Двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания (2) - Реферат

Дыхательная система состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. Дыхание - это единый процесс, состоящий из трех неразрывных звеньев: внешнего дыхания, то есть газообмена между внешней средой и кровью легочных капилляров, происходящего в легких; переноса газов, осуществляемого системами кровообращения и крови; тканевого дыхания, то есть газообмена между кровью и клеткой, в процессе которого клетки потребляют кислород и выделяют углекислоту.

Система внешнего дыхания состоит из верхних дыхательных путей, бронхов, легких, грудной клетки и дыхательных мышц (см. рис. ).

1 - лобная пазуха; 2 - решетчатая кость; 3 - гайморовая пазуха; 4 - носоглотка; 5 - ротовая часть глотки; 6 - гортанная часть глотки; 7 - гортань; 8 - трахея; 9 - верхушка легкого; 10 - межреберные мышцы; 11 - диафрагма; 12 - сердце; 13 - ветви нижне-долевого бронха; 14 - ребра; 15 - правый бронх; 16 - альвеолы

Бронхиальная астма

Относится к аллергическим заболеваниям, основное проявление - приступ удушья, обусловленный нарушением проходимости бронхов.

Заболевание нередко начинается приступообразным кашлем, сопровождающимся одышкой с отхождением скудного количества стекловидной мокроты (астматический бронхит, предастма). Для бронхиальной астмы характерно появление легких, средней тяжести или тяжелых приступов удушья. Течение заболевания циклическое: фаза обострения сменяется обычно ремиссией.

Занятия физкультурой, лечебной гимнастикой проводятся в период ремиссии. В зависимости от течения заболевания включают дозированную ходьбу, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Показана сауна (баня), массаж грудной клетки, дыхательной мускулатуры, мышц спины и пр.

Примерный комплекс ЛГ при бронхиальной астме

1. И. п. - лежа на спине, руки расположены на грудной клетке. На высоте выдоха сдавить грудную клетку руками. 5-7 раз.

2. И. п. - лежа. По очереди сгибание ног. Выдох сделать медленно. 3-5 раз.

3. И. п. - лежа. Руки в стороны - вдох, обхватить себя - выдох. 3-6 раз.

4. И. п. - сидя. Сгибание ноги - вдох, выпрямление - выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

5. И. п. - сидя, руки в стороны. Повороты туловища влево-вправо. 5-7 раз.

6. И. п. - сидя. Руки вверх - вдох, наклон вперед - выдох. 4-6 раз. Акцент на выдох.

7. И. п. - сидя, руки на поясе. По очереди выпрямление ног и рук. 5-7 раз.

8. И. п. - сидя, руки на коленях. Отведение плеч назад - вдох; наклон вперед, плечи опущены - выдох. 4-6 раз.

9. И. п. - стоя. Наклоны туловища влево-вправо. 5-7 раз.

10. И. п. - стоя. По очереди отведение ног назад. 6-8 раз.

11. И. п. - стоя. Руки вверх - вдох, наклон туловища, руки опущены - выдох. 3-6 раз. Акцент на выдох.

12. И. п. - стоя, руки в «замок», вращение туловища 5-8 раз.

13. И. п. - стоя. По очереди отведение ноги и рук. 5-7 раз. Дыхание свободное.

14. И. п. - стоя. Отведение рук и плеч назад - вдох, опустить голову и плечи - выдох. 4-6 раз.

15. И. п. - руки в стороны. Наклоны вперед, руки, скрестно - выдох. 3-5 раз.

16. И. п. - сидя, руки к плечам. Отвести локти назад - вдох, наклон вперед, локти касаются грудной клетки - выдох. 4-6 раз.

17. И. п. - руки на пояс. Наклоны влево-вправо. 5-7 раз.

18. И. п. - стоя. Прогнуться - вдох, наклон вперед, руки расслаблены - выдох. 3-6 раз. ТМ.

19. Ходьба по комнате или на месте 30-60 с. ТС.

Примечание : кроме указанных упражнений, выполняются дыхательные упражнения с выдохом через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с) звуков или их соединений, например: бре, бри, бру и т.п.

Эмфизема легких

Заболевание связано с расширением альвеол, атрофией альвеолярных перегородок, пониженной эластичностью легочной ткани. Постоянными симптомами эмфиземы легких являются одышка, кашель и др. При помощи лечебной физкультуры достигается улучшение дыхания, и особенно выдоха, укрепляются межреберные и мышцы брюшного пресса, увеличивается подвижность диафрагмы.

Хронический бронхит

Для хронического бронхита характерен кашель по утрам с отхождением слизистой мокроты. Kашель появляется днем и ночью, часты обострения заболевания при холодной, сырой погоде.

Примерный комплекс лечебной физкультуры при заболеваниях легких (эмфизема, бронхит и др.)

1. Ходьба на месте с изменением темпа. 30 с. Дыхание равномерное.

2. И. п. - стоя, руки в стороны. Повороты туловища влево-вправо. ТМ. 6-8 раз в каждую сторону.

3. И. п. - стоя, руки на поясе. Наклоны влево-вправо. ТС. 5-7 раз в каждую сторону.

4. И. п. - стоя. Руки в стороны - вдох, наклон туловища вперед, обхватив грудную клетку - выдох. ТС. 4-6 раз.

5. И. п. - сидя, руки на поясе. Выпрямить правую ногу, руки вперед - вдох; вернуться в и. п. - выдох. ТС. 5-7 раз каждой ногой.

6. И. п. - сидя. Отвести руки в стороны - вдох, наклон вперед - выдох. ТМ. 4-6 раз.

7. И. п. - стоя, руки на поясе. Наклоны влево-вправо. ТС. 5-7 раз в каждую сторону.

8. И. п. - руки к плечам. Вращением рук вперед-назад. ТС. 5-8 раз вперед и назад.

9. И. п. - стоя левым боком у стула. Наклоны влево-вправо. ТС. 4-6 раз в каждую сторону.

10. И. п. - стоя. Отвести левую ногу назад, руки вверх - вдох; вернуться в и. п. - выдох. То же с другой ноги. ТС. 5-7 раз каждой ногой.

11. И. п. - стоя. Руки вверх - вдох; наклон головы, плеч (руки при этом опущены) - выдох. ТМ. 4-6 раз.

12. И. п. - сидя. Руки к плечам - вдох; локти опустить, наклон вперед - выдох. ТМ. 4-6 раз.

13. И. п. - стоя. Руки вверх - вдох; присесть - выдох. ТС. 5-7 раз.

14. И. п. - стоя, гимнастическая палка сзади. Отведение рук назад, при этом прогнуться. ТМ. 4-6 раз. Дыхание равномерное.

15. И. п. - стоя в наклоне, руки вперед. Повороты туловища влево-вправо. ТС. 5-7 раз в каждую сторону.

16. И. п. - стоя, руки вверху. Наклоны вперед. ТМ. 4-6 раз.

17. Ходьба по комнате 30-60 с.

Примерный комплекс ЛГ при хронической пневмонии и бронхите

Пневмония

K ним относятся острые и хронические заболевания, характеризующиеся воспалением паренхимы, или интерстициальной ткани легких.

При острых пневмониях выполняется комплекс дыхательной гимнастики с включением упражнений в покашливании. Проводится массаж грудной клетки с разогревающими мазями и последующим укутыванием больного одеялом (обернув предварительно грудную клетку махровым полотенцем).

Примерный комплекс лечебной гимнастики при хронической пневмонии

1. И. п. - лежа. Одну руку положить на живот, другую - на грудь, «дышать животом» 30 с.

2. И. п. - то же. Руки вверх, ноги согнуть в коленных суставах - вдох. Руки вниз, ноги выпрямить - выдох. 5-6 раз.

3. И. п. - то же. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Руки в стороны - вдох, обхватить ими себя - выдох. 4-6 раз.

4. И. п. - то же. Ноги подтянуть к животу, руками взяться за колени - вдох; ноги выпрямить, руки вниз - выдох. 6-8 раз.

5. И. п. - то же, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки на груди. Повороты ног влево и вправо. По 4-6 раз в каждую сторону.

6. И. п. - сидя на стуле. Руки в стороны - вдох, обхватить себя руками - выдох. 5-6 раз.

7. И. п. - то же. Руки к плечам. Вращение рук вперед и назад. По 6-8 раз.

8. И. п. - то же. Руки на живот, «дышать животом» 30-60 с.

9. И. п. - то же. Руки вверх - вдох, наклониться вперед - выдох. Вдох делать через нос, а более продолжительный выдох через рот. 5-6 раз.

10. «Ходьба» сидя 20-30 с.

11. И. п. - стоя. Руки с мячом вперед. Повороты туловища вправо и влево. По 4-6 раз в каждую сторону.

12. И. п. - то же. Руки с мячом вверх - вдох, руки вниз - выдох. 6-8 раз.

13. И. п. - то же. Вращение рук в плечевых суставах влево и вправо. По 6-8 раз в каждую сторону.

14. Ходьба на месте 30-40 с, бег на месте 15-30 с. Полезны дыхательные упражнения во время ходьбы.

Английский
органы дыхания – respiratory apparatus
бронхиальная астма – bronchial asthma
эмфизема легких – emphysema
хронический бронхит – chronic bronchitis
пневмония – pneumonia
дыхательная система – respiratory system (systema respiratorium)


В последние годы отмечается неуклонный рост количества больных с заболеваниями органов дыхания в связи с развитием промышленности и урбанизации.

При различных заболеваниях дыхательного аппарата функция его нарушается, вследствие чего развивается дыхательная недостаточность разной степени:

1степень скрытая, проявляется одышкой при небольшой физической нагрузке, которая у здорового не вызывается.

Во 2степени она наступает при незначительном напряжении.

3 степень характеризуется одышкой в покое.

Изменение функции внешнего дыхания может возникнуть вследствие: ограничения подвижности грудной клетки и легких; уменьшения дыхательной поверхности легких; нарушения проходимости воздухоносных путей; ухудшение эластичности легочной ткани; снижение диффузионной способности легких; нарушения регуляции дыхания и кровообращения в легких.

Заболевания дыхательных путей можно условно разделить на две группы:

1-я группа – воспаления – острые и хронические бронхит, пневмония, плеврит.

2-я группа – воспаление + аллергия – бронхиальная астма.

В результате этих заболеваний происходит:

Нарушение регуляции дыхания со стороны нервной системы;

Нарушение соотношения вдох – выдох;

Воспаление (бронхов, легких, плевры) с нарушением кровоснабжения;

Спазм гладкой мускулатуры бронхов;

Уменьшение дыхательной поверхности бронха;

Нарушение дренажной функции бронхов;

Ограничение подвижности грудной клетки.

Клинические проявления или симптомы зависят от формы заболевания, но есть и общие признаки:

· одышка (бывает трех видов: инспираторная – когда затруднен вдох, экспираторная – затруднен выдох, и смешанная).

· Кашель (в одних случаях выполняет назначение защитного механизма – например, если надо «вытолкнуть» из дыхательных путей инородное тело или избыток бронхиального секрета – мокроту, в других только усугубляет спазм бронхов – например, при бронхиальной астме).

· Отделение мокроты.

· Приступы удушья (бронхоспазм).

· Боли в области грудной клетки.

Механизмы лечебного действия физических упражнений.

Физические упражнения, возбуждая дыхательный центр рефлекторным и гуморальным путем, способствуют улучшению вентиляции и газообмена в легких, ликвидируя либо уменьшая дыхательную недостаточность.

Под влиянием занятий ЛФК повышаются общий тонус организма, его сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды, улучшается нервно-психическое состояние больного.

Физические упражнения, укрепляя дыхательные мышцы, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Систематические и целенаправленные упражнения, усиливая крово- и лимфообращение в легких и грудной клетке, способствуют более быстрому рассасыванию воспалительного инфильтрата и экссудата.

Основы методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

Особенностью методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания является широкое применение специальных дыхательных упражнений. В первую очередь больные обучаются произвольному изменению частоты глубины и типа дыхания (грудной – верхнегрудное и нижнегрудное дыхание, диафрагмальный или брюшной и смешанный), удлиненному выдоху, который может дополнительно увеличиваться за счет произношения звуков и их сочетаний.

Очень важным является выбор правильного исходного положения больного при динамических и статических дыхательных упражнениях, которое позволяет усилить вентиляцию в левом или правом легком, нижнем, среднем или верхнем его отделах. Следует применять дренажные исходные положения, способствующие удалению мокроты и гноя из бронхов.

Например, если очаг воспаления находится переднем сегменте верхней доли правого легкого , больной сидя должен отклониться назад, при дренировании заднего сегмента – вперед, при дренировании верхушечного сегмента – влево. В фазе выдоха инструктор оказывает давление на верхнюю часть грудной клетки справа. Вибрационный массаж или легкое поколачивание во время выдоха способствуют отхождению мокроты.

При дренировании средней доли правого легкого больной должен лежать на спине, подтянув к груди ноги и откинув назад голову, или на животе и здоровом боку.

Дренирование нижней доли правого легкого осуществляется в положении больного лежа а левом боку, с прижатой к груди левой рукой. Ножной конец кровати при этом должен быть приподнят на 40 см. чтобы избежать затекания отделяемого в здоровое легкое, рекомендуется заканчивать эту процедуру дренированием здорового легкого.

При выполнении динамических дренажных упражнений определенную роль играет выбор исходных положений. Так, например, при локализации гнойного процесса в верхней доле легкого наиболее полное опорожнение полости будет достигнуто при выполнении упражнений в исходных положениях сидя и стоя. Исходное положение на здоровом боку, лежа на спине, рекомендуется при локализации процесса в средней доле правого легкого. При расположении гнойного процесса в нижней доле легкого наиболее эффективное дренирование полости осуществляется в исходном положении больного лежа на животе и здоровом боку. Частая смена исходных положений, активные движения, связанные с поворотами туловища, являются благоприятными факторами, улучшающими опорожнение гнойных подлостей.

В комплексах лечебной гимнастики и в самостоятельных занятиях должны предусматриваться упражнения на укрепление дыхательной мускулатуры.

Противопоказания к назначению ЛФК:

1. тяжелое состояние при остром заболевании;

2. высокая температура;

3. выраженная дыхательная (3-ей степени) и сердечная недостаточность;

4. резко выраженное обострение хронического заболевания;

5. частые приступы удушья.

Острая и хроническая пневмония.

Пневмония (воспаление легких) – тяжелое инфекционное заболевание, вызываемое микробами, вирусами и их сочетаниями.

Заболевание может протекать остро и хронически.

Острая пневмония бывает очаговой и крупозной.

Симптомы:

Высокая температура;

Боль в боку при дыхании;

Кашель (сухой, потом влажный);

Интоксикация;

Нарушение деятельности сердечно сосудистой и других систем организма.

Очаговая пневмония – это воспаление небольших участков легочной ткани с вовлечением в процесс альвеол и бронхов.

Крупозная пневмония – острое инфекционное заболевание, при котором воспалительный процесс захватывает целую долю легкого.

Течение крупозной пневмонии, по сравнению с очаговой, более тяжелое, так как в процесс вовлекается целая доля или все легкое.

Лечение комплексное: медикаментозное (антибактериальные, жаропонижающие, противовоспалительные и отхаркивающие препараты), ЛФК и массаж.

ЛФК назначается после снижения температуры и улучшения общего состояния.

Задачи ЛФК:

1. Повышение общего тонуса организма больного;

2. Усиление крово- и лимфообращения в легких с целью ускорения рассасывания экссудата и предупреждения осложнений;

3. Активизация тканевого обмена с целью улучшения трофических процессов в тканях;

4. Увеличение легочной вентиляции, нормализация глубины дыхания, увеличение подвижности диафрагмы, выведение мокроты.

5. Предупреждение образования спаек в полости плевры.

6. Адаптация дыхательного аппарата к физической нагрузке.

Методика ЛФК зависит от двигательного режима, на котором находится больной.

Постельный режим. (3 –5дней)

Упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и больном боку. Используются простые гимнастические упражнения малой интенсивности и дыхательные упражнения.

Начинают занятие с выполнения простых упражнений для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей; упражнения для мышц туловища выполняются с небольшой амплитудой.

Применяются статические и динамические дыхательные упражнения. Сначала не допускается углубленное дыхание, так как оно может вызвать болезненные ощущения в грудной клетке. Для нормализации учащенного дыхания, которое возникает у больного пневмонией, применяются упражнения в урежении дыхания. Выдох должен быть продолжительным, что способствует улучшению вентиляции легких.

Продолжительность занятия – 10-15 мин; количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Темп выполнения медленный. Соотношение гимнастических и дыхательных упражнений – 1:1 или 1:2.

Полупостельный или палатный режим. (5 – 7-9день).

Исходные положения любые в зависимости от состояния больного – лежа на спине, на боку, сидя на стуле и стоя.

Физические упражнения выполняются с большой амплитудой.

Нагрузка повышается за счет увеличения количества общеукрепляющих упражнений, участия более крупных мышечных групп, использования на занятиях различных предметов, а также использования дозированной ходьбы.

Специальными упражнениями являются – дыхательные упражнения статического и динамического характера, повороты и наклоны туловища в сочетании с дыхательными упражнениями (для предотвращения образования спаек).

Продолжительность занятия возрастает до 20-25 минут, количество повторений каждого упражнения – 6-8 раз, темп средний.

Свободный или общий режим. (10-12 день пребывания в стационаре).

Задачи ЛФК сводятся к ликвидации остаточных воспалительных явлений в легких, полному восстановлению дыхательной функции и ее адаптация к различным нагрузкам.

Назначают гимнастические упражнения для всех мышечных групп, используют снаряды и предметы, увеличивается дистанция и время ходьбы.

Продолжительность занятий увеличивается до 25-30 минут.

Хроническая пневмония – результат неполного излечения острой пневмонии. Заболевание характеризуется разрастанием соединительной ткани (пневмосклероз), образованием спаек, снижением эластичности легки, ведущей к нарушению вентиляции и легочной недостаточности.

Различают: период обострения

период ремиссии.

Период обострения протекает как острая пневмония.

В период ремиссии наблюдается хроническая интоксикация, дыхательная недостаточность, пневомсклероз, или могут развиваться бронхоэктазы (деформация бронхов).

ЛФК назначается во время стихания воспалительных явлений и улучшения общего состояния больного.

Методика ЛФК мало чем отличается от методики при острой пневмонии. Особое внимание необходимо уделять специальным дыхательным упражнениям, которые способствуют развитию полноценного дыхания.

В стадии ремиссии помимо ЛГ и УГГ применяются игры, плавание, гребля, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, прогулки, экскурсии, туризм, закаливающие процедуры.

Плеврит.

Плеврит – это воспаление листков плевры, покрывающих легкие, внутреннюю поверхность грудной клетки и диафрагму.

Плеврит всегда вторичен, т.е. проявляется как осложнение при пневмонии, туберкулезе и других болезнях.

Плеврит бывает сухой и экссудативный.

Сухой плеврит – это воспаление плевры с образованием на ней минимального количества жидкости. На поверхности плевры образуется налет белка фибрина. Поверхность плевры становится шероховатой; в результате при дыхательных движениях затрудняется дыхание, возникают боли в боку, усиливающие при углублении дыхания и кашле.

Экссудативный плеврит – это воспаление плевры с выпотеванием в плевральную полость жидкого экссудата, который смещает и сдавливает легкое. Тем самым, ограничивая его дыхательную поверхность и затрудняя дыхательные движения. После рассасывания выпота могут образовываться спайки, ограничивающие экскурсию грудной клетки и легочную вентиляцию.

Задачи ЛФК:

1. общеукрепляющее влияние на организм больного;

2. стимуляция крово- и лимфообращения с целью уменьшения воспаления в плевральной полости;

3. профилактика развития спаек;

4. восстановление правильного механизма дыхания и нормальной подвижности легких;

5. повышение толерантности к физическим нагрузкам.

Постельный режим.

Упражнения выполняются лежа на спине или на больном боку. Применяются несложные упражнения для мелких и средних мышечных групп, выполняемые в медленном темпе.на этом режиме дыхание не углубляется и специальные дыхательные упражнения не используются. Продолжительность занятий 8-10 минут. Спустя 2-5 дней больного переводят на

Палатный режим. Используются исходные положения лежа на здоровом боку (выполняются статические ДУ), сидя и стоя. Для профилактики формирования спаек используются наклоны и повороты туловища в сочетании с дыхательными упражнениями. Продолжительность занятий 20-25 минут.

На свободном режиме используются специальные упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки. В зависимости от того, где сформировались спайки, изменяется специфика упр.

В боковых отделах – наклоны и повороты туловища в сочетании с акцентированным выдохом. В нижних отделах грудной клетки - наклоны и повороты туловища сочетаются уже с глубоким вдохом. В верхних частях – необходимо зафиксировать таз и нижние конечности, что достигается в и.п. сидя на стуле. Для повышения эффекта используют отягощения. Продолжительность занятия 30-40минут.

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма – это инфекционно-аллергическое заболевание, характеризующееся приступами экспираторной одышки (удушья), возникающими вследствие спазма мелких и средних бронхов. Механизм дыхания резко нарушается, особенно выдох.

Факторы, способствующие развитию бронхиальной астмы.

1-я группа внешние факторы:

1. различные аллергии – неинфекционные аллергены (пыльцевые, пылевые, производственные, пищевые, лекарственные, табачный дым);

2. инфекционный фактор (вирусы, бактерии, грибки);

3. механические и химические раздражители (пары кислот, щелочей и т.п.)

4. физические и метеорологические факторы (изменения температуры и влажности воздуха, колебания атмосферного давления);

5. стрессовые и нервно-психические воздействия.

2-я группа – внутренние факторы:

1. биологические дефекты иммунной, эндокринной и вегетативной нервной системы;

2. дефекты чувствительности и реактивности бронхов;

3. дефекты обмена веществ и системы быстрого реагирования.

Клиническая картина.

В течении заболевания выделяют период обострения и межприступный период.

Во время приступа у больного отмечается громкое дыхание, сопровождающееся свистом и хрипами. Больной не может выдохнуть воздух. Он опирается руками о стол, чтобы фиксировать пояс верхних конечностей, благодаря чему вспомогательные дыхательные мышцы принимают участие в дыхании.

В межприступном периоде при отсутствии осложнений бронхиальной астмы симптомов нет, но с течением времени появляются осложнения: легочные- эмфизема легких, дыхательная недостаточность, пневмосклероз; внелегочные – сердечная недостаточность, поражение мышцы сердца.

Задачи ЛФК:

1. уравновешивание процессов торможения и возбуждения в ЦНС.

2. уменьшение спазма бронхов и бронхиол;

3. увеличение силы дыхательных мышц и подвижности грудной клетки;

4. предупредить развитие эмфиземы легких;

5. активизация трофических процессов в тканях;

6. овладение навыком управления фазами дыхания во время приступа с целью облегчить его;

7. обучение удлиненному выдоху.

Курс ЛФК в стационарных условиях включает 2 периода: подготовительный и тренировочный.

Подготовительный период обычно непродолжителен (2 – 3 дня) и служит для ознакомления с состоянием больного, направлен на обучение методике управления дыханием.

Тренировочный период длится 2 – 3 недели.

Занятия проводятся в исходных положениях сидя, стоя с опорой о стул, стоя. Формы занятий следующие: ЛГ, УГГ, дозированные прогулки.

В занятиях ЛГ используются специальные упражнения:

1. дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;

2. дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующие рефлекторному уменьшению спазма бронхов и бронхиол;

3. упражнения на расслабление мышц пояса верхних конечностей;

4. диафрагмальное дыхание.

Звуковая гимнастика – это специальные упражнения в произнесении звуков. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя – при звуках б, г, д, в, з; наименьшая - при звуках – м, к, л, р.

На санаторном или поликлиническом этапах с редкими приступами используются дозированная ходьба, спортивные игры.

Бронхиты.

Бронхит – это воспаление слизистой оболочки бронхов.

Различают острые и хронические бронхиты.

При остром бронхите происходит острое воспаление трахеобронхиального дерева.

Причины: инфекции (бактерии, вирусы), воздействие механических и химических факторов. Факторы, способствующие развитию заболевания, - охлаждение, курение, употребление алкоголя, хроническая очаговая инфекция в верхних дыхательных путях и др.

Острый бронхит проявляется кашлем, а также ощущением сжатия за грудиной; температура невысокая. В последующем кашель усиливается, появляется мокрота; порой отмечается одышка, возникают боли в груди, голос становится хриплым.

Хронический бронхит – это хроническое воспаление бронхов, которое преимущественно является следствием острого бронхита и характеризуется длительным течением.

При бронхитах имеют место гиперемия и набухание слизистой бронхов, не редко со скоплением в них мокроты, затрудняющей дыхание и усиливающей кашель.

Применение ЛФК наиболее эффективно в начальной стадии бронхита, когда он не осложнен другими заболеваниями.

Задачи ЛФК:

1. укрепление и закаливание организма больного, а также профилактика возможных осложнений;

2. улучшение вентиляции легких;

3. укрепление дыхательной мускулатуры;

4. облегчение откашливания и отхождения мокроты.

При хроническом бронхите ЛФК применяется в форме ЛГ. Широко используются упражнения для верхних конечностей, плечевого пояса и туловища, чередующиеся с ДУ (с акцентом на усиление выдоха), а также корригирующие упражнения (для правильного положения грудной клетки) и элементы самомассажа грудной клетки. При затруднении выведения мокроты используют элементы дренажной гимнастики. В целях усиления вентиляции легких и улучшения проходимости воздуха по бронхиальному дереву используется «звуковая гимнастика».

При остром бронхите методика ЛФК аналогична методике при пневмонии в периоды палатного и свободного режимов.



2. ЛФК ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 3

2.1 ЛФК ПРИ ОСТРОМ БРОНХИТЕ И ПНЕВМОНИИ 4

Исходное положение: лежа на спине 4

Исходное положение: сидя на стуле 5

Исходное положение: лежа на спине 6

Исходное положение: стоя 6

2.1.1. ДРЕНАЖНАЯ ГИМНАСТИКА 8

Дренажная гимнастика направлена в основном на то, чтобы улучшить выведение мокроты. Для этого выполняют упражнения для различных групп мышц, используют частую смену исходных положений. Большинство упражнений выполняют из исходного положения лежа на спине или на животе на кушетке без подголовника. Дренажу нижних долей легких лучше всего способствуют физические упражнения, связанные с напряжением мышц брюшного пресса: сгибание ног в коленях и тазобедренных суставах при одновременном надавливании на живот; «ножницы» (разведение и скрестное сведение выпрямленных приподнятых ног в положении лежа на спине); движения обеими ногами, как при плавании кролем; «велосипед». 8

После каждого упражнения надо откашлять мокроту. 8

Исходное положение: лежа на спине на кушетке без подголовника 8

2.2 ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ХОБЛ 10

Примерный комплекс упражнений для больных «слабой» группы 11

Примерный комплекс упражнений для больных «средней» группы 12

Примерный комплекс упражнений для больных «сильной» группы 13

Исходное положение: сидя на стуле 17

2.2.1 ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА 18

2.2.2 РЕСПИРАТОРНАЯ ГИМНАСТИКА 20

Комплекс упражнений респираторной гимнастики 20

Исходное положение: стоя 20

Исходное положение: сидя 21

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

4. ЛИТЕРАТУРА 23

1. ВВЕДЕНИЕ

В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения. Уровень заболеваемости очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп.

Лечебное действие физических упражнений при заболевании дыхательного аппарата основано на возможности произвольно регулировать глубину и частоту дыхания, длительность фаз дыхания, дыхательных пауз, уменьшать или увеличивать вентиляцию в разных отделах легких, восстанавливать наиболее физиологичный смешанный тип дыхания в покое и при мышечной деятельности. Специальные упражнения позволяют укрепить дыхательную мускулатуру, увеличить экскурсию грудной клетки и диафрагмы, способствует растяжению спаек.

Лечебная физкультура (ЛФК) - это необходимая составляющая профилактики и лечения заболеваний органов дыхания. ЛФК поддерживает нормальную жизнедеятельность и улучшает общее состояние организма. А если гимнастика регулярна, то укрепляется иммунитет и человек заболевает реже. Особенно важно использовать ЛФК при лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые трудно вылечить медикаментозной и другой терапией.

Задачи ЛФК:

    оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

    улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

    уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

    ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

    уменьшить проявление бронхоспазма;

    увеличить отделение мокроты;

    стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

Противопоказания для занятий ЛФК: дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

2. Лфк при заболеваниях дыхательной системы

Дыхательная система и ее функция слишком зависят от окружающей среды и слишком быстро реагируют на любые внешние факторы и на любое повреждение. При этом реакция дыхательных путей на все, что происходит вокруг, выражается преимущественно в двух симптомах - кашле и одышке.

Заболевания дыхательных путей, при всем их разнообразии, можно условно разделить на две группы. В первую группу попадут те болезни, при которых выделяется - или должна выделяться - мокрота, соответственно основным симптомом является кашель, причем кашель продуктивный. Это острый бронхит, пневмония, а также хронический бронхит без явлений обструкции (то есть без сужения дыхательных путей) и бронхоэктазы (расширения бронхов). Ко второй группе можно отнести заболевания, связанные в основном с затруднениями дыхания, или одышкой, по причине сужения бронхов, что происходит чаще всего в результате спазма их мускулатуры и отека слизистой оболочки. Это, прежде всего бронхиальная астма и астматический бронхит, а также обыкновенный хронический бронхит, протекающий с явлениями обструкции, который в настоящее время объединяют в одну группу с эмфиземой и некоторыми другими заболеваниями и называют хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ).

В лечении всех заболеваний дыхательных путей огромное значение имеет лечебная гимнастика, и в первую очередь - дыхательные упражнения, причем динамические, то есть такие, при которых дыхание сочетается с физическими упражнениями. Конечно, любое движение сопровождается дыханием, и в этом смысле человек ежеминутно занимается дыхательной гимнастикой, которую, однако, никак нельзя назвать лечебной. Разные упражнения по-разному влияют на фазы дыхания (вдох и выдох), подвижность грудной клетки и диафрагмы, работу мышц, прямо или косвенно участвующих в акте дыхания, и т.п. Соответственно дыхательная гимнастика может быть лечебной только в том случае, если упражнения подобраны правильно для данного человека - в зависимости от диагноза, стадии заболевания, локализации патологического процесса, степени нарушения дыхания, общего состояния и др.

2.1 Лфк при остром бронхите и пневмонии

Острым бронхитом хотя бы раз в жизни болел каждый человек. Это заболевание, если его лечить правильно, в большинстве случаев проходит без следа. Однако острый бронхит иногда осложняется пневмонией, а также может принять хроническое течение.

Пневмония может вызываться самыми разнообразными микроорганизмами: бактериями, вирусами, патогенными грибами, а также условно-патогенной микрофлорой, которая в норме мирно существует в организме человека и становится агрессивной при определенных условиях.

Пневмония бывает очаговая и крупозная, односторонняя и двусторонняя. До изобретения антибиотиков пневмония нередко приводила к смерти. Ведь при этом заболевании поражается «святая святых» дыхания - воздушные пузырьки, альвеолы, в которых и происходит газообмен между кровью и воздухом, поэтому неизбежно нарушается функция дыхания - даже если внешне человек вроде бы дышит нормально. При пневмонии и остром бронхите буквально с первого дня заболевания (если общее состояние удовлетворительное и температура тела повышена незначительно - примерно до 37,2 °С) можно заниматься лечебной гимнастикой.

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

Пневмония

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное дыхание характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха.

Нижнегрудное, или реберное, дыхание сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости.

Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и при этом полноценно вентилируются только нижние доли легких.

При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

Задачи ЛФК:

Оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

Улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

Уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

Ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

Уменьшить проявление бронхоспазма;

Увеличить отделение мокроты;

Стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

Противопоказания для занятий ЛФК: дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

Задачи ЛФК при острой пневмонии:

Максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

Усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

Противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3–5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические.

Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений - 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5–10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4–8 раз с максимальной амплитудой движения. Продолжительность процедуры - 10–15 мин.; самостоятельные занятия - по 10 мин. 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5–7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами.

Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений - 1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 1–15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8–10 раз в среднем темпе.

Продолжительность занятия - 15–30 мин., используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня - до 2 ч, занятия - индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7–10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия - 40 мин.; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим)

ИП - лежа на спине.

2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе - опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе - опустить.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП - лежа на боку.

6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания акцент приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим)

ИП - сидя на стуле.

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

3. Отвести локти назад - вдох, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох - в ИП, выдох - руки развести в стороны.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе обнять себя за плечи.

ИП - стоя.

6. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

7. Круговые движения руками - гребля.

8. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе - наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики - 20–25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим)

ИП - стоя.

Ходьба по залу на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3–5 мин.).

1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе - приседание, кисти рук на коленях.

3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

4. В руках «медицинбол», руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3–5 мин.).

6. ИП - стоя, палка лежит на стуле. Вдох - руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох - с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру лечебной гимнастики можно ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

Из книги Массаж при заболеваниях органов дыхания автора Светлана (Снежана) Николаевна Чабаненко

ГЛАВА 3. ВИДЫ МАССАЖА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ При лечении заболеваний органов дыхания используются разные виды массажа: классический, интенсивный, сегментарно-рефлекторный, перкуссионный, периостальный. Каждый из них преследует определенные цели. Например,

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Упражнения при заболеваниях органов дыхания (А. Г. Дембо, С. Н. Попов, 1973; С. Н. Попов, 1985; А. В. Машков, 1986; В. А. Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Антуфьева, 1987; В. И. Дубровский, 2001; С. Н. Попов, 2004; И. А. Котешева, 2003)Задачи: снять бронхоспазм, нормализовать механику дыхания, увеличить

Из книги Лечение болезней почек автора Елена Алексеевна Романова

Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей Между мышечной деятельностью и работой выделительной системы существует тесная физиологическая и функциональная связь. Выделительная система обеспечивает постоянство внутренней среды организма за

автора Ирина Николаевна Макарова

8 глава Массаж и двигательная терапия при заболеваниях органов

Из книги Целебный мед автора Николай Илларионович Даников

Двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания Основными принципами физической реабилитации при заболеваниях органов дыхания являются раннее начало ее и непрерывность, комплексность и рациональность сочетания восстановительных мероприятий, учет клинических

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

9 глава Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях пищеварительной системы При заболеваниях органов пищеварения массаж положительно влияет на моторную, секреторную и всасывательную функции желудка и кишечника. Он оказывает прежде всего рефлекторное действие на

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

Из книги Справочник неотложной помощи автора Елена Юрьевна Храмова

Медотерапия органов дыхания и при респираторных заболеваниях Бронхит? При остром и хроническом бронхите хороший лечебный эффект оказывает медовая ингаляция. Стаканом воды залить 1 ст. л. меда и, помешивая, довести до кипения. Накрывшись с головой теплым одеялом, дышать

Из книги Атлас профессионального массажа автора Виталий Александрович Епифанов

Глава 3 Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы Ишемическая болезнь сердца Ишемическая (коронарная) болезнь сердца (ИБС) - хронический патологический процесс, обусловленный недостаточностью кровообращения миокарда. В подавляющем

Из книги автора

Глава 5 Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения Хронический холецистит В основе хронического холецистита лежит дискинезия желчных внепеченочных протоков, приводящая к застою желчи, что, в свою очередь, может вызвать воспаление желчного пузыря -

Из книги автора

Глава 8 Лечебная физкультура при детских заболеваниях Массаж В детском возрасте массаж является эффективным методом профилактики и лечения многих заболеваний, а для детей грудного возраста составляет неотъемлемую часть физического воспитания: способствует

Из книги автора

8 глава Массаж и двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания Некоторые данные анатомии органов дыхания Знание анатомии органов дыхания, бесспорно, необходимо как для правильного определения областей и приемов массажа, так и выбора физических упражнений,

Из книги автора

9 глава Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях пищеварительной системы При заболеваниях органов пищеварения массаж положительно влияет на моторную, секреторную и всасывательную функции желудка и кишечника. Он оказывает прежде всего рефлекторное действие на

Из книги автора

Лечебная физкультура и массаж при опущении внутренних органов Спланхноптоз (опущение внутренних органов) – довольно распространенное заболевание. Чаще болеют женщины. Заболевание характеризуется более низким расположением (по сравнению с нормой) одного или

Из книги автора

Из книги автора

Массаж при заболеваниях органов дыхания При воспалении бронхов (бронхит) ведущим синдромом становится нарушение проходимости бронхов для движения воздуха и секрета (мокроты) в связи с уменьшением просвета бронхов - обструкцией (сужением), преходящей (например, при

К специальным физическим упражнениям, используемым при заболеваниях органов дыхания относятся: статические дыхательные упражнения, в том числе сознательно управляемое локализованное дыхание, и динамические, дренирующие, растягивающие плевральные спайки, с произнесением звуков. При выполнении любого из названных упражнений возможны удлинение и углубление вдоха или выдоха, задержки дыхания после вдоха или выдоха.

Статические дыхательные упражнения

При их исполнении основное внимание уделяется работе определенных групп дыхательных мыши, самому акту дыхания (соотношению дыхательных фаз) и вентиляция определенных отделов легких в статическом положении туловища и конечностей. Дыхание выполняется обычно через нос, но при обструктивных нарушениях выдох может выполняться и через рот с сопротивлением или без него, а также с произнесением звуков.
■ Смешанное (полное) дыхание, проводимое в исходном положении (и.п.) стоя, сидя без опоры на спинку стула или сидя верхом на стуле, руки вдоль туловища, осуществляется с участием всей основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры.
■ Грудное дыхание выполняется с участием мышц грудной клетки в и.п. стоя, сидя, руки вдоль туловища, на поясе. Этот тип дыхания позволяет увеличить вентиляцию в верхних и средних отделах легких.
■ Брюшное дыхание осуществляется в и.п. лежа на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами (упор на стопы), сидя с опорой о спинку стула, стоя, руки за голову. При этом дыхании увеличивается вентиляция в нижних и средних отделах легких. Увеличить вентиляцию в верхних отделах легких можно при спокойном или углубленном дыхании в положении сидя с опорой рук перед собой о спинку стула, руки на поясе, на бедрах или стоя с руками на поясе. Вентиляция в нижних отделах легких увеличивается, если руки поднять выше горизонтального уровня. В положении лежа на боку с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами увеличивается вентиляция нижнего отдела легкого, так как нижний купол диафрагмы двигается в этом положении с максимальной амплитудой.
■ Сознательно управляемое локализованное дыхание способствует увеличению вентиляции в одном легком или его части. При выполнении этих упражнений во время выдоха слегка сдавливается грудная клетка пациента в области, где должна быть увеличена вентиляция, а во время вдоха давление на грудную клетку постепенно уменьшается Пациент вынужден, преодолевая сопротивление, больше напрягать мышцы именно там, где оказывается давление. В результате в этой области увеличивается движение ребер и возрастает вентиляция. Различают дву- и одностороннее; право-и левостороннее нижне- и верхнегрудное; дву- и правостороннее среднегрудное; заднегрудное дыхание.

При выполнении нижнегрудного дыхания руки массажиста помещаются на нижнебоковые отделы грудной клетки в и.п. пациента сидя, стоя. Давление оказывается с обеих сторон (двустороннее) или с одной (одностороннее). Одностороннее нижнегрудное дыхание может выполняться сидя, стоя или лежа на валике на противоположном боку. Давление оказывается на нижнебоковую поверхность грудной клетки во фронтальной плоскости с одной стороны.

Среднегрудное дыхание выполняется в и.п. стоя, сидя, лежа на левом боку. При одностороннем дыхании руки инструктора помещаются на средние отделы правой половины трудной клетки спереди и сзади. При двустороннем дыхании одна рука располагается на грудине, другая — сзади на середине грудной клетки. Грудная клетка сдавливается в сагиттальном направлении.

Верхнегрудное дыхание выполняется в и.п. стоя, сидя, лежа на спине. Руки инструктора помещаются в подключичные области и оказывают давление в дорсальном направлении с обеих или с одной стороны.

Заднегрудное дыхание выполняется в и.п. сидя с максимально кифозированной спиной ("поза кучера") или лежа на спине. Руки инструктора помешаются на нижне-средние отделы грудной клетки и оказывают давление вентрально.

Динамические дыхательные упражнения выполняются с движением туловища и конечностей. При этом отведение и разгибание конечностей, а также разгибание туловища обычно сопровождается вдохом, сгибание и приведение — выдохом. Для усиления вентиляции в задних сегментах легких вдох выполняется при сгибании грудного отдела позвоночника, а выдох — при его разгибании.

Статические и динамические дыхательные упражнения могут выполняться с углублением и замедлением фаз дыхания в зависимости от особенностей нарушения ФВД Так, при рестриктивных изменениях рекомендуются упражнения с углублением вдоха, а при обструктивных - удлиняется выдох, а вдох не углубляется и даже может быть специально уменьшен. При этом максимально исключается напряжение скелетных мышц, чтобы не вызвать рефлекторного напряжения гладкой мускулатуры бронхов.

Известно, что при отсутствии препятствий поток газа по дыхательным трубкам является спокойным, ламинарным, и только в местах деления бронхов появляются завихрения и поток становится турбулентным. При ламинарном потоке газа сопротивление увеличивается обратно пропорционально 4-й степени радиуса. Следовательно, изменение радиуса даже на малую величину влечет за собой значительное увеличение сопротивления Например, при бронхиальной астме (БА) оно может увеличиться в 20 раз. Этому способствует и появление турбулентного движения воздуха в бронхах, заполненных даже небольшим количеством мокроты. Установлено, что сумма линейного и поперечного давления (на стенку бронха) воздушного потока — величина постоянная.

Увеличение линейного давления, что наблюдается в суженных дыхательных путях, уменьшает давление на стенки, вызывая еще большее их сужение во время быстрого выдоха (1, 6).

Дыхание с замедленным удлиненным выдохом способствует увеличению давления на стенки бронхов и снижает линейное давление и, следовательно, препятствует сужению ВПП.

Дренирующие упражнения представляют собой сочетание произвольного динамического дыхания с определенным положением тела. При этом основополагающим является топографическая анатомия бронхов, долей и сегментов.

Основная цель упражнений — облегчение откашливания содержимого ВПП, бронхоэктазов и других полостей, сообщающихся с бронхами. Особенностью выполнения дренирующих упражнений является придание такого положения телу, когда дренируемая область находится над бронхом, расположенным вертикально. В таком постуральном положении пациент должен, постепенно углубляя дыхание, дождаться появления кашля, а затем, откашливаясь, изменить положение тела на противоположное. Такие движения повторяют многократно. Перед выполнением дренирующих упражнений целесообразно принять лекарство, разжигающее мокроту.

Упражнения для дренирования целой доли легкого или ее сегментов

Дренирование верхней доли правого легкого проводится в и.п. сидя, отклонившись назад, левое предплечье - на правом бедре, правая рука поднята вверх. Затем пациент, покашливая, должен выполнить несколько наклонов вниз и влево, касаясь правой рукой пола. Движение повторяют 6—12 раз. Дренирование левой верхней доли проводится с поднятой левой рукой.

Дренирование средней доли выполняется лежа на наклонной плоскости (ножной коней приподнят на 10—15 см) на левом боку, отклонившись кзади, чтобы предплечье правой руки легло сзади на кушетку. При появлении кашля — поворот на живот. (Так же дренируют 4—5 сегменты левой доли, но в положении лежа на правом боку).

Дренирование нижних долей происходит при максимальном наклоне туловища вперед и пребывании в таком положении до появления кашля, а затем возвращение в вертикальное положение. Для дренирования одной нижней доли используется и.п. лежа на противоположном боку с приподнятым ножным концом на 30—40 см и затем при появлении кашля — поворот на одноименный бок.

Значительную роль в нарушении дренирующей функции бронхов играют изменения слизистой оболочки бронхов с нарушением реснитчатого эпителия и раннее экспираторное закрытие дыхательных путей (ЭЗДП). В здоровых легких ЭЗДП происходит в конце максимального выдоха на уровне остаточного объема легких (ООЛ). Раннее ЭЗДП возникает при частичном сужении просвета мокротой, вследствие воспаления слизистой оболочки или бронхоспазма: в области сужения ускоряется поток и снижается радиальное давление, препятствующее спадению бронхов. То же происходит при потере эластичности бронхиол и альвеол, ускорении дыхания. При раннем ЭЗДП развивается гипоксемия.

Под влиянием физических упражнений выведение мокроты происходит благодари перемещению мокроты за счет силы тяжести во время пребывания больного в постуральном положении, передвижению мокроты в момент выдоха за счет кинетической энергии воздушной струи, локальному повышению внутриальвеолярного и внутрибронхиального давления при сжатии руками грудной клетки во время выдоха, отделению вязкой мокроты от слизистой оболочки бронхов при локальной вибрации грудной клетки.

Применение функционального углового стола, методика ЛГ на котором предусматривает сочетание дренирующих упражнений с массажем, способствует получению максимального дренирующего эффекта.

Упражнения для растягивания спаек создают условия, при которых благодаря эластическим свойствам грудной клетки и легочной ткани разобщаются листки плевры, что и способствует растягиванию спаек. Упражнения эффективны только в период образования спаек.

Стадии формирования плевральных спаек

Выделяют три стадии формирования плевральных спаек.

В первой (ранней) стадии , которая длится 15 дней, спайка представляет собой рыхлую соединительную ткань, инфильтрированную фибробластами. Вновь образующиеся кровеносные сосуды состоят из одного слоя эндотелия. В этот период при выполнении специальных упражнений возможен разрыв спаек.

Вторая стадия (продолжительность от 15 дней до 2 мес.) — стадия фибриляогенеза: фибробласты превращаются в зрелые фиброциты, которые продуцируют коллаген; сосуды формируют эластический каркас, но имеют извитое строение. Параллельно в самой спайке идет формирование эластических волокон из ретикулярных клеток. На этой стадии при использовании специальных упражнений возможно растягивание спаек.

В третьей стадии (свыше 2 мес.) наступает полный фиброз: сплошное развитие коллагеновых волокон, ткань становится грубоволокнистой и практически нерастяжимой («жесткий фиксатор»). Такие спайки, ограничивая подвижность легких, отрицательно влияют на ФВД и с помощью физических упражнений растянуть их уже невозможно.
■ Для растягивания спаек диафрагмального отдела плевральной полости используется глубокое диафрагмальное дыхание с паузой после вдоха в положении лежа на спине или лежа на боку, одноименном больному легкому, с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами.
■ Для растягивания спаек в костальном отделе плевры используются и.п. лежа на боку, одноименном здоровому легкому, стоя, сидя. Во время выдоха и его задержки поднимают вверх руку на стороне поражения плевры. Одновременно может быть выполнен наклон туловища в здоровую сторону при локализации спаек в боковом отделе, разгибание туловища — при спайках в переднем отделе и сгибание туловища — в заднем отделе.
■ При локализации спаек в синусах в и.п. сидя или стоя, с руками заложенными за голову, выполняют резкий глубокий вдох и задерживают дыхание на 3—5 с.

Упражнения с произнесением звуков (звуковая гимнастика)

Цель звуковой гимнастики — нормализовать продолжительность и соотношение вдоха и выдоха (1:1,5; 1:1,75), увеличить или снизить сопротивление воздушной струе на выдохе, облегчить выделение мокроты. При заболеваниях бронхолегочной системы используются упражнения с произнесением согласных и гласных звуков. Согласные звуки создают вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи и бронхиолы.

По силе воздушной струи согласные целятся на три труппы: наименьшая сила развивается при звуках м-м-м, р-р-р; средней интенсивностью обладает струя при звуках б, г, д, в, з; наибольшая интенсивность — при звуках п, ф. Гласные звуки позволяют удлинить выдох и выровнять сопротивление в ВПП. Их произносят в определенной последовательности: а, о, и, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующие звуки ж-ж-ж-ж, р-р-р-р повышают эффективность дренирующих упражнений.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх