Как устроиться вожатой в детский лагерь. Личный опыт: Зачем идти вожатым в детский лагерь

Вы бывали в лагерях в детстве? Это чудесное время - столько новых эмоций, друзей... И все это создается благодаря вожатым, которые мало спят, порой сердятся, но становятся по-настоящему близкими своему отряду за сремя смены. Если вы хотите окунуться в эту атмосферу снова, но уже со стороны вожатого, то продолжайте читать.

Меня часто спрашивают о вожатстве - как стать вожатым, как устроиться в лагерь, а стоит ли вообще это делать... Поэтому, когда мне предложили написать об этом, у меня даже не возникло сомнений, что это хорошая идея.

Итак, начнем с самого главного - нужно ли это Вам? Для этого нужно понять, что значит быть вожатым. Прежде всего это ответственность.

Нет, Вы не поняли.

Это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

Это маленькие (или уже не очень) дети, которые полностью зависят от вас в течение смены. Это вы отвечаете за их здоровье и безопасность. Вплоть до уголовной ответственности. Трижды подумайте, готовы ли вы к этому.


Решились? Тогда продолжаем.

Вожатый - это друг, мама/папа, наставник и все прочее в одном лице. Нужно уметь сочетать в себе эти качества. Вожатый должен быть авторитетом и примером для подражания, а не хулиганом-заводилой, который разрешает все. Однако не стоит забывать, что это вы работаете, дети то как раз отдыхают:) Не стоит запрещать все подряд!

Под запретом должно быть всё, что может навредить ребенку. Например, нельзя позволять детям покупать газировку и чипсы. У них запросто может оказаться язва, а виноватым будете вы.

Работа вожатого требует огромных усилий: будьте готовы к тому, что у вас в сутках будет 25 часов и из них часов 6-7 на сон.

Но в тоже время вожатство дает огромную отдачу. Когда ты видишь улыбающиеся лица детей, которые кричат тебе, что ты самая лучшая в мире вожатая, что они тебя очень любят, когда они обнимают тебя всей гурьбой - ради этого стоит работать! Это бесконечный заряд положительных эмоций, которых нам порой так не хватает в обычной жизни.

Стоит знать, что вожатые, как правило, работают в паре. Напарники на время смены должны стать самыми близкими друг другу людьми. Важно, чтобы вы подходили друг другу, ведь с этим человеком вам предстоит все делать вместе.


Итак, как же стать вожатым?

Если вы хотите летом поехать работать вожатым, задуматься об этом стоит уже в марте-апреле, а то и раньше. Но обо всем по порядку.

В первую очередь если у вас есть желание поехать в конкретный лагерь (например, вы ездили туда, когда были ребенком), стоит связаться с руководством лагеря и выяснить, как у них происходит набор вожатых. Сделать это достаточно просто, почти у каждого лагеря есть группа в социальной сети (или собственный сайт прим. редактора ), где указаны контакты. Вам лучше всего сразу связаться с менеджером по подбору персонала.

На самом деле существует две возможные системы: лагерь может привлекать отдельных вожатых или педагогический отряд.

Во втором случае вам нужно связаться с руководством пед отряда и постараться вступить в него. Скорее всего вам не откажут и научат всему, что необходимо знать вожатому-новичку.

С первым случаем другая история. Отбор в таком случае происходит посредством интервью, где вы должны доказать, что готовы быть вожатым. Более того, вас скорее всего попросят предъявить официальное подтверждение о прохождении школы вожатого .

Что это такое и как туда попасть?

Школа вожатого - это курс лекций, мастер-классы, семинары и тренинги, включающие в себя психологические аспекты поведения детей, юридические аспекты вашей работы вожатым, что можно и что нельзя делать вожатому при работе с детьми, что стоит запрещать детям, чем можно с ними заниматься и т.д. Это крайне полезно для вас в плане опыта и знаний + очень сильно повышает ваши шансы устроиться в хороший лагерь.

Для тех, кто живет в Москве, могу посоветовать отличную школу вожатых. Она так и называется - Школа Молодого Вожатого, проводится Московским Студенческим Педагогическим Отрядом . Я сама её закончила, получила сертификат и уехала летом работать на море.

Работа с детьми всегда сопряжена с определенными трудностями, но именно их преодоление приносит колоссальное удовольствие. Дети - замечательные люди, чистые, светлые, где-то порой наивные, а где-то совсем не по-детски мудрые. Их подарки - рисунки, поделки - до сих пор занимают почетное место на полке. Ведь дети всегда дарят что-то от души. И улыбаются тоже!

Чтоб стать вожатым в детском летнем лагере, нужно быть молодым и ответственным, обладать определенными качествами и знаниями, и, несомненно, желанием делать такую работу. Как стать вожатым в лагере, узнайте из этой статьи.

Что нужно, чтоб стать детским вожатым

  • В качестве вожатых в летние лагеря набирают молодых людей, возраст которых составляет от 20 до 26 лет. При этом пол человека совершенно неважен.
  • Желательно, чтоб претендент на такую должность имел социально-педагогическое образование. Но если потенциальный работник проявляет большое желание, то его могут нанять даже без этого условия.
  • Перед тем как стать вожатым, необходимо пройти специальную подготовку. Как правило, она бесплатна. На занятиях будущих вожатых обучают правильному общению с детьми, рассказывают о тонкостях работы и потенциальных сложных ситуациях, учат находить из них выход. Пройдя такие подготовительные курсы, человек получает соответствующий сертификат, который дает ему право работать детским вожатым.
  • Обязательное условие – вожатый должен быть здоров физически и не иметь психических отклонений. Кроме того, такой человек не должен иметь вредных привычек, то есть того, кто курит или имеет пристрастие к алкоголю, на такую должность точно не возьмут.
  • Будущий вожатый должен быть стрессоустойчивым, готовым к высоким физическим и эмоциональным нагрузкам.

Как устроиться на работу вожатым в лагерь

Поскольку вожатыми часто становятся студенты педагогических вузов, в их учебных заведениях еще до начала летних каникул распространяют информацию о подобных вакансиях.

Те, кто не является будущим педагогом, может поискать контакты администраций летних лагерей и позвонить туда. Или же получить информацию на порталах по поиску работы либо на сайтах самих пансионатов.

Лучше связываться с работодателями напрямую – так вероятность устроиться будет намного выше, чем при размещении своего резюме в интернете. Если не удалось найти работу в начале лета, не нужно огорчаться. Часто подобные вакансии заново открывают в августе или даже в конце июля, когда другие вожатые по каким-то причинам отказываются от работы.


Поскольку работа вожатого полностью связана с детьми, то самое главное в ней – наладить контакт еще в самом начале вашего общения. Тут вам помогут следующие рекомендации:

  • Старайтесь всегда выслушивать жалобы и проблемы детей, проникаться ими, и, по возможности, стараться помочь.
  • Какая бы ни возникла ситуация, действуйте в интересах детей и старайтесь поддерживать их сторону.
  • Терпение – одно из необходимых качеств педагога. Держите себя в руках при любых обстоятельствах.
  • Еще одна важная черта хорошего вожатого – уверенность в себе. Помните, что вы «капитан», и никогда не теряйте лицо, даже если сами взволнованы или растеряны. Дети полагаются на вас, и им важно видеть, что вы сумеете найти выход из любой ситуации.
  • Будьте открыты с детьми – это поможет быстрее достичь взаимопонимания с подопечными.
  • Помните, что вы приехали в лагерь не для собственного удовольствия, а затем, чтоб подарить удовольствие от отдыха детям. Поэтому поступайтесь своими амбициями, не проявляйте эгоизма, умейте искать компромиссы.
  • Не показывайте при детях своего плохого настроения. Да и ради собственного блага, постарайтесь сохранять только позитивный настрой.
  • Будьте для подопечных другом, но не забывайте о дисциплине. Только дисциплинированный коллектив поможет вам без труда справляться со всеми поставленными задачами. Постарайтесь сделать так, чтоб дети в обязательном порядке соблюдали ваши требования, для этого им нужно объяснить необходимость и пользу послушания.
  • Почти все дети – натуры творческие. Помогайте им реализовывать их таланты.
  • Чтоб отдых в лагере каждому ребенку приносил удовольствие, направьте силы на то, чтоб сплотить детский коллектив, превратить его в дружную и веселую команду друзей.


Чтоб стать вожатым в детском летнем лагере, нужно быть молодым и ответственным, обладать определенными качествами и знаниями, и, несомненно, желанием делать такую работу. Как стать вожатым в лагере, узнайте из этой статьи.

Что нужно, чтоб стать детским вожатым

  • В качестве вожатых в летние лагеря набирают молодых людей, возраст которых составляет от 20 до 26 лет. При этом пол человека совершенно неважен.
  • Желательно, чтоб претендент на такую должность имел социально-педагогическое образование. Но если потенциальный работник проявляет большое желание, то его могут нанять даже без этого условия.
  • Перед тем как стать вожатым, необходимо пройти специальную подготовку. Как правило, она бесплатна. На занятиях будущих вожатых обучают правильному общению с детьми, рассказывают о тонкостях работы и потенциальных сложных ситуациях, учат находить из них выход. Пройдя такие подготовительные курсы, человек получает соответствующий сертификат, который дает ему право работать детским вожатым.
  • Обязательное условие – вожатый должен быть здоров физически и не иметь психических отклонений. Кроме того, такой человек не должен иметь вредных привычек, то есть того, кто курит или имеет пристрастие к алкоголю, на такую должность точно не возьмут.
  • Будущий вожатый должен быть стрессоустойчивым, готовым к высоким физическим и эмоциональным нагрузкам.

Как устроиться на работу вожатым в лагерь

Поскольку вожатыми часто становятся студенты педагогических вузов, в их учебных заведениях еще до начала летних каникул распространяют информацию о подобных вакансиях.

Те, кто не является будущим педагогом, может поискать контакты администраций летних лагерей и позвонить туда. Или же получить информацию на порталах по поиску работы либо на сайтах самих пансионатов.

Лучше связываться с работодателями напрямую – так вероятность устроиться будет намного выше, чем при размещении своего резюме в интернете. Если не удалось найти работу в начале лета, не нужно огорчаться. Часто подобные вакансии заново открывают в августе или даже в конце июля, когда другие вожатые по каким-то причинам отказываются от работы.

Поскольку работа вожатого полностью связана с детьми, то самое главное в ней – наладить контакт еще в самом начале вашего общения. Тут вам помогут следующие рекомендации:

  • Старайтесь всегда выслушивать жалобы и проблемы детей, проникаться ими, и, по возможности, стараться помочь.
  • Какая бы ни возникла ситуация, действуйте в интересах детей и старайтесь поддерживать их сторону.
  • Терпение – одно из необходимых качеств педагога. Держите себя в руках при любых обстоятельствах.
  • Еще одна важная черта хорошего вожатого – уверенность в себе. Помните, что вы «капитан», и никогда не теряйте лицо, даже если сами взволнованы или растеряны. Дети полагаются на вас, и им важно видеть, что вы сумеете найти выход из любой ситуации.
  • Будьте открыты с детьми – это поможет быстрее достичь взаимопонимания с подопечными.
  • Помните, что вы приехали в лагерь не для собственного удовольствия, а затем, чтоб подарить удовольствие от отдыха детям. Поэтому поступайтесь своими амбициями, не проявляйте эгоизма, умейте искать компромиссы.
  • Не показывайте при детях своего плохого настроения . Да и ради собственного блага, постарайтесь сохранять только позитивный настрой.
  • Будьте для подопечных другом, но не забывайте о дисциплине. Только дисциплинированный коллектив поможет вам без труда справляться со всеми поставленными задачами. Постарайтесь сделать так, чтоб дети в обязательном порядке соблюдали ваши требования, для этого им нужно объяснить необходимость и пользу послушания.
  • Почти все дети – натуры творческие. Помогайте им реализовывать их таланты.
  • Чтоб отдых в лагере каждому ребенку приносил удовольствие, направьте силы на то, чтоб сплотить детский коллектив, превратить его в дружную и веселую команду друзей.


Подростки и студенты могут работать вожатым в лагере, так они могут прекрасно показать свою готовность к труду, самостоятельность, ответственный и серьезный настрой. Средний возраст вожатых – от 19 до 25 лет. Если вы решили стать вожатым в конкретном лагере, то заранее узнайте, как сделать это правильно, ведь для этого необходимо выполнять ряд требований.

Сначала вам придется перед самой работой окончить курсы вожатых или посетить соответствующую школу. Это совсем не значит, что вам обязательно надо иметь незаконченное или законченное социально-педагогическое образование, главное, чтобы у вас было желание, а в образовании иметь другой профиль. Обучение в школах для вожатых обычно бесплатное, но для них существует одно условие – новоявленный вожатый после окончания учебного заведения обязан отработать у работодателя определенное время в счет возвращения ему денег, которые он заплатил за обучение. В таких школах будущих вожатых знакомят с особенностями работы, общению с детьми, учат, как с успехом выходить из неоднозначных ситуаций. После того, как курсы или школа будет окончена, все слушатели получают официальные документы, которые подтверждают их право быть вожатыми в детских лагерях.

Если вы хотите работать вожатой, то сначала определите, есть ли в вас такие качества, как активность, любовь к детям, желание помогать им, обучать их и воспитывать, ответственность, сострадание, жажда нового… Причем, все это надо делать с детьми на равных, без руководящих методов. Такие качества обязательно должны быть у хорошего вожатого, чтобы попасть на работу в любой лагерь.

Также помните, что для такой работы вы должны быть абсолютно здоровым человеком, это значит, что у вас не должно быть серьезных заболеваний, в том числе и инфекционных. Не получится стать вожатым, если у вас есть вредные привычки, например, употребление алкоголя, курение. Кроме того, у него не должно быть противопоказаний к работе с повышенной эмоциональной и физической нагрузкой.

Если вы точно соответствуете всем требованиям, имеете возможность, желание и свободное время проводить лето в лагере с детьми, то вперед, осуществить такую задумку очень просто.

Вожатый - это супермен и дядя Стёпа в одном лице. О том, кто вообще может стать вожатым и что для этого нужно, рассказывает начальник управления организации работы с вожатыми Мосгортура Сергей Лапшин.

Кто может стать вожатым

  • студент или выпускник вуза, не моложе 18 лет из любого региона России;
  • тот, кто прошёл специализированный курс подготовки;
  • тот, кто сдал все положенные зачёты и тесты по итогам программы подготовки;
  • человек с лидерскими качествами, ответственный, стрессоустойчивый, общительный и с хорошо развитой фантазией.

Как стать вожатым

  • выбрать школу вожатых, в которой вы будете учиться;
  • пройти собеседование или вступительный тест;
  • пройти обучение;
  • успешно сдать зачёт или экзамен по итогам обучения;
  • выбрать лагерь;
  • собрать все необходимые документы для работы в этом лагере.

Обычно нужны документы: копия паспорта, студенческий билет (для студентов), ИНН, СНИЛС, справка об отсутствии судимости и медицинская книжка.

Хорошо, если у вас есть документы, подтверждающие ваши навыки (документы о присвоении квалификации, документы о дополнительном образовании, грамоты, награды, сертификаты).

1. Центральная школа московских вожатых

Школу открыла самая крупная компания-организатор детского отдыха Мосгортур. Ежегодно подготовку в Школе проходят около 4000 вожатых.
Все желающие стать «московскими вожатыми» при поступлении в Центральную школу московских вожатых проходят личное собеседование, демонстрируют уровень общих знаний и пишут эссе. Каждый вожатый проходит 2 обязательных ступени и 1 специальную, по желанию и на выбор: основной курс, программную специализацию и профильное обучение.
Занятия в Центральной школе московских вожатых для первых групп начинаются уже 22 октября. Зачисление в школу - по результатам собеседования.

2. Школа вожатых педагогического отряда «Атмосфера»

Занятия в этой школе начинаются весной. Но уже отрыт предварительный набор. Все желающие пройти подготовку в ШВ «Атмосфера» могут подать заявку на сайте.

В эту Школу принимают только студентов. Занятия начнутся весной, но записаться можно уже сейчас. Заявки принимаются до 1 апреля.

Вы бывали в лагерях в детстве? Это чудесное время - столько новых эмоций, друзей... И все это создается благодаря вожатым, которые мало спят, порой сердятся, но становятся по-настоящему близкими своему отряду за сремя смены. Если вы хотите окунуться в эту атмосферу снова, но уже со стороны вожатого, то продолжайте читать.

Меня часто спрашивают о вожатстве - как стать вожатым, как устроиться в лагерь, а стоит ли вообще это делать... Поэтому, когда мне предложили написать об этом, у меня даже не возникло сомнений, что это хорошая идея.

Итак, начнем с самого главного - нужно ли это Вам? Для этого нужно понять, что значит быть вожатым. Прежде всего это ответственность.

Нет, Вы не поняли.

Это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

Это маленькие (или уже не очень) дети, которые полностью зависят от вас в течение смены. Это вы отвечаете за их здоровье и безопасность. Вплоть до уголовной ответственности. Трижды подумайте, готовы ли вы к этому.


Решились? Тогда продолжаем.

Вожатый - это друг, мама/папа, наставник и все прочее в одном лице. Нужно уметь сочетать в себе эти качества. Вожатый должен быть авторитетом и примером для подражания, а не хулиганом-заводилой, который разрешает все. Однако не стоит забывать, что это вы работаете, дети то как раз отдыхают:) Не стоит запрещать все подряд!

Под запретом должно быть всё, что может навредить ребенку. Например, нельзя позволять детям покупать газировку и чипсы. У них запросто может оказаться язва, а виноватым будете вы.

Работа вожатого требует огромных усилий: будьте готовы к тому, что у вас в сутках будет 25 часов и из них часов 6-7 на сон.

Но в тоже время вожатство дает огромную отдачу. Когда ты видишь улыбающиеся лица детей, которые кричат тебе, что ты самая лучшая в мире вожатая, что они тебя очень любят, когда они обнимают тебя всей гурьбой - ради этого стоит работать! Это бесконечный заряд положительных эмоций, которых нам порой так не хватает в обычной жизни.

Стоит знать, что вожатые, как правило, работают в паре. Напарники на время смены должны стать самыми близкими друг другу людьми. Важно, чтобы вы подходили друг другу, ведь с этим человеком вам предстоит все делать вместе.


Итак, как же стать вожатым?

Если вы хотите летом поехать работать вожатым, задуматься об этом стоит уже в марте-апреле, а то и раньше. Но обо всем по порядку.

В первую очередь если у вас есть желание поехать в конкретный лагерь (например, вы ездили туда, когда были ребенком), стоит связаться с руководством лагеря и выяснить, как у них происходит набор вожатых. Сделать это достаточно просто, почти у каждого лагеря есть группа в (или собственный сайт прим. редактора ), где указаны контакты. Вам лучше всего сразу связаться с менеджером по подбору персонала.

На самом деле существует две возможные системы: лагерь может привлекать отдельных вожатых или педагогический отряд.

Во втором случае вам нужно связаться с руководством пед отряда и постараться вступить в него. Скорее всего вам не откажут и научат всему, что необходимо знать вожатому-новичку.

С первым случаем другая история. Отбор в таком случае происходит посредством интервью, где вы должны доказать, что готовы быть вожатым. Более того, вас скорее всего попросят предъявить официальное подтверждение о прохождении школы вожатого .

Что это такое и как туда попасть?

Школа вожатого - это курс лекций, мастер-классы, семинары и тренинги, включающие в себя психологические аспекты поведения детей, юридические аспекты вашей работы вожатым, что можно и что нельзя делать вожатому при работе с детьми, что стоит запрещать детям, чем можно с ними заниматься и т.д. Это крайне полезно для вас в плане опыта и знаний + очень сильно повышает ваши шансы устроиться в хороший лагерь.

Для тех, кто живет в Москве, могу посоветовать отличную школу вожатых. Она так и называется - Школа Молодого Вожатого, проводится Московским Студенческим Педагогическим Отрядом. Я сама её закончила, получила сертификат и уехала летом работать на море.

Работа с детьми всегда сопряжена с определенными трудностями, но именно их преодоление приносит колоссальное удовольствие. Дети - замечательные люди, чистые, светлые, где-то порой наивные, а где-то совсем не по-детски мудрые. Их подарки - рисунки, поделки - до сих пор занимают почетное место на полке. Ведь дети всегда дарят что-то от души. И улыбаются тоже!

Впервые, постарайтесь собрать максимальное количество информации о нем. Как располагаются корпуса, столовая, медкабинет, кабинеты администрации, комнаты вожатых и другие стратегически важные пункты; распорядок дня в лагере, официальные и неофициальные традиции, количество отрядов и примерный возраст детей в них - все это облегчит вашу дальнейшую работу. Узнать все это не столь сложно - сайты лагерей, официальные странички в соцсетях вам в помощь. Также некоторые лагеря организуют предварительные сборы, на которых можно "вживую" познакомиться с будущим местом работы и проживания.

"Спокойствие, только спокойствие!" Эти слова должны стать вашим главным девизом на эту смену. Это касается общения не только с детьми, но и с администрацией лагеря, напарником (вторым вожатым), родителями детей... Кстати, о родителях. В некоторых лагерях с родителями все вопросы решают воспитатели, а значит не забываем уточнить и этот момент.

И вот, лагерь выбран, вся необходимая информация собрана. Что же дальше? А дальше необходимо определиться с желаемым возрастом детей. Как же решить, на какой отряд записаться в вожатые? Какой возраст наилучший? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку у каждого возраста свои особенности, свои сложности и бонусы. Здесь вам помогут книжки по возрастной психологии, а также великое множество тематических сайтов.

Необходимая одежда и документы В зависимости от лагеря оба этих набора могут отличаться, и порой существенно, но все же есть и неизменное. Из документов - это медкнижка, выписка об имеющихся прививках. Из одежды - головной убор, штаны (спортивные или джинсы), легкая обувь, футболки-майки и пара теплых вещей. Ведь даже в самых жарких странах случаются холодные деньки, не забываем также о ночных кострах с отрядом и, конечно же, планерках, которые зачастую проходят после отбоя.

Итак, подготовка закончена. Или нет? Если есть такая возможность, стоит изучить план-сетку предстоящей смены еще до начала самой смены. Так вы сможете примерно продумать каждое из мероприятий, спланировать свою работу. Если же с фантазией и креативностью у вас совсем туго, подготовьте заранее один-два варианта номеров на каждое из выступлений. И тогда в лагере останется лишь доработать эти варианты вместе с детьми и как следует отрепетировать. Также заранее можно продумать и название отряда, девиз, отрядный уголок. Велика вероятность того, что план-сетку вы впервые увидите лишь в лагере, в начале смены. В таком случае не отчаивайтесь, а постарайтесь узнать о традиционно проводимых в лагере мероприятиях. А дальше действуйте по изложенной выше схеме.

Несколько слов об отрядном уголке. Это именно то, о чем стоит побеспокоиться заранее. Продумать примерный эскиз, оформление, расположение элементов. Некоторые заготовки можно сделать дома и привести с собой в лагерь. Это могут быть как всевозможные картинки для оформления, так и различные "листы именинников", "экраны настроения" и прочее. В каждом лагере вожатым выдаются канцелярские принадлежности: краски, кисти, цветная бумага, ножницы, - но их всегда катастрофически не хватает. А значит, стоит позаботиться об этом "на берегу". Также стоит позаботится и об оформлении общей отрядной комнаты (коридора, веранды), ведь голые стены - это так скучно!

И вот вы в лагере. Документы и одежда в порядке, канцелярии набрано с запасом, отрядный уголок красиво оформлен, название и девиз отряда детьми выучены, к мероприятиям готовы. Что дальше? А дальше все просто. Приглядываем за детьми, выслушиваем их проблемы, помогаем, организовываем всевозможные игры в любую свободную минуту. Об играх с детьми, кстати, тоже стоит позаботиться заранее. Как и о музыке и костюмах для номеров. И, самое главное, не бойтесь просить помощи! У других вожатых, у воспитателя, администрации - у всех членов дружного лагерного коллектива!

Материал из Летний лагеря

"Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с)

Хороший вожатый. Кто это?

  • Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
  • Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
  • Хороший вожатый - тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
  • Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное - чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание -"понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: "произвести второе впечатление".

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?
  • какие у меня есть способности и таланты?
  • за что меня уважают и любят мои друзья?
  • о чем увлекательном я могу рассказать?
  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
  7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
  8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
    • Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.
    • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
    • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
    • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
    • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
    • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена". Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще - "лучший отдых - это смена деятельности".

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мирное" русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию "без разрушительных последствий".

Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый - тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность .
  • Общечеловеческая внятность . Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение , терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость . Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры . Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком . Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

  • Поставить дисциплину . Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.
  • Завести детей на творчество . Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.
  • Сплотить отряд . Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.
  • Стать для детей старшим товарищем . Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого - сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д. … Вожатый - лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж - это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? По крайней мере, у вас есть огромное желание научиться этому. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Вот это и есть тот ключ к имиджу успешного вожатого! Есть три важных элемента имиджа: определяющие черты характера, внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний - это мечты, стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр . В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах , но стабильным в отношении к делу!

Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям "Давайте покричим... насчет 1,2,3" хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

Для вожатого работа с детьми – это сложное ответственное дело, требующее серьезной подготовки. И, одновременно, великая радость. Наша работа состоит в том, чтобы создавать пространство, в котором интересно и важно думать, обсуждать, принимать решения, брать на себя ответственность, учиться и приобретать опыт, преодолевать испытания, исследовать и совершать собственные открытия.

Нам интересен окружающий мир. Интересно общество, в котором мы живем, интересны люди, которые нас окружают. Мы ходим в театры и в кино, на выставки и на каток, занимаемся спортом, интересуемся живописью и музыкой, физикой и социологией и еще очень многим. Нам важно передать этот интерес детям, открыть перед ними мир возможностей и свободного выбора.

Вам потребуется научиться чувствовать динамику развития группы, управлять мотивацией и эмоциональным состоянием группы, научиться проводить рефлексию и вместе с группой извлекать опыт из прошедших событий, научиться проводить содержательные обсуждения и развивать у детей способность к пониманию, освоить методы проблематизации и методы создания для группы пространства для совершения открытия.

Для среднестатистического здорового ребенка процесс воспитания в кругу сверстников эффективнее индивидуальной работы. Первая наша задача – сформировать детский коллектив (группу) таким образом, чтобы его внутреннее устройство, его структура, атмосфера давали каждому ребенку мощный стимул к развитию личности, открывали новые перспективы и новый взгляд на мир. Далее, через командное преодоление испытаний, согласование ценностей, совместное принятие решений, творчество, обсуждения и многое другое мы создаем предпосылки для формирования у детей мировоззрения и собственной позиции.

Поэтому программы должны быть направлены на формирование у детей способностей к пониманию и осмыслению мира, способности к поиску истины и прокладыванию своего собственного пути в жизни, формирование осознанной позиции и мировоззрения. Это – сложнейшая педагогическая задача, требующая от педагога не только навыков, но и собственной зрелости.

Необходимо еще уметь вместе с детьми строить их отношение к различным явлениям, фактам, событиям, поступкам и способам жизни, чтобы у детей складывалась собственная целостная картина мира. Необходимо создавать для ребенка пространство его собственного выбора и его ответственности.

Все это требует не только чувств, но и интеллекта, умения проектировать свою деятельность и предвидеть последствия.

Вожатому необходимо:

  • Умение сотрудничать с другими людьми – важнейшее умение в современном мире. Сотрудничать – это значит уметь слышать и понимать другого человека, уметь формулировать свою позицию, уметь совместно принимать решения, уметь делать дело вместе с другими людьми.
  • Умение мыслить – шаг к самостоятельности и ответственности. Современный мир полон манипуляций. Самостоятельность мышления сейчас востребована как никогда. Она предполагает умение удерживать предмет размышления, умение вводить и различать понятия, умение понимать основания различных точек зрения, умение выявлять скрытые противоречия и проблемы. В наших программах культуре мышления должно быть уделено особое внимание.
  • Активная жизненная позиция – это стремление развиваться и развивать общество, делать мир вокруг себя добрее, справедливее, лучше. Наша задача – помочь ребенку усвоить ценность развития и положить ее в основание своей жизни.
  • Нравственность, ответственность, честность присущи развитому человеку. Нравственность - не ограничение свободы, а свободный выбор. Быть таким человеком невозможно «из под палки». Наша задача – помочь детям сделать свой собственный выбор в пользу нравственности.
  • Познавать устройство мира и истину – призвание каждого. Наша задача – пробудить в ребенке интерес к этому. В современном плюралистичном мире принято считать, что каждый человек имеет право верить во что хочет, жить как хочет, считать истиной что хочет. Таким образом, у каждого человека своя истина, на которую он имеет полное право. Мы не вправе покушаться на эту удобную концепцию. Однако, мы сами уверены в том, что истина объективна и она одна. И люди призваны открывать и познавать ее, и в соответствии с ней строить свою жизнь.
  • Человеческие ценности только тогда ценны, когда воплощаются в реальной жизни. Мы противники пустых деклараций и высоких слов. Наша задача – помочь детям, чтобы общечеловеческие ценности стали основанием для реальных поступков (но для этого нам самим приходится воплощать свои ценности в реальные поступки, как бы трудно это не казалось).
  • Мы работаем не индивидуально, а с группой . Эффективное воспитание - через нормы, принятые в коллективе. Занудные лекции о том, как нужно себя вести, – неэффективный способ воспитания. Воспитание бывает эффективным, когда ребенок попадает в коллектив сверстников, в котором принято уважать друг друга, быть внимательными, избегать оскорблений, доверять, не стесняясь проявлять свои лучшие качества. Задача взрослого – создать вместе с детьми такой коллектив. Все наши технологии – это технологии создания и ведения группы, в которой у каждого участника есть пространство для развития.

Основные принципы вожатого:

  • Здоровье и безопасность детей – важнее всего . Т.е., независимо от сложившихся обстоятельств, каждый ребенок в отряде должен быть одет по погоде, должен быть в сухой обуви, не должен замерзнуть. Каждый должен иметь возможность полноценно отдыхать с отбоя до подъема и в тихий час, должен быть вовремя накормлен. Каждый ребенок должен быть огражден от потенциально опасных ситуаций, угрожающих его жизни и здоровью.
  • Ребенок – это свободная личность . Т.е., его нельзя заставить делать то, чего он не хочет (за исключением случаев опасности для жизни и здоровья). Поэтому, задача вожатого, как воспитателя – заинтересовать каждого ребенка.
  • Дети всегда должны быть заняты чем-то важным и интересным.Чем меньше у детей свободного времени, тем меньше вероятность конфликтов и травм. Поэтому вожатый всегда находит, чем занять свой отряд так, чтобы дети были включены в конструктивную интересную деятельность: игры, творчество, обсуждение.
  • Вожатый всегда со своими детьми . Если оставить детский коллектив предоставленным самому себе, то, скорее всего, произойдет что-нибудь неприятное: либо кого-то из детей обидят, либо, заигравшись, кто-то получит травму. Поэтому задача вожатого - всегда быть со своим отрядом и ставить перед детьми новые интересные задачи, позволяющие им конструктивно тратить свою энергию.
  • Эффективное воспитание - через нормы , принятые в коллективе. Занудные лекции о том, как нужно себя вести, – неэффективный способ воспитания. Если в детском коллективе принято уважать друг друга, быть внимательными, избегать оскорблений, доверять, не стесняясь проявлять свои лучшие качества, - то это эффективный способ воспитания. Задача вожатого, как воспитателя – создать вместе с детьми такой коллектив.

Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он умеет, какими качествами характера обладает, какие специальные знания имеет. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым все дни смены…

Перво-наперво, идеальный вожатому интересны сами дети. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый, как правило, молод. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальному вожатому необходимо разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он остается наставником, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый хорошо знает психологию и наблюдателен, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он умеет поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый требователен (это говорят сами дети!), но обязательно справедлив. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него нет вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх