Лекции лекции по истории политических и правовых учений. Различие между проступком и преступлением. В Библии – вся власть от бога


07.10.2010

ИППУ: предмет, закономерности, методология.

Объект науки -та часть объективной реальности, на к-ю направлено познание.
Предмет науки -часть объекта или особый взгляд на объект.

ППУ появл. В 19 в. Б. Н. Чичерин

Объектом ИППУ явл. Совок-ть истор-х, полит-х, правовых, философских, публичистических работ политико-правовой тематики.

Предмет ИППУ -история возникновения и развития политико-правовых учений.

Учение -теоретически оформленные комплексы знаний,система взглядов и идей, объясняющих чего-либо.

ППУ состоит из 3 элементов:

    методологическая основа учения(фундамент здания)
    а) религиозный компонент(все от Бога)
    б) философский компонент (Платон о двух мирах)
    в) логико-теоретический компонент (люди-опасные животные,гос-во для контроля)
    2) теоретическое политико-правовое содержание
    3) политико-правовая программа
Право -упорядоченна нормированная форма свободы. (свобода) Гегель
Право-искусство добра и справедливости(Цельс)

Закон реально существующее, право-должное.

Политика -соц деятельность, направленная на достижение, удержание и функционирование власти.

Власть -способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деят-ть и поведение людей.

Женщины, лошади, власть и война – вот, что пьянит больше вина.

Полит.вл. отличается от др. видов власти по объекту и субъектам.
Объектом полит.вл. явл. Всё общество.
Субъекты:

    * гос-во
    * общ-е организации (полит партии, мафия)
    * отдельные люди (олигархи)
    Сравнение ИППУ с другими науками.
    В отлич. от истории гос-ва и права, к-я изучает реальные процессы, ИППу изучает теории, учения о гос-ве и праве.
    2. В отлич. от теории гос-ва и права, ИППУ явл. исторической дисциплиной.
    3. В отлич. от политологии, к-я изучает полит-е процессы во всем многообазии, ИППУ интересует прежде всего гос-во и право.
    4. У философии и ИППУ разные предметы исследования.
    Закономерности ИППУ:
1) зависимость ППУ от ПП-ой действительности.
2) ППУ выражены в понятиях и образах, свойственных той эпохи, когда они создавались. (Наказание-сын Бага)
3) связь ИППУ с борьбой классов, ППУ выражали интересы определенных групп. (маркс-пролетариат, Радищев-крестьяне)

Методология-сов-ть методов, приемов, способов и принципов, с помощью к-х изучается предмет науки.

Принципы(подходы):
1. принцип историзма,к-й требует рассматривать каждое явление с точки зрения того, как возникала, развивалось и чем стало. С т.з. принципа историзма заслуги авторов расцениваются не потому. Что они сделали по отношению к современности, а потому, что ни дали нового по сравнению предшественниками. ППУ-это не знамя(не надо следовать) и не мешень(не надо расстреливать).
2. хронологический принцип предполагает изучение ППУ во времени (др.мир 476 г.до н.э., средние века(до 16 в.), новое время(с 17 по 19 вв включительно), новейшее время(с 20 в)
3. проблемно-категориальный принцип в постановке и разрешении политико-правовых проблем, в разработке понятий.
Методы:
а) сравнительный
б) системный заключ. в изуч. ППУ как системы
в) портретно-биографический заключ. В изуч. ППУ с позиций биографии автора.

ППУ Древнего Востока.
ППУ древнего мира формировались под непосредственным влияние мифа и религии. Основная идея и тема древних мифов-божественный первоисточник порядков на Земле.

ППУ Др. Индии. Особонности:
1) религиозный хар-р
2) акцент на проблемах нравственного содержания
В Др. Индии выделялись две религии: брахманизм и буддизм, они принципиально различались в трактовке правил для варн (брахманы(жрецы)-уста, кшатрии(воины)-руки, вайшьи(крестьяне, ремесленника)-бедра, шудры-стопы)

Брахманизм . Во 2 в. до н. э. эта религия оформалась в письменный источник ПП-ого содержания(законы Ману)
1. Члены всех варн свободны, но не равны. Власть делится на духовную и светскую. Высшая у брахманов, и светская у кшатриев.
2. для каждой варны установлены свои законы(дхармы). Дхармы имеют божественно происхождение.
3. Особое значение предавалось наказанию. Два вида наказания:от царя и от Бога.
Данная религия была направлена на утверждение неравенства и верховенство дховной знати.

Буддизм.
Будда-просветленный. Его звали принц Гаутама (563-483 г. до н. э.) Будда-познавший истину.
Буддизм возникает как протест против брахманизма.

12.10.2010

Сядь у реки и спокойно жди и мимо тебя проплывет труп твоего врага.

1) если в брахманизме утверждается неравенство людей, то в буддизме говорится о равенстве(2 вида)
А) все равны, т.к. живут в мире страданий
Б) все равны, т.к способны к самосовершенствованию

Брахман-это не член высшей варны, а человек, достигший совершенства собственными усилиями.

2) Если в брахманизме дхарма имеет божественное,то в буддизме-естественное происхождение. Дхарма-естественное право.
3) Если в брахманизме огромное значение придается наказанию, то в буддизме роль и масштабы ограничены.

В 3 в. до н.э. буддиз становится гос-ой религией.

Расцвет политико-правовой мысли приходится в Др. Китае на 6-3 в. до н.э. это период глубочайшего системного кризиса в Др. Китае.

Особенности ППУ в Др. Китае:

    заметное влияние на ППУ религии. Однако основные ППУ носили светский хар-р.
Конфуций (551-479 г. до н.э.)

Образованный человек в Китае должен был владеть шестью искусствами:
а) выполнят ритуал. Ритуал-порядок обрядовых действий.
б) понимать музыку
в) стрелять из лука
г) управлять колесницей
д) уметь читать
е) умет считать

Книга «Беседы и высказывания»

1. К. явл. Основателем теории патриархального гос-ва, где император-отец, а подданные-его дети. Отнош. Между ними выстраиваются на уважении и почетании, насилие отсутствует.

Функции гос-ва:
1) накормить народ
а) забота о земледелии
б) умеренные налоги
в) контроль над соотношением между бедными и богатыми (децельный коэффициент)
2) обучить народ
3) восптать народ в почетани к вышестоящим

Народ отлучен от управления. Чиновники дб человеколюбивыми, обязаны трудиться, быть преданными и почетать старших.

Кант считал такой тип гос-ва самим деспотическим (отсутствие свободы)

2.Учения исправления имен. Имя-статус чел-ка. Каждый чел. Должен соответствовать своему имени. Император дБ императором, отец отцом, сын сыном.

3. Учение о ритуале.
Конфуций негативно относился к законам, т.к. они были жестокими и считал, что вместо законов можно использовать ритуалы в кач-ве правового контроля над людьми.

Даосизм. Лао-Цзы . 2 в до н. э.

1) Основано на понятии дао-естественный ход вещей, естественная закономерность, высшая добродетель и справедливость.
В отнош. дао все равны. Дао определяет законы неба, природы и общ-ва.

2) Утверждает, что дао и цивилизация несовместимы, т.к. цивилизация приводит к неравенству, бедности и др. соц-м порокам, ведет к гибели человечества.

3) Чтобы спасти человечество, необходимо выполнить принцип недеяния.

Символом даосизма явл. лодка без весел, чел. сидит в лодке и несется по бурному потоку судьбы.

Лучший правитель-это тот, о к-м люди знаю, что он есть. Отрицал законы, войны.

Моизм. Мо-Цзы (479-400 г) основатель радикально демократ-ой традиции ПП мысли Др. Китая.

1) Выдвигает идею естественного равенства людей.
2) Явл.основателем договорной теории происхождения гос-ва.

Сначала был хаос(беспорядок), т.к. у каждого было свое понимание справедливости, когда люди поняли причину беспорядка, они догадались создать гос-во с единым пониманием справедливости.

3) Критиковал аристократическое гос-во Конфуция и считал, что править должны не знатные и мудрые.

Для установл. единства в гос-ве необходимо:
а) насаждение единомыслия
б) запрет вредных учений
в) поощерение доносов
г) поддержание соц.равенства

Легизм (законность) Шан-Ян (390-338) был министром земледлия в период тер-ой раздробленности Китая.

Цель-создание сильного централизованного гос-ва.

Это учение принципиально отличается от предыдущих,т.к. отказывается от моральных трактовок, политики и права и разрабатывается технология осущ-я власти.

Его теория пронизана враждебностью к людям и увереннотью к людям, что только насилие может дать желаемый порядок.

Методолог-ой основой его учения явл. утверждение, что человек-это источник зла.

Принципы:
1.этотизм-господство гос-ва. Основная цель гос-ва-подавить злое начало в человеке с помощью законов(жестоких)
2.законность. В праве не люди, а законы. Закон-это сосуд,к-й можно наполнить любым содержанием. Закон-это прежде всего наказание.
3.Коллективная отв-ть.

Даёт образ идеального правителя: Правитель должен внушать страх, он дб таинственным, должен контролировать чиновников и никому не доверять.

Все эти методы дали результат, но вскоре империя рухнула, как и легизм.

26.10.2010

ППУ Древней Греции.

Государственность Др.Греции возникла в начале 1оготысячилетия до н.э. в форме полисов(город-гос-во), где шла борьба за власть, эти процессы нашли отражение в ППУ Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 г. до н.э.)
2 учителя: Сократ, пифагор.

Сократовский метод: задавать вопрос и получать ответ. Маевтика-родовспоможение.

«Я не мудрец, я философ»
Академия, к-я существовала __ лет.

Сократ считал, что истина рождается в споре, А Пифагор-в числе.

Методологической основой ППУ Платона явл. утверждение о существовании двух миров:реального и идей. Истинный мир-мир идей. Познать мир идей могут только философы. В соотв. с этой теорией Платон изображает идеальное гос-во и называет его Атлантида. Проект идеального гос-ва Платон изображает идеологией гос-ва.

1) Гос-во возникает по воле богов как результат потребности людей друг в друге. (разделение труда)
2) Соц. структура представлена 3 сословиями: философы, воины, работника. Философы управляли гос-ом(люди-золото), воины-люди-серебро, работника(земледельцы, ремесленника, торговцы) люди-железо(медь).
Неравенство справедливо, т.к. каждый занимается своим делом(функциональное)
3) Причиной соц. неравенства явл. частная собств-ть. Чтобы люди думали об общем благе, а не частном интересе, у философов и воинов отсутствует частная собств-ть. Рабы отсутствуют, т.к. им нет места.
4) Провозглашается общность жен и общность детей.
5) Цель гос-ва-общее благо
Платон уравнивает права мужчин и женщин.
6) Формы правления. Круг Платона. Идеальная форма правления-аристократия- правление лучших(философов)

Философы обращаются при тирании к народу и возникает аристократия

Демократия-индивидуальная свобода, метод и способ управления
Тирания-отсутствие свободы

Негативное отношение Платона к демократии связано с возможностью перехода охлократии, а затем к тирании.

Эволюция взглядов Платона на гос-во отражена в диалоге закона, где он изображает второе по достоинству гос-во. _________ которые по ____________ получают земельный участок и до, з. пользуются на правах владения.
Надел переходит только одному сыну.

Сословный принцип заменяется классовым по уровню дохода: выделяется 4 класса.

Лучшая форма правления-смешанная, где совмещается демократия и олигархия.

Во главе гос-ва 37 правителей,к-е избираются путем многоступенчатых выборов.
Возраст от 50 до 70 лет.
Гл.функция-быть стражем закона.
Выборный совет 360 чел.
Народное собрание: 1 и 2 обязательно, 3 и 4 по желанию.
Ночное собрание-10 самых мудрых людей.

Появляется индивид. семья, хотя воспитание осущ-т приемущ-но гос-во.

Провозглашается принцип законности:
1. законы имеют божественное происхождение
2. законы дб вечными и неизменными
3. о чем закон молчит, то он запрещает.
4. законы д соотв-ть гос-у устройству.

Из всех наук более совершенствует чел-ка наука о законности.

Итог:


Платон мне друг, но истина дороже (но истина мне больший друг).

Аристотель (384-322 г. до н. э.) жил в первые годы своей жизни при дворце в ________

Если бы я не был Александром, я бы хотел быть Диогеном. (свободным)

Академия-Платон.

Школа(лицей) в 33 года А.Македонского аотравили.

Аристотель бежал из Афин. Умирает на острове, где жила его мама. Аристотель явился основателем 14 наук, в т.ч. и политической.

Методологической основой его ППУ явл. утверждение, что сущ-т только один реальный мир, к-й можно опзнать опытным путем. Он изучил 156 городов-полисов вместе с учениками объездил эти полисы, изучил формы правления и провел анализ.

Гос-во появляется естественным путем, благодаря стремлению людей к общению. Сначала семья a селение a гос-во

Гос-во явл. высшей формой общения между свободными и равными (в семье отсутствует равенство м-у детьми и родителями, м-у мужем и женой, м-у хозяином и слугой)

В споре с Платоном Аристотель выступал против ___________ единства, т.е. против отсутствия частной собств-ти, т.к. частная собств-ть присуща экономической природе чел-ка.

Человеку моё «я» ближе.

Однако собств-ти дб немного, но достаточно (средний класс)
Выступал против общности жен и детей, т.к. чел-к в своем ______________________

Отношение: раб - говорящее орудие, это не человек

Рабство справедливо, т.к. люди по природе своей не равны, одни рождаются свободными, др. рождаются рабами.

Рабство необходимо, т.к.
1) того требует эконом-ое развитие
2) необходимо как рабовладельцу, так и рабу, т.к. он несамостоятелен.

Аристотель представил собственную типологию власти. При этом выделил 2 критерия.
а) качественный – в чьих интересах осущ-ся власть
б) количественный – сколько человек правит


Лучшая форма правления – полития (правление среднего класса, людей, у к-х собств-ти немного, но достаточно)

Ср.класс нейтрализует опасность раскола между бедными и богатыми, это слой, к-й доволен свои положением. a он не будет стремиться к революции

Аристотель явл. основателем теории золотой середины. Он видел высшую добродетель в умеренности и в уклонении от крайности.

Демократия – власть бедноты, черньи, у к-й нет образования, досуга, достатка, чтобы заниматься общ-ми делами. Чернию легко купить.

Демагог-тот, кто ведет за собой черни.

Худшая форма правления – тирания.

Аристотель первый сформулировал разделениевластей н 3 ветв, исходя из необходимости преодолеть злоупотребление власти.

Справедливость – высшая добродетель. Это равенство для равныз и неравенство для неравных.
1) распределительная. Основана на геометрическом равенстве-каждому свое(власть, деньги, почет, распределение благ по достоинству людей)
2) уравнивающая. Основана на арифметическом равенстве, когда люди равны не сами по себе, а по отнош. к ч-л (закону, власти)

Аристотель делил право на:
1) естественное, к-е одинаковово всем мире
2) волеустановл-е различ-ся в разных гос-х

Значение творчества Ар-ля:
Впервые использовал научные методы познания
Типологизировал форму правления
Разработал теорию среднего класса

Сравнение ППУ Др. Востока и Др. Греции

ППУ Др. Греции носили светский хар-р
ППУ Др. Г. представили научный анализ гос-ва и права
ППУ Др. Г. Представили анализ различных форм правления

2.11.2010г.
ППУ Западной Европы в средние века
В IXв н.э. Западная Европа распалась на множество феодальных государств, которые внутри тоже были раздроблены. Единственной объединённой силой была церковь, что обусловлено её слияние на ПП-ые идеи.
Философия становиться служанкой богословия, а библейские тексты получили силу закона.
Фома Аквинский (1226-1274гг)
Хотел приспособить творчество Ар-ля к христианству.
Методолог-ой основой учения явл. утверждение, что все от бога, а значит и всякая власть от бога. Он использует идею Ар-ля о создании государства (семья>селение>государство)
Возникновение государства аналогично сотворению мира и оправдало божественным замыслом.
Доказывает превосходство духовной вл. над светской. Д/этого он рассматривает светскую вл. как систему, состоящую из 3 элементов:

    сущность власти выражается в отношении господства и подчинения.
    приобретение власти
    использование власти
только первый элемент от бога и он является абсолютным добром.
2-ой и 3-ий элементы мб как добром, так и злом. Это зависит от людей. Если 2-е и 3-е зло, то народ имеет правота восстание, но разрешение на него даст церковь.
Религиозное влияние выше светской.
Формы правл. берет у Ар-ля. Но лучшей считают монархию и выделяет 3её типа:
    абсолютная или диспотич-ую
    полит-я, к-я ограничена законом
    королевская на основе мудрости правления.
Фома разработал типологию закона в виде пирамиды:
1)вечный закон- всеощий закон мира, порядка дан д/всею сущего. Он является источником для всех др. законов и выражает божественный разум.
2)естественный- отражение вечного закона в человеческом разуме.он предписывает стремиться к:
А) самосохранению;
Б) продолжению рода;
В) поиску истины;
Г) уважению друг друга.
3)человеческий(или позитивный) основан на страхе наказания. Он мб справедливым и не справедливым если не соответствует естественному.
4) божественный дом людям в библии, он необходим, т.к. человеческий закон не может до конца истребить зло.
Зачем божественный, когда есть вечный?
Никола Макеовелли (1469-1527гг)
«Государь»
Методолог-я основа его учения явл. ЗАММММА теория божественного предопределения идей объективных исторических закономерностей.
Он выступал за отделение церкви за государство.
Критиковал католицизм.
Впервые выделяет политику как самостоятельную сферу ДЕЛТ-ТИ от религии и морали.
Впервые выделит понятие гос-во (stato) как аппарат управления и легитимного насилия.
Раньше государство отождествляли с обществом.
Он один из первых применил принцип реализма по отношению к политике. Политика- это мир власти к-й нужно изучать таким, каков он есть, а не желаемый.
Впервые ставит и решает проблему соотношения и морали. В оценке политической деятельности нельзя руководствоваться моралью.
В политике главное не добро и зло, а целесообразность.
и т.д.................

Название : История политических и правовых учений: конспект лекций.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета но любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «История политических и правовых учений».


История политических и правовых учений - это одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на юридических факультетах высших учебных заведений России. В число таких дисциплин входят также
теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право.
Объект изучения истории политических и правовых учений - политические и правовые учения в их историческом своеобразии.
В рамках данной дисциплины анализируются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. Поэтому история политических и правовых учений представляет собой историю особого рода мыследеятельности. В числе авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, - греческие софисты, Платон и
Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский,
Кант и Гегель, Кельзен и Маритен и многие др.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Тема 1. Становление и развитие политико-правовой идеологии 8
Тема 2. Политические и правовые учения в Древней Греции 18
2.1. Политические и правовые взгляды софистов. 19
2.2. Учение Платона о государстве и законах 23
2.3. Политико-правовое учение Аристотеля 30
2.4. Учение Полибия о формах государства 35
Тема 3. Политические и правовые учения в Древнем Риме 38
3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 38
3.2. Римские юристы о праве и его видах.42
3.3. Политическое учение Аврелия Августина 45
Тема 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья 49
4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. 49
4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. 54
Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 59
5.1. Политическое учение Пикколо Макиавелли 60
5.2. Политическое учение Жана Бодена 63
5.3. Политико-правовые идеи раннего социализма
Тема 6. Возникновение теорий естественного права в Западной Европе XVII века 70
6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве. 70
6.2. Политическое учение Томаса Гоббса 74
6.3. Учение Джона Локка о праве и государстве. 78
Тема 7. Политико-правовая мысль во Франции XVIII века 81
7.1. Политико-правовая программа Вольтера 82
7.2. Политико-правовое учение Ш.Л. Монтескье. 86
7.3. Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо. 92
7.4. Политико-правовое учение Морелли 98
7.5. Политико-правовые взгляды Гракха Бабефа и других участников «Заговора во имя равенства» 102
Тема 8. Политико-правовые учения в России XVIII века 105
8.1. Ф. Прокопович и В.Н. Татищев о государстве и праве. 106
8.2. Политико-правовое учение СЕ. Десницкого
8.3. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве. 113
Тема 9. Политико-правовая мысль в Германии конца XVIII - начала XIX века 117
9.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве. 117
9.2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля 122
Тема 10. Историческая школа права (Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта) 131
Тема 11. Политико-правовая мысль в России конца XVIII - начала XIX века 136
11.1. Либерализм в России. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 137
11.2. Политические и правовые взгляды декабристов 142
Тема 12. Возникновение юридического позитивизма в правоведении XIX века. Джон Остин 147
Тема 13. Либеральные политико-правовые учения в Западной Европе первой половины XIX века 150
13.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама 150
13.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана 154
Тема 14. Основные направления социалистической политико-правовой мысли во второй половине XIX века на Западе 159
14.1. Политико-правовое учение марксизма 160
14.2. Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Фердинанд Лассаль 166
14.3. Политико-правовая теория анархизма 168
Тема 15. Политико-правовые учения в Германии во второй половине XIX века
15.1. Социологическая теория права Р. Иеринга 174
15.2. Политико-правовое учение Г. Еллинека 178
Тема 16. Политические и правовые учения на Западе в XX веке 182
16.1. Социологическая теория права Е. Эрлиха 182
16.2. Политико-правовая теория солидаризма Леона Дюги 186
16.3. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого 189
16.4. Нормативистская теория права и государства Г. Кельзена 193
16.5. Социологическая юриспруденция Роско Паунда 196
16.6. Реалистическая школа права в США 198
16.7. Неотомистская теория права Жака Маритена 201

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История политических и правовых учений: конспект лекций - Мачин И.Ф. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)

4 касты («варны»):

брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),

кшатрии – из рук (управление государством, война),

вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),

шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).


Рабы – не люди, а орудия труда.

Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).


Если исполняет то - ?????

Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».


В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.


Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).


«Будда» - просветленный.

Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).


«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.


«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).


Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.


Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)


Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.


Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма :

государство – это разросшаяся семья,

монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;

патернализм – власть отца и его забота о семье,

2) идея меритократии – власти достойных

власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,

3) идея человеколюбия:

забота старших о младших и уважение младшими старших,

«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,

4) отрицательное отношение к законам:

закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,

5) советы чиновникам:

древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,

в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,

и т.д. (очень много советов)


Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)

возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).


Противоположность Конфуция:

1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,

2) доброта и человечность – мать всех проступков ,

т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),

3) необходимость оглуплять свой народ , чтобы было легче управлять

в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,

4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство» ,

5) разрешил покупать чиновничьи должности.

Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.

Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.


Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.

Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».


Греция. Политико-правовые идеи софистов.


Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.

Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.

Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).

Их советы адвокатам : вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …


Старший софист Протагор :

1) золотой век человечества – в будущем : люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),

3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).

Афины: Сократ

По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.

1) управлять должны знающие,

2) закон и справедливость – понятия тождественные.

Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.

Причина такого решения суда:

1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,

2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.


Платон (ученик Сократа).


о формах правления: иерархия в порядке ухудшения :

1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),

2) олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию),

3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),

4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),

5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),

6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).


Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:

- разумность – стремление думать,

- честолюбие – стремление к славе,

- вожделение – необходимость физиологического комфорта.

Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).


Принципы жизни философов и стражей:

1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,

2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),

3) общественное воспитание детей.


Аристотель.


Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.


Формы правления по Аристотелю:


Власть одного

Власть немногих

Власть многих

«Правильная»

монархия

аристократия

«Неправильная»

олигархия

демократия


Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».


Демократия:

1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.


Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.


Два вида справедливости:

Уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,

Распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).

Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)

Основные принципы организации жизни общин:

1) общность имущества,

2) обязательность труда для всех,

3) равенство,

4) отсутствие духовенства и культов,

5) осуждение богатства.


Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:

«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».


Два аспекта:

1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

2) каким судом судите – таким судимы будете.

Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».

1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),

2) человек живет по божественной воле.

Государство и город – синонимы.


Идея 1 : те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.

Идея 2 : насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).

Идея 3 : концепция «как спастись от греха».


Различие между проступком и преступлением:

«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,

если действует во вред другому – это преступление».


Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.


Основное произведение – «Сумма теологии».

Признан официальным теологом католической церкви.


В Библии – вся власть от бога.

Выделение трех элементов государственной власти:

1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.

2) Происхождение власти: по наследству или силой.

3) Использование власти:

a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться,

b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.

«Возможно, тиран послан народу за его грехи».


Субординация законов:

1) Вечный закон – закон мироздания , «божественный разум».

2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).

3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:

a. записаны (тогда как естественные законы не записаны),

b. предусматривают наказание за нарушение.

4) Божественный закон – Библия.


Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками : еретики подрывают основы жизни.


Средневековая ересь о праве и государстве.


Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.


Два вида ереси:

1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:

a. требует социального и имущественного равенства,

b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.

Представители плебейской ереси – «богомилы»???.

Помещики – слуги дьявола.

2) бюргерская ересь:

a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),

b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).


Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.


Основное произведение – «Государь».

Основные идеи:

1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни , в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),

2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).

3) советы государю:

a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом,

b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),

c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным,

d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».


Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).


Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.


Жанр – утопический социализм.

Утопия – несбыточное (ни где я????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.


Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».

Государство ответственно за своих подданных.

Государство – орудие для угнетения бедных.

Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).


Основные идеи:

1) общественная собственность,

2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),

3) все должны приносить пользу обществу,

4) общественная трапеза,

5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,

6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.


Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.


Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)


Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.


Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).

1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,

2) законов должно быть как можно меньше.


Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».

Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож.

Идеи либерализма.

Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).

Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.


Различия в подходах:

Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),

Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.


Классическая теория демократии.


Монтескье: «О духе законов».


Есть буква законов и дух законов.

На дух законов влияют:

Физический фактор (климат, территория и т.д.),

Моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).


Разработал теорию сдержек и противовесов : ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.


Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:

1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,

2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,

3) недопустимость наказания за помыслы,

4) о нескромных словах.


Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».

1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,

2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),

3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

План

  1. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
  2. Предмет истории политических и правовых учений
  3. Методы истории политических и правовых учений
  4. Периодизация истории политических и правовых учений

1.Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

Наука как важная область человеческой деятельности имеет своей целью систематизацию знаний об объективной действительности. Что такое наука? Это - упорядоченная совокупность знаний о тех или иных изучаемых явлениях. Известно, что наука обладает сложной структурой. Виды наук: технические естественные и общественные. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники. Общественные имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода социальными ценностями. В число этих наук входит и наука юридическая.

Юридическая наука имеет свою собственную только ей присущую структуру, построенную по предмету изучения. По достаточно устоявшейся схеме юридическая наука делится на несколько больших групп: историко-теоретические, отраслевые, прикладные, науки. История политико-правовых учений является самостоятельной учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля.

О названии курса. Первый в России труд, содержащий систематическое изложение учений о государстве и праве, принадлежит профессору Петербургского университета К.А. Неволину (1806-1855) - «История философии законодательства». Пятитомник Б. Чичерина, издававшийся с 1869 по 1903 г., назывался «История политических учений». Большое распространение получило название «История философии права». Именно так назывались учебники Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого. В СССР в 1950-70-годы было принято название «История политических учений». Сегодня - «История политических и правовых учений», как более точно и полно отражающее содержание курса.

2.Предмет истории политических и правовых учений

Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но - это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

История учений о праве и государстве - это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

3.Методы истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений - наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина.

Для исследования политико-правовых учений применяются:

  • исторический метод , позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;
  • сравнительный метод , позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;
  • системный анализ , позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;
  • структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий . В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования . Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли - в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

4.Периодизация истории политических и правовых учений

Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов.

1. Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.

Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока - Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.

2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.

3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера , который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества - это история разных цивилизаций, разных культур и религий. При этом идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.

Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Как и в теории государства, существующие два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный, не противопоставляются, а взаимно дополняя друг друга, применяются комплексно. Мы будем пользоваться наиболее распространенной периодизацией исторического процесса:

В то же время эти крупные периоды будут детализированы и рассматриваться всесторонне, с учетом мнения авторитетных авторов учебников и научных исследований и разработок в области истории политических и правовых учений.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. Лазарев В. В. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007.
  9. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  10. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.
  1. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1992. № 2
  2. Зорькин В. Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений //Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. - М. 1986.
  3. Лазарев В. В. Курс истории политических учений: значение, предмет и метод //Ленинградский юридический журнал. 2005. № 3.
  4. Луковская Д. И. О предмете науки истории политических и правовых учений //Политические и правовые учения: Проблемы исследования и преподавания. - М. 1978.
  5. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л.1985.
  6. Луковская Д. И. Традиции в истории правовой мысли //Введение в теорию права (историко-методологический аспект): Учебно-научное пособие. СПб. 1996.
  7. Рыбин А. В. Предмет, метод и структура истории политических учений //Уч. зап. Пермского ун-та. Т.XXV.1. Юридические науки. Пермь. 1962.
  8. Сергевнин С. Л. О соотношении политической науки. Науки о государстве и правоведения //Правоведение. № 6. 1991.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

  1. Что является объектом истории политико-правовых учений?
  2. Как можно определить предмет истории политико-правовых учений?
  3. Какое место занимает история политико-правовых учений среди юридических наук?
  4. Что такое учение, теория, доктрина?
  5. С помощью каких методов изучают историю политико-правовых учений?
  6. Какие виды периодизации вы знаете?

Краткий конспект лекций

Составитель: ст. преп. Гарбузова Е.В.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений;

2. Периодизация истории политических и правовых учений.
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений - наука, которую можно отнести к теоретическим и историческим юридическим наукам.

История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии.

Как самостоятельная наука История политических и правовых учений сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения.

Предметом истории политических и правовых учений является совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах.

Специфика истории политических и правовых учений:

1) наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи;

2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий;

3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности.

В структуру политико-правового учения входит 3 элемента:

1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи;

2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву;

3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права.

Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права , которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVII в. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии.

История политической и правовой мысли формируется начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы :

1) предыстория науки – 4 тысячелетие до н.э. – XVIII в. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств.

Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий.

2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII – XIX вв. Рационально-этическая форма знаний.

3) современный этап – XX – XXI вв. Плюрализм взглядов и теорий.

Методология включает в себя 3 группы методов:

1) общенаучные методы:

Исторический – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний; выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве;

Социологический – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также каким образом это учение повлияло на жизнь общества;

Нормативно-ценностный – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения.

2) общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.).

3) специальные юридические методы (правовое моделирование, толкование, сравнительный правовой и т.д.).

Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений.

Парадигмы:

1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства);

2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы) Здесь все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы;

3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права;

4) социологическая (социальная) - настоящее время.
2. Периодизация истории политических и правовых учений.

Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право.

Подходы к периодизации:

1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм).

Недостаток данного подхода заключается в том , что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя. Большинство теорий сложно отнести к конкретной формации;

2) исторический.

Периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время;

3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности, принимается во внимание соотношения государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности и её гарантии и роль в процессе.

1) традиционное общество (4 тыс. до н.э. – начало XVI века).

Для данного периода характерна зависимость индивида от общества и государства, его социальный принадлежности. Государство в этот период при помощи права определяет социальную структуру и устанавливает права и обязанности различных социальных групп.

Для политико-правовых доктрин характерна классификация людей по их социальному статусу.

2) становление гражданского общества (XVI-XVIII века). Этому способствовали периоды Возрождения, Реформации и Просвещения. Здесь возникают, обосновываются и притворяются в жизнь принципы ограниченного правления, равенства всех социальных групп перед законом и судом, возрастает роль права в регулировании общественных отношений, формируются международные стандарты общения государств;

3) современный этап гражданского общества (XIX-XX века). Для данного периода характерно усложнение отношений государства и индивида и многообразие подходов к объяснению политико-правовых явлений.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


  1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока;

  2. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля;

  3. Политико-правовая мысль Древней Индии;

  4. Политико-правовая мысль Древнего Китая.

  1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока.
Возникновение и содержание политико-правовых воззрений Древнего Востока обуславливается следующими моментами:

  1. характером социально-экономических отличий государства Древнего Востока – Египет, Индия, Китай, Персия, Вавилон, Израиль. В этих государствах господствовало патриархальное натуральное хозяйство, государственная и общественная собственность на землю. Верховным владельцем земель является правитель.

  2. особой культурной традицией – для мировоззрения Древнего Востока характерно постоянное постижение истины, объяснение общекосмического единства мира и человека, гармонии небесного и земного; один из главных аспектов делается на отрешённость от мировой суеты.
Политико-правовые учения на Древнем Востоке выполняет следующие функции:

  • целеполагания и мобилизации;

  • духовного освоения мира и объяснения его порядка;

  • легитимизация власти существующего социального и политического порядка.
Черты политико-правовых учений Древнего Востока:

  1. Традиционализм;

  2. Религиозно-мифологическая форма представлений о государстве ;

  3. Связь с природой;

  4. Условия жизни общества обосновываются как божественное установление;

  5. Политико-правовые теории не представляют обособленной формы знаний, являются частью мифологического мировоззрения, что объясняется неструктурированностью в то время человеческого мышления;

  6. Её прикладной характер (политика рассматривается как искусство управления, государственная власть персонализирована);

  7. Защита в разных теориях господствующего класса.
Таким образом, в государствах Древнего Востока политико-правовая мысль представляет собой своеобразную смесь религиозных верований, мифологических представлений, моральных запретов и поучений прикладного характера.

  1. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля.
Политико-правовые идеи Древнего Египта содержатся в мифах, поучениях, трактатах жрецов, гимнах в честь фараонов. Главным содержанием всех этих источников является обоснование тезисов о божественном происхождении государства и права.

Учения о государстве и праве носили прикладной характер и были направлены на легитимизацию власти фараонов.

Период Древнего Царства (2778 – 2260 гг. до н. э.) трудами верховного бога Птаха был написан «Менфисский Богословский трактат». В соответствии с его положениями всё на земле, в том числе человек, было создано богом Птахом. Все боги поддерживали порядок и истину в человеческом сообществе. Порядок и истина основывались на всеобщей гармонии и справедливости.

Справедливость олицетворяет богиня Маат. Фараон считается двойником бога и должен стремиться, подобно богам, утверждать на земле справедливость.

В период Среднего Царства (2040 - 1786 гг. до н. э.) возникает культ бога Амона (в некоторых религиях его называли Ра). Фараон считается сыном бога Солнца, а затем – богом Солнца (Амон-Ра). Несмотря на то, что фараон и его власть имеет божественное происхождение, он должен следовать принципам добропорядочного поведения.

Для этого периода характерно создание различных поучений, в которых заключалась политическая мысль. В XXIV веке до н. э. «Поучение гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну» - фараон не должен делать ничего противозаконного и неправильного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. В «Поучении» подчёркивается тезис о божественном происхождении власти правителя, кроме того фараону рекомендуется опираться на мудрых советников, которые создают справедливые законы.

В этот период создаётся достаточно сильный бюрократический аппарат, в котором большую роль играют жрецы.

«Поучение Птахотепа» (XXVIII в. до н. э.) – советует своему сыну воздержаться от жестокости в отношении с подчинёнными, подчёркивает естественное равенство всех свободных людей, каждый человек в своём поведении должен руководствоваться принципом добропорядочности («ка»). Приближённые фараона должны давать обоснованные рекомендации правителям и руководствоваться при этом интересами общего дела.

Египетское общество Птахотеп рисует в виде пирамиды. В вершине пирамиды – фараоны, его должны поддерживать жрецы и вельможи, а народ это основание пирамиды. Равновесие пирамиды опасно нарушать. Это может привести к восстаниям, упадку, смутам.

Древнеегипетское учение о праве. Право в Древнем Египте понималось как мера должного поведения, т. е. долга совершать действия и поступки, которые обусловлены социальным статусом и принципом добродетельности.

Специфика политической и правовой культуры Древнего Египта обусловлена неразрывной её связью с ритуалом и культом загробной жизни.

Следование божественным установкам , которые олицетворяли справедливость, подкреплялись ответственностью перед богами.

«Книга мёртвых» (XXV в. до н. э.) описывала судебный процесс в загробном царстве, устанавливала правила добропорядочного и правомерного поведения, которое распространяется на всех людей.

Для правовой мысли Древнего Египта характерно также и регулирование деятельности государственного аппарата. В частности, визиря фараона – строго соблюдать свои действия; при выполнении судебных функций – соблюдать правила соразмерности наказания содеянному и т. д.

Таким образом, политико-правовая мысль Древнего Египта была неотделима от религиозно-мифологических представлений, устанавливала правила поведения, как для простых людей, так и для чиновников.

Древний Израиль. Особенностью израильской политико-правовой мысли является непосредственная обусловленность религией. Характерно единобожие. Верховным правителем всех народов считается бог Яхве. Непосредственное управление иудейским народом долгое время осуществляли священники и судьи. Единого правителя не было.

Статус царя у древних иудеев не являлся привилегией. Его функции – это большое бремя и долг.

Правовые нормы, которые регулировали жизнь древних иудеев, также вытекают из религиозных норм. Содержатся они в Пятикнижии Моисея «Тора», а также в 10 заповедях.

В учении о власти у древних иудеев говорится о трех функциях правителя:


  1. законодательство;

  2. исполнение законов.
Уподобление власти царя божественной власти влечёт за собой обоснование в иудейской теории единовластия или царства. Власть земного правителя не произвольна, он должен судить справедливо, соблюдать законы и реализовывать божью волю.

Главный критерий легитимности царской власти является законопослушность правителя. Закон у израильтян соотносится с разумом творца, наказание – с мудростью правителя, судьи; а исполнение законов – с силой царя.

Правитель не ограничен лишь при исполнении законов. Он имеет право привлекать народ к работам, перераспределять собственность подчинённых, взимать подати, вести войну и заключать союзы.

Для реализации своих полномочий правитель создаёт бюрократический аппарат. Существовали совещательные инстанции старейшин, которые не участвовали в суде. Особое место иудеи отводят правосудию. Судьи приводят в жизнь божью волю, божий закон, поэтому земной суд должен воплощать высшую справедливость. Суд приводит в жизнь принцип законности. Законы должны быть известны всем, поэтому их нужно обнародовать.


  1. Политико-правовая мысль Древней Индии.
На политико-правовую мысль Древней Индии оказала влияние религия – варновый строй: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы); шудры.

Переход из одной варны в другую невозможен, запрещались браки между людьми разных варн. Первые три варны дважды рождённые.

Социальное устройство мира, в том числе деление на варны, государственный строй и право, считались воплощением вселенского мирового закона (Рта), в соответствии с которым формируется учение о переселении душ.

Самсара – странствие души по телам. Выход из самсары – основная цель человеческой жизни путём исполнения своей драхмы (долга) и достижения нирваны (состояния полной безмятежности и отрешенности). Мокша – состояние, когда душа свободна, если человек не исполняет свою драхму, то действует закон возмездия (нора).

Все эти положения характерны для древней индейской религии – брахманизма . Господствующей данная религия была в ведийский период (вторая половина II тыс. до н. э. – сер. I тыс. до н. э.).

Основным источником религиозных норм, а также политических и правовых идей данного периода были:

Ригведы (сборник гимнов);

Упанишады (поучения, которые содержали религиозные нормы). Самая древняя «Брихадараньяка» (XIII – VII вв. до н. э.);

Дхармашастры (религиозные нравственные предписания);

- «Законы Ману». В «Законах Ману» две главы из двенадцати посвящены государству , политике и праву. Три основных положения:


  • обоснование божественного происхождения государственной власти;

  • сопротивление власти правителя считается смертным грехом;

  • основным источником порядка в государстве является наказание.
Устанавливается верховенство религиозного закона над государственным. Сама политика определялась как искусство владения наказанием (данданити).

Индусы впервые выделили следующие структурные элементы государства:


  • царь;

  • советник;

  • страна;

  • крепость;

  • казна;

  • войско;

  • союзники.
Правитель в концепции брахманизма уподобляется богам в утверждении на земле порядка. Считалось, что руководить на земле должны кшатрии под руководством брахманов. В брахманизме выделяются следующие правовые теории по их юридической силе:

  1. Религиозный закон;

  2. Закон, который устанавливает правитель;

  3. Предписания драхм;

  4. Закон для конкретного человека в конкретной ситуации.
С критикой ряда основных положений брахманистической идеологии складывается новое религиозное направление буддизм . Основатель Сиддхартха Гаутама (565 - 479 гг. до н. э.) – из варны кшатриев. Концепция буддизма основывается на следующих началах. Любая жизнь есть страдание, которое возможно преодолеть следуя четырем благородным истинам:

  • любая жизнь есть страдание;

  • у всех страданий есть своя причина;

  • если причины страданий искоренить, страдания закончатся;

  • прекращению страданий ведёт благородный восьмеричный путь:
- правильный путь (определяется самим человеком);

Решимость;

Речь (без ругательств);

Действия;

Образ жизни;

Направление усилий;

Направление мысли.

Правильное соблюдение восьмеричного пути ведёт к состоянию полной невозмутимости (нирваны), нужно выйти из общества и стать монахом.

Каждый человек независимо от варны может достичь спасения. Буддисты варновый строй не отвергают, но при этом ставят кшатриев выше брахманов.

Основной источник предписаний буддизма – «Джаммапады» («Стезя законов»), в соответствии с которыми каждому человеку предназначается индивидуальный путь спасения и духовного совершенства. Буддисты отрицают идею божественного промысла в создании государства. Миром управляет природная закономерность, в соответствии с которой существует абсолютное добро и абсолютное зло. Зло может породить только зло. Насилие нельзя победить насилием. Поэтому каждый, в том числе и правитель должен стремиться вести добродетельный образ жизни.

В период раннего буддизма, который постепенно становится государственной религией, правители избирались народом и правили в полном согласии с ним.

Более поздний буддизм проповедует покорность и подчинение властителю. Государство должно быть централизованным для того, чтобы обеспечить порядок и возможность каждому прейти к спасению. Буддизм не отрицает значение права в управлении государственными отношениями, установление наказания считает лишь вспомогательным способом гармонии общества.

Для буддизма более характерно опора на моральные и религиозные принципы.

В более поздний период начинает складываться светская концепция государства и права. Основные её положения содержатся в трактате Каутильи «Артхашастра» (IV в. до н. э.); содержит три части, которые посвящены праву, хозяйству и государственному управлению.

Каутилья придаёт приоритет царскому законодательству перед религиозным. В политике должна преобладать светская доктрина, основное государственное управление должно исходить из практической пользы. Каутилья выделяет четыре формы законодательства по их юридической силе:


  1. царский указ;

  2. священный закон;

  3. судебные решения;

  4. обычай.

  1. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Первые политические и правовые идеи в Древнем Китае были обусловлены языческим пониманием миропорядка.

Изначально существует только хаос. Постепенно его упорядочивание приводит к появлению двух начал (инь и янь). Инь – земное; янь – небесное начало. Небо является высшей силой, которая следит за справедливостью, она создаёт пять начал мира:дождь, солнце,жара, холод,ветер.

От их своевременности и умеренности зависит благосостояние народа. Исполнителем воли бога на земле является правитель (император), который стоит над народом. Китайцы абсолютизируют связь природного , социального и нравственного начала.

Всё на земле, в том числе и небо, подчинено действию единого космического закона, который китайцы называют «Дао». Специфика мировоззрения в Древнем Китае обусловила и особые черты политической и правовой идеологии:


  1. Доктринальной основой идеологии является ритуал, который обосновывается постоянством природных и социальных устоев. Особую значимость имеет культ предков и почитания старших. Отсюда – обоснование покорности всех граждан власти правителя как почитания старшего младшими.

  2. Прагматизм (направленность на достижение практического результата) приводит к созданию на протяжении долгого времени различных по направленности политических устоев.
Своё развитие политико-правовые школы нашли в период царства Чжаньго (V - III вв. до н. э.). Наиболее влиятельными были четыре школы:

1. Конфуцианство , основателем которой был Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). В книге Конфуция описано идеальное государство, цель которого состоит в достижении гармонии во взаимоотношениях между правителями и подданными.

Государство рассматривается, как механизм поддержание порядка и общения между людьми. Конфуций говорит, что в былые времена люди вели себя достойно, отличались прямотой и честностью, стремились к совершенствованию себя.

В учении обосновывается патриархально-патерналистская теория государства (власть императора подобна власти главы семьи, он должен заботиться о своём народе как отец, а подданные должны подчиняться ему, почитать и уважать его как дети), обосновывается и социальное неравенство.

Идеальное правление императора должно опираться на взаимность, золотую середину (умеренность во всём) и человеколюбие (почтительность и уважение). Эти три основы составляют правильный путь («дао»). Конфуций выступает за аристократическую форму правления, где вместе с правителем государственные вопросы решают «благородные мужи» - следуют долгу, подчиняются закону и требовательны к себе.

Таким образом, в государственном управлении действует принцип меритократии («власти лучших»). При этом социальное происхождение чиновников не имеет значение, важны лишь их личные качества. Были введены экзамены на чины.

Конфуций выделяет следующие качества чиновников: они не должны быть расточительными, алчными, гордыми, жестокими, гневными; они должны подавать народу нравственные примеры.

Правовое учение конфуцианства не было развито, так как в данной теории большое значение придавалось нравственным заповедям, каждый человек должен следовать правилам ритуала («ли»); человеколюбия («жэнь»); заботы о людях («шу»); почтительного отношения к родителям («сяо») и преданности правителю («чжун»); каждый обязан выполнять свой долг («и»). Если все подданные будут следовать данным требованиям, то позитивный закон («фа») не будет нужен.

2. Легизм («законничество»). Основатель Шан Ян – написал «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Основные понятия теории законника исходят из злой природы человека. В древности люди были просты и честны. Сейчас они стали хитры и лживы. Поэтому ими нужно управлять, используя закон о строгих наказаниях.

Легизм в своих теориях поддерживает интересы знати и чиновников. Они говорят о том, что люди должны быть добрыми и человеколюбивыми, но истинный добродетель исходит из наказания. Идеальным государством для легистов была восточная деспотия, которая характеризовалась неограниченной властью правителя.

Он опирается на бюрократический аппарат и армию, а также на репрессивные органы; цель управления – установление порядка, который заключается в послушании народа законам и послушании власти, а также покорение других народов. Правитель должен быть умным и хитрым, он является верховным законодателем. При этом сам в своих действиях не связан никаким законом. Карать за малейшие проступки необходимо жестоко.

Легисты развивали теорию позитивного закона («фа») и отказались от ритуалов.

3. Даосизм . Основателем является Лао Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Даосизм исходит из описания Дао как первоисточника и первоначала всеобъемлющего закона мироздания. Дао – естественный закон. Человек в своей жизни следует Дао. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао , а Дао следует самому себе. Дао стоит даже выше богов.

Причины конфликтов в обществе – отклонение от Дао. Лао Цзы проповедует возвращение к неизменной естественной простоте. Государство, как и всё, что создано самим человеком, является отклонением от Дао, поэтому оно должно быть низведено до уровня деревни. Лучшим правительством является то, которое меньше всего правит.

4. Моизм – основатель Мао Цзы (479 - 400 гг. до н.э.). Моизм отбрасывает концепцию предопределённости в жизни каждого человека, так как это лишает смысла человеческие поступки. Небо является образцом для взаимоотношений между людьми. Оно желает, чтобы люди жили друг с другом в согласии, любили друг друга. В соответствии с этим моисты выдвигают концепцию своего равенства и связи людей. Для выполнения воли неба необходимо соблюдать следующие принципы:

Понимание мудрости;

Почитания единства;

Всеобщая любовь;

Взаимная выгода;

Оборона против нападений;

Действия против судьбы;

Исполнение воли неба;

Духовидение;

Бережливость при захоронении;

Выступление против музыки.

Возникновение государства происходит естественным путём и является результатом общественного договора. В идеальном государстве народ является высшей ценностью. Он избирает мудрого и добродетельного правителя, который должен любить свой народ. При осуществлении своих функций правитель должен умело сочетать наставления и наказания. Чиновники и советники подбираются по деловым качествам. Власть правителя опирается на хорошие традиции, законы и моральные принципы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх