Личный опросник нпн а. Методическое обеспечение оценки стрессовых симптомов и состояний. Шкала оценки субъективной комфортности


ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НПН)

1. Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;

в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3. Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела ;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба».

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);


5. Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6. Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущения усиления сердечной деятельности, не мешающие работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

8. Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыханий:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10. Проявления со стороны вьщелительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация вьщелительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом, при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11. Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах :

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16. Настроение: \

а) обычное настроение; ]

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъ- \ ема, приятного удовлетворения работой или другой деятель- \ ностью;

в) снижение настроения, подавленность. ,

17. Особенности сна: \

а) нормальный, обычный сон; ?

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне. $

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств; \

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую \ работу, «азарт», активное желание действовать; [

в) чувство страха, паники, отчаяния.


19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20. Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22. Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ - СУБДЕПРЕССИИ (ШСНС)

Варианты ответов: 1 - нет, неверно; 2 - пожалуй, так; 3 - верно; 4 - совершенно верно.

341


1. Я чувствую подавленность, тоску

2. Утром я чувствую себя лучше всего

3. У меня близко слезы

4. У меня плохой ночной сон

5. У меня аппетит не хуже обычного

МЕТОДИКА: Личностный опросник (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации) ("НПН-А") (К.Н. Поляков, А.Н.Глушко). Методика предназначена для выявления нервно-психической неустойчивос- ти и некоторых акцентуаций характера. Опросник содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы: - достоверности, - нервно-психической неустойчивости, - истерии, - психастении, - психопатии, - паранойи, - шизофрении. Обработку результатов проводят по семи "ключам" соответствующих шкал. На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать "да" или "нет". Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с "ключом". Каждое совпадение с ключом оценивается в один "сырой" балл. Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В слу- чае, если общее количество "сырых" баллов равно или превышает 8, то полу- ченные данные следует считать недостоверными вследствие стремления обсле- дуемого соответствовать социально желаемому типу личности. Показатели в 8, 9, 10 стэнов считаются высокими и свидетельствуют о значительной выраженности соответствующих признаков. 4, 5, 6, 7 стэнов - средние показатели и говорят о незначительной (допустимой норме) выражен- ности признаков. Показатели менее 4 стэнов - о практическом отсутствии указанных признаков. Интерпретация шкал. Шкала нервно-психической неустойчивости. Низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отно- шений, недостаточная социальная зрелость, нарушение профессиональной дея- тельности, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности. Высокие показатели по шкале НПН свидетельствуют о наличии у обследуе- мого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточня- ется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результа- тов по шкалам опросника). Шкала истерии. Для лиц с высокими показателями характерны позерство, эгоцентризм, самовлюбленность, демонстративность и театральность поведения, желание быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значи- тельной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к преуве- личениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их ис- полнение. Болезненная и неадекватная реакция на общественное порицание, непризнание "заслуг". Деятельность и поведение ориентированы на внешний эффект. Шкала психастении. Характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуве- ренность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита вре- мени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности, беско- нечное анализирование своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальнос- тей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач. Шкала психопатии. Повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, эксплозив- ность, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста и прямолинейной критике; низкий урсовень самоконтроля, властность, высокое чувство соперничества, стремление любой ценой отстоять, оправдать свои поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков. Шкала паранойи. Склонность к образованию "выдающихся идей" и "борьбе за справедли- вость"; глубокое теоретизирование, прямолинейность в суждениях, высокоме- рие и самоуверенность; умение увлечь, организовать людей на реализацию своих идей; узость и односторонность интересов, недоверие и подозритель- ность, упорство в отстаивании убеждений, конфликтность в случае непризна- ния заслуг. Шкала шизофрении. Склонность к теоретическим построениям и неожиданным умозаключениям, часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность и созерцательность; эмоциональная холодность, поверхностное сопереживание, непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышен- ная ранимость и чувствительность; стремление к погружению в собственный мир, отчужденность, замкнутость, бесплодная мечтательность, нарастающие затруднения в общении. Следует помнить, что изолированной интерпретации может подвергаться только шкала НПН, все же остальные шкалы - как единое целое, а не как со- вокупность независимых шкал. Подъем по одной из шкал говорит о наибольшем присутствии признаков этой шкалы в общей характеристике нервно-психической неустойчивости личности. Примечание к компьютерной версии: Тексты интерпретаций шкал составлены таким образом, чтобы результаты тестирования можно было бы передавать в руки клиентам. При этом строки с названиями шкал следует предварительно удалить, так как они имеют психиат- рический смысл и могут нанести психологическую травму клиенту. ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ: --- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. Методика: Нервно-психическая неустойчивость - акцентуации (НПН-А). Ф.И.О:___________________ Доп. данные:_____________ Диаграмма. * 10 ┼ ▄▄ 9 ┼ ██ 8 ┼────██────▄▄────────── 7 ┼ ██ ██ 6 ┼ ██ ██ ▄▄ ▄▄ 5 ┼ ██ ██ ██ ██ 4 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ 3 ┼─▄▄─██────██─██─██─██─ 2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ 1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──* Д НПН И Пс Пп Пя Ш ФАКТОРЫ: Шкала достоверности информации - Д = 3 Нервно-психическая неустойчивость - НПН = 10 Акцентуации: 1. Истерия - И = 2 2. Психастения - Пс = 8 3. Психопатия - Пп = 4 4. Паранойя - Пя = 6 5. Шизофрения - Ш = 6 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Открытость и откровенность в раскрытии своих проблем, отсут- ствие сознательного намерения приукрасить свой характер. Пониженная нервно-психическая устойчивость. Чувствительный, легко расстраивающийся, поддающийся чувствам и случайным колеба- ниям настроения. Склонный к беспокойству и раздражительности. Из- менчивый в своих привязанностях и интересах. Тенденция к острой эмоциональной реакции на стресс и уклонению от реальности. ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП. ВЫРАЖЕHHЫЕ ОСОБЕHHОСТИ ПОВЕДЕHИЯ: Повышенная пунктуальность, скрупулезность, добросовестность, пре- дусмотрительность, осторожность. Ориентация на высокое качество работы и особую аккуратность, склонность к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы. Стремление жестко следовать плану. На службе могут предъявлять окружающим много фор- мальных требований. Отличаются стремлением к определенному поряд- ку. Очень ответственны - иногда слишком, во вред собственным инте- ресам относятся к порученному делу. Как правило эффективно работа- ют в условиях, не требующих изменения форм и методов выполнения задания. Придают большое значение тому, как рабочий процесс выгля- дит внешне, очень внимательны даже к мелочам и того же требуют от других. Избегают неопределенности во всем - в работе, отношениях, общении. Стараются не зависеть в своих поступках от настроения, тщательно обдумывают все возможные варианты и последствия. Склонны к рассуждениям и самоанализу. СТИЛЬ МЕЖЛИЧHОСТHОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: В отношении с другими придерживаются раз и навсегда принятых пра- вил поведения, очень избирательны в общении. Стремятся не упус- кать из виду различные, даже незначительные особенности своих взаимоотношений с близкими. Почти никогда не являются зачинщиками конфликтов, стараются избегать участия в таких ситуациях. ПРИВЛЕКАТЕЛЬHЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: Добросовестное отношение к выполняемому делу, своим обещаниям и словам. Повышенная аккуратность, ровное настроение, выдержанность. ЧЕРТЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К СЛОЖHОСТЯМ В ОБЩЕHИИ: Чрезмерное увлечение формальной стороной дела, повышенные требова- ния к деятельности других. HЕБЛАГОПРИЯТHЫЕ СИТУАЦИИ: Hеобходимость работы в ситуациях с постоянно изменяющимися услови- ями, неопределенность, повышенные требования к чувству ответствен- ности. ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ФОРМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ": Приметы, ритуалы, стремление все заранее предусмотреть и не укло- няться от намеченного плана. ПРОФЕССИОHАЛЬHЫЕ СКЛОHHОСТИ И РЕКОМЕHДАЦИИ: Hе склонны менять место работы или вид деятельности. Предпочитают работу, не связанную с большим количеством контактов. Хорошо могут работать с различными видами информации: упорядочивать, системати- зировать, классифицировать. При выборе профессии ориентация на сферу гуманитарных или гуманистических интересов: литература, ме- дицина, биология, история, а также на кабинетный, исполнительский стиль работы вне обширных контактов и при достаточно устойчивом стеретипе деятельности, где удовлетворяется потребность в избега- нии стрессов. Монотония переносится достаточно легко. Поощрение и меры, направленные на повышение самооценки, - лучший способ интен- сификации их деятельности со стороны руководства и воспитателей. ---

«Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими границами, определенными по законам математической статистики:

(M+- S),

где М - среднее нормативной выборки; S - стандартное отклонение.

Значения средних и стандартных отклонений

4.5.2. Оценка нервно-психического напряжения

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т. А. Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения. В опросник включены 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении.

Инструкция испытуемому: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».

ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НПН)

1. Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;

в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

Подробное описание методик диагностики психических состояний представлено в трудах А. О. Прохорова , А. Б.Леоновой . В настоящем практикуме представлены только те методики, которые имеют прямое отношение к диагностике стрессовых состояний.

Инвентаризация симптомов стресса

Вводные замечания

Методика позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса .

Опросник «Инвентаризация симптомов стресса»

Подсчитывается общее количество набранных баллов.


До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако советуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.

  • 31-45 баллов. Для вашей жизни характерны активная деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете жить так же, постарайтесь только выделить немного времени для себя.
  • 45-60 баллов. Ваша жизнь - непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.

Более 60 баллов. Вы живете, как шофер, который жмет одновременно и на газ, и на тормоз. Поменяйте жизненный уклад. Испытываемый вами стресс угрожает и вашему здоровью, и вашему будущему. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы отреагировать на рекомендацию.

Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»

А. Волков, Н. Водопьянова

Вводные замечания

Симптоматический опросник был разработан для выявления предрасположенности военнослужащих к патологическим стресс-реакциям в экстремальных условиях. Практический опыт показывает, что значительное число молодых людей не справляется с адаптацией к военной и морской службе в период первых 3-4 месяцев. Наиболее часто это проявляется в психосоматических и эмоциональных расстройствах (патологических стресс-реакциях). Опросник позволяет определить предрасположенность к патологическим стресс-реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях военной службы по следующим симптомам самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости.

Методика создана на основе клинико-психологического обследования 1500 здоровых военнослужащих и 133 военнослужащих, впервые заболевших неврозами и неврозоподобными состояниями в первый год военной службы. Возраст обследованных 18-35 лет. Из наблюдаемых признаков, относящихся к феноменологии неврозов, были отобраны 42, которые наиболее часто встречались у 133 военнослужащих, заболевших невротическими расстройствами вследствие работы в экстремальных условиях военной службы. Многолетнее применение данного метода показало высокую валидность и надежность данной методики.

Симптоматический опросник самочувствия (СОС)

Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо «да», либо «нет».


Обработка и оценка результатов. Ответы «да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и общее количество набранных баллов - суммарный показатель невротизации.

До 15 баллов. Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности. 16-26 баллов. Средний уровень психологической устойчивости к-экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности. 27-42 балла. Низкая стрессоустойчивость, высокий риск патологических стресс-реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации.

«Ключ»

Опросник «Определение нервно-психического напряжения»


Т. Немчин

Вводные замечания

Автор методики НПН профессор Психоневрологического института им. В. А. Бехтерева Т. А. Немчин при разработке опросника НПН использовал результаты многолетних клинико-психологических исследований, проведенных на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации. Первый этап разработки опросника состоял в составлении и систематизации перечня жалоб-симптомов, полученных от реципиентов в стрессовой ситуации: от 300 студентов в период экзаменационной сессии и от 200 больных неврозами с ведущей симптоматикой в форме фобий, страха, тревоги перед выполнением болезненных процедур и стресс-интервью. На втором этапе разработки методики из 127 первичных признаков, относящихся к феноменологии нервно-психического напряжения, были отобраны лишь 30 признаков, которые систематически повторялись при повторных обследованиях .

Наиболее высокие частоты повторяемости 30 признаков были обнаружены в группе больных неврозами. Различная степень выраженности признаков у разных испытуемых позволила автору разделить каждый из пунктов опросника на три степени: слабо выражен, средняя степень выраженности, резко выражен, получившие условную оценку в очках соответственно 1, 2, 3. По содержанию опросника все признаки можно разделить на три группы утверждений: первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа утверждает о наличии (или отсутствии) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно-психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно-психического напряжения - частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния. Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряженности в условиях сложной (экстремальной) ситуации или ее ожидания.

Опросник НПН

Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.

Пол……………………………………………………………………………

Возраст………………………………………………………………………

Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)

………………………………………………………………………………

Профессиональная принадлежность……………………………………….

После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких-либо проявлений нервно-психического напряжения.

Таблица 2.1

Характеристики трех степеней НПН по данным опросника

(7.А. Немчин)


Согласно статистическим данным, представленным Т. А. Немчиным, по сумме набранных очков индексу НПН (ИН) выделяются три степени НПН и их характеристики (табл. 2.1).

ИН < 42,5 - первая степень НПН - относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния.

42,6 > ИН < 75 - вторая степень НПН - ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии.

ИН > 75 - третья степень НПН - дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.

На всех стадиях НПН имеются определенные различия между мужчинами и женщинами.

Шкала психологического стресса RSM-25

Вводные замечания

Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier-Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса . Цель - измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н. Е. Водопьяновой.

При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др. Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как естественное состояние психической напряженности. С целью устранения этих методологических несоответствий Лемур-Тесье-Филлион разработали опросник, который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии. Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от 18 до 65 лет применительно для разных профессиональных групп. Все это позволяет считать методику универсальной для применения к различным возрастным и профессиональным выборкам в нормальной популяции.

Оттавы, Ларси в Университете и в госпитале Монреаля, а также Тесье и его коллеги в госпиталях св. Франциска Ассизского и св. Жюстины в Монреале. В России методика апробировалась Н. Е. Водопьяновой на выборке учителей, студентов и коммерческого персонала в количестве 500 человек.

Многочисленные исследования показали, что PSM обладает достаточными психометрическими свойствами. Были обнаружены корреляции интегрального показателя PSM со шкалой тревожности Спилбергера (r = 0,73), c индексом депрессии (r = 0,75). Величины этих корреляций объясняются генерализованным переживанием эмоционального дистресса или депрессии. При этом исследование дивергентной валидности показывают, что PSM концептуально отличается от методик исследования тревожности и депрессии.

Опросник PSM

Инструкция: предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний: 1 - «никогда»; 2 - «крайне редко»; 3 - «очень редко»; 4 - «редко»; 5 - «иногда»; 6 - «часто»; 7 - «очень часто»; 8 - «постоянно (ежедневно)».



Примечание. * Обратный вопрос.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается сумма всех ответов - интегральный показатель психической напряженности (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.

ППН больше 155 баллов - высокий уровень стресса, свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.

ППН в интервале 154-100 баллов - средний уровень стресса.

Низкий уровень стресса, ППН меньше 100 баллов, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

Диагностика состояния стресса

К. Шрайнер

Вводные замечания

При искренних ответах методика позволяет определить уровни стрессового состояния и может быть использована при аутодиагностике.

Инструкция: обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно.

  • 1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.
  • 2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
  • 3. На работе и дома - сплошные неприятности.
  • 4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
  • 5. Меня беспокоит будущее.
  • 6. Мне часто необходим алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
  • 7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом.
  • 8. Я люблю свою семью и друзей, но часто вместе с ними я испытываю скуку и пустоту.
  • 9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.

Обработка результатов и их характеристика. Подсчитывается количество положительных ответов. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл.

  • 0-4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции.
  • 5-7 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.
  • 8-9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Следствие - страдаете и вы, и окружающие вас люди. Развитие у себя умений саморегуляции в стрессе - сейчас ваша главная жизненная задача.

По данным, полученным автором методики, было замечено, что подавляющее большинство работников банка имеют оценку в интервале 5-7 баллов (80 % респондентов). Примерно 18 % респондентов имеют 8-9 баллов. И только около 2 % имеют оценку 0-4 балла. Следовательно, большинство банковских работников настоятельно нуждаются в том, чтобы повысить у себя средства самоконтроля в стрессовых ситуациях.

В. Жмуров

Вводные замечания

Одной из причин возникновения депрессивных состояний является истощение нервно-психического потенциала вследствие продолжительного стресса или психотравмы. Депрессия - специфическое аффективное состояние индивида, которое характеризуется отрицательными эмоциями, а также трансформацией мотивационной, когнитивной и поведенческой сфер. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно-тяжелые переживания, такие как тоска, отчаяние, страхи, подавленность, чувство вины за прошлые события, беспомощность-инфантильность перед лицом жизненных трудностей. Депрессивные состояния, как правило, характеризуются сниженной самооценкой, скептицизмом, склонностью никому не доверять, безынициативностью, утомляемостью, падением активности и др. Методика позволяет дифференцировать шесть уровней депрессии: апатия, гипотимия, дисфория, растерянность, тревога, страх.

Опросник

Инструкция: из каждой группы показаний выберите и обведите вариант ответа 0, 1, 2 или 3, который в наибольшей степени характеризует ваше состояние.



Обработка и интерпретация результатов. Определяется сумма всех отмеченных вариантов (баллов) ответов. В соответствии с данной суммой производится оценка степени выраженности депрессии.

  • 1-9 баллов - депрессия отсутствует или очень незначительна;
  • 10-24 баллов - депрессия минимальна;
  • 25-44 балла - легкая депрессия;
  • 45-67 баллов - умеренная депрессия;
  • 68-87 баллов - выраженная депрессия;
  • 88 баллов и более - глубокая депрессия.

Качественная характеристика депрессивных состояний

Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам на будущее. Это стойкое или проходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоциональных программ.

Гипотимия (сниженное настроение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с переживанием потери, безысходности, разочарования, обреченности, ослабления привязанности к жизни.

Положительные эмоции при этом поверхностны, быстро истощяемы, могут полностью отсутствовать.

Дисфория («плохо переношу», несу плохое, дурное). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.

Растерянность. Острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека.

Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лопнет…»

Страх. Разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу и др. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергий: «внутри похолодело», оборвалось», «шевелятся волосы», сковало грудь» и т. п.

Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний»

В. Зунг, адаптирована Т. Баклашовой

Вводные замечания

Депрессивные состояния возникают как постстресовые или посттравматические реакции. Опросник может быть использован для дифференциальной диагностики депрессивных состояний для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной доврачебной диагностики. Полное обследование занимает 20-30 минут.

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Шкала депрессии

Фамилия, имя, отчество……………………………………………………..

Дата …………………………...…………………………………………………………..

Варианты ответов: 1 - «никогда» или «изредка»; 2 - «иногда»; 3 - «часто»; 4 - «почти всегда» или «постоянно».


Обработка и интерпретация результатов. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД = S + Z, где S - сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; Z - сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например, у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму 1 балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. УД <50 баллов - депрессии нет.

  • 50 - легкая депрессия ситуативного или невротического генеза.
  • 60 - субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

УД > 70 баллов - депрессия.

Шкала оценки субъективной комфортности

А. Леонова

Вводные замечаниия

Русскоязычная версия шкалы оценки субъективной комфортности разработана А. Б. Леоновой. Методика направлена на оценку степени субъективной комфортности переживаемого человеком функционального состояния в данный момент времени . Она состоит из 10 биполярных шкал, полюса которых обозначены противоположными по своему значению прилагательными, описывающими характерные признаки «хорошего» и «плохого» субъективного состояния.

Инструкция: прочтите каждую из представленных ниже пар полярный утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному полюсу шкалы. Отсутствию сколько-нибудь выраженного сдвига в сторону того или иного переживания по данной шкале соответствует оценка «0». Не задумывайтесь, пожалуйста, долго над выбором ответа - обычно первое ощущение, которое приходит в голову, оказывается наиболее точным.

Фамилия, имя, отчество ………………………..…………………………..

Дата………………………………Время заполнения………………………


Обработка и интерпретация результатов. При подсчете результатов тестирования шкала трансформируется от 7 до 1 баллов. 7 баллов присваивается максимально позитивной оценке признака, а 1 балл - максимально негативной. Оценка 4 балла соответствует нейтральному пункту «0».

Прямые шкалы: 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Обратные: 3, 6, 8, 10.

Индекс субъективной комфортности (ИСК) рассчитывается как общая сумма баллов по всем шкалам. Интерпретация результатов:

Шкала дифференциальных эмоций


К. Изард, адаптирована А. Леоновой

Инструкция: перед вами список прилагательных, которые характеризуют различные оттенки разных эмоциональных переживаний человека. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр - от 1 до 5, - соответствующих по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще вам в данный момент времени, зачеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается ваше первое ощущение!

Ваши возможные оценки:

  • 1 - «переживание полностью отсутствует»; 2 - «переживание выражено незначительно»; 3 - «переживание выражено умеренно»;
  • 4 - «переживание выражено сильно»; 5 - «переживание выражено в максимальной степени».

Обработка и интерпретация результатов. Индекс положительных эмоций характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации. Подсчитывается: ПЭМ = I, II, III (Интерес + Радость + Удивление).

Индекс острых негативных эмоций отражает общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации. Подсчитывается:

НЭМ = IV, V, VI, VII (Горе + Гнев + Отвращение + Презрение).

Индекс тревожно-депрессивных эмоций отражает уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса эмоций, опосредующих субъективное отношение к наличествующей ситуации. Подсчитывается: ТДЭМ = VIII, IX, X (Страх + Стыд + Вина).

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ОПРОСНИК САН.

(Моск.мед.инст.им.Сеченова).

Оценка самочувствия, активности, настроения.

ИНСТРУКЦИЯ:выбрать и отметить цифру наиболее точно отражающую состояние в момент обследования.

КАРТА МЕТОДИКИ САН

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым

3. Пассивный Активный

4. Малоподвижный Подвижный

5. Веселый Грустный

6. Хорошее настроение Плохое настроение

7. Работоспособный Разбитый

8. Полный сил Обессиленный

9. Медлительный Быстрый

10. Бездеятельный Деятельный

11. Счастливый Несчастный

12. Жизнерадостный Мрачный

14. Здоровый Больной

15. Безучастный Увлеченный

16. Равнодушный Взволнованный

17. Восторженный Унылый

18. Радостный Печальный

19. Отдохнувший Усталый

20. Свежий Изнуренный

21. Сонливый Возбужденный

22. Желание отдохнуть Желание работать

23. Спокойный Озабоченный

24. Оптимистичный Пессимистичный

25. Выносливый Утомляемый

26. Бодрый Вялый

27. Соображает трудно Соображает легко

28. Рассеянный Внимательный

29. Полный надежд Разочарованный

30. Довольный Недовольный

ОБРАБОТКА: Индекс 3, соответствующий негативным характеристикам принимается за один балл, 2- за 2, 1-за 3 балла, 0-за 4,1 -за 5, 2-за 6, 3-за 7.

Код опросника: вопросы на самочувствие- 1,2,7,8,13, 14, 19, 20, 25, 26

на активность - 3,4,9,10,15,16,21.22,27, 28

на настроение - 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Рассчитывается среднее арифметическое. Самочувствие - 5,4

Активность - 5,0

Настроение - 5,4.

ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ

1. Чувствую себя исключительно бодро.

2. Соседи (другие учащиеся) очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытывать чувство покоя (закончились бы уроки, занятия, четверть).

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что готов горы свернуть.

7. Оценка по тесту не принята, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение- хочется петь, танцевать, целовать от радости каждого кого увижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, готов сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13. Настроение такое, что хочется сказать-«Пропади все пропадом!».

14. Никого не хочется видеть, не с кем не хочется разговаривать.

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».

16. Все люди без исключения кажутся мне хорошими. Все они без исключения симпатичны.

17. Не вижу впереди ни каких трудностей. Все легко! Все доступно!

18. Мое будущее кажется мне очень печальным.

19. Бывает хуже, но редко.

20. Не верю даже самым близким людям.

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.

Инструкция: ответить - «да», «нет»,» наоборот».

Настроение: 9 баллов - 20 ответов « нет», 4 - 9 - 10 ответов.

6 -16-17 , 1-5 и менее

Астеническое состояние: ответы « да» на вопросы - 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Ответы наоборот - 1,6,8,12,16,17.

Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние.

9 баллов - 1- 2 ответа, 8 б. - 3 , 7 б - 4 , 6 б - 5 - 6 , 5 б - 7 - 8, 4б - 9- 10, 3 б - 11 - 13, 2 б - 14-15, 1 б - 17 и более.

Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1,6,8,12,16,17..

Ответы наоборот 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20.

Чем больше ответов, тем сильнее выражена эйфория (неадекватная оценка событий). 9 б - 6 ответов, 8б - 7, 7б - 8-9, 6б - 10-12, 5б - 10-13, 4б - 14-15, 3б - 16-17, 2б - 18-19, 1 б - 20.

Депрессия.

Варианты ответов:

1 - нет, неверно,

2 - пожалуй, так,

4 - совершенно верно.

1.Я чувствую подавленность, тоску

2.Утром я чувствую себя лучше всего

3.У меня наворачиваются слезы

4.У меня плохой ночной сон

5.У меня аппетит не хуже обычного

6.Мне приятно общаться с привлекательными людьми

7.Я теряю в весе

8.Меня беспокоят запоры

9.Мое сердце бъётся быстрее, чем обычно

10.Я устаю без всяких причин

11.Я мыслю так же ясно, как и всегда

12.Мне легко делать то, что я умею

13.Я чувствую себя беспокойно и не могу усидеть на месте

14.Я надеюсь на будущее

15.Я более раздражителен, чем обычно

16.Мне легко принимать решения

17.Я чувствую, что полезен и необходим

18.Я живу достаточно полной жизнью

19.Я чувствую, что другим людям станет лучше, если меня не будет

20.Меня и сейчас радует, что радовало всегда

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

После заполнения текстового бланка производится подсчёт баллов, набранных испытуемым. В опроснике содержится 10 «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и 10 «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов.«Прямые» и »Обратные» ответы подсчитываются, суммируются и « сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы

Х = сумма х 100

Средняя величина индекса снижения настроения равна 40, 25 + 5,99 балла.

Ниже 50 баллов -лица, не имеющие снижения настроения.

От 51 до 59 баллов - незначительно, но отчетливо выраженное снижение настроения.

От 60 до 60 баллов - - значительное снижение настроения и выше 70 баллов - глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).

4.Как вы себя чувствуете?

Инструкция: На каждый вопрос теста выбирайте один вариант ответа.

1.Что вы сделаете, если увидите что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

а)возьмёте »ноги « в «руки,» что бы догнать его

б)пропустите его, будет следующий

в)несколько ускорите шаг

2.Пойдёте ли в поход

в)неохотно

3.Если у вас выдался рабочий день, пропадет ли у вас желание делать что - либо, обещающие быть интересным.

б)желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного

На шкалах испытуемый отмечает свое типичное,повторяющиеся изо дня в день состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр,которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хорошего настроения, а малые - на доминирование плохого настроения.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ .

Сумма баллов,выбранная испытуемым по всем 30 шкалам,делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек, имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7 ,считается таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение. Тот, у кого оказались оценка от 1 до 3 баллов,считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка близкая к 4 баллам(от 3,5 до 4,5) указывает на доминирование изменчивого настроения или такого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое.

Оценка нервно - психического напряжения.

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А.Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения, и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Исследование проводится индивидуально, в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шумов помещении. Инструкция испытуемому:»Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».

ОПРОСНИК - НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ:

1.Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических опущений

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе

в)наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающие работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей

б) болевые осушения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3.Температурные опущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство, озноба.

4.Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса.чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение подергивания отдельных мышц

лица, шеи, руки (тики, тремор).

5.Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности,легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6.Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности. увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7.Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца- учащение сердцебиения, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

8.Проявление со стороны желудочно-кишечного тракта:

а)отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание».

в)выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9.Проявление со стороны органов дыхания:

а)отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10.Проявление со стороны выделительной системы:

а)отсутствие каких-либо изменений;

б)умеренная активизация выделительной функции -более частое желание воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться(терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11.Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б)умеренное усиление потоотделения;

в)появление обильного «холодного» пота.

12.Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б)покраснение кожи лица;

в)побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного»(пятнистого) оттенка

14.Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а)отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б)умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям,не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях,

15.Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а)обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16.Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения работой или другой деятельностью;

в) снижение настроения, подавленность.

17.Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-дибо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт «-активное желание действовать;

в)чувство страха, паники, отчаяния.

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20.Особенности речи:

а)обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества(логичности, грамотности и т.д.)

в)нарушение речи- появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21.Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус,

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22.Особенности памяти:

а)обычная память,

б)улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно,

в) ухудшение памяти.

23.Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений,

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел,

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

24.Сообразительность:

а) обычная сообразительность,

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая

умственная утомляемость.

26.Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в целом,

б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные, слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления,

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серьезно мешающие работе нарушения со стороны психики.

27.Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности но, напротив, способствующие её продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаке? напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

28.Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

29.Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после её окончания,

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времени после сложной ситуации.

30.Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабое степень выраженности,

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения,

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против:

пункта «а», начисляется 1 балл,

пункта »б» - 2 балла,

пункта »в» - 3 балла.

Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30,

максимальное - 90.

Диапазон слабого, или «детензивного», нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов,

умеренного, или «интенсивного» от 51 до 70 баллов и

чрезмерного, или «экстенсивного» - от 71 до 90 баллов.

Полученные таким образом данные заносятся в протокол по следующей форме:

Фамилия, имя, отчество __________________________Дата_______________

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная, не стрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением.ответственного и сложного задания, после задания и т.д.)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх