Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др. Яблоков И. Основы религиоведения
Название: Основы религиоведения.
Учеб. Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова
Файл: doc
Размер: 2.44 Mb
Изд.: Основы религиоведения.- М.: Высш. школа
Год: 1994
Рецензенты: кафедра философии религии Ростовского государственного университета (зав. кафедрой д-р филос. наук проф. Н. С. Капустин); д-р филос. наук проф. Н. С. Семенкин (Республиканский институт повышения квалификации работников образования)
В учебнике представлены различные теории религии, разработанные в мировом религиоведении. При изложении истории религии дается описание как национальных религий — даосизма, индуизма, иудаизма и др., так и мировых — буддизма, христианства, ислама. Особое внимание уделяется основным направлениям религиозной философии и теологии — буддийской, христианской, мусульманской, надконфессиональной. Свобода мысли, совести, религии и убеждений интерпретируется в соответствии с международными правовыми документами, законодательными актами в нашей стране, обеспечивающими права человека в этой области.Для студентов и преподавателей вузов.
Предмет религиоведения
Раздел первый
ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ
Глава I. Определение религии
§ 1. Типы определений
§ 2. Сущностные характеристики религии
Глава II. Детерминация религии
§ 1. Социумные основы
§ 2. Психологические факторы
§ 3. Гносеологические предпосылки
Гл а в а III.Элементы и структура религии
§ 1. Религиозное сознание
§ 2. Религиозная деятельность
§ 3. Религиозные отношения
§ 4. Религиозные организации
Глава IV. Религия в системе культуры
Глава V. Функции и роль религии
Раздел второй
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Глава VI. Происхождение религии
Глава VII. Национальные религии
§ 1. Индуизм
§ 2. Джайнизм
§ 3. Сикхизм
§ 4. Парсизм
§ 5. Конфуцианство
§ 6. Даосизм
§ 7. Синто
§ 8. Иудаизм
Глава VIII. Буддизм
Глава IX. Христианство
§ 1. Возникновение христианства
§ 2. Православие
§ 3. Католицизм
§ 4. Протестантизм
Глава X. Ислам
Глава XI. Современные нетрадиционные культы
Раздел третий
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава XII. Буддийская философия
§ 1. Философия хинаяны
§ 2. Философия махаяны
Глава ХШ. Православная философия
§ 1. Академическая философия
§ 2. Метафизика всеединства
§ 3. Новое религиозное сознание
Глава XIV. Католическая философия
§ 1. Неотомизм
§ 2. Неоавгустинизм
§ 3. Тейярдизм
Глава XV. Протестантская философия и теология
Глава XVI. Мусульманская философия и теология
Глава XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия
§ 1. Теософия
§ 2. Антропософия
§ 3. Агни Йога
Раздел четвертый
СВОБОДОМЫСЛИЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Глава XVIII. Свободомыслие как явление духовной культуры
Глава XIX. Свободомыслие в древнем мире
Глава XX. Свободомыслие в эпоху феодализма
§ 1. Свободомыслие в средние века
§ 2. Свободомыслие Возрождения
Глава XXI. Свободомыслие в новое и новейшее время
§ 1. Свободомыслие в новое время в Европе и Америке
§ 2. Свободомыслие в России в XVII — XX веках
§ 3. Свободомыслие за рубежом в XX веке
Раздел пятый
ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ
Глава XXII. Мировоззрение и его типы
Глава XXIII. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях
Глава XXIV. Мировоззренческое значение естествознания
Глава XXV. Мировоззренческое значение обществознания
Глава XXVI. Нравственное значение религиозного и нерелигиозного
мировоззрений
Глава XXVII. Эстетические проблемы в религиозном и нерелигиозном
мировоззрениях
33
Глава II. Детерминация религии......................... 38
§ 1. Социумные основы............................ 40
§ 2. Психологические факторы........................ 43
§ 3. Гносеологические предпосылки..................... 45
Гл а в а III.Элементы и структура религии..................... 49
§ 1. Религиозное сознание........................... 49
§ 2. Религиозная деятельность........................ 54
§ 3. Религиозные отношения......................... 57
§ 4. Религиозные организации........................ 59
Глава IV. Религия в системе культуры ...................... 61
Глава V. Функции и роль религии ........................ 67
Раздел второй
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Глава VI. Происхождение религии ....................... 72
Глава VII. Национальные религии........................ 79
§ 1. Индуизм.................................. 79
§ 2. Джайнизм................................. 86
§ 3. Сикхизм.................................. 88
§ 4. Парсизм................... .............. 92
§ 5. Конфуцианство.............................. 95
§ 6. Даосизм.................................. 98
§ 7. Синто.................................... 101
§ 8. Иудаизм.................................. 107
Глава VIII. Буддизм................................. 114
Глава IX. Христианство.............................. 126
§ 1. Возникновение христианства...................... 126
§ 2. Православие................................ 132
§ 3. Католицизм ................................ 140
§ 4. Протестантизм............................... 147
Глава X. Ислам .................................. 159
Глава XI. Современные нетрадиционные культы ... 171
Раздел пятый
ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ
Глава XXII. Мировоззрение и его типы..................... 295
Глава XXIII. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях. . 299
Глава XXIV. Мировоззренческое значение естествознания......... 307
Глава XXV. Мировоззренческое значение обществознания ... 317
Глава XXVI. Нравственное значение религиозного и нерелигиозного
мировоззрений ..................................... 323
Глава XXVII. Эстетические проблемы в религиозном и нерелигиозном
мировоззрениях ..................................... 330
Раздел шестой.
СВОБОДА СОВЕСТИ
Глава XXVIII. Формирование и развитие представлений о свободе совести 339
Глава XXIX. Свобода совести в истории Отечества .............. 347
ПРИМЕЧАНИЯ
Федеральная целевая программа книгоиздания России
Рекомендовано Государственным комитетом
Российской Федерации
по высшему образованию
Рецензенты: кафедра философии религии Ростовского государственного
университета (зав. кафедрой д-р филос. наук проф. Н. С. Капустин); д-р филос.
наук проф. Н. С. Семенкин (Республиканский институт повышения
квалификации работников образования)
Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яб-
0-75 локов, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:
Высш. шк., 1994.- 368 с.
ISBN 5-06-002849-6
В учебнике представлены различные теории религии, разработанные в мировом
религиоведении. При изложении истории религии дается описание как националь-
ных религий - даосизма, индуизма, иудаизма и др., так и мировых - буддизма,
христианства, ислама. Особое внимание уделяется основным направлениям
религиозной философии и теологии - буддийской, христианской, мусульманской,
надконфессиональной. Свобода мысли, совести, религии и убеждений интерп-
ретируется в соответствии с международными правовыми документами, законода-
тельными актами в нашей стране, обеспечивающими права человека в этой области.
Для студентов и преподавателей вузов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник "Основы религиоведения" издается в нашей стране впер-
вые. Его содержание соответствует программе курса религиоведения
в высших учебных заведениях. Книга написана на основе фундамен-
тальных исследований, проведенных в последние годы; авторы
стремились отразить достижения, полученные в отечественной и за-
рубежной науке.
Современное религиоведение содержит огромный объем теоретиче-
ской и эмпирической информации, поэтому авторы приняли опреде-
ленные ограничения, которые реализовывались при отборе
используемых данных. Строение книги, последовательность изложения
материала не вполне соответствуют сложившимся в религиоведении
разделам. При изложении основ теории религии дается синтез фило-
софского, социологического, психологического рассмотрения объекта.
Очерк истории религии включает описание основных вех эволюции
ныне существующих религий, преимущественное внимание уделяется
мировым религиям.
Было признано целесообразным предложить вниманию студентов,
в том числе и нефилософских специальностей, анализ основных на-
правлений религиозной философии, складывающейся и развивающейся
на основе мировых религий - буддийской, христианской, мусульман-
ской - и их конфессий, а также надконфессиональной синкретической
философии - теософии, антропософии, Агни Йоги.
Не остались без внимания и традиции свободомыслия в истории
духовной культуры. Раскрыто содержание диалога религиозных и не-
религиозных мировоззрений о человеке, мире, обществе, как он скла-
дывался исторически и развертывается ныне. Прослежен процесс
формирования и развития представлений о свободе совести, в том
числе и в истории Отечества. Показаны состояние и эволюция
религиозных организаций в нашей стране в современных условиях.
Учебник подготовлен кафедрой философии религии и религиове-
дения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова совместно
с учеными исторического отделения Института стран Азии и Африки
при МГУ им. М. В. Ломоносова, других подразделений университета
и ряда вузов страны.
з
Авторы учебника: предисловие, "Предмет религиоведения", гл.
I, II, III, IV, V - д-р филос., наук И. Н. Яблоков; в гл. I § 1 (о
концепциях К. Г. Юнга и Э.Фромма) - канд. филос. наук
Е. В. Рязанова; гл. VI - канд. филос. наук А. Н. Красников; в гл.
VII § 1 - канд. ист. наук Б. А. Иванов, канд. ист. наук
А. В. Лихачева, М. Г. Мокринский, канд. ист. наук А. Л. Сафронова,
§ 2 - М. Г. Мокринский, § 3 - А. В, Лихачева, § 4 - Б. А. Иванов,
§ 5, 6 - д-р ист. наук 3. Г, Лапина, § 7 - д-р ист. наук
Г. Б. Навлицкая, § 8 - канд. ист. наук А. В. Крылов; гл. VIII -
Б. А. Иванов, А. В. Лихачева, А. Л. Сафронова, д-р ист. наук
Н. Н. Бектемирова, Б. Китинов; в гл. IX § 1, 2 -д-р филос.
наук [Н. П. Новиков], § 3 - д-р филос. наук И. Я. Кантеров,
д-р филос. наук Ф. Г. Овсиенко, § 4 - д-р филос. наук
К. И. Никонов; гл. X - д-р филос. наук А. И. Абдусамедов, д-р
филос. наук Р. Г. Балтанов, канд. ист, наук Ф. М. Ацамба, канд.
ист. наук С. А. Кириллина; гл. XI - канд. филос. наук
Т.Н. Семенова; гл. XII - канд. ист. наук А. Н. Игнатович; гл.
XIII-[М П. Новиков;] в гл. XIV § 1 - Ф. Г. Овсиенко, § 2 - д-р
филос. наук А. А. Радугин, § 3 - Ф. Г. Овсиенко, А. А. Радугин; гл.
XV - К. И. Никонов; гл. XVI - Ф. М. Ацамба, С. А. Кириллина; гл.
XVII -канд. филос. наук В. А. Трефилов; гл. XVIII, XIX, XX -
д-р филос. наук 3; А. Тажуризина; в гл. XXI § 1 -
3. А. Тажуризина, канд. филос. наук А. С. Попов, § 2 -
3. А. Тажуризина, канд. филос. наук Н. К, Дмитриева, А. С. Попов,
§ 3 - канд. филос. наук 3. П. Трофимова; гл. XXII - д-р филос.
наук Ю. Ф. Борунков; гл. XXIII- К. И. Никонов; гл. XXIV -
Ю. Ф. Борунков, д-р филос. наук С. В. Девятова, канд. филос. наук
В. В. Винокуров; гл. XXV - Ю. Ф. Борунков; гл. XXVI -
А. С. Попов; гл. XXVII -д-р филос. наук В. С. Глаголев; гл. XXVIII
- канд. филос. наук В. Н. Савельев, 3. А. Тажуризина; гл. XXIX
- В. Н. Савельев, канд, филос. наук С. М. Орлов, канд. филос. наук
А. С. Ярцева, 3. А. Тажуризина.
В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко
Основы религиоведения. учебно-методическое пособие
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Религиоведение», или «История религии», находится в стадии становления. Обширный и трудоемкий материал еще выстраивается в стройную систему, необходимую для учебного процесса. Имеются и свои специфические сложности. В одной аудитории могут находиться учащиеся с разным отношением к религии – верующие (при этом верующие разных конфессий) и атеисты. В этой ситуации преподаватель должен убедить каждого учащегося в необходимости терпимого и уважительного отношения к взглядам и верованиям, которые не совпадают с его собственными.
Принципиальное положение данного предмета в светском учебном заведении с государственным образовательным стандартом таково: каждый человек имеет неотъемлемое право на свободу совести, свой путь в поисках истины.
Сегодня покончено с односторонней пропагандой атеизма. Следует возвратить обществу и прежде всего молодежи те богатства мировой и отечественной культуры, которые были для них закрыты. Однако не стоит впадать в другую крайность – умалчивать о достижениях культуры, не соответствующих религиозным представлениям.
Задача преподавателя общих гуманитарных дисциплин, по нашему мнению, – помочь учащимся сознательно выбирать мировоззренческие ориентиры, основанные на общечеловеческих ценностях.
Пособие создавалось с целью сформировать у студентов представления о происхождении той или иной религии, ее вероучений, морали, обрядах и ценностях.
Данное учебно-методическое пособие включает в себя:
1. Тезисы лекций.
3. Словарь основных терминов.
4. Планы семинаров.
5. Темы рефератов.
Лекционный материал содержит следующие темы:
1. Религия и культура. Древние религии и мистицизм.
2. Христианство.
3. Православие.
4. Католицизм и протестантизм.
6. Буддизм.
7. Национальные религии.
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА. ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ И МИСТИЦИЗМ
1.1. Понятие религии. Ее функции и структура
Атеизм (безбожие) определяет религию как веру в сверхъестественное, результат абстрактного мышления, иррационального объяснения природы.
«Фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни» (Энгельс Ф., 1969).
Теология (греч. Theos – Бог, logos – слово, т. е. богословие) определяет религию как общение, связь верующего с богом. Слово религия происходит от латинского «связывать». Православие утверждает, что основными принципами религии являются:
– исповедание личного, духовного, абсолютного начала – Бога;
– убеждение в возможности общения человека с Богом;
– вера в возможности вечной жизни человека с Богом.
Основные функции религии:
– мировоззренческая – формирует особую систему взглядов на мир и человека;
– компенсаторная – помогает человеку жить, дает надежду;
– морально регулирующая – формирует общечеловеческие нравственные нормы.
Структура религии. Религия выступает как совокупность:
– религиозного сознания;
– религиозного культа;
– религиозных (церковных) учреждений.
Религиозное сознание имеет два уровня:
а) религиозную идеологию, теологию;
б) религиозную психологию: религиозные представления, чувства, верования.
Религиозная идеология, теология (богословие) – систематическое изложение религиозного взгляда на мир. В христианскую теологию входят:
– догматика – излагает принципы данной религии;
– апологетика – содержит оправдание веры в истинность данной религии и критику других религий;
– нравственное богословие – излагает моральные нормы и доказывает их божественное происхождение;
– практическое богословие, включает литургику – порядок проведения церковной службы и гомилетику – искусство проповеди и пасторского богословия, требования к деятельности священника.
Особенности религиозного сознания заключаются в том, что отвлеченные идеи и догмы (вера в Святую Троицу) подкрепляются наглядными представлениями и образами.
Религиозная психология . Отцы церкви (Августин Блаженный, Фома Аквинский) утверждали, что всякому человеку присуще врожденное религиозное чувство, особое стремление к благу. Религиозное чувство непостижимо для разума. «Приобщение к Богу» – это акт мистического озарения. Источником религиозного чувства является Бог.
Религиозная вера – проявление религиозного сознания в целом, идеологии и психологии.
Богословие объявляет веру в Бога врожденным свойством каждого человека, даром божьим. В Послании Апостолов к евреям «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Новый Завет). Вера, считают богословы, имеет преимущество перед разумом. Разум тогда приведет к Богу, когда человек поверит в него. Разум обосновывает веру, насколько сможет, и умолкает, когда не сможет обосновать объект религиозной веры. Тертуллиан: «Верю, потому что абсурдно».
Богословы выделяют три ступени религиозной веры.
1. Вера – «вера от слышания». Идея Бога как возможная гипотеза. Эти верующие церковь посещают только в связи с совершением устойчивых ритуалов (крещение, отпевание).
2. Вера равнодушная – обязанности перед Богом заканчиваются выполнением формальных предписаний. Поведение же таких верующих определяется реальными условиями жизни и почти не связывается с Богом.
3. Вера живая. Идея спасения – живая цель всей жизни, все поведение подчинено этой цели. К разуму обращаются только в тех случаях, когда он определяет веру.
Таким образом, в гносеологии вера – один из элементов познавательного процесса, играющий вспомогательную роль.
В религии вера – самодовлеющее, основное средство постижения Бога, высший дар Бога, которым обладает человек.
Религиозный культ (лат. cultus – почитание) – совокупность церковных канонов и традиций, ритуалов и обрядов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с Богом. Центром осуществления культа является храм, в убранство которого входят иконы, фрески, распятия, зажженные лампады, горящие свечи.
Главное действие культа – богослужение.
К культу относятся (в христианстве):
– поклонение изображениям Бога и святых;
– поклонение кресту;
– праздники.
Совершают культ священнослужители в соответствии с церковным каноном.
Религиозные обряды – часть культа – символические коллективные действия, направленные на сверхъестественные объекты. Отправление обрядов зафиксировано в требнике (православие). Важнейшие из обрядов – таинства, во время которых на верующих нисходит особая божественная благодать. К обрядам относятся: молебные пения, крестные знамения, поклонения, возжжение светильников, благословения, колокольный звон.
Церковные учреждения. Церковь (греч. kyriake – буквально «Божий дом») – социальный институт религиозной организации, обеспечивающий взаимоотношения между священнослужителями и верующими. В церкви действует система норм, содержащихся в вероучении и определяющих структуру религиозной организации. Богословы представляют церковь не как человеческое сообщество, а как сверхъестественное существо, имеющее божественные свойства вечности, нерушимости, святости. Мистическое тело Иисуса Христа в христианстве. Церковь – посредник между человеком и Богом, хранитель и распорядитель даров благодати, вне которого невозможно спасение. Церковь, в просторечии, – культовое здание, имеющее алтарь и помещения для богослужения. В церковной организации выделяют клир (греч. kleros – жребий). В раннем христианстве это слово означало «апостольское призвание». Потом стало употребляться в значении «духовенство» к лицам, избираемым по жребию в качестве служителей культа.
1.2. Зарождение религии. Древние религии
Предположительно религия возникла во времена палеолита (33 тысячелетия до нашей эры). К этому времени относятся обнаруженные наскальные рисунки различных животных, сцены охоты, которые являлись не только удовлетворением эстетических потребностей древних людей, но и их магическими и аналитическими представлениями о мире.
Магия (греч. mageia – колдовство) – совершение обрядных действий, которые должны повлечь за собой определенные события в окружающем мире.
Перед началом охоты люди устраивали представления, рисовали зверя, совершали ритуальный танец, имитируя различные охотничьи приемы, а под конец пронзали рисунок копьями. Так зарождалось изобразительное искусство, танец, музыка. Магические образы имели разнообразные цели, можно выделить:
– «производственную» магию (охотничью, земледельческую, скотоводческую). Попытки вызвать дождь;
Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.
Основы религиоведения.
Учебник.
Под редакцией И. Н. Яблокова
Федеральная целевая программа книгоиздания России
Российской Федерации
по высшему образованию
Рецензенты: кафедра философии религии Ростовского государственного
университета (зав. кафедрой д-р филос. наук проф. Н. С. Капустин); д-р филос.
наук проф. Н. С. Семенкин (Республиканский институт повышения
квалификации работников образования)
Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:
Высш. шк., 1994.- 368 с.
ISBN 5-06-002849-6
В учебнике представлены различные теории религии, разработанные в мировом
религиоведении. При изложении истории религии дается описание как националь-
ных религий - даосизма, индуизма, иудаизма и др., так и мировых - буддизма,
христианства, ислама. Особое внимание уделяется основным направлениям
религиозной философии и теологии - буддийской, христианской, мусульманской,
надконфессиональной. Свобода мысли, совести, религии и убеждений интерп-
ретируется в соответствии с международными правовыми документами, законода-
тельными актами в нашей стране, обеспечивающими права человека в этой области.
Для студентов и преподавателей вузов.
Предмет религиоведения................................ 5
Раздел первый
ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ
Глава I. Определение религии.......................... 13
§ 1. Типы определений............................ 13
§ 2. Сущностные характеристики религии................. 33
Глава П. Детерминация религии......................... 38
§ 1. Социумные основы............................ 40
§ 2. Психологические факторы........................ 43
§ 3. Гносеологические предпосылки..................... 45
Гл а в а Ш.Элементы и структура религии..................... 49
§ 1. Религиозное сознание........................... 49
§ 2. Религиозная деятельность........................ 54
§ 3. Религиозные отношения......................... 57
§ 4. Религиозные организации........................ 59
Глава IV. Религия в системе культуры...................... 61
Глава V. Функции и роль религии........................ 67
Раздел второй
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
Глава VI. Происхождение религии....................... 72
Глава VII. Национальные религии........................ 79
§ 1. Индуизм.................................. 79
§ 2. Джайнизм................................. 86
§ 3. Сикхизм.................................. 88
§ 4. Парсизм................... .............. 92
§ 5. Конфуцианство.............................. 95
§ 6. Даосизм.................................. 98
§ 7. Синто.................................... 101
§ 8. Иудаизм.................................. 107
Глава VIII. Буддизм................................. 114
Глава IX. Христианство.............................. 126
§ 1. Возникновение христианства...................... 126
§ 2. Православие................................ 132
§ 3. Католицизм................................ 140
§ 4. Протестантизм............................... 147
Глава X. Ислам.................................. 159
Глава XI. Современные нетрадиционные культы... 171
Раздел третий
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава XII. Буддийская философия....................... 177
§ 1. Философия хинаяны........................... 177
§ 2. Философия махаяны........................... 181
Глава ХШ. Православная философия..................... 188
§ 1. Академическая философия....................... 190
§ 2. Метафизика всеединства......................... 193
§ 3. Новое религиозное сознание....................... 198
Глава XIV. Католическая философия...................... 201
§ 1. Неотомизм................................. 201
§ 3. Тейярдизм................................. 209
Глава XV. Протестантская философия и теология............... 212
Глава XVI. Мусульманская философия и теология.............. 222
Глава XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия 233
§ 1. Теософия.................................. 234
§ 2. Антропософия............................... 238
§ 3. Агни Йога................................. 241
Раздел четвертый
СВОБОДОМЫСЛИЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Глава XVIII. Свободомыслие как явление духовной культуры........ 246
Глава XIX. Свободомыслие в древнем мире.................. 253
Глава XX. Свободомыслие в эпоху феодализма................ 258
§ 1. Свободомыслие в средние века..................... 258
§ 2. Свободомыслие Возрождения...................... 267
Глава XXI. Свободомыслие в новое и новейшее время............. 271
§ 1. Свободомыслие в новое время в Европе и Америке.......... 271
§ 2. Свободомыслие в России в XVII - XX веках............. 280
§ 3. Свободомыслие за рубежом в XX веке................. 289
Раздел пятый
ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ
Глава XXII. Мировоззрение и его типы..................... 295
Глава XXIII. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях. . 299
Глава XXIV. Мировоззренческое значение естествознания......... 307
Глава XXV. Мировоззренческое значение обществознания... 317
Глава XXVI. Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрений..................................... 323
Глава XXVII. Эстетические проблемы в религиозном и нерелигиозном
мировоззрениях..................................... 330
Раздел шестой.
СВОБОДА СОВЕСТИ
Глава XXVIII. Формирование и развитие представлений о свободе совести 339
Глава XXIX. Свобода совести в истории Отечества.............. 347
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник "Основы религиоведения" издается в нашей стране впер-
в высших учебных заведениях. Книга написана на основе фундамен-
тальных исследований, проведенных в последние годы; авторы
стремились отразить достижения, полученные в отечественной и за-
рубежной науке.
Современное религиоведение содержит огромный объем теоретиче-
ленные ограничения, которые реализовывались при отборе
используемых данных. Строение книги, последовательность изложения
материала не вполне соответствуют сложившимся в религиоведении
разделам. При изложении основ теории религии дается синтез фило-
софского, социологического, психологического рассмотрения объекта.
Очерк истории религии включает описание основных вех эволюции
ныне существующих религий, преимущественное внимание уделяется
мировым религиям.
Было признано целесообразным предложить вниманию студентов,
в том числе и нефилософских специальностей, анализ основных на-
правлений религиозной философии, складывающейся и развивающейся
на основе мировых религий - буддийской, христианской, мусульман-
ской - и их конфессий, а также надконфессиональной синкретической
философии - теософии, антропософии, Агни Йоги.
Не остались без внимания и традиции свободомыслия в истории
духовной культуры. Раскрыто содержание диалога религиозных и не-
религиозных мировоззрений о человеке, мире, обществе, как он скла-
дывался исторически и развертывается ныне. Прослежен процесс
формирования и развития представлений о свободе совести, в том
числе и в истории Отечества. Показаны состояние и эволюция
религиозных организаций в нашей стране в современных условиях.
Учебник подготовлен кафедрой философии религии и религиове-
дения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова совместно
с учеными исторического отделения Института стран Азии и Африки
при МГУ им. М. В. Ломоносова, других подразделений университета
I, II, III, IV, V - д-р филос., наук И. Н. Яблоков; в гл. I § 1 (о
концепциях К. Г. Юнга и Э.Фромма) - канд. филос. наук
Е. В. Рязанова; гл. VI - канд. филос. наук А. Н. Красников; в гл.
VII § 1 - канд. ист. наук Б. А. Иванов, канд. ист. наук
А. В. Лихачева, М. Г. Мокринский, канд. ист. наук А. Л. Сафронова,
§ 2 - М. Г. Мокринский, § 3 - А. В, Лихачева, § 4 - Б. А. Иванов,
§ 5, 6 - д-р ист. наук 3. Г, Лапина, § 7 - д-р ист. наук
Г. Б. Навлицкая, § 8 - канд. ист. наук А. В. Крылов; гл. VIII -
Б. А. Иванов, А. В. Лихачева, А. Л. Сафронова, д-р ист. наук
Н. Н. Бектемирова, Б. Китинов; в гл. IX § 1, 2 -д-р филос.
наук [Н. П. Новиков], § 3 - д-р филос. наук И. Я. Кантеров,
д-р филос. наук Ф. Г. Овсиенко, § 4 - д-р филос. наук
К. И. Никонов; гл. X - д-р филос. наук А. И. Абдусамедов, д-р
филос. наук Р. Г. Балтанов, канд. ист, наук Ф. М. Ацамба, канд.
ист. наук С. А. Кириллина; гл. XI - канд. филос. наук
Т.Н. Семенова; гл. XII - канд. ист. наук А. Н. Игнатович; гл.
XIII-[М П. Новиков;] в гл. XIV § 1 - Ф. Г. Овсиенко, § 2 - д-р
филос. наук А. А. Радугин, § 3 - Ф. Г. Овсиенко, А. А. Радугин; гл.
XV - К. И. Никонов; гл. XVI - Ф. М. Ацамба, С. А. Кириллина; гл.
XVII -канд. филос. наук В. А. Трефилов; гл. XVIII, XIX, XX -
д-р филос. наук 3; А. Тажуризина; в гл. XXI § 1 -
3. А. Тажуризина, канд. филос. наук А. С. Попов, § 2 -
3. А. Тажуризина, канд. филос. наук Н. К, Дмитриева, А. С. Попов,
§ 3 - канд. филос. наук 3. П. Трофимова; гл. XXII - д-р филос.
наук Ю. Ф. Борунков; гл. XXIII- К. И. Никонов; гл. XXIV -
Ю. Ф. Борунков, д-р филос. наук С. В. Девятова, канд. филос. наук
В. В. Винокуров; гл. XXV - Ю. Ф. Борунков; гл. XXVI -
А. С. Попов; гл. XXVII -д-р филос. наук В. С. Глаголев; гл. XXVIII
Канд. филос. наук В. Н. Савельев, 3. А. Тажуризина; гл. XXIX
В. Н. Савельев, канд, филос. наук С. М. Орлов, канд. филос. наук
А. С. Ярцева, 3. А. Тажуризина.