Детские инфекционные заболевания: список болезней, их характеристика и профилактика. Детские болезни: полный и подробный список

Дело в том, что детский организм встречается в течение первых же лет своего существования с огромным количеством патогенных организмов. В то время, как возбудители инфекционных заболеваний младшего возраста обладают высокой инфицирующей способностью (вирулентностью). Кроме того, после перенесения патологии вырабатывается стойкий иммунитет, исключающий повторное заражение.

Потому-то взрослые и не болеют в большинстве своем: заболевания настолько заразны, что все успевают переболеть ими в детские годы. О каких же болезнях идет речь?

Специфические детские инфекции

Ветрянка

– настоящий бич детей дошкольного возраста и раннего школьного периода. Возбудителем патологии выступает герпетический вирус третьего типа.

Вирус передается воздушно-капельным путем и отличается столь значительной вирулентностью, что одного только нахождения в помещении с больным достаточно, чтобы заразиться.

«Визитной карточкой» оспы выступают обильные высыпания по всему телу. Сыпь появляется на 7-21 день с момента проникновения вируса в кровь и вызывает нестерпимый зуд, жжение и желание расчесать пораженный участок.

Постепенно красные пятна трансформируются в папулы (прыщики), которые вскрываются и рубцуются. Помимо этого наблюдаются такие проявления, как:

  • повышение температуры тела,
  • ломота в костях,
  • появление прыщиков на слизистых оболочках.

Длительность течения патологии составляет от 5 до 12 дней при условии грамотной и комплексной терапии. Ветрянка – это типичное инфекционное заболевание кожи.

Корь

Не менее заразное заболевание. Наиболее часто им страдают пациенты в возрасте 3-6 лет. Инфекционный возбудитель, особый РНК-вирус, передается воздушно-капельным путем.


Фото: Основные симптомы кори

Первые проявления похожи по своему характеру на типичный бронхит или поражение верхних дыхательных путей. Наблюдаются:

  • подъем температуры до 36.5-38.5 градусов,
  • кашель,
  • покраснение слизистых оболочек и кожных покровов.

Спустя несколько дней на коже образуется сыпь. Признак, дающий возможность отграничить корь от других заболеваний – особые пятна Бельского-Филатова на слизистых рта (белые пятна, окруженные красной каймой).

Длительность течения заболевания – порядка недели-двух. Специализированных препаратов для лечения не существует. Применяются антисептики, противовоспалительные средства, антибиотики.

Краснуха

Типичное вирусное заболевание, которым болеют как грудные дети, так и подростки. Протекает в мягкой форме. Инкубационный период длится около 3 недель. Вирус передается воздушно-капельным путем.

В клинической картине преобладают очаговые проявления. Спустя 3-5 дней от момента окончания инкубационного периода, на коже лица развивается обильная сыпь, которая с течением времени экстенсивно распространяется, поражая кожные складки, преимущественно в области спины, живота, ягодиц, рук и ног.

Первыми же признаками болезни выступают:

  • повышение температуры тела,
  • головная боль,
  • чувство слабости и разбитости.

Отграничить краснуху можно посредством выявления лимфаденита (воспаления лимфоузлов).

Специального лечения не существует. Достаточно приема антибактериальных препаратов и жаропонижающих средств по необходимости. Болезнь разрешается спустя 5-7 дней.

Скарлатина

– острое инфекционное заболевание бактериального профиля (провоцируется стрептококком). Короткий инкубационный период (несколько дней) и выраженная клиническая картина делают это заболевания крайне опасным.


Фото: Основные симптомы скарлатины

Симптоматика выражена и характеризуется:

  • гипертермией,
  • образованием кожной сыпи,
  • возникновением вторичной ангины,
  • изменением текстуры языка: он становится малиново-красным, зернистым.

Заболевание отличается агрессивным течением. В тяжелых случаях показано стационарное лечение. В деле терапии предпочтение отдается антибиотикам.

Коклюш

Бактериальное поражение верхних и нижних дыхательных путей. Заболевание протекает с ярко выраженным кашлем, одышкой. При тяжелом течении болезни возможно развитие бронхоспазма, дыхательной недостаточности. В этом случае показано стационарное лечение. Основные симптомы проявляются на фоне выраженной гипертермии.

Терапия проходит под контролем врача-педиатра или инфекциониста. Прогноз болезни зависит от своевременности начала лечения.

Свинка

Она же паротит. Имеет весьма вариативные возрастные диапазоны. Передается воздушно-капельным путем. Характеризуется преимущественным поражением железистых тканей. Страдают слюнные железы, поджелудочная железа и др.

Процесс начинается с развития общих симптомов: головной боли, слабости, разбитости.

На 3-5 день болезни появляется выраженная опухлость слюнных желез. Наблюдается болевой синдром, который усиливается при разговоре, жевании, движениях головой. По окончании болезни формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Полиомиелит

Опасная патология нервной системы. Вызывает поражение тканей спинного мозга. Как правило, протекает лишь с явлениями общей интоксикации. Спустя несколько недель и даже месяцев на фоне мнимого благополучия развиваются парезы и параличи конечностей.

В зависимости от высоты и локализации поражения возможно обездвиживание как рук, так и ног. С течением времени происходит атрофия соответствующих мышц и полная утрата функции пораженной конечности.

Пневмококковая инфекция

Как и следует из названия, развивается по причине инфицирования организма пневмококком. Возможно поражение легких, барабанных перепонок. Наиболее часто формируется пневмококковое воспаление легких. Отличить его от пневмонии обычной невозможно – требуется проведение анализа мокроты.

В большинстве своей лечится в условиях стационара. Вызывает:

  • интенсивный кашель,
  • одышку,
  • удушье,
  • повышение температуры до фебрильных значений.

Гемофильная инфекция

Строго говоря, детским заболеванием не является, поскольку редко оставляет стойкий иммунитет. Характеризуется различными формами, в зависимости от локализации поражения гемофильной бактерией.

Наиболее часто наблюдаются пневмония и менингит. Болезни сопровождаются типичными симптомами.

Особенности течения детских болезней

Особенности инфекционных заболеваний у детей включают в себя:

  • Более короткий инкубационный период.
  • Легкое течение. Особенности течения инфекционных заболеваний у детей характеризуются малой интенсивностью проявлений.
  • При этом, клиническая картина напротив наблюдается, так сказать, «во всей красе».

По окончании течения острого периода, болезнь не отступает полностью, но продолжает протекать в хронической, латентной форме. Иммунитет – единственное, что сдерживает повторное инфицирование.

Детские заболевания, которые могут проявиться во взрослом возрасте

Менингококковая инфекция

Не вызывает формирования стойкого иммунитета, потому заболевание может поражать человека несколько раз. Возбудителем является менингококк.

Заболевание начинается с типичных общих генерализованных явлений:

  • головной боли,
  • изменений со стороны носоглотки, нижних дыхательных путей.

Преимущественно страдает головной мозг и его оболочки. У детей болезнь протекает менее агрессивно. При нормальном функционировании иммунной системы менингококковая инфекция протекает с легкими катаральными явлениями.

Возможно лечение в домашних условиях. Применяются антибиотики широкого спектра действия. Показан строгий постельный режим. При тяжелом течении необходима срочная госпитализация.

Инфекционный мононуклеоз

Неспецифическое заболевание, вызываемое вирусом Эпштейна-Барр. Характеризуется генерализованным поражением всего организма.

  • Наблюдается лихорадка (с фебрильными значениями термометра),
  • изменения со стороны носоглотки, нижних дыхательных путей, селезенки, печени.

Несмотря на комплексный характер патологии, протекает она как в детском, так и во взрослом возрасте сравнительно мягко.

Острые респираторные заболевания

Устаревшее название. Актуальное наименование – острая респираторная вирусная инфекция. Своего рода «мусорный» диагноз, который врачи-терапевты и педиатры ставят во всех непонятных случаях. На деле же это целая группа заболеваний верхних и нижних дыхательных путей, вызванная вирусным возбудителем.

Заболевание протекает по классической «простудной» схеме. Специфический иммунитет не развивается.

Кишечные инфекции

Дизентерия, сальмонеллез, эшерихиоз, поражение ротавирусами, энтеровирусами и др. Не являются детскими болезнями. Наиболее часто встречаются у пациентов младшего возраста по причине пренебрежения правилами гигиены.

Кишечно-инфекционные патологии сопровождаются:

  • интенсивной гипертермией,
  • диспепсическими явлениями,
  • диареей,
  • тенезмами (ложными позывами опорожнить кишечник).

В течение всего периода течения болезни, испражнения больного считаются биологически опасными.

Гепатит А

В народе также известен как «желтуха». Провоцируется вирусным возбудителем. Инкубационный период составляет около месяца. В своем развитии болезнь проходит три фазы.

Первая фаза протекает с лихорадкой и развитием диспепсических явлений (болью в животе, тошнотой, рвотой), симптомами общей интоксикации.

Вторая фаза характеризуется пожелтением склер глаз и кожных покровов. Также изменением пигментации мочи, кала. Лихорадка и общие проявления отступают. Наблюдаются боли в правом подреберье.

В фазу разрешения все симптомы отступают, состояние больного нормализуется.

С учетом лечения, длительность болезни – порядка 2-3 недель. Гепатит А считается сравнительно легким заболеванием, поскольку редко дает осложнения. После лечения вирус остается в клетках печени носителя, продолжая существование в латентной форме.

Все описанные заболевания лишь условно называются детскими. Переносить их могут и взрослые, однако, в силу особенностей возбудителей подобных патологий, люди болеют с первых же лет жизни. Независимо от характера течения патологии, терапия должна проводиться только под контролем врача.

Как бы родители ни старались уберечь малыша, различные детские болезни встречаются часто и преследуют почти всех детей. Ребенок может заболеть практически любой взрослой болезнью, некоторые патологии встречаются только у детей, существуют редкие или врожденные проблемы, но сегодня мы поговорим о наиболее распространенных детских заболеваниях.

Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще внутриутробно, процесс продолжается до подросткового возраста. На разных этапах развития иммунной системы дети более подвержены определенным заболеваниям.

Периоды развития иммунной системы:

  1. С рождения до 28 дня жизни – организм малыша надежно защищен материнскими антителами. Но его иммунная система находится на начальном этапе формирования, поэтому еще в роддоме малыши часто подхватывают вирусные и бактериальные заболевания.
  2. 3-6 месяцев – материнские антитела постепенно разрушаются, преобладает первичный иммунитет. Частые простуды, респираторные заболевания, воспалительные процессы в органах дыхания, вирусные и кишечные инфекции – основная проблема этого периода, болезни часто протекают тяжело, могут повторяться многократно, поскольку иммунная память еще не сформирована. В этом возрасте начинают проявляться и первые аллергические реакции.
  3. 2-3 года – в организме по-прежнему преобладает первичный иммунитет, выработка антител находится в незрелом состоянии. На смену вирусным инфекциям приходят бактериальные заболевания, часто возникают и глистные инвазии.
  4. 6-7 лет – в памяти иммунной системы накапливается достаточное количество антител, грипп и простуда беспокоят ребенка реже. Но увеличивается риск развития аллергии, проблем с желудочно-кишечным трактом, могут появиться первые признаки ожирения.
  5. Пубертатный возраст – гормональная перестройка, активный рост, уменьшение лимфоидных органов приводит к частому обострению хронических патологий. Наиболее часто возникают проблемы с пищеварительной, сердечной системой, у многих подростков начинают формироваться вредные привычки, что негативно отражается на иммунитете.

Более крепкий иммунитет наблюдается у детей, которых приложили к груди сразу после рождения, искусственники всегда болеют чаще малышей на естественном вскармливании.

Инфекционные патологии

В возрасте 1-5 месяцев различные вирусные болезни диагностируют у деток редко, поскольку в этот период они, по сути, живут за счет иммунитета мамы. Но после полугода риск инфекционных болезней резко возрастает, усугубляет ситуацию прорезывание зубов.

Список наиболее частых бактериальных и вирусных инфекций:

  1. Ветрянка, корь, свинка, краснуха, скарлатина, дифтерия – мало кому удалось вырастить ребенка, и не столкнуться хотя бы с одной из этих патологий, поскольку эти вирусные заболевания передаются воздушно-капельным путем. Единственный плюс – этими болезнями дети болеют раз в жизни, повторное заражение бывает крайне редко, и уже у взрослых.
  2. Грипп, ОРВИ – эти болезни диагностируют у детей чаще всего, в среднем ребенок переносит их 4-8 раз за год. Основные возбудители – парагрипп, аденовирусы, энтеровирусы, они постоянно мутируют, организм не успевает вырабатывать стойкий иммунитет.
  3. Кишечные инфекции – среди детских болезней занимают второе место после простуды, вызывают их ротавирусы, энтеровирусы, сальмонеллы, кишечные и дизентерийные палочки, амебы.
  4. Коклюш – бактериальное заболевание, заражение происходит при тесном контакте с больным человеком. Заболевание встречается нечасто, поскольку детям делают прививку АКДС, но иммунитет после вакцинации действует только 5-10 лет.
  5. Скарлатина – стрептококковая бактериальная инфекция, сопровождается различными тяжелыми осложнениями, но после выздоровления формируется стойкий иммунитет.
  6. Менингококковая инфекция – возбудителями являются бактерии. Болезнь протекает тяжело, затрагивает органы дыхательной системы, головной мозг, сердце, суставы, глаза.
  7. Пневмококковая инфекция – может спровоцировать развитие простуды, сепсиса, менингита, пневмонии, синусита, отита, эндокардита. Эта проблема – одна из частых причин летальных исходов у детей младше 2 лет.
  8. Острый отит – чаще всего воспалительный процесс поражает среднее ухо, патология развивается из-за анатомических особенностей строения органа слуха у детей. Болезнь рецидивирующая, может стать причиной ухудшения слуха и речи.

Популярные методы диагностики – соскоб и анализ кала способны выявить незначительное количество видов глистов. Если вы подозреваете, что у ребенка гельминты, необходимо сделать ПЦР диагностику.

Болезни пищеварительной системы

Несоблюдение режима питания, увлечение вредной пищей, фастфудом, газированными напитками – все это приводит к тому, что заболевания ЖКТ стремительно молодеют, все чаще их диагностируют у детей.


Основные болезни ЖКТ у детей

  • Рефлюкс – воспаление пищевода проявляется частыми болями в животе, отрыжкой с неприятным запахом;
  • гастрит – болезнь практически всегда становится хронической, при отсутствии лечения развивается язва;
  • дискинезия желчевыводящих путей – часто становится причиной образования камней;
  • диарея, запор, метеоризм, вздутие – все эти проблемы могут быть признаками различных заболеваний органов пищеварительной системы, необходимо пройти тщательную диагностику.

На фоне неправильного питания возникает и ожирение, – проблема эта довольно опасная. Вы должны понимать, что каждый лишний килограмм увеличивает нагрузку на сердце, сосуды, органы опорно-двигательного аппарата, все это негативно сказывается на здоровье ребенка.

Если вам сложно самостоятельно скорректировать рацион, обратитесь к диетологу. Иногда лишний вес появляется на фоне неправильного обмена веществ, в таких случаях требуется консультация детского эндокринолога.

Заболевания опорно-двигательного аппарата

Растяжения, ушибы, сколы, переломы – все эти проблемы у детей встречаются часто из-за невнимательности, повышенной активности и любознательности. Но лечение таких проблем простое и понятное, сложнее бороться с врожденными или тяжелыми патологиями.

Наиболее распространенные болезни

  1. Дисплазия тазобедренного сустава – болезнь диагностируют у каждого пятого новорожденного, развивается на фоне недоразвитости костной ткани. Основные симптомы – несимметричные складки на ножках, неполное разведение конечностей в тазобедренном суставе, характерный щелчок при разведении ног. На начальном этапе болезнь хорошо лечится массажем, физиотерапевтическими методами, при запущенных формах ребенку приходится несколько месяцев носить неудобные распорки, шины, лангеты, иногда требуется операция.
  2. Сколиоз – врожденное или приобретенное боковое искривление позвоночника, чаще всего возникает у младших школьников и подростков.
  3. Рахит – на фоне нарушения процессов обмена в организме возникает дефицит витамина D, что приводит к деформации конечностей, изменению формы черепа и грудной клетки, возникают проблемы с ростом зубов.
  4. Плоскостопие – диагностируют у 40% дошкольников. Болезнь развивается на фоне рахита, из-за повышенных нагрузок на позвоночник и ноги, при длительном ношении неправильной обуви.
  5. Кривошея – болезнь встречается у грудных детей, на фоне патологии происходят изменения в скелете, мышцах, нервах шейного отдела позвоночника, одна лопатка приподнимается, голова склоняется вбок.
  6. ДЦП – серьезное заболевание, развивается при нарушении внутриутробного развития плода, на фоне родовых травм, при повреждении головного мозга в возрасте до года.

Большинство проблем с опорно-двигательным аппаратом сложно поддаются лечению, чем позже начать терапию, тем дольше придется восстанавливать все функции.

Чтобы своевременно выявить патологию, посещайте детского ортопеда минимум трижды в течение первого года жизни, а затем – раз в полгода.

Другие болезни у детей

Всевозможные патологические процессы могут возникнуть в любом органе детского организма, только регулярный профилактический осмотр у специалистов поможет вовремя выявить нарушения.


Список детских болезней

  • заболевания органов мочевыводящей системы – цистит, пиелонефрит, уретрит;
  • болезни органов дыхательной системы – ларингит, трахеит, бронхит;
  • стоматологические проблемы – кариес, стоматит;
  • заболевания ЛОР органов – отит, тонзиллит, гайморит, синусит, аденоиды;
  • аллергия – у детей чаще всего развивается индивидуальная непереносимость некоторых продуктов питания, аллергия на пыльцу, животных, пыль, лекарства, сильные реакции могут возникнуть после укусов насекомых.

Большинство их этих проблем возникает из-за переохлаждения, ослабленного иммунитета, неправильного лечения простудных заболеваний.

Заключение

Все детки, к сожалению, болеют: кто-то реже, кто-то чаще. Основная опасность детских заболеваний – они часто переходят в хроническое состояние, протекают с осложнениями. Единственный способ снизить риск возникновения тяжелых болезней – регулярно укреплять иммунитет.

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

В медицине детского возраста параллельно развиваются несколько направлений: профилактическое, клиническое и социальное. Профилактическое направление включает разработку и реализацию мер по предупреждению детских болезней; клиническое – непосредственное обследование и лечение заболевшего ребенка; социальное – поэтапную реабилитацию и интеграцию детей в социум. Анатомо-физиологические особенности растущего организма определяют своеобразие течения тех болезней, которые встречаются в детском возрасте.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (первый месяц), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия , гемолитическая болезнь плода , рахита

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк , кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра. Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок – это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней – приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др. Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

Детские болезни вызывают закономерную тревогу у взрослых и естественное стремление родителей узнать как можно больше о причинах заболеваний и способах их лечения. Раздел детских болезней, размещенный на страницах Медицинского справочника , знакомит родителей с наиболее распространенной патологией у детей разного возраста, причинами и симптомами заболеваний, необходимыми медицинскими процедурами и мероприятиями по уходу за ребенком. На страницах сайта «Красота и медицина » вы сможете найти рекомендации детских специалистов и самую актуальную информацию о достижениях в области профилактики, диагностики и лечения детских болезней.

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Инфекционные болезни - это болезни, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи от заболевшего человека, животного здоровому человеку.

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ У ДЕТЕЙ

Характеристика патогенных микроорганизмов

Все микроорганизмы, распространенные в природе, делят на патогенные (болезнетворные), способные вызывать различные заболевания, и непатогенные (сапрофитные), которые не вызывают заболеваний.

Существуют также условно- патогенные микроорганизмы, вызывающие заболевания только в определенных условиях при снижении устойчивости (резистентности) организма под влиянием неблагоприятных факторов.

В зависимости от формы все бактерии подразделяются на палочки (бациллы), кокки, имеющие круглую форму (стрептококки, стафилококки), вирусы, грибы, простейшие и т.д.

К числу важнейших свойств микроорганизмов относятсяпатогенность ивирулентность .

Под патогенностью понимают способность микроорганизма вызывать инфекционное заболевание, а под вирулентностью меру патогенности, которая различна у тех или иных болезнетворных микроорганизмов.

Тот или иной тип микроорганизмов вызывает строго определенный специфический вид заболевания, выделяя при этом токсины (экзо- и эндотоксин).

Экзотоксин выделяется при жизни клетки (бактерии столбняка, дифтерии, ботулизма). Они могут быть специфичны по своему влиянию на организм человека. Одни из них преимущественно действуют на ЦНС (токсины ботулизма, столбняка), а другие - на те или иные системы организма.

Эндотоксин выделяется при разрушении микробной клетки и вызывает общую интоксикацию.

Патогенные микроорганизмы в естественных условиях питаются за счет питательных веществ, находящихся в клетках и межклеточных жидкостях макроорганизма.

Все микроорганизмы по типу дыхания делятся на две группы: 1)аэробы , которые хорошо развиваются при наличии кислорода (дизентерийные бактерии, холерный вибрион и др.) и 2)анаэробы , которые хорошо размножаются только при отсутствии кислорода (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены и др.).

Изменчивость микроорганизмов

Под действием неблагоприятных для микроорганизмов факторов (физических и химических) в процессе жизнедеятельности может изменяться ряд их признаков и свойств, которые в ряде случаев могут закрепляться и передаются по наследству. Так образуются устойчивые к лекарственным препаратам и другим вредным воздействиям микроорганизмы, имеющие по сравнению с исходными формами ряд новых признаков: измененную антигенную структуру, пониженную вирулентность и др.

Изменчивость имеет большое практическое значение: изменяется клиническая картина заболеваний, затрудняются диагностика, лечение и профилактика; изменяется лекарственная устойчивость. Можно контролировать эту изменчивость, направлять ее с целью получения антигенных штаммов с определенными свойствами. Это используется при получении вакцин.

Инфекционный процесс у детей и его развитие

Инфекцией в биологическом смысле называют возникшее в процессе эволюции взаимоотношение между микро- и макроорганизмами, при котором микроорганизм обитает в макроорганизме. Применительно к человеку и высшим животным понятие «инфекция» означает состояние зараженности, проявляющееся в виде болезни или носительства.

Возбудитель (патогенный микроб), проникнув в организм человека, находит в нем оптимальные условия для питания, роста, размножения. В свою очередь организм человека, используя механизмы защиты, стремится воспрепятствовать проникновению микробов в свою внутреннюю среду, органы, ткани и ведет борьбу с возбудителем - болезнь не возникает. Если возбудитель проник во внутреннюю среду организма, но защитные силы организма воспрепятствовали развитию патологического процесса, развивается носительство.

Таким образом, сущностью инфекционного процесса является антагонистическое противоборство двух живых систем - организма человека с болезнетворными микробами. В тех случаях, когда сила воздействия микробов высока, а защитно-приспособительные механизмы человека оказываются не в состоянии противостоять их вредоносному воздействию, возникают повреждение анатомических структур и нарушение нормальной жизнедеятельности организма как целого, т. е. развивается клиническая картина болезни.

В течении инфекционной болезни различают следующие периоды развития: 1) инкубационный (скрытый); 2) начальный, или продромальный; 3) период основных проявлений болезни; 4) период выздоровления (реконвалесценция).

Период от момента проникновения микробов в организм до видимого проявления болезни называютинкубационным (скрытым ). Этот период в зависимости от характера возбудителя и состояния организма может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев. В этот период микробы размножаются в организме человека, не вызывая внешних болезненных проявлений. Знание продолжительности инкубационного периода различных болезней необходимо для определения сроков изоляции лиц, соприкасавшихся с больным (карантина).Начальный , илипродромальный ,период характеризуется общими проявлениями болезни, обусловленными симптомами интоксикации: недомогание, повышение температуры тела, озноб, головная боль и т.д. Как правило, в этот период отсутствуют специфические симптомы болезни. Начало заболевания может быть острым или постепенным.

Период основных проявлений болезни характеризуется появлением специфических симптомов болезни. Так, характер температуры тела (температурная кривая) при многих заболеваниях типичен и является важным диагностическим признаком. При многих инфекционных болезнях появляется сыпь. Характер сыпи, ее локализация и время появления также являются важными диагностическими признаками. Жидкий стул, его характеристика, время появления, кашель, характер мокроты, наличие судорог и т.д. - важные симптомы при диагностике инфекционного заболевания.

Период реконвалесценции - это период, в котором происходят постепенное улучшение самочувствия больного, исчезновение симптомов заболевания, восстановление трудоспособности.

Эпидемический процесс у детей, его основные факторы и закономерности

Эпидемический процесс - это процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе. Он состоит из трех взаимодействующих звеньев: источник инфекции, механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания, восприимчивость населения. Без этих звеньев не могут возникнуть новые случаи заражения.

Источником инфекции является зараженный человек или зараженное животное. Они могут быть источником инфекции на протяжении болезни, в период выздоровления (реконвалесценции) и в период носительства. Предметы внешней средыне могут быть источниками инфекции, так как на них возбудители выживают ограниченный срок, а организм человека или животного для патогенных микробов является единственной и оптимальной средой для размножения.

Механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания это способ перехода возбудителя из зараженного организма в незараженный. Существует три фазы перемещения возбудителя: выделение из источника во внешнюю среду, пребывание во внешней среде и внедрение в новый организм.

Известны четыре основных механизма передачи инфекционных заболеваний, каждый из которых определяется первичной локализацией возбудителя в той или иной системе организма:фекально-оральный ,капельный (аэрогенный ),контактный игемоконтактный (гемотрансфузионный).

Элементы внешней среды, обеспечивающие переход возбуди теля из одного организма в другой, называются путями и факторами передачи.

Прифекально-оральном механизме возбудители выделяются в окружающую среду с испражнения. Путями передачи являются водный, пищевой контактно-бытовой а факторами передачи зараженные продукты питания, вода, грязные руки, предметы обихода и ухода за больным

Капельный механизм передачи возбудителя реализуется двумя основными путями передачи - воздушно-капельным и воздушно-пылевым. К факторам передачи относятся микроскопические капельки слизи больного пыль, на которую осели возбудители стойкие к высушиванию

Приконтактном механизме передач и возбудитель передается при непосредственном общении больного человека со здоровым (прямой контакт) или через зараженные патогенными микроорганизмами предметы окружающей среды (непрямой контакт) Факторами передачи могут быть зараженные вещи больного или изделия из кожи и шерсти больных животных

Гемоконтактный механизм передачи реализуется при попадании возбудителя непосредственно в кровь здорового человека Путями передачи могут быть переливание крови или ее компонентов, а факторами передачи - инфицированные инструменты, кровососущие насекомые в организме которых возбудитель дополнительно размножается (вши, комары, блохи, клещи),

Третьим звеном эпидемического процесса является восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Она характеризуетиндексом контагиозности - отношением числа заболевших к числу контактных, не болевших данной инфекцией. Индекс контагиозности выражается десятичной дробью или в процентах. Так, при кори этот показатель равен либо приближается к 1, или 100 %, что указывает на степень вероятности заболевания при контакте с источником инфекции. Следует учитывать, что иммунизация населения приводит к снижению индекса контагиозности.

Эпидемией называется значительное (в 3-20 раз) увеличение заболеваемости в данной местности или появление нескольких случаев заболевания, ранее не встречавшихся в данной местности. Можно говорить об эпидемии дизентерии, если из каждой 1000 населения города заболели 25-30 человек, и об эпидемии холеры или чумы, если в городе появился хотя бы один случай данного заболевания.

Необычно большую эпидемию, охватывающую многие области, страны и континенты, называютпандемией . Так, например, известны пандемии гриппа, сыпного тифа в 1918-1920 гг., холеры в 70-х годах прошлого столетия.

Для предупрежденияраспространения инфекционных болезней необходимо знать конкретные условия возникновения каждого случая заболевания. Это достигается регистрацией и учетом всех случаев инфекционных болезней. Получив извещение (карту экстренного извещения, сообщение по телефону), эпидемиолог организует эпидемиологическое обследование очага и намечает план мероприятий, направленный на предупреждение распространения инфекционного заболевания. Он включает: выявление всех источников инфекции, механизма передачи данной болезни и возможных путей дальнейшего ее распространения, конкретные мероприятия дня обезвреживания источника инфекции, разрыва путей передачи инфекции и защиты восприимчивого коллектива .

Неспецифические факторы защиты. Иммунитет у детей

Организм человека обладает рядом средств, защищающих его от болезнетворных микробов. Здоровая кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, покрытые особыми клетками, имеющими постоянно двигающиеся кнаружи реснички (мерцательный эпителий), механически задерживают микробов на своей поверхности. Кроме того, губительное влияние на них оказывают химические вещества, выделяемые кожей и слизистыми оболочками. Одно из таких веществ - лизоцим. Оно хорошо изучено и обнаружено на коже, в слизи носа, слюне, слезной жидкости, кишечном соке, грудном молоке. Губительное действие на ряд микробов оказывают желудочный и кишечный соки. В полости рта, носа, кишечника, влагалища постоянно присутствуют безвредные для человека микробы, которые также препятствуют размножению болезнетворных микробовВ случае, если микробы прорывают и этот барьер, они попадают в кровь. Однако и тут организм не остается безоружным, так как в сыворотке крови постоянно присутствует специальное защитное вещество алексин (от греч. alexin - защищаю) - особые клетки крови, в частности лимфоциты, захватывающие и переваривающие микробов, и др. Эту способность лимфоцитов впервые наблюдал выдающийся русский ученый И. И. Мечников. Он назвал эти клетки фагоцитами (пожирателями), а само явление захватывания и пожирания микробов -фагоцитозом .

Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными -антигенными - свойствами. Иммунитет - это очень сложный процесс, в образовании которого принимает участие ряд органов и тканей: вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные образования в кишечнике, ряд клеточных элементов крови и др.

Иммунитет, возникающий в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов или их ядов, носит название естественного, активного. Он достигается с помощью сложной системы взаимосвязанных защитных механизмов организма. Один из таких основных механизмов - образование так называемыхантител в ответ на проникновение в организм болезнетворных микробов или их ядов (токсинов). Антитела относятся к белкам (глобулинам), поэтому их образование тесно связано с общим белковым обменом организма, на который влияют функциональное состояние отдельных органов и тканей, гормоны, нервная система, особенности питания, факторы внешней среды. Этим объясняется различная степень способности к борьбе с болезнями у разных людей.

Они борются только с теми микробами, в ответ на присутствие которых в организме они образовались. Нейтрализация микробов антителами происходит разными способами: склеиванием, осаждением, растворением. В результате микробы и их яды обезвреживаются, человек выздоравливает, приобретая послеинфекционныйестественный иммунитет (невосприимчивость), предохраняющий его впоследствии на продолжительное время, а иногда и на всю жизнь от данной болезниИногда здоровые, закаленные люди, подвергаясь воздействию небольшого количества микробов или их ядов, не заболевая, приобретают к данным возбудителямбытовой иммунитет .

Невосприимчивость к тому или иному инфекционному заболеванию можно создать иискусственным путем , вводя в организм здорового человекавакцину (убитые или ослабленные микробы),анатоксин (ослабленный яд микробов),сыворотку крови предварительно иммунизированного против данной болезни животного или переболевшего этой болезнью человека.

При вакцинации - введении ослабленных или убитых микробов, а также их ядов организм, не заболевая типичной болезнью, активно вырабатывает против нее антитела. Такой вид искусственного иммунитета носит названиеактивного .

При введении сыворотки крови, содержащей готовые антитела, организм в их выработке активного участия не принимает. Такой вид иммунитета называетсяпассивным .

На образование активного иммунитета уходит несколько недель; пассивный иммунитет проявляется через несколько часов после введения сыворотки. Активный иммунитет сохраняется продолжительное время, а пассивный всего 2- 3 недели после введения сыворотки. Сыворотки чаще всего вводят для быстрого обезвреживания микробов и их токсинов, когда человек уже заболел или контактировал с больным.

Иммунопрофилактика у детей

Для профилактики наиболее опасных и часто встречающихся заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста на базе поликлиник и дошкольных учреждений проводится вакцинация с целью создания искусственного (приобретенного) иммунитета.

Все вводимые вакцины делят на 2 группы. К первой относятся прививочные материалы: живые, но ослабленные микроорганизмы, лишенные вирулентных свойств (против туберкулеза, полиомиелита, эпидемического паротита, кори), ко второй - препараты, которые называют убитыми вакцинами (коклюшная, дифтерийный анатоксин). Вакцинный препарат, изготовленный на основе одного вида микроорганизма или одного токсина, называетсямоновакциной . Сложные препараты, состоящие из двух, трех или более моновакцин, называютсяассоциированными вакцинами . К их числу относится широко применяемая для иммунизации против коклюша, дифтерии и столбняка адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина (АКДС).

В настоящее время вышел приказ Минздрава РФ от 27.06.01 № 229 «0 национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям». В соответствии с национальным календарем прививок в Российской Федерации проводится вакцинация против следующих заболеваний: вирусного гепатита В, туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи .

Все поствакцинальные осложнения подразделяются на местные и общие.

Общая реакция характеризуется недомоганием и повышением температуры тела: реакция иногда имеет некоторое сходство с симптомами той болезни, против которой были сделаны прививки.

Местная реакция выражается в появлении на месте прививки припухлости, красноты и болезненности, иногда при этом припухают и соседние лимфатические железы.

И общая, и местная реакция обычно быстро проходят и легко переносятся, однако при появлении после прививки болезненных симптомов у ребенка его обязательно следует показать врачу. Консультация с врачом необходима еще и потому, что под влиянием прививки могут обостриться имеющиеся у ребенка хронические заболевания -очаговая реакция (воспаление среднего уха, почек и др.).

Вакцины вводят однократно или многократно в зависимости от типа препарата. Для поддержания стойкого иммунитета в соответствии с календарем прививок проводят повторное введение прививочного материала (ревакцинация).

В период проведения массовых прививок воспитатели должны активно помогать медицинскому персоналу. В каждой группе необходимо провести беседы с детьми о значении прививок для предупреждения инфекционных заболеваний.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх