Плетень (игра с пением русская) Цель: развивать координацию движений. Картотека народных игр

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке.

Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В пое, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд-
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Жмурки (фантомас) — детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих.

Русские подвижные игры очень разнообразны. Ниже описана русская подвижная игра Жмурки, точнее несколько ее видов.

Обыкновенные жмурки.

Одному из играющих - жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:

«Кот, кот, на чем стоишь?» - «На квашне» (квашня - деревянная посуда для замешивания теста) - «Что в квашне?» - «Квас». - «Лови мышей, а не нас».

После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры:
Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока. который не может убежать от него;
Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать слишком далеко;
Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках;
Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению игры:

Игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Граница игровой площадки должна быть четко определена, и выходить за нее участники игры не должны.

Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».

Дети должны бегать неслышно около жмурки. смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и также неслышно убежать; могут за спиной у жмурки тихо произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»

Жмурки на местах.

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.

Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» - «На мосту». - «Что продаешь?» - «Квас». - «Ищи три года нас!»

После слов играющие расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки.

Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

Круговые жмурки (Трубочка).

Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку и заставляют повернуться три раза.

Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг жмурки, чтобы он не знал, кто где стоит.

Когда все остановятся, жмурка делает несколько шагов к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Кто?» Ему отвечают: «Мя-у!», «Ку-ка-ре-ку!»

Игра в жмурки

Только снег разоденет Сусанну в меха
И повиснет алмаз на носу пастуха,
Дорога мне скамья пред большим очагом
Да огнем озаренные стены кругом.

Горою уголь громоздите,
А поперек бревно кладите.
И табуретки ставьте в круг
Для наших парней и подруг.

В бочонке эль темней ореха.
Любовный шепот. Взрывы смеха,
Когда ж наскучит болтовня,
Затеем игры у огня.

Девчонки шустрые ребят
Кольнуть булавкой норовят.
Но не в долгу у них ребята -
Грозит проказницам расплата.

Вот Роджер бровью подмигнул
И утащил у Долли стул.
И вот, не ждавшая подвоха,
Поцеловала пол дуреха!
Потом оправила наряд,
На Джона бросив томный взгляд.

Джон посочувствовал девчурке.
Меж тем играть решили в жмурки
И стали быстро убирать
Все, что мешало им играть.

Платок сложила Мэг два раза
И завязала оба глаза
Косому Виллу для того,
Чтоб он не видел ничего.

Чуть не схватил он Мэг за платье,
А Мэг, смеясь, к нему в объятья
Толкнула Роджера, но Вилл
Из рук добычу упустил.

Девчонки дразнят ротозея:
"Лови меня! Лови скорее!"
И вот, измаявшись вконец,
Бедняжку Кэт настиг слепец.
Он по пятам бежал вдогонку
И в уголок загнал девчонку.

Попалась, Кэтти? Твой черед
Ловить того, кто попадет!
Смотри, вот Роджер, Роджер близко!.. -
И Кэтти быстро, словно киска,
В погоню кинулась за ним.
(Ему подставил ножку Джим.)

Надев платок, он против правил
Глаза свободными оставил.
И, глядя сквозь прозрачный шелк,
Напал на Джима он, как волк,
Но Джим ему не дался в руки
И с ног свалил малютку Сьюки.
Так не доводит до добра
Людей бесчестная игра!..

Но тут раздался дружный крик:
"Он видит, видит!" - крикнул Дик.
"Ай да слепец!" - кричат ребята.
Не спорит Роджер виноватый.

И вот, как требует, устав,
На Роджера наложен штраф:
Суровый суд заставил плута
Перевернуться трижды круто.
И, отпустив ему грехи,
Вертушка Крт прочла стихи,
Чтобы игру начать сначала.
"Лови!" - вертушка закричала.

Слепец помчался напрямик,
Но он не знал, что хитрый Дик
Коварно ждет его в засаде -
На четвереньках - шутки ради.

Он так и грохнулся... Увы!
Все наши планы таковы.
Не знает тот, кто счастье ловит,
Какой сюрприз судьба готовит...

Городки́ — русская народная спортивная игра. Выбивание палками с определённых расстояний из квадрата, так называемые «города», пяти городков, то есть — цилиндрических чурок, в виде разнообразных фигур.

История

Игра существует более двух столетий.

Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

В городки с удовольствием играли русские писатели Толстой и Горький, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, академик Павлов, генетик Тимофеев-Ресовский, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.

Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В 1928 году городки были включены в программу Всесоюзной Олимпиады. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур. Начиная с 1987 года асимметричные мишени для левшей стали зеркально переворачивать.

Особую популярность городки завоевали в XX веке. С 1936 года проводили чемпионаты СССР по городкам.

Почти все соревнования выигрывали москвичи. Заслуженный мастер спорта, чемпион Союза по городкам в командном и личном зачете Семён Громов в шутку утверждал, что в 50-х годах чемпионские звания распределялись ещё в поезде, который вёз московских городошников на соревнования. В командных баталиях самыми знаменитыми были команды «Серп и молот» (5 лет чемпионства), «Спартак» (5 лет чемпионства), «Зил».

Согласно официальной статистике, в 60-е — 70-е годы городками в СССР занималось около 350 тысяч человек. Популярность городков стала падать к 80—90-м годам.

После развала Советского Союза количество занимающихся резко сократилось, инвентарь городошный больше не производился.

С начала XXI века интерес к городошному спорту снова стал повышаться. В частности ежегодно проходят розыгрыши Кубка Европы по городкам.

Правила

Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

Размеры площадки («город») — 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полу кон») — 6,5 м; длина городков — 20 см, диаметр их — 4,5—5 см; длина биты — не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:
бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Партия в городки состоит из 15 фигур:













В этой последовательности их и выбивают.

Состязания городошников бывают личными — между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать следующую получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.

Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка.

В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее.

В каждой партий может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её.

Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.

Эта игра на свежем воздухе предполагает точный расчет, настойчивость, умение выбирать правильную стратегию, развивает меткость и выдержку, располагает к приятному общению… Нет, это не старинная забава шотландских пастухов, со скуки загонявших посохами камни в кроличьи норы, а ныне спорт аристократов - гольф. Это наши традиционные ГОРОДКИ!

К
огда говорят, что игре этой всего-то около девяноста лет, то имеют в виду городошный спорт. В 1923 г. в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. А без единых прописанных правил с произвольными «городами», «конами», «полуконами» и размером биты на Руси рюхами - так называли деревянные цилиндрические чурки - развлекались давненько. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в официальных исторических документах. А называть игру могли и «чухами», и «чушками», и «деревянными бабками». Поговаривают, что в городки с увлечением играли Петр I, генералиссимусы Суворов и Сталин, вождь пролетариата Ленин, писатели Лев Толстой и Максим Горький, академик Иван Павлов, оперный певец Федор Шаляпин и летчик-испытатель Валерий Чкалов.

Суть современной игры состоит в том, чтобы бросками бит поочередно выбить из площадки - города (отсюда и название) - определенное количество различных фигур, составленных из пяти цилиндрических столбиков из березы, липы или бука. И на выбивание пятнадцати фигур нужно затратить как можно меньше бросков. Победитель определяется по итогам трех туров. Главное городошное орудие делают из крепкого дерева - дуба, кизила, боярышника. Длина биты должна быть не более 1м, вес 1,5-2 кг. Длина городков - 20 см, а диаметр 4-5 см.

С 1936 г. в СССР регулярно проводились личные и командные чемпионаты. В городки стали играть повсеместно - городошные площадки оборудовали на стадионах, в парках, домах отдыха, пансионатах и пионерских лагерях.

Сегодня традиции игры бережет Международная федерация городошного спорта, которая объединяет спортсменов России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии и Швеции.

К слову, скандинавы имеют собственные вариации городков. Kyykka - древняя игра, сестра-близнец славянских рюх, некогда была очень любима в Карелии, Финляндии и Эстонии. В ней, как и в старороссийском варианте, используются сразу две площадки. А городков устанавливают не пять, а двадцать. Старинная игра Kubb довольно популярна в Швеции и сейчас. Эта разновидность городошной забавы имеет еще и запутанный сюжетный ход, а деревянные бруски у шведов разной формы и зовутся «викингами» и «королем».

Песня «Плетень» (Тень-тень-потетень выше города плетень)
Музыка В. Калинникова. Слова народные.
Песня-игра для детей старшего дошкольного возраста.



Текст песни:

Выбирают восемь детей на роли Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Коты. «Звери» становятся со всеми детьми в круг. 1-й куплет поют все и, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо. Остальные куплеты дети поют стоя.

1. Тень-тень, по-те-тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

2. Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»

3. Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»

4. Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю плаза!»

Каждый «зверь» выходит на слова, в которых о нем поется, «свои» слова каждый герой поет сам, стараясь в движениях передать образ. Например, Лиса может изображать, как она любуется своим хвостом. Зайка - прыгает. Медведь ходит, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Коза идет, приставив к голове пальчики-«рожки». По окончании пения Козы все звери разбегаются, а она их ловит. Игра заканчивается, когда Коза поймает несколько зверей (два-три). При повторении игры на роли зверей выбираются другие дети.

Рубрика:

Подвижная игра « БЫСТРО ШАГАЙ!»

На одном конце площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие. На другом конце спиной к играю­щим, лицом к стене, становится во­дящий. Он закрывает лицо руками и говорит:

Быстро шагай! Смотри не зе­вай! Стоп!

Пока водящий произносит эти сло­ва, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они долж­ны немедленно остановиться и заме­реть на месте, а водящий быстро оглядывается назад. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сде­лал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять становится к стене и произносит те же слова.

Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему так, чтобы суметь запятнать его раньше, чем он успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. За­пятнанный становится водящим.

Подвижная игра « ПЛЕТЕНЬ»

Играющие разбиваются на две команды и строятся в две шеренги, одна против другой, на расстоянии 10-15 шагов.

Руководитель показывает ребятам, как строить плетень. Для этого на­до, скрестив руки перед собой, со­единить свою правую руку с левой рукой соседа слева, а левую-спра­вой рукой соседа справа.

Когда ребята это усвоят, обе шеренги, опустив руки, движутся на­встречу друг к другу со словами:

Раз, два, три, четыре.

Мы читаем и считаем,

На луну слетать мечтаем…

Повторяя эти же слова, шеренги возвращаются обратно. Руководитель подает свисток. Ребята разбегаются, образуют один общий круг на сере­дине площадки и весело пляшут под музыку. По второму свистку они должны вернуться на свои места, построиться в шеренги и переплести руки, образуя плетень.

Русская народная игра «Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Русская народная игра «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Цель : Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.

По божьей росе,

По поповой полосе

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок

Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».

Дети: Ах ты, дедушка Рожок,

На плече дыру прожёг!

Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

Русская народная игра «Лягушки на болоте»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Русская народная игра «Золотые ворота»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

Татарская народная игра «Татарский плетень»

Цель: учить совместным действиям; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова:

“Вейся, ты вейся, капуста моя!

Вейся, ты вейся, вилковая моя!

Как мне капусте не виться,

Как мне вилковой не свиться!”.

Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокруг игроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгруппы задевать нельзя.

Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)

Мордовская народная игра «Бег по стволу»

Цель: закрепить навык равновесия; ходьба и бег с меняющимся темпом движения.

Описание игры:

Произносятся слова:

“Белая береза,

Чёрная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой.

Поворачивай! Не стой!”

Дети поточно идут по бревну (гимнастической скамейке), всё ускоряя темп движения, затем бегут по скамейке в быстром темпе, замедляя темп, переходят на ходьбу и постепенно останавливаются. (Повторить игру 2-3 раза)

Методические указания: не толкаться, соблюдать дистанцию.

Русская народная игра «Игровая»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления.

Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Русская народная игра «Лошадки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Художественное слово:

Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

Ты лети, конь, скоро-скоро

Через реки, через горы!

Все-таки в галоп - гоп-гоп!

Трух-трух! Рысью, милый друг!

Ведь сдержать-то станет силы, -

Рысью-рысью, конь мой милый!

Трух-трух! Не споткнись, мой друг!

Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».

Русская народная игра «Скакалка»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Правила игры:

Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

Русская народная игра «Мороз красный нос»

Цель:

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.

Русская народная игра «Бабка Ёжка»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка - Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу -

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот «заколдован» и замирает.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте.Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

Русская народная игра «Два Мороза»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.

Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые

Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Играющие ходят по игровой площадке - собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в сто­роне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,

Тебя кони стопчут»

несколько игроков

произносят:

«А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь!»

и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Русская народная игра «Жмурки»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

Башкирская игра «Конное состязание»

Цель : развитие быстроты; согласованность в движениях;

Соревновательный момент.

Описание игры: игроки встают парами друг за другом на одной линии. Игрок “конь” вытягивает руки назад – вниз и берет за руки “наездника”. По команде пары бегут до финиша, затем меняются (повторить 3-4 раза).

Методические указания: пары бегут прямо, не пересекая дорогу другим, не тянуть сильно “наездника”.

Русская народная игра «В ногу»

Цель: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании.

Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

Русская народная игра «Ястреб»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами.

Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

Варианты:

Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок, если они попадают в него, он считается «заколдованным» и из детей выбирается на его место другой.

Русская народная игра «Бубенцы»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

Русская народная игра «Матушка Весна»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

Все дети говорят:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку

Русская народная игра «Пирог»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мякошенький,

Вот он, какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Русская народная игра «Малечина-Калечина»

Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.

Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

Малечина-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До летнего?

После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев.

Водящий считает: «Раз, два, три... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

Варианты: Палку можно держать по-разному:

1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.

2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.

3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.

Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя.

Русская народная игра «Цепи кованные»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

Цепи, цепи, разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая

Стёпой! - отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русская народная игра «Салки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.

Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я - салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я - салка!»

Игра повторяется.

Правила игры:

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Башкирская игра «Ласточки и ястребы»

Цель: развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве, внимание.

Описание игры: игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков.

Методические указания: внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).

Русская народная игра «Ткачиха»

Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге.

Описание: Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:

Я весёлая ткачиха,

Ткать умею лихо, лихо.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

Ткать умею лихо, лихо!

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку« (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.

Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

Русская народная игра «Медведь»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. «осалить».

«Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.

Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.

Русская народная игра «Горелочки с платочком»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Русская народная игра «Хромая лиса»

Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.

Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.

Валентина Борисова

Праздник народных игр

Дети заходят в зал и становятся полукругом:

1-Й РЕБЕНОК:

Пожалуйте, гости дорогие!

Давно мы вас ждем-поджидаем.

Праздник без вас не начинаем.

2-Й РЕБЕНОК:

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

3-Й РЕБЕНОК:

Сегодня будут игры, танцы, смех.

Радости хватит для всех.

Уважаемые родители! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. Играли, наверное, и вы, а теперь играют ваши дети. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.

Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать

Хоровод заведем, песню звонкую споем!

Дети исполняют хоровод «НА ГОРЕ-ТО, КАЛИНА». После хоровода дети остаются стоять в круге.

Игра ПЛЕТЕНЬ

Ребята, а вы знаете, что такое ПЛЕТЕНЬ? А ну-ка, покажите, как он плетется.

Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, и сплетают руки в ПЛЕТЕНЬ.

А родители смогут сплести ПЛЕТЕНЬ? Давайте, выходите, свое умение покажите.

Все вместе играют в игру «ПЛЕТЕНЬ».

На наших игрищах, игр разных тыща!

В играх рот не разевай – ловкость, смелость проявляй!

Сейчас я приглашу силачей силой помериться. А игра называется «МЕД и САХАР».

ИГРА «МЕД и САХАР»

Дети садятся на пол по два человека с одной стороны длинной палки и по два с другой. По сигналу начинают ее перетягивать, соревнуются, на чьей стороне больше силы, на стороне МЕДА или САХАРА. Победители определяются по результатам третьей игры. Первый раз играют дети, а затем папы.

А сейчас, девчонки-хохотушки! Запевайте-ка частушки!

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

И мальчишки не зевайте! Вы девчонкам подпевайте!

ЧАСТУШКИ

МАЛЬЧИКИ:

Ой, девчата-дорогие! Разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье вместе с вами погулять!

Мы частушек много знаем, все частушки разные!

Вы хорошие ребята, только пятки грязные!

МАЛЬЧИКИ:

Извиняюсь, дорогая, что к тебе я не пришел.

Штаны папины большие, а свои я не нашел!

Полюбила я тебя, а ты задаешься.

Я Сережку полюблю, с тобой не разберешься!

МАЛЬЧИКИ:

На гулянье собирался, мамка супу налила.

А с гулянья возвратился – подзатыльников дала.

Я хотела выйти замуж, мать корову не дает.

А жених такой попался – без коровы не берет.

МАЛЬЧИКИ:

Я за карие глаза, да за русую косу.

Дорогая, для тебя и корову принесу.

Меня мама родила, думала хорошая.

Развернула, посмотрела – кнопочка курносая.

МАЛЬЧИКИ:

Мы девчонок в своей группе очень уважаем.

Да пускай они нас любят – мы не возражаем.

Ваши ноги косолапы, ничего не топают.

Посмотрите-ка на наши – как задорно шлепают.

Мы ребята-дошколята, в Абакане мы живем.

В садик «Золушка» мы ходим, и частушки там поем.

Мы частушки вам пропели, дорогая публика.

За карманы не держитесь, не возьмем ни рублика.

Скажите-ка, ребята, кого боится мышка?

Кто бежит за ней вприпрыжку? (Кошка)

А еще чего боится мышка? (Мышеловки)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем все играть!

Мышеловку нам сделают родители. А мышками будут дети.

Родители становятся в круг парами лицом друг к другу, взявшись за руки. Дети бегают по кругу под сцепленными и поднятыми руками родителей, по сигналу руки опускают и «мышеловка ловит мышей».

А теперь, друзья, все вместе, звонкую споем мы песню.

Ансамбль девочек поет песню «Подай балалайку», припев поет весь зал.

А сейчас вы не зевайте, мою загадку отгадайте:

Сама не ест, а всех кормит? (Ложка)

Снова нас зовет игра.

Поиграем, детвора!

ИГРА «ГДЕ РАБОТА - ТАМ ЕДА»

Играют дети и родители. На расставленных по кругу стульях, лежат ложки. Играющих больше чем стульев. Не успевший взять ложку и занять стул – выбывает из игры.

Оркестр ПОЛЯНКА

А вот свистульки, трещотки, ложки.

Кто хочет поиграть немножко?

Шумовые инструменты: ложки, коробочки с крупой, хрустальные колокольчики, стукалки, дудочки, трещотка разложены на столах. Заранее подготовленный ребенок-дирижер управляет оркестром детей и родителей, которые аккомпанируют русской народной мелодии «Полянка».

У русского народа есть праздник – «МАСЛЕННИЦА». Так вот на этом празднике всегда играют игру «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО».

Будем праздник продолжать.

Будем в «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО» играть.

ИГРА «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО»

Дети становятся в колонны по 6 человек, ведущий с платочком (всего их 6 штук) стоит на противоположной стороне от команд. Первые в обеих командах обегают сначала свою команду, а потом, стремятся первыми забрать у водящего платочек. Побеждает команда, набравшая больше платочков. Играют сначала дети, а потом родители.

Делу время – потехе час.

Потанцуем мы сейчас.

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТАНЕЦ «САПОЖНИК»

На первую часть музыки:

Дети садятся по кругу на одно колено, имитируя соответствующие движения в такт музыке – они «сапожники». Родители-клиенты становятся перед сапожниками, выставляя ногу для починки обуви, стучат носком выставленной ноги, могут выполнять полуобороты туловищем вправо и влево, слегка пружиня ногами.

На вторую часть музыки:

Сапожники и клиенты подскоками кружатся в парах сначала вправо, затем влево.

По окончанию музыки:

Клиент раскланивается со своим партнером и переходит по кругу к другому сапожнику. Танец повторяется несколько раз.

Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу!

Кто-то к нам сюда идет…

На ширме появляется большая кукла Петрушки.

ПЕТРУШКА:

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте мамы и папы!

Я веселая игрушка. А зовут меня … (Петрушка).

А вас как зовут?

Я принес вам интересную игру, она про сказки, называется «ДОБАВЛЯЛКИ».

Игра ДОБАВЛЯЛКИ

Будете со мной играть?

1. Ок-ок-ок – покатился … (колобок!

2. Су-су-су – петушок прогнал… (лису!

3. Цо-цо-цо – снесла курочка… (яйцо!

4. Ят-ят-ят – серый волк не съел… (козлят!

5. А’на-а’на-а’на – несут лебеди… (Ивана!

6. Йок-йок-йок – не садись на… (пенек!

ПЕТРУШКА:

Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки!

А для родителей я тоже кое-что припас.

В магазин заходил, шарики для вас купил.

В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?

Кто секретик отгадает, тот подарок получает!

Вызванным родителям предлагается любым способом лопнуть шарик с запиской. Родитель зачитывает записку и отгадывает – кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.

1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство, в обмен на стиральную машину Индезит». (Старуха)

2. «Несу золотые яйца». (Курочка-Ряба)

3. «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино)

4. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит)

5. «Отмою все!». (Мойдодыр)

6. «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди)

ПЕТРУШКА:

И последняя загадка для всех:

Ок-ок-ок – стоит в поле… (Теремок)

Петрушка, а мы знаем игру про Теремок и будем сейчас играть!

ПЕТРУШКА:

Играйте-играйте, да про меня не забывайте,

Почаще в гости приглашайте! До свиданья!

Хотите поиграть в «Теремок»? Становитесь в хоровод.

ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ИГРА «ТЕРЕМОК»

Персонажами выбирают детей, родители и дети ведут хоровод. Действие идет по сказке «Теремок».

ВЕДУЩАЯ: Вот и подошел к концу наш праздник!

1-Й РЕБЕНОК: Игры в садике и смех, это главное для всех.

Мы друзья – ты и я, славная у нас семья!

2-Й РЕБЕНОК: Потому что вместе – веселей поются песни!

Потому что вместе – игры вдвое интересней!

Вместе смех смешней и еда вкусней!

ВЕДУЩАЯ: Играми, да плясками сыт не будешь.

Славится русский народ гостеприимством, да угощением!

3-Й РЕБЕНОК (с самоваром):

Мы идем, идем, идем! Самовар с собой несем!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Чай горячий на столе, пышки и варенье!

Приглашаем вас отведать наше угощенье!

ВЕДУЩАЯ: Чай пить – не дрова рубить! Приглашаем всех к столу!

Все проходят на чаепитие.

ЛИТЕРАТУРА

Н. Г. Куприна. Коммуникативные игры танцы в воспитании детей. Екатеринбург, 2002.

Проведение фольклорных праздников в детском саду. Псков, 1994.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх