Старт в науке. Исследовательская работа на тему " причины и профилактика нарушений зрения у школьников" Проблема нарушения зрения у школьников

  • 1.3 Особенности развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения
  • 1.4 Особенности развития зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности детей с нарушением зрения
  • Часть 2. Содержание педагогической работы по развитию зрительного восприятия младших школьников на общеобразовательных уроках
  • 2. 1 Коррекционная направленность общеобразовательных уроков
  • В начальных классах
  • 2.2 Программные требования и методические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 1 класса общеобразовательной школы
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Изобразительное искусство
  • Приучение детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию
  • Математика
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно – следственных связей
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения Математика
  • Изобразительное искусство
  • 2.3 Программные требования и методические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 2 класса общеобразовательной школы
  • Методические приемы и примерные виды заданий, способствующие развитию зрительного восприятия учащихся 2 класса общеобразовательной школы
  • На листе бумаги
  • Математика
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Приучение детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию
  • Трудовое обучение
  • Изобразительное искусство
  • Математика
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Изобразительное искусство
  • Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления
  • Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения Изобразительное искусство
  • 2.4 Программные требования и методические приемы по развитию зрительного восприятия учащихся 3 класса общеобразовательной школы
  • Методические приемы и примерные виды заданий, способствующие развитию зрительного восприятия учащихся 3 класса общеобразовательной школы
  • Изобразительное искусство
  • Приучение детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию
  • Математика
  • Активизация зрительно – целостных образов и сенсорных эталонов
  • Природоведение
  • Трудовое обучение
  • Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно – следственных связей Математика
  • Трудовое обучение
  • Методические приемы и примерные виды заданий, способствующие развитию зрительного восприятия учащихся 4 класса общеобразовательной школы
  • Изобразительное искусство
  • Математика
  • Изобразительное искусство
  • 2.6 Виды заданий на тренировку свойств зрительного восприятия младших школьников на общеобразовательных уроках
  • Уроки русского языка
  • Порядок проведения упражнений для развития зрительного восприятия:
  • Уроки математики
  • Уроки окружающего мира
  • Уроки окружающего мира
  • Уроки русского языка и математики
  • Порядок проведения упражнений для развития зрительного восприятия:
  • Уроки русского языка
  • Уроки математики
  • Уроки окружающего мира
  • Индивидуальная карта обследования зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения
  • Изучение восприятия зрительных сенсорных эталонов Изучение восприятия цвета
  • Изучение восприятия формы
  • Исследование восприятия величины
  • Изучение развития зрительно-моторной координации
  • Изучение развития зрительно-пространственного восприятия
  • Изучение развития восприятия сложной формы
  • Изучение восприятия сюжетной картины
  • Медико-педагогические требования к работе учителя по охране зрения учащихся
  • Оптимальные размеры школьной мебели
  • Рекомендации учителю по использованию наглядности при работе с учащимися с нарушением зрения
  • Рекомендации учителю по использованию демонстрационного материала на общеобразовательных уроках в условиях зрительной недостаточности
  • Памятка для педагогов по организации и проведению гимнастики для глаз
  • Рекомендации по работе за компьютером для учащихся с нарушением зрения
  • Приложение 7 Рекомендации педагогу по оформлению слайдов для компьютерных презентаций
  • Содержание программы
  • Раздел 1. Психолого-педагогические основы охраны зрения и развития зрительного восприятия у младших школьников
  • Тема 1. Теоретические аспекты охраны зрения и развития зрительного восприятия школьников с нормальным и нарушенным зрением и пути его совершенствования.
  • Тема 2. Особенности развития зрительного восприятия младших школьников с нормальным и нарушенным зрением в учебной деятельности.
  • Раздел 2. Организационно-методические основы развития зрительного восприятия младших школьников в условиях образовательного процесса.
  • Тема 1. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия в структуре образовательного процессе школ.
  • Тема 2. Психолого-педагогические основы диагностики зрительного восприятия младших школьников.
  • Вопросы и задания для самостоятельной работы
  • Контрольные вопросы для проведения зачета
  • Основная литература по курсам повышения квалификации:
  • Дополнительная литература по курсам повышения квалификации:
  • 1.2 Наиболее распространенные нарушения зрения у детей школьного возраста

    Близорукость (миопия) – характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении они приближают книгу к глазам, сильно наклоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов – это первые признаки развития миопии, которые педагоги и родители не должны оставлять без внимания. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15-20 минут. Различается три степени миопии: слабая степень – до 3D; средняя – от 3 до 6D; высокая степень – свыше – 6D. В исследованиях С.И. Шкарлова, В.Е. Романовского выделяется две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии. Так, к первой группе относятся факторы, характеризующие общее состояние организма: перенесенные заболевания, хронические интоксикации, наследственность. В свою очередь, вторую группу составляют факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение, неправильная посадка во время чтения и письма, несоответствующий подбор мебели в школе и дома, несоблюдение режима дня. Для лечения данного заболевания применяются очковая коррекция, контактные линзы, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, точечный массаж, а также большое значение для профилактики близорукости и приостановления ее прогрессирования отводится специально разработанным комплексам упражнений.

    Дальнозоркость (гиперметропия) – характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к десяти годам глаза, становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким (Э.С. Аветисов, Д,Д. Демирчоглян и др.). При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат. Поэтому напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах и в области лба, также могут иметь место головокружения (А.В. Васильева). Различают три степени дальнозоркости: слабая степень – до 3D; средняя – от 3 до 6D; высокая степень – свыше – 6D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи, зрачок сужен, размеры глаза уменьшены. Кроме того, параллельно может развиваться сходящееся косоглазие. Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее ее выявление и очковая коррекция могут предупредить возникновение косоглазия.

    Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность соединять их изображения в единый зрительный образ. Причинами этого заболевания могут выступать: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка (М.А. Пеньков, С.Ф. Зубарев). Принято различать содружественное и паралитическое косоглазие. Так, при содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Непосредственной причиной возникновения этого вида косоглазия является отсутствие точного совмещения зрительных осей глазных яблок с объектом фиксации (рассматриваемым предметом) и невозможность удержать их на объекте фиксации, так как основной регулятор (бинокулярное зрение расстроен. Необходимо отметить, что этот вид косоглазия встречается значительно чаще, чем паралитическое. Кроме того, оно может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глазное яблоко отклонено в сторону носа), расходящимся (глазное яблоко отклонено к виску), односторонним (монокулярным), перемежающимся (отклоняется попеременно то один, то другой глаз). Лечение необходимо начинать сразу же после выявления заболевания. Первоначально назначаются очки, проводится плеоптическое лечение (заклейка лучше видящего глаза), засветы с помощью специальных приборов, затем используются упражнения, направленные на восстановление бинокулярного зрения. В отдельных случаях прибегают к оперативному вмешательству. Подавляющее большинство детей с косоглазием в результате лечения может обучаться в массовых школах. Если же косоглазие сочетается с высокой степенью аномалий рефракции и снижением остроты зрения, дети обучаются в специальных школах 3-4 вида.

    Паралитическое косоглазие обусловлено параличом или парезом одной или нескольких глазодвигательных мышц. Оно характеризуется ограничением или отсутствием подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы. К причинам возникновения этого вида косоглазия относятся: травма, опухоль, инфекция. Его лечение направлено, прежде всего, на устранение причины, вызвавшей поражение нерва или мышцы. При отсутствии эффекта применяют хирургическое вмешательство, направленное на усиление функции пораженной мышцы. В связи с нарушением бинокулярного и стереоскопического зрения при косоглазии у детей возникают трудности в восприятии глубины пространства, в формировании пространственных представлений, в осуществлении зрительно-пространственного синтеза.

    Амблиопия нарушение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора и связанное с ослаблением остроты зрения без видимых анатомических причин. Необходимо отметить, что в отличии от нормального развития зрительной системы, при котором зрительная ось глаза, направляясь на объект, соединяет его с центральной ямкой сетчатки, в условиях амблиопии данная зона теряет свое функциональное превосходство перед другими участками сетчатки. Поэтому амблиопичный глаз фиксируется таким образом, что изображение предмета падает не на центр сетчатки, а на другой ее участок, что неизбежно снижает остроту зрения. При этом зрительная ось глаза отклоняется от рассматриваемого объекта, а на него направляется так называемая ось нецентральной фиксации (Г.И. Рожкова, С.Г. Матвеева). По классификации, предложенной Э.С. Аветисовым, различают следующие виды амблиопии: истерическую, рефракционную, анизометропическую, обскаруционную, дисбинокулярную. Каждый из видов амблиопии оказывает определенное негативное влияние на состояние зрительных функций детей.

    При истерической амблиопии, встречающейся достаточно редко, функциональные расстройства могут выступать в виде ослабления и даже полной потери зрения, нарушений цветоощущения, сужения поля зрения, выпадения его отдельных участков.

    К рефракционной амблиопии относятся случаи понижения зрения при аномалиях рефракции.

    Анизометропическая амблиопия возникает в случае разной преломляющей способности глаз, приводящей к тому, что зрительный анализатор уже не может сливать воедино изображения, получаемые на сетчатке. При высокой степени анизометропии глаз с менее благоприятной рефракцией резко отстает в развитии.

    Обскурационная амблиопия обусловлена помутнением преломляющих сред глаза, вызванных врожденной или приобретенной катарактой, помутнением роговицы.

    Дисбинокулярная амблиопия наблюдается при косоглазии и возникает вследствие утраты бинокулярного зрения. Основными ее признаками является снижение остроты зрения и расстройство функций фиксации взора.

    Кроме того, необходимо отметить, что анализ статистических данных от различных диагностических структур (медико-психолого-педагогические консультации, ПМС- центры и т.п.) свидетельствует, что в качестве наиболее многочисленной группы выступают дети с дисбинокулярной и рефракционной амблиопией.

    Комплексное лечение детей с амблиопией включает в себя: окклюзию, аппаратное лечение, организацию жизненного режима детей с учетом зрительных нагрузок, лечение сопутствующих заболеваний, общеоздоровительные мероприятия.

    Астигматизм – сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, человек плохо видит и вдаль, и вблизи, ему трудно определить расстояние между предметами, решить какой из них находится дальше, а какой ближе, при этом контуры предметов сильно искажены, их изображение воспринимается глазом нечетко (Г.И. Рожкова, С.Г. Матвеева). Как правило, астигматизм сочетается либо с близорукостью (миопический астигматизм), либо с дальнозоркостью (гиперметропический астигматизм). Такая ситуация предполагает постоянное ношение очков или контактных линз, без которых острота зрения очень низкая. Также используется хирургическое и лазерное лечение данного заболевания (С.И. Шкарлов, В.Е. Романовский). По степени различают астигматизм: слабой степени – до 3D; средней – от 3 до 6D; высокой степени – свыше – 6D. При выборе коррекции вначале устанавливается степень астигматизма, а при назначении очков учитывается индивидуальная переносимость коррекции, рассчитанная на зрительную комфортность (А.В. Васильева). Астигматизм чаще всего бывает врожденным и передается по наследству, но может иметь и приобретенный характер, что чаще всего связано с появлением грубых рубцовых изменений в роговице глаза после травм или хирургических изменений. Астигматизм небольшой (до 0,5D) встречается настолько часто, что называется физиологическим астигматизмом.

    Нистагм (дрожание глаз) – самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть: горизонтальным, вертикальным, вращательным; по виду: маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причинами возникновения нистагма могут выступать поражения различного происхождения мозжечка, гипофиза, продолговатого мозга. Нистагм, как правило, не доставляет особого беспокойства ребенку, но дети с подобными расстройствами испытывают слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Лечение нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалии рефракции), плеоптического и медикаментозного лечения, укрепления аккомодационного аппарата, которые приводят к частичному снижению амплитуды нистагма и повышению зрительных функций.

    На сегодняшний день, по данным годового отчета за 2011 год, главного офтальмолога Приморского района Орловой А.Б. (врача высшей категории), полученным в ходе обследования детей, наиболее распространенными зрительными патологиями являются аномалии рефракции и косоглазие. Также имеют место воспалительные заболевания глаза, врожденные аномалии (в частности врожденная миопия, катаракта), травмы глаз различного происхождения. Наиболее подробная информация представлена в Таблице 1.

    Таблица 1

    "

    Каждый из нас когда-то задавал этот вопрос. Именно к этому возрасту у маленького человека формируется абстрактное мышление, необходимое для оперирования числами и усвоения правил грамматики, рефракция приближается к эмметропической, что означает одинаково хорошее зрение при чтении книги и с доски, развиваются мелкие мышцы пальцев рук, вовлекаемые в процесс письма. Ребенок готов к усвоению колоссального объема знаний и умений.

    Большая часть информации в процессе обучения воспринимается посредством зрения. И качество зрения в немалой степени влияет на успеваемость.

    Как мама, папа или педагог, будьте внимательны к признакам нарушения зрения и не откладывайте визит к офтальмологу при их появлении:

    • Ребенок держит книгу близко к глазам или садится вплотную к телевизору;
    • Теряет место в книге или ведет указательным пальцем вдоль строки при чтении;
    • Прищуривается;
    • Наклоняет голову, чтобы лучше видеть;
    • Закрывает один глаз при чтении или просмотре телевизора;
    • Избегает занятий, требующих хорошего зрения вблизи (чтение, рисование) или вдаль (спортивные игры);
    • Часто потирает глаза;
    • Зажмуривается при ярком освещении;
    • Жалуется на головную боль или утомление глаз;
    • Не пользуется компьютером;
    • Получает отметки ниже, чем обычно.

    Обследование у офтальмолога и скрининговые осмотры в школе

    Медосмотры, проводимые в 3, 9 и 11 классах школы, являют собой примеры скрининга – массового обследования, направленного на выявление лиц с повышенным риском возникновения некоторых наиболее распространенных заболеваний.

    Скрининг не заменяет полноценного обследования. Поэтому, даже если в ходе медосмотра у Вашего чада не было выявлено признаков нарушения зрения, ему необходимо посещать офтальмолога раз в 2 года. Если же он носит очки или контактные линзы, обследования должны быть ежегодными. Вместе с ребенком растут и развиваются его глазки, поэтому очки и контактные линзы приходится довольно часто менять.

    Глазные болезни у школьников

    • Близорукость (миопия) – нарушение зрения, при котором вследствие увеличения размера глаза или чрезмерного преломления лучи света сходятся перед сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Близорукость чаще развивается в возрасте 8-14 лет в связи с колоссальной нагрузкой на аккомодационный аппарат и активным ростом глаза в этот период. При этом ребенок плохо видит вдаль (написанное на школьной доске, мяч в спортивных играх). Миопию исправляют с помощью очков с рассеивающими (минусовыми) линзами.
    • Дальнозоркость (гиперметропия) – нарушение зрения, при котором вследствие небольшого размера глаза или недостаточного преломления лучи света сходятся в мнимой точке за сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Дальнозоркость – наиболее частая рефракция у детей до 10 лет. При невысокой гиперметропии ребенок хорошо видит вдаль и, за счет работы аккомодации, - вблизи. Очки назначают при дальнозоркости свыше 3,5 диоптрий, ухудшении зрения одного глаза и если работа на близком расстоянии вызывает затуманивание зрения, утомление глаз и головные боли. Гиперметропию исправляют очков с помощью очков с собирающими (плюсовыми) линзами.
    • Астигматизм – нарушение зрения, при котором степень преломления лучей света в двух взаимно перпендикулярных плоскостях различается, на сетчатке формируется искаженное изображение. Астигматизм связан с врожденными особенностями строения оптической системы глаза (чаще с неравномерной кривизной роговицы). Разница в преломляющей силе в 1,0 диоптрию легко переносится. При более высокой степени астигматизма контуры предметов, находящихся на различном расстоянии, воспринимаются нечеткими, искаженными. Сложные очки с цилиндрическими стеклами компенсируют разницу в преломляющей силе.
    • Расстройство аккомодации означает потерю четкости восприятия при рассматривании предметов, находящихся на различном удалении или перемещающихся относительно наблюдателя. В основе – нарушение сократительной способности цилиарной мышцы, в результате чего кривизна хрусталика остается неизменной, обеспечивая четкое зрение только вблизи или вдаль.
      У ребенка 8-14 лет чрезмерные нагрузки на орган зрения приводят к спазму аккомодации: цилиарная мышца сокращена и не способна расслабиться, хрусталик принимает выпуклую форму, обеспечивая четкое зрение вблизи. При этом ребенок плохо видит вдаль, поэтому такое состояние еще называют ложной близорукостью. Спазм аккомодации устраняют с помощью гимнастики для глаз и специальных капель.
    • Недостаточность конвергенции – нарушение способности направлять и удерживать зрительные оси обоих глаз на предмете, находящемся на близком расстоянии или перемещающемся по направлению к глазу. При этом один или оба глаза отклоняются в сторону, и возникает двоение. Конвергенцию тренируют с помощью специальных упражнений.
    • Расстройство бинокулярного зрения возникает при невозможности совместить два изображения, формирующиеся на сетчатках правого и левого глаза, для получения объемной картинки. Это может быть вызвано различием в четкости, величине изображений или попаданием их на разные участки сетчаток. При этом возникает одновременное зрение, когда видны два изображения, смещенных друг относительно друга. Или же для устранения двоения головной мозг подавляет изображение, формирующееся на сетчатке одного из глаз (как правило, хуже видящего) – зрение становится монокулярным. Восстановление бинокулярного зрения – трудоемкий процесс, требующий исправления нарушения зрения и длительной тренировки совместной работы глаз.

    Каждый человек когда-либо задавался вопросом, почему в школу принимают детей с семилетнего возраста. Дело в том, что к этому возрасту у них формируется абстрактное мышление, которое необходимо для того, чтобы оперировать числами и усваивать правила грамматики. К тому же, в 7 лет у детей приближается к эмметропической. Это значит, что они могут одинаково хорошо видеть цифры и буквы, написанные как в книге, так и на доске. У детей к этому возрасту хорошо развивается мелкая моторика, что позволяет детям овладеть письмом. Они готовы усваивать колоссальный объем знаний и умений.

    Показания к внеочередному посещению офтальмолога

    На успеваемость также оказывает влияние качество зрения. При появлении следующих признаков ребенка следует немедленно показать офтальмологу:

    • он старается сесть поближе к телевизору или держит книгу в руках близко к глазам;
    • при чтении ведет пальцем вдоль строк или теряет место в тексте;
    • прищуривается;
    • для того чтобы лучше видеть, наклоняется к книге;
    • при просмотре телевизора или чтении закрывает один глаз рукой;
    • избегает спортивных игр или занятий, которые требуют хорошего зрения вблизи (рисования, чтения);
    • часто трет глаза;
    • жалуется на утомление глаз или головную боль;
    • старается зажмуриться при ярком освещении;
    • не пользуется компьютером;
    • начинает получать более низкие, чем обычно, отметки.

    Необходимость скрининговых осмотров офтальмолога

    В 3, 9 и 11 классах общеобразовательных школ учащимся проводят медицинские осмотры, которые являются примером скрининга. Это массовое обследование, которое направлено на выявление детей с повышенным риском развития заболеваний.

    Однако скрининг не может заменить полноценного обследование. В связи с этим даже если у ребенка во время медосмотра не выявлено никаких нарушений качества зрения, его дважды в год необходимо показывать офтальмологу. А если школьник пользуется очковой или контактной оптикой, ему показаны ежегодные обследования. С возрастом увеличивается и диаметр глазных яблок ребенка, поэтому ему надо часто менять или очки.

    Заболевания органов зрения у школьников

    Дети школьного возраста страдают рядом заболеваний глаз, которые приводят к нарушениям качества зрения. К ним относится . Она развивается вследствие увеличения диаметра глазного яблока или же чрезмерного преломления световых лучей. Они сходятся не на , а впереди нее. На сетчатке формируется нечеткое изображение. В 8-14 лет детские глаза подвергаются чрезмерной нагрузке на аппарат. Глазное яблоко в этом возрасте, как и другие детские органы, активно растет. Эти процессы и являются причиной близорукости у детей. Ребенок начинает плохо видеть в школе информацию, написанную на доске, он не может играть в подвижные игры, поскольку не четко видит мяч. Коррекцию зрения при миопии осуществляют при помощи минусовых (рассеивающих) линз.

    Наиболее частым нарушением рефракции у детей десятилетнего возраста является гиперметропия, или . Она развивается по причине малого размера глазного яблока или недостаточного преломления лучей света. Они сходятся за сетчаткой. При этом изображение предметов будет нечетким. Если у ребенка гиперметропия невысокой степени, то он достаточно хорошо видит предметы, расположенные вдали, а также за счет срабатывания аккомодационных механизмов, располагающиеся вблизи. Очковая коррекция зрения при дальнозоркости требуется в таких случаях:

    • гиперметропия свыше 3,5 диоптрий;
    • зрения при работе на близком расстоянии;
    • ухудшение остроты зрения одного глаза;
    • утомление глаз;
    • головные боли.

    Для коррекции остроты зрения при гиперметропии детям прописывают носить очки с плюсовыми (собирающими) линзами.

    Визулон - современный аппарат цветоимпульсной терапии, с несколькими программами, что позволяет его использовать не только профилактике и комплексном лечении болезней зрения, но и при патологии нервной системы (при мигрени, бессоннице и т.д.). Поставляется в нескольких цветах.

    Наиболее известный и популярный аппарат для глаз, основанный на методах цветоимпульсной терапии. Выпускается около 10 лет и хорошо известен как пациентам, так и врачам. Отличается невысокой ценой и простотой использования.

    Количество детей с плохим зрением с каждым годом растет. При этом наблюдается такая статистика практически во всех странах. Многие склонны винить в этом компьютеры, телефоны, которыми пользуются дети, особенно в подростковом возрасте. Однако причин ухудшения зрения у детей и подростков намного больше.

    Еще несколько десятилетий назад наиболее частыми посетителями кабинета окулиста были люди зрелого и пожилого возраста. Сегодня офтальмологи говорят об «омоложении» этой проблемы. Все чаще их пациентами становятся дети.

    Зрение портится у детей по различным причинам. Их достаточно много. Зная многие из них, можно предотвратить тяжелые зрительные патологии, которые сильно ухудшают качество жизни ребенка. Узнаем, почему снижаются зрительные функции в детском возрасте, какими симптомами это снижение сопровождается и что делать родителям, если у их ребенка ухудшилось зрение.

    Почему ухудшается зрение у детей?

    Зрение у детей портится вследствие двух факторов: врожденных и приобретенных. К первым относятся:

    1. Наследственная предрасположенность. Вероятность того, что у ребенка будет близорукость, дальнозоркость или астигматизм, возрастает, если один или оба его родителя страдают от одного из этих офтальмологических недугов.
    2. Недоношенность. Согласно медицинской статистике, примерно у трети детей, родившихся раньше положенного срока, с годами зрение ухудшается.
    3. Врожденные патологии и дефекты глаз. Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия и многие другие могут сопровождаться дефектами зрения.

    Все эти причины предотвратить невозможно. Если вероятность их возникновения есть, дети должны чаще обследоваться . Регулярные осмотры у окулиста, соблюдение всех предписаний врача помогут остановить развитие зрительной патологии.

    В числе приобретенных причин:

    • Большие и постоянные нагрузки на зрительный аппарат. Детям приходится постоянно читать. Они учатся в школе, делают домашние задания, а потому большую часть времени проводят за книгами и тетрадями. Длительное напряжение, вызываемое фокусировкой на предметах, расположенных близко от глаз, приводит к повышению внутриглазного давления. Оно способствует изменению формы хрусталика, что ведет к проблемам со зрением. Сегодня нагрузку на глаза увеличивают компьютеры и различные гаджеты. Запретить их использовать детям практически не представляется возможным. Да и делать это нецелесообразно, ведь интернет и компьютер играют важную роль в получении необходимой для образования информации. Родители должны следить за тем, как занимается их ребенок, правильно ли организовано его рабочее место, а также ограничивать время, которое он проводит за монитором.

    • Плохое освещение. Эта причина связана с предыдущей. Необходимо, чтобы освещение, при котором ребенок занимается, было не слишком ярким и не чересчур тусклым. Страницы тетради, книги, монитор не должны создавать бликов от падающего на них света.

    • Заболевания позвоночника и неправильная осанка. Факторов, которые приводят к снижению остроты зрения, но которые не связаны напрямую с глазами, тоже очень много. Так, неправильная осанка и болезни позвоночника могут спровоцировать зрительные патологии. При постоянной сутулости кровообращение во всех органах, в том числе в головном мозге, ухудшается. В результате этого нарушается проводимость нервных волокон, отвечающих за передачу сигналов от органов зрения к мозгу. Для лечения малыша потребуется помощь ортопеда и невролога.
    • Низкая физическая активность. Компьютеры и смартфоны вытесняют игры во дворе, спорт и прочие занятия, связанные с физической активностью, в процессе которой органы насыщаются кислородом. Недостаток кислорода является одной из главных причин снижения зрения. При генетической предрасположенности к глазным болезням спорт становится хорошим барьером для возникновения дефектов зрения.

    • Недостаток витаминов. В числе витаминов и минералов, играющих существенную роль в функционировании зрения: фолиевая кислота, железо, цинк, витамины А, В, D. Сложно уследить за тем, чем питается ребенок вне дома. Чипсы, бутерброды, жвачки и газировка не являются полезными продуктами, в принципе. Чтобы снизить пагубное воздействие на его организм подобной вредной еды, нужно составить рацион правильного питания дома.
    • Отсутствие профилактики. Все вышеперечисленные факторы можно нивелировать за счет профилактических мер, которыми многие родители пренебрегают из-за нехватки времени и иных причин.

    Теперь Вам известно, почему портится зрения у детей. Проявляется эта проблема в различных офтальмологических заболеваниях.

    Виды нарушений зрения у детей и подростков

    Самыми распространенными нарушениями зрительных функций являются следующие патологии:

    • Спазм аккомодации. Такое состояние еще именуют ложной близорукостью. Вызывается она переутомляемостью зрительного аппарата. В результате спазма глазных мышц глаз не может нормально фокусироваться на предметах. Сопровождаться он может покраснением глаз, болью, жжением, слезотечением. Спазм аккомодации носит временный характер. Достаточно дать глазам немного отдохнуть, сделать массаж глазных яблок или несколько упражнений для органов зрения. Однако при отсутствии профилактики эта проблема может перерасти в более серьезный недуг — миопию.
    • Близорукость (миопия). При этой патологии человеку сложно фокусироваться на предметах на дальней дистанции. Миопия может очень быстро прогрессировать. Есть три степени данного заболевания. Важно остановить его развитие на начальной стадии.
    • Дальнозоркость (гиперметропия). Она у детей и подростков встречается реже, чем миопия. Обычно человек рождается немного дальнозорким, но со временем зрение нормализуется. Если этого не произошло, а Вы стали замечать, что ребенок отодвигает от себя книгу или телефон при чтении, обязательно запишите его на прием к офтальмологу.
    • Астигматизм. При этой патологии роговица, хрусталик или глазное яблоко имеют неправильную форму. Световые лучи, проходя через роговую оболочку, преломляются по-разному. Из-за этого изображение становится размытым. Зачастую астигматизм сопровождается миопией или гиперметропией.
    • Амблиопия, или синдром «ленивого глаза» — болезнь, при которой один глаз полностью или частично не функционирует. Наблюдается амблиопия у детей с нарушениями бинокулярности. При этом состоянии поступающие в мозг картинки, которые видят оба глаза, не соединяются в единое изображение. Оно начинает двоиться и расплываться. Со временем один глаз может вообще перестать работать.

    Каждая из этих патологий требует своевременного лечения. Такие дефекты зрения, как миопия, гиперметропия и астигматизм исправляются средствами коррекции (очками или контактными линзами). Амблиопию лечат методом окклюзии (закрытием на время здорового глаза специальной пластиной). Важно вовремя заметить снижение зрения у ребенка, чтобы принять соответствующие меры.

    У ребенка портится зрение. Что делать?

    Подбирать самостоятельно офтальмологические изделия нельзя. Неправильно подобранная оптика может привести к осложнениям и просто будет доставлять дискомфорт ребенку. Игнорирование симптомов тоже может вызвать тяжелые и необратимые последствия. Существуют признаки снижения зрения, которые можно заметить невооруженным глазом. В их числе:

    • ребенок постоянно щурится и часто моргает;
    • глаза смотрят в разных направлениях;
    • малыш систематически закрывает один глаз рукой;
    • во время чтения школьник водит пальцем по строчкам;
    • нарушается координация движений.

    Эти симптомы может легко заметить взрослый, наблюдая за своим ребенком. Также сам малыш может пожаловаться на:

    • головную боль;
    • усталость глаз;
    • двоение в глазах;
    • головокружение при нагрузке на органы зрения.

    Конечно, эти симптомы могут быть вызваны обычным переутомлением, недосыпом. К двоению в глазах, болевым ощущениям приводят, например, попавшие в глаза инородные предметы. Постоянные жалобы или наличие нескольких симптомов (хотя бы двух) являются поводом к посещению врача.

    Профилактика нарушения зрения у детей и подростков

    Чтобы предотвратить заболевания глаз, нужно систематически проходить обследование. Первая диагностика органов зрения проводится сразу после рождения. Примерно в 2-3 года определяется острота зрения, выявляются косоглазие и амблиопия. Детальная проверка зрения подростков осуществляется в 12-13 лет, когда необходимо обязательно проверить бинокулярные функции и цветовосприятие. Посещать офтальмолога стоит не реже чем раз в год.

    Обычно в школах ежегодно организуют плановые осмотры. Кроме обследований, важно соблюдать все рекомендации врача, которые помогут снизить риск развития офтальмологических болезней. Основные предписания специалистов сводятся к соблюдению ряда правил:

    • Отдых. Каждые 40 минут нужно прерывать занятия, чтоб дать отдохнуть глазам. Неслучайно урок в школе длится 40-45 минут. Дома можно отдыхать чаще. Примерно каждые полчаса родители должны следить за тем, чтобы их ребенок отрывался от учебников или компьютера на одну-две минуты.
    • Правильное освещение. Настольная лампа не должна быть очень яркой. Нельзя, чтобы ее свет падал прямо на глаза или на монитор компьютера. Иначе будут формироваться блики и ореолы.
    • Гигиена глаз. Родители должны приучать детей с малых лет к гигиене, от которой зависит не только здоровье глаз, но и иммунитет в целом.
    • Спорт. Он помогает укреплять здоровье и отвлекать ребенка от компьютерных игр и телевизора.
    • Правильное питание. Для улучшения зрения и предотвращения снижения его остроты врачи советуют употреблять продукты, содержащие каротиноиды, лютеин, зеаксантин. Они восстанавливают зрительные функции при усталости, снижают последствия нагрузки на глаза, улучшают цветовосприятие и зрение в темное время суток. Все необходимые вещества человек должен получать с обычными продуктами питания. При их недостатке врач может назначить витаминный комплекс .
    • Гимнастика для глаз. Маленькие дети не будут выполнять упражнения для глаз самостоятельно. Взрослые должны заинтересовать в этом малыша и провести гимнастику в форме игры. Подростки могут делать упражнения сами. Задача родителей — мотивировать их, объяснить, что гимнастика — это возможность избежать проблем со зрением и необходимости носить очки. Упражнений для дошкольников, детей начальных классов и подростков существует множество. Найти их можно в интернете. Также подходящую методику подскажет окулист.
    • Ношение очков для компьютера . Их можно приобрести в любом салоне оптики или специализированном интернет-магазине. Ребенок должен привыкнуть к их использованию и постоянно надевать, прежде чем сесть за компьютер.

    Здоровое зрение детей — это залог успеваемости в школе, успехов в спортивных достижениях и полноценного развития ребенка. Беречь здоровье глаз необходимо с раннего детства, чтобы потом избежать длительного лечения и тяжелых последствий.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх