Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение. Вальдорфская школа - что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика

В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство.

Вальдорфские школы — характерные черты

Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами.

Учебный план

В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.

Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.

Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.

Отличительные черты вальдорфских школ

  • В средней школе (с 1 по 8 класс) не ставят оценок.
  • Обучение происходит без использования учебников. Учитель вправе сам выбирать, как и на основании каких источников подавать материал.
  • Ученики сами создают учебники. В них содержатся результаты выполнения домашних заданий, конспекты, делаются картинки. При этом красота оформления учебника не менее важна, чем его содержание.
  • В школах регулярно устраивают праздники: наступление зимы, таяние снега, созревание плодов, сбор урожая, Пасха, Рождество.

Перспективы

Ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы, чаще всего с гуманитарным уклоном. При этом выбранные профессии, которые выбрали ребята, – их любимые. Выпускники таких школ – открытые, творческие и креативные люди. Они очень коммуникабельны и прекрасно работают в коллективе.

Вальдорфская школа «Путь зерна»

Адрес: ул. Миклухо-Маклая, д. 20 А

Путь Зерна – вальдорфская школа и детсад, член Ассоциации Вальдорфских школ РФ. В школе царит особая атмосфера: дети души не чают в учителях, чувствуют уважение и доброту преподавателей. Здесь проводится много необычных празднований: урожая, фонариков, Рождество, рождественская ярмарка, Масленица, театральный фестиваль. В школу принимаются ребята с особенностями развития.

Особенности обучения

В школе используется адаптированная к стандартам образования РФ вальдорфская педагогика, подразумевающая:

  • индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • принцип несменяемости классного руководителя;
  • активное участие родителей;
  • принцип главного урока, преподавание «эпохами»;
  • образно-художественный подход к преподаванию;
  • разносторонность образования;
  • развитие волевой культуры учащихся через разнообразную практическую деятельность;
  • изучение музыки, живописи, эвритмии, знакомство с музыкальными инструментами, рукоделие;
  • отсутствие балльной системы;
  • изучение английского и немецкого языков.

Программа обучения существенно отличается от обычной образовательной, однако она утверждена Департаментом образования. В старших классах ученики готовятся к ЕГЭ и благополучно сдают их.

Частная школа «Согласие»

Адрес: Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Голубое, д. 14

Согласие – одна из первых негосударственных школ Зеленограда и вальдорфских школ РФ. Она была учреждена в 1994 году группой родителей для своих детей. Сегодня Согласие состоит из школы (обучение с 1 по 11 класс) и детсада (принимаются с 2 до 6 лет). Существуя на рынке более 20 лет, организация накопила огромный педагогический опыт, сформировала отличную команду. Школа постоянно растет и развивается, принимает активное участие в жизни города и вальдорфской ассоциации (российской и международной), членом которой она является.

Воспитанники школы осваивают обязательную общеобразовательную программу, занимаются искусствами и ремеслом, совершают образовательные поездки за границу, успешно сдают государственные экзамены.

Особенности обучения

Программа образования школы отвечает ФГОС. При ее составлении учитывались многолетние традиции западноевропейских и российских вальдорфских школ, исследования и разработки Давыдова, Выготского, Эльконина, Ушинского.

В «Согласии» существует специальное понятие «тема года». Она соответствует возрастным особенностям ребят и определяет содержание основных предметов. Так, в первом классе дети изучают народные сказки и знакомятся с русским фольклором, во втором – басни и легенды о Святых, в 3-м – Ветхий Завет, в 4-м – Русь до Крещения и скандинавскую мифологию, в 5-м – древние цивилизации, в 6-м – Древний Рим, в 7-м – эпоху Возрождения и Великие географические открытия. С 8 по 11 классы темой года являются спектакли по литературным произведениям. Перед летними каникулами каждый класс показывает спектакль по теме года.

В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ребята получают разностороннее образование, здесь много праздников, экскурсий, практических занятий. В школе изучают кузнечное и гончарное ремесла, вязание и вышивку, ткачество, рисование, послойную живопись, моделирование и конструирование швейных изделий, резьбу по дереву, дают навыки сельского хозяйства (от посева до выпечки хлеба). Воспитанники проходят выездную биологическую практику на биостанции МГУ, с/х и животноводческую практику, участвуют в межшкольных Олимпийских играх, рыцарских турнирах.

Школа святого Георгия Победоносца

Адрес: 3-й Хорошевский проезд, д. 1, корп. 3.

Рассматриваемый Центр непрерывного образования существует с 1994 года и входит в Ассоциацию Вальдорфских школ РФ. При школе работают хоровая, театральная, танцевальная, музыкальная студия, художественная и ремесленная мастерская.

Школа имеет богатую историю и собственные традиции. Ежегодно в декабре проходит Рождественская ярмарка, на которой демонстрируются поделки, созданные учащимися. Ученики показывают представления, посвященные Рождественскому празднику. Не менее масштабно и красочно здесь празднуют Масленицу. Руководство школы регулярно организует экскурсии и поездки в города Германии, на биодинамические фермы, по культурным достопримечательностям РФ.

Особенности обучения

Преподавание в школе базируется на принципах вальдорфской педагогики и предлагает обучение «эпохами» – последовательное изложение материала по одной учебной дисциплине в течение 2–4 недель. Такой подход помогает ребятам глубоко погрузиться в тему, лучше понять и запомнить материал.

Кроме основных общеобразовательных предметов, утвержденных минобразования РФ, дети изучают английский и немецкий язык, игру на различных музыкальных инструментах, живопись, рукоделие, театральное искусство, эвритмию, танцы, лепку из глины и резьбу по дереву.

Оценки в рассматриваемой вальдорфской школе не ставят до 9-го класса. Старшеклассники сдают ГИА и ЕГЭ и получают аттестаты.

Вальдорфская школа «Искусство жизни»

Адрес: ул. Профсоюзная, д.104

«Искусство жизни» – частная школа, образовательный процесс в которой построен на принципах вальдорфской педагогической системы. Здесь школьная жизнь яркая, насыщенная и интересная, проводятся концерты, ярмарки, праздники. Помимо учебы, ребята занимаются театральными постановками, делают своими руками игрушки и картины. Руководство организует культурно-образовательные поездки на каникулах в города РФ и западноевропейские страны. Воспитанники школы уже побывали во Владимире, Суздале, Греции и Италии.

Особенности обучения

Как и во всех вальдорфских школах, преподавание ведется эпохами.

Свободная школа

Адрес: г. Жуковский, ул. Строительная, д. 10

Идея создания Центра непрерывного образования, работающего по принципу вальдорфской педагогики, зародилась еще в 1989 году. В тот год была создана группа вальдорфского детсада. Преподаватели работали не только с малышами, но и с их родителями: рассказывали о принципах штайнеровской педагогики, проводили занятия по музыке, эвритмии, занимались рукоделием и искусствами. Спустя 3 года открылся первый класс «Свободной школы», учениками которой были выходцы из этой группы. В настоящее время «Свободная школа» является активным членом Ассоциации Вальдорфских школ РФ.

Особенности обучения

К концу 10-го класса ученики заканчивают изучение основной программы и весь 11-й класс занимаются подготовкой к ЕГЭ по выбранным дисциплинам. Выпускники школы поступают в гуманитарные, технические, социальные или художественно-эстетические ВУЗы.

Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского

Адрес: Москва, Стремянный переулок, 33/35

Вальдорфская школа им. А. Пинского расположена в исторической застройке Замоскворечья. Раньше здесь размещалась мужская школа №554, в которой учились такие известные личности, как А. Тарковский, А. Вознесенский, А. Мень. После этого здание находилось на длительной консервации, а в 1992 году в нем открылась вальдорфская школа. Ее первым директором стал советник министра образования А. А. Пинский.

Школа имеет хорошее материально-техническое оснащение и большую прилегающую территорию. Здесь находится много спортивных секций, кружков, существует несколько внеклассных коллективов.

Особенности обучения

Образовательный процесс в вальдорфской школе им. А. Пинского построен на принципах вальдорфской педагогики. Ученики изучают с первого класса 2 иностранных языка. Огромное внимание здесь уделено совместной и индивидуальной проектной деятельности, практическим занятиям, профориентации. Дети занимаются:

  • театральными постановками;
  • выращивают экологически чистые овощи и разбивают цветники на школьном участке;
  • изучают флору и фауну леса, породы минералов;
  • наблюдают за явлениями природы;
  • проводят измерения с помощью приборов и составляют геодезический план участка;
  • знакомятся с миром профессий.

Старшеклассники создают и защищают проекты в любой предметной области, проходят социальную практику в больницах, детсадах и детдомах. В 9-м классе ученики проходят языковую практику в Германии. Она предполагает участие вместе с немецкими школьниками в совместном проекте, его защиту сначала в Германии, потом в РФ. По окончании школы каждый воспитанник точно знает, кем он хочет быть во взрослой жизни.

Частная школа «Семейный лад»

Адрес: г. Москва, ул. Кулакова, д. 3 корп. 2

Учрежденная в 1990 году частная вальдорфская школа «Семейный лад» входит в Ассоциацию вальдорфских школ РФ. Здесь помогают детям раскрыть и развить способности, поверить в собственные силы.

В школе «Семейный лад» дети получают разностороннее образование. Помимо основных предметов, они занимаются музыкой, живописью и ремеслами, постановкой и демонстрацией спектаклей. В учебном плане школы предусмотрены походы, экскурсии и практика.

Особенности обучения

Руководство школы, составляя расписание, учитывает биологические ритмы. Такой подход помогает сохранить силы и здоровье, поддерживает интерес к учебе. На главном уроке дети изучают предметы из академического цикла (преподаются они эпохами: изучение одной дисциплины на протяжении 2–5 недель), после этого – искусства и иностранные языки. Практические занятия и лабораторные работы преподаются во второй половине дня.

Первая Вальдорфская школа была основана в 1919 году Рудольфом Штейнером для детей рабочих и служащих табачной фабрики «Астория» в Вальдорфет по просьбе директора фабрики. С самого начала это была единая бессословная школа без деления со социальному статусу на учащихся народной, неполной средней школы и гимназии. Концепция вальдорфской школы включала детский сад и все дифференцированные отделения старшей ступени обучения.

К наиболее общим чертам педагогических исканий этого периода можно отнести следующие: - акцент на личность ребенка, его природу, создание благоприятных условий для развития всех его способностей; - демократизацию процесса обучения и воспитания, расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимся; - культурологический подход к образованию, изучение человека как носителя культуры своего времени; - совместное обучение; - трудовое обучение и воспитание, подготовку ученика к роли хозяина; - заботу о нравственном, эстетическом воспитании, физическом развитии и Здором образе жизни; - усиление гражданского воспитания, введение курса «социальной науки», воспитание в духе сотрудничества и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы); - организацию воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей.

Вальдорфская школа имела свою специфику. В качестве теоретико-методологической основы она опиралась на антропософические принципы.

Основная идея антропософии – мудрость о человеке (греч. аnthropos– человек и 42 ннова – мудрость). В центре ее – человеческая сущность, открытая только посвященным. Понять эту сущность можно лишь интуитивно. Антропософическую идею Р. Штейнер называл «тайной наукой», которая должна подвести человека к постижению тайны мира.

Человек, по Р.Штейнеру, не конкретно- историческое существо и не совокупность общественных отношений, а внеисторическое, вневременное и постоянное явление, единство духа, души и тела. Познать высшую сущность человека возможно лишь через «сверхчувствительное духовное созерцание». Из этого антропософического принципа Р. Штейнер выводил цель воспитания – всестороннее развитие индивидуальности человека специальными педагогическими средствами (постоянными упражнениями в духовной концентрации и размышлении), что являлось, по его убеждению, предпосылкой духовного созерцания. Фазам физического развития человека было подчинено развитие мышления и морали.

Поэтому и школу Р. Штейнер рассматривал как часть «свободной духовной жизни», которая должна быть автономной, свободной от государственного давления.

Управление вальдорфской школой строилось на принципе самоуправления: в общественный совет входили родители, учащиеся, учителя и все те, кто способствовал развитию школы. На совете лежала правовая и государственная ответственность. Финансирование осуществлялось за счет средств фабрики «Астория» (в настоящее время вальдорфские школы финансируются в основном государством и частично за счет средств родителей).

За внутреннюю организацию работы школы нес ответственность коллегиум. В школе не было директора, ранговых различий среди учителей, различия в их оплате, не существовало разделения на учителей и управленцев. Велась интенсивная работа педагогических конференций, собиравшихся еженедельно и обсуждавших ключевые проблемы школьной жизни. Повышение квалификации учителей было вплетено в повседневный учебно-воспитательный процесс школы.

Р.Штейнер считал, что человек в принципе способен к саморазвитию и самопознанию. Поэтому основная задача школы состоит в побуждении сущностных сил ребенка, который сам находит пути и средства, чтобы справиться с жизненными трудностями.

Сначала все обучение и воспитание было связано с двигательными упражнениями, движениями ребенка; постепенно к обучению подключались процессы сознания. В дальнейшем дети много занимались трудом: шили, ткали, вязали, работали в саду, занимались столярным делом и т.п. В старших классах учащиеся проходили практику на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, социальной сфере. В ряде вальдорфских школ в последние годы общее образование стало дополняться профессиональным.

Большое внимание в педагогической концепции Р. Штейнера, в соответствии с его антропософическими принципами, уделялось вопросам архитектуры школьного строительства. Архитектура для него – это реальное выражение того, как человек вписывается и воспринимается просторами космоса. Природа, внешнее пространство воздействуют на человека определенным образом. Поэтому архитектура должна пластично и органично вписываться в общее пространство, окружающее человека. Стены, линии, свет, цвет и т.п. должны быть строго продуманы. Если в этом нет согласования, у человека возникают отрицательные эмоции, агрессия, стремление к разрушению.

Много интересного и полезного было внесено Р. Штейнером и его последователями в организацию учебного процесса в школе. Это начало школьного дня с ритмической зарядки (пение, игра на простейших музыкальных инструментах, ритмические движения и т.п.) для малышей; более сложные формы ритмической зарядки для старших школьников; «умственные тренинги», художественно-эстетические начало как принцип обучения и воспитания; большой удельный вес практической деятельности ребенка на уроке и во внеклассной, школьной работе; ритмическое построение учебных занятий и всего школьного дня; атмосфера доброжелательности, радости, любви к ребенку.

Педагогические находки, обоснованные гуманистическими посылками концепции Р. Штейнера, не потеряли своей актуальности и в наше время. Не случайно вальдорфские школы продолжают существовать и оказывать плодотворное влияние на разработку новых концепций школы применительно к задачам сегодняшнего дня. Целый ряд принципов и положений Р. Шнейнера получает свое дальнейшее развитие и более глубокое понимание. Это диалектика взаимодействия между социальной средой и личностью.

Дальнейшее развитие получает идея связи общего образования с профессиональным обучением. Целый ряд вальдорфских школ работает по концепции двойной квалификации. В них дается теоретическая подготовка и проводится производственная практика.

Вальдорфские школы существуют сегодня в Германии, Голландии, Швейцарии, Скандинавии, Англии, США, Австрии. Появились эти школы в Африке, Южной Америке, Японии. Активно стали внедряться в ряде городов России. Вальдорфская педагогика – это не только школы, но и детские сады, лечебно-педагогические учреждения, а также широкая издательская деятельность: книжные серии и брошюры для педагогов, психологов, врачей, родителей.

Инициаторы вальдорфского движения в России (в частности А.А. Пинский), активно внедряя идеи вальдорфской педагогики, видят вместе с тем реальные проблемы:

Проблема соответствия государственных образовательных стандартов тому уровню обученности, воспитанности и развития, которого учащиеся достигают в вальдорфских школах. Здесь возникает много вопросов: что оценивать, как оценивать, и в каких классах это целесообразно делать?;

Проблема внутришкольного управления. Как пишет А.А. Пинский: «…идея коллегиальности, направленная на повышение индивидуальной ответственности, может незаметно превратиться в средство деперсонализации ответственности, ее размышления»;

Проблема подготовки учителей, которые должны обладать, с одной стороны, глубокими знаниями философии, психологии, педагогики, частных методик, а, с другой стороны, быть носителями высокой культуры.


                                                                                                                                                                     "Искусство воспитания - живое искусство..."
Вальдорфская педагогика - это способ развития и обучения детей, значительно отличающаяся от традиционных методик. Появилась она более 100 лет назад. Разработал основные идеи и направления австрийский мыслитель и педагог Рудольф Штайнер совместно со своей женой и ближайшим советником Марией фон Сиверс.
Свое название методика получила благодаря немецкой сигаретной фабрике Вальдорф-Астория, владелец которой попросил Штайнера организовать первую школу, где бы обучались малыши по его методике. Так и начали называть систему Штайнера вальдорфской.
Главными учителями в системе являются педагоги и родители.
Предназначена методика для малышей от рождения до 21 года.

Основными работами, которые помогают родителям в воспитании и обучении детей считаются следующие:

- "Искусство воспитания. Методики и дидактика";
- "Духовно-душевые основы педагогики";
- "Познание человека и учебный процесс".

У автора имеется большое количество разработок и книг, которые заслуживают пристального внимания родителей и преподавателей, решивших воплощать идеи вальдорфской теории.
В настоящее время во всем мире существует множество детских садиков и школ, работающих по вальдорфской системе.

Идеи Вальдорфской системы:

Автор утверждал, что у малыша с рождения имеется прочное духовное начало, которое и определяет его неповторимость. Взрослые всеми силами должны помогать раскрыть в детях все, что заложила в них природа. Важно избегать принуждения!
Развитие должно быть направленным на сохранение личности малыша и его индивидуальности.
Вальдорфская система высказывает протесты против начала обучения детей чтению и письму в раннем возрасте. Автор методики утверждает, что развитие интеллекта необходимо начинать в то время, когда малыш психически и эмоционально готов к познанию мира.

Принципы системы:

Если вальдорфская методика развития для вас приемлема, то вы должны полностью принять следующие ее принципы:

◦ Вальдорфская методика основывается на создании всех условий, оказывающих благоприятное влияние на ребенка;
◦ В процессе воспитания малыша ведущую роль играет пример взрослых;
◦ Согласно методике развитие и воспитание детей осуществляется в игровой форме;
◦ Согласно вальдорфской педагогике необходимо использовать приобщение малыша к здоровому образу жизни, искусству и трудовой деятельности;
◦ Малыши должны познавать мир естественным путем, взаимодействуя с окружающей средой и получая ценный жизненный опыт. Дети, занимаясь по вальдорфской системе, много времени проводят на свежем воздухе. Они выращивают овощи и фрукты, цветы. Это все развивает любовь к природе, самостоятельность и ответственность;
◦ В раннем возрасте телевизор и радио сильно вредят детям. Они способствуют преждевременному взрослению;
◦ Оценка достижений малыша - это своего рода давления на него, которая мешает его полноценному и природному развитию. Применяя частое оценивание малыш будет выполнять действие не ради него самого, а ради получения оценки;
◦ Нельзя принуждать малыша выполнять задания и предоставлять ему эталоны правильности выполнения;
◦ Поддерживайте любое проявление инициативы малыша. Отказ или запрет на осуществление какого-либо действия возможен только в случае, если это причинит малышу вред, нанесет ущерб другим или повредит вещи. Важно понимать, что запрет должен иметь строгий, четкий, краткий характер. Не допускайте возражения со стороны ребенка. Только в таком случае он будет эффективным. Также малыш поймет, что запрет - это не просто упрямство взрослого, а правило жизни, которое нужно выполнять;
◦ Дети по вальдорфской системе играют не готовыми игрушками, а теми, которые создают самостоятельно с помощью родителей или педагогов. Это очень развивает фантазию и воображение детей;
◦ Важно соблюдать четкий режим дня;
◦ Обязательная часть учебного процесса - праздники. В процессе подготовки участвуют и взрослые, и малыши. В системе много времени уделено праздникам, которые связаны с природой;
◦ Все процессы обучения и воспитания основаны на сказках;
◦ В каждом возрасте ребенка существуют свои возможности. Их обязательно нужно использовать, чтобы в наибольшей мере раскрыть личность малыша.

Фазы жизни...:

Человеческая жизнь согласно вальдорфской системы разделена на 3 фазы:

1. От 0 до 21 года. В этом периоде происходит физическое развитие тела. Эта фаза представлена тремя периодами:

◦ От 0 до 7 лет. Это время от рождения малыша и до полной замены зубов. Малыш в этот период открыт миру, доверяет ему, впитывает из него все. С помощью подражания взрослым он учится мыслить, рассуждать, разговаривать. Важно, что подражание свойственно детям только в этом временном диапазоне. Дети, у которых потребность в подражаниях не удовлетворена до 7 лет, остаются неуверенными в себе, неудовлетворенными как собой, так и окружающими. Наиболее частая причина этого - отсутствие тесного контакта с родителями;
◦ От 7 до 14 лет. Это период от замены зубов до времени полового созревания. Теперь уже дети хотят учиться. Если в первом периоде жизни потребность в подражаниях была удовлетворена, то дети начинают активно подражать учителю. Но если же этого не произошло, то такие неуверенные в себе дети начинают искать другие, часто очень негативные авторитеты;
◦ От 14 до 21 года. Это период от полового созревания до совершеннолетия. У детей формируются углубленные интересы. В это период имеется огромная потребность в людях, которые смогут ненавязчиво установить душевный контакт с ребенком, направить на правильный путь и оказать помощь в поиске смысла жизни. В это время ребенок осознает свое "Я", личную важность и индивидуальность. Ребенок очень активен в общественной жизни, заводит глубокие дружеские отношения.

2. От 21 до 42 лет. Люди в этот период времени приобретают ценный жизненный опыт;

3. От 42 лет и до смерти. В это время люди, как правило, начинают передавать свои знания и опыт другим людям.

Результаты использования методики:

Вальдорфская система позволяет воспитать смелого, умелого, свободного в реализации творческих задумок, дисциплинированного, ответственного малыша, любящего окружающую природу. Вальдорфская педагогика позволяет вырастить личность с богатым воображением и широкими взглядами на многие вещи.
Во время обучения детей в начальных классах по вальдорфской системе активно развивают мелкую моторику ручек, поскольку это взаимосвязано с развитием речи у малышей.
Дети, которые развиваются по вальдорфской системе занимаются эвритмией - навыками художественных музыкальных движений, а также выполняют множество физических движений, развивающих межполушарную координацию головного мозга.
С первого класса малыши учатся играть на музыкальных инструментах, изучают 2 языка - немецкий и английский. Кроме этого огромное внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин: литературы, истории, мировой культуры.
Много времени дети проводят за рисованием, развивая свои художественные способности.

Когда стоит начинать занятия?:

Сторонники методики, как и ее автор, выступают категорически против раннего развития интеллекта малышей. Они считают очень важным учитывать возрастные особенности. А раннее развитие только лишает детей детства, притупляет их воображение.
Изучение цифр (абстрактных понятий), а также освоение навыков чтения и письма начинают только тогда, когда сформирован мир малыша и "все молочные зубы сменяются на постоянные", то есть в возрасте около 12 лет!
Для малышей наиболее естественным будет познание окружающего мира в игровой форме, с активным использованием эмоций, а не путем изучения понятий в виде букв и цифр. Работая с маленькими детьми по вальдорфской педагогике, много внимания уделяют упражнениям на развитие мелкой моторики ручек, театральному искусству, лепке, ритмике, игре на народных инструментах. В более старшем возрасте дети шьют игрушки, постигают навыки резьбы по дереву, обработки камня.

Упражнения для новорожденных:

Основным фактором нормального развития младенцев является искренняя, непринужденная атмосфера в доме. Это влияет не только на психическое развитие, но и на все виды обмена вещество в организме малыша. Это очень важное условие интеллектуального, личностного и эмоционального развития ребенка. Штайнер, автор методики, постоянно акцентирует внимание взрослых на том, что воздействие на молодой организм негативных факторов именно на протяжении этого периода его развития позднее проявится в виде предрасположенности к психологическим проблемам и физиологическим заболеваниям.
Новорожденный, согласно вальдорфской педагогике нуждается только в очень тесном контакте с мамой, ее любви и заботе, а не в осуществлении творческих процессов.

Упражнения для малышей старше одного года:

Вальдорфская педагогика строго ориентирована на личность ребенка. В ней нет четко разработанных упражнений, заданий. Это такая философия жизни счастливых малышей в особенном семейном микроклимате, которое является самым подходящим для формирования внутреннего мира малыша, а также в обстановке, которая наполнена натуральными материалами, способствующими развитию фантазии.
Первое, что требует от родителей вальдорфская педагогика - организовать личное пространство малыша. В нем должен быть стол, стул, открытые полочки, плита, мойка. Важно, что там нет компьютеров и телевизоров!
На полках расставьте конструктор, каштаны, лоскутки ткани, самодельные игрушки.
Большое значение имеет художественное оформление комнаты. Используйте скатерти из хлопка и льна, панно из натуральных материалов, картины.
Дети не должны использовать в процессе игры пластиковые, механические или электронные игрушки. Они их сами изготавливают из подручных натуральных материалов: деревянных досточек, шишек, желудей, орехов, каштанов, коры, веток, травы, листьев, натуральных тканей, камней, ракушек. Делают они это как сами, так и со взрослыми. Такие игрушки необычайно полезны, они стимулируют развитие фантазии.

Дети по вальдорфской системе осуществляют свободную игру. Ее суть состоит в том, что в ней нет никаких строгих правил. Малыши занимаются только тем, что им больше всего интересно (чаще всего это сюжетно-ролевые игры). Задача взрослых - наименьшее вмешательство в игру. Вы должны побуждать малыша и всячески поддерживать его интерес.
Обязательно дети должны заниматься творчеством: народными танцами, песнями, лепкой, рисованием (важно учиться смешивать краски), драматическим искусством. В вальдорфских учебных центрах эта деятельность распределена по дням недели: один день полностью посвящен живописи, другой - лепке и т.д.

В вальдорфской педагогике имеются такие необычные понятия, как эвритмия и райгены.
Эвритмия - это искусство движений. Дети со взрослыми под музыку при помощи движений и жестов выражают свое состояние, общаются, учатся пересказывать сюжеты литературных произведений, стихотворений, песен, показывают настроение в данный момент времени.

Райгены - это игры-хороводы, в основе которых лежат различные сюжеты. В них малыши движениями показывают, как они подметают или моют пол, посуду, ходят, как утята и т.д.
Большое внимание в вальдорфской педагогике уделено домашним занятиям. Дети вместе с родителями учатся убирать, сажать растения, ухаживать за животными и т.д.

Детям необходимо читать сказки народов мира, мифы Древней Греции, библейские легенды. Одна история читается несколько раз, например, в течение недели, чтобы малыши максимально разобрались в характерах действующих лиц.
С целью улучшения памяти дети учат много потешек, песенок.
Писать детей учат с помощью рисования. Под музыку дети выполняют движения, которые имитируют написание букв в воздухе.
Прежде, чем приступить к занятиям по вальдорфской системе, необходимо выполнять пальчиковую гимнастику и игры-хороводы. Сначала необходимо вспомнить полученные ранее знания, а затем приступать к получению новых.

Для кого подходит методика?:

Основной вид деятельности по вальдорфской системе - это совместная деятельность взрослого и ребенка. Работая рядом со старшими, дети вдохновляются и подражают им. Поэтому роль взрослого в методике огромная! Мама, которая решила использовать вальдорфскую педагогику, должна каждым своим действием, поведением, речью стать ярким примером для подражания, вызывать у малыша интерес к различным видам деятельности, побуждать к активности. Мама должна быть достойна подражания! Она для своего малыша - авторитет, который одновременно позволяет малышу самому делать свой выбор.

Положительные стороны методики:

Педагогика развивает естественные способности малышей, укрепляя их веру в свои силы, что очень пригодится ему в будущей жизни;
- Малышей не принуждают к деятельности, их не оценивают, уважительно относятся к их личности и предоставляют свободу выбора;
- Естественная обстановка во время обучения;
- Возможность создания естественного и свободного ритма обучения;
- Повышенные требования к эстетическому оформлению помещений развивают эстетический вкус детей;
- Большое внимание уделяется эмоциональному комфорту малышей.

Трудности при реализации методики:

◦ Прежде, чем начать занятия, родители должны ознакомиться с основными тезисами методики, поскольку в ее основе лежит антропософия, вызывающая частые протесты как у родителей, так и у представителей церкви;
◦ Не все требования методики можно осуществить в домашней обстановке: отсутствие телевизора, компьютера, любовь к искусству, обстановка без излишеств;
◦ Малыши, которые будут идти в обычную школу, будут испытывать трудности в обучении из-за того, что не умеют читать, писать, считать, а также не имеют энциклопедических знаний;
◦ Не каждый малыш склонен к художественной или актерской работе. Вальдорфская система имеет слишком углубленную гуманитарную направленность, которая подходит далеко не всем детям;
◦ Ограничение доступа малышей к обычным игрушкам, что в будущем будет вызывать дискомфорт у малыша и желание все-таки получить увиденную в магазине или у других детей игрушку.

Стоит ли начинать занятия?:

Эта методика имеет очень много спорных моментов. Это и чрезмерная религиозная направленность, и тепличные условия воспитания детей. Результат ее использования в современном мире, довольно жестоком, будет не всегда положительным. Но в ней каждый родитель сможет найти что-то важной и приемлемое для своего ребенка/


Система раннего развития детей, основанная Рудольфом Штайнером в Германии, имеет множество последователей, но и ровно столько же противников. Чем же привлекает эта система раннего развития родителей со всего мира?

В основе Вальдорфской системы раннего развития детей заложена идея, что детей в раннем возрасте нужно максимально раскрыть духовно и творчески. Главная цель – это личность ребенка. Какую же современную маму это не привлечет? Я – не исключение. Но чтение, письмо, абстрактные науки ребенок осваивает после семи лет. Вот это очень большое НО для меня, с которым не могу смириться.

В дошкольном воспитании ручному труду уделяется огромное внимание. Дети учатся вышивать, вязать, пробуют свои силы на гончарном круге, ткацком станке. Занятия по изобразительному искусству, а точнее игры с красками, превращаются в открытие. Детям предоставляют всего лишь желтый, красный и синий цвета – все остальные цвета и оттенки можно получить с помощью волшебства смешивания. Малыш пробует, творит, находит неожиданные сочетания собственным опытом. Это прекрасно!

Группу в вальдорфском детском саду посещают дети разных возрастов и старшие всегда готовы придти на помощь младшим. Моя дочка ходила в обычный детский сад, но в экспериментальную разновозрастную группу. Я была очень довольна, но предпочла бы, чтобы Лиза не была одной из старших. Так не за кем тянуться, зато взаимовыручку мы приобрели отменную.

Окружают малышей игрушки только из натуральных материалов (глины, дерева, шерсти). Эко-мариалы конечно, очень хорошо, но лишить мальчишек и девчонок «Лего» я не могу. Сейчас очень популярны Вальдорфские куклы, которые мамочки делают своими руками. Мне казалось очень странным то, что у нее нет лица (10 лет назад информации было не много и я везде читала, что именно так должно быть). Тем не менее, я сшила дочери такую куклу и она ей очень нравилась длительное время. И сейчас она хранит ее. Значит, все таки, есть в этом что-то таинственное, необъяснимое для меня. Больше всего информации по вальдофским куклам я нашла здесь.

Многие эмоции, чувства, ощущения передаются ребенку посредством кукольных представлений, инсценировок. Это, я думаю, используют многие мамочки, создавая пальчиковые, теневые театры. С гордостью можем считать, что это по-вальдорфски J.

Одно из самых приятных отличий от стандартных систем воспитания – это обилие праздников. Это мне особенно по вкусу. В нашей жизни много праздников не бывает. Отмечаются и общепринятые праздники (масленицу, пасху) и дополнительные – праздник урожая, праздник фонариков. Детки делают фонарики и отправляются на поиски сокровищ гномов. К каждому празднику готовятся подарки. Вспоминаются усилия родительского комитета и походы по магазинам, но они здесь ни при чем. Подарки делают родители своими руками, передавая тепло и частичку своей души.

А каковы доводы противников Вальдорфской системы? Первое противоречие – это отсутствие в программе обучения математики и чтения до семи лет. Самый плодотворный период, когда ребенок схватывает материал играя, упускается. В первый класс отправить неподготовленного ребенка? В этом случае школа тоже должна быть вальдорфская, а их в России не много. У нас, в Нижнем Новгороде, ее просто нет.

Отсутствие в игрушках привычных машинок, конструкторов, обычных кукол, возможно, забирает частичку детства. Огромное литературное наследство таких авторов как Маршак, Чуковский, Носов, Пришвин не доносится до воспитанников вальдорфской системы, так как детям в основном читают сказки Братьев Гримм, средневековые легенды о рыцарях, гномах. По-моему, все книг совместимы и много чтения никогда не бывает.

Вот такая противоречивая эта Вальдорфская система раннего развития. Но и ее частичка есть в нашей жизни.

В педагогике существует не мало авторских школ и методик, и естественно, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Начать анализ авторских педагогических систем нам хотелось бы с педагогического направления, основанного австрийским ученым Рудольфом Штайнером, известным как вальдорфская педагогика. Первый вальдорфский садик появился еще в 1919 году и существует он до сих пор. В чем секрет их популярности и долговечности, и на каких принципах основана их работа, вы узнаете сегодня.

Прежде всего стоит отметить, что цель вальдорфской системы - воспитание свободной творческой личности. Работа вальдорфских садиков и школ базируется на 5 основных принципах. Причем она настолько просты и доступны, что каждый из вас может успешно применить их дома.

Создаем для ребенка атмосферу любви

Ребенок должен всегда и везде чувствовать себя любимым и счастливым. Улыбка, теплые слова, поцелуи не только поднимут ребенку настроение, но и положительно скажутся на физическом состоянии ребенка. Атмосфера Вальдорфского садика всегда очень теплая и дружелюбная, дети приходят туда, как во второй дом.

Становимся для ребенка примером

Последователи Рудольфа Штайнера уверены, что ребенок вырастает точно таким же, как окружающие его взрослые. Поэтому как воспитатели, так и родители должны тщательно следить за своими словами и поступками. Не стоит давать ребенку обещаний, которые вы не сможете сдержать, будьте последовательны в своих поступках. Иначе вы рискуете получить результат, который в последствии будет очень сложно исправить.

Играем

Игра - основной вид деятельности дошкольников. И если в обычных садиках на игру отводят совсем немного времени, потому что детям нужно еще почитать, посчитать, порисовать, полепить, разучить стихи и песни, то в вальдорфском садике весь день проходит в игре.

Создаем условия для развития

Приверженцы в школах считают, что все лучшее для развития ребенка дарит нам природа, поэтому в садике пластмассовые и деревянные игрушки заменяют желуди, ракушки, шишки, ленты и кусочки ткани. Ребенок сам создает для себя игрушку. Это развивает творческие способности и воображение.

Приучаем ребенка к режиму

Главное условие успешного обучения и воспитания в вальдорфской школе - четкая, ритмичная организация группы. Самостоятельные игры сменяются занятиями с воспитателями, а каждый день недели посвящен одному виду деятельности: рисованию, музыке, кукольному театру. Вальдорфские педагоги утверждают, что ребенок, живущий по режиму более спокоен и собран.
Как вы видите, принципы вальдорфской педагогики просты и понятны. Вы можете успешно использовать их в домашнем воспитании. И помните, любовь и уважение к ребенку - главные условия его гармоничного развития.




Казанский государственный педагогический университет

«Вальдорфские школы»

Руководитель: Парфилова Г.Г.

Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ
Фаттахова Д.И.


I. ВВЕДЕНИЕ. Вальдорфская система образования................................................................... 3

II. Главная часть....................................................................................................................................................... 5

Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики.................................................................... 5

Возникновение вальдорфская педагогика, идеи лежащие в ее основе и почему она актуальна для России XXI века?..................................................................................................................................................................................... 5

Вальдорфская школа ‑ специализированная школа с гуманитарным уклоном?........................... 7

Дальнейшее образование выпускников вальдорфских школ................................................................... 9

Правовой статус вальдорских школ................................................................................................................... 10

Религиозное воспитание в вальдорфской школе......................................................................................... 11

Вальдорфские школы в России. Педагогическое движение ‑ вальдорфская педагогика......... 12

Отношение органов управления образованием к вальдорфским школам на местах................ 12

III. Заключение......................................................................................................................................................... 15

Литература..................................................................................................................................................................... 16

I. ВВЕДЕНИЕ . Вальдорфская система образования

Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность - отличительная особенность этих программ.

Преподавание в вальдофских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдофские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация - не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

«Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее»

Рудольф Штейнер

II. Главная часть

Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики

Рудольф Штайнер (1861-1925), без сомнения, является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он - редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, все значение которых было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения - эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений - прежде всего детских садов и школ - работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

Возникновение вальдорфская педагогика, идеи лежащие в ее основе и почему она актуальна для России XXI века?

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу - школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией - и гимназию - гуманитарно-ориентированную школу - усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14-15 лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX - начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор - национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, - писал один из педагогов-реформаторов, - особенно старшего звена? Сделать из человека машину...»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх