Путешествие по святым местам палестины. "рака" еще можно поискать

1. Рака́ (Мф. 5:22), сирийское слово, значит «пустой, негодный человек»; служило выражением гнева в презрения. Виновный в названии ближнего словом «рака́» подлежал суду синедриона .

2. Ра́ка (греч. - μνημεΐον, лат. - capsa, monumentum, франц. - chasse, значение и происхождение русского названия не определено), так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название "рака" вполне соответствует русскому слову "гробница"; это не гроб (τάφοζ, sepulchrum), а монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в котором помещаются мощи, чаще - вместе с гробом. Рака существовала у евреев еще в Ветхом Завете , как видно из слов Иисуса Христа о фарисеях, которые "строят гробницы пророкам и украшают памятники (μνημεΐα) праведников" (Мф. 23:29). Это указывает именно на монументальное назначение раки, отличающее ее от обычного места погребения. Христиане с самых первых времен церкви благоговейно хранили и чтили останки своих святых, особенно мучеников (см. "мощи "). После того как христианство восторжествовало над язычеством, тайное почитание мощей, укрытых в простых гробах, уступило место созиданию рак, украшенных снаружи, имевших вид монумента. Роскошные раки [реликварии], содержавшие в себе мощи святых, распространены были на Западе, особенно в VII в., везде, где находились мощи. Их постоянной принадлежностью была какая-либо особая форма (замка, башни и т.п.), а не стереотипная удлиненная форма гроба, безусловно господствующая для раки в церкви православной. Есть немало в католических странах древних рак из массивного серебра, обильно позолоченных, с рельефной чеканкой отдельных фигур, целых групп, картин из библейской или церковной истории и т.д. Эти рельефные изображения рак особенно высоко ценятся в истории искусства как произведения болыпей частью высокохудожественные. [...]

Общий каталог всех коллекций рисунков рак на Западе составлен и издан за границей нашим соотечественником гр. Салтыковым.

Первые раки, в которые полагались мощи (целое тело), были каменные, как это видно из повествования о мощах свв. Бориса и Глеба (), которые из деревянных гробов были перемещены в каменные раки. Для этих рак устроены были особые "клети" или своды ("комары"), решетки которых были также окованы золотом и окружены хрустальными золочеными подсвечниками и висящими золочеными лампадами. Привозимые из Константинополя частицы св. мощей хранились или каждая в особом ковчежце, называвшемся иногда ракой, или по нескольку частиц вместе, вделанными в отдельных местах в крест; таков, например, крестообразный серебряный "кивот", с Черновыми изображениями, устроенный суздальским князем Димитрием Константиновичем в для т.н. "страстей Господних", приобретенных в Константинополе (часть крови Христовой, гроба Его, терновый венец, хранившийся затем в Благовещенском соборе в Москве). По мере открытия мощей собственно русских святых они поставлялись в главном храме монастыря в особых раках, украшенных серебром и золотом, в нишах в той или другой стороне храма, большей частью - на возвышении и под художественно устроенными "сенями" (балдахинами). Раки всех русских святых неизменно сохраняют форму гроба - удлиненного, в меру роста святого, четырехугольного ковчега, сверху имеющего доску, златокованную ризу и открытый или закрытый лик святого и открытую руку его для целования. Если мощи почивают не открыто, а "под спудом", т.е. недоступны для поклоняющихся, то поверх раки имеется живописное или живописно-металлическое изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата.

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Вот уже более двух тысяч лет на Святую Землю устремляются православные паломники. Для каждого христианина это место всегда было самым близким, самым желанным местом на земле.

Ибо на этой земле свершилось Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Иисуса Христа, его явление в Фаворском свете Преображения.

Здесь пролегали земные пути Спасителя, были услышаны Его проповеди и поучения, совершены Его великие чудеса. На этой земле состоялась Тайная Вечеря. Здесь же Спаситель...

Два главных праздника этой недели (Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня и Преображение) соседствуют с днями памяти двух ярких, уникальных людей Православной церкви - московского Христа ради юродивого Василия Блаженного.

По месту погребения которого зовется один из главных соборов города на Красной площади, и преподобного Антония Римлянина, чудесным образом оказавшегося в Новгороде и ставшего новгородским чудотворцем.

А в воскресенье, в день памяти двух Пименов...

Благочестивые люди - основной источник духовного прогресса в жизни человеческого общества, поэтому ведические обязанности варна-ашрама составлены с таким расчетом, чтобы в государстве преобладало именно такое благочестивое население, а это, в свою очередь, во многом зависит от целомудрия и верности женщин.

Как дети склонны легко поддаваться обману, так и женщины склонны к падению, поэтому и тем и другим требуется покровительство со стороны старших членов семьи. Если женщины будут заняты...

Глубоко почитаемая личность Агапита Печерского овеяна большой тайной. О его необыкновенной духовной силе, об удивительной неделе с 25 февраля и проявлении уникальных свойств мощей Агапита Печерского известно многим людям.

Давайте совершим небольшой экскурс по Киево-Печерской лавре.

Главные Святые врата Верхней Лавры. Над ними находится древнейшая из сохранившихся, величественная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (её также называют Троицкая надвратная церковь). Ее построил в XII в...

Мой товарищ Илия Аббуррусс, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископу Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви, захватил с собой и меня.

В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю чувство признательности к отцу Игнатию и всем тем, кто способствовал потом моему сближению с...

Протоиерей Василий Швец в “ЧУДЕСАХ ОТ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ” пишет: “Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:

1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония...

“Выпей воды из моего источника…”

Около 1950 года я тяжело заболела печенью. Раза два-три в год бывали тяжелейшие приступы из-за прохождения камней. Особенно тяжелым для меня был 1953 год: приступы болей были ежедневными.

С трудом я выдерживала восьмичасовой рабочий день на довольно ответственной работе.

О переходе на инвалидность или на пенсию я не могла и думать, так как у меня на руках была больная мать, которая жила за городом. Частые поездки к ней с тяжелыми сумками еще более...

Я очнулась от пережитого. Я привыкла анализировать свои духовные переживания, чтобы не впасть в соблазн, поэтому подумала, что все это плод моего воображения под влиянием только что прочитанного. Больше всего меня смутили его последние слова - “выпей воды из моего источника”.

Откуда я возьму эту воду, находясь в Москве и зная, что к источнику вход запрещен?!

Но слова дивного старца исполнились на следующий же день: я получила пузырек воды, привезенный в этот день из Сарова. Эту воду...

(греч. - μνημεία, лат. - capsa, monumentum, франц. - chasse, значение и происхождение русского названия не определено) - так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название "рака" вполне соответствует русскому слову "гробница"; это не гроб (τάφος, sepulchrum), a монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в котором помещаются мощи, чаще - вместе с гробом. Рака существовала у евреев еще в Ветхом Завете, как видно из слов И. Христа о фарисеях, которые "зиждут гробы пророков и украшают раки (μνημεία) праведных" (Мф. XXIII, 29). Это указывает именно на монументальное назначение раки, отличающее ее от обычного места погребения. Христиане с самых первых времен церкви благоговейно хранили и чествовали останки своих святых, особенно мучеников (см. Мощи). После того как христианство восторжествовало над язычеством, тайное чествование мощей, укрытых в простых гробах, уступило место созиданию рак, украшенных снаружи, имевших вид монумента. Роскошные раки, содержавшие в себе мощи святых, распространены были на Западе, особенно в VII в., везде, где находились мощи. Их постоянной принадлежностью была какая-либо особая форма (замка, башни и т. п.), а не стереотипная удлиненная форма гроба, безусловно господствующая для рак в церкви православной. Есть немало в католических странах древних рак из массивного серебра, обильно позолоченных, с рельефной чеканкой отдельных фигур, целых групп, картин из библейской или церковной истории и т. д. Эти рельефные изображения рак особенно высоко ценятся в истории искусства, как произведения большей частью высокохудожественные. Существует обширная французская литература, посвященная подробному описанию предметов этого рода (эта литература исчислена в статье "châsse" Prou в "La grande Encyclopédie", т. X, Пар., 1861, где приведены хорошие рисунки всех главных достопримечательностей этого рода, имеющихся на Западе). Общий каталог всех коллекций рисунков рак на Западе составлен и издан за границей нашим соотечественником гр. Салтыковым. Первые Р., в которые полагались мощи (целое тело), были каменные, как это видно из повествования о мощах свв. Бориса и Глеба (1072 г.), которые из деревянных гробов были перемещены в каменные раки. Для этих рак устроены были особые "клети" или своды ("комары"), решетки которых были также окованы золотом и окружены хрустальными золочеными подсвечниками и висящими золочеными лампадами. Привозимые из Константинополя частицы св. мощей хранились или каждая в особом ковчежце, называвшемся иногда ракой, или по нескольку частиц вместе, вделанными по отдельным местам в крест; таков, например, крестообразный серебряный "кивот" с черневыми изображениями, устроенный суздальским князем Димитрием Константиновичем в 1363 г. для так назыв. "страстей Господних", приобретенных в Константинополе (часть крови Христовой, гроба Его, терновый венец, хранящийся ныне в Благовещенском соборе в Москве). По мере открытия мощей собственно русских святых они поставлялись в главном храме монастыря в особых Р., украшенных серебром и золотом, в нишах в той или другой стороне храма, большей частью - на возвышении и под художественно устроенными "сенями" (балдахинами). Р. всех русских святых неизменно сохраняют форму гроба - удлиненного, в меру роста святого, четырехугольного ковчега, сверху имеющего доску, златокованную ризу и открытый или закрытый лик святого и открытую руку его для целования. Если мощи почивают не открыто, а "под спудом", т. е. недоступны для поклоняющихся, то поверх раки имеется живописное или живописно-металлическое изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата.

  • - См.: Иоасаф, игумен Данилова...

    Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • - гробница, большой, красиво украшенный ларь, в котором помещаются мощи святого...

    Православный энциклопедический словарь

  • - гробница, гроб; рака - пустой человек...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - День полнолуния; день для оккультной практики...

    Религиозные термины

  • Словарь храмового зодчества

  • - большой ларец в форме саркофага, сундука, иногда архитектурного сооружения, нередко украшенный различными изображениями, драгоценными камнями и др. и предназначенный для хранения мощей святых...

    Большая Советская энциклопедия

  • - большой ларец для хранения мощей святых. Имеет вид саркофага, сундука или архитектурного сооружения и устанавливается в церкви...

    Большой энциклопедический словарь

  • - РА́КА, раки, жен. . В христианской церкви - массивный металлический язык, в котором хранятся т.н. мощи святых...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Это слово, имеющее значение "гробница", является заимствованием из германских языков. В готском находим агка – "сундук"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - ; мн. ра/ки, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • Толковый словарь Даля

  • - жен. гробница, ковчег с мощами ·св. угодника. Раковые украшения. И погребоша Иосифа в раце во Египте, Быт. II. жен. первая и вонючая выгонка вина из затора, погон. Рачной чан, куда рака стекает, погонный...

    Толковый словарь Даля

  • - жен. гробница, ковчег с мощами ·св. угодника. Раковые украшения. И погребоша Иосифа в раце во Египте, Быт. II. жен. первая и вонючая выгонка вина из затора, погон. Рачной чан, куда рака стекает, погонный...

    Толковый словарь Даля

  • - ра́ка I ж. Гробница с останками, мощами тех, кого христианская церковь признала святыми или угодниками. II ж. Название первой выгонки; первач...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - р"...

    Русский орфографический словарь

  • - Пск. Без присмотра. ПОС 2, 24...

    Большой словарь русских поговорок

"Рака, помещение для святых мощей" в книгах

Почитание мощей святых угодников Божиих

Из книги В церкви автора Жалпанова Линиза Жувановна

Почитание мощей святых угодников Божиих Православные поклоняются мощам святых угодников на основании того, что в Писании тело названо храмом Духа Святого. По учению православной церкви, тело является не одеянием души или ее темницей, а одним из уровней человеческой

автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

О почитании святых мощей

Из книги Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении автора Тертышников Георгий

О почитании святых мощей Почитая святых, переселившихся своими душами на небо, Православная Церковь вместе с этим чтит и их мощи, если Богу угодно бывает сохранить их в нетлении и прославить чудесами. Тела святых являются храмами Святого Духа. Они освящаются и

Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы

автора Ростовский Димитрий

Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы Сии святые мученики происходили из северных стран, из земли варварской . Они были учениками апостола Андрея и многих из варваров от почитания кумиров обратили к вере во Христа. За это они были схвачены и

Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна Сии святые страстотерпцы, Кир и Иоанн, пострадали за имя Христово в 31 день месяца января , в царствование Диоклитиана , в городе Конопе, отстоящем от великого города Александрии на двенадцать поприщ. После их

Глава XV О почитании святых и их мощей

Из книги Точное изложение православной веры автора Дамаскин Иоанн

Глава XV О почитании святых и их мощей Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, как говорит евангелист Иоанн Богослов: елицы же прияша Его. даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12). Почему они уже не рабы, но сыны. Аще же сыны и наследницы:

Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского Хранит Господь вся кости святых Своих (Пс. 33, 21), - так вещает божественный пророк Давид. А сколько чудес творит Всемогущий Бог чрез избранных Своих! Но есть люди, которые не только отвергают

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?

Из книги 81 молитва на быструю помощь, которая защитит вас от беды, поможет в несчастье и укажет дорогу к лучшей жизни автора Чуднова Анна

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей? Объяснение этой православной традиции можно найти в творениях святых отцов.Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто

6. Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых.

Из книги Духовный мир автора Дьяченко Григорий Михайлович

6. Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых. 1. Тело одного мертвеца, едва только коснулось костей св. пророка Елисея во гробе его, тотчас ожило – и мертвый возстал (4 Цар. XIII, 21; см. Сирах. XLVIII, 14-15). Об этом чудесном событии так рассуждает св. Кирилл

Открытие святых мощей

Из книги Вам поможет Серафим Саровский автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Открытие святых мощей 1 августа 1903 года произошло открытие святых мощей батюшки Серафима и прославление его в лике святых.Не только люди прославляют святых, но и Сам Бог дает иногда видимые подтверждения святости того или иного человека. Например, тела многих святых на

Благоухание от святых мощей

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

Благоухание от святых мощей Старец рассказывал: «Однажды вместе с иеромонахом Паисием мы шли по тропинке, и вдруг оба почувствовали сильное благоухание. Я понял, что где-то рядом погребены мощи святого подвижника. На другой день я пошел на это место один и заметил точное

4.10.3. Почитание мощей святых угодников Божиих

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

4.10.3. Почитание мощей святых угодников Божиих Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан

9. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

9. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей? Вопрос:Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?Отвечает Иван Васильевич Попов (1867-1938) - выдающаяся личность, ученый, богослов, профессор Московской Духовной академии. Причислен к

Частичка святых мощей

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Частичка святых мощей Удивительно емким сделалось время…Вспоминаешь, что было год назад, а кажется, будто прошли десятилетия. Ну, а события, отделенные десятилетием, - это совсем другая эпоха.Даже и жили тогда мы в другой стране…Иногда кажется, что жить в СССР было

Ликвидация «варварского пережитка старины, каким является культ мертвых тел» (так значилось в постановлении Наркомюста РСФСР от 25 августа 1920 года), в годы Гражданской войны и после нее превратилась в России в массовую кампанию. Однако вскрыть раку с мощами Александра Невского в Александро-Невской лавре долгое время не удавалось из-за активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и верующих. Тем не менее раку вскрыли в мае 1922 года, причем публично. Мало кому было ведомо, что незадолго до этих событий, в 1917 году, содержимое раки уже обследовали, но совершенно секретно.

Тогда, в начале лета 1917 года, Петроград оказался под угрозой из-за возможности немецкого наступления, и в Синоде был поднят вопрос о вывозе мощей св. Александра Невского из города. Епископ Серафим (Лукьянов) внес предложение о предварительном вскрытии раки и освидетельствовании мощей князя. Предложение было принято, 12 июня состоялся предварительный осмотр раки, а 26 июня в соответствии с секретным словесным определением Синода – вскрытие саркофага и осмотр самих мощей.

По поручению Синода его проводили в обстановке строгой секретности архиепископ Вениамин (Казанский), епископы Серафим (Лукьянов) и Прокопий (Титов), пригласившие себе в помощь архимандрита Авраамия (Чурилина) и слесаря из мирян. Под крышкой раки они обнаружили открытый кипарисовый гроб с восковой головой и «чучелом» князя, изготовленным из ваты, зашитой в шелковые мешки. В нем были помещены подлинные мощи – часть черепа, кости рук и ног и два ребра. На бумаге, лежащей в мешочке с мелкими костями, указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения», когда сгорели все имевшиеся в храме иконы.

Известно, что обретенные в 1380 году нетленные мощи князя дважды пострадали от пожара. В первый раз – в 1491 году во Владимире, во второй – в 1723 году во время перенесения по указу Петра I в Петербург. Тогда их оставили по пути зимовать в Шлиссельбурге в специальном павильоне, а тот в это время сгорел. Член лаврской ревизионной комиссии 1917 года С. П. Каблуков в своем дневнике, опубликованном впоследствии в «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях», записал, что, по его мнению, набивную фигуру делали «с ведома и разрешения Петра I, знавшего и скрывавшего правду, хотя возможно, что повреждение мощей от пожара заставило других лиц прибегнуть к обману, и Петр I также был обманут ими».

Узнав о результатах осмотра, Синод 27 июня 1917 года постановил произвести «переоблачение мощей», то есть отделить подлинные мощи от инородных предметов, поручив это синодальным членам – владыкам Сергию и Платону. 24 июля все посторонние предметы из раки удалили, части мощей собрали вместе и положили в кипарисовый ящик, а восковую голову князя растопили. О проведении 24 июля осмотра мощей и помещении их в «новоустроенный» ящик был составлен сохранившийся официальный акт.

Дневник С. П. Каблукова и архивные документы не оставляют сомнения в том, что после осмотра 1917 года в раке остались подлинные мощи, которые были изъяты из лавры в 1922 году по указанию советских властей и вновь возвращены в Свято-Троицкий собор в 1989 году из Музея истории религии и атеизма.

Одна из причин помещения мощей в новый ящичек заключалась в удобстве их транспортировки при возможной эвакуации лавры. Так, вскоре после взятия германскими войсками Риги Синод 23 августа издал указ о подготовке вывоза лаврской ризницы и размещения ее в Екатеринбургском Архиерейском доме, при этом невоеннообязанных монахов планировалось эвакуировать в Верхотурский и Далматовский монастыри Екатеринбургской епархии. Позднее, в октябре 1917 года, 56 принявшим постриг насельникам даже выдали «бессрочные паспортные книги» ввиду «предстоящей эвакуации Петрограда». К счастью, намеченная эвакуация так и не состоялась.

А в ноябре 1917 года рака с мощами все-таки ненадолго покинула лавру, но для очень важной миссии. Святейший Синод 11 ноября удовлетворил ходатайство митрополита Вениамина о разрешении в конце месяца, согласно просьбе православного населения Петрограда, пронести раку с мощами св. Александра Невского из Свято-Троицкого собора и совершить торжественный крестный ход по городу для служения литургий, всенощных бдений в различных храмах и молебствий на площадях «о прекращении нестроений и бедствий в нашем Отечестве и о даровании державе Российской победы и одоления над врагами».

Михаил Шкаровский

25 лет назад в Петербурге произошло важное для Русской православной Церкви и Александро-Невской Лавры событие – возвращение верующим мощей святого благоверного князя Александра Невского.

После Революции мощи святого благоверного князя Александра Невского были вскрыты. Дважды они были спасены от поругания защитой митрополита Вениамина (Казанского), будущего священномученика, но в конечном итоге их постигла судьба многих святых реликвий. 12 мая 1922 года рака была вскрыта, серебряный саркофаг изъят и по частям перевезен в Эрмитаж.

Вскрытие раки с мощами св. блгв. кн. Александра Невского (1922 г., ЦГАКФФД)

Сами мощи духовенство во главе с митрополитом Вениамином тогда все же отстояло – ящичек с ними был снова запечатан и помещен на хранение в алтаре Троицкого собора. В 1948 году (по некоторым сведениям, в конце 1930-х годов) они были перемещены в запасники располагавшегося в здании Казанского собора Музея истории религии и атеизма.

Возвращение мощей святого благоверного князя Александра Невского верующим связано с именем Святейшего Патриарха Алексия II, в то время возглавлявшего ленинградскую кафедру.

Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, 1929) Митрополит Ленинградский и Новгородский с 1986 по 1990 (1989 г., ЦГАКФФД)

5 апреля 1989 года в присутствии представителей Ленинградской митрополии во главе с митрополитом Алексием (Ридигером) и дирекции музея было произведено вскрытие и осмотр ковчега с мощами. К лету переговоры митрополита с Министерством культуры РСФСР и руководством музея о возвращении Церкви мощей небесного покровителя города успешно завершились.

Утром 3 июня 1989 года владыка Алексий и министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев прибыли в Казанский собор, где в присутствии представителей городского духовенства, властей и общественности был подписан акт о передаче святых мощей. Владыка Алексий совершил над окропленным святой водой ковчегом с мощами краткий молебен, после чего ковчег был вынесен из собора и в сопровождении митрополита перевезен к вратам Александро-Невской Лавры.

В это время духовенство митрополии крестным ходом во главе с епископами Ташкентским Львом и Тихвинским Проклом вышло из Троицкого собора Лавры к Святым вратам. Верующие устлали путь от собора до площади Александра Невского ветвями и живыми цветами.

Крестный ход в честь возвращения мощей Александра Невского в Лавру (3 июня 1989 г.)

При встрече святых мощей на площади начался трезвон в Лавре и 15-тиминутный колокольный перезвон во всех храмах города. После совершенной в соборе Божественной литургии ларец с мощами был обнесен вокруг храма, затем мощи были установлены в ковчеге на их прежнее место под сенью за правым клиросом. Ковчег был помещен во временную раку, в которой он находится по сей день.

К 300-летнему юбилею монастыря сень над ракой с мощами небесного покровителя Петербурга была отреставрирована и заново позолочена.

Золочение элементов сени над ракой св. блг. кн. Александра Невского (фото (с) Анна Гальперина)

Сегодня, когда Александро-Невский монастырь возрожден к жизни, поклониться мощам небесного покровителя Петербурга ежедневно приходят сотни паломников.

Митрополит Среднеазиатский Викентий с паломниками у раки с мощами св. блгв. кн. Александра Невского (23 мая 2014 г.)

Каждое утро перед ракой с мощами святого князя насельниками Невской Лавры совершается братский молебен.

Историческая справка

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий и был погребен 6 декабря (23 ноября по старому стилю) во Владимирском Рождественском соборе. Местное почитание его как святого было установлено в 1380 г. А в 1547 году Александр Невский был прославлен Русской Православной Церковью в лике благоверных князей.

12 сентября (30 августа по старому стилю) 1724 г. мощи святого благоверного великого князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь. Тогда же в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой двухэтажной каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александро-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами святого князя. По легенде сам император внес ковчег на второй этаж храма.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх