Латеральное мышление: как научиться генерировать много идей и почему это важно

Здравствуйте, дорогие читатели! Когда перед нами стоит какая-либо задача, мы привыкли решать ее уже по знакомому алгоритму, так как это дает нам ощущение уверенности в результате. Но не всегда привычное решение – правильное. Иногда необходим творческий подход к делу. Вот здесь нам и может помочь латеральное мышление. Что это? Латеральное мышление – это способ мыслить нестандартно , максимально задействовав творческий потенциал.

Зачастую мы боимся давать волю латеральному мышлению, ведь нам неизвестен итог, к которому оно может нас привести. Но, если научиться им пользоваться, и включать его по мере необходимости, то можно выйти на абсолютно новый уровень жизни и профессиональной деятельности. О методах латерального мышления и советах по его развитию читайте далее.

Как развивать латеральное мышление?

Прежде чем рассматривать методы, изучите следующие 5 советов , которые как памятка помогут вам отказаться от догм в момент принятия решения или работой над сложными задачами.

Применяйте творческий подход в стандартных ситуациях

Даже если это нечто элементарное, стремитесь придумать что-то неординарное, экспериментируйте. Например, если вы часто ругаетесь с супругой, в следующий раз вместо активной агрессии напишите ей письмо, можете даже зарифмовать ваши проблемы в стих. Смена угла обзора и восприятия одной и той же ситуации может изменить ее в корне.

Не сдаваться раньше времени

Если вы сделали попытку, но у вас не получилось, это не значит, что пора опускать руки. Ищите новые решения и возможности.

Абстрагируйтесь от очевидного

Чтобы вам было максимально понятно, приведу пример:

«Жил на свете один ростовщик. Был он старый, немощный и злой. Приглянулась ему дочь купца, который денег был ему должен. Пришел ростовщик к ним в дом и говорит: «Отдашь мне дочь, прощу долг. А если не отдашь, в тюрьму брошу». Купец отказался, но ростовщик решил не сдаваться. «В пустой мешочек положу я 2 камня: черный и белый» — говорит ростовщик. «Если дочка твоя вынет черный, то долг прощаю, а ее себе забираю. А если белый, то с тобой она останется, и долг прощен будет». Согласились они на сделку. Но девушка заметила, что с земли ростовщик два камня поднял и оба черные, и в мешочек их положил».

Что бы вы предприняли на месте дочери купца? Поступок девушки – пример латерального мышления.

«Девушка вынула камень, не показав никому, сделала вид, что сразу уронила, и затерялся он на земле среди других камней. «Ой! Выронила камень! Ну не страшно, чтобы понять, какой я уронила, посмотрите, какой остался в мешочке».

Изучайте новое

Анализируйте поступающую информацию, не проходите мимо. Зачастую люди настолько убеждены в непоколебимости собственных суждений, что отказываются открыться для новых идей.

Подвергайте идеи сомнению

Так вы можете отсеять нерелевантные, оставив только продуктивные. Ваша задача нацелиться на результат. Если какая-то идея сомнительна и недостижима, то пробуйте подбирать другие.

Методы латерального мышления

Представленные методы помогут вам научиться нестандартному мышлению, если вы регулярно будете выполнять данные упражнения:

  • Обобщение. Пробуйте решать проблему, совместив несколько возможных развитий события, или сочетая мнения.
  1. Как решают эту проблему все? Самый простой и стандартный способ.
  2. Чтобы предпринял я на месте… (кого-то)?
  3. Как эту проблему решил бы тот, кому вы доверяете (авторитет)?
  4. Как не стоит решать эту задачу?
  • Творческая пауза. В ходе спора или обсуждения какого-либо вопроса мы не останавливаемся, чтобы обдумать и взвесить решения и суждения. Вам знакомо ощущение, когда вы, уже успокоившись, думаете, что не стоило делать или говорить что-то, а можно было поступить по-другому? Если вы будете применять метод творческой паузы, это даст вам возможность обдумать все за и против сразу и не сожалеть потом о своей поспешности.
  • Поиск альтернативных идей. Вы выдвигаете идею и сразу к ней альтернативу, т.е. как можно максимально изменить идею, при этом практически не снизив выгоду и результативность для себя? Этот метод поможет вам создать целую систему идей, которые в итоге можно будет сплотить в одну цельную.
  • Провокационные идеи. Поиск решений и идей, которые на первый взгляд могут звучать нелепо, глупо, нереально или смешно. Смысл в том, чтобы оттолкнувшись от провокации, перейти к реальной идее, которая сможет решить вашу задачу.

Заключение

Применять латеральное мышление – это не значит отказаться от других видов мышления. С помощью него вы сможете создать собственный подход к достижению целей. Способность нестандартно мыслить поможет вам увидеть выход там, где, казалось, был тупик.

Снова повторюсь, существуют и другие виды мышления, изучению которых стоит посвятить свое время. Для начала, изучите , с помощью него вы даже можете научиться справляться с заболеваниями.

Развивайте свое мышление. Подписывайтесь на обновление, а также не забудьте рассказать о статье друзьям в социальных сетях. До встречи!

Применительно к мышлению в зеленой шляпе я использовал понятие творческого начала, потому что это понятие является общепринятым. Большинству из тех, кто сейчас читает эту книгу, вполне вероятно, никогда прежде не приходилось слышать ни обо мне, ни о предложенной мною концепции латерального мышления.

Мышление в зеленой шляпе открывает перед человеком широкие горизонты творчества, одним из проявлений которого и является латеральное мышление.

Термин «латеральное мышление» я ввел в употребление в 1967 году, и в настоящее время он официально занесен в Оксфордский словарь английского языка.

Необходимость введения в обиход нового термина вызвана двумя причинами. Во-первых, понятие «творчество» очень многозначно и достаточно расплывчато по своему значению. , как мне думается, содержит в себе все творческое начало в целом – от создания творческого беспорядка на рабочем столе до написания симфонии. Латеральное мышление по своему понятию гораздо уже и касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек , представляющих собой коллекцию моделей и стереотипов мышления, сложившихся в процессе накопленного нами жизненного .

Вторая причина для введения предложенного мной термина заключается в том, что латеральное мышление непосредственно связано с обработкой данных, представленных в виде активных самоорганизующихся информационных систем. Латеральное мышление – это изменение стереотипов в асимметричной системе сознания. Я понимаю, что это звучит излишне механистично, но для использования методов латерального мышления вовсе не обязательно разбираться в его механике. Принцип действия латерального мышления приводится мной на страницах этой книги только для удовлетворения любопытства тех, кто хотел бы во всем «дойти до самой сути». Если основано на закономерностях языка символов, представляющих собой часть целого, то в основе латерального мышления лежит деятельность системы стереотипов сознания, в свою очередь также являющих собой часть единого целого.

Существует тесная взаимосвязь между природой, или, как я начал обозначать это понятие, принципом действия юмора и принципом действия латерального мышления. И тот и другой основываются на асимметричности нашего . На этом основано внезапное переключение сознания и снисходящее на человека , после которого «тайное становится явным».

Осознанное и целенаправленное использование приемов латерального мышления – различные формы ломки общественных представлений и устоявшихся стереотипов – непосредственно основывается на деятельности системы стереотипов сознания. Эти методы разработаны для того, чтобы помочь человеку уйти с наезженной колеи мышления, идти вразрез с устоявшимися стереотипами, а не следовать им. Обращающийся к латеральному мышлению человек сознательно «расчленяет» единую схему на части, и, когда это действие начинает давать свои результаты, возникает эффект внезапного озарения.

Значительная часть нашего мышления обращена на рассмотрение протекающих в нашем сознании процессов – на процессуальную часть нашего мышления, как я ее называю. Именно поэтому у нас оказываются настолько развиты такие дисциплины, как , статистика, обработка данных, язык и . Однако все эти дисциплины способны оперировать только словами, символами и образными взаимосвязями, предоставляемыми нашим восприятием. Именно восприятие сводит весь окружающий нас чрезвычайно сложный мир к этим простым формам усвоения. С восприятием и имеет дело латеральное мышление, призванное изменить установившиеся стереотипы сознания.

Латеральное мышление, природу которого я рассматривал в таких своих книгах, как «Латеральное мышление» и «Латеральное мышление для менеджмента», включает в себя соотнесенность с объектом, идиоматические выражения, этапы и методы. В этой книге нет необходимости обращаться к уже написанному ранее.

И тем не менее в следующих разделах я коснусь некоторых существенных сторон латерального мышления, поскольку они являются частью мышления в зеленой шляпе.

Традиционные подходы, шаблонные решения, накатанные пути — хорошо это или плохо? На самом деле, хорошо — потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи, не тратить время на автоматически отработанные действия.

И, на самом деле, плохо — потому что, будучи единственно возможным образом мыслей, стандартный подход лишает нас массы альтернатив, свежих идей, прорывов, открытий, возможности развития и изменений.

Предисловие автора.

Почему деятельность одних людей всегда богата новыми идеями, в то время как у других, ничуть не менее образованных, она в этом отношении бесплодна?

Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Некоторым людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется тем, что приводит к созданию самых элементарных идей. Последние становятся очевидными только после того, как уже найдены. В данной книге предпринимается попытка исследовать этот вид мышления, показать его отличие от обычного логического мышления и его большую действенность при получении новых идей. В ходе изложения материала мы назвали этот вид мышления нешаблонное в отличие от обычного, логического мышления, которое названо шаблонное мышление.

Слово нешаблонное более понятно, чем слово латеральное как указывается в первоисточнике. При чтении можно использовать вместо русского варианта нешаблонное авторское слово латеральное без каких-либо проблем.

Для того чтобы лучше понять, что происходит в человеческом мозгу в процессе мышления, необходимо всю его деятельность представить в виде определенных паттернов возбуждений, происходящих в нервной сети мозга.

Вполне возможно предложить общую концепцию его функциональной организации. Так же как можно разобраться в схеме электрической сети жилого дома, не зная детально схемы каждой отдельной проводки или конструкции каждого выключателя, так и процесс мышления можно понять, исследуя внешние проявления разума, показывающие, какие системы лежат в его основе.

С помощью такого рода системного анализа можно было бы, например, исследовать эффект сложного взаимодействия положительной и отрицательной обратной связи.

Однако подобный взгляд на функционирование мозга может служить только более или менее удобной моделью для развития понятия нешаблонного мышления. Но в этом случае полезность нешаблонного мышления ни в коей мере не зависит от того, соответствует ли эта модель действительности или нет. Даже если она соответствует действительности, это совершенно не отразится на умении пользоваться нешаблонным мышлением, как не сказывается знание техники на умении шофера водить машину. Ведь никому же в голову не придет предположить, что правильное использование логического мышления зависит от всестороннего понимания деятельности мозга.

Следовательно, идеи, высказанные в этой книге, основаны на наблюдении и на определенном понимании функциональной организации мозга. На страницах книги использованы такие привычные термины, как мысли, идеи, восприятия. Они несут наибольшую смысловую нагрузку при разработке понятия нешаблонного мышления.

Нешаблонное мышление не является какой-то повой магической формулой, а всего лишь иным и более творческим способом использования разума. Так, новые способы преподавания математики используют нешаблонное мышление соответствующим образом, в то время как в психоделическом культе оно явно искажено.

Ссылка на новые способы преподавания математики является в данном случае наиболее уместной, поскольку традиционные методы подхода к математике заменяются методом непосредственного развития ученика, представляющим ему возможность самому испытать чувство удовлетворения своими достижениями. Это в значительной степени развивает гибкость ума, ибо активно стимулирует ученика на рассмотрение той или иной проблемы с самых различных точек зрения и показывает, что существует множество путей получения правильного результата. Со временем те же принципы обучения, которые связаны с всеобщей основой нешаблонного мышления, могут быть распространены и на другие виды обучения.

Прочтя эту книгу, некоторые читатели узнают нешаблонное мышление, поскольку нечто подобное время от времени мелькало и в их сознании, и, вероятно, вспомнят случаи, когда на основе этих мимолетных ощущений были достигнуты блестящие результаты. Невозможно составить учебник по нешаблонному мышлению, однако на последующих страницах книги мы попытаемся показать, как можно сознательно использовать определенные технические приемы для того, чтобы помочь освободиться от сковывающего воздействия логического мышления. Основная идея книги — показать, что представляет собой нешаблонное мышление, как оно действует, а затем побудить читателя развить в себе свои собственные задатки к мышлению такого рода.

ГЛАВА 1
ШАБЛОННОЕ И НЕШАБЛОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

14 283

В большинстве случаев мы мыслим вертикально: выбираем самый многообещающий подход к решению вопроса и следуем ему. Открещиваемся от дорог, которые могут увести в сторону, действуем методом исключения, наклеиваем на предметы, людей и понятия ярлыки. За всем этим стоят психологические барьеры. Преодолев их, можно сделать жизнь интереснее, а работу продуктивнее. Научиться этому можно, освоив техники латерального - нешаблонного - мышления, предложенные психологом Эдвардом де Боно.

Гонки по вертикали

Мы часто бываем инертными, особенно в том, что касается способов мыслить, предлагать идеи и решения. Нам страшно заступить на незнакомую территорию, озвучить пришедшую в голову сумасшедшую мысль - а вдруг станем посмешищем? Куда безопаснее оставаться в привычном мирке шаблонов и схем.

В таком подходе нет ничего плохого, только сложившийся в нашей голове паттерн (схема, образ) мышления не всегда оптимальный. Складывается он под влиянием других паттернов, а также точек зрения, принятых обществом в целом и нашим окружением в частности. К тому же прямая дорога иногда заводит в тупик - тут может пригодиться умение искать обходные пути и смотреть на проблему под новым углом. Латеральное мышление (лат. lateralis - боковой) - это способность думать нешаблонно, используя максимальное количество подходов к вопросу, которые зачастую игнорируются нашим логическим мышлением.

Разминка: давайте поиграем

Считаете, что у вас нет фантазии и совершенно не развито воображение? Всему этому можно научиться.

Первый способ - игра в «Данетки» : ведущий описывает необычную ситуацию, а игроки должны в ней разобраться, задавая уточняющие вопросы, на которые можно однозначно ответить только «да» или «нет».

Пример: «16 музыкантов духового оркестра играют перед зрителями, но их никто не слушает. Почему?» (Ответ: потому что играют они в баскетбол.) Вопросы для игры можно найти в интернете или купить набор карточек.

Второй способ - логические загадки и головоломки , например: «Каких камней не бывает в реке?», «Как бросить яйцо, чтобы оно пролетело три метра и не разбилось?», «На какой вопрос нельзя ответить «да»?».

Для взрослого человека такое занятие несолидно? Играйте вместе с детьми - Эдвард де Боно считает, что латеральному мышлению нужно учить в школах, и некоторые учебные заведения на Западе поддерживают его идею.

Третий способ - придумать максимум новых вариантов, например, применения сдутого футбольного мяча, колокольчика или торшера. Отличная идея для вечера в кругу семьи и для мыслительной разминки перед совещанием.

Освоили способы попроще? Переходим к основным методам латерального мышления.

Метод 1

6 шляп мышления

Вряд ли нужно объяснять, что такое мозговой штурм. Но знаете ли вы, что в большинстве случаев штурмы проходят неправильно? Типичный сценарий: кто-то генерит идеи, а кто-то безжалостно рубит их на корню. Обсуждение заходит в тупик, все расходятся, недовольные друг другом.

Что делать? Использовать 6 шляп мышления:

Белая - информационная: чем располагаем, чего не хватает.

Зеленая - творческая: генерация идей и поиск альтернатив.

Красная - эмоциональная: чувства, связанные с выдвинутой идеей.

Желтая - оптимистическая: преимущества идеи.

Черная - критическая: проверка идеи на прочность, возможные трудности в реализации.

Синяя - организационная: чего удалось достичь и каковы дальнейшие шаги.

В начале встречи можно дать каждому из сотрудников тот или иной «головной убор» и попросить не выходить за рамки полномочий: например, Белая шляпа отвечает только за факты и не вправе критиковать. В ходе штурма можно меняться шляпами, чтобы все участники по очереди выступили в каждой роли. Такой подход научит «ворчунов» смотреть на чужие идеи под новым углом и сделает встречу более конструктивной. Пользоваться шляпами можно и в одиночку, поочередно надевая их на себя и рассматривая вопрос с разных сторон.

Метод 2

Синектический штурм

Синектика - это сочетание разнородных, зачастую несовместимых элементов. В основе этого метода лежат разные виды аналогии:

Прямая: а как обычно решают похожие проблемы?

Личная: попытка поставить себя на место субъекта (клиента, покупателя)

Обобщающая: описание задачи двумя словами.

Символическая: как бы эту проблему решил вымышленный или реальный исторический персонаж?

По мнению де Боно, это помогает привести мысли в движение, а также спасает от стереотипного мышления.

Метод 3

Случайное слово

Еще один прием, который полезно применять на мозговых штурмах, когда обсуждение буксует, а решение так и не найдено. Попросите участников назвать по одному случайному слову и попробуйте связать его с темой вашего обсуждения. На пути от абстрактного слова к вашей задаче наверняка появятся новые мысли, идеи и аналогии. Хорош метод и тогда, когда непонятно, как приступить к задаче. Пользоваться им можно и в одиночку, выписывая слова и ассоциации на бумаге.

Метод 4

Выход за рамки

Любая задача, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, ограничена рамками бюджета, времени или других ресурсов. Именно к этому часто апеллируют критики идей: «Но нам выделено на проект всего…», «А кто будет это делать? У меня все люди заняты!». Но даже если отменить или пересмотреть рамки не всегда возможно, никто не мешает мысли вырваться за их пределы. Так вы сможете расширить круг идей, и наверняка хотя бы некоторые из них удастся потом реализовать.

***

Конечно, чтобы начать развивать латеральное мышление, потребуется определенное мужество сделать первый шаг и, быть может, оказаться смешным. Но, как пишет Эдвард де Боно: «Мышление - это не только решение сложных проблем и задач. И размышлять нужно не только над трудностями. Наслаждайтесь размышлениями над простыми задачами, к которым можете легко найти ответ. Таким образом вы разовьете в себе навык мыслить, уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это занятие».

Об эксперте

Эдвард де Боно (Edward de Bono) - психолог, эксперт в области творческого мышления, автор книг, в том числе «Латеральное мышление», «Красота ума», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи».

Дивергентное (латеральное) мышление является особым способом решения проблем. Используя его, человек старается взглянуть на проблему с различных сторон. Латеральное мышление было представлено Эдвардом де Боно. Этот выдающийся мыслитель является автором и других концепций: "6 шляп мышления", "6 медалей оценки" и прочих.

Латеральное мышление именуется также как нестандартное, нешаблонное, боковое, поперечное и так далее. Этот способ призван при необходимости дополнять обычные, традиционные, вертикальные приемы. Понимание необходимости использования нестандартных подходов пришло в первую очередь к тем людям и организациям, жизнь и деятельность которых тесно связана с творчеством, со способностью к созданию новых идей.

Гибкость мышления является основным условием при подборе нешаблонных методов. Механизм нестандартного подхода заключается в разрушении привычных, устоявшихся стереотипов. Сознание и мышление при этом тесно взаимосвязаны. Второе разрушает паттерны. Сознание, в свою очередь, принимает новые идеи. В некоторых случаях новые мысли и идеи могут показаться не очень хорошими, однако многие из них при должном структурировании обладают достаточно большим потенциалом и широкими перспективами.

Латеральное мышление может применяться в самых различных сферах деятельности. Так, нестандартные подходы можно использовать на работе, если специфика деятельности предусматривает творчество, требует постоянного обновления идей или способов выхода из самых разных кризисных ситуаций. Например, в бизнесе очень часто происходят ситуации, в которых удачно и вовремя сказанная шутка позволяет разрядить накаленную обстановку в коллективе. Латеральным мышлением можно воспользоваться на отдыхе, выбирая, например, место, куда съездить в отпуск.

Главной задачей нешаблонного подхода является, по мнению ряда авторов, преодоление поискового клише. Сознание рассматривается как система пассивная, как среда, в которой происходит самостоятельная организация информации.

Считается, что у человека весьма ограниченное внимание в единицу времени. Часто одни люди упрекают других в некоторой "зацикленности" на проблеме. Принципы латерального мышления не позволяют прочно утвердиться информации, закрыв доступ новым данным. Нестандартный подход позволяет вместе с этим комбинировать имеющиеся знания, зачастую образуя совершенно новые и неожиданные сочетания.

Нешаблонный способ решения задачи не ставит целью достичь конкретного одного результата. В латеральном мышлении факт не обладает безусловной силой. Нестандартный подход является лишь особым методом использования информации при решении проблемы, способом пробовать, искать, идти дальше.

В латеральном мышлении разделяют три основных приема: упорядочивание, соотношение и структурирование.

Нейропсихологами была выявлена связь между нестандартным (дивергентным) подходом и конвергентным (стандартным) подходом и Так, известно, что левое отвечает за а правое - за интуитивное восприятие.

Исходя из задач, человек может использовать то или другое полушарие. Так, например, у художника более активно правое, а у бухгалтера - левое.

Ассоциативность нешаблонного подхода позволяет применять внутреннюю свободу. К характерным чертам дивергентного мышления следует отнести "беглость восприятия". Она отражает способность к созданию нескольких идей одновременно. Еще одной характеристикой является гибкость. Это свойство предусматривает умение быстро переходить от одной точки зрения к другой. Немаловажно и наличие нетривиальности - способности к формированию оригинальных идей.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх