Современная архитектура храмов. Архитектура и символика православных церквей

принятием христианства на Руси началось каменное строительство храмовых сооружений.

Замечание 1

Храмы строились по византийским образцам: крестово-купольный тип, при котором прямоугольное помещение в основе делилось посередине столбами (от четырех и больше). Внутренне пространство, таким образом, оказывалось разделенным на девять частей, центром храма являлся купол. У восточной стены к храму примыкали три апсиды, по форме граненые или полукруглые, центральная апсида соответствовала алтарю.

Настенная роспись и иконопись также пришла на Русь из Византии. Но подобно храмовому строительству, эти виды искусства довольно скоро стали видоизменяться, являя собой особый, Древнерусский тип зодчества.

Киевская храмовая архитектура

Первый каменный храм появился в Киеве сразу после крещения князя Владимира, его постройка началась в $989$ году, это была Десятинная церковь, которая до наших дней не сохранилась. Эта церковь стала наравне с княжеским двором архитектурным центром города. Десятинная церковь строилась по образцу Фаросской церкви Святой Богородицы Большого дворца в Константинополе. Храмы в Киеве строились из плинфы.

Определение 1

Плинфа – тонкий плоский обожженный кирпич, светло-желтого цвета.

Мстислав Удалой развернул активное каменное строительство в Чернигове дабы затмить Киев. Центром дворцового комплекса стал Спасо-Преображенский собор , для своего времени просто огромный. Возводили храм византийские архитекторы. Храм был построен пятикупольный, с тремя апсидами, по форме крестово-купольный. Интерьер церкви также задумывался пышный – с фресками, мраморными колоннами, мозаикой. По задумке Мстислава в этом храме должен был проводить богослужения митрополит.

В это же время, а точнее – в $1037$ году, Ярослав Владимирович заложил постройку уникального для своего времени храма – Софии Киевской .

Замечание 2

Храм насчитывает $13$ куполов, пять апсид, пять нефов. В настоящее время он выглядит совершенно иначе, нежели при постройке.

Монументальное строение затмило черниговский храм. Вообще Ярослав стремился скопировать Константинополь: построил свои Золотые ворота и храм Святой Софии, это способствовало как духовному обогащению, так и укреплению Киева как политического центра. В период феодальной раздробленности, а в особенности после разрушения города монголами в $1240$ Киев пришел в упадок. Храмовое строительство южных городов развивалось по примеру киевских традиций.

Новгородская храмовая архитектура

Отличительные черты новгородских храмов:

  • На раннем этапе монументальность
  • Простота в украшении
  • Кубическая форма
  • $5$ или $1$ купол

В Новгороде был также по примеру Киева выстроен храм Софии , сыном Ярослава Мудрого Владимиром . Строительство закончилось в $1050$ году.

Замечание 3

Однако новгородский храм отличается от киевского лаконичностью и строгостью как снаружи, так и внутри – не было ни мрамора, ни мозаик.

Материал также был другой – известняк, которым Новгородская земля была богата. Собор Софии имеет пять куполов и $5$ нефов. Ранние храмы Новгорода монументальны и сложны по конструкции.

В период Новгородской республики появилось огромное количество храмов, они строились уже небольшими, но с сохранением черт новгородской школы. К концу $XII$ века относятся церковь Петра и Павла на Синичьей горе , церковь Спаса на Нередице . Храмы этого периода были однокупольные, кубической формы, четырехстолпный и с тремя апсидами. Расцвет Новгородской архитектуры пришелся на $XIV$ век.

Владимиро-Суздальские храмы

Особенности северо-восточных храмов:

  • Белокаменные
  • Сочетали византийские и южнорусские традиции с элементами западноевропейской архитектуры
  • Богатая белокаменная резьба

Андрей Боголюбский выстроил Успенский Собор во Владимире, также при нем построен шедевр древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли . Наибольшего расцвета архитектура Северо-Востока Руси достигла при Всеволоде Большое Гнездо – он расширил Успенский собор, выстроил Дмитриевский собор , с богатейшей белокаменной резьбой.

Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную - Римскую и восточную - Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Типы православных храмов

Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов , но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению.

1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа

3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.

4. Храм в форме корабля . Храмы в форме корабля - самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

5. Храмы смешанных типов : по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Схема храма в форме круга

Схема храма в виде корабля

Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Схема храма построеного в форме креста

Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.

Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца

Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Схема храма в форме круга

Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва

Схемы храма в форме восьмиконечной звезды

Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Схема храма в виде корабля

Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Византийская храмовая архитектура

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух - а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.

Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.

Византийский храм

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Византийский храм

Крестово-купольный храм в Стамбуле

Мавзолей Галлы Плацидии в Италии

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Интерьер храма св. Софии в Константинополе

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это к лассический тип белокаменного прямоугольного храма , или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

Софийский собор в Новгороде

Дмитриевский собор во Владимире

Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век

Софийский собор в Новгороде

Успенский кафедральный собов во Владимире

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями - гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Каменные шатровые церкви

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.

Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, - сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.

В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Шатровое зодчество XVI-XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Каменная шатровая церковь Воскресения Христова в селе Городня.

Храм Василия Блаженного

Храм "Утоли мои печали". Саратов

Церковь Вознесения в Коломенском

История культовой архитектуры России и Украины хорошо известна и изучена. В трудах И. Э. Грабаря, Н. И. Воронина, П. А. Раппопорта, Ю. С. Ушакова и многих других детально рассмотрен и систематизирован процесс храмостроения Руси X–XVII веков.

Обобщенная схема развития архитектуры русских храмов X–XVII веков представлена на рис. 13.

Рис. 13. Схема развития архитектуры русских храмов X–XVII вв.

Первые церкви Руси (Десятинная церковь, Софийские соборы в Киеве, Полоцке и Новгороде) имели сложную многонефную композицию крестово-купольного храма. В дальнейшем на Руси эта композиция постепенно видоизменялась в сторону упрощения. Уменьшилось количество глав, размеры огибающих галерей, число апсид ограничилось тремя, лестница на хоры разместилась в толще стены, а не в отдельной башне и т. п. Изменились и общие пропорции: распластанный храм собирается в компактный объем, церковь как бы растет вверх.

Образцом для многих церквей стал Успенский собор Киево-Печерской лавры (1073–1078 гг.) – религиозного и культурного центра Древней Руси. Одноглавый трехнефный храм, он имел шесть внутренних столбов. Хоры располагались только над натексом, благодаря чему основная часть собора воспринималась более целостно. По плановой и объемной структуре Успенский собор почти полностью повторился в нескольких больших соборных шестистолпных храмах XII века: собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, Борисоглебский собор в Чернигове, Успенский собор во Владимире-Волынском, собор в Старой Рязани и т. д.



Основу интерьера храмов XII века меньших размеров и значения образовывало четырехстолпное крестово-купольное пространство. Иногда встречались несколько более сложные решения, когда церковь снаружи имела притвор перед входом или огибающую с трех сторон галерею Классическими примерами четырехстолпного храма XII века являются церковь Петра и Павла в Смоленске и церковь Спаса на Нередице в Новгороде. Зодчие Владимиро-Суздальского княжества довели сложившийся ранее тип храма до утонченного совершенства, создав такой храм, как Покрова на Нерли.

Византийские, древнерусские храмы X–XV веков несколько отличались от современных церквей по своему устройству. Так, жертвенник находился не в алтаре, как сейчас, а слева от алтаря в особом помещении. Иконостас сложился лишь к XVI веку. Храм отделялся от алтаря низкой мраморной преградой, которая не закрывала алтарную апсиду.

К концу XII века появилась новая тенденция переосмысления крестово-купольной системы. Возник новый тип храма с башеннообразно поднятой центральной частью. Высокая глава и вытянутые пропорции создавали впечатление динамичного устремления храма вверх. Устремление вверх достигалось:

Путем вариации на сложившуюся конструктивную систему (ц. Михаила Архангела в Смоленске);

Путем изменения конструктивной системы перекрытия (ц. Пятницы в Чернигове).

Арки церкви Пятницы в Чернигове, соединяющие подкупольные столбы и поддерживающие кольцо барабана, не ниже соседних цилиндрических сводов (как это всегда делалось в XI–XII веках), а выше. Ступенчато-повышенная система арок позволяла высоко поднять барабан и создать постепенный переход к нему.

Развитие новгородских храмов, продолжавшихся строиться во время татаро-монгольского нашествия, привело к утверждению там небольшого четырехстолпного одноапсидного храма с упрощенным покрытием – плоским восьмискатным (церковь Спаса Преображения на Ильине улице).

Церкви Пскова XIV–XVI веков – маленькие четырехстолпные храмы с одной главой и тремя апсидами. Барабан опирается на ступенчато-повышенные арки. Характерной особенностью псковских храмов являются звонницы, размещенные на стене церкви, над крыльцом или отдельно стоящие.

Московское зодчество продолжило прерванную традицию устремленных храмов вверх. Был разработан новый тип храма: барабан стоял на ступенчато-повышенных арках, снаружи переход к главе оформлялся тремя ярусами закомар, церковь располагалась на подклете, кроме того, храм огибала с трех сторон открытая галерея – гульбище. Рождественский собор Ферапонтова монастыря – характерный пример такой пирамидальной композиции.

В этот же период шестистолпный пятикупольный храм утвердился как основная схема для соборных храмов Руси (Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, Успенский собор в Ростове, Софийский собор в Вологде).

Шатровая церковь Вознесения в Коломенском как бы воплотила в себя многовековое стремление русского зодчества собрать храм в единый устремленный ввысь объем. Шестнадцатый век создал неповторимые, исключительные даже для Руси, композиции – церковь Иоанна Предтечи в Дьякове и храм Василия Блаженного. Шатровое зодчество получило широкое распространение, но такие сложные и впечатляющие композиции уже не повторялись.

В конце XVI века появился новый тип храма – бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом. Храм имел одну световую главу или не имел вообще. Снаружи церковь получала декоративное завершение, состоящее из кокошников, ложных глав и шатров. Многопрестольные храмы XVII века имели сложную композицию: на обширном подклете возводилась церковь с многочисленными приделами, трапезной и колокольней. Все постройки связывались галереями, вход оформлялся большим крыльцом.

Однопрестольные храмы, стоявшие также на подклете, имели четко выраженную в объеме трехчастную структуру – алтарь, среднюю часть и притвор, который мог венчаться колокольней. Высокие ярусные постройки «Нарышкинского барокко» (храм под звоны Покрова в Филях), огромные бесстолпные соборы «Строгановского барокко» (Введенский собор в Сольвычегодске) завершают развитие русской замкнутой национальной архитектуры.

Перечисленные здесь основные формы лишь представляют целые эпохи храмовой архитектуры. Многообразие форм основного пути русского зодчества дополняется местными школами и традициями.


1. Настольная книга священнослужителей: в 6 т. – Московская Патриархия, 1977–1988. – Т. 4.

2. Ушаков, Ю. С. История русской архитектуры / Ю. С. Ушаков, Т. А. Славина. – СПб.: Стройиздат, 1994.

3. Антонов, В. В. Святыни Санкт-Петербурга / В. В. Антонов, А. В. Кобак. – СПб.: Издательство Чернышова, 1994. – Т. 1–3.

4. Крюковских, А. П. Петербургские храмы / А. П. Крюковских. – СПб.: Паритет, 2008.

5. Султанов, Н. Описание новой придворной церкви св. Апостолов Петра и Павла, что в Ново-Петергофе / Н. Султанов. – СПб., 1905.

Из учебного пособия Е. Р. Возняк, В. С. Горюнов, С. В. Семенцов «Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург, 2010

Бурное развитие храмостроительства в наше время кроме своего положительного начала имеет и негативную сторону. Прежде всего это касается архитектуры возводимых церковных сооружений. Нередки случаи, когда архитектурные решения зависят от вкуса жертвователя или настоятеля храма, не обладающих необходимыми знаниями в области храмового зодчества.

Состояние современной церковной архитектуры

Мнения профессиональных архитекторов на проблему современной церковной архитектуры весьма различны. Некоторые считают, что прерванную после 1917 года традицию сегодня надо начинать с момента ее вынужденной остановки - со стиля модерн начала ХХ века, в отличие от современной какофонии архитектурных стилей прошлого, выбираемых архитекторами или заказчиками по своему личному вкусу. Другие приветствуют новаторство и эксперименты в духе современной архитектуры светских зданий и отвергают традицию как устаревшую и не соответствующую духу современности.

Таким образом, современное состояние архитектуры православных храмов в России нельзя признать удовлетворительным, так как потеряны правильные ориентиры поиска архитектурных решений современных храмов и критерии оценки прошлого опыта, который зачастую используется под видом следования традиции.

Необходимое знание традиций православного храмоздательства у многих заменяется бездумным воспроизведением «образцов», стилизаторством, причем под традицией понимается любой период отечественного храмоздательства. Национальное своеобразие, как правило, выражается в копировании традиционных приемов, форм, элементов наружной декорации храмов.

В отечественной истории ХΙХ–ХХ веков уже была попытка возвратиться к истокам православного храмоздательства, которая в середине ХΙХ века привела к появлению русско-византийского стиля, а в начале ХХ века неорусского стиля. Но это были те же «стили», только опирающиеся не на западноевропейские, а на византийские и древнерусские образцы. При общем положительном направлении такого поворота к историческим корням, всё же опорой служили лишь «образцы» как таковые, их стилистические характеристики и детали. Результатом стали подражательные произведения, архитектурное решение которых определялось уровнем знания «образцов» и степенью профессионализма при их интерпретации.

В современной практике мы наблюдаем ту же картину попыток воспроизведения «образцов» из всего многообразия разнохарактерного наследия без проникновения в существо, в «дух» проектируемого храма, к которому современный архитектор-храмоздатель, как правило, не имеет отношении, или ему для этого не хватает достаточной образованности.

Здания храмов, которые в православии, как и иконы, для верующих являются святынями, при поверхностном подходе архитекторов к их проектированию не могут обладать той энергией благодати, которая, безусловно, ощущается нами при созерцании многих древнерусских храмов, построенных нашими духоносными предками в состоянии смирения, молитвы и благоговения перед святыней храма. Это смиренно-покаянное чувство в соединении с горячей молитвой о ниспослании помощи Божией в создании храма - дома Божия и привлекало благодать Духа Святого, которой созидался храм и которая присутствует в нем и поныне.

Создание каждого православного храма - это процесс сотворчества человека с Богом. Православный храм должен создаваться с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личном аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу - Царству Божию. Но если храм проектируется не церковными людьми только с заглядыванием на фотографии храмов в учебниках по истории архитектуры, которые в этих учебниках рассматриваются лишь как «памятники архитектуры», то как бы «правильно» ни был исполнен храм, добросовестно скопированный с подобного «образца» с необходимыми правками, связанными с современными требованиями к проектированию, тогда взыскующее подлинную духовную красоту верующее сердце непременно почувствует подмену.

Объективно оценить только по формальным признакам то, что сегодня строится, чрезвычайно трудно. У многих людей, приходящих в храм часто с отвердевшим в годы безбожия сердцем, может быть, и не возникают с остротой мысли о несоответствии того, что происходит в храме, с тем, что они видят перед собой. Люди, еще полностью не включенные в церковную жизнь, как люди с неразвитым музыкальным слухом, не сразу почувствуют эти ложные ноты. Привычные глазу детали и зачастую обилие украшений под видом благолепия могут затмить нетренированное духовное зрение и даже в какой-то степени радовать обмирщенный глаз, не возводя ум горе. Духоносная красота будет подменена мирской красивостью или даже эстетизмом.

Нам надо осознать, что мы должны думать не о том, как лучше продолжить «традицию», понимаемую с точки зрения теоретиков архитектуры, или создать по-земному красивый храм, а как решать задачи, стоящие перед Церковью, которые не меняются, несмотря ни на какие смены архитектурных стилей. Храмовая архитектура является одним из видов церковного искусства, которое органично включено в жизнь Церкви и призвано служить ее целям.

Основы архитектуры православного храма

  1. Традиционность

Неизменность православных догматов и чина богослужения определяет принципиальную неизменность архитектуры православного храма. Основа православия - хранение учения христианства, которое было закреплено Вселенскими Соборами. Соответственно, и архитектура православного храма, символикой архитектурных форм отражающая это неизменное христианское учение, чрезвычайно стабильна и традиционна в своей основе. При этом разнообразие архитектурных решений храмов определяется особенностями его функционального использования (собор, приходская церковь, храм-памятник и т.д.), вместимостью, а также вариабельностью элементов и деталей, используемых в зависимости от предпочтений эпохи. Некоторые отличия в храмовой архитектуре, наблюдаемые в разных странах, исповедующих православие, определяются климатическими условиями, историческими условиями развития, национальными предпочтениями и национальной традицией, связанными с особенностями народного характера. Однако все эти различия не затрагивают основу архитектурного формообразования православного храма, так как в любой стране и в любую эпоху догматика православия и богослужение, ради которого строится храм, остаются неизменными. Поэтому в православной храмовой архитектуре в своей основе не должно быть никакого «архитектурного стиля» или «национального направления», кроме «вселенского православного».

Сближение храмовой архитектуры со стилистикой светских сооружений, которое происходило в период Нового времени, было связано с проникновением светского начала в церковное искусство в связи с негативными процессами навязанной государством секуляризации Церкви. Это сказалось на ослаблении образного строя церковного искусства в целом, в том числе архитектуры храма, его сакрального назначения быть выражением небесных первообразов. Храмовая архитектура в тот период в значительной степени утеряла способность быть выразителем сокровенного содержания храма, превратившись в чистое искусство. Храмы так и воспринимались до последнего времени - как памятники архитектуры, а не как дом Божий, который «не от мира сего», и не как святыня, что естественно для православия.

Консерватизм является неотъемлемой частью традиционного подхода, и это явление не отрицательное, а очень осторожный духовный подход к любым нововведениям. Нововведения никогда не отрицаются Церковью, но к ним предъявляются очень высокие требования: они должны быть богооткровенны. Поэтому существует каноническая традиция, то есть следование образцам, принятым Церковью, как соответствующим ее догматическому учению. Используемые в канонической традиции храмоздательства образцы необходимы архитекторам, чтобы представить, что и как нужно делать, но они имеют только педагогическое значение - учить и напоминать, оставляя место для творчества.

Сегодня под «каноничностью» часто подразумевается механическое выполнение каких-то обязательных правил, сковывающих творческую деятельность архитектора, хотя никакого «канона» как свода обязательных требований к храмовой архитектуре в Церкви никогда не было. Художники древности никогда не воспринимали традицию, как нечто раз и навсегда зафиксированное и подлежащее только буквальному повторению. Новое, что появлялось в храмоздательстве, не меняло его кардинально, не отрицало того, что было до этого, но развивало предыдущее. Все новые слова в церковном искусстве не революционные, а преемственные.

  1. Функциональность

Под функциональность понимается:

Архитектурная организация места собрания членов Церкви для молитвы, слушания слова Божия, совершения Евхаристии и других таинств, соединенных в чине богослужения.

Наличие всех необходимых вспомогательных помещений, связанных с богослужением (паномарка, ризница, церковная лавка) и пребыванием людей (гардеробная и др.);

Соблюдение технических требований, связанных с пребыванием в храме людей и эксплуатацией здания храма (микроклиматических, акустических, надежности и долговечности);

Экономичность строительства и эксплуатации церковных зданий и сооружений, в том числе строительство очередями с использованием оптимальных инженерно-строительных решений, необходимое и достаточное применение средств наружной и внутренней декорации.

Архитектура храма должна организацией пространства храма создавать условия для богослужения, соборной молитвы, а также через символику архитектурных форм помогать уяснению того, что человек слышит в слове Божием.

  1. Символизм

Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом, архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, Божественного.

Православный храм - образное воплощение догматического учения Церкви, наглядное выражение сущности православия, евангельская проповедь в образах, камнях и красках, училище духовной мудрости; символический образ Самого Божества, икона преображенной вселенной, горнего мира, Царства Божия и возвращенного человеку рая, единства видимого и невидимого мира, земли и неба, Церкви земной и Церкви небесной.

Форма и устройство храма связаны с его содержанием, наполнены Божественными символами, раскрывающими истины Церкви, приводящими к небесным первообразам. Поэтому они не могут быть произвольно изменены.

  1. Красота

Православный храм - средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной евхаристии и всех таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его Небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Основными принципами построения архитектурной композиции православного храма являются:

Главенство внутреннего пространства храма, его интерьера над внешним обликом;

Построение внутреннего пространства на гармоничном равновесии двух осей: горизонтальной (запад - восток) и вертикальной (земля - небо);

Иерархичность построения интерьера с главенством подкупольного пространства.

Духовная красота, которую мы называем благолепием, является отблеском, отражением красоты горнего мира. Духовную красоту, идущую от Бога, следует отличать от мирской красивости. Видение небесной красоты и сотворчество в «синергии» с Богом дало возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны неба. В архитектурных решениях древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты Царства Небесного. Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, а декоративные элементы играли второстепенную роль.

Высокое назначение храма обязывает храмоздателей относиться к созданию храма с максимальной ответственностью, использовать всё самое лучшее, чем располагает современная строительная практика, всё лучшее из средств художественной выразительности, однако эта задача должна решаться в каждом конкретном случае по-своему, памятуя слова Спасителя о драгоценности и двух лепт, принесенных от всего сердца. Если в Церкви создаются произведения церковного искусства, то они должны создаваться на самом высшем уровне, какой только мыслим в данных условиях.

  1. В области архитектуры современного православного храма

Ориентиром для современных храмостроителей должно быть возвращение к исконным критериям церковного искусства - решение задач Церкви с помощью специфических средств храмовой архитектуры. Важнейшим критерием оценки архитектуры храма должно быть то, насколько его архитектура служит выражению того смысла, который был заложен в него Богом. Храмовая архитектура должна рассматриваться не как искусство, а так же, как и другие виды церковного творчества, как аскетическая дисциплина.

В поиске современных архитектурных решений русского православного храма должно быть использовано всё восточнохристианское наследие в области храмоздательства, не замыкаясь только на национальной традиции. Но эти образцы должны служить не для копирования, а для проникновения в суть православного храма.

При возведении храма необходима организация полноценного храмового комплекса, обеспечивающего всю современную многостороннюю деятельность Церкви: литургическую, социальную, просветительскую, миссионерскую.

Предпочтение следует отдавать строительным материалам, имеющим в основе природное происхождение, в том числе кирпичу и дереву, что имеет особое богословское обоснование. Искусственные строительные материалы, подменяющие натуральные, а также те, в которых отсутствует ручной труд человека, желательно не использовать.

  1. В области решений, принимаемых Церковью

Разработка «образцовых» экономичных проектов храмов и часовен разной вместимости, отвечающих современным требованиям Церкви.

Привлечение к работе епархиальных структур по храмостроительству профессиональных архитекторов-храмоздателей. Учреждение должности епархиального архитектора. Взаимодействие с местными органами архитектуры с целью недопущения строительства новых храмов, не отвечающих современным требованиям Церкви.

Публикации в церковных изданиях материалов по вопросам храмоздательства и церковного искусства, в том числе новых проектов храмов с анализом их архитектурно-художественных достоинств и недостатков, как это было в практике дореволюционной России.

  1. В области творчества архитекторов-храмоздателей

Архитектор-храмоздатель должен:

Понимать требования Церкви, то есть выражать средствами архитектуры сакральное содержание храма, знать функциональную основу храма, православное богослужение для разработки планировочной организации в соответствии со спецификой назначения храма (приходской, мемориальный, собор и т.д.);

Иметь осознанное отношение к созданию храма-святыни как к сакральному акту, близкому к церковным таинствам, как и всё, что делается в среде Церкви. Такому пониманию должны соответствовать образ жизни и творчества архитектора-храмоздателя, его причастность к жизни Православной Церкви;

Обладать глубокими знаниями всей полноты традиций вселенского православия, наследия всего лучшего, что было создано нашими предшественниками, дух которых был близок духу Церкви, в результате чего создаваемые храмы соответствовали требованиям Церкви, были проводниками ее духа;

Обладать высочайшим профессионализмом, совмещать в своем творчестве традиционность решений с современными строительными технологиями.

Михаил КЕСЛЕР

Развитие архитектурной формы христианского храма прошло несколько этапов, связанных как с условиями существования христианства в первые века, так и с развитием богослужебного канона.

Первоначально, в период гонений, для общих молитв и принятия Таинств христиане собирались тайно, в чьем-нибудь доме, либо (чаще) в катакомбах и пещерах. Такие катакомбные церкви существовали в разных местах – в Риме, Сирии, на Кипре и Мальте и т.д. Под землей, используя естественные пещеры и углубления, вырезались лабиринты многоэтажных проходов, коридоров и тоннелей. В стенах одна над другой делались могилы для погребения умерших, храня их останки от осквернения. Гробницы закрывались плитами с надписями и символическими изображениями. Чаще всего форма храма была корабельная (ковчежная), что напоминало о первом спасении праведников (семьи Ноя) при помощи ковчега. Так уже в раннем христианстве Церковь рассматривалась как единственный в мире Ковчег, в котором человек может спастись от погибели и смерти.

С начала IV в. (с момента Миланского эдикта 313 года) примерно до VI в., когда в Византии стал складываться тип православного христианского храма, для христианских богослужений приспосабливались два вида античных светских зданий, в которых использовались новые, неизвестные до этого символические композиции:

– центрическая постройка, имевшая в плане квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный крест. Такие постройки стали использоваться для крещален или церквей - мартириев – храмов, которые воздигались на месте погребения или казни святых мучеников;

базилика , удлиненное прямоугольное пространство которой было разделено вдоль длинных стен двумя или четырьмя рядами колонн на параллельные друг другу три или пять «кораблей» (нефов), имеющих самостоятельное перекрытие. Часто средний неф был значительно выше, чем боковые, и имел самостоятельное освещение через окна верхних частей, которые опирались на колонны стен. Восточная короткая стена среднего нефа образовывала полукруглый прямоугольный или многоугольный выступ – апсиду, покрытую полукуполом. В апсиде находился алтарь с полукруглой скамьей для священнослужителей, нередко с креслом для епископа, расположенным посередине стены. Под алтарем располагалось помещение для гробниц мучеников. Алтарь отделялся от центрального нефа несколькими ступенями, невысокой алтарной преградой, а иногда и так называемой триумфальной аркой. Первоначально купол в базилике отсутствовал. Боковые нефы могли быть двухъярусными и иметь галереи. Внешний вид базилик отличался скромностью убранства, в то время как интерьер богато украшался мозаикой (в апсиде, над колоннами центрального нефа и даже на полу).



Первоначально в Византии доминировали храмы центрического типа, что было связано необходимостью особого выделения алтаря и подкупольного пространства, где находился амвон. Потребность в здании, вмещавшем много верующих, породила в V-VI вв. новый синтезированный тип храма – купольную базилику, которая сочетала продольно-базиликальный храм с центрическим.

Купольные сооружения в Византии стали появляться уже в V в. и приобрели ведущее положение в храмовой архитектуре в VI в. Подобные строения более всего соответствовали потребностям христианской службы и христианскому мировосприятию. В это время завершается формирование основных церковных обрядов и богослужения, в первую очередь Божественной Литургии, на которой совершается Таинство Евхаристии. Формирование мировоззренческих основ христианства, где большое значение имели символические идеи и эстетическая выразительность, а также выработка и утверждение канона церковных служб привели к изменению архитектуры храма. Внутреннее устройство и убранство храма призваны помочь человеку отстраниться от окружающего его земного, чувственного мира и до конца погрузиться в созерцание мира духовного, открыть за видимыми вещами их духовный смысл.

В V – VI вв. происходила эволюция базилики в сторону купольного сооружения. Превращение Великого входа Таинства Причастия в особо торжественный момент Литургии привело к выделению среднего пространства церквей и увенчанию его куполом. Эта эволюция базилики к купольному храму проходила в двух направлениях.

Первое – перекрытие нефов базилики цилиндрическими сводами и сооружение купола над серединой главного нефа. Такова церковь Девы Марии в Эфесе (VI в.). Ее западная и восточная подпружная арки были слиты с очертаниями сводов, северная и южная – выделены, не слиты со стенами, так что в центре намечалась легкая крестообразность пространства.

Второе – сооружение большого купола, опирающегося на боковые стены. Церквей такого типа сохранилось значительно больше.

Самым сложным и прекрасным вариантом подобного сооружения является собор св. Софии в Константинополе (532 – 537 гг.) – главный храм Византийской империи, который с наибольшей полнотой воплотил идейные устремления эпохи. Внутреннее пространство храма поражает своими внушительными размерами и необычностью освещения, так как имеет многочисленные окна. Несмотря на то, что часть из них была заложена турками, стены все равно кажутся прозрачными. Вопреки очевидному, трудно поверить, что вся эта гигантская конструкция состоит из кирпичной и каменной кладки – настолько она кажется легкой и невесомой. В этом и состояла главная задача строителей, ведь храм должен был быть подобием космоса и представлять собой нечто нерукотворное, а не плод человеческих усилий. Средоточием собора является огромное подкупольное пространство. Большой купол, как и небесный свод, кажется, не имеет опор. Идее Божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности храма св. Софии, поэтому отвлеченные богословские понятия воплощены в ней необычайно наглядно. Такой эффект достигается благодаря тому, что вся архитектурная композиция св. Софии была основана на системе распоров. Массивный купол опирается на барабан, прорезанный таким огромным количеством окон, что изнутри кажется сплетенным из кружева. Однако снаружи простенки между окнами невероятно массивны. Под барабаном расположены сферические треугольники (паруса), которые обеспечивают переход к столбам-опорам. Эти столбы огромны, но они так втянуты в стены, прикрыты колоннами, украшенными мрамором, что вся их массивность полностью спрятана. Мощные столбы как бы скрыты в очертаниях стен, растворены, невидимы. Вместе с тем сзади, со стороны галереи, видна их массивность и толщина. С востока и запада давление центрального купола постепенно перекидывается сначала на два больших, а затем на шесть меньших полукуполов, где и гаснет совсем. На севере и юге роль амортизаторов играют двухэтажные сводчатые галереи. Все эти строительные приемы создают удивительную легкость восприятия интерьера: вогнутые полусферы висят в воздухе, словно каким-то чудом, а стена, прорезанная десятками окон, кажется тонкой, как бумага. Снаружи эта легкость обеспечивается мощными башнями-контрфорсами и арками, которые каменным обручем стягивают всю конструкцию, делая храм похожим на крепость.

Фундамент здания был сооружен особым способом с применением смеси извести с корой деревьев и песка, смоченной отваром ячменя: такая гидравлическая масса скрепляла камень, придавая ему твердость железа. Стены и своды храма возводились из кирпича. Они имеют по периметру 79 x 72 метра и высоту 56 метров от основания до вершины. Серьезной проблемой для строительства являлось то, что купол церкви был чрезвычайно больших размеров. Для его сводов использовались особые полые кирпичи такой легкости, что их дюжина весила не больше куска черепицы. Для изготовления таких кирпичей применялась глина, найденная на острове Родос, изделия из которой отличались легкостью и прочностью. Сами стены строились слегка наклонно (в форме конуса с увеличением в верхней части). Это привело к тому, что в 558 году купол разрушился и был сооружен другой, меньшего диаметра, однако и ныне он поражает своими размерами. В X и XIV вв. во время землетрясений купол частично разрушался. Сейчас, после ремонта и реставрационных работ, его форма перестала быть строго кругообразной (диаметр у основания – 31 на 33 метра).

Во внутренней отделке широко использовались мрамор, гранит и порфир. По приказу императора Юстиниана сюда были доставлены редкие сорта мрамора – белоснежный, светло-зеленый, бело-красный и розовый. Внутри храм снизу доверху украшали золотые и цветные мозаичные изображения. Верхняя доска престола была сделана из золота с вкраплениями драгоценных камней, а пол вокруг покрыт золотыми листами. Над престолом возвышалась золотая сень в виде балдахина, которая покоилась на четырех серебряных колоннах и венчалась крестом, осыпанным алмазами. Согласно летописному повествованию, именно о красоте убранства и богослужения в Софийском храме говорили русские послы, прибывшие к князю Владимиру Святославичу из Константинополя.

Софийский собор остался уникальным архитектурным сооружением, но его композиция в некоторых существенных чертах повторялась во многих последующих постройках.

В VI в. и последующих столетиях усиление в Таинстве Евхаристии проскомидии потребовало расположения рядом с престолом жертвенника. Возникла трехчастная и, как самый распространенный вариант, трехапсидная структура алтарной части храма. Эволюция византийских храмов шла путем постепенного формирования крестообразного срединного пространства: от купольной базилики к крестово-купольному сооружению.

В целом купольная базилика не могла удовлетворить мировоззренческие и эстетические поиски своего времени, так как имела большое пространство, ее композиция не была уравновешенной и совершенной, не настраивала человека на созерцание Небесного Царства. Именно крестово-купольный тип храма стал выражением единства небесного и земного, когда купол и своды начали ассоциироваться с миром горним. Система росписей детально интерпретировала эти небесные сферы, начиная с изображения Вседержителя или Вознесения в куполе в окружении архангелов. На сводах рукавов креста рассказывалась новозаветная история, в связи с которой крестообразная пространственная композиция храма приобретала особое символическое значение. Структура внутренних архитектурных линий, спускаясь от купола вниз, превращала его в объединяющий и как бы благословляющий покров всех пришедших под его своды.

Вариантом крестово-купольный системы и самым распространенным ее типом как в византийской, так и в русской архитектуре стал четырехколонный купольный храм . Он имеет форму вписанного креста с равными ветвями и с куполом в центре, который покоится уже не на столбах или стенах в качестве основных опор, а на четырех колоннах, образующих центральный квадрат. Колонны из декоративного элемента превратились в основной композиционный, структурный элемент. Для создания такой конструкции главным было появление барабана – цилиндрической или многогранной верхней части здания, опирающейся на своды и служащей основанием купола. С его распространением пространство храма приобрело зальный характер. Хоры внутри сооружения храма уже не могли быть устроены, так как их уровень пересекал бы колонны. Они остались только над нартексом (притвором) и угловыми ячейками. Четырехколонные купольные храмы стали появляться уже в VII – VIII вв. (еще до иконоборчества). Наибольшее распространение этот тип храмов получил в IX в.

В крестово-купольных храмах нет ярко выраженного направления с запада на восток, как в базиликальных соборах Западной Европы. Здесь господствует циркулярный ритм – движение, идущее вокруг одного, ясно подчеркнутого центра, которым является подкупольное пространство храма. Так в архитектуре православного храма отражается самое тесное, насколько это возможно для человека, общение с Богом во время Литургии.

Своеобразие оформления византийских храмов заключалось в контрасте между их внешним обликом и интерьером. Внешний вид поражал суровой гладью стен, совершенно лишенных, особенно в ранний период, элементов декора, что противопоставлялось богатому украшению античных храмов. Согласно святоотеческим представлениям, подобно смиренному христианину с его богатой внутренней духовной жизнью, храм должен был быть подчеркнут строго в своем экстерьере.

Четырехколонный купольный храм стал образцом для всего последующего строительства. Именно он воплотил единство архитектурной композиции и мировоззренческих представлений. В подобных храмах рождается своеобразное чувство: зальный характер центральной части способствует объединению верующих в единую духовную группу, но самостоятельность развития пространства не создает ощущения замкнутости. В этом пространстве человек остается отдельным, даже от стоящих рядом с ним. Лишь поднимая глаза вверх, он, наконец, находит единую архитектурную систему членений. Своеобразное чувство ценности индивидуальной человеческой воли сочетается с чувством потерянности в свободном, ритмически бесконечном пространстве.

Для современного человека столь тесная связь между зрением и внутренним переживанием может показаться несколько искусственной. Однако она соответствует действительно существовавшей специфике античного и византийского художественного восприятия. Переход к созерцанию – существенный момент византийского пути к познанию, преобразованию сознания христианина, возведение человека к углубленному созерцанию творения Бога – мироздания в целом.

Существенной чертой такого храма были его внутреннее убранство, роскошные декорации интерьера и иконы. Система живописи византийского храма свидетельствовала о восприятии его как микрокосмоса: начиная с центрального купола, изображения размещались по вертикальным зонам в соответствии с их сакральной значимостью. Неразрывная связь архитектуры и стенописи приводила к созданию единого образа, а Литургия помогала верующему восприять его реальность. По словам Патриарха Фотия (вторая половина IX в.), «входя во внутренность, воображаешь себя вдруг перенесенным на небо. Все здесь блестит золотом, серебром, мрамором; столб и пол и все окружающее ослепляет и приводит в восторг». Архитектура, храмовая роспись и богослужение составляли целое, они становились неразрывны в своей выразительности и символике. Пусть все тонкости толкования были доступны небольшой группе верующих, общую идею понимали все: вертикальное развитие архитектурного организма объединяло оба мира, образуя общий космос.

Храмовое искусство Запада.

Помимо византийского типа в западном христианском мире к XI веку складывается новый внешний вид храмов. Он имел с одной стороны сходство с базиликами и византийскими храмами, а с другой стороны, и различия, благодаря которым он получил название романского стиля.

Романский стиль. Храм, построенный в романском стиле, подобно базиличному, состоял из широкого и продолговатого основания – нефа (корабля), заключающегося между двумя боковыми нефами, вдвое меньшими по высоте и ширине. С восточной, передней стороны к этим нефам пристраивалась поперечная прямоугольная часть, называющаяся трансептом. Так как она выступала своими краями из корпуса, то это придавало зданию форму креста. За трансептом устраивалась, как и в базилике, апсида, предназначавшаяся для алтаря. С задней, западной стороны устраивались по-прежнему притворы или нарфиксы. Особенностью романского стиля было то, что пол настилался в апсидах и трансепте выше, чем в средней части храма, и колонны различных частей храма стали соединяться между собой полукруглым сводом и украшаться в верхних и нижних концах своих резными, лепными и накладными изображениями и фигурами.

Романские храмы стали строетиться на прочном фундаменте, выходившем из земли. При входе в храм по бокам притворяя с XI в. иногда устраивались две величественных башни, напоминавших современные колокольни.

Романский стиль, появившись в X веке, стал распространяться в странах Западной Европы в XI и XII веках и просуществовал до XIII века, когда ему на смену пришел готический стиль.

Готический стиль . Готика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции. В XIII веке она распространилась на территорию Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению стиля «итальянская готика». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Готические храмы иначе называются «стрельчатыми», потому что по своему плану и внешнему убранству, хотя и напоминают романские храмы, но отличаются от последних острыми, пирамидальными, тянущимися к небу оконечностями: башнями, столбами, колокольнями. Остроконечность проявляется и во внутреннем устройстве храмов: в сводах, соединениях колонн, в окнах и угловых частях. Готические храмы особенно отличались обилием высоких и частых окон; вследствие чего на стенах оставалось мало площади для священных изображений. Зато окна готических храмов покрывались живописью. Это стиль - наиболее ярко выраженный во внешних линиях. Такие изображения, составленные из кусочков разноцветного стекла, получили названия витражей.

Стиль Возрождения. Готический стиль христианских храмов в архитектуре Западной Европы с XIV века под влиянием возрождения античного, классического знания и искусства постепенно уступает место стилю Возрождения. Этот стиль распространился в Западной Европе, начиная с Италии. В содержании искусства Возрождения происходит изменение иерархии главных жизненных ценностей. Высшей ценностью гуманистическая культура Возрождения называет человека, культ наслаждения земной жизнью, культ прекрасного человеческого тела. Изменение мировоззрения, иерархии ценностей - предпочтение земного Небесному Божественному, отразилось в содержании всех видов искусства этой эпохи и, прежде всего, в облике христианского храма: в стиле храмостроения и украшения храмов.

Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, европейские архитекторы начали применять и в деле построения храмов некоторые черты античной архитектуры, даже привнося иногда в облик христианского храма формы языческих храмов. Влияние античной архитектуры особенно заметно в наружных и внутренних колоннах и украшениях вновь строящихся храмов.

Общие черты архитектуры Возрождения следующие: в плане храма - это продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой (в этом есть сходство с романским стилем); своды и арки не остроконечные, а круглые, куполообразные (в этом - отличие от готического и сходство с византийским стилем); колонны внутренние и наружные по стилю древнегреческие. Наиболее ярким примером стиля Возрождения является собор святого апостола Петра в Риме.

Во внутреннем украшении храмов использовались орнаменты. Они создавались мастерами в виде листьев, цветов, фигур, людей и животных (в отличие от византийского орнамента, связанного с христианскими символами). В христианских храмах, возведенных и стиле Возрождения, можно увидеть много скульптурных изображений святых, что не принято в храмах базиличного, византийского и православнорусского стиля. В росписи храмов, созданных знаменитыми художниками эпохи Возрождения Микеланджело, Рафаэлем и другими, преобладает внешнее любование земной красотой человеческого прекрасного внешнего облика в ущерб духовному смыслу изображений священных событий. Часто высочайшее художественное мастерство художников служит мастерскому изображению мелких бытовых подробностей средневекового повседневного быта.

Древнерусское зодчество и его мастера.

Русская церковная архитектура начинает развиваться на Руси с принятием в 988 году христианства. Возникла необходимость в сооружении новых храмов и притом, храмов каменных, тогда как существовавшие до Крещения Руси христианские церкви были малочисленны. Построены они были из дерева.

Древнерусские храмы XI – XIII веков . Для сооружения первых каменных храмов были вызваны греческие мастера, так как до этого времени славяне не были знакомы с каменным строительством. Однако, они относительно быстро освоили новый вид зодчества, и уже в XI веке каменные церкви начинают строиться собственными мастерами, научившимися этому искусству от греков. Каменными строились только храмы, имевшие наиболее важное значение: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Восприняв от Византии христианскую веру, особенности богослужения, Русь позаимствовала и особенности храмостроения. В Греции в тот период господствовал византийский стиль. Поэтому и древние храмы Руси в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире Суздальском и в Москве были построены в византийском стиле. В Киеве и Киевской области древними храмами, появившимися в период до XIII века, являются: Десятинная церковь в честь Рождества Богородицы, Софийский собор, Киево-Печерская Лавра, Михайловский Златоверхий монастырь, церковь Спаса на Берестове, Кириллов монастырь и другие.

В Новгороде и Новгородской области – наиболее древние храмы XI – XIV веков: Софийский собор, церковь Спаса в Нередицах, церковь святителя Николая на Липне, церковь святого Феодора Стратилата, церковь Спаса Преображения на Ильинской улице, церковь апостолов Петра и Павла, церковь Успения Божией Матери в Волотове и церковь святого Георгия в Ладоге. В Пскове – это: Спасо-Мирожский монастырь и собор Святой Троицы и др. Во Владимире Суздальском и его области - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор в Звенигороде, церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова монастыря, Успенский собор во Владимире на Клязьме, Димитриевскнй со-бор во Владимире, церковь Успения во Вла-димирском женском монастыре, Ростовский Успенский собор, Георгиевский собор в горо-де Юрьеве Польском и другие.

Несмотря на то, что большинство этих цер-квей не уцелели до настоящего времени в первоначальном виде, а некоторые из них или совершенно исчезли, или переделывались (в том числе, такие, как Киевский Софийский собор и Десятинная церковь, Новгородский Софийский собор), ученые все-таки смогли составить понятие о пер-воначальном виде этих церквей. При этом обнаружилось, что между древними киевскими, новгородскими, владимиро-суздальскими церквами замечается тождество в плане, способепостройки и внутреннем устройстве. Но в некото-рых частных чертах замечается отличие: новгородские храмы отличаются от киевских крышей (щипцом), отдельными звонницами. Во владимиро-суздальских еще больше характерных отличий от киевских и новгородских, а именно: горизонтальный пояс, охватывающий хрампосередине и состоящий из ряда колонок, аркообразные своды под кры-шей храма, обилие барельефных украшений на стенах храма. Эти особенности владимиро-суздальских храмов и несколько удлиненный четырехугольник в плане дают право некоторым исследователям сближать этот вид русских храмов с романским стилем.

Русско -греческий стиль . План первых русских храмов, построенных в византийском стиле, включал прямоугольное основание с тремя алтарными полукружиями. Внутри храма возводились четыре столба с арками, венчающимися куполом. Однако при большом сходстве между древнерусскими храмами и современными им греческими, между ними за-метно и различие в куполах, окнах и украшениях. В многоку-польных греческих храмах купола ставились на особых столбах и на различной высоте по сравнению с главным куполом. В русских храмах все купола ставились на одной высоте. Окна в византийских храмах были большие и частые, а в русских – маленькие и редко расположенные. Проёмы для дверей в византийских храмах были горизонтальными, а в русских – полукрулыми. В греческих больших храмах иногда устраивалось по два притвора – внутренний, предназначенный для оглашённых и кающихся, и наружный (или крыльцо), обставленный колоннами. В русских храмах устраивались одни внутренние паперти небольших размеров. В греческих храмах колонны составляли необходимую принадлежность, как во внутренних, так и во внешних частях; в русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным – русско-греческим. Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу.

Деревянное зодчество . Каменные храмы на Руси были немногочисленны. Если первые каменные храмы, сооруженные греческими или русскими мастерами должны были быть похожими на византийские, то это сходство не совсем точно соблюдалось при строительстве деревянных церквей. Деревянных церквей, вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях России), было гораздо больше. В постройке этих церквей русскими мастерами (часто – простыми плотниками), успевшими ко времени принятия христианства выработать определенные собственные приемы и формы зодчества, было проявлено больше самостоятельности, чем в постройке каменных. В области деревянного зодчества русские мастера стояли впереди византийцев, строивших исключительно из камня и кирпича.

Во времена татаро-монгольского ига влияние чужеродной культуры проникло в разные стороны уклада и искусства Руси. Однако совершенно не отразилось на деревянном зодчестве. Иго лишь задержало, как свидетельствует упадок каменного зодчества того периода, развитие архитектурных форм и строительства. Форма и план старинных деревянных церквей представляли или квадрат, или продолговатый четырехугольник. Купола были круглые или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины. Примерами деревянного храмостроения являются церкви Севера, например, в Кижах.

Каменное зодчество XV-XVI веков. Московские храмы до XV века обыкновенно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали храмы Киево-Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры. Hо эти храмы не сохранились: они или окончательно погибли от времени, пожаров и татарских разруше-ний, или перестроились по новому виду. Сохрани-лись другие храмы, построенные после XV века пос-ле освобождения от татарского ига и усиления Мос-ковского государства. Начиная с царствования ве-ликого князя Иоанна III (1462 - 1505 гг.), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мас-теров и по руководству древнерусских преданий цер-ковного зодчества, создали несколько исторических храмов. Главнейшими из них являются Успенский собор Московского Кремля (перестроен в 1475-1479 годах), где совершалось венчание на царство русских Государей (строитель итальянец Аристотель Фио-раванти), Архангельский собор Кремля - усыпаль-ница русских князей и царей (строитель итальянец Алевиз Новый; собор перестроен в 1505-1509 годах), Благовещенский собор (перестроен в 1484-1489 го-дах). В начале XVI века была начата постройка церк-ви-колокольни «Иван Великий» - самого высокого сооружения Московского Кремля.

Шатровый стиль . С течением времени русские строители вырабатывают собственный нацио-нальный архитектурный стиль храмостроения. Первый вид русского стиля носит название « шатрового» (или столбового). Он пред-ставляет собой вид соединенных в одну церковь нескольких отдельных церк-вей, из которых каждая имеет вид, словно столба или шатра, увенчанного ку-полом и главкой. Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и боль-шого количества главок в виде луковиц, особенностями шатрового храма являются пестрота и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Образцом таких храмов явля-ются церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково (1547 год), церковь Вознесения в Коломенском (1530-1532 годы), собор Василия Блаженного (храм Покрова Бо-жией Матери на Рву) в Москве, построенный в 1555-1560 годах в память победы над Казанью. О происхож-дении шатрового или столпового вида некоторые исто-рики предполагают, что в виде столпов сначала строи-лись деревянные церкви, а потом и каменные.

Храмы XV -XVII веков . Особенностью храмов XVII века является внешнее яркое декоративное убранство: фа-сады увенчаны резными пирамидами, раскрашенными кокошниками, резными наличниками окон. Этот на-рядный стиль получил название «русское узорочье». Примером храма этого стиля является церковь Рож-дества Богородицы в Путниках в Москве (1649-1652 годы).

Храмы XVIII - XIX веков. Время распространения шат-рового вида в России оканчивается в XVII веке. По-зднее замечается нерасположение к этому стилю и даже запрещение его со стороны духовной власти (мо-жет быть, вследствие отличия его от исторического - византийского стиля).

Начиная с середины XVII века, «русское узорочье» вытесняется монументальным стилем «русское ба-рокко», отразившим в архитектурных формах чер-ты западноевропейской классической культуры. Примерами являются Воскресенский собор Смоль-ного монастыря в Петербурге (архитектор Растрел-ли), Андреевская церковь в Киеве, церковь Покро-ва Божией Матери в Филях в Москве (1693-1694 годы). В последние десятилетия XIX века пробужда-ется возрождение шатрового вида храмов. В этом виде создается несколько исторических церквей, так напри-мер, Троицкий храм Санкт-Петербургского «Общества рас-пространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» и храм Воскресения (Спаса-на--крови) на месте убиения Царя-Освободителя Александра I (1907 год). В царствование императора Николая I для по-стройки военных церквей в Санкт-Петербурге был вырабо-тан архитектором Константином Тоном стиль, получив-ший название «тоновского». Примером может служить цер-ковь Благовещения в Конно-Гвардейском полку.

Из западноевропейских стилей (романский, готичес-кий и стиль Возрождения) при постройке русских церк-вей во второй половине XVIII - начале XIX века нашел при-менение только стиль Возрождения. Черты этого рацио-нального классического стиля видны в двух главных со-борах Санкт-Петербурга - Казанском (1737 год) и Исаа-киевском (1858 год). Иногда во внешнем облике храма замечается смешение стилей - базиличного и византийского, или романского и готического.

В XVIII – XIX столетиях большое распространение получа-ют домовые церкви, устраиваемые во дворцах и домах богатых людей, при учебных и правительственных уч-реждениях и при богадельнях. Такие церкви могут быть сопоставлены с древнехристианскими икосами.

Знаменитыми зодчими, возводившими в России хра-мы, были такие мастера, как Аристотель Фиораван-ти (ХV век) - строитель Успенского собора Московс-кого Кремля, Барма и Постник Яковлев (XVI век) - зодчие Покровского собора (храм Василия Блажен-ного) на Красной площади, Бартоломео Франческо Растрелли (XVIII век) - создатель ансамбля Смоль-ного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Васи-лий Ермолин (XV век), Павел Потехин (XVII век), Яков Бухвостов (XVII - начало XVIII века), Осип Бове (XVIII - начало XIX века), Константин Тон (Х1Х век). Каждый из них привнес в храмостроительство свои неповторимые творческие черты, сохраняя особенно-сти русского вида церковного зодчества.

Вопросы для контроля владения компетенциями:

1. Каковы устройство и символика ветхозаветной скинии пророка Моисея?

2. Какую внутреннюю структуру имеет православный храм? Раскройте символическое значение каждой из частей.

3. Как в архитектуре православного храма отражается литургический характер православного зодчества?

4. Как в композиции иконостаса отражается идея небесной иерархии и путь христиан ко Христу? Расскажите об изображениях на разных ярусах русского иконостаса.

5. Перечислите основные типы христианских храмов, определите этапы их создания и приведите примеры наиболее характерных сооружений.

6. Какой тип храмов получил наибольшее распространение на Руси и почему?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх