Понятие режим питания включает. Что такое режим питания? Примерное меню годовалого ребенка. Здоровое меню на каждый день

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о том, что такое режим питания годовалого малыша. Для растущего организма очень важно правильно питаться, получать необходимые витамины и микроэлементы. Именно сейчас формируются вкусы крохи, нужно стараться внести как можно больше разнообразия в рацион.

Начнем с пояснения того, что такое режим питания. Множественные определения твердят, что под данным понятием понимается не только количественная и качественная составляющая, но и поведение человека во время приема пищи. К составлению меню необходимо подходить крайне ответственно, распределять калорийность и химический состав. Сейчас предлагаем поговорить о том, что можно кушать маленьким деткам, приведем примерный режим питания, поведаем новые и вкусные рецепты для крохи.

Чем можно кормить ребенка в год?

Режим питания в год стоит пересмотреть. Кроха сейчас нуждается в сбалансированном и полноценном рационе. Обратите внимание на состав и качество приготовляемых маленькому гурману блюд, от этого зависит рост и развитие. Сейчас его рацион можно значительно расширить, особенно учитывая то, что кроха уже знает вкус «взрослых» продуктов и имеет в арсенале несколько зубиков.

Что можно давать:

  • каши (гречка, рис, овсянка, кукуруза, пшеница);
  • молочную и кисломолочную продукцию (кефир, йогурт, творог, сыр, сливочное масло);
  • хлебобулочные изделия (белый хлеб);
  • макаронные изделия;
  • бульон и суп;
  • овощи и фрукты (морковь, тыква, свекла, фасоль, капуста, яблоки, абрикосы, киви, персики, клубника, вишня и так далее);
  • сок, чай, компот;
  • нежирное мясо;
  • куриную печень;
  • рыбу;
  • куриные яйца;
  • чистую воду.

Обратите внимание на то, что каши и молочные продукты - это основа рациона малыша. Сейчас каши можно не измельчать в пюреобразное состояние, достаточно будет хорошо разварить крупу.

Продукты, которые не стоит включать крохе в питание:

  • колбасные покупные изделия;
  • газированная вода;
  • цитрусовые;
  • грибы;
  • шоколад;
  • орехи;
  • полуфабрикаты;
  • консервы.

Таблица питания

Малышу просто необходимо получать нужный объем калорий для развития. На один килограмм необходимо порядка 100 ккал. Далее мы приведем примерный режим питания ребенка в год на неделю.

День недели

Молочная вермишель с твердым сыром, омлет, хлеб.

Печеночный паштет и картофель, молоко, хлеб.

Овсяная каша, чай с молоком, хлеб.

Манная каша, омлет, чай, хлеб.

Рисовый пудинг, чай, хлеб.

Грушевый пудинг, чай, хлеб.

Картофель, чай, хлеб.

Суп из брокколи, рыбная фрикаделька, пюре с зеленым горошком, сок, хлеб.

Гороховый суп, крольчатина в виде суфле, овощное пюре, сок, хлеб.

Суп, салат, картофельное пюре, морс, хлеб.

Суп-пюре, ленивые голубцы, оладьи, чай, хлеб.

Щи, мясной рулет, картофельное пюре, томатный сок, хлеб.

Куриный суп, пюре, хлеб.

Сырный суп, котлета, кабачковые оладья, кисель, хлеб.

Пюре с цветной капусты, творог, чай с молоком, хлеб.

Печеные яблоки с курагой и изюмом, картофельное пюре, чай, хлеб.

Творог, морковное пюре, молоко.

Банановый пудинг, чай, печенье.

Творог, пюре из свеклы и яблока, хлеб

Творог, картофель, кисель, хлеб.

Манная каша, омлет, молоко, хлеб.

Чай, печенье.

Молоко, сыр.

Кефир, яблочное пюре, печенье.

Простокваша, печенье.

Кефир, печенье, яблоко.

Молоко, булочка, фрукты.

Кефир с яблоком, сухарики.

Меню

Итак, что такое режим питания? Как правильно составить меню, и в какое время нужно принимать пищу? Обратите внимание на то, что ребенок очень много двигается, получает массу новой информации, развивается. Ему сейчас уже недостаточно одного материнского молока. Примерный режим питания и меню должно выглядеть следующим образом:

Схема кормлений

Режим питания дня ребенка в год очень важно соблюдать. Перерывы примерно по 4 часа между кормлениями помогают нагулять аппетит. Кроме этого, стоит переводить малыша на 4-5 разовое питание, отказаться от ночных кормлений. Это пойдет крохе на пользу и подготовит к детскому саду, где режим соблюдается крайне строго. Идеальная схема кормлений выглядит так:

  • 8 утра - завтрак;
  • 12 дня - обед;
  • 4 вечера - полдник;
  • 7 вечера - ужин;
  • 10 вечера - второй ужин (перед сном).

Мясо

Мы уже разобрались с вопросом о том, что такое режим питания, привели примерное меню. Вы уже обратили внимание на наличие мясной составляющей. К вопросу выбора мяса стоит подходить крайне ответственно. Идеальный вариант - это домашнее мясо (курица, индейка, крольчатина, говядина или телятина). Лучше всего выбирать без жира (куриная или индюшиная грудка и так далее).

Рецепты новых блюд

Первый рецепт - фрикадельки из гречки и фарша. Они очень хорошо сочетаются с овощным бульоном. Сварите гречку, слейте воду и смешайте кашу с фаршем. Сформированные фрикадельки опускайте в кипящий бульон.

Суп-пюре из печени. Готовится крайне просто. Вымочите в молоке мякоть хлеба, печень пропустите через мясорубку. Смешайте компоненты и немного посолите. Добавьте немного бульона или воды и дайте супчику немного покипеть.

Паровые рыбные котлеты. Пропустите филе рыбы и лук через мясорубку. К фаршу добавьте тертую морковь и муку. Сформированные котлеты готовить на пару около 20 минут.

Важно понимать, что раздельное питание – это не методика для похудения, а обязанность каждого человека. Если нормализовать правильный , то можно улучшить метаболизм, оставаться красивым и молодым, а также узнать истинный секрет долголетия.

Размеренное питание отлично способствует работе пищеварительной системы.

От размеренного питания зависит все: функционирование , работа мозга и сердца, а также очистка организма от ядов и шлаков.

Во-первых, организм состоит из миллиардов атомов и молекул, которые обладают уникальной способностью – памятью. Если человек в течение нескольких лет употребляет пищу в одни и те же часы, то и организм работает с точностью до секунд.

Главный признак нормального функционирования организма – опорожнение кишечника. Как правило, у людей с правильным рационом и размеренным режимом опорожнение происходит каждый день практически в одно и то же время. Такие люди никогда не будут страдать запорами, а риск развития полипов, злокачественных образований значительно снижается.

Во-вторых, – это мышца, которая регулярно сокращается (сжимается и разжимается). Благодаря ритмичному потоку пищи желудок успевает расщепить все продукты на полезные минералы и витамины. Организм не страдает от авитаминоза, а значит, человек находится в привычном улучшенном настроении, всегда бодр.

Размеренное питание необязательно должно быть для похудения. Достаточно есть небольшими порциями каждые 3–4 часа, чтобы восстановить функционирование, как , так и всего организма.

Благодаря режиму питания мы защищаем себя от переедания, которое приводит к развитию гастрита, язвенной болезни, ожирению и к проблемам сердечно-сосудистой системы.

Как правильно составить расписание

Размеренное питание должно проходить в 5 этапов.

В расписание приема пищи входит завтрак, обед и ужин. В среднем, рабочий день человека длится 14–15 часов, поэтому нужно включить в рацион второй завтрак и полдник. Основные нюансы размеренного питания:

  • 8:00. Не забывайте про завтрак! Это важная процедура во всем дне, так как от первого приема пищи зависит весь рабочий день. Поэтому на завтрак рекомендуется использовать блюда, богатые клетчаткой и углеводами, которые обогащают энергией и калориями на весь день. Лучше всего начинать день с 8–9 утра, где за полчаса до завтрака можно выпить стакан воды или съесть .
  • 12:00. Второй завтрак – это здоровый перекус, который может состоять из фруктов и овощей, а также легкого бутерброда, стакана сока. Это позволит вам не «срываться» на вредные продукты, такие как чипсы, фастфуд.
  • 15:00. На обед необходимо употреблять белки, можно смешивать их с клетчаткой. Обычно к этому времени человек ощущает усталость. Нередко его клонит в сон, теряется работоспособность. Клетчатка поможет снова насытить организм энергией и продлить бодрость до вечера.
  • 17:00. Полдник выполняет ту же функцию, что и второй завтрак. На полдник можно съесть горстку , выпить зеленый чай. В Англии, например, пять часов вечера – это время чаепития, где даже Королева отказывается от всех дел и наслаждается ароматным чаем. На самом деле полдник может состоять из легких салатов как фруктовых, так и овощных.
  • 19:00. Ужин должен быть легким, богатым жирами, белками и углеводами. Лучше всего готовить блюда из овощей на пару, нежирного мяса, приправленного кокосовым или оливковым маслом.

Польза «ритмичного» питания

Правильное питание улучшает сон.

Человеку сложно перестроить свой режим, особенно если перемены касаются питания. Магазины переполнены вредной пищей, которая своими добавками, усилителями вкуса и ароматизаторами порабощает человека.

Постепенно из правильного питания мы переходим к потенциально опасному. Если перестроится на ритмичное, размеренное питание, то можно заметить, как тяга к вредному, но вкусному, постепенно пропадает. Какая еще польза от ритмичного питания:

  1. Соблюдение режима благотворно влияет на всю пищеварительную систему. Во-первых, улучшается . При неправильном питании организм человека находится в постоянном стрессовом состоянии, что приводит к отложению подкожного жира. В свою очередь, это приводит к ожирению, усиливает аппетит. Желудок неспособен усваивать клетчатку, жиры и белки, а расходует только простые углеводы, которые идут на отложение жира. Нормализовав режим питания, организм начинает расходовать запасы, постепенно возвращаясь в привычный режим. Из-за этого ваше тело будет оставаться красивым и подтянутым. Именно поэтому диетологи рекомендует соблюдать режим, но совмещать его с регулярными физическими нагрузками. Во-вторых, режим снижает риск развития и язвенной болезни. По статистике, более 80% человек страдает одной из патологии, а в 40% случаев обострение приводит к развитию онкологии.
  2. Снижение аппетита. У человека улучшаются вкусовые рецепторы. Важно не только соблюдать режим, но и употреблять качественную и полезную пищу. Со временем вы начнете замечать, что пропадает тяга к вредным продуктам, фрукты и овощи становятся вкуснее, желание перекусить на ходу пропадает.

Уже через несколько месяцев правильного питания восстановится работа организма. Улучшится состояние кожи, ногтей и волос. будет проходить регулярно и «по часам», Снизится вес, пропадет одышка. Нормализуется сон, а для полноценного отдыха будет хватать всего 7–8 часов, вместо привычных 10–12.

Продукты питания в определенные часы

На завтрак нужно употреблять высококалорийные продукты.

Каждый продукт – это сложная система, состоящая из полезных веществ, минералов и химических соединений.

Расщепление на питательные компоненты и отходные массы требует время. Например, яблоко усвоится в организме через 40 минут, а говяжий стейк не менее 4 часов. Какие продукты питания нужно употреблять на завтрак, обед или ужин?

Завтрак. Этот прием пищи влияет на , поэтому важно употреблять высокоэнергетические продукты, такие как углеводы и клетчатка. В рацион важно включать злаковые каши (самые лучшие – кукурузная и овсяная), а также сыр и яйца, богатые белком, зеленый чай и куриное филе. Не рекомендуется на завтрак кушать колбасу, творог, бананы и йогурт. Лучше добавьте в кашу немного орехов и яблок.

Второй завтрак, или ланч. Идеально подойдут фрукты, которые можно нарезать в легкий салат. Добавьте горсть кураги и чернослива, но старайтесь избегать цукаты (засахаренные фрукты). Именно после плотного завтрака можно употреблять , яйца, зеленый чай.

Обед. Добавьте в обеденные часы нежирную птицу или рыбу. Старайтесь избегать жарки, рекомендуется запекать или отваривать продукт. Не забудьте про крупы и другие продукты: рис, макароны и бобовые.
Полдник. Разрешается употреблять кисломолочные продукты (кефир, творог), а все потому, что они богаты кальцием. Этот химический элемент усваивается в вечернее время.

Ужин. Рекомендуется готовить вечерний прием пищи из постного мяса с тушеными овощами. Можно запекать еду на гриле. Не забывайте про жидкость в большом количестве: разрешается употреблять зеленый чай, воду, свежевыжатые соки.

Режим питания поможет привести в норму состояние пищеварительной системы.

Частая проблема, которая мешает людям соблюдать режим – нехватка времени. Все привыкли, что кушать нужно только дома, а на работе можно перекусить.

Халатное отношение приводит к неисправимым последствиям, но мы, как правило, можем проигнорировать обед, опоздать с ужином и заменить прием пищи кусочком пиццы или копченой колбасой.

Советы диетологов научат правильно питаться везде, где бы вы ни были:

  • С рабочим графиком в 5/2 сложно поддерживать режим. Важно преодолеть страх и не заострять внимание на реакцию людей, когда вы достанете в обеденное время пластиковый контейнер с готовой едой.
  • Если говорить о пластиковых контейнерах, то нужно запастись этой уникальной посудой. Главный плюс – удобная форма и прочная крышка, которая защищает от протекания.
  • Не бойтесь брать в дорогу несколько контейнеров, особенно если не успеваете позавтракать или пообедать. Важно помнить, что порция одного приема пищи не должна превышать 200–300 гр.
  • Установите будильники на все приемы пищи. Первое время это будет вашим спасением, а через несколько недель вы станете замечать, как биологические часы постепенно перестраиваются.
  • Чувство голода будет возникать в одно и то же время.
  • Уделите особое внимание обеду – его не рекомендуется пропускать. Если нужно пожертвовать приемом пищи, то лучше всего ужином. Вы всегда можете в вечернее время выпить стакан , съесть творожную массу или сделать легкий салат.
    Старайтесь избегать продукты, с высоким содержанием сахара. Лучше замените его натуральными сиропами или медом.

Многие стесняются кушать в транспорте, общественном месте и на работе. Важно преодолеть это чувство. Сейчас идет популярный бум на правильное и размеренное питание, поэтому нередко можно встретить человека, который с радостью кушает гречку в метро.

Дальнейшее развитие представлений учащихся о роли режима питания для здоровья человека.

Знакомство учащихся с различными вариантами организации режима питания.

Формирование готовности соблюдать режим питания, формирование умения планировать свой день с учетом требований к режиму питания.

Основные понятия : режим питания, варианты режима питания, регулярность, «пищевая тарелка».

Формы реализации темы : самостоятельная работа, работа в группах, мини-проект, мини-лекция.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Соблюдение режима - один из основных принципов правильного питания, важное условие сохранения здоровья. Так как пища покидает желудок примерно через каждые 4-5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. При более частом приеме пищи может снижаться аппетит или развиваться ожирение. При 3-разовом питании в каждый прием приходится употреблять большее количество пищи, которая сложнее переваривается.

В таблице приведены примеры организации 4-кратного режима питания для школьников, обучающихся в первую и вторую смены.

5-кратное питание рекомендуется ослабленным детям, а также ученикам начальной школы и группы продленного дня. Кроме того, такое питание желательно организовать школьникам в летний каникулярный период, когда их энергозатраты значительно выше.

Режим питания школьника должен учитывать его образ жизни - интенсивность учебной нагрузки, занятия спортом, посещение кружков и курсов и т. д. - и от его распорядка дня. Однако важно стремиться к тому, чтобы у подростка вырабатывалась привычка есть в одно и то же время.

Современные школьники основное время проводят в школе, поэтому организация горячего питания в образовательном учреждении - важный фактор сохранения здоровья детей и подростков. Горячее питание - завтраки, обеды должны обеспечивать до 60% потребности подростков в энергии и питательных веществах.

Режим питания определяет не только число приемов пищи и интервал между ними, но и количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня.


Распределение калорийности суточного рациона при разных режимах питания


Такое распределение, естественно, не догма и может меняться. Так, у детей с пониженным аппетитом целесообразно снизить калораж обеда, но повысить калораж завтрака и ужина.

Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и т. д. нагрузок. Так, режим питания школьника-спортсмена отличается от режима, принятого для детей данной возрастной группы. Если занятия спортом проводятся утром, энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35% от общей суточной калорийности рациона. При вечерних тренировках калорийность ужина повышается в 1,5-2 раза. В дни усиленных тренировок пища должна быть не объемной, но калорийной, богатой белками и углеводами. При этом необходимо избегать жирной пищи.

Для каждой возрастной группы школьников существуют определенные объемы пищи, которые позволяют обеспечить чувство насыщения. Так, объем порций для обеда подростка 12-13 лет составляет: суп - 300-350 г, каши - 200 г, гарнир на вторые блюда - 250-270 г, чай, кофе, компот, кисель - 200 г. На ужин первое блюдо - 300-350 г, второе блюдо - 200 г.

Важно обратить внимание учащихся на следующее:

Существуют различные варианты организации режима питания, позволяющие учитывать характер занятости человека, его образ жизни. Однако в любом случае режим должен обеспечивать регулярность питания.

Суточный рацион питания включает в себя определенное количество жидкости, которое человек должен получить в течение дня. Различные напитки являются одной из необходимых составляющих рациона. Однако при выборе важно учитывать их ценность для здоровья, отдавая предпочтение наиболее полезным напиткам.

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ:

Занятие «Режим питания»

Этапы:

Подготовка:

Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задание на стр. 24-25 - «варианты режима питания».

1) Мини-лекция

Педагог или кто-то из учащихся предоставляет информацию о роли и значении режима питания для здоровья человека (в том числе - и о питьевом режиме). Подводятся итоги выполнения задания на стр. 24-25 и обсуждается правильный вариант ответа.

2) Работа в группах

Учащимся предлагается распределиться по группам из 4-5 человек. Каждая группа выполняет задания на стр. 26-27. Итоги выполнения обсуждаются.

Перед началом выполнения задания на стр. 26 педагогу следует напомнить учащимся правила раскраски схем (см. рабочую тетрадь «Две недели в лагере здоровья»). Та часть продукта, где обозначена фоновая штриховка - раскрашивается до конца. Часть продукта, где находятся специальные фигурки, обозначающие наличие витаминов и минеральных веществ, не раскрашивается. Этот сектор показывает приблизительное содержание в продукте воды.

В конце классного часа педагог предлагает каждой из групп выбрать тот или иной полезный напиток (соки, морс, молоко и т. д.). Задача группы - собрать интересный материал об этом напитке. На основании полученных данных в классе готовится стенгазета.

Задание «Мой режим питания» (стр. 25)

Задание выполняется в течение недели самостоятельно каждым из учащихся.

В конце недели подводятся итоги. Педагог сообщает оценки результатов заполнения таблицы: зеленый шар - показывает, что режим питания соответствует норме, красный шар - то, что режим питания должен быть изменен .

Учащимся предлагается обсудить следующие вопросы: почему и что может им помешать вовремя позавтракать, пообедать, поужинать и т. д? Что можно сделать, чтобы, несмотря на эту причину, не нарушать режим питания? Как они сами оценивают свой режим питания? Как можно изменить свой режим питания, чтобы он стал более рациональным? Меняется ли их режим питания в каникулы? Почему?

1

В результате анкетного опроса 514 детей от 7 до 18 лет, обучающихся в разных типах учебных заведений г. Ташкента (общеобразовательная школа, академический лицей и профессиональный колледж) определено, что режим питания у детей по кратности приема пищи был рациональным. Трех- и, значительно реже – четырехразовое горячее питание характерно лишь для 25% учащихся. Значительное количество детей предпочитают в своем рационе жареную, соленую, жирную, копченую и острую пищу. Постоянно и часто принимают биологически активные добавки к пище (БАД) 15% учащихся, а витамины – 39%, большинство из которых это дети подросткового возраста, занимающиеся каким-либо видом спорта.

кратность и привычки питания

витамины

биологически активные добавки к пище (БАД).

1. Баренбойм Г.М., Маленков А.Г. Биологически активные вещества. Новые принципы поиска. – М.: Наука, 1986. – 368 с.

2. Батурин А.К. Разработка системы оценки и характера питания населения России: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 1998. – 47 с.

3. Вржесинская О.А. Значение обогащенных пищевых продуктов и витаминно-минеральных комплексов в обеспечении организма детей витаминами и минеральными веществами // Вопросы детской диетологии. – 2008. – № 5. – С. 19-27.

4. Горелова Ж.Ю. и др. К вопросу о состоянии питания подростков // Современный подросток. – М., 2001. – С. 44-52.

5. Камилова Р.Т., Абдусаматова Б.Э., Исакова Л.И., Башарова Л.М. Гигиенические принципы организации здорового питания детей: метод. рекомендации. – Ташкент, 2015. – 30 с.

6. Лавриненко Г.В. Санитарно-гигиенический контроль за организацией питания в учреждениях для детей и подростков: метод. рекомендации. – Минск: БГМУ, 2005. – 24 с.

7. Лир Д.Н. Пищевое поведение детей школьного возраста // Актуальные проблемы питания: матер. науч.-практ. конф. – Пермь, 2008. – С. 106-108.

8. Спиричев В.Б., Шотнюк Л.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами // Наука и технология. – Новосибирск, 2004. – 548 с.

9. Худайберганов А.С. К изучению витаминной полноценности некоторых продуктов питания Узбекистана с учетом условий их производства // Актуальные проблемы гигиены питания в Узбекистане: сб. науч. тр. – Ташкент, 1991. – С. 76-78.

10. Чернова Е.Г. Выявление факторов риска и принципы профилактики недостаточности питания у детей подросткового возраста 15-17 лет г. Чебоксары Чувашской Республики: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2008. – 24 с.

Правильный режим питания является составной частью общего распорядка дня ребенка. Режим питания детей должен гармонично сочетаться с режимом занятий, труда и отдыха. Для детского организма важное значение имеет правильное питание, способствующее гармоничному росту и развитию, высокой работоспособности, увеличению адаптационных возможностей, профилактике развития алиментарно-зависимых заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды .

Одним из факторов, оказывающих значительное негативное воздействие на состояние здоровья детей является неправильно организованное пищевое поведение и нерациональное питание, обусловленное низким уровнем знаний правил рационального питания: сбалансированный рацион; режим питания, включая кратность приема пищи в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона (этапы питания); продукты, богатые основными питательными веществами и необходимые для полноценного питания; напитки и питьевой режим . В связи с этим, пищевое поведение, в виде регулярного и рационального питания, необходимо формировать с раннего детства, т.к. оно характеризует не только отношение детей к своему здоровью, но и стремление к соблюдению принципов здорового образа жизни. Нарушение пищевого поведения, в виде переедания одних и недоедания других пищевых продуктов, бесконтрольный прием биологически активных добавок (БАД) к пище и витаминов, также могут вызвать различного рода отклонения в состоянии здоровья . По международным стандартам БАД - это природные (или идентичные природным) биологически активные вещества (БАВ), предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. В рационе питания недостаток важнейших для обеспечения здоровья элементов является неизбежной закономерностью, что, в свою очередь, требует внесения корректив в привычные рационы, в виде дополнительного приема витаминов и микроэлементов . В связи с вышеизложенным, основной целью работы явилась сравнительная оценка соблюдения режима питания и пищевого поведения детей, занимающихся и не занимающихся спортом.

Материалы и методы исследования

Методом анкетного опроса изучена кратность и некоторые привычки питания, частота потребления БАД и витаминов. Опрошено 514 учащихся от 7 до 18 лет (237 девочек и 277 мальчиков), обучающихся в разных типах учебных заведений г. Ташкента (общеобразовательная школа, академический лицей и профессионально-технический колледж). В зависимости от уровня двигательной активности, все обследованные дети были разделены на 2 группы: 1-я группа - учащиеся-спортсмены и 2-я группа - дети, не занимающиеся спортом.

Статистичексая обработка полученного материала проведена с использованием пакета программ Excel, вычислены средние арифметические (М) и ошибки средних арифметических величин (m). Оценка достоверности сравниваемых величин велась с вычислением коэффициента t-Стьюдента.

Работа выполнена в рамках Государственного грантового проекта АДСС-15.17.1 «Разработка системы гигиенического нормирования условий и организации учебной деятельности, двигательной активности и питания с отслеживанием социального градиента и состояния здоровья детей Узбекистана, занимающихся физкультурой и спортом».

Результаты исследования и их обсуждение

Выявлено, что режим питания у всех обследованных детей был вполне рациональным: у 94,2% учащихся 1-ой группы и, в несколько в меньшей степени, у детей 2-ой группы (93,1%) общее число приемов пищи составляло от 3 до 5 раз в день. Но в среднем лишь 27,6% учащихся-спортсменов и 24% детей 2-ой группы потребляли горячие блюда 3-4 раза в день. Более чем у 60% опрошенных учащихся кратность приема горячей пищи составляла только 2 раза в день, как правило - это обед и ужин (табл. 1). Количество детей, у которых число приемов пищи составляло 1 раз в день, было несколько меньше в 1-ой группе, чем во 2-ой (9,9±2,09 против 16,4±2,18%). В данном случае различие между показателями сравниваемых групп носило достоверный характер (Р<0,05). Основной причиной неупотребления горячего питания, в подавляющем большинстве случаев, учащиеся указывали на отсутствие времени и условий в учебном заведении.

Таблица 1

Кратность приема горячей пищи и некоторые привычки питания учащихся

Показатель

количество приемов горячей пищи в день, %

предпочитаемая пища, % случаев

копченая

Среди обследованных детей наблюдалась тенденция к не соблюдению правил здорового питания. Так, в среднем в 52,5% случаев учащиеся-спортсмены и дети, не занимающиеся спортом, предпочитают иметь в своем в рационе жареную пищу, в 10,8% - сладкую, в 9,3% - жирную, в 8,3% - копченую и в 7,7% случаев - острую пищу, а также в 9,8% случаев - соленья. Сравнительный анализ количества учащихся 1-ой и 2-ой групп показал, что дети, не занимающиеся спортом, в большей степени предпочитают пищу с высоким содержанием жиров, сахара, соли и острых приправ.

Более 65% старшеклассниц общеобразовательной школы, девочек лицея и колледжа пробовали придерживаться или придерживались различных диет, чтобы сбросить лишний вес. Причем количество таковых девочек во 2-ой группе было в 1,2 раза больше, чем среди сверстниц, занимающихся спортом. Около 4% учащихся придерживались диеты по рекомендациям врача. В подавляющем большинстве случаев диета назначалась при избыточной массе тела, анемии и аллергии, связанных с питанием, а также - после перенесенных заболеваний (инфекционный гепатит, болезни органов пищеварения или мочеполовой системы).

На вопрос анкеты «Как часто Вы употребляете витамины и биологически активные добавки к пище?» 24,8% детей ответили, что не употребляют витамины и 60,7% - не употребляют БАД (табл. 2). В тоже время, «постоянно» и «часто» принимают витамины - 39% опрошенных учащихся и БАД - 14,9%; остальные дети изредка потребляют названные препараты. Определено, что дети, занимающиеся спортом, в 1,1 раза чаще принимают витамины и в 1,2 раза чаще - БАД, но достоверных различий между количественным составом детей, занимающихся и не занимающихся спортом, потребляющих витамины и БАД, не выявлено.

Определено, что причины, формирующие потребление БАД и витаминов, среди опрошенных учащихся практически не различались. Так, основной целью их применения учащимися-спортсменами было «увеличить физическую работоспособность», «улучшить состояние здоровья», «улучшить работу органов дыхания» и «улучшить работу нервной системы». Учащиеся 2-ой группы употребляли БАД с той же целью как и их сверстники-спортсмены, а также для того чтобы нарастить мышечную массу тела (табл. 3).

Данные, полученные при анкетировании, свидетельствуют также о том, что витамины, в значительно большей степени, потребляли часто болеющие дети из числа учащихся, не занимающихся спортом. Нередко прием витаминов являлся дополнительным лечением к антибактериальной терапии, т.е. назначались врачом во время приема противовоспалительных лекарственных препаратов, как правило, при острых респираторных и кишечных инфекциях или обострениях какого-либо хронического заболевания.

Таблица 2

Частота потребления витаминов и биологически активных добавок к пище, %

Показатель

потребление витаминов

постоянно

не употребляет

потребление БАД

постоянно

не употребляет

Таблица 3

Причины потребления учащимися биологически активных добавок, %

Показатель

цель потребления БАД

снизить массу тела

увеличить массу тела

нарастить мышечную массу

улучшить состояние здоровья

увеличить физическую работоспособность

улучшить функцию органов дыхания

улучшить функцию сердечно-сосудистой системы

улучшить функцию нервной системы

выводить токсины

другие причины

не знаю, затрудняюсь ответить

родители

не знаю, затрудняюсь ответить

В связи с этим, немаловажным считали вопрос о том, кто назначал детям прием БАД и витаминов. Анализ ответов на данный вопрос свидетельствовал о том, что в 50% случаев потребление БАД и витаминов осуществлялось по рекомендациям врачей и почти 15% родителей самостоятельно выбирали БАД и витаминные комплексы для своих детей.

Анализ количественного состава детей по возрастным группам показал, что наиболее часто дети принимали витамины и БАД в 11-15 лет, т.е. в период интенсивного роста и развития организма.

Известно, что одним из свойств эффективности воздействия БАД и витаминных комплексов являются доза, кратность и длительность их приема. Анализ результатов опроса показал, что в подавляющем большинстве случаев дети, занимающиеся и не занимающиеся спортом, потребляли БАД и витамины под контролем родителей, причем в среднем 88% из них - только по предписанию врача, а около 6% - согласно инструкции к применению.

1. У 95% учащихся режим питания является рациональным, т.к. кратность приема пищи у них составляла от 3 до 5 раз в день, но горячее питание 3-4 раза в день было характерно в среднем для 25% учащихся. В связи с тем, что большое количество детей предпочитают в своем рационе жареную, соленую, жирную, копченую и острую пищу, то внимание родителей должно быть обращено на щадящий способ приготовления пищи (ограничение жареных и жирных блюд) и химический состав потребляемой пищи (ограничение соли, специй и сахара).

2. Почти 15% учащихся «постоянно» и «часто» принимают БАД, а 39% - витамины, причем учащиеся-спортсмены принимают их в 1,2 раза чаще, чем дети, не занимающиеся спортом. Наибольшее количество детей принимают БАД и витамины в подростковом возрасте, т.е. в период активного роста и гормональных изменений в организме. Из числа учащихся, потребляющих БАД и витаминные комплексы, большинство соблюдают дозировку, кратность и длительность приема.

3. Результаты исследований явились основанием для разработки методических рекомендаций по организации здорового питания детей школьного возраста .

Библиографическая ссылка

Камилова Р.Т., Абдусаматова Б.Э., Камилов Ж.А. КРАТНОСТЬ И ПРИВЫЧКИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – № 2. – С. 51-55;
URL: http://journal-nutrition.ru/ru/article/view?id=35738 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

) количественная и качественная характеристика питания, включающая кратность, время приема пищи и распределение ее по калорийности и химическому составу, а также поведение человека во время еды.

Большой медицинский словарь . 2000 .

Смотреть что такое "режим питания" в других словарях:

    См. Режим трофический. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

    режим питания - mitybos režimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kiekybinė ir kokybinė mitybos charakteristika, apimanti maitinimosi dažnį, laiką, maisto paskirstymą (pagal kaloringumą ir cheminę sudėtį), žmogaus elgesį maitinantis.… … Sporto terminų žodynas

    См. в ст. Питание … Большая советская энциклопедия

    - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN ride through mode … Справочник технического переводчика

    РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ - РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. Правильно организованный режим дня способствует нормальному росту и развитию детей и укрепляет их здоровье. Приучать к правильному режиму это значит не только способствовать физическому развитию детей, но и прививать им … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    Режим питания, тип питания, характерного для данного организма (популяции, вида). По трофическому режиму различают животных фитофагов, плотоядных, всеядных и др. Трофический режим играет большую роль в определении трофических уровней, цепей и… … Экологический словарь

    Слово режим (фр. regime от лат. regimen управление) используется в нескольких значениях. 1. Чётко установленный порядок, распорядок: Режим дня точно размеренный распорядок действий на день. Режим работы откорректированный порядок работы и отдыха… … Википедия

    Содержание 1 Для человека 2 В государстве 3 В на … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? режима, чему? режиму, (вижу) что? режим, чем? режимом, о чём? о режиме; мн. что? режимы, (нет) чего? режимов, чему? режимам, (вижу) что? режимы, чем? режимами, о чём? о режимах 1. Режимом… … Толковый словарь Дмитриева

    РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков - порядок чередования разл видов деятельности и отдыха в течение суток Способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине Правильно организовать Р.д. в семье помогают учителя, воспитатели, врачи… … Российская педагогическая энциклопедия



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх