Избавление от гордыни. Как избавиться от гордыни – советы психолога

Нам часто недостает знаний о том, как следует выстраивать гармоничные отношения с окружающими людьми – будь то друзья, дети, муж/жена или, к примеру, наши родители. Вследствие чего в отношениях возникает немало проблем – это и легкие недопонимания, и напряженность, или даже агрессия, которые многие никак не могут побороть. И, казалось бы, как только люди получат необходимое знание, то атмосфера в отношениях должна будет начать налаживаться и улучшаться. Но, к сожалению, отношения в подобных случаях, вместо того, чтобы улучшаться, нередко начинают ухудшаться с еще большими темпами, и причина тому — гордыня. Как не допустить ошибок на этом пути, или же, как минимум, сократить их количество, каковы признаки гордыни и как побороть гордыню?

Когда люди чаще всего начинают тянуться к знаниям? Когда они хотят познать смысл жизни и тайны мироздания, когда они хотят докопаться до истины, духовно прогрессировать и привнести в этот мир любовь? Или может, когда в отношениях начинают появляться раздоры, к примеру, между мужем и женой, и они со словами «Знаешь дорогой/дорогая, у нас , любовь тает» берут в руки книги и идут на семинары по психологии? Нет, подобная культура в отношениях просто нонсенс для нашего времени. Как правило, все куда банальней и проще – вам просто стала так тяжела и невыносима жизнь с близкими людьми, которые вам так надоели, что вы не знаете, как дальше жить. И проблемы порой не только с мужем/женой, но и с родителями, коллегами и друзьями.

Конечно, чаще всего проблемы возникают в личной жизни – в семье, муж/жена вас не понимает, вы терроризируете друг друга, пытаясь хоть как-то повлиять на то, чтобы близкий человек исправился в своем поведении в лучшую сторону, начал вас любить и уважать, и наконец, начал исполнять свои мужские/женские обязанности. И, как правило, кто-то один решается сходить на какой-нибудь психологический семинар по улучшению отношений. Слушаете вы лекцию и … начинаете видеть, как вы ошибались, что вы вели себя неправильно, что теперь вы сами начнете следовать всем мудрым советам, о которых вы узнали, а близких людей трогать не будете.

Если бы, чаще всего люди, получая знание, начинают давать оценки и судить мужа/жену, родителей, друзей, соседей, то есть кого угодно, но только не самих себя — таковы признаки гордыни. Гордыня захватывает людей таким образом, что они уже в предвкушении прийти домой и рассказать всю правду о том, как кто живет неправильно, и как им следовало бы жить. Что вот там о тебе рассказывали, и о тебе, в общем, если что плохое, то точно обо всех вокруг, а если что хорошее, так это про вас самих. У нас у многих ум так работает, что если кто и виноват, то только не мы сами , а если даже и виноваты, то не столь сильно по сравнению с окружающими. Что-что, а оправдывать себя мы умеем, гордыня мешает заглянуть нам внутрь себя, но чтобы побороть гордыню, необходимо .

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих» Платон

Мы теперь стали гордые и важные, мы начинаем считать себя лучше других, раньше же мы особо и не знали, как правильно жить, порой не было уверенности в своих словах, а теперь об этом сказал , он та разбирается в этом вопросе. Каковы признаки гордыни — такие люди начинают говорить близким «Ты послушай его выступления и почитай его книги обязательно», то есть пытаются свалить все на других людей. И такое сплошь и рядом. К примеру, у мужа и жены имеются проблемы в отношениях и накопленные обиды. Если подойти к любой из сторон и сказать «Возьми и послушай лекции, они смогут помочь вашим отношениям», то вероятнее всего, каждый из них скажет, что именно другому надо послушать эту лекцию, но никак не ему самому.

Когда мы получаем знание, и вместо того, чтобы применять его в личной жизни, начинаем диктовать другим, как им стоило бы жить — то это верный признак гордыни, и такое знание лишь еще больше усугубляет отношения. Искренне веря, что все должны прислушиваться к нашим советам, мы начинаем не то что восстанавливать, а разрушать, и не только сами отношения, но и подрывать веру в те источники и тех людей, от которых было получено знание. Человек думает, что он свою миссию выполнил – он получил знание, теперь его надо передать, чтобы все вокруг начали ему следовать, но может быть Бог как бы намекает, что раз вы его получили, то вам ему и следовать? Как побороть гордыню — необходимо признать тот факт, что во всем виноваты далеко не только окружающие или ваш близкий человек, но и вы сами.

«Если нет работы над собой, мы начинаем работу над другими» Вячеслав Рузов

Когда я слушал лекции по психологии, то я и сам начал гордиться своими познаниями, порой свысока смотреть на окружающих, считая себя умнее других людей, нередко осуждая поведение всех тех людей, кто поступал неправильно. Многое поменялось, когда я, слушая семинар Олега Торсунова, услышал такие слова «Если вы, слушая меня, смотрели не внутрь себя, и вместо того, чтобы думать о своих недостатках, вспоминали лишь кто из вашего окружения ведет себя неправильно, и что при встрече вы им всю правду расскажете о том, как правильно жить, то лучше бы вы сюда не приходили – ничего хорошего такой настрой не принесет». В этот момент меня пробило и я оглянулся назад, попытавшись вспомнить, что хорошего я привнес в свою жизнь и жизнь других людей, начав изучать психологию – ничего, кроме как усиления собственной эгоистической позиции, своей гордыни и неприязни к окружающим.

С того времени я старался переключаться с видения недостатков других, на исправление недостатков в себе, хотя и часто не было сил промолчать и не сделать замечание окружающим людям. Знание — это сила, знание — это инструмент, которым надо уметь обращаться . Одним из самых наглядных примеров неправильного использования знания является . Когда мы получаем знание и в этот момент в голове возникает: «Это Марья Ивановна поступает неправильно, а это Федор Степанович», то ничего хорошего из этого не выйдет. Получая знание, мы должны становиться более строгими к себе, и более снисходительными к окружающим — так мы сможем побороть гордыню.

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Аристотель

На самом деле, стадию фанатизма проходит практически каждый из нас. Почему? – потому что каждый из нас желает счастья в первую очередь самому себе, а не окружающим, в том числе и, получая знание, мы хотим наполнить именно свою жизнь счастьем. В глубине сердца каждый считает себя хорошим, не придавая большого значения своим грехам, в тоже время, думая, что именно грехи окружающих куда более проблематичны. Период фанатизма (от ненависти к любви) можно сравнить с нашим взрослением — в детстве мы были неразумными, но затем, многие становились старше и мудрее, но кто-то, к сожалению, так и остается в своем развитии на уровне ребенка. В некоторой степени фанатизм даже помогает укрепить нашу веру, так как когда мы загораемся каким-то знанием, то мы начинаем сильнее углубляться в это знание.

Раньше я был идеалистом – надо так, так и так в жизни поступать. Можно конечно написать и сейчас, что фанатиком быть плохо, надо стараться , что-то принимая на веру, что-то отбрасывая, трезво сопоставляя факты – это все правильно, я не спорю, но это теория. Реальность такова, что стадия фанатизма и неприязни к окружающим коснется практически каждого, вопрос лишь в том, как долго человек пробудет на этом этапе. Да, это всего лишь жизненный этап, который надо постараться прожить наиболее правильно. В это время необходимо стараться отслеживать свое состояние, свои чувства, свое отношение к происходящему, не завладела ли нами гордыня, меняемся ли мы, наше окружение и наши отношения в целом, в лучшую сторону.

Мы должны постепенно становиться более внимательными к себе – своим мыслям и действиям, отслеживая признаки гордыни и фанатизма:

  • Да, я вспылил, и обозвал своих родных проклятыми мясоедами.
  • Да, я не сдержался, и начал доказывать своим друзьям атеистам, что Бог существует.
  • Да, я был не прав, что не смог смиренно отнестись к неправильному поведению мужа/жены и вставил неуместные слова и т.п.

Но это не должно выступать как какое-то оправдание – нет, речь о том, что мы избавляемся от собственных грехов, когда видим их проявление в собственной жизни , в собственных действиях. Чтобы побороть гордыню или любой другой грех, достаточно просто замечать из раза в раз его проявление. И затем, хотя бы мысленно необходимо просить прощение и раскаиваться в том, что мы вели себя неправильно, таким образом, постепенно становясь смиренными и более снисходительными. Наша система ценностей в период фанатизма может быть весьма хрупкой и шаткой, поэтому мы пытаемся всем доказать свою философию, мы пытаемся найти поддержку в лице окружающих людей.

«Первое условие исправления — осознание своей вины» Сенека

В первую очередь, как и говорил Сенека, мы должны признать в себе тот факт, что мы поступаем неправильно, таким образом, перешагнув через свое эго. Можно выделить следующие признаки гордыни:

  • Вы не можете позволить собеседнику остаться при точке зрения, отличной от вашей. Вам неприятна эта мысль, после подобного разговора вы можете весь день думать о том, что ваш собеседник не прав — как он мог так сказать, как он может так думать. Вы считаете себя всегда правым «Я все знаю», пытаясь в каждой ситуации оставить за собой последнее слово.
  • Вы не можете терпеть неправильное поведение окружающих людей. Вы критикуете их, когда они допускают ошибки, вы свысока смотрите на всех тех, кто вам уступает, в вас проявляется надменное отношение к людям и неспособность приходить к компромиссным решениям.
  • Вы не можете принимать даже небольшую критику в свой адрес. Вас это сразу выводит из равновесия, вы наливаетесь гневом, пытаясь доказать обратное.
  • Вы постоянно хвалитесь, какой вы умный и разумный, используете в речи умные никому непонятные слова, в голове мелькают фразы «Я все для них, а они …» и таете от похвалы в ваш адрес, хотя даже считаете, что вы лучше, чем о вас говорят.
  • Вы лезете со своими непрошенными советами туда и тогда, где и когда вас совсем не просят, отчего окружающим становится только хуже.

Чтобы побороть гордыню, перестаньте считать, что вы лучше знаете, что нужно другим, старайтесь прислушиваться к нуждам окружающих людей. Если от ваших советов людям лучше не становится, тогда может, стоит остановиться хотя бы на минуту и задуматься, почему ваши отношения продолжают портиться, вместо того, чтобы считать окружающих людей глупцами, не желающими слушать вас и поступать согласно вашим мудрым советам. Гордыня затмевает наш разум, и вместо того, чтобы помочь окружающим, на самом деле у нас внутри возникает желание осудить, то есть мы начинаем считать себя лучше и выше других. Но чистота человека заключается не в том, скольких людей он пытался поставить на путь истинный, а в том, насколько сильно он сумел .

«Любой дурак может заметить дурные качества, для этого семи пядей во лбу не нужно. Ведь мы знаем, что в чужом глазу человек видит соринку. Заметить чужие дурные качества — никаких проблем, у нас очень четко работающий ум и разум для того, чтобы замечать чужие качества. Но культура осознанности не в этом! Культура осознанности в том, чтобы научиться видеть и ценить замечательные качества в других людях — когда другой человек проявляет качества души, когда другой человек служит» Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Необходимо научиться уважать систему ценностей других людей, и их потребности. Любовь – это когда вас понимают и принимают, не так ли, а когда же нас пытаются переделать, да еще и силой, то кому такое понравится, вам? Нет, не нужно навязывать советы, не нужно оскорблять других людей, не надо противопоставлять им полученное вами знание, если даже оно является истиной в последней инстанции, в особенности, когда вас об этом не просят — это всё признаки гордыни, не стоит считать себя самым умным, а других глупцами.

Если вам толкать философию, вы сами к ней прислушаетесь, ответьте себе, вы же не думаете, что человек как робот с кучей тумблеров – включить терпение, прощение, сострадание и слушать меня. Нет, ставьте себя на место другого человека, и вы сразу все поймете, почему окружающие люди ведут себя не так, как вы того желаете. Мы должны признать в себе наличие эгоистического настроя, что причиной того, почему мы хотим напичкать близких людей знанием, является, как правило, наше желание помочь самим себе, а не другим.

«Если и существует некий секрет успеха, он заключается в способности принять точку зрения другого человека и видеть вещи под его углом зрения так же хорошо, как под своим собственным» Генри Форд

Если вы хотите искренне помочь человеку, то попытайтесь хотя бы внимательно выслушать близкого человека, поняв его нужды и потребности, вместо того, чтобы который раз читать мораль. Если близкие не принимают то знание, о котором вы им говорите – ну не рассказывайте им, но как же хочется толкануть философию. Если это ваши друзья, то пусть они останутся друзьями в других сферах, примите, что у них другое мировоззрение. Гордыня толкает нас к тому, чтобы поставить и показать себя выше других в тех или иных жизненных вопросах, но нам нужно спуститься с небес на землю и понять, что на самом деле мы в это время не возвышаемся, а падаем все ниже и ниже.

У меня есть друзья атеисты, которые в своем поведении получше многих верующих будут, и, кстати, нормально уживаемся. Сам я ем мясо, потому что близкие родственники не готовы принять никакое вегетарианство, что мне ругаться с ними что ли? Сам я сторонник зарегистрированных браков, не пью и не курю, но это не значит, что я должен не любить всех тех, кто живет иначе. Чтобы побороть гордыню, необходимо выкинуть из своей головы принцип «Кто не с нами — тот против нас» , не надо зацикливаться в жизни на каких-то принципах, ставя их выше человеческих отношений.

«Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни» Фрэнсис Бэкон

«Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению» Франсуа де Ларошфуко

Вы можете рассказать человеку о каком-то знании, если он вас слушает, но вы не должны привязываться к тому, чтобы он вас услышал. И вероятнее всего, сразу, человек не примет знание, если оно отличается от его мировоззрения – и это нормально. Вот если бы человек сразу загорелся каким-то знанием, то такой человек, скорее всего, сильно доверчивый, и подобные люди часто надолго задерживаются на этапе фанатизма. Если человек сразу не начал следовать тому, что вы сказали – это не значит, что он вас не услышал, возможно, пройдет время, и он постепенно начнет жить в соответствии с тем знанием, о котором вы ему рассказали, в особенности, если он столкнется с теми проблемами, о которых вы ему говорили.

Притча «Что во мне, то и во вне»

Жил на свете мужчина. Он славился своим спокойствием, доброжелательностью и мудростью. Любое дело, за которое он брался, у него получалось отлично. Все его уважали, часто приходили за советом. Однажды к нему пришёл сосед, который ему во всём завидовал. Он был величав и горд.

— У меня в жизни всё есть! — сказал сосед уважаемому мужчине. — Я живу в полном достатке. Но тебя в городе уважают больше, чем меня. Как, по-твоему, на кого я похож?

Мудрый человек улыбнулся и говорит:

— Ты похож на Бога.

сосед довольно улыбнулся. Но ему хотелось сделать какую-нибудь гадость приятелю, поэтому он выкрикнул:

— Зато ты похож на кучу навоза! Мне непонятно, почему весь город к тебе таскается!

Ничего не ответил на это мудрый человек, лишь слегка улыбнулся. Это ещё больше разозлило соседа. Но он продолжал:

— Почему ты не обижаешься на мои слова, ведь ты назвал меня Богом, а я тебя - навозом.

— А на что здесь обижаться? — ответил мудрый человек. — Кто познал в себе Бога, тот видит его и в других людях. А тот, кто полон навоза, видит вокруг лишь навоз.

Люди часто становятся высокомерными, начиная свысока смотреть на других, когда приобретают знание — это наиболее явные признаки гордыни. Но потом они могут все-таки увидеть в себе неправильное поведение, и в этот раз ими опять может завладеть гордыня — мы же видим в себе это, а другие нет. В моей жизни кармические реакции приходят порой очень быстро, особенно, если это касается гордыни. Думаю, вы часто слышали – что мы критикуем, то, мы и притягиваем в свою жизнь, Вселенная как бы говорит нам – раз ты такой умный, посмотрим, как ты поведешь себя в той ситуации, за которую ты осуждал других. И как только я напишу, к примеру, статью о том, как надо жить, так сразу могу попасть в описанную ситуацию, где судьба начинает проверять меня.

С одной стороны это очень хорошо, если конечно вы готовы исправляться и признать в себе ошибки. Кто-то может подумать, что я просто начинаю быть более внимательным и сконцентрированным на том аспекте жизни, о котором я говорю – я не против такого мнения. Или же в комментариях я порой начинаю получать далеко не лестные отзывы, когда как в статье могут писаться очень даже правильные вещи, и все потому, что может чувствоваться совсем другой настрой автора. Я заметил, когда человек только и говорит или пишет лишь о том, как жить не надо, что так и так поступать неправильно, то чаще всего такой человек весьма горд. Такой человек будет пререкаться, доказывая свою правоту, и ему без разницы скольким людям помогут его слова, главное показать себя, насколько он умный, или же продвинуть свои услуги, или же пытаясь таким образом переложить следование знанию на других. Чтобы побороть гордыню, необходимо научиться замечать и распознавать в себе подобное поведение.

В подобных словах часто слышится лишь протест, а не любовь и сострадание. Это в некоторой степени прочувствовал на себе и я сам. Мы часто пытаемся переложить груз знания на чужие плечи — кто-то явно и грубо через критику, ругань и навязывания при прямом разговоре. А кто-то тонко, и порой даже незаметно через какие-нибудь статьи, как порой это делал я. И даже сейчас, когда я пишу эти строки, в моем уме проскальзывают нотки гордыни, что вон я какой молодец — увидел в себе подобные проявления характера. Гордыня — это то качество, которое может завладеть нами в любую минуту , которая может стать частью нас, будь мы в молодости (Я такой молодой, и так много знаю) или в возрасте (Я столько прожил, никто мне не советчик, особенно молодежь). И тем более, если мы начинаем заметно преуспевать в какой-либо области, начиная обладать более обширными и глубокими знаниями, чем другие.

«Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми» Томас Карлейль

Когда мы становимся гордецами, мы становимся закрытыми для знания , также как из полного сосуда с водой будет вытекать новая вода, сколько в него не лей. Само тяжело — это учить великих людей, они не способны принять, что они не правы.Во мне, к примеру, когда я начал впитывать знание, выработался весьма критический и придирчивый настрой ко всему вокруг. Я вспоминаю, как я читал одну книгу и поливал автора грязью на каждой странице, и, прочитав ее полностью, так для себя практически ничего и не взял, кроме как еще большее увеличение своей важности — признаки гордыни на лицо.

Когда же я прочитал эту книгу еще раз, после нескольких месяцев, то я ее воспринял совсем по-другому – я нашел в ней очень много полезной информации, и каких-либо негативных отзывов в моем уме совсем не создавалось. Это очень хороший критерий, по которому мы можем определить, горды ли мы — когда мы не пытаемся , понять суть и заглянуть в глубину, когда пытаемся находить не сходства, а различия, когда за буквами мы теряем смысл, когда мы придираемся по мелочам, когда мы пытаемся ухватиться за тонкую нить, за нить, с которой мы не согласны или которая нам не приятна.

«Чем выше считает себя человек, тем он легче держит зло на людей. Чем человек смиреннее, тем он добрее и меньше сердится» Лев Толстой

Необходимо культивировать любовь в своем сердце, сострадательное отношение к людям, а не просто заниматься самосовершенствованием. У многих на этом пути все равно главная цель эгоистическая — просто улучшить свой характер, и люди начинают вкладывать силы только в себя, вследствие чего многими завладевает гордыня и тщеславие, а также пренебрежительное отношение к окружающим. Можно быть терпеливым и эмоционально-сдержанным, можно быть независтливым и нежадным, и в тоже время не любящим. Процесс самосовершенствования должен быть наполнен любовью, мы можем быть далеко не совершенны, но прямо сейчас начать дарить людям любовь. Не зацикливайтесь на собственной персоне, лучший способ борьбы со своими негативными качествами характера – это служение людям, дарите любовь окружающим, и вы сможете побороть в себе гордыню и одержите верх над вашим эгоизмом.

P. S. Я не скрываю того, что сам я молод, и мне еще учиться и учиться, что я допускал и продолжаю допускать порой немало ошибок, но кто из нас совершенен. Я стараюсь быть благодарным за то, что посылает судьба в мою жизнь. Моя первая реакция бывает порой далеко не смиренная, но потом, я стараюсь задуматься над тем, что показывает эта ситуация, и если, к примеру, меня критиковали, даже порой далеко не конструктивно и грубовато, то это часто оказывалось по делу, и за это я благодарен. Необходимо быть просто внимательным к жизни — когда наш ум спокоен, мы способны правильно реагировать на происходящие вокруг события, мы способны замечать в них то, что хочет донести до нас Бог, когда мы спокойны, в наш ум приходят и правильные мысли. Противопоставляйте гордыне и смирение, и вместо претензионного настроения вырабатывайте благодарственное настроение.

1. Опознание гордыни. Самый трудный шаг в борьбе с гордыней -- это ее опознание. Поэтому очень важно прислушиваться к любой критике. Если человек ее опознал тогда и борьба возможна. Но проблема с гордыней -- это что человек полностью уверен что к нему -- это не относится.
Иногда, просто опознание своего греха и его разрушительного действия дает человеку волю и силу его больше не повторять. Но когда греховное поведение уже вошло в природу человека, то тогда будет труднее его побороть.
Священное Писание нас поощряет знать истину так как -- это освободит нас от всякой неправды и мы станем свободны от греховных последствий. И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоанна 8:32).
Итак: (1) искание похвалы -- заменяй скромностью, (2) возвышение себя -- заменяй молчанием и скромностью, (3) презрение других -- заменяй опознанием их хороших качеств и любовью, (4) непослушание к высшим -- заменяй молчанием и послушанием, (5) не принятие совета -- заменяй уважением и слушанием, (6) обиды -- заменяй молчанием, (7) неумение простить -- заменяй прощением, (8) злопамятство -- заменяй прощением, (9) не хочешь уступить -- замени уступлением, (10) неумение признаться в ошибке -- заменяй признанием ошибки, (11) желание быть лучше других -- заменяй скромностью, (12) желанием всюду проявлять свою волю -- заменяй уступчивостью и т.п.
Во время брани если что-то трудно делать то нужно молиться о помощи. Во время поста нужно усилить нашу борьбу. Таким образом, после известного времени, новое поведение станет нашим эталоном и мы будем вылечены.

2. Ступени врачевания. Как же бороться с недугом гордыни, в особенности если это уже вошло в нашу природу? Методика борьбы та же самая как и с любой другой страстью. Это трудный и сложный путь и, конечно:

  1. на первом месте нужно обратиться к Господу Богу за помощью -- нужно молиться, чтобы Он помог.
  2. После этого нужно поговорить и поисповедоваться у духовника.
  3. Потом, чтобы бороться с врагом сперва его нужно узнать. Значит, нужно изучить гордыню и прочесть о ней все, что можно найти.
  4. После этого нужно продумать все свое поведение (дела, слова и мысли) дома, в школе, на службе и т.п. с точки зрения гордыни и опознать ее во всех ее проявлениях.
  5. После опознания, нужно следить за ее проявлением и когда она появляется всегда заменять ее противоположной добродетелью .
  6. Во время молитвенного правила читать «Молитву для врачевания гордыни» (смотри Приложение).
  7. Нужно говеть: поститься, исповедоваться и причащаться.

3. Пост. Пост -- это самая основная школа борьбы с гордыней -- школа послушания. Поэтому, нужно строго следить за исполнением всех правил поста.

4. Послушание. Во многом источником гордыни является непослушание Господа Бога. Поэтому, один самых простых приемов борьбы с гордыней -- это послушание, даже любое послушание. В монастырях, для искоренения гордыни из некоторых монахов, дается им послушание -- какая-то грязная работа.

5. Противоположная добродетель . Каждый грех имеет противоположную добродетель. Так как гордыня это не один грех, а множество, то нужно опознать (идентифицировать) все ее составляющие и их противоположные добродетели. Сделая это, нужно быть внимательным к ее проявлению и при каждом появлении ее составляющей парировать и нейтрализовать ее соответствующей добродетелью. Святой Иоанн Кронштадтский в своем бессмертном дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет следующее:

«Все искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливаться на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их; напала на тебя гордость -- скорее смирись до земли; напала на тебя скупость -- скорее будь щедр; напало сребролюбие -- скорее похвали нестяжание и возревнуй о нем. Напала на тебя иная болезнь -- не потворстуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее».

Здесь уместно привести выписку из работы «Христианское нравоучение»

«Каждый грех имеет противоположную добродетель.

В борьбе с каким-то грехом, нужно делать соответствующую добродетель. Таким образом греховный навык постепенно сменяется на христианскую добродетель. Вот некоторые из них:
(I) Из Десяти Заповедей : неверие-вера, бездельничество-труд, лень-трудолюбие, неуважение родителей-любовь и уважение, убийство-жизнь, прелюбодеяние-целомудрие, кража-дар, ложь-правда, зависть-радость.
(II) Из Заповедей Блаженства : гордыня-смирение, немилосердие-милосердие, греховные помыслы-чистые, заводить ссоры-миротворчество.
(III) Из пособия для исповеди : осуждение-видение своих недостатков, гнев-спокойствие, оклеветание-защита, дерзость-вежливость, раздражительность-сдержанность, уныние-радость во Христе, воздаяние зла за зло-воздаяние добра за зло, ожесточение-спокойствие, роптание-благодарение, самооправдание-признание вины, прекословие-смирение, своеволие-послушание, укорение-спокойствие, злоречие-воздержание, смех над кем-то-сочувствие, соблазн-целомудрие, эгоизм-любовь, самолюбие-любовь, честолюбие-скромность, чревоугодие-пост, тщеславие-скромность, нечистые помыслы-чистые, многостяжание-щедрость (нестяжательство, бессребреничество), нечистое воззрение-чистое».

6. Перевести внимание. Этот метод один из самых простых способов борьбы с грехом. Он состоит из перевода внимания от предмета или ситуации которая вызывает отрицательные, греховные мысли, слова или дела и заставить себя думать о чем то другом. Лучше всего, конечно, о противоположной добродетели.

7. Молитва для врачевания гордыни. Как было сказано выше (601, 602), перед каждым делом и в особенности встречаясь с затрудненями нужно молиться. Это естественно для христианина. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос сказал «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфея 7:7-8).
В этой части нашей работы мы говорим о другом, о специальной молитве для врачевания гордыни. Это «Молитва для искоренения гордыни», которую в общем можно написать и самому, продумав все свои слабости, составляющие гордыни. Для каждой части нужно обратиться к Господу Иисусу Христу и попросить помощи не впадать в такой грех, а вместо него делать противоположную добродетель. Ее можно написать и самому, или с помощью духовника и потом, во время молитвенного правила читать ее -- каждый день.

8. Епитимья. При постоянном проявлении какой-то греховной привычки, составляющей гордыни можно пользоваться епитимьей, то-есть применять к себе самому какое-то «педагогическое наказание». В монастырях, в этой лаборатории духовности и нравственности -- это бывает большое количество земных поклонов. Таким образом, можно вылечиться от многих греховных привычек.

9. Расстаться с источником гордыни . Как было сказано выше (406), работа может способствовать гордыне. Поэтому, иногда, чтобы вылечиться от нее, нужно уйти от источника гордыни, с такой работы и взять более простую, но духовно созидающую и не разрушающую.

10. Болезнь смиряет гордыню. Болезнь обыкновенно смиряет гордеца. Человек должен заслужить Царство Небесное своей жизнью или страданиями очиститься от греха. Поэтому Господь Бог иногда применяет «педагогическое наказание» и допускает какую-то болезнь для того, чтобы научить чему-то зазнавшегося гордеца.

11. С годами люди смиряются. Со старостью, многое что способствует гордыне уходит, человек смиряется и начинает постепенно вылечиваться. Например уходит красота, сила, важное положение на работе или в обществе, человек начинает болеть, чувствует приближение смерти и т.п. Все это постепенно смиряет человека.

Заключение. Прочтя эту работу, пред нами встает гордец -- несчастный человек, который на всяком повороте жизни что-то теряет. Он не отличается умом, так как грех гордыни его ослепляет и он живет неполной жизнью. К сожалению на Западе такой тип встречается часто. Другими словами гордый человек весь в греховных страстях которые ему мешают нормально жить и общаться с людьми.
Гордецы не могут достигнуть вершину в человеческих отношениях. Они не могут по настоящему любить, не могут по настоящему общаться, иметь теплые отношения с людьми. Но, если на работе не очень требуется общение, то гордец может хорошо работать и даже преуспевать.
Из описания гордыни видно, что она создает плодотворную почву для всяких психических и духовных расстройств. Одна из них параноя. Чем больше мы изучаем и понимаем гордого человека, тем больше мы сознаем что он живет в темноте и сам этого не сознает.

Вам никогда не говорили, что гордиться плохо? И мне говорили, давно, еще в школе. Я очень хорошо запомнил, как я недоумевал тогда: как же так, ведь красной нитью через всю школьную полит- и просто информацию проходила гордость.

Гордость за прекрасную страну победившего социализма, за Красную Армию, которая всех сильней, и наших дедов, одержавших величайшую в истории Победу.

Много позже, годы спустя, когда не стало уже той страны, и деды, увы, покинули нас навечно, я узнал, что гордиться можно и нужно, а вот если возгордился – вот это и есть беда. Значит, тебя поразил черный антипод гордости – гордыня. Чем страшна горделивость, почему ее с древности признавали одним из величайших пороков и как отличить ее от гордости – об этом мы поговорим сегодня.

Что такое гордыня

Толковый словарь Ушакова определяет значение этого слова как непомерную гордость, высокомерие, презрительное отношение к другим. Что характерно, в словаре Ушакова данное слово идет с пометкой «книжн., устар .», то есть устаревшее, вышедшее из употребления слово, которое встречается только в книжках.

А вот в более позднем словаре под редакцией Ожегова пометки «устар.» уже нет. Надежды на то, что болезнь горделивости будет побеждена подобно тому, как были навсегда побеждены многие опасные заболевания, не оправдались. Более того, вряд ли вопрос как избавиться от гордыни стоял когда-то так же актуально как сейчас.

Чем же так опасна горделивость? Ведь пораженный нею человек еще не вор, не убийца, не распутник. По большому счету, никому он зла своим пороком еще не принес, почему же христианство относит гордыню к одному из семи смертных грехов, в отличие от тех же воровства или убийства? Дело в том, что этот порок является корнем, отправной точкой и первопричиной всех остальных грехов.

Не зря авраамические религии (то есть религии, чье учение основывается на Ветхом Завете – Христианство, Ислам, Иудаизм) провозглашают этот порок матерью всех грехов, призывая усмирять гордыню с особым тщанием. Согласно их учению все зло пришло в мир после того, как светлейший из ангелов, обуреваемый этим пороком, стал предводителем сил зла и Князем Тьмы.

Особо отвратителен этот порок тем, что усиливая все остальные пороки, он нивелирует, «нейтрализует » все возможные добродетели. Как бы ни был добр, трудолюбив и умен человек, стоит ему возгордиться, и никакие его положительные стороны уже не принесут добра ни ему, ни окружающим.

Гордость или гордыня?

Как видите, гордость и гордыня – антиподы, но как же отличить одно от другого?

Для того чтоб ответить на этот вопрос, давайте обратимся к русскому языку:

  • Первое отличие гордости от гордыни найти нетрудно. Нам повезло – наш язык настолько богат и многогранен, что способен дать ответ на очень многие вопросы, надо только уметь эти ответы искать. Слова «гордость » и «гордыня » имеют один корень, это ясно дает понять, что данные чувства родственны. Но при этом гордиться можно чем-то или кем-то, испытывать чувство гордости можно за кого-то – за страну, за деда, за олимпийскую сборную. Гордыню же испытывать за кого-то невозможно, как невозможно «гордыниться » кем-то. Человек, пораженный этим пороком, всегда обращает его на самого себя;
  • Гордость может быть коллективной, общей, горделивость же всегда индивидуальна. Никто ведь никогда не слышал о «национальной гордыне », правда?
  • Гордость может быть конструктивна, может давать силы и даровать стойкость в трудные моменты жизненных испытаний, горделивость – никогда. Она – всегда тормоз, это ненужный балласт, висящий как ярмо на шее, не давая расти и тянуться вверх;
  • Гордость не может быть направлена против кого-то. Человек, гордый за свою страну и свой народ всегда отнесется с уважением и пониманием к иноземцам, а вот возгордившийся происхождением будет сетовать на «понаехавших » и выдумывать представителям других народов обидные прозвища. Тот, кто горд своими знаниями, навыками и профессиональными достижениями не будет рассуждать о «тупом планктоне » или «недалеких работягах ». Это – признак горделивости.

Как узнать порок

Очевидно, что такой деструктивный порок необходимо искоренять, и сделать это может только сам человек, без усилий с его стороны любое действие извне будет тщетно. Но проблема в том, что возгордившийся подобен алкоголику, для которого, как известно, самое трудное – признаться самому себе: «я алкоголик ». Как же «гордоголику » осознать проблему? Распознать порок в себе поможет знание его признаков.

Итак, признаки гордыни:

  • Необходимость всегда и везде доказывать свое первенство. Если не быть, то, по крайней мере, казаться лучшим;
  • Постоянное недовольство тем, что мир устроен «неправильно », гнев от того, что люди поступают, одеваются, разговаривают и тратят свои деньги как-то «не так»;
  • Ложная жертвенность – постоянное попрекание близких своими, чаще всего, мнимыми жертвами, принесенными на алтарь семейного благополучия. При этом возгордившегося совершенно не смущает очевидный факт, что самого благополучия может не быть и в помине;
  • Постоянное бравирование своими (опять же, обычно мнимыми) заслугами, практически, выпрашивание внимания и похвалы;
  • Постоянное употребление слова «должен », но не в значении «я должен », а в значении «мне должны » (вот, кстати, еще одно отличие от гордости). Горделивому всегда кто-то должен – должно правительство и участковый, должны дети и родители, должны соседи и городские власти;
  • Горделивый всегда всем недоволен и всегда всех критикует. Но при этом критичное отношение к собственным действиям у него отсутствует как таковое;
  • Как ни парадоксально, но горделивость может проявляться и в виде чрезмерного собственного принижения, самоуничижения. Почему так происходит? Принижая себя, возгордившийся самонизводится на уровень ребенка, а ребенок ненаказуем и неподсуден, с ребенка спроса никакого. Зато ему, опять же, все должны!

Как победить порок

Осознав порок, можно вплотную заняться вопросом, как побороть гордыню. Это трудно, но вполне достижимо, если знать основные принципы, борьбы.

Во-первых, помните, что основные враги горделивости – ответственность, истинное самопожертвование и долг.

Во-вторых, нужно переключиться с «мне должны » на «я должен ». Это вовсе не означает, что вам надо демонстрировать христианское всепрощение в отношении нарушения ваших законных прав, но необходимо помнить, что права всегда идут только в комплекте с обязанностями.

В-третьих, приучите себя высказывать пожелания в виде просьб, а за их выполнение благодарить. Да-да, те самые известные всем с детства «пожалуйста » и «спасибо », о которых в зрелом возрасте многие почему то забывают. Всего лишь слова?

На самом деле слова несут огромный информационный заряд. Доказано, что какие слова человек использует в речи, теми же словами он начинает в итоге думать. А образ мыслей оказывает самое непосредственное воздействие на образ действия.

Марина Никитина

Гордыня – сложный психологический феномен, которому нет четкого определения. К ней относились и относятся по-особенному в разных культурах и вероисповеданиях. Феномен гордыни проявляется сразу в нескольких областях человеческой жизни. И в каждой области знаний она определяется по-разному.

Почему люди, которыми овладела гордыня, ходят, держа голову высоко поднятой, но часто несчастны? Как избавиться от гордыни?

Гордость и гордыня

Гордыня – грех, который в православии определяется как смертельный. Это порок, который приводит к гибели. Гордыня противоположна главной христианской добродетели – смирению. Человека, превозносящего себя выше других людей и Бога, ждет грехопадение, низвержение с высот чрезмерной самонадеянности.

Каноны нравственности, культивируемые в православии, это те нормы морали, которые принято соблюдать в цивилизованном обществе. Даже некрещеный человек знает, что нужно быть добрым, отзывчивым, внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям – любить ближнего своего. Религией почитается смирение, самопожертвование, альтруизм. Эти качества характеризуют человека как духовную личность.

Гордость и гордыня используются в просторечье как слова-синонимы, осознаются людьми как тождественные явления. Между гордыней и гордостью тонкая грань, но веже эти явления не равноценны.

Гордыня проявляется как высокомерие, заносчивость, . Гордость выражается как чувство удовлетворения, объективная положительная оценка своих поступков или способностей, здоровое самоуважение, ценности и честь.

Самоуверенность бывает чрезмерной или обоснованной. Для психологического благополучия личности необходим достаточный , веры в силы и возможности.

Человек гордится собой по какой-либо причине (достижение цели, получение награды и тому подобное), гордыня – беспричинна. Она основана на завышенном или заниженном самомнении.

Горделивый человек неадекватно воспринимает свое «Я», других и окружающий мир. Он считает себя лучше окружающих и ведет себя надменно, даже не замечая того. Его «Я», чувства и мысли важнее остального. Про такого человека говорят, что он «пуп Земли».

Когда индивид успешен и находится на пике благополучия, он оказывается в зоне риска. Гордыня настигает богатых, знаменитых, обладающих официальной или неформальной властью над другими людей. Высокочтимые и статусные личности часто зазнаются, наслаждаясь силой и возможностями, воображая себя всемогущими. Такое отношение к себе становится препятствием для установления доверительных межличностных отношений, окружающие льстят, втайне ненавидя или открыто нанося вред зазнавшемуся гордецу.

Люди, которые живут в нищете или бедности, череде невезений, бесконечных страданий и упиваются несчастьями, также порочно горды. Гордыня мешает им стать счастливыми. Несчастные гордецы выбирают путь страданий и хвастают ими перед другими, любят, когда их хвалят за терпение и мучение. Но страдать, не стараясь что-то изменить, а ожидая, что все наладится само собой, легче, чем на себя и начать смело действовать.

Признаки и последствия гордыни

Есть люди, которые относятся к гордыне как к достоинству, подпитывают ее и похваляются надменностью, заносчивостью, циничностью. Каждый человек – уникальная личность, но неповторимость собственного «Я» не основание для высокомерия.

Гордыня – грех, который ведет к душевному опустошению. По причине иллюзии величия, индивид теряет интерес к окружающему миру, ничто так не интересует и не заботит, как собственное «Я».

Гордыня – своеобразный защитный механизм личности. Это желание спрятать ото всех и самого себя несовершенство и ограниченность возможностей.

Признаки гордыни:

мысли о собственном величии, уникальности, превосходстве, непогрешимости,
, с целью доказать превосходство,
игнорирование своих недостатков, и акцентирование внимания на недостатках окружающих,
частая потребность в похвале, комплиментах, восхищении,
неприемлемость любого рода критики,
нежелание ,
нежелание признавать ошибки, частые оправдания себя,
нетерпимость и неуважение к другим,
уничижительное отношение к людям, которые слабее или менее успешны,
раздражительность, ненависть к счастливым людям,
неприемлемость несовершенства, перфекционизм,
и прощать,
частные необоснованные упреки и обвинения в сторону других,
перенос ответственности за личные проблемы на обстоятельства,
разделение людей по принципу статусности,
потеря ценностей и ,
упрямство,
хвастовство,
неблагодарность,
пафос,
желание нравиться всем и каждому и тому подобное.

Признаки гордыни обнаруживает у себя тот человек, который способен контролировать негативные проявления своей личности. Гордыню нужно побороть раньше, чем она возьмет верх над личностью.

Гордыня лежит в основе психологических и психических проблем, а также же приводит к формированию отрицательных качеств и свойств личности, таких как:

озлобленность, жестокосердие,
закомплексованность,
обидчивость, чрезмерная ранимость,
завистливость,
деградация личности.

Избавившись от гордыни, как источника жизненных проблем, можно достичь гармонии и психологического благополучия.

Как побороть гордыню

Если человек задается вопросом о том, как избавиться от гордыни, значит, он способен с нею справиться. Первый шаг в борьбе с пороком – признать его наличие у себя.

Второй шаг: обозначить проявления гордыни. Понаблюдать за собой в течение одной недели (этого времени достаточно, чтобы выявить проблемы) и записать на листе бумаги одно за другим проявления гордыни. Проанализировать частые и вошедшие в привычку признаки гордыни.

Третий шаг: определить направления работы над собой и действовать.

Например, гордыня у человека проявляется в превозношении себя как непревзойденного специалиста, труд которого безупречен. В этом случае, чтобы спуститься «с небес на землю», достаточно на один день заменить коллегу, чтобы понять и оценить значимость труда другого работника. Даже непрестижный труд достоин уважения и важен.

Учиться смирению. Человек способен на многое, но не всемогущ. Не все зависит от усилий и стараний. Есть вещи, которые нужно принимать со смирением. Нельзя остановить течение времени, пережить заново прошлое и со стопроцентной вероятностью знать, что ждет впереди.
Принимать других людей и жизнь безоценочно. Не стоит пренебрегать кем-то из-за того, что он субъективно хуже. Оценка относительна. Считать себя лучше остальных по причине незаурядного ума, красоты или количества денег, неразумно. Эти ценности не вечны, а для кого-то они даже не являются благом.
Быть благодарным. Говорить слова благодарности не как дежурные фразы (а некоторые люди и вовсе не умеют говорить даже «спасибо»), а делать это искренне. Если человек сделал что-то, выполняя обязанность, стоит его поблагодарить за это, ведь он не машина, а личность. Если человек старается, это нужно замечать и высказывать благодарность. Гордые люди не умеют благодарить, так как считают, что им должны. Люди ниже по статусу воспринимаются ими как прислуга, личный обслуживающий персонал.

Уважать окружающих людей. Уважение проявляется, когда человек интересуется другими, проявляет внимание и заботу. Уважение предполагает сопереживание, стремление понять собеседника и учесть интересы.
Видеть потенциал развития. Человек, возомнивший себя всемогущим, считает, что всего достиг и стремиться уже не к чему. Это невозможно, всегда есть чему учиться и к чему стремиться. Мир не стоит на месте, у личности огромный потенциал развития.
Выслушивать . Высокомерный человек не приемлет критики, а если он еще и властная персона, окружающие боятся отмечать его недостатки. Честная и объективная критика отрезвляет гордеца, становится для него необходимой «шоковой терапией».
Помогать людям. Делиться знаниями, опытом, богатством. Развивая в себе щедрость, человек растет над собой. заменяют эгоистический, «жадный» взгляд на мир на доброе и сердечное отношение к окружающим.
Любить. Личность, объятая гордыней, желает, чтоб ее любили все без исключения. Такой субъект ждет восхваления, поклонения и рабского служения. Но сам не любит себя или любит болезненной, ненормальной любовью. Гордость – это проявление нелюбви к окружающим и к самому себе.

Любовь к другому человеку способна сделать вылечить душу от порока. На смену гордыне к влюбленному человеку приходит желание действовать во благо любимого, даже в ущерб себе. Любящий человек испытывает потребность заботиться, идти на уступки, прощать и соглашаться, быть внимательным и осторожным в обращении с любимым человеком.

7 апреля 2014 «В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством - и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие - общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” - когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?” - “Нет”, - ответила она. - “Ну талантлива?” - “Нет”. - “Так, стало быть, богата?” - “Нет”. - “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, - сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза - оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает - гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное - смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до лжно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек - яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа - смирение, самоукорение и терпение - разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия - вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13-14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх