Как развить свой голос. Упражнения для развития вокала, голоса . Как развить голос для пения: полезные привычки

Существует ряд профессий, требующих чёткой дикции и звонкой речи, а в результате систематических перегрузок голосовых связок, голос становится сиплым и охриплым. В таких случаях требуется укрепление голосовых связок, путем выполнения различных упражнений и вспомогательных средств. Как укрепить голосовые связки при помощи гимнастики и упражнений, попробуем выяснить в данной статье.

Почему пропадает голос?

Причиной потери голоса могут стать различные факторы. Как правило, от охриплости страдают люди, чья профессия связана с постоянной нагрузкой на голосовые связки, это дикторы, преподаватели, певцы и актёры. В силу своей деятельности им приходится натруждать связки, что приводит к нарушению их работы. Но помимо профессиональных нарушений, потерять голос можно и в результате иных причин:

В зависимости от того какая причина стала толчком для развития патологии назначается последующее лечение.

Упражнения для связок

Если потеря голоса связана с их перенагрузкой на связки, решить проблему можно путём правильного подбора упражнений. Для того чтобы развить звонкость голоса и убрать осиплость можно выполнять следующий комплекс упражнений:

  • занять позицию лёжа, сделать глубокий вдох, а на выдохе поочередно произносить звуки «с», «з» и «ш». Важно, чтобы произношение было протяжным и медленным;
  • аналогичное упражнение повторять со звуком «м», главное, чтобы произношение звука было ровным, а голос грудным на протяжении всего упражнения;
  • глубокий вдох и произношение звуков «а-а-а-о-о-о-у-у-у» в этот момент необходимо делать постукивания по грудной клетке;
  • при лёгком постукивании по верхней губе, следует произносить протяжный слог «бы-бы-бы»;
  • аналогичное упражнение предыдущему, только стучать пальцами следует по нижней губе, и произносить слог «вы-вы-вы»;
  • далее следуют более сложные упражнения в виде распевки. На одной ноте следует исполнять следующие слоги “ма-ми-мо-ми-ма”, а также “да-дэ-ди-до-ду”;
  • увеличивая размер октавы, нужно произносить: слоги “лё” и “ля”, чередуя их
  • представьте, что полощите горло, нужно произносить тот же звук, что и при полоскании, только запрокидовать голову при этом не следует, а лишь поворачивать её со стороны в сторону;
  • также важны хроматические распевки. Для этих целей, лучше всего подходит мотив песни «Подмосковные вечера». Только мотив не нужно петь в голос, а лишь мычать через нос знакомые ноты, при этом, постукивая пальцем по левой ноздре и параллельно вертя головой с лева на право.

Дыхательная гимнастика

Помимо дикционных упражнений, важно выполнять дыхательную гимнастику, для этого можно использовать следующие упражнения:

  • вдох носом и выдох также им только тремя подходами, то есть распределяя воздух на три небольших
    выдоха;
  • следует зажечь свечу и находясь от неё на расстоянии в 10 сантиметров, дуть как бы пытаясь задуть, но при этом пламя должно лишь немного отклоняться, но не тухнуть;
  • дышать по собачьему. Вспомните, когда собака хочет пить и ей жарко, она вытаскивает язык и дышит часто и прерывисто. Тоже самое следует повторять, дублируя поведение животного;
  • глубокий вдох носом и шипящий, а потом свистящий (чередуется) выдох ртом;
  • Каждое из представленных упражнений, следует выполнять не менее чем 10 раз каждое.

Перед тем как приступить к выполнению гимнастики, следует быть готовым выполнять её правильно. Для этого, следует придерживаться следующих правил:

  • все упражнения следует выполнять перед зеркалом и только в хорошем настроении;
  • для того, чтобы результат был закреплён и голос вас радовал своим звонким звучанием не прерывно, гимнастика должна стать частью распевки, а скороговорки и произношения сложных слов должно стать обыденным делом;
  • хотя бы вначале проводить гимнастику лучше под контролем профессионала, так как неправильное выполнение того или иного упражнения может не только не помочь, но и навредить в тренировке голоса. Позже, когда азы гимнастики будут освоены, проводить занятия можно самостоятельно;
    постоянные такие упражнения полезны не только для функции голосовых связок, но и для мимики лица. Систематическое выполнение гарантирует улучшение состояния кожи лица и разглаживанию мимических морщин;
  • чтобы эффект был лучшим, следует в комплексе выполнять распевку, дыхательную гимнастику и точечный массаж;
  • на фоне выполнения восстановительных процедур, следует придерживаться определённого режима питания. Следует исключить: острое, солёное, кислое, а также слишком горячие и, наоборот, холодные блюда. Все они дополнительно раздражают голосовые связки и приводят к ухудшению состояния;
  • не следует выполнять гимнастику и распевку перед сном.

Народные методы

Вместе с выполнением гимнастики, когда нужно срочно вернуть утраченный голос, можно воспользоваться проверенными народными методами, многими из них пользуются певцы перед своими выступлениями. К таким рецептам относят:


Потеря голоса частая проблема, к сожалению, для многих. Если ваш труд связан с постоянными нагрузками на голосовые связки, выполнение описанных упражнений, а также народные рецепты помогут значительно быстрее справиться с осиплостью голоса. Но если проблема не связана с профессиональной деятельностью, пропажа голоса может свидетельствовать о различных патологиях, в том числе и довольно серьёзных. Поэтому, не следует заниматься самолечением, а лучше проконсультироваться с врачом, который сможет назначить нужное и правильное лечение.

В предыдущей статье мы говорили об основных законах или принципах пения, а сегодня мы продолжим разговор о том, как научиться петь и предложим вам ряд упражнений, с помощью которых вы сможете самостоятельно поставить себе голос в домашних условиях.

Я достаточно долго занимаюсь этим вопросом профессионально, и обучила данному искусству огромное количество людей, а также вижу, как данная практика влияет на их жизни, а вернее на ее улучшение. Поэтому надеюсь, что данная информация будет полезна не только начинающим (или «продолжающим») певцам, но и людям, которым приходится публично выступать или даже просто много и убедительно говорить.

Зачем нужна правильная постановка голоса

Многие поющие люди часто задаются вопросом: поставлен ли у меня голос и насколько правильно это сделано? А начинающие просто спрашивают зачем им нужна правильная постановка голоса.

Существует великое множество подходов к данному вопросу вместе с разнообразием стилей музыки и, соответственно, вокала. Постановка голоса, по мнению большинства специалистов, может быть академической, оперной, эстрадной и т.д.

Как определить, правильно ли вы поете и есть ли у вас какая-либо постановка голоса?

Как определить поставлен ли у меня голос?

Изначально, конечно же определить поставлен ли у вас голос можно по звучанию. Если ваш голос (не просто звучание нот, а ваш собственный тембр) свободно льется и вас слышно на аудиторию средних размеров – да, вы достигли определенных результатов в области пения (вашим неустанным трудом, если вы прилагали к этому какие-то усилия, или же вашими природными данными, когда ваши мышцы сами функционируют правильно и вы без особых усилий можете хорошо петь).

Вместе с тем, для того, чтобы определить, насколько правильна ваша постановка голоса и есть ли она вообще, мало прослушать какой-то промежуток вашего исполнения (хотя для профессионалов, конечно же, и этого бывает достаточно).

Важным фактором, который может помочь нам в этом нелегком деле, является здоровье вашего вокального аппарата, которое определяется, к примеру, тем, сколько времени вы можете пропеть без остановки (если 2хчасовой концерт – то браво!), садится ли ваш голос после нагрузок и можете ли вы вообще его потерять.

Если такие проблемы и сложности происходят, можно сделать вывод о том, что с вашей постановкой голоса не все в порядке, какие-то мышцы работают неправильно, где-то в теле есть зажимы, от которых необходимо избавляться.

Конечно же, еще одним показательным элементом постановки голоса является ваш природный тембр. Очень часто вы можете говорить в одном регистре, а петь совершенно в другом, и это не всегда является неправильным.

Возможно, что ваш диапазон достаточно большой, однако вы говорите на том его участке, где вам удобнее всего. При этом, когда вы поете, ваш голос не звучит обедненно.

Если же все происходит наоборот, то есть в обычной жизни вы говорите своим природным тембром, а поете не своим (обедненным) голосом, ваша постановка, наверняка, является неправильной, поскольку не берет во внимание ваши природные данные, что имеет весьма неприятные последствия для вашего голоса.

Отсюда следует вывод, который мы делали в предыдущей статье, о том, что пение и речь — весьма близкие понятия.

Приобретение навыка вокальной опоры

Итак, постановка голоса начинается с поиска и обретения навыка вокальной опоры и правильной работы мышц опорно-двигательного и артикуляционного аппарата (языка, нёба, мышц лица и т.д). Эти группы мышц, в отличии от некоторых иных (к примеру, внутренних) мышц, поддаются тренировке.

Прежде, чем я дам вам список необходимых упражнений, который, кстати, не является закрытым (вы можете сами искать для себя лучшие варианты тренировки развития мышц голосовых), рассмотрим понятия опоры и работы артикуляции более подробно.

Вокальная опора. Начнем, пожалуй, с самого главного. Для того, чтобы голос правильно звучал и наши связки безболезненно смыкались, необходимо правильно опирать воздух. Образно говоря, нужно создавать воздушный столб, который будет «подпирать» связки.

Правильная постановка дыхания для пения

Начало столба, по нашим ощущениям, должно находиться в животе – именно поэтому правильное певческое (и вообще в жизни) дыхание – это дыхание животом. Заметьте, как дышат наши дети или, к примеру, как дышит человек, когда спит.

Отсюда следует, что в самом начале постановки голоса для пения в домашних условиях нужно научиться правильно дышать.

Певческий вдох не отличается от естественного (вдох живом), однако выдох при пении совсем не такой, как в жизни. Фаза выдоха здесь гораздо длиннее, когда как в обычной ситуации она равна по длительности фазе вдоха. Именно на равномерном оптимальном потоке воздуха строится певческая опора.

Для того, чтобы наш голос опирался правильно, необходима активная работа мышц пресса, спины (поясничный отдел), шеи и др. Данную группу мышц необходимо тренировать. Натренированные мышцы во время пения должны быть в тонусе – не зажаты и не расслаблены (об этом мы говорили в нашей первой статье).

Такой навык свободной работы мышц необходим для тех горе-певцов, которые в поиске опоры зажимают мышцы пресса, шеи, что создает напряжение, при котором голос перестает свободно литься и может даже сесть.

Итак, как нам можно самостоятельно научиться правильно опирать голос?

Упражнения для вокальной опоры

  • Качаем пресс: (медленные подъемы туловища, ног, планка). Делаем до усталости мышц.
  • Качаем спину (лодочка, планка, подъемы корпуса лежа на животе и закрепив руки за головой). Делаем до усталости мышц.
  • Упражнения для анкеровки шеи (лечь на спину, поднять шею параллельно полу, следить за подбородком, чтобы он не задирался) – 2 подхода. Делаем до усталости мышц.

Эти и другие упражнения (их великое множество) нужно делать с периодичностью один раз в 1-2суток, постепенно увеличивая время выполнения упражнений.

Еще 2 слова о том, как почувствовать опору голоса во время выполнения физических упражнений: в правильной позе планки ваш голос будет опертым.

Планка весьма схожа с позой отжимания. Здесь важно обращать внимание на ровную спину, отсутствие прогиба поясницы и поднятую на том же уровне шею. В таком положении необходимо пропевать фрагменты песни или какие-либо распевки. После того, как вы встанете, попробуйте мышечно повторить ощущения планки.

Если ваши мышцы живота, спины, шеи находятся в тонусе (они разогреты и свободно функционируют), начинайте тренировать дыхание.

Упражнения для тренировки дыхания для пения

Дыхание. Естественный вдох животом и медленный равномерный выдох на каком-нибудь звуке (например, о, у) и в удобном для вас диапазоне. В таких упражнениях для тренировки дыхания для пения в домашних условиях, дыхание лучше не переутомлять. Действуйте в рамках разумного.

Как развить артикуляционные мышцы для постановки голоса и пения

Работа артикуляционного аппарата. Возможно, найдутся те, которые не стали бы называть работу данной группы мышц, как необходимой для постановки голоса и пения, однако хочу сказать, что без правильного функционирования артикуляционного аппарата вся наша опора и звучание голоса сойдет на нет, поскольку передача звука происходит, в большей степени, за счет артикуляционных мышц.

К ним мы отнесем самые основные – это мышцы языка, нёба, челюсти, «маски» (то есть мышцы лица, за счет которых мы улыбаемся). Правильная работа артикуляции будет способствовать попаданию звука в резонаторы, регулированию частот звука, не говоря уже о базовом формировании звука языком и иными мышцами.

Как их тренировать?

Упражнения для тренировки артикуляции дома

  • Язык – быстрые движения из стороны в сторону, зубная щетка – проводим по зубам по кругу; распевки и скороговорки (только медленно) с языком наружу (или средней части языка, когда кончик упирается в нижние зубы) и т.д. Работать до усталости мышц. Главный навык, который необходимо приобрести – поднимать корень языка, для того, чтобы он не заваливался, и происходило правильное формирование звука.
  • Улыбка . Поднимаем мышцы лица и держим до изнеможения. После отдыха повторяем упражнение с опущенной челюстью, языком наружу (средней его части).
  • Челюсть – отрабатываем свободу движения опушенной челюсти, немного ею двигая для того, чтобы убрать возможный зажим.
  • Общий тонус мышц лица и эмоциональная разминка – корчим рожицы, пока не устанут мышцы.

Еще раз напомним вам, что закон 2х суток так же применим и в этом случае – тренироваться нужно максимум редко это через день для того, чтобы не потерять необходимые вам навыки.

Последнее, о чем хотелось бы сказать в данной статье, это поиск (для тех, кто потерял) своего собственного тембра.

Как мы с вами уже говорили выше и более подробно — в (которую вам лучше прочитать если вы еще этого не сделали) : начинать ставить голос в домашних условиях нужно со своей речи.

Наблюдайте за собой и своими мышцами

Подводя итог всему сказанному, хотим напомнить вам о важности постоянного наблюдения за своим физическим состоянием, дабы не допустить зажимов или, наоборот, вялых мышц.

Самое главное в пении – это здоровье, и, кстати, не в последнюю очередь и хорошее настроение. Поэтому желаем вам, как портал обучения и саморазвития, всегда быть здоровыми и достигать новых высот как в вокале, так и в иных сферах вашей жизни. Ну и конечно, для этого чаще посещайте наш портал и читайте другие наши статьи о пении, постановке голоса и прочем творческом саморазвитии.

Красивый голос, мелодично выводящий удивительную мелодию, и слушатели, затаившие дыхания от восторга – кто не мечтал об этом? Но сделать так, чтобы мечта стала реальностью, удается далеко не всем, при том что ученые утверждают, что певческий талант в той или иной степени есть у каждого человека, просто не каждый его развивает. Как сделать голос более сильным и мелодичным? Тут, пожалуй, пригодятся советы преподавателей вокала.

Как улучшить голос для пения? Самое простое и очевидное решение – заниматься с преподавателем вокала. Даже если вы планируете учиться петь самостоятельно – одно-два вводных занятия не помешают, по крайней мере, специалист услышит ваш голос, обозначит ошибки и слабые стороны, и вы уже будете понимать, куда нужно двигаться.
Но, как показывает практика, прекрасно поющих самородков и самоучек встречается огромное количество, следовательно, можно научиться петь самому.

Что для этого нужно делать? Чтобы улучшить голос, нужно петь. Это очевидно.

Начинайте с самого простого: подпевайте любимому исполнителю, ставьте запись – и вперед! Для начала выбирайте из числа любимых исполнителей, как минимум, того, что с вами одного пола, и желательно, со схожим тембром голоса. Такое «совместное» пение, если заниматься им регулярно, способно значительно улучшить голос.

Следующим этапом будет караоке – к счастью, это развлечение сейчас совершенно доступно: все необходимое оборудование стоит недорого, а найти «минуса» можно практически к любой песне. Начинайте с тех композиций, которые вы любите и хорошо знаете, и не беритесь для начала за слишком сложные.

Освоив пение под фонограмму, можно перейти к еще более сложному этапу - пению а капелла (без музыкального сопровождения), так вы услышите все свои ошибки и недочеты, сможете работать над звучанием. Не перенапрягайте связки, когда поете, вам должно быть удобно и легко брать каждую ноту, и ни в коем случае не кричите, такие «упражнения» неизбежно приведут вас к хрипоте и потере голоса. Пойте так, как позволяют возможности голоса – не спешите, от раза к разу они будут увеличиваться. Каждую репетицию начинайте с тихого пения, постепенно увеличивая громкость и диапазон.

  • не простужаться;
  • не «давать концерты» на холоде;
  • не кричать (совмещать вокальную карьеру и стиль жизни футбольного болельщика довольно сложно);
  • не курить;
  • не разговаривать много. Голосу необходим отдых, хотя бы по часу дважды в день нужно побыть в полной тишине.
Не стоит так же и петь, приняв порцию алкоголя – под его воздействием связки разогреваются и голос звучит лучше, но в последствии алкоголь сушит связки, что в долгосрочной перспективе ухудшит голос. Не лучший друг для вашего голоса и кофе, его лучше вовсе исключить.
  • семечки, чипсы и сухарики;
  • шоколад;
  • холодное мороженое;
  • острые и горячие блюда (слишком высокие и низкие температуры снижают эластичность голосовых связок);
  • продукты с красителями;
  • жирная и сладкая пища (сахар и жир осядут на связках).
А вот воду пить можно и даже много. Также на пользу пойдут сочные фрукты с большим содержанием воды – персики, виноград, арбузы, груши и т.д.

Перед тем как начать петь, обязательно сделайте дыхательную гимнастику. Но когда поете – не думайте о дыхании.

Не нужно тянуть или напрягать шею во время пения, напряжение передастся на гортань, и звук получится сдавленным. Совершенно свободными должны быть и плечи – только так получатся глубокие и объемные низкие ноты.

Чтобы слышать, как вы поете - записывайте голос и прослушивайте запись, так вы сможете работать над ошибками.

Попробуйте делать упражнения, чтобы улучшить голос для пения.

  1. Сделайте вдох, а на выдохе произносите каждый из звуков – пока хватает дыхания «и», «э», «а», «о», «у» - именно в этом порядке. Последовательность важна – начинаем со звука самой высокой частоты. Достаточно сделать упражнение три раза – три глубоких выдоха на каждый звук.
  2. Чтобы активизировать область груди и живота, трижды произносим звук «м» (так же долго – насколько это возможно). Первый раз – довольно тихо, второй – уже громче, третий – громко, насколько это возможно.
Для развития музыкальности и слуха важно не только, что вы поете, но и то, что вы слушаете. Старайтесь слушать как можно больше музыки. Чтобы улавливать оттенки и полутона, довольно простенькую (хоть и симпатичную) попсу в плеере лучше заменить классическими произведениями.

Существуют специальные упражнения для развития силы и . Если Вы будете их регулярно практиковать, Ваш голос станет низким, и благозвучным, диапазон станет больше, дикция станет более четкой, модуляция — ярче а выражение эмоций — убедительнее.

Лучшее время выполнения этих упражнений — по утрам, потому что они не только тренируют голос, но и заряжают бодростью на целый день.

Существует еще один эффект выполнения данных упражнений. С их помощью развивается не только голос — мысли становятся яснее и четче, человек приобретает уверенность в себе. Глубокий и низкий голос оставляет приятное впечатление, и запечатлевается в памяти собеседников. Ваши слова будут производить большее впечатление, станут более весомыми. Укрепится Ваш авторитет.

Делайте эти упражнения ежедневно, по порядку, одно за другим, и Вы сами в скором времени удивитесь, увидев, насколько Ваш голос стал лучше.

Проговаривание звуков «и, э, а, о, у»

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем глубокий вдох, и на выдохе произнесите протяжно сначала один звук, затем опять вдохните и выдохните, сделайте глубокий вдох, и произнесите протяжно второй звук, проделайте то же самое для третьего звука, для четвертого, и так далее, пока не произнесете таким образом все звуки: «и», «э», «а», «о», «у».

Звуки произносите, пока хватает дыхания на выдохе. Насильно воздух из легких при этом не выдавливаете, горловые связки не напрягаете. Звуки должны исходить от Вас легко и свободно.

Последовательность «и, э, а, о, у» не случайна. Звук «и» обладает самой высокой частотой. Во время произнесения этого звука прижмите сверху ладонь к голове — Вы почувствуете вибрацию кожи. Если не чувствуете — измените тональность звука, сделайте его более низким или высоким. Вибрация свидетельствует о более интенсивном кровообращении на том участке, где она ощущается.

Следующий звук — «э». Его произнесение активирует область шеи и горла. Вы можете это почувствовать, приложив ладонь к шее.

Произнесение звука «а» оказывает благотворное воздействие на область грудной клетки.

Звук «о» улучшает кровоснабжение сердца.

Звук «у» благотворно воздействует на органы, расположенные в нижней части живота.

Все звуки нужно произносить один за другим, три цикла подряд.

Проговаривание звука «м»

Сделайте выдох, вдох, и произнесите закрытым ртом протяжный звук «м», как мычит корова. Этот звук активирует работу области груди и живота. Произносить этот звук нужно три раза. Первый раз — совсем тихо, второй раз — громче, третий раз — максимально громко. Если во время произнесения этого звука Вы положите руку на живот, то Вы почувствуете вибрацию живота.

Проговаривание звука «р»

Проговариванию звука «р» следует уделить особое внимание — это упражнение улучшает дикцию и произношение, а также придает голосу силу и энергичность. Перед проговариванием расслабьте язык — поднимите язык к верхнему небу, и прорычите, как трактор. Затем прорычите звук «р» три раза. После этого выразительно и эмоционально, с подчеркнуто раскатистым «р», проговорите десяток слов, в которых есть буква «р».

Упражнение Тарзана

Встаньте прямо, сделайте выдох и глубокий вдох. На выдохе произнесите звуки «и», «э», «а», «о», «у», как в первом упражнении, только теперь руки сожмите в кулаки, и одновременно с проговариванием бейте себя кулаками в грудь, как это делал Тарзан в фильме.

Упражнение Тарзана очищает бронхи от слизи, освобождает дыхание, наполняет энергией. Если захочется кашлять, не сдерживайтесь, прокашляйтесь, чтобы освободить легкие от всего ненужного. Упражнение Тарзан делается только по утрам — оно обладает очень мощным тонизирующим и энергетическим эффектом.

Через пару недель ежедневных тренировок сравните свой новый голос с прежним, который у Вас был до тренировок. Лучше всего будет перед началом занятий записать свой голос.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Голос – важнейший инструмент общения человека с окружающими его людьми. С его помощью можно как завоевать доверие оппонента, так и сразу оттолкнуть, произведя негативное впечатление. Упражнения для развития голоса смогут придать ему красивое звучание и решить многие проблемы.

Дыхательные упражнения для голоса представляют собой практики из йоги для развития речевого дыхания. Наиболее известными является комплекс, разработанный Александрой Стрельниковой. Он создан для тренировки и массажа мышц, принимающих участие в звукообразовании. Упражнения помогают разворачивать легкие, увеличивая их объемность. Особое внимание уделяется вдоху.

Комплекс упражнений для новичков включает 3 основных занятия.

Упражнение №1

Стоим прямо, локти книзу. Делаем короткий шумный вдох – руки сжаты в кулаки. Разожмите ладони, синхронно выдыхая воздух в произвольной форме (через нос или рот).\

Один цикл включает 4 вдоха. После идет перерыв в 4 – 5 секунд. Всего потребуется провести 24 цикла, в каждом из которых по 4 вдоха-выдоха.

Важные моменты:

  • контролировать момент выдоха не надо – основной акцент на шумном вдохе;
  • задержек воздуха на вдохе либо выдохе быть не должно;
  • если закружилась голова, то упражнение можно выполнять сидя (спина строго прямая).

Упражнение № 2

Стоим прямо, ладони сжаты в кулак, прижаты к талии. Делаем короткий шумный вдох носом. В это же время опускаем кулаки к полу, разжимая пальцы. Возвращаемся в исходное положение. Выдох свободный, руки возвращаются в первоначальную позицию.

Цикл равен 8 движениям. Затем следует короткий отдых – 3…5 секунд – и следует новый цикл.

Важные моменты:

  • на вдохе необходимо напрягать область плечевого пояса;
  • рот при выдохе широко раскрывать не нужно;
  • упражнение можно делать лежа/сидя.

Упражнение № 3

Встаньте прямо. Слегка наклонитесь вперед, скруглите спину, голова опущена книзу. Делаем короткий шумный вдох через нос, слегка распрямляем спину и свободно выдыхаем.

Цикл включает 8 вдохов-выдохов. Затем короткий перерыв и повтор цикла.

Гимнастика для улучшения дикции и артикуляции

За разборчивость речи и четкость слов отвечает дикция. Как развить хорошее произношение? С этой целью необходимо тренировать подвижную часть артикуляционного аппарата.

Любое упражнение для развития дикции является продолжением дыхательной гимнастики.

Чтение с карандашом

Берем карандаш передними зубами, не прикасаясь к нему языком. Вслух проговариваем звуки, в произношении которых губы участия не принимают, – к, г, й, н, л, д. Затем их смягчаем. Потом присоединяем к ним гласные звуки.

Громко читаем любую книгу с карандашом в зубах. Озвучивать нужно по две – три страницы. Заниматься надо каждый день.

Сочетание определенных согласных и гласных звуков

Во время выполнения упражнения нужно произносить сочетание трех согласных звуков с одним гласным. Миксовать необходимо комбинацию звуков КТП с гласными буквами Ы,О,Э,И,А,У. (Пример: ктпы-ктпо-ктпэ-ктпи-ктпа-ктпу). Очередность согласных можно менять, но завершающий звук всегда гласный.

Согласные звуки могут быть другими – БГД, ЖРЛ, МЛР. Гласные остаются без изменений.

Проработка сложных в произношении звуков

У каждого человека есть свои звуки, на которых он периодически «спотыкается». Чаще всего это Р, Ц, Л.

Нужно составить предложения, включающие проблемные согласные как можно чаще, и ежедневно произносить их вслух, четко проговаривая все буквы.

Произношение гласных звуков

Вначале проговариваем гласные буквы И, Ё, О, Я, А – каждую по 4 раза – без звука, а затем вслух. Рот открываем широко, нижняя челюсть двигается без напряжения.

Чтение стихов вслух

Читаем любые стихи вслух, делая раскатистые акценты на звуках Я, А, И, Э, Ё.

Скороговорки

Нужно вслух проговаривать любые скороговорки. В начале занятий это нужно делать медленно, постепенно ускоряясь. Очень важно, чтобы звуки произносились четко и ритмично.

Можно попробовать начать осваивать . Тренируясь каждый день, вы обязательно освоите ее.

Орехи

Орехи во рту – это старинный метод улучшения дикции. Еще древние ораторы успешно оттачивали свою дикцию таким способом, используя вместо орехов камешки.

Нужно взять горсть орехов и положить их в рот. Произносить вслух скороговорки, четко проговаривая все слоги. Заниматься ежедневно по 20 минут.

Количество и размер орехов определяется индивидуально, главное следите чтобы у вас не было рвотного рефлекса, который определенно будет мешать упражнениям.

Тренировка мышц речевого аппарата

Занятия для укрепления нижней челюсти включают следующие упражнения:

  • Открываем рот и задерживаем нижнюю челюсть опущенной на 5 секунд. Затем медленно закрываем рот.
  • Совершаем опущенной нижней челюстью движения вправо – влево. Выполняем их в медленном темпе.
  • Опущенную нижнюю челюсть выносим вперед и возвращаем в естественное положение. Проводит занятия в медленном темпе.

Тренировка мышц языка обязательна. Малоподвижные, слаборазвитые мышцы языка становятся причиной неразборчивой речи. Упражнения будут следующими:

  1. Нужно сворачивать язык в трубочку.
  2. Высовываем язык так далеко изо рта, насколько получится. Совершайте им движения вверх-вниз-вправо-влево.
  3. Облизывайте губы, уделяя особое внимание уголкам рта.
  4. Активно цокайте языком.

Упражнения необходимо выполнять в свободном темпе, без напряжения мышц.

Занятия для укрепления лицевых мышц и губ включает следующие упражнения:

  • Рот закрыт. Поднимайте/опускайте губы, не открывая десен. Мышцы лица напрягаться не должны.
  • Растягивайте губы в закрытой улыбке, а потом складывайте их в трубочку.
  • Проводите массаж губ: нижними зубами аккуратно мните верхнюю, а верхними – нижнюю.
  • Сложите губы в трубочку и совершайте ими движения вправо-влево.

В тренировке нуждаются и мышцы глотки.

  • Нужно по очереди повторять звуки И, У. Вначале шепотом, потом вслух. Вы должны чувствовать напряжение мышц в районе горла. Всего 15 повторов. Упражнение помогает в разработке подвижности мышц гортани.
  • Через сжатые зубы нужно втягивать воздух.
  • Вытягиваем губы «уточкой» и втягиваем в себя воздух.
  • Имитация пережевывания пищи. Сначала с открытым, потом с закрытым ртом. Нагрузку получают мышцы гортани, мягкого нёба, языка, губ и глотки.

Гимнастика, развивающая силу голоса

  • Нужно вслух проговаривать пары слогов АМ-ОМ, УМ-ЭМ, ЫМ-ИМ. При этом первая из них должна звучать громко, а вторая – тише.
  • Необходимо вслух озвучивать слоги «АЙ-АЙ-АЙ», «ОЙ-ОЙ-ОЙ», «ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ» в последовательности звонко-приглушенно-звонко.
  • Надо имитировать собачий рык, пароходный гудок, жужжание пчелы, комариный писк. Звуки произносятся вначале по возрастающей и с последующим затиханием так, если бы воображаемый объект сначала приближался, а потом удалялся.
  • Пропеваем вслух в виде музыкальной гаммы следующие слоги: МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-МИ. Вначале по порядку, потом в противоположном направлении.

Каждое упражнение необходимо сделать 3 раза. Очень важно дышать равномерно.

Улучшаем тембр голоса

– индивидуальная особенность. На него влияет строение голосовых вязок, форма, объемность резонаторов. Изменить его невозможно, но улучшить, украсив обертонами, – вполне решаемая задача.

Комплекс упражнений, способствующий совершенствованию и улучшению выразительности голосового тембра, включает следующие занятия:

  • Встаньте. Спина прямая. Зафиксировав подбородок, потянитесь шеей вперед. Зафиксируйтесь на две – три секунды. Потом запрокиньте голову и снова задержитесь. Выполните серию движений вперед-назад до приятного утомления. Движения нужно сопровождать произношением слов «вперед – назад».
  • Рот открыт. Язык выдвинут вперед, вниз. Склоните голову по направлению к груди. Потяните язык к носу и синхронно с движением приподнимите голову, не запрокидывая. Напрягите мышцы шеи. Выполнить 6 – 8 раз.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая воздух, вслух озвучиваем слово БОМ (с акцентом на последнем звуке) так, чтобы в верхней губе ощущалось четкое вибрирование.
  • Глубокий вдох. На выходе воздуха проговариваем слоги МО-МОО, МУ-МУУ, МИ-МИИ, МЭ-МЭЭ. Первый слог звучит коротко и четко, второй – на распеве, протяжно.
  • Исходное положение – стоя прямо, руки скрещены на груди. Делаем небольшой наклон вперед и на выдохе громко, протяжно произносим звуки У, О. Потом на выдохе пропеваем слова МОЛОКО, ОКО, ОЛОВО, ОКНО.
  • Произносим вслух слова ГАЛЯ и ГОЛУБЬ, имитируя украинское произношение звука «г». Горло напрягать не нужно. Звук должен идти из живота. ГАЛЯ произносим резко, а ГОЛУБЬ – произносим нараспев. Повторить упражнение 8 раз. Нужно обязательно записывать упражнение на диктофон. Это поможет понять, появилось ли какое-либо изменение в тембре голоса.
  • Цокайте в течение одной минуты языком, имитируя топот лошадиных копыт. В ходе выполнения упражнения изменяйте положение губ: вначале они сложены в трубку, в конце – растянуты в широкую улыбку.
  • Рот открыт, нос зажат пальцами. Нужно дышать только через рот. В это время необходимо читать вслух любой текст.
  • Голова опущена, прижата подбородком к груди. На выдохе надо озвучивать звук О или У (о-о-о или у-у-у), пока хватит воздуха. Во время произношения звуков нужно слегка похлопывать по верхней части груди, усиливая имеющуюся вибрацию. Это упражнение для развития тембра способствует улучшению звучания грудных звуков.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх