Причинами возникновения государства являются. Каковы причины возникновения государства и права

Государственная форма организации власти сменила первобытно-общинную примерно 5-6 тыс. лет назад. Первые государства на Земле появились в Северо-Восточной Африке, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии (Египет, Вавилония, Индия, Китай).

Для понимания сущности государства важным представляется познание тех объективных причин, которые вызвали его возникновение.

Основы современного научного видения проблемы происхождения государства были заложены в трудах классиков исторического материализма, сумевших раскрыть общие универсальные законы трансформации первобытной власти в государственную. Наиболее значимым из них является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Согласно концепции Ф. Энгельса разложение первобытного строя и возникновение государства было закономерным результатом перехода общества от присваивающего хозяйства к производящей экономике, постепенного развития производственных сил и изменения производственных отношений в обществе. Этот процесс начался задолго до образования первых государств и развивался постепенно.

Ф. Энгельс указал на следующие основные причины появления государства.

1. Общественное разделение труда, состоящее из трех стадий:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесленного производства;

Появление купечества - особого класса людей, которые не производят продукцию, а выступают посредниками в ее обмене между производителем и покупателем.

Разделение труда стало возможным вследствие роста населения и его потребностей, развития средств производства и повышения степени независимости человека от природы. Данные факторы открыли новые возможности для ведения хозяйства. Отдельным племенам уже не нужно было обеспечивать себя всеми необходимыми благами самостоятельно. Им стало выгодно специализироваться на производстве конкретного продукта, а излишки производства обменивать на иную продукцию, произведенную другими племенами. Такая специализация и вызвала появление скотоводческих, земледельческих племен, ремесленников и купечества.

2. Появление частной собственности. Рост производительности труда привел к разделению общинного хозяйства на хозяйства малых групп людей и отдельных индивидов. Коллективная собственность со временем трансформировалась сначала в групповую, а затем в частную.

Объем собственности не мог быть одинаков у различных людей - появилось имущественное расслоение -возникли социальные классы.

3. Появление классов. Классы - это большие группы людей, отличающиеся по своему материальному состоянию и месту, которое они занимают в процессе труда (В. И. Ленин).

Разделение социальных функций и имущественное расслоение привели к повышению личной и хозяйственной самостоятельности субъектов, их независимости от природы и друг от друга. Общество раскололось на несколько слоев, интересы которых иногда прямо противоречили друг другу. В связи с этим необходима была сила, которая смогла бы ограничить классовую борьбу разумными рамками и обеспечить дальнейшее бесконфликтное развитие общества. Такой силой и явилось государство. Относительный порядок в общественных отношениях был обеспечен путем преимущественной охраны и защиты государственной машиной собственности и других интересов экономически господствующего класса.

Таким образом, государство возникло как продукт развития самого общества, как результат возникших в нем противоречий. При этом Ф. Энгельс рассматривал его как средство классового господства, инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс подавляет сопротивление и осуществляет экономическую эксплуатацию угнетенного класса.

Переход от первобытно-общинной организации власти к государству сопровождался трансформацией системы социальных норм. Эта трансформация выражалась как в количественном росте нормативных предписаний, так и в качественном усложнении их системы. Социальные нормы стали более разнообразны. Наряду с обычаями и традициями активно развиваются общественная мораль, этикет, политика, религия, идеология, культура.

Кроме того, усложнение отношений в обществе, их конфликтный характер требовали появления более эффективных средств регулирования, важнейшим из которых стали письменно закрепленные и охраняемые от нарушений мерами государственного принуждения нормы права. Первые правовые предписания по сути являлись письменным выражением обычаев и традиций. Но в дальнейшем разрыв государственного и обычного права постоянно усиливался. Нормы законов все более отражали не столько существующее, сколько необходимое, должное (идеальное), с точки зрения официальной власти, состояние общественных отношений.

Еще по теме Общие причины возникновения государства и права:

  1. 2. Общие закономерности и причины возникновения государства

Юридический факультет

Кафедра теории государства и права

И публично-правовых дисциплин

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРАВОВЕДЕНИЕ»

Конспект лекций по дисциплине «Правоведение»

Общая часть

Раздел I. Основы государства

Тема 1. Причины возникновения государств

Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин. Речь прежде всего идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества.

Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления для руководства ими.

Государство возникло по следующим причинам:

1. неолитическая революция – переход от собирательной к производительной экономике;

2. разделение труда, история их знает три:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесел

Появление купечества

3. рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства);

4. появление частной собственности;

5. появление эксплуатации;

6. раскол общества на антагонистические страты (класса, группы).

Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства:

1. Восточное государство (государство азиатского способа производства). Через расслоение общества. Одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, потом выделяется орган управления. Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путь развития государства.

2. Европейское государство выделяют по основным направлениям создания:

Полисная система. Государства бассейна Средиземноморья (полисы, города-государства) становились центром для жителей, после роста «лишние» жители отправляются на новые территории, которые захватывали. Суть государства бассейна Средиземного моря – добровольное формирование государства, изначально демократическое. По мере укрепления власти – власть вождей усиливается, подчиненные – в повиновении, либо в зависимости, и власть перерастает в царства.

3. франкский путь, через налет, захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города ставили на данные отношения. Например варвары распространили свою власть на территорию Галлии. Оставаясь надсмотрщиками франки оставили государственную верхушку, ассимилировались с местным населением (франкская знать, римская, галльская)

4. буржуазные, образовывались в результате революции, свержения монархии, например Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия.

Распад крупных государств, СССР, др. империи.

Крах колониализма

Исходя из всех предпосылок и причин возникновения государств были сформированы различные подходы (теории) происхождения государства, среди них: теологическая теория происхождения государства получила свое распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, а зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Наделяя государство и государей (как посланники или наместники Бога на земле) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботится о своих подданных, а те в свою очередь должны беспрекословно подчиняться и уважать его. Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно-общинного строя. Договорная теория происхождения государства, или Теория общественного договора получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед познания государства, так как порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Теория насилия утверждает, что государство -это результат завоевоевания. Она состоит как бы из двух теорий - теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия. Авторы теории внешнего насилия немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что она основана на ряде исторических фактов. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др. Однако так процесс классообразования происходил далеко не во всех регионах мира (в частности, в Египте и Китае государство появилось “мирным” путем). К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся протогосударственных и раннегосударственных структур. Авторство теории внутреннего насилия принадлежит Е.Дюрингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Действительно, подобное явление в реальной жизни весьма распространено. Однако далеко не всегда государственная власть выражает интересы большинства населения. Органическая теория создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Появление этой теории во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Суть органической теории такова: общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п.



Органическая теория в настоящее время не имеет распространения и с научной точки зрения несостоятельна. Представителями психологической теории происхождения государства являются русский ученый Л. И. Петражицкий (1867 - 1931) и французский ученый Г.Тард. Также данную теорию разрабатывал 3. Фрейд. Петражицкий определял общество и государство как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Мыслители полагали, что основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях, психические переживания и склонности людей. Суть данной теории состоит в утверждении, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве. Возникновение государства в этом случае – следствие психологического развития человека, становления своеобразных «правовых эмоций».Основателем расовой теории считается французский ученый Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и великий немецкий философ Ф. Ницше.Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые – «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и т. д.) - слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими.С позиций нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие и высшие. Современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.Расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время второй мировой войны.Классовая теория происхождения государства Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства - специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.Государство, по словам В.И. Ленина, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. Таким образом, государство представляет собой продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены.Государство по Ленину - это машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Обычно к ним относятся:

- углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

Возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. –Т. 38. – С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

- демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

- антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

- психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локкставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймери др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Сущность государства

Понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования. Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую, политико-правовую или организационно-структурную ("государственный формализм", по выражению Г. Гегеля). В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных подхода к исследованию государства:

1) политико-философский , при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение "общих дел", регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа;

2) классовый , согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, организация, по определению Ф. Энгельса, "самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации" (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – Т. 21. – С. 171);

3) правовой и организационно-структурный подход , исследующий "юридическое государство" как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений.

Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение: государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая вместе с тем как официальный представитель всего общества.

Признаки государства

Основными атрибутами (элементами) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только так называемая "твердая земля", суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Важным атрибутом государства является наличие отделенной от общества публичной власти . Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

- Суверенитет , то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории; само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. Государственный суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, т.к. на практике может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.

- Монопольное право на применение принуждения . Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

- Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

- Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

Функции государства

Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы;

Регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений;

Культурно-воспитательная функция;

Обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда. Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Государственный механизм

Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный механизм . Современный государственный механизм включает в себя, как правило, следующие элементы:

1) представительные органы государственной власти . Представительные учреждения получают легитимацию посредством прямого волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти и самоуправления, образуемые в соответствии с административно-территориальным делением страны;

2) исполнительно-распорядительные органы , или органы государственного управления. Назначение этих органов – непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы, а также – с точки зрения их задач – органы общей компетенции и специальные органы;

3) органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и др. судопроизводства;

4) органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;

5) органы государственного контроля ;

6) органы охраны общественного порядка – милиция, полиция;

7) органы государственной безопасности ;

8) вооруженные силы (армия).

Указанные органы имеют в различных странах разное оформление и название. Ни одно современное государство не может существовать без представительных учреждений, администраций и судопроизводства. Что касается органов прокуратуры, органов охраны общественного порядка, надзорно-контрольных, то они могут входить в систему исполнительно-распорядительной власти. Некоторые элементы государственного аппарата могут вообще отсутствовать в той или иной конкретной государственной структуре (например, армия).

Типы и формы государства


Похожая информация.


Изложенная мною ниже концепция возникновения государства носит материалистический, классовый подход. В последнее время в нашем государстве принято, сейчас, правда, необходимо отметить, этот процесс пошел на убыль, отвергать все наработки, исследования происхождения государства, проводившиеся советскими учеными-государственниками, а тем более идеологами социализма - К. Маркса, Ф. Энгельса. Хотя, и это никем в принципе не отрицается, в наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Данная работа написана с учетом громадного исторического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.

Возникновение государства исторически обусловлено определённым этапом развития общества. Первобытный строй - первоначальный этап развития общества, насчитывающий по современным данным свыше 2 млн. лет. В развитии первобытнообщинного строя выделяют три основных этапа развития:

Первобытное стадо

Родовая община, то есть более организованное объединение людей в род

Разложение родовой общины

Первобытнообщинному строю были свойственны:

  • 1. Общественная власть (род, племя, союз племен)
  • 2. Общая собственность (орудия и средства производства)
  • 3. Коллективный труд

Один человек не мог противостоять природным условиям. При первобытнообщинном строе люди работали сообща, причём труд был разделён между мужчинами и женщинами. Публичная власть отсутствовала. Всё, что производилось, сдавалось в общий котёл, а затем распределялось между всеми. Люди использовали каменные орудия труда и существовали за счёт готовых продуктов природы. Занимались собирательством, то есть поиском съедобных растений и плодов, охотой, рыбной ловлей. В дальнейшем скотоводством - то есть искусственным разведением животных. С появлением плуга, оросительного земледелия люди научились искусственно выращивать съедобные растения.

Овладение огнём, появление новых металлов, бронзы и меди, способствовало развитию ремесла, изобретается ткацкий станок, всё это послужило повышению производительности труда. Возник прибавочный продукт (излишек), который в данных условиях уже мог быть использован как для обмена, так и для продажи. Появились более совершенные орудия труда, новые продукты потребления. Возникает частная собственность на землю, расслоение общества на бедных и богатых.

В результате эволюционного развития, человек для удовлетворения своих потребностей, постепенно, перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским, домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников.

Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. На смену родовой общине приходит территориальная. C появлением людей, обладающих различными интересами, возникла необходимость во внешней власти государства, способной обеспечить согласование интересов групп, эффективное развитие и функционирование общества, его защиту.

Таким образом, три крупных общественных разделения труда дали толчок в образовании первичных государств, при этом собственность разделилась на частную и общественную. Эксплуатация соплеменников, пленных рабов, имущественное расслоение членов племен, рода, на бедных и богатых способствовала образованию классов. На смену первобытнообщинного строя приходит новая организация людей - государство.

Можно выделить следующие основные закономерности, которые привели к возникновению государства:

Три крупных общественных разделения труда.

Отделение человека от мира животных.

Рост производительности труда в результате совершенствования орудий труда, овладение огнём, развитие оросительных систем

Возникновение семьи (матриархат, патриархат).

Появление частной собственности на орудия труда и средства производства.

Раскол общества на классы.

Образование территориальной общины, расселение людей в одной местности.

Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех общностей на нашей планете. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства. Ф. Энгельс в своей работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” выделял три основных формы возникновения государства:

  • 1. афинская
  • 2. древнегерманская
  • 3. древнеримская

Возникновение государства в Афинах шло классическим путём, то есть в силу действия только внутренних факторов развития данного общества: в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, выделение родовой верхушки и обнищании свободных общинников. Становление государства в Афинах происходило посредствам ряда реформ. В результате реформ Тезея произошло объединение племён, живущих по соседству в единый афинский народ. Тезей при этом поделил все население Афин на три класса:

  • · Эвпатридов (благородных)
  • · Геоморов (земледельцев)
  • · Демиургов (ремесленников)

Эвпатриды - родоплеменная верхушка имела право на занятие общественных должностей, это привело к возникновению публичной власти и отделению их от населения.

Геоморы и Демиурги вместе с торговцами и бедняками не могли занимать общественных должностей, но принимали при этом участие в народном собрании, роль которого в то время была велика.

Следующий этап реформ - реформы Солона. Он разделил граждан на четыре класса по размерам землевладения и его доходности: первый класс богатые, второй менее богатые, и т.д. Каждый из классов имел определенные политические права. Три первых класса могли занимать общественные должности, а четвертый класс - бедняки - выступать и голосовать в народном собрании.

Цель данных реформ примирение враждующих классов. Задолженность бедняков была аннулирована, афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за границу - выкупались, однако при этом богатые афиняне могли купить или продать землю, в то время как не было выполнено требование бедняков по переделу земли. Это послужило дальнейшему обезземеливанию бедняков.

Завершил этап построения государства в Афинах Клисфен. Итогом его реформ, проведенных в 509 г. до н.э., стала отмена деления древнегреческого общества на 4 древних племени. Ее место заняла совершено новая организация, в основе которой стояло разделение граждан только по месту их жительства. Аттика разделилась на 100 самоуправляющихся общин - округов или демов, во главе которых стояли старейшины. Десять таких единиц, демов, составляли племя, которое, однако, в отличие от старого родового племени стало называться теперь территориальным племенем.

Процесс образования государства в Риме был таким же, как и в Афинах. Формирование государства Древнего Рима происходило в результате ожесточенной борьбы между родовой знатью - патрициями и бедняками - плебеями, живших вне римских городов - они участвовали в военных походах, были свободны, но ограничены в имущественных и личных правах. Эта борьба разрушила римскую родовую общину и расчистила путь к образованию государства в Риме. Таким образом, борьба патрициев с плебеями стала главной в возникновении государства в Риме.

В Германии становление государства шло своим путем. Основным фактором, способствующим возникновению государства у Древних германцев, явилось завоевание чужих территорий (Италии, Бургундии, Чехии) для господства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Разорившиеся общинники попадали в зависимость от богатых. Полукочевое земледелие способствовало сохранению коллективной формы общественно - хозяйственной деятельности. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например война с соседними племенами или уже существующими государствами. Расслоение общества, неспособность управлять завоеванными территориями также были немаловажными обстоятельствами, предшествующими образованию государства в Германии. Таким путем шло развитие государства на территориях Европы, Древней Руси, и.т.д.

Государства создавались и в виде городов - Месопотамия, в виде рабовладельческих государств Балканского полуострова, островов Эгейского моря и т.д.

Государства Древнего Востока, Египта, Индии, Китая - образовались на основе внедрения в хозяйственную деятельность ирригационных сооружений, сохранения сельской общины и ряда других факторов.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на образование государств, явились:

разделение труда

частная собственность

борьба противоположных классов

появление прибавочного продукта (излишка)

внедрение в производство продукта новых технологий, строительство ирригационных сооружений

территориальное разделение населения

Основными причинами возникновения государства являются:
1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда; 3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны. В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги. Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества. Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической - божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия - военно-политические факторы и т. д. Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх