Еретики определение по истории. Кто такой еретик, или Как и почему церковь боролась с еретиками

Образование христианства в начале новой эры стало основой как для создания новых догм, истин и законов, так и новых терминов. Сегодня мы рассмотрим, кто такие еретики, когда они появились и что из себя представляют.

Перед тем, как мы рассмотрим происхождение, историю и дальнейшую судьбу слова «еретик», следует изучить, на какой именно его слог стоит ставить ударение. Итак, в данном термине ударным слогом будет служить третий, а именно – еретИк.

При этом отметим, что данная норма касается исключительно единственного числа данного имени нарицательного. Если требуется произнести данное слово во множественном числе, то стоит перенести акцент на последний слог – еретикИ. Далее, давайте просклоняем данный термин в единственном числе по падежам:

И.п. – еретИк

Р.п. – еретикА

Д.п. – еретикУ

В.п. – еретиА

Т.п. – еретикОм

П.п. – еретикОм

Кстати, по статистике ударение в слове «еретики» знают не более 57% опрошенных.

Стандартная трактовка термина

Как утверждает википедия, еретики – люди, которые осознанно отклоняются от традиционных догматов религии и церкви, которые считаются единственно верными. Они могут как полностью опровергать существующие взгляды, так и предлагать собственный, отличный от «общепринятого» подход к изучению.

Получается, что представители двух различных религиозных течений или учений вполне могут обвинить друг друга в ереси, и данное замечание совсем не будет абсурдным.

В современном мире сложно судить о том, кто же это такой еретик, какими качествами он может обладать и как его опознать в обществе. Все дело в том, что такие понятия, как толерантность, плюрализм и космополитизм наложили весомый отпечаток на религиозный мир.

Значение слова «еретик» сильно изменилось, более того, оно практически выпало из ежедневного обихода современного человека. Однако так было далеко не всегда, и о том, как данный термин появился на свет мы сейчас и узнаем.

Этимология

О том, что значит слово «еретик» знали еще древние греки, и, собственно, это они придумали его. Записывалось оно таким образом: αἵρεσις, что в переводе означает: «школа, выбор, направление или же учение».

Позднее с данным термином начало отождествляться такое понятие, как «секта», но во времена эллинизма секта также имела несколько иной смысл, нежели сейчас.

Кто такой еретик в трактовке дохристианского периода: это человек, который зрит широко и разносторонне, принимает и понимает различные философские течения и учения, умеет сравнивать и анализировать, выводить из общей массы некую золотую середину, которая становится истиной.

Нелишним будет напомнить читателям, что в античный период мир жил по канонам, которые незнакомы даже нам. Государственные законы были строги, однако на их фоне не было религиозного гнета, людей не карали за открытия в области науки или за учение о магии, а всячески поощряли в этом и помогали. Это сложно сравнить даже с современным обществом, которое лишь на первый взгляд свободно, но на деле заковано в догмы, которые прививаются каждому с момента пребывания в утробе матери.

Новое определение тому, кто такие еретики, дали уже после того, как Иисус был распят и воскрес. Именно после его мучительной кончины слова «ересь» и «еретики» обрели новый смысл и впервые стали отождествлением всего нечестивого и злого.

Отступник от новой религии под названием христианство, не признающий Иисуса как единственного Бога, не принимающий новых догм и законов – вот кто такой еретик.

Вопросы об истреблении людей, которые не соглашались принимать христианство, поднимались на вселенских соборах, а также, после того, как христианская церковь срослась с властью при папе римском.

Обратите внимание! Основателей еретического течения, как в рамках одной религии, так и по отношению ко всем религиям (если речь идет об атеизме) называли ересиархами. Всех же остальных последователей, которые шли по стопам своего лидера – еретиками.

Примечательно, что христиане раннего периода давали крайне необъективное определение тому, кто такие еретики. Под данным словом они подразумевали, в первую очередь, иудеев, то есть всех евреев, а следом за ними представителей иных, малых религий, которые развивались преимущественно на востоке.

Гонения со стороны христиан были также направлены на ученых, философов и докторов. Всякого, кто опровергал божественное происхождение мира, полагаясь на научные факты, как мы знаем, казнили на костре.

Из-за таких прискорбных событий погибло множество блистательных ученых, которые сделали огромный вклад в развитие науки.

История христианства и ересь

Еще до наступления темного и жестокого средневековья, а именно в 380 году, значение слова «еретик» было утрировано до крайней степени. Этот ярлык вешали буквально на каждого первого встречного, который случайно мог сделать или сказать что-то не то относительно религии.

А все дело в том, что именно в этом году произошло слияние римской власти и христианской церкви. Ранее представители этой на тот момент молодой религии не имели законной поддержки, поэтому их деяния по истреблению еретиков носили варварский характер.

Воссоединение с Римом развязало руки церкви, и теперь на официальном уровне высшее духовенство имело право издавать указы о казни еретиков.

Впервые, согласно письменным источникам, определение по казни еретика вынесли в 386 году, и касалось оно ересиарха по имени Присциллиан. Он булл осужден за занятия магией, а вместе с ним на казнь пошли также четыре его последователя.

Из школьного курса истории мы знаем, что 16 июля 1054 году произошел Великий Раскол. Христианство поделилось надвое, образовав римско-католическую церковь и православную. Первая установила свое господство над европейскими землями, вторая же расположилась в уголке Восточной Европы, в славянских странах (в том числе и в России), а также в Византии (современная Турция). С этого момента две разные религии с единым корнем стали, так сказать, по различным схемам преследовать и истреблять еретические течения.

Их название:

  1. Католицизм.
  2. Православие.

В первой религии все было более, чем строго, вплоть до абсурда. Помимо того, что гонениям подвергались «секты», которые исповедовали веру в Христа не по католическим канонам (донатизм, монтанизм, марсионизм, арианство), была также объявлена охота на ведьм. Печально, что в руки палачей попадали невинные люди, которые были оклеветаны и обвинены в колдовстве. Аналогичная судьба приключалась и с деятелями науки, докторами и даже некоторыми творческими людьми.

В рамках нашей родной религии — православия — дела обстояли менее жестко и абсурдно. Преследования, конечно же, имели место в истории, однако касались они лиц, которые реально были уличены в колдовстве и чернокнижие, более того, этот факт доказывался неопровержимыми уликами и свидетелями. Только лишь после справедливого суда происходила казнь. В ереси могли обвинить такие течения в рамках христианства, как иконоборчество, гностицизм, иудаизм, несторианство.

Дополнительно отметим, что католическая церковь всегда полагала, что в православии для еретиков было предначертано слишком мягкое наказание, более того, они полагали, что патриархи попросту закрывают глаза на реальных преступников. Тем не менее, католики считали православие раскольнической религией, но не ересью, в отличие от иудаизма.

Парадоксальный факт. Иудаизм – одна из старейших религий, как и сам еврейский народ. Она стала стартом для зарождения ислама, зороастризма, а самое главное – христианства. Да что уж там говорить – Иисус был евреем! Так что с полной уверенностью можно заявить, что претензии Папы римского относительно иудеев были крайне возмутительными и глубоко ошибочными.

Кто подвергся гонениям

На сегодняшний момент крайне сложно сказать, скольких людей казнили за ересь и кем они были. Можно быть уверенным в том, что это были миллионы человек, среди которых большая часть – невиновные. Также отметим, что примеры еретиков чаще всего встречаются в рамках католицизма.

Обратите внимание! Именно в Европе были казнены известные личности, которых обвинили в колдовстве, иносказании и прочих эфемерных грехах.

Главным образом, упомянуть стоит Джордано Бруно. Был он мистиком и поэтом, который однажды познакомился с трудами Николая Коперника.

Узнав из записей почившего уже астронома о том, что Земля – вовсе не центр вселенной, а лишь одна из тысяч ей подобных планет, он начал трубить об этом на весь мир, что крайне возмутило церковь. За подобные «проповеди» его сожгли на костре.

Следующим оказался Галилео Галилей. Он, опять-таки отталкиваясь от наработок Коперника, сделал новое открытие – Земля крутится. За это он провел в заточении более 8-ми лет и в неволе умер.

Мартин Лютер – имя, которое стало основой для рождения нового религиозного течения в рамках христианства – лютеранство. Именно эта ветвь протестантства ныне господствует в Германии, а также имеет свои «филиалы» в иных странах мира. Лютера католики преследовали всю жизнь, но казнить его так и не удалось.

Полезное видео

Подведем итоги

Становление христианства было одним из самых жестоких этапов в истории человечества. Гонениям подверглись как ученые, которые веками трудились в античном мире, так и европейские племена, которые проживали в «своей атмосфере», поклоняясь своим богам и тотемам.

Времена насильственной пропаганды веры в Христа сменились мрачным средневековьем. И даже в это время ересь по-прежнему оставалась главным врагом церкви и истреблялась самым нечеловечным образом.

Еретик - это человек, который проповедует ересь или же принимает ее за истину. Обычно это слово используется в религиозном смысле. Часто различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.

Распространение христианства привело к появлению ереси: еретиком называли каждого, кто не принимал католическую церковь или оспаривал ее законы. В отличие от той информации, которую распространяла церковь, еретики редко были сатанистами или неверующими. Фактически во многих случаях у них была более сильная и крепкая вера в Бога, чем у последователей церкви. Просто еретики полагали, что классические религиозные пути были неправильны, и поэтому решили создать собственное верование.

Что такое ересь?

Ересь относится к аберрации от (как правило, религиозной) ортодоксальной системы убеждений, но все же претендует на то, чтобы придерживаться их. Она отличается от отступничества, поскольку, отказываясь от своей религиозной или политической системы убеждений и раскола, отвергая власть установленных властей религии, ересь все еще принимает некоторые убеждения. Сегодня термин «гетеродоксия» (по факту имеющий значение слова «еретик») является предпочтительным термином среди людей, которые хотят казаться более эрудированными или менее провокационными.

Как написано в пятом томе Сент-Иринея «Против Ересиев», почти любую веру можно назвать ересью. Однако в наше время этот термин используется с такой негативной коннотацией, что определение «еретик» - это для многих людей оскорбление. Лучше в таких ситуациях использовать синонимичные термины: «девиантный», «отклоняющийся», «богохульство».

История

Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.

Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.

Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.

Катаризм и борьба с ним

Катаризм был одной из самых известных еретических сект. Борьба католической церкви с еретиками началась в 1229 году, когда римско-католическая церковь установила инквизицию, чтобы искоренить катаров. Но после сожжения последнего Катара в 1321 году католическая церковь продолжала инквизицию еще в течение нескольких столетий.

Одно из самых известных преследований инквизиции произошло в 1633 году, когда Галилео Галилей был признан «яростно подозреваемым» в ереси и вынужден был отменить свои претензии на гелиоцентризм (несмотря на то что Папа Климент VII пытался побудить Коперника опубликовать свою гелиоцентрическую работу в 1536 году, делая гелиоцентризм, а не геоцентризм ортодоксальной верой).

11 июля 2007 года Папа Бенедикт XVI заявил, что все некатолические церкви являются церковными общинами. Члены этих церковных общин не сомневались в том, что Папа действительно назвал их всех кучей еретиков.

Как ни странно, не все религиозные секты рассматривают друг друга как еретические. Пресвитерианцы и конгрегационалисты с меньшей вероятностью будут придерживаться этого мнения по отношению друг к другу, поскольку они имеют по существу те же самые богословия (кальвинизм), просто практикуя другое церковное государство. Однако пресвитерианцы и конгрегационалисты более склонны рассматривать католиков, мормонов и свидетелей Иеговы как еретиков.

Богословские преследования

Что касается еретиков, то должны соблюдаться два момента: один - на их стороне, другой - на стороне Церкви. На их стороне есть грех, благодаря которому они заслуживают не только отделения от Церкви отлучением, но и отлучения от мира смертью. Так говорил Томас Аквинский.

В целом значение слова «еретик» по толковому словарю следующее: человек, который придерживается религиозных убеждений, которые не совпадают с догмой Римско-католической церкви.

Можно подумать (или надеяться), что такое христианское учение, как, например, «возлюби ближнего», не позволило бы церкви угрожать еретикам чем-либо большим, чем простые попытки убедить их в ошибках. Однако непринятие еретиков официальной церковью было намного серьезнее.

Например, Святой Августин Гиппопот (354-430 гг. н. э.), которого считали одним из самых влиятельных учителей христианства, считал, что как хороший отец не позволяет сыну собирать ядовитую змею или хороший садовник отрезает гнилую ветвь, чтобы спасти остальную часть дерева, так и церковь обязана насильно подавлять ересь. Августин выступал против смертного приговора и призывал принуждать еретиков менять свое мнение.

Еретик - это кто?

Некоторые религиозные группы считаются еретическими другими религиозными группами. Так, Римско-католическая церковь не одобряет протестантскую деятельность, в то время как последние отвечают взаимностью, считая римских католиков еретиками.

К слову, мормоны и свидетели Иеговы воспринимаются Римско-католической и Протестантской церквями как ересь. Существует и противостояние мусульман-суннитов мусульманам-шиитам. Хотя обе эти церкви не воспринимают суфийских мусульман. Так же православные иудеи не принимают веру неортодоксальных евреев.

Ересь - это отход от истины

Так что означают слова «еретик» и «ересь»? Согласно библейскому словарю Тиндейла, греческое слово hairesis означает «выбор» и «группа единомышленников». То есть так можно назвать религиозную секту, объединение. Например, саддукеи и фарисеи были сектами в иудаизме. Саддукеи отрицали воскресение мертвых, а также загробную жизнь, говоря, что душа прекращает свое существовать после смерти. Фарисеи же верили в жизнь после смерти, они были уверены в воскрешении тела, а также видели важность в сохранении ритуалов.

Современные еретики

Сегодня еретик - это слово, использующееся для обозначения представителей любого религиозного учения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или принятых взглядов сообщества.

Большинство современных представителей ереси проповедуют взгляды, которые противоречат тому, что содержится в Библии. Так, к ней относят гностицизм, модальность (идея о том, что Бог - один человек в трех обличиях) и тритеизм, который продвигает идею о том, что Троица на самом деле является тремя отдельными богами.

В Средневековье церковь боролась с еретиками посредством пыток и уничтожения несогласных

Изначально ересью считался любой набор богословских идей, которые в чем-то противоречили общепринятым в церкви или общине канонам. При наличии серьезных противоречий нередко возникала новая община.

Значение слова «еретик» имеет древнегреческие корни. Его переводят как «направление, учение». Греческий термин «ересь» можно встретить и в библейских текстах, где уничтожение еретиков не приветствовалось. В официальном синодальном переводе Библии данный термин иногда переводится, как «разномыслие».

В новое время религиозная составляющая термина ушла на другой план, и ересью стало называться любое вольнодумство или малейшее отклонение от официального мнения.

Чему учили еретики?

Первые христианские ереси появились практически одновременно с официальным христианским вероучением. При всех расхождениях, они все-таки оказали определенное влияние на формирование канонического церковного вероучения.

Период расцвета еретических учений пришелся на 2-4 века н.э., когда появился целый ряд уникальных учений и течений. Некоторые из них сохранились в несколько измененном виде до наших времен.

  • Манихейство . До сих пор идут споры относительно того, что есть манихейство – ересь, ответвление от христианства, парсизм или самостоятельная религия, наравне с мировыми. Появилось манихейство в Месопотамии в 3 веке, затем распространилось по Средней Азии и части Запада. Среди наиболее известных приверженцев данной ереси выделяется Аврелий Августин, около десяти лет бывший сторонником манихейства, позднее обратившийся в официальное христианство и обличавший бывших сторонников.
  • Гностицизм . Данная ересь является смесью христианского и языческого мировоззрений. От язычников пришло неприятие исторических еврейских корней христианства, от христиан – использование некоторых христианских данных в создании собственной системы. Согласно исследованиям некоторых ученых нового времени, гностицизм также испытал определенное влияние буддизма .
  • Арианство – популярная ересь 4-6 веков. Основное отличие от традиционной церкви – неприятие догмата о единосущии. Впервые было признано еретическим учением еще при жизни основателя учения, александрийского священника Ария. Через некоторое время император Константин заинтересовался арианством и начал оказывать поддержку. Особенно распространенным стало арианство в различных германских племенах, представители которых составляли римскую армию. Окончательно учение было признано еретическим на Константинопольском соборе, после этого оно сохранялось в некоторых варварских государствах.
  • Несторианство . Основателем ереси был Константинопольский патриарх Несторий. Учение базировалось на арианстве. Оно было признано ересью в 431 году, патриарх Несторий был сослан, но само вероучение сохранилось до нашего времени, трансформировавшись в Ассирийскую церковь Востока.

Большинство других ересей имели в своей основе несколько основных, перечисленных выше.

Видео о еретиках в Средневековье

Однозначно сказать, в чем состояла суть идей, высказываемых еретиками, нельзя. Некоторые ереси отличались от общепринятой доктрины лишь в нескольких малозначительных нюансах. Другие вероучения развивались в течение нескольких веков, затрагивали глубинные проблемы и постепенно становились самостоятельными и независимыми религиями. Например, согласно православному вероучению последнюю тысячу лет (после Великого Раскола) еретиками являются католики , и наоборот.

Ереси в эпоху Средневековья

Еретики в Средневековье – это чаще всего странствующие монахи и проповедники, которые не относились к какому-либо определенному сословию. Такую прослойку называли вагантами, и туда входили беглые монахи и клирики, актеры и т.д. Зачастую еретическая проповедь того времени – это не теологический спор относительно того, кто более прав, а антицерковное выступление, отрицающее главенство церковной власти, высмеивающее официальное духовенство, обряды и таинства.

Нередко еретические идеи базировались на восточных мифах и учениях, которые приносились на Запад купцами и бродячими вагантами. В результате появлялись довольно причудливые верования.

У средневековых еретиков было мало общих черт. В основе альбигойской ереси лежит гностицизм, вальденсы основывались на своем собственном видении идеалов времен апостолов. Также существовало множество древних ересей, к примеру, антитринитариев.

Популярность средневековых ересей объясняется достаточно просто. Большинство людей не умели читать, и воспринимали то, что говорит ученый человек, как истину. Для светских властей это был лишь способ добыть новых земель и денег.

Борьба церкви с еретиками

Можно выделить несколько этапов борьбы церкви с еретиками: борьбу непосредственно с ересями и борьбу с индивидуальными еретиками. Борьба с ересями иногда доходила до конфликта европейского масштаба – так произошло с альбигойцами. Борьба с отдельными еретиками началась несколько позже, с появлением инквизиции.

Инквизиция появилась в 1215 году, в разгар войны с альбигойцами. Основными функциями нового института были обнаружение ересей, наказание еретиков и предотвращение их распространения.

Одним из самых известных средств борьбы было публичное сожжение еретика. С точки зрения официальной доктрины это было оправдано. Согласно самим инквизиторам, они боролись с ересями в любом их проявлении, а полное уничтожение ересей невозможно без уничтожения их сторонников.

Несмотря на то что казнь еретиков была прерогативой светской власти, невыполнение требований церковного суда было чревато обвинением в ереси и самой светской власти. Поэтому в большинстве случаев приговоры исполнялись.

Многие задаются вопросом, какие методы использовала инквизиция для выявления еретиков, ведь навскидку определить религиозные взгляды человека достаточно трудно. В то время активно использовались различные методы, некоторые из которых сохранились до последнего времени:

  • Пытки.
  • Допросы.
  • Доносы и т.д.

Инквизиторы имели довольно развитую систему пыток. В зависимости от конкретного случая, они могли как сломать волю потенциального еретика, чтобы он признался в том, что принадлежит к ереси, о которой впервые услышал только от инквизиторов, так и отправить особо крепких на дыбу или иное подобное приспособление.

Видео о том, как церковь боролась с еретиками

Допросы еретиков происходили относительно мирно. В процессе инквизитор определял необходимость применения к допрашиваемому пыточных мер. Примеры вопросов, которые задавали инквизиторы, приведены в ряде книг, описывающих историю инквизиции. Они сводились к определению, насколько хорошо возможный еретик осведомлен в официальных религиозных догматах, и следует ли им.

Жертвами активной борьбы с ересями становились как крупные религиозные деятели, так и ученые, чьи исследования противоречили официальным церковным канонам. Так, Галилей избежал костра только в результате отречения, и последние годы жизни прожил под прямым контролем инквизиции. Свою ошибку относительно Галилея церковь признала спустя 350 лет после его смерти.

Следует признать, что нетерпение было обоюдным. Периодически появлялись и новые ереси и секты. Так, в секте таборитов появилось небольшое общество адамитов. Его основатель, Беггард, называл себя Адамом, сыном Бога, воскресителем мертвых и предтечей Апокалипсиса. Приверженцы этой ереси считали, что они живут для уничтожения скверны. Ссылаясь на одну строчку из Библии, по ночам адамиты могли сжигать деревни и села. В результате эта секта была уничтожена по прямому приказу Яна Жижки.

Можно сказать, что вся история религии последних двух тысяч лет – это борьба официальной доктрины с многочисленными еретиками. В некоторых случаях все сводилось к вооруженному конфликту, в других все заканчивалось полюбовно.

Нельзя однозначно сказать, что проповедовали еретики. В каждом случае было свое учение, имеющее отдаленную связь с прочими. Единства у ересиархов не наблюдалось.

Многие учения, официально признанные ересями, сохранились и по сей день. В некоторых странах они получили довольно большое распространение, и нередко количество последователей превышает число прихожан официальной церкви. Сегодня активная борьба с еретиками на Западе практически не ведется.

Как Вы относитесь к церковным методам борьбы с еретиками? Расскажите об этом в

В христианстве, еретиками называют людей, чьи взгляды, мнения или высказывания как-либо отличаются от общепринятой позиции, в данном контексте церкви. Каждый, кто был хоть в чем то, не согласен с мнением священнослужителей средневековья, имея свои взгляды на мир и происходящее, получал «клеймо» еретика. И не важно, обычными они были людьми, вельможами, учеными, гениями, ясновидцами или целителями.

Церковники под прикрытием своей богоизбранности и слепой веры прихожан в то, что только их мнение и трактовка святого письма абсолютно правильны и верны, уничтожали неимоверное количество людей. Получить ярлык еретика в средневековые времена, чаще всего означало верную смерть, на кострах или виселицах инквизиции. Стоит лишь вспомнить, сколько гениальных ученных и изобретателей погибло в те жуткие времена охоты на ведьм и инакомыслящих.

Многие из верующих до сих пор, утверждают, что все описанное в Библии есть истина в последней инстанции, и ее писал сам бог. Не замечая при этом, огромное количество нестыковок в этом самом святом письме. Или просто не хотят замечать?

Вера им заменяет здравый смысл и способность трезво оценивать события, действуя соответственно им.

Церковь на протяжении всей истории своего существования, пыталась превратить целые поколения, в (как они сами говорят) овец господних. А сами становились их пастухами, ведущими к богу, взамен получая богатые урожаи в виде пожертвований. Из этих прихожан создавались армии, безжалостных воинов, убивающие за свою веру. Все кто имел другую веру и не принимал «истинную» христианскую - враги, нелюди, а также еретики заслуживающие смерти.

Но, не смотря на все это, именно еретики, во все времена были теми, кто нес знания, и двигал прогресс человечества. Каким бы мир был сейчас, без еретиков? Мы бы ездили на деревянных повозках запряженных лошадьми, читали бы при свечах. Продолжались бы убийства, ни в чем не повинных женщин и мужчин, обвиненных недоброжелателями в колдовстве. Продолжали бы думать, что земля плоская и можно упасть за ее край. Не имели бы интернета и не сидели бы сейчас за компьютерами, читая строки этой статьи. Именно еретикам мы обязаны всем благам цивилизации, которые имеем и которыми можем пользоваться сейчас в своей жизни.

Церковь называет их иноверцами, заслуживающими смерти и обреченными на вечные муки в аду. А если выйти за рамки религиозного понимания этого термина, то это люди, которые ставят под сомнение устоявшиеся догмы и могут идти против системы и иметь свои взгляды на происходящее.

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. ), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. ), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. ). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

Бытовое понятие термина

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным.

Богословское определение

Производные понятия

  • Ересиа́рх (греч. αἱρεσιάρχης ) - глава еретической религиозной общины, движения.
  • Ерети́к (греч. αἱρετικός ) - приверженец еретической идеологии, член еретической общины.

В христианстве

Ереси в исламе

В исламе любая религиозная ересь («бида ») строго осуждается. При этом ересью считается любое нововведение в религии. К сторонникам ереси применяются термины «мубтади» (еретик), «зиндик» (еретик), а также нередко «кафир» (неверный) или «мунафик» (тайный неверный).

Традиционно еретиками называли друг друга сунниты , ибадиты , шииты , а также шииты разных направлений. Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества , где представлены государства с доминированием каждого из всех трёх течений правительства мусульманских государств обычно признают все три течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными. В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, но допустимым мусульманским (наряду с суннизмом и рядом направлений шиизма) в Иране, где официальная конфессия ислама - шииты-двунадесятники . Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, салафиты , сикхи , бахаи и Нация ислама), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:

См. также

  • Кафир (= Гяур)

Напишите отзыв о статье "Ересь"

Примечания

Литература

  • Булгаков С. В. // Москва: Современник, 1994.
  • о религиях и конфессиях, вошедших в энциклопедию «Народы и религии мира »
  • прот. Иванцов-Платонов . «Ереси и расколы первых веков христианства» (Москва, 1878)
  • Генри Чарльз Ли, Николай Осокин, Лев Карсавин и др. История ересей. - М.: АСТ, 2007. - 576 с. - ISBN 978-5-17-023677-0
  • Барсов Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ересь

В Ростове, также как и во всей армии, из которой он приехал, еще далеко не совершился в отношении Наполеона и французов, из врагов сделавшихся друзьями, тот переворот, который произошел в главной квартире и в Борисе. Все еще продолжали в армии испытывать прежнее смешанное чувство злобы, презрения и страха к Бонапарте и французам. Еще недавно Ростов, разговаривая с Платовским казачьим офицером, спорил о том, что ежели бы Наполеон был взят в плен, с ним обратились бы не как с государем, а как с преступником. Еще недавно на дороге, встретившись с французским раненым полковником, Ростов разгорячился, доказывая ему, что не может быть мира между законным государем и преступником Бонапарте. Поэтому Ростова странно поразил в квартире Бориса вид французских офицеров в тех самых мундирах, на которые он привык совсем иначе смотреть из фланкерской цепи. Как только он увидал высунувшегося из двери французского офицера, это чувство войны, враждебности, которое он всегда испытывал при виде неприятеля, вдруг обхватило его. Он остановился на пороге и по русски спросил, тут ли живет Друбецкой. Борис, заслышав чужой голос в передней, вышел к нему навстречу. Лицо его в первую минуту, когда он узнал Ростова, выразило досаду.
– Ах это ты, очень рад, очень рад тебя видеть, – сказал он однако, улыбаясь и подвигаясь к нему. Но Ростов заметил первое его движение.
– Я не во время кажется, – сказал он, – я бы не приехал, но мне дело есть, – сказал он холодно…
– Нет, я только удивляюсь, как ты из полка приехал. – «Dans un moment je suis a vous», [Сию минуту я к твоим услугам,] – обратился он на голос звавшего его.
– Я вижу, что я не во время, – повторил Ростов.
Выражение досады уже исчезло на лице Бориса; видимо обдумав и решив, что ему делать, он с особенным спокойствием взял его за обе руки и повел в соседнюю комнату. Глаза Бориса, спокойно и твердо глядевшие на Ростова, были как будто застланы чем то, как будто какая то заслонка – синие очки общежития – были надеты на них. Так казалось Ростову.
– Ах полно, пожалуйста, можешь ли ты быть не во время, – сказал Борис. – Борис ввел его в комнату, где был накрыт ужин, познакомил с гостями, назвав его и объяснив, что он был не статский, но гусарский офицер, его старый приятель. – Граф Жилинский, le comte N.N., le capitaine S.S., [граф Н.Н., капитан С.С.] – называл он гостей. Ростов нахмуренно глядел на французов, неохотно раскланивался и молчал.
Жилинский, видимо, не радостно принял это новое русское лицо в свой кружок и ничего не сказал Ростову. Борис, казалось, не замечал происшедшего стеснения от нового лица и с тем же приятным спокойствием и застланностью в глазах, с которыми он встретил Ростова, старался оживить разговор. Один из французов обратился с обыкновенной французской учтивостью к упорно молчавшему Ростову и сказал ему, что вероятно для того, чтобы увидать императора, он приехал в Тильзит.
– Нет, у меня есть дело, – коротко ответил Ростов.
Ростов сделался не в духе тотчас же после того, как он заметил неудовольствие на лице Бориса, и, как всегда бывает с людьми, которые не в духе, ему казалось, что все неприязненно смотрят на него и что всем он мешает. И действительно он мешал всем и один оставался вне вновь завязавшегося общего разговора. «И зачем он сидит тут?» говорили взгляды, которые бросали на него гости. Он встал и подошел к Борису.
– Однако я тебя стесняю, – сказал он ему тихо, – пойдем, поговорим о деле, и я уйду.
– Да нет, нисколько, сказал Борис. А ежели ты устал, пойдем в мою комнатку и ложись отдохни.
– И в самом деле…
Они вошли в маленькую комнатку, где спал Борис. Ростов, не садясь, тотчас же с раздраженьем – как будто Борис был в чем нибудь виноват перед ним – начал ему рассказывать дело Денисова, спрашивая, хочет ли и может ли он просить о Денисове через своего генерала у государя и через него передать письмо. Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. Борис заложив ногу на ногу и поглаживая левой рукой тонкие пальцы правой руки, слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного, то глядя в сторону, то с тою же застланностию во взгляде прямо глядя в глаза Ростову. Ростову всякий раз при этом становилось неловко и он опускал глаза.
– Я слыхал про такого рода дела и знаю, что Государь очень строг в этих случаях. Я думаю, надо бы не доводить до Его Величества. По моему, лучше бы прямо просить корпусного командира… Но вообще я думаю…
– Так ты ничего не хочешь сделать, так и скажи! – закричал почти Ростов, не глядя в глаза Борису.
Борис улыбнулся: – Напротив, я сделаю, что могу, только я думал…
В это время в двери послышался голос Жилинского, звавший Бориса.
– Ну иди, иди, иди… – сказал Ростов и отказавшись от ужина, и оставшись один в маленькой комнатке, он долго ходил в ней взад и вперед, и слушал веселый французский говор из соседней комнаты.

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх