Причины, симптомы и лечение зависимости от компьютерных игр. Игровая зависимость у подростков: что делать Каковы риски возникновения игровой зависимости у ребенка

Ваш ребенок все дни и вечера проводит за компьютером? И сидит не на познавательных ресурсах, а просто играет?

Вполне возможно, что у него развилась игровая зависимость. Официально такой болезни не существует, и многие родителей просто закрывают глаза на проблему.

Но взгляните на своего ребенка: он весь напряжен, когда играет, оторвать от любимого занятия невозможно - крики или истерики сопровождают любые попытки сделать это.

Психологи давно бьют тревогу, считая, что такую зависимость можно приравнять к наркотической или алкогольной . Немецкие исследователи из университета Charite провели эксперимент и доказали эту теорию. 20 детям показывали скриншоты из их любимых игр: реакция на них оказалась очень похожей на ту, которую проявляют больные алкоголизмом или наркоманией, когда видят предмет своей страсти.

Как распознать зависимость

Вне зависимости от того, как вы относитесь к , они вызывают привыкание, особенно, если не контролировать, сколько времени ребенок проводит возле монитора. Распознать зависимость можно по нескольким признакам :

  • увлечение играми мешает ребенку общаться со сверстниками и учиться;
  • едва оторвавшись от игры, ребенок начинает беспокоиться, тревожиться, не знает, чем заняться, и не находит себе места;
  • увлечение продолжается намного дольше, чем время прохождения одной-двух любимых игр.

Если у ребенка наблюдаются все эти признаки, нужно избавляться от вредной привычки. Если же школьник просто увлекается компьютерами и играми, но учеба от этого не страдает, и он успевает общаться со сверстниками, то волноваться не стоит.

Анатолий Василенко, педиатр : «Компьютерные игры очень сильно влияют на развитие детей и восприятие мира. У школьников, которые попадают в зависимость от компьютерных игр, повышается уровень депрессии, депрессии и даже социофобии. Страдает и их успеваемость. С избавлением от такой зависимости симптомы снизятся до нормальных значений. Делать это нужно постепенно, чтобы не ухудшить ситуацию. Будьте готовы к тому, что поначалу ребенок просто не будет вас слушать».

Причины игромании

Сходство игр и фантазии . Мы не можем повлиять на это слияние сознания ребенка с компьютерной игрой, потому что не можем ни изменить свойства воображения, ни саму игру. Книги и - это пассивные источники информации, которые нельзя изменить, а ребенок стремится управлять своей жизнью. И начинает это с фантазий.

Желание управлять . Важно помнить, что человек - это не просто автомат, который реагирует на внешнее воздействие, а существо активное, созидающее и управляющее. Ребенку этого хочется в полной мере. Ему нужно свое пространство, где он будет хозяином , где он будет делать то, что хочется ему самому, а не родителям или кому-то другому. Если «своя территория» для школьника слишком маленькая, ему намного проще остаться в выдуманном пространстве.

Отсутствие опыта управления своей жизнью . Часто родители отказывают ребенку в , переживая за него. Вот ребенок и получает опыт в процессе игры, тем более, что она проще реальных условий жизни. Маленькому непоседе нужен образец управления и собственный опыт.

Мамочка- Анжела считает так: «Дети очень много играют в компьютерные игры только в тех семьях, где им разрешают, или где им не уделяют достаточно внимания. Родители постоянно на работе, заняты, вечером - уставшие, и внимания ребенку не уделяют. Конечно, ему проще будет остаться в той реальности, где ему всегда рады и где ему интересно».

Как избавиться от игровой зависимости

Обращайте внимание, сколько времени ребенок проводит у экрана компьютера. Для 6-7-летнего ребенка идеальное время - 10 минут в день, в 8-11 лет - не больше 15-20 минут, а старшеклассникам разрешайте максимум 25-30 минут.

Запомните: ни в коем случае нельзя резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже в них втянулся! Делайте это последовательно и постепенно.

Елена Корнякова, детский психолог: «Самое главное - не запрещать ребенку играть в компьютерные игры полностью. В противном случае Вы лишь настроите его против себя. Он потеряет доверие к человеку, который хочет лишить его любимого развлечения, почти смысла жизни. Ребенку будет казаться, что прав именно он, а все остальные - нет. Поэтому, если игромания на лицо - лучше проконсультируйтесь с психологом».

Контролируйте жанры игр , которые нравятся вашему ребенку. Запрещайте сюжеты с насилием, жестокостью, обилием монстров и всяких ужастиков. Отслеживайте любые отклонения, которые происходят с ребенком после окончания игры. Если у него появились бессонница, раздражительность, возбужденность, это указывает на то, что игра маленькому сорванцу не подходит абсолютно.

Кстати, это касается и игр на мобильных устройствах . Если у ребенка есть дорогой телефон или планшет, проследите за тем, что он устанавливает и во что играет.

Уделяйте ребенку как можно больше времени, внимания, придумывайте разнообразные «в реале», увлекательный . Чем теплее и доверительнее отношения в семье, тем реже дети попадают в плохие компании, вне зависимости, в виртуальной реальности она или нет.

Вполне возможно, когда вы дадите ребенку все то тепло, которое он недополучил раньше, ему не захочется сидеть у холодного компьютерного монитора.

Родителей нередко страшит компьютерная зависимость у детей. Но в современном мире люди вынуждены проводить в виртуальном пространстве большую часть времени. Грань между побегом от реальности, тяжелой зависимостью и адекватным использованием компьютера зачастую почти незаметна. Как различить ее? Как помочь детям, получившим пагубное пристрастие?

Компьютерная зависимость – понятие широкое. Психологи разделяют её на два вида – кибераддикцию – пристрастие к компьютерным играм и сетеголизм – нездоровую привязанность к интернету

Кибераддикция

Пристрастие к видеоиграм некогда было главной «страшилкой» журналистов. По родительским сайтам блуждали истории о мальчике, убившем родителей из-за запрета играть, об игроманах, сидящих перед экраном сутками, о воровстве денег ради покупок в виртуальном пространстве (Донат). Во многом опасность преувеличивали, однако дыма без огня не бывает – игровая зависимость существует. Вызывают ее разные факторы – для киберспортивных дисциплин, таких как Dota или WOT, причиной является азарт. Если игра персонализирована – то есть игрок примеряет некую роль – причиной становится бегство от реальности, проблем, неудач. Примерами подобных видеоигр являются одиночные шутеры, квесты, RPG, стратегии. Увлечение ими схоже с увлечением книгами романтичными подростками.

Определённые риски несут многопользовательские ролевые онлайн-игры типа World of Warcraft или TES Online. Их пройти фактически невозможно, однако игроку приходится непрерывно заниматься «прокачкой» персонажа, чтоб занять ранг в иерархии других геймеров. При игровой зависимости у детей пропадает интерес к окружающему миру.

Сетеголизм

Вторым видом компьютерной зависимости является сетеголизм. Здесь родителю стоит насторожиться. Дети и особенно подростки способны часами проводить в соцсетях. Одним социальные сети дают возможность примерить иной облик, создав «фейк». Для других они, наоборот, стали инструментом, чтоб привлечь внимание.

Отдельной проблемой является интернет-серфинг. Это бесцельное брожение по ссылкам с одной веб-страницы на другую, схожее с катанием серферов по волнам. Время, проведенное за таким занятием, улетает незаметно. Порой человек сам не осознает риск. Причиной интернет-серфинга служит потребность в непрерывном поглощении ненужного количества информации – забавных роликов, анекдотов, смешных картинок и прочей информационной пены.

Основные симптомы игромана и сетеголика

Родителям знакома картина – дитя уставилось в экран планшета или компьютера, игнорируя окружающий мир. Откликается после громкого крика, сильно раздражаясь. Гаджеты предпочитает телевизору, книгам, «традиционным» игрушкам.

Раньше компьютерной зависимостью считалось препровождение за экраном более одного-двух часов. Ныне постоянное времяпрепровождение в виртуальном пространстве стало нормой. Где найти хрупкую грань между адекватным использованием компьютера и пристрастием?

Психологи выделяют десять признаков компьютерной зависимости у детей.


Влияние игромании и сетеголизма на организм

Нередко родитель смиряется, что чадо проводит все время в интернете или игре. Но зависимость, кроме запущенной учебы, приводит к более серьезным последствиям:

  1. Долгое сидение за компьютером увеличивает вероятность развития гиподинамии. Недостаточная активность приводит к ослаблению мышц. Человек начинает страдать одышкой. Следствием гиподинамии является ожирение.
  2. Постоянным спутником ограниченной подвижности являются проблемы с позвоночником. Человек, неотрывно сидящий за компьютером, не имеющий силы воли встать и размяться, начинает страдать сутулостью и остеохондрозом. Есть вероятность развития такого заболевания как туннельный синдром запястья, сопровождающийся болями в пальцах и онемением.

Напряжение позвоночника в районе шеи приводит к перебоям в снабжении мозга кислородом. Следствием этого становится легкая вегето-сосудистая дистония – головная боль, быстрая утомляемость, головокружение.

  1. Длительное времяпровождение перед компьютером, планшетом или телефоном приводит к ухудшению зрения. Конечно, современные экраны гораздо лучше гигантских кинескопов, которые еще применялись десять лет назад, но и они не гарантируют стопроцентной защиты.

Постоянное использование гаджетов увеличивает риск развития «синдрома сухого глаза» — пользователь начинает жаловаться на покраснение, ощущение «песка в глазах», постоянный зуд.

  1. Нередко игроманы или сетеголики страдают психологическим перенапряжением. Вопреки распространенному мнению, жестокие игры непосредственно почти не влияют на людей. Однако долгое повторение монотонных действий в игре вызывает усталость, «выгорание».

Особенности отношения детей и компьютера

Интересный факт – компьютерной зависимости подвержены мальчики в возрасте от 12 до 15 лет. Многие взрослые согласятся с данным утверждением.

Следовательно, игровая зависимость присуща всем возрастам (классический пример – борьба с играми «офисного планктона» на работе), но у детей пристрастие к играм и интернету имеет ряд особенностей, которые увеличивают риск зависимости. Прежде чем рассказать о борьбе с игроманией, необходимо поведать о них.

Современные ребята – родившиеся после 2001 года – относятся к условному «Поколению Z». Их окружали гаджеты практически с рождения, и это факт, который стоит принять. Молодежь с телефоном или планшетом в руках может читать Толстого или смотреть образовательный фильм – им так удобнее, чем тащиться в библиотеку за бумажной книгой или отбивать телевизор у бабушки.

Однако использование планшета в качестве книги или телевизора формирует «клиповое мышление» — дети усваивают информацию поверхностно, перескакивают с темы на тему, «растекаются мыслью по древу». Эффективным способом справиться с клиповым мышлением становится метод Помидора – выполнение однообразного действия – чтение или просмотр в течение 25 минут, короткий отдых, продолжение работы. Так ваши дочь или сын научатся контролировать и ценить свое время.

Вторая особенность поколения Z – это тотальная отчужденность. Интернет заполнен ностальгией взрослых по временам без компьютера, когда они сутками пропадали во дворах. Но надо понимать, что в условиях современного мегаполиса нет той атмосферы дружелюбия. Улица для подростка, особенно живущего в каком-нибудь районе панельных новостроек, — это враждебный мир, наполненный хулиганами и преступниками. Ему проще найти друзей по интересам в Сети.

Отчужденность возникает и в школе. Непонимание одноклассников, культ потребления, где лучшим считают не талантливого или способного подростка, а того, кто купил оригинальный «хайповый шмот», также толкают детей в виртуальный мир.

Наконец, отчужденность проявляется в семье. Взрослые, занятые работой, часто забывают про детей. Бывает, наоборот, дотошные родители тянут их в свой мир с дачей и сериалами, который не менее чужд впечатлительной и поэтической натуре.

Борьба с игроманией и сетеголизмом

Итак, прежде чем начать борьбу с компьютерной зависимостью, взрослому стоит понять причины формирования этой зависимости у ребенка.

Психологи нередко советуют поиграть с ним. Крики, нотации, угрозы — лишь отдалят вас от ребенка. Постарайтесь выяснить тип игры и мотив детей играть в нее – спортивный азарт или побег от мира.

Если ребенок уходит в игру из-за неприятия окружающего, уделите ему внимание. Бывают случаи, когда родители, напротив, действуют излишне навязчиво. Проявите интерес к увлечениям сына или дочери, а не тащите их в свои.

Отыщите первопричину бегства от реальности. Неприятие в школе, несчастная любовь, нагрузка, от которой сломался бы и взрослый, – любая проблема решаема, но является отдельной темой.

Нередко на сайтах, рассказывая о вреде компьютеров и планшетов, рекомендуют в качестве альтернативы спорт или хобби. Это помогает, но только если ребенок проявляет к ним интерес.

Добившись взаимопонимания, постарайтесь объяснить, что игры или какие-нибудь занятия в интернете — лишь одни из множества вариантов хобби.

Постоянное времяпровождение ребенка за определенной игрой, нездоровый азарт служат поводом для серьезной тревоги. Это заболевание. Здесь лучше обратиться к психотерапевту, так как это похоже на начало настоящей игромании.—

Хорошим средством против игровой зависимости служат также иные виды развлечений, но тут тоже важно понять – это должно интересовать детей и не может заменить советы психолога.

Один мудрый человек сказал: «Нет ни хороших вещей, ни плохих – наше мышление делает их такими». От нашего отношения к компьютеру и остальным гаджетам будет зависеть – принесут они нам и нашим детям благо или вред.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется у человека в навязчивом увлечении компьютерными играми. Такая зависимость является одной из форм аддиктивного поведения человека, способ ухода от существующей реальности путем трансформации своего психоэмоционального поведения и требует грамотной коррекции.

Причины

Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов. Около 70% американских детей проводит свободное время за играми с сюжетами жестокости и насилия. В этих играх убийство является целью и главным элементом игры. Дети путают виртуальную реальность с настоящей, поэтому все чаще несовершеннолетние в Америке открывают огонь из ружей и пистолетов в школе.

Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем. С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

Возможные причины возникновения компьютерной зависимости:

  • Различные нарушения психики (психопатии). Патологические черты характера человека, необщительность, закомплексованность и скромность часто приводят человека к интернет-зависимости. Некоторые больные при помощи компьютера реализуют свои детские страхи и фантазии;
  • Дефицит общения. Эта проблема актуальна для детей и подростков, родители которых постоянно заняты заработком денег;
  • Внутрисемейные конфликты. Чтобы уйти от семейных скандалов некоторые люди погружаются в виртуальный мир, что в дальнейшем усугубляет ситуацию и приводит к разводам;
  • Социальные фобии. Человек боится реального общества, межличностных отношений. Компьютерные игры позволяют уйти от реальности, почувствовать себя сильным и значимым. Компьютер для человека становится собеседником, спутником жизни и сексуальным партнером.

Симптомы

Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир. Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы. Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд. Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность. Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного
персонажа и живет его «компьютерной» жизнью.

Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы. Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

Проявления у подростков и детей

Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.

Последствия

Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека. Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии. Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам.

Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение. Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.

Критерии диагностики

Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми. Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

  • Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;
  • Отсутствие критического отношения к своему поведению;
  • Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;
  • Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;
  • Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины. Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

Методы терапии

Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как
полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем. Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней.

Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз. Важно применить комплексный подход.

При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез. Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы. А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики. Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты.

Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

Этапы психологической помощи

Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости

На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл. Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения.

Второй этап направлен на определении глубины проблемы. Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации. Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая.


Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Игромания представляет собой патологическое пристрастие к различным играм (преимущественно азартным), развивающееся на уровне психологии , и проявляющееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Для обозначения зависимости человека от игры, помимо термина "игромания", также используются термины "гемблинг" (от английского gambling – игра на деньги) и "лудомания" (от латинского ludo – играть и греческого μανία – влечение, страсть).

Игромания проявляется тем, что человек часто принимает участие в азартных играх на деньги и не только, причем игра становится доминирующей ценностью в жизни, вытесняя социальные, семейные, профессиональные и материальные ценности. Человек уделяет основное время и внимание игре, а ко всем остальным обязанностям относится по остаточному принципу. Поскольку игромания имеет хроническое течение, то ее главным признаком является неспособность человека сопротивляться импульсу к началу игры, вследствие чего больной вовлекается в эпизоды игры, несмотря на жизненные обстоятельства, что приводит к разрушению семейной жизни, проблемам на работе и в социуме.

Является ли игромания болезнью?

Игромания является психическим заболеванием, которое официально признано врачами и учеными во всем мире, и внесено в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F63.0 и в классификацию психических расстройств Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Игромания – это сложное хроническое психическое расстройство, при котором у человека периодически возникает непреодолимое желание играть в азартные игры. Азартные игры сами по себе не являются абсолютным злом, поскольку в различных формах распространены и считаются вполне приемлемыми в разных культурах и странах уже на протяжении не столетий, а тысячелетий. Популярность и распространенность азартных игр обусловлена их психологической сущностью, которая заключается в постепенном нарастании психического напряжения с последующей разрядкой. При таком чередовании сильного напряжения и разрядки человек в ходе игры испытывает сильные эмоции, не связанные с его обычной повседневной деятельностью на работе, дома и т.д. А эмоциональный выплеск, не связанный с обычными повседневными занятиями, позволяет хорошо отдохнуть психологически практически любому человеку. Именно в таком феномене хорошего отдыха, встряски и отвлечения от "рутины" и заключена популярность азартных игр.

Большинство людей может периодически играть в азартные игры без негативных последствий, видя в игре просто вид отдыха в противоположность работе или другим повседневным заботам. Но у некоторых людей формируется пристрастие к игре, которое они не могут побороть, поскольку игра замещает все остальные желания, и становится буквально смыслом жизни. Такое состояние и является игроманией – тяжелым заболеванием, которое нужно лечить у квалифицированных психиатров и психологов .

Что такое игромания?

Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого заключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм. По своей сути игромания – это зависимость, подобная наркотической или алкогольной зависимости , при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить алкогольный напиток. Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.

Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть , когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах. То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного "отключения" здравого смысла, то это именно зависимость – игромания.

Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах. Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься. Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного времени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом.

В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид развлечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что позволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семьей и участвовать в общественной жизни.

Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна из-за ее психических составляющих, таких, как постепенно нарастающее психологическое напряжение с последующей за этим разрядкой. Участвуя в игре, человек испытывает сильное напряжение из-за риска и переживаний по поводу возможного проигрыша, смешивающегося с надеждой на выигрыш. Причем это напряжение постепенно нарастает, достигая максимума к финальному этапу игры, после чего наступает разрядка, когда все заканчивается и становится ясно, кто проиграл, а кто выиграл. Разрядка наступает обязательно, поскольку психическое напряжение снимается из-за выяснения ситуации с выигравшими и проигравшими, то есть устраняется момент неопределенности. Причем разрядка может приносить положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, выиграл человек или проиграл. Но, вне зависимости от успешности игры, человек после ее завершения чувствует себя хорошо отдохнувшим и отвлекшимся от обычной рутины, вследствие чего может вновь приступить к выполнению повседневных обязанностей с новыми силами и энтузиазмом, появившимися после хорошего развлечения и полного переключения на другую сферу – игру.

При нормальном отношении к игре человек эпизодически прибегает к такому виду отдыха и развлечений, при этом строго контролируя количество средств, которые он может безболезненно потратить, и время, которое он может провести за игрой. Время и количество денег, которые можно потратить на игру, человек определяет заранее, сообразуясь с необходимыми тратами на повседневные нужды. То есть сначала человек считает, сколько средств и времени он может потратить на игру, после чего начинает играть. При этом человек не посвящает игре больше времени и денег, чем он изначально определил. Иными словами, когда оканчивается время или деньги, которые можно безболезненно потратить на игру, человек ее прекращает и уходит, а не остается играть дальше, занимая средства или растрачивая время, в течение которого он должен выполнить какие-либо рабочие, семейные или социальные обязательства.

При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить. Поэтому основным характерологическим признаком игромании является неконтролируемое, эпизодически возникающее страстное желание играть, которому человек не может сопротивляться. Таким образом, человек начинает играть не тогда, когда у него есть время и деньги, которые можно спокойно потратить на игру, а тогда, когда возникает болезненное и непреодолимое желание сыграть, которое невозможно подавить. В этом случае игроман поддается импульсу и начинает игру, играя до тех пор, пока страстное желание не утихнет. При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обязательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не существует ничего, кроме игры.

Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтролируемых позыв к игре. В этот момент он как бы выходит из состояния "затуманенного" разума и начинает объективно воспринимать действительность. Человек понимает, что уже потратил слишком много времени или денег, и прекращает игру. Далее игроман держит себя в руках до возникновения следующего эпизода неконтролируемого желания играть. И когда такое желание возникает, человек снова идет играть, причем его не останавливают никакие доводы и голос разума, поскольку его сознание как бы "затуманено" или отключено.

Непреодолимое желание играть возникает у игромана периодически, с различной частотой, вследствие чего заболевание имеет хроническое течение. "Светлые" промежутки, во время которых человек не играет, сменяются уходами в безудержную игру, провоцируемыми неконтролируемым желанием и тягой к играм. Во время эпизода игры человек полностью выпадает из нормальной обычной жизни: он не ходит на работу, не контролирует количество проигранных денег, не выполняет обязанностей по отношению к членам семьи и социуму. Таким образом, жизнь игромана представляет собой чередование эпизодов азартной и неконтролируемой разумом игры со "светлыми" промежутками, во время которых он работает и исполняет семейные и общественные обязанности.

Очевидно, что игромания, как и любая другая зависимость, имеет прогрессирующую форму. Это означает, что человек со временем не излечится самостоятельно – болезнь будет только прогрессировать. По мере прогрессирования зависимости человек станет играть все чаще и дольше , а "светлые" промежутки будут все короче. Соответственно, игроман будет терять социальные связи, нарушатся взаимоотношения с членами семьи, придется уйти на работу с худшими условиями и т.д. Таким образом, социальный статус и положение человека по мере прогрессирования игромании будет неуклонно снижаться.

При этом нужно понимать, что игроманию нельзя вылечить обещаниями, увещеваниями, методами "кнута" или "пряника", поскольку человек не может контролировать свое влечение к азартным играм. Как и алкоголик, игроман не может силой воли влиять на свою тягу к игре. Поэтому расхожее представление о том, что стоит только захотеть – и человек бросит играть, попросту неверно. Игроманам для избавления от зависимости, как и алкоголикам или наркоманам, требуется квалифицированная помощь психиатров, психологов и социальных работников.

В силу того, что игромания является реальной и очень опасной зависимостью, уже в течение 20 лет это состояние официально считается психическим заболеванием, внесенным в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F 63.0. Кроме того, игромания входит в классификацию психических заболеваний Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Распространенность и частота встречаемости игромании в разных странах различна. Например, в наиболее благополучных в отношении данного недуга странах частота встречаемости игромании среди взрослого населения составляет всего 0,4%, а в наиболее неблагополучных странах – около 7%. Например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Британии и Швейцарии частота игромании среди взрослого населения составляет 1 – 1,5%, в США – до 3,5%, в странах бывшего СССР – 1,5 – 3%. К сожалению, среди подростков в различных странах частота встречаемости игромании превышает таковую среди взрослых примерно в 2 раза.

Среди азартных игр, в отношении которых наиболее часто возникает зависимость, на территории стран бывшего СССР наиболее распространены карточные игры, игровые автоматы, рулетка, лотереи, различные компьютерные игры , в том числе в интернете. Причем игры в интернете формируют именно игроманию, а не интернет-зависимость, которая представляет собой совершенно иную форму зависимости.

Игромания (лудомания, гемблинг): азартные игры, компьютерная зависимость, ставки на спорт – видео

Вредные последствия игромании

Наиболее заметное и частое негативное последствие игромании – это патологические изменения психики . Наиболее часто у игромана появляются такие патологические черты психики, как лживость, безответственность, высокая конфликтность, недисциплинированность, безразличие к работе и близким людям, низкая работоспособность и склонность к криминальным действиям (воровству, мошенничеству и т.д.). Такие патологические черты личности не дают человеку нормально функционировать в обществе, на работе и в семье, следствием чего является полный крах всех социальных и семейных связей.

У игроманов часто фиксируются аффективные (эмоционально-чувственные) расстройства, проявляющиеся тревожностью , депрессией , дисфорией (плохим настроением), суицидальными мыслями. Постепенно ухудшается память, мышление утрачивает логичность и способность делать выводы, становится стереотипным и склонным к магии.

Родные или друзья игроманов говорят, что люди, страдающие зависимостью, становятся обидчивыми, крайне вспыльчивыми, грубыми, эгоистичными, слабыми в сексуальном плане, предъявляют к окружающим необоснованные и немыслимые требования, отказываются выполнять собственные обязанности и постоянно обвиняют кого-то в своих неудачах и бедах. Когда игромания доходит по последней стадии, у человека снижается уровень требований к себе, вследствие чего игроманы становятся неряшливыми, неопрятными, запущенными.

Кроме патологических изменений психики, безусловно заметными и тяжелыми негативными последствиями пристрастия к азартным играм являются также распад семьи, потеря микросоциума (друзей, коллег, родственников), социальная маргинализация (человек становится изгоем, "падшим", не достойным входить в приличное общество, подобно уголовному преступнику), преступные действия, потеря социального статуса и профессиональных навыков.

Причины игромании (механизм вовлечения)

Причины развития у человека игромании сложны, и представлены совокупностью личностных особенностей и факторов окружающей среды. В науке причины различных зависимостей, в том числе игромании, принято называть механизмами вовлечения личности в пристрастие, поскольку процесс формирования зависимости сложен, и обеспечивается взаимодействием личностных психических особенностей с влиянием окружения.

Итак, причинами игромании являются следующие факторы:

1. Факторы окружающей среды , такие, как доступность азартных игр и частое стимулирование игровой деятельности по телевидению, радио, в интернете в виде различных викторин с выигрышами и т.д.

2. Мотивационный фактор , который, по мнению многих ученых, является ведущим в формировании игромании. Ведь именно внутренний мотив (психологическое обоснование желания играть) заставляет человека играть. В настоящее время важными для развития игромании являются мотивы двух типов. Первый тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности человека в доминировании, риске, манипуляции другими людьми и в доказательстве собственного превосходства. Такой первый тип мотива присущ игрокам "действия". Второй тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности в уходе от проблем, потерь и проигрышей в реальности. Второй тип мотива характерен для людей, убегающих от реальности. Помимо данных основных мотивов, большую роль в развитии игромании могу играть и другие, поверхностные мотивы, такие, как любопытство, интерес к новому и неизвестному занятию, престижность участия в играх, желание выигрывать. Закрепление игромании обычно происходит за счет мотива возможности выиграть деньги, а также приятных ощущений, возникающих на фоне возбуждения и волнения в процессе игры. На этапе уже сформированной зависимости человек продолжает играть из-за мотива отыграться и вернуть все свои материальные потери, обусловленные проигрышами в игре, а также из-за мотива ухода от проблем.

3. Семейный фактор. Человек при неправильном построении взаимоотношений в семье и воспитании становится психически слабым и уязвимым, вследствие чего легко вовлекается в азартные игры, а зависимость от них формируется быстро. Важными предпосылками, создающими высокий риск игромании, являются следующие семейные факторы:

  • нарушенные границы между поколениями (в семье не установлены и не соблюдаются границы того, что можно говорить и делать в отношении старших и младших членов семьи);
  • отсутствие эффективных в социуме моделей поведения у старших членов семьи (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети не могут показать пример поведения и действий, приведших их к успешности);
  • отсутствие четких ролей у каждого члена семьи (каждый член семьи не имеет четких определенных прав и обязанностей);
  • двойные стандарты реакций старших членов семьи на действия младших (на одно и то же действие можно получить разную реакцию, например, если ребенок что-то украл в магазине, то его ругают, а если украл что-то у другого мальчика, родители которого – обеспеченные люди, то за это хвалят, поскольку "они не обеднеют");
  • негибкость, конфликтность и непоследовательность в установках представителей разных поколений семьи (разные члены семьи имеют разные установки и не пытаются найти некий компромисс, устраивающий всех, а каждый пытается "продавить" свое мнение, считая его единственно верным и правильным);
  • неадекватность планирования семейного бюджета с неучетом потребностей всех членов семьи (бюджет планируется без учета потребностей каждого члена семьи, а с ориентировкой на основные цели и приоритеты того, кто планирует траты).
4. Личностный фактор. У человека имеются психические черты "потенциального игрока", вследствие чего личность имеет высокий риск приобретения зависимости, и при попытках играть легко становится игроманом. К личностным характеристикам, обуславливающим высокий риск развития игромании, относят низкую самооценку, нетерпимость к отказам в просьбах или критике, повышенную тревожность, склонность к депрессии, импульсивность, нетерпимость к разочарованиям, ощущение собственного могущества, склонность к мистическому мышлению, жажду активных действий, возбужденность и страсть к риску.

5. Экономический фактор. Поскольку игорный бизнес является одним из наиболее доходных во всем мире, на мировом рынке имеются мощные и сильные корпорации, продвигающие свои интересы по получению максимальной прибыли в различных странах. Для максимизации прибыли корпорации, владеющие игорным бизнесом, осуществляют экспансию и вовлечение в игру людей в разных странах мира. Для вовлечения в игру применяется стратегия формирования культуры фаталистического, игрового и магического мышления у людей путем частого повторения в публичном и медийном пространстве лозунгов и слоганов, делающих игру привлекательной, таких, как, например, "Вся наша жизнь – игра", "Кто не рискует, тот не пьет шампанского" и т.д. На фоне частого повторения подобных слоганов, а также вырисовывания игрового образа жизни как "крутого", "престижного", легкого и приятного, в сознание людей закладывается мысль о том, что игра – это хорошо и правильно. Более того, из-за активной полускрытой рекламы образа жизни игроков у людей происходит подмена понятий, когда предпочтительность активной жизненной позиции с постоянным трудом (как в семье, так и на работе) заменяется на предпочтительную позицию пассивного субъекта, который вместо того, чтобы упорно трудиться для получения желаемого, начинает надеяться на "фарт" и неоправданно рисковать. В некоторых обществах благодаря активной рекламе игры удается даже создать атмосферу пренебрежения к людям, не поддерживающим образ жизни игроков. Формированию игрового и фаталистического мышления у людей также способствуют часто транслируемые многочисленные игровые шоу на телевидении, радио и в интернете. То есть экономический фактор вовлечения в игру представляет собой манипуляции общественным сознанием с целью усиления потенциала влечения к азартным играм у каждого члена сообщества.

Причины игровой зависимости. Генетическая и психологическая предрасположенность к игромании (мнение психотерапевта) – видео

Стадии формирования игровой зависимости

Игровая зависимость (игромания) у человека формируется не сразу, а постепенно, причем в несколько стадий, на каждой из которых появляются определенные изменения психики и приобретаются патологические привычки.

В настоящее время большинство врачей считают, что развитие игромании проходит через следующие стадии:

В среднем все перечисленные стадии игроман проходит за 1,5 – 3 года, но иногда их течение может затягиваться до 10 лет. Это означает, что для превращения психически здорового человека в больного игромана достаточно в среднем 1,5 – 3 лет.

Вышеуказанные стадии игромании являются наиболее распространенными и употребительными. Однако имеется и другая классификация стадий развития игромании, разработанная Кекелидзе и Шемчуком. Согласно классификации Кекелидзе и Шемчука, игромания в своем развитии проходит через следующие стадии:

  • Доклиническая стадия. На данной стадии не выявляются четкие симптомы психической патологии, а все нарушения носят стертый характер, вследствие чего их можно принять за особенности личности. На данной стадии человек может самостоятельно избавиться от игромании, контролируя свои действия логическими рассуждениями и силой воли.
  • Стадия клинических изменений. На данной стадии появляется уже четкая психическая зависимость от игры и формируются психические отклонения в поведении. У человека появляются навязчивые мысли и импульсивное поисковое поведение.
  • Стадия клинической зависимости. На данной стадии у игромана появляются расстройства психики, утрачивается самоконтроль, снижается самокритика, формируются нарушения в эмоциональной и чувственной сфере по типу уплощенного аффекта , как при шизофрении . Под уплощенным аффектом понимается существенное обеднение эмоционально-чувственной сферы, когда человек не переживает глубоких эмоций, становится черствым, жестоким и безразличным к чувствам окружающих.
  • Стадия структурных изменений личности. На данной стадии, на фоне общего уплощенного аффекта, появляются взрывные и яркие ощущения, касающиеся только игры. Иными словами, человек не испытывает сильных эмоций ни от чего, кроме игры. Разнообразные навязчивые мысли становятся автоматизмами, снижается толерантность к окружающему миру, утрачивается воля, а мышление теряет логику и приобретает выраженную магичность. То есть человек не размышляет логически, не анализирует происходящее, а считывает и ищет некие "знаки", символы, приметы, на основании которых делает "выводы" о том, будет ли удачной игра, нужно ли идти играть и т.д. Круг интересов человека становится крайне узким, а превалирует среди них игра, ставшая центром и смыслом жизни.

Игромания: стадии и признаки. Проблемы игровой зависимости, созависимость – видео

Симптомы игромании

Симптомы игромании сгруппированы в различные психические синдромы, описывающие характерное поведение и изменения личности игромана.

Поведение игромана описывается так называемым игровым циклом . В данном цикле имеются различные фазы, которые наступают, последовательно сменяя друг друга. В первой фазе цикла, которая называется фазой воздержания , наблюдается полный отказ от азартных игр, который часто достигается мощными волевыми усилиями, а также обусловлен вполне тривиальными причинами, такими, как отсутствие денег или давление со стороны окружающих людей.

Далее наступает фаза автоматических фантазий , в которую у человека появляются мысли об игре. Причем эти мысли со временем появляются все чаще, к ним присоединяются различные игровые фантазии, в которых человек проигрывает в воображении будущую удачную игру с большим выигрышем, а также вспоминает приятное ощущение азарта. Одновременно с игровыми фантазиями у игромана появляется уверенность в том, что в этот раз он точно сможет контролировать ход игры (например, сыграю 2 – 3 партии и прекращу), что в его жизни вот-вот наступит светлая полоса и фортуна ему наконец-то улыбнется, дав сорвать куш. На фоне учащения мыслей об игре и игровых фантазий, а также нарастающей уверенности в том, что удача на этот раз улыбнется, человеку все труднее удерживаться от того, чтобы не начать играть. В данную фазу игроман может испытывать сильное сексуальное влечение, у него появляется стремление к интенсивным физическим и умственным нагрузкам, человек начинает много, но бесцельно что-то делать.

Затем наступает фаза принятия решения , на которой, вследствие того, что навязчивые мысли не проходят, но игроман удерживает себя от игры силой воли, у него развивается очень сильное эмоциональное напряжение, часто сочетающееся с тревожностью или неявной депрессией. В таком состоянии человек раздражителен, легко срывается по мелочам. Игроман схематично планирует выигрыш.

После наступает фаза вытеснения принятого решения , на которой игроман испытывает иллюзию того, что контролирует свое поведение, и под влиянием некоего внутреннего импульса человек получает некоторую сумму денег, выпивает алкогольные напитки и пробует сыграть просто для развлечения.

Далее наступает фаза реализации принятого решения , которая характеризуется сильным возбуждением и постоянно присутствующими фантазиями об игре. Постепенно, под влиянием навязчивых мыслей об игре и иллюзий того, что на этот раз фортуна повернется лицом и удастся выиграть, игроман начинает испытывать непреодолимое желание сыграть, у него появляется состояние измененного сознания, по своей форме и сути близкое к трансу. Далее, когда состояние транса длится достаточно долго, игроман начинает играть буквально автоматически, безо всякого волевого сопротивления, поскольку в таком измененном состоянии сознания человек полностью захвачен мыслями и фантазиями об игре, уверен в успешности своего предприятия и того, что в этот раз ему обязательно повезет. По сути, когда эмоциональное напряжение достигает своего пика и игроман входит в состояние транса, он даже не осознает и не понимает, как начал играть. Это такое состояние, про которое люди говорят, что "ноги сами понесли", "я вообще не осознавал, что делаю".

В состоянии, близком к трансу, игроман играет до тех пор, пока не спадет уровень эмоционального напряжения, не считаясь с тем, сколько времени и средств он тратит на игру. Наконец, когда эмоциональное напряжение спадет, и человек получит достаточное количество острых ощущений от игры, он как бы "выходит" из состояния транса, и к нему возвращается нормальное восприятие реальности. Этот момент выхода из измененного состояния сознания игроманы обычно описывают: "я как будто очнулся".

Практически сразу после выхода из измененного состояния сознания игроман прекращает играть и уходит домой, осознавая весь ужас произошедшего уже вполне адекватно. Далее наступает период самобичевания, раскаяния, возложения на себя вины, вялости, пассивности и тревожно-депрессивными реакций. В этот период человек дает себе слово больше не играть и волевыми усилиями удерживает себя от игры в течение некоторого промежутка времени. Но рано или поздно у игромана снова появляются мысли об игре и игровые фантазии, и весь игровой цикл повторяется заново. Такие игровые циклы могут быть короче или длиннее, в зависимости от того, насколько сильна степень пристрастия человека к азартным играм. Однако характерной особенностью игровых циклов является то, что они укорачиваются с течением времени, и чем дольше человек страдает игровой зависимостью – тем короче эти циклы.

Общее состояние игромана характеризуется следующими синдромами:

  • Синдром патологического влечения к азартной игре , проявляющийся нарушением поведения, уплощением эмоций (человек становится безразличным ко всему, кроме игры) и вегетативными симптомами (скачки давления , приливы крови к лицу, головные боли , потливость и т.д.). У игромана имеется бескомпромиссное желание играть не смотря ни на что, не учитывая ни семейные, ни рабочие обязанности, ни финансовые проблемы, ни имеющиеся заболевания. Среди расстройств психической сферы в синдроме патологического влечения к игре преобладают идеаторные нарушения , проявляющиеся навязчивыми фантазиями об игре, об "обязательном" выигрыше, о различных этапах игры, комбинациях цифр, карт и т.п. На фоне таких идеаторных расстройств у игромана появляется уверенность в выигрыше, предвкушение удовольствия от предстоящей игры и иллюзия полного контроля над игрой. Фантазия о выигрыше приводит к тому, что у игроманов появляются также мысли о том, что после победы их обязательно начнут уважать и любить окружающие и родственники, что они наконец-то все поймут и оценят стремление "сорвать куш". Иногда у игроманов появляются также галлюцинации в виде звуков рулетки, шума игровых автоматов и иных звуков, связанных с играми.

  • Синдром игрового транса , проявляющийся в поглощенности игрой, азарте, невозможности остановить игру, несмотря на хороший выигрыш или крупный проигрыш. Игровой транс продолжается от 4 до 14 часов (в среднем), и пока он не закончится, человек будет играть несмотря ни на что. В состоянии игрового транса первоначальная цель игрока – выиграть – замещается на просто участие в игре. В ходе игры возникает сильное перенапряжение, которое приводит к повышению артериального давления, болям в сердце , учащенному сердцебиению , а также ухудшению внимания, памяти и работоспособности. На фоне ухудшения памяти и внимания, а также сильного азарта игрок полностью забывает свои поведенческие установки, утрачивает рациональное мышление, способность контролировать игру и использовать свои игровые навыки. В таком состоянии транса человек играет до тех пор, пока не "вернется" в реальность, причем оттащить его от игры не могут ни близкие люди, ни службы правопорядка.

  • Синдром выигрыша проявляется эйфорией, отличным настроением, приливом энергии, ощущением собственного превосходства над окружающими, радостью от достижения цели и т.д. Такое состояние – очень приятное, поэтому многие игроманы считают, что "ради этого стоит жить". Выигрыш в игре позволяет человеку чувствовать себя уверенным и мечтать богатстве, о различных вещах, которые ему бы хотелось попробовать в жизни. Синдром выигрыша может продолжаться у игромана от нескольких часов до нескольких суток, после чего это состояние проходит.

  • Синдром проигрыша развивается во время игры или сразу после ее окончания. В редких случаях формирование синдрома проигрыша происходит через 1 – 2 суток после завершения игры. Данный синдром во время игры проявляется усиливающейся тревожностью, раздражительностью, злостью, сожалением о том, что начал играть, агрессивностью и желанием найти и наказать виновных в его бедах. На фоне испытываемых ощущений игроманы хотят прекратить игру, но, как правило, это им не удается сделать, поскольку азарт и надежда на выигрыш оказываются гораздо сильнее. В состоянии синдрома проигрыша игроки просят помощи от черта или Бога. Одни просят помочь им и сжалиться над ними, а другие, напротив, все проклинают. Довольно часто призывы к неким высшим силам производятся прилюдно, то есть игроманы крестятся, читают молитвы, заклинания, проводят какие-то ритуальные действия. Синдром проигрыша после завершения игры длится от 12 часов до 2 суток, и проявляется подавленностью, вспыльчивостью, раздражительностью, грубостью, агрессивностью, суицидальными мыслями и разрушительными действиями. Кроме того, в течение синдрома проигрыша у человека нарушается сон, ему снятся неприятные и тревожные сны, пропадает аппетит , болит голова и сердце . На фоне такого неприятного состояния игроман начинает себя осуждать, и обещает себе больше не играть. Однако через некоторое время синдром проигрыша проходит, и у игромана вновь появляется влечение к игре.

  • Абстинентный синдром , развивается при воздержании от игры, протекает с расстройством сна, нарушением эмоций и поведения, и с вегетативными симптомами. У игромана расстройство поведения характеризуется чувством опустошенности, сожалением о проигранных средствах и потраченном времени, появляются самобичевание, суицидальные мысли и агрессивность. Нарушение эмоциональной сферы проявляется тревожностью, плохим настроением, депрессией, чрезмерной раздражительностью и несдержанностью в выражении эмоций. Расстройства сна протекают в форме бессонницы , неприятных снов или даже кошмаров. Вегетативные расстройства у игроманов чаще всего проявляются потливостью, покраснением лица , учащенным сердцебиением, скачками артериального давления , болями в сердце, приступами стенокардии , а также нередкими головными болями и потерей аппетита. На фоне всех проявлений абстинентного синдрома у игромана теряется интерес к работе и семье, происходит отчуждение от близких людей, но появляется навязчивое желание "доказать", "отыграться".

  • Синдром игровой деградации , проявляющийся уменьшением силы и качества эмоциональных переживаний, доставляемых обычными событиями в жизни, а также ухудшением памяти, внимания, нарушением нормального логического мышления и переходом его на мистическое восприятие с потерей социального и семейного статуса. Синдром игровой деградации личности развивается в течение 6 – 12 месяцев после формирования зависимости от азартных игр. Человек становится лживым, безответственным, конфликтным, вспыльчивым, обидчивым, недисциплинированным, черствым, бесчувственным, эгоистичным и склонным к преступлениям. Кроме того, у игромана появляется безразличие к работе, сочетающееся с крайне низкой работоспособностью из-за ухудшения памяти и внимания. Деградация личности также захватывает и внешний вид игромана, поскольку у него существенно снижаются требования к собственному внешнему виду, вследствие чего он неопрятен, неряшлив. Игроман поглощен собственной постоянной тревогой, депрессией и плохим настроением, у него суживается круг интересов, разрываются связи с друзьями и близкими людьми, человек предъявляется необоснованные претензии окружающим, не желает выполнять своих обязанностей, например, покупать продукты, вещи для семьи и т.д.
Синдромы патологического влечения к игре и абстиненции во многом пересекаются, поскольку включают в себя одинаковые симптомы. Это обусловлено тем, что одни и те же симптомы, но в сочетании с другими, формируют разные синдромы, относящиеся к различным расстройствам психического здоровья человека.

К симптомам игромании также можно отнести так называемые "ошибки мышления", имеющиеся у игроманов, которые представляют собой неправильные иррациональные жизненные установки, обуславливающие положительное отношение к собственной зависимости и оправдывающие собственное поведение. Такие "ошибки мышления" запускают и поддерживают игровой транс, то есть фактически способствуют развитию и укоренению игровой зависимости.

Итак, к "ошибкам мышления" относят следующие иррациональные установки и убеждения:

  • Деньги решают все проблемы, в том числе трудности в общении с людьми;
  • Неуверенность в настоящем пройдет после того, как придет успех из-за выигрыша;
  • Запрет на контроль над фантазиями о будущем крупном выигрыше;
  • Вера в выигрышный (фартовый, удачный) день;
  • Вера в то, что обязательно в игре наступит переломный момент, когда фортуна развернется лицом и пойдет "фарт";
  • Уверенность в том, что долги можно вернуть, только отыгравшись;
  • Уверенность в том, что в следующий раз удастся себя контролировать и играть не на все имеющиеся деньги, а только на их часть;
  • Представление ставки в качестве некоей сделки;
  • Ошибочная идентификация денег в качестве фишек или цифр на дисплее во время игры.

Игромания у детей и подростков: причины, симптомы игровой зависимости, виды игр (мнение врача-психотерапевта) – видео

  • Кодирование по методу Довженко. Гипноз как суть метода кодирования. Кодирование от алкоголизма, курения и ожирения. Отзывы
  • Ассаламу алейкум! У меня двое детей. Сыну 8 лет и дочке 6. Дело в том, что сын увлекся компьютерными играми. Он ходит на дзюдо и в школу во второй класс, но его интересуют только игры на планшете. Мы с мужем уже забрали планшет и даем его только на выходные. Но он все равно ничего не хочет делать. На тренировки ходить не хочет. Там он жалуется, что устал. В школе может заплакать, сказать учительнице, что у него живот болит. Мне приходится его забирать с уроков. Но когда приходим домой, у него уже ничего не болит, и он хочет играть на планшете. Если планшета нет, то играет на телефоне. Телефон не забираем, так как бывает необходимо ему позвонить, предупредить, что, например, с тренировки попозже заберем. Меня пугает еще и то, что его сестренка видит это и тоже начала тянуться к этим играм. Помогите советом, что же делать? Как заинтересовать ребенка чем-то другим, помимо компьютерных игр?

    С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

    Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

    Ваша проблема сейчас очень актуальна во многих семьях. АльхамдулиЛлях, что вы уже сейчас обеспокоены ей. Дело в том, что современный мир и общество уже сложно представить без всевозможных гаджетов (сотовые телефоны, планшеты, компьютеры). И многие родители включают их в процесс воспитания. Хорошо, если они используются для благих целей, например, послушать Коран или посмотреть какой-то обучающий фильм, но, как правило, вначале родители включают детям мультики, потом устанавливают игры. Тем самым, они сами подталкивают детей к зависимости от компьютерных игр (кибераддикция ). Так называется зависимость от всех видов игр на любом электронном носителе
    Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь в них Всевышний заложил более сильные, чем у девочек, конкурентные, соревновательные мотивы, стремление к первенству.

    Компьютерная зависимость может возникнуть и в более раннем возрасте. В младшем школьном возрасте, в силу возрастных особенностей психика ребенка еще нестабильна. В этом возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Такое состояние психики ребенка является одной из причин возникновения различных видов зависимостей, и не только компьютерных. Кроме того, детская психика наиболее подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее. К слову, вот почему важно именно с 7 лет, а не позже приучать к намазу, как велел делать это Пророк (салляллаху алейхи ва саллям).

    Под влиянием компьютерных игр у ребенка даже в раннем возрасте может сформироваться зависимость, когда он стремится уйти от реальности. Происходит процесс, во время которого ребенок останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к виртуальным играм.

    Чтобы помочь ребенку, необходимо для начала определить, действительно ли у него уже сформировалась зависимость (кибираддикция). Вот ряд признаков, которые помогут вам диагностировать компьютерную зависимость ребенка:

    Потеря контроля над временем, проведенным за компьютером,

    Оправдание собственного поведения и пристрастия,

    Важным симптомом компьютерной зависимости является смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером,

    Раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается,

    Ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.

    Отказ от общения с друзьями.

    Психологи уже доказали негативное влияние компьютерных игр на психическое состояние личности. Также наблюдаются и физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью: нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, повышенная утомляемость, бессонница, боли в спине, туннельный синдром (боли в запястье).

    Что делать?

    Если ваш ребенок еще не страдает кибераддикцией, то отвыкание от компьютерных игр пройдет легче. Если же вы уже обнаружили симптомы зависимости, то необходимо действовать следующим образом:

    1. Поскольку кибераддикция - это тоже болезнь, следуем сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), как при любой другой болезни. Обращаемся за помощью к Аллаху.

    2. Обсудите вместе с ребенком предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться.

    3. Необходимо хотя бы на время отказаться от компьютерных игр. А лучше отказаться от них вообще. При этом и вы сами тоже не должны в них играть. Поверьте, ребенок прекрасно может существовать без такого рода развлечений и в современном обществе. Конечно, поначалу вам и ему будет нелегко занять свое время другими способами, не прибегая к компьютеру, но со временем, иншаАллах, вы научитесь этому.

    4. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Объясняйте, что компьютер - это с одной стороны облегчение, данное Аллахом (доступность нужной информации, помощь в обучении), а с другой стороны - это испытание от Него.

    5. Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Следует показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество, игры с друзьями.

    Удаляйте детям побольше времени, дарите им качественное внимание, и тогда у них не будет потребности погружаться в виртуальный мир.

    Да поможет вам Аллах. Аминь.

    А Аллах Всевышний знает лучше.

    Хаят Ибрагимова, детский психолог



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх