Адаптивная физическая культура – что это такое, где работать. Адаптивная физическая культура: понятие и сущность Цель физической культуры в сфере адаптации

Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. И в принципе, не стоит.
В реальности живут сотни, тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги -- хорошие друзья в одиночестве. Вот только всем ли нужно одиночество? И как это - чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира?
В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Последняя является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе.

Глава 1. Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Конечно, область применения ее -- всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах .
Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом?
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
· осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
· способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
· компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
· способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
· потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
· осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
· желание улучшать свои личностные качества;
· стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма .
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов .

Глава 2. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы

Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам, - считает профессор П.А. Виноградов.
В резолюции ООН, принятой 9 декабря 1975г. довольно обстоятельно изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в т. ч. мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.

2.1. Реальность

По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10% населения земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.
В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.
Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное - создание условий для этих занятий.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от Общего национального дохода.
Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу.
Принимая во внимание вышесказанное, во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства- члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности. Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.
До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов, - писали в 1996г. авторы книги Основы физической культуры и здорового образа жизни П.А. Виноградов, А.П. Душанин и В.И. Жолдак.
Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия инвалид, физическая активность, а, тем более, спорт несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль .
Коллегия ГКФТ России 31 октября 1997г. рассмотрела вопрос О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов. В своем постановлении по этому вопросу коллегия отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работы среди этой группы населения.
Среди главных причин имеющихся недостатков в работе на первом месте называется отсутствие нормативно-правовых основ. Первостепенным является, как уже отмечалось выше, отсутствие социально-экономических условий в России для решения этой проблемы, а недопонимание многими государственными политическими и общественными деятелями важности решения этой проблемы и преодоление старого стереотипа об инвалидах как о ненужных обществу людях. Именно на решение этих задач направлена программа первоочередных мероприятий, подготовленная Управлением физкультурно-оздоровительной работы и по связям с государственными и общественными организациями ГКФГ России.
Наиболее полно эти вопросы нашли отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., разработанной по поручению Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации учеными ВНИИФК, сотрудниками ГКФТ России и других общественных организаций (Царик А.В., Неверкович С.Д., Дмитриев В.С., Селезнев Л.Н., Чепик В.Д. и др.).

2.2 Перспективы

В Концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., среди основных целей и задач Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.
И все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления (а значит и финансирования - автор) физической культуры и спорта инвалидов.
Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т. к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.
Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:
· вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
· физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;
· обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
· подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;
· создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.
Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.
В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения .
Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.
Изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.
В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т. п.).
Исследуются биологические и социально-психологические эффекты от применения двигательных действий, связанных с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью для занимающихся и выполняемых с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, азартных игр и др.).
Находят научное обоснование технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга (его обоих полушарий), всех сфер человеческого восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела.
Производится специализация сотрудников сектора в различных областях науки (педагогике, психологии, медицине, физиологии, биомеханике, математической статистике и т. д.), а также накопление большого практического опыта в сфере адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивного спорта (АС) обеспечивают комплексный подход в решении проблем, связанных с:
1. разработкой нормативно-правовых основ адаптивной физической культуры и спорта;
2. обоснованием инновационных технологий научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности людей с нарушениями в состоянии здоровья;
3. диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой и контролем над состоянием занимающихся физическими и спортивными упражнениями;
4. оказанием практической помощи в коррекции имеющихся функциональных нарушений;
5. организацией и проведением научных конференций по вопросам АФК;
6. подготовкой кадров высшей квалификации в сфере АФК (обучение в аспирантуре, проведение диссертационного исследования и защита диссертации) .

Глава 3. Паралимпийский спорт в России.

В России более 10 миллионов инвалидов и не все они пассивны, очень многие нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта.
Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и федерация физической культуры и спорта инвалидов России.
На сегодняшний день в России 688 физкультурно-спортивных клубов инвалидов, количество занимающихся адаптивной физической культурой и спортом в общей сложности - более 95,8 тысяч человек, созданы 8 детско-юношеских спортивно-оздоровительных школ инвалидов /ДЮСОШИ/.
Наиболее активно развиваются адаптивная физкультура и спорт в республиках Башкирия, Татария, Коми; Красноярском крае, Волгоградской, Воронежской, Московской, Омской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях; городах Москве и Санкт-Петербурге.
Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних Паралимпийских Играх. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России. 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения.
Выступление сборных команд России на XI Паралимпийских играх 2000 года в г. Сиднее (Австралия) показало некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место.
Возрастной диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет. В настоящее время происходит значительное “омоложение” состава, связанное с интенсивным обновлением большинства сборных команд России в период 2003 - 2004 гг.
На зимних Паралимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей. Чемпионами мира по футболу стала сборная России.
26 марта 2003 года вышло распоряжение Президента Российской Федерации о подготовке к Олимпийским играм 2004 года в Афинах и зимним Играм 2006 года в Турине, в которое впервые были включены вопросы подготовки и к Паралимпийским играм.
Паралимпийские игры 2004 года в Афинах были пятыми по счету летними Играми, в которых участвовали россияне - 113 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения по 10 видам спорта:
1) легкая атлетика - 23 чел.;
2) плавание - 17 чел.;
3) футбол - 14 чел.;
4) дзюдо - 13 чел.;
5) волейбол (муж.) - 14 чел.;
6) пулевая стрельба - 8 чел.;
7) пауэрлифтинг - 11 чел.;
8) настольный теннис - 6 чел.;
9) конный спорт - 6 чел.;
10) теннис - 1 чел.
В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями; финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов; формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.
Финансирование участия российских спортсменов-инвалидов в официальных международных соревнованиях, включая Паралимпийские и Сурдолимпийские игры, увеличилось с 1998 года более чем в 10 раз. Объем финансирования всероссийских спортивных мероприятий среди инвалидов за пять лет вырос с 8 до 60 млн. рублей.
В рамках подпрограммы Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации /2002-2005 годы/ федеральной целевой программы Молодежь России /2001-2005 годы/ предусмотрела выделение 4,3 млн. рублей на укрепление материально-технической базы научно-практических центров физической реабилитации.
Ежегодно в Едином календарном плане всероссийских и международных соревнований предусматривается раздел, в который входит около 100 всероссийских и 60 международных спортивных мероприятий среди спортсменов с нарушением слуха, зрения, интеллекта, с поражением опорно-двигательного аппарата.
Приоритетным для Госкомспорта России является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.
Начиная с 2000 года спортсменам- победителям и призерам Паралимпийских игр, а с 2003 года - победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их подготовку, выделяются денежные вознаграждения.
Совместно с Паралимпийским и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов- спортсменов кандидатов на президентские стипендии. 4 декабря 2003 года вышел Указ президента РФ об учреждении стипендий спортсменам- инвалидам, являющимся членами сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта. Указом предусматривается установить до 100 стипендий ежегодно для спортсменов-инвалидов - членов сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта в размере 15 тысяч рублей. (Взято из материалов РИА «Новости»)

Заключение

Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.

Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.

Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:

  • Теорию, методику физкультуры;
  • Спортивную медицину;
  • Двигательную рекреацию;
  • Педиатрию;
  • Спецпедагогику;
  • Реабилитологию;
  • Биомеханику;
  • Психологию и психиатрию;
  • Терапию;
  • Анатомию;
  • Физиологию;

Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.

Теория адаптивной физической культуры

Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.

Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.

Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.

Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:

  1. Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
  2. Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
  3. Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
  4. Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
  5. Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.

Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.

Коррекционные:

  • Активация процессов выздоровления;
  • Предупреждение развития осложнений;
  • Улучшение исходов болезни или травмы;
  • Снижение риска инвалидизации;
  • Возвращение пациенту .

Оздоровительные:

  • Укрепление здоровья;
  • Закаливание;
  • Формирование условий для нормального развития;
  • Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
  • Расширение компенсаторных способностей.

Образовательные:

  • Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
  • Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
  • Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
  • Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.

Воспитательные:

  • Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;
    Нормализация психического развития;
  • Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
  • Формирование целостной личности больного.

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

АФК включает 4 базовых компонента:

  1. Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
  2. Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
  3. Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
  4. Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.

Функции адаптивной физической культуры

Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:

  • Профилактическая – предотвращение осложнений, нежелательных исходов болезни;
  • Коррекционно-компенсаторная – максимально доступная компенсация анатомо-физиологических расстройств;
  • Образовательная – предоставление информации о собственном организме, о состоянии здоровья;
  • Воспитательная – обеспечение личностного роста;
  • Лечебно-восстановительная – восстановление здоровья;
  • Рекреационно-оздоровительная – обеспечение полезного отдыха;
  • Гедонистическая – получение удовольствия от жизни;
  • Спортивная – участие в спортивных состязаниях;
  • Профессионально-подготовительная – приспособление больного к работе в определенной профессии;
  • Социально-интегративная – внедрение в социокультурную среду;
  • Коммуникативная – налаживание полноценного общения с окружающими.

Принципы адаптивной физической культуры

Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.

Социальные принципы:

  • Гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;
  • Социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;
  • Непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;
  • Приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.

Общие методические принципы:

  • Научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;
  • Наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;
  • Доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;
  • Прочность – длительное хранение полученной информации;
  • Сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;
  • Последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.

Специальные методические принципы:

  • Диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;
  • Индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;
  • Коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;
  • Компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;
  • Возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;
  • Адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.

Полезное видео — Адаптивная физкультура с детьми

Адаптивный спорт

Адаптивный активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:

  1. Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
  3. Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.

В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.

Методы реализации

Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:

  1. Обучение теории. Включает освоение пациентом знаний о структуре, функции человеческого тела, об особенностях его болезни и физических способностях. При этом важно подобрать такой способ донесения информации, который будет доступен для человека с определенными отклонениями. Например, если больной слеп, то обучение проводится на слух или с привлечением тактильного способа восприятия: можно дать ему изучить макет человеческого скелета, мышечной системы. При обучении глухих пациентов используют сурдоперевод, показ информационных слайдов.
  2. Развитие практических, прикладных, аспектов адаптивной физической культуры. Постепенно от теории переходят к практике, помогая больному освоить доступные физические навыки, а также некоторые виды профессиональной деятельности. Используют стандартные или авторские методики, которые, как правило, имеют узкую направленность.

Методики

Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.

Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.

Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.

Видео — Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап

Адаптированная физкультура для детей

В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития ( , недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.

С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.

Обратите внимание!

Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.

Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.

Лечебная и адаптивная физическая культура

Выполнила: студентка ЛПИ ф СФУ Патюкова Э.С.

Научный руководитель – Новиков В.А.

Физическая культура - это составная часть культуры, обращенная на укрепление и сохранение здоровья, вырабатывает здоровый образ жизни, сохраняет отменное физическое развитие на продолжительное время. Физическая культура в основу взяла многовековой опыт подготовки человека к жизни, и представляет собой совокупность ценностей, знаний, норм, которые используются обществом для слаженного развития физических, психических и нравственных качеств человека. В процессе осмысленной двигательной активности формируются заложенные в человека природой психофизические способности .

В основе можно выделить два направления физической культуры: адаптивная и оздоровительная или лечебная физическая культура.

Адаптивная физическая культура (АФК) - это комплекс мер спортивно- оздоровительного характера, сконцентрированных на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде людей с ограниченным потенциалом, преодоление психологических барьеров, мешающих жить полноценной жизнью, а также осознанию необходимости своего личного вклада в общественное формирование общества. Адаптивная физическая культура представляет собой деятельность, которая приносит социально и индивидуально важные результаты по созданию всестороннему развитию человека с отклонениями в состоянии здоровья, к общественной жизни. Основной целью АФК является улучшение и гармонизация всех сторон и свойств человека с отклонениями (например: физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических и т. и.), реабилитация и социализация его личности с поддержкой физических упражнений и медицинских факторов. Выпускник, получивший подготовку по адаптивной физической культуре, имеет возможность осуществить свои знания и умения в различных сферах деятельности. Например, в образовательных организациях различных видов, с контингентом лиц, отнесенных к особым медицинским группам. Или в специальных образовательных учреждениях для малышей с дефектами развития, в физкультурно-оздоровительных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, детских домах-интернатах и др.; на государственных и негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях; в федерациях, клубах, сборных командах, спортивноюношеских школах; в федеральных, республиканских, региональных государственных органах управления физической культурой и спортом .

Так как главная цель адаптивной культуры состоит в развитии организма с отклонениями, находящегося в болезненном состоянии, необходимо четко регламентировать методы и способы достижения поставленной цели. Данную деятельность регламентирует Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В данном законе (ст. 31) четко разграничена деятельность специальных органов медицинского учреждения и способы повышения уровня развития организма с отклонениями: «Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов».

В нее входит несколько основных положений, важных для людей с отклонениями, например:

    физическая реабилитация и, конечно же, социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании методов адаптивной физкультуры или адаптивного спорта, должны проходить строго оборудованных центрах (реабилитационные центры, физкультурно-спортивные клубы для инвалидов, физкультурно-спортивные организации);

    АФК, это часть физической культуры, применяющей определенный комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;

    спорт инвалидов или как его можно еще назвать адаптивный спорт, направлен на социальное привыкание и физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

    развитие лиц с ограниченными возможностями здоровья концентрируется на условиях приоритетности (главенства), массового распространения в обществе и доступности занятий спортом всем нуждающимся;

    для лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих обучение в соответствующих образовательных организациях, занятия выстраивают таким образом, что бы учитывать их персональные способности и состояние здоровья самих обучающихся;

    федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта или органы исполнительной власти субъектов РФ, органы МСУ совместно с общественными объединениями помогают вхождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций;

    все органы на разных уровнях помогают, а точнее организовывают проведение физкультурных мероприятий, а так же развитие спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Образовательные организации имеют право создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту, которые будут помогать лицам с ограниченными возможностями.

Адаптивную физическую культуру невозможно представить без лечебной культуры. Так как для полного и все стороннего развития ослабленного организма необходимы комплексные методы лечения и профилактики, адаптации организма к внешней среде.

Оздоровительная физкультура - это стойкая совокупность методов лечения, профилактики или медицинской реабилитации лиц, которые сформированы на использовании физических упражнений, методически разработанных и специально подобранных условиях их осуществления. При их направлении учитывается характер заболевания, его особенности, стадия и степень болезненного процесса в органах и системах .

В структуре лечебного действия физических упражнений располагаются жестко определенные нагрузки применительно к ослабленным больным. Выделяют совместную тренировку для оздоровления и укрепления организма и особую тренировку, направленную на ликвидацию нарушенных функций в установленных органах и системах.

Система упражнений лечебной физкультуры устремлена на повышение развития подвижности суставов, растяжение мышц. Она позволяет усовершенствовать обменные процессы в модифицированных тканях, и органах, а так же поднять уровень возмещения нарушенных функций. Применение лечебной физкультуры предотвращает дальнейшее прогрессирование болезни, ускоряет время выздоровления и повышает уровень комплексной терапии ослабленных органов.

Лечебная физкультура - это один из главных элементов общего лечения, который трактуют как персонально собранную систему лечебных методов или средств. В области хирургического, медикаментозного, физиотерапевтического, лечебного питания и др. Обобщенное лечение влияет на патологически модифицированные ткани, определенные органы, системы органов, а так же на организм целиком. Важнейшая роль в комплексном лечении определяется для лечебной физической культуре как определенный метод функциональной терапии.

Физические упражнения сказываются реакцией целого организма, на внешние возбудители, именно они втягивают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. Касательно этого лечебную физкультуру следует определить как метод патогенетической терапии.

Лечебная физическая культура предусматривает умышленное и активное выполнение ослабленными людьми надлежащих физических упражнений. Во время упражнений ослабленный человек развивает умения в использовании природных факторов с целью закаливания, улучшению физических упражнений, и для профилактики. Данный факт позволяет полагать, что занятия лечебной физической культурой является лечебно-педагогическим процессом.

Лечебная физическая культура применяет аналогичные принципы развития физических упражнений, что и физическая культура для обычного человека без патологий, такие как принципы полного воздействия, оздоровительной направленности. Можно сказать, что лечебная физическая культура является составной частью системы физического воспитания.

Однако, не смотря на схожесть двух разновидностей физических культур, не возможно не сказать об их отличиях, так как каждая предназначена для конкретной области применения .

Адаптивное развитие отличается именно теорией и реализацией на практике от оздоровительного или лечебного развития. Можно сказать, что она охватывает определенные самостоятельные направления. При применении данного вида развития, для людей с отклонениями обобщаются все знания из сфер таких, как общая физическая культура, например, или медицина и коррекционная педагогика и психология. Адаптивная система ставит своей задачей не столько совершенствование состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько возобновление социальных функций организма, а также изменение психологического состояния.

Различия адаптивной физической культуры и лечебной заключается в том, что лечебная реабилитация в большинстве случаев устремлена на возобновление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида существенно большей активности и самостоятельности. Кроме того, применяемые в реабилитации средства, направлены на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию, а не на естественные факторы. Например, такие как движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

При этом адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не средством лечения или профилактики конкретных болезней, а точнее одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, сформировавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и иные виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи предельного абстрагирования от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности. В частности в него предусматривают общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

В отличие от профилактической медицины, адаптивная физическая культура располагает значительно более широкими средствами и методами предоставленного вида культуры, являющегося базой, а точнее основой социализации личности, его приспособлению к трудовой деятельности или переквалификации или повышения саморазвития, самовыражения и самореализации .

Цель АФК как вида физической культуры может быть обусловлена как предельно допустимое развитие жизнеспособности человека, имеющего стабильные отклонения в состоянии здоровья. За счет обеспечения наилучшего режима функционирования организма и его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для предельной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Список использованных источников

    Алдошин А. В. Значение занятий спортом в формировании общественной активности у курсантов организаций системы МВД России // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы Международной научно- практической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. С. 22-25.

    Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Адаптация курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, средствами и методами физической рекреации // Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 383-392.

    Еремин Р. В. Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма // Наука и инновации в сфере образования и производства: сборник научных трудов. Орел: Орловский государственный университет, 2015. С. 107-114.

    Подрезов И. Н. Физическая культура как важный фактор в формировании культуры личности // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 106-109.

    Кузнецов М. Б. К проблеме возникновения травматизма на занятиях по физической подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. С. 32-34.

    Савина А. М., Рямова К. А. Психологические и педагогические средства профилактики травм при занятиях физической культурой и спортом // Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения: материалы Международная научно- практическая конференция. М.: Московский научный центр психологии и педагогики, 2014. С. 110-114.

Есть профессии, о которых мы много наслышаны: юрист, дизайнер или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, «Абитуриент» предлагает интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

– Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?
– Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, АФК – это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух – и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.
Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.
При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч – значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах – они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

Специалист по АФК в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики – и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

– Таким образом, специалист по АФК – это учитель физкультуры для людей с дефектами здоровья?
– Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это – постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп – и он сразу всё понял и всё ощутил.
И вот мне кажется, что специалист по АФК – это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

Одновременно с этим специалист по АФК обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.
Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, – учителя, тренеры, режиссеры – должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по АФК подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

Специалист по АФК должен быть хорошим тренером, а значит – педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

Специалист по АФК не врач, но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6–8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

– Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?
– Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося – и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом – потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.
Кстати, показательный пример социализации инвалида – Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

Тогда еще и понятия АФК не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное – убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

– А где и как можно получить такую профессию?
– В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа – 3 года.
Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

– На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?
– Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.
Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов – например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

– Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии...
– Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

– Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?
– Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

– А где вообще работают специалисты по АФК?
– Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.
Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях – речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по АФК найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом – федерального, республиканского или регионального уровней.
Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.
И вообще, возможность применить себя у специалиста по АФК большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.

Лозунги: «Спорт - это здоровье» или «Движение - это жизнь» знакомы, наверное, каждому активному члену нашего общества. Независимо от расы, пола, социального статуса и религии, люди объединились в едином мнении о том, что здоровье человека - наивысшая ценность. К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет перед экранами гаджетов, дети ослабляют свой организм и подвергают опасности здоровье. Такое поведение повышает уровень заболеваемости и общей слабости поколения и как следствие, целой нации. Развитые государства все больше ресурсов и материальных затрат стали выделять на программы оздоровительного направления. В том числе также распространяется и развивается адаптивная физическая культура. В нашей статье мы подробно рассмотрим этот вид виды активной деятельности: что он собой представляет, его цели, функции, теорию и реализацию на практике.

Оздоровительная физкультура: характеристика

Каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся с понятием оздоровительной физкультуры. Начиная с младенческого возраста мамы или патронажные сестры проводят специальную общеукрепляющую и развивающую гимнастику новорожденным, затем дети знакомятся с зарядкой, различными видами спорта. А частная индустрия и вовсе предлагает самые различные формы оздоровительной физкультуры: от йоги до степ-аэробики.

Что же такое оздоровительная физкультура? Это ряд спортивных мероприятий, которые направлены на общее укрепление организма, активизации его иммунных сил. Оздоровительная и адаптивная физическая культура — понятия схожие, но имеющие разные цели и способы реализации. Нельзя путать понятие оздоровительной физкультуры с лечебной, реабилитационной гимнастикой.

Общей физкультурой занимаются здоровые сильные люди для сохранения и укрепления физической формы, здоровья.

Цели и функции оздоровительной физкультуры

Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:

  • обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;
  • совершенствование физических умений и навыков;
  • повышение иммунитета;
  • психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании, достижении целей;
  • регулирование нормальной массы тела и пропорций;
  • активный отдых, общение.

Адаптивная физическая культура преследует иные цели, поэтому применяется только для людей со стойкими нарушениями здоровья.

В методике выделяют такие основные функции общеразвивающей физкультуры:

  • оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
  • воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
  • образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.

Виды оздоровительной физкультуры

Классифицируют оздоровительную физкультуру в зависимости от возраста подопечных: детская, подростковая, молодежная, для пожилых людей. Существуют оздоровительные системы различных народностей, например, йога и аюверда. Разрабатываются авторские методики, например, по Иванову или Стрельниковой. Бывают комплексные оздоровительные мероприятия или имеющие конкретное направление. А также общеизвестные современные тенденции: аэробика, фитнес и другие.

Что такое адаптивная физкультура?

Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

Адаптивная физическая культура - это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Цели и задачи

Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

  1. Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
  2. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
  3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
  4. Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

Виды

Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:

  1. Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
  2. Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
  3. Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
  4. Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.

Адаптивный спорт

Понятие адаптивного спорта не ново. Достоверно известно, что еще в XIX веке на территории современной России создавались специальные образовательные организации для слепых. В их программу, помимо общеинтеллектуальных знаний, была включена специальная гимнастика. В 1914 году впервые были проведены соревнования по футболу для людей, страдающих глухотой. А уже в 1932 году в стране стали проводиться соревнования по самым разным видам спорта среди людей-инвалидов. Активно стали создаваться всевозможные объединения и организации, направленные на развитие адаптивной физической культуры.

В дальнейшем спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.

На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

  1. Паралимпийский спорт - это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт - для людей с нарушениями слуха.
  3. Специальный - с интеллектуальными отклонениями.

В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.

Методы реализации

Цели адаптивной физической культуры и спорта понятны. Какими образом реализовать их на практике? Для этого необходимо овладеть специальными педагогическими приемами. Эффективно применяют в работе по физической культуре с инвалидами такими методы:

  1. Формирование знаний. Кроме усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и образно-наглядные методы передачи информации. В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры выбирают разные. Так, например, незрячему человеку можно предложить, в качестве наглядного метода получения знаний, тактильным образом ознакомиться с макетом скелета человека или отдельных мышц, обучая тем самым основам анатомии и физиологии. А словесный метод для глухих людей проводится вместе с сурдологом или с помощью показа таблиц.
  2. Метод развития практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры, рассчитанные на людей с определенными отклонениями. Подробнее о частных методиках описано ниже.

Методики

Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:

  • нарушение зрения;
  • нарушение интеллекта;
  • нарушение слуха;
  • нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.

Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.

Наибольший вклад в развитие частных методик данного направления сделан таким педагогом, как Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура в ее работах рассматривается как социальный феномен, требующий многостороннего подхода со стороны профессионалов, работающих с инвалидами.

Следует отметить исследования такого педагога, как Л. Н. Ростомашвили, по методике адаптивной физкультуры для людей с нарушениями зрения. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д. Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Для людей с ампутированными конечностями и врожденными аномалиями комплексом специальной физкультуры занимались А. И. Малышев и С. Ф. Курдыбайло.

Настольной книгой для студентов педагогических вузов по спортивным специальностям является учебник под авторством такого педагога, как Л. П. Евсеев. Адаптивная физическая культура рассматривается с точки зрения практической реализации. В книге раскрываются основы адаптивной физкультуры для людей с разными нарушениями: цели, задачи, принципы, концепции, виды, методология, содержание, другие рекомендации.

Адаптированная физкультура для детей

Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна - с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура - неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.

В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.

Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.

В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе - важная задача целого государства и каждого из нас в частности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх