Известные политические деятели России (список). Самые знаменитые политики

История XX века полна событиями мировой значимости. Этот век можно по праву назвать переломным из-за концентрации событий, полностью переменивших ход событий в политическом, экономическом, национальном, культурном развитии государств.

XX век – время краха всех империй в мире, падения колониальной системы, зарождения новых, самобытных культурных течений, великих революций. Нельзя не отметить две мировые войны, которые стали фактором образования наиболее могущественных блоков на международной арене. В ходе изменений политического и экономического строя во многих странах зарождались новые политические течения, культурные и социальные нормы. Менялся взгляд на мир и понимание сути власти, религии, роли человека в мировом устройстве.

Нельзя недооценивать значимость выдающихся, харизматичных личностей, которые своими поступками и решениями переменили ход событий. Речь идет о правителях государств, лидерах революций, культурных деятелях, военных, творцах известных идеологических течений. Такие личности были во многих странах, и история не забудет их вклад и развитие общества.

Аденауэр Конрад

Федеральный канцлер ФРГ (1949-1963), один из основателей (1946) и в 1950-1966 гг. председатель ХДС, внес значитель­ный вклад в создание ФРГ и восстановление экономики Гер­мании после II мировой войны

Арафат Ясир

Глава Палестинской национальной администрации (с 1996), председатель Исполкома Организации освобождения Пале­стины (с 1969)

Брандт Вилли

Федеральный канцлер ФРГ (1969-1974), председатель СДПГ (1964-1987), председатель Социнтерна с 1976 г., играл вид­ную роль в нормализации отношений с соц. странами Европы, лауреат Нобелевской премии мира (1971)

Валенса Лех

Президент Польши (1990-1995), один из создателей (1980) и лидер профобъединения «Солидарность», лауреат Нобе­левской премии мира (1983)

Вильсон Вудро

Президент США (1913-1921), провел ряд либеральных зако­нов, выдвинул идею создания союза государств после I миро­вой войны («четырнадцать пунктов»), лауреат Нобелевской премии мира (1920)

Гавел Вацлав

Президент Чехословакии (1989-1992), президент Чехии с 1993 г., драматург, правозащитник

Ганди Мохандас (Махатма)

Лидер и идеолог индийского национально-освободительного движения, разработал тактику ненасильственной борьбы в форме гражданского неповиновения, убит членом индуист­ской экстремистской организации

Гинденбург Пауль

Президент Германии с 1925 г., генерал-фельдмаршал, в 1914 г. командовал войсками Восточного фронта, с 1916 г. — началь­ник Генштаба, в 1933 г. передал власть в руки национал-социалистов

Гитлер (Шикльгрубер) Адольф

Фюрер НСДАП с 1921 г., глава германского государства с 1933 г. (рейхсканцлер), на Нюрнбергском процессе признан главным нацистским военным преступником, покончил с собой

де Голль Шарль

Президент Франции (1959-1969), в 1940 г. основал патриоти­ческое движение «Свободная Франция», в 1944-1946 гг. — гла­ва Временного правительства Франции, по его инициативе была создана Конституция 1958 г., сделавшая Францию пре­зидентской республикой

Дауэс Чарлз

Вице-президент США (1925-1929), банкир, возглавлял между­народный комитет экспертов, выработавший т. н. план Дауэса

Дубчек Александр

Первый секретарь ЦК КП Чехословакии (1968-1969), один из инициаторов «Пражской весны», исключен из КПЧ, с 1989 г. председатель Федерального собрания Чехословакии

Дэн Сяопин

Председатель Центральной комиссии советников КП Китая КПК (1982-1987), председатель Центрального военного сове­та КНР (1983-1990); один из создателей Китайской Красной Армии, в 1956-1966 гг. Генеральный секретарь ЦК КПК, после начала «культурной революции» подвергся преследованиям, в 1977 г, возвращен на руководящую работу, инициатор про­ведения экономической реформы в Китае

Иоанн Павел II (Кароль Войтыла)

Папа римский с 1978 по 2005 гг.

Картер Джеймс (Джимми)

Президент США (1977-1981), подписал с СССР договор ОСВ-2, организатор Кэмп-дэвидского соглашения

Кастро Фидель

Председатель Гос. совета и СМ Республики Куба с 1976 г., Первый секретарь ЦК КП Кубы с 1965 г.; в 1953 г. возглавил вооруженное выступление против диктаторского режима Ба­тисты, в 1959 г. пришел к власти, премьер-министр Революци­онного правительства Кубы (1959-1976), провозгласил своей целью строительство социализма

Кеннеди Джон

Президент США (1961-1963), склонялся к более реалистиче­скому курсу в отношениях с СССР; убит в Далласе

Клемансо Жорж

Премьер-министр Франции (1906-1909, 1917-1920), предсе­датель Парижской мирной конференции (1919-1920), стре­мился к установлению военно-политического господства Франции в Европе

Коль Гельмут

Федеральный канцлер ФРГ (1982-1998), председатель ХДС (1973-1998), добился модернизации экономики ФРГ и объе­динения Германии (1990)

Ллойд Джорж Дэвид

Премьер-министр Великобритании (1916-1922), занимал ряд министерских постов (1905-1915), внес в парламент ряд соци­альных законов

Мандела Нельсон

Президент ЮАР (1994-1999 гг.), активный борец против апар­теида, в 1964 г. приговорен к пожизненному заключению, в 1990 г. освобожден, лауреат Нобелевской премии мира (1993), президент Африканского национального конгресса

Мао Цзэдун

Председатель ЦК КПК с 1943 г., один из основателей КПК, под его руководством проводились политика «большого скачка» и т. н. куль­турная революция, нанесшие большой ущерб развитию Китая

Маршалл Джорж

Генерал, гос. секретарь США (1947-1949), министр обороны, инициатор программы (план Маршалла) восстановления и развития Европы после II мировой войны, лауреат Нобелев­ской премии мира(1953)

Милошевич Слободан

Президент Сербии (1992-1997), президент Югославии с 1997 г., председатель Главного комитета Социалистической партии Сербии с 1990 г.

Миттеран Франсуа

Президент Франции (1981-1995), участник II мировой войны и движения Сопротивления, Первый секретарь французской Социалистической партии (1971-1981)

Муссолини Бенито

Фашистский диктатор Италии (1922-1943), начал политичес­кую карьеру в социалистической партии, основал и возглавил фашистскую партию (1919), казнен

Неру Джавахарлал

Премьер-министр и министр иностранных дел Индии с 1947 г., «строитель новой независимой Индии», сподвижник Махатмы Ганди

Пиночет Аугусто

Генерал, захватил власть в результате военного переворота (1973), президент Чили (1974-1989), главнокомандующий су­хопутными силами (1973-1974, 1989-1998)

Рейган Рональд

Президент США (1981-1989), киноактер Голливуда, губерна­тор штата Калифорния (1967-1975), проводил монетаристский курс сокращения расходов и сбалансированного бюджета, во взаимоотношениях с СССР перешел от конфронтации к поли­тике разрядки

Рузвельт Теодор

Президент США (1901-1909), проводил политику государст­венного регулирования в экономике и экспансионистский курс в Латинской Америке

Рузвельт Франклин

Президент США (1933-1945), вывел США из экономического кризиса («Новый курс»), внес значительный вклад в создание антигитлеровской коалиций и ООН

Сапата Эмилиано

Руководитель крестьянского движения в Мексиканской рево­люции (1910-1917), генерал, вероломно убит

Сунь Ятсен

Китайский политический деятель, создал в 1905 г. организа­цию Тунмэнхой, вождь революции 1911-1912 гг., первый пре­зидент Китайской республики (1912), основатель партии го­миндан (1912)

Тито Иосип Броз

Руководитель КП Югославии (Союза Коммунистов) с 1937 г., верховный главнокомандующий Народно-освободительной армии Югославии (1941-1945), глава правительства Югосла­вии с 1945 г., президент Югославии с 1953 г., маршал, один из лидеров Движения неприсоединения, выдвинул свою модель социализма

Тэтчер Маргрет

Премьер министр Великобритании (1979-1990), лидер Кон­сервативной партии (1975-1990), проводила жесткую монета­ристскую политику

Франко Баамонде Франсиско

Вождь испанской фаланги (1937-1975), глава испанского госу­дарства (каудильо) (1939-1975), диктатор, в 1936 г. возглавил мятеж против Испанской республики

Хомейни Рухолла

Руководитель Исламской Республики Иран с 1979 г., аятолла (высшее духовное звание шиитов), возглавил революцию 1979 г.

Хусейн Саддам

Президент Иракской республики, глава правительства и вер­ховный главнокомандующий, маршал с 1979 г.

Чан Кайши

Глава гоминдановского правительства с 1927 г., главнокоман­дующий китайской армией с 1935 г., генералиссимус, после свержения его правительства в Китае (1949) возглавлял пра­вительство на Тайване

Черчилль Уинстон

Премьер-министр Великобритании (1940-1945 и 1951-1955), с 1908 г. неоднократно министр, один из инициаторов созда­ния антигитлеровской коалиции, решительный противник то­талитаризма, лауреат Нобелевской премии по литературе (1953)

Эйзенхауэр Дуайт

Президент США (1953-1961), генерал, верховный главноко­мандующий экспедиционными войсками союзников в Зап. Ев­ропе (1943-1945)

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !

Кому обязаны самые сильные и процветающие государства, ведь когда-то и там был застой, если не сказать хуже. Но история кардинально изменилась благодаря новым правителям. Сегодня мы вспомним самых выдающихся руководителей государств в XX веке, феноменально изменивших положение своих стран.

Великий реформатор, приходит не с тем, чтобы разрушить, а с тем чтобы создать, разрушая.

1. Конрад Аденауэр

(федеральный канцлер ФРГ, 1949-1963 гг.)

После Второй мировой войны Германия находилась в ужасающем состоянии: страна лежала в руинах, оборудование с уцелевших заводов вывозилось на запад и на восток в счет репараций победителям, немцы испытывали страшное моральное разочарование. 15 сентября 1949 года первым канцлером только что созданной Федеративной Республики Германии стал Конард Аденауэр.

Прожив долгую (на момент прихода к власти ему было 73 года), насыщенную, полную взлетов и падений жизнь, этот человек стал свидетелем краха трех немецких государств: империи Вильгельма ІІ в 1918 году, Веймарской республики в 1933-м и нацистского рейха в 1945 году. Конард Аденауэр словно дал себе слово, что сделает все возможное, чтобы Германия никогда больше не прошла через это.

Под его руководством было создано новое сильное государство, которое уже более полувека занимает лидирующее положение в Европе и ничто не свидетельствует, что его может постигнуть судьба предшественников. Аденауэр жесткой рукой руководил государством, причем его «диктатура» была обусловлена исключительно личным авторитетом и политическим весом. В отставку канцлер ушел сам в 1963 году в зените собственной славы создателя «новой Германии», а то, что произошло с ФРГ в 1950-х и 1960-х годах, получило название «немецкое экономическое чудо».

2. Мустафа Кемаль Ататюрк

(президент Турции, 1923-1938 гг.)

Герой «Мертвых душ» Н.В. Гоголя полковник Кошкарев утверждал, что необходимо «одеть всех до одного в России, как ходят в Германии. Ничего больше, как только это, и я вам ручаюсь, что все пойдет как по маслу». История преобразований Кемаля Ататюрка показывает, что абсурдность этого высказывания может быть вполне оспорена при здравом подходе талантливого реформатора.

Превращение Турции в светское государство, эмансипация женщин, принятие уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу, переход на латинский алфавит, пропаганда западной культуры - все эти преобразования Ататюрка словно отвечают только одному критерию: «делай как «там»! Однако это лишь поверхностный взгляд на реформы. Осуществляя изменения в Турции, Мустафа Кемаль руководствовался глубинным анализом положения в стране, а также тщательным изучением западной модели построения государства.

В результате, из бесконечно отсталой традиционалистской Османской империи, средневековой по многим внутренним порядкам, он сумел построить современное национальное государство. Недаром за ним закрепилось прозвище «Ататюрк», что в переводе с турецкого означает «отец народа».

3. Маргарет Тэтчер

(премьер-министр Великобритании, 1979-1990 гг.)

В конце 1970-х годов распространилось мнение о некогда могущественной Британии, как о «болезни Европы». Огромная инфляция и чрезмерная власть профсоюзов привели к тому, что по паритету покупательной способности британцы отставали не то, что от Германии, но и от Франции и Италии. В тот момент, когда необходимость серьезных изменений была очевидной, но правительство не решалось пойти на непопулярные меры, к власти приходит «железная леди».

В кабинете Маргарет Тэтчер вся работа строилась на четкой иерархичности. Она ограничила действия профсоюзов строгими рамками законов, пошла на ряд жесткий экономических преобразований: передала в частные руки ряд секторов государственной экономики, повысила налоги и планомерно боролась с инфляцией. Следствием жесткой политики «железной леди» стало то, что в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где увеличивался показатель эффективности производства, а средний доход на душу населения за десять лет вырос на 23%.

Однако в результате принятия ряда непопулярных мер ей пришлось подать в отставку в 1990 году. За свои достижения Маргарет Тэтчер был удостоена ордена «За заслуги», а также баронского титула.

4. Аугусто Пиночет

(президент Чили, 1974-1990 гг.)

Наверное, нет более противоречивого реформатора в истории Южной Америки в глазах современных исследователей. Когда полковник Аугусто Пиночет пошел на военные переворот против правительства социалиста Сальвадора Альенде, Чили находилось на грани экономического краха, а может и на грани гражданской войны. При новом военном правительстве страна была открыта для свободного рынка, в Чили вернулись иностранные горнодобывающие компании, был приватизирован государственный сектор экономики. Таким образом, «правые» реформы Пиночета заложили основы экономического процветания государства. Сегодня Чили - одна из самых богатых стран Южной Америки, правда, критики полковника утверждают, что это обусловлено политикой пришедших после Пиночета левоцентристских правительств, а также огромными природными богатствами страны.

В 2006 году около 60 тысяч чилийцев вышли на улицы проводить полковника Аугусто Пиночета в последний путь.

5. Франклин Рузвельт

(президент США, 1933-1945 гг.)

Сытые и бесконечно позитивные годы экономического роста США в 1920-х гг. неожиданно закончились Великой депрессией. Миссию спасителя страны, со словами «Пришла пора изгнать менял из храма нашей цивилизации, как это сделал Христос», взял на себя Франклин Рузвельт. Для лечения президент потребовал широких полномочий и получил их.

Государственный аппарат при Рузвельте принимал многочисленные законы и декреты для спасения экономики страны. Методы решения были чрезвычайно многообразными: от укрепления профсоюзов и увеличения минимума зарплат, до добровольно-принудительной отправки безработных на строительство дорог, заводов, электростанций… «Новый курс» Рузвельта заложил основы современной финансовой системы США.

Возможно, не все экономические преобразования 32-го президента Америки сегодня встречают единогласное одобрение исследователей. Однако главный и неафишируемый курс Рузвельта своих задач достиг - именно при нем Соединенные Штаты Америки стали великой державой.

6. Дэн Сяопин

(Руководитель Китая с конца 1970-х до начала 1990-х)

Сегодня китайская экономика занимает второе место в мире по объему ВВП и продолжает стремительно расти. Сногсшибательные достижения «Поднебесной» в это области настолько длительны и планомерны, что сегодняшние лидирующие позиции азиатской страны воспринимаются как нечто естественное.

Не стоит забывать, что ключевым архитектором новой китайской действительности является реформаторский гений Дэн Сяопина. Наверное, европейцам никогда не понять, как человек, бывший правой рукой Мао Цзэдуна и одним из инициаторов политики «Большого скачка» 1958 года, следствием которой стало полное разрушение китайского сельского хозяйства и смерть нескольких десятков миллионов человек, смог повернуть «Поднебесную» на капиталистические рельсы.

Сколько исследователей заявляли, что именно китайский вариант перехода от социализма к коммунизму был единственно правильным. Что стало ключевым в политике Китая? Раздача земель в аренду? Создание специальных экономических зон? А может быть, несмотря на крах политики коммунизма, утверждение Дэн Сяопина о том, что заслуг у Мао Цзэдуна больше, чем ошибок и промахов?

7. Ли Куан Ю

(премьер-министр Сингапура, 1959-1990 гг.)

Какие ассоциации приходят на ум при слове Сингапур? Процветание, прогресс. Для тех, кто интересуется цифрами - третья страна в мире на 2012 год по объему ВВП на душу населения. Главной ассоциацией должен быть Ли Куан Ю, потому что все сегодняшние достижения Сингапура связаны с этим именем. Одним из лучших признаний гения этого реформатора является заявление Маргарет Тэтчер: «В бытность премьер-министром я читала и анализировала каждую речь Ли Куан Ю».

Сингапур до Ли Куан Ю - это маленькая нищая азиатская деревенька. Как же ему удалось перевернуть все с ног на голову? Рецепты подробно и обстоятельно изложены в его книге: забери у чиновников нетрудовые доходы, удешеви выборы, преврати свою страну не в сырьевой анклав, а в финансовый центр, дисциплинируй население, - вот неполный список ключевых советов от великого реформатора. Но даже если усвоить все постулаты, не ясно как использовать все настолько эффективно, как это делал Ли Куан Ю? На то он, в общем-то, и гений.

Выдающийся политический деятель Великобритании Уинстон Леонард Спенсер Черчилль, так звучит его имя полностью, родился 30 ноября 1874 г. в родовом дворце герцогов Мальборо Блейхейм. По отцу, Рандольфу Черчиллю, Уинстон принадлежал к одной из знатнейших в Англии родов герцогов Мальборо. Его мать, Джени Джером, была дочерью американского миллионера Леонарда Джерома.

Как и подобает отпрыску знатной семьи, Уинстон обучался в престижных частных школах. Отличался он не успехами в учебе, а упрямством и своенравием, неоднократно подвергался жесткой порке. Однако даже самые большие оптимисты из числа тех, кто знал Уинстона в его детские и юношеские годы, не могли предположить, какое место в истории Великобритании займёт этот человек.

Ему довелось испытать немало опасных приключений, побывать во многих переделках. Так, в Южной Африке Черчилль попал в плен к бурам (1899). Благодаря удачному побегу Уинстон стал чуть ли не национальным героем. Это помогло ему пройти в парламент от консервативной партии (1900). У него была хорошая политическая хватка. Его любимый жест, которым он приветствовал своих сторонников и поклонников, 2 пальца, поднятые вверх в виде латинской буквы V-Виктория -- победа. Он был известен остроумием, умением оригинально сформулировать фразу.

Политика - то поле деятельности, где Уинстон находит приложение своим способностям и чистолюбию. Надо заметить, что его отец сделал стремительную, хотя и недолговечную карьеру в рядах консервативной партии. Опыт отца был широко использован Уинстоном при восхождении на политический Олимп. Политическая карьера Черчилля знала многочисленные взлёты и падения. Удивительная дальновидность и мудрость принимаемых решений сочетались в этом человеке с не менее удивительными неуживчивостью и упрямством. Это зачастую приводило к опрометчивым поступкам, в результате которых он нажил большое количество врагов. Поэтому часто казалось, что звезда Черчилля на политическом небосклоне Великобритании безвозвратно закатилась.

Еще в начале ХХ века политика стала для Уинстона формой существования, жизненной необходимостью, может быть, даже в большей мере, чем гаванские сигары, виски или бренди. Он нашел свое призвание.

Во время Первой мировой войны глава Адмиралтейства почувствовал себя в своей стихии. Он был полон энергии, инициативен, порой даже чрезмерно.

Черчилль всегда -- до последних лет жизни -- следовал моде и заботился о мнении окружающих, поддерживал сложившийся в массовом сознании собственный имидж. Премьер любил носить клубный костюм, мундир коммодора военно-воздушных сил, морские блейзеры. Сигара, часто незажженная, почти неизменно торчала из угла рта.

Черчилль никогда не подчеркивал своего интеллектуального превосходства над собеседником, избегал всякого высокомерия. Он скорее стремился ухватить господствующее в стране настроение и следовать ему; именно из этой способности рождалась пресловутая самоуверенность британского лидера. С явным удовольствием Черчилль получал подарки и готов был отказаться от чрезмерной торжественности. Потомок герцогов не раз искренне хохотал, услышав шутку прохожего, -- и в этом не было профанации или популистского стремления нравиться среднему избирателю.

Черчилль обладал чувством юмора и о многих серьезных вещах писал не без иронии. Вот пример: «Лояльность, которая аккумулируется вокруг первого лица, огромна. Во время путешествий это лицо нужно поддерживать. Если он делает ошибки, их нужно покрывать. Если он спит, его не нужно тревожить. Если от него нет пользы, ему следует отрубить голову. Но последнюю крайность нельзя совершать каждый день -- и определенно же не сразу после избрания».

Критик Черчилля Морли писал: «Я любил Уинстона за его жизненную силу, его неутолимое любопытство и внимание к делам, его замечательный дар красноречия, искусство в выборе аргументов, хотя часто он принимает пузыри за девятый вал. В то же время я часто говорил ему в несколько патерналистской манере: чтобы достичь успеха в нашей стране, политик должен больше считаться с мнением других людей, меньше напирая на собственное».

Уинстон Черчилль, политик, военный вождь и историк, стал героем своей страны в весьма сложные для Великобритании времена. Искусство дипломата, стоическое восприятие неблагоприятных обстоятельств, презрение к интриге -- все эти качества помогли потомку герцогов Мальборо мужественно встретить закат Британской империи, не потерять веру в будущее.

Дважды премьер, нобелевский лауреат по литературе, конструктор, живописец, автор пятидесяти восьми исторических сочинений, непревзойденный оратор, Черчилль являет нам пример трудолюбия и жизнелюбия. Человек, восхищавшийся прошлым, ценивший традицию, он не только не был закрыт для новых идей, но постоянно их генерировал сам. Черчилль был создателем танка, одним из первых оценил значимость авиации, глубоко интересовался ракетами уже в 1930-е гг., приказал разбрасывать алюминиевую фольгу, чтобы «слепить» радары немцев, выдвинул идею трубопровода под Атлантическим океаном, изобрел навигационный прибор для летчиков и предложил создать искусственные гавани при высадке союзников в Нормандии.

Черчилль служил Англии с умом, с трепетной страстью и -- в то же время -- с холодным расчетом. Только так он смог добиться уважения сограждан и всего человечества. Его яркая жизнь была органической реализацией политических традиций Англии.

Восприняв консервативные тенденции старой доброй Англии, Черчилль сумел провести государственный корабль своей страны через суровые испытания, сохранив ценности нации и ее веру в себя. Черчилль добился мирового признания и как защитник западных ценностей. Сочетание британских традиций с ориентацией на интересы Западной Европы как целого, готовность к атлантической солидарности -- эти основы гибкого политического курса сделали для Англии менее болезненным переход от имперского сознания к идее постепенной интеграции в сообщество демократических стран.

Последний политик классической имперской эпохи, Уинстон Черчилль определял мужество как «сохранение достоинства под прессом неблагоприятных обстоятельств». Ему нередко приходилось демонстрировать это качество. За девяносто лет его жизни произошел переход из одной эпохи в другую. Выйдя из эры дредноутов и «бремени белого человека», Черчилль встретил мир атомного оружия, разделенный неистовой идеологической борьбой, мир национального самоутверждения, мир региональных интеграционных процессов. Британский лидер сумел не утратить при этом ни ясного мировидения, ни хладнокровия, ни реализма.

Для англичан Уинстон Черчилль навсегда останется личностью, воплотившей суровой осенью 1940 г. общенациональную убежденность в том, что «никогда бритт не будет рабом». В то время, когда маленький зеленый остров стоял перед коричневой Европой, премьер-министр Черчилль произнес: «Мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, чего бы нам это ни стоило, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на местах высадки, мы будем сражаться в полях, на улицах, мы будем сражаться на холмах, мы никогда не сдадимся».

Годы, когда Черчилль возглавлял английское правительство и представлял свою страну в антигитлеровской коалиции, были его величайшим достижением как государственного деятеля, они явились высшей точкой политической карьеры Уинстона Черчилля.

На протяжении всей своей политической жизни Черчилль торопился. Особенно он спешил в первое десятилетие XX в. Да и в весьма зрелом возрасте он неизменно обнаруживал нетерпение, например в годы, предшествовавшие его третьему премьерству.

Когда Черчилля спрашивали, почему он так спешит, почему ему не терпится добиться всего сразу и немедленно, он отвечал, что предполагает, что проживет на свете не долее, чем жил его отец Рандольф Черчилль, и, следовательно, ему надо спешить, чтобы успеть сделать столько, сколько успел отец, и совершить то, что задумал, но чего не смог по ряду причин добиться Рандольф Черчилль. Получилось, однако, так, что Уинстон прожил ровно в 2 раза дольше, чем его отец.

Демистификация харизмы

Люди думают, что харизма -- это врожденное свойство человека. Однако в основе харизмы лежит лишь умение производить впечатление обладания такими свойствами. Харизма -- это вовсе не врожденное мистическое качество. Это вполне поддающийся анализу набор персональных черт. Очень трудно оказывать влияние на людей, среди которых ты вырос.

Поэтому одна из наиболее важных черт харизматической личности -- чуждость своему окружению. Человеку, который пришел со стороны, намного легче управлять другими людьми. У человека, претендующего на харизматическую карьеру, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружающей массы. Таким признаком может быть даже болезнь или увечье. Харизматические личности, как правило, не скрывают свои физические недостатки. Лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят.

Пережить озарение

Созревший для своей миссии герой получает свыше приглашение к общественной деятельности или некий знак, указывающий на его предназначение.

Удивить сторонников

Новизна -- неотъемлемая часть харизмы. Невозможно представить себе, чтобы экстраординарные способности проявлялись общепринятым образом. Например, даже если в основе программы харизматического лидера лежит реваншистская идеология, на фоне общей духовной ситуации эпохи она должна казаться чем-то новым. Огромное значение имеет новизна самого политика. Его внезапное появление должно ошеломить избирателя. В условиях демократической власти действие харизмы зачастую непродолжительно и заканчивается вскоре после избрания. Очень важно не растерять своей привлекательности к моменту выборного соревнования. Задача разумного политика и его команды -- рассчитать, чтобы пик восприятия его как харизматической личности пришелся как раз на момент выборов.

Победить врагов

Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Харизматический лидер, собственно, живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. Харизматическая личность всегда востребована там, где произошла беда. В такой ситуации лидер никогда не станет успокаивать народ. Напротив, он приложит все силы к тому, чтобы держать людей в напряжении, говоря, что все ужасно, тяжело и почти катастрофично.

Всегда неплохо, если лидер вызывает у своих последователей потребность защищать его от врагов. Это усиливает харизму. Если никто, как назло, не нападает на героя, необходимо создать видимость угрожающей ему опасности.

Сэр Уинстон Черчилль

Чуждость. Подчеркивал свое полуамериканское происхождение (мать Черчилля -- американка). Впервые проявил себя и стал знаменит за пределами Британии.

Стигматы. Сигара, трость, Вспоминает один из членов советской делегации на Ялтинской конференции: «Сначала в дверях появлялась сигара, только потом сам Черчилль. Даже когда он не держал сигару во рту или в руках, мы никогда о ней не забывали».

Озарение. В 1939 году объявил, что решил спасти Британию от завоевания Гитлером.

Новизна. Несколько раз менял партийную принадлежность. Постоянно появлялся перед публикой в новых качествах -- журналист, военный, глава военно-морского ведомства, историк.

Борьба. Вся политическая карьера Черчилля была построена на борьбе с коммунизмом и фашизмом.

Человек является изначальным и постоянным объектом и действующим лицом политики. В сущности, политика для того и существует, чтоб устранять преграды на пути людей к свободе и удовлетворение возрастающих потребностей. Как степень свободы развития личности, широта её выбора удовлетворения потребностей во многом зависит от политики. Именно сознание этого побуждает людей самих делать свой политический выбор, участвовать в политике с осмысленными политическими целями. Но человек, являющийся первичным действующим лицом в политике, действует в ней эффективно только совместно с другими. Массам в политике принадлежит решающая роль.

Поэтому особое важное значение имеют способы воздействия на их политическое поведение. Политическая деятельность – широкое поле, на котором имеются значительные возможности развития личности. Вершиной это представляется политическое лидерство. Становление политического лидера – сложный процесс. Существенный интерес представляет типологии лидеров. В разной степени политические лидеры оказывают влияние на развитие общества, характер и масштабы котором оценивать не всегда просто.

Политическое лидерство так же старо как и человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде.

Лидерство это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а так же то, что её носителем выступает не большинство, а одним человек или группа лиц.

Рассмотрим Сталина.

После раскола между большевиками и меньшевиками в 1903 г. Осторожный и медлительный Коба выжидает полтора года в стороне, но потом примыкает к большевикам. К 1905 г. Он уже становится влиятельной фигурой правда не в общепартийных делах, а среди большевиков местного уровня.

В 1912 году, Сталин, доказавший в годы реакции свою твёрдость и верность партии, переводится с провинциальной арены на национальную.

Ленин сомневался, что Сталин сумеет достаточно осторожно пользоваться необъятной властью генсека. Но Сталин стал медленно, но решительно «прибирать» к рукам власть.

Уже к началу 1930 года фракция Сталина безраздельно господствовала

в Советском Союзе.

«Поскольку власть в моих руках – говорил Сталин в Частном разговоре – я постепеновец»

Большевик Фёдор Раскольников писал о нём «Основное психологическое свойство Сталина, которое дало ему решительный перевес, как сила делает льва царём пустыни, - это необычайная, сверхчеловеческая сила воли. Он всегда знает, чего хочет, и с неуклонной, неумолимой методичностью постепенно добивается своей цели».

Исключительную волю Сталина признавали не только большевики. Уинстон Черчилль вспомнил о нём: «Сталин произвёл на нас величайшее впечатление. Его влияние на людей неотразимо. Когда он входил в зал на Ялтинской конференции, все, словно по команде вставали и – странное дело – держали почему-то руки по швам». Как – то раз Черчилль заранее решил не вставать при появлении советского руководителя. Но Сталин вошёл – и помимо собственной воли английский премьер- министр поднялся с места.

1929 год является важнейшим рубежом в биографии Сталина. Помпезное празднование 50-летия Генерального секретаря ЦК ВКП (б),

Можно сказать, зафиксировало превращение лидера партии в единоличного руководителя страны.

Сталин являлся сторонникам крайне жесткой линии по всем вопросам, которые попадали в поле зрения высшего руководства страны.

В 1933 году Сталин заявил: жить стало лучше, жить стало веселее. На деле же было далеко не так.

Сейчас так же по прежнему всех волнует вопрос, какова была роль Сталина во второй мировой войне, каково было значение его руководства страной в тот период, что произошло бы, если бы Сталина вовсе бы не было? На эту тему ведется очень много споров. Одни, делая упор на на то, что Сталин уничтожил миллионы людей, что своими действиями он принёс только зло для своей страны. Другие утверждают, что, хотя это и верно, но всё-таки в той большой войне мы одержали победу главным образом потому, что нами руководил именно Сталин, и если бы не Сталин то неизвестно, смогли бы мы справиться с врагом и победить его.

Но всё-таки склоняются, что не Сталин, а наша героическая армия, её талантливые полководцы и доблестные войны, весь наш народ – вот кто обеспечил победу в Великой отечественно войне. Тем более позорным и недостойным явился тот факт, когда после великой победы над врагом, давшейся нам очень тяжелой ценой, Сталин начал громить многих из тех полководцев, которые внесли немалый вклад в дело победы над врагом, так как Сталин исключал всякую возможность, чтобы заслуги, одержанные на фронтах, были приписаны кому бы то ни было, кроме него.

Рассматривая Сталина с точки зрения претензии на власть, он является харизматическим лидером - они стоят особняком, их власть опирается не на внешнюю силу, а на некое необычное личностное качество, которое М.Вебер называл «харизмой». Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи желающие вручить ему политическую власть.

Сталин относился к такому типу лидера, который можно обозначить термином «хозяин» (параноидальный политический стиль). Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведения и действия часто непредсказуемы. Политик параноидального стиля на примемелет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающей его теории, установки и убеждения. Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности «чёрное» - «белое», а люди делятся на « врагов» и «друзей».

Таким образом, если подходить к его оценке объективно, Сталин не был ни великим преобразователем, не великим полководцем; но тем не менее он действительно был великим – великим тоталитарным вождём, сделавшим себя для своих подданных божеством, а несогласных с этим уничтожавшим.

Второй яркий представитель политического лидерства – Франклин Рузвельт.

С самого начал своей политической деятельности он обнаружил незаурядное понимание общественно – политических реальностей. Как сторонники, так и противники замечали его стойкость, мужество, умение угадывать и формулировать потребности и устремления широких слоев населения.

В 1921 г. После купания в холодной воде Рузвельта разбил паралич., и всю последующую жизнь он был прикован к креслу каталке. Впрочем, это не помешало ему победить в 1928 г. На выборах губернатора Нью-йорка, а в 1932 г. – на президентских.

Вступив на пост Рузвельт провозгласил начало «Нового курса», главной составляющей которого беспрецедентное для Америки вмешательство государства в экономику.

В 1943 году в Тегеране Франклин Рузвельт, Сталин и Черчилль обсуждали в основном проблему достижения победы над Третьим рейхом, в Ялте же в 1945 г. принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победителями.

С его именем связана также одна из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, и в частности установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом, участие США в антигитлеровской коалиции. Исключительно велика роль Рузвельта в формировании и претворении в жизнь так называемого «нового курса» внутри страны, курса демократической направленности, сыгравшего выдающуюся роль в стабилизации экономической и социальной ситуации в стране в период после глубокого экономического кризиса 1929-1934 гг., курса, позволившего избежать тяжких социально-политических потрясений.

По выполнению лидерами своих политических ролей у Рузвельта был стиль, ориентированный на эффективную и результативную деятельность, можно назвать активно – позитивный. Он так же был харизматическим лидером. Такое лидерство держится не благодаря исключительным качествам лидера, а благодаря вере в него.

Рузвельт проявил себя как неординарный, гибкий политик, тонко чувствующий ситуацию, способный верно угадывать тенденции и своевременно и точно реагировать на изменение настроение всех слоев общества. Оставаясь верным сыном своего класса, Рузвельт делал все, чтобы сохранить и развить существующий общественно-экономический строй в стране и укрепить доминирующее положение США во всем мире.

Рузвельт всегда оставался трезвым и прагматичным политиком. Четырежды переизбирался на пост президента страны (что представляет собой рекорд в истории США) и занимал его до самой смерти.

Третяя рассмотренная мною личность это Никита Хрущёв.

Политики все одинаковы: обещают мост построить и там, где рек нет

В 1918 году Хрущёва принимают в партию большевиков. Он участвует в Гражданской войне, а после её окончания находится на хозяйственной и партийной работе.

в 1932-1934 годах работал сначала вторым, потом первым секретарём МГК и вторым секретарём МК ВКП(б).

В 1938 году становится первым секретарём ЦК КП(б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а ещё через год членом Политбюро ЦК ВКП(б).

Едва прийдя к власти, Хрущев санкционировал работы специальных комиссий по пересмотру дел политзаключенных. Вскоре началась массовая реабилитация узников ГУЛАГа. Через несколько лет огромные концлагеря опустели. Но Хрущёв не желал ограничиваться полумерами. – он решил не только уничтожить мрачные следствия сталинской системы, но и осудить само явление. Выступая на закрытом заседании XX съезда, Хрущёв прочёл исторический доклад « О культе личности и его последствиях», содержавший перечень страшных злодеяний Сталина. Доклад имел эффект взорвавшийся бомбы. Старое, десятилетиями складывавшееся представление о гении Сталине было разрушено в один миг. Со многими прежними иллюзиями, старательно вращиваемыми сталинской идеологической машиной, было покончено навсегда.

Несмотря на многие его ошибки и заблуждения, следует признать, что он искренне желал советскому народу всевозможных благ. Он говорил «Желание трудящихся жить с каждым днём всё лучше и лучше – это не только не протеворечит стремлению нашей партии и правительства, но является главной задачей деятельности советского правительства и Коммунистической партии». Хрущёв первый увидел в трудящихся не только «материл» для построение коммунизма, но живых людей.

Хрущев – крайне противоречивая фигура советской истории. С одной стороны, он целиком и полностью принадлежит сталинской эпохе, несомненно является одним из проводников политики чисток и массовых репрессий. С другой стороны, во время Карибского кризиса, когда мир находился на грани ядерной войны и глобальной катастрофы, Хрущев сумел внять голосу разума и остановить эскалацию военных действий и предупредить развязывание третьей мировой войны. Именно Хрущеву послевоенное поколение обязано начавшимся процессом освобождения от мертвящих идеологических схем «переустройства» общества и восстановлением прав человека на «одной шестой части» Земли.

Хрущёв по характеру очень мало походил на Сталина: в нём не было никакой высокомерной отчуждённости, и никакого военного вождизма. Он имел крестьянское лицо с совершенно несолидно вздернутым носом и открытую улыбку. Его руководящий стиль был так же совершенно иным:в отличие от Сталина, он не сидел в столице, но всё время разъезжал по стране, общался с людьми. Охотно выступал на митингах и собраниях. Однако вместе с тем ему были свойственны упрямство и апломб. Возражения и не согласия он не любил.

И всё-таки, являясь Лидером советского государства на протяжении десяти лет, от был отстранен от власти собственными соратниками и до конца жизни пребывал в полуизоляции от мира. Развенчав культ личности Сталина, он не сумел воспрепятствовать созданию собственного культа. Смелый реформатор в политике и экономике, он не добился необратимости реформ, что после его отставки привело к застою в стране.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 77»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Р. А. Митрофанова

Протокол № ___________

«______»______________20____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Л.Л. Ковалева

«______»____________ 20____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 77»

Т. Б. Прислегина

«_____»____________20____ г.

Рабочая программа

по элективному курсу

« Политические лидеры России. XX век»

11 класс

Составитель:

учитель

МБОУ «СОШ № 77»

Т. А. Стратович

Кемерово, 2013г

Пояснительная записка…………………………………...2

Тематическое планирование………………………………6

Список литературы…………………………………………8

Пояснительная записка

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, литература, средства обучения. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Учебник: «Политические лидеры России ХХ в. 9-11 класс». Издательство: , 2010

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы:

    Лекции с последующим опросом

    Лекции с эвристической беседой

    Беседы, семинары, лабораторные работы

    Просмотр фильмов с последующим обсуждением

Итогом работы по данному курсу должны стать самостоятельные рефераты, презентации, сообщения учащихся по конкретной теме

Реализация рабочей программы способствует:

Развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; ин­тереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин

Формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности.

Особенно это касается 10-11 классов, где учащимся даются основы профориентации, они начинают задумываться, как строить свою профессиональную жизнь и карьеру после окончания школы. И здесь в рамках изучения истории и обществознания, обращение к проблеме личности представляется очень важным. Изу­чение биографий великих людей не только во времена их наивысшего взлета, но и на пути к вершинам политического, культурного, экономического Олимпа позволит задуматься о многих волнующих молодого человека проблемах, най­ти ответы на вопросы, которые ставят перед юношами и девушками задачи лич­ностной социализации.

Как власть влияет на личность? Какие качества необходимы человеку для того, чтобы стать лидером общества? Соблюдаются ли в политике нормы мора­ли или же там позволено все, что не запрещено законом, а иногда даже и боль­ше? Насколько важно для человека, претендующего на роль лидера, умение признавать свои ошибки, менять тактику и стратегию под воздействием об­стоятельств? Какова ответственность правителя (лидера) за те события, кото­рые происходят в возглавляемом им государстве и обществе (коллективе или организации)? Что сильнее, человеческая воля или жизненные обстоятель­ства? Обсуждение этих вопросов поможет школьнику не только наметить про­грамму успешной самореализации, но и, возможно, будет способствовать фор­мулированию нравственных ориентиров личности.

Наконец, сама постановка главной проблемы, возможно, и не даст оконча­тельного ответа на вопрос о роли отдельного человека в историческом процес­се, но, по крайней мере, заставит задуматься над ней учащихся, поможет им по­нять, что любой лидер и вождь - отнюдь не безоговорочный вершитель судеб народов и государств, но и не щепка, несущаяся по воле волн океана истории.

Цель данного курса - раскрыть роль и место каждого лидера России в ис­тории нашего Отечества XX в., оценить степень его непосредственного влияния на процессы, происходившие во время его правления. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:

Представить узловые моменты политической биографии, которые сыгра­ли важную роль в личной судьбе лидера, а также в судьбе страны и обще­ства; поведение лидера в те или иные решающие моменты.

Показать внутренний мир героя, его человеческие интересы и увлечения.

Выделить качества человека как лидера и политика.

Обратить внимание на восприятие широкими слоями общества политики того или иного государственного деятеля, его трансформации в различ­ные периоды времени.

Цель изучения – формирование знаний о политическом лидерстве.

Задачи дисциплины:

    сформировать представление о политическом лидерстве, специфике отдельных типов политического лидерства;

    об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в изучении политической власти;

    подготовить учащихся к применению полученных знаний при осуществлении конкретных политических задач.

    иметь представление: о месте политического лидерства в системе политических наук; о проблемах достоверности политологического знания; о процессе осуществления политического лидерства;

    знать: основные характеристики теории лидерства; важнейшие теоретико-методологические подходы к изучению политического лидерства;

    уметь: выявлять, анализировать и интерпретировать проблемы политического лидерства в современном мире; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах теории политического лидерства; аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии

Тема 1. Роль личности в истории (1 час) Личность в истории как часть философии истории. Взгляд на роль личности в разные периоды развития исторической науки. Идеалистический подход. Марксистская концепция. Современные взгляды на роль личности в историче­ском процессе.

Тема 2. Николай II (4 часа)

Политические особенности развития Российской империи. Самодержавие. Детство и юность Николая Александровича. Восшествие на престол и ходын-ская катастрофа. Мировоззрение Николая II. Роль царя в определении вне­шней и внутренней политики России. Николай и Александра. Семья Николая II. Досуг и времяпровождение. Николай и революция 1905 г. Взаимоотношения царя и министров. Николай II, СЮ. Витте и П.А. Столыпин. Февральские дни. Отречение. Жизнь после царствования. Мученическая гибель.

Тема 3. Г.Е. Львов (1 час)

Земская деятельность Г.Е. Львова. Львов и становление партии кадетов. Г.Е. Львов и Государственная дума. Планы либералов по формированию ответ­ственного министерства и роль в них князя Львова. Во главе Временного пра­вительства. Июньско-июльский кризис 1917 г. и отставка. Жизнь в эмиграции.

Тема 4. А.Ф. Керенский (1 час)

Адвокатская деятельность и начало политической карьеры. Керенский А.Ф. - депутат Государственной думы от фракции трудовиков. Керенский в дни Февра­ля 1917 г. Министр Временного правительства. Во главе Временного прави­тельства. В эмиграции.

Тема 5. В.И. Ленин (4 часа)

Детство и юность. Семья Ульяновых. Владимир и Александр Ульяновы. В.И. Ленин и основание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Ссылка и эмиграция. Ленин и Крупская. Съезд 1903 г. и образование фракции большевиков. В.И. Ленин и революция 1905 г. Соратники и политические про­тивники. Особенности политической деятельности В.И. Ленина. Ленин и Фе­вральская революция. «Апрельские тезисы». Ленин и Октябрьское восстание. Ленин - Председатель СНК: создание Советского государства, Брестский мир и военный коммунизм. Ленин и нэп. Письмо к съезду. Болезнь и смерть вождя. Жизнь после смерти: культ Ленина в СССР.

Тема 6. И.В. Сталин (4 часа) Сын сапожника из г. Гори. Учеба в семинарии. Революционная деятельность на Кавказе. Тюрьмы и ссылки. Сталин и Октябрьское восстание. В огне Граж­данской войны. Нарком по делам национальностей: проект образования СССР. Сталин - Генсек. Борьба с оппозицией. Тезис о построении социализма

в отдельно взятой стране. Сталин и год Великого перелома. Роль Сталина в массовых репрессиях. Сталин в годы Великой Отечественной войны. Послево­енные годы Генсека: новая волна репрессий. Сталин и его семья. Загадка смер­ти Надежды Аллилуевой. Василий Сталин и Яков Джугашвили: разные судьбы. Культ Сталина в СССР.

Тема 7. Н.С. Хрущев (3 часа)

Рабочий Донбасса. Учеба в Промакадемии. На партийной работе в Москве. Во главе Компартии Украины. Хрущев и репрессии. Хрущев в годы Великой Оте­чественной войны. Участие Хрущева в борьбе за власть после смерти Сталина. Хрущев и XX съезд. Хрущев и Карибский кризис. Реформаторская деятельность Первого секретаря. Пленум 1964 г. и снятие Хрущева. Пенсионер союзного зна­чения.

Тема 8. Л.И. Брежнев (4 часа)

Учеба в гимназии. Будни рабочего человека. На партийной работе в Дне­пропетровской области. Л.И. Брежнев в годы Великой Отечественной войны: Малая Земля. Первый секретарь ЦК Компартии Молдавии. Участие Брежне­ва в снятии Хрущева. Брежнев - Генеральный секретарь. Брежнев и его окружение. Досуг и времяпровождение. Слабости и увлечения Генсека. Бреж­нев и коллегиальное руководство. Эпоха Брежнева: застой или стабиль­ность?

Тема 9. Ю.В. Андропов (2 часа) Участие в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны. На партийной работе в Карелии. Андропов - секретарь ЦК по соцстранам: пла­ны реформ в 1964 г. Председатель КГБ. Андропов - Генеральный секретарь: попытки преодолеть кризисные явления в жизни СССР. Андропов - человек и государственный деятель.

Тема 10. К.У. Черненко (1 час)

Юность: продвижение по комсомольской и партийной лестнице. Работа с Брежневым в Молдавии. Черненко - заведующий Общим отделом ЦК и друг Л.И. Брежнева. Черненко - партийный бюрократ. Избрание в Генсеки и дея­тельность на этом посту: самый «незаметный» лидер России.

Тема 11. М.С. Горбачев (4 часа)

На партийной и комсомольской работе в Ставропольском крае. Первый се­кретарь крайкома. На работу в Москву. Ставленник Андропова? Избрание Ге­неральным секретарем. Доклад на апрельском Пленуме. М.С. Горбачев и нача­ло перестройки. Углубление кризиса в СССР и роль Горбачева. Горбачев и новое мышление во внешней и внутренней политике. Горбачев и Ельцин. Пре­зидент СССР. Проект нового союзного договора и августовский путч. Отставка. Общественная деятельность после 1991 г.

Тема 12. Б.Н. Ельцин (4 часа)

Детство и учеба в Уральском политехническом институте. Работа в стро­ительной отрасли и Свердловском обкоме. Первый секретарь Свердловского обкома. Первый секретарь Московского городского комитета КПСС. Ельцин и Горбачев. Переход Ельцина в оппозицию. Выход из КПСС на XXVIII съезде пар­тии. Президент РСФСР и Беловежские соглашения. Президент Российской Фе­дерации. Борьба с Верховным Советом и сентябрьско-октябрьский кризис 1993 г. Конституция 1993 г.: президентская республика. Борьба Ельцина за пе­реизбрание. Второй срок: дефолт и поиски преемника. Отставка. Частная жизнь после 2000 г.

Тема 13. Лидеры России в XX в. (1 час)

Россия в XX столетии: от самодержавной монархии к президентской феде­ративной республике. Сравнительные характеристики лидеров России и эпох. Лидер и его время

Тематическое планирование

урока

Наименование тем

Кол-во часов

Календарная неделя

Форма контроля

Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

устный опрос

Политика Временно­го правительства и российское общество в 1917 г.

Февральская революция 1917 г.

устный опрос

Советская Россия в годы Гражданской войны

устный опрос

Гражданская война и иностранная военная интервенция, 1918-1922 гг.

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие

Создание СССР и борьба за власть в новом государстве.

Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина.

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом

работа с дополнит. литературой

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

устный опрос

Противоречия развития советского общества конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.

Политика и экономика: от реформ - к «застою

Углубление кризисных явлений в СССР

Перестройка и распад советского общества

21неделянеделя

устный опрос

Российская Федерация в 1991-2004 гг.

Россия на рубеже XX-XXI вв.

работа с дополнит. литературой

Николай II

Г.Е. Львов

А.Ф. Керенский

В.И. Ленин

Н.С. Хрущев

И.В.Сталин

Л.И. Брежнев

Ю.В. Андропов

К.У. Черненко

Б.Н. Ельцин

Повторительно- обобщающий урок

Список литературы

    Аллилуева СИ. Двадцать писем к другу. М., 1990.

    Арутюнов А.В. Ленин. Великий экспериментатор. М., 2003.

    Арутюнов А.В. Ленин. Красный якобинец. М., 2005.

    Балабанова А.И. Моя жизнь - борьба. Мемуары русской социалистки. 1897- 1938. М., 2007.

    Боханов А.И. Николай II. М.. 2006.

    Брежнев Л.И. Воспоминания. М., 2005.

    Брежнев Л.И. Материалы к биографии. М., 1991.

    Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.

    Бурлацкий Ф. Никита Хрущев и его советники - красные, черные, белые. М., 2008.

    Витте СЮ. Воспоминания, мемуары: в 2 т. Минск. 2002.

    Волкогонов Д.А. Ленин. М., 1994.

    Волкогонов Д.А. Семь вождей: в 2 кн. М., 1999.

    Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: в 2 кн. М., 1989.

    Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

    Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

    Горбачева P . M . «Я надеюсь...». М., 1991.

    Грачев А. Горбачев. Человек, который хотел, как лучше... М., 2001.

    Дневник императора Николая II.

    Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 2006.

    Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., 2008.

    Ельцин Б.Н. Президентский марафон: размышления, воспоминания, впечатле­ния. М., 2000.

    Жуков Г.Н. Воспоминания и размышления: в 2 т. М., 2002.

    Каганович Л.М. Памятные записки. М., 2003.

    Керенский А.Ф. Дневник политика. Революция началась! Издалека. Дело Кор­нилова. М., 2007.

    Коковцев В.Н. Из моего прошлого: воспоминания. 1903-1919. Минск, 2004.

    Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М., 1997.

    Крупская Н.К. О Ленине: сборник статей и выступлений. М., 1965.

    Курлов П.Г. Гибель императорской России. М., 2002.

    Ленин В.И. Избранные произведения: в Зт.

    Лигачев Е.К. Предостережение. М., 1999.

    Медведев Р.А. Андропов. М., 2006. (Серия ЖЗЛ).

    Медеведев Р.А. Окружение Сталина. М., 2006. (Серия ЖЗЛ).

    МлечинЛ. Брежнев. М., 2008. (Серия ЖЗЛ).

    Мосолов А.А. При дворе последнего императора: воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. М., 2006.

    Никита Хрущев. 1964: стенограммы пленумов ЦК КПСС и другие документы. М., 2007.

    Николай II: дневник (1913-1918 гг.). М., 2007

    ОльденбургСС Царствование императора Николая II. М., 1992.

    Островски Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

    Панкратов B . C . С царем в Тобольске. М., 1990.

    Переписка Николая и Александры Романовых. Т. 3-5. М.; Л., 1923-1927.

    Печенёв В.В. Горбачев: к вершинам власти. М., 1991.

    Полнер Т.Н. Жизненный путь князя Георгия Евгеньевича Львова: Личность. Взгляды. Условия деятельности. М., 2001.

    Прибытков В.В. Аппарат. М., 1995.

    Прибытков В.В. Радость встреч и боль утрат. М., 2006.

    Прибытков В.В. Черненко. М., 2009. (Серия ЖЗЛ).

    Родзянко M . S . Крушение империи. М., 1990.

    Семанов С.Н. Леонид Брежнев. М., 2005.

    Семанов С.Н. Юрий Андропов. М., 2003.

    Семанов СИ., Кардашов В.И. Иосиф Сталин: жизнь и наследие. М., 1997.

    Синицин И.Е. Андропов вблизи. М., 2004.

    Сталин И.В. Сочинения: в 18 т. Любое издание.

    Суханов Н.Н. Записки о революции: в 3 т. М., 1991-1992.

    Троцкий Л. Портреты революционеров. М., 1991.

    Федкж В. Керенский. М., 2009. (Серия ЖЗЛ).

    Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 2007.

    Хрущев С.Н. Хрущев. М., 2001.

    Чуев Феликс. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.

    Шульгин В.В. Дни. 1920: записки. М., 1989.

    й А.В. Кто стоял за спиной Сталина? М., 2004.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх