Внешняя политика ссср после войны и начало «холодной войны. Внешняя политика. Холодная война - Россия, Russia

Как отразилась «холодная война» на внешней политике СССР?

«Холодная война» на внешней политике СССР отразилась негативно: отношения с США и Западом все больше принимали форму противостояния, форпостом этого противостояния стала Германия, не территории которой было образовано 2 государства – ФРГ (под влиянием США, Франции и Британии) и ГДР (под влиянием СССР).

Внешняя политика СССР по отношению к странам Восточной Европы была жесткой. Репрессии и вмешательство Советского Союза во внутренние дела союзников ослабляли блок социалистических стран, вызывали недовольство их населения.

Почему Китай выбрал путь социалистического развития и модернизации?

Китай выбрал путь социалистического развития и модер¬низации потому, что дружба и сотрудничество с СССР было для Китая экономически выгодным.

Помощь СССР была ключевым фактором восстановления и развития китайской экономики. Огромными были поставки промышленного оборудования и технологий. Советские специалисты работали в Китае, китайские студенты обучались в СССР.

1. Перечислите факты, подтверждающие разделение Европы после начала «холодной войны».

– Берлинский кризис, закончившийся созданием:

1) Военно-политического союза НАТО

2) Федеративной Республики Германия в западной части страны

3) Германской Демократической Республики в её восточной части

2. Каковы были особенности советско-китайских отношений в послевоенный период?

Помощь СССР была ключевым фактором восстановления и развития китайской экономики. Огромными были поставки промышленного оборудования и технологий. Советские специ-алисты работали в Китае, китайские студенты обучались в СССР.

Вместе с тем налаживание союзнических отношений с КНР с самого начала было непростым делом. В отличие от восточноевропейских социалистических стран Китай был огромной державой, занимавшей первое место в мире по численности населения. Лидеры Китая демонстрировали намерение руководствоваться собственными интересами и претендовали на особую роль в коммунистическом движении.

3. Расскажите о корейской войне.

В начале 1950 г. Мао Цзэдун окончательно победил в Китае и на родину вернулись северокорейские подразделения, воевавшие на стороне китайских коммунистов. У руководителя Северной Кореи Ким Ир Сена появились надежды на ответную китайскую помощь. Он также активизировал нажим на Москву. 25 июня 1950 г. войска КНДР перешли в наступление и очень быстро захватили значительную часть Южной Кореи.

Однако срочно собравшийся Совет Безопасности ООН при отсутствии советского представителя (СССР тогда бойкотировал работу ООН, требуя признания прав представительства в ООН КНР) осудил КНДР как агрессора. Вскоре в Южной Корее высадились американские войска. К ним присоединились небольшие военные подразделения некоторых других государств. Союзники не только выбили северо-корейцев из Южной Кореи, но и захватили почти всю КНДР.

Однако после вступления в войну китайских вооружённых сил произошёл поворот в боевых действиях. КНДР была освобождена, и война вновь велась на территории Южной Кореи. Но американцам и южнокорейцам удалось нанести контрудары. В результате противостоящие армии оказались примерно там же, где начиналась война.

Советский Союз открыто не участвовал в корейской войне, но обеспечивал КНДР и КНР оружием. Кроме того, советские лётчики прикрывали КНДР и Китай от налётов американской авиации, получив приказ не пересекать границу с Южной Кореей. В соответствии с принципами ведения «холодной войны» и СССР, и CШA избегали широкомасштабного конфликта. Вместе с тем, корейская война была результатом геополитического противостояния СССР и США и их союзников. Наибольшие жертвы в результате этого противостояния понёс корейский народ. Страна лежала в руинах, погибли миллионы людей. Вскоре после смерти Сталина, в июле 1953 г., корейская война была прекращена.

4. Каким образом СССР стремился установить военный паритет с США?

Военный паритет с США СССР стремился установить с помощью вооружений и за счет увеличения армии.

Карта

1. Покажите на карте социалистические страны.

2. Какие страны вошли в состав НАТО, СЭВ?

В НАТО - 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

В СЭВ - 7 стран – СССР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР с 1950, Монголия с 1962, Албания с 1949-1961, Куба с 1972, Вьетнам с 1978.

3. Покажите на карте, где происходили военные конфликты в изучаемый период – война в Корее

1. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Холодная война»: этапы, события, итоги» - см. таблицу после §26

3. Одни историки считают, что международные кризисы являлись пробой сил противостоящих блоков, другие - что они были способом разрядки напряжённости, накопленной в предыдущий период. Какова ваша позиция? Аргументируйте её.

Наша позиция: международные кризисы являлись пробой сил противостоящих блоков. Во время этих кризисов противники искали и находили разные способы продемонстрировать свое превосходство и силу. Как правило после кризисов не происходило решение проблем, противостояние сохранялось до обострения очередного кризиса.

4. Обсудите с одноклассниками тезисы: «Истоки «холодной войны» связаны с идеологической конфронтацией», «Холодная война» вызвана геополитическими причинами».

Оба тезиса верны. Идеологическая конфронтация это, действительно, одна из первейших причин «холодной войны», но, кроме идеологической конфронтации, у каждой из противостоящих сторон были и свои геополитические интересы.

5. Напишите эссе-рассуждение на тему «Гонка вооружений как фактор нагнетания «холодной войны».

Главной особенностью Холодной войны была гонка вооружений между государствами - членами Варшавского договора и НАТО. Несмотря на свою разорительность, она привела к существенным научным открытиям во многих технологических и военных областях.

Само это понятие означает постоянное наращивание противоборствующими сторонами военной мощи, развитие ее не только эволюционным, но и революционным путем, то есть созданием принципиально новых видов оружия. Некоторые особенно революционные прорывы были сделаны в области ядерного оружия и ракетной техники, что привело к космической гонке.

Продуктами гонки вооружений во время Холодной войны являются стратегические межконтинентальные бомбардировщики и ракеты, сверхзвуковые самолеты, противоракеты, беспилотные самолеты-разведчики, спутники-шпионы, электронные системы слежения, наблюдения, связи и пр. Многие из военных разработок вошли и в мирную жизнь – атомные электростанции, спутники связи и GPS, межконтинентальные реактивные пассажирские самолеты, сеть Интернет и т.д.

Для гонки вооружений была характерна повышенная международная напряженность и нестабильность, постоянные политические скандалы, постоянные испытания новых видов оружия и использование военной мощи как основного аргумента в политических вопросах. Однако, несмотря на это, во многом благодаря разрушительным продуктам гонки вооружений, Холодная война так и не переросла в горячую во время многочисленных кризисов и локальных конфликтов с участием сверхдержав.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. НАЧАЛО "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

СССР в послевоенном мире. Поражение Германии и ее сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам Молотова, не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни.

Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Их валовой национальный продукт поднялся на 70%, а экономические и людские потери были минимальны. Став в военные годы международным кредитором, США получили возможность расширить свое влияние на другие страны и народы. Президент Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне "поставила американский народ перед необходимостью править миром". Начался постепенный отход американской администрации от соглашений военной поры.

Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны".

Начало "холодной войны". "Похолодание" началось практически с последними залпами войны в Европе. Через три дня после победы над Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР военной техники и не только прекратили ее отгрузку, но и вернули американские суда с такими поставками, которые уже находились у берегов Советского Союза.

После успешного испытания американцами ядерного оружия позиция Трумэна еще более ужесточилась. США постепенно отходили от уже достигнутых в годы войны договоренностей. В частности, было решено не делить поверженную Японию на зоны оккупации (в нее были введены лишь американские части). Это настораживало Сталина, подталкивало его к усилению влияния на те страны, на территории которых в это время находились советские войска. В свою очередь, это вело к росту подозрительности лидеров западных стран. Она еще более усиливалась в связи с резким ростом в этих странах численности коммунистов (их число с 1939 по 1946 г. в Западной Европе выросло втрое).

Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии ("доктрина Трумэна"). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы (условия предоставления этой помощи были изложены позже в "плане Маршалла"); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (им стал созданный в 1949 г. блок НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США. Началось формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада.

Формирование "социалистического лагеря". ВКП(б) и коммунистическое движение. К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 г. процесс их формирования был ускорен и в других странах "народной демократии": Венгрии, Румынии, Чехословакии. В том же году просоветский режим был установлен в Северной Корее. В октябре 1949 г. коммунисты пришли к власти в Китае. Политическая зависимость этих стран от СССР обеспечивалась не столько военным присутствием советских войск (они были далеко не во всех странах "народной демократии"), сколько огромной материальной помощью. За 1945-1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 15 млрд. руб. (3 млрд. долларов).

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет экономической взаимопомощи. Для военно-политического сотрудничества вначале был создан Координационный комитет, а затем, уже в 1955 г. - Организация Варшавского договора.

После войны коммунисты оказались у власти не только в странах народной демократии, но и в ряде крупных западных стран. Это отражало тот большой вклад, который левые силы внесли в разгром фашизма.

С лета 1947 г., в условиях наметившегося окончательного разрыва между СССР и Западом, Сталин попытался вновь организационно объединить коммунистов разных стран. Вместо упраздненного в 1943 г. Коминтерна в сентябре 1947 г. был образован Коминформ. Перед ним была поставлена задача "обмена опытом" между коммунистическими партиями. Однако в ходе этого "обмена" начались "проработки" целых партий, которые, с точки зрения Сталина, действовали недостаточно энергично против США и их союзников. Первыми такой критике подверглись компартии Франции, Италии и Югославии.

Затем началась борьба против "оппортунизма" в правящих коммунистических партиях Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. Чаще всего эта забота о "чистоте рядов" выливалась в сведение счетов, борьбу за власть в партийном руководстве. В итоге это привело к гибели тысяч коммунистов в странах Восточной Европы.

Были объявлены врагами все те лидеры стран "социалистического лагеря", которые имели собственное мнение о путях строительства нового общества. Этой участи избежал лишь лидер Югославии И. Б. Тито. Однако отношения СССР с Югославией были разорваны. После этого никто из руководителей стран Восточной Европы уже не говорил о "различных путях" к социализму.

Корейская война. Самым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее. После вывода из Кореи советских (в 1948 г.) и американских (в 1949 г.) войск (находившихся там с момента окончания Второй мировой войны) правительства как Южной, так и Северной Кореи усилили приготовления к объединению страны силой.

25 июня 1950 г., ссылаясь на провокации Юга, КНДР начала наступление силами огромной армии. На четвертый день войска Севера заняли столицу южан Сеул. Создалась угроза полного военного поражения Южной Кореи. В этих условиях США через Совет Безопасности ООН провели резолюцию, осуждавшую агрессию КНДР, и начали формировать против нее единую военную коалицию. Около 40 стран заявили о желании оказать помощь в борьбе с агрессором. Вскоре союзные войска высадились у порта Чемульпо и начали освобождение южнокорейской территории. Успех союзников был неожиданным для северян и быстро создал для их армии угрозу поражения. КНДР обратилась с просьбой о помощи к СССР и Китаю. Вскоре из Советского Союза стали поступать современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), прибывать военные специалисты. Из Китая на помощь двинулись сотни тысяч добровольцев. Ценой больших потерь линию фронта удалось выровнять, и наземные бои прекратились.

Война в Корее унесла жизни 9 млн. корейцев, до 1 млн. китайцев, 54 тыс. американцев, многих советских солдат и офицеров. Она показала, что "холодная война" может легко перерасти в "горячую". Это поняли не только в Вашингтоне, но и в Москве. После победы на президентских выборах 1952 г. генерала Эйзенхауэра с обеих сторон начались поиски выхода из тупика в международных отношениях.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг

Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 - 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества. Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два- три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии - и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР. Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования. Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос. Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. - 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат. Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления - советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах. Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»)„ которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества. Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961-1965 гг. - на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг. Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой. Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962-1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства. К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1 - 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса. С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%. Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения. Подводя итоги параграфу, можно заключить, что результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 60-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до настоящего времени продолясаются споры относительно оценок характера и итогов хрущевских реформ. Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу - систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

Исход Второй мировой войны свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Политическое влияние Советского Союза распространилось на Восточную Европу США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. В западной историографии начало холодной войны (состояния конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой) связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая носила агрессивный характер. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне, У.Черчилль сформулировал цель «народов, говорящих на английском языке» - противостоять коммунистическим государствам. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы.

Составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в мировую экономическую систему, стал разработанный летом 1947 г. план Маршалла , согласно которому выделенные за 1949-1952 гг. для промышленной реорганизации Европы американские кредиты, займы исубсидии составили более 20 млрд. долларов. Цель плана – сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, подорвав влияние СССР в Восточной Европе. Этот план закрепил разделение мира на две части - Восток и Запад.

В 1949 г. произошло расчленение Германии, а также создание Атлантического пакта (НАТО ) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен. Кульминационным пунктом конфронтации двух держав – СССР и США – стало участие обеих в корейской войне (1950-1953 гг.), которая показала непримиримость двух противоборствующих систем.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенные годы явилось установление дружественных взаимо­отношений с государствами Восточной Европы. В 1949 г. была создана Межправительственная экономическая организация – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Моделью развития стал для этих стран Советский Союз. В апреле 1945 г. были заключены договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, Польшей и с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима происходило при полном контроле Москвы. На территории многих стран находились советские войска, стимули­ровавшие приход к власти в них социалистических правительств.

Наметившимся кризисом в отношениях Москвы со странами Восточной Европы стал советско-югославский конфликт, раз­разившийся в 1948 г. По мнению большинства историков одной из причин явилось негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии стать «руководящей» партией на Балканах. В результате нормальные дипломатические отношения Югославии со странами Восточной Европы были прерваны, а с 1950 г. полностью прекратились экономические связи СССР и стран народной демократии с Югославией.



Таким образом, итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене, в то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире .

После смерти Сталина начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. B 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название Организация Варшавского Договора (ОВД). В 1959 г. Н.С.Хрущев совершил визит в США. В 1963 г. был подписан договор крупных держав о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой.

Во второй половине 50-х годов стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. В 1956 г. объединенными вооруженными силами государств-участников Организации Варшавского Договора было подавлено антисоциалистическое выступление в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой.

В 1962 г. советское руководство приняло решение создать на американском континенте, на Кубе, ракетно-ядерную базу (США создали ракетную базу у границ СССР на территории Турции). Советские планы вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения. Вооруженные силы противоборствующих сторон были приведены в полную боевую готовность. Начался «карибский» кризис , который поставила мир у порога третьей мировой войны. В ходе переговоров руководство СССР отказалось от своего замысла, руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.

Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики:

Еще теснее сплотить соцлагерь в политическом, военном и экономическом отношениях;

Нормализовать отношения между Востоком и Западом;

Продолжать политику последовательной поддержки прокоммунистических движений и режимов во всем мире.

В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства ориентировалась на предоставление им несколько большей экономической и политической свободы, чем ранее. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15–20 лет. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», строительство промышленных предприятий в разных странах.

Отношения с индустриально развитыми странами Запада носили в целом конструктивный характер. Со второй половины 60-х годов начала осуществляться политика «разрядки». Улучшились взаимоотношения между с Францией, с Федеративной Республикой Германией. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

Достаточно успешными были экономические связи СССР и Японии. В то же время СССР так и не заключил с Японией мирного договора. Основная причина состояла в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после Второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

В общем русле развития отношений между ведущими державами Запада и СССР находились и отношения Москва–Вашингтон. В 1972 г. состоялся визит в Москву президента США Р.Никсона. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. За 1973–1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз.

Пиком «разрядки» стало состоявшееся Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) . В 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

Конец «разрядке» нанесла советская ин­тервенция в Афганистан в 1979 г. Интервенция Советского Союза воспринималась США как агрессия, косвенно направленная и против них. Афганская акция положила начало новому периоду холодной войны. В результате к началу 80-х годов конструктивные контакты с западными странами практически прекратились.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие внутриполитические задачи решал СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)?

2. Чем характеризовались десталинизация и «оттепель» в разных сферах общественной жизни?

3. Раскройте противоречивость общественного развития в «эпоху Хрущева».

4. Докажите, что в сер. 60-х – 80-х гг. шел процесс нарастания кризисных явлений в различных сферах общественной жизни.

5. Охарактеризуйте основные направления и события внешней политики СССР в послевоенные годы (до сер. 80-х гг.)

Внешняя политика СССР. «Холодная война»

Признаки «холодной войны»:

Существование относительно устойчивого биполярного мира - наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.

«Блоковая политика» - создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. - создание НАТО, 1955 г. - ОВД (Организация Варшавского Договора).

«Гонка вооружений» - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства. «Гонка вооружений» завершилась к началу 1970 гг. в связи с достижением паритета (равновесия, равенства) в количестве вооружений. С этого момента начинается «политика разрядки напряженности» - политика, направленная на ликвидацию угрозы ядерной войны и снижение уровня международной напряженности. «Разрядка» завершилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.)

Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику. В СССР эта политика проявлялась в создании «железного занавеса» - системы международной самоизоляции. В США осуществляется «маккартизм» - преследование сторонников «левых» идей. советский экономика послевоенный

Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

Причины «холодной войны»:

Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.

Имперские амбиции Сталина стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.

Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.

Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.

Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Датой начала «холодной войны» принято считать март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна речь, в которой обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Вскоре президент Трумэн провозгласил программу мер по «спасению» Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна»). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы («план Маршалла»); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть военных баз США; поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз вернуться в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 по 1949 гг. социалистические системы складываются так же в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Северной Корее, Китае. Им СССР оказывает огромную материальную помощь.

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи. Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора. В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США - буржуазное правительство Южной. Советский Союз поставлял в КНДР современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), военных специалистов. В результате конфликта Корейский полуостров оказался официально разделенным на две части.

Таким образом, международное положение СССР в первые послевоенные годы определялось завоеванным в годы войны статусом одной из двух мировых сверхдержав. Противостояние между СССР и США и развязывание «холодной войны» положили начало разделению мира на два враждующих военно-политических лагеря.

Переход к политике «холодной войны». Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. Наиболее сильно она отразилась в речи бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, с которой он выступил в г. Фултоне (США, март 1946 г.). Признав, что военные победы выдвинули СССР в состав «руководящих наций мира», бывший британский премьер заявил, что Советский Союз стремится к «безграничному распространению своей силы и своих доктрин». Поскольку де «русские больше всего восхищаются силой», США и Великобритания, создав «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», должны разговаривать с ними с позиции силы. При этом допускалось использование американского атомного оружия как «эффективного средства устрашения».

В феврале 1947 г. президент США Г.Трумэн в своем послании к конгрессу конкретизировал позицию У.Черчилля («доктрина Трумэна»). В итоге по отношению к СССР были определены две стратегические задачи: как минимум -- не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), как максимум -- заставить социализм уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Были определены и конкретные шаги к достижению этих целей: во-первых, оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США («план Маршалла»); во-вторых, создать военно-политический союз этих стран во главе с США (НАТО, 1949 г.); в-третьих, разместить у границ СССР сеть военных баз США (Греция, Турция); в-четвертых, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; наконец, использовать -- как крайний случай -- свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния.

Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на всестороннее сотрудничество после войны стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир вступил в эпоху «холодной войны».

Создание социалистической Системы. Меры, принятые СССР после войны во внешней политике, были адекватными мерам США, хотя и менее эффективными. Силы были неравны, прежде всего, потому, что Союз ССР вышел из войны экономически ослабленным, США -- окрепшими.

Советский Союз, руководимый КПСС (до 1952 г. -- ВКП(б)), содействовал утверждению социалистических правлений в Болгарии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Албании, Восточной Германии, Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае. Он развернул в свою очередь широкомасштабную помощь странам «народной демократии», создав для этой цели специальную организацию -- Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949 г.), а спустя несколько лет объединил часть из них в военно-политический союз -- Организацию Варшавского Договора (ОВД, 1955 г.). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы и созданию стран «социалистической ориентации».

Символом раскола мира на две противостоящие системы -- «системы капитализма» и «системы социализма» -- стал раскол Германии на два государства -- ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949 г.).

Самым грозным событием советско-американского противоборства на закате сталинского правления стала корейская война (1950-1953 гг.). СССР поддержал попытку КНДР свергнуть проамериканский режим Южной Кореи. Корейская война была прекращена в 1953 г. Корея осталась, разделена на два противостоящих государства как символ раскола на две системы на азиатском континенте. Эту участь разделил и Вьетнам.

Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг.

Несмотря на крайне напряженное положение в экономике, советское правительство изыскивает средства на развитие науки, народного образования, учреждений культуры. Восстановлено всеобщее начальное образование, а с 1952 г. обязательным становится образование в объеме 7 классов; открываются вечерние школы для работающей молодежи. Начинает регулярное вещание телевидение. В то же время восстанавливается контроль за интеллигенцией, ослабленный во время войны. Летом 1946 г. начинается кампания борьбы с «мелкобуржуазным индивидуализмом» и космополитизмом. Руководство ею осуществлял А.А. Жданов. 14 августа 1946 г. были приняты постановления ЦК партии о журналах «Ленинград» и «Звезда», которые были подвергнуты гонениям за публикацию произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Первым секретарем правления Союза писателей был назначен А.А. Фадеев, которому поручалось навести порядок в этой организации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх