умение подавать голос, прекращать некоторые действия, преодолевать определенные препятствия;
  • отказ от чужого корма;
  • толерантность к шумовым раздражителям.

Общие принципы обучения

Для успешного обучения питомца необходимы систематические занятия. По продолжительности урок не должен превышать 2 часа. Команды для собак: список отрабатываемых приемов на уроке зависит от уровня подготовки собаки, к примеру

Постепенно количество приемов следует увеличивать в соответствии с успешностью формирования у собаки условных рефлексов.

Отработка новых приемов проводится в первой части занятия. После каждой команды необходимо организовывать трехминутный перерыв для питомца.

Правила успешной дрессировки щенка:

  1. Правильно выполняемые приемы должны закрепляться похвалой и поощрением.
  2. Указание лучше озвучивать однократно с сопровождением жестом.
  3. Соблюдение последовательности в приказе и жесте.
  4. Первые занятия должны проводиться в знакомой обстановке, затем можно менять место уроков.
  5. Хорошее настроение и у дрессировщика, и у собаки.
  6. Завершать занятие лучше командой, которая получается у щенка лучше остальных.

Список команд для собак и как научить

Обучение целесообразно начинать с главных и самых необходимых приказов, таких как «Ко мне!» и «Фу!».

Данные команды для дрессировки собак позволяют быстро подозвать щенка к себе при любой необходимости и пресечь нежелательные действия.

Указание «Рядом!» позволяет при разных обстоятельствах находиться рядом хозяином.

Приказ «На место!» заставляет собаку отправиться в вольер или на свой коврик.

Указание «Сидеть!» обычно разучивается совместно с командой «Рядом!».

Разрешительное указание «Гуляй!» дает возможность собаке свободно прогуляться.

Главные команды для собак: список и как научить рассмотрим далее.

  1. «Ко мне!».
  2. «Фу!».
  3. «Рядом!».
  4. «Сидеть!».
  5. «Лежать!».
  6. «Стоять!».
  7. «Дай!».
  8. «Апорт!».
  9. «Гулять!».
  10. «Место!».
  11. «Фас!».

«Ко мне!»

Команда считается основной. Ее четкое исполнение дает возможность руководить и управлять собакой. Для начала питомец должен находиться на поводке и иметь определенную свободу. Далее подается указание «Ко мне!» и показывается лакомство, оно в качестве благодарности отдается животному.

В случае непослушания щенка его нужно подтянуть к себе поводком рывками, а затем поощрить лакомством. Интонация должна быть спокойная, не вызывающая раздражение.

При приказе «Ко мне!» делается жест правой рукой к бедру. Далее она может отдаваться только жестом.

«Фу!»

Это еще одна базовая команда. Для нее требуется четкая и строгая интонация. Когда щенок будет стремиться поднять запрещенный предмет или побежит за кем-нибудь, нужно остановить ее поводком и приказать «Фу!». Отработать этот навык можно

«Рядом!»

Изучение этого навыка целесообразно проводить после того, как питомец нагуляется и его не будут отвлекать внешние факторы. Собаку нужно взять на короткий поводок и четко приказать «Рядом!».

Повторять этот прием нужно тогда, когда собака отойдет от ноги, при этом надо резко подтягивать поводок к себе. В целях закрепления навыка поощрите питомца. Далее эту команду нужно повторить уже в отсутствии поводка. Данный навык обязателен для серьезных пород уровня или .

«Сидеть!»

Данный навык разучивается с помощью короткого поводка. Вкусное лакомство нужно дать понюхать щенку, затем поднять его выше головы и четко озвучить указание. После успешного выполнения приема рекомендуется поощрить питомца. Для закрепления эту операцию необходимо повторить несколько раз.

«Лежать!»

Список команд для собак с жестами нужно осваивать по порядку. Переходить к изучению этого приема нужно после успешного выполнения приказа «Сидеть!». Положение лежа занимается из положения сидя путем надавливания на холку животного и потягивания без резкости поводка вниз.

Жест для этого приказа заключается в резком опускании правой руки вниз.

«Стоять!»

Для разучивания этого приказа исходная позиция – это положение лежа или сидя с левой стороны от дрессировщика. Нужно поднять поводок или ошейник, а левой рукой — живот собаки и произнести указание.

Для команды характерен жест правой прямой руки, которую необходимо поднять от бедра вверх.

«Дай!»

Отработка приказа «Дай!» начинается с игры. Понадобится знакомый предмет или игрушка. Когда щенок возьмет игрушку нужно рукой забрать ее и в это же время приказать «Дай!». При правильном исполнении указания обязательно поощрить питомца.

«Апорт!»

Команда «Апорт» лучше всего отрабатывается в игровом процессе с мячиком, игрушкой или другим знакомым предметом.

Сначала нужно усадить обучаемого приказом «Сидеть!».

После того, как собака возьмет предмет, нужно поблагодарить ее лакомством. Далее прием можно усложнять, тренируя питомца приносить откинутый предмет.

«Гулять!»

Эта команда для собаки не представляет затруднений. Произносится приказ «Гулять!», жестом указывается направление движения.

«Место!»

Список команд для собаки включает указание питомцу занять свое место. Для начала необходимо обозначить место знакомым для питомца предметом, но не тем, которым отрабатывается команда «Апорт». Собаке нужно приказать «Лежать!», расположить перед ней этот предмет и приказать «Место!». Далее отойти на доступное расстояние, позвать обучаемого к себе и скомандовать «Место!». Питомец должен уйти на место лечь рядом с этим предметом.

Команде соответствует жест указывания правой рукой ладонью вниз от пояса.

«Фас!»

К указанию «Фас!» следует приступать только после освоения всех предыдущих команд. Обучение этой команде рекомендуется проводить в присутствии инструктора. После получения команды собака должна атаковать объект. Возраст обучаемого должен быть не меньше 6-10 месяцев.

Обучать команде «Фас!» можно только психически здоровых и уравновешенных особей.


В ходе постоянных систематических тренировок собака постепенно начинает беспрекословно подчиняться хозяину, одновременно получает удовольствие от общения с человеком. Совместные уроки улучшают психологический контакт, учат более чутко воспринимать интонацию и настроение хозяина.

Дополнительно ознакомьтесь с видео об обучении собак каждой из основных команд:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх