Социология: курс лекций. Радугин А., Радугин К.А. Радугин Курс лекций. Философия

Алексей Алексеевич Радугин (род. 28 марта 1943, с. Верхне-Огородничево, Свислачский район, Гродненская область, БССР, СССР) - советский и российский религиовед и философ, специалист по религиоведению и истории философии. Доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Один из авторов «Атеистического словаря».

Биография

Родился 28 марта 1943 года в селе Верхне-Огородничево Свислачского района, Гродненской области.

В 1967 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 1972 году окончил аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова и под научным руководством М. П. Новикова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Неоавгустинизм как разновидность католической философии» (Специальность 09.00.06 «Научный атеизм, история религии и атеизма»).

В 1987 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Современный католический иррационализм. (Критический анализ методологии основных философских школ)» (Специальность 09.00.06 «Научный атеизм, история религии и атеизма»).

Профессор и заведующий (до 2014 года) кафедрой философии, социологии и истории Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. С 2016 года - профессор кафедры философии, социологии и истории Института архитектуры и градостроительства Центрально-Чернозёмного государственного инженерного университета.

Член Международной академии наук высшей школы.

Главный редактор «Научного Вестника Воронежского государственного архитектурно-строительного университета» (серия Социально-гуманитарные науки).

Семья

  • Дочь - Ольга Алексеевна Радугина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и истории ВГАСУ.
  • Сын - Константин Алексеевич Радугин, кандидат социологических наук

Научная деятельность

Наибольшее внимание в своей научной деятельности А. А. Радугин уделил методологическим вопросам христианской философии и теологии. Им были обоснованы положения об иррационализме, который является методологической основой всей христианской философии и теологии. Он раскрыл своеобразие религиозно-философского иррационализма, а также показал, что в составе религиозного иррационализма находятся институтеллектуалистская и антиинтеллектуалистская тенденции. Кроме того он определил основные начала религиозно-философского мышления: супранатурализм, сотериологизм, ревеляционизм и раскрыл их суть. Радугин показал как иррационалистические установки христианской философии находят своё отражение в онтологии, гносеологии, антропологии и философии истории различных школ и течений. Значительное внимание уделяет разработкам учебных пособий по широкому кругу вопросов.

Награды

  • Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Научные труды

Диссертации

  • Радугин А. А. Неоавгустинизм как разновидность католической философии / Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата философских наук. (09.00.06). - М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1972. - 16 с.

Монографии

  • Радугин А. А. Современный персонализм и религия: Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН АН СССР, 1977. - 61 с.
  • Радугин А. А., Овсиенко Ф. Г. Новые тенденции в католической теологии и философии. - М.: Знание, 1977. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Научный атеизм". № 2).
  • Радугин А. А. Персонализм и католическое обновление: Критика методологических основ католического модернизма). - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. - 178 с.
  • Радугин А. А., Попов А. С. Христианское богословие в поисках социального идеала: Критический анализ. - М.: Знание, 1986. - 64 с.
  • Радугин А. А., Попов А. С. Христианские футурологические концепции:Критический анализ. - М.: Мысль, 1987. - 202 с.
  • Добреньков В. И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 189 с.
  • Добреньков В. И., Радугин А. А. Христианская теология и революция. - М.: Политиздат, 1990. - 335 с. - ISBN 5-250-00777-5.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций для студентов и преподавателей вузов, техникумов и учащихся ст. классов шк., колледжей, гимназий, лицеев. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. - 191 с. - ISBN 5-87065-024-0.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления / Радугин А. А., Радугин К. А.; Воронеж. гос. архитектур.-строит. акад., Открытый ун-т Великобритании, Междунар. центр дистанц. обучения "Линк", Воронеж. высш. шк. предпринимателей. - Воронеж: Воронеж. ВШ предпринимательства, 1995. - 196 с.
  • Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. - 303 с. - ISBN 5-87065-037-2.
  • Радугин А. А. Политология: Учебное пособие / Гос. ком. Рос. Федерации по высш. образованию; Радугин А. А. и др.. - М.: Центр, 1996. - 286 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-014-8.
  • Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузови учащихся колледжей, гимназий, школ. - М.: Центр, 1996. - 304 с. - (Alma mater). - 10 000 экз. - ISBN 5-88860-008-3.
  • Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 1996. - 334 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-006-7.
  • Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие: Для вузов / Волобуева Т. Н. и др.; Сост. и отв. ред. Радугин А. А.. - М.: Центр, 1996. - 397 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-011-3.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т гос. упр. и соц. исслед., Каф. соц. упр., Воронеж. гос. архитектур.-строит. акад.. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 1996. - 206 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-007-5.
  • Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие для вузов / Волобуева Т. Н. и др.; Сост. и отв. ред. Радугин А. А.. - М.: Центр, 1997. - 302 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-011-3.
  • Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 1997. - 237 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-008-3.
  • Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие. Курс лекций / Сост. и отв. ред. проф. А. А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 302 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-046-6.
  • Радугин А. А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1998. - 268 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-050-4.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 1998. - 156 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-055-5.
  • Радугин А. А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. - 269 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-050-4.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 2000. - 223 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-055-5.
  • Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2000. - 238 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-053-9.
  • Радугин А. А. Культурология: Учебне пособие. Курс лекций / Сост. и отв. ред. проф. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2000. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-046-6.
  • Радугин А. А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2001. - 269 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-050-4.
  • Радугин А. А. Психология: Учебное пособие. Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - 399 с. - (Аlma mater). - ISBN 5-88860-061-X.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 2001. - 224 с. - (Alma mater). - 20 000 экз. - ISBN 5-88860-055-5.
  • Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие. Курс лекций / Сост. и отв. ред. проф. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-046-6.
  • Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов: Учебное пособие / А. А. Радугин и др.; Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 2001. - 271 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-041-5.
  • Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2001. - 238 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-053-9.
  • Радугин А. А., Пархоменко И. Т. Культурология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов: Учебное пособие. - М.: Центр, 2001. - 334 с. - (Alma mater). - ISBN 5-901660-03-X.
  • Радугин А. А., Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры: Курс лекций. - М.: Центр, 2002. - 319 с. - (Alma mater). - ISBN 5-901660-09-9.
  • Радугин А. А. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Центр, 2002. - 270 с. - (Аlma mater). - ISBN 5-901660-11-0.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2003. - 223 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-055-5.
  • Радугин А. А. Этика: Учебное пособие. - М.: Центр, 2003. - 221 с. - (Alma mater). - ISBN 5901660315.
  • Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие / Волобуева Т. Н. и др.; Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2003. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5888600466.
  • Радугин А. А. Психология: Учебное пособие. - М.: Центр, 2003. - 399 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-061-X.
  • Радугин А. А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 2003. - 271 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-050-4.
  • Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Центр, 2004. - 302 с. - (Alma mater). - ISBN 5-88860-053-9.
  • Радугин А. А. Философия: Курс лекций. - 2-е изд., перераб.. - М.: Центр, 2004. - 333 с. - (Alma mater). - ISBN 5888600504.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 52.12.00 - Социология и специальности, 02.03.00 - Социология. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Библионика, 2004. - 223 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-002-5.
  • Радугин А. А. Культурология: учебное пособие / сост. А. А. Радугин; под ред. А. А. Радугина. - М.: Библионика, 2005. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-005-X.
  • Радугин А. А., Радугина О. А. Социальная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 040201 Социология, 040102 Соц. антропология и 040104 Орг. работы с молодежью. - М.: Библионика, 2006. - 495 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-006-8.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 52.12.00- Социология и специальности 02.03.00- Социология. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Библионика, 2006. - 223 с. - (Alma mater). - 10 000 экз. - ISBN 5-98685-002-5.
  • Радугин А. А. Философия: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. место=М.. - Библионика, 2006. - 271 с. - (Alma Mater). - 10 000 экз. - ISBN 5-98685-011-4.
  • Радугин А. А., Радугина О. А. Философия науки: учебное пособие: курс лекций. - М.: Библионика, 2006. - 319 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-010-6.
  • Радугин А. А. Культурология: учебное пособие / сост. и отв. ред. А. А. Радугина. - М.: Библионика, 2007. - 303 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-005-X.
  • Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 52.12.00-Социология и специальности 02.03.00-Социология. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Библионика, 2008. - 223 с. - (Alma mater). - ISBN 5-98685-002-5.
  • Радугин А. А. Россия в общеевропейском образовательном пространстве (ценностные приоритеты и образовательные технологии) : монография / А. А. Радугин; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Воронежский гос. архитектурно-строит. ун-т.. - Воронеж: Воронежский гос. архитектурно-строит. ун-т, 2009. - 157 с. - ISBN 978-5-89040-254-7.
А. А. Радугин

ФИЛОСОФИЯ

СаиАеатиа гдйиг

ФА. А. Радугин _
илософия

курс лекции

Второе издание,
переработанное и дополненное

по высшему образованию
в качестве учебного пособия

для студентов
высших учебных заведений

N08 НаЪеЬИ Нитиз

т типАо /исге?
Тгапзеапз аи вирегоз
Тгапвеаш аи гп/еток

Ноз «г Ш5 тЛеге!

Втеъг /гпгеЫг;

Кари поз аггосйег
Метши рагсеЫг!

"\7юа1 асайетга!

"УюаЛ тетогит

Силою духа живой

одержал он победу и вышел

Он далеко за пределы ограды огненной мира

По безграничным пройдя своей мыслью и духом

пространствам

Тит Лукреций Кар.
«О природе вещей», 11, 1114

гп /1оге!

а!та та!ег

2004
Издательство

Рецензенты:
кафедра философии Воронежской государственной

лесотехнической академии;

А. С. Кривей, член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук,

зав. кафедрой философии Воронежского государственного

университета

На обложке:

фрагмент картины голландского художника Михиела Свертса
«Портрет молодого человека», 1656 г.

Философия как мировоззренческая система:
ее смысл и предназначение

1. Понятие мировоззрения и его структура

2. Предфилософское значение мифологии и религии

3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.

Философия и наука

Радугин А. А.

Р15 Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб.
и дополн. - М.: Центр, 2004. - 336 с.

15ВЫ 5-88860-050-4

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными
требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со-
держания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содер-
жание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва-
ется через изложение основных философских направлений, течений,
школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древней-
ших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собст-
венно историко-философским материалом, значительное место в учеб-
ном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ву-
зов, а также всех интересующихся философией

Без объявления

ББК 87я73
(С) А. А. Радугин, 2004

Философский плюрализм: причины
и истолкования

1. Историко-философский процесс: исходные понятия

и движущие силы.

Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
концепции философии

2. Сущность и предназначение философии - попытка синтеза
всех трех концепций

Античная философия

1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит

2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит

3. Поворот к человеку - философские учения софистов и Сократа

4. Платон и Аристотель - систематизаторы
древнегреческой философии

5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм

Средневековая христианская философия

1. Христианская апологетика:

основная проблематика и идейные истоки

2. Основные принципы религиозно-философского мышления

и мировоззрения

3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика
4 Религиозный интеллектуализм и религиозный

антиинтеллектуализм.
Проблема взаимоотношения разума и веры

тема 5

Философия эпохи Возрождения

3. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения

2. Философские и космологические учения Николая Кузанского

и Джордано Бруно

Разработка метода научного исследования

в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт,

Б. Спиноза

1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:

учение об идолах и критика схоластики
2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила

индуктивного метода

3. Рационализм Р. Декарта.

Основные правила дедуктивного метода

4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции

5. Познавательный процесс и учение о субстанции

в системе Б. Спинозы

тема 7

Рационализм эпохи Просвещения
и метафизический материализм XVIII века

1. Рационализм как умонастроение и методология

эпохи Просвещения

2. Механистический материализм и сенсуализм в философии
эпохи Просвещения

Эволюция британского эмпиризма

конца XVII - середины XVIII века:

Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм

1. Теория познания Д. Локка

2. Субъективный идеализм Д. Беркли

3. Скептицизм Д. Юма

Немецкая классическая философия

1. Концепция субъекта в философской системе Канта

2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте

и объективный идеализм Ф. Шеллинга

3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.

Марксистское учение о практике и истине

Русская религиозная философия XIX-XX вв.

1. Формирование русской религиозной философии:
славянофильское учение о мессианской роли русского народа

и соборности

2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология
3. Проблемы веры и разума в православном религиозном

антиинтеллектуализме
(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)

Человек во Вселенной. Философская, научная
и религиозная картина мира

1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира
2. Диалектико-материалистическая картина мироздания

3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный
космизм П. Тейяра де Шардена.

Природа человека и смысл его существования

1. Решение проблемы специфики человеческого бытия

в «философской антропологии»

2. Марксистская философия о соотношении биологического

и социального в человеке. Проблемы человеческого начала

3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение

человеческого бытия

Познание, его возможности и средства

1. Субъект и объект познания. Познание как отражение

действительности

2. Чувственное и рациональное познание
3. Диалектика-материалистическая теория истины
4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера

Проблемы научной рациональности в современной
«философии науки»

1. Неокантианские концепции методов научного познания

(Марбургская и Баденская школы)
2. Разработка методологии научного познания в позитивизме

и неопозитивизме

3. Концепция науки в критическом рационализме

4. Научная рациональность как предмет исследования

в отечественной «философии и методологии научного познания»

Современный философский иррационализм:
регаение проблем бытия, познания, человека
и личности в различных школах и течениях

1. Философский иррационализм как умонастроение

и философское направление
2. «Философия жизни» и ее разновидности

3. Эволюция психоаналитической философии.

Структура че.говеческой личности.

Сознание и бессознательное

4. Экзистенциализм: основные темы и учения.
Свобода и ответственность личности

Общество и культура как предметы
философского анализа

1. Специфика философского осмысления общественной жизни

2. Методологические принципы изучения общества.
Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций

в философии истории А. Тойнби

3 Смысл истории и ее постижение в философии

истории К, Ясперса

4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма
самореализации человека

5. Особенности западной и восточной культур.
Россия в диалоге культур.

Глобальные проблемы современности

1. Происхождение и сущность глобальных проблем
2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем

современности

3. Кослюцентрический взгляд на решение глобальных проблем
человечества - «философия общего дела» Н. Ф. Федорова

В нашей стране осуществляется формирование новой
системы образования с учетом всех отечественных до-
стижений и в соответствии с мировыми стандартами. С
этой целью Государственный комитет Российской Фе-
дерации по высшему образованию разработал в 1993 го-
ду основные профессиональные образовательные про-
граммы.

Важное место в этих программах занимает социаль-
но-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия
Государственного комитета Российской Федерации по
высшему образованию утвердила «Государственные тре-
бования (Федеральный Компонент) обязательному мини-
муму содержания и уровню подготовки выпускников выс-
шей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-
экономические дисциплины». Изучение философии
составляет фундамент общекультурной и общетеорети-
ческой гуманитарной подготовки специалиста любого про-
филя.

Философию нередко представляют как некое абст-
рактное знание, оторванное от реальности повседневной
жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это пред-
ставление. В действительности все свои проблемы фило-
софия черпает из жизни и решает их с единственной це-
лью - помочь человеку совершенствоваться и выработать
мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетичес-
кие установки, идеалы и ценности личности, с помощью
которых возможно переживать жизненные невзгоды и до-
биваться успеха. Для этого философия дает изучающему
индивиду как богатый фактический материал для размы-
шлений, так и весьма эффективные инструменты мысли-
тельной деятельности. Изучение философии - это апро-
бированная многовековым опытом человечества лучшая
школа разумного мышления, которая позволяет свободно
оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и под-
вергать критике те или иные суждения, отделять сущест-
венное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех
явлений действительности.

Данное учебное пособие - это первая попытка изло-
жить курс философии в соответствии с требованиями Го-
сударственного стандарта. Автор отказался от укоренив-
шейся в нашей стране практики преподавания философии
с разделением на историю и теорию философии. Такое раз-
деление, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидак-
тически не оправдано, так как предполагает существова-
ние какой-то особой, оторванной от конкретно-историчес-
кого движения философской мысли, теории^философии.
На практике это разделение означает преподавание фи-
лософии с позиции какой-то одной конкретной философ-
ской школы. В нашей стране это чаще всего означало при-
дание абсолютного приоритета марксистской философии.
Не отвергая крупных достижений философии марксизма,
автор стремился избежать односторонности и идеологиче-
ской догматизированности в изложении материала, озна-
комить изучающих философию с различными философ-
скими направлениями, течениями, школами, системами.

Основной замысел автора пособия-раскрыть содер-
жание дидактических единиц Государственного стандар-
та, или, выражаясь проще, дать содержание программы
курса философии через изложение истории философии и
основных философских течений, школ и систем современ-
ности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему фи-
лософию ознакомиться с философской проблематикой в ее
историческом контексте и проследить ее развитие на про-
тяжении существования европейской цивилизации.

Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебно-
го курса невозможно раскрыть все богатство и многообра-
зие философских проблем, направлений и учений. Цель
автора - помочь изучающим философию составить себе
первоначальное представление о предмете философии и
ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдаю-
щихся мыслителях, о решении «вечных» человеческих
проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобаль-
ными проблемами современности. При этом автор исходит
из установки, что знание философии - не самоцель. Он
надеется, что это знание поможет читателю выработать
определенную жизненную позицию и позволит быстрее
решать встающиеперед ним личные, профессиональные и
общественные проблемы.

"илософия
как мировоззренческая
система: ее смысл
и предназначение

1/ Понятие мировоззрения и его структура

2/ Предфилософское значение мифологии и религии

3/ Специфика философского решения

мировоззренческих вопросов.

Философия и наука

Понятие мировоззрения и его структура
Каждый культурный^молодой человек имеет определен-
ное представление о философии. Он может назвать неко-
торые имена знаменитых филосбфов и даже может порас-
суждать на тему, что такое философия. И дело тут не толь-
ко в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее,
гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или не-
вольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые
обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается
ли он по определенным законам? Кто или что определяет
эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был
сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономер-
ности, а какое -- случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересует-
ся теми проблемами, которые касаются его положения в
этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно
понять бессмертие человеческого существования? Может
ли человек узнать о своем предна значении в этом мире или
это ему недоступно? Каковы познавательные возможнос-
ти человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуж-
дения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-
нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг,
ответственность и справедливость? Можно ли провести

четкую разграничительную линию между добром и злом?
Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой
истории? Возможно ли достижение такого состояния в раз-
витии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха
всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много наиболее серьезных,
интересующих людей проблем, которые рассматривает и
которым дает определенное решение философия. Но эти-
ми проблемами занимаются не только философы. Еще за-
долго до возникновения философии люди находили ответ
на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому
правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило-
софскими, а мировоззренческими. У философии свой, спе-
цифический подход к решению таких проблем. Об этом мы
поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том,
что же такое мировоззрение?

^ Мировоззрение - это сложное, синтетическое, ин-
тегральное образование общественного и индивидуаль-
ного сознания.
Существенное значение для его характе-
ристики имеет пропорциональное присутствие различных
компонентов - знаний, убеждений, верований, настрое-
ний, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В
структуре мировоззрения можно выделить четыре основ-
ных компонента:

^ 1. Познавательный компонент. Базируется на обоб-
щенных знаниях-повседневных, профессиональных, на-
учных и т. д. Он представляет конкретно-научную и уни-
версальную картину мира, систематизирующие и обоб-
щающие результаты индивидуального и общественного
познания, стили мышления того или иного сообщества, на-
рода или эпохи.

^ 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в
себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, ди-
рективные действия и т. д. Одно из главных назначений
мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опи-
рался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы
он мог руководствоваться определенными общественны-
ми регуляторами. Ценность - это свойство какого-то
предмета, явления удовлетворять потребности, желания
людей. В систему ценностей человека входят представле-
ния о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жиз-

Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 13

ни. Например: жизнь - это главная ценность человека,
безопасность человека - это тоже большая ценность, и т.
д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе
формируется в определенную иерархию ценностей, на
вершине которой располагаются своего рода абсолютные
ценности, зафиксированные в тех или иных обществен-
ных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся
оценки человеком своих отношений с другими людьми яв-
ляются социальные нормы: моральные, религиозные, пра-
вовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как от-
дельного человека, так и всего общества. В них в большей
мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязыва-
ющий момент, требование поступать определенным обра-
зом. Нормы являются тем средством, которое сближает
ценностнозначимое для человека с его практическим по-
ведением.

^ 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того что-
бы знания, ценности и нормы реализовывались в практи-
ческихпоступкахи действиях, необходимо их эмоциональ-
но-волевое освоение, превращение в личные взгляды,
убеждения, верования, а также выработка определенной
психологической установки на готовность действовать.
Формирование этой установки и осуществляется в эмоци-
онально-волевой составляющей мировоззренческого ком-
понента.

^ 4. Практический компонент. Мировоззрение - это не
просто обобщение знания, ценности, убеждения, установ-
ки, а реальная готовность человека к определенному типу
поведения в конкретных обстоятельствах. Без практичес-
кой составляющей мировоззрение носило бы крайне абст-
рактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоз-
зрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на
действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно
проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе вышеизложенного можно определить ми-
ровоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и
установок, определяющих отношение человека к миру и
выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его
поведения.

По характеру формирования и способу функциони-
рования можно выделить жизненно-практический и тео-

ретический уровни мировоззрения. ^ Жизненно-практиче-
ский уровень
мировоззрения складывается стихийно и ба-
зируется на здравом смысле, обширном и многообразном
повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения неред-
ко называют жизненной философией. Такова важнейшая
сфера функционирования мировоззрения. Поскольку
именно на этом уровне оно включается в социальное и ин-
дивидуальное взаимодействие абсолютного большинства
людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне
неоднородно, так как неоднородны по характеру образо-
вания и воспитания его носители. На формирование этого
уровня мировоззрения существенное влияние оказывают
национальные, религиозные традиции, уровни образова-
ния, интеллектуальной и духовной культуры, характер
профессиональной деятельности и многое другое.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в
себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поко-
ления в поколение, и познанный опыт каждого конкретно-
го индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в
сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, сле-
дует отметить, что этот уровень мировоззрения не отлича-
ется глубокой продуманностью, систематичностью, обос-
нованностью. В нем нередки внутренние противоречия,
устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более вы-
соком уровне мировоззрения, который носит теоретичес-
кий характер. К этому уровню решения мировоззренчес-
ких проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия.
В отличие от всех других форм и типов мировоззрения,
философия претендует на теоретическую обоснованность
как содержания, так и способов достижения обобщенных
знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде-
алов, определяющих цели, средства и характер деятель-
ности людей.

Философ, в буквальном значении этого слова, явля-
ется не только творцом мировоззренческих систем. Он ви-
дит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение пред-
метом теоретического анализа, специального изучения,
подвергнув его критическому суду разума.

Соотношение жизненно-практического и теорети-
ческого уровней мировоззрения в определенной мере

Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 1 5

можно выстроить и в исторической последовательности.
В этом случае, можно сказать, что жизненно-практичес-
кое мировоззрение находит свое обобщенное выражение
в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и
религию можно рассматривать как предшественников
философии.

Предфилософское значение мифологии и религии
Исторически первой формой мировоззрения является ми-
фология. Она возникает на самой ранней стадии общест-
венного развития. Тогда человечество в форме мифов, то
есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие гло-
бальные вопросы как происхождение и устройство миро-
здания в целом, возникновение наиболее важных явлений
природы, животных и людей. Значительную часть мифо-
логии составляли космологические мифы, посвященные
устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в
мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тай-
нам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, ко-
торые подстерегают человека на его жизненном пути. Осо-
бое место занимают мифы о достижениях людей: добыва-
нии огня, изобретении ремесел, развитии земледелия,
приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский от-
мечал, что миф, как он существовал в первобытной общи-
не, то есть в его живой первозданной форме - это не исто-
рия, которую рассказывают, а реальность, которой живут.
Это не интеллектуальное упражнение или художествен-
ное творчество, а практическое руководство к действиям
первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том,
чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф
служит для оправдания определенных общественных ус-
тановок, для санкционирования определенного типа веро-
ваний и поведения. В период господства мифологического
мышления еще не возникла потребность в получении спе-
циальных знаний.

Таким образом, миф - это не первоначальная фор-
ма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое
образное синкретическое представление о явлениях при-

роды и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней
форме человеческой культуры объединялись зачатки зна-
ний, религиозных верований, нравственная, эстетическая
и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к
мифу можно говорить о познании, то слово «познание»
здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а
мироощущения, чувственного сопереживания (так мы
употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о
себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно за-
фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незна-
нии. Для него знание не существовало как нечто объектив-
ное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном
сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым,
действующее с тем, что действует. В мифологии человек
растворяется в природе, сливается с ней как ее неотдели-
мая частица.

Основным принципом решения мировоззренческих
вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по
поводу первоначала мира, происхождения природных и
общественных явлений сводились к рассказу о том, кто
кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в
«Илиаде», и «Одиссее» Гомера - наиболее полном собра-
нии древнегреческих мифов - процесс творения мира
представлялся следующим образом. В начале существо-
вал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем за-
ключался источник жизни мира. Все возникло из безгра-
ничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса
произошла и богиня Земля -- Гея. Из Хаоса, источника
жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь -
Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак - Эфеба и тем-
ную Ночь Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный
Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет
разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредель-
ное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Зем-
лей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные
Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо,
Горы и Море рождены матерью Землей, у Них нет отца.
Дальнейшая история порождения мира связана с браком

Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 17

Земли и Урана - Неба и их потомков. Аналогичная схема
присутствует в мифологии других народов мира. Напри- ,
мер, можем познакомиться с такими же представлениями
древних евреев по Библии Книга Бытия. "

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахро- ;
нический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяс-
нение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью |
мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечива-
ло духовную связь поколений. Содержание мифа пред-
ставлялось первобытному человеку в высшей степени ре- (
альным, заслуживающим абсолютного доверия. (

Мифология играла огромную роль в жизни людей
на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмеча-
лось раньше, утверждали принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживали и санкционировали
определенные нормы поведения. И в этом смысле они бы-
ли важными стабилизаторами общественной жизни. ,
Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифо-
логии. Главное значение мифов состоит в том, что они ус-
танавливали гармонию между миром и человеком, при-
родой и обществом, обществом и индивидом и, таким об-
разом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой
жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология
не была единственной мировоззренческой формой. В этот
же период существовала и религия. А каковы же были
взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит
их специфика при разрешении мировоззренческих во-
просов?

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в
мифах представления тесно переплетались с обрядами,
служили предметом веры. В первобытном обществе ми-
/- фология находилась в тесном взаимодействии с религией.
Однако было бы неправильным однозначно утверждать,
что они были нераздельны. Мифология существует от-
дельно от религии как самостоятельная, относительно не-
зависимая форма общественного сознания. Но на самых
ранних стадиях развития общества мифология и религия
составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е.
с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифо-
логия и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни

мифы являются «религиозными», а другие - «мифологи-
ческими». Однако религия имеет свою специфику. И эта
специфика заключается не в особого типа мировоззрен-
ческих конструкциях (например, таких, в которых преоб-
ладает разделение мира на естественный и сверхъестест-
венный) и не в особом отношении к этим мировоззренчес-
ким конструкциям (отношение веры). Разделение мира на
два уровня присуще мифологии на довольно высокой ста-
дии развития, а отношение веры также неотъемлемая

Философия. Курс лекций. Радугин А.А.

2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004. - 336 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы" по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается через изложение основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древнейших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собственно историко-философским материалом, значительное место в учебном пособии отводится современным достижениям философской мысли.

Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся философией.

Формат: doc

Размер: 1,8 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Тема 1 Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
1. Понятие мировоззрение, и его структура 2. Предфилософское значение мифологии и религии 3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука
Тема 2 Философский плюрализм: причины. и истолкования
1. Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы.
Гегелевская, марксистская и акзистенциалъно-персоналистская концепции философии
2. Сущность и предназначение философии - попытка синтеза всех трех концепций
Тема 3 Античная философия
1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит 2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит 3. Поворот к человеку - философские учения софистов
и Сократа v 4. Платон и Аристотель - систематизаторы
древнегреческой философии 5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм
Тема 4 Средневековая христианская философия
1. Христианская апологетика:
основная проблематика и идейные истоки 2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения
3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика 4. Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры,
Тема 5 Философия эпохи Возрождения
1. Основные черты мировоззрения человека эпохи. Возрождения
2. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно
Тема 6 Разработка метода научного исследования в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза
1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолах и критика схоластики, 2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода 3. Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода
4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5. Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Б. Спинозы
Тема 7 Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века
1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения
2. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения
Тема 8 Эволюция британского эмпиризма конца XVII-середины XVIII ве-ка: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
1. Теория познания Д. Локка 2. Субъективный идеализм Д. Беркли 3. Скептицизм Д. Юма
Тема 9 Немецкая классическая философия
1. Концепция субъекта в философской системе Канта 2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга 3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха 5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Гуманистические тенденции в философии К. Маркса. Марксистское учение о практике и истине
Тема 10 Русская религиозная философия XIX-XX вв.
1. Формирование русской религиозной философии:
славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности
2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология 3. Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
Тема 11 Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира
1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира 2. Диалектика-материалистическая картина мироздания 3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.
Тема 12 Природа человека и смысл его существования
1. Решение проблемы специфики, человеческого бытия в "философской антропологии"
2. Марксистская философия о соотношении биологического и социального в человеке. Проблемы человеческого начала 3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия
Тема 13 Познание, его возможности и средства
1. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности 2. Чувственное и. рациональное познание
3. Диалектико-материалистическая теория истины.
4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера
Тема 14 Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»
1. Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы.)
2. Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме
3. Концепция науки в критическом рационализме 4. Научная рациональность как предмет исследования в отечественной «философии и методологии научного познания»
Тема 15 Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях
1. Философский иррационализм как умонастроение и философское направление 2. «Философия жизни» и ее разновидности
3. Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой личности. Сознание и бессознательное
4. Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности
Тема 16 Общество и культура как предметы, философского анализа
1. Специфика философского осмысления общественной жизни 2. Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби 3. Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса
4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека
5. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур
Тема 17 Глобальные проблемы современности
1. Происхождение и сущность глобальных проблем 2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности
3. Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества - «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Рекомендуемая литература по всем темам

Gaudeamus igitur

Juvenes dum sumus!

Post jucundam juventutem,

Post molestam senectutem

Nos habebit humus

Ubi sunt qui ante nos

Transeans ad superos

Transeans ad inferos

Hos si vis videre!

Vita njstra brevis est,

Venit mors velositer,

Rapit nos atrociter

Neminu parcetur!

Vivant professores!

Vivat memorum quodlibet?

Semper sint in f lore!

Хрестоматия по философии

учебное пособие

Согласно Федеральному компоненту

Государственного комитета Российской Федерации

по высшему образованию

Научный редактор и составитель

доктор философских наук, профессор,

академик Международной Академии высшей школы

В. И. Авдеев И. М. Бочарова

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001.– 416с.

ISBN 5-88860-036-9

Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность. Пособие подготовлено в соответствии с “Государственными требованиями (Федеральный компонент) к общему минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается на основе фрагментов произведений представителей основных философских учений, школ, течений и направлений как в историко-философском ключе, так и через фундаментальные философские проблемы. В данном файле представлена первая часть издания (от античности до марксизма)

“Мудрое и глупое – это как пища,

полезная или вредная,

а слова, изысканные и простые, – это посуда,

городская и деревенская,

в которой можно подавать

и ту и другую пищу”.

Предисловие

В современной системе высшего образования, нацеленной на разностороннее развитие личности, значительную роль играет изучение философии. Определенную роль в освоении философской проблематики оказывают учебники и учебные пособия в виде курсов лекций, методических указаний и т. д. Однако все эти виды учебных пособий дают представление о философии как бы из “вторых рук”. Философские проблемы доходят до их читателей в интерпретации авторов данных пособий. Между тем, чтобы глубоко и разносторонне изучить философию, необходимо ощутить подлинный “вкус” философской проблематики, самому окунуться в мир философской мысли, непосредственно познакомиться с многочисленными идеями и концепциями философов.

Самый верный способ в этом деле – прочитать первоисточники – работы классиков философской мысли. Однако для студента неспециализированного вуза из-за недостатка времени, сложности текстов такая форма решения этой задачи может оказаться неприемлемой. Жанр учебного пособия в виде хрестоматии; в какой-то мере решает проблему непосредственного ознакомления студента с классическими философскими текстами. Хрестоматия позволяет читателю получить эти тексты в специально отображенном концентрированном виде.

Основными документами, определившими тематику отбора фрагментов текстов, являются “Государственные требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие Гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Дидактические единицы этих Требований по философии раскрываются как через изложение истории философии, так и через концентрированное освещение ряда важнейших философских проблем. Составители хрестоматии стремились к тому, чтобы представленные фрагменты отображали разнообразные подходы к предмету и назначению философии, к фундаментальным философским проблемам, чтобы они адекватно выражали взгляды соответствующих философов и при этом были доступными для понимания широкой читательской аудитории.

Двойственная нацеленность материалов данной хрестоматии на историю и теорию философии определили и композицию глав. В историко-философских темах соблюдается принцип освещения исторического движения философской мысли. В “теоретических” главах дается тематическая подборка материала, раскрывающая ту или иную философскую проблему. Для удобства читателей, там, где это возможно, составители стремились провести внутреннюю рубрикацию, чтобы было легче ориентироваться в обширном и довольно сложном материале.

Составители надеются, что представленный материал будет использован не только для устного изучения тем, но и для написания докладов и рефератов, что позволит существенно расширить кругозор по философии всей студенческой аудитории: группы, потока, курса.

В подготовке материалов принимали участие: проф. А. А. Радугин (темы 1-5,16,17); доц. В. И. Авдеев (темы 6-10,14,15); И. М. Бочарова (темы 11-13).

Тема 1. Философия: ее смысл и предназначение

1.1. Что такое философия и каков основной круг ее проблем

ПИФАГОР САМОССКИЙ

Диоген Лаэрций Х,10,1. Как говорит Гераклид Понтийский в сочинении “О бездыханной”, Пифагор впервые назвал философию (любомудрие) этим именем и себя философом, разговаривая в Си-кионе с сикионским или филутским тираном Леонтом: по его словам, никто не мудр, кроме Бога.

Диодор Сицилийский X , 10,1. Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может подобающе назван любомудром (философом).

АРИСТОТЕЛЬ

…Следует рассмотреть те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин, и, [в-четвертых], что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, – в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему– тот, кто менее мудр.

Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, (15) ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, – та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще – наилучшее.

ТЕМА 1 ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ЕЕ СМЫСЛ И

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

ТЕМА 2 ФИЛОСОФСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ: ПРИЧИНЫ И ИСТОЛКОВАНИЯ

Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы. Гегелевская, марксистская и

экзистенциально-персоналистская концепции философии

Сущность и предназначение философии - попытка синтеза всех трех концепций

ТЕМА 3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит

Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит

Поворот к человеку - философские уценил софистов и Сократа

Платон и Аристотель - систематизаторы древнегреческой философии

Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм

ТЕМА 4 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки

Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения

Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика

Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения

разума и веры.

ТЕМА 5 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения

Философские, и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно

ТЕМА 6 РАЗРАБОТКА МЕТОДА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

XVII ВЕКА: Ф. БЭКОН, Р. ДЕКАРТ, Б. СПИНОЗА

Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики

Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода

Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода

ТЕМА 7 РАЦИОПАЛИЗМ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА

Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения

Механистический материализм, и сенсуализм в философии эпохи Просвещения

ТЕМА 8 ЭВОЛЮЦИЯ БРИТАНСКОГО ЭМПИРИЗМА КОНЦА XVIIСЕРЕДИНЫ

XVIII ВЕКА: Д. ЛОКК, Д. БЕРКЛИ, Д. ЮМ

Теория познания Д. Локка

Субъективный идеализм Д. Беркли

Скептицизм Д. Юма

ТЕМА 9 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Концепция субъекта в философской системе Канта

Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга

Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Гуманистические тенденции в философии К.

ТЕМА 13 ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности

Чувственное и рациональное познание

Диалектико-материалистическая теория истины

Персоналистская концепция познания. Знание и вера

ТЕМА 14 ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ

«ФИЛОСОФИИ НАУКИ»

Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы)

Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме

Концепция науки в критическом рационализме

Научная рациональность как предмет исследования в отечественной «философии и методологии

научного познания»

ТЕМА 15 СОВРЕМЕННЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ: РЕШЕНИЕ

ПРОБЛЕМ БЫТИЯ, ПОЗНАНИЯ, ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ

ШКОЛАХ И ТЕЧЕНИЯХ

Философский иррационализм как умонастроение и философское направление

«Философия жизни» и ее разновидности

Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой личности. Сознание и

бессознательное

Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности

ТЕМА 16 ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТЫ ФИЛОСОФСКОГО

Специфика философского осмысления общественной жизни

Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и

цивилизаций в философии истории А. Тойнби

Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса

Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека

Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур

ТЕМА 17. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Происхождение и сущность глобальных проблем

Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности

Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества - «философия общего дела»

Н. Ф. Федорова

В нашей стране осуществляется формирование новой системы образования с учетом всех отечественных достижений и в соответствии с мировыми стандартами. С этой целью Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию разработал в 1993 году основные профессиональные образовательные программы. Важное место в этих программах занимает социально-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию утвердила

«Государственные требования (Федеральный Компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие, гуманитарные и социально-экономические дисциплины».Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью - помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии - это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

Данное учебное пособие - это первая попытка изложить курс философии в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Автор отказался от укоренившейся в нашей стране практики преподавания философии с разделением на историю и теорию философии. Такое разделение, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидактически не оправдано, так как предполагает существование какой-то особой, оторванной от конкретноисторического движения философской мысли, теории философии. На практике это разделение означает преподавание философии с позиции какой-то одной конкретной философской школы. В нашей стране это чаще всего означало придание абсолютного приоритета марксистской философии

Не отвергая крупных достижений философии марксизма, автор стремился избежать односторонности и идеологической догматизированности в изложении материала, ознакомить изучающих философию с различными философскими направлениями, течениями, школами, системами.

Основной замысел автора пособия - раскрыть содержание дидактических единиц Государственного стандарта, или, выражаясь проще, дать содержание программы курса философии через изложение истории философии и основных философский течений, школ и систем современности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему философию ознакомиться с философской проблематикой в ее историческом контексте и проследить ее развитие на протяжении существования европейской цивилизации.

Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебного курса невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских проблем, направлений и учений. Цель автора - помочь изучающим философию составить себе первоначальное представление о предмете философии и ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдающихся мыслителях, о решении «вечных» человеческих проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобальными проблемами современности. При этом автор исходит из установки, что знание философии - не самоцель. Он надеется, что это знание поможет читателю выработать определенную жизненную позицию и позволит быстрее решать встающие перед ним личные, профессиональные и общественные проблемы.

ТЕМА 1 Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение 1./ Понятие мировоззрения и его структура 2./ Предфилософское значение мифологии и религии

З./ Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и

Понятие мировоззрения и его структура

Каждый культурный молодой человек имеет определенное представление о философии. Он может назвать некоторые имена знаменитых философов и даже может порассуждать на тему, что такое философия. И дело тут не только в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее, гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое - случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертей человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У фи-

лософии свой, специфический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?

Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование обще-

ственного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных

компонента:

1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине

которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком, своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, Ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоциональноволевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4) Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и

выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жиз- ненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном

и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Такова важнейшая сфера функционирования мировоззрения. Поскольку именно на этом уровне оно включается в социальное и индивидуальное взаимодействие абсолютного большинства людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах, Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию, можно рассматривать как предшественников философии.

Предфилософское значение мифологии и религии

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение

и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф - это непервоначальная форма знания, а особый вид миро-

воззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях приро-

ды и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в«Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все, возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла

и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана - Неба

и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии - Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие - «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых дей-

ствий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестествен-

ным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связываяих присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодоле-

вать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.Выражаясь философским языком, ре-

лигия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и "Идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию помогает ему преодолевать житейские трудности.

Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука

Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но итеоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос - разум, философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Термин «философия» в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia - мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле

и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения

и образа жизни.

Как видим, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия - это теоретически сформулирован-

ное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система общих теоретических

взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия - это теоретический уровень мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на тео-



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх