Профессиональная этика: понятие, виды, направления. Профессиональная этика

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

1.2 Понятие профессиональной этики

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Профессиональная этика изучает:

отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс "... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», «Кодекс профессиональной этики адвоката».

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента.

Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Профессиональная этика представляет собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии. Вместе с тем профессиональная этика - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Предметной областью изучения профессиональной этики являются:

Профессиональная мораль как совокупность идеалов и ценностей профессии;

Этические принципы, нормы поведения, кодексы, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми и отражающие сущность профессии;

Качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

Нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности;

Профессиональная этика возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп. С образованием социальных групп возникает потребность в регулировании отношений людей внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые профессии. Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. Все это, в свою очередь, обусловливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения.

После того как профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, формируются особые нравственные установки, т. е. возникает профессиональная мораль с ее исходной клеточкой - нормой. Каждая историческая эпоха располагает своим комплексом вычленявшихся профессиональных норм, профессиональной моралью. Возникнув, профессиональная мораль становится силой, обеспечивающей и направляющей поведение представителя той или иной профессии.

Мораль в сфере труда имеет социальный характер и ассоциируется с различными видами профессиональной этики: предпринимателя, менеджера, врача, деятеля культуры, социального работника, работника правоохранительной сферы, педагога, журналиста и др. К работникам некоторых профессий предъявляются повышенные профессиональные требования. Это специалисты, от которых зависит жизнь и здоровье людей (медицина, транспорт и т. п.) и которые имеют право вмешательства во внутренний мир человека (педагогика, психиатрия, социальные работники и др.).

Профессионализм основан на традициях, принципах и моральных нормах. Моральными нормами являются такие понятия, как «честь», «долг», «ответственность за результаты деятельности». Нравственные принципы включают: беспристрастность, объективность, прямоту, конфиденциальность, старание, точное исполнение профессиональных обязанностей, умение избегать конфликтов. Нравственные правила и требования, предъявляемые к специалисту, закрепляются в этических кодексах.

Первые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до н. э., в «Кодексе Хаммурапи» 1750 г. до н. э., в котором излагаются истоки медицинской этики, регламентирующие работу врачей и плату за врачебную помощь.

Однако возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов (кодексов) специалисты относят к XI-XII вв. В этот период происходит разделение ремесленного труда и возникновение цехового производства, что сопровождается оформлением многочисленных профессиональных уставов и кодексов цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей. Первоначально эти кодексы выражали стремление представителей господствующего класса закрепить за собой привилегию заниматься умственным трудом, а позднее они стали появляться и среди людей других профессий: художников, торговцев, писателей и пр. В период Средневековья выросла целая пирамида строго регламентированных нравственных отношений, сословно-корпоративных разграничений, обросшая моральными правилами. Так, на Руси купец, покупая или продавая товар, давал честное слово, гарантируя его оплату и качество, и держал это слово, потому что в противном случае ему никто из имеющих с ним дело никогда больше не поверил бы и его карьера быстро закончилась.

В настоящее время профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для различных видов деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования самого вида деятельности. Так, до сегодняшнего дня студенты - будущие врачи - произносят древний кодекс профессиональной этики - «Клятву Гиппократа».

Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Основными категориями профессиональной этики являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг.

Функции профессиональной этики

Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:

1) Оценочная - дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.

2) Регулятивная - вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.

3) Организационная - служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров.

4) Управляющая - является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.

5) Мотивационная - формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.

6) Координирующая - обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.

7) Регламентирующая - направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.

8) Воспроизводственная - позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.

9) Воспитательная - воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.

10) Коммуникативная - помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.

11) Оптимизирующая - способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.

12) Стабилизирующая - способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.

13) Рационализирующая - облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.

14) Превентивная - предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.

15) Прогностическая - позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.

16) Разрешения противоречий - способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

17) Информационная - приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.

18) Социальная - способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.

19) Социализирующая - служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

2.3.1. Профессиональная этика как вид прикладной этики Профессиональная этика - термин, используемый для обозначения:
  • Системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
  • Направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики. Профессионализм рассматривается как нравственная черта личности.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.).

Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере, обеспечивает моральный престиж профессиональных групп в обществе.

В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям. Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делится на две ярко выраженные группы: - нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии;- нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований. В основе процесса, прежде всего, лежит углубляющаяся кооперация труда во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, все оказываются во всё большей зависимости от результатов труда каждого. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

Нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования.

В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей.

Это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания. Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой.

Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности.

Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.
Каждому виду человеческой деятельности Научной, педагогической, художественной и т. д. соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Виды профессиональной этики

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе и касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества.

В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида.

Особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности. В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования. Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его – не принуждение, а побуждение.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть Фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В юридической деятельности главная проблема - это соотношение законности и справедливости. Консерватизм законодательства, сложность регулируемых им отношений могут создать такие ситуации, при которых некоторые варианты вердикта, формально соответствующие букве закона, по духу будут ему противоречить, будут несправедливы. Для профессии юриста справедливость есть основной постулат, цель деятельности.

Строгая подчиненность юриста закону способствует его независимости. И судьи, и органы прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций, движений. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться советами, указаниями или просьбами отдельных лиц или учреждений. Принцип независимости и подчиненности только закону диктует важные требования нравственного характера. Юрист (судья, прокурор, адвокат и др.) - специалист, которым движет исключительно чувство долга, не должен допускать компромиссов, сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, он должен служить только закону и справедливости.

Работа юриста напрямую связана с защитой достоинства человека. Поэтому нравственные нормы, основанные на признании ценности человека как личности - неотъемлемые составляющие профессиональной этики юриста. Важно противостоять деформации, духовной черствости, превращению в некий винтик судопроизводства. Такой подход требует от юридического работника высоких личностных качеств, но именно он наполняет правосудие и юридическую деятельность гуманистическим содержанием.

Специфика работы юриста сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые не встречаются у представителей других профессий. Например, в оперативной работе криминальной милиции допускается конспиративность (скрытность), дезинформация (ложь) или притворство (моральная маскировка) по отношению к преступникам. Что касается процесса судопроизводства, то, адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление, при том, что подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против него. Эти примеры - типичная коллизия в рамках общего и особенного в морали. Поэтому следует еще раз отметить, что такая нравственная специфика профессии не противоречит общим принципам морали, но является их дополнением и конкретизацией применительно к условиям юридической деятельности. Это важно подчеркнуть еще и потому, что работники юридической сферы, постоянно сталкивающиеся с негативными проявлениями человеческой натуры, должны иметь моральное оправдание сделанного профессионального выбора, своеобразный нравственный «иммунитет».

Действительные же нарушения моральных норм в юридической среде, как правило, вызывают огромный общественный резонанс. И это естественно - повышенные нравственные требования к работникам юридической профессии в служебное и во внеслужебное время (например, Кодекс чести судей РФ 1993 г.) объясняются особым доверием к ним со стороны общества, ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона, должны иметь на это не только служебное, но и моральное право.

Этика предпринимателя в современной научной литературе совпадает с понятиями «деловая этика», «экономическая этика», «этика бизнеса», «этика рынка» и т. д. В первую очередь это совокупность норм поведения предпринимателя на переговорах, при общении, составлении документации и т. д., отражающая специфику его деятельности, а также зачастую обусловленная историческими условиями конкретной страны.

Для развития этики предпринимателя нужны определенные условия: политическая и экономическая свобода, стабильность законодательства, наличие традиций и др.

Деловая этика формируется уже в рамках «экономической ячейки» - трудового коллектива. Служебные отношения должны строиться на партнерстве, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество, бесспорно, повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

При взаимодействии с другими «ячейками» эти правила сохраняются. Уважение к деловому партнеру не позволяет манипулировать им в своих интересах, подавлять его. Честность увеличивает степень доверия и взаимопонимания между партнерами. Добросовестное отношение к своим обязанностям способствует выполнению намеченных планов. Тем самым закладываются основы долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

В настоящее время выработан определенный порядок поведения в сфере бизнеса и при деловых контактах, так называемый деловой этикет. Он помогает избежать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить, как формирование таких правил поведения в деловом сообществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Этикет является одним из главных «орудий» создания имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых этикет не соблюдается, теряют очень многое. Там, где он есть, выше производительность, лучше результаты. С такой фирмой удобнее работать, т. е. этикет создает комфортный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Для России проблемы экономической этики имеют особое значение. На них оказывают большое влияние сложный характер формирования рыночных отношений, неоднозначные исторические традиции и широкий спектр проявлений массового сознания. Предпринимателям в России следует помнить, что личное обогащение не критерий нравственного отношения человека к труду, а прибыль не цель личностного развития.

Этика социальной работы - это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. В профессиональной деятельности таких специалистов, заключающейся в оказании помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, нравственно-этические нормы играют особую роль. Они отражены в профессионально-этическом кодексе социального работника России.

К основным принципам профессиональной этики социального работника относятся: ответственность перед клиентом, ответственность перед профессией и коллегами, ответственность перед обществом.

Требования к личностно-нравственным качествам социального работника диктуются также спецификой его работы. У него должны быть развиты чувства долга, добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Также важно обладать определенными педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает негативные последствия социального обслуживания.

Также можно говорить об этикете социального работника. В него входят: а) коммуникативные умения и навыки, международные нормы поведения социальных работников; б) установленный порядок поведения работников социальных служб при знакомствах и представлении, обращении с коллегами и клиентами; в) искусство ведения беседы, телефонных разговоров, переговоров, деловой переписки, этикет протокольных мероприятий на национальных и международных конференциях, симпозиумах; г) нормы поведения на улице, в общине, в семье клиента, на работе клиента, в общественном транспорте, в общественных объединениях, церкви и т. д.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного 18 менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). 2.3.3. Основные принципы профессиональной этики Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т. п. Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью.

Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т. п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип : этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип : не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип – никакого насилия, т. е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип : работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип : не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы. Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.

Требования профессиональной этики становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику профессионального этического воспитания входит: - создание этических ассоциаций; - широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов.2.3.4. Служебная этика Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:1. Дисциплинированность; 2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности; 3. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте. Все эти требования делятся на две подгруппы: Первая группа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый – руководитель). Тут главное требование к подчинённому – признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких-либо льгот для себя и т.д. 2.3.5. Этика управления Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно – распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления.Все нормы этики управления можно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали). Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на три подгруппы: A. Нормы, регулирующие процесс выдвижения проблемы и подготовку решения. Все решения руководителя должна пронизывать ответственность. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут сменить значение с положительного первоначального результата на отрицательный впоследствии и наоборот. В широком смысле руководителю необходимы такие качества как профессионализм, компетентность, уверенность в своей компетентности, воля, организаторские способности и общий набор качеств лидера: уверенность в себе, умение увлечь людей, умение «зажечь» интерес к делу и т.д. Но любое из этих качеств, представленное в избытке, способно превратится в свою противоположность. Так воля к достижению цели превращается в навязывание своих желаний, уверенность в своей компетентности – в веру в свою непогрешимость. Вера в непогрешимость, соединённая с избыточной волей, порождает специфический тип руководителя, который ощущает себя всегда правым и стремится при любых условиях и, не взирая на возможные последствия, настоять на своём во что бы то ни стало. На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо чёткое осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Решения различаются:· Продолжительностью достижения желаемого результата;· Материальными затратами;· Количеством привлекаемых средств и структур;· Особенностью удовлетворения палитры интересов различных людей, социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в данном решении. B. Нормы, регулирующие процесс обсуждения и принятия решения. На этапе обсуждения и принятия решения руководитель должен стремиться, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, представители всех групп, слоёв населения, все те, чьи интересы могут быть затронуты принимаемым решением. Необходимо, чтобы на обсуждение были представлены возможно более полные данные экспертизы и статистические данные по возможным вариантам решения. Если в процессе обсуждения становится очевидно, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он. C. Исполнение и контроль за исполнением решения. Существует точка зрения, что исполнение решения – чисто административный процесс, в который входят оформление решения, определение исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой-либо организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности. Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения – контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности. В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.

2.3.6. Этапы становления и развития профессиональной морали

Специфика формирования профессиональной морали характеризуется тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии.

В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость определённых нравственных запретов в ряде профессий, и то, что сами профессии, вернее принадлежность к ним, могут формировать у людей ряд как положительных, так и отрицательных нравственных качеств.

Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов.

Первый этап. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных служить человеку. В обещании-клятве, которую давали в Древней Греции врачи, оканчивающие так называемую школу асклепиадов, говорилось: «Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе, и буду предохранять их от всякого вреда и порока. Что бы ни случилось видеть и слышать при моей врачебной деятельности о том я буду хранить молчание, и считать тайной то, что не подлежит оглашению».

Положения, выработанные школой асклепиадов, перекликались с идеями знаменитой клятвы Гиппократа, не потерявшей своего значения до наших дней.

Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых непосредственно при выполнении своего профессионального долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку.

Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления профессиональных моральных норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, к этому послужило несколько причин.

Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга.

Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:

Значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

Во-вторых, нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делится на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения к профессии их коллег по ремеслу.

Это связано с тем, что в Западной Европе в это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар.

Прежде всего, новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной профессионального сообщества.

Этика как наука исследует свой предмет с конкретно-исторических, философско-мировоззренческих позиций в тесной взаимосвязи с социальными отношениями; она раскрывает законы возникновения и исторического развития морали, ее современное состояние и функции, анализирует социальную сущность нравственности, обосновывает ее историческую прогрессивность. Предмет этой науки всегда испытывал влияние практических запросов времени.

Этика рассматривает человека в целостности, единства всех ее составляющих. Методологическое значение этического познания состоит в том, что оно имеет как эвристический аспект, который связан прежде всего с достижением новых знаний, так и оценочный, который предусматривает раскрытие ценностного содержания нравственности.

Этика, изучая предмет в его социальной обусловленности со всем общественным жизнью, научно обосновывает этические категории, принципы и нормы, дает их философский и социальный анализ.

Обобщая качественно новые нравственные отношения в обществе, она уточняет, расширяет свой предмет исследования, изучает общие закономерности нравственного сознания, определяет роль объективного и субъективного факторов в формировании морали, открывает то новое, что вносит жизнь в ее содержание, обнаруживает какими мотивами руководствуются люди, совершая определенным образом, можно вообще подвергать человеческие поступки моральной оценке и который в таком случае их объективный критерий.

Профессиональная этика имеет своей задачей на основе методологии этики обосновать определенную систему норм, регулирующих взаимоотношения людей в той или иной сфере деятельности. Профессий без специфической морали нет. Каждая обладает относительной самостоятельностью в обществе. Это накладывает определенные требования и определенным образом отражается на морали носителей этой профессии.

В историческом плане (по мере углубления профессиональной дифференциации) повышается социальная потребность в регулировании отношений внутри трудовых коллективов и между ними. Отношение общества к профессиональной деятельности определяет ее ценность.

Нравственная оценка профессии объясняется в основном двумя факторами:

1) тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития;

2) тем, что она дает человеку субъективно, какой моральный влияние оказывает на нее.

Любая профессия выполняет определенную социальную функцию. Все ее представители имеют свои цели, назначение, особенности. В каждой профессии - специфическая среда общения, которое накладывает свой отпечаток на людей, независимо от их желания. Внутри профессиональных групп формируются и поддерживаются присущие им связи и отношения людей.

В зависимости от условий, объекта, характера трудовой деятельности и решаемых в ее процессе задач постоянно возникает и изменяется много своеобразных ситуаций, вплоть до экстремальных, которые требуют от человека адекватных действий, методов. При этом возникают определенные противоречия, избираются способы их решения (снятия), достигаются успехи, несут потери. В профессиональной деятельности человек проявляет субъективные чувства, она размышляет, переживает, оценивает, стремится к новым результатам. В соответствующих этих отношений ситуациях многое повторяется, становится типичным, что и характеризует самостоятельность профессии, ее нравственные основы. Это, в свою очередь, ставит стали требования к поступкам людей, обусловливает специфику их поведения. Как только те или иные профессиональные отношения приобретают качественной устойчивости, начинают формироваться особые моральные установки, соответствующие характеру труда. Таким образом, возникает профессиональная мораль с ее основным элементом - нормой, которая отражает практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений как внутри профессиональной группы, так и во взаимоотношениях ее с обществом.

Каждая эпоха накладывает на моральные профессиональные нормы существенный отпечаток, формирует свои морально-этические кодексы. Со временем профессиональная мораль становится относительно самостоятельной духовной реальностью, начинает по-своему "жить", превращается в объект осмысления, анализа, усвоения и воспроизведения, становится действенной побудительной силой для представителей соответствующих профессий.

Этот процесс активно происходил еще в эпоху феодализма, когда в результате интенсивного разделения труда сформировались многочисленные профессиональные уставы, кодексы (ремесленников, судей, рыцарей, монахов и т. Д.). Сначала они выражали стремление представителей высших классов закрепить свои привилегии, а затем эта тенденция стала средством экономической защиты, формой общественного самоутверждения.

В период Средневековья углубились социально-корпоративные разграничения, регламентирование нравственных отношений, отсталость моральных правил и предписаний. Эти тенденции особенно усилились при капитализме. Бурное развитие труда, сопровождающие их социальные противоречия вели к анархии производства, обострение конкуренции, социального пессимизма и индивидуализма, в свою очередь, способствовало образованию закрытых кланов, корпоративных групп и формированию присущей им нравственной атмосферы и соответствующих моральных представлений.

Итак, развитие, изменение норм профессиональной морали сопровождают изменения в экономической, социально-политической, духовной сферах. Эти изменения отражают характер производственных отношений, формы организации общественного труда, уровень научно-технического прогресса и т. Д.

Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в одном из основных сфер общественной жизни - трудовой деятельности (материально-производственной, хозяйственно-экономической, управленческой, духовной, культурной). Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного производства материальных и духовных ценностей. И от того, какими по своим моральным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, в очень большой степени зависит благополучие субъектов труда и общества.

Под профессиональной этикой принято понимать исторически сложившуюся совокупность моральных предписаний, норм, кодексов, оценок, научных теорий об обязательном поведение представителя определенной профессии, его моральные качества, вытекающие из социальных функций и обусловлены спецификой трудовой деятельности 110.

Профессиональная этика в сфере этического познания является конкретизацией общих этических норм, вызванная к жизни не только спецификой отношений профессиональных коллективов к обществу в целом, но и особенностью межличностных отношений в профессиональной деятельности. Наличие специфических отношений между людьми в профессиональных группах формирует особенность моральных норм, призванных регулировать эти отношения. При всей своеобразия целей и задач той или иной профессии, которые порождаются различными социальными условиями, в них есть и постоянные элементы, вытекающие из самой природы профессиональной деятельности.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из основополагающих элементов профессиональной пригодности. Загальноморальни нормы должны быть по-особенному конкретизированы в его трудовой деятельности с учетом специфики труда, структуры нравственных отношений, присущих этому типу профессий.

В современном обществе личностные качества индивида весьма показательно проявляются и в его деловых характеристиках, отношении к труду, уровне профессиональной пригодности. Все это определяет чрезвычайную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Настоящий профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда и др. Характер трудовой деятельности в постиндустриальном обществе объективно диктует не только неразрывное единство профессиональных и моральных качеств человека, но и предусматривает качественно новый уровень реализации последних.

Проблематика этики профессиональных групп сводится к следующему кругу вопросов:

1) моральный статус группы;

2) профессионально типичные ситуации, требующие определенной позиции;

3) нравственные обязанности и критерии их выполнения, вытекающих из этики;

4) моральные кодексы, сформулированные в виде свода моральных ценностей и норм.

Специфичность содержания профессиональной этики может быть выражена по-разному. Определяющую роль при этом играет общая мораль, предоставляет профессиональной особое качество и направленность. Профессиональная мораль, будучи функциональной, не может существовать сама по себе, вне общей моралью. При этом общее в профессиональной морали всегда будет персонифицироваться, переводиться на тональность профессионального звучания, чувствовать изменения в каждом конкретном виде деятельности, по-своему отражаясь в конкретной среде.

В связи с тем, что сами профессии отличаются не только по объекту и объемом трудовых усилий, но и по целям воздействия, различают конкретные виды профессиональной морали и соответственно - профессиональной этики: этика политическая, юридическая, дипломатическая, медицинская, педагогическая, театральная, этика менеджера, ученого, журналиста и т. д.

К представителям указанных и других людиномирного профессий общество предъявляет особенно повышенные требования, так как их деятельность связана с людьми. Важным признаком этих профессий есть возможность "вторжение" в духовный мир человека, влияние на ее судьбу, что и порождает особые, часто деликатные моральные коллизии. Все это образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловленных нравственных отношений.

Одновременно с профессиональными требованиями большое влияние на нравственное сознание и поведение людей обнаруживают их обязанности в обществе, социальной группе, коллективе, семье и других образованиях. Тесно сочетание нормативной и ненормативной морали достигается на добровольной основе, когда отношения между людьми складываются как практическая реализация идей, взглядов, принципов, оценок, содержащихся в морали как форме общественного сознания и в нормативных - программных, уставных и других требованиях общества. их одновременное формирование осуществляется на основе общественного и индивидуального бытия, специфические черты жизни и деятельности соответствующих профессиональных коллективов, групп, сообществ. Нравственные требования откладываются в сознании людей и с внешне действующего фактора перерастают в внутреннее нравственное убеждение, становясь мотивом и стимулом поведения как в профессиональной деятельности, так и в общественном месте и семьи. Внутриколлективные нравственные отношения

Высшая форма практической морали в обществе, которая аккумулирует в себе перспективные изменения в нравственном прогрессе человечества.

Свои задачи этика не может решать автономно, она широко опирается на теорию воспитания, педагогику, психологию, другие общественные науки, вместе с ними стимулирует этико-социологические направления в изучении человека. В комплексе научных исследований она выделяет нравственные аспекты взаимодействия личности и общества, способствует перевода нравственного идеала на язык конкретных воспитательных целей и задач. Важны не только положительный социально ценный результат деятельности человека, но и способы достижения цели, степень сознания и особенно благородство внутренних мотивов деятельности людей, их ценностные ориентации, установки. А отступление от моральных норм, их нарушение, моральная вседозволенность

Все это приводит к деградации личности.

Прикладную направленность в этике показательно раскрывается в профессиональной этике. Наряду с общими нравственными представлениями, характерными для каждого, в сфере профессиональной деятельности перед работником возникают вопросы о круге моральных, а не только служебных обязанностей, качеств, необходимых для их осуществления, типа общения с коллегами, с другими людьми. Речь идет о профессиональной этике определенного человека.

Развитие профессиональной этики представляет собой диалектику общего и особенного. Для правильного ее понимания важные методология, методика этических исследований, в профессиональной этике приобретает свою специфику.

Как и в классической этике, в профессиональной этике применяются общие и конкретные методы. Относительно общих, то они остаются неизменными и в профессиональной этике. А специфика трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и это фиксируется и в процессе изучения профессиональной этики и раскрытия ее особенностей. Поэтому в данном случае стоит отметить значимость конкретных методов исследования.

Специфические методы применяются главным образом для исследования конкретных моральных проблем, в том числе и профессиональной деятельности. Принципиальной особенностью является то, что они применяются на основе общей методологии и возникают реальным проявлением общего в конкретном, особенному.

Особенно большое значение для исследования профессиональной этики имеют социологические методы исследования (анализ различных статистических материалов, личные беседы, опросы, анкетирование и т. Д.). Как и другие гуманитарные науки, социология обращается также и к математике, кибернетике, лингвистике, психологии и др. С помощью структурного подхода можно моделировать структуру морали, объяснить функциональные связи в ней.

Философский же характер этики открывает ей возможность применения моральных оценок к различным социальных явлений и процессов, прежде всего, к трудовой деятельности. Но этическая мысль не скованная профессиональной узостью подхода к реальным проблемам. Обладая относительной самостоятельностью, она не только дедукуе по философии и других наук конкретные методы, а учитывает специфику собственного предмета, производит и применяет свой понятийный аппарат, который постоянно уточняется путем включения новых и измененных классических категорий, понятий и т. Д.

Этика в диалектическом взаимодействии рассматривает этические категории, принципы, нормы, учитывает, что они отражают реальные нравственные отношения, богатство нравственной жизни общества. Качественное своеобразие объекта деятельности и характера отношений в каждой профессии (врач - больной, учитель - ученик, руководитель - подчиненный и др.), А также ее различные общественные функции порождают особые моральные профессиональные нормы, требования, оценки. Профессиональная этика не обязательно должна фиксировать все оттенки каждой профессии (различные справочники насчитывают тысячи наиболее распространенных специальностей). Этика может выражать моральные требования обязательного не одной, а групп профессий, общественные функции, задачи и назначение которых совпадают (врачи, инженеры, педагоги, руководители и т. Д.).

В профессиональной этике формируется система конкретных моральных норм с сопутствующими им практическими правилами, обслуживающих ту или иную область человеческой деятельности.

Эти нравственные нормы являются профессионально-этическими, потому что их возникновения и усвоение не определяются непосредственно какими институциональными условиями (образованием, служебным положением), а овладение ими обеспечивается главным образом культурой личности, ее воспитанностью, ее нравственным потенциалом.

Содержанием профессиональной этики, "во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования этих кодексов, социально-Филосовская толкование культурно-гуманистического призвание данной профессии ".

Профессиональная этика изучает:

o отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в частности к обществу в целом, классов, слоев, их интересов;

o нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают лучшее исполнение профессионального долга;

o специфику моральных отношений специалистов и людей, являющихся непосредственными объектами их деятельности;

o взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и те особые для данной профессии нравственные нормы, которые обнаруживают эти отношения;

o профессиональной деятельности как нравственного черту личности;

o особенности профессионального воспитания, его цели и методы. Обоснование морального аспекта взаимоотношений между людьми в

процессе труда предусматривает:

Определение цели трудовой деятельности и ее мотивации,

Выбор нормативных установок и средств реализации поставленных целей,

Оценку результатов труда, их общественно-нравственного смысла. Профессиональная мораль функционирует не только на уровне теоретических

принципов и установок, но и повседневных представлений и в сфере практики поведения людей в различных видах трудовой деятельности.

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками моральных качеств человека. Они имеют первостепенное значение как в личностной оценке индивида, так и в оценке его как специалиста.

Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, тех ситуаций, в которые могут попасть люди в процессе выполнения этих задач, то последние влияют на ее формирование. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. У них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной деятельности, прежде всего таких:

o отношение к общественному труду;

o к участникам трудового процесса и

o нравственные отношения, возникающие в сфере непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет особенно высокие нравственные требования. Это такие виды деятельности, которые способны порождать особенно острые нравственные коллизии, которые в других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии появляются там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение.

Специфика трудовой морали тех профессиональных групп, объектом деятельности которых является духовный мир личности, заключается в наличии совокупности особых требований, дополнительных норм, регулирующих поведение членов названных профессиональных групп в их отношении к объекту труда и через него к обществу, а также отношения внутри этих профессиональных групп.

В этих профессиях на основе общих принципов морали производятся своеобразные кодексы чести, профессионального поведения, которые наряду с загальноморальнимы правилам впитывают и весь опыт данного вида человеческой деятельности. Более того, в некоторых профессиях даже сама профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это прежде всего касается труда учителя, врача, юриста.

Определяя степень доверия к работнику, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков. Относительное противопоставление действия и поступка, отражает операционалистський и моральная сторона трудовой деятельности, для таких профессий нивелируется. Профессиональное одновременно выступает и как нравственное.

Именно в этих сферах осуществляется непосредственный выход на человеческую личность и ее судьбу. Именно здесь особенно велика зависимость одного человека от другого. В основном именно в этих сферах индивид может оказаться (особенно в области медицины) почти в полной зависимости от знаний, умений, порядочности и ответственности другого индивида. Поэтому в указанных областях профессиональной деятельности возникает общественный феномен особой моральной ответственности, порождаемой ситуацией предельной остроты нравственной коллизии.

Кроме традиционных профессий, требующих в силу своей специфики особого морального регулирования на уровне профессиональных моральных кодексов, в современном мире в связи с открытием новых информационных технологий, достижениями научно-технического прогресса, особенностями социального развития и функционированием социальных институтов появляется целый ряд профессий, в которых вызревает внутренняя потребность в определенных, проникнутых нравственным содержанием правилах. К таким относим и профессию социолога.

Это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой степени согласованности действий ее участников, обостряя потребность в солидарной поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сферы услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания. Здесь речь идет не о фактическом уровень нравственности, а о повинность, которая, оставшись нереализованной, может каким-то образом помешать выполнению профессиональных функций.

Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем остальных не подвергается предварительной регламентации, не вмещается в рамках служебных инструкций, технологических шаблонов. Она по своей сути является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп существенно усложняют моральные отношения и к ним добавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами их деятельности. Поскольку их деятельность означает вторжение во внутренний мир человека, то моральная ответственность приобретает здесь решающее значение.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх