Икона "Ахтырская Божья Мать": о чем молиться? Икона "Ахтырская Божья Мать" в чем помогает? Икона Пресвятой Богородицы «Ахтырская

Со сложенными на груди в молении руками. Слева от неё – Господь Иисус Христос , распятый на Голгофском кресте . Существуют варианты: Богородица в мафории , в короне с непокрытой головой , с непокрытой головой .

История

Чудотворная Ахтырская икона была явлена 2 июля года в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская обл., Украина). Образ, от которого исходило сияние, был обретён священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом. Через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова , священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде чтобы поутру отнести в реку. Снова заснув он увидел во сне как идёт к реке, несёт сосуд воды, которой омыл икону, но на пути услышал голос Богоматери «возвратись домой и храни эту воду; она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». У священика же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела.

Тогда священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки, который тоже выздоровел. Готовясь к началу работы ночью иконописей услышал исходящий от иконы голос: «Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь». Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о. Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставлил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.

Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в году: Владычица указала ей день её скорой кончины, велела раздать имение нуждающимся и обещала покровительство её двум малолетним дочерям. Баронесса поспешила раздать имущество и действительно через пять дней умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

Впоследствии святая икона оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона, приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию , а затем в Сан-Франциско , где он ее передал Комитету русской православной молодёжи как благословение. Затем Ахтырская икона перешла в ведение Сиднейского архиепископа Илариона (Капрала) .

Один из списков иконы хранится в храме Воскресения Христова в поселке Алексеевское Чистопольской епархии в Татарстане. Согласно "Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского", икона была обретена в году чудесным образом и поставлена в церкви в главном иконостасе местной иконой Богородицы. Вот как оно описано в "Летописи":

"Есть еще здесь икона, особенно чтимая здешними прихожанами и даже почитаемая за чудотворную. Это небольшая икона (7 вершков вышины и 5 - ширины) Ахтырской Божией Матери; вставлена она в иконостас главного придела, рядом с царскими дверьми с левой стороны, т. е. она заменяет обычную местную икону Божией Матери. Эта икона уже давно в серебряной ризе под золотом. Когда она написана, неизвестно, но многим известно, как она была найдена и как поставлена в церкви" .

Храмы

В честь Ахтырской иконы были освящены

Молитвы

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/ у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/ скорбь велию претерпела еси/ и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./ Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/ и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/ умиленно к Тебе вопием:/ Заступнице усердная, благая и милостивая!/ Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/ и спаси души наша,/ да Тя со благодарением славим во веки.

Молитва

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди; отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици

В молитве мы обращаемся не только ко Господу Иисусу Христу. Молятся святым, нашим помощникам и духовным друзьям, молятся Небесным Силам — Воинству Ангельскому, а главная Заступница перед Богом и Милостивая Помощница всех христиан — Пресвятая Богородица. Пречистая Дева Мария, Божия Матерь выделяется в сонме Небесной Церкви: ее именуют «более славной, чем Серафимы». В течение веков люди создали разные святые образы Богородицы, и на некоторых из них Она зримо явила Свою благодать и чудеса. Одним из них стала Ахтырская икона Божией Матери, обретенная священником поселка Ахтырка.

ИСТОРИЯ ИКОНЫ АХТЫРСКОЙ БОГОРОДИЦЫ

Образ был, как и все чудотворные иконы, чудесным образом обретен. Это произошло в Харьковской губернии, в конце XVIII века. Здесь, в селе Ахтырка, жил священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы Василий Данилов. Сельские батюшки до революции жили небогато, как и современное сельское духовенство, и отец Василий, помимо пастырского служения, возделывал землю. Во время сенокоса он и нашел сияющую в траве икону. По молитве перед обретенным образом от лихорадки исцелилась дочь отца Василия, а образ перенесли в храм. К 1751 году было собрано столько чудес от иконы, что слава о ней дошла до Священного Синода, постановившего считать образ чудотворным и праздновать память иконы 15 июля.

ЗНАЧЕНИЕ АХТЫРСКОЙ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ

Место создания найденного образа неизвестно, но искусствоведы относят его к итало-греческой школе. На иконе изображена скорбящая у Креста Господня Богоматерь со сложенными молитвенно руками. На списках Ахтырской иконы Богородица изображается по-разному: в короне, с непокрытой головой, но на оригинальной иконе она молится с обычным покрывалом на голове. Множество списков с Ахтырской иконы есть в украинских церквях. Особо и почитаются списки, хранящиеся в церкви Николая Чудотворца на Арбате в Москве, в Пустынно-Николаевской обители города Самары и в той же церкви, священником которой она была обретена — Покровском соборе Ахтырки.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Сегодня Ахтырская икона находится в Сан-Франциско. Перед образом, его чтимым списком и небольшой домашней иконой можно просить о помощи и защите в разных жизненных трудностях:

    • в одиночестве, поиске супруга;
    • в душевной тяжести, тоске и депрессии;
    • об исцелении от тяжелых и вирусных заболеваний;
    • об истинном покаянии и возможности исправить свои жизненные ошибки.
Молитву Ахтырской иконе Божией Матери можно читать на русском языке онлайн по тексту ниже. Особую благодать и силу имеет молитва, совершаемая в день памяти иконы — 15 июля, когда лучше посетить храм и помолится перед этим образом, вынесенным на середину церкви. «О Благословенная всеми людьми и Подающая милости многие Владычица мира! Мы, грешные, глядя на Твой образ святой и видя Тебя на нем стоящую в скорби и сострадающую Распятому за нас Христу Спасителю, молимся усердно Тебе, зная силу Твоих молитв о нас к Сыну Твоему: не забудь нас в день наших испытаний и скорбей, но огради нас великим Покровом Твоим в искушениях и нападениях от врагов видимых и бесов незримых, дай нам силу творить совершенную и добрую волю Владыки и Творца мира, Господа. Ты видишь, о милостивая наша Заступница, как разным грехам подвержены мы: не только по умыслу грешим, но и невольно впадаем в разные пороки. Потому и приходим с молитвой к Тебе, властвующей спасением рода человеческого, и с умилением просим: просвети наш разум познанием Истины Божественной, согрей сердце наше теплотой любви о Христе и желаний добрых, нашу волю об искреннем исполнении заповедей Божиих сделай твердой. О, милостивая Госпожа наша, посмотри с высоты Небесной и услышь вздохи, стоны и молитвы наши грешные: исцели болезни немощных, миром исполни сердца озлобленных, подай терпение страдающим, внуши страх Божий нападающим несправедливо, укрепи гонимых за правду, защити сирот и вдов, утешь плачущих, проси у Бога прощение кающимся, бурю же страстей бесовских в наших душах грешных успокой и в сердцах почитающих Тебя укорени Христову кротость и любовь, утверди милосердие и сострадание. От веры же отрекшихся еретиков и раскольников направь к познанию Истины и останови речи нечестивцев, нападающих на Церковь Святую и веру Православную. Усопшим же отцам, братьям и сестрам нашим, о Матерь Божья, попроси у Христа Бога прощения грехов и обретение вечного блаженства. Когда же и нашей кончины время приблизится, тогда, о Владычица, прими Сама души наши и в сонм праведных направь и подай покой, где лики Ангелов и святых угодников, не умолкая, славят милость и державу Господа во Святой Троице и Твое предстательство о нас, и Твое заступничество, о Мать всех живущих, вечно. Аминь». Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь! Смотреть видео о чудотворной иконе Богородицы Ахтырской:

Среди многообразия икон Пресвятой Богородицы, столь почитаемых во всём православном мире, есть одна, которая несёт в себе глубокую индивидуальность. Это Ахтырская икона Божией Матери. На ней предстаёт Дева Мария со сложенными на груди руками, как бы погружённая в скорбную молитву перед Сыном своим Иисусом Христом, фигура которого, распятая на кресте, помещена слева от неё. Этот образ запомнился многим, получившим через него чудесное исцеление от недугов.

Обретение дивного образа

Но прежде чем говорить о том, какое значение он имеет для всех, кто исповедует Сына Божьего и Его Пречистую Матерь, следует подробнее остановиться на истории его обретения, которое произошло в июле 1739 года. Случилось это в небольшом городке Ахтырка, недалеко от Харькова. Сегодня эта территория принадлежит к Сумской области. В те годы, в самом конце правления Анны Иоанновны, жил в этом городке весьма почтенный иерей отец Василий (Данилов). Служил он при местной Покровской церкви.

Легенда рассказывает, что купил он однажды новую косу и, желая её опробовать, вышел на свой участок. Дело было в июле, и травы стояли высокие. Но не успел отец Василий размахнуться, как его озарил ослепительный свет, исходящий из густых зарослей осоки. Прикрыв глаза рукой, священник наклонился, и увидел дивную икону, сиянием своим затмевавшую солнечные лучи. Благочестивый пастырь упал на колени и долго молился, охваченный глубоким религиозным порывом.

Это была Ахтырская икона Божией Матери, фото которой представлено в начале статьи. Немного придя в себя и успокоившись, священник приподнял с земли дивный образ и с величайшим благоговением отнёс в дом, выделив ему среди прочих икон особо почётное место. Сознавая, что стал обладателем величайшей святыни, отец Василий первое время скрывал от посторонних свою находку и молился перед ней в одиночестве.

Явление Божьей Матери

Так бы продолжалось и далее, но однажды было ему видение. Сподобился он увидеть саму Царицу небесную, повелевшую ему очистить икону от пыли и омыть её чистой речной водой. Пробудившись от сна, батюшка первым делом исполнил всё, что пожелала Божья Матерь. Прежде он страшился прикасаться к поверхности святого образа, справедливо полагая себя недостойным этой чести. Теперь же он с превеликим старанием удалил всю скопившуюся на нём пыль, омыл его и, считая кощунственным выплеснуть эту воду на землю, решил отнести её в том же сосуде обратно в реку.

Но не успел священник выйти из дома, как вновь раздался тот самый дивный голос Богородицы, который батюшка слышал во сне и запомнил на всю жизнь. Царица Небесная на этот раз повелела ему сохранить эту воду, поскольку она, омыв Её пречистый лик, исполнилась благодатной силы, способной исцелять недуги. Не имея и тени сомнения в истинности слов Божьей Матери, священник тот же час напоил чудодейственной водой свою дочь, страдавшую горячкой, и чудо не замедлило свершиться ― отроковица сразу же выздоровела.

Чудо, явленное иконописцу Иоанну

Разумеется, всё происшедшее наполнило отца Василия ещё большим благоговением перед обретённой им святыней. Но долго сохранять в тайне свою находку он, конечно, не мог, и о ней узнали сначала его домочадцы, затем соседи, а потом и все жители города. Проявляя заботу о чудесном образе, батюшка пригласил иконописца по имени Иоанн, чтобы тот своей искусной кистью подправил живописный слой, устранив на нём появившиеся от времени повреждения.

Художник, которому было известно о чудотворной силе иконы, ещё до начала работы омыл её водой и напоил своего сына, страдавшего лихорадкой. Надо ли говорить, что болезнь в тот же миг оставила юношу, и счастливый отец восславил милосердие Пресвятой Богородицы, которое явила ему Ахтырская икона Божией Матери! Готовясь приступить к работе, Иоанн уже взял в руку кисть, как вдруг раздался голос Царицы Небесной. До слуха мастера донеслись Её слова: «Оставь задуманное. Не в твоих силах изменить икону. Верни её на место».

Упав на колени, потрясённый услышанным, художник провёл в молитве всю ночь, а утром отнёс святыню отцу Василию. Благочестивый пастырь счёл себя более не вправе единолично пользоваться даром Пресвятой Девы, тем более что со дня обретения иконы прошло уже три года. Он поместил её в Покровском храме, священником которого являлся уже много лет. С этих пор жители Ахтырки, вознося свои молитвы перед чудотворным образом, получали исцеления, которые аккуратно записывались в особой книге. Скоро слава Ахтырской иконы Божией Матери стала достоянием всей страны и к ней устремились многочисленные толпы паломников.

Предсказание баронессе фон Вейдель

Знаменательное событие, сделавшее икону известной при высочайшем дворе, произошло в 1748 году. Одна из приближённых царствовавшей в то время императрицы Елизаветы Петровны ― баронесса фон Вейдель - посетила Ахтырку, где у неё было богатое имение. Будучи в преклонных годах, она страдала многими немощами, свойственными её возрасту. Узнав о чудесных свойствах Ахтырской иконы Божией Матери, статс-дама горячо помолилась перед ней, прося заступничества перед Её Благоутробным Сыном.

В ближайшую же ночь ей было видении Пресвятой Девы, поведавшей, что жизненный путь её окончен и через непродолжительное время ей предстоит войти во Врата Вечности. Чтобы обрести блаженство во Царствии Божием, она должна немедленно раздать всё своё имущество бедным. О двух дочерях, находившихся на её иждивении, Богородица обещала проявить особую заботу.

На следующее утро, не теряя драгоценного времени, баронесса приступила к исполнению повеления Пречистой Девы. Через пять дней она с миром отошла к Господу, успев раздать всё, чем владела при жизни. После похорон императрица взяла двух осиротевших девиц в столицу и вскоре подыскала им женихов ― богатых и глубоко порядочных людей. После этих событий Ахтырская икона Божией Матери вошла в число наиболее известных в России, и в 1751 году Святейший Синод постановил почитать её, как чудотворную.

Строительство каменного храма в Ахтырке

Примерно в то же время список с иконы появился в церкви Николы Явленного, которая находилась на Арбате и в 1931 году была разрушена. Совершенно очевидно, что это была не единственная Ахтырская икона Божией Матери в Москве. В каком храме, кроме названного, поклонялись этому образу москвичи ― сейчас трудно сказать.

Императрица Елизавета Петровна отличалась глубокой набожностью и в 1768 году пожертвовала крупную сумму денег на возведение в Ахтырке каменного Покровского собора взамен существовавшего в те годы деревянного. Самодержица Российская пожелала, чтобы он был построен на том самом месте, где почти три десятка лет назад была чудесным образом обретена Ахтырская икона Божией Матери.

Повеление Елизаветы Петровны было исполнено, причём работу над проектом храма поручили выдающемуся зодчему Д. Ухтомскому, обессмертившему своё имя многими архитектурными шедеврами России. Во вновь возведённом храме образ находился вплоть до 1903 года. Там же регулярно проводилась служба Ахтырской иконе Божией Матери.

Похищение иконы и отправка её за рубеж

Её дальнейшая судьба сложилась несколько загадочным образом, вызывающим сожаление. В 1903 году икона отбыла для реставрации в северную столицу, где вскоре бесследно исчезла. Трудно предположить в данном случае промысел Божий, скорее всего, речь идёт о банальной краже. Через непродолжительное время икона появилась в Харбине, где была выставлена на продажу и приобретена неким господином С. А. Степановым. Известно, что местный протоиерей Н. Труфанов, внимательно осмотрев образ, свидетельствовал о том, что это подлинная святыня из Покровского храма Ахтырки.

До 1950 года икона находилась в Китае, а затем сын прежнего владельца вывез её сначала в Южную Америку, а позднее - в Сан-Франциско, где пожертвовал молодёжной православной организации. И в наши дни этот чудотворный образ по-прежнему находится за океаном. В Советском Союзе долгие годы ничего не было известно о судьбе иконы, и лишь в 1975 году появились первые сведения. Но тогда, по известным причинам, не было возможности предпринять какие-либо практические шаги для того, чтобы получить хотя бы достоверный список с неё.

Лишь с наступлением демократических перемен митрополиту Харьковскому Никодиму удалось привезти долгожданную копию и передать её на хранение в Покровский собор Ахтырки, где некогда находился оригинал. Это событие было отмечено торжественным крестным ходом, состоявшимся при большом стечении народа. Таким образом была восстановлена традиция, берущая своё начало ещё в 1844 году. А 15 июня 1999 года праздновалось 260-летие дарования чудотворного образа. На службе в храме звучал тропарь Ахтырской иконе Божией Матери и молитвы ко пресвятой Богородице.

Художественные особенности иконы

Следует сказать несколько слов об иконографии образа. Нет сомнения, что в его основу легли произведения итало-греческого искусства. Как правило, фигура Богородицы изображается с молитвенно скрещёнными руками, но есть и иные изводы, на которых положение рук меняется. То же относится и к головному убору Пресвятой Девы. Иногда он изображается в виде мафора, иногда короны, а на некоторых иконах и вовсе отсутствует. Любопытной особенностью является использование в композиции прямой перспективы, а не обратной, которая более характерна для итальянской и греческой школ. Это выражается в том, что фигура Спасителя значительно ниже, чем его Матери, что создаёт иллюзию удалённости.

В 1945 году появился так называемый Равенсбрюкский образ, в основу которого была положена Ахтырская икона Божией Матери. Описание обеих икон во многом совпадают, за исключением того, что на первой распятый Христос представлен в виде младенца или отрока. Интересна и история создания образа. Впервые он был изготовлен, как было сказано выше, в 1945 году в технике вышивки. Своё название он получил от концентрационного лагеря Равенсбрюк, где был создан одной из узниц ― преподобномученицей матерью Марией.

Храмы, в которых представлены списки иконы

Особую популярность придали образу целительные свойства, которыми в полной мере, обладает Ахтырская икона Божией Матери. В Москве, в главном пределе Храма Воскресения Словущего на Арбате, хранится весьма почитаемый список, сделанный в XVIII веке с той самой иконы, которая находится сегодня в Америке. Также и в Самаре, в одном из храмов Пустынно-Николаевского монастыря, можно видеть копию чудотворного образа, прославившуюся многочисленными чудесами, явленными по молитвам паломников. День Ахтырской иконы Божией Матери принято отмечать 2 (15) июля, когда весь православный мир празднует положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Храм в Орле

Известно, что в честь столь почитаемой святыни с давних времён возводились и освящались храмы. Среди действующих в наши дни наиболее величественный находится в Орле. Он был построен в 1775 году на пожертвования местного купца К. С. Пастухова. Дело в том, что однажды этот набожный человек, страдавший неким заболеванием, находясь по своим коммерческим делам в Ахтырке, получил исцеление от чудотворной иконы.

Вернувшись домой, он обратился к епархиальному начальству с просьбой разрешить ему в знак благодарности построить храм в честь святыни, которой он обязан своим здоровьем. Разрешение было получено, и вскоре храм Ахтырской иконы Божией Матери (Орёл) принял первых прихожан. Так как слава иконы стремительно росла, всё больше паломников приезжало поклониться ей. Места не хватало, и в последующие годы храм многократно расширялся и перестраивался. Сейчас он представляет собой величественное сооружение, по праву ставшее одним из достопримечательностей города.

Монастырь, основанный в честь святой иконы

Кроме уже названных, были построены и освящены ещё многие храмы в честь столь почитаемой в народе иконы. Так, например, родная тётка известного русского поэта Ф. И. Тютчева построила в 1805 году на свои средства церковь в селе Чернетове Брянской области. А в Волгоградской области, в селе Гусевка Ольховского района, находится Ахтырской иконы Божией Матери женский монастырь. Эта обитель была основана в 1874 году трудами местного священника отца Иоанна (Левитского) и афонского схимника Никодима (Двойченкова). Пережив многие потрясения XX века, монастырь и в наши дни открыт для тех, кто желает посвятить свою жизнь спасению души.

В чём же помогает этот чудотворный образ и о чём принято просить Пресвятую Богородицу? Свою благодатную силу он явил, исцеляя горячку, но впоследствии появилось много свидетельств того, что он помогает в самых различных жизненных ситуациях. Например, молитва Ахтырской иконе Божией Матери о детях является надёжнейшим средством уберечь их и от недугов, и от дурных влияний, столь опасных в наше время.

Кроме того, перед образом молятся о благополучном замужестве дочерей. С каждым явленным чудом растёт слава этого образа. Множатся и списки, сделанные с него. И кто знает, может быть, однажды вернётся из-за океана и подлинник, столь чудесным образом обретённый двести семьдесят шесть лет назад.

Ахтырская икона Божией Матери

Ахтырская икона Божией Матери

Иконографически Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом. Есть предание, что когда Богородица была еще подростком, отроковицей, то во время молитвы увидела Крест и распятого на нем Христа, Своего будущего Сына. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божиеи. "Се Раба Господня". История этой иконы такова.

В Покровской церкви г.Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская область) в XVIII веке служил священник Василий Данилов, отличавшийся праведной жизнью, горячей верой и трудолюбием. 2 июля (15 по новому стилю) 1739 года О.Василий решил попробовать новую косу. Он вышел в свой огород, расположенный близ церкви. Едва он взмахнул косой, как увидел лежащую в высокой траве икону Божией Матери, испускавшую ослепительный свет. Коса выпала из рук священника, он упал на колени и начал читать известные ему молитвы к Богоматери. Потом он с благоговением принял икону и отнес ее к себе в дом. Здесь она стояла 3 года. Было замечено, что на человека, находившего в одиночестве в комнате, где стояла икона, нападал непонятный страх, и он невольно выбегал из комнаты.

Через три года после обретения иконы О.Василий во сне получил от Богоматери приказание снять с иконы пыль, омыть чистой водой и украсить. Он проснулся и тут же ночью исполнил приказание Царицы Небесной и снова лег спать. Вскоре он увидел второй необыкновенный сон. Снилось ему, будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. А навстречу ему идет в образе Прекрасной Девы Сама Богоматерь и говорит: "Куда несешь ты воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". Вновь проснулся О.Василий и вспомнил о своей дочери, страдавшей от лихорадки. Он прошел к ее постели и напоил водою от иконы. Дочь тотчас выздоровела. Вскоре произошло еще несколько подобных исцелений.

Священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки. Мальчик выздоровел. Иконописец готовился к началу работы, но ночью услышал исходящий от иконы голос: "Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь". Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее О.Василию. Священник убедился в несомненной чудотворной силе иконы и решил передать ее в храм. Вскоре икона прославилась новыми чудесами. В 1743, 1744 и в 1746 годах были трижды произведены расследования чудесных исцелений. Приехавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Прославлению иконы способствовало следующее обстоятельство.

В 1748 г. в Ахтырке остановилась больная вдова генерала барона Вейделя с двумя малолетними дочерьми. Баронесса горячо молилась пред иконою Богородицы об исцелении. Ночью она увидела во сне Владычицу, которая сказала: "Напрасно просишь ты об исцелении. Тебя ждет смерть. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся все твое имение. Это полезно будет для творей души." "Но как же дети?" "Не заботься о них", - отвечала Богородица. "Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрешь через пять дней, и раздай свое имущество по церквам и нищим, чтоб они молились о тебе". Больная утром стала спешно раздавать имущество. Через 5 дней она действительно умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751г. Святейший Синод постановил считать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной. Прославление иконвы очень радовало императрицу и она пожертвовала на строительство каменного храма для нее две тысячи рублей, сумму по тем временам огромную. Собор был построен по проекту знаменитого зодчего графа Растрелли. Размеры его величественны: длина 51 м, ширина 30 м, высота почти 64 м.

Сама икона не сохранилась, есть данные, что она исчезла в 1905 г., когда ее отправили на реставрацию в Санкт-Петербург. Забыли, что Богородица запретила исправлять икону!

Известны почитаемые списки Ахтырской иконы. Один из них находится в храме "Николы Явленного" на Арбате, другой-в Козельске в Вознесенской церкви.

Газета "Воскресение" №4, "96 г.

АКАФИСТ

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, предивно цельбоносную икону Свою явившей, на нейже у Креста Христова стоящую Заступницу нашу видяще, похвальное Той возглашаем пение: Ты же, Госпоже Всемилостивая, яко имущая милосердие неизреченное, теплым Твоим предстательством и заступлением от всяких нас бед и недугов свобождай, во умилении Тебе зовущих:

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, егда у Креста возлюбленнаго Сына Твоего предстояла еси, Того страдания, нас ради претерпенная, зрящи, тогда сердцем люте уязвлялася еси: воистину оружие скорбное пройде душу Твою. Темже и мы, многоболезненное Твое у Креста предстояние, на иконе изображенное, видящи, сице вопити Тебе дерзаем: Радуйся, Отца Безначальнаго Невесто Прекрасная;

Радуйся, Сына Предвечнаго Родительнице неискусобрачная. Радуйся, Духа Святаго Палато непорочная;

Радуйся Троице Живоначальныя Таиннице Божественная.

Радуйся, ангельских воинств удивление;

Радуйся, рода человеческаго возвышение.

Радуйся, воспеваемая от Херувим;

Радуйся велегласно славимая от Серафим.

Радуйся, радость неизреченную в нетленнем рождестве Сына Твоего приявшая;

Радуйся, скорбь велию Того в смерти крестней претерпевшая. Радуйся, Благодать, во еже скорбныя утешати, от Него приявшая; Радуйся, радость милосердаго Твоего заступления всему миру даровавшая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 2

Видев Тя, Богородительнице Чистая, на Кресте пригвожденный Сын Твой и Бог у Креста Его предстоящу и болезненному Тому состраждущу, возлюбленному ученику Своему Иоанну Тя в Матерь нарече и сим весь род христианский Тебе усынови, да одет воистину Мати всем скорбящим, Сына Твоего Христа Бога призывающим и поющим Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разума неразуменна - вольнаго Христова страдания не разумеша богоубийцы иудее и Тебе, Богоневеста, горце обезчадиша, мы же Тя, у Креста Сына Твоего и Господа на иконе изображенную, видяще, тепле веруем. яко скорбныя гласы молитвенник Твоих приемеши и того ради благодарне глаголем:

Радуйся, о Христе Спасителе нашем и нам Благая Мати;

Радуйся, всех нас в скорбный час страстей Его усыновившая. Радуйся, нас сирых и безпомощных Твоею Матернею любовию не оставляющая;

Радуйся милосердным ухом Твоим к нам приникающая.

Радуйся, крест скорбных испытаний сама добльственно понесшая; Радуйся, Твоим сострастием и нам несение Его облегчающая. Радуйся, в земней юдоли скорбей несумненная наша Надежда и Утешение;

Радуйся, в будущем веце всех верных Радость и Защищение. Радуйся, страхом смерти и суда Божия спящия совести пробуждающая;

Радуйся, коснеющая во гресех к покаянию спасительному приводящая.

Радуйся, из рова погибельного отчаянныя похищающая;

Радуйся, в светлыя обители покоя вечнаго труждающихся возводящая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 3

Силою Божиею чрез святыя иконы Твоя являемою спасати нас не престаеши, Всеблагая Владычице: тако и зде в малороссийстем граде нашем великия чудеса светоносным явлением многоцелебного образа Твоего показала еси: емуже поклоняющеся с любовию, вопием Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи матернее попечение о людех Честною Кровию Сына Твоего искушенных, Госпоже Пресвятая, благодатную икону Твою в былии травнем смиренномудрому иерею Даниилу явити благоволила еси и сию светоносным сиянием и чудесы многими прославила еси, да вси вернии похвальными песньми Тебе взывают:

Радуйся, многотекущий источник милости Божией нам даровавшая; Радуйся, залог Твоего матерняго о нас попечения пречудно преподавшая.

Радуйся, иерею благоговейному в травнем злаце икону Твою святую явившая;

Радуйся, солнцеподобными лучами тую озарившая.

Радуйся, наш малый град чудесы великими прославльшая;

Радуйся, незнамое дотоле имя его всем верным известно сотворившая.

Радуйся, всю Церковь Российскую явлением иконы Твоея духовно возвеселившая;

Радуйся, всю страну нашу покровом Твоим святым осенившая. Радуйся, верным исцеления от иконы Твоея подающая;

Радуйся, неверныя чудесы Твоими посрамляющая.

Радуйся, скоропослушно молитвам смиренным внемлющая; Радуйся, скорбная воздыхания страждущих и печалию угнетенных незримо утоляющая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 4

Буря недоумения смути Даниила иерея святую икону Твою обретшаго, обаче со страхом молебно к Тебе возопи, да будеши ему в животе помощница, в час смертный Заступница: сему убо и мы подражающе, таяжде моления Тебе, Мати Божия возносити дерзаем, Владычице же живота и смерти, Христу Богу зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав иерей Даниил во сне повеление Твое, Пречистая Дева, да омыет водою лик Твой Святый на иконе и да украсит сию благолепно, потщася волю Твою благоговейно исполнити, Тебе же Своим милосердием неизреченным его взыскавшей,

благодарственно вопияше:

Радуйся, Мати Господа Вышняго;

Радуйся, яко Господь присно с Тобою пребывает.

Радуйся, небес Похвало и земли Заступление;

Радуйся рода христианскаго непрестанное пение.

Радуйся, любящая смиренныя сердцем;

Радуйся, богатящая нищия духом.

Радуйся, избранныя рабы своя благодатно посещающая;

Радуйся в сонних видениих волю Свою им открывающая.

Радуйся, светлостию иконы Твоея мрак грехов прогоняющая; Радуйся знаменми и чудесы от нея источаемыми в православной вере всех утверждающая.

Радуйся, верным Путеводительнице ко спасению;

Радуйся, кающимся Утешительнице и упование.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 5

Боготечная звезда, святая и чудотворная икона Твоя, Владычице, явися, дивным сиянием храмину смиренномудраго иерея Даниила озарившая, целебную Силу прияти сподобися: темже люди с верою сию поюще и тою окропляеми врачевство благодатное получила и хвалу Богу сице воспеша: Аллилуиа.

Икос 5

Видев иерей Даниил в соннем видении Тя, Владычице, во образе Невесты прекрасныя явльшуюся и от омытия иконы Твоея воду слиянную недужным вкушати повелевша, позна Тя, Преблагословенная Дево, Целительницу благодатную и, тою водою болящую исцелив, во умилении сердца вопияше Тебе:

Радуйся в недузех страждущих врачевство благодатное;

Радуйся, болезней многолетних исцеление скорое и совершенное. Радуйся, единым прикосновением к иконе Твоей святей здравие недугующим подающая;

Радуйся, водою и елеем, от нея освященным, смертные болящие возставляющая.

Радуйся, пред Сыном Твоим и Богом дерзновенная наша Предстательнице;

Радуйся, гнев Его праведно на нас движимый на милость преклоняющая.

Радуйся, скорбию сокрушенных Утешительнице;

Радуйся, печалию удрученных Ободрительнице.

Радуйся, Радосте наша пресвятая;

Радуйся, Отрадо наша неизглаголанная.

Радуйся, премилосердая требующим Помощнице;

Радуйся, рода христианскаго неусыпающая Попечительнице. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 6

Проповедник чудес, от иконы Твоея явленных, иерей Даниил явися егда целебный Твой образ, Владычице, в храм Божий принесе и благоговейно постави, да всеми видим пребывает и, аки залог благодатный Твоего к людям благоволения, почитается, о немже радующиеся, яко о сокровище Богом даннем, зовем дароподателю Христу: Аллилуиа.

Икос 6

Светом многоразличных чудес святую икону Твою, Богомати, прославити и обретшаго ю, яко избранника своего знаменовавши, сего путем скорбных лишений и напастей к блаженству райскому возвела еси, егоже и нас сподоби, Госпоже Всемилостивая, с верою и любовию Тебе взывающих:

Радуйся, поборников веры и благочестия к чертогам Отца Небеснаго приводящая;

Радуйся, надеждою благ вечных скудость благ временных восполняющая.

Радуйся, слезами горести и лишений нечистоту греховную омывающая;

Радуйся, попущением земных скорбей путь к радостям райским открывающая.

Радуйся, кроткия духом во уповании на Тя утверждающая;

Радуйся, гонимым за правду Царствие Небесное уготовляющая. Радуйся, иконою Твоею святою преславно чудодействующая; Радуйся, дивныя знамения тою совершающая.

Радуйся, служителей Церкви Христовой благодатная Помощнице; Радуйся, иереев благоговейных богомудрая Наставнице.

Радуйся, веры православныя утверждение;

Радуйся, рода христианскаго возвышение.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 7

Хотящи паче прославити икону Твою святую, Богомати, и богатыя милости от нея людем низпослати, некия жены предсмертную мольбу о дщерех ея иконою Твоею вознесенную, дивно услышала еси и, благочестивейшей царице Елисавете во сне явившися, осиротелыя отроковицы воспитати той повелела еси, яже до конца живота своего Твою милость памятующе, Всевышнему Отцу сирот благодарственно воспеваем: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное повеление Твое исполняющи, благочестивейшая царица, обе юные отроковицы со тщанием воспита и сама на поклонение чудотворному Твоему образу прийти потщася, идеже храм благолепен соорудити повеле, в немже ныне предстояще, благоговейно вопием Ти:

Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице;

Радуйся юных и безпомощных дев благосердная Попечительнице. Радуйся, матернею любовию Твоею всяк возраст верных объемлющая;

Радуйся, во благих усердныя молитвы исполняющая.

Радуйся, царства российскаго благодатное утверждение;

Радуйся, церкве святыя благолепное украшение.

Радуйся, Царице Небесная, от цариц земных благоговейное приемшая поклонение;

Радуйся, благолепный храм аки жертву приятную, Тебе принесенну, благословившая.

Радуйся, в нем милостиво молитвы верных приемлющая;

Радуйся, чудеса многими его святившая.

Радуйся во храме земнем неизреченную красоту храма небеснаго показующая;

Радуйся, молебные гласы земных с гласом сил небесных соединяющая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 8

Странницы есмы и пришельцы на земли сей, скорбей и болезней исполненней, прелестьми мира сего и наветы духа злобы искушаеми: в Тебе же, Мати Божия, неисчерпаемый источник благодатных дарований обретающе и Небеснаго отечества, достигнути уповаем, взывающе совершителю нашего спасения Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир преблагословенное имя Твое, Богородице, славит и Твоего Божественнаго лика изображение чтит благоговейно, имже предивная чудеса во вселенней совершаеши. Темже и мы чудотворную икону Твою, Богомати, яко солнце лучами чудес сияющую, видяще, со умилением Тебе взываем:

Радуйся, яко от востока и до запада имя Твое ублажается;

Радуйся яко вси роди благоговейно Тя величают.

Радуйся, Православную Россию паче иных стран возлюбившая; Радуйся, чудотворными иконами Твоими сию обогатившая. Радуйся, сиянием чудес Твоих мрак ересей и расколов прогоняющая;

Радуйся, богатыми милостыни Твоими неверныя к вере приводящая.

Радуйся, ревнителей веры Христовой многопопечительная Наставнице;

Радуйся, отпадающих от нея грозная Обличительнице.

Радуйся, ищущих Христова просвещения светом Боговедения озаряющая;

Радуйся, хулителей веры православныя в пучину томления душевнаго ввергающая.

Радуйся, надежду имущих на Тя николиже оставляющая;

Радуйся, моления верных присно исполняющая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 9

Вся ангельская воинства служат Тебе, Владычице Мира превознесенну в Сионе Небеснем Тя созерцающе, и неземными похвалами чествуют Тя с любовию, единому же прославившему Тя Богу немолчно взывают: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не может достойно прославити Тя, Мати Господа вышних сил: изумевают бо и умы ангельскии пети Тя, Богородице, обаче мы, грешнии благодарне Тя чтуще, сицевыя песни, аки детей лепетание, Тебе приносити дерзаем:

Радуйся, Лествице, небо и землю соединившая;

Радуйся, Стамно, благодати Божия преисполненная.

Радуйся, Бога Слова в плоть земнородных облекшая;

Радуйся, дольнему миру Христа Спасителя породившая.

Радуйся, именем Матере Божия возвеличенная;

Радуйся, превыше небес вознесенная.

Радуйся, пред Неюже силы ада и тьмы трепещут;

Радуйся, Юже светлии лици небесных сил славословят непрестанно.

Радуйся, святых храмов благодатное освящение;

Радуйся, иноческих обителей покров и снабдение.

Радуйся, христианских жилищ благодатное охранение;

Радуйся, всего мира освящение. Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 10

Спастися всем верным желающи, обильно на вся притекающия к Тебе, Богородице Дево, дары Твоея благодатныя помощи изливаеши и Твоим матерним покровом от козней и ловления диавольскаго всяк возраст ограждаеши верно вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девам, Преблагословенная Дево, и всем верным от враг видимых и невидимых Покров и Защищение. Темже помощь Твою благую от святаго образа Твоего являти нам и доднесь не престаеши, к немуже припадающе, умильно взываем Тебе:

Радуйся, домы наша иконою Твоею благословляющая;

Радуйся, нивы и пажити наша осенением ея освящающая.

Радуйся, возвеянием добрых ветров и росою благовременных дождей земли плодородие дарующая;

Радуйся, всю тварь от щедрот Сына Твоего обильно питающая. Радуйся, грады и веси наша от смертоносныя язвы спасающая; Радуйся, в годину бедствий на помощь к нам ускоряющая.

Радуйся, яко Твоя матерняя молитва много может к благосердию Владыки;

Радуйся, яко Твоим предстательством от прощения за грехи наша бываемаго освобождаемся.

Радуйся, от жития временнаго отходящих державная Заступнице; Радуйся, в грозный час смертный верным изрядная Пособнице. Радуйся, ключу Царствия Христова;

Радуйся, двере райская.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 11

Пение благодарственное приносим Ти, Владычице Пречистая, яко многоцелебный Твой образ нам даровала еси, на немже плачущую Тя зрим со умилением: убо и наше окаменелое в беззакониих сердце, слезами умиления напои обильно, о Всеблагая, да, ими от скверны греховныя очистившеся, сподобимся пети со святыми Царю Славы, Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносная лампада, елеем милости преисполненная, явилася еси в Церкви Христовой, Владычице, вся концы земли светом истиннаго Боговедения просвещающая и к блаженству вечному приводящая зовущих Ти таковая:

Радуйся, суемудрие противников веры Христовы посрамляющая; Радуйся, чистоту догматов Православия чудесы Твоими охраняющая.

Радуйся, заблуждшим от пути праваго Путеводительнице ко спасению;

Радуйся, во прегрешения тяжкая впавшим Пособнице к покаянию и исправлению.

Радуйся, в сердца закоснелых грешников светлый луч надежды на прощение Божие вселяющая;

Радуйся, тем от отчаяния и вечныя гибели души их спасающая. Радуйся, благовестником учения Христова всегдашняя Помощнице; Радуйся, проповедником Царства Божия Богоглаголивая Споспешнице.

Радуйся, молитвы верных к престолу Небеснаго Царя возносящая; Радуйся, и Сама пред Сыном Твоим и Богом всегда о нас молящаяся.

Радуйся, мира Заступнице;

Радуйся, милости и щедрот неоскудевающий Источниче.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 12

Благодати залог, многоцелебный образ Твой даровала еси нам,. Владычице, к немуже притекающие, прилежно молимся Тебе: приими, Госпоже Всеблагая, пред сим чудодейственным образом приносимое Тебе поклонение и в напастех наших помощь и защиту нам подаждь, да выну вопием даровавшему Тебе толикую силу благодати Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, Богомати Пречистая, проповедуем Твою к христианскому роду милость: се бо и многажды дивная знамения милосердия Твоего, от многоцелебнаго образа Твоего являемая, зде видехом, яже разум наш бренный превосходят и токмо верою постигается, верных же вопити Тебе подвизают:

Радуйся, образ Твой честный во утешение и освящение нам даровавшая;

Радуйся, сим милость многу людем Твоим явльшая и присно являющая.

Радуйся, неоскудный источник помощи и исцелений в нем открывающая;

Радуйся, молитвы усердно пред Ним возносимыя, благоутробне приемлющая.

Радуйся, о том освященному собору Церкве Российския усты раб Твоих поведавшая;

Радуйся, граду нашему милосердие Твое иконы явлением запечатлевшая.

Радуйся, крестному поклонению ею нас научающая;

Радуйся, силу спасительную распятия Христова на ней показующая.

Радуйся, руце Твои в помощь нам простирающая;

Радуйся, всем верным двери милосердия Божия отверзающая. Радуйся, Судию праведнаго о нас умоляющая;

Радуйся, Царствия Небеснаго верныя сподобляющая.

Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа нетленно рождшая и спасительным страданием Его многоболезненно спострадавшая, приими милостиво сие малое моление наше, пред многоцелебным Твоим образом с любовию Тебе приносимое, и всемощным Твоим предстательством и заступлением избави нас от временныя напасти и муки вечныя, да сподобимся, по кончине жития нашего, со всеми святыми взывати Спасителю Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

МОЛИТВА

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево, Богродительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику чудотворному Пречистыя Девы образу: сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице: о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая, покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу матерним предстательством.

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

ОБ ИКОНЕ

Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.

Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой "уготованности", "очищенности" от "чрева матери", переложенные сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. "Се Раба Господня". Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий.

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, о чем свидетельствует надпись под изображением Богородицы, разделенная двуглавым орлом. Такая самобытная иконография говорит о признании чудотворного образа "государями всероссийскими" и одновременно - это знак Торжества Православия.

В первой половине XVIII века в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская область) была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, служителем которой был благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов (в службе он называется иереем Даниилом) "муж благоговейный, простой и кроткой жизни". Ему было суждено обрести чудотворную икону и стать первым свидетелем Ее явления. В летописях сообщается о том, что, выйдя во двор своего дома, густо поросшего дикой ромашкой, и пару раз ударив новой косой, священник увидел стоящую в траве икону, от которой исходило необыкновенное сияние, "... и сотворив на себя крестное знамение начал читать пришедший ему на память кондак празднеству Рождества Богородицы". Потом он с благоговением принял икону и, никому ничего не сказав, отнес ее к себе в дом. Здесь она стояла 3 года. Было замечено, что на человека, находившего в одиночестве в комнате, где стояла икона, нападал непонятный страх, и он невольно выбегал из комнаты.

В октябре 1742 года, через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова, священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде, чтобы поутру отнести в реку. Вскоре, снова заснув, он увидел второй необыкновенный сон. Снилось ему, будто он идет к реке, чтобы вылить в нее воду, оставшуюся после омовения иконы. А навстречу ему идет в образе Прекрасной Девы Сама Богоматерь и говорит: "Куда несешь ты воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки". У священника же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела. С этого времени о. Даниил, по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перестал скрывать этот чудотворный образ.

Священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки. Мальчик выздоровел. Иконописец готовился к началу работы, но ночью услышал исходящий от иконы голос: "Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь". Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о.Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.

Известие о новой чудотворной иконе быстро распространилось. По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742-1748), в 1743 году было произведено расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено донесение в Синод. По повелению императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 году,- еще одно, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич; 1742-1750) и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тимофей (Щербатский; впоследствии митрополит Киевский). Приезжавшие в Ахтырку следователи вызывали всех лиц, испытавших на себе проявления благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Прославлению иконы способствовало и следующее обстоятельство.

В 1748 г. в Ахтырке остановилась больная вдова генерала барона Вейделя с двумя малолетними дочерьми. Баронесса горячо молилась пред иконою Богородицы об исцелении. Ночью она увидела во сне Владычицу, которая сказала: "Напрасно просишь ты об исцелении. Тебя ждет смерть. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся все твое имение. Это полезно будет для твоей души." "Но как же дети?" "Не заботься о них", - отвечала Богородица. "Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрешь через пять дней, и раздай свое имущество по церквам и нищим, чтоб они молились о тебе". Больная утром стала спешно раздавать имущество. Через 5 дней она действительно умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное "следствие о чудесах святой иконы", постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (заложен по указу императрицы в 1753 г.; архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году (по другим данным: в 1905 г) во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург. Забыли, что Богородица запретила исправлять икону!

Впоследствии, святая икона оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету Русской Православной молодёжи как благословение.

В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США) достигли СССР, откуда в 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых. В настоящее время Ахтырская икона находится в ведении архиепископа Иллариона Сиднейского.

С Ахтырской иконы, почитавшейся как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков. Один из таких списков, также прославившихся исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г.Орла, построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца Константина Семеновича Пастухова, происшедшее в 1773 году, вскоре после прославления иконы. Таким образом, это один из первых по времени списков с чудотворной иконы. Ряд списков распространен на юге России, в Харьковской епархии. Известны, также, почитаемые списки Ахтырской иконы в храме "Николы Явленного" и в главном приделе храма Воскресения Словущего (ап. Филиппа) на Арбате в Москве, в Козельске в Вознесенской церкви. Ахтырская икона Божией Матери, именуемая "Самарская", - главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.

Пред этой иконой молятся о благополучном замужестве дочерей, об исцелении от разных болезней, она также считается покровительницей детей.

Тропарь, глас 4

Преблагословенная Дево Богородице чистая, у креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику, чудотворному Пречистыя Девы образу; сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице: о всепетая Мати, о Царице всемилостивая, покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Канон Богородицы в честь иконы Ея "Ахтырская". Глас 4.

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Даждь нам слово, Слове Божий, Иисусе Всеблагий, воспети радостное явление иконы рождшия Тя Богоневесты и преславная Тоя чудеса, в нихже сила Твоя Божественная славно прославися.

О, предивнаго Твоего чудесе, Владычице, и многаго милосердия к людем: се бо икону Твою честную в былии травном солнцеподобным сиянием иерею благоговейну являеши днесь и исцелений множество от Нея источаеши недужным, яко Всемилостивая.

Ты, о Богомати, рождшая Претерпевшаго нас ради на древе Крестнем распятие, умоли Его благость, еже страдание Его всегда памятовати, волю же Его Божественную творити и благ Небесных наследники быти.
Владычице Всеблагая, умоли Сладчайшаго Сына Твоего и Господа, рукописание грех наших на Кресте пригвоздившаго, да сподобит нас достойно одесную Его стати и глас благий Его слышати, егда приидет во славе Своей.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Во образе невесты явилася еси во сне, Богородице, обретшему икону Твою иерею Даниилу, лице Твое на иконе омыти водою повелевающи, и сия, яко врачевство богоданное, во исцеление недужным явися.

В скорбех многих и гонениих скончати жизнь временную обретшему икону Твою иерею судила еси: да, яко злато, в горниле скорбей очистився, достоин явится блаженнаго в вечности упокоения.

Омраченных нас грехи многими, о Мати Божия, просвети и на стезю спасительную покаяния направи, отверзи очи наша душевная, якоже очи телесная слепой жене и слепому отроку пред иконою Твоею отверзла еси, да узрим свет спасения и имя Твое прославим святое во веки.

Страстей нечистых беснование обуревает нас, Госпоже Всемилостивая, и иныя Помощницы, разве Тебе, Всеблагая, не имамы, от сего душегубительнаго беснования избави нас, якоже многая беснуемыя от насилия вражия пред иконою Твоею свободила еси, яко Всесильная.

Седален, глас 4

Яко воистину Божественное украшение Церкви и залог милости Твоей к христоименитым людем икона Твоя, Богородице Дево, показася: всяк бо, с верою к ней приходяй, в недузех исцеление, в скорбех утешение, в бедах вспоможение от Тебе скоро приемлет, Всемилостива бо сущи, милости Твоея источник в чудотворнем образе Твоем нам зде являеши, да славим имя Твое преблагословенное во веки.

Слава, и ныне, той же.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Единаго возлюбити Христа сподоби нас, Владычице, и Ему присно угождати Сама научи нас, Всеблагая, якоже болящую Евфимию, во сне той явльшися, ко храму Твоему приити наставила еси и в нем исцеление недугом просити.

Житие непорочное на земли совершити помози нам, Преблагословенная Дево, и от разслабления греховнаго рукою Твоею державною свободи нас, якоже зело разслабленнаго Моисея пред иконою Твоею исцелила еси преславно.

Ты, о Благодатная, в милостивом явлении чудотворнаго Твоего образа страну нашу благодатно посетила еси и ныне чудотвореньми, от него бываемыми, нас посещаеши, ихже множество исчести невозможно, но, елико мощно, сия благодарне во славу Твою исповедуем.

Благочестно отвсюду, о Богомати, к чудотворней иконе Твоей притекающия и усердно покланяющияся милостей Твоих и щедрот не лишаеши, от бед сия спасающи, от недуг избавляющи, духи лукавыя от них прогоняющи, утешение же и здравие всем подающи, яко Всеблагая.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

К Твоей, Дево, прибегаем благости и очи сердец наших к Тебе, Чистая, возводим: не презри воздыханий наших молитвенных, но буди нам покров и Помощница в День судный.

Едина всем еси Предстательница, Богомати Владычице: услыши убо наша моления, пред чудотворным образом Твоим днесь приносимая, и сподоби нас в будущем веце узрети Тя купно с Сыном Твоим, на облацех во славе грядущим, и глас Божественный Его слышати, призывающий в Царство Небесное.

Земля Российская явлением чудотворнаго Твоего образа, Владычице, освятися, и град малый велик и знаемь по благодати Твоей во всех концех явися: в нем бо драгоценное сокровище блюдется - Твоя целебная икона, залог сый Твоего к нам благоволения.

Лютыми помышлении от лукавых враг стужаемых нас не остави погибнути до конца, Богородительнице: трепещут бо силы Твоея дуси тьмы и боятся имене Твоего, якоже многажды у иконы Твоея чудотворныя сия изъявишася. Ихже злодейства и нас избави, упование на Тя возложивших.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Освящение, здравие и спасение душам и телесем нашим, Мати Божия, от святыя Твоея иконы подаеши, ейже благочестно покланяемся и усты и сердцем благоговейно сию целуем, Твоя чудеса и неисчетную милость к христианскому роду присно славяще.

Кое благодарение принесем Ти, Богородице, яко в последняя лета таковаго дара сподобила еси нас, даровавши нам многоцелебную Твою икону? Тем убо, о Всеблагая, о таковей неизреченней милости достойно благодарити Тя Сама нас научи.

Боголепное явление Пречистыя иконы Твоея, Владычице, новое явление Божия благодати, Православной Церкви присущей, в посрамление ересей и расколов показася и яко новое утешение свыше всем православным и верным ея сыном подается.

Мати Божия милосердая, милости Твоея двери отверзи нам, озари нас светом Божественныя благодати Твоея и от мысленных волков соблюди нас невредимых, в Православии нерушимом сподобивши нас благоугождати Сыну Твоему и Богу и приити живота конец благий.

Кондак, глас 8

Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику- чудотворному Пречистыя Девы образу: сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице: о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая, покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Икос

Преславное явление иконы Твоея, Богородице, радости исполни сердца верных сынов Православныя Церкве: царие бо и святители о сем возликоваша и вси людие утешения Небеснаго исполнишася, яко в последняя наша времена таковый дар Божия благодати России свыше дарован бысть Твоим благопромышлением, Владычице. Молим убо Твою благость, умильно к чудотворному Твоему образу припадающе: спасай всех нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Вдовиц заступление и сирот Покровительнице, Владычице Пречистая, некия умирающия матере молитву о чадех ея услышала еси и паче надеяния сиротствующия дщери ея благоустроила еси, яже славити навыкоша милость Твою по вся дни живота своего.

Извещение от Тебе, Богородице, благочестивая императрица Елисавета приимши, сиротствующия две отроковицы под кров своего попечения восприят, Твою же икону честную зело возлюби и новый храм вместо ветхаго от щедрот своих царских благолепно сооруди.

Известная верных еси Помощница и всяких благ Подательница, Пречистая Дево, иконою бо Твоею чудотворною неисчетныя милости просящим подаеши и вся спасаеши, иже Тебе верно вопиют от души: помилуй и спаси нас, Владычице.

Мати Божия Всеблагая, милосердых щедрот Твоих не лиши нас, обнищавших во гресех, и от челюстей мысленнаго волка исхити души наша, да не погибнем до конца, но приносим присно плоды покаяния Богу.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

О, преславных чудес Твоих, Владычице, и многаго Твоего к человеком сострадания: единым бо прикосновением к иконе Твоей немощныя врачуеши и издалече, в сониих и видениих, к ней требующих Твоего заступления призываеши.

Вода освященная и елей от лампады иконы Твоея святыя недуги неисцельныя, Богородице Дево, врачуют и оныя с верою приемлющим во исцеление и спасение бывают; сего ради Тя, Целительницу, ублажаем и чудеса Твоя, от иконы Твоея явленная и присноявляемая, славим.

Воспети пречистаго образа Твоего явление сподоби нас, Владычице, и пений наших хвалебных, Тебе от усердия возносимых днесь, не презри, но приими, Всепетая, молитвы раб Твоих и подаждь нам в нуждах и бедах помощь Твою державную и Твоего заступления благодать.

Днесь радости исполнила еси нас, Богородице, явивши нам икону Твою святую дивно, на нюже взирающе и с любовию ей покланяющеся, Тебе сице вопием: Мати Божия, спаси град и страну явлением иконы Твоея прославленныя и вся ны помилуй, яко милосердая Предстательница.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Явление предивныя иконы Твоея, Мати Божия, славословим радостно: сия бо, в былии травном светом Божественным сияющая, явися и чудес множество сотвори, яко воистину Твоего к нам благоволения залог Богодарованный.

Яко звезда светозарная, икона Твоя, Пресвятая Богородице Дево, явлением своим Церковь Российскую благодатно озари: лучи бо чудес испущает и верныя души к славословию Бога, всельшагося в Тя, приводит, яко Тобою падшему человечеству благодеющаго.

Единаго от Троицы нетленно рождши, Богородительнице, Матернее к Нему дерзновение имаши: слышит бо молитву Твою Сын Твой и Бог и милостивно к прошению Твоему приклоняется, Егоже не престай молити за род христианский, присно в песнех Тя славящий.

Приими наша хвалебныя гласы, Владычице, и пение смиренное не отвергни, но, яко Сын некогда Твой две лепте вдовицы прият, тако и наше славословие благоугодно да будет пред Тобою. Слава Тебе, Богородице Дево, иконою Твоею честною преславная чудеса творищей, слава Тебе.

Светилен, глас 4

Пречистаго образа Твоего явление, Мати Божия, празднуем светло, ибо в нем Твоих чудотворений величество познаем и Твоих щедрот множество приемлем: милуеши бо и щедриши чтущия Тя и от бед спасаеши уповающия на Тя, Богородице Всепетая и Неискусобрачная.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Ахтырская"

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ахтырская икона Божией Матери



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх