Внутренняя политика александра 3 кратко пунктам. Внутренняя политика Александра III (кратко)

Внутренняя политика Александра III, правившего в 1881-1894 гг., являлась реакционной в противовес предыдущему императору - Александру II. Правительство Александра III стремилось подавить революционное движение в России и обезопасить основы государственного строя. Для этого оно проводило соответствующую законодательную политику внутри страны. Но, кроме того, российское руководство поддерживало лояльные властям слои населения - в первую очередь дворянство. В этом направлении тоже проводились различные мероприятия и принимались законы. Также Александр III и его окружение проводило реакционную религиозную политику, поддерживая во всем православие. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Н.П. Игнатьев - министр внутренних дел России в 1881-1882 гг. ()

Рис. 3. Д.А. Толстой - министр внутренних дел и шеф жандармов России в 1882-1889 гг. ()

Усилиями Д.А. Толстого в 1884 г. был введен новый Университетский устав. Согласно его положениям, университеты лишались права автономии, т. е. независимости. После этого ректоров и преподавателей назначало правительство России, тем самым взяв под контроль учебный процесс. Вводилась очень высокая плата за обучение. В целях борьбы со студенческим революционным движением запрещались любые студенческие объединения. Недовольных людей мгновенно выгоняли из университета.

Еще отчетливее внутренняя политика Александра III отразилась в вышедшем в 1887 г. законе «О кухаркиных детях». Его автором стал новый министр народного просвещения И.Д. Делянов (рис. 4). Суть закона заключалась в том, чтобы сделать как можно более сложным процесс поступления детей низшего сословия в средние образовательные учреждения - гимназии. Кроме того, в гимназиях изменился учебный курс - упор делался теперь на церковное образование и древние языки. Также увеличился уровень церковно-приходских школ, хотя уровень образования там был весьма низким.

Рис. 4. И.Д. Делянов - министр народного просвещения России в 1882-1897 гг. ()

Общая идея законов об образовании заключалась в том, чтобы ограничить число образованных людей в России, которые потенциально могли стать революционерами, опасными для власти.

Борьба с революционным движением отразилась и в других сферах жизни Российской империи того периода. Так, в 1882 г. было создано Совещание четырех министров, возглавляемое обер-прокурором Святого Синода К.П. Победоносцевым (рис. 5). Данный государственный орган имел право по своему усмотрению закрывать любые печатные издания, которым он активно пользовался. Было закрыто много печатных российских органов, таких как «Голос» А.А. Краевского (рис. 6), «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина (рис. 7) и др.

Рис. 5. К.П. Победоносцев - главный идеолог контрреформ Александра III, глава Совещания четырех министров ()

Рис. 7. Русский литературный журнал «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина ()

Еще одним мероприятием при Александре III , направленным на усиление цензуры, была чистка библиотек в 1884 г. Из них были изъяты более ста наименований книг, которые были сочтены опасными.

Однако стоит заметить, что основная тяжесть борьбы с революционным движением легла на плечи полицейских управлений. Уже в 1881 г. было опубликовано «Положение о мерах по сохранению порядка и государственного спокойствия». Согласно этому документу различные государственные структуры получали большие права в целях борьбы с революционным движением и опасными для царского режима людьми. Например, генерал-губернаторы могли объявлять целые районы страны находящимися на чрезвычайном положении. Исключительными правами наделялись местные власти - закрытие учебных заведений, приостановка выпуска газет, высылка нежелательных лиц без решения суда и т. д. Дела по революционерам передавались из ведения гражданских судов в военные. В 1880-х гг. набирает обороты такой государственный орган, как Охранное отделение, ведавшее политическим сыском и занимавшееся борьбой с революционерами. В Шлиссельбургской тюрьме было специальное отделение для политических заключенных (рис. 8).

Рис. 8. Шлиссельбургская крепость ()

Все вышеперечисленные факты дают основание предполагать, что при Александре III Россия приобретала черты полицейского государства.

В то же время император считал необходимым поддерживать те группы населения, которые зарекомендовали себя как лояльные властям. В первую очередь это относится к дворянству, сильно пострадавшему во времена Александра II . Для поддержки дворянского сословия Александром III был предпринят целый ряд законодательных мер.

Так, в 1885 г. был открыт Государственный Дворянский Земельный Банк, выдававший дворянам специальные кредиты на поддержание и ведение помещичьих хозяйств (рис. 9). Стоит также отметить и закон «О земских участковых начальниках» 1889 г. Стать земским начальником мог только дворянин, который получал большие полномочия на местах. В том числе земские начальники контролировали крестьянские общины. Они могли принимать решение о наказании крестьян (даже телесных) без решения суда.

Рис. 9. Государственный Дворянский Земельный Банк в г. Воронеже ()

В том же духе были выдержаны положения о городовых губернских уездных земских учреждениях. Их целью было способствовать росту влияния дворянства в органах местного самоуправления. Повышался имущественный ценз для представителей городского сословия. Для дворян же он, напротив, снижался. Тем самым увеличивалось преимущество дворян в различных органах самоуправления.

Также был предпринят ряд других мер. Например, гласные от крестьянского сословия теперь предварительно обязательно утверждались губернатором. Члены управ и городские головы становились государственными чиновниками. Все эти меры делали органы местного самоуправления подконтрольными государству.

Реакционной следует признать и политику Александра III в религиозных вопросах. Во многом благодаря К.П. Победоносцеву значительно крепли позиции православной церкви в ущерб другим. Так, во время правления Александра III начались преследования буддистов - бурятов и калмыков; католиков - поляков; евреев, исповедовавших иудаизм. Это делалось путем различных ограничений: запрещение покупки частной собственности, запреты на получение образования и занятия государственных должностей и др. В то же время, если представитель другой религиозной общины переходил в православие, все подобные ограничения с него снимались. Однако государство внимательно следило за новообращенными и в случае их отступления от принципов православия жестоко карало.

В целом следует отметить, что подобная политика велась с целью русифицирования окраин Российской империи. Считалось, что таким образом государство сохранит свое единство.

В общем, время правления Александра III - это время, когда российское правительство решительно отказалось от реформ, начатых Александром II. Это было сделано с единственной целью - сохранить самодержавие.

Список литературы

  1. Боханов А.Н. Император Александр III. - М., 2001.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  4. Троицкий Н. Контрреформы 1889-1892 гг. Подготовка, Содержание контрреформ, Последствия // Россия в XIX веке: Курс лекций. - М.: Высш. шк., 1997.
  5. Чернуха В.Г. Александр III // Александр Третий. Дневники. Воспоминания. Письма. - СПб., 2001.
  1. Akeksander 3.ru ().
  2. Az.lib.ru ().
  3. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите основные методы борьбы правительства Александра III с революцией. Какие законы были приняты в этом направлении и к чему они привели?
  2. Как государство при Александре III поддерживало лояльные властям слои населения? Какие мероприятия для этого проводились и какие законы были приняты в этом направлении?
  3. На что была направлена религиозная политика при Александре III?

С первых дней правления внутренняя и внешняя политика Александра 3 была направлена на пересмотр главных начинаний Александра 2. И основным двигателем этой политики стал Д. А. Толстой, когда-то либеральный бюрократ, а теперь - новоиспеченный министр внутренних дел. Его мероприятия, названые «контрреформами» ставили целью укрепить власть царя и сохранить привилегии дворян. Но хотя эти преобразования и поддерживал Александр 3, внутренняя политика его все же была представлена не только ими. Император участвовал в решении всех вопросов, касающихся его империи. Александр 3 хорошо знал историю России, любил ее, верил в связь обычного народа со своим монархом. И в то же время он и слушать не хотел о Конституции и принесении присяги «каким-то скотам» (народу).

Внутренняя политика Александра 3 как поистине «мужицкого царя» была направлена на улучшение положения дел в деревне. Проводя мероприятия, он стремился улучшить условия хозяйствования крестьян. Через год после восхождения на престол он учредил который выдавал ссуды и крестьянским товариществам, и самостоятельным крестьянам на покупку земли. Также банк занимался регуляцией перехода крестьянам некоторых помещичьих земель. В 1886 году отменили и которую установил еще

Также внутренняя политика Александра 3 проявилась в проведении такого, пожалуй, важнейшего мероприятия, как учреждение института земских начальников в 1889 году. Из потомственных дворян, выбирался подходящий по конкретному образовательному и имущественному критерию участковый земский начальник. Он должен был надзирать за деятельностью сельских учреждений, а также волостных. В его власти было изменить то решение, которое принял сельский сход, наказать крестьянина плеткой, штрафом, арестом. Причем указ обжалованию не подлежал. То есть восстановилась полицейская власть над крестьянином, которую отменил предыдущий правитель в 1861 году.

Внутренняя политика на самом деле была направлена в пользу дворян. И это еще раз подтвердила следующая реформа в 1890 году (земскя). Согласно ей в городской курии отныне становилось в два раза меньше избирателей, ограничивалось количество крестьян, имеющих право участвовать в выборах, тем самым обеспечивалось преобладание в земских учреждениях дворян.

В 1892 году контрреформу провели и в городе. Отныне городские низы не могли принимать участие в местном самоуправлении. Значительно повысился и имущественный критерий. В результате чего даже в таких больших городах, как Петербург и Москва, в выборах участвовало всего около 1% населения. Такая реформа входила в острое противоречие с бурно развивающимся процессом урбанизации.

Внутренняя политика Александра 3 в направлении ограничилась устранением несменяемости следователей и судей, сужением того круга дел, которые рассматривают присяжные заседатели. Однако полностью судебный устав в 1864 году так и не поменяли.

Реформы нового правительства коснулись и народного просвещения. Автономия университета была ликвидирована самим фактом принятия нового университетского устава. Теперь студенты обязаны были носить форму. Существенно поднялась плата за обучение. При одобрении И. Д. Дилянова, Министра народного просвещения, были закрыты многие женские курсы. А детей лакеев, кучеров, прачек и прочих мелких людей вообще запретили принимать на обучение в гимназию.

Но все проведенные реформы в целом не изменили политическую и социальную картину империи. Это случилось по той причине, что, пытаясь сломить общественную структуру, сложившуюся при Александре 2, новые реформаторы действовали непоследовательно и противоречиво по отношению к ходу развития экономики. В результате чего создавалось обманчивое впечатление нерушимости монархического строя.

Вопрос к VI пункту. Вспомните, каковы были положения прежнего университетского устава, изданного в 1863 г.

Устав 1863 года значительно расширял автономию университетов. В частности, ректора избирало собрание университета, деканов – собрания факультетов, а попечителю учебного округа отводилась довольно скромная роль с небольшими полномочиями.

Вопрос к параграфу №1. Расскажите о взглядах Александра III на управление страной. Кто стал вдохновителем и проводником его внутренней политики?

Новый император был убеждённым и искренним сторонником самодержавия, потому не принимал никаких либеральных реформ политической системы. Главным вдохновителем его внутренней политики был такой же убеждённый монархист Константин Петрович Победоносцев. Однако именно потому, что теория официальной народности была искренним убеждением Александра III, он не следовал ей слепо во всех сферах жизни страны (искренняя убеждённость обычно трезвая, а не слепая). В экономике претворялись в жизнь многие либеральные идеи. Император их одобрял, потому что политическую сферу они не затрагивали, а только укрепляли Россию финансово.

Вопрос к параграфу №2. Что принято понимать под термином «контрреформы» и почему?

Под контрреформами понимаются меры, которые не отменяли прежние реформы, а сводили на нет или значительно корректировали их результаты.

Вопрос к параграфу №3. Какие возможности давало властям введение в губерниях чрезвычайного положения?

Возможности лишь по своему усмотрению:

Издавать особые постановления;

Наказывать штрафом или арестом до 3 месяцев;

Выдворять за пределы губернии подозрительных лиц;

Запрещать народные собрания;

Приостанавливать деятельность земств;

Закрывать торговые и промышленные заведения.

Вопрос к параграфу №4. Кто избирал земских начальников? Интересы какого слоя населения они представляли?

Земские начальники были потомственными дворянами. Их назначал министр внутренних дел. По этим причинам они в большинстве своём представляли интересы бюрократического аппарата, а также дворянства. Таким образом, частично восстанавливался контроль дворян над крестьянами.

Вопрос к параграфу №5. Какова была политика Александра III в области просвещения и печати? Перечислите основные законодательные акты. О чём говорилось в «циркуляре о кухаркиных детях»?

Основные законодательные акты:

1884 год – новый университетский устав;

1886 год – закрытие Высших женских курсов;

1887 год – циркуляр о кухаркиных детях, который предписывал не принимать в гимназии детей, чьи родители были низкого звания (служили кучерами, лакеями, прачками, мелкими лавочниками и т. п.) – часто именно такие студенты, образованные, но без возможности карьерного роста в отсутствии протекции родителей или их друзей, пополняли ряды революционеров.

Вопрос к параграфу №6. В чём проявилась попечительская политика Александра III по отношению к крестьянам?

Попечительская политика проявлялась в отмене временнообязанного положения, снижении выкупных платежей, отмене подушной подати, создании Крестьянского банка и переселении крестьян на малозаселённые земли. То есть Александр III старался быть тем самым добрым к народу царём, на которого крестьяне всегда надеялись.

Вопрос к параграфу №7. Когда в России начала складываться система рабочего законодательства? Что она собой представляла?

Система рабочего законодательства стала складываться в 1880-е – 1890-е года (начиная с указа 1882 года, который ограничивал детский труд). Система представляла собой ряд указов, за выполнением которых следили государственные чиновники. Она контролировала некоторые аспекты взаимоотношений рабочих и их нанимателей, защищая интересы первых. Однако ни о каком участии в этом контроле самих рабочих речи не шло.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. В чём вы видите главное отличие внутренней политики Александра III от политики предшествующего императора?

Главных отличия два. Во-первых, Александр II метался между консерваторами и либералами. Он начал правление с реформ, потом отступил от этого курса, в конце жизни, возможно снова хотел их возобновить, хотя сложно сказать наверняка, насколько он прислушивался к Лорис-Меликову. Правление Александра III в этом смысле было гораздо более целостным (правда, и длилось оно почти вдвое меньше) – полностью консервативным, наполненным контрреформами и гораздо более эффективными, чем при его отце мерами по охране порядка (нельзя забывать, что народовольцы именно при Александре III были разгромлены, а новая террористическая организация появилась уже только при Николае II).

Ну, и второе отличие более очевидно. При Александр II были проведены масштабные реформы, которые способствовали политической модернизации, при Александр III – соответствующие контрреформы, которые серьёзно скорректировали результаты предыдущих преобразований.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Что принципиально отличало гимназии от церковно-приходских школ?

Они отличались ступенью образования (первые давали среднее, вторые – начальное образование), соответственно, набором предметов и уровнем их преподавания. Кроме того, гимназия была менее доступна из-за платы за обучение и циркуляра о кухаркиных детях.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Каково значение рабочего законодательства?

Рабочее законодательство впервые в России ограничило произвол владельцев предприятий. Также оно было частью попечительской политики. Эта политика в целом должна была усилить доверие народа к монарху и таким образом укрепить самодержавие.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Сравните положения двух университетских уставов (1863 и 1884 гг.), привлекая дополнительный материал. Составьте в тетради сравнительную таблицу.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Разделившись на группы, найдите и изучите документы и воспоминания современников об учебных заведениях вашего региона второй половины XIX в. Подготовьте презентацию для одноклассников.

Изображение: Боровское уездное училище во второй половине XIX века.

Текст: В Российской империи всё было регламентировано по разрядам. Гимназии полагались губернским городам. Боровск был не губернским, а уездным городом, потому здесь располагалось уездное училище. Всё же, не приходское, полагавшееся селу.

Изображение: здание бывшего Боровского уездного училища

Текст: Как и в других уездный училищах в Боровске дети два года изучали закон Божий, грамматику, арифметику, геометрию, всеобщую и русскую географию, физику, «естественную историю» (то есть естествознание). Уроки проходили похоже на нашу школу с объяснением нового материала и опросом домашнего задания. Но обычной практикой были телесные наказания.

Текст: Именно в этот период Боровское училище выделяется одним своим преподавателем – Константином Эдуардовичем Циолковским – великим теоретиком ракетостроения и освоения космического пространства. Именно здесь он работал и написал большую часть своих научных трудов.

Изображение: Константин Эдуардович Циолковский

Текст: Константин Эдуардович преподавал арифметику и геометрию. По воспоминаниям он очень интересно вёл уроки, часто демонстрировал различные опыты, хотя геометрия и уж тем более арифметика меньше их подразумевают, чем та же физика. Несколько раз ученики даже запускали самодельные воздушные шары, где воздух нагревался лучинами в небольших гондолах.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Используя ресурсы Интернета, изучите биографию и воспоминания современников об одном из деятелей, упомянутых в параграфе. Дайте своему герою оценку как государственному деятелю.

Дмитрий Андреевич Толстой, родившийся в 1823 году, принадлежал к графскому роду потомков знаменитого дипломата и сподвижника Петра I, но относился к небогатой его ветви. К тому же, он рано потерял отца. Закончил Императорский Царскосельский лицей, но состояние и положение в обществе получил только благодаря женитьбе в 1853 году на Софье, дочери Дмитрия Гавриловича Бибикова (в этом же году ставшего министром внутренних дел) и влиятельной при дворе статс-дамы Софьи Сергеевны урождённой Кушниковой.

По воспоминаниям современников Дмитрий Андреевич недолюбливал тестя, а тёщу просто ненавидел и не хотел про неё ничего слышать. Но это воспоминания относятся к более позднему времени. А вначале вероятно именно связи родителей жены позволили ему продвинуться по карьерной лестнице. Иначе как объяснить, что в возрасте 38 лет он уже стал сенатором – довольно рано для Российской империи.

Наверняка в период своего возвышения Толстой был консерватором, иначе в «мрачное семилетие» он не удостоился бы руки дочери видного государственного деятеля. Однако после смены власти резко переменил взгляды. Дмитрий Гаврилович Бибиков со смертью Николая I ушёл со всех постов, его зять не просто продолжал служить, а пришёлся, как говориться, ко двору. В 1865 году его назначили обер-прокурором Святейшего Синода, а в 1866 - ещё и министром народного просвещения.

На этих постах Толстой показал себя как убеждённый реформатор. При нём действовал новый университетский устав, был открыт целый ряд высших учебных заведений, включая высшие женские курсы и даже Варшавский университет (несмотря на недавнее польское восстание). Однако когда государственная политика приобрела несколько консервативный характер, министр снова приспособился. К примеру, он провёл в 1871 году реформу гимназий, при которой реальные гимназии преобразовывались в реальные училища, выпускники которых по-прежнему не имели доступа в университеты. В таком же умеренно-консервативном ключе в 1872 году издано положение о городских училищах, в 1874 - положение о начальных училищах. Сложно сказать, с какими соображениями императора была связана отставка Толстого, но своих постов он лишился в 1880 году.

Однако при новом императоре граф опять стал министром, теперь уже внутренних дел. Теперь он претворял в жизнь полностью консервативную политику контрреформ Александра III. Законодательные меры, проведённые и подготовленные при нём, были направлены на возвышение дворянства, регламентацию крестьянского быта и преобразование местного управления и самоуправления ради роста влияния назначаемых сверху чиновников. Изданы законы о крестьянских семейных разделах и о найме сельских рабочих, подготовлены положение о земских начальниках и новое земское положение. Свобода печати была существенно ограничена временными правилами 1882 года.

Министром граф служил до самой смерти в 1889 году.

Дмитрий Андреевич Толстой был эффективным реализатором идей императоров, но, похоже, не имел собственных убеждений и склонялся то к либерализму, то к консерватизму в зависимости от того, каковы были настроения наверху. Для него всегда высшей ценностью оставалась карьера. По воспоминаниям он даже отказался от любимой им девушки ради брака с дочерью Бибикова. Именно такие люди добивались успеха в бюрократической машине Российской империи – не имеющие своего мнения и потому тем полнее исполнявшие распоряжение начальства.

После гибели императора Александра II в марте 1881 года править Россией стал его второй сын. Изначально он должен был сделать карьеру в военной сфере, но после смерти наследника (старшего брата) Николая о военной карьере пришлось забыть и занять место на престоле.

Историки рисуют этого правителя типичным русским могучим мужиком, который склонен был скорее к войне, нежели к тонкому и тщательному планированию государственного курса. Особенности его правления заключаются в сохранении самодержавия и подписании мирных соглашений.

Вконтакте

Основные события

Правление Александра 3 запомнилось как одно из самых мирных, ведь император стремился сохранить дружеские отношения со всеми соседями и по возможности выступить миротворцем в конфликтах. Хотя не обошлось и без военных побед. Основные события правления императора по годам кратко выглядят следующим образом:

  • 1881: взятие Ашхабада, возобновление работы «Союза трех императоров»;
  • 1882: А.Ф. Можайский сконструировал и запустил в первый полет самолет, разрабатывается фабричное законодательство;
  • 1883: создание Плехановым группы «Освобождение труда» в Женеве;
  • 1884: введение нового устава университетов и открытие приходских школ в селах;
  • 1885: присоединение Средней Азии и русско-афганский конфликт;
  • 1887: заключен русско-германский мирный договор;
  • 1888: открыт университет в Томске;
  • 1889: упразднены должности судей в сельских округах, введена должность земского начальника;
  • 1891: начало строительства Великого Сибирского пути ;
  • 1891-1892: поволжский голод;
  • 1892: принят новый Таможенный устав, утверждено новое «Городское положение», заключена тайная русско-французская военная конвенция;
  • 1893: принят закон «О таможенном тарифе», начало русско-германской «таможенной войны».

Основные события показывают, что деятельность царя была направлена в основном на контрреформы его отца.

Годы царствования Александра III

Внутренняя политика

Россия при Александре 3 была разделена на сторонников двух партий: либеральной, выступающей за реформы, и монархической, выступающей против демократии. В отличие от своего отца сын принял курс на усиление самодержавия и отверг саму модель конституциональной России.

Основные направления

В России сохранилась административная регламентация социальной сферы . Все враги монаршей власти преследовались, арестовывались и высылались. Несмотря на контрреформы, государство динамично развивалась, а ее социальные и экономические показатели росли. Основными направлениями внутренней политики Александра 3 стали:

  1. Налогообложение – были введены новые повышенные пошлины на импортные товары, прямые налоги, а ставки старых выросли. Был введен налог на наследство и повышен налог на промышленные предприятия, землю и недвижимость, что затронуло в первую очередь состоятельных людей. В свою очередь для крестьян были введены серьезные послабления: снижен размер ежегодных выкупных, отменена подушная подать, учрежден Крестьянский поземельный банк.
  2. Социальная сфера – поощрение промышленной индустрии увеличило количество рабочих на фабриках, выросло число наемных рабочих.
  3. Рабочее законодательство – в 1882 г. была создана Фабричная инспекция, принят закон о детском труде (он стал запрещен до 12 лет), введено уменьшение рабочего дня для подростков, запрет на ночные работы несовершеннолетних . Были утверждены акты о правилах приема на работу и об отношениях рабочих в коллективе. Были урегулированы отношения работодателя и рабочего путем обязательно подписания рабочего договора и выплат по расчетной книжке.
  4. Местное самоуправление – земства и города были наделены большими правами, земский начальник становился одновременно и мировым судьей.
  5. Судопроизводство – не разрешалось присутствовать на судебных заседаниях малолетним и учащимся. Запрещалось публиковать стенограммы и отчеты, а также пускать публику на разбирательства, в которых могли быть оскорблены религиозные и нравственные чувства. Тяжелые преступления отправлялись на рассмотрение в судебные палаты.
  6. Образование – у университетов отобрали право быть автономными ввиду частых революционных взглядов и движений, которые зарождались именно здесь. Стала действовать новая редакция Университетского устава.

Таким образом, основные направления внутренней политики Александра сводились к урегулированию социальных вопросов, налогообложения и образования.

Задачи

Многие прогрессивные граждане России видели в царе того, кто продолжит реформы и приведет Россию к конституции. Однако реформы Александра 3 разрушили эти надежды. Первое выступление его ознаменовалось тем, что царь заявил о бессмысленности конституциональных планов, что явственно указало на курс самодержавия.

Он поставил перед собой задачи по предотвращению развития революционного движения в России. Император не признавал реформ, уволил некоторых чиновников, которые выступали за реформы, и принял Манифест о самодержавной власти. Российские губернаторы при этом наделялись особыми правами в борьбе за императорскую власть. Не менее важной задачей было и введение контрреформ земского толка и судейства.

Политика самодержавия и реакционных реформ коснулась и образовательной сферы. По принятому циркуляру детям лакеев и прочих слуг запрещалось посещать гимназии, а школы в селах заменялись церковно-приходскими учреждениями. Велась строгая цензура всех печатных изданий .

Важно! Жесткие реформы внутренней политики Александра 3 стали основной причиной глубокого недовольства в российском обществе, что создало прекрасную почву для роста и обострения социальных противоречий.

Контрреформы

Все реформы предыдущего императора были направлены на конституциональную политику и наделяли большими правами крестьян и прочих простых людей. Его сын был категорически против подобных изменений в обществе, и как только занял престол, стал проводить контрреформы, среди которых:

  • Земская – вводится позиция земского начальника, они назначаются министром внутренних дел. Такую позицию имели право занимать только люди дворянского происхождения, а работа их заключалась в контролировании крестьян по административной части.
  • Городская – количество избирателей сокращается из-за повышения имущественного ценза, а любой закон думы должен быть одобрен губернатором. Количество заседаний думы было ограничено, что по сути приводило к управлению города правительством.
  • Судебная – присяжные должны были иметь достаточный образовательный ценз для занятия подобной позиции, что увеличило число дворян среди них.
  • Печатная и образовательная – введен жесткий контроль над учебными заведениями , запрещается автономия университетов, учебный состав был подконтролен правительству. Была создана специальная полиция по надзору за школьниками и студентами.

Таким образом, экономические реформы, принятые законы, акты и манифесты привели Российскую империю на уровень 1861 года, что не могло благоприятно сказаться на настроениях в обществе.

Памятник Александру III в Петербурге у Мраморного дворца

Внешняя политика

Мирная внешняя политика Александра 3, несмотря на короткий срок его правления, привела к закреплению за ним неофициального звания «Миротворец».

Главной внешней задачей он ставил поддержание мира с соседями и другими государствами , а также поиск и укрепление отношений с предполагаемыми союзниками. Несмотря на мирный курс, император планировал усилить влияние России по всем направлениям.

Основные направления

Основные направления внешней политики Александра 3 сконцентрировались на нескольких направлениях, что отчетливо видно в таблице.

Направления Действия
Европа Заключен мирный договор с Германией в 1887 году и начата таможенная война с ней же в 1890 году.

Мирный договор с Францией в 1891 году.

Русско-французская конвенция в 1892 году и оформление официального союза в 1893 году.

Балканы Поддержка Болгарии после объявления о ее независимости в 1879 году.

Тайные отношения Румынии и Болгарии привели к разрыву всех дипломатических отношений с последней.

Восстановление союза с Турцией.

Подписание мирного договора с Австрией и Германией, который через год превратится в Тройственный союз.

Начало сближения с Францией для предотвращения войны с Германией в конце 1880-х.

Азия Площадь государства была увеличена за счет присоединения Казахстана, Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата более чем на 400000 кв. км.
Восток Из-за предстоящих договоров и объединения ряда стран против Японии Российская империя превращается в ее врага на Дальнем Востоке. Чтобы нарастить мощь и в случае опасности противостоять агрессивной Японии, Россия начинает прокладывать Сибирскую магистраль.

Мирные действия России не всегда заканчивались успешно, однако не из-за неправильных действий, а из-за враждебно настроенных соседей. Основные направления внешней политики Александра 3 привели к увеличению площади государства мирным путем и 13 мирным годам страны.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх