Слова которые могут быть только причастиями. Что такое действительное причастие. Примеры страдательного причастия

Для остальных.

Интерпретации причастий различны. Одни авторы считают, что причастия - особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если, взяв в руки учебник другого автора, ты увидишь и иную интерпретацию. От решения, какой точки зрения следовать, зависят ответы на некоторые вопросы:

  1. Сколько частей речи выделяется в русском языке?
  2. Какую форму: неопределённую форму глагола или причастие в форме м.р. ед.ч. И.п. - считать начальной формой?
  3. Каковы границы глагольных слов, сколько форм имеет глагол?
  • Потому что не видит оснований для выделения их в отдельную часть речи.
  • Потому что патриотично придерживается взглядов, культивируемых на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Потому что считает эту позицию не только научно обоснованной и соответствующей здравому смыслу и более широкому лингвистическому контексту, но и практически полезной для ребят.

Мои научные предпочтения могут никого не заинтересовать, а вот практические соображения актуальны для многих. Поэтому на последнем утверждении стоит задержаться. Для практической грамотности важно, чтобы ребята легко, автоматически соотносили причастия с глаголами, от которых они образованы. Это нужно, во-первых, для определения спряжения глагола: от этой информации зависит написание суффиксов причастий настоящего времени. Во-вторых, для определения основы инфинитива: суффикс глагольной основы инфинитива нужно знать для определения гласных в причастиях прошедшего времени. Умение верно находить неопределённую форму соответствующего глагола - одно из универсальных умений. Оно будет требоваться постоянно: от 6-го класса до 11-го. Если считать причастие глагольной формой, то вопрос о поиске начальной формы, возникающий в ходе обучения постоянно, будет способствовать развитию ребёнка, осознанию единой природы глагольных форм, своеобразия глагольных категорий вида, переходности, возвратности, времени, спряжения. В этом случае дети лучше чувствуют глагольную природу данных категорий и легче ориентируются в различении причастий и отглагольных прилагательных. Наконец, это важно для развития лингвистического мышления в целом, изучения иностранных языков (отнесение причастий к глагольным формам имеет общие истоки), поскольку такая интерпретация поддерживается материалом иностранных языков, например английского.

§2. Общая характеристика причастия

1. Значение: признак предмета по действию. Вопросы: какой? что делающий? что делавший? что сделавший?

2. Морфологические признаки: Особенности морфологической формы: причастия обладают признаками как глагола, так и прилагательного.

  • Постоянные (неизменяемые) признаки - это признаки глагола:
    • вид: СВ и НСВ,
    • переходность,
    • возвратность,
    • время (настоящее и прошедшее),
    • залог.
  • Непостоянные (изменяемые) признаки - это признаки прилагательного:
    • число,
    • падеж,
    • полнота-краткость (у страдательных причастий).

3. Синтаксическая роль в предложении. В предложении полные причастия, как и полные прилагательные, бывают определением либо частью сказуемого, а краткие, как и краткие прилагательные, только частью сказуемого.

Подробнее:
о глагольных морфологических признаках см. Раздел 11. Морфология. Глагол.
о морфологических признаках прилагательного см. Раздел 8. Морфология. Прилагательное.

§3. Формы причастий

Причастия бывают: действительными и страдательными .

Что это значит?
Мы знаем, что причастие обозначает признак предмета по действию.
Существительное, обозначающее предмет, является определяемым словом, а причастие - определением, которое выражает признак предмета по действию. По действию - означает, что причастие выражает не любой признак, а только такой, который в реальной ситуации связан с действием. Любящая мать - это та, которая любит, спящий малыш - это тот малыш, который спит, изучаемые в школе предметы - это предметы, которые изучают. При этом возможны две принципиально разные ситуации:

1) действие осуществляет сам предмет,
2) действие осуществляется над предметом каким-либо производителем действия.

Действительные причастия

Если действие осуществляется самим предметом, то причастие называется действительным. Примеры:

Мальчик , сидящий на подоконнике…

определяемое слово мальчик , определение сидящий на подоконнике (мальчик сам производит действие: сидит)

Девочка , болтающая по телефону…

определяемое слово девочка , определение болтающая по телефону (девочка сама производит действие: болтает)

Страдательные причастия

Если действие направлено на предмет, а его производитель кто-либо другой, то причастие называется страдательным. Примеры:

Посуда , вымытая в посудомоечной машине, сверкала, как новая.

Определяемое слово посуда , определение вымытая в посудомоечной машине (посуда не сама себя вымыла, это сделал кто-то).

Эссе, написанное мной на прошлой неделе, потерялось.

Определяемое слово эссе , определение написанное мной на прошлой неделе (эссе написал говорящий, оно не написало себя само).

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму.

§4. Полная - краткая форма страдательных причастий

Сорта тюльпанов, выведенные в Голландии, высоко ценятся во всём мире.

выведенные - полная форма

Эти сорта тюльпанов выведены в Голландии.

выведены - краткая форма

Полные и краткие формы страдательных причастий изменяются так же, как полные и краткие формы прилагательных.
Полные формы изменяются по числам, по родам (в ед.ч.), и по падежам. Примеры:

Сорт темной, почти чёрной розы, выведенный во Франции, называется Эдит Пиаф.

выведенный - ед.ч., м.р., И.п.

Мы живём в стране , занимающей шестую часть суши.

занимающей - ед.ч., ж.р., П.п.

Наши дома , расположенные по соседству, были вовсе не похожи.

расположенные - мн.ч., И.п.

Краткие формы изменяются по числам и в ед.ч. по родам. Падежей у кратких форм быть не может. Примеры:

Книга написана и отдана в издательство.
Роман написан и даже уже опубликован.
Эссе написано и напечатано в журнале.
Письма написаны и отосланы.

§5. Образование причастий

Разные глаголы имеют разное количество причастных форм. Это зависит от вида и переходности глагола.

Переходные глаголы НСВ имеют 4 формы причастий:

читающий,
читавший
3) страдательное причастие настоящего времени: читаемый,
4) страдательное причастие прошедшего времени: читанный .
Глагол читать НСВ. От глаголов НСВ возможны формы как прошедшего, так и настоящего времени.

Переходные глаголы СВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие прошедшего времени: купивший ,
2) страдательные причастия прошедшего времени: купленный.
Глагол купить СВ. Формы настоящего времени от глаголов СВ невозможны.

Непереходные глаголы НСВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие настоящего времени: гуляющий ,
2) действительное причастие прошедшего времени: гулявший.
Глагол гулять НСВ. От глаголов НСВ возможны формы прошедшего и настоящего времени.

Непереходные глаголы СВ имеют единственную форму причастия:

действительные причастия прошедшего времени: прогулявший.
Глагол прогулять НСВ. Форма настоящего времени от него невозможна.

Внимание:

От глаголов СВ возможны причастия прошедшего времени. От глаголов НСВ возможны причастия как прошедшего, так и настоящего времени. Будущего времени у причастий не бывает.
От переходных глаголов можно образовать формы и действительных, и страдательных причастий. От непереходных - только действительных причастий. Образование страдательных причастий от непереходных глаголов невозможно.

Исключения:

  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий настоящего времени, например: бить, писать, шить, мести . Битый, писаный, шитый, метёный - формы страдательных причастий прошедшего времени;
  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий прошедшего времени, например: любить, искать . Любимый, искомый - формы страдательных причастий настоящего времени;
  • от глагола брать формы страдательных причастий не образуется.

Подобные исключения фиксируются в словарях. Например, см.: Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Авенесова. 4-е изд. М.: Русский язык. 1988.

О правописании суффиксов причастий см. Правописание причастий.

§6. Причастия - не причастия: отглагольные прилагательные

Учись различать причастия и отглагольные прилагательные.
Причастие - если предмет участвует в действии, для причастий актуальны характеристики глагола: вид, время.
Прилагательное - если действие уже не актуально, результат стал постоянным признаком: мороженые продукты , сушёные грибы, варёное мясо.

1. Полная форма

1). Слово в полной форме с суффиксами -н-, -нн-, -е-, -енн- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет при себе зависимых слов: некошеная трава (от косить - НСВ);
  • причастием, если оно образовано от глагола СВ или имеет при себе зависимые слова: купленные газеты (купить - СВ), не кошенная до середины июля трава (до середины июля - зависимые слова)

2). Слово в полной форме с суффиксами -им-, -ем- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от непереходного глагола: сгораемый (от сгорать - непереход.гл.), мыслимый (от мыслить - непереход.гл.), неувядаемый (от увядать - непереход.гл.);
  • причастием, если оно образовано от переходного глагола НСВ: склоняемый (от склонять ), называемый (от называть) , несмываемый (от смывать ), незабываемый (от забывать ), - причастия, т.к. глаголы переходные НСВ.

2. Краткая форма

В кратких причастиях, как и в полных, остаётся глагольный компонент значения, связанный с видом и временем. Фильм снят., Письмо написано., Картина повешена., Бельё выстирано (действие в прошлом, результат актуален в настоящем). Можно добавить: только что , например: Письмо написано только что . Можно без изменения смысла трансформировать в пассивную конструкцию: Фильм сняли., Письмо написали., Картину повесили.

В кратких прилагательных признак постоянен: Она воспитанна и образованна. То есть ей вообще свойственны эти признаки. Нельзя добавить: только что . Нельзя трансформировать в пассивную конструкцию.

§7. Причастный оборот

Причастный оборот - это причастие с зависимым словом или зависимыми словами.

Не путай:

Зависимое и определяемое слово - это разные слова. Определяемое слово - то слово, к которому относится причастие, от которого зависит его форма. Зависимое слово - это слово, которое распространяет причастие. Его форма зависит от формы причастия.

Туман , опустившийся на реку ночью, днём рассеялся.

Определяемое слово - туман . Причастие - опустившийся , форма зависит от формы определяемого слова: туман (какой?) опустившийся - ед.ч., м.р., И.п. Зависимые слова - на реку ночью , форма зависимых слов, если они изменяемые, зависит от причастия: опустившийся (на что?) на реку - В.п.

Причастный оборот - опустившийся на реку ночью.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы .

Итоговый тест

  1. Верно ли считать, что глагольные морфологические признаки - это постоянные признаки причастий?

  2. Верно ли считать, что причастия изменяются, как прилагательные?

  3. Как называются слова, форма которых зависит от причастий?

    • Определяемое слово
    • Зависимое слово
  4. У каких причастий не бывает кратких форм?

    • У действительных
    • У страдательных
    • У всех
  5. Как изменяются краткие формы причастия?

    • По падежам
  6. Как изменяются полные формы причастия?

    • По падежам
    • По числам и в единственном числе - по родам
    • По падежам, числам и в единственном числе - по родам
  7. От чего зависит, сколько причастных форм есть у разных глаголов?

    • От возвратности глаголов
    • От спряжения глаголов
  8. Какие глаголы имеют все 4 формы причастий: действительные настоящего времени, действительные прошедшего времени, страдательные настоящего времени, страдательные прошедшего времени?

    • Переходные НВС
    • Переходные СВ
  9. Какие глаголы имеют только 1 форму причастий: действительные прошедшего времени?

    • Непереходные НСВ
    • Непереходные СВ
    • Переходные НСВ
    • Переходные СВ
  10. Сколько форм причастий возможно образовать от переходных глаголов СВ?

  11. Сколько форм причастий возможно образовать от непереходных глаголов НСВ?

Правильные ответы:

  1. Зависимое слово
  2. У действительных
  3. По числам и в единственном числе - по родам
  4. По падежам, числам и в единственном числе - по родам
  5. От вида и переходности глаголов
  6. Переходные НВС
  7. Непереходные СВ
  • А16. Гласные в личных окончаниях глаголов и суффиксах причастий

Вконтакте

Введение

Я считаю, что причастие - это одна из самых сложных частей речи. Она зависит от грамматических показателей глагола. Четыре, а если учесть и возвратные, то шесть причастий образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Так, от "читать" возможны шесть причастий: читающий, читавший, читаемый и возвратные: читающийся, читавшийся.

Очень метко о причастиях сказал В.И. Даль, автор знаменитого словаря: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного." Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим "внешним видом" оно действительно напоминает прилагательное: изменяется по родам, числам и падежам, согласуется с существительными и отвечает на вопрос какой? Следовательно, в причастиях заложены признаки и глаголов и прилагательных. Эту двойственность причастия заметили и древние грамматисты, дав ему имя "причастие", т.е. причастное к имени и глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи естественно делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на что обратил внимание еще М.В. Ломоносов: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. Это свойство причастий заключать "в себе имели и глагола силу" широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Но в обычной разговорной речи причастия резки. Об этом писал еще А.С.Пушкин: "Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом"

В своем реферате я хотела разъяснить самые сложные моменты в образовании, употреблении и т.п. причастий. Основная сложность и частые ошибки возникают из-за того, что многие путают причастия с прилагательными. В сравнении и на примерах, на ошибках можно всё-таки научиться писать грамотно и понимать все тонкости и глубину великого русского языка.

Причастие

Причастие - гибридная глагольно-адъективная форма, которую в школьной традиции рассматривают как особую глагольную форму. Причастия соединяют признаки глагола и прилагательного, выражая значение процессуального признака предмета. Глагольные признаки причастий:

1. Сохраняется характер глагольного управления (например: мечтать о свободе - мечтающий о свободе);

2. Сохраняется вид соответствующего глагола;

3. Причастие располагает двумя залоговыми формами (в соответствии с двухзалоговой концепцией) - действительного и страдательного залога (например: разрешивший - действительный залог, разрешенный - страдательный залог);

4. Причастие имеет две временные формы - настоящего (любящий, любимый) и прошедшего (любивший) времени.

Все глагольные признаки у причастий являются постоянными, переменные признаки - это признаки прилагательного: род, число, падеж, полная или краткая (у страдательных причастий) форма и соответствующая им флексия в предложении - сказуемое или определение.

Причастия настоящего времени образуются от глагольной основы настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-/-ющ, -ащ/-ящ- - действительные причастия, суффиксов -ем-, -ом-, -им- - страдательные причастия. Причастия прошедшего времени образуются от основы с инфинитивной основой. При этом для образования действительных причастий используются суффиксы -вш-, если основа оканчивается на гласный (например: слыша-ть - слыша-вший) или -ш-, если основа оканчивается на согласный (например: принес-ти - принес-ший). При образовании страдательных причастий прошедшего времени к глагольной основе присоединяются суффиксы -нн-, если основа оканчивается на гласный, кроме /и/ (например: развеша-ть - развеша-нный), -енн, если основа оканчивается на согласный или /и/, причем в последнем случае /и/ выпадает (например: подстрели-ть - подстрел-енный, принес-ти - принес-енный), -т- - для образования причастий от некоторых глаголов непродуктивных классов с основами на и-, ы-, о-, а также от глаголов IV продуктивного класса (например: сши-ть - сши-тый, промы-ть - промы-тый, заколо-ть - заколотый, поверну-ть - поверну-тый). Начальной формой причастия, как и прилагательного, является именительный падеж единственного числа мужского рода.

Общей чертой употребления причастий является то, что они составляют принадлежность книжной речи. Это объясняется историей причастий.

Основные разряды причастий относятся к элементам литературного языка, заимствованным из старославянского языка, что сказывается на ряде их фонетический особенностей, например в наличии щ в причастиях настоящего времени: текущий, горящий, которым соответствует прилагательные текучий, горячий, представляющие собой по происхождению древнерусские причастия, а также в наличии у ряда причастий перед твердым согласным под ударением е, тогда как в глаголах, от которых они образованы, при этих же условиях имеется ё (о): пришедший, но пришёл, изобретший, но изобрёл, расцветший, но расцвёл.

Связь причастий со старославянским языком в XVIII в. отмечается Ломоносовым, который в своей "Российской грамматике" о нескольких разрядах причастий разъясняет, что они употребляются только от славянских глаголов и недопустимы от русских. Так, он пишет: "Действительного залога времени настоящего причастия кончающихся на -щий, производятся от глаголов Славянского происхождения: венчающий, пишущий, питающий; а весьма не пристойны от простых Российских, которые у Славян неизвестны: говорящий, чавкающий". То же отмечается им относительно страдательных причастий настоящего времени "От Российских глаголов, у Славян в употреблении не бывших, произведенные, например: трогаемый, качаемый, мараемый, весьма дики и слуху несносны", и относительно причастий прошедшего времени действительного залога: "… например, брякнул, брякнувший, нырнул, нырнувший, весьма противны". При этом Ломоносов отмечает и большую уместность причастий для высоких стилей речи, указывая, что они "приличнее полагаются в риторических и стихотворческих сочинениях, нежели в простом штиле, или в просторечии".

В настоящее время, через два столетия после Ломоносова, ограничений в образовании причастий от чисто русских глаголов, чуждых старославянскому языку, не сохранилось. И демонстрируемые Ломоносовым примеры недопустимых причастий не создают того впечатления оскорбления языкового чутья, о котором он говорит с такой категоричностью, и вполне допустимы. Основные разряды полных причастий являются продуктивными и без труда образуются от любых глаголов, в том числе от новообразований (яровизирующий, яровизировавший, яровизируемый). Наименее распространены страдательные причастия настоящего времени, но и они у некоторых типов глаголов продуктивны (засоряемый, формируемый, хранимый) и непродуктивны лишь с суффиксом -ом- (несомый, ведомый, искомый).

Но и в настоящее время, во-первых, причастия являются принадлежностью литературного языка (они отсутствуют в диалектах); во-вторых, они почти не встречаются в разговорной речи.

Особняком стоят краткие причастия прошедшего времени страдательного залога (написан, принесен, налит), которые широко используются в бытовой речи и употребляются в диалектах.

Наоборот, для разных стилей книжной речи полные причастия представляют собой одно из необходимейших средств, которое используется исключительно широко. Это связано с тем, что причастия способствуют сжатости речи, давая возможность заменять придаточные предложения; сравните: Предприятия, досрочно выполнившие план и Предприятия, которые досрочно выполнили план; Избранный общим собранием делегат и Делегат, которого избрало общее собрание. В газетной речи почти всегда предпочитаются обороты с причастиями.

Причастия по своему значению близки к прилагательным и нередко переходят в прилагательные. Общим отличием причастий от прилагательных является то, что причастие обозначает временный признак предмета, создаваемый действием самого предмета (действительные причастия) или действием, осуществляемым над этим предметом (страдательное причастие), тогда как прилагательное обозначает постоянный признак предмета, например: летящие семена - это семена, которые летят, находятся в движении, а летучие семена - семена, имеющие особенности в строении, благодаря которым они легко летают, переносятся ветром. Прилагательное, наоборот, только характеризует предмет и не дает сведений о том, в каком состоянии он находится, поэтому возможна фраза: Земля была покрыта летучими семенами клена, хотя эти семена неподвижно лежат на земле.

Причастие – часть речи, являющаяся особой формой глагола, которая обозначает признаки действия. Отвечает на такие вопросы как «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Как глагольная форма причастия имеют такие грамматические признаки:

  • Вид: совершенный и несовершенный (например: вечер (какой?) дремлющий (что делать? – дремать); кот спрыгнувший (что сделать? – спрыгнуть);
  • Время: настоящее и прошедшее (дед (какой?) дремлющий, кот (какой?) сбежавший);
  • Возвратность: возвратные и невозвратные.

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Есть ученые, которые считают, что причастие – самостоятельная часть речи, потому что имеет признаки, которые не свойственны глаголу. В частности, причастия имеют некоторые признаки прилагательных, такие как

  • обозначение признака предмета
  • и согласованность с существительным (то есть тот же род, число и падеж).

Причастия бывают действительные и страдательные, некоторые имеют полную и краткую формы. Краткая форма причастия в предложении играет роль именной части составных сказуемых. Например: Учебник раскрыт на десятой странице.

Причастия способны склоняться по падежам, числам и родам, как прилагательные. Даже не смотря на то что причастия имеют глагольные признаки, в предложении они являются определениями. Например: Книга потерянная, портфель потерянный, панно потерянное.

Причастия имеют начальную форму, но она есть только у причастий, которые образованы от глаголов несовершенного вида. Причастия действительные и страдательные образуются при помощи суффиксов.

Виды причастий и их примеры.

Страдательные причастия.

Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.

Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов:

  • -ом- (-ем-) – для глаголов I спряжения
  • -им- – для глаголов II спряжения
  • -нн-, -енн-, -т- –от основ глаголов в прошедшем времени

Примеры: читаемый, несомый, зажигаемый, делимый, слышимый, посеянный, сломанный, испеченный. подстриженный, побитый, расколотый

Действительные причастия.

Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом. Например: Мальчик, рисующий картину.

Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов

Русский язык считается одним из самых сложных для изучения. И этот факт очень легко объяснить лишь количеством в нем частей речи, не говоря уже об их особых формах. В школьном курсе русского языка с причастием детей знакомят именно как с особой глагольной формой, однако многие лингвисты утверждают, что оно является самостоятельной частью речи, у которой есть свои грамматические признаки.

Причастие в русском языке

Определение в учебнике для 7 класса звучит примерно так: причастие - это особая форма слов, обозначающих действие с явно выраженными признаками имени прилагательного, которые отвечают на вопросы какой? что делающий? и что сделавший? По сути, это глаголы, которые описывают действие предмета и одновременно определяют его признаки в определенном отрезке времени. Именно такая особенность данной части речи является не только камнем преткновения в определении ее самостоятельности, но и частой ошибкой в обозначении функции слов в предложении, которые к ней относятся. Достаточно часто школьники путают причастие с глаголами или прилагательными. Такие ошибки приводят к неправильному написанию слов и неверной расстановке знаков препинания в предложении. Как же отличить причастие от глагола или имени прилагательного, как понять, полное это или краткое причастие? Примеры, с помощью которых наглядно будет показано, как образуются причастия от глаголов в разных спряжениях, можно найти в этой статье. Также здесь можно найти описание действительных, страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Сходства причастий с глаголом и прилагательным

Причастие включает в себя грамматические признаки двух частей речи: глагола и имени прилагательного. Как и глагол, оно бывает совершенного и несовершенного вида, или, другими словами, может означать законченное или незаконченное действие. Может иметь форму возвратности и может быть действительным или страдательным. Как и у имен прилагательных, бывает полное и краткое причастие. Помимо этого, данная форма глагола изменяется по родам, падежам и числам, что вполне может означать ее самостоятельность. Следует также отметить, что причастие может иметь только настоящее и прошедшее время. Формы будущего времени у него нет. Например: прыгающий - несовершенный вид в настоящем времени и спрыгнувший - совершенный вид в прошедшем времени.

Особенности причастий

Все причастия, в зависимости о того, на какой признак они показывают, делятся на два типа: страдательные (указывающие на признак предмета, к которому направлено действие) и действительные (указывающие на признак предмета, совершившего действие). Например: направляемый - направляющий, открываемый - открывающий . В зависимости от того, какой глагол берется для образования причастия, выходит разная временная форма. Например: смотреть - смотрящий, смотревший, смотренный; просмотреть - просмотревший, просмотренный . На примере видно, что от глагола несовершенной формы, где нет указания на то, что действие будет закончено, образуется причастия прошедшего и настоящего времени, а от совершенного вида только прошедшего. Отсюда также можно сделать вывод, что образование причастие напрямую связано с видом и переходностью глагола, форму которого оно представляет. В свою очередь, страдательные причастия также делятся на два вида: краткое причастие и полное. Еще одной особенностью причастия является то, что оно вместе с зависимыми от него словами достаточно часто образует оборот, который на письме выделяется запятыми.

Действительные причастия

Для образования действительных причастий в настоящем времени за основу берется начальная форма глагола и к первому спряжению добавляется суффикс -ущ-, -ющ- , а ко второму -ащ-, -ящ- . Например: скачут - скачущий, лечат - лечащий . Для образования действительного причастия в прошедшем времени суффиксы -ть- и -ти- заменяют на -ш- и -вш- . Например: ехать - ехавший, нести - несший .

Страдательные причастия

Страдательные причастия также образуются в результате замены суффиксов. Для образования настоящего времени для первого спряжения глаголов употребляются суффиксы -ем- , а для второго -им- . Например: любим - любимый, храним - хранимый . Для того чтобы получить страдательное причастие прошедшего времени, в качестве основы берут инфинитив с окончанием -ать или -еть и добавляет к глаголу суффикс -нн- . Например: нарисовать - нарисованный, наклеить - наклеенный . Для глаголов, заканчивающихся на -ить, при образовании причастий используют суффикс -енн -. Например: красить - крашенный, белить - беленный . Если же окончание глагола -оть, -уть или -ыть , то для получения причастия используют суффикс -т- . Например: надуть - надутый, пороть - отпоротый.

Краткое и полное причастие

Страдательные причастия имеют две формы: краткую и полную. Краткое причастие обладает теми же грамматическими признаками, что и краткое имя прилагательное. Образуются они от полной формы причастия и могут изменяться по числам и родам, однако не склоняются по падежам. В предложении краткое причастие зачастую выступает как именная часть составного сказуемого. Например: я не любима никем . Однако бывают исключения, в которых краткое причастие употребляется в качестве обособленного определения, связанного с подлежащим. Например: бледна как поганка . В полных причастиях заключены грамматические признаки как прилагательного, так и глагола, а в предложении они всегда являются определением.

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия характеризуются не только наличием морфологических признаков глагола, особенно важно их значение в предложении. Они обладают способностью подчинять себе слова, образуя при этом обороты, о которых уже упоминалось. Однако если теряются временные признаки, которые привязывают к себе действие, то признак предмета становится постоянным. А это может означать только то, что причастие потеряло все свои глагольные признаки и стало прилагательным, которое зависит от имени существительного. Например: сдержанный характер, натянутые струны, приподнятое настроение. Учитывая такую возможность перехода причастия в имя прилагательное, следует очень тщательно проводить анализ слова, чтобы не перепутать эти две похожие, но в то же время разные части речи.

Схема морфологического разбора причастия

Хоть причастие и не выделяют в отдельную самостоятельную часть речи, а лишь говорят, что это особая глагольная форма с элементами прилагательного, но все же морфологический анализ проводят по той же схеме, что и разбор самостоятельных частей речи. В первую очередь определяют название, в данном случае это причастие. Далее описывают его морфологические признаки: определяют начальную форму. То есть ставят слово в именительном падеже в мужском роде и единственном числе; описывают постоянные признаки, к которым относятся следующие показатели: действительное причастие или страдательное, указывают время, в котором слово употребляется в предложении и вид причастия; следующий пункт - описание непостоянных признаков: число, род и падеж (для полных причастий). В завершении разбора описывают синтаксическую функцию причастия в предложении (является ли оно определением или выступает именной частью сказуемого).

Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) - приобщение; μετάληψις - принятие) ( – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) - благодарение) - , в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего , после чего верующие потребляют их во оставление и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение ), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его и .

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

Кого священник может не допустить до Причастия?

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений. Хороший вопрос. разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?
Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?
Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?
Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение. Почему? Потому что может быть привыкание и в этом случае, если человек, образно выражаясь, шагает в Причастие, открывая дверь ногой, тогда ему нужно сделать перерыв. Когда же он причащается с трепетом и чувствует, что этот трепет из души не ушел, он это может делать хоть каждую неделю.

игумен Пётр (Мещеринов) :
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (). Я есмъ путь и истина и жизнь (). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. ).

священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии ().

святой († 1923):
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

святой праведный Иоанн Кронштадский:
Бедствие для души - долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх