Здоровый сон вашего ребенка

Сон является неотъемлемой частью жизни человека, его нормального суточного ритма, и обычно он длится от 6-10 часов, то есть целую ночь. Но продолжительность сна взрослого человека отличается от продолжительности сна детей, так как меняется на протяжении всей жизни. Новорожденный младенец, как правило, спит более 16-17 часов в сутки, просыпаясь лишь на кормления и гигиенические процедуры. С возрастом время бодрствования удлиняется. И уже в возрасте от 3 до 7 лет ребёнок проводит во сне 12 часов, включая ночной и дневной сны.

Начиная с подросткового возраста для полноценного отдыха человеку достаточно 8-10 часов здорового сна. Однако в период от 30 до 55 лет средняя продолжительность сна уменьшается на 2 часа. В большинстве случаев это связано с активностью человека, с его профессиональными обязанностями. В пенсионном возрасте 55-60 лет продолжительность сна немного увеличивается. Ночной сон в этом возрасте укорачивается и удлиняется дневной. Человеку, который устал и не высыпается, необходимо восполнить свои силы. Но даже в том случае, если он не спал более суток, его отдых не превысит 15-17 часов подряд. Женскому организму нужно чуть больше сна, чем мужскому, так как физиологические процессы у представительниц слабого пола проходят чуть медленнее.

То, что сон является очень важным для сохранения здоровья - факт неоспоримый и научно доказанный.

Во сне происходят физиологические изменения в организме, которые способствуют восстановлению здоровья:

Снижается артериальное давление и замедляется частота сердечного ритма;

Замедляется метаболизм в организме;

Снижается мышечный тонус;

Понижается чувствительность дыхательной системы и замедляется дыхание;

Подавляется кашлевой рефлекс;

Усиливается секреция гормона пролактина, стимулирующий рост молочных желёз, увеличивающий лактацию, влияющий на детородную функцию;

Выделяется гормон соматотропин или гормон роста, способствующий росту трубчатых костей, усиливающий синтез белка, снижающий способность организма к отложению подкожного жира, действующий на углеводный обмен, оказывающий иммуностимулирующее действие, усиливающий поглощение кальция костной тканью;

Стимулируется секреция гормона лютропина у мужчин, что способствует выработке тестостерона, и подавляется его выделение на первой фазе менструального цикла у женщин, благодаря чему осуществляется овуляция;

Снижается активность тиреотропного гормона, который воздействует на рецепторы щитовидной железы, способствует поглощению йода и является важнейшим регулятором роста во всех тканях организма;

Уменьшается активность гипофизарно-надпочечниковой системы, благодаря чему восстанавливается работа сердечнососудистой и нервной системы, подавляется рост опухолевых клеток, депрессивные расстройства, диабетические расстройства;

Выделяется эпифизом мозга гормон мелатонин, который отвечает за регулировку сна и бодрствования;

Снижается температура тела и чувствительность к изменениям температуры окружающей среды;

Усиливается кровообращение периферической кровеносной системы;

Снижается активность работы желудочно-кишечного тракта.

Сон здорового человека делится на пять стадий:

Первая стадия. Дремота, в которой наблюдаются полусонные видения, порой абсурдные. Мышечная активность снижена, но глазные яблоки совершают медленные движения. В этой стадии сна могут появиться оригинальные мысли, которые способствуют решению каких-либо задач. Продолжительность стадии 5-10 минут.

Вторая стадия. Лёгкий, неглубокий сон. Мышечная активность более снижена, ритм сердца замедляется, снижается температура тела, глаза неподвижны. В этот период сознание отключается, но повышаются пороги восприятия. Самый чувствительный анализатор - слуховой. В эту стадию сна человека очень легко разбудить. Длительность стадии 20 минут.

Третья стадия. Медленный сон.

Четвёртая стадия. Сон глубокий. Третья и четвёртая стадия длятся по продолжительности вместе 40-45 минут. В этот период человека трудно разбудить. В третьей и четвёртой стадии человек видит 80% сновидений. В этой стадии возможны ночные кошмары, приступы лунатизма, энуреза, а также разговоры во сне. Однако спящий не помнит о произошедшем.

Пятая стадия - это быстрый сон. Эта стадия напоминает бодрствование. Сердечный ритм повышается, глазные яблоки подвижны. Но тело человека находится в состоянии резкого падения мышечного тонуса. Сновидения, увиденные в этот период, яркие и хорошо запоминаются. Эта стадия продолжается 5-10 минут. Считается, что быстрый сон служит своеобразной психологической защитой, способствует переработке информации, её обмену между сознанием и подсознанием. После пятой стадии человек снова переходит в первую стадию сна.

Некоторые люди осознают во сне, что они спят. Такой сон называется осознанным. Люди, которые родились слепыми, во сне снятся звуки, так как зрительные образы у них отсутствуют.

Нарушения сна не самым лучшим образом влияют на организм человека, так как значение сна нельзя недооценить. Связаны такие нарушения с психосоматической дисфункцией, что отрицательно сказывается на здоровье человека. Однако бороться с бессонницей лекарственными препаратами не самый лучший вариант.

Советы по борьбе с бессонницей:

Не ешьте перед сном;
- выпейте перед сном стакан травяного чая, тёплого молока;
- примите расслабляющую ванну;
- вечером не ведите оживлённых бесед, не смотрите возбуждающие нервную систему фильмы;
- занятия перед сном должны быть спокойными;
- секс перед сном является хорошей разрядкой.

Приучить организм к нормальному здоровому сну никогда не поздно, даже в том случае, если вы годами страдаете нарушениями сна. Сон способствует сохранению здоровья, ведь это лучшее лекарство от всех болезней.

Здоровый полноценный сон ребенка – основа правильного умственного и физического его развития.

Сон не менее важен, чем пища, питье и безопасность в жизни ребенка. Для некоторых это не кажется очевидным, поэтому многие из нас не получают полноценный сон, так необходимый для правильного развития и функционирования организма.

Конечно, многое мы делаем не нарочно. Но в действительности же, мы часто не просто задумываемся о том, сколько и как мы спим, и что это может быть проблемой. Постоянно работающие родители, школа, послешкольные занятия, другие факторы образа жизни, пропущенный дневной сон, поздние засыпания, ранние подъемы. На первый взгляд, пропущенный дневной сон или засыпание позже обычного не так уж важно, но это не так. Кроме того, последствия этого могут проявиться на ребенке в будущем.

Чтобы понять важность сна в развитии и росте ребенка, нужно сначала понять, что происходит во время сна, что такое здоровый сон, что происходит, если ребенок не получает необходимого количества или должного качества сна, или и то, и другое одновременно. Также нужно осознавать, как сон влияет на активность, бодрость, расслабленность, стресс, и как это может отразиться на темпераменте, успеваемости и поведении в целом.

В своей книге «Здоровый сон, здоровый ребенок» Марк Веиссблут, доктор медицины, дает следующий интересный и проницательный комментарий о сне:

«Сон – это источник энергии, который дает отдых и активизируется силы. Во время ночного сна и дневного сна «батарейки мозга» перезаряжаются. Сон улучшает мыслительные способности таким же образом, как и поднятие тяжестей увеличивает мышечную массу. Сон повышает способность концентрировать внимание, кроме того, позволяет одновременно и отдохнуть физически, и активизироваться умственно. В этом случае наутро человек чувствует себя прекрасно.»

Основа здорового сна

Для здорового и полноценного сна необходимо:

    Достаточное количество сна

    Непрерывный сон (хорошее качество сна)

    Необходимое количество, соответствующее возрасту человека

    Режим дня, который гармонирует с естественными биологическими ритмами человека (внутренние часы или циркадианные ритмы)

В случае несоблюдения каких-либо пунктов, могут появиться симптомы недостатка сна.

Оптимальная активность : здоровый сон позволяет человеку нормально функционировать после пробуждения, что называется быть оптимально активным. Мы знаем различные формы бодрствования, начиная от вялости и заканчивая гиперактивностью. Оптимальная активность – это состояние, при котором лучше всего воспринимается и происходит взаимодействие с окружающей нас средой в момент наиболее продолжительной концентрации внимания и повышенной способностью к обучению и запоминанию. Это можно заметить у ребенка, когда он спокойный, внимательный, вежливый, широкораскрытыми глазами изучает окружающий его мир, впитывает все эмоции и впечатления, с легкостью общается с другими. Изменение состояния активности влияет на поведение и способность воспринимать новые знания.

Продолжительность сна : Чтобы расти, развиваться и нормально функционировать, ребенок должен достаточно спать. Количество сна необходимое ребенку, зависит от го возраста. Не забывайте, что каждый ребенок уникален и у каждого свои особенности.

Качество сна : Качество сна – это непрерывный сон, который позволяет ребенку проходить через все необходимые этапы и фазы сна. Качество сна также важно, как и количество. Оно играет важную роль в развитие нервной системы.

Короткий дневной сон: короткий дневной сон также играет важную роль в качестве сна. Дневной сон помогает оптимизировать активность ребенка, а также влияет на развитие и способность обучаться. Короткий сон немного отличается от ночного сна. Дневной сон различается не только по характеру самого сна, но и тем, что в разные периоды дня выполняет разные функции. Вот почему крайне важна продолжительность дневного сна и почему они должны быть в гармонии с биологическими ритмами ребенка.

Внутренняя синхронизация: Мы просыпаемся; мы бодрствуем. Мы устаем; мы ложимся спать. Так заведено природой. Все это часть естественных повседневных биологических ритмов.

В первые месяцы жизни ребенка эти ритмы нерегулярны, но с возрастом они постепенно синхронизируются и устанавливаются. Лучше и больше всего человек отдыхает, когда сон (дневной и ночной) гармонирует с этими ритмами. Отсутствие подобной синхронизации может нарушить ритмы или цикл, а это не дает заснуть и продолжать спать беспробудным сном, например. Это может вылиться в чрезмерной усталости и нервозности ребенка. Поэтому очень важно регулировать количество сна ребенка и подстраивать свой режим дня, чтобы он максимально совпадал с биологическими часами ребенка.

Последствия нарушения сна

Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

Введение…. …3

1. Природа сна…. 4

2. Физиологическое значение сна… . 6

3. Требования к организации сна детей… . 13

3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13

3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей… .14

3.3. Фазы детского сна…16

Заключение….18

Приложение…19

Список использованной литературы…20

Введение

Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?

Так что же такое сон? Зачем он нужен организму ? Что происходит с организмом во время сна ? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?

Начало научного подхода к изучению сновидений относится к концу 18 века. Одно из первых более или менее серьезных сочинений по этому вопросу - «Опыт построения теории сна» доктора Г. Нудова - появилось в 1791 г.

Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.) .

«Для нас, молодых психиатров, она стала лучом света, для наших пожилых коллег - предметом насмешек» - писал К. Г. Юнг.

1. Природа сна

Сон - это периодическое физиологическое состояние организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью от раздражителей внешнего мира. Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые образования - обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон - жизненно необходимая потребность организма , не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета - Е. Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна , которые они обозначили как медленный и быстрый сон.

2. Физиологическое значение сна

Сон крайне важен для нашего организма . Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.

Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни - это вдоволь выспаться.

Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.

Ночью у человека растут волосы и ногти.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости - избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.

Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.

Сон - жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.

6. Требования к организации сна детей

6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3-4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка . Дневной сон - чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И . П. Павлов установит что сон - это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм , которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается . А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям , так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма , тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит , то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада .

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна . Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна , имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей , детей , быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых , беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.) .

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

6.3. Фазы детского сна

По данным физиологических исследований , сон на всем своем протяжении проходит разные фазы : после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8-10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2-3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5-2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне - 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30-45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10-15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Заключение

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы :

Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

Недосыпание негативно сказывается как на физическом , так и на психическом состоянии организма .

Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна :

1. От продолжительности сна;

2. От качества сна;

3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.

Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.

Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь» .

Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т . п.

Приложение

(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часов, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1 ,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды) . Для детей от 1 ,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Список использованной литературы

1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна» , 1971.

2. Дильман В. М. «Большие биологические часы» , 1981

3. Дроздова И. В. «Удивительная биология» , 2005.

4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон» , 1976.

5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы» , 2005.

6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы» , 2006.

Сложно переоценить значение сна для ребенка. Спокойный сон - показатель здоровья малышей, он нормализует нервную систему, укрепляет иммунитет, помогает усвоить все то новое, что ребенок познал в течение дня.

Беспокойный ночной сон отражается не только на состоянии здоровья ребенка, но и на самочувствии его родителей. Согласно проведенным в Европе исследованиям, там от неполноценного ночного сна страдает очень большое количество семей - около 44 %.

В семьях, где есть грудные дети, средняя продолжительность непрерывного сна взрослого равна всего 5.45 ч.

Также доказано, что недостаток сна не только негативно отражается на здоровье родителей, но и зачастую влияет на отношения между ними. По статистике, у одной из 4-х пар, с появлением ребенка начинаются неурядицы в семейной жизни.

Оказалось, что одной из главных причин является нежелание малыша спать отдельно. Только 55% детишек приучены спать в своей кроватке или отдельной комнате. Остальные же спят в кровати вместе с родителями.

Получается, что отнюдь не все, знают, как уложить малыша спать, и, соответственно высыпаться самим. Как же это сделать? И почему детям так не нравится ложиться спать?

Уложить малыша спать не так-то просто! Ребенок может отказываться ложиться в то время, которые определено родителями. Часто это происходит из-за того, что ему интересно происходящее вокруг. Все дело в том, что он сейчас активно познает мир, и поэтому не воспринимает сон как возможность отдохнуть и набраться сил, напротив, ему кажется, что его разлучают со всем тем, что ему так дорого и интересно.

Ребенок настолько впечатлен своими новыми открытиями, что готов на что угодно, только бы не спать. Малыш может использовать разные способы, чтобы не ложиться в кроватку, например, плакать и тянуть ручки к Вам. Тем не менее важно соблюдать режим, и Вы сделаете ребенку только лучше, если не будете поддаваться его капризам.

Если у Вас есть время, попробуйте в первые месяцы жизни ребенка вести дневник и записывать все привычки малыша. Это поможет составить его индивидуальный график сна. Записывайте, в какое время ребенок просыпается и засыпает, когда и после чего он особенно устает. Затем постарайтесь, чтобы именно в это определенное время ребенок каждый день ложился спать. Вскоре он сам к этому привыкнет, и вам обоим будет намного легче.

Часто, когда ребенок никак не засыпает, хочется взять его на руки и убаюкать, но это желание никогда себя не оправдает! Помните: чем раньше ребенок научится засыпать сам, тем легче будет и ему, и Вам.

Поцелуйте малютку, ласково пожелайте спокойной ночи и немного постойте около кроватки. Через минуту потихоньку отойдите на шаг. Через какое-то время - еще на шаг, и постепенно выходите из комнаты. Малыш спокойно уснет, чувствуя, что Вы рядом.

Некоторые родители волнуются, что если малыш долго проспит днем, то мало будет спать ночью.

Это не так. По мнению педиатров, дети, хорошо отдохнувшие днем, легче укладываются спать и вечером. Дело в том, что ребенок, который плохо спал днем, к вечеру окажется слишком переутомившимся, что не позволит ему быстро и легко заснуть.

Постарайтесь научиться распознавать сигналы, показывающие, когда Вашему малышу пора в кроватку. Исследования показали, что нередко ребенок, который хочет спать, ведет себя более энергично и бодро, чем обычно. Иногда, напротив, он начинает тереть глазки, или играть со своими волосами, или плакать без видимых на то причин.

Вечер подходит к концу, и вы начинаете тревожно поглядывать на стрелки: пора укладывать малыша спать. Но у него вдруг, откуда ни возьмись, появляются силы и желание поиграть. Что делать в этом случае? Помогите своему ребенку быстро заснуть.

Для малыша лучше поесть перед сном, чтобы не было необходимости просыпаться и есть среди ночи. Исследования свидетельствуют, что ребенок лучше спит, если сосет непосредственно грудное молоко. А вот от молока из бутылочки такого же эффекта не наблюдается.

После кормления разрешите малышу 10-15 минут поиграть без подгузника, пока Вы расстилаете кроватку. Эта обычная процедура поможет ребенку понять, что день подходит к концу. Ваша главная задача состоит в том, чтобы малыш все время был около его кроватки. Это поможет ему понять, что это место для отдыха и сна. Убедитесь, что все необходимое уже в комнате, и слегка приглушив свет, поиграйте с малышом в спокойные игры, почитайте сказку. Можно покачивая на руках, поубаюкивать ребенка, поговорить о чем-нибудь, при этом поглаживая его по спинке, делая легкие расслабляющие массажные движения, хорошим фоном будет звучать нежная колыбельная или приятную музыка.

Лучше класть малыша в кроватку, пока он ещё не уснул – так он будет спать дольше. Когда ребенок во время сна просыпается и открывает глазки, он быстрее снова уснет, если увидит себя в привычной обстановке, в какой он и уснул.

И не в коем случае не применяйте давление: "Быстро спать!" только расстроит малыша. Лучше косвенно, через прибаутки, детские потешки предложить малышу присоединиться к уже уснувшим мышкам, кискам, рыбкам.

Характер сна малыша меняется со временем. В возрасте около восьми недель, ребенок ведет себя уже не так, как в первый месяц после рождения. Если раньше он почти целый день спал, то сейчас ему хватает 14-16 часов сна в день.

Продолжительность сна у маленьких детей:

Новорожденные - 16-18 часов в день

Три недели - 15-18 часов в день

Шесть недель - 15-16 часов в день

Четыре месяца - 10-12 часов ночного сна + 2 коротких сна днем (примерно по 2 часа каждый)

Шесть месяцев - 10-11 часов ночного сна + 2 коротких сна днем (по 2 часа каждый)

Девять - восемнадцать месяцев - 10-11 часов ночного сна + 2 коротких сна днем (по 1-2 часа каждый)

От 1,5 до 2 лет ребенок спит 1 раз днем 2,5-3 часа, ночной сон длится 10-11 часов;

От 2 до 3 лет ребенок спит 1 раз днем 2-2,5 часа, ночной сон длится 10-11 часов;

От 3 до 7 лет ребенок спит 1 раз днем около 2 часов, ночной сон длится 10 часов;

После 7 лет ребенку не обязательно спать днем, ночью ребенок в этом возрасте должен спать не менее 8-9 часов.

Какое положение во время сна наиболее полезно для малыша?

Относительно сна ребенка на животике больше всего споров. Все врачи сходятся в положительных сторонах такой позы. Сон на животике или на боку рекомендован детям, склонным к срыгиваниям или рвоте, так как при таком положении во время сна нет угрозы что ребенок захлебнется рвотными массами.

Практически все дети проходят через период газиков, которые пучат животики и не дают спокойно спать ни малышам, ни их родителям. Сон на животике может помочь в этот период, так как, двигаясь, ребенок производит самостоятельный массаж животика, что облегчает отхождение газов. Ещё есть мнение, что сон в положении на животе способствует укреплению мышц спины ребенка, формированию правильного положения тазобедренных суставов, а также что дети, спящие на животе, раньше начинают держать головку.

Но в 90-х годах были опубликованы результаты исследования, которые выявили взаимосвязь между синдромом внезапной детской смерти (СВДС) и положением ребенка во время сна: этот синдром чаще поражает детей, которые спят на животике. По данным статистики за рубежом от синдрома внезапной смерти умирает от 20 до 30% всех детей, умирающих в возрасте от 1 недели до 1 года. Причем ни патологоанатомические исследования, ни подробное изучение истории болезни ребенка не дали ответ о причинах смерти. Поэтому среди некоторых врачей распространилось мнение об опасности сна ребенка на животе.

Но реальной причиной этой статистики может быть скорее не само положение ребенка во время сна, у постель и окружающие условия. Хочется процитировать доктора Комаровского: "Следует знать, что в ответ на сжимание ноздрей очень многие малыши, особенно в первые 3 месяца жизни, не пытаются освободиться и у них возникает остановка дыхания на 10-15 секунд. Неудивительно, что сжиманию ноздрей могут способствовать подушка и мягкий матрац. Кроме этого, самый незначительный насморк в сочетании с температурой в комнате выше 23 C приводит к образованию плотных корочек слизи, которые, в свою очередь, перекрывают носовые ходы и приводят к остановке дыхания. Убедить людей в том, что недопустимы подушки, недопустимы мягкие матрацы, очень сложно. Убедить людей в том, что ребенку нельзя спать в комнате с теплым и сухим воздухом - еще сложнее. Проще написать в средствах массовой информации о том, что сон на животе увеличивает вероятность синдрома внезапной смерти".

Если вы все же боитесь укладывать ребенка спать на животе из-за синдрома внезапной смерти и боитесь укладывать спать на спине из-за возможного срыгивания или рвоты, попробуйте положение на боку. Некоторые мамы подкладывают малышу под бочок сложенную в несколько раз пеленку или одеяло - это удобно, причем можно изменять угол наклона ребенка, изменяя толщину пеленку или одеяла - тем самым варьируя положение от "на животе" до "на боку".

Чтобы полноценно жить, учиться и работать, надо полноценно отдыхать. И это тоже предмет особой заботы. Одним из основных видов отдыха является сон. Именно он восстанавливает энергетические запасы нервной системы, которые расходуются во время бодрствования. Во время сна происходит согласование физиологических, биохимических и обменных процессов, выравнивание нарушенных в результате перегрузок соотношений между функциями внутренних органов.

Сон освежающий, успокаивающий и исцеляющий - непременная составная часть бодрости и здоровья, высокой профессиональной активности. Первый признак переутомления нервной системы - появление сонливости, ощущение постоянной усталости. Даже незначительные нарушения сна у практически здоровых людей резко снижают функциональные возможности организма. Человек все больше ощущает дневные перегрузки, это отражается и на его отдыхе. Возникает порочный круг, и в скором времени падает жизненный тонус: все, что способно укрепить здоровье, воспринимается как непосильная обуза. Поэтому Нашему организму требуется отдых. Сон и покой. Сон является естественной потребностью человека и отнимает у него почти треть жизни.

Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это – физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма. Как выполняют эти требования студенты? По наблюдениям за 655 студентами, проживающими в общежитии, установлено, что до 22 часов ко сну отходит 19,3%, до 1 часа ночи – 81%, до 2 часов ночи – 46%, а после 2 часов – 16,2%. По причине недосыпания до 43% студентов прибегают к дневному сну. Значит, они, полусонные, заторможенные к восприятию и запоминанию информации, которую дают на лекциях, практически не осмысливают ее. Естественно, у них снижается работоспособность как умственная, так и физическая. Гигиеной сна предусматривается отход и подъем в одно и то же время или с незначительной разницей во времени. Тишина, затемнение окон, приток свежего воздуха, но не сквозняка, обязательны. Прием пищи, не возбуждающей организм, - за 1,5-2 часа до сна. Желательно сосредоточиться на отдыхе, не нагружая себя мыслями, заботами и переживаниями прошедшего дня и будущего.

На нарушения сна жалуются довольно часто. Согласно статистике, к специалистам обращается каждый четвертый. По данным исследователей, в последние годы среди населения употребление снотворных средств выросло в несколько раз. В то же время, как считают ученые, у подавляющего большинства людей, пытающихся управлять сном с помощью таблеток или же других химических снотворных средств, нарушения носят психогенный характер, и им можно помочь простыми естественными средствами, доступными каждой семье. Нарушения сна могут быть не только у взрослых, они наблюдаются и у детей при частом нарушении режима дня, при чрезмерных учебных нагрузках, при злоупотреблении компьютерными играми.

Установить индивидуальную норму продолжительности сна несложно. Для детей она определяется следующим образом. Ребенку дают уснуть в привычные для него часы. Проснуться он должен самостоятельно, так, чтобы его никто не будил. Средняя продолжительность сна за период не менее 5-7 дней и дает нужную цифру. Определять ее следует не реже, чем раз в два-три года. Полноценный отдых нервной системы во время сна позволяет ребенку переносить различные нагрузки, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения, избегать появления в результате перенапряжений функциональных неврозов или же предрасположенности к их возникновению.

У взрослых продолжительность сна определяется аналогичным образом, но лучше это делать в период, когда есть возможность укладываться спать в определенные часы и нет нужды вставать в заданное время. Более всего подходит для этого период отпуска или же выходной день. Каждому человеку, независимо от возраста, присущ свой ритм деятельности. Одни любят рано вставать и рано ложиться отдыхать, другие предпочитают допоздна засиживаться с книгой, смотреть телевизор, принимать гостей, третьим безразлично, в каком режиме они живут. Первых обычно называют «жаворонками», вторых – «совами». И они очень болезненно относятся к резкой смене привычного распорядка и режима сна. Но еще хуже, если какой-либо режим вообще отсутствует. Беспорядочный образ жизни на протяжении длительного времени, как правило, приводит к тяжелым нарушениям сна, а это означает перенапряжение нервной системы. Возникает сложная ситуация. Чтобы избавиться от сонливости, обращаются к возбуждающим средствам - к крепкому чаю или кофе. Но тем самым еще больше нарушается сон, и для его восстановления начинают употреблять снотворное.

Как же можно избежать бессонницы? В первую очередь надо постараться строго соблюдать режим дня, труда и отдыха, чтобы выработался устойчивый стереотип. Не следует перед сном заниматься делами, способными вызвать эмоциональные нагрузки: не читать детям «страшные» сказки, не затевать горячих споров, не предаваться тревожным размышлениям. Пищу следует принимать не позднее, чем за 2-3 часа до сна.

Благотворное влияние на сон оказывает чистый, прохладный воздух. Он действует на человека успокаивающе. Вот почему рекомендуют перед сном проветривать помещение, а еще полезней - спать на открытом воздухе. Каждый практически определяет для себя, как ему лучше спится - с открытым или закрытым окном, на мягкой или жесткой постели, на плоской или же высокой подушке.

Чтобы полноценно жить, учиться и работать, надо полноценно отдыхать. И это тоже предмет особой заботы. Одним из основных видов отдыха является сон. Именно он восстанавливает энергетические запасы нервной системы, которые расходуются во время бодрствования. Во время сна происходит согласование физиологических, биохимических и обменных процессов, выравнивание нарушенных в результате перегрузок соотношений между функциями внутренних органов.

Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты: 1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; 2) рациональное питание в одни и те же часы; 3) определенное время для работы, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья.

Строгий, ритмичный режим труда и отдыха – одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности. Основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовке к предстоящей деятельности. Например, если Вы ежедневно занимаетесь умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. к способности «собраться». То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что особенно важно для организма. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня. Если человек ежедневно в одно и тоже время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, то вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы. Если, например, ребенок садится за уроки в определенное время, то к этому часу у него происходит не только психологический, но физиологический настрой – несколько усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга и т.д. Эта готовность к выполнению умственной работы позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание. Таковы биологические и физиологические основы режима дня. Известные ученые Клод Бернар, Уолтер, Кеннон, развившие учение о постоянстве внутренней среды – гомеостазисе, а так же наши соотечественники Сеченов И.М., Павлов И.П., Вернадский В.И., Тимирязев К.А., Чижевский А.Л., Анохин П.К. и др. неоднократно подчеркивали зависимость состояния организма от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли. Ночью снижаются показатели обменных процессов, работа сердечно-сосудистой, дыхательной систем, температуры тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает информацию, нет нагрузки ни физической, ни умственной. Организм отдыхает, восстанавливается. Днем интенсивность двигательной активности возрастает, что в значительной степени интенсифицирует работу кардиореспираторной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы и высшей нервной деятельности. Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, а 16-17 часам идет волна повышения всех функций. Спад функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 часов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх