Быт и нравы восточных славян. Древние славяне: нравы, обычаи, верования

15.02.2014

Древние славяне нравы и обычаи которых легли в культурную основу большей части восточноевропейских народов, выделились некогда из большой индоевропейской группы племен. В древние времена эта обширная общность людей расселилась по всей Евразии, дав начало многим известным народам. Так, и древние славяне, объединились некогда из числа индоевропейцев, ведущих единый хозяйственный уклад, сходных по языку и общественному устройству. В течение 4-6 веков до н.э. славяне принимали участие в великом переселении народов, по результатам которого они колонизировали земли Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, в последующем разделившись на три ветви славянства – западных, восточных и южных.

Расселение племен древних славян

Впервые стали упоминать о славянском народе византийские хроники 6 века н.э., говоря в основном о племенах, живших на территории Балкан, а благодаря Нестору летописцу нам сегодня известно племенах и землях восточных славян. Расселение племен было следующим:

  • Кривичи жили в верховьях волги, Днепра и Западной Двины и севернее;
  • Поляне обитали в районе Среднего Днепра, на территории современного Киева;
  • Тиверцы и уличи в низовьях Днепра, Побужья и устья реки Дунай;
  • Вятичи в верховьях Оки и ниже по течению;
  • Словене в землях от Волхова до Ильменя;
  • Дреговичи населили Полесье, от Припяти до Березины;
  • Древляне, по берегам Тетерова и у реки Уж;
  • Радимичи меж Ипутью и Сожем;
  • Северяне близ Десны;
  • Дулебы, они же Волыняне, Бужане жили на Волыни;
  • Хорваты на склонах карпатских гор.

Жизнь древних славян

Прояснить жизнь, обычаи и традиции славян помогли многочисленные раскопки и научные работы. Стало известно, например, что долгое время древние славяне не отходили от традиций патриархального уклада и общинно-родового строя. Семьи объединялись в рода, а те в племена. Управляли общественной жизнью почтенные старейшины, которые для решения всех важных вопросов собирали вече (совет). Время принесло обособление семейной деятельности, и родовое устройство постепенно перешло в общинный уклад (вервь).

Славяне были оседлым народом и занимались земледелием, вспахивали поля сохой, запряженными волами и лошадьми, собирали урожаи полезных растений и прекрасно владели различными промыслами – охотой, рыбалкой, а также немного разводили скот и владели ремеслами. Большую активность славяне проявляли в добыче воска и меда – бортничестве.

Считается, что развитие торговли дало толчок к появлению у древних славян городов. Многие племена стали иметь свои центры. Ильмене построили Новгород, поляне – Киев, мать городов русских, северяне – Чернигов, Радимичи –Любеч, а кривичами был основан Смоленск. Славянские поселенцы селились в городищах - селениях по берегам рек, что кормили славян и служили для перемещения по воде. В городах неизменно появлялись воинские дружины, в которые объединялись славянские воины, а во главе войск становились Князья. Зародившаяся власть постепенно обретала все большее влияние, становясь полновластными правителями в своих землях. К примеру, варяги Аскольд и Дир основали княжество в Киеве, в Новгороде княжил Рюрик, а в Полоцке – Рогволод.

Религия древних славян

Древние славяне нравы и обычаи которых, а также представления о мире были языческими, обожествляли природу, умерших предков и верили в существование всевозможных богов. Сварогом славяне называли небо, небесные явления которого, считались его детьми, сварожичами. К примеру, Перун, сварожич, был громовержцем и пользовался большим почтением у славян. Помимо владения молниями и громом, он был богом войны, покровительствующим славянским воинам. Солнце и Огонь почитались за свою силу, живительную или губительную. Например, добрый Дажьбог даровал свет и тепло, а гневливый Хорс, мог выжигать посевы и природу жарой и пожаром. Над ветрами властвовал Стрибог.

Божественной воле наши предки приписывали владычество над всеми природными явлениями и процессами, стараясь завоевать расположение богов различными жертвами и праздниками. Волхвы, ведуны – славянские жрецы, умели распознавать волю богов, и обладали религиозной властью в своих племенах. При этом каждый пожелавший мог принести жертву богам сам. В позднее время славяне стали создавать из обработанного дерева многочисленные идолы, служившими отображениями их богов. Принятое в 10 веке князем Владимиром христианство, многие годы занималось искоренением язычества на Руси, и, тем не менее, вера и традиции славян сохранились по сей день, в виде фольклора, народных примет и всевозможных праздников.
Видео: Славянские праздники

Как свидетельствуют социологи, в последнее время возросло число тех, кто желает узнать побольше о своих корнях и происхождении русского этноса. В частности, огромный интерес среди людей разных поколений вызывают вопросы, связанные с тем, кем были жители Древней Руси — восточные славяне, чем они занимались и во что верили. Ведь, как утверждали римляне, кто знает свое прошлое, тот может понять настоящее, а значит, и предвидеть будущее.

Кто такие и как происходило их расселение

Как известно, глаголица была создана лишь в 9-м веке. Поэтому письменных источников, в которых были бы освящены занятия и быт восточных славян, практически нет. Тем более сложно найти данные об их происхождении. Однако обобщение всей информации, доступной на данный момент, позволяет предположить, что разделение славян на западных, южных и восточных произошло в период между 5-8-м веками нашей эры. Причем со временем племена последних, в свою очередь, также разделились на две группы. Первая из них основала Великий Новгород и заселила также территории Белоозера и современной Тверской области, а другая сначала обосновалась в бассейне реки Днепр, а затем распространилась по территориям современной Молдавии и южной Украины на запад и в северном направлении до верховьев Волги.

Быт на раннем этапе развития

Хозяйственные занятия восточных славян в эпоху судя по археологическим находкам, ограничивались примитивным земледелием (выращиванием пшеницы и птичьего проса), а также бортничеством (сбором разведением домашнего скота, охотой и рыболовством. Жили они в бревенчатых полуземлянках с печами-каменками, а их утварь и орудия труда были настолько немногочисленными и простыми, что для охраны своих селищ, состоящих из 1-2-х десятков домов, они не возводили никаких укреплений. Дело в том, что при нападении врага жителям проще было убежать, основать такое же поселение на новом месте и обзавестись нехитрым скарбом, чем жертвовать жизнью ради спасения пары мотыг и грубых горшков.

Основное занятие восточных славян после возникновения городищ

Первые укрепленные городища у наших предков появились уже в 5-м веке. Однако массовое переселение из незащищенных небольших селищ, расположенных в низинах, в укрепленные поселения на холмах или высоких берегах рек началось с 8-го века. Причем в разных регионах данный процесс протекал с неодинаковой интенсивностью. Например, больше всего укрепленных городищ возникло в бассейне Днепра.

Даже после переселения из селищ основное занятие восточных славян не изменилось. Причем они не только возделывали поля, расположенные вокруг своего населенного пункта, но и сажали сады и огороды непосредственно внутри городских укреплений. В то же время, наряду с земледелием, там стали развиваться ремесла, такие как изготовление металлических сельскохозяйственных орудий, ножей и другого оружия, а также гончарное дело. Свидетельством этого служат фрагменты древних кузниц, например, в Екимоуцком городище. Кстати, именно в этот период зародились такие понятия, как слобода и посад, означающие место у крепостной или оборонительной стены, где находились мастерские и торжище.

Обычаи восточных славян

Чтобы избежать кровосмесительных браков и вырождения, у наших предков было принято устраивать игрища, в которых участвовали все жители двух-трех соседних селений. Во время таких праздненств происходило ритуальное “умыкание” невест. Причем за якобы насильно похищенную девушку ее роду полагался выкуп, так как он терял работника.

Вступление в брак означало, что мужчина становился своим (свояком) в роду жены и у него со временем могло появиться до нескольких десятков детей. Таким образом, некоторые отцы семейств приобретали большую родню, которая могла оказать помощь при нападении врагов, а в определенном возрасте в их хозяйствах оказывалось многоженство рабочих рук. Последнее обстоятельство было исключительно важно, так как основное занятие восточных славян — земледелие — требовало приложения коллективных усилий.

Верования

Восточные славяне были язычниками и поклонялись пантеону своих богов, многие из которых были для них олицетворением сил природы. И это неудивительно, так как основное занятие восточных славян — земледелие, и его результат полностью зависел от того, пойдет ли дождь, не побьет ли град урожай и не смоет ли его жилище разлившаяся весной река.

Главным богом восточных славян был Перун, управлявший громом и молниями, вызывая ужас и благоговейный страх. Также особо почитались неба Сварог и покровитель домашнего скота Велес. Кроме того, наши предки верили в существование добрых и злых духов, а также в леших, водяных и в домовых, способных вмешиваться в дела смертных, как для того, чтобы им помочь, так и с целью навредить.

Праздники

Основное занятие и верование восточных славян наложили отпечаток и на их праздники. В частности, издревле у них были связанные с сезонными земледельческими работами. Так, в конце декабря дети и взрослые наряжались так, чтобы их было трудно узнать, и ходили по домам соседей, требуя за свои песни и прибаутки дары в виде съестного. Причем такой обычай колядования был присущ не только восточным, но и южным и западным славянам. Кроме того, большим праздником были также Масленица, связанная с проводами зимы, летний праздник, получивший после принятия христианства название и гуляния по случаю окончания жатвы, когда из новой муки пекли большой каравай на меду.

Культ предков

Особое место в жизни восточных славян отводилось поклонению Роду и Рожанице, олицетворявшим прадедов и прабабок и защищавших род и дом. Иногда их еще называли “чур” или “щур”, от которых произошло слово “пращур” и выражение “чур меня”, означающее “защити меня, дед”. Наши предки верили также, что с “того света”, который управлялся Велесом, на “этот свет” могли ненадолго возвращаться умершие и вредить живым, поэтому было не принято говорить плохо о мертвых.

Защита от врагов

Несмотря на то что основные занятия были вполне мирными, им нередко приходилось брать в руки оружие для защиты своих городищ. Наши предки сражались пешими и не носили никаких доспехов, кроме щита. Оружием им служили меч, лук с колчаном, наполненным маленькими стрелами, и длинная веревка, закидывая которую, они душили неприятеля. Судя по историческим документам, воины восточных славян изумляли врагов тем, что великолепно плавали, ныряли и могли долго находиться под водой, дыша через тростниковые трубочки. Последнее обстоятельство помогало им устраивать засады в озерах и реках, приводя в замешательство противников. Позже, когда у родов появились вожди, передающие власть по наследству — князья, они стали набирать наиболее сильных и ловких членов своей большой семьи в дружины. Такие ратники были, как бы сегодня сказали, профессиональными солдатами, и боеспособность войска, состоящего из дружин нескольких князей-союзников, была несравненно выше, чем в случае, когда за оружие брались все мужчины племени.

Теперь вам известна некоторая информация, касающаяся темы “Расселение и занятия восточных славян”, и вы можете сами судить, какой гигантский рывок сделали наши предки, начавшие с примитивного земледелия, для того чтобы стать первыми покорителями космоса.

Древнейшие известия о славянах вообще и о русских в частности рисуют их жизнерадостным народом, любившим пляски, песни, музыку. Плясанья и «бесовские песни» были на игрищах меж сел; .«с плясаньем и плесканьем» совершались на Руси свадьбы; «бесовское пенье и блудное глумление» (вероятно, нескромные песни или шутки) были обычной принадлежностью пира или беседы у русских славян и после принятия христианства, как свидетельствуют о том христианские моралисты-проповедники; свое жизнерадостное настроение наши предки подогревали хмельным питьем, до которого были великие охотники. Сладкий опьяняющий напиток - мед (ό μεδος) был в большом употреблении у славян еще в V веке; им подчевали византийского посла Ириска и его спутников, ехавших в стан к Аттиле, оседлые жители Паннонии, перевозившее послов на лодках через реки. Араб Кардизи писал о восточных славянах, что у них водится много меда и вина; у одного человека бывает по сту жбанов меда. Ибн-Фадлан, рассказывая о купцах, приезжавших из Руси, писал между прочим: «они весьма склонны к вину, пьют его днем и ночью, так что случается им иногда и умирать с кружкой в руках». Византиец Скилица, описывая болгарский поход Святослава, рассказывает, что воины Святослава не помнили об осторожности, пьянствуя по целым ночам, увлекаясь свирелями, бубнами и плясками. Можно поэтому думать, что подлинная действительность нашла себе выражение в известном изречении, вложенном нашим книжником XI века в уста князю Владимиру: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

Эта жизнерадостность в связи с давнишним экономическим общением с другими народами, породила некоторые черты славянского характера, о которых согласно говорят иноплеменные наблюдатели. Византийский император Маврикий писал о славянах: «они ласковы с чужеземцами, принимают их у себя, провожают от одного места в другое, куда ему нужно, и даже, если гостю приключится какая-либо беда по вине хозяина, то тот, кто принял после него гостя, выступает против нерадивого, считая честью для себя заступиться за гостя». Подобные же отзывы дают арабские писатели о русских славянах и немецкие - о западных. Русь, по словам арабского писателя IX века, «чтит чужеземца и приветливо обходится с отдающимися под ее попечение, либо часто бывающими у нее и охраняет их от всяких приключений». «Нет народа, - пишет Адам Бременский о поморских славянах, - более гостеприимного, чем они». Эта выработавшаяся особенность народного характера, в свою очередь, явилась благоприятным условием для дальнейшего культурного общения славян и даже слияния их с соседними народностями.

Общение с иноплеменниками и его последствия.

Выше было указано на то, что восточные славяне после своего расселения по южным пространствам нашей страны вступили в оживленные торговые сношения с греческими колониями на Черном море и Византией, а также с Хазарией, Болгарией и халифатом. Эта торговля содействовала образованию среди восточного славянства класса богатых, состоятельных людей - лучших, вячших, купцов, которые заводили известную роскошь в своей одежде, пище, домашней обстановке и вооружении, пользуясь для этого привозными изделиями Греции, Востока, Скандинавских стран. Но наряду с дорогими тканями, украшениями, винами, оружием в эту среду стали проникать и семена образованности, книжного учения. К началу Х века в нашей стране существовала уже письменность. Купцы, приезжавшие из Руси в Царьград, по свидетельству Олегова договора с греками 912 года, составляли иногда «рукописание», т. е. письменное духовное завещание. Ибн-Фадлан, видевший в 921 году погребение знатного русса в Итиле, сообщает, что руссы ставили над могилами своих покойников столбы, на которых надписывали имена умерших и того князя, при котором он умер. Хотя все эти известия относятся к руси, а не славянам, но русь в то время, по всем признакам, была уже туземным классом, в состав которого входили не только пришлые варяги, но и славяне.

Но общение с соседями приводило не только к повышению, но и к известному понижению культурного уровня восточного славянства. В этом отношении с течением времени должно было произойти известное расслоение среди восточных славян, различие между ветвями их, расселившимися в южных пространствах, и ветвями, расселившимися в северных пространствах.

Из учебников по истории мы знаем, что славяне - это одна из самых больших этнических общин в Старом мире. Однако до конца не понятно, ни кем они были, ни откуда пришли. Попробуем изучить по крохам эти скудные сведения, а также остановимся на более достоверных фактах о жизни, быте, культуре и верованиях этих племен.

Кто они?

Попробуем выяснить, славяне - это кто, откуда пришли в Европу и зачем покинули свою родину. Есть несколько версий по этому вопросу. Одни историки считают, что ниоткуда не приходили, а обитали здесь с момента сотворения мира. Другие ученые считают их потомками скифов или сарматов, третьи - относят к другим народностям, вышедшим из глубин Азии, в том числе и к ариям. Но точно сделать выводы нереально, каждая гипотеза имеет свои недостатки и белые пятна.

Общепринято считать славян индоевропейским народом, который оказался в Старом мире в ходе Великого переселения. Он утратил связь с родственными из-за большого расстояния и пошел своим путем развития. Но много приверженцев имеет теория, что эта этническая община пришла из Азии после Потопа, по пути ассимилируясь с местными жителями и основывая очаги цивилизаций - этрусков, греков и римлян, а далее заселили Балканы, берега Вислы, Днестра и Днепра. считает, что славяне пришли в Русь после

Не меньше споров вызывает и название этноса. Некоторые исследователи убеждены, что славяне - это значит «люди грамотные, владеющие словом», другие переводят название как «славные» либо ищут его истоки в имени Днепра - Славутич.

Основные занятия наших предков

Итак, мы выяснили, что славяне - это кочевые племена, которые осели. Их объединял общий язык, верования, традиции. А какими были занятия славян? Тут нет вариантов, конечно же, это земледелие. В лесных зонах сначала нужно было подготовить участок, вырубив деревья и выкорчевав пни. В лесостепных районах сначала выжигалась трава, а затем землю удобряли пеплом, рыхлили и сажали семена. Из орудий использовался плуг, соха, борона. Из сельскохозяйственных культур они выращивали просо, рожь, пшеницу, ячмень, горох, коноплю, лен.

Остальные занятия славян были направлены на производство орудий труда для земледелия (кузнечное дело), а также для обеспечения бытовых нужд (гончарство). Было высоко развито животноводство: наши предки разводили овец, лошадей, коз, свиней. Кроме того, они пользовались дарами леса: собирали грибы, ягоды, мед лесных пчел, охотились на дикую птицу и зверей. Этим и торговали с соседями, а первыми деньгами принято считать шкурки куниц.

Культура

Спокойная жизнь славян благоприятствовала развитию культуры. Земледелие оставалось главным занятием общины, но развивались и декоративно-прикладные ремесла (ткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву, кости и металлу, бондарство, кожевенное дело). Были у них и зачатки письменности.

Жили наши предки общинами, важные решения принимали на общем собрании. Во владении общины находились луга, пахотная земля, пастбища. Но каждый человек мог иметь собственное имущество и скот. Во главе племенного союза стоял князь, который опирался на бояр-вотчинников. Это были уважаемые люди, которых выбирали во время народного собрания, потом они превратились в местную знать.

В быту славяне были неприхотливыми, легко переносили капризы погоды, голод. Но оставались гордыми, свободолюбивыми, храбрыми и верными своей общине, своему роду. Гостя всегда встречали хлебом и солью, предлагая самое лучшее, что имелось в доме.

Беспокойные соседи

Славяне поселились между Европой и Азией, в землях с уникальным запасом ресурсов и плодородной почвой. Заняли они обширную территорию практически безболезненно, так как места хватало всем. Но богатства земли привлекали грабителей. Беспокойные соседи славян - кочевники авары, хазары, печенеги и половцы - постоянно совершали набеги на деревни. Нашим предкам приходилось объединяться против них и сообща бить незваных гостей. Это научило их военному делу, постоянной готовности к опасности, частой смене мест обитания, выносливости. Но сами по себе славяне были невоинственными, дружелюбными, они уважали права других, никогда не имели рабов.

Вместо заключения

До того, как князь Владимир крестил Русь, славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы, строили капища и создавали кумиров, приносили им жертвы (не человеческие). Особенно был развит культ предков, в том числе и умерших. Христианство позволило древнерусскому государству стать ближе к Европе, но в то же время украло многое. Были уничтожены объекты материальной, духовной и культурной ценности, утратилось то, что выделяло славян среди других народов. Появился некий симбиоз, который хоть и имел элементы прежней культуры, формировался под влиянием Византии. Но это, как говорится, уже совсем другая история...

Происхождение и расселение славян. В современной науке существует несколько точек зрения на происхождение восточных славян. Согласно первой славяне — коренное население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и Черняховской археологических культур. Согласно второй точке зрения (ныне более распространенной) славяне переселились на Восточно-Европейскую равнину из Центральной Европы, а конкретнее — из верховьев Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — на Днепр.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I—II вв. н.э. О них сообщали римские, арабские, византийские источники. Античные авторы (римский писатель и государственный деятель Плиний Старший, историк Тацит, географ Птолемей) упоминают славян под именем венедов.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Бусом и распял их (спустя 8 столетий неизвестный автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово» ).

Особое место в жизни славян занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В своем продвижении на запад гунны увлекли и часть славян.

В источниках VI в. славяне впервые выступают под собственным именем. По данным готского историка Иордана и византийского писателя-историка Прокопия Кесарийского, венеды в это время делились на две основные группы: (восточные) и славинов (западные). Именно в VI в. славяне заявили о себе как о сильном и воинственном народе. Они воевали с Византией и сыграли основную роль в сломе дунайской границы Византийской империи, заселив в VI-VIII вв. весь Балканский полуостров. В ходе расселения славяне смешивались с местным населением (балтийскими, финно-угорскими, позднее сарматскими и другими племенами), в результате ассимиляции у них складывались языковые и культурные особенности.

— предки русских, украинцев, белорусов — занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имеющие не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — это этап на пути формирования . В летописном рассказе названо полтора десятка объединений восточных славян (поляне, северяне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и т.д.). Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых уже утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из множества родов. Объединяться в союзы славян заставляла необходимость защиты от набегов кочевых племен и налаживания торговых связей.

Хозяйственные занятия восточных славян. Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.

Подсечно-огневое земледелие было распространено в лесной полосе. Деревья подрубали, они засыхали на корню, и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили (без пахоты) и использовали до истощения. Под паром участок был 25-30 лет.

Переложное земледелие практиковали в лесостепной полосе. Траву выжигали, полученной золой удобряли землю, затем рыхлили и также использовали до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, чем сжигание леса, участки приходилось менять через 6-8 лет.

Славяне занимались также животноводством, бортничеством (собиранием меда диких пчел), рыболовством, которые имели подсобное значение. Важную роль играла охота на белку, куницу, соболя, целью ее была добыча пушнины. Меха, мед, воск обменивали на ткани, драгоценности главным образом в Византии. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь «из варяг в греки»: Нева — Ладожское озеро — Волхов — Ильмень озеро — Ловать — Днепр — Черное море.

Государство восточных славян в 6-8 веке

Общественный строй восточных славян. В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез» , означающего «вождь» . (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.



Художник Васнецов. "Княжий двор" .

Религия, быт и обычаи восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.



Неизвестный художник. "Славяне гадают перед битвой".

Славяне жили небольшими селениями по берегам рек. В некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом.



Восточные славяне в древности

Славяне были гостеприимны и добродушны. Каждый странник считался дорогим гостем. По славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену надо было платить выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая свою верность, убивала и себя. Повсеместно был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей — курганов. Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли «тризну», т.е. устраивали пиршества, боевые игры и конские ристалища в честь умершего.

Рождение, свадьба, смерть — все эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. В селениях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (то есть всей общиной) приносили жертвы. Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.



Художник Иванов С. В. - "Жилье восточных славян".

Религия, быт и общественный и хозяйственный строй восточных славян (схема-таблица):



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх