Богиня с восемью руками. Индийские боги: как в них не запутаться

Гордые и прекрасные, боги Индии жили когда-то на Земле. И жили они, как простые люди.

Влюблялись и ненавидели, рожали детей, спорили, нежились, интриговали и воевали. Люди же были частью их воинства. И в сражениях ужасных гибли. Летали древние боги Индии на летательных аппаратах, перед которыми даже суперсовременные космические ракеты кажутся самокатами, и воевали оружием, попадись каковое в руки людям - не было бы сейчас Земли. Жизнь богов, их быт, оружие и войны описаны в таких книгах, как Веды, Упанишады, Рамаяна, Махабхарата, Бхагават-гита, Ригведа и многих других, ныне считающихся священными. Косвенными подтверждениями, что боги древней Индии могли действительно жить на Земле и здесь же воевать, считают заброшенные среди джунглей древние индийские мегаполисы, развалины которых свидетельствуют о ядерной бомбардировке, произошедшей несколько тысячелетий назад.

Пантеон индийских богов насчитывает тридцать три бога (в другом переводе с древнего санскрита - триста тридцать миллионов, или бесконечное множество). Самые великие (Тримурти, триединое проявление Бесконечного Высшего) - Брахма (создатель вселенной в начале времен), Вишну (опекун вселенной) и Шива (тот, кто должен уничтожить вселенную в конце времен).

Каждый из них имеет множество аватар (воплощений). Интересно, что Будда, согласно священным текстам, всего лишь одно из воплощений Вишну, призванное... уводить людй от духовного и божественного, сбивать с пути истины. Кроме высших богов, есть боги помельче, входящие в "свиту" высших. Это, к примеру, локапалы, боги природных явлений и стражи частей света:

Индра - бог грома и дождя, воин, страж востока;

Сурья - бог солнца;

Яма - бог смерти, закона и правды, страж юга;

Агни - бог огня, хранитель очага;

Кубера - бог богатства, страж севера;- Варуна - бог воды, страж запада;

Ваю - бог воздуха и ветра;

Сома - бог луны-месяца.

Как видно, богатство, справедливость, закон и смерть - природные явления, согласно индийской философии.

Весь пантеон богов и не перечислить, но и в современном мире боги Индии принимают участие в жизни индийцев (по крайней мере индийцы в это свято верят). В костре сидит воплощение бога Агни, а глаза - воплощение бога Сурьи. Богиня Кали собирает кровавый урожай во время войн и эпидемий, а Ганеши поможет в умножении богатства и подарит благополучие.

Любой, кто посещал загадочную и такую непонятную нам Индию, знает, насколько там велико почитание местных индуистских богов. Их просят о защите, благополучии, здоровье и удаче, приносят подношения и искренне верят в то, что они не забудут облагодетельствовать своих просителей.

Добрая и мудрая, несущая счастье и материальный достаток, мир в доме и гармонию в отношениях, оделяющая женщин очарованием и привлекательностью, а мужчин счастливой судьбой, она пользуется большой любовью у всех индуистов.

Происхождение

О том, как появилась на свет эта чудесная богиня, рассказывают разные истории. «Махабхарата» повествует о том, что Лакшми родилась из прекрасного золотого лотоса, который вырос из головы Нарьяны - одного из воплощений бога Вишну . Она - одно из хранилищ силы и энергии Вишну, и согласно многим поверьям неотрывно следует за ним во всех его аватарах и перевоплощениях.

Согласно другим источникам отцом богини были мудрец Бхригу. Во время своих долгих скитаний по миру седьмой сын Брахмы пытался решить для себя важный философский вопрос о том, могут ли знания питать тело человека как обычная пища.

Познакомьтесь еще с одним божеством Индии, разрушительницей , образ которой довольно-таки устрашающий.

Встречая в пути богиню мудрости Сарасвати и бога моря Варуны , он понял, что информация питает только ум, а телу человека нужна еда. Тогда-то он и создал прекрасную богиню Лакшми, которая помогает добывать деньги и дарит возможность утолить голод.

Но самый красивый и необычный миф связывает появление на свет Лакшми с таким событием, как пахтанье мирового океана. Именно тогда, когда асуры и дэвы своими усилиями взбили воду в молоко и возникли четырнадцать великолепных чудес , среди которых была и Лакшми. Она всплыла среди первоначальных вод на прекрасном цветке лотоса , который с тех пор является ее неотъемлемым атрибутом. В тот момент, когда она поднялась над волнами бушующего океана, все боги, очарованные ее красотой, захотели взять ее в жены. Но она выбрала Вишну и с тех пор следует за ним.

Предназначение

Само имя Лакшми переводится с санскрита как «цель». И целью этой является процветание и благоденствие человека во всех сферах его жизни. Это одна из немногих богинь, соединяющих в себе как магические, так и вполне практические качества.

Лакшми - это богиня благополучия. А воплощаться благополучие может в сотнях разных вещей. Для кого-то важен успех в бизнесе или семейное счастье, кто-то просит здоровья или славы, третьи приходят за мудростью или долголетием. Но все они обращают свои молитвы к прекрасной Лакшми, богине с золотистой кожей, восседающей в цветке лотоса.

Ее же считают покровительницей материнства, духовной чистоты, жизненных удовольствий и удачи. Лакшми, как любящая мать, готова ходатайствовать за каждого грешника и просить за него Вишну. Именно поэтому к ней спешат за помощью даже те, кто уже совсем отчаялся.

Миссия Лакшми - это вечное счастье на земле. Но это счастье не дар, это активная и осмысленная деятельность человека, чувство удовлетворения от выполненного долга.

Изображения

Все мифы и сказания описывают Лакшми как прекрасную молодую женщину. Она стоит или сидит в цветке лотоса. Отдельные храмы богини достаточно редки. Как правило, ее изображения и скульптуры можно встретить там, где поклоняются Вишну.

Лакшми может быть темной - это показывает, что она супруга темноликого . Иногда, чтобы подчеркнуть ее способность одаривать людей достатком и богатством, ее изображают в золотисто-желтых тонах. Белоснежная Лакшми воплощение чистоты природы. Но чаще всего она как бы окутана розоватой дымкой, символизирующей ее сострадание и заботу обо все сущем.

Как спутница Вишну, она обычно изображается с двумя руками. В них она держит кокос и лотос . В собственных храмах у нее четыре руки.

Это олицетворение ее возможности давать любому человеку четыре главные цели в жизни :

  • праведность,
  • богатство,
  • телесное удовольствие,
  • блаженство.

Их символизируют лотос, раковина, сосуд с амброзией и плоды бильва.

Десятирукая Лакшми, держащая лук, стрелы, булаву и диск - это воплощение Махалакшми, один из аспектов богини-воительницы Дурги.

Иногда Лакшми изображают в окружении слонов, которые льют на нее воду. А в качестве ваханы - символ богини и ее ездовое животное - используется сова.

Почитание

Одним из способов прославления богини Лакшми является индийский , которые ежегодно проходит в конце октября - начале ноября. Яркие и шумные фейерверки, сотни огней и разноцветных ламп освещают в эти дни улицы индийских городов и деревень. Согласно преданиям, пока люди заняты празднованиями, сама Лакшми ходит по их домам и дарит благополучие и богатство тем, что ярче других освещены и украшены.

Мудрецы и йоги учат людей правильно поклоняться Лакшми и обращаться к ней с почтением. Специальные мантры позволят привлечь внимание богини и достичь процветания.

Если вы хотите, чтобы и в вашем доме поселилась удача, запомните несколько простых советов:

  • Богиня любит желтый и розовый цвета;
  • Она с радостью приходит в те дома, где царят радость и веселье, играет музыка;
  • Украсьте свое жилище цветами, они очень нравятся богине;
  • Избавьтесь от старых и сломанных вещей, не скряжничайте.

И не забудьте поблагодарить богиню Лакшми за все, что она подарит вам. Просто повторите про себя слова: «Ом Намех Лакшми Намах» и вы увидите, как жизнь ваша изменится в лучшую сторону.

Я оказываю почтение матери всех существ, возникшей из лотоса Шри, - её глаза подобны распустившимся после сна лотосам, - она прильнула к груди Вишну! Ты - чудесная сила, ты - жертва богам и жертва питарам, ты - мать, очистительница миров, ты - утренние и вечерние сумерки и ночь, власть, благополучие, жертвоприношение, вера, Сарасвати!

«Вишну-Пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 115–116

Л акшми (санскр. लक्ष्मी - ‘счастье’, ‘удача’) - богиня семейного благополучия, удачи, процветания, является олицетворением красоты и грации. Имя Лакшми можно также трактовать как счастливый знак, благоприятная возможность: корень «lakṣ» означает ‘воспринимать’, ‘понимать цель’, ‘знать’. Лакшми проявляется в восьми аспектах своего бытия: как изобилие удачи (Ади), как обилие материальных благ (Дхана), как дарование власти и силы (Гакджа), как изобилие счастья в семье, дарование потомства (Сантхана), как проявление терпения и стойкости (Вира), как множество побед и успехов (Виджайя), как достаток здоровья и пищи (Дханья), как поток знаний (Видья). Богиня Лакшми является одним из трёх аспектов женской энергии наряду с Сарасвати и Дургой, являющихся проявлениями женской сути единой божественной энергии Вселенной, представленной в ведической традиции как Тримурти: , Вишну-хранитель и .

Таким образом, Лакшми является своего рода «опорой» в материальном мире хранителя мироздания Вишну, недаром на некоторых изображениях Вишну Лакшми можно увидеть сидящей у его ног, тем самым символизируя поддержание порядка мироустройства в материальном аспекте, также она олицетворяет собой божественную любовь и преданность (бхакти). В Индии существует праздник, посвящённый богине, - Дивали, который называется также «фестиваль огней», он раскрывает историю «Рамаяны» - легенды о битве между Раваной и Рамой, согласно которой, Сита (воплощение Лакшми) - жена Рамы, будучи изгнанного из своего царства и отправившегося со своей семьёй жить в лес. Равана похищает Ситу из леса, после чего начинается битва между богами, в которой победу одерживает Рама и возвращается с семьёй обратно домой. Народ встречает их с зажжёнными огнями, олицетворяющими победу добра над злом, так и в празднование Дивали индусы зажигают свечи в своих домах в надежде на благословение богини Лакшми, которая может одарить их счастьем и благополучием в предстоящем году.

Согласно текстам «Махабхараты», богиня Лакшми воплощается как Драупади - супруга братьев Пандавов, также являющихся воплощениями богов, рождёнными на земле от Дхармы, Ваю, Индры и Ашвинов.

«А частица (богини) Шри ради удовлетворения (Нараяны) воплотилась на земле в роду Друпады в виде его безупречной дочери».

(«Махабхарата», кн. I, Адипарва, глава 61)

«А те, которые имели прежде образ Шакры и были заключены в ту пещеру в Северной горе, стали здесь могущественными сыновьями Панду… А Лакшми, которая раньше была определена их супругою, - это Драупади, одарённая дивною красотой. Ведь, в самом деле, как эта женщина, красота которой сияет как луна и солнце, и от которой благовоние распространяется на целую крошу, могла явиться на земле иначе, как не по определению судьбы, лишь на основании религиозных заслуг! <...> Эта блистательная богиня, любимая богами, создана самим самосущным как божественная Супруга пятерых, благодаря деяниям, совершённым ею».

(«Махабхарата», кн. I, Адипарва, глава 189)

Считается также, что она изначально приняла рождение в нашей Вселенной у мудреца Бхригу и Кхьяти.

«Кхьяти породила от Бхригу двух божеств - Дхатри и Видхатри, а также (дочь) Шри, супругу бога богов Нараяны. <...> Вечна и непреходяща мать мира Шри, (супруга) Вишну».

(«Вишну-пурана», кн. I, гл. VIII, шлоки 14, 16)

Упоминания Лакшми в ведических писаниях

Лакшми упоминается в «Ригведе» как олицетворение благоприятного состояния. В Атхарваведе она представлена в различных проявлениях: удача, добро, успех, счастье, процветание, благоприятный знак. Описываются проявления Лакшми как энергии добродетели - пунья, которую приветствуют, и как проявление греховной деятельности - паапа, которую призывают уйти. В Шатапатабрахмане богиня Шри выходит из Праджапати после его медитации на сотворение Вселенной. Здесь она описывается как прекрасная женщина, обладающая невероятной энергией, околдовавшая богов своим великолепием и силой, и выступает как олицетворение различных талантов и способностей. Тексты Шакта-Упанишад посвящены Тридэви богинь Лакшми, и Парвати. Саубхагьялакшми-Упанишада описывает качества богини Лакшми, а также то, как путь йоги позволяет прийти к духовному просветлению и самореализации, с чем обретается истинное богатство.

Муж Лакшми. Вишну и Лакшми

Как было сказано выше, Лакшми является воплощением творческой энергии Вишну (шакти), при этом божественная сила Вишну проявляется в двух формах: Бхудэви (проявление материальной энергии) и Шридэви (проявление духовной энергии). Именно Лакшми, восседающую на лотосе, в процессе Пахтания Молочного океана дэвами и асурами вызволяет на свет Вишну. Согласно легенде, описанной в Пуранах, Лакшми появилась из вод океана на цветке лотоса и, оглядев богов, избрала себе в спутники бога Вишну, с которым с тех пор они были неразлучны.

В эпосе «Махабхарата» Лакшми предстаёт как рождённая из лотоса над головой Вишну. Кстати, чтобы заслужить милость Вишну, его преданные обращаются именно к Лакшми, привлекая внимание бога-хранителя. На изображениях рядом с Вишну она также стоит или сидит на его левом бедре или на змее Ананте, иногда - на орле. Когда она единственная спутница Вишну, тогда она - Лакшми, однако на изображениях Вишну рядом с Бху или Сарасвати Лакшми присутствует также, но именуется уже как Шри. Она является спутницей всех аватаров Вишну: Рамы - как его супруга Сита, Кришны - как Радха (Рукмини). В Индии существует такая традиция: во время свадебной церемонии невеста предстаёт в качестве Лакшми, приносящая удачу в новое жилище, а жених - как Вишну, принимающий жену в свой дом.

Пахтанье Млечного океана - история рождения Лакшми в начале творения мира

Во время войны богов с асурами Вишну, проявившийся в образе черепахи - своей второй аватары, устанавливает на спину гору Мандара, и, привязав к ней змею Васуки, боги и асуры начинают вращать гору, пока из океана, в процессе сего взбалтывания вод, не начинают появляться различные сокровища, среди которых и была богиня удачи Лакшми, а также эликсир беЗсмертия - амрита, они и были призваны помочь богам победить асуров.

Затем из вод, блистая красотой, поднялась, смущая помыслы, богиня Шри, она стояла в сияющем лотосе, в руках у неё был лотос. Охваченные радостью великие риши славили её гимном, посвящённым Шри, впереди (богини) были вишвадевы и пели гандхарвы. Перед ней, о брахман, танцевали гхритачи и сонмы апсар; Ганга и другие (священные) реки своими водами служили ей при омовении. Небесные слоны, взяв золотые кувшины с чистейшей водой, омывали богиню, великую Правительницу всех миров

«Вишну-Пурана», глава IX,шлоки 98–101

Когда на поверхность поднялся напиток беЗсмертия, асуры попытались завладеть им, но Вишну, принявший на сей раз другую форму и представший в образе красавицы Мохини, покорившей всех асуров, похищает у них амриту, которая и достаётся богам.

Шри Лакшми. Имена Лакшми

Священным именем богини Лакшми является Шри (санскр श्री - ‘счастье’, ‘процветание’) . В «Вишну-Пуране» Лакшми фигурирует во многих главах под именем Шри (мать мира). Если Вишну - суть, то Шри - речь, Вишну - знание, тогда она - озарение, Вишну - дхарма, она - действие в добродетели. На изображении Шри можно увидеть богиню, которая в руках держит кокос (оболочки которого символизируют различные уровни творения) и лотос, здесь она предстаёт в сопровождении двух женщин-носильщиц - чаури с опахалами, а также двух или четырёх слонов. Существует множество имён Лакшми, среди них такие как: Падма и Камала (проявленная в лотосе), Падмаприя (любящая лотосы), Падмамаладхара-дэви (облачённая в гирлянду из лотосов), Падмамукхи (с прекрасным лицом, подобным лотосу), Падмакши (лотосоокая), Падмахаста (держащая в руках лотос), Падмасундари (прекрасная как лотос), Вишнуприя (любимая Вишну), Улкавахини (вахана которой - сова) и многие другие.

Символы Лакшми и изображение богини

Основным символом богини процветания является лотос, представляющий собой чистоту, просветление и духовное самопознание. Её очи подобны лотосам и она окружена ими. Одно из её имён - Камала означает лотосная богиня. Лакшми обычно изображается как прекрасная женщина с четырьмя руками, стоящая на лотосном пьедестале. Иногда позади неё можно увидеть одного или двух слонов, купающихся в воде. Слоны символизируют собой активность, силу, труд, а вода - среда для плодородного процветания. Также богиня Лакшми изображается сидящей у ног её мужа Вишну. Иногда встречаются изображения богини с восемью руками, в которых она держит: лук, жезл, стрелу, лотос, колесо, раковину, деревянный пестик и стрекало. На некоторых изображениях у неё четыре руки (четыре цели жизни: дхарма (стремление к нравственной жизни), кама (стремление к любви и удовольствиям), артха (стремление к богатству и материальному благополучию), мокша (стремление к самопознанию и освобождению). В руках она держит колесо, раковину, лотос и жезл. Хотя также встречаются и другие вариации: лимон, сосуд с божественным нектаром (как богиня, дарующая беЗсмертие), плод бильва (деревянное яблоко). Иногда она предстаёт с лотосами в двух руках сверху, а из ладоней двух рук снизу она сыпет золотые монеты, что означает богатство, проявляющееся через Лакшми в материальном мире, также одна рука её может быть в благословляющей мудре, представляющей собой милосердие, сострадание и дарение. Ваханой Лакшми является сова, олицетворяющая способность перемещаться во тьме беЗпрепятственно, также являющаяся символом терпения, умения наблюдать, открывать истинные знания в окружающей иллюзорной действительности.

Янтра Лакшми (Шри-янтра) и мантра Лакшми - сонастраиваемся с ритмами Вселенной

Шри-янтра - универсальная янтра, представляющая собой изображение богини Лакшми в форме сложной геометрической конструкции, олицетворяющей космическое мироздание. Упоминания о ней встречаются уже в Атхарваведе как о ритуальном изображении, представляющем собой девять пересекающихся треугольников. Янтра состоит из защитного квадрата с четырьмя вратами на все стороны света - Бхупура, олицетворяющем место «обитания» энергии шакти на протяжении всего периода существования Вселенной, также представляющего собой проявленную Вселенную в пределах космического хаоса, в нём расположены два круга с шестнадцати- и восьмилепестковыми лотосами, окружающими пять колец, состоящих из 43 треугольников, а в центре янтры - точка бинду - точка «небытия» и высшего сознания, центр Вселенной. В янтре сливаются воедино энергии Шивы и Шакти: треугольники с вершинами, направленными вверх, представляют собой мужское начало, Шиву, а с вершинами вниз - женское начало, энергию шакти. Она оказывает благотворное влияние на сознание созерцающего её.

Медитация на янтру Лакшми способствует раскрытию высших энергетических центров (чакр). Сама геометрическая конструкция янтры создана таким образом, что переводит мозг на альфа-ритм (с частотой от 8 до 14 герц), что соответствует медитативному состоянию. Даже кратковременная концентрация внимания на этой янтре способствует активации правого полушария головного мозга и приводит к появлению творческих озарений и обострению интуиции. Созерцая янтру Лакшми, или Шри-янтру, мы получаем защиту от несчастий и нищеты. Но не забывайте, что Лакшми щедро одаривает лишь трудолюбивых и честных, чуждых высокомерия и самодовольства людей. Им она дарует благосостояние и здоровье, процветание, мудрость и возможность создать крепкую семью. Также считается, что медитация на эту янтру приводит к исполнению желаний. Размещают янтру Лакшми, как правило, в северной или восточной части жилища, либо там, где это необходимо для восполнения благих энергий.

Существует также Маха-янтра, или Шри Лакшми Ганеша янтра, которая объединяет в себе силу воздействия двух янтр: Шри-янтры и Ганеша-янтры, она направлена на созидание энергий процветания, изобилия и удачи.

Существуют беЗчисленные гимны, молитвы, стотры, шлоки, посвящённые богине Лакшми, произносимые во время ритуального поклонения богине. Основной мантрой, прославляющей прекрасную богиню Лакшми, является Махалакшми - .

Также дарует энергию процветания мантра Шри Лакшми Маха мантра, звучит как Om Hrim Shri Lakshmi Bhyo Namaha (Ом Хрим Шри Лакшми Бхио Намаха) и означает: «Богиня Лакшми пребывает во мне и дарует изобилие во всех аспектах моего существования» . Считается, что эта мантра дарует повторяющему её богатство и исполнение желаний. Однако не стоит забывать, что Лакшми вряд ли внемлет просьбам эгоиста, алчущего единоличного благосостояния и процветания. Особенно Лакшми благоволит тем, кто занимается пожертвованиями и зарабатывает на жизнь честным путём. Поэтому, призывая к себе светлые и чистые энергии благословения прекрасной богини Лакшми, важно, чтобы намерения ваши были чисты, альтруистичны и преисполнены искренним желанием принести благо всем живым существам.

Следует заметить, что не на всех изображениях индийские божества имеют одинаковое количество рук. Где-то их нарисовано восемь, ещё где-то – четыре, а на некоторых картинках я вообще видела у них всего две руки. Читая некоторое время назад мировой бестселлер об Индии «Шантарам», я для лучшего понимания книги параллельно перелистывала литературу по индуизму и, надо сказать, в разных источниках встречала несколько разных объяснений по поводу того, почему у индийских богов много рук.

Для чего индийским божествам много рук?

В основном, «многорукость» индийских богов священные книги индуизма поясняют тем, что это могущественные существа, главная задача которых – поддерживать равновесие всего существующего в мире. Именно для этой миссии им нужны несколько пар рук. Таким образом, индусы показывают нечеловеческие способности и невероятную могущественность своих божеств, закладывая в этот символизм огромный философский смысл. В некоторых ситуациях своих идолов индусы наделяют ещё третьим глазом или несколькими головами.

Руки Шивы: у каждой пары своё предназначение

Если взять пример бога Шивы, одного из троицы самых влиятельных индийских божеств, то у него каждая пара рук имеет своё божественное предназначение. Первая – для поддержания равновесия между жизнью и смертью. Второй парой он уравновешивает борьбу добра и зла, третья оценивает объективность и субъективность истины, а четвёртая отвечает за рождение и разрушение мира.

В индуизме Шиве отведена миссия бога-разрушителя, следящего за порядком во Вселенной. Благодаря множеству рук, он не позволяет своим последователям увязать в иллюзиях, разрушением возвращая их к реалиям жизни и напоминая об истинных ценностях.

Четырерукий Брахма – великий создатель

Ещё один почитаемый индийский бог Брахма изображается чаще всего с четырьмя руками, каждая из которых удерживает символичную вещь. В одной руке у него зажаты чётки (иногда – скипетр), во второй – лук. Третья и четвёртая удерживают чашу для пожертвований и манускрипт Риверды (аналог Библии). Призвание Брахмы – раскрывать мудрость рукописных текстов.

Согласно другим источникам, объясняющим, почему у индийских богов много рук, четыре руки Брахмы символизируют четыре Веды.

Религиозная картина Индии, а точнее индуизма, традиционно складывается из сосуществования множества различных независимых школ. На сегодняшний день исследователи насчитывают четыре основные традиции внутри индийского язычества, каждая из которых имеет массу ответвлений. Большая часть из них корнями уходит в седые времена ведизма - древнейшую форму религиозности индоариев. Из этого же источника происходят и древние боги Индии, по крайней мере, многие из современных пантеонов индуистских школ.

Тримурти - индуистская троица

Во главе всех божеств индуизма стоит так называемая индуистская троица - Тримурти, ипостасями которой являются Шива, Вишну и Брахма. Последнему отводится роль творца мироздания. Призвание Вишну - сохранение космоса, а миссия Шивы, соответственно, - разрушение мира, когда приходит время.

Стоит сказать, что в различных школах Тримурти интерпретируется по-разному. Так, например, шиваизм уделяет основное внимание Шиве, а вишнуизм - Вишну. В традициях шактизма во главе богов стоит не троица богов, а богиня-мать Шакти. К тому же, некоторые вовсе отрицают троичность верховного божества, почитая в качестве такового Ишвару или Бхагавана.

В целом, представление о троичности бога никогда не было популярным у индусов. На практике религиозные учителя концентрировались только на одной ипостаси, признавая две другие только в качестве дополнительных второстепенных аспектов либо отвергая их вовсе.

Число богов индийского пантеона

Вслед за главными божествами следуют прочие боги Индии, список которых включает до 330 миллионов различных божественных сущностей. Впрочем, древнейшие слои традиции говорят только о 33 богах, а их значительный численный рост в поздние времена, возможно, обязан неверному истолкованию текста одной из вед, где слово «koti» можно перевести как «10 миллионов» и как «вид».

В любом случае вера в то, что боги Индии насчитывают 330 миллионов представителей, является мейнстримом современной традиции и часто символически интерпретируется как вера в неисчислимость, бесконечную многочисленность божественного рода.

Локапалы - хранители мира

Основным из них является класс локапал. Это 8 (в древнем индуизме только 4) божеств, которые поддерживают мир. В юрисдикцию каждого из них входит определенная сторона света, каждому из них присваиваются священное животное, атрибут и божественная супруга.

Боги Индии, составляющие этот род: Сома, Агни, Индра, Яма, Варуна, Ваю, Кубера, Сурья.

Основные боги индуизма

В реальной жизни индусов преимущественное значение имеет небольшая группа богов, чья божественная юрисдикция наиболее значима для повседневной жизни. Наверное, всем известны имена Ханумана, Ганеши и Сарасвати. Первый из них - бог в образе обезьяны. Это очень древний персонаж индийской мифологии, он имеет огромное значение для индусов как покровитель деревень и их населения.

Не уступает ему в популярности бог с головой слона - любимый очень многими не только в Индии, но и за ее пределами добрый покровитель мудрости и благополучия Ганеша. Сарасвати - это богиня мудрости и искусств. Это также весьма и весьма почитаемая божественная личность в индуизме. Кроме этих трех, есть и другие древние боги Индии, авторитет которых и сегодня довольно высок в индуистском обществе. Таковы Кали - богиня разрушения и истребительница демонов, Лакшми - богиня благополучия, изобилия, богатства, удачи и радости, Кама - бог любви верхом на попугае, и ряд других.

Природа богов

Разные религиозные школы по-разному отвечают на вопрос о том, кто такие боги Индии. Некоторые из них, сконцентрированные на почитании какого-либо одного бога, например, Шивы или Брахмы, смотрят на всех прочих, как на персонифицированные проявления единого, т.е. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Либо, напротив, как на личностные проявления абсолюта, самого по себе не имеющего личности. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества. В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Среди них господствует убеждение, что боги - высшие существа, дэвы. Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх