Что означает разметка на дороге островок безопасности. Наиболее частое нарушение ПДД на российских автодорогах – пересечение сплошной линии при совершении обгона. Так ли островки безопасны

Все наверное знакомы с историей о сушке кошки в микроволновой печи.

Жительница США попыталась высушить свою кошку в микроволновой печи, в результате чего та естественно скончалась. Затем она подала в суд на фирму изготовителя печи, так как в правилах эксплуатации не указан запрет сушить кошек. С целью избежать судебных исков производители микроволновых печей стали указывать, что нельзя сушить животных в микроволновках.

Не важна правдивость этой истории, а важна ее абсурдность. Но почему то к у многих водителей отношение к ним такое же, как и у этой американской жительницы. Если в ПДД не указан прямой запрет – значит он отсутствует.

Правило – Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Сначала идут Правила, а потом движение. Движение идет по правилам, а не правила подставляются под движение. Если запрещено, то – запрещено. Если разрешено, то разрешено, только так, как описано, и никак иначе. В противном случае – это нарушение требований. Если для движения предназначена проезжая часть, то движение за ее пределами строго регламентировано.

Перейдем к примерам.

Движение по трамвайным путям

Одно из частых нарушении ПДД – это объезд пробки по трамвайным путям. Как мы знаем, трамвайные пути не являются проезжей частью. Тем не менее водители получают штраф по статье части 1 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения на проезжей части.

12.15.1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней

Как же так, движение вне проезжей части, а штраф за расположение на проезжей части? Все просто, движение по трамвайным путям регламентировано правилами расположения на проезжей части. Расположение за пределами проезжей части, не соответствующее правилам является нарушением.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил.

Это единственное условие движения по трамвайным путям в соответствии с требованиями Правил.

Пересечение направляющего островка и островка безопасности с разметкой 1.16.1 -1.16.3


Фотофиксация пересечения направляющего островка – разметки 1.16.2

Водители стали получать штрафы с камер автоматической фиксации за пересечение дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 по статье 12.16.1

12.16.1 Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги…

Давайте разберемся, справедлив ли такой штраф? Все что имеется в пдд об этой разметке.

1.16.1-1.16.3 – обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;

Никаких требований по ее пересечению Правила не содержат, то есть прямых указаний нет. Мы видим только направляющие островки. Напомним, что Правила не содержат никаких изображений дорожных знаков или разметки. В них указана только нумерация со ссылкой на ГОСТ. Смотрим ГОСТ по применению.

6.2.19 Разметку 1.16.1-1.16.3 применяют для обозначения направляющих островков:

  • 1.16.1 – в местах разделения потоков транспортных средств противоположных направлений;
  • 1.16.2 – в местах разделения потоков транспортных средств одного направления;
  • 1.16.3 – в местах слияния потоков транспортных средств (рисунок В.12).

На островках, имеющих большую площадь, разметку 1.16.1-1.16.3 допускается выполнять на концевых участках островка и на расстоянии 1,0 м от его границы (рисунок В.12). При небольшой площади островка допускается окраска всей его поверхности.

Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения островков безопасности на пешеходных переходах. Ширина островка безопасности должна быть не менее 1,5 м, а его длина должна быть равна ширине перехода. Расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,0 м.


Рисунок В.12. Пример нанесения разметки 1.16.*

Следуя данной выдержке и иллюстрации из ГОСТ видно изображение разметки 1.1, однако остается вопрос где находится граница разметки 1.1 и 1.16.1 и является ли разметка 1.1 составляющей разметки 1.16.1? Нам ничего не остается как обратится к правилам применения разметки 1.1.

6.2.3. Разметку 1.1 применяют в следующих случаях:

3) Для обозначения границ участков проезжей части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, направляющие островки и т.п.) (рисунок В.12).

Разметкой 1.16.1-1.16.3 обозначаются непосредственно направляющие островки – их площадь, разметкой 1.1 обозначается их граница

То, что сплошную линию разметки 1.1. пересекать запрещается всем известно, соответственно выезд на разметку 1.16.1-1.16.3 запрещен и нарушение Правил дорожного движения не вызывает сомнений.

Еще раз хочу ответить на замечания: “ГОСТ не для водителей, водитель не должен знать ГОСТ – это для строителей” – должен в касаемо его части. Правила прямо ссылаются на ГОСТы. Без ГОСТ водители не знали бы как выглядят знаки и разметка, какая допустимая светопропускаемость тонировки и прочее.

Остановка и стоянка

Вернемся к разъяснению, что понятие “Что не запрещено, то разрешено” к Правилам дорожного движения применяться не может. Это отражено и в требованиях к остановке и стоянке.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, – на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Обратите внимание, никаких прямых запретов.

Движение по разметке

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Никто же не будет спорить, что движение по разметке является нарушением?

Следуйте Правилам Дорожного движения и Ваши поездки будут более безопасными. Поиски пробелов в большей части случаев будут не в Вашу пользу.

С каждым годом автомагистрали заполняются новыми транспортными средствами. Удивляет не только появление новых и неожиданных современных моделей, но и стремительный рост их количества. Безусловно, автодорога, являющаяся главным пространством, представляющим особую опасность для человека, становится ещё более опасной, особенно для тех, кто теряет бдительность, кто привык рисковать, испытывая всплески адреналина.

К сожалению, изучая статистические данные, предоставленные дорожной инспекцией, можно ужаснуться, поскольку ежедневно в стране гибнет около сотни человек, среди них около десяти детей. В Европе тоже гибнут люди вследствие ДТП, но количество погибших или пострадавших практически в десять раз меньше. Кстати, если в российских мегаполисах предпочитают сплошь и рядом углубляться «под землю», формируя новые подземные , то в европейских странах такая практика напрочь отсутствует. Однако у них значительно чаще можно встретить островки безопасности на дороге, тогда как у нас такую дорожную разметку тоже можно заметить, но значительно реже. Что же собой представляет эта разметка, можно ли при её активном использовании улучшить ситуацию на автодорогах, снизить количество ДТП - разобраться в таких вопросах не так уж и сложно.

Островок безопасности

Островок безопасности представляет собой разновидность дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки. Главным назначением такого островка является обеспечение безопасности для пешехода. Водителям категорически запрещается заезжать или пересекать такую разметку, поэтому пешеход может спокойно передохнуть, если не успел пересечь автодорогу сразу. В Европе как раз такие островки встречаются значительно чаще, что волей-неволей активно развивает дисциплинированность у всех участников дорожного движения.

Функции островков безопасности

Если желаете, можете провести небольшой эксперимент. Остановите любых пешеходов на улице и поинтересуйтесь их мнением относительно того, зачем нужен такой островок. Большинство уверенно заявит, что он позволяет останавливаться пожилым людям, которым очень сложно переходить быстро проезжую часть, пока горит зелёный сигнал светофора. На самом деле такая разметка преследует несколько иные цели. Прежде всего, она делит автодорогу на две части. Пешеходу при такой ситуации нет необходимости контролировать ситуацию со всех сторон. Вспомните, как иногда приходится крутить головой то влево, то вправо, чтобы определить для себя, на каком расстоянии находится приближающееся авто, можно ли себе позволить переходить проезжую часть или продолжать стоять на месте, нервно крутя головой. Хорошо, если пешеход никуда не торопится. Он простоит долго, но начнёт движение, только когда убедится в полной своей безопасности. Если же пешеход торопится, опаздывает на работу, вряд ли он будет стоять и хладнокровно оценивать безопасность перехода. Приходится иногда рисковать. К сожалению, именно такие риски провоцируют .

Если же на широкой автодороге имеется такая разметка, то никаких особых затруднений пешеход не испытывает. Он может спокойно оценить ситуацию только с одной стороны проезжей части, перейти её, остановиться на островке безопасности, убедиться в отсутствии транспортных средств с другой стороны, после чего продолжить и завершить успешно переход проезжей части.


Однако это не единственная функция островка. Ещё её одним назначением является создание ситуации, при которой происходит вынужденное снижение скорости автомобилистами. Именно такая разметка немного сужает полосу движения, а также слегка смещается в сторону. Кстати, водителям приходится немного по-иному , значительно уменьшая радиус поворота. Если рядом с такой разметкой дорожные службы слегка приподнимают дорогу, укладывают «лежачего полицейского», тогда водителям волей-неволей приходится снижать скорость своего движения до 30–40 км/ч.

В некоторых случаях на таких организованных пространствах устанавливают знаки дорожного движения или даже светофоры. Такие конструкции позволяют водителям издалека заметить «особенность» проезжей части и стать максимально бдительным.

Требования, выдвигаемые к водителям

В крупных мегаполисах достаточно сложно найти свободные места, где можно было бы , особенно если нет желания пользоваться платными услугами. Именно по этой причине некоторые водители принимают рискованное решение, на основании которого останавливаются и паркуются именно на таком островке. Некоторые пребывают в абсолютной уверенности, что за такими действиями не последуют никакие штрафные санкции. Так ли это на самом деле, разрешается ли ставить транспортное средство на такой разметке, можно ли совершать на неё въезд и выезд, совсем не мешает разобраться.

Если внимательно изучить правила дорожного движения, то никакого прямого запрета на въезд и выезд вроде бы как в них нет. Однако следует учитывать некоторые дополнительные обстоятельства. В большинстве случаев такая разметка сопровождает пешеходный переход, а остановка на нём транспортных средств ПДД запрещена. И также островки могут быть организованы на перекрёстках, на них тем более никто не останавливается.


Если же рассмотреть ситуацию, когда машина мчится по автомагистрали, на которой вдруг встречаются островки, выполняющие функции разделения транспортного потока, можно решить, что парковаться в таких случаях можно. Действительно, пешеходный переход, перекрёсток отсутствуют. Однако важно учесть ещё один момент. Такая разметка сопровождается наклонными линиями, обрамлёнными одной сплошной линией.

Рекомендуем вам скрупулёзно вспомнить требования правил дорожного движения относительно того, какие линии разрешено пересекать автомобилям. Возобновив в своей памяти эти строки, вам станет понятно, что, если ваш автомобиль наехал на островок, сотрудник дорожной автоинспекции будет иметь полное право выписать вам штраф вследствие совершения вами административного правонарушения. В трактовке к такому штрафу будет указано не то, что вы заехали на островок, а то, что вы пересекли сплошную линию, нарушив требования дорожной разметки. Именно по этой причине и въезд, и выезд, и остановка на таком островке запрещены. Исключением может быть только выезд одного колеса автомобиля на границу островка безопасности при завершении манёвра обгона. В этих случаях считается, что водитель начал совершать манёвр на том участке автодороги, где ему это разрешается.

Мы рекомендуем вам неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, только там, где она разрешена, не обращая внимания на других останавливающихся, действующих зачастую наугад, полагаясь целиком на «авось». Если же вы совершите манёвр, противоречащий ПДД, можете даже не объяснять инспектору дорожной полиции, почему вам так было необходимо заехать или остановиться на островке безопасности. За такими вашими действиями последует всё равно штраф, сумма которого часто исчисляется пятьюстами рублями.

Избежать возникновения неприятностей на автодорогах вы сможете, если глубоко изучите всё, что прописано про островки безопасности в ПДД, в которых указано, что это такое, как их различать и какие требования соблюдать. Мы рекомендуем вам вести себя на автодорогах так, чтобы не провоцировать аварийные ситуации, перемещаться безопасно и комфортно и, как следствие, не провоцировать дополнительные финансовые потери в виде штрафных счетов.

Островок безопасности – это часть дорожного покрытия на проезжей части со специальной разметкой ПДД 1.16.1 – 1.16.3. Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52766-2007 островок безопасности размещается на проезжей части или раздельной полосе. При этом в ГОСТе говорится, что:

  • расстояние между проезжей частью и границей островка должно быть от 7,5 м (пункт 4.2.5.1);
  • ширина – не менее ширины пешеходного перехода, а дина – от 1,5 м (пункт 4.2.5.2)

Допустимо ли подобное нарушение разметки?

Согласно ПДД, дорожная разметка 1.16.1, 1.16.2 и 1.16.3 наносится на проезжей части в месте где разделяются либо сливаются дорожные потоки.

На фото изображены разметки:

Островки безопасности, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений 1.16.1

Островки, разделяющие транспортные потоки одного направления 1.16.2

Островки в местах слияния транспортных потоков 1.16.3

Часть 1 статьи 12.16 КоАП разъясняет, что пересечение данной разметки запрещено и влечет за собой административную ответственность.

Говорит о несоблюдении требований, предписанных разметкой. Можно ли пересекать разметку в данном предписании не сказано, а значит и наказание не должно быть предусмотрено.

Так можно ли заезжать на островки? Привлечение к ответственности водителя за наезд на островок безопасности не имеет законного основания.

Наказание за движение по данному участку проезжей части

Согласно ст. 12.19 КоАП выезд, заезд, парковка на островке безопасности запрещены, так так эта разметка не предназначена для движения и остановки транспортных средства. На островке безопасности, которая относится к элементу «зебры», остановка и стоянка категорически запрещена. В рамках действия пешеходного перехода зона 10 метров с обеих сторон также не предназначена для этих целей.

Пересечение

Если транспортное средство произвело наезд на зону действия островка безопасности – место гарантирующее безопасность пешеходу, водителю, который им управляет назначается штраф размером 500 руб.

Заезд и выезд

Если во время движения по проезжей части водитель осуществляет заезд на данный участок дороги, то ему грозит административное взыскание в виде назначения штрафа размером 1000 руб . В случае аварийной ситуации заезд на данную площадь дорожного полотна разрешена.

Распространенным ненаучным аргументом против островков безопасности является то, что водители могут наехать на них, и таким образом сам островок, якобы, становится причиной ДТП, уменьшая уровень безопасности на конкретном участке. Действительно, неправильно спроектированный и оснащенный островок может стать причиной аварий.

Для минимизации таких случаев, на всех этапах существования островка безопасности (проектирование, реализация и содержание) важно обеспечить:

  1. правильное проектирование и выполнение – например, островок должен иметь закругленные края, знаки на нем не должны закрывать видимость для пешеходов и водителей;
  2. правильное освещение – островок на переходе должен быть заметным для водителей, так же как и пешеходы на переходе;
  3. иметь надлежащее обозначение – переход с островком безопасности должен иметь обозначение в соответствии с государственными стандартами и правилами дорожного движения;
  4. содержание знаков в чистом состоянии, сохраняя их заметность и светоотражающие свойства.

При покупке авто без проверки есть шанс купить кота в мешке! Проверьте историю автомобиля с помощью программы Автокод ниже. Это быстро и просто. И дешевле, чем жалеть о покупке!

Требования ПДД

ПДД гласят, что островок безопасности, обозначенный горизонтальной разметкой чаще всего ограничивается со всех сторон сплошной линией.

Предназначение сплошной линии состоит в том, что она разделяет транспортные потоки, движущиеся в разных направлениях и обозначает границы полос движения в местах повышенной опасности. Это значит, что согласно ПДД, любые маневры на этом островке категорически запрещены и приравниваются к выезду на встречную полосу движения .

В правилах дорожного движения не аргументировано понятие островка безопасности. Моральная и этическая сторона данного вопроса, конечно, говорит о том, что данная разметка запрещает въезд и размещение транспортного средства на нем. Но, по факту правила этого не запрещают, а значит штраф за наезд на островок безопасности не обоснован и его платить не нужно.

В рамках данного островка разрешается движение только для пешеходов, а о том, что это категорически запрещено водителям ничего не сказано. Следовательно, островок безопасности нельзя считать проезжей частью. В правилах прописано требование, что движение автотранспортных средств возможно только по отведенным для этого полосам и нет запрета для осуществления движения по этому островку.

Если водитель движется в зоне размещения островка безопасности со стороны сплошной линии, то пересекать данную зону запрещено. Это касается разметок 1.16.1 – 1.16.3 белого цвета, которые:

  • разделяют транспортные потоки противоположного направления;
  • разделяют транспортные потоки одного направления;
  • обозначают место слияния транспортных потоков.

Для чего необходима эта зона?

Островок безопасности выделен дорожной разметкой в зоне, свободной от движения транспортных средств и предназначен для пешеходов, чтобы дать им возможность остановиться при переходе проезжей части и не бежать через дорогу перед идущим транспортом.

На дорожной полосе островок безопасности размещен в виде:

  1. зоны, выложенной бордюрным камнем над проезжей частью;
  2. зоны, выделенной дорожной разметкой;
  3. зоны, которая является частью пешеходного перехода;
  4. участка разделительной полосы между потоками движения.

В западной Европе буферные зоны между направлениями движения являются обязательными на всех улицах, имеющих более двух полосы движения. При соответствующем обосновании, при ширине проезжей части магистрали 15 м и менее, островок безопасности шириной не менее 2 м может устраиваться за счет сужения полосы движения до 3,25 м.

Островки могут обустраиваться :

  • на нерегулируемом переходе;
  • на регулируемом переходе;
  • на перекрестке, где организовано круговое движение;
  • на въезде в населенные пункты.

Как работает островок безопасности :

  1. Заставляет водителей соблюдать установленный скоростной режим за счет того, что визуально сужает проезжую часть в месте пешеходного перехода и повышает концентрацию водителей.
  2. Делает невозможным выезд автомобиля на встречную полосу для обгона или опережения.
  3. Исключает стоянку и остановку на переходе и в непосредственной близости от него.
  4. Создает физическую защиту для пешеходов, место, где они могут безопасно переждать проезд ТС, а люди – отдохнуть.
  5. Позволяют проезд на скорости 40-60 км/ч, а следовательно, могут безболезненно применяться на улицах и дорогах с интенсивным движением. В этом заключается преимущество перед поднятыми элементами дороги (холм, поднятый переход и др).

Существует множество нерегулируемых пешеходных переходов, где транспорт движется на «высокой скорости», и переход проезжей части может быть опасным. На многих из них ширина проезжей части шире от необходимой для нормального движения. Эту «избыточность» необходимо трансформировать в недорогие и эффективные элементы безопасности, которые снижают количество ДТП с тяжелыми и смертельными последствиями, и создают более безопасные условия передвижения.

Островки часто приводят к незначительному сужению дорожной части, поэтому будьте особо внимательны в зоне размещения данных участков.

Спорные ситуации


На фото изображена сплошная разметка 1.1:

Каким образом можно доказать вину водителя автомобиля?

При возникновении ситуаций, связанных с наездом, парковкой либо стоянкой в зоне действия островка безопасности, сотрудники ГИБДД могут предъявить нарушение за пересечение разметки. Нередко, именно они нарушают ПДД, когда располагают свои автотранспортные средства для осуществления контроля за дорожным движением именно на островках. Поэтому, ссылаясь на ПДД, следует отстаивать свои права. Согласно ст. 25.1 ч.1 КоАП водитель имеет право на юридическую консультацию и защиту.

Заключение

Безопасность пешеходов требует применения средств принудительного снижения скорости транспортных средств в точках пересечения пешеходами проезжей части. Островки безопасности является прекрасным убежищем для пешехода, который пропускает встречный поток авто. Поэтому они является обязательным элементом на улицах цивилизованных стран.

Госавтоинспекция объяснила, за что наказывать водителей, которые пересекли "разделительный островок". В Правилах дорожного движения такой островок называется разметкой 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3.

Эта разметка разделяет потоки, которые двигаются в одном направлении, но кому-то надо съехать с основной дороги. То есть выезда на встречную полосу здесь нет.

Потоки, как правило, разделяются сплошной линией разметки, которая в правилах называется линией 1.1. Ее пересекать запрещено. Но в отношении разметки 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3 никаких ограничений в Правилах дорожного движения не установлено. Пересечение такой разметки, а также парковка машин в ее границах ничем не ограничена. Но инспекторы, получив данные с автоматических камер фотовидеофиксации нарушений, выписывают автовладельцам штрафы.

После публикации в "РГ" по этой проблеме, депутат Госдумы Ярослав Нилов отправил запрос в Госавтоинспекцию с просьбой прояснить ситуацию. В письме ГУОБДД МВД России говорится, что инспекторы неправильно пояснили нарушение. Они должны были указать, что водитель пересек линию 1.1. Дело в том, что в одном из ГОСТов говорится, что разметка 1.16 состоит из линий 1.1.

Но вот беда. По всем ГОСТам разметка 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3 - это отдельная разметка. Она не имеет никакого отношения к разметке 1.1. Как она нарисована, водителя вообще не трогает. Водитель должен знать и исполнять Правила дорожного движения. А в правилах никаких требований и ограничений к разметке 1.16.1, 1.16.2, 1.16.3 нет. Соответственно, это чисто информационная разметка: в этом месте потоки разделяются.

Штрафовать водителей, которые пересекли разделительные островки, - нельзя, но их штрафуют

Чтобы за пересечение этой разметки можно было наказывать, необходимо внести соответствующий запрет в ПДД.

Компетентно

Сергей Смирнов, юрист:

Привлечение к ответственности водителей, которые во время движения пересекают островки безопасности, не имеет под собой никакого законного основания.

В правилах определены случаи, когда запрещено пересекать ту или иную линию разметки. Согласно приложению 2 к правилам, водителям запрещается пересекать определенные линии разметки. Но что касается направляющих островков, которые обозначаются линиями 1.16.1 - 1.16.3, то в правилах нет прямого запрета на их пересечение.

Границы островков безопасности обозначаются все той же линией разметки 1.1, так указано в ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Однако водитель в первую очередь обязан руководствоваться требованиями, прописанными не в технических стандартах, а в Правилах дорожного движения. Даже в КоАП указано (часть 1 статья 12.16), что наказание следует за невыполнение требований разметки. А требования эти установлены Правилами дорожного движения.

Согласно статистическим данным, количество ДТП ежегодно увеличивается в геометрической прогрессии. В большинстве случаев это связано с незнанием ПДД участниками дорожного движения. В частности, многие водители в принципе не владеют информацией о том, для чего предназначены островки безопасности. В связи с этим они совершают грубейшие нарушения, закономерным результатом которых является наложение административной ответственности.

Понятие

Каждый участник дорожного движения обязан знать, согласно ПДД, что островок безопасности - это такой участок, который предназначен для пешеходов. Кроме того, он разделяет транспортные потоки, по которым автомобили перемещаются в противоположных направлениях.

Островки безопасности наносятся в виде разметки на дороги. Если пешеход по каким-либо причинам не успел пересечь проезжую часть, он может спокойно дождаться на данном участке благоприятной ситуации для беспрепятственного перехода.

В России островки безопасности встречаются не так часто. Иная ситуация обстоит в европейских странах. Там подобной разметки настолько много, что водители поневоле начинают вести себя более дисциплинированно и соблюдать правила дорожного движения.

Функции

Прежде всего, островки безопасности предназначены для разделения дороги на две части. Кроме того, они являются участками, на которых могут находиться пешеходы сколь угодно длительное время. Людям, пересекающим проезжую часть, нет необходимости контролировать транспортный поток со всех сторон.

На участках, где нет соответствующей разметки, чаще всего случаются ДТП с участием пешеходов. Это обусловлено тем, что люди не всегда правильно оценивают дорожную ситуацию и стремятся как можно скорее пересечь опасные для жизни зоны. Наличие же островков позволяет перейти половину проезжей части, остановиться и осмотреться, а затем продолжить движение, если это безопасно.

Это две основные функции разметки. Кроме того, островок безопасности на дороге в некоторых случаях вынуждает водителей снизить скорость. Иногда разметка наносится с целью сужения полосы движения. На таких участках нередко формируются искусственные неровности. Кроме того, дорожные рабочие могут установить и светофоры. Таким образом, водитель, подъезжающий к опасному участку, поневоле снижает скорость. Повышение бдительности человека, находящегося за рулем транспортного средства, значительно уменьшает риск возникновения ДТП.

Разметка

Островок безопасности, как правило, представляет собой неравносторонний треугольник. Он наносится на дорогу белой краской. Важно знать, согласно ПДД, что островок безопасности - это такая разметка, которая может иметь три варианта изображения. Каждый из них пронумерован (1.16.1, 1.16.2, 1.6.3). Первый вариант наносится на участки дороги с целью разделения транспортных потоков, перемещающихся в противоположных направлениях. Разметка 1.16.2 предназначена для проезжих частей с односторонним движением. Третий же вариант принято наносить на участках слияния потоков.

Существует несколько требований к разметке. Она должна быть четко видна всем участникам дорожного движения. Данная зона проезжей части должна быть освещена и очищена от снега и грязи.

Нормативная база

Все вопросы, связанные с островками безопасности, регламентированы. Трактовку данного понятия можно изучить в ПДД, конкретно - в разделе «Определения», пункт 2.42. В Приложении 2 Правил описаны варианты разметок. Островки представляют собой геометрическую фигуру, стороны которой являются сплошной линией.

На данных участках также существуют определенные правила. Их нарушение влечет за собой наложение административной ответственности. Данный вопрос регулируется КоАП, в частности, статьями 12.16 и 12.19.

Разметка: на какие участки наносится

Благодаря разметке островки безопасности чаще всего можно заметить на:

  • Пешеходных переходах. При этом они могут быть как регулируемыми, так и нерегулируемыми.
  • Перекрестках. Преимущественно разметка наносится на пересечения проезжих частей, где организовано круговое движение.
  • Въездах в населенные пункты.

Грамотно нанесенная разметка повышает бдительность водителей, заставляет их снизить скорость, предотвращает выезд на встречную полосу (например, с целью совершения обгона), исключает стоянку на пешеходном переходе и в непосредственной близости от данной зоны, обеспечивает безопасность прохожих.

Иногда зебра наносится на участки, по которым транспортные средства перемещаются очень быстро. Как правило, речь идет о широкой проезжей части, параметры которой больше установленных норм. В этом случае целесообразно лишние зоны трансформировать в островки. Разметка в этом случае значительно уменьшит вероятность возникновения ДТП.

Так ли островки безопасны?

Пешеходам важно понимать, что данный участок обозначен только разметкой. Белая краска, нанесенная на дорожное покрытие, не может со 100%-ной гарантией уберечь человека от беды.

Иная ситуация обстоит в странах Европы. Там островки оборудованы барьерами. Если за рулем находится, например, пьяный водитель, конструкция остановит автомобиль, благодаря чему наезд на человека предотвратится. По этой же причине управляющие транспортными средствами лица более внимательны на дороге и соблюдают на переходах скоростной режим.

В России островки такими барьерами не оборудованы. Таким образом, теоретически они безопасны для пешеходов, а фактически - нет. И это обусловлено незнанием многими водителями ПДД. Кроме того, многочисленные ДТП на данных участках происходят по причине безответственности. Ярким примером является управление автомобилем в состоянии опьянения.

Остановка и стоянка

Данный вопрос порождает множество спорных ситуаций. Большинство водителей утверждают, что стоять на островке безопасности можно.

В крупных городах иногда сложно найти на парковке свободные места. В связи с этим некоторые лица оставляют свои транспортные средства на островке безопасности. При этом они абсолютно уверены в том, что за совершением данного действия не последует наложение административной ответственности.

Так можно ли стоять на островке безопасности? Если внимательно изучить ПДД, то можно сделать вывод о том, что данный вопрос никоим образом не регламентируется. Точнее, в документе написано, что зона предназначена для пешеходов. В ПДД нет ни слова о том, что въезд или выезд водителям запрещен. Однако стоянка на островке безопасности запрещена.

Это обусловлено разметкой. Каждый островок безопасности - это конфигурация из сплошных линий. Их, согласно ПДД, пересекать недопустимо. Кроме того, чаще всего островки наносятся в непосредственной близости от пешеходных переходов. На них и ближе чем 5 метров перед ними как остановка, так и стоянка запрещены. Сразу после переходов это допустимо.

Иные запрещенные действия

Даже если водитель знает, что остановка на островке безопасности недопустима, он может иногда ее пересекать. Важно знать о том, что это также запрещено.

Если водитель во время перемещения по проезжей части заехал на островок, это является нарушением. Во всех случаях на человека, управлявшего транспортным средством, накладывается административная ответственность.

Пересечение сплошной линии разметки грозит изъятием водительского удостоверения. Но назначается за островок безопасности штраф, размер которого зависит от совершенного нарушения. Послабление связано со степенью негативных последствий, которых, например, на автомагистрали может быть множество.

Согласно КоАП, за пересечение островка водителю придется заплатить 500 рублей. Что касается заезда/выезда, в этом случае нарушителю также грозит штраф. Он составляет 1000 рублей. Штраф в таком же размере придется заплатить и за парковку.

Спорные ситуации

В некоторых случаях водители наезжают на островок, чтобы избежать возникновения ДТП. Как правило, после этого они получают по почте постановление с требованием оплатить штраф. Однако в этом случае вовсе не обязательно расставаться с деньгами. Специалисты рекомендуют обратиться в ГИБДД территориального уровня и изложить свое видение ситуации. Но и в этом случае уполномоченные лица не всегда встают на сторону нарушителя. Это обусловлено тем, что островок безопасности является участком для пешеходов. Избегая ДТП, водитель мог совершить наезд на человека, пересекающего проезжую часть.

Спорной является и ситуация касаемо остановки на островке, находящемся вне перекрестков и пешеходных переходов. В ПДД не написано, что парковаться на данном участке запрещено. Однако при наличии сомнений водителям всегда стоит обращать внимание на разметку. Она всегда сплошная. И ее пересечение категорически запрещено.

Важно знать о том, что в некоторых случаях штрафа можно избежать. Но при этом все аргументы должны быть обоснованными. Если водитель докажет, что островок безопасности размещен таким образом, что его наличие, напротив, значительно увеличивает риск возникновения ДТП, штрафа действительно можно избежать.

Упор на это можно делать при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных пунктов:

  • На островке были размещены знаки, которые ограничивали видимость.
  • Разметка не отвечала требованиям. Например, в непосредственной близости от нее в темное время суток не было организовано искусственное освещение. Или же краска была стерта или незаметна под слоем снега, грязи и пр.
  • Островок обозначен не в соответствии с ПДД и государственными стандартами.

Грамотный подход в некоторых случаях поможет избежать штрафа. Однако большее число водителей предпочитает не тратить свое время и расстаться с некоторой суммой денег. В этом случае следует помнить о том, что в первые 20 суток оплатить штраф можно с 50%-ной скидкой.

В заключение

Островок безопасности - это участок проезжей части, который предназначен для пешеходов. Они могут как отдыхать в данной зоне, так и оценивать ситуацию, чтобы затем беспрепятственно пересечь дорогу. Многие водители совершают грубейшую ошибку, оставляя свое транспортное средство на островке. Некоторые аргументируют это тем, что в ПДД нет ни слова о запрете стоянки на данном участке. Важно помнить о том, что внешне островок безопасности представляет собой неравносторонний треугольник - конфигурацию, состоящую из разметки 1.1. Это сплошная линия, пересекать которую категорически запрещено. Нарушение влечет за собой наложение административной ответственности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх