Древнеегипетская юнона. Кто такая богиня Юнона в мифологии Древнего Рима

Юнона (Juno), в римской мифологии древнеиталийская верховная богиня, супруга Юпитера, покровительница материнства, параллельное Юпитеру женское божество, связанное с ним по имени и в культе. Так, культом Юпитера заведовал приноситель жертв и возжигатель огня на жертвеннике бога Фламин Диалис, культом Юноны – его жена Фламиника; Юпитеру приносились в жертву белые быки, Юноне – белые коровы; Юпитеру были посвящены иды, Юноне – календы; как бог света Юпитер имел прозвание Луцетий, Юнона – Луцетия или Луцина; Юпитер и Юнона посылали дождь, олицетворяли воинственную отвагу и победу, и оба божества носили царский титул. Мало-помалу первоначальное слияние их в культе ослабевало, и наконец Юнона обособилась как богиня-покровительница женщин и их жизни, поскольку эта последняя, по верованию древних италийцев, находилась под влиянием луны. Наряду с многочисленными празднествами, существовавшими в честь Юпитера, в римском календаре не было ни одного общегосударственного праздника, прямо относящегося к Юноне; посвященные богине календы считались присутственными днями, тогда как иды (дни Юпитера) относились к числу праздников.

Юнона просит пояс Венеры, 1740-е годы,
художник Жан-Батист Пьер, Версаль


Юнона обманывает Юпитера с помощью пояса
Венеры, Жан-Батист Пьер

Культ Юноны был распространен по всей Италии, включая Этрурию. В общем своде римских религиозных представлений и обрядов нашли себе место все особенности отдельных местных культов Юноны, отчасти как пережиток, сохраненный населением от древней доисторической эпохи, отчасти как заимствование, явившееся следствием завоевания городов-хранителей того или иного культа. Пережитком древнего культа Юноны в Риме является обряд объявления народившейся новой луны и нон, совпадавших с первой ее четвертью. На вершине Капитолия находился храм Юноны Монеты (Советницы, по другому толкованию – Невесты; впоследствии при храме был устроен монетный двор, причем эпитет богини стал употребляться для обозначения как самого здания, так и монет), освященный в 344 году до нашей эры и сооруженный, по-видимому, на месте старого. День основания этого храма приходился на первое июня – месяца, посвященного Юноне.


Аннибале Карраччи


Юпитер и Юнона на горе Ида,
Джеймс Барри

Другой древний храм богини находился на Эсквилине, где первоначально стояла роща Юноны Люцины. Здесь 1 марта происходил носивший семейный характер праздник женщин Матроналии: приносились жертвы и возносились молитвы за брачное счастье, мужья делали подарки женам, женщины угощали рабов. Третьим местом культа Юноны в Риме был Капитолийский храм, где Юнона Царица имела свою нишу рядом с Юпитером и Минервой. В честь Юноны Царицы в 179 году был сооружен самостоятельный храм при Фламиниевом цирке.

Как богиня небесного и в частности лунного света (Луцина), Юнона имела особое влияние на жизнь женщины, размеренную по месяцам, и в период беременности; ей же приписывали силу помогать родильницам; под покровительством ее стоял обряд бракосочетания, с которого начиналась жизнь женщины.

Богиня приводила невесту в дом жениха; ее призывали при намазывании мазью дверных косяков в доме новобрачных, при распускании пояса невесты и вообще при заключении брака; как Юнона Флавиона она облегчала кровотечение во время менструаций; как Оссипаго помогала развитию зародыша; как Луцина призывалась женщинами при разрешении от бремени. В ее кассу при Эсквилинском храме вносили за новорожденных детей определенную сумму денег. Юнона посылала плодородие: отсюда роль козлиной шкуры – символа страсти – в культе Юноны и Фавна.

В октябрьские ноны, седьмого числа месяца, на Марсовом поле приносили жертву Юноне Куретис как богине плодородия и воинственной отваги, представительнице и покровительнице семейного и родового быта, государственными органами которого были курии. Позднее, с проникновением греческих религиозных представлений и культов в Рим, греческая Гера ассимилировалась с Юноной. Со второй Пунической войны Авентинская Юнона Царица участвует наряду с греческими божествами в священнодействиях, которые назначались в отдельных случаях блюстителями греческой религии и обрядности – децемвирами. Под влиянием греческих религиозных представлений Марс стал именоваться сыном Юноны и Юпитера. Кроме верховной богини у римского Олимпа – Юноны, в римской религии известны еще юноны, опекавшие жизнь отдельных женщин: у каждой женщины была своя юнона, точно так же, как у каждого мужчины был свой личный покровитель – гений.

Древнеримская богиня, покровительница семьи, брака, деторождения, женщин и материнства. Дочь Сатурна и Опы. Братья и сестры: Юпитер, Нептун, Веста, Церера. Супруга Юпитера. Мать Марса, Вулкана, Беллоны, Ювенты. Наряду с Юпитером и Минервой входила в Капитолийскую триаду. В древнегреческой мифологии соответствует Гере.

Прозвища: Люцина (Луцина) (лат.Lucetia) - светлая, выводящая на свет, родовспомогательница; Соспита (лат. Sospita, Sospes) - воинствующая, защитница; Популония (лат. Populonia) - плодовитая, мать людей; Фортуна (лат. Fortuna) - судьбоносная; Монета (лат.Moneta) - советница; Капротина (лат. Caprotina) - вожделенная; Регина (лат. Regina) - царица; Пронуба (лат. Pronuba) - покровительствующая помолвке; Румина (лат. Rumina) - кормилица; Фельгура (лат.Fulgura) - молнимечущая; Оссипига (лат. Ossipago) - дающая скелет зародышу и др.

Происхождение и культ

Археологические данные и исторические источники, в частности, свидетельствуют об италийском происхождении поклонения Юноне. Несмотря на то, что функциями покровительницы семьи древнеримская богиня похожа на греческую Геру и этрусскую Уни, широкое почитание и разнообразие эпитетов указывают на происхождение Юноны от местного культа праматери. Подтверждением этому может также служить то, что поклонение этой богине было неразрывно связано, с одной стороны, с культом Матер Матута и Доброй Богини, а с другой - с культом Юпитера. Само слово «Юпитер» (Jupiter), с которым «Юнона» (Juno) имеет общий корень, восходит к праиндоевропейскому теониму «бог-отец» (Dyeus phter). Интересно, что древнеримская богиня, также как «праотец» и, возможно, «праматерь», ассоциировалась со светом, а также началом, т.е. рождением, и молодостью. Среди второстепенных факторов, указывающих на древнейшее происхождение культа Юноны, могут быть выделены элементы, сопровождающие ее визуализацию через изобразительное искусство. Так, супруга Юпитера изображалась со змеей - атрибутом, встречающимся у богинь средиземноморского региона, покровительствующим различным аспектам женского бытия. Помимо змеи животными Юноны также являются павлин и гусь. С последним связана легенда о провальной попытке галлов захватить Рим, когда уснувших римских воинов разбудили голодные гуси, жившие при храме Юноны, и те смогли вовремя отразить атаку неприятеля.

В честь Юноны 1 марта проводились Матроналии, до 153 г. до н.э. совпадавшие с началом нового года. В праздновании, которое проводилось в храме богини на Эсквилинском холме (по другим данным в священной роще и в расположенной рядом пещере, где приносилось жертвоприношение змее) принимали участие только свободнорожденные замужние женщины, а руководила им жена жреца Юпитера (фламина), фламиния. Церемониал этих торжеств утрачен. Однако его общий характер можно воспроизвести: молитвы о семейном благополучии, подарки от мужей, угощения рабам и жертва Юноне. Во время Матроналий воплощался культ Юноны Луцины.

1 июня также проводились особые ритуалы, связанные с почитанием Юноны Монета, в честь которой в этот день был основан храм на Капитолии, где находился монетный двор.

Говоря о культе Юноны, нельзя не отметить, что эта богиня сопровождала женщину на всем протяжении ее жизни с момента вступления в брак - у каждой была своя «юнона», точно так же, как у каждого мужчины был свой «гений».

Образ

Вергилий в «Энеиде» описывает Юнону как жестокую мстительную гневливую богиню, что, с одной стороны, соответствует образу Геры в греческой мифологии, а с другой, Юноне Соспита. Воинствующая богиня изначально почиталась в Лациуме. Изображалась в женской одежде и наброшенной поверх нее козьей шкуре, выполнявшей роль панциря и шлема, в руках - щит и охотничье копье. Несмотря на защитную функцию, козлиная шкура может означать очищающую и оплодотворяющую силу богини, проявляющуюся в наступлении нового женского и природного цикла. С другой стороны, эта накидка может указывать на один из эпитетов Юноны - «вожделенная». Страсть, ведущая к зарождению новой жизни, была одной из почитаемых граней этой богини. Соединение образа страстной воинствующей женщины отсылает к легенде о том, как Юнона обрела прозвище Капротина. Как сообщает , во время войны, казалось, победившие латины потребовали отдать им римлянок. Одна из рабынь, Филотида, решив спасти достоинство хозяек-жриц Юноны, подговорила других рабынь поменяться с ними одеждами. Когда несвободные женщины оказались в лагере неприятеля, Филотида, после того, как латины уснули, смогла поджечь фиговое дерево (лат. caprificus - капрификус), что послужило сигналом к атаке римлян, которые в результате победили.

Точно неизвестно, сколько просуществовал культ Юноны и когда он прекратился, однако он сохранялся и в Империи, претерпев, судя по всему, значительные изменения.

Римская богиня Юнона (аналог древнегреческой Геры) считалась царицей небес и атмосферы (в том числе повелительницей молний), а также покровительницей брака и материнства. Знаменательным является тот факт, что Юнона стала олицетворением женского начала в рамках патриархального общества. Большая роль отводилась богине в обеспечении безопасности римского государства, считалось, что она помогает собирать войска во время военных походов. Согласно легенде, однажды Юнона предупредила римский народ о грозящем ему землетрясении.

Божественные образы

Изображается богиня, как правило, со скипетром в руке. Также ее неотъемлемым спутником является павлин (либо кукушка). При этом Юнона может иметь несколько ипостасей, каждая из которых обладает собственной функцией: Юнона-Популония (защитница), Юнона-Монета (советчица), Юнона-Виргиниенсис (девственная), Юнона-Пронуба (брачующая), Юнона-Румина (кормилица), Юнона-Луцина (светлая), Юнона-Домидука (вводящая в дом) и др.

Родственные связи

Юнона была младшей дочерью верховного божества Сатурна (в - Крон, Кронус) и его жены Реи (в некоторых источниках отождествляется с Опой), одновременно являвшейся его сестрой. Также она приходилась сестрой Юпитеру (древнегреческому Зевсу), Нептуну (Посейдону - богу морей и землетрясений), Плутону (Плутосу - богу богатства), Весте (Гестии - богине домашнего очага) и Церере (Деметре - богине плодородия). Юпитер впоследствии становится мужем Юноны. У верховной богини было трое детей: Марс (Арес - бог войны в греческой мифологии), Вулкан (Гефест - бог огня, а также кузнечного ремесла) и Ювента (Геба - богиня юности).

История Юноны

Согласно получил предсказание от своей матери, что однажды он будет свергнут собственным сыном, рожденным от Реи. Опасаясь такого исхода, он проглатывал всех своих детей. Однако последнего, Юпитера, Рее удалось спасти. В итоге пророчеству суждено было сбыться: Сатурн был побежден Юпитером, а дети, ранее им проглоченные (в том числе и Юнона), исторгнуты наружу. После этого Юпитер становится верховным божеством Олимпа и мужем своей сестры Юноны. При этом, чтобы добиться благосклонности сестры, Юпитер, являющийся мастером перевоплощения, принимает образ кукушки. Несмотря на такое романтическое начало, брак двух верховных нельзя было назвать спокойным. Любвеобильный Юпитер часто менял возлюбленных (среди которых, например, были Ио, Каллисто и др.), чем приводил в ярость ревнивую Юнону, навлекая ее гнев как на себя, так и на своих избранниц.

Небесное покровительство

Богиня Юнона являлась покровительницей небесного света, в том числе лунного. Согласно же древней мифологии, лунный свет имел непосредственное воздействие на женскую сущность. Соответственно, считалось, что Юнона оказывает большое влияние на физиологию женщин (при менструациях, беременности и др.), а также их жизнедеятельность (при заключении брака). Кроме того, богиня Юнона являлась символом плодородия и страсти.

Поклонение богине

Культ богини имел широкое распространение по всей территории Италии. Так, например, в древнеиталийской культуре имел место обряд поклонения новой луне. Храм богини Юноны располагался на вершине Капитолия (одного из семи холмов в основании Рима). Там же осуществлялось поклонение таким богам, как Юпитер и Минерва (в древнегреческой мифологии - Афина, Основан храм был в июне-месяце, который также был посвящен Юноне. При храме впоследствии был организован монетный двор, при этом символ богини сохранился, также он нашел свое отражение в названии монет.

На Эсквилине был расположен еще один храм, прославлявший Юнону. В первый день марта в храме проходили празднества Матроналии. Основой их, согласно преданию, послужило предотвращенное женщинами-сабинянками кровопролитное побоище. В этот день женщины пользовались особым почтением со стороны мужчин, одаривались подарками, а рабыни временно освобождались от своих обязанностей. В современном обществе нередко проводятся аналогии древнеримских Матроналий с Международным женским днем, отмечаемым 8 марта.

Трансформация божественного образа

Богиня Юнона в постепенно ассимилировалась с греческой богиней Герой. Данный процесс был обусловлен проникновением греческой системы культов и традиций в культуру Древнего Рима. Так, в период второй Пунической войны Юнона встречается как образ наряду с децемвирами (блюстители греческих обрядов и верований).

Кроме этого, богиня Юнона как символ приобретает дополнительное значение: помимо обозначения супруги верховного божества, в римской религиозной традиции юнонами называются покровительствующие отдельным женщинам. Точно так же, как у каждого мужчины имелся собственный небесный покровитель - гений, каждую женщину опекала собственная юнона.

Храм Монеты на Капитолии (в наше время является церковью Святой Марии). Жители античного Рима регулярно приносили жертвы в храме на Капитолии. Именно с ним связано выражение: «Гуси спасли Рим». Жертвенными животными в храме согласно древнему обычаю являлись гуси. В триста девяностом году до нашей эры племя галлов в темноте напало на Капитолийскую твердыню, и напуганные гуси вырвали из сна командира крепости, который смог отбросить галлов.

Предполагается, что в захваченном городе ко времени нападения собак, способных учуять врагов, возможно, уже почти не было. Измученные голодом и нехваткой пищи жители съели всех животных, но священных гусей не тронули. Говорили, что богиня с помощью священных предупредила римских граждан, приносивших ей жертвы, и уберегла от поражения. Факт остается фактом: гуси спасли Рим .

Искусство и живопись

Образ в античности

Красотка постоянно изображается в одежде, которая закрывает всю ее прекрасную фигуру, оставляя видимыми лишь лицо, немного шеи и кисти рук. Богиня изображается высокой и спокойной. Красота женщины не пошлая, а величественная и строгая. Ее отличают шикарные длинные локоны и огромные широко раскрытые глаза.

Вещи, повсеместно сопровождающие её - диадема, длинная накидка, а также птицы. Древние римляне ассоциировали ее с водой. Ирида, богиня радуги, приходилась слугой божеству.

Римский вариант Гери и Уни неоднократно представлен в броне, а именно — шлеме и нагруднике (например, изваяние, в наши дни хранящееся в Ватикане). Вместе с Юпитером и Минервой состояла в Капитолийской триаде, в честь которой и построен священный дом на Капитолии. Также была участницей Совета Богов наряду с другими богами античности.

Картины, на которых изображен римский аналог Геры
  • «Туалет Юноны» (оригинальное наименование: «La toeletta di Giunone»). Написана в Милане во время между 1754-1817 годами.
  • «Джуно» за авторством Рембрандта. Создана между 1662 и 1665 годами.
  • «Юпитер и Юнона» (1703 – 1761 годы).
  • «Юнона и Психея» (1526 год).
  • «Венера, Церера и Юнона. Фреска лоджии Психеи в Риме» за авторством Рафаэля Санти – 1518 год.

Юнона и Юпитер. Женой Юпитера у римлян считалась богиня Юнона, которую римляне уподобляли греческой Гере. Подобно Юпитеру, она владела молнией и была повелительницей Вселенной; в этом качестве ее называли Юнона Регина («Царица»). Небесную супругу Юпитера чтили вместе с ним в его храме на Капитолии, поэтому она называлась и Юнона Капитолийская. Жена фламина Юпитера была жрицей Юноны, и при обращениях к богам имена небесных супругов назывались рядом.

Предупреждения об опасности. Юнона заботилась о благополучии и величии римского государства, помогала собирать войско в поход (в этом случае она называлась Юнона Популония), предупреждала об угрожающих Риму опасностях. Рассказывали, что однажды она предупредила римлян о грозящем им стихийном бедствии — землетрясении. Эту Юнону, предупреждающую об опасности и дающую добрые советы, называли Юнона Монета («Советчица»). Во дворе ее храма римляне чеканили деньги, поэтому впоследствии слово «монета» стало употребляться как их название.

Покровительница девушек и женщин. Но у Юноны были не только обязанности, связанные с заботой о Риме и его величии — ведь она была еще и женщина, и жена верховного бога. Поэтому ее заботой было все, что относилось к женщинам и семейной жизни. Она называлась и Юнона Виргиниенсис («Девственная») и была покровительницей девушек, готовящихся вступить в брак; как Юнона Пронуба («Брачующая») она покровительствовала брачным обрядам, а как Юнона Домидука («Вводящая в дом») вводила новобрачную в дом мужа и помогала ей благополучно переступить его порог — если бы она споткнулась о него, это считалось бы дурной приметой. Затем Юнона Луцина («Светлая») помогала рождению ребенка, выводила его на свет, а Юнона Румина («Кормилица») помогала кормить его материнским молоком.

Богиня Юнона

Покровительницей всех матрон (замужних женщин) была Юнона Матрона. В ее честь первого марта справлялся праздник Матроналии. В этот день рано утром римские женщины в красивых белых одеждах и с гирляндами цветов в руках шли в храм Юноны Матроны и приносили ей эти цветы в жертву, моля богиню о даровании счастливой семейной жизни. В этот день в Риме мужья дарили своим женам подарки. [Так что римские Матроналии немного похожи на наш праздник Восьмого марта.]

Календы и месяц Юноны. Как Юпитеру была посвящена середина каждого месяца, так Юноне принадлежали его первые дни. Начало месяца у римлян называлось календы, поэтому Юнону называли Юнона Календария (от этого же слова происходит наше слово «календарь»). Кроме того, ей был посвящен целый месяц, который до сих пор носит ее имя — июнь, месяц Юноны.

Богиня Минерва покровительница ремесел. Кроме Юпитера и Юноны, в храме на Капитолии чтили еще одно божество — Минерву. Все вместе они образовывали Капитолийскую триаду (троицу). Юпитер покровительствовал Римскому государству, Юнона — семье, а главной обязанностью Минервы была забота о городских ремесленниках и ремеслах. Все мастера, будь то оружейники или ткачи, кораблестроители или гончары, издавна считали богиню своей покровительницей. Но когда в Риме стали развиваться науки, искусства, литература, под покровительство Минервы попали и люди художественного и умственного труда — поэты, ученые, скульпторы, живописцы, учителя. Не случайно символом мудрости стала птица этой богини — сова. До сих пор мы иногда говорим: «Сова Минервы вылетает в сумерках», желая сказать, что лучшие мысли приходят или вечером, когда ничто от них не отвлекает, или в «сумерки жизни», то есть в старости, когда человек приобретает мудрость и жизненный опыт.

Целительница и победительница. Минерва также считалась покровительницей врачей. Она помогала им исцелять болезни и называлась в этом случае Минерва Медика. Все это делало Минерву очень похожей на греческую Афину, и постепенно римляне стали считать, что это одна и та же богиня. Как и Афину, ее часто изображали в полном вооружении, в панцире и шлеме, а со временем стали считать богиней, приносящей победу, и именовать Минерва Виктрикс («Победоносная»).

Праздник Минервы. Богине Минерве был посвящен праздник Квинкватрии, который справлялся пять дней, начиная с девятнадцатого марта. Первый день этого праздника был днем мастеров, потому что люди, занимавшиеся разными ремеслами, молили богиню о помощи в их деле — ведь, как писал римский поэт Овидий, «тем, кто умолит ее, мудрость Паллада пошлет». Овидий перечисляет многих ремесленников, которые должны молиться этой богине, и среди них называет учителей:

Также и учителя, хоть ваш доход ненадежен, Помните: учеников вам она новых дает.

Для учителей этот день был радостным вдвойне: ученики в праздник не посещали занятий, как это бывает и сейчас, но зато вручали своим наставникам плату за обучение, которую называли по имени этой богини — минервал.

Первый день праздника, когда праздновалось рождение богини, был исключительно мирным. В это время нельзя было вести военные действия, так как богине была неугодна кровь, и в жертву приносили не животных, а молоко, лепешки и мед; да и все развлечения этого дня носили мирный характер — это были выступления поэтов и актеров. Но уже на второй день характер праздника менялся — в честь богини устраивалось излюбленное римское зрелище, гладиаторские бои. Как писал Овидий, «со второго дня кровава бывает арена: в радость богине войны там обнажают мечи».

Еще раз Минерву славили тринадцатого июня, когда справляли Малые квинкватрии. Римляне считали, что это тот самый день, когда Минерва изготовила первую флейту. Поэтому весь этот день в Риме звучали звуки флейты, а главными участниками праздника были флейтисты.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх