Свято-покровский авраамиево-городецкий мужской монастырь. Авраамиев городецкий монастырь

Авраамиево-Городецкий монастырь основан в XIV столетий преподобным Авраамием Чухломским. Авраамий прибыл в данные места из пустыни Радонежской по благословению своего учителя Сергия ради уединения сначала расположился на берегу Галичского озера, где и основал монастырь во имя Успения Божией Матери, получивший впоследствии название Новозаозерским. Потом, углубляясь в леса далее, и однако же, находимый учениками своими, положил основание на местах своего жительства еще двум монастырям: Ризоположенскому и Собора Пресвятой Богородицы - и, наконец, прибыл к Чухломскому озеру, и там в подгори, близ самых вод, построил для молитвы деревянную часовню.

Но и здесь преподобный недолго жил в одиночестве. Прежние ученики последовали за ним. Он благословлял приходящих жить на горе, а к себе дозволял приходить для исповедания помыслов. Когда число братии начало увеличиваться, Авраамий строит храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезою, заводит устав, и создает общежитие. Число братии еще при жизни преподобного было около 100 человек. Достигнув глубокой старости и желая последние дни провести в совершенном безмолвии, он назначил вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия, а сам ушел из монастыря, перенеся из-под горы исходную свою часовню. Предчувствую свою кончину, он созвал всю братию и дав им наставления о достойном иночестве, скончался 20 июля 1375. Причисление преподобного Авраамия к лику святых состоялось в 1553 году.

Монастырь в XVI-XX веках

После Авраамия до закрытия монастыря сменилось 70 настоятелей, один из которых - игумен Протасий (1550-1564) является автором жития преподобного Авраамия.
В XIV- XV веках строения обители были деревянными. В 1608 по содействию царя Василия Ивановича Шуйского в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (преставившегося в день пророка Ильи). Из-за свержения в 1610 царя Василия Шуйского и трагических событий Смутного времени строительство Покровского собора было закончено лишь в 1631 году. В конце сороковых - начале пятидесятых годов XVIII века над Святыми вратами монастыря был возведен одноглавый Никольский храм, а во второй половине XVII трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом преподобного Авраамия Галичского. В1860-е годы этот храм был разобран. В 1764 -1768 годах был построена каменная ограда с четырьмя небольшими башнями по углам. В 1841 году был построен каменный настоятельский братский корпус. За оградой монастыря был построен каменный гостиничный корпус для паломников. В 1857 году Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделами преподобного Авраамия и пророка Илии, освященный в 1867 году.

В первой половине семидесятых годов XIX века возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль монастыря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского озера, поставленная на том месте, где первоначально поселился преподобный Авраамий и устроил источник - ставший чудотворным.

В XV-XVIII веках монастырь активно занимается хозяйственной деятельностью, являясь в масштабаз края довольно крупным собственником. Уже к середине XV века ему принадлежали соляная варница и несколько четвертей варниц в Соли Галицкой (г. Соликамск) в 1450 году они были освобождены от всех пошлин. Варницами обитель владела вплоть до XVII века. Во второй половине XV века великий князь московский Иоанн Третий Васильевич выдал монастырю жалованную грамоту на исключительное право рыбной ловли в реках, «которые… исстари к тому монастырю тянут»: Вексе, Святище, Соне и Мокше. В1622 году на территории современных Чухломского, Солигаличского и Галичского районов обители принадлежали: 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей. В Галиче на посаде у монастыря был свой двор. Свои вотчины монастырь сохранял до реформы 1764 года, накануне которой число монастырских крестьян составляло 833 человека. Монастырские ярмарки приносили ежегодный доход около 250 рублей серебром.

В ходе реформ 1764 года монастырь, по уважению к мощам преподобного Авраамия, монастырь не был закрыт, но переведен в разряд заштатных. По свидетельству ведомости, поданной в консисторию в 1768 году, большая часть зданий обветшала и восстановить их не было возможности за недостатком средств. В 1775 году, кроме настоятеля игумена Антония, в обители проживал только один престарелый монах. По резолюции епископа Костромского Симона (Лагова) богослужения совершались раз в неделю священниками из окрестных сел. При строителе игумене Аркадии (1800-1823) благосостояние обители улучшилось - было заведено общежитие, отремонтированы ветхие здания, выстроены новые. В середине 19 века монастырю принадлежит несколько водяных мельниц на реке Вексе, в Костроме - ряд сенокосных дач и некоторое количество пахотной земли, торговые лавки, сдаваемые внаем во время четырех ежегоднчх ярмарок, приуроченных к престольным праздникам обители: Крестоходовая - 3 июля, Авраамиеская - 19 июля, Ильинская - 20 июля, Покровская - 1 октября. Сохранилось за ним и право ловли рыбы «по примыкающей к монастырю стороне Чухломского озера».

В стенах обители захоронены представители рода Лермонтовых, в том числе и основатель рода - Георг (Юрий Андреевич) Лермонт (умер в 1634г), шотландец по происхождению. В 1613 году он перешел из польской армии на службу к русскому царю, пожаловавшему ему вотчины под Чухломой. Об этом свидетельствует костромской краевед Александр Александрович Григоров. Кроме того, на территории монастыря находятся родовые усыпальницы Шелешпавских, Катениных, Черезиных и других.

В начале XX века Авраамиево-Городецкий монастырь обладал образцово организованным хозяйством и был главным украшением Чухломской земли.

Разрушительную революцию принес России XX век. Новой власти оказалось ненужным богатейшее духовное наследие, накопленное многими поколениями. По декрету от 30 августа 1938 года монастырь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 году вместе с другими ценностями из обителями была изъята серебряная рака, установленная в 1896 году над мощами преподобного Авраамия. Местонахождение ее до сих пор неизвестно. Сначала двадцатых и до середины тридцатых годов 20 века в монастыре находился детдом. В конце 1928 года монастырь был закрыт. Последний архимандрит принял мученическую смерть (1936/37).

Возрождение монастыря

Первый молебен среди руин монастыря был совершен 1 августа 1990 года епископом Костромским и Галичским Александром 25 марта 1991 года весь комплекс монастыря был передан Костромской епархии Русской Православной Церкви и началось его возрождение.
1 августа 1991 года, в день памяти преподобного Авраамия, епископ Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в монастыре после шестидесятилетнего перерыва. Трудами наместника обители игумена (с 3 мая 1994 года архимандрита) Никандра (Анпилогова) и братии монастыря древняя Авраамиево- Городецкая обитель - первый мужской монастырь, возродившийся на Костромской земле, - вновь начал обретать свое духовное значение, стал местом паломничества верующих со всех концов нашей Русской земли.

В апреле 1992 года был восстановлен надвратный теплый храм во имя святого Николая Чудотворца. 22 мая 1992 года в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти преподобного Авраамия, 1 августа 1992 года, на звонницу был поднят колокол, а в мае 1993 года епископ Александр освятил Никольский храм, а 1 августа того же года - теплый Собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1993 года был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый преподобным Авраамием под горой, близ озера, и над ним поставлена новая часовня.

В октябре 1993 года на восстановленную шестидесятиметровую колокольню был поставлен крест, а в апреле 1994 года, к празднику Святой Пасхи, подняты девять колоколов. 6 июня 1995 года архиепископ Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» со всеми пределами: в честь иконы Божией Матери «Умиление», во имя святого пророка Илии и во имя преподобного Авраамия. С этого времени в летний период на всех престолах поочередного совершаются богослужения.

В 1997 - 2000 годах было завершено возведение и состоялось освящение часовни с участием представителей ассоциации «Лермонтовское наследие» в память о погребенных в обители предках рода Лермонтовых.

Произведены и закончены ремонтные работы по восстановлению и отделке братского и настоятельского корпусов, проведен водопровод, асфальтированы дорожки монастыря и прилегающие к нему подъезды и подходы. К юбилею по случаю 650-летию явления иконы «Умиления» преподобному Авраамию полностью восстановлены иконостасы всех храмов монастыря. В 2001-2008 годах была построена купальня у источника преподобного, завершено строительство входов в собор «Умиление», восстановлены стены (частично), построены две угловые башни, заменены покрытия куполов и установлены новые вызолоченные кресты на храмах, расписаны внутренние помещения храма Святителя Николая, храма Покрова Пресвятой Богородицы и помещение крипта преподобного Авраамия в нижней части собора «умиления», произведена полная фасадная отделка стен всех храмов монастыря и колокольни. В 2011 году на источнике преподобного Авраамия произведен ремонт - отделка часовни колодца и купальни, благоустроены подходы к ним, проведено электрическое освещение, в том числе и на установленном лестничном спуске к источнику. Также и после пожара в монастыре произведены расчистные и некоторые восстановительные работы. Но, как и вовсе времена, главной задачей монастырской жизни является обеспечение духовной и богослужение жизни обители. Понемногу восстанавливается библиотека, пострадавшая при пожаре 4-5 раз в неделю совершаются уставные суточные богослужения, поминовение и молитвы о живых и усопших, совершаются таинства, необходимые как помощь и поддержка для прохождения иноческого пути, также рясофорные и монашеские постриги. В настоящее время в монастыре число постоянной братии составляет 10 человек.

Икона пресвятой Богородицы «Умиление»

Главная икона Божией Матери «Умиление» была обретена преподобным Авраамием Городецким в 1350 году близ города Галича. Как и великий духовный наставник преподобного - Сергий Радонежский - Авраамий с особой любовью и благоговением почитал Пресвятую Богородицу. Он любил молиться Божией Матери в уединенном месте, у подножия небольшой горы на берегу Галичского озера. Однажды после молитвы святой услышал обращенный к нему небесный глас «Авраамий! Взыде на гору, где стоит икона Матери Господней.» Воззрев с благоговейным трепетом на гору, преподобный увидел на вершине ея, на одном из деревьев, икону Царицы Небесной, окруженную дивным сиянием. Подвижник благоговейно поклонился образу до земли, и икона сама спустилась с дерева на его руки.

На месте чудесного явления иконы преподобный Авраамий основал иноческую обитель - первый из четырех монастырей, созданных им в пределах Костромского края. Икона Божией Матери «Умиление» прославленная впоследствии многими чудотворениями, стала одной из главных святынь древней Галичской земли.

С этого времени почитание преподобного Авраамия и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становятся неразделимы. Не случайно на иконах преподобный Авраамий изображается, как правило, именно с этими святым образом в руках. После закрытия монастыря икона была вывезена и настоящее местонахождение ее неизвестно.
В данное время в Авраамиево-Городецком монастыре хранится чтимая копия с образа Божией Матери «Умиление».

Святыни монастыря

Главной святыней монастыря обители является мощи преподобного Авраамия, основателя обители, почивающие под спудом. Крест от вериг преподобного Авраамия хранится в древнем Покровском соборе. Шитый покров с его изображением, чудом уцелевший и пребывавший до 1993 года в Успенском храме города Чухломы, перенесен в монастырь и находится в новой раке над святыми мощами Преподобного. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» после закрытия обители исчезла. В настоящее время особо почитаются точный список с этой иконы, - он находится над царскими вратами, - а также ростовой и поясничный образы преподобного Авраамия с иконой Божией Матери «Умиление» в руках.

Среди святынь Авраамиево-Городецкого монастыря - частицы мощей Равноапостольной Марии Магдалины, святой великомученицы Варвары, святой мученицы Татианы, преподобного Никиты, епископа Новгородского, святителя Гурия, архиепископа Казанского, святителей Иоанна и Павла Тобольских, святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского, всех отцов Киево-Печерских и старцев Оптинских и многих других (около двухсот частиц мощей угодников Божиих, прославленных от первых веков Христианства, до новомучеников Российских).

Наиболее крупная частица мощей (палец)преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского, находится в серебряном ковчежце иконы Преподобного, помещенной в раку.
С благоговением хранятся в обители частицы Гроба Господня, Гроба Пресвятой Богородицы, Горы Голгофы, Дуба Мамврийского и другие святыни, привезенные со Святой земли (Палестины и Синая).


Перемены, произошедшие в стране нашей в начале 80-х годов, сделали возможным то, что ранее немыслимо было даже представить, - в частности, широкое возрождение монастырской жизни. Одним из первых шагов епископа Костромского и Галичского Александра (Могилева), возглавившего Костромскую епархию в сентябре 1989 года, была постановка перед областными властями вопроса о возвращении Авраамиево-Городецкого монастыря Русской Православной Церкви. Днем начала возрождения древней обители можно считать 1 августа 1990 года, когда впервые, после 1928 года, среди монастырских руин зазвучали церковные песнопения: епископ Александр совершил на территории монастыря молебен и заупокойную литию по почившей братии обители, а в полуразрушенном здании собора в честь иконы Божией Матери «Умиление» архиерейский хор пропел величание преподобному Авраамию.

31 января 1991 года, принимая во внимание ходатайство Костромского епархиального управления, Чухломский райисполком принял решение о передаче епархии комплекса Авраамиево-Городецкого монастыря. 25 марта это решение было утверждено Костромским облисполкомом. В апреле 1991 года епископ Александр обратился к жителям Костромской области с призывом о помощи в возрождении монастыря. В обращении, в частности, говорилось: «...Вот уже более полувека святое место сие находится в поругании. Более полувека лишь дух разорения, запустения и разрушения царствует здесь. Трудно сегодня представить, глядя на это скорбное место, на останки монастырских строений и храмов, что некогда место это было воистину предивным, живым, исполненным благодати Божией. Трудно вообразить сегодня, что некогда у стен этой обители (...) шумела богатая многолюдная ярмарка, на которую съезжались едва ли не все жители двух соседних уездов - Чухломского и Солигаличского. И кто из тех жителей не приходил поклониться святым мощам преподобного Авраамия, и по сей день хранящимся под спудом, ныне, увы, - в полуразрушенном древнем Покровском соборе... Как долго ожидали они воскрешения этой святой обители! И вот время пришло. Нынешней весной монастырь передан Костромской епархии. Несмотря на ее крайне стесненное материальное положение, она приступает к восстановлению этой древней обители».

Уже в июне 1991 года в монастыре приступили к восстановительным работам учащиеся открывшегося осенью 1990 года в Костроме Духовного училища. Вместе с ними трудились российские студенты (Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова) и иностранные студенты - потомки русских эмигрантов из Франции, Голландии, Греции и других стран, приехавшие на Чухломское озеро по направлению ассоциации «Родина» (символично, что молодежь, начинавшая возрождение монастыря, проживала в бывшем пионерском лагере имени Павлика Морозова). В июне и июле территория обители была очищена - вырублены деревья и кустарники, выкошен бурьян. 24 июля 1991 года оживший Авраамиево-Городецкий монастырь посетила большая группа (из 56 человек) представителей рода Лермонтовых, впервые приехавших из разных мест поклониться могилам предков, погребенных в стенах обители.

День памяти преподобного Авраамия 1 августа 1991 года впервые за много десятилетий был отмечен большим празднованием в монастыре на Чухломском озере. С утра на машинах и автобусах в обитель съехались верующие со всего Чухломского района, пришли жители окрестных сел и деревень. Впервые с 1928 года в стенах монастыря под открытым небом, среди руин епископом Александром в сослужении духовенства, прибывшего из нескольких районов области, была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения епископ Александр обратился к молящимся со словом. «Ныне - особый для нас день, - сказал он, - и на особенном месте находимся мы с вами. Сегодня вся Русская земля собралась в Дивееве. Там встречает она цельбоносные святые мощи преподобного Серафима Саровского, своего молитвенника и подвижника, - мощи, вновь обретенные как знак Божией милости к нам, исстрадавшимся, измучившимся в жестоком и греховном веке сем.

Сегодня многие и многие тысячи русских православных людей стеклись в Дивеево, чтобы единым сердцем и едиными устами помолиться угоднику Божию, миротворцу всероссийскому, чтобы его святая молитва, яко фимиам, вознеслась ко Господу - молитва о спасении многострадальной земли нашей.

И мы с вами пришли на это святое, хотя и поруганное, место чтобы в едином молитвенном порыве душ и сердец наших прославить другого угодника Божия - преподобного Авраамия Городецкого и Чухломского, ученика и сподвижника преподобного Сергия Радонежского. Сегодня мы зрим в скорби великой: те святые места, рядом с которыми воспитывался, духовно возрастал русский человек, почти все поруганы. Горько и больно видеть нам страшные руины нашей Святой Руси. Но Господь не оставил нас Своею милостию. Многие заблудшие люди выходят на свет веры православной, возвращаются в лоно святой и соборной Церкви...».

После литургии были совершены водосвятный молебен и крестный ход по монастырю, во время которого епископ Александр окропил святой водой все постройки обители. Возле собора в честь иконы Божией Матери «Умиление» была отслужена панихида по всей усопшей братии монастыря с сугубым поминовением насельников обители, ставших жертвами богоборческих гонений.

Следующий - 1992 год - юбилейный год 600-летия преставления ко Господу преподобного Сергия Радонежского, широко отмечавшийся по всей России, стал временем решающих перемен в судьбе Авраамиевой обители. В январе 1992 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви наместником монастыря был назначен игумен (ныне - архимандрит) Никандр (Анпилогов). С появлением наместника и первых насельников возрождение монастыря, священноархимандритом которой является управляющий Костромской епархией, приобрело качественно иной характер: в стенах обители наконец возжглась лампада монашеской молитвы, началось возрождение духовной жизни древней святыни. Весной завершилось восстановление Никольского надвратного храма; 18 апреля его главку увенчал святой крест, а 22 мая, в праздничный день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, в первом возрожденном храме обители начались постоянные богослужения. Летом 1992 года на восстановительных работах в обители вновь трудились учащиеся Костромского Духовного училища и иностранные студенты - в основном члены молодежного христианского движения Евангелической Церкви земли Баварии (ФРГ), активно помогавшей возрождению монастыря на протяжении нескольких лет. Накануне дня празднования памяти преподобного Авраамия на колокольню был поднят первый колокол весом 1360 килограммов. 1 августа 1992 года его благовест встречал всех пришедших на праздник, вновь становящийся традиционным для жителей Чухломской земли. Впервые в стенах обители епископа Александра торжественно встречали наместник монастыря и еще немногочисленная братия. При большом стечении молящихся вновь под открытым небом были совершены Божественная литургия и крестный ход.

В последующие годы трудами наместника и братии восстановление обители непрерывно продолжалось. В мае 1993 года был найден и расчищен колодец, вырытый преподобным Авраамием, в нем установили новый сруб. 1 августа 1993 года епископ Александр освятил древнейший храм обители, Покровский собор, в который накануне - 31 июля - из Успенской церкви Чухломы была перенесена находившаяся там с 1928 года одна из чудом сохранившихся монастырских плащаниц с изображением преподобного Авраамия. Октябрь 1993 года был ознаменован освящением и установкой креста на монастырскую колокольню, а в апреле 1994 года к празднику Пасхи на нее подняли еще девять колоколов; таким образом, общее число колоколов в обители достигло десяти.

31 июля 1994 года наместник монастыря архимандрит Никандр совершил малое освящение собора в честь иконы Божией Матери «Умиление», а 1 августа в храме, где еще не было иконостаса и стояли строительные леса, архиепископ Костромской и Галичский Александр в сослужении духовенства епархии совершил первую за много десятилетий Божественную литургию. К этому времени удалось расчистить заваленную битым кирпичом и мусором крипту собора; над покоящимися там под спудом святыми мощами основателя монастыря была вновь устроена гробница с возложенной на нее старинной плащаницей. На следующий год над колодцем, выкопанным преподобным Авраамием, на основании сохранившихся старых фотографий была восстановлена деревянная часовня, освященная архиепископом Александром 1 августа 1995 года. В 1996 году представители международной ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтов-Лермонтовых из различных стран мира, в связи с 400-летием со дня рождения основателя русской ветви этого рода Джорджа Лермонта предложили возвести в монастыре памятную часовню. 1 августа 1996 года архиепископ Александр совершил ее торжественную закладку. Летом 1997 года часовня (автор проекта - проживающий в США член ассоциации М. А. Лермонтов) была возведена, и 21 сентября в присутствии членов ассоциации во главе с ее президентом М. Ю. Лермонтовым архимандрит Никандр совершил ее освящение.

Так, за сравнительно короткий период Авраамиево-Городецкий монастырь на Чухломском озере восстал из руин. Конечно, многое еще предстоит сделать, но главное совершилось - обитель духовно возродилась, вновь стала неотъемлемой частью церковной жизни Чухломского края. Ныне, как и в прошедшие века, над озером разносится звон монастырских колоколов, теплятся огоньки свечей пред иконами и лампады над гробницей преподобного Авраамия...

Можно надеяться, что милостью Божией вслед за Авраамиево-Городец-ким монастырем возродятся и храмы - преемники трех других обителей, основанных святым Авраамием, - церковь Успения Божией Матери в селе Умиление над Галичским озером и храм Собора Пресвятой Богородицы в селе Коровье.

Значение преподобного Авраамия для Костромской земли трудно переоценить. Основатель четырех монастырей, «неутомимый просветитель» (так характеризовал его известный церковный историк М.В.Толстой), великий молитвенник и труженик, тайнозритель духовного мира и смиренный подвижник, он является для Костромского края тем, кем стал для всей Русской земли его великий наставник-преподобный Сергий Радонежский. Около семи десятилетий уходящего XX века имя и дела святого подвергались забвению и поруганию, посвященные ему храмы разрушали и оскверняли. Но все усилия богоборцев были тщетны; память о преподобном жила и тогда, когда казалось, что «мутные волны всеобщего неверия (...) вот-вот захлестнут и потушат одинокие огоньки светлой веры», и «ни народные бедствия, ни нравственные переломы в обществе» не могли изгладить ее. Знаменательно, что в год великой исторической даты 2000-летия Рождества Христова мы отмечаем и 625-летие преставления ко Господу преподобного Авраамия - великого подвижника, всю жизнь благовествовавшего веру Христову на Костромской земле.

1) Напротив райцентра Чухлома Костромской области через одноимённое озеро ледникового происхождения находится небольшое село Ножкино с мужским Авраамиевым Городецким монастырём XVI века, основанным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского.


2) Сначала посмотрим на само село Ножкино, население которого 290 человек на момент 2015 года.

3) В слове "Ножкино" буква "Ж" трансформировалась из буквы "С",а село прежде называлось "Носкино", из-за того, что во времена Святого Авраамия монастырский холм создавался из наношенной сюда земли. В этих местах люди исцеляли святой водой больные ноги. Первоначальное расположение села было в форме ноги.

4)

5) Авраамий жил в XIV веке. Вначале он был в числе братии нижегородского Печерского монастыря, а затем перешёл в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и стал его учеником. Позднее с его благословения Авраамий удалился в Галич-Мерьское княжество и занялся устройством новых монастырей, основав 4 обители, 3 из которых в XVIII в. кроме Городецкого были упразднены и стали приходскими церквями. Сам же преподобный Авраамий скончался в Городецком монастыре в 1375 году.
Слева на фото - колокольня 1870-1879 гг. постройки работы мастерской К. Тона.

6) Справа Собор иконы Божией Матери "Умиление" белого цвета, возведённый в 1857-1867 гг. по проекту мастерской К. Тона, автора Храма Христа Спасителя в Москве.
Слева более серое по цвету здание - Покровская церковь, 1 каменная постройка монастыря в 1607-1631 гг.

7) Спуск к Чухломскому озеру, возле его берега - небольшая купель и источник, откуда местные жители и паломники могут набрать воды себе.

8) Красота умозрения в камне.

9) Обитель и виды села.

10)

11)

12) Монастырская стена.

13) Среди захоронений есть могила предка поэта Михаила Лермонтова - Георг (Джордж) Лермонта (англ. George Learmonth), который был шотландцем по-происхождению. Этот человек участвовал на стороне польского короля Сигизмунда III в русско-польской войне 1609-1618 гг. во время Смуты. Во время осады Москвы 2 народным ополчением Кузьми Минина и Дмитрия Пожарского он также состоял в польском отряде, который, поняв бесперспективность дальнейшего сопротивления, капитулировал. Многие из попавших в плен, в том числе Георг Лермонт, предпочли перейти на русскую службу, подав челобитную новоизбранному царю Михаилу Фёдоровичу. Он перешёл в православие и принял русское имя Юрий Андреевич. Царь пожаловал ему поместье в Галицком уезде к северу от Костромы. Сам же Юрий Лермонт погиб во время Смоленской войны 1632-1634 гг. при попытке выбить у поляков Смоленск. Так его и похоронили здесь, в Авраамиевом Городецком монастыре под Чухломой.

14) Церковь Николая Чудотворца.

15) Ещё в самом селе находится вторая Покровская церковь, возведённая на средства местных крестьян в 1826-1831 гг.

16)

17)

18) Можно ли любоваться видами села? Конечно.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх