Все так живут и ничего. Или плохое психологическое состояние нашего общества. Негативные психологические состояния человека Склонность к собирательству или неумеренная щедрость

Негативные психологические состояния человека

гнев агрессивный настрой мимический отвращение

Выраженный криминогенный характер носит агрессия.

Очень важно уметь по невербальным сигналам вычислить агрессивно настроенного человека. Под агрессией мы будем понимать не только непосредственно силовое воздействие, но и негативное отношение, нацеленность на противостояние.

Главный жест агрессии -- сжатая в кулак рука. Данный жест может иметь разную степень агрессии. Если руки вашего собеседника вытянуты по швам, при этом обе сжаты в кулаки, то это признак нарастания негатива у человека, он настраивается на поединок. Если кулаки постепенно поднимаются, достигнув уровня груди, то это тревожный фактор. Человек принял бойцовскую стойку, подготовился к удару, и остаются считанные секунды до открытого проявления агрессии. Если у вашего собеседника начинают «чесаться» кулаки -- он потирает пальцами одной руки другую руку, сжатую в кулак, то он также настроен негативно по отношению к вам.

Если ваш собеседник обхватывает себя руками за плечи -- это признак сдерживаемой агрессии. Это значит, что человек готов ринуться в бой, но пытается себя сдержать. Если вы не намерены вступать с ним в поединок, то, увидев такой жест, должны изменить тактику ведения переговоров: сменить тему, изменить тон.

Характерный для настроенного агрессивно по отношению к вам человека жест -- заложенные за спину руки с захватом запястья. Этот жест опасен, так как он невидим для собеседника, если человек убирает свои руки за спину, то создается впечатление, что он что-то от вас прячет, возможно, это оружие для предстоящей схватки. Но даже без оружия этот жест, сам по себе, очень опасен и означает, что человек явно имеет недобрые намерения.

Для того чтобы сгладить агрессивный настрой вашего собеседника, вы можете использовать следующие невербальные средства. Во-первых, попы-тайтесь сократить дистанцию между вами, используйте тактильное воздействие -- дотроньтесь до человека. Помните, все ваши действия, движения должны быть крайне медленными, чтобы ваш собеседник не принял их за наступление с вашей стороны. Помните еще и о том, что если он настроен «безусловно» агрессивно, то есть заранее планирует драку вне зависимости от вашего поведения, тогда никакие средства вам не помогут. Вам следует подумать о том, как прервать ваш разговор и уйти в безопасное место, предоставив ему возможность выплеснуть агрессию на кого-нибудь другого.

Для человека, настроенного агрессивно, характерны особая поза, осанка и походка. Эти невербальные знаки смогут выдать своего воинственно настроенного обладателя. Ваша задача -- уметь их расшифровать.

Об агрессивном настрое человека может свидетельствовать поза воина: человек широко расставляет ноги для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы под ногами была опора. Его корпус несколько наклонен вперед. Как правило, он старается прикрыть отдельные участки своего тела на случай, если вы первым начнете атаковать. Эти участки -- наиболее уязвимые места человека. Для мужчин -- это паховая область, нос, челюсть. У женщин (хотя такое яркое проявление агрессии среди женщин не столь популярно, но все же возможно) -- это область груди и лицо.

Агрессивная походка очень яркая -- человек шагает очень широко, иногда даже скачет, чтобы быстрее добраться до своей цели, при этом активно размахивает руками, иногда он может переходить на бег -- это признак высокой степени напряжения.

Если вы подозреваете вашего собеседника в недобрых намерениях, вам следует обратить внимание на его осанку. Если ваши подозрения верны, то ваш собеседник не стоит прямо, вытянувшись во весь рост. Он немного приосанился, вжал голову в плечи -- сам врос в землю, стал компактным, теперь ему удобно наносить удары. Если вы сидите, тогда ваш собеседник может вытянуть шею вперед, а плечи откинуть назад. Причем голова его будет не-много наклонена так, что в вашу сторону будет устремлен лоб, самая твердая часть головы, готовая принять ваш удар.

Если человек не старается скрывать негативные эмоции, то их очень легко вычислить по мимике. Она достаточно красноречиво отражает эмоциональный настрой! Как определить, что ваш собеседник настроен агрессивно?

Агрессия -- это своего рода защитная реакция организма. Человек начинает проявлять агрессию, как только понимает, что сильно уступает вам в каких-то вещах. Это может быть порождение гнева, ненависти, зависти. Возможно, ваш собеседник слабее вас в ораторском искусстве, не владеет талантом убеждения, понимает свою интеллектуальную ущербность, поэтому, за неимением других аргументов, у него и появляется желание победить вас доступным ему способом -- с помощью силы.

Мимика агрессии очень активна -- это сдвинутые к переносице брови, раздувающиеся ноздри, пошатывающиеся скулы, иногда с поскрипыванием зубов, очень плотно сжатые губы. Это мимические признаки того, что ваш собеседник очень агрессивно настроен. Не всегда эти мимические сигналы отражаются на лице все вместе, чаще всего имеется один или два признака. Если на лице вашего собеседника вы заметите хотя бы один из вышеназванных сигналов, насторожитесь -- он не очень рад вам.

Обратите особое внимание на взгляд. У агрессивного человека взгляд красноречиво повествует о том, что его обладатель готов растерзать своего оппонента. Это очень тяжелый, пронизывающий взгляд, так смотрит хищник на свою жертву, готовясь к нападению.

Агрессивный настрой человека можно вычислить по тому, как он с вами говорит. Его слова подобны ударам: резкие, четкие звуки, между которыми достаточно длинные паузы. Нежелание вступать с вами в диалог также может быть проявлением скрытой агрессии.

Если человек настроен агрессивно, то он, как правило, повышает громкость голоса. И делает это неосознанно либо для того, чтобы спровоцировать вас на выгодные для него действия, либо чтобы запугать. Возможно, ваш оппонент не обладает грамотной вербальной аргументацией, поэтому пытается объяснить свою точку зрения иными способами, то есть прибегает не к силе слова, а к громкости своего голоса.

Он пытается «доходчиво», в медленном темпе объяснить свою точку зрения. Как правило, это ему не удается. На самом деле он вас провоцирует, пытается, что называется, «наехать»: «Я непонятно объясняю?» Все это делается для того, чтобы вызвать у своего собеседника испуг, получить преимущество перед поединком. Он попытается провоцировать, пуская в ход пренебрежительные и язвительные интонации, смешки, ухмылки.

Для агрессивно настроенного человека характерно понижение тембра голоса, использование более низких тональностей, интонаций, иногда с хрипотой. Такие голосовые изменения тоже имеют цель напугать собеседника.

Иногда агрессия не успевает перерасти в драку, и человек срывается на крик. Человек, сдерживающий агрессию, находится в состоянии сильного напряжения. Если вы так и не дали ему повода для применения силы, то от этого его напряжение не уменьшится. И ему по-прежнему требуется разрядка. Очень часто такая разрядка происходит в форме крика. Это тоже своего рода невербальная форма выхода агрессии. Если он сорвался на крик, то уже вряд ли применит силу к вам. У него просто не осталось сил на драку. В такой ситуации вам лучше подождать, пока его гнев утихнет и он успокоится.

Вы сможете попробовать снять напряжение вашего собеседника с помощью невербальных сигналов. Используйте силу своего голоса, чтобы его успокоить, разрядить. Вы должны говорить медленно, нежно, ласково, как бы убаюкивать, усыплять его бдительность. Говорить можете все что угодно, например, настаивать на своем мнении, которое и вывело его из равновесия, но по невербальным сигналам он должен прочесть следующее: «Не бойся меня. Я твой друг. Успокойся. Не переживай. Лучше дружи со мной -- это выгоднее». Если вы сумеете правильно использовать свои голосовые возможности, тогда ваш агрессивно настроенный собеседник покорится вам, умерит свой пыл, его агрессия уйдет либо будет обращена в другое русло.

Гнев -- эмоциональное состояние, которое развивается у человека в состоянии, которое, обобщая, можно назвать состоянием фрустрации -- когда человека ограничивают в свободе, создаются препятствия на его пути к получению удовольствия, любых других приятных эмоций, либо создаются препятствия на его пути к достижению цели. Гнев -- эмоция сильная, о чем свидетельствуют сопровождающие ее физиологические изменения (подъем артериального давления, сердцебиение, напряжение мышц, увеличение концентрации гормона стресса кортизона и др.). Усиленная физиологическая атрибутика гнева служит главной цели -- разрушению объекта или причины, вызвавшей гнев.

Проявление гнева может быть разной степени выраженности и разного качества, о чем можно судить по характеру различных эмоциональных определений -- гневный, яростный, недовольный, злобный, раздраженный.

Недовольный -- эмоциональное определение, характеризующее слабую степень проявления гнева, которое развивается у человека в ответ на фрустрацию. Мимическое выражение недовольства сосредотачивается в области рта -- губы сжимаются и слегка выпячиваются вперед, углы рта заостряются и опускаются. Именно про такое лицо говорят, что «скорчил мину». Демонстрация недовольства всегда носит «адресный» характер, но в отличие от выраженного гнева представляет только пока демонстрацию возможности развития гнева.

Хронически недовольное выражение лица можно наблюдать у хронических невротиков, сосредоточенных на своей личностной позиции «жертвы». Чаще всего недовольное выражение лица можно наблюдать у пациентов с ипохондрическими переживаниями.

Раздражение -- также слабая степень проявления гнева, которая чаще всего развивается у субъекта на аверсивную стимуляцию. В качестве примера можно привести все проявления гиперестезии -- светобоязнь, непереносимость громких звуков, запахов и т.п. Мимическое выражение раздражения носит более рефлекторный характер -- чаще всего наблюдается непроизвольное сокращение лобных мышц в области переносицы, сощуривание глаз, при этом человек выглядит так, будто он съел что-то кислое или у него внезапно заболела голова. Раздраженный субъект, в отличие от недовольного, не демонстрирует вам своего раздражения (хотя он может реагировать раздражением на задаваемые ему вопросы точно так же, как на резкий звук или яркий свет), а рефлекторно проявляет свою возбудимость. Поэтому если мы фиксируем у больного раздраженность, мы должны думать о синдроме гиперестезии.

Ярость -- наиболее яркие проявления эмоционального состояния гнева. Всем знакомо специфическая мимическая экспрессия гнева, которая к тому же дополняется вегетативной «окраской». Весьма характерное сокращение лобных мышц и движение бровей. Брови опушены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. Хотя надо помнить, что морщины на переносице (вертикальные складки) не обязательно означают, что человек сердится, такие же складки наблюдаются при концентрации внимания. Взгляд -- заостренный, прищуренный, фиксирован на источнике раздражения и гнева. Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта теряют свойственную им округлость, становятся резко очерченными. Стиснутые зубы и плотно сжатые губы являются универсальным способом выражения гнева в цивилизованном мире, хотя изначально архаический человек, так же как и животные, выражал свой гнев оскаленными зубами. Современный человек может проявлять ярко выраженный архаический гнев, т.е. оскаливать рот, если находится в состоянии активной борьбы, битвы.

К вегетативным проявлениям гнева относятся покраснение лица, инъекция склер, блеск глаз (сверкающий взгляд), учащенное дыхание (раздувающиеся ноздри).

Злоба -- эмоциональное состояние, которое, также как и гнев, часто сопровождается агрессивным поведением, но, можно сказать, на сознательном уровне. Агрессивное поведение человека, испытывающего гнев, носит скорее рефлекторный характер. Почему? Потому что не только эмоционально, но и физиологически человек готов к «бурному» проявлению двигательной активности, однако его агрессивное поведение хотя и носит разрушительный характер, но при этом не всегда бывает «адресным», т.е. направленным на какого-либо конкретного человека. Гневный субъект может, к примеру, рушить неживые объекты, попавшиеся ему под руку, наносить удары или повреждения самому себе.

Злоба проявляется во взгляде («злобный», «звериный», «недобрый» взгляд) и по сравнению с гневом имеет более бедные мимические, а также незначительные соматоневрологические проявления.

Отвращение -- эмоциональное состояние, которое в целом можно охарактеризовать как состояние неприятия субъектов или объектов внешнего мира. Человек может не принимать, т.е. выказывать отвращение по отношению к неживым объектам (пища, запахи, даже цвет) и к живым объектам, включая животных и людей.

Мимические проявления отвращения примерно такие же, как при недовольстве или раздражении, часто субъект еще сморщивает нос (как бы задерживает дыхание). Обращает на себя внимание тенденция отталкивания или объекта от себя или себя от объекта. В последнем случае человек слегка отводит голову назад, либо отворачивает голову. Можно представить себе образ ребенка, которого «воротит» от навязываемой ему манной каши.

Презрение -- эмоциональное состояние, мимические проявления которого довольно трудно описать, но при этом каждый человек способен распознать выказываемое ему презрение по тем негативным чувствам, которые у него самого при этом возникают, когда он в ответ на презрение со стороны другого испытывает обиду, стыд, гнев, вину, печаль. Считается, что презрение -- холодная эмоция, но ее демонстрация другому человеку вызывает у этого человека самые «горячие», живые чувства. В этом моменте кроется уже нечто противоречивое.

Выражая презрение, человек в буквальном смысле становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на объект презрения как будто сверху вниз. Брови могут быть также приподняты, уголки губ могут быть сжаты или быть слегка приподнятой нижняя губа, в мимике презрения нередко присутствует усмешка или кривая ухмылка.

— интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).

Психические состояния человека

Весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния — радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние — раздражения, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его , личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, — системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью — являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные — специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные — изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры , иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие — к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью — социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма — превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) — устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности — устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация , когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация , когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

    Почему человек, чувствуя постоянное страдание, подавленность, невозможность выйти из цикла своих мыслей и однотипных действий, все равно не предпринимает активных действий для того, чтобы справиться со своим состоянием?

    Первая причина: недостаточная информированность населения о том, что умение обращаться с собой, своими чувствами и отношениям - это тоже навык. Если его не привили в детстве, то ему можно и нужно учиться. Для этого есть психологи, психотерапевты, коучи. В нашей стране все еще отсутствует культура ухаживания за своим душевным состоянием.

    Вторая причина: стандартный тезис, который можно часто услышать: «многие так живут», «у кого-то и похуже и ничего» и т.д.. То есть плохое психологическое состояние, проявления личностных расстройств и психосоматических заболеваний воспринимается как норма в нашем обществе.

    Почему же так много людей живут, находясь в психодинамике, руководствуются защитными проявлениями, примеряют и играют в «чужие роли», испытывают дисгармонию, страх, не могут найти себя, обнаружить свой смысл?!

    Здесь речь может идти о травматизации каждого поколения в силу объективных причин: война, экономическая нестабильность, трудная политическая ситуация. Плохое морально-психологическое состояние населения обусловлено также и тем, что в нашей стране нет достаточных социальных гарантий, человек очень плохо защищен, нет условий для формирования чувства безопасности. С точки зрения пирамиды А. Маслоу человек вынужден постоянно переподтверждать возможность удовлетворить базовые физиологические потребности и потребность в безопасности.

    Даже в случае, когда продолжительное время в стране оказывается стабильная ситуация, этого не является достаточным для того, чтобы почувствовать защищенность, так как силен предыдущий опыт, то есть исторические знания, которые свидетельствуют о том, что в нашей стране спокойная политическая, экономическая ситуация - непостоянное явление.

    Таким образом, человек постоянно тратит ресурсы на право «быть в этом мире»: на борьбу со страхами, на поиски опоры в окружающем мире и в себе. Это первостепенная задача. Из-за того, что все ресурсы уходят на это, часто нет возможности продвинуться на следующий уровень, который необходим для улучшения качества жизни, - уровень переживания ценности, поиск самого себя и своего собственного, а также осмысленности своего жизненного контекста.

    Возможно, стоит говорить о том, что в последние годы ситуация стала относительно стабильней, чем 20-40-60 лет назад. Но этого не достаточно, чтобы самостоятельно искоренились страхи, тревоги, которые передаются нам в семейной системе. Одно поколение закладывает следующему схожие модели поведения, способы реагирования, позиции и жизненные установки. Изменение этих моделей поведения происходит медленно и качественное изменение возможно лишь тогда, когда есть благоприятные внешние условия. Мы вновь и вновь постоянно наталкиваемся на предпосылки того, что жизнь наша может резко ухудшится и воспринимаем эти предпосылки гипертрофированно, исходя из ранее приобретенного собственного опыта или опыта других. Поэтому новый виток экономической нестабильности, который мы можем наблюдать сейчас, способствует быстрому развитию новых (старых) тревог, страхов, проживания жизни в защитных реакциях.

Уважаемая Анна, обращаюсь к Вам из-за очень серьёзной обеспокоенности своим состоянием.

Мне 63 года, живу вместе с сыном, больным шизофренией (1-я группа). Ушла на пенсию в 55 лет, т.к. почувствовала что больше не могу работать — не хочу больше видеть учеников, коллег, общение меня стало утомлять, я с такой радостью бросила работу, что коллеги были в шоке (я работала в музыкальной школе, вырастила несколько лауреатов, были хорошие отношения с учениками, их родителями, была душой коллектива).

Выйдя на пенсию, освоила компьютер методом «тыка», занялась вышиванием — всё это мне доставляло радость, но общение с коллегами и друзьями стало только телефонным и оно постепенно сошло на нет — для меня и это стало утомительно.

Сейчас я чувствую что моё состояние ухудшается, у меня нет сил, я ничего не хочу, меня ничто не радует, общение очень сильно утомляет, я стараюсь ни с кем в контакт не вступать, перестала выходить из дома.

Летом ещё как-то выхожу во двор, покопаться в цветнике (сама, несколько лет назад, сделала большой цветник, так он меня радовал, а теперь и этим занималась через силу), а осенью-зимой вообще не выхожу из дома, понимаю — надо, но не могу себя заставить, даже появился какой-то страх перед улицей.

Совсем недавно появились страхи, что соседка(наполовину цыганка) и её семилетняя дочь меня могут сглазить, никогда этого не боялась, не верила ни во что, а теперь…Сама понимаю, что это глупость, но ничего с этим поделать не могу, хотя ещё год назад и с соседкой и с девочкой очень активно общались, девочка много времени проводила у нас, потом мне это стало тяжело и я постепенно прекратила общение. Скоро я одичаю.

Недавно посмотрела фильм про филиппинских хилеров, там массажистка снимала покойников с шеи журналиста, теперь мне кажется, что у меня тоже на шее покойные папа, мама и муж, невыносимая тяжесть, хотя плохого они мне ничего не делают, но тяжесть ужасная.

Как мне справиться со всем этим самостоятельно, у меня не хватит сил поехать к психиатру, это шизоидизация личности или уже шизофрения?

Когда сын заболел, я перечитала массу литературы на эту тему, сына постаралась приучить ходить в магазин, ко врачу, в аптеку, платить за квартиру, помогать по дому(у него вялотекущая шизофрения), а сама с собой справиться не могу.

Что мне делать? Насколько это серьёзно? Я не могу лечь в больницу, т.к. боюсь, что сын расстроится, и у него начнётся обострение. Я с ним обсуждала моё состояние, он меня успокаивает, что он постоянно живёт с такими симптомами и нормально, но меня очень беспокоят изменения во мне.

Заранее благодарю Вас.

Ответ: не все так пессимистично, как Вы себе нарисовали

Благодарю за Ваш вопрос.

Постараюсь ответить на него максимально подробно, если у Вас будут еще какие-то вопросы, задавайте их в комментариях.

Что же это может быть?

При все моем желании Вам помочь, поставить диагноз, исходя только из Вашего описания, невозможно. Остановлюсь более подробно, на наиболее вероятных заболеваниях, только не забывайте, это всего лишь мои предположения, для постановки диагноза необходим очный осмотр:

  • Те симптомы, которые Вы описываете, не совсем вкладываются в клиническую картину шизофрении. Более того, как правило, развивается в молодом возрасте, вероятность ее возникновения после 50 лет минимальна.
  • Ваше нежелание общаться с коллегами, усталость, то, что вы не можете заставить себя выходить на улицу, вас ничего уже не радует (тем более те вещи, которые ранее доставляли удовольствие) — подобные проявления более характерны для депрессивного расстройства, например, для .
  • Учитывая Ваш возраст, нельзя исключить и атеросклеротические изменения в сосудах головного мозга, которые в свою очередь могут способствовать развитию психических расстройств.

В любом случае в Вашем состоянии необходима очная консультация психиатра. Обязательно посетите районного психиатра по месту жительства.

Учитывая, что критика к своему психическому состоянию у Вас присутствует, я думаю, что для начала можно попробовать амбулаторное лечение (в домашних условиях). Не откладывайте визит к врачу в долгий ящик, Ваше психическое состояние можно улучшить, но для этого необходимо медикаментозное лечение.

И в завершение, я хочу Вас похвалить, ведь Вы очень правильно себя ведете с сыном. Вы — молодец, что стараетесь максимально социально адаптировать его, чтобы он мог и сам себя обходить, и Вам помогать. Далеко не каждая мама так поступает, многие, наоборот, стараются оградить своего ребенка от внешнего мира, максимально исключить какие-либо психологические нагрузки. И это только идет во вред, ведь если человека, страдающего шизофренией, не побуждать к каким-то действиям, то он сам инициативу вряд ли проявит.

Психологическое состояние, зачастую хуже, чем физическое недомогание!
Я научу вас, как можно избавиться от назойливых мух

Китайская медицина

Когда люди приходят ко мне на прием, я вижу, что у многих из них со здоровьем все не так уж плохо, но кое-какие непонятные им симптомы, неприятные ощущения, которые они не могут объяснить, вызывают у них постоянное беспокойство. И это беспокойство оказывает негативное влияние на их психологическое состояние, что зачастую хуже, чем физическое недомогание.

Человек беспокоится, потому что не понимает, где заложена мина, и когда она рванет.

В последнее время люди стали куда более чувствительны к понятию «здоровье». Многие из нас частенько испытывают такие состояния, как слабость и отсутствие энергии, головная боль и плохое настроение, рассеянность и невозможность сосредоточиться, затуманенное зрение, потеря хорошего зрения, заложенность носа, настойчивые боли в желудке, боли в шейном отделе позвоночника, трудности с утренним пробуждением, плохой сон, ощущение холода в руках и ногах, потливость ладоней, запоры, боль в сердце, онемение конечностей, беспокойство…

Мы идем в больницу, но там не обнаруживают признаков какого-либо заболевания, все анализы в норме… В конце концов, нам ставят диагноз – практически здоров.

Хотя болезнь не выявлена, но это состояние условного здоровья приносит в наше существование существенные трудности. Подобно тому, что в гостиной всего несколько мух, что тут такого? Но они летают и жужжат, мелькают перед глазами, раздражают и нервируют. Пусть мухи маленькие, но если в руке нет такого простого орудия, как мухобойка, избавиться от них будет непросто.

Очень многие люди ежедневно испытывают настоящие муки по причине мелких проблем со здоровьем, и постоянно испытывают беспокойство по этому поводу.

Когда ко мне на прием приходят пациенты, я вижу, что у многих из них проблема не так уж и серьезна. Но в связи с массой сопряженных с болезнью неприятных симптомов, на психику оказывается сильное давление, которое по своим разрушительным последствиям, может быть, куда серьезнее болезни как таковой. Мы не понимаем, где заложена мина, и когда она рванет. Мы постоянно пребываем в напряжении, в страхе, и постепенно превращаемся в людей с нестабильной психикой.

Фактически, с точки зрения традиционной китайской медицины, диагноз «практически здоров» означает болезнь. Возможно, нарушена гармония взаимодействия внутренних органов и систем организма, или плохо движется энергия по каналам, либо в теле накопилось много холода… Эти проявления, возможно, выражены очень слабо, но симптомы заболевания уже налицо.

Это всего лишь ростки болезни, зародыши. Но если не принять мер, мух в доме разведется целое полчище. Аппаратура не определила отклонений, и ты практически здоров. Но такая скрытая болезнь может быть даже опаснее выявленной, потому что ростки ее пестуются в теплице.

Вообще-то, бояться ничего не нужно. Все эти симптомы – не более чем пара мух в вашем доме. Просто нужно навести порядок в доме, закрыть сетками окна, чтобы насекомые не проникли в дом и не нашли в нем благодатной для себя среды. Потом нужно взять мухобойку, пару раз хлопнуть, и можно долго и счастливо жить в доме.

Что мы должны сделать?

1) Навести чистоту в доме.

Диагноз «практически здоров» говорит о том, что мы неправильно обращаемся со своим организмом. Едим не вовремя, работаем, когда нужно спать, часами смотрим телевизор, посещаем ночные клубы. Или целый день без отдыха проводим у компьютера, мало двигаемся, едим что попало и без режима и так далее. Проанализируйте хорошенько, а как ВЫ относитесь к собственному телу?

2) Воспользоваться мухобойкой.

Естественно, вряд ли доведенный неправильными привычками до состояния «практически здоров» организм сразу отреагирует на произведенную ревизию поведения. Если вы готовы уделить какое-то время для возвращения здоровья, я с радостью поделюсь с вами искусством использования мухобойки. Эти простые и доступные приемы эффективно помогут организму преодолеть неприятности, ускорят путь к состоянию здоровья.

Ради собственного здоровья нам необходимо усвоить некоторые знания, а именно:

1) Знания о каналах и активных точках организма (Достаточно купить в книжном магазине или в аптеке атлас каналов или пластмассового человечка с отмеченными точками для иглотерапии).
2) Знания о популярных лекарствах китайской традиционной медицины
3) Простейшие знания о тренировке организма
4) Полное представление о том, что есть здоровье (это очень важно, рекомендую всем прочитать книгу или прослушать аудиокурс (что еще лучше) учителя У Цинчжуна «Инструкция по применению человеческого организма»

Итак в план нашего обучения войдут вышеперечисленные четыре темы, приступим к овладению материалом, начнем путь к здоровью нашего организма.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх