Уровни профессионализма в управленческой деятельности. Уровни профессионализма

1

Для оценки сформированности профессионализма нужны ориентиры. В качестве таковых в статье рассматриваются критерии и уровни профессионализации человека. Критерии оценки и вытекающие из них показателями должны иметь возможность измеряться количественно. Предлагается трехуровневая система градаций овладения человека профессиональной ролью. Внутри каждого уровня выделяются по три подуровня. Рассматриваются внешние (объективные) и внутренние (психологические) критерии. Профессиональное развитие представляется в качестве циклического процесса, включающего ряд стадий. Для оценки сформированности профессиональной компетентности применяется обобщенная модель профессионального обучения. Модель связывает уровень осознания субъектом наличия у него необходимых знаний, умений и навыков с уровнем профессиональной компетентности. Цикличность процесса профессионализации связывается с разрешением человеком внутренних противоречий.

уровень осознания

профессиональная компетентность

движущие силы развития

уровни профессионализма

критерии

профессионализация

Введение

Для целей профессиональной подготовки, а также оценки сформированности профессионализма нужны ориентиры, позволяющие определять и прогнозировать уровень его профессионализации .

Цель работы

Целью работы является определение критериев и уровней профессионализма, стадий профессионального развития и психологических «механизмов», побуждающих к движению от низкого уровня профессиональной компетентности - к более высокому.

Результаты и их обсуждение

Для оценки уровня профессионализма будем использовать трехуровневую систему градаций. Нижний уровень обозначим как учебный (или, иначе, «потенциальный» ). Средний уровень, характеризующий некоторую нормативную степень профессионализации, обозначим как основной (или «номинальный »). Наконец, высший уровень профессионализации будем обозначать как оптимальный (или «перспективный »). Дополнительный, качественно более высокий уровень, связанный с выходом за пределы деятельности «добротного профессионала», будем обозначать как уровень мастерства .

Внутри каждого из уровней (ступеней) для количественной оценки будем выделять по три градации (или подуровня ) профессионализации. Получаем девятибальную шкалу оценки уровня сформированности профессионализма .

Определимся с критериями оценки и вытекающими из них показателями , которые должны быть количественно измеримыми .

Известно, что профессионализм может быть описан через соотношение мотивационной сферы человека (профессиональные ценности, цели, самооценка и др.) и его операциональной сферы (профессиональные способности, обучаемость, освоенные приемы и технологии и др.) .

Для нас важно, что профессионализм проявляется как в высоких результатах деятельности, так и в состояниях человека. Поэтому будем выделить две группы критериев эффективности: 1) внешние (объективные) критерии, ориентирующие на оценку результативности выполнения профессиональной задачи; 2) внутренние, психологические критерии оценки деятельности.

Первую группу критериев могут характеризовать такие показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции , производительность труда и др.

Во вторую группу критериев входят следующие показатели:

  • профессионально важные свойства (ПВК);
  • профессиональные знания, умения и навыки;
  • профессиональная мотивация;
  • профессиональная самооценка и уровень притязаний;
  • возможности саморегуляции и стрессоустойчивость;
  • особенности профессионального взаимодействия;
  • общая физическая тренированность.

Возможно использование и дополнительных показателей, отражающих специфику профессии.

Профессионально важными свойствами называют индивидуальные качества субъекта, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК относятся и способности, но они не исчерпывают всего их объема. ПВКпо мере овладения профессиональной ролью развиваются , складываются приемы их компенсации , совершенствуется их структура .

Профессиональные знания специалиста отличаются обширностью , систематичностью и «готовностью », под которыми понимается способность немедленно припоминать то, что в данную минуту необходимо , постоянная мобилизованность всего запаса знаний . Повсеместное введение информационных и автоматических средств приводит к возрастанию в профессиональном труде роли когнитивного , особенно интеллектуального фактора. Речь идет не только о более высоком уровне знаний , но и об особых качествах мышления , способного прогнозировать и планировать производственные ситуации, обеспечивая решение сложных профессиональных задач. Такое мышление можно назвать профессиональным .

Умения и навыки. Навыки сначала усваиваются как изолированные автоматизированные действия , затем сливаются в целостные конструкции (системы навыков), а сами навыки обобщаются до уровня «вторичных умений», которым присущи гибкость, вариативность, опосредованность знаний.

Умения и навыки могут не только совершенствоваться, но и подвергаться деструктивным процессам под воздействием субъективных и объективных факторов. Эти процессы сопровождаются разрушением структуры деятельности, проявляющейся в различных видах профессиональных деформаций деятельности .

Профессиональная мотивация есть особая конкретизация мотивации трудовой , обусловленная специализацией в данной профессиональной области и формируется по мере приобретения личного профессионального опыта . Е.П. Ильин выделяет три группы мотивов, побуждающих человека к труду :

  1. побуждения общественного порядка;
  2. получение материальных благ для себя и своей семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей;
  3. удовлетворение потребностей в самовыражении , самореализации .

Каждый трудовой мотив может конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах.

Профессиональная самооценка - это оценка субъектом труда своих личностно значимых физических, психических и социальных параметров по отношению к профессиональным задачам . С точки зрения успешности выполнения деятельности имеют значение следующие показатели:

  1. уровень самооценки;
  2. адекватность самооценки;
  3. устойчивость самооценки;
  4. гибкость самооценки.

По мере овладения профессиональной ролью происходит развитие самооценки от частично -адекватной к максимальной ее адекватности , устойчивости , гибкости при общем высоком уровне. Отклонение самооценки от адекватного уровня также может приводить к профессиональной деформации , но уже не деятельности, а личности .

Саморегуляция в начале профессионализации направлена на обеспечение приемлемых рабочих характеристик отдельных действий. Складывается система адекватной мобилизации ресурсов организма. Самосохранение вначале носит локальный характер. Затем временная зона саморегуляции расширяется до границ рабочего дня, недели, месяца. Формируются способы компенсации, расширяется зона саморегуляции, сознательно используются индивидуальные приемы саморегуляции.

Профессиональное взаимодействие проходит путь от способности вписаться в группу (при условии совместимости с другими ее членами и лишь в той части деятельности, которая выполняется совместно) , через способность вписаться в любую группу , включая все более широкие структуры (бригада, цех, участок) и внутригрупповую активность с созданием собственной стратегии поведения, - к высокому уровню групповой активности и согласованию стратегий окружающих в групповых целях.

Физическая тренированность на первых порах обеспечивает работоспособность в условиях учебной деятельности, затем адаптацию к профессиональной среде и устойчивую работоспособность , быстрое восстановление после неблагоприятных воздействий.

Профессиональное развитие может быть представлено в виде циклического процесса, имеющего отдельные периоды , которым соответствуют качественно своеобразные формы профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность является необходимым компонентом профессионализма, формируемым в процессе профессионального обучения. Профкомпетентность как осведомленность субъекта труда о предмете деятельности определяется с двух сторон. В узком смысле - это знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности, общении и саморазвитии личности. Профессиональная компетентность, рассматриваемая в широком смысле , является показателем успешности взаимодействия с социальной средой .

Для оценки уровня сформированности профессиональной компетентности считаем целесообразным применить обобщенную модель профессионального обучения. Модель связывает уровень осознания субъектом наличия у него необходимых знаний , умений и навыков с уровнем профессиональной компетентности . Будем выделять четырестадии профессионализации, начиная от первоначального знакомства с новым материалом и заканчивая сформированной профессиональной компетентности .

Первая стадия: не осознаваемая некомпетентность - у человека нет необходимых знаний, умений, навыков, и он не знает о требованиях к таковым для успешного осуществления деятельности. Когда человек осознает недостаток знаний и др., необходимых для данной профессиональной деятельности, он переходит на вторую стадию. Первая стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой субъекта: «Я не знаю, что я не знаю» .

Вторая стадия: о соознаваемая некомпетентность - человек осознает , что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Здесь возможны два исхода: a) конструктивный - как форма проявления личностной и профессиональной активности; б) деструктивный - форма социальной пассивности . Конструктивный путь означает, что осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений, навыков. Деструктивный исход может приводить к возникновению чувства неуверенности в своих силах, повышенной тревожности и др., которые мешают профессиональному обучению. Для этой стадии характерна следующая рефлексия субъекта: «Я знаю, что я не знаю» .

Третья стадия: с ознаваемая компетентность - человек знает , что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять . На этой стадии характерна самооценка субъекта в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» .

Четвертая стадия: «неосознаваемая» компетентность - когда профессиональные навыки полностью интегрированы , встроены в поведение; профессионализм стал частью личности . «Неосознаваемость» проявляется в том, что профессионал в сложной ситуации принимает единственно верное решение, но не может дать ему объяснение. «Неосознаваемая» компетентность характеризует уровень мастерства .

Совмещая стадии профессиональной компетентности (по уровню их осознания субъектом) с уровнями профессионализма, получаем следующую шкалу (таблица 1).

Таблица 1 - Сопоставление уровней профессионализма и сформированности профессиональной компетентности

Уровни и подуровни
профессионализма

Уровни сформированности
профессиональной компетентности

Сознаваемая компетентность
(«Я знаю, что я знаю»)

«Оптимальный »

Сознаваемая некомпетентность
(«Я знаю, что я не знаю»)

(или «перспективный »)


(«Я не знаю, что я не знаю»)

Сознаваемая компетентность
(«Я знаю, что я знаю»)

«Основной »

Сознаваемая некомпетентность
(«Я знаю, что я не знаю»)

(или «номинальный »)

Неосознаваемая некомпетентность
(«Я не знаю, что я не знаю»)

Начальный

Сознаваемая компетентность
(«Я знаю, что я знаю»)

«Учебный »

Сознаваемая некомпетентность
(«Я знаю, что я не знаю»)

(или «потенциальный» )

Неосознаваемая некомпетентность
(«Я не знаю, что я не знаю»)

Переход на более высокую ступень профессионализма невозможен без осознания того, в чем ты еще некомпетентен . А это осознание обусловлено наличием у человека развитой рефлексивной культуры.

Заключение

Предложенный подход позволяет оценить уровень овладения субъектом профессиональной ролью, а также оценить уровень сформированности его профессиональной компетентности. Цикличность процесса профессионализации связывается с разрешением человеком внутренних противоречий, вызванных диалектическим отрицанием сформированного у него ранее отношения к деятельности при переходе субъекта на новый, более высокий уровень.

Список литературы

  1. Дружилов С.А. Обучение и стадии профессиональной компетентности// Непрерывное образование как условие развития творческой личности: Сб. по материалам фестиваля педагогического творчества. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2001. - С.31-33.
  2. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005. - Вып.8. - С.26-44.
  3. Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2011. - 296с.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512с.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312с.
  6. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 288с.

Рецензенты:

  • Замогильный Сергей Иванович, д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук, Энгельсский технологический институт Саратовского государственного технического университета. Саратовская область, г. Энгельс.
  • Ильмушкин Георгий Максимович, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой высшей математики, Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Ульяновская область, г. Димитровград.

Библиографическая ссылка

Дружилов С.А. КРИТЕРИИ И УРОВНИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5446 (дата обращения: 04.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

На любой на работе, на любой должности ценится профессионализм. Но ведь он не возникает из ниоткуда, человек становится профессионалом постепенно, проходя через несколько этапов. Эти этапы называются уровни профессионализма .

Конечно, уровни профессионализма - понятие условное. Разные люди идут к вершинам профессионализма по-разному и достигают их в разное время . В профессиональной жизни случаются взлеты и падения, и иногда бывает так, что человек возвращается на уже пройденные уровни профессионализма вместо того, чтобы двигаться дальше.

Тем не менее, все-таки можно выделить определенные уровни профессионализма, через которые проходит каждый или почти каждый человек. Кто-то проходит через все уровни, кто-то - только через некоторые. Кто-то проходит через них быстро и достигает вершины, а кто-то на одном уровне задерживается годами. Условно выделяют следующие уровни профессионализма .

Допрофессионализм . Через этот уровень проходят все, потому что никто не рождается профессионалом. Даже если вы хорошо учились и имеете на руках красный диплом, практика будет отличаться от теории. Новички могут делать ошибки, продуктивность и результаты труда поначалу не радуют. И только от вас зависит, застрянете ли вы на этом этапе надолго или будете покорять новые уровни профессионализма. Некоторые пассивные люди задерживаются на нем чуть ли не годами.

Профессионализм . Этот уровень охватывают большую часть нашей жизни. К профессионализму человек приходит не сразу, поэтому нельзя четко сказать: вот вчера я был допрофессионалом, а сегодня стал профессионалом. Человек овладевает профессиональными качествами постепенно.

Сначала от трудится по инструкции, по шаблону, потом в его работе появляется место для творчества (естественно, в рамках, обусловленных спецификой деятельности). В идеале профессионал сам ставит себе цели в труде, сам мотивирует себя на работу, видя в ней смысл. Осознав себя в профессии, он не стоит на месте, а движется дальше.

Внутри этого уровня условно можно выделить меньшие уровни профессионализма. Первый - это адаптация к профессии . Человек усваивает специфику работы, нормы, техники и приемы - словом, «вливается» в профессию. Обычно этот этап длится 1-2 года.

Когда основы профессии освоены, наступает этап самоактуализации . Человек осознает возможности, которые предоставляет ему профессия, у него начинает формироваться и укрепляться собственный стиль работы. Работает он не только для того, чтобы заработать деньги, работа становится средством саморазвития и самореализации.

Третий «под-этап» - это этап свободного владения профессией . В идеале человек достигает гармонии в профессиональной деятельности и показывает высокий уровень мастерства. Многие так и остаются на этом этапе, а некоторые выходят на новый уровень - уровень суперпрофессионализма.

Суперпрофессионализм - это расцвет профессиональной деятельности, время достижений и творческих успехов. Обычно такой человек выходит за пределы профессии, и тут есть два основных варианта развития. Суперпрофессионал либо начинает обогащать профессию, делая личный вклад (предлагает новые пути решения проблем, внедряет различные инновации), либо начинает освоение новых профессий, обычно смежных. Во втором случае он становится профессионалом-универсалом.

С выходом на пенсию начинается этап послепрофессионализма . Иногда профессиональная деятельность на этом этапе оказывается в прошлом, человек полностью от нее отходит. Но некоторые люди на этом этапе становятся экспертами, консультантами, делясь с другими своим профессиональным опытом.

Иногда выделяют еще и такой уровень, как псевдопрофессионализм . Внешне человек кажется активным в профессиональной сфере, но на самом деле результат его работы стремится к нулю. По сути, о профессионализме говорить в этом случае не приходится - «имитацию бурной деятельности» вряд ли можно назвать поведением, свойственным настоящим профессионалам. Нередко такой псевдопрофессионализм свойственен « ».

Помните, только от вас зависит, достигнете ли вы высшего уровня профессионализма, став суперпрофессионалом, или так и «зависнете» где-то между допрофессионалом и профессионалом. Но если вы действительно любите свою профессию, бояться нечего : вам покорятся все уровни профессионализма!

В процессе своего профессионального развития человек проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется переходом на новый, качественно иной, более высокий уровень профессионального развития. Е.А.Климов выделяет следующие стадии развития профессионала:

Фаза оптации – период, когда перед человеком встает вопрос о выборе профессии или вынужденной перемене профессии, и человек совершает профессиональный выбор.

Фаза адепта – приверженность определенной профессии и освоение ее (может быть как многолетней подготовкой к профессиональной деятельности, так и кратковременным процессом).

Фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе.

Фаза интернала: достижение стадии опытного работника, который любит свое дело и может успешно выполнять основные профессиональные функции.

Фаза мастерства (продолжается в последующих фазах) – фаза, на которой работник начинает выделяться какими-либо специальными качествами и умениями; может выполнять самые трудные профессиональные задачи.

Фаза авторитета (как и фаза мастерства, суммируется с последующей) – фаза, на которой мастер известен, как минимум, в своем профессиональном кругу, и даже за его пределами; он имеет высокие формальные показатели квалификации.

Фаза наставничества – стадия профессионального развития, на которой авторитетный мастер находит единомышленников, последователей, подражателей, учеников, перенимателей опыта; стадия, на которой профессиональная деятельность становится одним из основных смыслов жизни.

На рисунке схематически представлены основные фазы жизненного пути профессионала:

Н.В. Клюева описывает фазы жизненного пути профессионала применительно к педагогическому труду следующим образом:

Первые пять лет работы происходит адаптация выпускника к условиям работы в школе, когда молодой специалист знает достаточно, но мало умеет. Педагог сосредоточен на себе и своих возможностях. Зачастую учителя с небольшим стажем работы предпочитают дисциплинарные методы воздействия.

В следующие 6-10 лет формируется профессиональная позиция педагога, он совершенствует методы и приемы обучения. В этот период уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутверждаться в глазах коллег и учащихся.

Учителя со стажем работы 11-15 лет зачастую начинают переживать т.н. “педагогический кризис”, связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с детьми) и возможностями. В этот период учителя проявляют наибольший интерес к учащимся, умеют наладить конструктивные отношения с ними, реже используют требования, угрозы и наказания.

16-20 лет работы в школе связаны с вступлением в т.н. кризис “середины жизни”, когда подводятся предварительные итоги жизни, возникает несоответствие между “Я-реальным” и “Я-идеальным”. В этот период возможно временное или стойкое снижение профессионализма, но, с другой стороны, именно этот период может стать временем расцвета профессионализма, увлеченности своей деятельностью.

Наибольших результатов в труде достигают учителя со стажем работы 21-25 лет. К этому периоду у учителя сформированы профессионально важные качества, к тому же, в этом возрасте учителя имеют больше всего возможностей посвятить себя профессии.

Учитель со стажем работы свыше 25 лет может находиться на стадии профессионального развития, которая многими авторами определяется как стадия послепрофессионализма, когда биологическое и профессиональное старение приводят к снижению мастерства. В этом возрасте возможно возникновение такой типичной профессиональной деформации учителя, как синдром сгорания; характерными особенностями этого периода являются также невосприимчивость нового и нарушение отношений партнерства с учащимися.

А.К. Маркова выделяет несколько уровней профессионализма, каждому из которых соответствуют определенные этапы и ступени.

В данной классификации уровней профессионального развития важное значение имеет выделение непрофессионализма в качестве самостоятельного уровня. Непрофессионализм, при котором человек выступает для общества в роли псевдопрофессионала, иногда при этом производя впечатление истинного профессионала, действительно имеет ряд качественных отличий от других уровней профессионального развития.

Труд непрофессионала отличается не только по его эффективности и результатам труда, но и по последствиям для личности самого непрофессионала, которая становится подверженной профессиональным деформациям даже при незначительных трудностях в деятельности. Не принося пользы обществу, непрофессионал наносит существенный вред и самому себе, блокируя свое личностное и профессиональное развитие.

В профессии педагога понятие профессионализма тесно связано с понятием педагогического мастерства. Можно выделить несколько уровней педагогического мастерства:

Репродуктивный – уровень, на котором педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и то, как знает сам;

Адаптивный – когда педагог умеет передавать учебную информацию, учитывая особенности учеников;

Локально моделирующий – педагог, умеющий не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам;

Системно моделирующий знания – на этом уровне педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету;

Системно моделирующий деятельность, согласно которой педагог умеет моделировать систему деятельности, которая в свою очередь формирует у учащихся необходимые свойства.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности: какие бы частные задачи не решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

Выявление закономерностей профессионального развития личности дает возможность, определив, на какой стадии развития в настоящее время находится специалист, предсказать его дальнейший профессиональный путь, оказать психологическую помощь в преодолении кризисов профессионального развития.

До-

профессионал

Человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами проф. деятельности, не достигая высок. и творч. результатов в труде.

Профессионал

Чел. усвоил нормы, правила проф. Д., сознательно выбирает свои цели в труде, превращая работу в свободный труд, превращаясь из деятеля, специалиста в субъект труда, в профессионала.

1 этап адаптации чел. к профессии - первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов и техник, технологии профессии.

2 этап самоактуализации в профессии - осознание своих возможностей, начало саморазвития ср-ми профессии, максимальн. самореализация в Д

3 этап свободного владения профессией, в форме мастерства, гармонизация человека с профессией, усвоение высоких стандартов, воспроизведение на выс. ур-не ранее созданных разработок, методик.

профессионал

Расцвет, высокие достижения и творческие успехи. Человек превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, профессионала-универсала, проявляется творческое обогащение профессии своим личным вкладом.

1 этап свободного владения профессией в форме творчества, обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, авторский вклад в Д., достижение вершин (акме).

2 этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой

3 этап творческого самопроектирования как личности профессионала, т.е. формирование у себя ранее отсутствующих псих. и проф. качеств, самостроительство, самосозидание, достижение вершин в развитии своей личности.

Пост-профессионал По причине пенсионного возраста человек может стать экс-профессионалом, консультантом, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво делящимся своим проф. опытом, опытом достижений и ошибок
  • Профессионализм открывает путь – к достижению успеха и жизненных благ.
  • Профессионализм даёт осознание – собственных возможностей.
  • Профессионализм даёт возможности – для самореализации, идущей во благо профессии.
  • Профессионализм даёт освобождение – от неуверенности в себе.
  • Профессионализм обеспечивает уважение – со стороны коллег.
  • Профессионализм даёт силы – для выполнения всех поставленных задач.

Проявления профессионализма в повседневной жизни

  • Управление. Чем более профессиональные менеджеры стоят во главе крупных структур (в том числе и во главе государств) – тем более успешно функционирует система, которую они возглавляют.
  • Профессиональная деятельность. Чем большего успеха достиг человек в избранной им специальности – тем более высокий профессионализм он демонстрирует.
  • Искусство. Удачные картины художников, стихи, которые «берут за душу», литературные произведения, заставляющие плакать и смеяться – все это ни что иное, как проявление профессионализма их создателей.
  • Спорт. Посмотреть на профессионалов в спорте ежедневно приходят миллионы болельщиков. Суммарная стоимость билетов на хоккейный матч с участием звёзд составляет 2 миллиона долларов США.

Как достичь профессионализма

  • Обучение. Профессионалу в любой области необходимы специальные знания, которые можно получить только в процессе обучения.
  • Опыт работы. Профессионалами не рождаются – в них вырастают. Желание отлично делать порученное дело, работоспособность, добросовестность и инициативность – ступени для приобретения профессионализма.
  • Общение. Общение с людьми более опытными, умудренными, внимательность к их советам и рекомендациям– помогает выработке профессионализма.
  • Повышение квалификации. Не стоит пренебрегать возможностью повысить свою квалификацию – пределов совершенству, в том числе и в профессиональной области, нет!

Золотая середина

Дилетантизм

Профессионализм

Перфекционизм

Крылатые выражения о профессионализме

Сотни воителей стоит один врачеватель искусный. - Гомер - Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество. - Лидия Гинзбург - Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями. - Али Апшерони - Любитель живет надеждами; профессионал работает. - Гарсон Кейнин - Дэвид Майстер / Истинный профессионализм Дэвид Майстер рассматривает профессионализм в контексте клиентоориентированного бизнеса – отношения к делу, сотрудникам и клиентам. Содержит эффективные методики повышения уровня профессионализма. Том Питерс / Человек-бренд Вершина личного профессионализма – это когда человек становится единственным в своем роде уникальным специалистом, востребованным и незаменимым. Как стать полноценным брендом, таким как бренды ведущих компаний, учит эта книга.

УРОВНИ, ЭТАПЫ, СТУПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА (2)

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения («откаты»), на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут очень отличаться друг от друга.

Тем не менее каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе проходит всякий в течение профессиональной жизни. Выделим уровни профессионализма и изложим их (от низших к высшим).

1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный груд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке труда могут проходить длительно и постепенно, а также в разных вариациях у различных людей.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах, Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Достичь такого уровня профессионализма, конечно,– заветная мечта каждого думающего и активного человека, желающего оставить добрый след своих дел в опыте человечества. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личностное развитие; или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это так или иначе характеризует отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.

Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь восхождения от одного к другим уровням профессионализма.

Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательное овладение этапами. Ниже мы излагаем условно выделенные нами этапы и ступени на пути к профессионализму. Подчеркнем, что эти этапы и ступени разных уровней могут наблюдаться у человека одновременно и параллельно друг с другом, относительно высокие уровни и ступени могут сосуществовать с более низкими, что в целом характеризует индивидуальное своеобразие и неповторимость профессионального пути конкретного человека.

Перейдем к обсуждению более дробных членений в уровнях профессионализма – к его стадиям, ступеням. Отметим, что сами эти наименования – уровни, этапы, стадии – тоже условны, читатель может заменить их другими, возможно, более подходящими словами, мы же стремимся привлечь внимание к неоднородности профессионального пути человека.

Рассмотрим этапы внутри главных интересующих нас уровней – профессионализма и суперпрофессионализма.

Внутри уровня профессионализма мы выделяем следующие этапы:

– этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

– этап самоактуализации человека в профессии; осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

– этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Внутри уровня суперпрофессионализма выделим следующие этапы:

– этап свободного владения профессией в форме творчества: обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («акме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды или проектирование новой професси-ональой среды, иногда создание человеком новой профессии;

– этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;

– этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала, то есть формирование человеком у себя ранее отсутствующих психологических и профессиональных качеств (а не просто упрочение имеющихся качеств, как на предыдущих этапах), самостроительство, самосозидание; достижение вершин («акме») в развитии своей личности.

Уровня профессионализма может достигнуть практически каждый человек. Уровень суперпрофессионализма в принципе доступен каждому здоровому человеку. Надо только понимать, что профессиональное творчество существенно влияет на образ и стиль жизни человека. Творчество как правило становится доминирующим мотивом в жизнедеятельности человека. Ни в коем случае профессиональное творчество не должно означать жертвенности, нанесения ущерба развитию личности человека, его полноценной жизни, ограничивать простор для развития личности человека. Профессиональное творчество, хотя и отнимает много сил и времени человека, вместе с тем одухотворяет человека, поднимает его над повседневностью, дает мощные стимулы развитию личности человека, освещает его внутренним светом.

Внутри уровней профессионализма, суперпрофессионализма и намеченных выше этапов человеку бывает необходимо преодолеть ряд ступеней – овладеть спектром новых задач и связанных с ними приемов, технологий, что в целом образует профессиональные позиции. Например, учитель обычно вначале осваивает профессиональную позицию предметника, передающего знания учащимся, затем ставит методические задачи, овладевая позицией методиста, позднее усваивает приемы самодиагностики, диагностики учащихся, укрепляет себя в позициях самодиагноста, диагноста и т.д.

Целесообразно выделение достаточно большого числа этих промежуточных ступеней профессионального роста (что может лечь в основу многоступенчатой тарифной сетки). Каждая из них должна иметь качественное отличие от других и иметь определенное обозначение, в котором выражено, в чем именно состоит «приращение» профессионализма на этой ступени. Овладение профессионализмом в этом смысле – это последовательное восхождение от одной его ступени к другой. Дробное расчленение пути к профессионализму на ряд отрезков может дать ориентиры специалисту в проектировании своего профессионального роста, эксперту – более точные основания при оценивании труда работников.

Подчеркнем еще раз, что названные выше уровни, этапы, ступени профессионализма ни в коей мере не являются жесткой схемой, а лишь широкой и гибкой ориентировочной основой, откуда специалист в зависимости от своего профессионального мировоззрения, а руководитель с учетом концепции развития организации могут заимствовать для использования некоторые психологические критерии и ориентиры.

Приведем разработанные нами ступени (профессиональные позиции) внутри каждого из уровней и этапов.

На уровне профессионализма внутри этапа адаптации к профессионализму ступенями могут быть: стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации, специалист, сотрудничающий с социально-психологическими службами и др.

На уровне профессионализма внутри этапа самоактуализации человека в профессии ступенями могут быть: самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность с Я-концепцией, самопрогнозирующий свой профессиональный путь специалист, самосохраняющийся специалист, профессионально обучаемый, имеющий внутренний локус профессионального контроля, готовый к дифференцированной оценке своего труда, самореализующий свои индивидуальные возможности, конфликтоустойчивый и др.

На уровне профессионализма внутри этапа гармонизации человека с профессией и мастерства ступенями профессионализма могут выступить: мастер в профессиональной деятельности, мастер в профессиональном общении, диагност, гуманист с ориентацией на развитие личности другого человека в труде, учитывающий индивидуальность другого человека, воспитатель, консультант и наставник, координатор, управленец, эксперт и др. Образно выражены этапы и грани профессийнализма учителя (цит. по 4. в 1.5., с. 29): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

На уровне суперпрофессионализма внутри этапа творческого вклада человека в профессию ступенями профессионализма могут быть: участник и инициатор инноваций, творец и новатор, исследователь, экспериментатор, а также специалист, оздорав-ливающий профессиональную среду или преобразующий ее, источник духовных ценностей, достигающий вершин («акме») в своей профессиональной деятельности и др.

На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа свободного владения несколькими смежными профессиями и переключения от одной к другой ступенями являются: смежник, универсал.

На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа творческого саморазвития ступенями являются: самосозидатель, достигающий вершин («акме») в развитии своей личности и др.

Уровни, этапы и ступени профессионализма представлены в табл. 5. По мере роста профессионализма специалист, поднимаясь от ступени к ступени, «обрастает» описанными профессиональными позициями, все более приближаясь к профессионализму.

В разных профессиях ступени профессионализма, профессиональные позиции могут отличаться. Так, в научном коллективе были выделены (1) следующие возможные профессиональные роли: фанатик, пионер, диагностик, эрудит, техник, эстет, методолог, мыслитель, исполнитель, проходимец, генератор идей, эксперт, организатор, критик, коммуникатор, мастер, программист, переводчик, мотиватор, афорист, классик, романтик, учитель, координатор демагог, скрупулезный, администратор, одиночка, популяризатор, идеолог.

Восхождение человека к профессионализму не есть линейный планомерный процесс, этот процесс может забегать вперед, оставляя необеспеченные участки, «белые пятна» в профессиональном портрете работника. Неравномерность разных этапов и ступеней внутри них возможна и у разных специалистов, и у одного человека на разных ступенях его профессионального роста. Известно, например, что молодой учитель на этале адаптации профессии в чем-то может оказаться в роли творца (предложив школе что-то новое), еще не став мастером, и в этом будет состоять его индивидуальная траектория профессионального роста. Или учитель, достигший мастерства, может не быть осознанной индивидуальностью, то есть хорошо обучая детей, он не задумывается о своем индивидуальном стиле. Этапы и ступени внутри них жестко не связаны друг с другом.

Этапы, ступени профессионализма специалиста могут быть соотнесены также с зонами его развития. Каждый этап и ступень профессионализма обычно сначала находятся у специалиста в зоне его ближайшего развития, а затем переходят в зону актуального развития. Например, учитель может находиться на этапе адаптации или самоактуализации, но при благоприятных условиях у него проявляются новые потенциальные возможности, признаки позиции мастера, диагноста, экспериментатора, которые позднее войдут в наличный фонд его развития. Помочь специалисту увидеть зону ближайшего профессионального развития, перспективу его профессионального роста – важная задача гуманистически ориентированного профессионального оценивания, аттестации.

Каждый уровень, этап, ступень профессионализма предъявляет неодинаковые требования к психологическим качествам человека – к мотивации, к мышлению, к личности, к моторике и др. Например, на ступени «убежденный специалист» необходимо наличие устойчивой профессиональной направленности, мотивации; на ступени «эрудит» – важны осведомленность, широкий запас профессиональных знаний, владение теорией; на ступени «самодиагност» – наличие самосознания, саморефлексии, оптимизма, позитивной Я-концепции; ступень «мастера» требует от специалиста профессионального целепо-лагания и мышления, интуиции и импровизации, владения рациональными приемами и технологиями; на ступени «диагноста, эксперта» важно владение приемами и эталонами профессионального оценивания коллег, наличие психологического такта и этики, эмпатии; ступень «творца» (новатора, изобретателя) возможна при наличии гибкого профессионального мышления, мотивационной готовности к инновациям; ступень «исследователя, экспериментатора» требует владения методами проведения научного исследования, развитого профессионального системного мышления, зрелого профессионального мировоззрения.

Переход на новый уровень, этап, ступень профессионализма может оцениваться как самим человеком (при самооценивании, самоаттестации), так и комиссией независимых экспертов. Желательно, чтобы владение каждой новой ступенью профессионализма человеком сопровождалось бы моральными и материальными поощрениями, которые заранее известны специалисту и мотивируют его к активной работе для перехода на более высокий уровень, ступень профессионализма.

Психологические уровни, этапы и ступени на пути к профессионализму

уровни

роль человека в труде

этапы

ступени

допрофессио-нализм

индивид, работник социндивид, допрофессионал

первичн. ознаком с профессией

дилетант, самоучка

профессионализм

деятель, специалист, субъект труда, профессионал

адаптация человека к профессии

стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации

самоактуализация человека в профессии

самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность, самопрогнозирующий специалист, самосохраняющийся специалист, имеющий внутренний локус контроля, реализующий свои индивидуальные возможности и др.

свободное владение профес. в форме мас-терст., гармония с профессией

мастер в профессиональной деятельности и в профессиональном общении, диагност, гуманист, консультант, наставник, координатор, эксперт

суперпрофессионализм

творец, суперпрофессионал

свободное владение профес в форме творчества

участник и инициатор инноваций, новатор, исследователь, экспериментатор, достигающий вершин («акме») в профессиональной деятельности, специалист, оздоравли-вающий профессиональную среду, источник духовных профессиональных ценностей

овладение рядом смежных профессией

универсал

творчес. са-мопроекти-ров себя как лично сти

самосозидатель; достигающий вершин («акме») в развитии своей личности

непрофессионализм

псевдопрофессионал

выполнение труда по профес. искажен, нормам, на фоне деформации личности

узкий специалист, фанатик работы, работник с неэффективной профессиональной деятельностью, специалист с деформированной личностью.

послепро-фессионализм

профессионал в прошлом

завершение профессион. деятельности

наставник, консультант, эксперт



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх