Технология квестов. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии

Приложение 2

Использование современной игровой технологии квест в образовательном процессе.

«Игра - путь к познанию мира, в котором они (дети)

живут и который призваны изменить».

M. Горький

Игра как педагогическая технология никогда не теряет своей актуальности.

Как метод обучения игру люди использовали с давних времен. И в настоящее время она находит самое широкое применение в педагогике.

В современном образовании игровая деятельность используется, как активный метод обучения для освоения учебных предметов, и может быть использован как для групповой, так и для индивидуальной работы, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.

Сегодня цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.

Слово «Квест» - сравнительно новое для нашей аудитории.

Дословно с английского языка - это «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

По-другому, квестовые игры называют – «игры разума» и секретики.

Для достижения всех своих целей, герою квеста следует должным образом использовать предметы игрового мира. Весь сюжет квеста изобилует различными подсказками, которые и помогают вам решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной головоломки.

Квест – это способ исследования.

Квестовые игры популярны у людей всех возрастов. Взрослым они помогают отвлечься и отдохнуть, а детям – развивать умение правильно мыслить и находить выход их трудных ситуаций.

Что такое живые квесты? Живые квесты - это игры, которые проходят в реальном мире, а не на экране. Каждый игрок перевоплощается в одного из героев, но если в фильме всё известно заранее, то ход и развязку живого квеста определяют участники. Игра проходит в общении, но не за одним столом.

Полное погружение в атмосферу приключения и невероятная концентрация действий и событий – вот обязательные компоненты живого квеста, который как хороший фильм или книга, оставляет после себя яркие воспоминания и заставляет задуматься.

Как современная образовательная технология квест решает следующие задачи :

Образовательные - вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающие - развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности , умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательные - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение.

Правила квестов

В мире игровых квестов есть ряд негласных правил.

Правило первое: увидев какой-то предмет, обязательно возьмите его – вдруг пригодится?

Правило второе : встретив нового персонажа, обязательно поговорите с ним – вдруг он скажет что-то важное?

Правило третье: оказавшись на новом месте. Внимательно прочтите описание – вдруг в тексте будет дана какая-нибудь подсказка? Подсказки разбиты на три категории: предметы, персонажи и «что делать?»

Словарь квестов

- Место. Подойдет любое, достаточно просторное помещение. Учитывайте количество участников, по возможности разбейте их на команды.

- Время прохождения – время которое тратиться на прохождение игры.

- Дресс-код. Идеальный дресс-код – футболка и джинсы. Можно подарить всем участникам значки или медальоны, а на них написать тему, дату проведения и замысловатый девиз квеста.

- Декор. Не помешает задекорировать помещение всякими шпионскими штучками, бутафорскими картами, подсказками, картами с флажками. Также можно создать коллажи из вырезок газет. Часть декора может быть непосредственно и частью подсказок и самого квеста.

- Задания – этап сценария игры, который состоит из одного или нескольких вопросов.

- Капитан – обязательный участник команды, который представляет ее интересы перед организаторами.

- Команда – добровольное объединение, зарегистрированное для участия в игре.

- Карта – это карта местности

- Метки – это те самые подсказки, которые позволяют находить и выполнять задания, а иногда и позволяют в расшифровке и выполнении самого задания, что приближает к финалу и победе.

Грамотность

  • Анализ словообразовательных моделей как средство повышения орфографической грамотности учащихся
  • Коррекция орфографических и пунктуационных умений и навыков старшеклассников как средство повышения уровня правописной грамотности. Автореферат
  • Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах
  • Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, посвященного дню грамотности: «В начале было слово»
  • Грамотность в век информационных технологий: в поисках концептуального единства
  • Информационная грамотность как приоритет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: российский взгляд на проблему
Смотрите полные списки:

Как организовать образовательный квест: методические рекомендации, правила проведения и сценарий квеста для урока английского языка.

Немного о себе : Меня зовут Вадим Суслов, я преподаватель английского и экономики, сценарист, писатель,предприниматель. Работал с детьми разных возрастов от 5 до 16 лет.

Что меня мотивировало к созданию образовательных квестов?

Во-первых, это строгие рамки программы. Мы с вами должны понимать, что за 1 год или, например, за 6 лет, ребёнок не выучит английский язык. Дай Бог, если он его за 11 лет освоит. Это важно понимать и принимать. Поэтому главное – это привить интерес ребёнку, мотивировать его на изучение языка.

Во-вторых, ко многим детям нужен индивидуальный подход, а образовательные квесты, в данном случае, служат идеальным универсальным инструментом.

В-третьих, квесты помогают вовлечь в образовательный процесс учеников с плохой успеваемостью.

И, конечно же, что может быть лучше, чем детские эмоции, подлинные и чистые? Тот самый долгожданный фидбэк, которого так ждет каждый преподаватель.

Информация усваивается лучше во время игры – это был и есть мой девиз. Детям в возрасте 5,6,7 лет не очень интересна грамматика или правила, им интересен преподаватель и его инструментарий.

Синопсис образовательного квеста (по пунктам) или гайдлайн для начинающих

1. Раздайте детям распечатанный квест (лист с заданиями).
2. Объясните правила и порядок прохождения, установите жесткий тайминг.
3. Протестируйте в режиме бета-тест квест на небольшой группе учеников.

4. Преподносите легенду по частям, не “выгружайте” все сразу, если это не
олимпиада или соревнование.
5. Старайтесь делать загадки параллельными, чтобы все участники были задействованы в процессе. При этом не забывайте о логике квеста.
6. При создании квеста придумайте проблему и плавно подводите игроков к ее решению. Если речь идет о начальной школе, то постарайтесь ввести в игру негативного персонажа.
7. Используйте как можно больше инструментов при проведении квеста, таких как сейф, УФ-фонарик, УФ-маркер, кодовые замки и т.п.

Подобные квесты не стоит устраивать каждый день. Достаточно 1-2 в месяц, в первую очередь, с целью закрепления пройденного материала.

Сложно ли реализовать подобный квест? Нет, не сложно. Для проведения простого квеста достаточно иметь этот скромный набор :

  • Лист ватмана
  • Цветные маркеры или фломастеры
  • Ножницы
  • Бумага
  • Ручки
  • Щепотку фантазии

Как показывают мой опыт, оптимальное количество участников в одной команде – от 4 до 5 человек.

Темы могут быть любые: Олимпиада Будущего или Расследование века.

Согласно исследованиям наиболее популярные темы квеста – это побег из тюрьмы или ограбление. Эти темы универсальны, они одинаково нравятся и мужчинам и женщинам и при этом могут быть адаптированы для образовательных квестов.

Например, легенда может быть следующей: ученики оказались запертыми в трюме на борту корабля «Незнания».

Предлагаю уже готовый сценарий образовательного квеста. Сценарий прошел проверку на территории Открытого мира.

Образовательный квест по английскому языку

Вводная по сценарию:
Игроки – группа профессиональных спортсменов олимпийцев из будущего. Легенда (рассказывается игрокам или прописывается на листе с заданиями): вот и наступило далекое будущее на дворе 2166 год. Многие известные в 21 веке вещи претерпели значительные изменения: летающие машины, забота об экологии, общество вегетарианцев и многое другое. В том числе досталось и спорту, а точнее – олимпийским играм, теперь в спортсменах ценится не сила, а знания или навыки. Так вот, сегодня для вас наступил тот самый день, которого с нетерпением ждут все спортсмены со всего мира. Именно здесь и сейчас, вам предстоит показать себя и раскрыть все свои навыки и умения. Не забывайте, что ваша цель – это набрать как можно баллов и попасть в ТОП рейтинга. Как вам известно, все победители получают приз.

Итак, ваша команда готова, время пошло!

Специфика квеста:

  1. Перед квестом всем командам раздают специальные листы с заданиями.
  2. Заданий немного, все они рассчитаны на 15-20 минут.
  3. Игрокам предстоит заполнить несколько полей в листе с заданиями (квестовый лист), поэтому рекомендуется снабдить игроков ручкой или карандашом.
  4. Для реализации квеста вам понадобятся следующие предметы или реквизит:
    карандаши, ручки, листы с заданиями, 2 листа ватмана (несколько), проектор и
    ведущий – актер (но можно и без него), таймер, диктофон с записью, пробковый
    стенд (как в школах), повязки на глаза (4 штуки), теннисные мячики, сосуды 4
    штуки с наполнением, свисток и визуальная линия начала.
  5. Система стимула – три команды попавшие в ТОП рейтинга получают призы:
    автомобиль марки Porsche, билет в жизнь, путевку на планету England.
  6. За прохождение заданий (препятствий) игроки получают баллы.
  7. Игроки должны очень внимательно читать задания.

Ход квеста:

Игроки берут-получают листы с квестом (заданиями) и читают легенду . По ходу прочтения легенды игроки понимают,что они являются игроками и что их ожидает какое-то соревнование.

После прочтения легенды игрокам предстоит заполнить поле в верхушке квест-листа. В свободном поле “TEAM:” игроки должны придумать и вписать на английском языке название своей команды .

TEAM: (for example: FOX, Balls)

Задание № 1 (на ватмане)

После того, как игроки вписали название команды, они отправляются к ватману с характерной цифрой один (под цифрой: one).

Что на ватмане: помимо цифры, также на ватмане игроки увидят рисунок, а под ним зашифрованное послание и маленький кроссворд (5 слов).

Расшифровать послание: pmizb n (иконка сердце или буква в сердце с намеком на следующее задание) можно только при помощи “мастер буквы”(буква с которой начинается кодирование), используя при этом шифр Юлия Цезаря.

Шифр Юлия Цезаря

Шифр Цезаря - это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3, А была бы заменена на Г, Б станет Д, и так далее.

Для того, чтобы получить “мастер букву” и разгадать зашифрованное послание – игроки должны отгадать кроссворд (расположен на том же листе ватмана).

Кроссворд состоит из пяти слов и абсолютно линеен, т.е. для его решения нужно последовательно вписывать слова, но в качестве вопросов используются картинки (рисунки или что-то еще). Разделить каждую картинку как поле в игре морской бой.


Кроссворд-рисунок

Примеры вопросов/ответы

  1. Что вы видите на рисунке? (animals)
  2. 3Х1 (sheep)
  3. 2X5 (pig)
  4. Животное с длинной шеей? (giraffe)
  5. Эта буква находится в алфавите между первой буквой ответа на четвертый
    вопрос и вами (тобой – I)
  6. Игроки расшифровали код и получили следующее послание: “сердце” (можно на английском heart F).

С помощью расшифрованного сообщения игроки понимают, к какому стенду им нужно идти дальше, и какую карточку нужно вытянуть со следующего стола.

За это задание игроки получат максимум 5 баллов . На усмотрение ведущего.

Задание № 2 (стенд)

На следующем стенде нарисовано сердце. На столе возле стенда лежат 10 карточек с различными заданиями (на лицевой стороне каждой карточки игроки видят букву английского алфавита). Перевернув карточку с буквой , игроки обнаружат задание.

  • Говорить 5 мин писклявым голосом.
  • После каждого слова говорить слово СЭР на протяжении 10 минут.

Задача пройти предыдущие задание и не гадать на “кофейной гуще”, а вытащить с первого раза карточку с нужным заданием.

За выполнение этого задания игроки получат максимум 4 балла (на усмотрение ведущего).

Задание № 3

Игрокам необходимо сделать селфи с ведущим на его фоне и выложить в инстаграм или другую социальную сеть с хэштегом (например) #сценарийквестклауд, #квестпланетаинглэнд

За выполнение этого задания игроки получат максимум 4 балла (на усмотрение ведущего).

Задание № 4

Задание на ловкость. Задание простое и проводится (и оценивается) ведущим: проговорите фразу и одновременно бросайте и ловите мячики (теннисные).

  • “Whether the weather be fine
  • Whether the weather be cold
  • Or whether the weather be not.
  • We will walk together.
  • Whatever the weather
  • Whether we like it or not.”

После оценки ведущего игроки получают баллы от 1 до 5. И составляют слово из букв на мячиках (игроки могут получить дополнительные баллы) “courage” – смелость.

Задание № 5

Всех игроков ждет задние на смелость. Игрокам (всей команде) завязывают глаза. Им необходимо засунуть руку в определенные четыре ниши. Вам на выбор: ваза, банка, дыра, шляпа. После чего, нащупать там (внутри) предмет и описать его английскими словами, а другие члены команды должны отгадать его и заполнить свободные ячейки в квест-листе.

Трудность и специфика заключается в том, что помимо описание игрокам предстоит засунуть руку в разные сосуды с “мерзким содержанием (в тактильном плане)”. Пример наполнения сосудов “мерзостями” : сосуд с насекомыми (игрушечными), сосуд с плюшем или волосами, сосуд с рисом, сосуд с слизняком, сосуд с лего или с водой.

Описательные предметы (популярные слова):

  • звездочка (игрушка)
  • книга или пластиковая вилка
  • кольцо
  • очки, камень (цветок)

Примечание: сосуды или коробки расположены на столе.

Для пущего WOW эффекта , в момент прохождения задания на смелость,стоит использовать локальные звуки (из колонки) из “ужастиков/хоррор фильмов”.

Техника безопасности: желательно использовать пластиковые сосуды, чтобы они не разбились, и не было повреждений от осколков.

Заключение

Игроки отправляются к школьной доске. Результат игроков записывается ведущим, после чего они покидают зону проведения квеста.

Поздравления от ведущего!

Приложение 1. Содержание квест-листа (для игроков)

Игроки- группа профессиональных спортсменов олимпийцев.
Легенда (рассказывается игрокам или прописывается на листе с заданиями):
Вот и наступило далекое будущее на дворе 2166 год. Многие известные в 21
веке вещи по терпели значительные изменения: летающие машины, забота об
экологии, общество вегетарианцев и многое другое. В том числе досталось и
спорту, а точнее – олимпийским играм, теперь в спортсменах ценится не сила,
а знания или навыки. Так вот, сегодня для вас наступил тот самый день,
которого с нетерпением ждут все спортсмены со всего мира. Именно здесь и
сейчас, вам предстоит показать себя и раскрыть все свои навыки и умения. Не
забывайте, что ваша цель – это набрать как можно баллов и попасть в ТОП
рейтинга. Как вам известно, все победители -получают приз. Итак, ваша
команда готова, время пошло!
✔️ Вас ожидает препятствие ONE.
✔️ Вытащите нужную карточку. Вам поможет найденная в расшифровке лишняя
буква.
✔️ Проговорите фразу и одновременно бросайте и ловите мячики.
✔️ Будь смелым и сообразительным. (4-е свободных поля)
✔️ Финальный зачет. Произнесите четыре “нащупанных” слова.

Вадим Суслов. Надеюсь моя статья была полезной! Также вы можете заказать мою книгу «Квест» – в ней вы найдёте все ответы на ваши вопросы, которые касаются квестов. Если есть вопросы, то пишите мне на электронную почту ([email protected]) или ищите вконтакте: https://vk.com/the_tastyfood. Мой сайт: www.quest-cloud.biz

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Одним из главных считается то, чтобы ученик был включен в активную познавательную деятельность. А что может помочь в решении данной задачи лучше, чем игра. Ведь это обусловлено и природой детей, и их возрастными особенностями. Дети любят играть. Только меняются формы игр. Сейчас огромную популярность приобретают различные КВЕСТЫ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов

МОУ ООШ п. Северный

Хвалынского района

Саратовской области,

Купцова О.В.

«Использование КВЕСТ - технологии в начальной школе»

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Одним из главных считается то, чтобы ученик был включен в активную познавательную деятельность. А что может помочь в решении данной задачи лучше, чем игра. Ведь это обусловлено и природой детей, и их возрастными особенностями.

Дети любят играть. Только меняются формы игр. Сейчас огромную популярность приобретают различные КВЕСТЫ. И это неудивительно.

Во-первых, это современно.

Во-вторых, каждый ребенок в такой игре может проявить активность благодаря ее необычному формату.

В – третьих, данная технология универсальна. Это может быть веб-формат или живой, их можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. На основе КВЕСТА можно построить целый урок или только его определенный этап. С помощью КВЕСТА можно решать разные задачи: проверить полученные ранее знания или провести контроль их усвоения, объяснить новый материал и систематизировать прошедший. КВЕСТЫ развивают внимание и умение мыслить логически, учат принимать решения в нестандартных ситуациях и работать в команде.

Так что же такое КВЕСТ?

КВЕСТ – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету к намеченной цели. Сюжет в свою очередь может быть компьютерным, литературным, игровым. В нем дети могут столкнуться с различными проблемами, персонажами. Главное, через череду препятствий достигнуть поставленной цели.

В качестве примера приведу опыт использования КВЕСТ- технологии на этапе урока математики во 2-ом классе (тема: «Закрепление изученного за год»).

Начинается урок с деления детей на группы:

Сегодня урок у нас будет не простой. И начнем мы его необычно. У меня в руках волшебная шляпа, которая поможет нам разделиться на команды. Подойдите ко мне и выберите карточку. (Дети достают домики с разным цветом крыши и рассаживаются на заранее приготовленные места).

Сколько команд у нас получилось? (Три).

В какой сказке она есть в названии? (Три поросенка)

Мы отправимся в путешествие с этими сказочными героями и будем им помогать.

Далее следует этап актуализации знаний и постановки проблемы. Особенностью КВЕСТА является присутствие в сюжете «крючка». Таким может быть запутанный сюжет, загадка, детектив, поиск «сокровищ», спасение персонажа или какая-либо другая деятельность в форме игры. Это необходимо для мотивации детей. Поэтому главное – проявить свое воображение.

Я выбрала следующую историю: «Жили-были на свете три поросенка. Однажды они решили прогуляться по лесу. Погода была замечательная. Поросята так увлеклись своей прогулкой, что даже не заметили, как далеко ушли от своих домиков. К тому же в лесу их встретил злой Волк, и они еле – еле убежали от него. А когда пришли в себя, поняли, что заблудились в лесу. И как вернуться домой, не знают». И далее ставится задача:

– Нам нужно выполнить задания, чтобы получить карту, которая поможет вернуться героям домой.

После этого начинается работа с маршрутными листами. Детям поясняю, что решение заданий не только поможет герою, но даст возможность им получить оценку. Во время выполнения заданий оказываю индивидуальную помощь и ставлю баллы в маршрутный лист. Группы приступают к решению заданий. Каждое из них является логическим продолжением следующего. И в конце приводит к нужному результату. Дети помогают пройти героям через «Математическое болото», перебраться через «Геометрические горы», перейти на другой берег речки «Задачки» (подробное содержание испытаний представлено на странице ). Выполненные задания оцениваются определенным количеством баллов, зафиксированных в маршрутном листе. Что касается формата заданий, их можно сделать в традиционном виде (распечатанные карточки) или в интерактивном варианте с использованием многочисленных сервисов для создания пазлов, кроссвордов, интерактивных заданий, ребусов (тогда для этого на этапе игры, где будут присутствовать такие задания, необходим доступ к интернету).

После выполнения заданий нужно обязательно подсчитать, сколько баллов набрала каждая группа (дети выполняют подсчет и выставляют оценку). Оценка может ставиться общая на всю группу или на каждого участника. Тогда это должно быть прописано в маршрутном листе.

Как я отмечала ранее, КВЕСТ – технология универсальная. Её можно использовать на различных предметах.

Интересно ее применять на уроках литературного чтения. Есть прием «сундучок времени». В него мы помещаем неизвестные слова, старинные предметы из произведения, зашифрованные с помощью ребусов и анаграмм имена главных героев. И на основе этого придумываем задания: найти значение слов или самим составить словарь неизвестных слов, подобрать пословицы с ними, составить кроссворд, написать синквейн и др.

Большой интерес вызывают уроки с использованием «машины времени». Можно, например, отправиться в Древнюю Русь и там, выполнив задания, познакомиться с новой былиной или посетить Лукоморье, где кот ученый будет не только рассказывать сказки, но проверять знания учеников о творчестве А.С. Пушкина.

Можно проводить КВЕСТ по творчеству одного или группы писателей, объединенных одной темой или жанром произведений.

Например, при изучении раздела «Русские баснописцы. Творчество И.А. Крылова», класс делится на три группы. Каждой даются определенные басни писателя. Внутри группы дети распределяют роли (художники, языковеды, литераторы). После прочтения произведений, участники выполняют свои задания:

Художники соотносят иллюстрации произведения с отрывком, рисуют обложки; составляют картинный план произведения;

Языковеды находят неизвестные слова, объясняют их значение или соотносят с уже данными, составляют словарь, кроссворд по басне, подбирают пословицы и устойчивые выражения с этими словами;

Литераторы определяют мораль басни, устанавливают, какой персонаж говорил те или иные слова, дают определения литературным терминам.

Задания для групп могут быть представлены в виде теста или викторины.

Конечным итогом становится обсуждение получившихся результатов, обмен мнениями и инсценировка понравившейся басни.

Во внеурочной деятельности КВЕСТЫ в начальной школе используются при организации предметных недель, проведении классных часов, экскурсий.

В качестве примера приведу план предметной недели по окружающему миру в начальных классах (1-4 классы). Задания для каждого класса подбираются в соответствие с возрастом. Среди учеников выбираются капитаны, которым раздаются оценочные листы. В них после каждого выполненного задания будут выставляться баллы. Их подсчет производится в последний день недели.

День недели/название этапа

1 день «Знатоки леса»

Открытие предметной недели. Знакомство с планом мероприятий и правилами игры. Викторина.

2 день «Загадки природы»

Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок

3 день «Следопыты»

Составление пословиц о природе из зашифрованных заданий, разгадывание шарад, работа с иллюстрациями.

4 день «Друзья природы»

Конкурс рисунков и плакатов

5 день «Как прекрасен этот мир»

Выступление агитбригад (домашнее задание), подсчет баллов, определение победителей. Награждение.

Предметная неделя по русскому языку строилась в форме путешествия в «Страну грамматики». Вместо маршрутных листов детям давалась карта. Каждое пройденное испытание оценивалось словом из высказывания о русском языке. После выполнения последнего задания дети должны были сложить из них эту фразу.

Таким образом, КВЕСТ учит детей планировать свою деятельность, работать в команде, считаться с чужим мнением, решать нестандартные проблемы. Многие скажут, что КВЕСТ - это тот самый урок – путешествие. Может быть. Но есть прекрасное высказывание нашего народа, о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Ведь главное результат: знания детей и их интерес к учебе. И КВЕСТ действительно помогает в достижении этой цели.


В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, базирующийся на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности - образовательная деятельность в формате Квеста замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест - как образовательная технология

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм в практике дошкольного образования можно считать Квест - игру.
В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, базирующийся на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности -образовательная деятельность в формате Квеста замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений.

По версии энциклопедии wikipedia.org понятие quest (квест) имеет несколько значений. Приведем примеры некоторых из них:
Приключенческая игра (quest - поиски), требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Quest - поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета. В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей
Квест - компьютерная игра-повествование, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач;
Квест - задание, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения получаете бонусы. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место (не всегда указанное) и выполнить очередное задание
Квест - интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами
Веб-квест (Web-Quest – в переводе с английского языка quest – это поиск, web – паутина, сеть. Дословный перевод: веб-квест = интернет-поиск) – это самостоятельная поисковая деятельность на просторах сети Интернет по одной или нескольким ветвям заранее заготовленного маршрута к определенной цели, поставленной в начале маршрута, в ходе которой приходится получать и анализировать встречающуюся информацию для того, чтобы перейти к следующему этапу на пути к цели.
Образовательный веб-квест – это сайт в сети Интернет, который содержит проблемное задание для учащихся с элементами ролевой игры. Для выполнения задания используются как библиотечный фонд, так и информационные ресурсы сети Интернет.
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.

Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч.

Технология может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ее основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.
Любая образовательная технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков. Сокол И.Н. рассматривает Квест как технологию, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.

Квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Квест может быть как краткосрочным, в рамках одного занятия, так и долгосрочным, занимающие неделю, месяц, квартал.

Квест предполагает выполнение детьми проблемных заданий c элементами ролевой игры. Образовательный квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Важно также обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды.
Квест направлен на совершенствование у педагогов навыков аналитического и творческого мышления; педагог, создающий проект в рамках квеста, повышает уровень методической, информационной и коммуникационной компетенции, ему предоставляется возможность проявить свои творческие и конструктивные способности, совершенствовать навыки владения различными информационными компьютерными программами.
Квест - технология имеет ряд особенностей:

Образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
- самовыражению ребенка способствует внедрение технических средств обучения (совместный поиск с родителями и сверстниками информации в сети Интернет по ссылкам, данным в задании, что дает родителю уверенность в качестве и правдивости информации);
- целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребенка;
- образовательная деятельность может быть организована в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей совместно с родителями;
- может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Проанализировав разработанную Сокол И.Н. обобщенную классификацию, и адаптировав ее к реалиям современного дошкольного образовательного учреждения, можно сделать вывод, что возможность реализации образовательных задач в формате Квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста.

В квестах можно выделить такие виды:
- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.
По типу образовательных задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча).
Квесты могут иметь следующие формы:
- создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме;
- планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;
- трансформация информации, полученной из разных источников (создание книги кулинарных рецептов, выставки, и т.д.);
- творческая работа в определенном жанре – создание пьесы, стихов, песни, рисунка, коллажа;
- поиск и систематизация информации;
- детектив, головоломка, таинственная история, выводы на основе противоречивых фактов

Структура Образовательного квеста:
Вариант
Пролог. Здесь происходит знакомство с сюжетом, и распределение ролей.
Экспозиция. Это прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач.
Эпилог. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.

2. Вариант

Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий Квеста, предварительный план работы, обзор всего Квеста.
Задание , которое понятно, интересно и выполнимо детьми самостоятельно и совместно с родителями. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; проговорена проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть защищена; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио-носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику Квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий Квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в Квесте.
Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении работы над Квестом.

Виды заданий для веб-квестов .
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка , таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных источников.

Проводиться квесты могут в самых разных местах: в замкнутом помещении - в группе, в зале, в музее, квесты на природе – на участке, на экскурсии. Среди них особенно интересен геокэшинг – квест на открытой местности с поиском клада, тайника и с элементами ориентирования на местности.
Сущность детского квеста Детские игры-квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.
Рассмотрим эти позиции на примере квест – игры «Форт Баярд».
В процессе поиска «сокровищ» дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.
Квест – игра начинается в группе, где перед детьми ставится цель - получить сокровища форта Баярд. Первые задания всегда интеллектуального направления кроссворды, головоломки, складывание пазлов.
При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее дети, правильно сложив фото - пазлы, получают подсказку и видят, куда направится их команда. Одним из направлений всегда является спортивная площадка (спортивный зал или бассейн), где дети выполняют задания в виде спортивных эстафет, с игровым содержанием: доплыть до подсказки по «Океану», забраться на «мачту корабля», побывать в гостях у «Мудреца» и решить задачу подсказку и т.д. за что получают поощрительные жетоны. При выполнении физических упражнений дети стремятся к поиску оптимального (осмысленного) отношения к этой задачи (например: отгадав загадку, нужно пролезть через «паутину» и снять с нее правильную отгадку, загаданную старцем Фуро).
Один из этапов может быть музыкальный зал, где дети могут выполнить задания с музыкальным сопровождением и использованием интерактивной доски; преодолеть страх и «вытащить из-под покрывала записку, которая находится в одной емкости с разными насекомыми и гадами).
Заканчивается квест – игра решением всех задач, поставленных перед игроками.
В дошкольном учреждении Квест можно активно использовать для совместного образования взрослых и детей, мотивации на создание тандема взрослый-ребенок. Как пример можно привести Квест к проекту «Куколка любимая моя», где дети с родителями каждый день отправляются в путешествие от одной станции до другой и выполняют различные несложные задания: пазл «Одень куклу», открытка «День рождения любимой куклы», песенки для любимой куклы и многое, что могут реализовать заинтересованные дети и родители.
Таким образом, при использовании современных способов передачи и обработки информации, индивидуальной работе с родителями и детьми, учитывая их особенности, становится возможным организовать работу с родителями на новом уровне, с учетом требований современного общества.

При работе над Квестом у воспитанников развивается ряд компетентностей:
- самообучение и самоорганизация;

Работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений (обязательно проведение презентаций проектов).

Формирование потребности добывать знания, выстраивать работу по алгоритму;

Приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде, формулирование выявленной закономерности в виде гипотезы, её доказательство и представление результатов работы;
- делает собственный выбор роли, ресурсов;
- пользуется разнообразными информационными источниками: материалами хрестоматий, пособий, ресурсами, размещенными в Интернете.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.


Педагогическая технология «Квест игра » как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры».

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.

В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше.дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки.

При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

В каких бы условиях ни проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детскогосада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут:

Способствовать всестороннему развитию детей;

Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;

Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;

Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно

социально-коммуникативного,

познавательного,

речевого,

художественно-эстетического и физического развития;

Создание положительного эмоционального настроя.

Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так жерешением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но инеобходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:

написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;

подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота,

подсказки и т.д.);

разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, нобезопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений

могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество спосещением малоизученных «уголков»;

при методической разработке заданий необходимо опираться не только на ужеимеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.

Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствоватьтематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

Благодаряпроведению квестов предметно-развивающая среда (ПРС) учреждения всегда мобильна,что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ПРС, согласно заданной тематике,могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередьспособствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности иразвитию наблюдательности у детей.

Подготовка реквизита для проведения каждого задания.

Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной иинтересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме,и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательствевзрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данномслучае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не кпрямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу отавторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.

Результаты

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятсяболее раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатсявместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят отклассической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.

Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ :

1. Разработать сценарий

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий

3. Подготовить музыкальное сопровождение

4. Разработать презентацию для вступительной части

5. Оформить наглядные материалы («карты» )

6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

Своеобразие современного педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра В настоящее время приключенческие игры, которые называют квестами, приобрели особую популярность. Такое наименование целого класса игр пришло из английского языка. Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит «вопрос», а «quest» - это поиск, разыскиваемый предмет.Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В процессе поиска «сокровищ» дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.

Немного о технологии проведения ИГРЫ. Квест – игра начинается в группе, где перед детьми ставится цель. Первые задания всегда интеллектуального направления кроссворды, головоломки, складывание пазлов.

При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее дети, правильно сложив фото - пазлы, получают подсказку и видят, куда направится их команда. Одним из направлений всегда является спортивная площадка (спортивный зал или бассейн), где дети выполняют задания в виде спортивных эстафет, с игровым содержанием: доплыть до подсказки по «Океану», забраться на «мачту корабля», побывать в гостях у «Мудреца» и решить задачу подсказку и т.д. за что получают поощрительные жетоны. При выполнении физических упражнений дети стремятся к поиску оптимального (осмысленного) отношения к этой задачи (например: отгадав загадку, нужно пролезть через «паутину» и снять с нее правильную отгадку, загаданную старцем Фуро).

Один из этапов может быть музыкальный зал, где дети могут выполнить задания с музыкальным сопровождением и использованием интерактивной доски; преодолеть страх и «вытащить из-под покрывала записку, которая находится в одной емкости с разными насекомыми и гадами). Заканчивается квест – игра решением всех задач, поставленных перед игроками.

Процесс интеграции также присутствует в квест – играх. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

тайники в квесте должны быть такие, чтобы каждую записку приходилось добывать и отыскивать.

Аккуратно развернуть шоколадное яйцо, горячим ножом разнять половинки, вытащить “желток”, опустошить и вложить в него записку, А потом собрать все, как было.

Заморозить в кубике льда.

Написать молоком или лимонным соком. Упаковать этот листок вместе со свечкой и зажигалкой.

Положить в контейнер, привязать к нему бечевку и вывесить за окно. Задача ребенка – наматывать бечевку на карандаш, пока не покажется записка.

Запечь в печенье.

Выложить к месту следующего тайника указатели из предметов или пометить путь наклейками.

Назвать предмет, которых в квартире несколько (стол, подоконник, ботинок) – задача ребенка будет вспомнить и обыскать все подобные места.

Закопать в миске с крупой. Дополнительным условием тут может быть не рыться руками, а использовать палочки, вилки или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.

Искать контейнер с запиской на ощупь. Тут хорошо бы придумать естественное ограничение. Например спрятать записку, а с ней – всякие мелкие игрушки, в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.

Записку в контейнере пустить плавать в ванну. Но прежде приделать к контейнеру петельку, за которую и доставать его с помощью удочки. А можно сделать несколько контейнеров – с запиской и фальшивые и предложить ребенку вылавливать их из воды сачком.

Спрятать в шкатулку и закрыть ее на навесной замочек. Поиск ключа может стать отдельным развлечением.

Сделать множество свертков, и лишь в одном из них спрятать записку.

Написать текст белым восковым мелком. Задача ребенка – закрасить лист красками, чтобы текст стал хорошо виден.

Положить контейнер достаточно высоко и предложить сбить его “снежками” из смятой бумаги.

Указать вместо очередного тайника имя кого-то из домочадцев. Для получения следующей записки ребенку потребуется выполнить задание этого человека.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх